Деятельность ведомства государственных имуществ на территории Нижегородской губернии во второй половине XIX века
Введение……………………………………………………………………… 3
Актуальность темы исследования………………………………………….. 3
Хронологические рамки исследования……………………………………. 6
Территориальные рамки исследования……………………………………. 8
Цели и задачи исследования………………………………………………… 8
Степень изученности проблемы. Историография и источники………….. 8
Научная новизна…………………………………………………………….. 45
Апробация..………………………………………………………………….. 48
Глава 1. Организационное устройство министерства государственных 50
имуществ………………………………………………………………………
1. Структура и функции центрального органа……………………………… 50
Структура и функции министерства к началу правления императора 50
Александра II…………………………………………………………………
Преобразования министерства в период правления императоров 61
Александра II и Александра III………………………………………………
2. Учреждения министерства государственных имуществ в 68
Нижегородской губернии……………………………………………………
Нижегородская палата государственных имуществ……………………….. 68
Нижегородское губернское управление государственных имуществ……. 79
3. Административный аппарат учреждений министерства 81
государственных имуществ в Нижегородской губернии………………….
Глава 2. Экономическая деятельность учреждений министерства 109
государственных имуществ в Нижегородской губернии
1. Мероприятия по обустройству и эксплуатации земель…………………. 109
2. Мероприятия по эксплуатации и охране лесов………………………….. 125
3. Обеспечение доходов казны………………………………………………. 137
Глава 3. Деятельность учреждений министерства государственных 161
имуществ в Нижегородской губернии по попечению над
государственными крестьянами
1. Развитие образования и здравоохранения………………………………. 161
2. Обеспечение рекрутской повинности ..…………………………………. 175
3. Приобретение помещичьих крестьян в казну …………..………………. 186
4. Обеспечение дорожной повинности и содержание путей сообщения …. 192
5. Поддержка кустарных промыслов ..……………………………………… 199
6. Пресечение бродяжничества цыган………………………………………. 215
7. Иные вопросы попечения ………………………………………………… 228
Заключение…………………………………………………………………… 242
Список использованных источников и литературы…………………….…. 251
Приложения…………………………………………………………………… 267
Во введении обосновывается актуальность темы исследования,
определены объект исследования, территориальные и хронологические
границы исследования, цели и задачи исследования, рассмотрена
существующая источниковая база исследования, сформулированы положения,
выносимые на защиту, и практическая значимость работы.
Перваяглава«Организационноеустройствоминистерства
государственных имуществ» посвящена изучению изменений структуры и
функций центрального органа власти – министерства государственных
имуществ и учреждений данного ведомства в Нижегородской губернии в
течениеисследуемогопериода,атакжеисследованиюизменений
административного аппарата ведомства.
Первый параграф данной главы «Структура и функции центрального
органа»посвященизучениюструктурыифункцийминистерства
государственных имуществ от момента создания министерства до его
преобразования в министерство земледелия и государственных имуществ в
марте 1894 года.
Установлено, что в начале исследуемого периода министерство имело
значительный административный вес в системе центрального управления
Российской Империи. В процессе преобразований в 60-е гг. XIX в. произошло
изменение задач министерства, что привело к утрате части полномочий и
функций,атакжезаметномусокращениюаппарата.Последовавшее
расширение круга задач, возложенных на министерство (передача управления
Горной частью при императоре Александре II и возложение полномочий по
управлению и поддержке кустарной промышленности при императоре
Александре III), не привело к возрастанию роли министерства. Неурожай и
голод 1891 – 92 гг. показали слабость министерства в вопросах поддержки и
развития сельского хозяйства, а также его неспособность найти решение в
условиях кризисной ситуации.
Второйпараграфданнойглавы«Учрежденияминистерства
государственных имуществ в Нижегородской губернии» посвящен изучению
структуры и функций Нижегородской палаты государственных имуществ и
подведомственных ей окружных управлений до момента и ликвидации, а также
Нижегородского губернского управления государственных имуществ вплоть до
конца исследуемого периода.
Установлено, что система управления государственными имуществами в
губерниях была жестко структурирована и централизована, поскольку
изначально планировалась для проведения политики центрального органа
управления на местах. На уровне палат государственных имуществ система
управления повторяла основные черты министерства.
К началу исследуемого периода численность служащих и функции
губернских палат государственных имуществ увеличились, что повлекло за
собойснижениеэффективностиуправлениявследствиеизлишней
централизацииисосредоточенииводноморганеисполнительных,
контрольных и надзорных функций.
В процессе преобразований в 60-е гг. XIX в. произошла реорганизация
системы управления государственными имуществами на губернском уровне и
сокращение штатной численности служащих. Управление государственными
имуществами в 70-80-е годы XIX века сосредоточилось на реорганизации
управления лесной частью, на передаче в аренду казенных статей: лесных дач и
рыбных ловель, дач по добыче нерудных полезных ископаемых и др., а также
на защите интересов казны (уточнение границ спорных участков, борьба с
незаконными порубками леса и т.д.).
Третийпараграфданнойглавы«Административныйаппарат
учреждений министерства государственных имуществ в Нижегородской
губернии» посвящен исследованию чиновного аппарата ведомства.
Установлено, что на протяжении первой половины исследуемого периода
существовали значительные сложности с комплектованием губернских палат,
окружных управлений и лесничеств грамотными служащими, имеющими
профильное образование и необходимый опыт.
В ходе исследования установлено, что должностные преступления и
проступкисредислужащихведомствагосударственныхимуществв
Нижегородской губернии на первом этапе исследуемого периода были
характерны для всей системы управления государственными имуществами – от
министерства и вплоть до волостных правлений, и отличались лишь
масштабом. После передачи вопросов попечения над крестьянами в ведомство
министерства внутренних дел и в ведение земских учреждений, а также
ликвидацииНижегородскойпалатыгосударственныхимуществс
соответствующим сокращением чиновного аппарата и подведомственных
вопросов, сократилось и большинство коррупционных факторов для служащих
ведомства.
Наосновепроведенногоанализасоставленыпортреты
среднестатистического чиновника Нижегородского губернского управления
государственных имуществ, среднестатистического лесного стражника и
неклассного межевого чина, служивших по ведомству государственных
имуществ в Нижегородской губернии.
Вторая глава «Экономическая деятельность учреждений министерства
государственныхимуществвНижегородскойгубернии»посвящена
исследованиюдеятельностиведомствагосударственныхимуществпо
управлению казенными земельными и лесными ресурсами на территории
Нижегородской губернии, а также мероприятиям по обеспечению доходов
казны от управления и распоряжения казенным имуществом.
Первый параграф данной главы «Мероприятия по обустройству и
эксплуатации земель» посвящен исследованию истории управления казенными
землями Нижегородской губернии.
Установлено, что одной из основных проблем было малоземелие
(отсутствие свободных казенных земель) Нижегородской губернии. До 60-х
годов XIX века процессы разграничения и землеустройства на территории
Нижегородской губернии протекали слишком медленно, поскольку палата
государственных имуществ не располагала большим штатом топографов и
землемеров, а процесс полюбовного размежевания казенных земель с землями
частных владельцев нередко тормозился со стороны частных владельцев.
Основные вопросы землеустройства были решены к началу 70-х г. XIX века,
после проведения массовой съемки казенных земель и лесов, а также выдачи
бывшим государственным крестьянам владенных записей.
Второй параграф данной главы «Мероприятия по обустройству и
эксплуатации лесов» посвящен исследованию истории управления казенными
лесами Нижегородской губернии.
Установлено, что управление лесным хозяйством ведомства было
излишне централизовано и забюрократизировано. Существовавшая система
принятия решений не позволяла оперативно и адекватно реагировать на
происходящие изменения в экономике. После реорганизации министерства в
1866 году системауправлениялесами былаупрощенаи несколько
децентрализована, что повысило оперативность в принятии решений внутри
ведомства и способствовало росту доходов. Вместе с тем, и в последующие
годы при взаимодействии с другими органами власти принятие решений могло
затягиваться на годы (например, вынесение судебных решений по нарушениям
лесного законодательства).
Третий параграф данной главы «Обеспечение доходов казны» посвящен
исследованиювопросовформированиядоходовказныотуправления
государственными имуществами на территории Нижегородской губернии.
Установлено, что основным источником доходов от казенных лесов в
Нижегородской губернии являлась продажа леса и лесных изделий, которые
были востребованными на протяжении всего времени. Земельные ресурсы
казны, в силу ограниченности свободных земель и невысокого качества почв на
территории губернии, играли для обеспечения доходов казны меньшую роль.
В исследуемом периоде доля доходов от передачи в арендное содержание
казенных лесных оброчных статей с течением времени снижалась как
вследствие выбытия некоторых статей из оборота, так и вследствие исчерпания
ресурса или падения интереса со стороны арендаторов. Вместе с тем, возросла
доля доходов от продажи прав на сбор или временное использование лесных
ресурсов в казенных лесах.
К середине XIX века сформировалась система передачи в арендное
содержание казенных и мирских оброчных статей. Крестьянские общества
Нижегородской губернии располагали значительным количеством различных
мирских оброчных статей; наиболее важными из них (по количеству годового
дохода) были мельницы, рыбные ловли, местные ярмарки и базары.
В 50-60 гг. XIX века доходы казны от предоставления в аренду казенного
имущества Нижегородской ярмарки превышали доходы от аренды казенных и
мирских оброчных статей Нижегородской губернии более, чем в 10 раз.
Третья глава «Деятельность учреждений министерства государственных
имуществ в Нижегородской губернии по попечению над государственными
крестьянами»посвященаисследованиюдеятельностиведомства
государственных имуществ в Нижегородской губернии по реализации
политики государства в сфере попечения над государственными крестьянами.
Рассмотренывопросыдеятельностиведомствагосударственных
имуществ по развитию образования и здравоохранения в поселениях казенных
крестьян, обеспечению выполнения рекрутской, дорожной и иных натуральных
повинностей, приобретению помещичьих крестьян в казну, поддержке
кустарных промыслов, пресечению бродяжничества цыган и иным вопросам.
Установлено, что за министерством государственных имуществ были
закреплены полномочия по попечению над государственными крестьянами,
которые затрагивали практически все сферы жизни и быта крестьян. В
условиях Российской империи в первой половине XIX века государственные
крестьяне рассматривались центральной властью как казенный ресурс (по
аналогии с крепостными крестьянами, как ресурс помещичий), использование
которого должно было служить обеспечению доходов казны и своевременному
исполнению казенных надобностей. Попечение над крестьянами со стороны
государства должно было способствовать сбережению и повышению качества
этого ресурса.
Исполнение натуральных повинностей изначально было призвано решить
задачи государственного управления за счет использования ресурса населения
при минимизации расходовказны.В исследуемомпериодерешение
управленческих задач с помощью института натуральных повинностей
превратилось в анахронизм, который сдерживал развитие экономики и
приводил к нерациональной трате сил и ресурсов государства.
Нижегородская палата государственных имуществ в рамках работы по
попечению над государственными крестьянами смогла добиться заметных
успехов по отдельным направлениям (развитие начального образования,
формирование низового уровня медицинского обеспечения, отдельные вопросы
развития и поддержки кустарных промыслов), что способствовало улучшению
жизни подведомственных крестьян по сравнению с иными группами податного
населения. Прием в казну помещичьи крестьян способствовал заметному
изменению структуры крестьянского населения губернии.
Вместе с тем, по ряду объективных причин (низкие доходы крестьянских
хозяйств, малоземелие Нижегородской губернии и т.д.) достижения в сфере
попечения по многим направлениям оказались незначительными.
Актуальность темы исследования
Одним из направлений отечественной исторической науки остается
изучение института управления частной собственностью в разные периоды
истории России. Вместе с тем, исследование процессов, проходивших в
хозяйственном комплексе страны, невозможно без учёта влияния
государственного сектора экономики.
При проведении исследований необходимо учитывать тот факт, что
государственный сектор экономики является с одной стороны самостоятельным
сегментом, с другой стороны он не отделен непроницаемой стеной, а
взаимодействует с частным сектором экономики. Эти два сектора образуют
единый хозяйственный комплекс страны. Следует заметить, что понятие
«государственная собственность» нередко отождествляют с понятием
«государственный сектор», тогда как на самом деле это разные понятия.
Государственная собственность – «одна из форм собственности,
субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти,
а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные
средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация,
культурные и духовные ценности» 1. Государственный сектор экономики следует
рассматривать как «совокупность проводящих экономическую деятельность
предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной
собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и
нанимаемыми ими лицами»2.
Кроме того, государство является особым субъектом права собственности,
обладающим государственной властью, которая позволяет фактически
устанавливать объем и содержание законодательного регулирования права
собственности, включая пределы владения, пользования и распоряжения, в том
числе и своей собственностью.
Современный экономический словарь http://economic-enc.net/
2
Там же
В процессе управления государственной собственностью перед органами
власти стоит дилемма в выборе приоритетов: извлечение прибыли и пополнение
бюджета за счёт управления и распоряжения государственной собственностью
(такие доходы относятся к неналоговым доходам бюджета) или использование
государственной собственности для решения внутренних задач, в том числе, для
проведения более эффективной социальной политики государства. Для разных
периодов отечественной истории характерны разные приоритеты.
Исследование истории формирования органов власти, ответственных за
управление государственной собственностью, изучение преобразований,
происходивших в структуре этих органов в процессе изменения функций и
трансформации отношений собственности, позволяют выявить определенные
закономерности развития и применить существующий исторический опыт к
современным реалиям управленческих структур.
Деятельность любого органа государственной власти складывается из
деятельности его центрального органа, определяющего государственную
политику в конкретной отрасли экономики, и деятельности его региональных и
местных структур, на практике осуществляющих реализацию принятых
центральной властью решений.
В период до 1917 года учреждения министерства государственных
имуществ, расположенные в губерниях, играли важную роль в связи со
спецификой его деятельности, прежде всего с необходимостью организовывать
пользование и распоряжение казенным имуществом с учетом существующих
условий в конкретных губерниях или уездах. Эффективное управление
государственной собственностью зависело от этих структур в большей степени,
чем другие формы государственной деятельности. Исполнение полномочий по
организации использования земельных, имущественных и лесных ресурсов казны
было сосредоточено на губернском и нижестоящих уровнях системы управления,
при этом доходы от использования государственной собственности обеспечивали
постоянно растущий доход государства.
Учреждения министерства государственных имуществ в Нижегородской
губернии на протяжении своей деятельности во второй половине XIX века
получили разносторонний опыт по управлению и распоряжению различными
объектами государственной собственности и по решению отдельных социально-
значимых задач на территории губернии.
В современных условиях структурная организация управления
государственной собственностью сохраняет важное значение. Прежде всего, это
вопросы разграничения и перераспределения полномочий и имущества между
федеральным уровнем власти и уровнем субъектов Российской Федерации, что
соответственно отражается на поступлении доходов в федеральный бюджет и
бюджеты субъектов Российской Федерации. Поиск оптимального соотношения
между централизацией и делегированием полномочий субъектам Российской
Федерации продолжается до настоящего времени.
На протяжении всей истории Российского государства земельные и лесные
ресурсы были важными элементами экономики. Основные механизмы
использования земельных и лесных ресурсов, сохранившиеся до настоящего
времени, имеют многолетнюю историю, соответствующую нормативную
правовую базу и правоприменительную практику. Появление новых механизмов
управления собственностью обусловлено не только модернизацией отношений
собственности, но и изменениями состава государственной собственности на
разных этапах исторического процесса. На современном этапе развития
Российской Федерации механизмы вовлечения в хозяйственный оборот
государственной собственности являются необходимыми элементами экономики,
в связи с чем необходимо изучение исполнительных структур органов власти в
сфере управления государственными имуществами на территории субъектов
Российской Федерации.
Управление государственными имуществами является специфической
отраслью, где государство выполняет не собственно государственные функции,
как, например, законодательную или фискальную, а само становится субъектом
хозяйственной деятельности наряду с другими собственниками. Перед
государством, как собственником, ставятся задачи эффективного управления и
распоряжения имеющимся имуществом, а не просто осуществление
административного контроля и надзора.
В связи с этим, изучение деятельности по организации управления
государственными имуществами во второй половине XIX века позволяет выявить
ряд проблем, сохраняющих актуальность и в современном российском обществе.
В частности:
– влияние хозяйственной деятельности государства на общество и способность
содействовать решению его социальных проблем;
– устранение противоречий между эффективной хозяйственной деятельностью
и административно-бюрократическим типом организации, представляющим
государство;
– совершенствование методов управления государственной собственностью с
учётом анализа методов управления, ранее применявшихся органами
государственной власти;
– обеспечение стабильного дохода от управления государственной
собственностью.
Объект исследования – учреждения министерства государственных
имуществ в Нижегородской губернии (палата государственных имуществ и
управление государственных имуществ).
Предметом исследования стали процессы создания, развития и
преобразования учреждений министерства государственных имуществ в
Нижегородской губернии, а также их деятельность в сфере управления казенными
землями, лесными ресурсами и попечения над государственными крестьянами.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!