Детская повседневность Советской России 1920-х гг. (на материалах Курганского и Шадринского округов)
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ДЕТИ И ДЕТСТВО В ПРОЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ………………………………………………………………………………………………. 20
1.1. Детство в семейной политике Советской России 1920-х
годов……………………………………………………………………………… 20
1.2. Система призрения детей во властных постановлениях в 1920-е годы.
Регулирование труда несовершеннолетних …………………….……………..32
1.3. Законодательное регулирование системы образования в Советской России
1920-х годов и его влияние на детскую
повседневность…………………………………………………………………………………48
1.4. Наука о детях: педология и педагогика 1920-х годов как выполнение
государственного заказа на создание «нового
человека»………………………………………………………………………..66
ГЛАВА 2. ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В
СОВЕТСКОЙ ПРОВИНЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ КУРГАНСКОГО И
ШАДРИНСКОГО ОКРУГОВ)………………………………………………….81
2.1. Семейное пространство детской повседневности…………………………81
2.2. Детская повседневность в пространстве учреждений
призрения……………………………………………………………………….107
2.3. Образовательное пространство в повседневной жизни
детей…………………………………………………………………………….142
ГЛАВА 3. ПРАКТИКИ ДЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (НА
МАТЕРИАЛАХ КУРГАНСКОГО И ШАДРИНСКОГО ОКРУГОВ………..177
3.1. Пионерская организация как часть детской повседневной
жизни………..………………………………………………………………….177
3.2. Деятельное детство и советская
идеология…….………………………………………………………………….205
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….235
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………243
Во введении работы обосновывается ее актуальность, степень научной 15
изученности, определяется новизна и практическая значимость; формулируется объект и предмет, цель и задачи исследования; территориальные и хронологические рамки; основные положения, выносимые на защиту; характеризуется источниковая база и теоретико-методологическая основа; теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Дети и детство в проектах государственной власти» конструируется образ детской повседневности, наиболее приемлемый с точки зрения советского правительства.
В первом параграфе «Детство в семейной политике Советской России 1920-х годов» рассматривается советская политика в сфере семейной жизни, в том числе в области детско-родительских взаимоотношений.
После установления советской власти брак переходит из ведения церкви в ведение органов ЗАГСа. Семейная политика в исследуемый период отличается непостоянством, поиском наиболее рационального способа организации частной жизни советских граждан. Основными задачами в 1920-е гг. было обеспечение женщинам свободы для труда и политической активности, идеологически правильное воспитание детей, сокращение детской смертности. Происходило упрощение процедуры вступления в брак, развода, установления отцовства; светские семейные ритуалы замещали церковные; были легализованы аборты, организована поддержка работающим матерям, матерям-одиночкам. Советская политика в исследуемый период устранила понятие «родительская власть», ввела контроль над положением ребенка в семье, его здоровьем, образованием, условиями его содержания. С конца 1920-х гг. происходило укрепление института семьи, которое продолжилось в 1930-е: так, в 1936 г. были запрещены аборты, увеличена материальная поддержка матерей.
Во втором параграфе «Государственное регулирование системы призрения детей и труда несовершеннолетних» исследуется политика власти по отношению к детям, оставшимся вне семейного пространства, и место труда в детской повседневности.
После революционных событий 1917 г. система призрения детей стала государственным делом, были запрещены религиозные и частные благотворительные организации, создан Наркомат государственного призрения (в 1918 г. переименован в Наркомат социального обеспечения, с 1919 по 1920 гг. – Наркомат труда и социального обеспечения), появились Совет защиты детей, Комиссия по улучшению жизни детей и ряд других органов, боровшихся с беспризорностью. При этом, если изначально советская власть полагала
необходимым воспитывать в детских учреждениях максимально возможное
количество детей, то уже к середине 1920-х гг. от этой идеи отказались: сократилось число детских домов, возродился институт частной опеки, началась принудительная раздача детей в крестьянские семьи. В 1929 г. беспризорников приравняли к преступникам, воспитательные меры сменились наказанием. Важную роль в исправлении бывших беспризорных и малолетних преступников играл труд. Он же был неотъемлемой частью детской повседневности в семьях, где дети выполняли обязанности по дому, а при возможности вносили вклад в семейный бюджет.
В третьем параграфе «Законодательное регулирование системы образования в Советской России 1920-х годов и его влияние на детскую повседневность» рассматривается система образования, являвшаяся одним из основных механизмов распространения идеологического воздействия на детей.
С 1918 г. в школе было запрещено преподавание религиозных дисциплин, введено совместное обучение мальчиков и девочек. Дети получили право участвовать в управлении школой, поменялись отношения учителя и ученика, была устранена строгая дисциплина. Советская власть предпринимала попытки ввести всеобщее образование и ликвидировать неграмотность, осуществлению которых мешали финансовые и кадровые проблемы, в связи с чем политика государства в этой области постоянно корректировалась. В конце 1920-х гг. произошла переориентация советского государства от нэпа к индустриализации и коллективизации, что повлекло изменения образовательной системы. В 1930 г. было введено всеобщее начальное образование. В дальнейшем в 1930-е гг. произошла централизация системы образования, был введен строгий контроль над отдельными учреждениями и составом учителей. В 1934 г. проведена реформа среднего образования, в результате которой появилась классическая советская школа с классно-урочной системой преподавания, строгой дисциплиной и образовательной преемственностью.
В четвертом параграфе «Наука о детях: педология и педагогика 1920-х годов как выполнение государственного заказа на создание «нового человека» рассматриваются основные положения педологии, в задачу которой до 1936 г. входила разработка методов создания из детей советских граждан.
Одной из основных идей педологов была абсолютизация влияния на ребенка окружающей среды и воспитания, минимизация наследственных биологических факторов. В связи с этим предполагалось возможным переделывание человека путем помещения его в специальные условия. Педологи отказывались признавать за ребенком индивидуальные характеристики, в том числе, врожденные способности, считая, что из каждого можно воспитать гения, создав определенную среду. Важным
считалось убедить ребенка отказаться от индивидуального в пользу общего,
воспитать в нем чувство коллективизма и привить социалистические ценности. Это делалось через работу школ и общественных организаций, книги, фильмы, идеологически правильные игры. В целом 1920-е гг. отмечены экспериментаторством в сфере педологии и педагогики, тогда как в 1930-е установилось следование одному педагогическому курсу, а эксперименты в сфере педологии прекратились.
Во второй главе «Пространство детской повседневности в советской провинции (на материалах Курганского и Шадринского округов)» рассматривается влияние окружающего пространства – как предметного, так и эмоционально-личностного – на формирование детской личности.
В первом параграфе «Семейное пространство детской повседневности» исследуются дом и семья как наиболее важные пространства детской повседневности.
Бытовые условия в городе и в деревне, особенности питания, уровень финансового обеспечения, отношения родителей между собой, межпоколенческие взаимоотношения оказывали большое влияние на детей. В частности, они могли привести к отказу ребенка от родителей, неприятию семейных ценностей, сосредоточению на школьной и пионерской деятельности или, напротив, к поверхностному усвоению коммунистической идеологии, к сохранению традиционных взглядов и религиозности. По уровню образования, политическим взглядам, составу и другим критериям выделены следующие типы семейного пространства, по-разному воздействовавшие на ребенка: полная семья с большим количеством детей, живущая по устаревшим дореволюционным ценностям; полная коммунистическая семья; полная семья, внутри которой есть противостояние ценностных систем между взрослыми членами; неполная семья вдовы/вдовца, разведенной женщины или матери-одиночки; семья без родителей, где ребенка воспитывал дедушка/бабушка.
Во втором параграфе «Детская повседневность в пространстве учреждений призрения» изучается жизнь детей в детских домах и коммунах.
Несмотря на идею национализации всех детей, имевшую место в 1920-е гг., государство с трудом могло содержать даже сирот. В исследуемых округах были распространены примеры тяжелого материального положения детей, оказавшихся в учреждениях призрения. Основными проблемами, мешавшими созданию идеальных учреждений воспитания нового человека, являлись недостаток финансирования, халатное отношение местных властей и части персонала детдомов и коммун к своей
работе, некорректная оценка центром ситуации на местах, а также влияние улицы на
бывших беспризорников. На материалах Кургана и Шадринска прослеживаются изменения в советской политике по отношению к беспризорным и институту опеки, а также отношение воспитанников детских учреждений призрения к собственности, государству, труду, друг к другу.
В третьем параграфе «Образовательное пространство в повседневной жизни детей» идет речь о влиянии школы и других образовательных учреждений на детскую повседневность.
Выявлены такие проблемы организации обучения, как предоставление помещений и учебников школам, взаимоотношения детей и родителей с педагогами. Государственное обеспечение образования в 1920-е гг. было незначительным, а в некоторых случаях полностью отсутствовало, например, в Курганском округе более половины школ находились на местном обеспечении, что мешало реализации школьной политики. Тем не менее, школа занимала важное место в социальном самоопределении ребенка. Представители старшего поколения, чаще всего, с уважением относились к образовательным учреждениям, поскольку в исследуемый период и взрослые, и дети воспринимали школу как один из наиболее действенных социальных лифтов. В параграфе также рассматривается дошкольное образование, его место и роль в повседневной жизни детей.
В третьей главе «Практики детской повседневности (на материалах Курганского и Шадринского округов)» анализируется деятельная часть детской повседневной жизни, в которой проявлялись индивидуальные черты характера, воля, интересы детей, их ценностные установки, в том числе, отношение к власти и к воспитательной деятельности взрослых.
В первом параграфе «Пионерская организация как часть детской повседневной жизни» оценивается роль пионерии в жизни советских детей. Власть придавала ей важное значение в воспитательной политике, однако реальная деятельность пионерской организации не всегда соответствовала идеалу, так как зависела от многих факторов, в том числе от взрослых, работавших с детьми, и самих детей, их отношения к государственной идеологии, в частности, к пионерии, а также к семейным ценностям, часто противостоявшим идеям коммунизма. Мотивами вступления в пионерский отряд были как интерес к общественной деятельности и желание осознавать себя юным ленинцем – строителем коммунизма, так и стремление стать частью элитной группы детей, носить красный галстук и отдыхать в летнем лагере. Детям часто приходилось балансировать между пионерской жизнью и домашней средой, где царили религиозность и традиционные, дореволюционные
ценностные установки. В результате двойные стандарты и притворство нередко
становились нормой их жизни. Тем не менее, пионеры составляли своего рода авангард культурно-просветительской политики государства, были связующим звеном между дореволюционным укладом быта семей и передовой советской идеологией. Они, в частности, организовывали социалистические праздники, обучали не посещавших школу подростков и неграмотных взрослых, читали газеты и объясняли правила новой жизни старшим родственникам.
Во втором параграфе «Деятельное детство и советская идеология» исследуются различные направления детской активности, в том числе, взаимоотношения друг с другом, игры, чтение, просмотр кинофильмов, учеба, труд.
Чтение было одной из важных форм детского досуга в Курганском и Шадринском округах – за страсть к книгам даже исключали из школы. Редким, но желанным удовольствием было кино. Идеологические игры не приживались в детской среде, зато были распространены традиционные лапта, крокет, дочки-матери, катание на самодельных коньках и лыжах. Тотальный контроль над детским досугом и активностью, к которому стремилось государство, был невозможен, поскольку дети отказывались принимать неинтересные для них идеологические продукты и находили способы обходить запреты, например, воруя изъятые из библиотек книги. Особенно свободно дети чувствовали себя в провинции. Иногда они активно выражали недовольство политикой советской власти, в частности, коллективизацией – например, школьник А.Н. Корюкин из Мокроусовского района Курганского округа, обиженный за раскулаченного отца, сочинял антисоветские частушки. Другие, напротив, усваивали коммунистические ценности и осуждали тех, кто вел себя «по-мещански» и распространял «антисоветчину».
В заключении подводятся итоги работы. Проведенное исследование показало, что отношение советского государства к ребенку было двойственным. С одной стороны, дети считались материалом для «создания нового человека», представляли собой ценность как будущее страны, с другой, ребенок имел значение не как индивидуальность, а как деталь государственного организма. В силу ряда факторов – недостаток средств, проблема с кадрами – реальное пространство детской повседневности отличалось от того, что декларировала власть в 1920-е гг.
Большое влияние на детскую повседневность оказывали семья или детский дом, а также школа и пионерский отряд. Нередко идеологические противоречия между ценностями семьи и школы ставили ребенка в ситуацию выбора, приучали его приспосабливаться и притворяться.
Полунищий быт формировал у многих ценности, характеризуемые как
«мещанские». Большое влияние на детскую жизнь оказывали бытовые условия
дома, в школе и в детском доме, зачастую они были неприемлемыми. Многие дети мечтали вырваться из нищеты. Пионерская организация стремилась направить активность детей в идеологически верное русло, она привлекала детей, но часто проблемой на пути ее развития становилась личность пионервожатого, его нежелание работать или превратное истолкование роли пионерии. Навязать детям одобренные властью формы поведения и досуга: литературу, игры, фильмы и др. было достаточно сложно, поскольку они отвергали все, что казалось им не интересным.
В числе особенностей детской повседневности в советской России 1920-х гг. можно назвать: отличие реальной жизни детей от планируемого идеала, тяжелые материальные условия, раздвоенность детской жизни на школьную/пионерскую и домашнюю, интерес к чтению и образованию, часто искаженное восприятие социалистических ценностей, конфликт между «собственническими» интересами и коммунистической идеологией, желание возвыситься над неграмотными взрослыми, возможность влиять на представления властей о детстве.
Будучи наиболее подходящим материалом для создания нового человека в рамках советского проекта, дети, тем не менее, порой оказывались менее податливы, чем взрослые. Однако если власти удавалось сформулировать свои идеи так, что дети видели в них перспективы и интерес, возникал своего рода резонанс, который мог приводить детей к конфликтам со взрослыми членами семьи, сохранившими во многом досоветский образ мышления. При этом детей по большей части интересовала не идеология, а их детские дела. В то же время, детей привлекала возможность делать что-то значимое и «взрослое», которую давала пионерия и новая школа, им нравилось быть «маленькими гражданами большой страны». Многим советская власть дала то, о чем они мечтали, и они были ее активными и счастливыми сторонниками. Балансируя между ценностным миром патриархальной семьи и коммунистической идеологией, дети взрослели и становились уникальными советскими людьми.
Актуальность темы исследования. История повседневности – одно из
актуальных направлений в современной исторической науке, которое
позволяет углубить понимание событийной истории, проследить ее влияние
на жизнь простых людей, соотнести процессы, происходящие «внизу» и
«наверху», оценить степень самостоятельности рядового человека, его роль в
истории. Исследователь истории повседневности вводит в научный оборот
новые источники и переосмысливает уже изученные, в связи с чем часто
вносит коррективы в представления об исторических процессах.
Изучение детской повседневности 1920-х годов дает возможность
проследить становление советского человека на начальном этапе
существования нового государства и изменения в проекте советского детства,
человека, общества, а также определить роль взрослых в реализации этого
проекта, понять степень влияния на детство объективных социальных реалий
(общественно-политических организаций, школы, семьи, окружающего
пространства) и самих детей как личностей. Кроме того, оно поднимает
вопрос о возможности ребенка быть субъектом исторического процесса.
Степень научной изученности темы исследования. В историографии
детства 1920-х годов можно условно выделить два периода: советский (1920–
1991 гг.) и постсоветский (1991–2018 гг.).
Советский период (1920–1991) связан с интересом к проблеме детства со
стороны педологов и педагогов, в частности, А.Б. Залкинда 1, А.С. Залужного2,
А.З. Гольцмана3, которые сосредотачивались на проблеме воспитания нового
человека в условиях консервативного характера семьи, а также в условиях
детских учреждений. В их работах содержатся ценные сведения по детской
повседневности, поэтому они рассматриваются нами не только как
Залкинд А.Б. Педология в СССР. М., 1929.
2
Залужный А.С. За марксистско–ленинскую постановкупроблемы коллектива // Педология. 1931. №3. С. 44-51.
3
Гольцман А.З. Реорганизация человека. Л., 1925.
историографические, но и как исторические источники. В дальнейшем
исследования касались истории школы, проблем материнства, младенчества и
беспризорности: Ю.В. Гребнев, Г.П. Сосновская, П.Г. Софинов изучали
систему призрения детей и детское девиантное поведение в первые
послереволюционные десятилетия1; Э.М. Конюс, А.М. Нечаева – проблемы
материнства в 1920-е годы, становление советской системы заботы о
младенчестве и поддержки матерей, в том числе работающих, особенности
гигиенического воспитания женщин, их снабжения необходимыми
продуктами, медицинское просвещение2. Выходили книги, посвященные
истории советской педагогики и вопросам развития общеобразовательной
школы на Урале, в частности, работы В.Г. Чуфарова3.
Наибольший интерес в историографии представляет постсоветский
период (1991–2018 гг.) в силу интенсификации внимания к истории детства и
истории повседневности и стремления осмыслить феномен советского
детства. В постсоветской историографии условно можно выделить
специальные труды и труды по другим проблемам, где детская
повседневность затрагиваются фрагментарно.
К числу специальных относятся исследования советского детства и его
составляющих. Так, Е.М. Балашов, основываясь на данных архивных
документов, педологических и социологических исследований, рассматривает
процесс формирования «нового» сознания советских людей как следствие
суммарного воздействия школьного воспитания, семьи и быта, социального
окружения, общественных событий и катаклизмов; исследует воздействие на
детскую психику беспризорности, голода и нищеты 4. А.А. Сальникова
Гербеев Ю.В. Борьба с беспризорностью и преступностью несовершеннолетних в СССР (1917-1935) //
Доклады академии педагогических наук РСФСР. 1963. №1. С. 69-72; Сосновская Г.П. Влияние опытно-
показательных учреждения Наркомпроса РСФСР на массовую школу в 20-е годы // Из истории
педагогической мысли и школы: сб. трудов. М., 1974. С. 63-82; Софинов П.Г. Из истории борьбы с детской
беспризорностью // Вопросы истории КПСС. 1966. №8. С.109-112.
2
Конюс Э.М. Пути развития советской охраны материнства и младенчества (1917-1940). М., 1954; Нечаева
А.М. Охрана материнства и детства в СССР. М., 1988.
3
Чуфаров В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции (1920–
1937 гг.). Свердловск, 1970. Из истории педагогической мысли и школы: сб. трудов. М., 1974.
4
Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917-1927 гг.: Становление «нового человека». СПб., 2003.
показывает способы репрезентации российского и советского детства в
исследовательской практике; рассматривает источниковедческие проблемы,
возникающие в процессе изучения детства; уделяет большое внимание
«детским текстам», в том числе дневникам, воспоминаниям, мемуарам,
показывает воздействие войны, революции и послереволюционной разрухи на
детскую психику1. А.Ю. Рожков считает изучение молодого поколения
1920-х гг. необходимым условием понимания советского культурного кода, в
связи с чем исследует жизненный опыт молодых людей, в том числе,
школьников. Поскольку, по мнению А.Ю. Рожкова, повседневность
невозможно понять без деталей быта, поведения и языка, он стремится
детально описать условия повседневной жизни молодежи 1920-х гг. и понять,
кем являлся и как ощущал себя советский школьник, был ли он субъектом
своего личностного развития 2. Т.М. Смирнова дискутирует с А.А.
Сальниковой, доказывая, что советское детство было счастливым, несмотря на
шокирующие картины детского быта; основное внимание исследователь
уделяет проблеме беспризорности и способам ее решения, которые
предлагались советской властью и иностранными государствами 3. В.Б.
Жиромская и Н.А. Араловец в своей монографии исследуют российское
детство, принимая во внимание достаточно большой временной промежуток –
с конца XIX до начала XXI вв. Они анализируют изменение численности и
половозрастного состава детского населения России, особенности отношений
между детьми и родителями, уровень детской заболеваемости и смертности,
проблемы демографической и семейной политики 4. С.В. Коган рассматривает
детство как важный жизненный период, в который происходило становление
Сальникова А.А. Российское детство в ХХ веке: История, теория и практика исследования, 2007.
2
Рожков А.Ю. Молодой человек в Советской России 1920-х гг., повседневная жизнь в группах сверстников:
школьники, студенты, красноармейцы. Автореф. дис. … д-ра ист. наук. Краснодар, 2003; Рожков А.Ю. В кругу
сверстников: Жизненный мирмолодого человека в Советской России 1920-х годов М., 2014.
3
Смирнова Т.М. Дети страны Советов: От государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917-1940 гг. М.; СПб., 2015.
4
Жиромская В.Б., Араловец Н.А. Российские дети в конце XIX – начале XXI в.: историко-демографические
очерки. М., 2018.
советского человека в довоенное время1. Ю.Г. Салова заостряет внимание на
внеклассной работе с детьми в рамках клубов и показывает ее значение в
формировании советского гражданина 2. Проблему отражения советского
детства в воспоминаниях курганцев в своей статье исследует К.Ю. Кладова. К
теме детства она обращается в рамках изучения повседневной жизни горожан
1930-х гг., и рассказывает о бытовых условиях, в которых росли дети, их
играх и увлечениях. Отчасти мы можем использовать данные ее исследования
для изучения детской повседневности в 1920-е гг.3 Жизнь детей в приютах
Кургана в 1920-е гг. исследует А.М. Васильева 4, Н.Н. Косинцева приводит в
своей статье воспоминания о периоде становления пионерского движения в
Кургане и Курганском округе 5. В.Г. Безрогов исследует некоторые аспекты
жизни советских школьников6.
К числу общих работ относятся исследования О.Е. Кошелевой – она
реконструирует детство Древней Руси и Российского государства до XVIII в.
и дает инструментарий работы с источниками по истории детства 7. Г.С.
Зеленина и М.В. Ромашова исследуют советское детство в других
хронологических рамках, однако приводят подробный историографический
обзор, в том числе, по истории детства 1920-х гг.8 И.С. Кон призывает к
проблемному подходу в изучении детской повседневности и заостряет
внимание на гендерной проблематике, так как повседневность девочек, на его
Коган С.В. Детство как этап формирования «нового человека» в довоенном советском обществе // Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Социология. 2012. № . С. 164-170.
2
Салова Ю.Г. Клубная работа с детьми в практике советской школы 1920-х годов // Антропология советской
школы: Культурные универсалии и провинциальные практики: сб. ст. / Пермский гос. ун-т. Пермь, 2010. С. 152-164.
3
Кладова К.Ю. Детская повседневность города Кургана 1930-х годов в устных источниках //
Источниковедческие и историографические аспекты сибирской истории: коллективная монография. Ч. 9 /
ред. Я. Г. Солодкин. Нижневартовск, 2014. С. 172-192.
4
Васильева А.М. Курганские приюты 1920-х гг // V Зыряновские чтения. Курган, 2007. С. 55-59.
5
Косинцева Н.Н. Воспоминания о первых детских пионерах (к 90-летию пионерии) // Х Зыряновские чтения.
Курган, 2012. С. 109-110.
6
Безрогов В.Г. Становление образовательных традиций христианской школы в I – V веках. М., 2004.
Безрогов В.Г. Практики письма в начальной школе первых советских поколений // Вестник Российского
государственного гуманитарного университета. 2012. №11. С. 54-62.
7
Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI – XVIII вв.). М., 2000.
8
Зеленина Г.С. От скудости эмоций к скудости источников: полувековой путь детских исследований // URL:
http://polit.ru/article/2008/10/03/zelenina/ (дата обращения 01.06.2014); Ромашова М.В. Занимательное
источниковедение: история детства // Вестник Пермского университета. 2012. №3. С. 172-179.
взгляд, отличается от повседневности мальчиков, и ребенка как такового, вне
гендера, не существует1.
С 2007 г. в Российском государственном гуманитарном университете
(РГГУ) действует Международный семинар «Культура детства: нормы,
ценности, практики», с 2012 г. кафедра литературы и детского чтения Санкт-
Петербургского государственного университета культуры и искусств издает
альманах «Детские чтения», в котором, кроме проблем современного детства,
изучается история детской литературы, детского движения, в том числе и в
советское время. Проблему становления советского общества и советского
человека рассматривают историки Уральского федерального университета в
рамках проекта «Раннесоветское общество как социальный проект: идеи,
механизмы реализации, результаты конструирования» под руководством Л.Н.
Мазур. Непосредственно темы детства их исследования не касаются, однако
позволяют составить более целостную картину об условиях, в которых
протекала жизнь советских детей 2.
Категорию «советское детство» в теоретическом ключе рассматривает
К.К. Нуркина3. И.Б. Бритвина4 обращается к детской повседневности времен
Великой Отечественной войны, однако для данной диссертации представляет
интерес методологические особенности изучения детской повседневности,
представленные в работе, а также параллели с детством 1920-х гг. Тема
детства на территории Кургана, Шадринска и административно подчиненных
им территорий в основном представлена работами по истории
образовательных учреждений и системы призрения детей преимущественно
дореволюционного времени. Детство советского времени периода освещается
в работах в книге «История культуры Южного Зауралья» 5, монографии В.П.
Кон И.С. Открытия Филиппа Арьеса и гендерные аспекты истории детства // Вестник Российского
государственного гуманитарного университета. 2010. №15. С. 12-24.
2
Эпоха социалистической реконструкции: идеи, мифы и программы социальных преобразований. Сборник
научных трудов / гл. ред. Л.Н. Мазур. Екатеринбург, 2017.
3
Нуркина К.К. Категории «детство», «советское детство» и «повседневность» в историческом исследовании
// VIII Емельяновские чтения. Курган, 2014. С. 82-84.
4
Бритвина И.Б. Война глазами детей // VIII Зыряновские чтения. 2010. С. 103-105.
5
История культуры Южного Зауралья. Курган, 2004.
Федоровой1 и коллективной монографии «Очерки культуры повседневности
города Кургана XIX – первой трети XX века»2.
В целом начало XXI века отмечено всплеском интереса к проблеме
детства в исторической науке и появлением большого количества диссертаций
и статей в этой сфере на территории всей Российской Федерации. Их темы
можно условно разделить на следующие блоки: социальная защита детства и
борьба с беспризорностью 3, воспитание и образование4, дети и государство 5,
дети как субъект общественной жизни 1.
Федорова В.П. Вопросы культуры в Зауральской прессе 20-30-х годов XX века. Курган, 2008.
2
Очерки культуры повседневности города Кургана XIX – первой трети XX века. Курган, 2009.
3
Блонский Л.В. Детская беспризорность в СССР периода нэпа: опыт ликвидации на материалах Поволжья.
Автореф. дис. … канд. ист. наук Саратов, 2004; Волохатова В.М. Сиротские учреждения Советской России:
история становления и проблемы функционирования. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2005; Гребенкина
А.А. Становление и развитие социальной защиты детства в 20 – 30-е годы XX столетия на территории
Западной Сибири. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2006; Катионова А.О. Социальные и психолого-
педагогические основы организации призрения детей в России в 20-30-е годы XX века. Автореф. дис. … канд.
пед. наук. СПб., 2003; Кесаева Ж.К. Деятельность государственных учреждений и общественных организаций
Северной Осетии по борьбе с детской беспризорностью: 1920-е гг. Автореф. дис. … канд. ист. наук
Владикавказ, 2006; Маслова О.Б. Ликвидация массовой беспризорности в Советской России в 1920-е годы.
Автореф. дис. … канд. ист. наук. Пятигорск, 2010; Афанасова Е.Н. История детской беспризорности в
Иркутской области и Красноярском крае в 1920 –1930-х гг. Автореф. дис. … канд. ист. наук. Иркутск, 2007;
Славко А.А. Начало формирования нормативно-правовой базы по борьбе с детской беспризорностью и
безнадзорностью в России в первые годы советской власти // Известия Алтайского государственного
университета. 2009. №4/4 (64/4). С. 229-234; Смирнов С.С., Мишина М.А. Борьба с беспризорностью и
создание системы детских домов на Урале в 1920 – 1930 годы // II Емельяновские чтения. Курган, 2007. С.
149-151; Тагирджанова А.Н. Татарские детдома в Петрограде-Ленинграде 1920-х годов // URL:
http://www.idmedina.ru/books/materials/faizhanov/5/pedagog_tagirdganova.htm? (дата обращения 01.06.2014).
4
Бородина С.Н. Школа как институт политической социализации. Автореф. дис. … канд. полит. наук
Краснодар, 2007; Клемантович С.П. Эволюция государственной политики в области народного образования в
1920 – 1930-е годы. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2000; Нечаева К.М. Организация воспитательной
работы с подростками в России в 20-е годы XX века. Автореф. дис. … канд. пед. наук СПб., 2010; Малякова
Н.С. Идеи антропологической направленности воспитания в отечественной школе // Вестник Псковского
государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2011. С.141-145; Сенькина А.А.
Последний авангардный проект советской школы: журналы-учебники 1930 – 1932 гг. // Отечественная и
зарубежная педагогика. 2012. С. 60-91; Бердова О.В. Из истории школьного образования и костромского
учительства периода формирования советской школы (1918-1930) // Вестник КГУ им НА Некрасова. Серия:
Гуманитарные науки. 2008. № 4. С. 228-234; Безрогов В.Г. Практики письма в начальной школе первых
советских поколений // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2012. №11. С. 54-62.
5
Бекмурзаева С.А. Роль Советского государства и общества в формировании нового человека. Дис. … канд.
ист. наук. Астрахань, 2010; Кульгускина Л.В. Государство и молодое поколение в конце 1920-х – 1930-е годы:
опыт создания новой ментальности. Автореф. дис. … канд. ист. наук. Барнаул, 2005; Тепцова Р.Н.
Деятельность московских городских властей в сфере охраны детства в 20 – 30-е гг. XX в. Автореф. дис. …
канд. ист. наук. М., 2010; Хубулова Э.В. Формирование молодого поколения Северной Осетии в условиях
трансформирующегося общества 1920-х гг: исторический опыт. Автореф. дис. … канд. ист. наук.
Владикавказ, 2005; Коган С.В. Детство как этап формирования «нового человека» в довоенном советском
обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Социология. 2012. №150. С. 164-170; Ростовская И.В. Эволюция отечественного законодательства о
несовершеннолетних: дореволюционный и советский период // Вестник Удмуртского университета.
Экономика и право. 2012. Вып. 2. С. 98-101; Сажина Н.С. Социальная политика в отношении материнства и
детства в первые годы советской власти // Вестник Брянского государственного университета. 2013. №2. C.
91-94; Сомов В.А., Сомова Д.В. Детство 1930-х: советская политика в области воспитания подрастающего
поколения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. С. 121-127; Федоров А.Н.
Отечественные исследования детства в основном сосредотачиваются на
XX столетии, в силу интереса к феномену воспитания советского гражданина.
Проявляют интерес к нему и иностранные исследователи. Так, Л.Холмс
рассматривает советскую школу 1920–1930-х гг. как инструмент создания
советского гражданина, но, с другой стороны, подчеркивает, что не только
власть влияла на человека, но и человек на власть: тоталитарный режим и
советская образовательная система возникли, на его взгляд, в ответ на
требование большинства 2. Место ребенка в советском государстве и его
возможность быть гражданином, а также спорные вопросы советской детской
мифологии – например, историю Павлика Морозова – исследует К.Келли3.
Возможность такого феномена, как «счастливое советское детство» и место
коммунистической идеологии в повседневной жизни советских детей и
представлениях о ней рассматривают Л. де Ла Фе4 и Х. Фримэн5.
Авторы работ по истории образования, беспризорности, молодежных
движений, а также обобщающих работ по истории детства, в том числе, 1920-
х гг., сосредотачиваются на отдельных аспектах детской повседневности.
Большой пласт документов остается неизученным в качестве источников по
истории детской повседневности. Не ясны различия между столичным
детством и провинциальным, городским и сельским. Обобщающих работ по
Охрана материнства и детства в советской России в условиях революции и гражданской войны (1917-1920
гг.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2009. №9 (64). С. 175-182; Черняева
Н. Идеология семейных ценностей: повторяем пройденное? // 60 параллель. 2010. №2(37) // URL:
http://www.intelros.ru/pdf/60_paralel/37/9.pdf (дата обращения 03.03.2016); Шуткова Е.Ю. Советские
политические репрессии в отношении несовершеннолетних: 1917 – 1953 гг. Автореф. дис. … канд. ист. наук.
Ижевск, 2003.
1
Копейкина Ю.Л. Субкультура детства. Автореф. дис. … канд. культ. наук. Нижний Новгород, 2000; Кудинов
В.А. Общественные движения и организации детей и молодежи в России XX веке. Дис. … д-ра ист. наук.
Кострома, 1994; Алиева Л.В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта
воспитательного пространства. Автореф.… дис. д-ра пед. наук. М., 2002; Балакирев А.Н. Становление и
развитие детского движения в Бурятии: 1923 – 1991 гг. Автореф. дис. …канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2006;
Маслинская С.Г. «Пионерская» беллетристика vs «большая» детская литература // Детские чтения. 2012. №1.
С. 100-116; Рыбаков Р.В. К вопросу об альтернативах в молодежном движении России (1917-1920-е гг.) //
Вестник Томского университета. 2014. №382. С. 119-124; Белкина Л.Р. Детский журнал 1920х гг. – соцзаказ
или реальность? // Система ценностей современного общества. Новосибирск. 2010. №15. С. 90-94.
2
Холмс Л.Ю. Социальная история России: 1917-1941. Ростов-на-Дону, 1993.
3
Келли К. Маленькие граждане большой страны»: интернационализм дети и советская пропаганда // Новое
литературное обозрение. 2003. №60. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/60/katrion.html (дата обращения
01.06.2014).
4
Loraine F. Empire`s children: soviet childhood in theage of revolution. Florida International University, Florida, 2013.
5
Hannah F. Russia’s International Adoption Policies: Realities of the Soviet Happy Childhood Myth. Illinois
Wesleyan University. Honors Projects International Studies, 2012.
детской повседневности Курганского и Шадринского регионов, за
исключением ряда статей, нет.
Объектом исследования является советская повседневность как особая
сфера социокультурной реальности.
Предметом исследования – повседневная жизнь детей Курганского и
Шадринского округов в 1920-е годы.
Территориальные рамки – Курганский и Шадринский округа,
частично входящие в современную Курганскую область. Округа
существовали с 1923 по 1930 г. в составе Уральской области РСФСР. Ранее
они назывались уездами. Курганский уезд в 1918 г. входил в Тобольскую
губернию, с 1919 г. – в Челябинскую губернию; Шадринский уезд в 1918 г.
входил в состав Пермской губернии, с 1919 г. – Екатеринбургской губернии. В
1930 г. были образованы Курганский и Шадринский районы в составе
Уральской области РСФСР. Выбор территориальных рамок обусловлен тем,
что Курган и Шадринск представляли собой небольшие провинциальные
города, не имевшие развитой промышленности, повседневная жизнь здесь
протекала достаточно спокойно и равномерно, изменения в образе жизни и
мышления проходили медленно. На примере данных территорий можно
проследить особенности повседневности советской провинции, оценить
степень проникновения в нее идеологических установок.
Хронологические рамки – 1920-е годы. Нижняя граница – 1921 год –
обусловлена тем, что на исследуемой территории большевики окончательно
пришли к власти в 1919 году, и их реальная работа в отношении детства
началась в 1920-е годы. Верхняя граница – 1930 год – обусловлена временем
существования Курганского и Шадринского округов (1930 – год ликвидации
округов), а также изменениями в повседневной жизни детей: в 1930 г. было
принято постановление ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном
начальном обучении». С 1932 г. пионерская организация стала частью
школьной системы, тогда как ранее пионерские отряды курировались
предприятиями, коммунистической партией и комсомольскими
организациями. Произошла переориентация социальной политики на
семейное воспитание детей с воспитания общественного и государственного,
началось укрепление института семьи. Изменилось отношение к школьной
дисциплине и место, отводимое детям в общей работе по созданию нового
государства.
Цель исследования – выявить особенности повседневной жизни
советских детей как необходимого условия формирования феномена
«советского человека» – одного из факторов становления и существования
тоталитарного общества – на материале Курганского и Шадринского округов.
Задачи исследования:
– определить отношение государственной власти к детям путем анализа
законодательных актов, регулирующих семейную жизнь, образование,
систему призрения детей, детский труд, поведение детей;
– выяснить на основе анализа общественного мнения и реального
положения детей в семье, школе, пенитенциарных учреждениях, насколько
реальность соответствовала или противоречила декларируемому образу детства;
– реконструировать условия, в которых протекала детская жизнь, и
выявить влияние пространства повседневности на становление характера и
поведенческих установок детей и подростков;
– выявить место пионерской организации и общественно-политической
активности в повседневной жизни детей;
– изучить на региональной источниковой базе детские повседневные
практики и отношение детей к ним, отследить степень регулирования властью
и взрослыми детского жизненного мира, а также влияние детей на взрослых и
на представление власти об идеальном ребенке.
Источниковую базу исследования составили письменные и устные
источники. Письменные источники представлены несколькими группами.
К первой группе относятся законодательные и нормативные акты –
Конституция СССР и РСФСР1, декреты и постановления ВЦИК СССР и
РСФСР, СНК СССР и РСФСР, отдельных комиссариатов 2, директивы
ВКП(б)3. Они позволяют показать изменение статуса детей в советском
обществе, дают возможность составить представление об идеальном
советском детстве, выявить задачи государственной политики в сфере
образования и воспитания подрастающего поколения.
Вторую группу составляют документы, отложившиеся в трех местных
архивах: Государственном архиве Курганской области (ГАКО),
Государственном архиве города Шадринска (ГАШ), Государственном архиве
общественно-политической документации Курганской области (ГАОПДКО).
Делопроизводственная документация местных органов исполнительной
власти, партийных органов, учреждений образования и воспитания, акты
проверок детских учреждений, протоколы собраний комитетов ВКП(б) и
ВЛКСМ, письма, заявления отложились в фондах ГАОПДКО «Курганский
городской комитет КПСС» (10), «Шадринский окружной комитет ВКП(б)»
(13), «Курганский городской комитет ВЛКСМ» (102), «Шадринский окружной
комитет ВЛКСМ» (104). Они позволяют получить информацию о реализации
постановлений советской власти на местах, понять, как местное партийное
руководство выстраивало политику по отношению к детству и с какими
проблемами сталкивалось.
Основной закон (Конституция) Союза Советских Социалистических республик: принят 2-й сессией ЦИК
СССР первого созыва 6 июля 1923 г. и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 г.
– М.: Центр. испол. ком. Союза Сов. Соц. Респ., 1924. – 20 с.; Конституция (Основной Закон) Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в
заседании от 10 июля 1918 г.)// Петроград: Изд. Петроградского Совета рабочих и красн. депутатов, 1918. – 16 с.
2
Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (принят ВЦИК
16 сентября 1918 года) // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление
делами Совнаркома СССР. М. 1942. № 818; Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 8 марта 1926 года «Об
утверждении Положения о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР» // Собрание
узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ РСФСР). 1926. – № 19. Ст. 143;
Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов
гражданского состояния» // СУ РСФСР. 1917. – № 11. Ст. 160; Декрет ВЦИК СССР от 16 октября 1918 года
«Об единой трудовой школе Российской Социалистической Республики (Положение)» // Собрание
узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942.
С. 1026-1030 и др.
3
О всеобщем начальном обучении // Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения. М.: Наркомпрос РСФСР. 1931. С.190; О борьбе с
детской беспризорностью // Там же. С. 189; О пионерском движении // Там же. С. 202 и др.
Документы школ и детских домов: производственные планы, списки
учащихся и учащих, отчеты о проделанной работе, протоколы педагогических
совещаний, тексты выступлений на конференциях и собраниях, акты
обследования школ, детских домов и коммун, материалы по усыновлению,
заявления представлены в фондах ГАКО, таких, как «Отдел народного
образования Курганского окружного исполнительного комитета» (Р-48) и
«Курганская окружная комиссия по улучшению жизни детей» (р-472), и
фондах ГАШ «Отдел народного образования исполнительного комитета
Шадринского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских
депутатов» (Р-213), «Шадринская окружная детская комиссия» (Р-225). Материалы
дают возможность изучить условия жизни детей в семье, школе, их участие в
детских организациях. Кроме того, в указанных фондах важны документы,
созданные детьми, как имеющие особую ценность для изучения детской
повседневности.
Третья группа источников – материалы периодической печати. В газете
«Красный Курган» публиковались заметки и статьи, отражавшие взгляды
представителей органов власти и организаций ВКП(б), учителей, родителей, а,
порой, и самих детей на детство, школу, семью, беспризорность. Газета
содержит информацию о местных событиях, связанных с детской
повседневностью.
Четвертую группу источников составили труды политических деятелей,
советских ученых-педологов1, которые позволяют увидеть цели и задачи,
стоявшие перед советской властью в рамках работы по созданию нового
человека, и оценить степень воздействия на детское сознание организаций,
работающих с детьми. В художественной литературе для детей, являвшейся
Гессен В.Ю. Комсомол и юные пионеры. Очерк истории комсомольского и пионерского движения в СССР.
Л., 1926; Гольцман А.З. Реорганизация человека. Л.,1925; Залкинд А.Б. Педология в СССР. М., 1930;
Залужный А.С. За марксистско–ленинскую постановку проблемы коллектива // Педология. 1931. №3. С. 44-
51; Крупская Н.К. Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная
работа с детьми // Педагогические сочинения. Т.5. М, 1958; Крупская, Н.К. Обучение и воспитание в
школе // Педагогические сочинения. Т.3. М., 1958; Ленин В. И. О воспитании и образовании. – М.,
1987; Луначарский А.В. О детской литературе, детском и юношеском чтении. М., 1985; Шварцман П.Я.,
Кузнецова И.В. Педология // URL: http://ihst.ru/projects/sohist/books/os2/121-139.htm (дата обращения 20.05. 2018).
средством влияния на детское сознание, представлен образ идеального
советского детства и его антипод.
Пятая группа – устные источники. Это воспоминания современников,
чье детство проходило в Кургане и других населенных пунктах Курганского
округа в 1920 – начале 1930-х годов, в виде интервью, опубликованных К.Ю.
Кладовой, и восьми интервью, записанных автором диссертации1.
Особенностью источниковой базы является ее разноплановость,
позволяющая проверять данные одного вида источников информацией,
получаемой из другого вида источников; большое количество
делопроизводственной документации и материалов, позволяющих
конструировать детскую повседневность по косвенным свидетельствам; малое
количество эго-документов, компенсируемое возможностью собрать устные
воспоминания; идеологическая нагруженность документов, связанная с
особенностями политического строя советской России 1920-х годов,
снимаемая путем сопоставления разных типов источников.
Теоретико-методологическая база. Данная работа выполнена в рамках
таких направлений гуманитарных исследований, как история повседневности
с использованием методов микроистории. Начало исследований в области
истории повседневности связывают с именами французских ученых М. Блока
и Л. Февра, основателей «Школы анналов», сформировавшейся вокруг
журнала «Анналы экономической и социальной истории»2, который впервые
вышел в печать в 1929 г.; а также Ф. Броделя3 и Ж. Ле Гоффа4, занимавшихся
изучением истории ментальностей и больших временных промежутков.
Воспоминания Алефцева К.Г. 1927 г.р. Записано в г. Кургане в апреле 2016 года // Личный архив Перовой
М.А.; Воспоминания Дурмановой П.Г. 1924 г.р. Записано в с. Парамоново Альменевского района Курганской
области в ноябре 2014 года // Там же; Воспоминания Комарского И.А. 1927 г.р. Записано в г. Кургане в июле
2016 года //Там же; Воспоминания Комогорова А.В. 1926 г.р. Записано в с. Раскатиха Притобольного района
Курганской области в марте 2015 года // Там же; Воспоминания Корюкина А.Н. 1916 г.р. Записано в г.
Кургане в августе 2016 года //Там же; Воспоминания Окуловских Е.Л. 1920 г.р. Записано в г. Кургане в
декабре 2014 года // Там же; Воспоминания Сахарова А.С. 1927 г.р. Записано в с. Белозерское Курганской
области в феврале 2015 года //Там же; Воспоминания Филимонова В.А. 1925 г.р. Записано в г. Кургане в июле
2016 года //Там же.
2
Анналы экономической и социальной истории. Избранное / В.В. Анашвили, А.Л. Погорельский. М., 2007.
3
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв. в 3 томах. М., 1986-1992.
4
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Другой подход к изучению повседневности был предложен А. Людтке1 и К.
Гинсбургом2, обратившимся к микроистории – анализу малых жизненных
миров в небольшом временном отрезке; в центр исследования они ставили
группу простых обывателей или единичного человека. Методы германской
истории повседневности получили наибольшую популярность в
отечественной историографии, особенно применительно к XX веку.
Теоретическое изучение истории повседневности в России началось в 1980-е
гг. и связано с именами А.Я. Гуревича3, Л.Ю. Бессмертного4, Н.Л.
Пушкаревой5, Н.Б. Лебиной6 и др., однако к темам, имеющим отношение к
предмету истории повседневности, обращались и ранее, сосредотачиваясь на
описании быта и привычек.
Открытие темы детства произошло во многом благодаря американскому
антропологу М. Мид7 – она стала одним из первых исследователей,
обративших внимание на особость детей как социальной группы и
необходимость их изучения. В 1960-х гг. исследованиями в области истории
детства занялся Ф. Арьес, работа которого была опубликована в России в
1999 г.8, с чем связана актуализация темы детства среди отечественных ученых.
В диссертационном исследовании автор опирается на принципы
историзма и научной объективности. Для реконструкции сюжетов из жизни
детей, иллюстрирующих как повседневную рутину, так и необычные
ситуации, типичные для детской жизни изучаемого периода, он обращается
региональным источникам, а для установления соотношения микро- и
макроистории в рамках диссертации исследуются нормативные акты
советской власти, работы педагогов и педологов. С помощью методов истории
Людтке А. История повседневности в Германии. Новые подходы к изучению труда, войны и власти. М., 2010.
2
Гинсбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М., 2000.
3
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
4
Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние Века. Очерки демографической истории Франции. М., 1991.
5
Пушкарева Н.Л. История повседневности» как направление исторических исследований // Фонд
исторической перспективы. URL: http://www.perspektivy.info/history/istorija_povsednevnosti_kak_napravlenije_
istoricheskih_issledovanij_2010-03-16.htm (дата обращения 01.06. 2014); Она же. Частная жизнь русской
женщины. Невеста, жена, любовница (X – начало XIX в.). М., 1997.
6
Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии 1920-1930 годы. СПб., 1999.
7
Мид М. Культура и мир детства. М., 1983.
8
Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999.
повседневности осуществляется поиск взаимосвязей между бытом, условиями
жизни и способом восприятия мира, а также соответствий идеальной детской
повседневности, программируемой властью, и реальности. Автор использует
также историко-сравнительный метод для соотношения образа детства,
декларируемого властью, и реального детства в советской провинции,
сравнения детства в Курганском и Шадринском регионах и центральных
территориях РСФСР. Для работы с документами разных видов и их
репрезентативного анализа в диссертации используется источниковедческий
метод. Описательный метод помогает реконструировать сюжеты детской
повседневной жизни исследуемого периода. Методы герменевтики
используются для лучшего понимания источников и избежания
осовременивания исторических сюжетов. Для записей интервью с
современниками исследуемого периода и их интерпретации автор использует
методы устной истории. Историко-типологический и историко-системный
методы используются для структурирования информации, выделения
закономерностей и типических сюжетов детской повседневной жизни.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Дети в советской России были основным материалом для создания
«нового советского человека» и, в связи с этим, объектами максимального
идеологического воздействия.
2. В 1920-е годы осуществлялся поиск модели семейной, социальной,
образовательной политики и эффективных способов воспитания «нового
человека». В связи с этим отмечается частое изменение норм, педологических
идей и педагогических приемов. К концу десятилетия происходит
стабилизация образа советского детства как элемента советского образа
жизни.
3. Ребенок в Советской России рассматривался не только как объект
воспитания, но и как субъект исторического процесса. Дети включались в
политику через систему детских коммунистических организаций и должны
были стать агентами власти в обществе взрослых, не сумевших расстаться с
дореволюционным мироощущением. Делегирование субъектности ребенку
также служило способом воздействия на него: детей привлекал статус
«маленьких взрослых», возможность быть причастными к строительству
нового коммунистического мира.
4. Субъектность ребенка не только приписывалась властью, но была
реальным фактором, который власти приходилось учитывать при выборе
методов воспитания, обучения, пионерской работы, а также при создании
продукции для детей. В отличие от взрослых дети не принимали то, что им
навязывалось без учета их интересов, арсенал репрессивного воздействия на
них был ограничен. Дети, в некотором смысле, пользовались большей
свободой, чем взрослые граждане советского государства.
5. Поскольку усвоение советской идеологии взрослым населением
советской провинции происходило неравномерно, дети часто сталкивались с
идеологическими противоречиями, когда в школе провозглашался один
способ отношения к миру, а дома – другой. Это заставляло ребенка делать
выбор между ценностями семьи и общества и вступать в конфликт с одной из
сторон, либо постоянно менять свое поведение в зависимости от окружения.
6. Несмотря на декларируемый советской властью образ «счастливого
советского детства», материальные условия существования детей дома, в
школе, в детском доме были тяжелыми. Это оказывало серьезное влияние на
детское здоровье, психику, систему ценностей. Часто итогом вынужденного
аскетизма становились мечты о богатой жизни, которые оценивались как
«буржуазные», «мещанские» интересы.
7. Проекты советской власти по созданию «нового человека»
реализовывались через посредников: местные исполнительные органы,
партийных и комсомольских активистов, сотрудников детских учреждений
(педагогов, воспитателей и лдр.), родителей. В результате до детей они
доходили в интерпретированной рядом субъектов форме, не всегда
соответствовавшей исходному варианту. В свою очередь власть получала
искаженное представление о детстве из отчетов, газет, педологических и
педагогических разработок. Наиболее ярко разрыв между реальностью и
идеальным образом детства проявлялся в провинции в силу удаленности от
центральных властных структур.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней проведена
комплексная реконструкция детской повседневной жизни в Курганском и
Шадринском регионах в 1920-е гг.; выделены этапы изменений в детской
повседневной жизни в соотношении с изменениями в законодательстве и
государственной политике в сфере семьи, образования и детского призрения;
выделены типы семей в зависимости от их состава и политических взглядов
членов семьи; проанализировано отношение детей к социалистическим
ценностям; реконструированы реальные интересы советских детей 1920-х гг.,
их проблемы и желания, особенности быта в семье и детском доме;
рассмотрено место семьи, школы и пионерского движения в детской жизни. В
диссертационном исследовании введены в оборот необуликованные
источники – архивные документы и интервью с современниками событий;
опубликованные источники рассмотрены в новом ключе с привлечением
методов истории повседневности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты
могут быть использованы при написании обобщающих трудов, разработке лекционных
курсов по истории России, истории детства, истории повседневности, социальной и
социокультурной истории, для работы краеведческих кружков.
Апробация работы. Основные положения научно-исследовательской
работы были обсуждены на кафедре истории и документоведения
Курганского государственного университета, рассмотрены на
международных, всероссийских, региональных научных и научно-
практических конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге,
Новосибирске, Перми, Кургане. Результаты исследования были изложены в 21 научных
трудах общим объемом 9,7 п.л., в том числе в 6 ведущих журналах, рекомендованных ВАК
РФ.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!