Благотворительность в отечественном образовании, воспитании и просвещении в XIX– начале XX веков (на материалах Ставрополья и Терека)

Политова Александра Витальевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Благотворительность и российская система образования в XIX–
начале XX веков ………………………………………………………………………………………. 27
1.1. Эволюция системы отечественного образования и благотворительность
………………………………………………………………………………………………………………… 27
1.2. Деятельность государства по стимулированию и развитию
благотворительности в образовании …………………………………………………………. 41
Глава 2. Благотворительность в системе образования, воспитания и
просвещения на Ставрополье …………………………………………………………………… 53
2.1. Благотворительная практика в предоставлении помощи учащимся,
учителям, учебным и социальным учреждениям, населению в системе
начального образования и воспитательно-просветительной сфере ……………. 53
2.2. Благотворительность в системе среднего образования на Ставрополье.. 77
Глава 3. Благотворительность в образовании и просвещении детей и
взрослых в Терской области …………………………………………………………………….. 90
3.1.Становление и развитие системы образования в Терской области:
особенности и потребности ………………………………………………………………………. 90
3.2. Благотворительная практика в образовательно–воспитательной сфере и
просвещении как важнейший элемент механизма социокультурного освоения
и развития региона …………………………………………………………………………………. 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 145
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………….. 163
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Частные благотворительные общества ……………………… 184
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Устав Общества вспомоществования нуждающимся
учащимся Ставропольской 2-ой мужской гимназии ………………………………… 186

Введение диссертации содержит обоснование актуальности избранной
дляисследованияпроблемы;анализкачестваистепениее
историографического обеспечения; определение объекта, предмета, цели и
задач исследования, обоснование выбора хронологических и территориальных
его рамок; анализ источниковой базы диссертационной работы и определение
ее методологической основы; декларацию о научной новизне, теоретической и
практической значимости исследования; основные положения, выносимые на
защиту; разделы о достоверности и обоснованности выводов, соответствии
содержания диссертации паспорту научной специальности, апробации
результатов исследования и его структуре.
Главапервая«Благотворительностьироссийскаясистема
образования в XIX- начале XX веков» состоит из двух параграфов. В ней
исследуются основные этапы процесса трансформации отечественной системы
образования в указанный период и место и роль в нем благотворительной
деятельности. В первом параграфе «Эволюция системы отечественного
образования и благотворительность» к анализу привлечены базовые
документы, регулировавшие и определявшие содержание процесса развития
российской системы образования в XIX- начале XX вв. И, практически, в
каждомизнихреализуетсяотечественнаятрадицияопиратьсяна
«материальную поддержку заинтересованных общественных классов» в
обеспечении жизнедеятельности в социальной сфере. В 1811 г. документ
Министерства народного просвещения «Относительно назначения при уездных
училищах Почетных смотрителей» заложил основы процесса стремления
многих представителей имущих сословий быть полезными в развитии
отечественного образования. В Уставе учебных заведений 1828 г. благородные
пансионы при гимназиях предлагалось «устраивать» на добровольные
пожертвования дворянства. Устав гимназий и прогимназий 1864 г. вновь
подтвердил право сословных обществ, содержащих гимназии, прогимназии и
пансионы при них, избирать из своих рядов Почетных попечителей этих
заведений с самой главной обязанностью – заботиться об их материальном
благосостоянии.
В «Основных положениях о промышленных училищах» (ремесленных,
низших технических и средних технических) содержание последних отнесено
было на счет государства, земств, обществ, сословий и частных лиц. И с целью
обеспечения притока средств со стороны заинтересованных предпринимателей
закон от 1895 г. также разрешил создавать при училищах попечительские
советы из «местных, пользующихся почетной известностью, промышленных
деятелей».
Обществу, в лице общественных организаций, все интенсивнее
тяготевших к работе по просвещению населения, с 1876 г. власть особыми
правилами доверила все материальные заботы об устройстве народных
публичных чтений и читален, все более востребованных у населения по мере
продвижения страны по пути модернизации социально-экономических
отношений.
Заинтересованностьвластивскорейшейинтеграции
многонациональногоиполиконфессиональногоСеверногоКавказав
российское пространство влияла на усиленную государственную финансовую
поддержку продвигаемых здесь типов создававшихся учебных заведений. Со 2
июля 1860 г., с созданием Терской дирекции, развитие образовательного
процесса в изучаемом регионе получило серьезный импульс, в т. числе и
потому, что «Положением об управлении учебной частью на Кавказе»
Начальнику Терской области, как и ставропольскому губернатору, были
предоставлены права и обязанности попечителей учебного округа. Одной из
составляющих этих полномочий стала регуляция отношений в сфере
благотворения в образовании. При этом не только частной, но и
государственной.
Во втором параграфе «Деятельность государства по стимулированию
и развитию благотворительности в образовании» показывается, что
важность привлечения усилий участников благотворительного движения
привела к тщательной и подробной регламентации как порядка оказания
благотворительной помощи в образовании, так и поощрения благотворителей.
При этом разработанная система поощрений была продуманной, ступенчатой и
учитывала сложившиеся в отечественном благотворении традиции. Эта
система предполагала обязательность публикации информации о состоявшихся
пожертвованиях и их инициаторах в газетах; занесение имен благотворителей в
специальные прошнурованные книги, находящиеся в учебных заведениях;
наименование Почетными благотворителей, подаривших значительные суммы;
посвящение особо крупным благотворителям мраморных досок с их
изображением и информацией о пожертвовании; ходатайство перед престолом
об объявлении благоволения или награждении тех, кто жертвовал более 5 000
рублей; представление чиновников, пожертвовавших более 20 000 рублей, к
получению знака отличия; ходатайство перед духовными властями о
поощрении жертвователей из духовной среды. Предусматривалась и
возможность, по желанию наследников и на их средства, установки памятников
усопшим на территории образовательного заведения, завещавшим дарение
крупных сумм в пользу данного учебного заведения или учащихся.
КомитетМинистровотслеживалисполнениекрупных
благотворительных обязательств в образовании со стороны частных лиц и
сословныхорганизаций.Какиоценивал,впериодпрохождения
разрешительной процедуры, посильность их исполнения. К тому обязывало в
первуюочередьто,чтомногиекрупныеблаготворительныеакции
приурочивались благотворителями к значимым событиям в императорской
семье, к приезду царя или членов его семьи в регионы. Во-вторых, – законом
установленные правила о награждении жертвователей требовали прозрачности
процедуры и легитимности даримых средств. Показательно, что и установление
званий Почетных попечителей и Почетных блюстителей определенных
учебных заведений, при том, что отдавалось на откуп местных властей,
сопровождалось обязательным условием в виде масштабной и постоянной
благотворительности претендентов на звания в пользу этих учебных заведений.
Согласно закону 1902 г. все органы попечения об образовании
передаются от Министерства внутренних дел в ведение Министерства
народного просвещения. Более современную нормативную базу для создания и
полноценнойдеятельностиобщественныхорганизаций,вт.числе
занимающихся благотворительностью в условиях значительных изменений,
произошедших в стране и в благотворительном движении, в частности, дали
Временные правила об обществах и союзах от 4 марта 1906 г. Новый закон
отдал на места право разрешать к открытию общественные организации,
упростив и значительно ускорив эту процедуру. Хотя базовый документ для
деятельности в благотворении – Устав об общественном призрении,- продолжая
действовать, значительно сужал возможности участников благотворительного
движения в стране, и в образовательно-воспитательной сфере, в частности.
Глававторая«Благотворительностьвсистемеобразования,
воспитания и просвещения на Ставрополье» посвящена изучению процесса
реализации благотворительной практики в предоставлении помощи учащимся,
учителям, учебным и социальным учреждениям, населению Ставрополья в
системе начального и среднего образования и воспитательно-просветительной
сфере.
Анализ, проведенный в рамках параграфа первого «Благотворительная
практика в предоставлении помощи учащимся, учителям, учебным и
социальным учреждениям, населению в системе начального образования
и в воспитательно-просветительной сфере» показал, что становление и
развитие благотворительной практики в образовательно-просветительной
сфере на Ставрополье проходило одновременно с освоением региона и
становлением этой сферы жизнедеятельности, что во многом и предопределило
содержание и особенности исследуемого процесса.
Интерес городского населения Ставрополья и местной власти к созданию
начальных образовательных учреждений, выражавшийся в сборе купечеством
и мещанами по подписке необходимой для «устроения училища» суммы,
привел к открытию в Ставрополе в 1811г., а в Георгиевске – в 1818 г., первых
приходских училищ, переросших затем в уездные. Это был результат и первых,
по существу, благотворительных акций в пользу образования в изучаемом
регионе. Крестьяне же, составлявшие подавляющее большинство населения
продолжающего заселяться Ставрополья, долгое время не рассматривали, в
качестве первоочередной, задачу обучения детей грамоте. Поэтому первое
сельское народное училище, Новогригорьевское, появляется здесь только к
1839 году. В 70-е гг. XIX в. в большинстве сел губернии работали народные
училища Министерства народного просвещения, школы грамоты и церковно-
приходские школы. При этом школы, работавшие под эгидой Министерства,
преобладали в числе значительно. С 1871 г. можно говорить о наличии в
Ставропольской губернии трех категорий сельских начальных народных
училищ Министерства народного просвещения: начальное образцовое училище
(содержалось за счет казны); штатное начальное училище (содержалось на
деньги, собираемые в виде налогов с государственных крестьян); общественное
нештатное начальное училище (содержалось на средства сельских обществ,
решивших открыть у себя школу).
Растущие в числе начальные городские училища, предоставлявшие
бесплатное начальное образование детям горожан, находились в более
выигрышном положении, чем сельские, с точки зрения их материальной базы и
учебно-методического обеспечения. При этом часть их них опекалась
отдельными благотворителями или благотворительными организациями: им
дарились или безвозмездно предоставлялись в пользование здания, завещались
капиталы; передавались учебные пособия и литература; части особо
нуждающихся учеников выдавались пособия и т.д.
Содержание второго параграфа «Благотворительность в системе
среднего образования на Ставрополье» показывает, что история становления
и развития среднего образования на Ставрополье в изучаемый период связана с
наличием ограниченных возможностей у малочисленного и, в основном,
небогатого дворянства, и первоначальной незаинтересованностью купечества в
процессе создания первых светских средних учебных заведений в регионе на
условиях, предложенных в начале XVIII в. российским правительством в
рамках либеральных реформ Александра I. Поэтому лишь возможность лично
быть замеченным властями, а, особенно, государем, приезжавшим с
инспекцией,положиланачалопроцессублаготворительногоучастия
представителей состоятельных сословий в создании и деятельности с 1837 г.
первой гимназии в г. Ставрополе.
К 1904 году Ставрополь имел 5 средних светских учебных заведений: 2
мужские гимназии и 3 женские. И практически, работа каждой из них
сопровождалась деятельной поддержкой благотворительных организаций в
лице, прежде всего, обществ вспомоществования недостаточным учащимся.
Базовыми формами помощи, оказывавшейся Обществами вспомоществования
недостаточным учащимся, действовавшими в соответствии с типовыми
уставами, были взнос денег за право учения нуждающихся учащихся,
безвозмездная выдача учебных пособий, выдача пособий для приобретения
одежды, пищи, лекарств, а также оплата их проживания на квартире. При этом
особую активность в рамках работы таких организаций все больше проявляет
растущая в числе и прибавляющая в социальной деятельности интеллигенция.
Помощь,оказываемаяОбществаминедостаточнымгимназистками
гимназистам, была адресной, и оказывалась только по результатам изучения
имущественногоположенияпретендентов.СредстваОбществ
вспомоществования складывались из взносов его членов и из добровольных
пожертвований.
Начинаетсяпостепенныйпроцессспециальногообъединения,с
попечительными целями, жителей ставропольской провинции на пути
организации помощи недостаточным студентам и студенткам –ставропольцам,
обучающимся в высших учебных заведениях страны.
Новые условия, а именно, – приобщение все большего числа неграмотных
и малограмотных ставропольцев к образованию, диктуют необходимость в
корректировке алгоритма действий и таких давно работающих на ниве помощи
вразвитииобразованияорганизаций,какОбществосодействия
распространению народного образования в г. Ставрополе. Помимо привычных
форм работы, члены Общества все больше практикуют открытие и
совершенствование работы общеобразовательных курсов для взрослых,
позволявших получить среднее образование.
Третья глава «Благотворительность в образовании и просвещении
детей и взрослых в Терской области» посвящена изучению, в рамках двух
параграфов, благотворительной практики в образовательно – просветительной
сфере Терской области в контексте становления и развития здесь системы
образования. В первом параграфе «Становление и развитие системы
образования в Терской области: особенности и потребности» показывается,
что к моменту создания области в качестве полноценного административного
субъекта Российской империи регион, практически, не имел светского
образования, а конфессиональное обслуживалось мусульманскими школами в
виде коранической школы, мектебе и медресе, обучение в которых сводилось к
изучению Корана и религиозных правил, и, частично, приходскими школами,
опекаемыми Осетинской духовной комиссией. Начальный период процесса
становления системы образования, отвечавшей потребностям Терской области
и учитывавшей все особенности нового региона Российской империи, был
связан с активной деятельностью в этом направлении Общества восстановления
православного христианства на Кавказе, выступившего в данной сфере
последователем Осетинской духовной комиссии, и военных властей. Первое
занялось формированием и расширением сети приходских школ для беднейших
слоев местного населения, а главный штаб Кавказской армии (с подключением
к процессу формирующихся гражданских управленческих структур) –
открытием горских и полковых школ. Отдельные попытки горских обществ
создать и содержать начальные учебные заведения завершались, даже в случае
их открытия, недолговечностью существования последних в силу нехватки
средств, отсутствия учительских кадров и др.
Анализ источников и объемов финансирования учебных заведений,
предоставлявших начальное образование, как и женских «среднеучебных»
заведений, показал его недостаточность (за исключением большинства
станичных школ), при том, что получавшие начальное образование
представляли, как правило, бедные слои населения. Требовалось и серьезное
благотворительное участие в создании и обеспечении деятельности сети
начальных школ в местах компактного проживания горских народов. К
обучающимся, нуждавшимся в финансовой и иной помощи в получении
образования, относились и многие студенты-терцы, продолжавшие свое
образование в высших учебных заведениях Российской империи.
В параграфе втором «Благотворительная практика в образовательно
– воспитательной сфере и просвещении как важнейший элемент
механизма социокультурного освоения и развития региона» в качестве
главных факторов, влиявших на направления благотворительной активности в
Терской области в изучаемой сфере, названы , практически, подавляющая
неграмотность большинства местного населения, отсутствие у ряда из народов
письменности; отсутствие к началу изучаемого периода системы светского,
даже начального, образования; постоянное переселенческое движение в регион,
происходившее из внутренних губерний России; актуальность становления и
необходимость догоняющего развития системы современного российским
реалиям образования в области. Факторы, определившие характер и масштабы
изучаемого процесса, – заинтересованность светской и православной власти в
скорейшем втягивании населения в российское социокультурное пространство;
наличиенеравнодушнойнациональнойинтеллигенции;привычкак
благотворению военных и гражданских представителей славянских этносов в
рамках отечественных традиций благотворения; накопленный российским
социумомпрактическийопытблаготворительнойдеятельностив
просветительно-образовательнойивоспитательнойсферах;развитие
общественной инициативы по результатам буржуазных реформ второй
половины XIX в. в стране.
В истории благотворительности в образовательно-воспитательной сфере
Терской области присутствовала, как и по всей стране, и серьезная частная
составляющая. Десятки людей ежегодно помогали нуждающимся в помощи
учащимся, педагогам и даже отдельным учебным заведениям лично. С момента
создания в 1861 г. Дирекции народных училищ Терской области частные
благотворители передавали целевым образом средства через счета этого
ведомства,крометогопожертвованияделалисьчерезвойсковую
администрацию и городские управления.
В Заключении представлены итоги исследования. По мере развития
Ставрополья и Терской области в качестве субъектов российского государства,
благотворительность в образовании и просвещении становится неотъемлемой
частью их жизнедеятельности. Ее масштабы, направления и формы
определялись сложившимися традициями благотворения в российской
культуре, потребностями региона, особенностями социального состава и
конфессиональной принадлежностью населения.
Опека осуществлялась через сбор средств на создание, дарение или
безвозмездное предоставление в пользование зданий начальным училищам,
завещание им капиталов, передачу учебных пособий и литературы, выдачу
части особо нуждающихся учеников и учителей пособий и т.д. С 1870-х гг.
начинается процесс создания благотворительных школ, в т.ч. национальных,
братских и воскресных. Начало благотворительной практики в среднем
образовании на Ставрополье связано с созданием первой гимназии в г.
Ставрополе и личной инспекцией ее императором в 1837 г. Весомую роль в
создании и укреплении традиции попечения о среднем образовании сыграли
командующий войсками на Кавказской линии, ставропольские губернаторы и
замещавшиедолжностьПочетногоПопечителяпервойгимназии
состоятельные горожане.
Анализ источников и объемов финансирования учебных заведений
показал его особую недостаточность в части предоставлявших начальное
образование (за исключением большинства станичных школ) и женских
«среднеучебных»заведений.Особеннонуждалсявсерьезном
благотворительном участии процесс создания и обеспечения деятельности сети
начальных школ в местах компактного проживания горских народов. К
нуждавшимся в финансовой и иной помощи в получении образования
относились и многие студенты-терцы, получавшие образование в высших
учебных заведениях Российской империи.
Последняя четверть XIX в.- время значительного усиления присутствия
благотворительных обществ в образовании в регионе. На Ставрополье в сфере
попечения о начальном и внешкольном образовании это выражалось, прежде
всего, в форме создания и обеспечения ими деятельности народных училищ.
Общества также оказывали помощь наиболее нуждающимся учащимся через
приобретение для них учебных пособий, одежды, продуктов питания, лекарств;
создавали приюты для детей, оставшихся без попечения родителей, и обучали
в них грамоте и ремеслам; организовывали развивающие детские площадки,
благотворительныеи,одновременно,просветительныевыставки;
организовывали бесплатные народные чтения и воскресные школы; создавали
библиотеки; оказывали материальную поддержку учителям; создали и
обеспечили работу учительского санатория и т.д. Подобные организации, число
которых в первое десятилетие XX века приблизилось к 20-ти, создавались и в
городе (в большинстве своем), и на селе, часть их были мононациональными и
моноконфессиональными.
Работа, практически, каждого светского среднего учебного заведения
губерниииобластисопровождаласьдеятельнойподдержкой
благотворительных организаций в виде, в большинстве своем, обществ
вспомоществования недостаточным учащимся, действовавших в соответствии
с типовыми уставами. Базовыми формами помощи с их стороны были взнос
денег за право учения нуждающихся учащихся, безвозмездная выдача учебных
пособий, выдача пособий для приобретения одежды, пищи, лекарств, а также
оплата их проживания на квартире. Помощь, оказываемая данными
обществами,былаадресной,оказываясьпорезультатамизучения
имущественного положения претендентов.
Социальный состав благотворителей в образовании и просвещении
определялся, во многом, периодом в социально-экономическом развитии
страны и региона, а также особенностями региона. На Ставрополье сначала это
были отдельные представители купечества и, в значительно меньшем числе,
чем во внутренних губерниях России, дворянства. Среди вторых на всем
протяжении изучаемого процесса ведущую роль играли лица, занимавшие
высшие должности в военной и гражданской власти, и их супруги, как и в
Терской области. Церковь, как социальный институт, и духовенство, как
сословие, в качестве идеолога и практика благотворения в его христианском
толковании, постоянно присутствуют в изучаемом процессе, при этом в
Терской области они стояли у его истоков.
Постепенно в процесс втягиваются сословные общества купцов, мещан,
а также крестьяне – в Ставропольской губернии, казачество и военные – на
Тереке. С 1870-х гг. интеллигенция, в том числе и национальная, растущая в
числе и прибавляющая в социальной деятельности, начинает проявлять особую
активность в деле благотворительного участия в развитии всех форм
образования и просвещения, создавая соответствующие общественные
организации. При этом неизменной остается активная благотворительная
деятельность в изучаемой сфере женщин.

Актуальность темы исследования. Современная Россия, отказавшись
от модели государственного устройства, предусматривавшей исключительно
государственное обеспечение деятельности образовательно–воспитательной
системы в стране, оказалась в ситуации, связанной не только с возможностью
материального и в иных формах общественного участия в развитии названной
системы, но и с очевидной потребностью в этом для отдельных категорий,
обучающихся в связи с ростом социального расслоения в условиях рыночной
экономики. Поэтому научный анализ подобного, достаточно масштабно
представленного в отечественной дореволюционной культуре, опыта весьма
актуален: его знание и использование дает возможность сделать наше
продвижение по пути обеспечения роста культурно – образовательного и
профессионального уровня населения более успешным, решая параллельно и
не менее важную задачу – вовлечения как можно большего количества
граждан в процесс активного участия в организации собственной жизни на
местах.
Включение в географические рамки исследования, наряду со
Ставропольем, и территории Терской области дает возможность не только
обратиться к региональному опыту, но и глубже изучить особенности
процесса становления и развития системы образования и просвещения с
элементами социального попечения как части механизма вовлечения народов
Северного Кавказа в российское социокультурное пространство. Ведь
общеизвестно, что именно расцвет культуры народов Северного Кавказа по
следам их присоединения к России стал одним из важнейших последствий
межкультурного диалога1.
Скаков Ю.А. Юг России и Северный Кавказ как перекресток культур и пространство
Востребованность изучения процесса благотворительного участия в
становлении и развитии системы образования и просвещения на Ставрополье
и Терской области в XIX– начале XX вв. актуализируется и результатами
проведенного исследователем анализа характера и масштабов научного
поиска в избранной сфере.
Избрав обьектом исследования благотворительность в системе
отечественного образования и просвещения в XIX – начале XX вв. в процессе
ее развития, его предметом мы видим благотворительность в становлении и
развитии образования, в том числе внешкольного, и просвещения на
Ставрополье (с 1802 г.) и в Терской области (с 1860 г.) до 1917 г.
Цель диссертационного исследования: провести комплексный анализ
истории благотворительности в образовании и просвещении на территории
Ставропольской губернии и Терской области в XIX – начале XX вв.
Реализация обозначенной цели предполагает постановку следующих задач
исследования:
– проследить основные события процесса эволюции системы
отечественного образования, внешкольного образования и просвещения, и
особенности ее становления и функционирования на Северном Кавказе в XIX

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Благотворительность в становлении и развитии системы образования в Терской области (1861-1917 гг.)
    А.В. Политова //Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2– № – С. 89-(0,5 п.л.).
    А.В. Политова //История: факты и символы. – 2– №– С. 74-(0,5 п.л.).
    Эволюция системы отечественного образования и благотворительность
    А.В. Политова // Российская гуманитаристика на порогеXXI в.: труды молодых исследователей: сборник научных трудов. – Пятигорск,2– С. 83-(0,5 п.л.);
    Вовлечение образовательных структур СССР в оказании помощи фронту
    А.В. Политова // СССР, Северный Кавказ во Второймировой войне (1939-1945гг.): проблемы исторической памяти и региональнойистории: материалы Всероссийской научно-образовательной конференции (7мая 2020 г.). – Пятигорск, 2– С. 96-(0,5 п.л.);
    Благотворительность на Ставрополье во второй половине XIX в.: ее роль и влияние на среднее образование
    А.В. Политова //Университетская наука – региону 2020: VIII (65) ежегодная научно-практическая конференция (03-17 апреля 2020 г.). – Пятигорск, 2– Т.– С.89-(0,5 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Всесоюзное добровольное общество любителей книги (1974-1992): «организованное чтение» в контексте позднего советского общества
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
    Динамика коммемораций Н. М. Ядринцева в 1894 – 1994 гг.
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
    Польские военнопленные в лагерях Центральной России, 1919-1922 годы
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
    Повседневная жизнь рабочих Санкт-Петербурга в конце XIX – начале XX века
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»