ЭкспертМиК / Статьи / / / Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

В избранное

Содержание главы

  1. Кто такие публично-правовые образования: не чиновники, а особые участники гражданского оборота
  2. Чем государство и муниципалитет отличаются от обычных участников рынка
  3. Как работает правосубъектность публичных образований на практике

Исторически государство всегда владело чем-то ценным — землёй, ресурсами, деньгами, предприятиями. Через это участие в имущественных и экономических отношениях для него было естественным и неизбежным. Сегодня ситуация сохранилась, только изменилась форма.
Главное отличие современной модели — в том, что государство больше не «единственный владелец всего». На рынке оно — один из участников, наряду с компаниями и гражданами. Причём действует по тем же гражданско-правовым правилам.

Это прямо закреплено в п.1 ст.2 ГК РФ: в гражданских правоотношениях могут участвовать не только физические и юридические лица, но и публично-правовые образования.

Кто такие публично-правовые образования: не чиновники, а особые участники гражданского оборота

Публично-правовые образования — это юридическое обозначение государства и его территориальных подразделений. В их состав входят:

  • Российская Федерация;
  • субъекты РФ (республики, области, края, города федерального значения и др.);
  • муниципальные образования (городские и сельские поселения, округа, районы).

Важно понимать: публично-правовое образование — это не офис и не конкретный человек. Это условный участник правоотношений, который действует всегда через кого-то.

Кто может представлять интересы публичного образования:

  • органы государственной власти (федеральные и региональные);
  • органы местного самоуправления (муниципалитеты);
  • государственные и муниципальные предприятия и учреждения;
  • отдельные представители (например, по доверенности).


Ни одно действие от имени государства или муниципалитета не совершается «просто так». Нужны полномочия — либо по закону, либо по доверенности.

Чем государство и муниципалитет отличаются от обычных участников рынка

Публично-правовые образования — не такие, как все. Есть принципиальные отличия:

  • они создаются не по желанию владельца, а только в силу закона;
  • их цель — не прибыль, а выполнение публично-значимых функций (образование, медицина, транспорт и др.);
  • их участие в сделках строго регулируется нормативными актами;
  • их правоспособность ограничена: действовать они могут только в рамках своих публичных функций.

Особенность в том, что у государства двойная роль: оно и власть, и равноправный участник гражданских отношений. В сделках оно обязано играть по правилам рынка, а не давить административным ресурсом.

Как работает правосубъектность публичных образований на практике

Чтобы государство или муниципалитет мог участвовать в имущественных отношениях как полноценный игрок, нужны две вещи:

  1. Экономическая база — имущество, бюджет, ресурсы.
  2. Законные полномочия на совершение сделок, заключение договоров и участие в спорах.

Гражданский кодекс прописывает конкретные принципы участия публичных образований в гражданских отношениях.

Принцип равенства сторон

Государство не может «дожимать» партнёров своей властью. В гражданских сделках все равны — и обычный предприниматель, и администрация города, и федеральное министерство (ст. 124 ГК РФ).

Общие правила для всех

На государство и муниципалитет распространяются такие же нормы гражданского права, как и на другие юрлица, если только законом не установлено иное (ст. 124 ГК РФ).

Представительство

Любое действие от имени государства или муниципалитета совершается не абстрактно, а конкретными органами или их представителями.

Ответственность по обязательствам

Государство и муниципалитет несут гражданскую ответственность так же, как и все остальные. Но есть нюансы:

  • государство не отвечает по долгам муниципалитета;
  • муниципалитет не несёт ответственности за долги государства;
  • государственные и муниципальные предприятия (ГУПы, МУПы, учреждения) сами отвечают по своим обязательствам — бюджет учредителя их долги не покрывает (и наоборот).

Эти правила закреплены в ст. 126 ГК РФ.

При этом взыскание долгов возможно только за счёт имущества, которое принадлежит публичному образованию. Земля, леса, недра и другие стратегические ресурсы — под особой защитой и не всегда подлежат взысканию.

Обновлено11 апреля 2025
👈 ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
В уголовном праве есть чёткое правило: человек может быть привлечён к ответственности т...
Читать
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ 👉
Международное право — это не просто свод правил и договорённостей между странами. Это ц...
Читать