Детская повседневность Советской России 1920-х гг. (на материалах Курганского и Шадринского округов)

Перова Марина Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ДЕТИ И ДЕТСТВО В ПРОЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ………………………………………………………………………………………………. 20
1.1. Детство в семейной политике Советской России 1920-х
годов……………………………………………………………………………… 20
1.2. Система призрения детей во властных постановлениях в 1920-е годы.
Регулирование труда несовершеннолетних …………………….……………..32
1.3. Законодательное регулирование системы образования в Советской России
1920-х годов и его влияние на детскую
повседневность…………………………………………………………………………………48
1.4. Наука о детях: педология и педагогика 1920-х годов как выполнение
государственного заказа на создание «нового
человека»………………………………………………………………………..66
ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В
СОВЕТСКОЙ ПРОВИНЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ КУРГАНСКОГО И
ШАДРИНСКОГО ОКРУГОВ)………………………………………………….81
2.1. Семейное пространство детской повседневности…………………………81
2.2. Детская повседневность в пространстве учреждений
призрения……………………………………………………………………….107
2.3. Образовательное пространство в повседневной жизни
детей…………………………………………………………………………….142
ГЛАВА 3. ПРАКТИКИ ДЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (НА
МАТЕРИАЛАХ КУРГАНСКОГО И ШАДРИНСКОГО ОКРУГОВ………..177
3.1. Пионерская организация как часть детской повседневной
жизни………..………………………………………………………………….177
3.2. Деятельное детство и советская
идеология…….………………………………………………………………….205
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….235
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………243

Во введении работы обосновывается ее актуальность, степень научной 15
изученности, определяется новизна и практическая значимость; формулируется объект и предмет, цель и задачи исследования; территориальные и хронологические рамки; основные положения, выносимые на защиту; характеризуется источниковая база и теоретико-методологическая основа; теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Дети и детство в проектах государственной власти» конструируется образ детской повседневности, наиболее приемлемый с точки зрения советского правительства.
В первом параграфе «Детство в семейной политике Советской России 1920-х годов» рассматривается советская политика в сфере семейной жизни, в том числе в области детско-родительских взаимоотношений.
После установления советской власти брак переходит из ведения церкви в ведение органов ЗАГСа. Семейная политика в исследуемый период отличается непостоянством, поиском наиболее рационального способа организации частной жизни советских граждан. Основными задачами в 1920-е гг. было обеспечение женщинам свободы для труда и политической активности, идеологически правильное воспитание детей, сокращение детской смертности. Происходило упрощение процедуры вступления в брак, развода, установления отцовства; светские семейные ритуалы замещали церковные; были легализованы аборты, организована поддержка работающим матерям, матерям-одиночкам. Советская политика в исследуемый период устранила понятие «родительская власть», ввела контроль над положением ребенка в семье, его здоровьем, образованием, условиями его содержания. С конца 1920-х гг. происходило укрепление института семьи, которое продолжилось в 1930-е: так, в 1936 г. были запрещены аборты, увеличена материальная поддержка матерей.
Во втором параграфе «Государственное регулирование системы призрения детей и труда несовершеннолетних» исследуется политика власти по отношению к детям, оставшимся вне семейного пространства, и место труда в детской повседневности.
После революционных событий 1917 г. система призрения детей стала государственным делом, были запрещены религиозные и частные благотворительные организации, создан Наркомат государственного призрения (в 1918 г. переименован в Наркомат социального обеспечения, с 1919 по 1920 гг. – Наркомат труда и социального обеспечения), появились Совет защиты детей, Комиссия по улучшению жизни детей и ряд других органов, боровшихся с беспризорностью. При этом, если изначально советская власть полагала
необходимым воспитывать в детских учреждениях максимально возможное
количество детей, то уже к середине 1920-х гг. от этой идеи отказались: сократилось число детских домов, возродился институт частной опеки, началась принудительная раздача детей в крестьянские семьи. В 1929 г. беспризорников приравняли к преступникам, воспитательные меры сменились наказанием. Важную роль в исправлении бывших беспризорных и малолетних преступников играл труд. Он же был неотъемлемой частью детской повседневности в семьях, где дети выполняли обязанности по дому, а при возможности вносили вклад в семейный бюджет.
В третьем параграфе «Законодательное регулирование системы образования в Советской России 1920-х годов и его влияние на детскую повседневность» рассматривается система образования, являвшаяся одним из основных механизмов распространения идеологического воздействия на детей.
С 1918 г. в школе было запрещено преподавание религиозных дисциплин, введено совместное обучение мальчиков и девочек. Дети получили право участвовать в управлении школой, поменялись отношения учителя и ученика, была устранена строгая дисциплина. Советская власть предпринимала попытки ввести всеобщее образование и ликвидировать неграмотность, осуществлению которых мешали финансовые и кадровые проблемы, в связи с чем политика государства в этой области постоянно корректировалась. В конце 1920-х гг. произошла переориентация советского государства от нэпа к индустриализации и коллективизации, что повлекло изменения образовательной системы. В 1930 г. было введено всеобщее начальное образование. В дальнейшем в 1930-е гг. произошла централизация системы образования, был введен строгий контроль над отдельными учреждениями и составом учителей. В 1934 г. проведена реформа среднего образования, в результате которой появилась классическая советская школа с классно-урочной системой преподавания, строгой дисциплиной и образовательной преемственностью.
В четвертом параграфе «Наука о детях: педология и педагогика 1920-х годов как выполнение государственного заказа на создание «нового человека» рассматриваются основные положения педологии, в задачу которой до 1936 г. входила разработка методов создания из детей советских граждан.
Одной из основных идей педологов была абсолютизация влияния на ребенка окружающей среды и воспитания, минимизация наследственных биологических факторов. В связи с этим предполагалось возможным переделывание человека путем помещения его в специальные условия. Педологи отказывались признавать за ребенком индивидуальные характеристики, в том числе, врожденные способности, считая, что из каждого можно воспитать гения, создав определенную среду. Важным
считалось убедить ребенка отказаться от индивидуального в пользу общего,
воспитать в нем чувство коллективизма и привить социалистические ценности. Это делалось через работу школ и общественных организаций, книги, фильмы, идеологически правильные игры. В целом 1920-е гг. отмечены экспериментаторством в сфере педологии и педагогики, тогда как в 1930-е установилось следование одному педагогическому курсу, а эксперименты в сфере педологии прекратились.
Во второй главе «Пространство детской повседневности в советской провинции (на материалах Курганского и Шадринского округов)» рассматривается влияние окружающего пространства – как предметного, так и эмоционально-личностного – на формирование детской личности.
В первом параграфе «Семейное пространство детской повседневности» исследуются дом и семья как наиболее важные пространства детской повседневности.
Бытовые условия в городе и в деревне, особенности питания, уровень финансового обеспечения, отношения родителей между собой, межпоколенческие взаимоотношения оказывали большое влияние на детей. В частности, они могли привести к отказу ребенка от родителей, неприятию семейных ценностей, сосредоточению на школьной и пионерской деятельности или, напротив, к поверхностному усвоению коммунистической идеологии, к сохранению традиционных взглядов и религиозности. По уровню образования, политическим взглядам, составу и другим критериям выделены следующие типы семейного пространства, по-разному воздействовавшие на ребенка: полная семья с большим количеством детей, живущая по устаревшим дореволюционным ценностям; полная коммунистическая семья; полная семья, внутри которой есть противостояние ценностных систем между взрослыми членами; неполная семья вдовы/вдовца, разведенной женщины или матери-одиночки; семья без родителей, где ребенка воспитывал дедушка/бабушка.
Во втором параграфе «Детская повседневность в пространстве учреждений призрения» изучается жизнь детей в детских домах и коммунах.
Несмотря на идею национализации всех детей, имевшую место в 1920-е гг., государство с трудом могло содержать даже сирот. В исследуемых округах были распространены примеры тяжелого материального положения детей, оказавшихся в учреждениях призрения. Основными проблемами, мешавшими созданию идеальных учреждений воспитания нового человека, являлись недостаток финансирования, халатное отношение местных властей и части персонала детдомов и коммун к своей
работе, некорректная оценка центром ситуации на местах, а также влияние улицы на
бывших беспризорников. На материалах Кургана и Шадринска прослеживаются изменения в советской политике по отношению к беспризорным и институту опеки, а также отношение воспитанников детских учреждений призрения к собственности, государству, труду, друг к другу.
В третьем параграфе «Образовательное пространство в повседневной жизни детей» идет речь о влиянии школы и других образовательных учреждений на детскую повседневность.
Выявлены такие проблемы организации обучения, как предоставление помещений и учебников школам, взаимоотношения детей и родителей с педагогами. Государственное обеспечение образования в 1920-е гг. было незначительным, а в некоторых случаях полностью отсутствовало, например, в Курганском округе более половины школ находились на местном обеспечении, что мешало реализации школьной политики. Тем не менее, школа занимала важное место в социальном самоопределении ребенка. Представители старшего поколения, чаще всего, с уважением относились к образовательным учреждениям, поскольку в исследуемый период и взрослые, и дети воспринимали школу как один из наиболее действенных социальных лифтов. В параграфе также рассматривается дошкольное образование, его место и роль в повседневной жизни детей.
В третьей главе «Практики детской повседневности (на материалах Курганского и Шадринского округов)» анализируется деятельная часть детской повседневной жизни, в которой проявлялись индивидуальные черты характера, воля, интересы детей, их ценностные установки, в том числе, отношение к власти и к воспитательной деятельности взрослых.
В первом параграфе «Пионерская организация как часть детской повседневной жизни» оценивается роль пионерии в жизни советских детей. Власть придавала ей важное значение в воспитательной политике, однако реальная деятельность пионерской организации не всегда соответствовала идеалу, так как зависела от многих факторов, в том числе от взрослых, работавших с детьми, и самих детей, их отношения к государственной идеологии, в частности, к пионерии, а также к семейным ценностям, часто противостоявшим идеям коммунизма. Мотивами вступления в пионерский отряд были как интерес к общественной деятельности и желание осознавать себя юным ленинцем – строителем коммунизма, так и стремление стать частью элитной группы детей, носить красный галстук и отдыхать в летнем лагере. Детям часто приходилось балансировать между пионерской жизнью и домашней средой, где царили религиозность и традиционные, дореволюционные
ценностные установки. В результате двойные стандарты и притворство нередко
становились нормой их жизни. Тем не менее, пионеры составляли своего рода авангард культурно-просветительской политики государства, были связующим звеном между дореволюционным укладом быта семей и передовой советской идеологией. Они, в частности, организовывали социалистические праздники, обучали не посещавших школу подростков и неграмотных взрослых, читали газеты и объясняли правила новой жизни старшим родственникам.
Во втором параграфе «Деятельное детство и советская идеология» исследуются различные направления детской активности, в том числе, взаимоотношения друг с другом, игры, чтение, просмотр кинофильмов, учеба, труд.
Чтение было одной из важных форм детского досуга в Курганском и Шадринском округах – за страсть к книгам даже исключали из школы. Редким, но желанным удовольствием было кино. Идеологические игры не приживались в детской среде, зато были распространены традиционные лапта, крокет, дочки-матери, катание на самодельных коньках и лыжах. Тотальный контроль над детским досугом и активностью, к которому стремилось государство, был невозможен, поскольку дети отказывались принимать неинтересные для них идеологические продукты и находили способы обходить запреты, например, воруя изъятые из библиотек книги. Особенно свободно дети чувствовали себя в провинции. Иногда они активно выражали недовольство политикой советской власти, в частности, коллективизацией – например, школьник А.Н. Корюкин из Мокроусовского района Курганского округа, обиженный за раскулаченного отца, сочинял антисоветские частушки. Другие, напротив, усваивали коммунистические ценности и осуждали тех, кто вел себя «по-мещански» и распространял «антисоветчину».
В заключении подводятся итоги работы. Проведенное исследование показало, что отношение советского государства к ребенку было двойственным. С одной стороны, дети считались материалом для «создания нового человека», представляли собой ценность как будущее страны, с другой, ребенок имел значение не как индивидуальность, а как деталь государственного организма. В силу ряда факторов – недостаток средств, проблема с кадрами – реальное пространство детской повседневности отличалось от того, что декларировала власть в 1920-е гг.
Большое влияние на детскую повседневность оказывали семья или детский дом, а также школа и пионерский отряд. Нередко идеологические противоречия между ценностями семьи и школы ставили ребенка в ситуацию выбора, приучали его приспосабливаться и притворяться.
Полунищий быт формировал у многих ценности, характеризуемые как
«мещанские». Большое влияние на детскую жизнь оказывали бытовые условия
дома, в школе и в детском доме, зачастую они были неприемлемыми. Многие дети мечтали вырваться из нищеты. Пионерская организация стремилась направить активность детей в идеологически верное русло, она привлекала детей, но часто проблемой на пути ее развития становилась личность пионервожатого, его нежелание работать или превратное истолкование роли пионерии. Навязать детям одобренные властью формы поведения и досуга: литературу, игры, фильмы и др. было достаточно сложно, поскольку они отвергали все, что казалось им не интересным.
В числе особенностей детской повседневности в советской России 1920-х гг. можно назвать: отличие реальной жизни детей от планируемого идеала, тяжелые материальные условия, раздвоенность детской жизни на школьную/пионерскую и домашнюю, интерес к чтению и образованию, часто искаженное восприятие социалистических ценностей, конфликт между «собственническими» интересами и коммунистической идеологией, желание возвыситься над неграмотными взрослыми, возможность влиять на представления властей о детстве.
Будучи наиболее подходящим материалом для создания нового человека в рамках советского проекта, дети, тем не менее, порой оказывались менее податливы, чем взрослые. Однако если власти удавалось сформулировать свои идеи так, что дети видели в них перспективы и интерес, возникал своего рода резонанс, который мог приводить детей к конфликтам со взрослыми членами семьи, сохранившими во многом досоветский образ мышления. При этом детей по большей части интересовала не идеология, а их детские дела. В то же время, детей привлекала возможность делать что-то значимое и «взрослое», которую давала пионерия и новая школа, им нравилось быть «маленькими гражданами большой страны». Многим советская власть дала то, о чем они мечтали, и они были ее активными и счастливыми сторонниками. Балансируя между ценностным миром патриархальной семьи и коммунистической идеологией, дети взрослели и становились уникальными советскими людьми.

Актуальность темы исследования. История повседневности – одно из
актуальных направлений в современной исторической науке, которое
позволяет углубить понимание событийной истории, проследить ее влияние
на жизнь простых людей, соотнести процессы, происходящие «внизу» и
«наверху», оценить степень самостоятельности рядового человека, его роль в
истории. Исследователь истории повседневности вводит в научный оборот
новые источники и переосмысливает уже изученные, в связи с чем часто
вносит коррективы в представления об исторических процессах.
Изучение детской повседневности 1920-х годов дает возможность
проследить становление советского человека на начальном этапе
существования нового государства и изменения в проекте советского детства,
человека, общества, а также определить роль взрослых в реализации этого
проекта, понять степень влияния на детство объективных социальных реалий
(общественно-политических организаций, школы, семьи, окружающего
пространства) и самих детей как личностей. Кроме того, оно поднимает
вопрос о возможности ребенка быть субъектом исторического процесса.
Степень научной изученности темы исследования. В историографии
детства 1920-х годов можно условно выделить два периода: советский (1920–
1991 гг.) и постсоветский (1991–2018 гг.).
Советский период (1920–1991) связан с интересом к проблеме детства со
стороны педологов и педагогов, в частности, А.Б. Залкинда 1, А.С. Залужного2,
А.З. Гольцмана3, которые сосредотачивались на проблеме воспитания нового
человека в условиях консервативного характера семьи, а также в условиях
детских учреждений. В их работах содержатся ценные сведения по детской
повседневности, поэтому они рассматриваются нами не только как
Залкинд А.Б. Педология в СССР. М., 1929.
2
Залужный А.С. За марксистско–ленинскую постановкупроблемы коллектива // Педология. 1931. №3. С. 44-51.
3
Гольцман А.З. Реорганизация человека. Л., 1925.
историографические, но и как исторические источники. В дальнейшем
исследования касались истории школы, проблем материнства, младенчества и
беспризорности: Ю.В. Гребнев, Г.П. Сосновская, П.Г. Софинов изучали
систему призрения детей и детское девиантное поведение в первые
послереволюционные десятилетия1; Э.М. Конюс, А.М. Нечаева – проблемы
материнства в 1920-е годы, становление советской системы заботы о
младенчестве и поддержки матерей, в том числе работающих, особенности
гигиенического воспитания женщин, их снабжения необходимыми
продуктами, медицинское просвещение2. Выходили книги, посвященные
истории советской педагогики и вопросам развития общеобразовательной
школы на Урале, в частности, работы В.Г. Чуфарова3.
Наибольший интерес в историографии представляет постсоветский
период (1991–2018 гг.) в силу интенсификации внимания к истории детства и
истории повседневности и стремления осмыслить феномен советского
детства. В постсоветской историографии условно можно выделить
специальные труды и труды по другим проблемам, где детская
повседневность затрагиваются фрагментарно.
К числу специальных относятся исследования советского детства и его
составляющих. Так, Е.М. Балашов, основываясь на данных архивных
документов, педологических и социологических исследований, рассматривает
процесс формирования «нового» сознания советских людей как следствие
суммарного воздействия школьного воспитания, семьи и быта, социального
окружения, общественных событий и катаклизмов; исследует воздействие на
детскую психику беспризорности, голода и нищеты 4. А.А. Сальникова
Гербеев Ю.В. Борьба с беспризорностью и преступностью несовершеннолетних в СССР (1917-1935) //
Доклады академии педагогических наук РСФСР. 1963. №1. С. 69-72; Сосновская Г.П. Влияние опытно-
показательных учреждения Наркомпроса РСФСР на массовую школу в 20-е годы // Из истории
педагогической мысли и школы: сб. трудов. М., 1974. С. 63-82; Софинов П.Г. Из истории борьбы с детской
беспризорностью // Вопросы истории КПСС. 1966. №8. С.109-112.
2
Конюс Э.М. Пути развития советской охраны материнства и младенчества (1917-1940). М., 1954; Нечаева
А.М. Охрана материнства и детства в СССР. М., 1988.
3
Чуфаров В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции (1920–
1937 гг.). Свердловск, 1970. Из истории педагогической мысли и школы: сб. трудов. М., 1974.
4
Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917-1927 гг.: Становление «нового человека». СПб., 2003.
показывает способы репрезентации российского и советского детства в
исследовательской практике; рассматривает источниковедческие проблемы,
возникающие в процессе изучения детства; уделяет большое внимание
«детским текстам», в том числе дневникам, воспоминаниям, мемуарам,
показывает воздействие войны, революции и послереволюционной разрухи на
детскую психику1. А.Ю. Рожков считает изучение молодого поколения
1920-х гг. необходимым условием понимания советского культурного кода, в
связи с чем исследует жизненный опыт молодых людей, в том числе,
школьников. Поскольку, по мнению А.Ю. Рожкова, повседневность
невозможно понять без деталей быта, поведения и языка, он стремится
детально описать условия повседневной жизни молодежи 1920-х гг. и понять,
кем являлся и как ощущал себя советский школьник, был ли он субъектом
своего личностного развития 2. Т.М. Смирнова дискутирует с А.А.
Сальниковой, доказывая, что советское детство было счастливым, несмотря на
шокирующие картины детского быта; основное внимание исследователь
уделяет проблеме беспризорности и способам ее решения, которые
предлагались советской властью и иностранными государствами 3. В.Б.
Жиромская и Н.А. Араловец в своей монографии исследуют российское
детство, принимая во внимание достаточно большой временной промежуток –
с конца XIX до начала XXI вв. Они анализируют изменение численности и
половозрастного состава детского населения России, особенности отношений
между детьми и родителями, уровень детской заболеваемости и смертности,
проблемы демографической и семейной политики 4. С.В. Коган рассматривает
детство как важный жизненный период, в который происходило становление
Сальникова А.А. Российское детство в ХХ веке: История, теория и практика исследования, 2007.
2
Рожков А.Ю. Молодой человек в Советской России 1920-х гг., повседневная жизнь в группах сверстников:
школьники, студенты, красноармейцы. Автореф. дис. … д-ра ист. наук. Краснодар, 2003; Рожков А.Ю. В кругу
сверстников: Жизненный мирмолодого человека в Советской России 1920-х годов М., 2014.
3
Смирнова Т.М. Дети страны Советов: От государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917-1940 гг. М.; СПб., 2015.
4
Жиромская В.Б., Араловец Н.А. Российские дети в конце XIX – начале XXI в.: историко-демографические
очерки. М., 2018.
советского человека в довоенное время1. Ю.Г. Салова заостряет внимание на
внеклассной работе с детьми в рамках клубов и показывает ее значение в
формировании советского гражданина 2. Проблему отражения советского
детства в воспоминаниях курганцев в своей статье исследует К.Ю. Кладова. К
теме детства она обращается в рамках изучения повседневной жизни горожан
1930-х гг., и рассказывает о бытовых условиях, в которых росли дети, их
играх и увлечениях. Отчасти мы можем использовать данные ее исследования
для изучения детской повседневности в 1920-е гг.3 Жизнь детей в приютах
Кургана в 1920-е гг. исследует А.М. Васильева 4, Н.Н. Косинцева приводит в
своей статье воспоминания о периоде становления пионерского движения в
Кургане и Курганском округе 5. В.Г. Безрогов исследует некоторые аспекты
жизни советских школьников6.
К числу общих работ относятся исследования О.Е. Кошелевой – она
реконструирует детство Древней Руси и Российского государства до XVIII в.
и дает инструментарий работы с источниками по истории детства 7. Г.С.
Зеленина и М.В. Ромашова исследуют советское детство в других
хронологических рамках, однако приводят подробный историографический
обзор, в том числе, по истории детства 1920-х гг.8 И.С. Кон призывает к
проблемному подходу в изучении детской повседневности и заостряет
внимание на гендерной проблематике, так как повседневность девочек, на его
Коган С.В. Детство как этап формирования «нового человека» в довоенном советском обществе // Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Социология. 2012. № . С. 164-170.
2
Салова Ю.Г. Клубная работа с детьми в практике советской школы 1920-х годов // Антропология советской
школы: Культурные универсалии и провинциальные практики: сб. ст. / Пермский гос. ун-т. Пермь, 2010. С. 152-164.
3
Кладова К.Ю. Детская повседневность города Кургана 1930-х годов в устных источниках //
Источниковедческие и историографические аспекты сибирской истории: коллективная монография. Ч. 9 /
ред. Я. Г. Солодкин. Нижневартовск, 2014. С. 172-192.
4
Васильева А.М. Курганские приюты 1920-х гг // V Зыряновские чтения. Курган, 2007. С. 55-59.
5
Косинцева Н.Н. Воспоминания о первых детских пионерах (к 90-летию пионерии) // Х Зыряновские чтения.
Курган, 2012. С. 109-110.
6
Безрогов В.Г. Становление образовательных традиций христианской школы в I – V веках. М., 2004.
Безрогов В.Г. Практики письма в начальной школе первых советских поколений // Вестник Российского
государственного гуманитарного университета. 2012. №11. С. 54-62.
7
Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI – XVIII вв.). М., 2000.
8
Зеленина Г.С. От скудости эмоций к скудости источников: полувековой путь детских исследований // URL:
http://polit.ru/article/2008/10/03/zelenina/ (дата обращения 01.06.2014); Ромашова М.В. Занимательное
источниковедение: история детства // Вестник Пермского университета. 2012. №3. С. 172-179.
взгляд, отличается от повседневности мальчиков, и ребенка как такового, вне
гендера, не существует1.
С 2007 г. в Российском государственном гуманитарном университете
(РГГУ) действует Международный семинар «Культура детства: нормы,
ценности, практики», с 2012 г. кафедра литературы и детского чтения Санкт-
Петербургского государственного университета культуры и искусств издает
альманах «Детские чтения», в котором, кроме проблем современного детства,
изучается история детской литературы, детского движения, в том числе и в
советское время. Проблему становления советского общества и советского
человека рассматривают историки Уральского федерального университета в
рамках проекта «Раннесоветское общество как социальный проект: идеи,
механизмы реализации, результаты конструирования» под руководством Л.Н.
Мазур. Непосредственно темы детства их исследования не касаются, однако
позволяют составить более целостную картину об условиях, в которых
протекала жизнь советских детей 2.
Категорию «советское детство» в теоретическом ключе рассматривает
К.К. Нуркина3. И.Б. Бритвина4 обращается к детской повседневности времен
Великой Отечественной войны, однако для данной диссертации представляет
интерес методологические особенности изучения детской повседневности,
представленные в работе, а также параллели с детством 1920-х гг. Тема
детства на территории Кургана, Шадринска и административно подчиненных
им территорий в основном представлена работами по истории
образовательных учреждений и системы призрения детей преимущественно
дореволюционного времени. Детство советского времени периода освещается
в работах в книге «История культуры Южного Зауралья» 5, монографии В.П.
Кон И.С. Открытия Филиппа Арьеса и гендерные аспекты истории детства // Вестник Российского
государственного гуманитарного университета. 2010. №15. С. 12-24.
2
Эпоха социалистической реконструкции: идеи, мифы и программы социальных преобразований. Сборник
научных трудов / гл. ред. Л.Н. Мазур. Екатеринбург, 2017.
3
Нуркина К.К. Категории «детство», «советское детство» и «повседневность» в историческом исследовании
// VIII Емельяновские чтения. Курган, 2014. С. 82-84.
4
Бритвина И.Б. Война глазами детей // VIII Зыряновские чтения. 2010. С. 103-105.
5
История культуры Южного Зауралья. Курган, 2004.
Федоровой1 и коллективной монографии «Очерки культуры повседневности
города Кургана XIX – первой трети XX века»2.
В целом начало XXI века отмечено всплеском интереса к проблеме
детства в исторической науке и появлением большого количества диссертаций
и статей в этой сфере на территории всей Российской Федерации. Их темы
можно условно разделить на следующие блоки: социальная защита детства и
борьба с беспризорностью 3, воспитание и образование4, дети и государство 5,
дети как субъект общественной жизни 1.
Федорова В.П. Вопросы культуры в Зауральской прессе 20-30-х годов XX века. Курган, 2008.
2
Очерки культуры повседневности города Кургана XIX – первой трети XX века. Курган, 2009.
3
Блонский Л.В. Детская беспризорность в СССР периода нэпа: опыт ликвидации на материалах Поволжья.
Автореф. дис. … канд. ист. наук Саратов, 2004; Волохатова В.М. Сиротские учреждения Советской России:
история становления и проблемы функционирования. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2005; Гребенкина
А.А. Становление и развитие социальной защиты детства в 20 – 30-е годы XX столетия на территории
Западной Сибири. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2006; Катионова А.О. Социальные и психолого-
педагогические основы организации призрения детей в России в 20-30-е годы XX века. Автореф. дис. … канд.
пед. наук. СПб., 2003; Кесаева Ж.К. Деятельность государственных учреждений и общественных организаций
Северной Осетии по борьбе с детской беспризорностью: 1920-е гг. Автореф. дис. … канд. ист. наук
Владикавказ, 2006; Маслова О.Б. Ликвидация массовой беспризорности в Советской России в 1920-е годы.
Автореф. дис. … канд. ист. наук. Пятигорск, 2010; Афанасова Е.Н. История детской беспризорности в
Иркутской области и Красноярском крае в 1920 –1930-х гг. Автореф. дис. … канд. ист. наук. Иркутск, 2007;
Славко А.А. Начало формирования нормативно-правовой базы по борьбе с детской беспризорностью и
безнадзорностью в России в первые годы советской власти // Известия Алтайского государственного
университета. 2009. №4/4 (64/4). С. 229-234; Смирнов С.С., Мишина М.А. Борьба с беспризорностью и
создание системы детских домов на Урале в 1920 – 1930 годы // II Емельяновские чтения. Курган, 2007. С.
149-151; Тагирджанова А.Н. Татарские детдома в Петрограде-Ленинграде 1920-х годов // URL:
http://www.idmedina.ru/books/materials/faizhanov/5/pedagog_tagirdganova.htm? (дата обращения 01.06.2014).
4
Бородина С.Н. Школа как институт политической социализации. Автореф. дис. … канд. полит. наук
Краснодар, 2007; Клемантович С.П. Эволюция государственной политики в области народного образования в
1920 – 1930-е годы. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2000; Нечаева К.М. Организация воспитательной
работы с подростками в России в 20-е годы XX века. Автореф. дис. … канд. пед. наук СПб., 2010; Малякова
Н.С. Идеи антропологической направленности воспитания в отечественной школе // Вестник Псковского
государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2011. С.141-145; Сенькина А.А.
Последний авангардный проект советской школы: журналы-учебники 1930 – 1932 гг. // Отечественная и
зарубежная педагогика. 2012. С. 60-91; Бердова О.В. Из истории школьного образования и костромского
учительства периода формирования советской школы (1918-1930) // Вестник КГУ им НА Некрасова. Серия:
Гуманитарные науки. 2008. № 4. С. 228-234; Безрогов В.Г. Практики письма в начальной школе первых
советских поколений // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2012. №11. С. 54-62.
5
Бекмурзаева С.А. Роль Советского государства и общества в формировании нового человека. Дис. … канд.
ист. наук. Астрахань, 2010; Кульгускина Л.В. Государство и молодое поколение в конце 1920-х – 1930-е годы:
опыт создания новой ментальности. Автореф. дис. … канд. ист. наук. Барнаул, 2005; Тепцова Р.Н.
Деятельность московских городских властей в сфере охраны детства в 20 – 30-е гг. XX в. Автореф. дис. …
канд. ист. наук. М., 2010; Хубулова Э.В. Формирование молодого поколения Северной Осетии в условиях
трансформирующегося общества 1920-х гг: исторический опыт. Автореф. дис. … канд. ист. наук.
Владикавказ, 2005; Коган С.В. Детство как этап формирования «нового человека» в довоенном советском
обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Социология. 2012. №150. С. 164-170; Ростовская И.В. Эволюция отечественного законодательства о
несовершеннолетних: дореволюционный и советский период // Вестник Удмуртского университета.
Экономика и право. 2012. Вып. 2. С. 98-101; Сажина Н.С. Социальная политика в отношении материнства и
детства в первые годы советской власти // Вестник Брянского государственного университета. 2013. №2. C.
91-94; Сомов В.А., Сомова Д.В. Детство 1930-х: советская политика в области воспитания подрастающего
поколения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. С. 121-127; Федоров А.Н.
Отечественные исследования детства в основном сосредотачиваются на
XX столетии, в силу интереса к феномену воспитания советского гражданина.
Проявляют интерес к нему и иностранные исследователи. Так, Л.Холмс
рассматривает советскую школу 1920–1930-х гг. как инструмент создания
советского гражданина, но, с другой стороны, подчеркивает, что не только
власть влияла на человека, но и человек на власть: тоталитарный режим и
советская образовательная система возникли, на его взгляд, в ответ на
требование большинства 2. Место ребенка в советском государстве и его
возможность быть гражданином, а также спорные вопросы советской детской
мифологии – например, историю Павлика Морозова – исследует К.Келли3.
Возможность такого феномена, как «счастливое советское детство» и место
коммунистической идеологии в повседневной жизни советских детей и
представлениях о ней рассматривают Л. де Ла Фе4 и Х. Фримэн5.
Авторы работ по истории образования, беспризорности, молодежных
движений, а также обобщающих работ по истории детства, в том числе, 1920-
х гг., сосредотачиваются на отдельных аспектах детской повседневности.
Большой пласт документов остается неизученным в качестве источников по
истории детской повседневности. Не ясны различия между столичным
детством и провинциальным, городским и сельским. Обобщающих работ по
Охрана материнства и детства в советской России в условиях революции и гражданской войны (1917-1920
гг.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2009. №9 (64). С. 175-182; Черняева
Н. Идеология семейных ценностей: повторяем пройденное? // 60 параллель. 2010. №2(37) // URL:
http://www.intelros.ru/pdf/60_paralel/37/9.pdf (дата обращения 03.03.2016); Шуткова Е.Ю. Советские
политические репрессии в отношении несовершеннолетних: 1917 – 1953 гг. Автореф. дис. … канд. ист. наук.
Ижевск, 2003.
1
Копейкина Ю.Л. Субкультура детства. Автореф. дис. … канд. культ. наук. Нижний Новгород, 2000; Кудинов
В.А. Общественные движения и организации детей и молодежи в России XX веке. Дис. … д-ра ист. наук.
Кострома, 1994; Алиева Л.В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта
воспитательного пространства. Автореф.… дис. д-ра пед. наук. М., 2002; Балакирев А.Н. Становление и
развитие детского движения в Бурятии: 1923 – 1991 гг. Автореф. дис. …канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2006;
Маслинская С.Г. «Пионерская» беллетристика vs «большая» детская литература // Детские чтения. 2012. №1.
С. 100-116; Рыбаков Р.В. К вопросу об альтернативах в молодежном движении России (1917-1920-е гг.) //
Вестник Томского университета. 2014. №382. С. 119-124; Белкина Л.Р. Детский журнал 1920х гг. – соцзаказ
или реальность? // Система ценностей современного общества. Новосибирск. 2010. №15. С. 90-94.
2
Холмс Л.Ю. Социальная история России: 1917-1941. Ростов-на-Дону, 1993.
3
Келли К. Маленькие граждане большой страны»: интернационализм дети и советская пропаганда // Новое
литературное обозрение. 2003. №60. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/60/katrion.html (дата обращения
01.06.2014).
4
Loraine F. Empire`s children: soviet childhood in theage of revolution. Florida International University, Florida, 2013.
5
Hannah F. Russia’s International Adoption Policies: Realities of the Soviet Happy Childhood Myth. Illinois
Wesleyan University. Honors Projects International Studies, 2012.
детской повседневности Курганского и Шадринского регионов, за
исключением ряда статей, нет.
Объектом исследования является советская повседневность как особая
сфера социокультурной реальности.
Предметом исследования – повседневная жизнь детей Курганского и
Шадринского округов в 1920-е годы.
Территориальные рамки – Курганский и Шадринский округа,
частично входящие в современную Курганскую область. Округа
существовали с 1923 по 1930 г. в составе Уральской области РСФСР. Ранее
они назывались уездами. Курганский уезд в 1918 г. входил в Тобольскую
губернию, с 1919 г. – в Челябинскую губернию; Шадринский уезд в 1918 г.
входил в состав Пермской губернии, с 1919 г. – Екатеринбургской губернии. В
1930 г. были образованы Курганский и Шадринский районы в составе
Уральской области РСФСР. Выбор территориальных рамок обусловлен тем,
что Курган и Шадринск представляли собой небольшие провинциальные
города, не имевшие развитой промышленности, повседневная жизнь здесь
протекала достаточно спокойно и равномерно, изменения в образе жизни и
мышления проходили медленно. На примере данных территорий можно
проследить особенности повседневности советской провинции, оценить
степень проникновения в нее идеологических установок.
Хронологические рамки – 1920-е годы. Нижняя граница – 1921 год –
обусловлена тем, что на исследуемой территории большевики окончательно
пришли к власти в 1919 году, и их реальная работа в отношении детства
началась в 1920-е годы. Верхняя граница – 1930 год – обусловлена временем
существования Курганского и Шадринского округов (1930 – год ликвидации
округов), а также изменениями в повседневной жизни детей: в 1930 г. было
принято постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном
начальном обучении». С 1932 г. пионерская организация стала частью
школьной системы, тогда как ранее пионерские отряды курировались
предприятиями, коммунистической партией и комсомольскими
организациями. Произошла переориентация социальной политики на
семейное воспитание детей с воспитания общественного и государственного,
началось укрепление института семьи. Изменилось отношение к школьной
дисциплине и место, отводимое детям в общей работе по созданию нового
государства.
Цель исследования – выявить особенности повседневной жизни
советских детей как необходимого условия формирования феномена
«советского человека» – одного из факторов становления и существования
тоталитарного общества – на материале Курганского и Шадринского округов.
Задачи исследования:
– определить отношение государственной власти к детям путем анализа
законодательных актов, регулирующих семейную жизнь, образование,
систему призрения детей, детский труд, поведение детей;
– выяснить на основе анализа общественного мнения и реального
положения детей в семье, школе, пенитенциарных учреждениях, насколько
реальность соответствовала или противоречила декларируемому образу детства;
– реконструировать условия, в которых протекала детская жизнь, и
выявить влияние пространства повседневности на становление характера и
поведенческих установок детей и подростков;
– выявить место пионерской организации и общественно-политической
активности в повседневной жизни детей;
– изучить на региональной источниковой базе детские повседневные
практики и отношение детей к ним, отследить степень регулирования властью
и взрослыми детского жизненного мира, а также влияние детей на взрослых и
на представление власти об идеальном ребенке.
Источниковую базу исследования составили письменные и устные
источники. Письменные источники представлены несколькими группами.
К первой группе относятся законодательные и нормативные акты –
Конституция СССР и РСФСР1, декреты и постановления ВЦИК СССР и
РСФСР, СНК СССР и РСФСР, отдельных комиссариатов 2, директивы
ВКП(б)3. Они позволяют показать изменение статуса детей в советском
обществе, дают возможность составить представление об идеальном
советском детстве, выявить задачи государственной политики в сфере
образования и воспитания подрастающего поколения.
Вторую группу составляют документы, отложившиеся в трех местных
архивах: Государственном архиве Курганской области (ГАКО),
Государственном архиве города Шадринска (ГАШ), Государственном архиве
общественно-политической документации Курганской области (ГАОПДКО).
Делопроизводственная документация местных органов исполнительной
власти, партийных органов, учреждений образования и воспитания, акты
проверок детских учреждений, протоколы собраний комитетов ВКП(б) и
ВЛКСМ, письма, заявления отложились в фондах ГАОПДКО «Курганский
городской комитет КПСС» (10), «Шадринский окружной комитет ВКП(б)»
(13), «Курганский городской комитет ВЛКСМ» (102), «Шадринский окружной
комитет ВЛКСМ» (104). Они позволяют получить информацию о реализации
постановлений советской власти на местах, понять, как местное партийное
руководство выстраивало политику по отношению к детству и с какими
проблемами сталкивалось.
Основной закон (Конституция) Союза Советских Социалистических республик: принят 2-й сессией ЦИК
СССР первого созыва 6 июля 1923 г. и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.
– М.: Центр. испол. ком. Союза Сов. Соц. Респ., 1924. – 20 с.; Конституция (Основной Закон) Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в
заседании от 10 июля 1918 г.)// Петроград: Изд. Петроградского Совета рабочих и красн. депутатов, 1918. – 16 с.
2
Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (принят ВЦИК
16 сентября 1918 года) // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление
делами Совнаркома СССР. М. 1942. № 818; Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 8 марта 1926 года «Об
утверждении Положения о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР» // Собрание
узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ РСФСР). 1926. – № 19. Ст. 143;
Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов
гражданского состояния» // СУ РСФСР. 1917. – № 11. Ст. 160; Декрет ВЦИК СССР от 16 октября 1918 года
«Об единой трудовой школе Российской Социалистической Республики (Положение)» // Собрание
узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942.
С. 1026-1030 и др.
3
О всеобщем начальном обучении // Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения. М.: Наркомпрос РСФСР. 1931. С.190; О борьбе с
детской беспризорностью // Там же. С. 189; О пионерском движении // Там же. С. 202 и др.
Документы школ и детских домов: производственные планы, списки
учащихся и учащих, отчеты о проделанной работе, протоколы педагогических
совещаний, тексты выступлений на конференциях и собраниях, акты
обследования школ, детских домов и коммун, материалы по усыновлению,
заявления представлены в фондах ГАКО, таких, как «Отдел народного
образования Курганского окружного исполнительного комитета» (Р-48) и
«Курганская окружная комиссия по улучшению жизни детей» (р-472), и
фондах ГАШ «Отдел народного образования исполнительного комитета
Шадринского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских
депутатов» (Р-213), «Шадринская окружная детская комиссия» (Р-225). Материалы
дают возможность изучить условия жизни детей в семье, школе, их участие в
детских организациях. Кроме того, в указанных фондах важны документы,
созданные детьми, как имеющие особую ценность для изучения детской
повседневности.
Третья группа источников – материалы периодической печати. В газете
«Красный Курган» публиковались заметки и статьи, отражавшие взгляды
представителей органов власти и организаций ВКП(б), учителей, родителей, а,
порой, и самих детей на детство, школу, семью, беспризорность. Газета
содержит информацию о местных событиях, связанных с детской
повседневностью.
Четвертую группу источников составили труды политических деятелей,
советских ученых-педологов1, которые позволяют увидеть цели и задачи,
стоявшие перед советской властью в рамках работы по созданию нового
человека, и оценить степень воздействия на детское сознание организаций,
работающих с детьми. В художественной литературе для детей, являвшейся
Гессен В.Ю. Комсомол и юные пионеры. Очерк истории комсомольского и пионерского движения в СССР.
Л., 1926; Гольцман А.З. Реорганизация человека. Л.,1925; Залкинд А.Б. Педология в СССР. М., 1930;
Залужный А.С. За марксистско–ленинскую постановку проблемы коллектива // Педология. 1931. №3. С. 44-
51; Крупская Н.К. Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная
работа с детьми // Педагогические сочинения. Т.5. М, 1958; Крупская, Н.К. Обучение и воспитание в
школе // Педагогические сочинения. Т.3. М., 1958; Ленин В. И. О воспитании и образовании. – М.,
1987; Луначарский А.В. О детской литературе, детском и юношеском чтении. М., 1985; Шварцман П.Я.,
Кузнецова И.В. Педология // URL: http://ihst.ru/projects/sohist/books/os2/121-139.htm (дата обращения 20.05. 2018).
средством влияния на детское сознание, представлен образ идеального
советского детства и его антипод.
Пятая группа – устные источники. Это воспоминания современников,
чье детство проходило в Кургане и других населенных пунктах Курганского
округа в 1920 – начале 1930-х годов, в виде интервью, опубликованных К.Ю.
Кладовой, и восьми интервью, записанных автором диссертации1.
Особенностью источниковой базы является ее разноплановость,
позволяющая проверять данные одного вида источников информацией,
получаемой из другого вида источников; большое количество
делопроизводственной документации и материалов, позволяющих
конструировать детскую повседневность по косвенным свидетельствам; малое
количество эго-документов, компенсируемое возможностью собрать устные
воспоминания; идеологическая нагруженность документов, связанная с
особенностями политического строя советской России 1920-х годов,
снимаемая путем сопоставления разных типов источников.
Теоретико-методологическая база. Данная работа выполнена в рамках
таких направлений гуманитарных исследований, как история повседневности
с использованием методов микроистории. Начало исследований в области
истории повседневности связывают с именами французских ученых М. Блока
и Л. Февра, основателей «Школы анналов», сформировавшейся вокруг
журнала «Анналы экономической и социальной истории»2, который впервые
вышел в печать в 1929 г.; а также Ф. Броделя3 и Ж. Ле Гоффа4, занимавшихся
изучением истории ментальностей и больших временных промежутков.
Воспоминания Алефцева К.Г. 1927 г.р. Записано в г. Кургане в апреле 2016 года // Личный архив Перовой
М.А.; Воспоминания Дурмановой П.Г. 1924 г.р. Записано в с. Парамоново Альменевского района Курганской
области в ноябре 2014 года // Там же; Воспоминания Комарского И.А. 1927 г.р. Записано в г. Кургане в июле
2016 года //Там же; Воспоминания Комогорова А.В. 1926 г.р. Записано в с. Раскатиха Притобольного района
Курганской области в марте 2015 года // Там же; Воспоминания Корюкина А.Н. 1916 г.р. Записано в г.
Кургане в августе 2016 года //Там же; Воспоминания Окуловских Е.Л. 1920 г.р. Записано в г. Кургане в
декабре 2014 года // Там же; Воспоминания Сахарова А.С. 1927 г.р. Записано в с. Белозерское Курганской
области в феврале 2015 года //Там же; Воспоминания Филимонова В.А. 1925 г.р. Записано в г. Кургане в июле
2016 года //Там же.
2
Анналы экономической и социальной истории. Избранное / В.В. Анашвили, А.Л. Погорельский. М., 2007.
3
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв. в 3 томах. М., 1986-1992.
4
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Другой подход к изучению повседневности был предложен А. Людтке1 и К.
Гинсбургом2, обратившимся к микроистории – анализу малых жизненных
миров в небольшом временном отрезке; в центр исследования они ставили
группу простых обывателей или единичного человека. Методы германской
истории повседневности получили наибольшую популярность в
отечественной историографии, особенно применительно к XX веку.
Теоретическое изучение истории повседневности в России началось в 1980-е
гг. и связано с именами А.Я. Гуревича3, Л.Ю. Бессмертного4, Н.Л.
Пушкаревой5, Н.Б. Лебиной6 и др., однако к темам, имеющим отношение к
предмету истории повседневности, обращались и ранее, сосредотачиваясь на
описании быта и привычек.
Открытие темы детства произошло во многом благодаря американскому
антропологу М. Мид7 – она стала одним из первых исследователей,
обративших внимание на особость детей как социальной группы и
необходимость их изучения. В 1960-х гг. исследованиями в области истории
детства занялся Ф. Арьес, работа которого была опубликована в России в
1999 г.8, с чем связана актуализация темы детства среди отечественных ученых.
В диссертационном исследовании автор опирается на принципы
историзма и научной объективности. Для реконструкции сюжетов из жизни
детей, иллюстрирующих как повседневную рутину, так и необычные
ситуации, типичные для детской жизни изучаемого периода, он обращается
региональным источникам, а для установления соотношения микро- и
макроистории в рамках диссертации исследуются нормативные акты
советской власти, работы педагогов и педологов. С помощью методов истории
Людтке А. История повседневности в Германии. Новые подходы к изучению труда, войны и власти. М., 2010.
2
Гинсбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М., 2000.
3
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
4
Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние Века. Очерки демографической истории Франции. М., 1991.
5
Пушкарева Н.Л. История повседневности» как направление исторических исследований // Фонд
исторической перспективы. URL: http://www.perspektivy.info/history/istorija_povsednevnosti_kak_napravlenije_
istoricheskih_issledovanij_2010-03-16.htm (дата обращения 01.06. 2014); Она же. Частная жизнь русской
женщины. Невеста, жена, любовница (X – начало XIX в.). М., 1997.
6
Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии 1920-1930 годы. СПб., 1999.
7
Мид М. Культура и мир детства. М., 1983.
8
Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999.
повседневности осуществляется поиск взаимосвязей между бытом, условиями
жизни и способом восприятия мира, а также соответствий идеальной детской
повседневности, программируемой властью, и реальности. Автор использует
также историко-сравнительный метод для соотношения образа детства,
декларируемого властью, и реального детства в советской провинции,
сравнения детства в Курганском и Шадринском регионах и центральных
территориях РСФСР. Для работы с документами разных видов и их
репрезентативного анализа в диссертации используется источниковедческий
метод. Описательный метод помогает реконструировать сюжеты детской
повседневной жизни исследуемого периода. Методы герменевтики
используются для лучшего понимания источников и избежания
осовременивания исторических сюжетов. Для записей интервью с
современниками исследуемого периода и их интерпретации автор использует
методы устной истории. Историко-типологический и историко-системный
методы используются для структурирования информации, выделения
закономерностей и типических сюжетов детской повседневной жизни.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Дети в советской России были основным материалом для создания
«нового советского человека» и, в связи с этим, объектами максимального
идеологического воздействия.
2. В 1920-е годы осуществлялся поиск модели семейной, социальной,
образовательной политики и эффективных способов воспитания «нового
человека». В связи с этим отмечается частое изменение норм, педологических
идей и педагогических приемов. К концу десятилетия происходит
стабилизация образа советского детства как элемента советского образа
жизни.
3. Ребенок в Советской России рассматривался не только как объект
воспитания, но и как субъект исторического процесса. Дети включались в
политику через систему детских коммунистических организаций и должны
были стать агентами власти в обществе взрослых, не сумевших расстаться с
дореволюционным мироощущением. Делегирование субъектности ребенку
также служило способом воздействия на него: детей привлекал статус
«маленьких взрослых», возможность быть причастными к строительству
нового коммунистического мира.
4. Субъектность ребенка не только приписывалась властью, но была
реальным фактором, который власти приходилось учитывать при выборе
методов воспитания, обучения, пионерской работы, а также при создании
продукции для детей. В отличие от взрослых дети не принимали то, что им
навязывалось без учета их интересов, арсенал репрессивного воздействия на
них был ограничен. Дети, в некотором смысле, пользовались большей
свободой, чем взрослые граждане советского государства.
5. Поскольку усвоение советской идеологии взрослым населением
советской провинции происходило неравномерно, дети часто сталкивались с
идеологическими противоречиями, когда в школе провозглашался один
способ отношения к миру, а дома – другой. Это заставляло ребенка делать
выбор между ценностями семьи и общества и вступать в конфликт с одной из
сторон, либо постоянно менять свое поведение в зависимости от окружения.
6. Несмотря на декларируемый советской властью образ «счастливого
советского детства», материальные условия существования детей дома, в
школе, в детском доме были тяжелыми. Это оказывало серьезное влияние на
детское здоровье, психику, систему ценностей. Часто итогом вынужденного
аскетизма становились мечты о богатой жизни, которые оценивались как
«буржуазные», «мещанские» интересы.
7. Проекты советской власти по созданию «нового человека»
реализовывались через посредников: местные исполнительные органы,
партийных и комсомольских активистов, сотрудников детских учреждений
(педагогов, воспитателей и лдр.), родителей. В результате до детей они
доходили в интерпретированной рядом субъектов форме, не всегда
соответствовавшей исходному варианту. В свою очередь власть получала
искаженное представление о детстве из отчетов, газет, педологических и
педагогических разработок. Наиболее ярко разрыв между реальностью и
идеальным образом детства проявлялся в провинции в силу удаленности от
центральных властных структур.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней проведена
комплексная реконструкция детской повседневной жизни в Курганском и
Шадринском регионах в 1920-е гг.; выделены этапы изменений в детской
повседневной жизни в соотношении с изменениями в законодательстве и
государственной политике в сфере семьи, образования и детского призрения;
выделены типы семей в зависимости от их состава и политических взглядов
членов семьи; проанализировано отношение детей к социалистическим
ценностям; реконструированы реальные интересы советских детей 1920-х гг.,
их проблемы и желания, особенности быта в семье и детском доме;
рассмотрено место семьи, школы и пионерского движения в детской жизни. В
диссертационном исследовании введены в оборот необуликованные
источники – архивные документы и интервью с современниками событий;
опубликованные источники рассмотрены в новом ключе с привлечением
методов истории повседневности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты
могут быть использованы при написании обобщающих трудов, разработке лекционных
курсов по истории России, истории детства, истории повседневности, социальной и
социокультурной истории, для работы краеведческих кружков.
Апробация работы. Основные положения научно-исследовательской
работы были обсуждены на кафедре истории и документоведения
Курганского государственного университета, рассмотрены на
международных, всероссийских, региональных научных и научно-
практических конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге,
Новосибирске, Перми, Кургане. Результаты исследования были изложены в 21 научных
трудах общим объемом 9,7 п.л., в том числе в 6 ведущих журналах, рекомендованных ВАК
РФ.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Публикации автора в научных журналах

    М.А. Перова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально- гуманитарные науки». – 2– No– С. 50-57 (0,8 п.л.).
    М.А.Перова // Вестник Курганского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки».–2– No– С. 84-90 (0,69 п.л.).
    Повседневная жизнь детей периода нэпа (на примере Илецко-Иковской детской трудовой коммуны Курганского округа Уральской области)
    М.А. Перова // Вопросы истории, международных отношений и документоведения: сб. мат-лов всеросс. молодежной научн. конф. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2– С. 100-105 (0,3 п.л.).
    Дети и общественность в первой половине 20-х гг. XX в. (по материалам газеты «Красный Курган»)
    М.А. Перова // Зыряновские чтения: мат-лы всеросс. научно-практ. конф. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2– С. 105-106 (0,1 п.л.).
    Школа в повседневной жизни детей 1920-х гг. (по материалам Курганского округа)
    М.А. Перова // VII Емельяновские чтения: мат-лы всеросс. науч. конф. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2– С. 106-108 (0,23 п.л.).
    Проблемы использования делопроизводственной документации в изучении детской повседневности периода нэпа (на материалах ГАКО)
    М.А. Перова // Мир истории: новые горизонты. От источника к исследованию: мат- лы докл. всеросс. (с междунар. участием) науч. конф. cтудентов, аспирантов и соискателей. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2– С. 51-52 (0,1 п.л.).
    Детская повседневность и проблема питания в детских домах первого советского десятилетия
    М.А. Перова // Сб. науч. трудов аспирантов, соискателей и студентов, обучающихся в магистратуре КГУ. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2– С. 38-39 (0,1 п.л.).
    Одежда как аспект повседневной жизни детей и подростков 1920 – 1930х гг. (на материале Курганского и Шадринского округов)
    М.А. Перова // Азиатская Россия: проблемы социально-экономического, демографического и культурного развития (XVII-XXI вв.): мат-лы междунар. науч. конф. – Новосибирск: Изд-во «Параллель», 2– С. 487-493 (0,69 п.л.).
    «Всем ребятам пример»: пионер организация как механизм создания советского человека
    М.А. Перова // Советский проект. 1917 – 1930-е гг.: этапы и механизмы реализации: сб. науч. тр. / под ред. О. В. Горбачева и Л. Н. Мазур. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2– С. 392-401 (0,5 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Всесоюзное добровольное общество любителей книги (1974-1992): «организованное чтение» в контексте позднего советского общества
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
    Динамика коммемораций Н. М. Ядринцева в 1894 – 1994 гг.
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
    Польские военнопленные в лагерях Центральной России, 1919-1922 годы
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»