Деятельность учреждений музыкальной культуры на Южном Урале в послевоенное десятилетие (1946 — 1956)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ЮЖНОГО УРАЛА В ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
1.1. Репертуарная политика и основные направления развития музыкальных театров
1.2. Художественно-творческая деятельность филармоний
1.3. Функционирование системы музыкального образования
Глава II. МУЗЫКАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮЖНОГО УРАЛА В 1946–1956 ГГ.
2.1. Практики работы организаций художественной самодеятельности
2.2. Смотры любительского искусства как механизм развития региональной художественной самодеятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 191 Приложение 1. Фотографии 1–15
Приложение 2. Программы
–6
Приложение 3. Таблицы
–7
Приложение 4. Программа концерта Всероссийского смотра
Во введении определены актуальность проблемы, объект и предмет, террито- риальные и хронологические рамки исследования, рассмотрена степень изученности проблемы, поставлены цель и задачи диссертационной работы, освещены его мето- ды, описана источниковая база, представлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, основные положения, выносимые на защи- ту, сведения об апробации работы.
Первая глава «Деятельность профессиональных музыкальных учрежде- ний культуры Южного Урала в послевоенное десятилетие» состоит из трех пара- графов, посвященных деятельности профессиональных музыкальных учреждений
культуры, представленных музыкальными театрами, филармониями и музыкально- образовательной системой.
Первый параграф «Репертуарная политика и основные направления разви- тия музыкальных театров» раскрывает основные тенденции развития музыкаль- ных театров Южного Урала.
Идеологические постановления партии, вышедшие в 1946—1948 гг., оказали негативное влияние на развитие музыкальных театров Южного Урала. Местное руководство, приступая к реализации постановлений, ориентировалось на результаты работы столичных учреждений, не принимая во внимание региональную специфику, не учитывая интересы и желания публики. В результате, в репертуарной афише Чкаловского театра количество советских постановок выросло в 3,5 раза. Своеобразного «пика» театр достиг в 1952 г., когда на один зарубежный спектакль приходилось 13 отечественных1. Сохранить высокий уровень посещаемости удалось за счет постепенного увеличения количества спектаклей: с 299 в 1946 г. до 336 в 1956 г. Общая посещаемость выросла с 164 тыс. до 210 тыс.2 Однако загрузка зала
3 была небольшой и составляла от 44 до 54% .
Аналогичным образом изменился репертуар Башкирского государственного те- атра оперы и балета. За два года после выхода постановлений прокатная афиша те- атра пополнилась значительным количеством произведений советских драматургов. На сцене шли оперы «Азат» Р. А. Муртазина, «Салават Юлаев» З. Г. Исмагилова, «Акбузат» Х. Ш. Заимова, балеты «Зюгра» Н. Г. Жиганова, «Журавлиная песнь» З. Г. Исмагилова и др.
Изучаемый период характеризуется слабой материально-технической оснащен- ностью музыкальных театров. Процесс технического обновления не затронул про- винциальные театры — последние закупки оборудования осуществлялись до вой- ны4. Залы требовали срочного переоборудования. Не хватало стульев, портьер, сукна для сцены, осветительной аппаратуры. И так непростое материальное положение те- атров ухудшилось после выхода 4 марта 1948 г. постановления Совета Министров СССР No 536 «О сокращении государственной дотации театрам и мерах по улучше- нию их финансово-хозяйственной деятельности»5.
Лишение Челябинского театра оперетты государственных дотаций, последую- щее сокращение штатов и количества премьер, а также смена репертуара привели к
1 Посчитано по: ОГАОО. Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 194. Л. 2.
2 ОГАОО. Ф. Р-957. Оп. 1. Д. 9. Л. 28.
3 Посчитано по: ОГАОО. Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 194. Л. 2.
4 НА РБ. Ф. Р-4048. Оп. 1. Д. 10. Л. 18.
5 Панфилов А. П. Театральное искусство Урала. 1917—1967. Свердловск, 1967. С. 178.
снижению посещаемости на 80%1. В 1950 г. театр был закрыт как нерентабельный и малопродуктивный.
Результатом перехода на бездотационную работу Чкаловского театра стало со- кращение состава оркестра, хора, балета. Это привело к ухудшению качества спек- таклей — сказывалась усталость труппы2.
Дефицит кадров был характерен для всех южноуральских музыкальных теат- ров. Во многом в связи с отсутствием достойного материального стимулирования руководство театров не могло укомплектовать административный и творческий со- став. Чкаловский театр остро нуждался в притоке «молодой крови». Башкирский те- атр испытывал сложности с пополнением артистами труппы балета, поскольку в во- енные годы закрыли башкирское отделение при Ленинградском хореографическом училище. Однако для деятельности музыкальных театров были характерны и поло- жительные тенденции: рост творческой активности, продуктивная работа над наци- ональным репертуаром. Именно в эти годы на сцене театра работала целая плеяда талантливых артистов, которых знала и любила вся страна: З. А. Насретдинова, Б. Н. Валеева, М. Г. Салигаскарова, Г. С. Хабибуллин, М. А. Тагирова и др.
Во втором параграфе «Художественно-творческая деятельность филар- моний» рассмотрена концертная и культурно-просветительская деятельность фи- лармоний Южного Урала.
Филармонии послевоенных лет помогали поднять культурный уровень жителей Южного Урала благодаря проводимым концертам, лекциям, беседам, которые знако- мили слушателей с лучшими образцами отечественной классической, народной и современной эстрадной музыки, содействовали идеологическому воспитанию. Они стали настоящими центрами культурно-просветительской работы благодаря актив- ной гастрольной деятельности в пределах региона.
Лидером по объему творческой активности на протяжении всего изучаемого периода оставалась Башкирская государственная филармония, которая в 1946 г. отыграла 1999 концертов и в течение изучаемого периода рост составил 8%3. Закре- пить положительную динамику данного показателя филармонии удалось благодаря активной гастрольной деятельности по селам республики. В разные годы от 50 до 70% концертов проходили в колхозах и совхозах.
Количество концертов и посещаемость Чкаловской филармонии были в 2—2,5 раза ниже. Так, в 1946 г. состоялось 856 концертов, в 1956 г. — чуть более тысячи4. Основная творческая нагрузка ложилась на концертные бригады, оркестр народных
1 РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 11. Д. 495. Л. 43.
2 ОГАОО. Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 119. Л. 24.
3 НА РБ. Ф. Р-122. Оп. 27. Д. 510. Л. 2.
4 ОГАОО. Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 99. Л. 63; Д. 130. Л. 300; Ф. Р-1494. Оп. 2. Д. 27. Л. 1.
инструментов и женский хор, которые выступали преимущественно на городских сценах и площадках.
Челябинская филармония с 1946 по 1950 гг. ежегодно проводила до 1500 кон- цертов, с 1951 по 1956 гг. — до 2000. Период 1950—1956 гг. характеризуется актив- ной гастрольной деятельностью в пределах области. Вне стационара проводилось до 75% от общего числа концертов. Рекордным стал 1955 г., когда этот показатель вырос до 89%. В 1956 г. зафиксировано падение количества концертов и их посещаемости в связи с ликвидацией симфонического оркестра — единственного на Южном Урале1. Основу его репертуара составляли произведения русской классики. Концерты при- влекали местную интеллигенцию, студентов и преподавателей учебных заведений музыкальной направленности.
Постановления второй половины 1940-х гг. также оказали существенное влия- ние на формирование репертуарной афиши южноуральских филармоний. С одной стороны, ряд произведений зарубежных и отечественных композиторов запретили к исполнению. Например, в списки запрещенного репертуара попали произведения башкирских композиторов З. Г. Исмагилова и М. Ш. Валеева. С другой стороны, это спровоцировало поиск нового репертуара и со сцены Челябинской филармонии ме- лодии уральских композиторов: В. Щелокова, Н. Белоглазова, Н. Хлопкова. Их песни воспитывали патриотизм, трудолюбие, высокие нравственные качества, уважитель- ное отношение к родителям, ценность отношений между людьми и дружбы. Они были добрыми, внушали слушателям оптимизм, что было особенно важным в по- слевоенных условиях.
Анализ архивных документов показал, что в изучаемый период наиболее остро стояли вопросы модернизации материально-технической базы концертно- филармонических учреждений. Также отмечается частая смена представителей ад- министрации, наличие с их стороны грубых нарушений финансовой дисциплины. Положение осложнялась дефицитом творческих кадров. Не доставало дирижеров, художественных руководителей, музыкантов. Это в совокупности негативно сказы- валось на творческой деятельности учреждений.
Третий параграф «Функционирование системы музыкального образования»
посвящен системе музыкального образования региона. Система музыкального обра- зования на Южном Урале в послевоенное десятилетие являлась двухступенчатой и состояла из детских музыкальных школ и училищ. Период характеризуется ростом числа детских музыкальных школ, проходящим в условиях нехватки преподавателей и восстановления материальной базы. Отмечается, что к 1956 г. на территории Чка- ловской, Челябинской областей, а также БАССР количество детских музыкальных
1 ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 962. Л. 34; Д. 1389. Л. 17.
школ увеличилось в два раза. Выросло и среднее количество учащихся: с 10—12 учеников в 1946 г. до 18—20 в 1956 г.
Увеличение количества музыкальных школ обеспечило приток абитуриентов в музыкальные училища, что впоследствии дало свои плоды и компенсировало дефицит кадрового состава учреждений культуры. Среднее количество учащихся выросло со 150 студентов в 1946 г. до 200 в 1956 г. Рост количества выпускников теоретического отделения музыкальных училищ к концу изучаемого периода частично решил проблему нехватки кадров ДМШ. Стоит отметить, что к концу изучаемого периода профессиональная компетентность кадрового состава ДМШ и училищ значительно повысилась.
Вторая глава «Музыкальная художественная самодеятельность Южного Урала в 1946—1956 гг.» состоит из двух параграфов, описывающих деятельность учреждений любительского искусства.
Первый параграф «Практики работы организаций художественной само- деятельности» содержит анализ развития данного вида искусства на территории южноуральского региона в послевоенное десятилетие.
Изучаемый период характеризуется массовым ростом музыкальной художе- ственной самодеятельности, которая находилась в ведении Домов народного творче- ства. Перед региональными государственными и партийными органами была по- ставлена задача: восстановить культурно-просветительные учреждения, которые яв- лялись центрами развития художественной самодеятельности на селе. Инфраструк- тура большинства Домов культуры, сельских клубов и других учреждений, при кото- рых занимались участники самодеятельности, была разрушена в годы войны. К началу 1950-х гг. культурно-просветительная сеть региона была восстановлена, что положительно сказалось на росте самодеятельности.
Особенно массовый характер приобрело хоровое пение. Причиной тому по- служили богатые певческие традиции региона, возможность выступать а капелла и др. Основу репертуара хоров составляли русские народные песни, оратории и канта- ты советских авторов, которые являлись наиболее ярким выражением сталинской эпохи. Самые многочисленные хоровые коллективы (в среднем от 20 человек) полу- чили распространение в БАССР.
Отмечены определенные трудности в любительском искусстве, связанные с не- хваткой музыкальных инструментов, что значительно ограничило распространение таких видов самодеятельного искусства, как симфонические оркестры, оркестры народных инструментов и др. Проблема дефицита квалифицированных руководите- лей для коллективов самодеятельности была частично решена благодаря семинарам, лекциям, курсам при ДНТ. В результате к концу исследуемого периода отмечается рост профессионализма руководителей музыкальной самодеятельности и участни- ков.
Во втором параграфе «Смотры любительского искусства как механизм развития региональной художественной самодеятельности» дается характери- стика смотров музыкальной художественной самодеятельности.
После окончания войны на Южном Урале в год проходило в среднем 8— 10 смотров, к 1956 г. их число увеличилось до 20. Регулярно организовывались цехо- вые, заводские, Всероссийского общества глухонемых и слепых, промысловой ко- операции, трудовых резервов, учащихся ремесленных школ и школ фабрично- заводского обучения, самодеятельности высших учебных заведений и другие смот- ры. В них принимали участие хоровые коллективы, разнообразные оркестры, музы- канты-исполнители, выступающие сольно. Росло и количество участников. Наиболее многочисленными были областные и республиканские смотры, объединявшие до не- скольких тысяч участников. Так, в БАССР в послевоенное десятилетие численность участников подобных мероприятий колебалась от 12 до 15 тыс. человек1.
Как показал анализ отчетов членов жюри о проведении смотров в течение по- слевоенного десятилетия, благодаря культурной политике государства изменился ре- пертуар. Изначально репертуар большинства коллективов и кружков самодеятельно- сти не превышал 2—3 номера и был весьма однообразным. Он состоял из дореволю- ционных, военных либо русских народных песен, а также частушек2. После выхода постановлений 1946—1948 гг. репертуар художественной самодеятельности стал объектом партийного и государственного контроля. Поэтому репертуар музыкальных кружков и коллективов пополнился произведениями В. И. Мурадели, С. С. Туликова, Ф. И. Маслова, А. В. Александрова, И. О. Дунаевского, М. И. Блантера и др.
С ростом профессионализма руководителей самодеятельности вырос и уровень подготовки участников. Со сцены в начале 1950-х гг. зазвучала классическая музыка, отрывки из популярных опер и оперетт. Многие коллективы обратили внимание на творчество уральских композиторов-самоучек, а в Башкирии впервые за долгие годы в сельских смотрах стали принимать участие исполнители-кураисты.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы, кото- рые отражены в основных положениях, вынесенных на защиту.
Актуальность исследования. Музыкальная культура современной России переживает сложный и противоречивый период своего развития. Изменения, происходящие в последние десятилетия, во многом связаны с отказом от государственной цензуры в данной области, что привело, с одной стороны, к полной свободе творчества, с другой – к потере контроля качества предлагаемой слушателю музыкальной продукции. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения стало изменение музыкальных предпочтений молодёжи, снижение требований к потребляемому продукту. Остаются недостаточно востребованными академическая музыка и самодеятельное искусство. Более того, для современных молодых людей утрачен престиж профессии в музыкально- театральной и концертно-филармонической сфере.
В ходе реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)»1 провинциальным музыкальным театрам и филармониям удалось частично вернуть своего зрителя2. В числе ожидаемых результатов национального проекта «Культура», рассчитанного на 2019–2024 гг., входит увеличение посещаемости ещё на 15% 3 . По итогам 2020 г. выполнение нацпроекта составило 99,3% от ежегодного целевого показателя 4 . Для
1 О Федеральной целевой программе «Культура России 2012–2018» (с изменениями на 18 августа 2018 года): [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/902335243 (дата обращения: 07.12.2021).
2 Если на начало реализации программы посещаемость театров (в том числе музыкальных) составляла 32,9 млн. человек, то к концу – 39,6 млн. (Российский статистический ежегодник. 2012: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/IssWWW.exe/Stg/d2/09-05.htm (дата обращения: 01.07.2019); Российский статистический ежегодник. 2018: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/year/year18.pdf (дата обращения: 01.07.2019). Национальный проект «Культура»: [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/view?slug=natsional-nyy-proyekt- kultura&category=culture (дата обращения: 03.07.2019).
4 Нацпроект, кино, музеи: о чём говорили на итоговом заседании Минкульта: [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/04/20/nacproekt-kino-muzei-o-chem-govorili- na-itogovom-zasedanii-minkulta.html (дата обращения: 24.11. 2021).
достижения поставленных задач руководство страны предусмотрело формирование долгосрочной репертуарной политики, соблюдение баланса между государственным контролем качества музыкального продукта и использованием рыночных механизмов, модернизацию материально- технической базы учреждений музыкальной культуры и укрепление кадрового потенциала. Немаловажным остаётся поиск новых форм и инновационных методов музыкального просветительства среди детей и молодёжи, а также поиск оптимальной модели финансирования учреждений музыкальной культуры.
Решение поставленных задач невозможно без осмысления исторического опыта и опоры на него, осознания особенностей музыкальной культуры, её оценки в истории. Именно после Великой Отечественной войны руководство страны столкнулось с аналогичными проблемами. Советскому правительству предстояло в короткие сроки восстановить и приумножить материальную базу учреждений культуры, решить кадровый и финансовый вопросы, максимально эффективно проработать новые направления репертуарной политики.
Объектом исследования являются учреждения музыкальной культуры Южного Урала послевоенного десятилетия.
Предмет исследования – деятельность учреждений музыкальной культуры Южного Урала в 1946–1956 гг.
Музыкальная культура в диссертации рассматривается как система, в которую входят учреждения, сосредоточивающие в себе инструменты и оборудование (музыкальные инструменты, технические средства распространения и воспроизведения аудионосителей, концертные площадки и сцены)1, а также субъектов, занимающихся музыкальной деятельностью (музыканты, исполнители, композиторы и др.)2.
1 Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975. С. 70; Сохор А.Н. Музыка и общество. М., 1972. С. 21.
2 Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб. ст. Л., 1980. С. 62.
Традиционно в музыкальной культуре общества происходит разграничение деятельности и её субъектов на две большие сферы – профессиональную и непрофессиональную. Профессиональная (академическая) музыкальная культура – это часть художественной культуры, имеющая свою специфику. Кроме композиторов и специалистов, обеспечивающих исполнение, распространение, хранение музыкальных произведений, в систему включаются организационно-управленческие структуры, которые идеологически регулируют творчество, заказывают и
реализуют музыкальные произведения, занимаются профессиональных музыкантов. Составляющими
музыкальной культуры являются критика, публика,
помещения, инструменты, которые необходимы для её нормального функционирования 1 . Основной продукт профессиональной музыкальной культуры (произведения разных форм) воспринимается социумом как особо ценный2.
В диссертационном исследовании эту сферу музыкальной культуры Южного Урала представляют музыкальные театры, филармонии, детские музыкальные школы и училища.
Непрофессиональная самодеятельная музыкальная культура – это одна из форм индивидуального и коллективного народного творчества, включающая главным образом исполнение и реже сочинение музыки. Для любителей музыкальная деятельность (сочинение и/или исполнение) реализуется в сфере досуга, тогда как для профессионалов – это основное занятие и источник дохода. Коллектив художественной самодеятельности –
1 Белоносова И.В. Профессиональная музыкальная культура: к проблеме музыкально- краеведческого анализа // Европейский Союз Учёных. 2015: [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-muzykalnaya-kultura-k-probleme-muzykalno- kraevedcheskogo-analiza/viewer (дата обращения: 26.02.2022).
2 Уколова Л.И., Го Хуа. Основы развития музыкальной культуры обучающейся молодёжи в условиях музыкального образования педагогического вуза // Стратегия развития образовательного пространства в контексте интеграций культуры и искусства / науч. ред. О.В. Грибкова. М., 2016. С. 265.
подготовкой компонентами оборудование,
это творческое объединение любителей одного вида искусства, работающее на добровольных началах при клубах, домах и дворцах культуры, избах- читальнях и т.д. 1
Хронологические рамки исследования охватывают важный в историческом и культурном плане период развития страны в 1946–1956 гг.
Выбор нижней границы объясняется тем, что в 1946 г. музыкально- театральные и концертно-филармонические учреждения региона возвращаются к систематической работе на стационарных площадках, освобожденных эвакуированными в начале войны коллективами. Кроме того, в 1946 г. выходит Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», на долгие годы определившее государственную политику в сфере культуры. Верхняя граница исследования связана с прошедшим в феврале 1956 г. ХХ съездом КПСС, итоговые решения которого ознаменовали окончательный переход к хрущёвской «оттепели» и изменениям в культурной политике.
В целом изучаемое десятилетие характеризуется трудностями восстановительного периода, когда в условиях финансового дефицита встал вопрос об укреплении материальной базы музыкальных учреждений и о привлечении новых творческих и административных
Территориальные рамки исследования охватывают Оренбургскую (Чкаловскую с 1938 по 1957 гг.) область, Челябинскую область, Башкирскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (далее – БАССР; сегодня – Республика Башкортостан), близкие по природно-географическим и социально-культурным особенностям развития.
В центре диссертационного исследования – музыкальная культура республиканского центра – Уфы и областных центров – Оренбурга (с 1938 по 1957 гг. – Чкалов) и Челябинска. В рамках изучения истории любительского искусства и образовательных учреждений затрагивается музыкальная
1 Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. М., 1990. С. 498. культура малых провинциальных городов (Салават, Орск, Магнитогорск, Кыштым, Копейск и др.), районных центров, принимавших участие в создании музыкально-культурного пространства региона в изучаемый период.
Курганская область, вышедшая из состава Челябинской области зимой 1943 г., нами не рассматривалась, поскольку имеет свои специфические особенности культурного развития. В частности, Курганский музыкальный театр был закрыт в начале 1946 г., а вопрос об открытии музыкального училища впервые озвучили в 1958 году.
Степень изученности проблемы. Анализ историографической литературы позволяет автору придерживаться периодизации, в которой выделяется два крупных этапа: советский, продолжавшийся с 1946 по 1991 гг., и постсоветский (с момента распада СССР – по настоящее время). Стоит отметить, что предмет исследования весьма многообразен, поэтому большинство трудов стоит на стыке гуманитарных наук.
Анализ литературы второй половины 1940-х–1950-х гг. показал, что авторы рассматривали деятельность учреждений музыкальной культуры страны в контексте изучения культуры в целом1. Их работы характеризуются излишней политизацией материала, марксистско-ленинским подходом в исследовании и объяснении различных явлений советской действительности, описательностью, акцентированным вниманием на положительные моменты. Для исследования представляют интерес сосредоточенный в них статистический материал, отражающий динамику развития послевоенной музыкальной культуры Советского Союза.
1 Абросенко К.П. Рост культуры советского общества. М., 1958; В первые годы советского музыкального строительства: Статьи, воспоминания, материалы. Л., 1959.
Особое место в изучении деятельности учреждений музыкального
искусства занимают научные работы Г.Г. Карпова, С.И. Глушенка,
П.И. Кабанова 1 , в которых авторы обосновывают выбор направления культурного развития страны, выявляют основные тенденции в культурно- просветительской деятельности музыкальных учреждений. Авторы старались обосновать необходимость вмешательства партийных и государственных органов в работу учреждений культуры. В центре внимания П.И. Кабанова деятельность культурно-просветительских учреждений, которым автор отводил главную роль в пропаганде музыкального искусства.
Систематизированные сведения о деятельности культурно- просветительских учреждений содержатся в трудах российского академика
М.П. Кима 2 . Историк рассматривал любительское искусство как особую форму народного творчества, характерную только для нашей страны3. На основе большого количества статистических данных Ким проследил динамику развития отечественного любительского искусства, изучил роль культурно-просветительских учреждений в развитии музыкальной культуры СССР, разработал периодизацию культурного строительства.
С наступлением хрущёвской «оттепели» частично были сняты ограничения в использовании ранее закрытых фондов государственных архивов, соответственно, значительно расширилась источниковая база исследований. Учёные этого периода сконцентрировали внимание на истории музыкальной культуры автономных и союзных республик4.
1 ГлушенокС.И. Борьба КПСС за подъём культурного уровня советского народа в послевоенный период. 1946–1950 гг. М., 1954; КабановП.И. Очерки культурно- просветительской работы в СССР. М., 1955; Карпов Г.Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. М., 1954; Карпов Г.Г. Партия и культурная революция в СССР. М., 1957.
2 Ким М.П. Коммунистическая партия – организатор культурной революции в СССР. М., 1955; Он же. 40 лет советской культуры. М., 1957; Он же. Коммунизм и культура. М., 1961. 3 Ким М.П. 40 лет советской культуры. М., 1957. С. 315–318.
4 Виноградов В. Музыкальная культура союзных республик. Киргизская ССР. М., 1954; Музыкальная культура автономных республик РСФСР: Сб. ст. М., 1957; Резников Б.А. Марийская хоровая культура. Йошкар-Ола, 1960; Музыкальная культура Украины / сост. Л.Б. Архимович. М., 1961; Виноградов В. Вопросы развития национальных музыкальных культур СССР: Сб. статей. М., 1961; Развитие социалистической культуры в союзных республиках: сб. статей / под ред. Г.Г. Карпова. М., 1962; Музыкальная культура Советской Молдавии: Сб. статей / Гос. ин-т искусств им. Г. Музическу. Молд. ССР. М., 1965; ТритузМ.Л. Музыкальная культура Калмыцкой АССР. М., 1965; Нисневич И.,
Исследования провели В. Виноградов, Б. Резников, Б. Ерзакович и многие другие. Авторы изучили принципы формирования национальной политики в сфере культуры, определили роль и место национального компонента в структуре профессиональной музыки, проанализировали соотношение национальных и советских традиций в творчестве местных композиторов. Отмечали, что песенно-хоровое искусство послевоенных лет достигло апофеоза. Отмечали растущее значение просветительской деятельности филармоний. Исследователи делали акцент на изучение истории развития вокально-симфонической и камерно-инструментальной музыки, подробно описывали предысторию написания первых национальных произведений крупных форм – опер, балетов, ораторий, кантат, симфоний и т.д., поскольку их появление свидетельствовало о росте профессиональной музыкальной культуры республики1.
Анализ вышеназванных работ показывает, что во многом выводы, к которым пришли исследователи, были схожи. Главным условием расцвета национальной музыкальной культуры, по мнению авторов, является интернациональная коллаборация художественного творчества братских народов и опыта советских композиторов2.
Стоит отметить, что в работах такого плана авторы намеренно избегали проблемных моментов, которые, несомненно, были свойственны послевоенному развитию музыкального искусства. На этом фоне выделяется
Нисневич С. Очерки по истории советской белорусской музыкальной культуры. М., Л., 1966; Виноградов В.С. Музыка Советского Востока: от унисона к полифонии: очерки. М., 1968; История музыки народов СССР: В 5 тт. М., 1970–1974; Вызго Т. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связей с русской музыкой. М., 1970; Музыка и музыканты братских народов Советского Союза: Сб. статей. Л., 1972; ГуревичП.С. Музыка народов нашей страны. М., 1975; ЕрзаковичБ.Г. Музыкальное наследие казахского народа. Алма-Ата, 1979; Музыкальная культура Украинской ССР: Сб. статей / Сост. Е. Алексеенко, И. Ляшенко. М., 1979; Музыкальная культура ССР: Сб. статей / сост. Т.Е. Соломонова. М., 1981.
1 Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и материалы. М., 1973; Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья. Сборник трудов. Выпуск 56. М., 1981; Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сборник статей и материалов в двух частях. М., 1988.
2Лапчинский Г. Музыка советской Карелии. Петрозаводск, 1970. С. 98.
труд М.Л. Тритуза. Оценивая состояние музыкальной культуры Калмыцкой АССР, автор сосредоточился не только на положительных тенденциях. Отмечая активное распространение творческого наследия русских и советских композиторов, и, как следствие, рост национальной музыкальной культуры, Тритуз не забывает о таких серьёзных проблемах как нехватка педагогических кадров в музыкально-образовательных учреждениях, дефицит специализированной учебной литературы для учащихся и педагогов, отсутствие в республике научно-исследовательского кабинета, который занимался бы изучением и сохранением музыкального фольклорного наследия1.
Параллельно выходили труды, которые освещали становление и развитие в Советском Союзе отдельных видов и жанров музыкального искусства (фортепианного искусства, оперы, камерной музыки и т.д.). Их авторы А. Алекссев, В. Васина-Гроссман, А. Газепунд, Л. Раабен, Л.Гинсбург, Ю.Вайнкоп и другие2. В частности, небывалая популярность оперетты в 1950–1970-е гг. послужила толчком к выпуску научно-популярных изданий, посвящённых развитию жанра «маленькой оперы» в СССР. Авторы показали историю оперетты на конкретных примерах, ими рассматривалась творческая деятельность Свердловского театра музыкальной комедии, Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, и многих других театров страны3.
В центре внимания исследователей 1960–1980-х гг. оказалась история возникновения и культурно-просветительская деятельность крупнейших музыкальных центров страны: театров и образовательных учреждений
1 Тритуз М.Л. Музыкальная культура Калмыцкой АССР. М., Музыка, 1965. С. 103.
2 Советская опера. Сборник критических статей / под ред. Н. Попова. М., 1953; Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. М., 1962–1982; Раабен Л.Н. Советская камерно-инструментальная музыка. Л., 1963; Газепунд А.А. Оперный словарь. М., Л., 1965; ВайнкопЮ. Что надо знать об опере. М., Л., 1967; ГинзбургЛ.С. История виолончельного искусства: В 4-х вып. М., 1957–1978.
3ЯнковскийМ.О. Советский театр оперетты. М., Л., 1962; ОрлеовичА.А. Что такое оперетта? М., Л., 1966; Ванслав В.В. Изобразительное искусство и музыкальный театр. М., 1966.; Михеева Л., Орлеович А. В мире оперетты. Л., 1977.
высшего звена1. Эти работы носят преимущественно искусствоведческий характер, но представляют определённый интерес, поскольку позволяют определить общие и отличные тенденции в развитии государственной политики столичных и провинциальных учреждений.
В 1969 г. при Институте истории АН СССР был создан Сектор истории советской культуры, руководителем которого стал М.П. Ким. С 1975 по 1981 гг. Сектором было издано пять томов, описывающих разные по значимости культурные события с Февральской революции до 1971 года2. В хронику попал материал, который позволяет выстроить цепочку событий музыкальной жизни Южного Урала. Например, строительство и открытие Дворцов культуры, Домов творчества, музыкальных школ и т. д.
Первые работы, освещающие различные аспекты деятельности концертно-филармонических учреждений в стране, появляются в 1980-е гг. Одной из первых вышла монография Е.В. Дукова, в которой автор рассматривает формирование концертной сферы в стране, систему управления, виды и методы культурно-просветительской работы3.
В течение всего советского этапа выходили работы, авторы которых занимались описанием жизненного и творческого пути советских композиторов, живущих в регионах4. Аналогичные исследования выходили
1Московская консерватория. 1866–1966. М., 1966; Владимирская А.Р. Ленинградский театр музыкальной комедии. Ленинград, 1970; Большой театр СССР: К 200-летию со дня основания: сборник / сост. Т.Н. Грум-Гржимайло. М., 1976; Грошева Е.А. Большой театр Союза ССР: Обзор творческой деятельности, 1917–1975. М., 1978; БезгинИ.Д. Театральное искусство. Организация и творческая деятельность: очерки истории отечественного театра. Киев, 1986.
2Культурная жизнь в СССР: 1941–1950: Хроника / сост. М.Б.Базанов. Москва, 1977; Культурная жизнь в СССР: 1951–1965: Хроника / сост. М.Б. Базанов. М., 1979.
3Дуков Е.В. Музыкальная пропаганда в СССР. М., 1990.
4Композиторы Советского Татарстана / сост. З. Хайруллина. Казань, 1957; Осипов А.П. О коми музыке и музыкантах. Сыктывкар, 1969; Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера: хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж, 1977; Коллар В.А. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода – г. Горького. Горький, 1976; Илюхин Ю.А. Композиторы Советской Чувашии. Чебоксары, 1982; Композиторы и музыковеды Саратова / сост. Б.Г. Манжора, Саратов, 1982.
на южноуральском материале1.
Материалы, посвященные деятельности учреждений музыкальной
культуры Южного Урала, нашли отражение на страницах обобщающих трудов по истории культуры 2 . Основное внимание исследователи сосредоточили на развитии самодеятельной музыкальной культуры в рамках культурно-просветительской работы. Деятельность профессиональных музыкальных учреждений изучалась однобоко. Авторы отводили несколько абзацев под скупое описание их репертуара, в нескольких словах отмечали наиболее удачные музыкальные постановки и отличившихся актёров.
Таким образом, историографический анализ показал, что во второй половине 1940-х – начале 1990-х гг. были накоплены определённые знания о предмете настоящего исследования. Однако многие вопросы остались нераскрытыми: материальное положение учреждений музыкальной культуры, степень вмешательства государства в репертуарную политику, обеспеченность профессиональными кадрами и ряд других. Отсутствуют работы по истории становления и развития концертно-филармонических организаций, музыкально-образовательных учреждений (за исключением консерваторий). Строгие идеологические ограничения, закрытость части архивных фондов не позволили воссоздать полную и объективную историю музыкальной культуры послевоенного десятилетия. На протяжении всего этапа исследователи испытывали давление со стороны партийных органов, поэтому в работах содержится обязательная идеологическая составляющая. Комплексно деятельность учреждений музыкальной культуры не освещалась. В публикациях частично рассмотрены вопросы культурного строительства, культурно-просветительской работы некоторых учреждений, творческой деятельности отдельных композиторов.
1Лебединский Л.Н. Композиторы Башкирии. М., 1955; Композиторы Урала. Свердловск, 1968; Атанова Л.П. Композиторы Башкирии: Краткий библиограф. справ. Уфа, 1982.
2 Из опыта культурно-просветительной работы на селе. Чкалов, 1955; Марченко М. Развитие культуры Челябинской области. Челябинск, 1959; СайгинН.И. Расцвет социалистической культуры Оренбургской области. Оренбург, 1959; Культурная революция на Урале / под ред. В. Лошака. Свердловск, 1966.
С распадом СССР, изменением политической, социально- экономической и культурной ситуации в стране начинается новый этап в истории изучения деятельности учреждений музыкальной культуры. Этому способствует отказ исследователей от штампов и стереотипов советского прошлого, что, соответственно, даёт возможность по-новому взглянуть на ряд вопросов. Значительно расширяется тематика исследований. Внимание стали привлекать темы, изучение которых в предыдущие десятилетия было невозможно, в связи с «несвободой» взглядов и суждений. На всеобщее обсуждение историки вынесли вопросы, касающиеся негативных последствий вмешательства партийных органов в деятельность учреждений музыкальной культуры, особенностей формирования репертуарной политики, восстановления материально-технической базы музыкальных учреждений, дефицита кадров и т.д.
На основе архивных документов написаны научные работы, дающие оценку государственной политике в сфере культуры, в том числе музыкальной. Однозначно негативной оценки историков удостоилась кампания 1946–1948 гг., прошедшая под эгидой руководителя Управления агитации и пропаганды А.А. Жданова и затормозившая, по мнению историков, развитие музыкальной культуры Советского Союза на десятилетия1.
Значительный вклад в изучение последствий претворения в жизнь «ждановских» постановлений внесла Е.С. Власова2. Автор последовательно и всесторонне анализирует государственную политику в отношении
1Жидков В.С. Культурная политика и театр. М., 1995; Громов Е.С. Сталинская власть и искусство. М., 1998; Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему / отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М., 1998; Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929–1953. СПб, 2000; Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М., 2001; Горячева Т.М. Политическая цензура СССР. 1917–1991. М., 2009.
2 ВласоваЕ.С. Советское музыкальное искусство сталинского периода. Борьба агитационной и художественных концепций: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М., 2010. С. 6; Власова Е.С. 1948 год в советской музыке. Документальное исследование. М., 2010.
музыкальных учреждений в 1930–1950-е гг., приходит к выводу, что период с 1948 по 1953 гг. стал кульминационным по степени вмешательства государственных органов власти в деятельность музыкальных учреждений.
Отдельно отметим монографии А.В. Пыжикова, Е.Ю. Зубковой, в которых взаимодействие государства и учреждений музыкальной культуры затрагивается косвенно1. Но благодаря их трудам мы имеем представление о социальном положении в стране, в контексте которых осуществляли деятельность учреждения музыкальной культуры послевоенных лет, о настроениях, царивших в советском обществе после окончания Великой Отечественной войны.
Последние десятилетия характеризуются ростом интереса к системе управления правительственными учреждениями в советский период. В 2000- е гг. появляются работы М.М. Гольдина и А.Д. Понько, которые анализируют проблемы, связанные с деятельностью Министерства культуры СССР, образованного в 1953 г. Так, М.М. Гольдин2, изучив творческую активность и репертуар музыкальных учреждений, приходит к выводу, что министерство не смогло стать самостоятельной структурой и выполняло заказ вышестоящих органов. А.Д. Понько3 описывал основные этапы становления министерства, представил факты биографий отдельных деятелей, повлиявших на историю учреждения.
Параллельно в историографической науке зарождался интерес к истории провинциальной музыкальной культуры. Начиная с 2000-х гг. по данной теме на региональном материале был защищен ряд диссертационных исследований, в которых объективно, без идеологического налёта, рассматривается деятельность профессиональных учреждений музыкальной
1 Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945–1964. М., 1993; Пыжиков А.В. Опыт модернизации советского общества в 1953–1964 годах: Общественно-политический аспект. М., 1998.
2 Гольдин М.М. Опыт государственного управления искусством. Деятельность первого отечественного Министерства культуры. М., 2006.
3 Понько А.Д. Очерки истории Министерства культуры СССР. М., 2016.
культуры1.
Вопросы истории музыкальной культуры стали изучать специалисты
смежных научных дисциплин. Заслуживает внимания комплекс искусство- ведческих2, педагогических3, культурологических4 диссертационных работ, в которых освещены отдельные аспекты развития музыкальной культуры стра- ны.
Большой вклад в изучение музыкальной культуры РСФСР внёс М.Е.Тараканов 5 . Историком проанализированы основные события послевоенного десятилетия: обновление руководящего состава музыкально- общественных организаций, децентрализация музыкальной жизни республик, развитие музыкальной культуры как явления многонационального, развитие национального композиторского профессионализма. Автор подверг критике утверждение о единстве национального и интернационального компонента в музыкальной культуре,
1 Пивень В.Н. Партийно-государственная политика в области культуры в 1941–1953 гг.: опыт и уроки (на материалах Юга России): автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2004; Цыкина Ю.Ю. Власть и марийское музыкальное искусство. 1945–1985 гг. Исторический опыт: автореф. дис. … канд. ист. наук. Йошкар-Ола, 2004; Понамарёва Ю.В. Музыкальная культура Среднего Поволжья. 1946–1956 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Самара, 2009; Тулякова М.А. Государственная политика в сфере культуры и её осуществление в малых городах Горьковской области в 1946–1964 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2012.
2 МатвейчукВ.П. Военные оркестры на Тихоокеанском флоте и развитие культуры Дальнего Востока (1860–1990): автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 1996; Нуриева И.М. Музыка в обрядовой культуре завятских удмуртов, проблемы культурного контекста и традиционного мышления: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб, 2000; Хакимова Е.Л. Камерно-инструментальная музыка композиторов Удмуртии: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Казань, 2004; Кузуб Т.И. Музыкальная культура ХХ века как феномен эпохи глобализации: автореф. дис. … канд. культурол. Екатеринбург, 2010.
3 ИгнатьевИ.А. Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов производственного коллектива и художественно-эстетических ценностей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2005.
4 Седухин Б.В. Народная музыкальная культура: состояние и тенденции развития: автореф. дис. … канд. культурологических наук. М., 2004.
5 Тараканов М.Е. Музыкальная культура РСФСР. М., 1987. С. 103, 107, 131; Он же. Музыкальная культура РСФСР. М., 1987; История современной отечественной музыки. Вып. 2 (1941–1958) / под ред. М.Е. Тараканова. М., 1999.
бытовавшее в советской историографии 1 . Показал, что послевоенное десятилетие негативно сказалось на развитии национальной музыки, обезличив её, лишив специфических черт. Эту точку зрения поддержала Н. Шахназарова 2 , отметив, что после войны едва начавшееся развитие национальных композиторских школ приостановила проводимая государством политика.
Стоит отметить, что на протяжении длительного периода исследователи практически не обращались к теме музыкально-образовательных учреждений, обходили стороной вопрос о роли музыкальных училищ в восполнении дефицита профессиональных кадров. Немногочисленные работы по данной проблематике приурочены к юбилейным датам и торжественным событиям в жизни учреждений. Они носят описательный характер, рассказывают о педагогической деятельности преподавателей, внесших значимый вклад в становление профессионального образования в том или ином регионе3.
Падение интереса к любительскому искусству со стороны общества обусловило утрату актуальности изучения данного явления. За последние десятилетия вышло всего несколько монографий по истории самодеятельной культуры. Среди них работы Л.И. Михайловой, в которых помимо методологических вопросов рассматривается история народного творчества в СССР4. Автор разделила историю развития самодеятельности в стране на три этапа: 1) 1930–1960-е гг. развитие и расцвет; 2) 1960–1970-е гг. политика возврата художественной самодеятельности к традициям национального
1 ТаракановМ.Е. Советская музыка вчера и сегодня: (Новый взгляд на историю и проблемы сегодняшнего дня). М., 1989. С. 21.
2 Шахназарова Н. История советской музыки как эстетико-идеологической парадокс // Советская музыка. 1992, No 4. С. 72.
3 Челябинский музыкально-педагогический имени П.И. Чайковского. Челябинск, 1995; Оренбургский музыкальный колледж. 70 лет. Оренбург, 1997; Музыкально-педагогическое образование и музыкальная культура Удмуртии // Материалы Международной научно- практической конференции. Глазов, 2010.
4 Михайлова Л.И. Народное художественное творчество как социокультурное явление. Пермь, 1994.
искусства; 3) 1970–1990 гг. кризис1.
В 1999 г. вышли три тома, подготовленные учёными Государственного
института искусствознания. Они охватывают период с 1950-х по 1990-е гг. и освещают развитие самодеятельности в стране. Самодеятельное искусство рассматривается не как часть культурно-просветительской работы, а в контексте художественной культуры страны. Авторы сосредоточили внимание на деятельности любительских кружков и коллективов, в том числе ранее запрещённых джаз-оркестров2.
В 2000-е гг. вышло две монографии Л.А. Богуславской 3 , одна из которых представлена только в электронном формате. Обе работы носят описательный характер, тем не менее, содержат обширный фактический материал, рассказывающий о появлении и развитии сети домов народного творчества в России.
Историография художественной самодеятельности Южного Урала представлено скудно. В частности, история становления и развития любительского искусства Оренбургской области нашла отражение в коллективной монографии «Народное творчество Оренбургской области»4. Используя архивные данные и материалы региональной прессы, авторы пришли к выводу, что развитие самодеятельности послевоенных лет тормозилось тяжёлыми материальными условиями5.
Художественную самодеятельность Урала как элемент социокультурного пространства региона изучил М.Н.Федченко6. Историк
1 Там же. С. 138–157.
2 Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории с начала 50-х – начала 90-х гг. / под ред. К.Г. Богемской, А.П. Шульгина, В.И. Уральской, М.В. Юнисова. Т. 1–3. СПб, 1999.
3 Дома народного творчества России: ретроспектива и современность. Исторические очерки. Сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов России. Книга 1 / сост. Л.А. Богуславская. М., 2009.
4 Народное творчество Оренбургской области / сост. Г.И. Биушкин. Оренбург, 2014.
5 Там же. С. 6, 4.
6 Федченко М.Н. Молодые производственники Урала. Исторический опыт социализации (1945 – начало 60-х годов): автореф. дис. … д-ра. ист. наук. Курган, 2001; Федченко М.Н. Повседневная жизнь советского человека (1945–1991). Курган, 2009.
пришёл к заключению, что любительское искусство в послевоенное время занимало важное место в сфере организованного досуга молодёжи.
Развитие любительского искусства в Оренбургской области затрагиваются в ряде статей В.И. Банновой, Е.А. Леонтьевой, Р.Р. Хисамутдиновой1.
Истории Оренбургского театра музыкальной комедии посвящены работы Л. Лаврентьевой и В.Ф. Наточего2. Они содержат богатый материал, анализирующий репертуар театра и творческую деятельность труппы.
Некоторые аспекты репертуарной политики Чкаловского театра музыкальной комедии, его материальное положение после войны освещены в монографии Р.Р. Хисамутдиновой и А.Г. Алятиной3.
В разработку проблемы становления музыкально-театрального искусства Южного Урала существенный вклад внесла Е.А. Шадрина4. Автор пришла к выводу, что советский период стал ключевым в утверждении и обособлении музыкального театра.
Особого внимания заслуживают работы В.А. Вольфовича, Т.М. Синецкой 5 . Исследователи внесли огромный вклад в изучение
1 Баннова В.И., Зыкова А.В. Развитие народных самодеятельных коллективов на Южном Урале в 1950–1970-е гг. // Актуальные проблемы региональной истории: материалы межвузовской конференции / отв. ред. И.А. Коробецкий. Орск, 2009; Леонтьева Е.А. Культурное строительство на селе в Оренбургской области в 1953–1964 гг. // Вестник Оренбургского педагогического университета. 2013. 4(8). С. 64–68; Хисамутдинова Р.Р., Узакпаева М.К. Роль культурно-просветительных учреждений Оренбургской (Чкаловской) области в развитии художественной самодеятельности в 1940–1960-е годы // Вестник Оренбургского педагогического университета. 2014. 3(11). С. 77–86.
2 Лаврентьева Л. Оренбургская оперетта. Оренбург, 1998; Наточий В.Ф. Силуэты: хроника Оренбургского театра музыкальной комедии. Оренбург, 2001.
3 Хисамутдинова Р.Р., Алятина А.Г. Деятельность учреждений культуры на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны. Оренбург, 2011.
4 Шадрина Е.А. Тенденции в развитии музыкально-театрального искусства на Южном Урале: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2009; Шадрина Е.А. Развитие традиций музыкального театра Южного Урала (конец 1930-х – начало 1980-х годов): идеологический контекст // Вестник ЮУрГУ. 2009. No 9 (142). С. 83–87.
5 Вольфович В. Челябинск музыкальный. Челябинск, 1989; Он же. Музыканты Южного Урала. Челябинск, 1991; Он же. Гармонисты Южного Урала. Челябинск, 1991; Синецкая Т.М. Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С.Г.Эйдинова: от мечты к реальности. Челябинск, 2005; СинецкаяТ.М. Челябинская филармония: люди и время (1937–2007 гг.). Челябинск, 2007.
профессиональной музыкальной культуры Челябинской области. Монография Т.М. Синецкой «Челябинская филармония: люди и время (1937– 2007 гг.)» стала первой работой, полностью посвящённой истории учреждения. Автор оперирует большим количеством архивных документов, впервые введённых в научный оборот, дополняет их материалами региональных газет. По мнению автора слабость материальной базы тормозила развитие филармонии.
Деятельность учреждений профессиональной музыкальной культуры Башкортостана исследована в работах Е.Р. Скурко. Особое внимание автор уделила творчеству башкирских композиторов, таких как З.Г. Исмагилов, М.М. Валеев1. История развития музыкальной культуры Башкирии в 1940 – 1980-е гг. изучается Н.В. Ахмадиевой2.
Монографии Б.П. Хавторина по истории профессиональной музыкальной культуры Оренбуржья можно назвать монументальными 3 . Автор ввёл в научный оборот понятие «музыкальный мегаполис», вокруг которого происходит саморазвитие провинциальной музыкальной культуры, предложил авторскую периодизацию. Б.П. Хавторин стал первым исследователем, обратившимся к изучению музыкального образования
1 Композиторы и музыковеды Башкортостана: Очерки жизни и творчества / сост. Е.Р. Скурко. Уфа, 2002; Скурко Е.Р. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность. Уфа, 2005.
2 Ахмадиева Н.В. Развитие драматических театров Башкирии в конце 1940-х – начале 1980-х гг.: проблемы и достижения // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2021. Т. 39. No 2 (102). С. 65–74; Она же. История развития музыкальной культуры Башкирии в 1950 – середине 1980-х гг. // Известия Уфимского научного центра РАН. 2021. No 4. С. 75–82; Она же. Каналы освоения культуры в советском обществе (на материалах Башкирии 1950–1985 гг.) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. No 4 (28). С. 68–76.
3 Хавторин Б.П. Династия Федотовых-Ростроповичей и развитие музыкальной культуры Оренбурга в ХХ веке (образование, творчество, исполнительство): автореф. дис. … канд. искусствоведения. Магнитогорск, 1999; Он же. Музыкальная культура Оренбурга ХХ столетия. Оренбург, 1999; Он же. Музыкальная культура Оренбуржья: история и современность (архивные изыскания): автореф. дис. … д-ра. искусствоведения. Магнитогорск, 2006; Он же. Музыка Оренбургской губернии в XVIII–ХХ веках. Профессиональные и любительские музыкальные коллективы // Оренбуржье музыкальное. 2006, No 1; Он же. Эволюция музыкальной культуры Оренбуржья: истоки, процессы интеграции, феномен развития // Вестник ОГУ. Оренбург. 2006, No 6.
Оренбурга. Однако автор не затрагивает деятельность первого звена музыкального образования – детских музыкальных школ, сосредоточив внимание на работе училища. Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей, действующим ректором которого является Борис Порфирьевич, занимается организацией и проведением научно-практических конференций, международных семинаров, форумов, конкурсов, направленных на обсуждение актуальных проблем, связанных с развитием музыкальной культуры региона и страны в целом. Итогом работы данных мероприятий становится издание сборников, на страницах которых представлена музыкальная жизнь Урала1.
Значительный интерес представляют диссертационные исследования Ю.В. Стаховой, А.Г. Алятиной, А.В. Зыковой 2 . Ю.В. Стахова исследовала материальное положение уральских филармоний, А.Г. Алятина изучив репертуарную политику музыкальных театров послевоенных лет, сделала вывод о противоречивом характере культурной политики, существенно усложняющей деятельность учреждений культуры и искусства 3 . Теме взаимодействия органов власти и культурно-просветительских учреждений посвящено исследование А.В. Зыковой.
Серьёзную базу для изучения советской музыкальной культуры на примере Поволжья создала О.В. Тузова. Автор рассматривает музыкальную культуру региона комплексно, обращая внимание как на профессиональный, так и на самодеятельный компонент, особое внимание уделяет системе
1 Искусство и образование во втором тысячелетии (теория и практика педагогической позиции): Материалы конференции / сост. В.А. Логинова. Оренбург, 2001.
2 СтаховаЮ.В. Становление и развитие концертно-филармонических организаций на Урале в 1917–1970 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Челябинск, 2005; Алятина А.Г. Деятельность учреждений культуры на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны (1945–1953 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. Оренбург, 2006; Зыкова А.В. Власть и культура на Южном Урале в 50–70-е гг. ХХ в.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Челябинск, 2011; Баннова В.И., Зыкова А.В. Развитие народных самодеятельных коллективов на Южном Урале в 1950–1970-е гг. // Актуальные проблемы региональной истории: материалы межвузовской конференции / отв. ред. И.А. Коробецкий. Орск, 2009.
3 Алятина А.Г. Деятельность учреждений культуры на Южном Урале после окончания Великой Отечественной войны (1945–1953 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. Оренбург, 2006.
музыкального образования, комплексно анализирует взаимоотношения власти и учреждений музыкальной культуры, включая в орбиту исследования музыкальную культуру малых провинциальных городов1.
Таким образом, анализ научной литературы показал, что музыкальная культура стала объектом всестороннего изучения только в последние десятилетия, хотя историографическая база была заложена в советское время. Несмотря на наличие разноплановых работ по данному вопросу, отсутствуют комплексные исторические исследования. В ряде статей авторы изучают отдельные тенденции в развитии профессиональной и самодеятельной музыкальной культуры.
Целью диссертационного исследования является исследование деятельности профессиональных и самодеятельных учреждений музыкальной культуры Южного Урала в 1946–1956 гг. В связи с данной целью в диссертации определены следующие задачи:
• проанализировать специфику реализации государственной репертуарной политики в рамках деятельности региональных театров в послевоенное десятилетие;
• исследовать художественно-творческую деятельность филармоний в рамках новой репертуарной политики;
• изучить развитие системы музыкального образования в регионе в послевоенное десятилетие;
1 Тузова О.В. Музыкальная культура Поволжья в конце 1930-х – первой половине 1940-х годов: автореф. дис. … док. ист. наук. Оренбург, 2019; Тузова О.В. Детские музыкальные школы в музыкальном пространстве Поволжья в 1939–1945 гг.: некоторые аспекты // Клио. 2018, 7 (139); Тузова О.В. Высшее музыкальное образование в Среднем Поволжье в 1939– 1945 гг.: структурно-динамические процессы и их детерминанты // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы, теории и практики. 2012, 12–2; Тузова О.В. Некоторые аспекты национальной политики в сфере музыкальной культуры в 1939–1945 гг. (на примере Поволжья) // Человек и общество в условиях войн и революций: матер. II Всерос. науч. конф. (15 декабря 2015 г., Самара, СамГТУ). Самара: Изд-во СамГТУ, 2015. Вып. 2 и др.
• выявить практики работы организаций художественной самодеятельности на Южном Урале во второй половине 1940-х – середине 1950-х гг.;
• охарактеризовать смотры музыкальной художественной самодеятельности как механизм развития региональной художественной самодеятельности в исследуемый период.
Источниковая база. Решая круг поставленных задач, автор выявил и использовал широкий круг неопубликованных и опубликованных источников. Основные сведения были получены из неопубликованных источников. Их корпус представлен архивными документами, выявленными в 41 фонде шести архивов: Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Объединенный государственный архив Оренбургской области (ОГАОО), Областной Челябинский государственный архив (ОГАЧО), Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). В работе также задействованы материалы фотодокументального фонда Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея, из которого были извлечены фотографии, наглядно демонстрирующие события музыкальной жизни Оренбурга. А также фотографии основного фонда Национального Музея Республики Башкортостан и Государственного исторического музея Южного
Урала (Челябинск).
Постановления в области культуры и искусства, распоряжения
центральных и местных органов власти и партийных организаций были выявлены в фондах Министерства культуры РСФСР (ГАРФ. Ф. А-501), Совета Министров РСФСР (ГАРФ. А-259), Комитета по делам культурно- просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР (ГАРФ. Ф. А- 534), Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР (РГАЛИ. Ф. 962), Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР (РГАЛИ. Ф. 2075), Министерства культуры СССР (РГАЛИ. Ф. 2329), Министерства культуры БАССР (НА РБ. Ф. Р-1910), Президиума Верховного Совета БАССР (НА РБ. Ф. Р-394), областного отдела по делам искусств исполнительного комитета (ОГАЧО. Ф. Р-914), Главного управления культурой (ОГАЧО.Ф. Р- 1589), Управления по делам искусств при Совете Министров Башкирской АССР (НА РБ. Ф. Р-775), Управления по делам культурно-просветительных учреждений (НА РБ. Ф. Р-1862). Анализ данных документов позволил выявить основные направления в развитии репертуарной политики в области музыкальной культуры, получить данные официальной статистики из ежеквартальных и ежегодных отчётов музыкальных учреждений.
Большую группу источников составляют документы фондов партийных организаций: Областного отдела культурно-просветительной работы исполкома (ОГАЧО. Ф. Р-1588), Чкаловского областного комитета по делам искусств (ОГАОО. Ф. Р-1581), Управления культурой Оренбургского облисполкома (ОГАОО. Ф. Р-2568), областного комитета ВКП(б) (ОГАОО. Ф. 371), районных и городских комитетов первичных организаций КПСС (ОГАОО. Ф. 1809, 1872, 2217, 7450, НА РБ. Ф. Р-342, 3421, 4048, 8908), Центрального комитета КПСС (РГАСПИ. Ф. 17), Центрального комитета профсоюза работников искусств (ГАРФ. Ф. Р-5508). В данных фондах сосредоточены протоколы партийных собраний, проходящих при культурно- музыкальных учреждениях; докладные записки о состоянии материально- технической базы учреждений, трудовой дисциплины среди творческих работников учреждений, финансовой дисциплины среди административных работников филармоний, музыкальных театров и т.д.
Значительный объём информации о деятельности любительского искусства региона содержится в документах фондов Домов народного творчества: Всесоюзного дома народного творчества (ГАРФ. Ф. А-628), Челябинского областного дома народного творчества (ОГАЧО. Ф. Р-1390), Чкаловского областного дома народного творчества (ОГАОО. Ф. 2332), Башкирского республиканского дома народного творчества (НА РБ. Ф. Р- 3188). На основе документов, извлеченных из данных фондов, частично собран материал по статистике коллективов и кружков музыкальной самодеятельности. Сложность работы с документами, извлечёнными из них (за исключением фонда ГАРФ), заключается в том, что большинство отчётов, докладов, должностных записок и других документов написаны от руки, а не напечатаны. Поэтому в некоторых случаях невозможно разобрать почерк, в других – чернила выцвели, и данные утрачены. Тем не менее из архивных документов получены ценные сведения о ходе проведения различных культурных мероприятий (фестивалей, смотров, «праздников песен»), о бытовых условиях, в которых функционировали коллективы и кружки любительского искусства. Отчёты методистов и внештатных консультантов Домов народного творчества содержат подробную информацию о ходе подготовки сельских кружков и коллективов к смотрам. Итоговые материалы членов жюри смотров различного уровня дают возможность оценить уровень подготовки участников музыкальной самодеятельности, их репертуар.
Наибольший интерес представляют профильных учреждений. Это фонды филармоний (ОГАОО. Ф. 1494, НА РБ. Ф. 4133), музыкальных театров (ОГАОО. Ф. 957, НА РБ. Ф. 1423, Ф. Р-4132), музыкальных училищ (ОГАОО. Ф. 1125), которые стали источником информации о выполнении основных показателей государственного задания (посещаемость, количество проведенных мероприятий, окупаемость), кадровом составе, штатном расписании, материальных ресурсах учреждений, а также о ходе реализации государственной политики по смене репертуара.
Отдельную группу источников составляют опубликованные материалы, которые можно разделить на следующие группы: законодательные и нормативно-правовые акты, делопроизводственная документация, статистические и справочные издания, периодическая печать и источники личного происхождения.
Для научно обоснованного анализа обозначенной темы большое значение имеют законодательные акты. К данной группе относят законы, указы, резолюции, постановления ЦК ВКП(б), Министерства культуры, съездов, конференций, решения местных партийных органов, ведомственные приказы и инструкции. В них содержатся директивные решения партийных и государственных органов по вопросам развития музыкальной культуры страны1.
Делопроизводственная документация представлена различными инструкциями, письмами 2 ; брошюрами для музыкальных работников, выходившими многотысячными тиражами 3 . Их особенностью являлась излишняя политизация, чрезмерное внимание к социальным функциям любительского музыкального искусства, которое рассматривалось как средство воздействия на формирование мировоззрения советского человека4. Указанные издания содержат статистические данные, повествуют о развитии музыкальной самодеятельности на конкретных примерах.
1 К Всероссийскому смотру сельской художественной самодеятельности. Официальные материалы. М., 1947.; Материалы Всесоюзного совещания директоров ДНТ (Стенограммы выступлений). М., 1949; Сборник постановлений ЦК ВКП (б) 1946–1948 гг. по вопросам искусства. М., 1950; Сборник Законов РСФСР и Указов Президиума Верховного Совета РСФСР: 1946–1954. М., 1955; Сборник законов СССР и указов Президиума Совета СССР (1938 – июль 1956 гг.). М., 1956; О литературе и искусстве. Сборник документов / сост. М.В. Колядш. М., 1960; Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР: 1938–1961. М., 1961; История советской политической цензуры. Документы и комментарии. М., 1997; Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) – ВКП(б), ВЧК – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917–1953 гг. / под ред. А.Н. Яковлева. М., 1999.
2 Образы вождей советского государства В.И. Ленина и И.В. Сталина в народном творчестве. Инструкторско-методическое письмо. М., 1949; Сборник руководящих материалов по проведению Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности. М., 1954.
3 Коротков С.Д. Самодеятельный хоровой коллектив. М., 1954; Каверин Ф.Н. Концерт художественной самодеятельности. М., 1956; Рунов В. Как организовать духовой оркестр. М., 1956; Самодеятельный хор и работа с ним / сост. А.И. Галемба. М., 1959; Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. М., 1981.
4 В помощь кружкам художественной самодеятельности. Чкалов, 1947; Ардов В. Как вести концерт. М., 1955; Он же. Как вести концерт: советы начинающему конферансье. М., 1955; Лукерченко М. Самодеятельный рабочий театр. Оренбург, 1959; Попонов В. Самодеятельный оркестр народных инструментов. М., 1960; РубинштейнС.Н. Самодеятельный ансамбль баянистов. М., 1961; АвксентьевВ.Е. Оркестр русских народных инструментов. М., 1962; БарсоваИ.А. Симфонический оркестр и его инструменты. М., 1962; Губарев И. Духовой оркестр. М., 1963; Бутаев И.И. Над селом звучит песня. М., 1967; Народное творчество. Вопросы музыкальной самодеятельности и фольклора. М., 1974; Кашликов Г.И. Цеховая художественная самодеятельность. М.,1978.
С целью более объективного освещения проблемы использовались статистические1 и справочные издания2. Данные статистических сборников и материалов по народному хозяйству СССР, РСФСР дополнили количественные сведения о музыкальных самодеятельных коллективах, проводимых концертах и спектаклях по стране в целом и по отдельным областям и республикам.
Особой группой источников является периодическая печать. В диссертационном исследовании использовались материалы 12 центральных и местных газет, 19 журналов, в их числе «Ядкар» и «Оренбуржье музыкальное». Среди периодических изданий общесоюзного значения следует отметить газеты: «Правда», «Советское искусство», «Советская культура», журналы «Советская музыка», «Политпросветработа».
Интересные сведения получены из материалов средств массовой информации. Южноуральская пресса («Чкаловская коммуна», «Челябинский рабочий», «Красная Башкирия» (позже «Советская Башкирия»), «Ленинец», «Магнитогорский рабочий» и т.д.) освещала наиболее яркие и значимые события музыкальной жизни областных и республиканских центров. Однако при изучении материалов периодической печати следует учитывать определённый субъективизм и идеологическую направленность публикуемых материалов. Полученная информация лишь при сопоставлении с другими источниками позволяет дать более объективную оценку изучаемым событиям и явлениям.
В ходе работы над исследованием привлекались источники личного происхождения, а именно мемуары исполнителей, композиторов, музыкантов
1Народное хозяйство Челябинской области: статистический сборник. Челябинск, 1961; Народное хозяйство Башкирской АССР: статистический сборник. Уфа, 1967; Башкирия за 50 лет: статистический сборник. Уфа, 1967; Оренбургская область за 50 лет (1934–1983): Статистический сборник. Челябинск, 1984; Народное образование и культура в СССР (статистический сборник). М.,1989; Челябинской области – 70 лет: Стат. сб. Челябинск, 2004.
2 Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю.В. Келдыша. Т. 3. М., 1976; Музыка. Большой энциклопедический словарь / под ред. Ю.В. Келдыша. М., 1998; Культура народов Башкортостана: слов.-справ. / авт.-сост. С.Г. Синенко. Уфа, 2003.
и воспоминания современников о них1.
Таким образом, комплексное использование разноплановых
опубликованных и неопубликованных источников, их анализ позволяет выявить основные аспекты деятельности учреждений музыкальной культуры на Южном Урале в 1946–1956 гг., решить поставленные задачи.
Теоретико-методологическая основа исследования
Методологическая основа базируется на принципах историзма, объективности и системности. Согласно принципу историзма, музыкальная культура Южноуральского региона рассматривалась в хронологическом порядке. Принцип объективности обусловил всестороннее изучение фактов, почерпнутых из различных источников. На основе принципа системности музыкальная культура изучалась в контексте процессов, происходящих в стране. Данные положения реализованы при помощи общенаучных и специально-исторических методов, поскольку выбранная тема междисциплинарна.
Среди специально-исторических методов большое значение имели проблемно-хронологический, системно-исторический, ретроспективный, сравнительно-исторический, историко-статистический методы.
Проблемно-хронологический метод позволил изучить музыкальную культуру Южного Урала в её историческом развитии. Это дало возможность установить взаимосвязи между процессами, происходящими в одно и то же время в разных частях региона, установить общие тенденции, характерные для них.
Сравнительно-исторический метод дал возможность выявить параллели в деятельности музыкальной культуры регионального и государственного уровня, сопоставить различные явления музыкальной культуры в рамках изучаемого региона.
1 Ахмадиева Р. Бану Валеева. Уфа, 1974; Валеева А. Добрый свет: Хусаин Мазитов на сцене и в жизни. Уфа, 2009; Собиратель звёзд: к 95-летию З. Исмагилова // Рампа. 2012, No 2.
С помощью системно-исторического метода были изучены внутренние механизмы развития явлений и процессов музыкальной культуры.
Историко-статистический метод использован для сопоставления и выявления динамики происходивших событий. Анализ статистических данных по развитию самодеятельности в регионе позволил уточнить ряд устоявшихся в литературе данных.
Обращение к ретроспективному методу способствовало последовательному изучению прошлого с целью выявления причин события.
Применение совокупности перечисленных методов дало возможность провести комплексное исследование деятельности профессиональных и самодеятельных учреждений музыкальной культуры Южного Урала в послевоенное десятилетие.
Положения, выносимые на защиту:
1. Идеологические постановления партии, вышедшие в 1946–1948 гг., оказали негативное влияние на деятельность музыкальных театров на Южном Урале и привели к сокращению их количества. Изменение репертуара и постоянный контроль со стороны местных партийных организаций привели к оттоку зрителей из музыкальных театров региона.
2.Художественно-творческая деятельность филармоний проходила в рамках вышедших в 1946–1948 гг. постановлений и была направлена на пропаганду отечественной музыкальной культуры и повышение идейно- политического уровня слушателей. Филармония в эти годы приобретала статус культурно-просветительного центра, активно проводя работу по всей области. Именно за счет выездных концертов в районы происходило увеличение объемов творческой деятельности.
3. Система музыкального образования на Южном Урале в послевоенное десятилетие являлась двухступенчатой и состояла из детских музыкальных школ и училищ. Для периода характерен рост числа детских музыкальных школ, происходивший в условиях нехватки преподавателей и восстановления материальной базы. Вопрос о создании профильного высшего образовательного учреждения в эти годы не ставился.
4.Дефицит музыкальных инструментов и грамотных руководителей
существенно тормозил развитие любительского искусства. Однако в послевоенный период эти проблемы постепенно решались: существенно улучшилось материальное положение культурно-просветительных учреждений, на базе которых занимались коллективы и кружки; при содействии Домов народного творчества значительно повысился уровень подготовки руководителей самодеятельности.
5. Проведение смотров музыкальной художественной самодеятельности во второй половине 1940-х – середине 1950-х гг. стало наиболее значимым механизмом популяризации достижений самодеятельных кружков и коллективов. Благодаря ежегодному росту количества смотров были вновь восстановлены сотни коллективов музыкальной художественной самодеятельности, созданы новые кружки, люди получили возможность культурно проводить свой досуг, а также смогли отвлечься от страшных воспоминаний, наладить повседневное общение, прерванное войной.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринято комплексное исследование деятельности учреждений музыкальной культуры Южного Урала послевоенного десятилетия. В оборот введены ранее неопубликованные материалы центральных и региональных архивов. Систематизированы цифровые показатели ежегодного количества проводимых спектаклей и их посещаемости, на основе этих данных выявлены основные тенденции развития музыкальных театров. Показана специфика репертуарной политики театров. Рассмотрена динамика художественно-творческой активности филармоний, в связи с чем изучена статистика посещаемости и количества отыгранных концертов. Изучено материально-техническое оснащение филармоний. Проанализирована работа музыкально-образовательных учреждений. Дана характеристика состоянию художественной самодеятельности. Обозначены особенности формирования репертуара любительских коллективов. Описаны этапы проведения смотров музыкального самодеятельного творчества.
В исследовании обращено внимание на трудности, с которыми
столкнулись музыкальные учреждения после Великой Отечественной войны: слабая материальная база, дефицит кадров.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в том, что полученные результаты способствуют более глубокому изучению истории музыкальной культуры Южного Урала послевоенного десятилетия. Научная работа может быть использована при дальнейшей разработке проблем истории культурной жизни региона и страны в целом.
Материалы диссертации представляют интерес для научных работников культурно-просветительских учреждений, преподавателей музыкальных школ, училищ и т.д. при подготовке проектов и лекций соответствующей тематики.
Теоретические положения и статистические данные могут быть использованы в качестве основы для разработки тематико-экспозиционного плана в краеведческих музеях.
Апробация работы. Основные положения исследования были опубликованы в 20 статьях, 4 из которых – в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ. География публикаций обширна: Оренбург, Москва, Краснодар, Новосибирск, Тамбов, Ижевск, Йошкар-Ола, Курск, Казань, Екатеринбург, Самара. Выводы автора изложены и подтверждены на международных, Всероссийских и региональных конференциях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка источников и использованной литературы, четырёх приложений.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!