Благотворительность в отечественном образовании, воспитании и просвещении в XIX– начале XX веков (на материалах Ставрополья и Терека)
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Благотворительность и российская система образования в XIX–
начале XX веков ………………………………………………………………………………………. 27
1.1. Эволюция системы отечественного образования и благотворительность
………………………………………………………………………………………………………………… 27
1.2. Деятельность государства по стимулированию и развитию
благотворительности в образовании …………………………………………………………. 41
Глава 2. Благотворительность в системе образования, воспитания и
просвещения на Ставрополье …………………………………………………………………… 53
2.1. Благотворительная практика в предоставлении помощи учащимся,
учителям, учебным и социальным учреждениям, населению в системе
начального образования и воспитательно-просветительной сфере ……………. 53
2.2. Благотворительность в системе среднего образования на Ставрополье.. 77
Глава 3. Благотворительность в образовании и просвещении детей и
взрослых в Терской области …………………………………………………………………….. 90
3.1.Становление и развитие системы образования в Терской области:
особенности и потребности ………………………………………………………………………. 90
3.2. Благотворительная практика в образовательно–воспитательной сфере и
просвещении как важнейший элемент механизма социокультурного освоения
и развития региона …………………………………………………………………………………. 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 145
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………….. 163
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Частные благотворительные общества ……………………… 184
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Устав Общества вспомоществования нуждающимся
учащимся Ставропольской 2-ой мужской гимназии ………………………………… 186
Введение диссертации содержит обоснование актуальности избранной
дляисследованияпроблемы;анализкачестваистепениее
историографического обеспечения; определение объекта, предмета, цели и
задач исследования, обоснование выбора хронологических и территориальных
его рамок; анализ источниковой базы диссертационной работы и определение
ее методологической основы; декларацию о научной новизне, теоретической и
практической значимости исследования; основные положения, выносимые на
защиту; разделы о достоверности и обоснованности выводов, соответствии
содержания диссертации паспорту научной специальности, апробации
результатов исследования и его структуре.
Главапервая«Благотворительностьироссийскаясистема
образования в XIX- начале XX веков» состоит из двух параграфов. В ней
исследуются основные этапы процесса трансформации отечественной системы
образования в указанный период и место и роль в нем благотворительной
деятельности. В первом параграфе «Эволюция системы отечественного
образования и благотворительность» к анализу привлечены базовые
документы, регулировавшие и определявшие содержание процесса развития
российской системы образования в XIX- начале XX вв. И, практически, в
каждомизнихреализуетсяотечественнаятрадицияопиратьсяна
«материальную поддержку заинтересованных общественных классов» в
обеспечении жизнедеятельности в социальной сфере. В 1811 г. документ
Министерства народного просвещения «Относительно назначения при уездных
училищах Почетных смотрителей» заложил основы процесса стремления
многих представителей имущих сословий быть полезными в развитии
отечественного образования. В Уставе учебных заведений 1828 г. благородные
пансионы при гимназиях предлагалось «устраивать» на добровольные
пожертвования дворянства. Устав гимназий и прогимназий 1864 г. вновь
подтвердил право сословных обществ, содержащих гимназии, прогимназии и
пансионы при них, избирать из своих рядов Почетных попечителей этих
заведений с самой главной обязанностью – заботиться об их материальном
благосостоянии.
В «Основных положениях о промышленных училищах» (ремесленных,
низших технических и средних технических) содержание последних отнесено
было на счет государства, земств, обществ, сословий и частных лиц. И с целью
обеспечения притока средств со стороны заинтересованных предпринимателей
закон от 1895 г. также разрешил создавать при училищах попечительские
советы из «местных, пользующихся почетной известностью, промышленных
деятелей».
Обществу, в лице общественных организаций, все интенсивнее
тяготевших к работе по просвещению населения, с 1876 г. власть особыми
правилами доверила все материальные заботы об устройстве народных
публичных чтений и читален, все более востребованных у населения по мере
продвижения страны по пути модернизации социально-экономических
отношений.
Заинтересованностьвластивскорейшейинтеграции
многонациональногоиполиконфессиональногоСеверногоКавказав
российское пространство влияла на усиленную государственную финансовую
поддержку продвигаемых здесь типов создававшихся учебных заведений. Со 2
июля 1860 г., с созданием Терской дирекции, развитие образовательного
процесса в изучаемом регионе получило серьезный импульс, в т. числе и
потому, что «Положением об управлении учебной частью на Кавказе»
Начальнику Терской области, как и ставропольскому губернатору, были
предоставлены права и обязанности попечителей учебного округа. Одной из
составляющих этих полномочий стала регуляция отношений в сфере
благотворения в образовании. При этом не только частной, но и
государственной.
Во втором параграфе «Деятельность государства по стимулированию
и развитию благотворительности в образовании» показывается, что
важность привлечения усилий участников благотворительного движения
привела к тщательной и подробной регламентации как порядка оказания
благотворительной помощи в образовании, так и поощрения благотворителей.
При этом разработанная система поощрений была продуманной, ступенчатой и
учитывала сложившиеся в отечественном благотворении традиции. Эта
система предполагала обязательность публикации информации о состоявшихся
пожертвованиях и их инициаторах в газетах; занесение имен благотворителей в
специальные прошнурованные книги, находящиеся в учебных заведениях;
наименование Почетными благотворителей, подаривших значительные суммы;
посвящение особо крупным благотворителям мраморных досок с их
изображением и информацией о пожертвовании; ходатайство перед престолом
об объявлении благоволения или награждении тех, кто жертвовал более 5 000
рублей; представление чиновников, пожертвовавших более 20 000 рублей, к
получению знака отличия; ходатайство перед духовными властями о
поощрении жертвователей из духовной среды. Предусматривалась и
возможность, по желанию наследников и на их средства, установки памятников
усопшим на территории образовательного заведения, завещавшим дарение
крупных сумм в пользу данного учебного заведения или учащихся.
КомитетМинистровотслеживалисполнениекрупных
благотворительных обязательств в образовании со стороны частных лиц и
сословныхорганизаций.Какиоценивал,впериодпрохождения
разрешительной процедуры, посильность их исполнения. К тому обязывало в
первуюочередьто,чтомногиекрупныеблаготворительныеакции
приурочивались благотворителями к значимым событиям в императорской
семье, к приезду царя или членов его семьи в регионы. Во-вторых, – законом
установленные правила о награждении жертвователей требовали прозрачности
процедуры и легитимности даримых средств. Показательно, что и установление
званий Почетных попечителей и Почетных блюстителей определенных
учебных заведений, при том, что отдавалось на откуп местных властей,
сопровождалось обязательным условием в виде масштабной и постоянной
благотворительности претендентов на звания в пользу этих учебных заведений.
Согласно закону 1902 г. все органы попечения об образовании
передаются от Министерства внутренних дел в ведение Министерства
народного просвещения. Более современную нормативную базу для создания и
полноценнойдеятельностиобщественныхорганизаций,вт.числе
занимающихся благотворительностью в условиях значительных изменений,
произошедших в стране и в благотворительном движении, в частности, дали
Временные правила об обществах и союзах от 4 марта 1906 г. Новый закон
отдал на места право разрешать к открытию общественные организации,
упростив и значительно ускорив эту процедуру. Хотя базовый документ для
деятельности в благотворении – Устав об общественном призрении,- продолжая
действовать, значительно сужал возможности участников благотворительного
движения в стране, и в образовательно-воспитательной сфере, в частности.
Глававторая«Благотворительностьвсистемеобразования,
воспитания и просвещения на Ставрополье» посвящена изучению процесса
реализации благотворительной практики в предоставлении помощи учащимся,
учителям, учебным и социальным учреждениям, населению Ставрополья в
системе начального и среднего образования и воспитательно-просветительной
сфере.
Анализ, проведенный в рамках параграфа первого «Благотворительная
практика в предоставлении помощи учащимся, учителям, учебным и
социальным учреждениям, населению в системе начального образования
и в воспитательно-просветительной сфере» показал, что становление и
развитие благотворительной практики в образовательно-просветительной
сфере на Ставрополье проходило одновременно с освоением региона и
становлением этой сферы жизнедеятельности, что во многом и предопределило
содержание и особенности исследуемого процесса.
Интерес городского населения Ставрополья и местной власти к созданию
начальных образовательных учреждений, выражавшийся в сборе купечеством
и мещанами по подписке необходимой для «устроения училища» суммы,
привел к открытию в Ставрополе в 1811г., а в Георгиевске – в 1818 г., первых
приходских училищ, переросших затем в уездные. Это был результат и первых,
по существу, благотворительных акций в пользу образования в изучаемом
регионе. Крестьяне же, составлявшие подавляющее большинство населения
продолжающего заселяться Ставрополья, долгое время не рассматривали, в
качестве первоочередной, задачу обучения детей грамоте. Поэтому первое
сельское народное училище, Новогригорьевское, появляется здесь только к
1839 году. В 70-е гг. XIX в. в большинстве сел губернии работали народные
училища Министерства народного просвещения, школы грамоты и церковно-
приходские школы. При этом школы, работавшие под эгидой Министерства,
преобладали в числе значительно. С 1871 г. можно говорить о наличии в
Ставропольской губернии трех категорий сельских начальных народных
училищ Министерства народного просвещения: начальное образцовое училище
(содержалось за счет казны); штатное начальное училище (содержалось на
деньги, собираемые в виде налогов с государственных крестьян); общественное
нештатное начальное училище (содержалось на средства сельских обществ,
решивших открыть у себя школу).
Растущие в числе начальные городские училища, предоставлявшие
бесплатное начальное образование детям горожан, находились в более
выигрышном положении, чем сельские, с точки зрения их материальной базы и
учебно-методического обеспечения. При этом часть их них опекалась
отдельными благотворителями или благотворительными организациями: им
дарились или безвозмездно предоставлялись в пользование здания, завещались
капиталы; передавались учебные пособия и литература; части особо
нуждающихся учеников выдавались пособия и т.д.
Содержание второго параграфа «Благотворительность в системе
среднего образования на Ставрополье» показывает, что история становления
и развития среднего образования на Ставрополье в изучаемый период связана с
наличием ограниченных возможностей у малочисленного и, в основном,
небогатого дворянства, и первоначальной незаинтересованностью купечества в
процессе создания первых светских средних учебных заведений в регионе на
условиях, предложенных в начале XVIII в. российским правительством в
рамках либеральных реформ Александра I. Поэтому лишь возможность лично
быть замеченным властями, а, особенно, государем, приезжавшим с
инспекцией,положиланачалопроцессублаготворительногоучастия
представителей состоятельных сословий в создании и деятельности с 1837 г.
первой гимназии в г. Ставрополе.
К 1904 году Ставрополь имел 5 средних светских учебных заведений: 2
мужские гимназии и 3 женские. И практически, работа каждой из них
сопровождалась деятельной поддержкой благотворительных организаций в
лице, прежде всего, обществ вспомоществования недостаточным учащимся.
Базовыми формами помощи, оказывавшейся Обществами вспомоществования
недостаточным учащимся, действовавшими в соответствии с типовыми
уставами, были взнос денег за право учения нуждающихся учащихся,
безвозмездная выдача учебных пособий, выдача пособий для приобретения
одежды, пищи, лекарств, а также оплата их проживания на квартире. При этом
особую активность в рамках работы таких организаций все больше проявляет
растущая в числе и прибавляющая в социальной деятельности интеллигенция.
Помощь,оказываемаяОбществаминедостаточнымгимназистками
гимназистам, была адресной, и оказывалась только по результатам изучения
имущественногоположенияпретендентов.СредстваОбществ
вспомоществования складывались из взносов его членов и из добровольных
пожертвований.
Начинаетсяпостепенныйпроцессспециальногообъединения,с
попечительными целями, жителей ставропольской провинции на пути
организации помощи недостаточным студентам и студенткам –ставропольцам,
обучающимся в высших учебных заведениях страны.
Новые условия, а именно, – приобщение все большего числа неграмотных
и малограмотных ставропольцев к образованию, диктуют необходимость в
корректировке алгоритма действий и таких давно работающих на ниве помощи
вразвитииобразованияорганизаций,какОбществосодействия
распространению народного образования в г. Ставрополе. Помимо привычных
форм работы, члены Общества все больше практикуют открытие и
совершенствование работы общеобразовательных курсов для взрослых,
позволявших получить среднее образование.
Третья глава «Благотворительность в образовании и просвещении
детей и взрослых в Терской области» посвящена изучению, в рамках двух
параграфов, благотворительной практики в образовательно – просветительной
сфере Терской области в контексте становления и развития здесь системы
образования. В первом параграфе «Становление и развитие системы
образования в Терской области: особенности и потребности» показывается,
что к моменту создания области в качестве полноценного административного
субъекта Российской империи регион, практически, не имел светского
образования, а конфессиональное обслуживалось мусульманскими школами в
виде коранической школы, мектебе и медресе, обучение в которых сводилось к
изучению Корана и религиозных правил, и, частично, приходскими школами,
опекаемыми Осетинской духовной комиссией. Начальный период процесса
становления системы образования, отвечавшей потребностям Терской области
и учитывавшей все особенности нового региона Российской империи, был
связан с активной деятельностью в этом направлении Общества восстановления
православного христианства на Кавказе, выступившего в данной сфере
последователем Осетинской духовной комиссии, и военных властей. Первое
занялось формированием и расширением сети приходских школ для беднейших
слоев местного населения, а главный штаб Кавказской армии (с подключением
к процессу формирующихся гражданских управленческих структур) –
открытием горских и полковых школ. Отдельные попытки горских обществ
создать и содержать начальные учебные заведения завершались, даже в случае
их открытия, недолговечностью существования последних в силу нехватки
средств, отсутствия учительских кадров и др.
Анализ источников и объемов финансирования учебных заведений,
предоставлявших начальное образование, как и женских «среднеучебных»
заведений, показал его недостаточность (за исключением большинства
станичных школ), при том, что получавшие начальное образование
представляли, как правило, бедные слои населения. Требовалось и серьезное
благотворительное участие в создании и обеспечении деятельности сети
начальных школ в местах компактного проживания горских народов. К
обучающимся, нуждавшимся в финансовой и иной помощи в получении
образования, относились и многие студенты-терцы, продолжавшие свое
образование в высших учебных заведениях Российской империи.
В параграфе втором «Благотворительная практика в образовательно
– воспитательной сфере и просвещении как важнейший элемент
механизма социокультурного освоения и развития региона» в качестве
главных факторов, влиявших на направления благотворительной активности в
Терской области в изучаемой сфере, названы , практически, подавляющая
неграмотность большинства местного населения, отсутствие у ряда из народов
письменности; отсутствие к началу изучаемого периода системы светского,
даже начального, образования; постоянное переселенческое движение в регион,
происходившее из внутренних губерний России; актуальность становления и
необходимость догоняющего развития системы современного российским
реалиям образования в области. Факторы, определившие характер и масштабы
изучаемого процесса, – заинтересованность светской и православной власти в
скорейшем втягивании населения в российское социокультурное пространство;
наличиенеравнодушнойнациональнойинтеллигенции;привычкак
благотворению военных и гражданских представителей славянских этносов в
рамках отечественных традиций благотворения; накопленный российским
социумомпрактическийопытблаготворительнойдеятельностив
просветительно-образовательнойивоспитательнойсферах;развитие
общественной инициативы по результатам буржуазных реформ второй
половины XIX в. в стране.
В истории благотворительности в образовательно-воспитательной сфере
Терской области присутствовала, как и по всей стране, и серьезная частная
составляющая. Десятки людей ежегодно помогали нуждающимся в помощи
учащимся, педагогам и даже отдельным учебным заведениям лично. С момента
создания в 1861 г. Дирекции народных училищ Терской области частные
благотворители передавали целевым образом средства через счета этого
ведомства,крометогопожертвованияделалисьчерезвойсковую
администрацию и городские управления.
В Заключении представлены итоги исследования. По мере развития
Ставрополья и Терской области в качестве субъектов российского государства,
благотворительность в образовании и просвещении становится неотъемлемой
частью их жизнедеятельности. Ее масштабы, направления и формы
определялись сложившимися традициями благотворения в российской
культуре, потребностями региона, особенностями социального состава и
конфессиональной принадлежностью населения.
Опека осуществлялась через сбор средств на создание, дарение или
безвозмездное предоставление в пользование зданий начальным училищам,
завещание им капиталов, передачу учебных пособий и литературы, выдачу
части особо нуждающихся учеников и учителей пособий и т.д. С 1870-х гг.
начинается процесс создания благотворительных школ, в т.ч. национальных,
братских и воскресных. Начало благотворительной практики в среднем
образовании на Ставрополье связано с созданием первой гимназии в г.
Ставрополе и личной инспекцией ее императором в 1837 г. Весомую роль в
создании и укреплении традиции попечения о среднем образовании сыграли
командующий войсками на Кавказской линии, ставропольские губернаторы и
замещавшиедолжностьПочетногоПопечителяпервойгимназии
состоятельные горожане.
Анализ источников и объемов финансирования учебных заведений
показал его особую недостаточность в части предоставлявших начальное
образование (за исключением большинства станичных школ) и женских
«среднеучебных»заведений.Особеннонуждалсявсерьезном
благотворительном участии процесс создания и обеспечения деятельности сети
начальных школ в местах компактного проживания горских народов. К
нуждавшимся в финансовой и иной помощи в получении образования
относились и многие студенты-терцы, получавшие образование в высших
учебных заведениях Российской империи.
Последняя четверть XIX в.- время значительного усиления присутствия
благотворительных обществ в образовании в регионе. На Ставрополье в сфере
попечения о начальном и внешкольном образовании это выражалось, прежде
всего, в форме создания и обеспечения ими деятельности народных училищ.
Общества также оказывали помощь наиболее нуждающимся учащимся через
приобретение для них учебных пособий, одежды, продуктов питания, лекарств;
создавали приюты для детей, оставшихся без попечения родителей, и обучали
в них грамоте и ремеслам; организовывали развивающие детские площадки,
благотворительныеи,одновременно,просветительныевыставки;
организовывали бесплатные народные чтения и воскресные школы; создавали
библиотеки; оказывали материальную поддержку учителям; создали и
обеспечили работу учительского санатория и т.д. Подобные организации, число
которых в первое десятилетие XX века приблизилось к 20-ти, создавались и в
городе (в большинстве своем), и на селе, часть их были мононациональными и
моноконфессиональными.
Работа, практически, каждого светского среднего учебного заведения
губерниииобластисопровождаласьдеятельнойподдержкой
благотворительных организаций в виде, в большинстве своем, обществ
вспомоществования недостаточным учащимся, действовавших в соответствии
с типовыми уставами. Базовыми формами помощи с их стороны были взнос
денег за право учения нуждающихся учащихся, безвозмездная выдача учебных
пособий, выдача пособий для приобретения одежды, пищи, лекарств, а также
оплата их проживания на квартире. Помощь, оказываемая данными
обществами,былаадресной,оказываясьпорезультатамизучения
имущественного положения претендентов.
Социальный состав благотворителей в образовании и просвещении
определялся, во многом, периодом в социально-экономическом развитии
страны и региона, а также особенностями региона. На Ставрополье сначала это
были отдельные представители купечества и, в значительно меньшем числе,
чем во внутренних губерниях России, дворянства. Среди вторых на всем
протяжении изучаемого процесса ведущую роль играли лица, занимавшие
высшие должности в военной и гражданской власти, и их супруги, как и в
Терской области. Церковь, как социальный институт, и духовенство, как
сословие, в качестве идеолога и практика благотворения в его христианском
толковании, постоянно присутствуют в изучаемом процессе, при этом в
Терской области они стояли у его истоков.
Постепенно в процесс втягиваются сословные общества купцов, мещан,
а также крестьяне – в Ставропольской губернии, казачество и военные – на
Тереке. С 1870-х гг. интеллигенция, в том числе и национальная, растущая в
числе и прибавляющая в социальной деятельности, начинает проявлять особую
активность в деле благотворительного участия в развитии всех форм
образования и просвещения, создавая соответствующие общественные
организации. При этом неизменной остается активная благотворительная
деятельность в изучаемой сфере женщин.
Актуальность темы исследования. Современная Россия, отказавшись
от модели государственного устройства, предусматривавшей исключительно
государственное обеспечение деятельности образовательно–воспитательной
системы в стране, оказалась в ситуации, связанной не только с возможностью
материального и в иных формах общественного участия в развитии названной
системы, но и с очевидной потребностью в этом для отдельных категорий,
обучающихся в связи с ростом социального расслоения в условиях рыночной
экономики. Поэтому научный анализ подобного, достаточно масштабно
представленного в отечественной дореволюционной культуре, опыта весьма
актуален: его знание и использование дает возможность сделать наше
продвижение по пути обеспечения роста культурно – образовательного и
профессионального уровня населения более успешным, решая параллельно и
не менее важную задачу – вовлечения как можно большего количества
граждан в процесс активного участия в организации собственной жизни на
местах.
Включение в географические рамки исследования, наряду со
Ставропольем, и территории Терской области дает возможность не только
обратиться к региональному опыту, но и глубже изучить особенности
процесса становления и развития системы образования и просвещения с
элементами социального попечения как части механизма вовлечения народов
Северного Кавказа в российское социокультурное пространство. Ведь
общеизвестно, что именно расцвет культуры народов Северного Кавказа по
следам их присоединения к России стал одним из важнейших последствий
межкультурного диалога1.
Скаков Ю.А. Юг России и Северный Кавказ как перекресток культур и пространство
Востребованность изучения процесса благотворительного участия в
становлении и развитии системы образования и просвещения на Ставрополье
и Терской области в XIX– начале XX вв. актуализируется и результатами
проведенного исследователем анализа характера и масштабов научного
поиска в избранной сфере.
Избрав обьектом исследования благотворительность в системе
отечественного образования и просвещения в XIX – начале XX вв. в процессе
ее развития, его предметом мы видим благотворительность в становлении и
развитии образования, в том числе внешкольного, и просвещения на
Ставрополье (с 1802 г.) и в Терской области (с 1860 г.) до 1917 г.
Цель диссертационного исследования: провести комплексный анализ
истории благотворительности в образовании и просвещении на территории
Ставропольской губернии и Терской области в XIX – начале XX вв.
Реализация обозначенной цели предполагает постановку следующих задач
исследования:
– проследить основные события процесса эволюции системы
отечественного образования, внешкольного образования и просвещения, и
особенности ее становления и функционирования на Северном Кавказе в XIX
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!