Аутосуггестия как составляющая психологической культуры руководителя органов внутренних дел

📅 2021 год
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Шумилина Ирина Вячеславовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
АУТОСУГГЕСТИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …..……………………………………………. 17
1.1. Психологическая культура личности в психологической науке …..…… 17
1.2. Особенности психологической культуры руководителей органов
внутренних дел Российской Федерации …………………………………………… 36
1.3. Теоретико-методологические основы использования аутосуггестии в
профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел
Российской Федерации …………………………………………………………. 68
1.4. Аутосуггестивные техники в структуре профессиональной
психологической культуры руководителей …………………………………… 80
Выводы по первой главе ……………………………………………………….. 99
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ АУТОСУГГЕСТИВНЫХ ТЕХНИК НА
УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ….….…… 102
2.1. Организация и методы эмпирического исследования аутосуггестии как
составляющей психологической культуры руководителя органов
внутренних дел Российской Федерации ……………………………….……… 102
2.2. Результаты исследования уровня психологической культуры и
личностных особенностей руководителей органов внутренних дел
Российской Федерации……………………………………………….…………. 114
2.3. Описание, апробация и результаты программы обучения
аутосуггестивным техникам руководителей органов внутренних дел
Российской Федерации .…………………………………………………………. 140
Выводы по второй главе………………………………………………………… 159
Заключение…………………………………………………………………………. 163
Список литературы ….………………..……………..……………………………. 167
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 194
Приложение А. Сценарий «фокус-групп» с психологами подразделений по
работе с личным составом органов внутренних дел по проблеме «Уровень
психологической культуры руководителей органов внутренних дел и
аутосуггестивные техники» …………….………………………………………. 194
Приложение Б. Методика «Психологическая культура личности» …………. 195
Приложение В. Таблицы ………………………………………………………… 199
Приложение Г. Упражнения для использования в программе обучения
аутосуггестивным техникам руководителей органов внутренних
дел…………………………………………………………………………….….. 205

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, указывается степень разработанности проблемы, формулируется цель исследования, задачи, а также объект и предмет, обозначается гипотеза. Раскрываются теоретико- методологические основы, теоретическая и практическая значимость исследования, обозначается научная новизна работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, содержатся сведения о достоверности и обоснованности результатов исследования.
Первая глава «Теоретико-методологические основы изучения аутосуггестии как составляющей психологической культуры руководителей органов внутренних дел Российской Федерации» включает в себя рассмотрение содержания в психологической науке конструкта «психологическая культура личности», особенностей психологической культуры руководителей органов внутренних дел Российской Федерации, анализ теоретико-методологических основ использования ими аутосуггестии в профессиональной деятельности, а также рассмотрение аутосуггестивных техник сквозь призму структуры профессиональной психологической культуры.
В параграфе 1.1. «Психологическая культура личности в психологической науке» раскрывается содержательный аспект понятия психологической культуры
личности, его сравнительная характеристика в интерпретации различных авторов, выделяются основные составляющие.
В психологической науке исследователи психологической культуры личности сходятся в некоторых элементах понимания этого конструкта, однако наблюдаются и существенные различия.
Проведенный теоретический анализ позволил предположить, что компонентами структурной модели психологической культуры личности можно определить: ценностно-смысловую направленность личности, взаимопонимание с социумом, саморегуляцию, самореализацию, самомотивацию, самопознание, принятые личностью общественные ценности (нормы и правила), социальный и эмоциональный интеллект, стратегии поведения.
В параграфе 1.2. «Особенности психологической культуры руководителей
органов внутренних дел Российской Федерации» раскрываются особенности профессиональной деятельности руководителя органов внутренних дел. Конструкт психологической культуры руководителя органов внутренних дел создается с учетом особенностей служебных компетенций.
Теоретико-методологический анализ имеющихся исследований, связанных с психологической культурой личности и особенностями управленческой деятельности в органах внутренних дел, позволил уточнить сущность понятия «психологическая культура руководителя органов внутренних дел Российской Федерации» и сформулировать следующее определение: психологическая культура руководителя органов внутренних дел Российской Федерации – это специфический способ преобразования своих индивидуально-личностных особенностей, способностей и умений взаимодействовать с подчиненными, профессиональными требованиями, самим собой и окружающим миром в такую внутреннюю структуру и такой способ поведения, который обеспечивает оптимальные условия для успешной реализации руководящих функций и гармоничной жизнедеятельности. В этой связи мы предполагаем, что именно сформированность психологической культуры выступает одним из значимых показателей успешности руководителя.
В параграфе проводится теоретический анализ особенностей психологической культуры руководителей органов внутренних дел Российской Федерации, ее взаимосвязь с другими психолого-управленческими феноменами,
а также определяются психологические требования к личности руководителя. На основе структурной модели психологической культуры личности с учетом взаимовлияния психолого-управленческих феноменов органов внутренних дел сформирована структурная модель психологической культуры руководителя органов внутренних дел (рис. 1), в которую включены следующие компоненты: лидерские качества, авторитет, профессионально важные качества и культура управления (стиль и методы), а также ядерный элемент – психологическая культура личности, имеющая внутреннюю структуру (рис. 2).
Рис. 1. Структурная модель психологической культуры руководителя органов внутренних дел Российской Федерации
Рис. 2. Структурная модель психологической культуры личности.
В параграфе 1.3. «Теоретико-методологические основы использования аутосуггестии в профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел Российской Федерации» проведен анализ теоретико- методологических основ использования аутосуггестии в профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел Российской Федерации. Рассматривая сложившиеся теоретико-методологические и практические представления ученых-психологов о феномене аутосуггестии и его использовании в деятельности руководителей органов внутренних дел, мы остановились на понимании аутосуггестии как процесса внушения. Априорной характеристикой аутосуггестии можно считать совпадение объекта и субъекта в процессе внушения, то есть самовнушение. Исторически учеными доказано позитивное практическое воздействие самовнушения на психическое и физическое
самочувствие человека путем вызывания у себя нужных восприятий и ощущений, а также повышения уровня саморегуляции, что является регулятором психосоматических реакций.
В параграфе 1.4. «Аутосуггестивные техники в структуре профессиональной психологической культуры руководителей» на основе анализа научной и практической психологической литературы рассмотрены актуальные направления аутосуггестивных технологий и возможности их реализации руководителями органов внутренних дел Российской Федерации. Следует отметить, что, в отличие от других методов суггестивных воздействий, самовнушение практически не имеет противопоказаний, что весьма удобно для рекомендаций по применению в любых ситуациях, как в профессиональной деятельности, так и в других сферах. Кроме того, аутосуггестивные воздействия имеют саногенетическое свойство, позволяют восстановить ресурсы как психики, так и организма.
Несмотря на то что методы аутосуггестии практически в ста процентах случаев становятся эгосинтонными (совместимые с собственными стандартами, абсолютно принимаемыми для себя) для любого человека, заниматься самовнушением в период обострений хронических заболеваний как физиологического, так и психического характера не рекомендуется рядом специалистов.
На основе обобщения проведенной теоретико-методологической работы предложена авторская модель психологической структуры личности, являющейся ядерным элементом психологической культуры руководителя органов внутренних дел Российской Федерации и состоящей из ценностно-смысловой направленности
личности, эмоционального и социального интеллекта, стратегии поведения, взаимопонимания с социумом, принятых личностью общественных ценностей, норм и правил, а также включающей аутосуггестивный компонент (саморегуляция, самореализация, самосознание, самомотивация). Нами обозначено, что аутосуггестивные техники выступают механизмом развития саморегуляции, самореализации, самосознания и самомотивации, при этом оказывают оптимизирующее воздействие на все структурные элементы психологической культуры руководителя органов внутренних дел Российской Федерации (рис. 2).
В диссертационном исследовании на основе теоретико-методологического осмысления исходных положений аутосуггестии и анализа практических подходов к аутосуггестивным техникам, а также научно-практической литературы определены актуальные направления реализации аутосуггестивных технологий для
руководителей органов внутренних дел и разработан конструктивный алгоритм их применения, который процессуально состоит из пяти последовательных этапов: ПОСТАНОВКА задачи для самовнушения (определение формулы самовнушения); СОЗДАНИЕ благоприятных условий для самовнушения; РЕАЛИЗАЦИЯ самовнушения; плавный ВЫХОД из состояния, созданного для самовнушения, в обычное состояние; УТИЛИЗИРОВАНИЕ результата.
Данный алгоритм построен на основе теоретико-методологического анализа, впоследствии уточнен при реализации в рамках настоящей диссертации эмпирического и экспериментального исследований (рис. 3).
Рис. 3. Алгоритм аутосуггестивной техники
Вторая глава «Изучение влияния аутосуггестивных техник на уровень психологической культуры руководителей органов внутренних дел Российской Федерации» описывает организацию и методы эмпирического исследования аутосуггестии как составляющей психологической культуры руководителя органов внутренних дел Российской Федерации, анализирует результаты исследования
уровня психологической культуры и личностных особенностей респондентов, также в ней приводится описание структурно-логической схемы обучения аутосуггестивным техникам руководителей органов внутренних дел Российской Федерации и результаты ее апробации.
В параграфе 2.1. «Организация и методы эмпирического исследования аутосуггестии как составляющей психологической культуры руководителя органов внутренних дел Российской Федерации» описываются этапы и методы эмпирического исследования, основанного на изложенных в первой главе диссертации методологических принципах, теоретических подходах и положениях отечественной и зарубежной науки: 1) поисково-аналитический; 2) эмпирико- экспериментальный; 3) результативно-внедренческий.
Определены основные задачи эмпирического исследования:
– изучение уровня сформированности психологической культуры руководителей органов внутренних дел и актуальности его развития на современном этапе;
–изучение готовности психологов подразделений психологической работы к обучению руководителей органов внутренних дел аутосуггестивным техникам;
– выявление взаимосвязи особенностей психологической культуры со стажем профессионально-служебной деятельности и личностными особенностями;
– разработка структурно-логической схемы обучения аутосуггестивным техникам руководителей органов внутренних дел;
– оценка эффективности проведенных мероприятий и разработка практических рекомендаций психологам подразделений по работе с личным составом органов
внутренних дел по введению аутосуггестивных техник в регулярное использование руководителями органов внутренних дел.
Экспериментальная работа включала в себя проведение констатирующего и формирующего экспериментов.
Отметим, что планируемый формирующий эксперимент в лабораторных условиях частично преобразовался в естественный ввиду вмешательства в него глобального кризиса, связанного с распространением вируса SARS-CoV-2 и объявлением 11 марта 2020 г. Всемирной организацией здравоохранения пандемии, а также введением в городе Москве 30 марта 2020 г. режима самоизоляции.
В параграфе 2.2. «Результаты исследования уровня психологической культуры и личностных особенностей руководителей органов внутренних дел Российской Федерации» приводятся результаты констатирующего эксперимента.
Констатирующий эксперимент способствовал ориентации в особенностях изучаемой проблемы, ее актуальности и готовности психологов подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации к обучению аутосуггестивным техникам руководителей, а также изучению особенностей психологической культуры руководителей органов внутренних дел в зависимости от стажа службы. В связи с этим респонденты были поделены на группы согласно стажу службы в должности руководителя: 1-я группа – стаж до 5 лет; 2-я группа – от 5 до 10 лет; 3-я группа – от 10 до 15 лет; 4-я группа – от 15 до 20 лет; 5-я группа – от 20 лет и более.
На этапе констатирующего эксперимента в целях изучения уровня развития психологической культуры руководителей органов внутренних дел Российской Федерации использовалось групповое фокусированное стандартизированное интервью с психологами. Были проведены четыре фокус-группы по авторскому сценарию с аудиофиксацией результатов с психологами подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел, обучающихся по программе дополнительной профессиональной подготовки в Академии управления МВД России. В работе фокус-групп приняли участие 38 психологов из различных регионов Российской Федерации.
Интересными оказались мнения участников фокус-групп относительно психологической культуры руководителей органов внутренних дел Российской Федерации (рис. 4).
Рис. 4. Оценка респондентами уровня психологической культуры руководителей органов внутренних дел
Так, 33% опрошенных ответили, что уровень психологической культуры руководителей органов внутренних дел можно охарактеризовать как имеющий большой диапазон различий. Наиболее часто назывались такие причины различий, как уровень подчинения подразделения, уровень образования и личностные качества самого руководителя. Около 11% респондентов отметили высокий уровень психологической культуры руководителей, работающих в сфере образовательных организаций системы МВД России; 28%, обобщая свой опыт работы с руководителями, – резюмировали уровень их психологической культуры как средний; 22%, опираясь на практические доводы, – назвали уровень недостаточным, ниже среднего; 6% – признали проблему низкого уровня психологической культуры руководителей в своих регионах.
Психологическое обследование прошел 231 руководитель органов внутренних дел с помощью факторного личностного опросника Р. Кеттелла (10-ФЛО – взрослый вариант). Данные обрабатывались в универсальной психодиагностической системе «Мультипсихометр»®. Содержание пунктов методики является достаточно богатым в плане описания личностных свойств, а значит – и характерологических предпосылок развития психологической культуры. Для решения задач исследования применен ресурсный подход к использованию данной методики, предполагающий на основе базовых шкал конструирование новых – для целей конкретного исследования.
Таким образом, было сформировано новое шкалирование, которое также включалось в дальнейший анализ данных. Шкалы «Общительность» и «Эмоциональная устойчивость» были усилены. Шкала «Общительность» – за счет
пунктов шкал «Смелость» и «Самодостаточность», шкала «Эмоциональная устойчивость» – за счет шкал «Напряженность» и «Самообвинение». Шкала «Нормативность» (название аналогично одной из так называемых «векторных» шкал Калифорнийского личностного теста) была сформирована из пунктов шкал «Добросовестность» и «Самоконтроль», также она по смыслу близка шкале «Сознательность» (следует отметить, что есть и другие переводы названия конструкта) из методик, основанных на «пятифакторной» модели личности. Шкала «Межличностная сензитивность» образована большей частью из пунктов шкалы «Смелость» с инвертированным ключом, частично в нее входят пункты шкалы «Напряженность». Шкала «Дружелюбие» составлена из пунктов шкалы «Подозрительность», также с инвертированным ключом, частично из пунктов шкал «Проницательность», «Самодостаточность» и «Напряженность». Из подходящих по
смыслу пунктов также составлена шкала «Энергичность». Расчет единомоментной надежности вновь сформированных шкал представлен в таблице 1.
Таблица 1. Сформированные шкалы
Дисперсии шкал
67,872 18,806 56,567 12,494 44,083 15,137 24,446 9,250
12,807 5,254 28,095 8,531
Суммы дисперсий пунктов
Альфа Кронбаха
ШКАЛЫ
Общительность-1 Эмоциональная устойчивость-1 Нормативность (сознательность) Дружелюбие
Межличностная сензитивность (коммуникативная тревожность) Энергичность
0,738 0,796 0,671 0,635
0,602 0,711
Выводом из проведенного констатирующего эксперимента можно считать следующие положения:
1. Исследование обнаружило недостаточный уровень развития психологической культуры у руководителей органов внутренних дел, в связи с чем актуализируется необходимость в специально организованных мероприятиях по развитию психологической культуры со стороны ведомственных психологов, особенно в начале службы в качестве руководителя.
2. Психологи подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации показывают достаточную профессиональную компетентность, а также готовность к обучению руководителей органов внутренних
дел аутосуггестивным техникам.
3. Исследование позволило констатировать некоторое стимулирующее влияние
первых пяти лет службы на рост у молодых руководителей мотивации самосовершенствования и развития коммуникативных качеств.
4. Свыше 15 лет службы в должности руководителя наблюдаются изменения в сторону снижения показателей, затрагивающих в основном не культурно- психологические стремления, а их реализацию.
5. Наибольшее влияние на развитие проявлений психологической культуры оказывают такие личностные (характерологические) переменные, как эмоциональная устойчивость, межличностная сензитивность, энергичность, самоконтроль.
6. На стратегии поведения в сложных ситуациях влияют такие личностные свойства, как эмоциональная устойчивость, самоконтроль, нормативность и
содержательно связанная с последней добросовестность, в меньшей степени – группа коммуникативных качеств: общительность, дружелюбие, межличностная сензитивность.
7. На развитие стратегий поведения в сложных ситуациях и культурно- психологические стремления влияют такие личностные свойства, как эмоциональная устойчивость и самоконтроль.
Таким образом, развивая эмоциональную устойчивость, межличностную сензитивность, энергичность, самоконтроль у руководителей органов внутренних дел Российской Федерации, возможно повысить как уровень психологической культуры, так и конструктивность стратегий поведения в сложных жизненных ситуациях. На развитие именно данных качеств и направлены аутосуггестивные техники.
В параграфе 2.3. «Описание, апробация и результаты программы обучения
аутосуггестивным техникам руководителей органов внутренних дел Российской Федерации» представлена структурно-логическая схема обучения аутосуггестивным техникам с учетом алгоритма их реализации для руководителей органов внутренних дел Российской Федерации (рис. 5) и ее воплощение в формирующем эксперименте.
Экспериментальная гипотеза была сформулирована в виде предположения о том, что реализация предложенных структурно-логической схемы и алгоритма способствует повышению уровня психологической культуры руководителя органов внутренних дел Российской Федерации и формированию зрелой личности.
В процессе обучения аутосуггестивным техникам предлагается конгруэнтно результатам определить цели и поэтапно следовать структурно-логической схеме занятия.
Каждое занятие состоит из вводной части; мини-лекции; обучающей части (повторение – закрепление – определение индивидуальной цели – выбор формы внушения); практической части (практика), включающей в себя три последовательных шага: расслабление, процесс внушения, выход из состояния аутосуггестии; шеринга; подведения итогов.
Согласно представленной структурно-логической схеме проводились целевые занятия с руководителями органов внутренних дел Российской Федерации: по повышению уровня стрессоустойчивости и эмоциональной устойчивости; по формированию готовности к осмысленному принятию решения в критических ситуациях; по развитию коммуникативной компетентности, совершенствованию навыков конструктивного общения; по формированию умений саморегуляции,
развитию навыков самомотивации, повышению уровня осознанности целей профессиональной деятельности.
Для усвоения навыка аутосуггестии блок повторялся еще раз, таким образом, для продуктивного усвоения техник аутосуггестии проведено шесть занятий, логически разделенных на три блока по два занятия. Участники формирующего эксперимента были объединены в экспериментальную и контрольную группы по 24 человека (всего 48). Средний возраст респондентов составил 38,95 лет. Продолжительность формирующего эксперимента, с учетом проведения первоначального и контрольного тестирований, в контрольной и экспериментальной группах составила 10 месяцев.
Структурно-логическая схема обучения аутосуггестивным техникам
Цель: повышение уровня стрессовой и эмоциональной устойчивости руководителей ОВД РФ, формирование готовности к осмысленному принятию решения в критических ситуациях
Цель: развитие коммуникативной компетентности сотрудников, совершенствование навыков конструктивного общения
Цель: формирование умений саморегуляции, развитие навыков самомотивации, повышение уровня осознанности целей профессиональной деятельности
ЭТАПЫ АЛГОРИТМА
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОВНУШЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ САМОВНУШЕНИЯ
УТИЛИЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА
Вводная часть: организационные моменты Мини-лекция: теоретическое раскрытие цели занятия
Обучающая часть
Практическая часть
I. Создание благоприятных условий. Расслабление, вхождение в измененное состояние сознания
II. Процесс самого внушения, произнесение установок и формирование постсуггестивных сигналов
Шеринг
Ожидаемые результаты
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОВНУШЕНИЯ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМУЛЫ УСТАНОВКИ)
Повторение, закрепление материала
Обучение новым техникам
ПЛАВНЫЙ ВЫХОД ИЗ СОСТОЯНИЯ, СОЗДАННОГО ДЛЯ САМОВНУШЕНИЯ, В ОБЫЧНОЕ СОСТОЯНИЕ
III. Выход из состояния суггестии/аутосуггестии
Развитие самоконтроля, эмоциональной устойчивости, повышение таких личностных показателей, как конструктивное ведения дел, смелость
Повышение таких личностных характеристик, как общительность, конструктивное общение, самооценка, дружелюбие, межличностная сензитивность, вступление в социальный контакт, ассертивное поведение
Скорректированные деструктивные показатели: напряженность, самообвинение, подо- зрительность. Развитие конструктивных характеристик: самоконтроль, проницательность, саморегуляция, саморазвитие
Рис. 5. Структурно-логическая схема обучения аутосуггестивным техникам с учетом алгоритма их реализации для руководителей органов внутренних дел Российской Федерации.
Принимая во внимание введенный режим самоизоляции, дизайн нашего формирующего эксперимента приобрел другую логику: первоначальное тестирование – обучающие аутосуггестии занятия с экспериментальной группой – нахождение участников контрольной и экспериментальной групп в режиме самоизоляции и дистанционного обучения (переживания непростых ситуаций по поводу своего здоровья и здоровья близких людей) – контрольное тестирование.
На этапе анализа результатов контрольного тестирования между группами появились значимые различия. Изменения (по шкалам, имевшимся в методике изначально), вопреки ожиданиям, затронули больше контрольную, чем экспериментальную группу, причем в основном произошло снижение показателей, имеющих социально-позитивный смысл: общительность, эмоциональная устойчивость, добросовестность, смелость, самоконтроль. Все эти
показатели стали выше у экспериментальной группы, но только за счет того, что снизились у контрольной.
В то же время проведенные воздействия показали эффективность в отношении изменений в стратегиях поведения в сложных ситуациях (методика SACS) и культурно-психологических стремлениях (методика Моткова), как явлений относительно подвижных, в значительной мере сознательно выстраиваемых и изменяемых в течение жизни. Касаемо базовых личностно-характерологических свойств (методика 10-ФЛО), то на них проведенные воздействия сказываются в меньшей степени, причем скорее в плане предупреждения негативных изменений в качествах, связанных с активностью и эмоциональным благополучием.
Таким образом, проведенные аутосуггестивные воздействия эффективны в отношении изменений в стратегиях поведения в сложных ситуациях (методика SACS) и культурно-психологических стремлениях (методика Моткова). Их влияние на базовые личностно-характерологические свойства в экстремальных условиях оказывает стабилизирующее воздействие, а личность, практикующая аутосуггестию, более устойчива в период воздействия на нее негативных факторов.
В заключении подведены результаты исследования, сформулированы основные выводы, выдвинуты предложения по оптимизации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации, обозначены перспективные направления дальнейших научных исследований.
Как показало наше диссертационное исследование, через уровень психологической культуры выражается качество самоорганизации и саморегуляции личности, а также качество отношений личности (к себе, к социуму, к природе).
Показателем развитой психологической культуры руководителя органов внутренних дел Российской Федерации выступают стремления к совершенствованию знаний в психологической сфере, модернизация персональных личностных и профессиональных характеристик, совершенствование коммуникативных качеств, развитие навыков саморегуляции и эмоциональной устойчивости, становление собственной культуры управления. Зрелость психологической культуры личности предопределяет осознание гармоничного мироощущения в социуме как в повседневной жизни, так и в служебной деятельности, предполагает сбалансированное взаимодействие с окружающими
людьми и внутренним миром, физическую активность и корректное функционирование организма, стремление на творческую реализацию и саморазвитие, саморегулирование своих психоэмоциональных состояний, что подтверждает гипотезу исследования.
Основные выводы исследования:
1. Рассмотрено содержание конструкта «психологическая культура» в психологической науке и построена структурная модель психологической культуры личности руководителя органов внутренних дел Российской Федерации, включающая в себя лидерские качества, авторитет, профессионально важные качества и культуру управления (стиль и методы). Ядерными элементами данного конструкта являются: ценностно-смысловая направленность личности, эмоциональный и социальный интеллект, стратегии поведения, взаимопонимание с социумом, принятые личностью общественные ценности, нормы и правила, а также аутосуггестивный компонент (саморегуляция, самореализация, самосознание, самомотивация).
2. Проведен анализ особенностей психологической культуры руководителей органов внутренних дел Российской Федерации и сформулировано определение, устанавливающее данный конструкт как специфический способ преобразования своих индивидуально-личностных особенностей, способностей и умений взаимодействовать с подчиненными, профессиональными требованиями, самим собой и окружающим миром в такую внутреннюю структуру и такой способ поведения, который обеспечивает оптимальные условия для успешной реализации руководящих функций и гармоничной жизнедеятельности.
3. Проанализированы теоретико-методологические основы использования аутосуггестии руководителями органов внутренних дел Российской Федерации и создан конструктивный алгоритм применения аутосуггестивных техник руководителями органов внутренних дел Российской Федерации, процессуально состоящий из пяти последовательных этапов: постановка задачи для самовнушения (определение формулы установки) – создание благоприятных условий для самовнушения – реализация самовнушения – плавный выход из состояния, созданного для самовнушения, в обычное состояние – утилизирование результата.
4. Определено место аутосуггестивных техник в структуре профессиональной психологической культуры руководителя как механизма развития саморегуляции, самореализации, самосознания и самомотивации, которые оказывают оптимизирующее воздействие на все структурные элементы психологической культуры руководителя органов внутренних дел Российской Федерации.
5.
становить, что аутосуггестивные воздействия оказывают позитивное влияние на изменения в стратегиях поведения в сложных ситуациях (повышение показателей конструктивных стратегий и снижение неконструктивных), на культурно-психологические стремления (саморазвитие) и их реализацию (самопознание, конструктивность общения), на базовые личностно-характерологические свойства (общительность, эмоциональная
устойчивость, энергичность, самоконтроль).
6. Установлено, что целенаправленное и специально организованное
обучение аутосуггестивным техникам и дальнейшее регулярное аутосуггестивное
Выбранные экспериментальные схемы и диагностический
инструментарий позволили у
воздействие эффективно в отношении конструктивных изменений в стратегиях поведения в сложных ситуациях и культурно-психологических стремлениях. Влияние аутосуггестии на базовые личностно-характерологические свойства в экстремальных условиях оказывает стабилизирующее воздействие, то есть личность руководителя органов внутренних дел, практикующего аутосуггестию, более устойчива в период действия на нее негативных факторов.
На основе проведенного исследования предлагается:
1. В связи с выявленным недостаточным уровнем развития психологической культуры у руководителей органов внутренних дел Российской Федерации специально организовывать мероприятия по развитию психологической культуры как в индивидуальной работе с психологами подразделений МВД России, а также в образовательном процессе по программам повышения квалификации образовательных организаций системы МВД России.
2. Провести работу по развитию программ повышения квалификации психологов подразделений психологической работы, в том числе через оптимизацию компетенций психологов владения аутосуггестивными технологиями и техникой обучения таковым. Данные мероприятия реализовывать в обучающем процессе по программам дополнительной профессиональной подготовки образовательных организаций системы МВД России.
3. Практическим психологам при осуществлении психологического обеспечения деятельности руководителей органов внутренних дел Российской Федерации предлагается проводить индивидуальные занятия с руководящим составом на основе апробированной структурно-логической схемы обучения аутосуггестивным техникам и с учетом разработанного в настоящем исследовании алгоритма применения аутосуггестивных техник.

Актуальность темы диссертационного исследования.
Характер транзитивности современного социума сегодня диктует
человечеству новые правила поведения каждого члена общества. Метаморфозы,
происходящие в течение последнего времени, привели к переосмыслению системы
ценностей, пересмотру приоритетов, новому взгляду на многие психологические
проблемы. В связи с этим в психологической теории и практике актуализировались
проблемы развития психологической культуры личности и оптимизации
заложенного в личности потенциала.
Многовековой опыт человеческой цивилизации показал, что в авангарде
любых профессий находятся только те, чей путь пролегает через самообразование,
активизацию механизмов интериоризации и экстериоризации, освоение умения
вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной
обработке. Основой жизнедеятельности на современном, весьма сложном для
общества, этапе смело можно назвать создание таких взаимоотношений, которые
основаны на моральных ценностях, взаимопонимании, гармоничном
самоощущении. В свою очередь, все эти факторы являются фундаментом
психологической культуры личности.
В современном мире наиболее конструктивным считается такой стиль
управленческой деятельности, который основан на общечеловеческих
и общественных ценностях через приоритет конкретных интересов каждого
человека. В таком случае профессиональные навыки руководителя предполагают
компетентность в собственной профессиональной деятельности
и в психологической сфере, особенно касаемо владения механизмами
антиципации, навыками эмпатии и ауторазвития.
Развитая психологическая культура руководителя органов внутренних дел1
Российской Федерации обуславливает профессиональную успешность
Далее – ОВД.
и психологическое здоровье, исключает социальную девиацию и психологическую
энтропию, что прогнозирует долголетие в управленческой и служебной деятельности.
Нормативные правовые акты1, в соответствии с которыми строится
профессиональная деятельность руководителя органов внутренних дел Российской
Федерации, указывают на то, что именно система личностных качеств и морально-
психологическая устойчивость к влиянию психотравмирующих факторов и
деструктивных воздействий определяют успешность в выполнении служебных
задач и высокую функциональную активность в любой обстановке.
Актуальность избранной темы обусловлена значимостью формирования
необходимых социально-психологических навыков у руководителей органов
внутренних дел Российской Федерации: высокого уровня самоорганизованности,
способности самоконтроля при воздействии стрессогенных факторов, устойчивой
волевой активности, конструктивного взаимодействия с подчиненными, развитого
интраиндивидного пространства.
Изучение и дифференциация аутосуггестивных техник подтверждают,
что обучение им в целях совершенствования психологической культуры
руководителей органов внутренних дел Российской Федерации имеет
кумулятивный характер и выступает эффективным инструментом в повышении
уровня управленческой компетентности.
Область диссертационного исследования соответствует требованиям паспорта
научной специальности 19.00.05 «Социальная психология»: п. 4 «Специфика
социально-психологического подхода к пониманию личности»; п. 5 «Основные
направления прикладных исследований и практической работы в социальной
психологии» (сфера управления, сфера организационного развития). Доводом и
основанием является проведенное исследование о влиянии обучения аутосуггестии
в структуре психологической культуры руководителя органов внутренних дел.
См.: Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов
внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900. URL :
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104260011(дата обращения: 10.04.2021); Об
утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел
Российской Федерации : приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660. URL : https://xn--b1aew.xn-
-p1ai/upload/site135/folderpage/007/186/715/prikaz660ot2013.pdf (дата обращения: 12.03. 2021.
Степень научной разработанности проблемы. Развитие практической
психологии, расширение сферы ее приложения в юридическую и
правоохранительную области социального пространства влекут за собой усиление
внимания к методам, направленным на решение задач психологической коррекции
и преобразования социально-психологических характеристик человека, группы,
организации.
В основу исследования легли идеи, изложенные в трудах: в области
применения суггестических и аутосуггестивных методов (В. М. Бехтерев (1911),
Э. Куэ (1920), М. Эриксон (1936), К. И. Платонов (1962), Г. К. Лозанов (1970),
К. М. Варшавский (1973), М. Е. Бурно (1975), Л. П. Гримак (1978), В. Н. Куликов
(1978), В. М. Кандыба (1984), В. Д. Глезер (1993), С. Гиллиген (1997), П. И. Буль
(2001), Э. Л. Росси (2001), Р. Д. Тукаев (2002) и др.); в области индивидуального
совершенствования во взаимосвязи с практикой профессионального
самопреобразования, проектирования позитивных личностных изменений
(Э. Эриксон (1963), Б. С. Братусь (1980), Ф. Перлз (1993), К. Роджерс (1994),
Н. Р. Битянова (1995), А. Г. Асмолов (2002), Д. А. Леонтьев (2002), И. В. Вачков
(2006), Л. А. Степнова (2001), В. П. Зинченко (2002), В. В. Козлов (2005),
Х. М. Алиев (2011) и др.); в области исследования психологической культуры
в целом и психологической культуры руководителя (К. А. Абульханова-Славская
(1982), Э. Ф. Зеер (1997), О. И. Мотков (1993), О. С. Анисимов (1998), А. А. Деркач
(2000), В. В. Семикин (2004), Т. Е. Егорова (2006), С. Л. Семенова (2006),
И. В. Савельева (2007), Л. Д. Демина (2011), Н. А. Лужбина (2011) и др.); в области
совершенствования психологической культуры и профессионально-личностного
развития руководителей органов внутренних дел (А.И. Китов (1979), А. Ю. Федотов
(2000), И. Б. Лебедев (2002), A. M. Столяренко (2002), А. Л. Журавлев (2004),
В. В. Вахнина (2005), И. Е. Реуцкая (2005), В. М. Поздняков (2005), С. Н. Федотов
(2011), В. И. Черненилов (2011), В. М. Крук (2012), Т. В. Мальцева (2012),
М. И. Марьин (2013), И. О. Котенев (2016) и др.).
Несмотря на историческое разностороннее изучение феномена
аутосуггестии, существует ряд малоизученных аспектов применения
аутосуггестивных техник, а также их воздействия и значения для психологической
культуры руководителя органов внутренних дел.
В связи с этим актуальность исследований определяется необходимостью
разрешения существующих противоречий:
– во-первых, между недостаточным теоретическим осмыслением социально-
психологических аспектов применения аутосуггестивных методов в деятельности
руководителя и объективно существующей обширной психопрактикой их
применении в психологии;
– во-вторых, между практической необходимостью в научно обоснованных
социально-психологических технологиях по развитию психологических
компетентности и культуры руководителя и отсутствием исследований
возможностей аутосуггестивных методов в деятельности руководителя;
– в-третьих, между отсутствием научно обоснованных обучающих программ
аутосуггестивных техник для руководителей и необходимостью оптимизации
социально-психологических технологий, обеспечивающих высокую устойчивость
личности, ее самостоятельность и адаптивность.
Цель исследования состоит в изучении влияния аутосуггестивных техник
на конструктивное изменение личностных параметров и уровня психологической
культуры руководителя органов внутренних дел Российской Федерации, а также в
разработке структурно-логической схемы обучения аутосуггестии и алгоритма
реализации аутосуггестивных техник для руководителей органов внутренних дел
Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание конструкта «психологическая культура»
в психологической науке.
2. Осуществить анализ особенностей психологической культуры
руководителей органов внутренних дел Российской Федерации.
3. Рассмотреть теоретико-методологические основы использования
аутосуггестии руководителями органов внутренних дел Российской Федерации.
4. Определить место аутосуггестивных техник в структуре профессиональной
психологической культуры руководителя.
5. Выбрать и апробировать экспериментальные схемы и диагностический
инструментарий, позволяющий эмпирически изучить уровень психологической
культуры и его изменения, а также личностные преобразования в процессе
применения аутосуггестии руководителями органов внутренних дел.
6. Проанализировать результаты исследования уровня психологической
культуры руководителей органов внутренних дел Российской Федерации, их
личностных особенностей.
7. Разработать, апробировать и внедрить структурно-логическую схему
обучения аутосуггестивным техникам и алгоритм их реализации для руководителей
органов внутренних дел Российской Федерации.
Объект исследования – психологическая культура руководителей органов
внутренних дел Российской Федерации.
Предмет исследования – аутосуггестивные техники как компонент
психологической культуры руководителя органов внутренних дел Российской
Федерации.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что
целенаправленное использование руководителями органов внутренних дел
аутосуггестии, направленной на развитие личности, может позитивно влиять на
социально-психологические качества, оптимальное использование совладающего
поведения, уровень психологической культуры.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Осуществлен теоретико-методологический анализ дефиниции
психологической культуры и предложено понятие психологической культуры
руководителя органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Впервые выявлены социально-психологические особенности
психологической культуры руководителей органов внутренних дел Российской
Федерации, проявляющиеся в лидерских качествах, авторитете, профессионально
важных качествах и культуре управления (стиль и методы).
3. Разработана структурная модель психологической культуры руководителя
органов внутренних дел Российской Федерации, отражающая суть понимания
психологической культуры личности в отечественной психологии. Структурно-
содержательный анализ модели воссоздает многокомпонентность
психологической культуры: ценностно-смысловая направленность личности,
взаимопонимание с социумом, саморегуляция, самореализация, самомотивация,
самопознание, принятые личностью общественные ценности (нормы и правила),
социальный и эмоциональный интеллект, стратегии поведения.
4. Определены психодиагностические критерии конструктивных личностных
изменений и уровня психологической культуры при использовании аутосуггестии,
а именно: высокие показатели по эмоциональной устойчивости, межличностной
сензитивности, энергичности и самоконтролю.
5. Обоснована эффективность влияния аутосуггестивных воздействий
в сложных жизненных ситуациях в отношении изменений в стратегиях поведения
и культурно-психологических стремлениях, а также стагнации базовых личностно-
характерологических свойств.
6. На основе результатов диссертационного исследования разработана
структурно-логическая схема обучения руководителей органов внутренних дел
Российской Федерации навыкам аутосуггестии, а также подготовлены учебное
пособие, дидактические материалы по вопросам аутосуггестии.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в
обогащении и уточнении существующих знаний о психологической культуре как
социально-психологическом феномене, в осуществлении систематизации
теоретических подходов и концепций использования аутосуггестии руководителями
и проведении теоретического анализа техник ее использования в профессиональной
деятельности. Полученные научные знания позволяют рассмотреть психологическую
культуру руководителей органов внутренних дел с точки зрения социально-
психологического подхода во взаимосвязи со стратегиями совладающего поведения
и социально-психологическими качествами личности.
Результаты исследования способствуют разработке теоретических
представлений о взаимосвязи высокого уровня психологической культуры
с высоким уровнем развития личности, ее зрелости.
Обнаружена корреляция между такими показателями развитой
психологической культуры, как эмоциональная устойчивость и самоконтроль
с оптимальными стратегиями поведения в сложных жизненных ситуациях.
Таким образом, выполненное диссертационное исследование вносит вклад в
социальную психологию через целостное и многостороннее рассмотрение
психологической культуры руководителя и роли аутосуггестии в развитии
социально-психологических качеств личности.
Практическая значимость работы заключается в выявлении, во-первых,
недостаточного уровня развития психологической культуры у руководителей
органов внутренних дел Российской Федерации, в связи с чем показана
необходимость в специально организованных мероприятиях по развитию
психологической культуры; во-вторых, готовности психологов подразделений по
работе с личным составом органов внутренних дел к обучению руководителей
органов внутренних дел аутосуггестивным техникам.
Кроме того, представлены и описаны актуальные направления аутосуггестии
по результатам анализа научно-практической литературы, среди которых
выделены наиболее эффективные: саморегуляция, аутогенная тренировка,
аффирмации, самовнушение.
На основе констатирующего эксперимента в зависимости от стажа в
руководящей должности раскрыты особенности психологической культуры
личности руководителя органов внутренних дел Российской Федерации на
современном этапе.
Предложены принципы и этапы применения аутосуггестивных техник
(поставить задачу для самовнушения (определить формулу установки) – создать
благоприятные условия для самовнушения – реализовать самовнушение – плавный
выход из состояния, созданного для самовнушения, в обычное состояние –
утилизирование результата) руководителями органов внутренних дел Российской
Федерации.
Результаты исследовательской работы используются в лекционных курсах и
семинарских занятиях по вопросам управления персоналом и личностного
саморазвития.
Методология и методы исследования.
Общенаучная методология исследования, состоящая из интегративного
подхода, предполагающего обобщение концептуальных достижений и методических
принципов нескольких теоретических подходов, и тенденции к поиску интегративной
концепции и оптимальной стратегии результативной работы (В. А. Мазилов (2005),
А. В. Юревич (2005), А. Л. Журавлев (2007), В. В. Козлов (2007), В. М. Поздняков
(2018), В. Н. Панферов (2018) и др.); системно-деятельностного подхода к изучению
психики, предопределяющего структуру и функционирование психических
процессов и их взаимовлияние (С. Л. Рубинштейн (1940, 1957), Б. Г. Ананьев (1968),
А. Н. Леонтьев (1977), Л. С. Выготский (1983) К. А. Абульханова-Славская (2003);
принципа единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейна (1930); принципа
системного анализа психологических явлений (Б. Ф. Ломов (1984); идеи о
междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его
изучению (Б. Ф. Ломов (1966), Б. Г. Ананьев (1980), В. Д. Шадриков (1982),
А. А. Бодалев (1995) и др.).
Конкретно-научную методологию исследования предопределили: концепция
субъекта деятельности А. В. Брушлинского (1994), теоретические конструкты по
проблеме личности, разработанные в трудах А. Ф. Лазурского (1908),
В. Н. Мясищева (1957), Б. Г. Ананьева (1980), К. А. Абульхановой-Славской
(1982), А. Г. Асмолова (2001), а также методологические принципы социальной
психологии, обоснованные Б. Ф. Ломовым (1984), Б. Д. Парыгиным (1971),
Г. М. Андреевой (2001), А. М. Столяренко (2001), А. Л. Журавлевым (2002),
В. М. Поздняковым (2016) и др.
В исследовании нашли отражение идеи междисциплинарных и других
психологических теорий: представления о конструкте «психологическая
культура», наиболее полно отраженные во взглядах А. А. Бодалева (1995),
О. И. Моткова (1993), А. А. Деркача (2001), В. В. Семикина (2004), Т. Е. Егоровой
(2006), С. Л. Семеновой (2006), И. В. Савельевой (2007), Л. Д. Деминой (2011),
Н. А. Лужбиной (2011), Э. Ф. Зеера (2012), В. М. Позднякова (2013) и др.;
воззрения на суггестивные и аутосуггестивные методы В. М. Бехтерева (1911),
М. Эриксона (1936), М. Е. Бурно (1975), К. М. Варшавского (1973), В. Н. Куликова
(1978), П. И. Буля (2001), В. А. Иванникова (2006) и др.
Поставленные в ходе исследования задачи решались в несколько этапов.
I этап: поисково-аналитический. Изучались и анализировались научно-
методическая литература, нормативные правовые акты и документы, зарубежный и
отечественный опыт по проблеме исследования, подвергались теоретическому
анализу материалы научно-практических конференций и интернет-ресурсов. Были
проведены определение понятийного аппарата, используемого в диссертации,
разработка программы и плана исследования, отбор методов и методик
исследования (2017–2018 гг.);
II этап: эмпирико-экспериментальный. На данном этапе осуществлялась
работа по организации и проведению эмпирического исследования и
экспериментальной работы в соответствии с целью, поставленными задачами и
выдвинутой гипотезой исследования диссертации. На данном этапе были подобраны
и сконструированы психодиагностические методы, с помощью которых
исследовались уровень психологической культуры руководителей органов
внутренних дел Российской Федерации и влияние на него и личностные особенности
аутосуггестивных техник. Экспериментальная работа включала в себя проведение
констатирующего и формирующего экспериментов (2018–2020 гг.);
III этап: результативно-внедренческий. На данном этапе интерпретировались,
обобщались и систематизировались полученные результаты исследования с
последующим внедрением (2019–2020 гг.).
Важное значение для диссертационного исследования имеет использование
формально-логического метода; систематизации и анализа научно-психологической
литературы, раскрывающей различные аспекты темы диссертационного
исследования; констатирующего и формирующего эксперимента с применением
аутосуггестивных техник.
При проведении констатирующего и формирующего экспериментов
применялись:
– групповые фокусированные стандартизированные интервью по
разработанному авторскому сценарию;
– психодиагностические методики («Психологическая культура личности»,
разработанная О. И. Мотковым; факторный личностный опросник Р. Кеттелла (10-
ФЛО – взрослый вариант), в модификации рекомендованной Координационно-
методическим советом по психологической работе с личным составом органов,
организаций, подразделений системы МВД России; опросник «Стратегии
преодоления стрессовых ситуаций» (Strategic Approach to Coping Scale, SACS)
разработанный С. Хобфоллом (S.E. Hobfoll), российская адаптация выполнена Н. Е.
Водопьяновой и Е. С. Старченковой);
– статистические методы: описательная статистика, рамочный
и качественно-количественный анализы данных, корреляционный анализ,
использовались U-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Стьюдента.
Математическая статистическая обработка была выполнена c помощью
стандартных и общепринятых в психологических исследованиях статистических
процедур. Использовались специализированные пакеты прикладных программ
Exсel 16.0 и Statistica, а также при обработке данных применялась универсальная
психодиагностическая система «Мультипсихометр»®.
Проведен комплекс психологических обследований с участием 261
респондента из 30 субъектов Российской Федерации, из них: психологи МВД России
– 38 человек; руководители органов внутренних дел Российской Федерации,
находящиеся на разных уровнях иерархической системы, проходящие обучение
в Академии управления МВД России по программам дополнительной
профессиональной подготовки и магистратуры, а также руководители, включенные
по своим профессиональным качествам в федеральный кадровый резерв
МВД России, – 223 человека. Данную выборку следует считать репрезентативной,
исходя из общего числа руководителей органов внутренних дел.
Положения, выносимые на защиту:
1. Психологическая культура руководителя органов внутренних дел
Российской Федерации – это специфический способ преобразования своих
индивидуально-личностных особенностей, способностей и умений
взаимодействовать с подчиненными, профессиональными требованиями, самим
собой и окружающим миром в такую внутреннюю структуру и такой способ
поведения, который обеспечивает оптимальные условия для успешной реализации
руководящих функций и гармоничной жизнедеятельности.
2. В структуру психологической культуры руководителя органов внутренних
дел Российской Федерации входят лидерские качества, авторитет,
профессионально важные качества и культура управления (стиль и методы).
Ядерными элементами данного конструкта являются: ценностно-смысловая
направленность личности, эмоциональный и социальный интеллект, стратегии
поведения, взаимопонимание с социумом, принятые личностью общественные
ценности, нормы и правила, а также аутосуггестивный компонент (саморегуляция,
самореализация, самосознание, самомотивация). Аутосуггестивные техники,
выступая механизмом развития саморегуляции, самореализации, самосознания и
самомотивации, оказывают оптимизирующее воздействие на все структурные
элементы психологической культуры руководителя органов внутренних дел
Российской Федерации.
3. Аутосуггестивные воздействия оказывают позитивное влияние на
изменения в стратегиях поведения в сложных ситуациях (повышение показателей
конструктивных стратегий и снижение неконструктивных), на культурно-
психологические стремления в части саморазвития и их реализацию в самопознание и
конструктивность общения, а также базовые личностно-характерологические свойства
(общительность, эмоциональная устойчивость, энергичность, самоконтроль).
4. Целенаправленное и специально организованное обучение аутосуггестивным
техникам, дальнейшее регулярное аутосуггестивное воздействие эффективно
в отношении конструктивных изменений в стратегиях поведения в сложных ситуациях
и культурно-психологических стремлениях. Влияние аутосуггестии на базовые
личностно-характерологические свойства в экстремальных условиях оказывает
стабилизирующее воздействие, то есть личность руководителя органов внутренних
дел, практикующего аутосуггестию, более устойчива в период действия на нее
негативных факторов.
5. Конструктивным является применение аутосуггестивных техник
руководителями органов внутренних дел Российской Федерации согласно алгоритму,
который процессуально состоит из пяти последовательных этапов: постановка задачи
для самовнушения (определение формулы установки) – создание благоприятных
условий для самовнушения – реализация самовнушения – плавный выход из состояния,
созданного для самовнушения, в обычное состояние – утилизирование результата.
Обоснованность и достоверность полученных данных обеспечивались
избранной методологической и теоретической позицией общей идеи научного
исследования, аргументированностью и разновидностью методов эмпирических
исследований, их надежностью и валидностью, репрезентативностью выборки
респондентов, а также статистической обоснованностью полученных выводов
и качественной интерпретацией результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись
в образовательном процессе Академии управления МВД России; в 15 научных
публикациях, в том числе четырех статьях в ведущих рецензируемых научных
изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, и учебном пособии;
докладывались на научно-практических конференциях, среди которых:
 Межведомственная конференция «Проблемы профессионально-личностного
роста сотрудников органов внутренних дел», 15 ноября 2018 г., ФГКОУ ВО
«Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
имени В. Я. Кикотя», Москва;
 Международная научно-практическая конференция, посвященная
130-й годовщине со дня рождения педагога, признанного ЮНЕСКО одним из четырех,
наиболее известных уважаемых в мире педагогов, определивших педагогическое
мышление прошлого века, А. С. Макаренко, 22 ноября 2018 г., ФГБОУ ВО
«Московский государственный университет технологий и управления
им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)», Москва;
 III Международная конференция «Теория и практика общественного
развития в свете современного научного знания», 25 апреля 2019 г., ОЧУ ВО
«Гуманитарно-социальный институт», Красково;
 II Международная научно-практическая конференция «Наука. Образование.
Инновации», 30 октября 2020 г., ФГБОУ ВО «Московский государственный
университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий
университет)», Москва;
 Всероссийская конференция по юридической психологии с международным
участием. Коченовские чтения «Психология и право в современной России»,
11–13 ноября 2020 г., ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-
педагогический университет», Москва.
Результаты исследования внедрены в практическую деятельность ЦСН БДД
МВД России и OMBД России по Нерюнгринскому району, образовательный процесс
Барнаульского юридического института МВД России и ФГБОУ ВО «Московский
государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
(Первый казачий университет)».
Структуру диссертации представляют введение, две главы, состоящие из семи
параграфов, заключение, список литературы и приложения с материалами научного
исследования, результаты обработки и рекомендуемые упражнения для
использования в программе обучения аутосуггестии. Общий объем составляет 212
страниц.

В диссертационном исследовании был проведен теоретико-
методологический анализ подходов к пониманию психологической культуры
личности и аутосуггестии как ее составляющей; рассмотрены особенности как
психологической культуры руководителей органов внутренних дел Российской
Федерации, так и использования ими аутосуггестии в профессиональной
деятельности; изучено влияние аутосуггестивных техник на уровень
психологической культуры руководителей органов внутренних дел Российской
Федерации, приведено описание и результаты апробации структурно-логической
схемы обучения аутосуггестивным техникам руководителей органов внутренних
дел Российской Федерации.
Как показало наше диссертационное исследование, через уровень
психологической культуры выражается качество самоорганизации и
саморегуляции личности, а также качество отношений личности (к себе, к социуму,
к природе). При развитом уровне психологической культуры человек гармонично
учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и
внешние требования социальных и природных сред. Развитость психологической
культуры обеспечивает личности конструктивную саморегуляцию, устойчивое
гармоничное функционирование, проявляющееся в преобладании хорошего
самочувствия; в глубоком понимании и принятии себя; в ориентациях на
конструктивное общение и ведение дел, на саморазвитие, на творческие процессы;
в удовлетворенности жизнью; в заботе о своем здоровье.
Проведенное исследование позволяет сделать общие выводы:
1. Рассмотрено содержание конструкта «психологическая культура» в
психологической науке и построена структурная модель психологической
культуры личности руководителя органов внутренних дел Российской Федерации,
включающая в себя лидерские качества, авторитет, профессионально важные
качества и культуру управления (стиль и методы). Ядерными элементами данного
конструкта являются: ценностно-смысловая направленность личности,
эмоциональный и социальный интеллект, стратегии поведения, взаимопонимание
с социумом, принятые личностью общественные ценности, нормы и правила, а
также аутосуггестивный компонент (саморегуляция, самореализация,
самосознание, самомотивация).
2. Проведен анализ особенностей психологической культуры
руководителей органов внутренних дел Российской Федерации и сформулировано
определение, устанавливающее данный конструкт как специфический способ
преобразования своих индивидуально-личностных особенностей, способностей и
умений взаимодействовать с подчиненными, профессиональными требованиями,
самим собой и окружающим миром в такую внутреннюю структуру и такой способ
поведения, который обеспечивает оптимальные условия для успешной реализации
руководящих функций и гармоничной жизнедеятельности.
3. Проанализированы теоретико-методологические основы
использования аутосуггестии руководителями органов внутренних дел Российской
Федерации и создан конструктивный алгоритм применения аутосуггестивных
техник руководителями органов внутренних дел Российской Федерации,
процессуально состоящий из пяти последовательных этапов: постановка задачи
для самовнушения (определение формулы установки) – создание благоприятных
условий для самовнушения – реализация самовнушения – плавный выход из
состояния, созданного для самовнушения, в обычное состояние – утилизирование
результата.
4. Определено место аутосуггестивных техник в структуре
профессиональной психологической культуры руководителя как механизма
развития саморегуляции, самореализации, самосознания и самомотивации,
оказывают оптимизирующее воздействие на все структурные элементы
психологической культуры руководителя органов внутренних дел Российской
Федерации.
5. Выбранные экспериментальные схемы и диагностический
инструментарий позволили установить, что аутосуггестивные воздействия
оказывают позитивное влияние на изменения в стратегиях поведения в сложных
ситуациях (повышение показателей конструктивных стратегий и снижение
неконструктивных), на культурно-психологические стремления (саморазвитие) и
их реализацию (самопознание, конструктивность общения), на базовые личностно-
характерологические свойства (общительность, эмоциональная устойчивость,
энергичность, самоконтроль).
6. Установлено, что целенаправленное и специально организованное
обучение аутосуггестивным техникам и дальнейшее регулярное аутосуггестивное
воздействие эффективно в отношении конструктивных изменений в стратегиях
поведения в сложных ситуациях и культурно-психологических стремлениях.
Влияние аутосуггестии на базовые личностно-характерологические свойства в
экстремальных условиях оказывает стабилизирующее воздействие, то есть
личность руководителя органов внутренних дел, практикующего аутосуггестию,
более устойчива в период действия на нее негативных факторов.
7. Доказана эффективность использования структурно-логической схемы
обучения аутосуггестивным техникам и алгоритм их реализации для
руководителей органов внутренних дел Российской Федерации.
На основе проведенного исследования предлагается:
1. В связи с выявленным недостаточным уровнем развития психологической
культуры у руководителей органов внутренних дел Российской Федерации,
специально организовывать мероприятия по развитию психологической культуры
как в индивидуальной работе с психологами подразделений МВД России,
так и в образовательном процессе по программам повышения квалификации
образовательных организаций системы МВД России.
2. Провести работу по развитию программ повышения квалификации
психологов подразделений психологической работы, в том числе через
оптимизацию компетенций психологов, по владению аутосуггестивными
технологиями и техникой обучения таковым. Данные мероприятия реализовывать
в обучающем процессе по программам дополнительной профессиональной
подготовки образовательных организаций системы МВД России.
3. Практическим психологам при осуществлении психологического
обеспечения деятельности руководителей органов внутренних дел Российской
Федерации предлагается проводить индивидуальные занятия с руководящим
составом на основе апробированной структурно-логической схемы обучения
аутосуггестивным техникам и с учетом разработанного в настоящем исследовании
алгоритма применения аутосуггестивных техник.
Результаты диссертации позволяют определить перспективные направления
дальнейших научных исследований:
– выявление особенностей психологической культуры руководителей
органов внутренних дел Российской Федерации, обусловленных спецификой
направленности профессионально-служебной деятельности;
– разработка диагностического комплекса для экспресс-мониторинга в ходе
обучения аутосуггестивным техникам изменений уровня психологической
культуры и личностных трансформаций;
– разработка психологически обоснованных путей оптимизации повышения
квалификации психологов подразделений психологической работы;
– экспериментальное апробирование программ семинаров-тренингов
профессионально-личностного роста руководителей органов внутренних дел
Российской Федерации, обеспечивающих овладение методами развития
психологической культуры личности.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Аутосуггестия как составляющая психологической культуры руководителя органов внутренних дел»

    Публикации автора в научных журналах

    Аутосуггестивные техники в структуре профессиональной психологической культуры руководителей органов внутренних дел
    И. В. Шумилина // Человеческий капитал. – 2– No 6 (126). – С. 189–196 (0,5 п.л.).Шумилина,И.В. Исследование особенностей психологической культуры руководителей территориальных органов внутренних дел Российской Федерации / И. В. Шумилина // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. – 2– Т. – No – С. 41–46 (0,4 п.л.).
    О роли аутосуггестии в формировании психологической культуры профессионала МВД России
    В сборнике: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы. Сборник материалов III Международной конференции. М. 2С. 290-(0,1 п.л.).Шумилина И.В. Саморазвивающая деятельность руководителя органов внутренних дел Российской Федерации // Сборник материалов II Международной научно - практической конференции «Наука. Образование. Инновации.». – Мелеуз, 2– С. 218–222 (0,3 п.л.).
    Влияние личностных характеристик на развитие психологической культуры руководителей органов внутренних дел
    И.В. Шумилина // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2– No С. 102-106 (0,4 п.л.).
    К вопросу о психологической культуре руководителей органов внутренних дел
    Психология и педагогика служебной деятельности. – М., 2– No – С. 87–(0,2 п.л.).Шумилина И.В. Психологическая культура и аутопсихологическая компетентность руководителей органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. М. 2No С. 284-(0,4 п.л.).
    Аутосуггестия как часть психологической культуры профессионала МВД России
    В сборнике: Теория и практика общественного развития в свете современного научного знания.Сборник материалов III Международной научной конференции. – Красково, 2– С. 362–364 (0,2 п.л.).Шумилина И.В. К вопросу о значении развития психологической культуры руководителей органов внутренних дел // В сборнике: Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды. Сборник материалов международной научно-практической конференции "Феномен наследия А. С. Макаренко", посвященной 130-й годовщине со дня рождения А.С.Макаренко. – М., 2– С. 324–327 (0,2 п.л.).
    Аутосуггестивный тренинг как элемент профессиональной подготовки руководителей органов внутренних дел
    Сборник материалов Международной научно-практической конференции IX Балтийский юридический форум «Закон и порядок в третьем тысячелетии». – Калининград, 2– С. 146–147 (0,1 п.л.).Шумилина И.В. К проблеме осмысления аутосуггестии как составляющей психологической культуры руководителя органов внутренних дел // В сборнике: Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2– С. 163–165 (0,2 п.л.).
    Совершенствование психологической культуры руководителей органов внутренних дел
    В сборнике: Педагогические исследования и разработки 2Сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза, 2– С. 84–87 (0,3 п.л.).25
    Постановка проблемы совершенствования психологической культуры руководителей органов внутренних дел
    Прикладная психология и педагогика. – М., 2– Т. – No – С. 16–23 (0,5 п.л.).Шумилина И.В. Саморазвитие руководителя органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях // В сборнике: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. – Москва, 2– С. 200–201 (0,1 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Социальная и личностная неопределенность как факторы социально-психологической дезадаптации курсантов военного вуза
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Структурные и содержательные особенности субъективного психологического хронотопа (на примере русских и армянских студентов)
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Взаимосвязь социально-психологической адаптированности детей и характеристик детско-родительских отношений в семьях мигрантов
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Социально-психологические и индивидуально-психологические факторы готовности к риску в процессе социализации курсантов в военном вузе
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»