Дифференцированная психологическая коррекция расстройств привычек и влечений в форме интернет-зависимости у подростков

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Меркурьева Юлия Александровна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ РАССТРОЙСТВА ПРИВЫЧЕК И ВЛЕЧЕНИЙ В ФОРМЕ
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ЕГО КОРРЕКЦИИ У ПОДРОСТКОВ
(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) ………………………………………………………………………………. 15
1.1. Критерии диагностики интернет-зависимости ………………………………………… 15
1.2. Этиология. Биопсихосоциальная модель формирования интернет-
зависимости …………………………………………………………………………………………………. 20
1.2.1. Ведущие факторы формирования интернет-зависимости …………………… 20
1.2.1.1. Биологические факторы формирования интернет-зависимости ……. 21
1.2.1.2. Психологические факторы риска формирования интернет-
зависимости ……………………………………………………………………………………………. 25
1.2.1.3. Социальные факторы формирования интернет-зависимости ………… 31
1.2.2. Особенности формирования и течения интернет-зависимости в
подростковом возрасте ………………………………………………………………………………. 37
1.3. Подходы к коррекции интернет-зависимости и их эффективность ………….. 40
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ…. 46
2.1. Характеристика выборки и условий проведения исследования ……………….. 46
2.2. Материалы и методы исследования ………………………………………………………… 52
ГЛАВА 3. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ РАССТРОЙСТВА ПРИВЫЧЕК И ВЛЕЧЕНИЙ В ФОРМЕ
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ ……………………………………….. 58
3.1. Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей
подростков с интернет-зависимостью …………………………………………………………… 58
3.1.1. Нейропсихологические особенности подростков с интернет-
зависимостью…………………………………………………………………………………………….. 60
3.1.2. Особенности телесности и эмоциональный интеллект подростков с
интернет-зависимостью……………………………………………………………………………… 67
3.1.3. Характерологические особенности подростков с интернет-зависимостью
………………………………………………………………………………………………………………….. 76
3.1.4. Особенности социальной адаптации и психопатологическая
симптоматика у подростков с интернет-зависимостью ……………………………….. 78
3.2. Кластерный анализ результатов исследования подростков с интернет-
зависимостью……………………………………………………………………………………………….. 84
3.3. Дифференцированный подход к психологической коррекции интернет-
зависимости у подростков …………………………………………………………………………….. 92
3.3.1. Сравнительная эффективность программ психологической коррекции
интернет-зависимости у подростков…………………………………………………………… 95
3.4. Контрольно-оценочный этап ………………………………………………………………… 100
3.4.1. Анализ результатов проведения первой программы психологической
коррекции интернет-зависимости …………………………………………………………….. 101
3.4.2. Анализ результатов проведения второй программы психологической
коррекции интернет-зависимости …………………………………………………………….. 102
3.4.3. Анализ результатов проведения психообразовательной программы . 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………… 105
ВЫВОДЫ …………………………………………………………………………………………………….. 109
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ………………………………………………………. 113
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………… 114

Материалы и методы исследования
В исследовательские группы вошли 1108 подростков, средний возраст – 15,7 лет.
Для выявления подростков с расстройством привычек и влечений в форме интернет-
зависимости было использовано два критерия: суммарный балл интернет-зависимости
по опроснику «Шкала интернет-зависимого поведения (Chen Internet Addiction Scale,
CIAS)» в адаптации В.Л Малыгина, К.А Феклисова (2011); данные клинико-
психологического интервью.
Основной задачей интервью было выявление признаков интернет-зависимости:
сверхценностьонлайн-деятельности,невозможностьсубъективногоконтроля
деятельности в сети, увеличение толерантности, наличие синдрома отмены
(раздражительность, дисфория при отсутствии возможности получить доступ к сети),
невозможность ограничить пользование интернетом, несмотря на пагубные
последствия (снижение успеваемости, конфликты в семье, с друзьями и др.).
В группу подростков с расстройством привычек и влечений в форме
интернет-зависимости (экспериментальная группа) вошли 117 человек, 65 юношей
и 52 девушки, средний возраст- 15,7±0,3, c показателем от 65 баллов и более по
методике «Шкала интернет-зависимого поведения CIAS», наличием признаков
интернет-зависимостиподаннымклинико-психологическогоинтервью.В
экспериментальную группу вошли 120 условно здоровых подростков, 67 юношей и
53 девушки, средний возраст- 16±1,2 лет, с показателями 31–41 балла по «Шкале
интернет-зависимого поведения CIAS» и отсутствием признаков интернет-
зависимости по данным клинико-психологического интервью.
Критерии невключения: наличие эндогенной психической патологии,
органических психических расстройств.
Использованы следующие релевантные апробированные психодиагностические
методики: 1. Клинико-психологическое интервью, 2. «Шкала интернет-зависимого
поведения (Chen Internet Addiction Scale, CIAS)» в адаптации В.Л. Малыгина, К.А.
Феклисова (2011), 3. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
А.Е. Личко и Н.Я. Иванова в модификации С.И. Подмазина и Е.И. Сибиль (МПДО,
1996), 4. Методика диагностики эмоционального интеллекта MSCEIT (the Mayer-
Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test) русскоязычная адаптация Е.А. Сергиенко,
И.И. Ветрова (2010), 5. Опросник выраженности психопатологической симптоматики
(Symptom check list-90-revised – SCL-90-R) в адаптации Н.В. Тарабриной (2001), 6.
Адаптированноенейропсихологическоеисследованиедляподростков
«Нейропсихологическаяметодикаэкспресс-диагностики«Лурия-90»»Э.Г.
Симерницкая (1991), 7. Методика «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений»
А.Ш. Тхостов, О.В. Ефремова (2003), 8. Методика «Телесный образ Я» (Feldenkreiz M.,
адаптация Соловьевой И.А.) (2002), 9. Методика «Рисунок человека» К. Маховер
(1990), 10. Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерс-
Даймонд, в адаптации А.К. Осницкого (2004).
На рисунке 1 представлен дизайн проведенного исследования.
Статистический анализ Статистическая обработка данных проводилась
программой Statistica 13.0. Для обработки результатов были использованы:
описательная статистика (среднее арифметическое, стандартное отклонение, анализ
распределения); критерий Манна – Уитни и T- критерий для определения
достоверности различий в 2 группах (учитывались результаты со степенью
достоверности р ≤0,05); корреляционный анализ – коэффициент ранговой корреляции
Спирмена; кластерный анализ: древовидная кластеризация и центроидный метод с
предположением двух кластеров, метод k-средних.
Рисунок 1 – Дизайн исследования

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенное исследование выявило, что из всех обследованных подростков
(n=1108), 10,6% имеют признаки интернет-зависимости, 29,5% злоупотребляет
интернетом, 59,9 % признаков интернет-зависимости не обнаружили.
Наиболеевыраженнымисимптомамиинтернет-зависимостиу
экспериментальной группы являются симптомы отмены (15,3±1,65 баллов),
внутриличностные проблемы (15,38±1,33 баллов), интегральный показатель
ключевых симптомов интернет-зависимости (40,83±7,87 баллов), без учета
субъективно оцениваемых проблем, связанных с последствиями интернет-
зависимости, уровень значимости различий по показателям всех симптомов для
контрольной и экспериментальной групп высокий (р≤0,05).
В качестве метода нейропсихологической диагностики использовался
диагностический набор «Лурия-90» (Симерницкая Э.Г., 1991), адаптированного для
подростков. Результаты были шкалированы и подверглись статистическому анализу,
значимые результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Средние значения нейропсихологического исследования по
нарушенным функциям для экспериментальной и контрольной групп
Подростки с интернет-Условно-здоровые
Нарушения функциир=
зависимостью (n=117)подростки (n=120)
Межполушарные
1,530,330,041*
взаимодействия
Опосредованное
1,450,10,004*
запоминание
Контроль и регуляция
1,290,560,016*
деятельности
Внимание1,030,30,005*
Примечание – * – различие статистически значимо (p<0,05). Прианализеколичественныхпоказателейпонарушенными несформированным функциям было выявлено: у подростков с Интернет-зависимым поведением отмечаются более высокие показатели нарушений межполушарных взаимодействий (1,53 баллов), опосредованного запоминания (1,45 баллов), контроля и регуляции деятельности (1,29 баллов), внимания (1,03 баллов). Учитывая подростковый возраст, в группе условно здоровых подростков также отмечались ошибки по отдельным пробам, наиболее выраженные: контроль и регуляция деятельности (0,56 балла), рисунок - сформированность пространственно- временных представлений (0,51 балла), кинестетический праксис (0, 46 балла). Несмотря на нормативную несформированность функции регуляции и контроля деятельности, а также нарушения произвольности и устойчивости внимания, показатели нейропсихологических нарушений именно в группе подростков с интернет-зависимостью оказались значимо выше: опосредованное запоминание (р=0,004), контроль и регуляция деятельности (р=0,016), внимание (р=0,005), межполушарное взаимодействие (р=0,041). Результаты, полученные в ходе сравнения экспериментальной и контрольной групп, с применением методики «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений» А. Ш. Тхостова, выявили значимые различия при выборе дескрипторов, описывающих внутренние телесные ощущения. Подростки с интернет-зависимостью выбирали большее количества слов для описания внутренних телесных ощущений, чаще определяли их как испытанные и важные. В результате корреляционного анализа данных с применением критерия Спирмена были обнаружены статистически значимые связи между показателями методики «Шкала интернет-зависимого поведения Чен» и ВДИО, приведенные в таблице 2. Выявленные связи свидетельствуют о повышении оценки интрацептивных ощущений как опасных и угрожающих здоровью при увеличении как общего показателя интернет – зависимости (Шкала Чен), так и отдельных ее симптомов. Таблица 2 – Корреляционные связи между показателями методик ВДИО и CIAS при анализе всей выборки CIAS шкалыДескрипторыSpearman Rp= Симптомы отменыОпасные0,2210,002* Ключевые с-мы интернет-зависимостиИспытанные0,1650,022* Ключевые с-мы интернет-зависимостиВажные0,1770,013* Ключевые с-мы интернет-зависимостиОпасные0,2220,002* Компульсивные симптомыОпасные0,1990,005* Примечание – * - корреляции статистически значимы при (p<0,05). Телесный образ Я у подростков с интернет-зависимостью также имеет характерные особенности, он менее приближен к действительным параметрам тела: увеличение головы (p=0,056), удлинение рук (p=0,032), увеличение стопы (p=0,05), что отражает проблемы коммуникативной и эмоциональной сферы. Данные сравнительного анализа показателей эмоционального интеллекта в контрольной и экспериментальной группах представлены в таблице 3. Таблица 3 – Результаты сравнительного анализа показателей эмоционального интеллекта в группе подростков с интернет-зависимостью и условно-здоровых подростков ЭкспериментальнаяКонтрольная группар= группа Среднее± ст.откл.Среднее± ст.откл. Восприятие лиц6,817±0,619,566±1,310,002 * Восприятие картинок6,151±1,8812,885±1,060,027 * Суммарный балл43,25±4,7652,32±2,150,004 * Примечание – * - различие статистически значимо при (p<0,05). Из полученных данных видно, что статистически значимые различия наблюдаются по показателям Секции A «Восприятие лиц» (p=0,002), Секции E «Восприятие картинок» (p=0,027), а также по общему баллу эмоционального интеллекта (p=0,004). Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп по Секции D «Управление своими эмоциями» и Секции H «Способность управления эмоциями других людей» также выявило различия близкие к статистическизначимым(p=0,08ир=0,05соответственно),чтоможно интерпретировать как тенденцию. Полученные данные позволяют говорить о значимом снижении у интернет-зависимых подростков способности к пониманию эмоций других людей и эмоционально окрашенных ситуаций, а впоследствии и затруднениях в регуляции собственных эмоций и эмоций других людей. При анализе результатов методики МПДО Подмазина было выявлено, что в группеинтернет-зависимыхподростковнаиболеевыраженныеичасто встречающиеся типы акцентуации: астено-невротический (p=0,017), возбудимый (p=0,0003) и демонстративный (p=0,003). Наиболее редко встречающиеся в группе подростков с интернет-зависимостью типы акцентуации: циклоидный (2,15%), тревожно-педантический (2,93%), сенситивный (4,2%), неустойчивый (4,35%). Сравнительный анализ симптомов психопатологических нарушений по «Опроснику выраженности психопатологической симптоматики» (рис 2) выявил следующее: подростки с интернет-зависимостью характеризуются более высокой межличностнойсенcитивностью(p=0,02),обсессивностью-компульсивностью (p=0,001) и симптомами депрессии (p=0,005), показателями симптоматического дистресса (p=0,034). 1,75 1,51,46 1,35 1,25 1,13 10,950,99 0,890,880,89 0,740,680,73 0,660,65 0,50,550,57 0,49 0,38 0,29 SOMO-C*INT*DEP*ANXHOSPHOBPARPSYPSDI Экспериментальная группаКонтрольная группа Рисунок 2 – Результаты сравнительного анализа показателей опросника SCL-90-R у подростков (* - различие статистически значимо при (p<0,05) Обнаружено 3 пика симптоматических рядов основной группы: обессивности- компульсивности, межличностной сенситивности и депрессии. Они значительно превышают таковые показатели контрольной группы и связаны как с преморбидными особенностями подростков, так и с реагированием на дистресс и истощение, вызванное зависимостью от интернета, межличностным и внутриличностным конфликтом. Результаты сравнительного анализа социально-психологической адаптации по методике Роджерса-Даймонд представлены на рисунке 3. У подростков с интернет – зависимостью по сравнению, с условно здоровыми, отмечаются достоверно более высокие показатели по шкалам: дезадаптивность, неприятие себя, неприятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль и эскапизм. И достоверно более низкие показателей по шкалам: адаптивность, приятие других и эмоциональных комфорт. 160,00 140,00 120,00 100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00 контрольная группаэкспериментальная группа Рисунок 3 – Результаты сравнительного анализа показателей методики Роджерса- Даймонд в экспериментальной и контрольной группах (* - различие статистически значимо при (p<0,05)) Согласно более высоким показателям по шкале «дезадаптация», подростки с интернет-зависимостью характеризуются незрелостью личности, невротичностью, дисгармонией в сфере принятия решений, являющиеся результатом постоянных неуспешных попыток подростка реализовать цель, либо наличием двух и более равнозначных целей. По шкале «неприятия себя» выявляется высокая степень неудовлетворённости своими личностными чертами. По шкалам «эмоциональный комфорт»,«эмоциональныйдискомфорт»выявляетсянеопределённостьв эмоциональном отношении (неуверенность, подавленность, вялость) к окружающей социальной действительности в сочетании с экстернальным локусом контроля. По шкале «эскапизм» определяется более высокий уровень избегания проблемных ситуаций (цит. по статье Меркурьева Ю. А., Малыгин В.Л., 2020)1. Статистическийикачественныйанализрезультатовпозволилинам предположить наличие подгрупп внутри выборки испытуемых с интернет- зависимостью. Мы использовали метод k-средних, предположив 2 кластера, а также древовидную кластеризацию. Полученные данные представлены в таблице 4. В результате кластерного анализа выделено две основных подгруппы подростков, зависимых от сети интернет: с преобладанием функциональных нарушений мозговой деятельности (кластер А) и подростков с дезадаптивными паттернами поведения без нейропсихологических нарушений (кластер Б). Таблица 4 – Кластерный анализ (показатели, вносящие больший вклад в формирование кластера) (цит. по статье Малыгин В. Л., Меркурьева Ю.А. 2020)2 ШкалыКластер АКластер Бр= Общий балл Интернет-зависимости66,810459,87500,013 Межличностная сенситивности1,41211,05000,025190 Внимание4,10343,75000,020890 Гипертимность15,000018,37500,018956 Возбудимость15,206918,37500,000704 Адаптивность110,1724120,00000,001343 Неприятие себя20,7931117,00000,000000 Неприятие других24,827618,00000,000000 Эмоциональный комфорт18,982813,00000,000003 Понимание протекания эмоций во времени6,75868,37500,001937 Способность различать смешанные и 5,94837,75000,002917 сложные чувства Важные и значимые ощущения23,293124,37500,027736 В кластер А вошли интернет-зависимые подростки, характеризующиеся следующимиособенностями:преимущественноатарактическиймотив использования интернета, наличие нейропсихологических нарушений (снижение концентрациивнимания,дисбаланспроцессовактивации–торможения, несформированность функции регуляции контроля деятельности), скудный словарь Меркурьева, Ю. А. Особенности социально-психологической адаптации и психопатологических феноменов, сопровождающих интернет-зависимость у подростков / Ю. А. Меркурьева, В. Л. Малыгин // Вопросы наркологии. – 2020. – № 4(187). – С. 63-77. – DOI 10.47877/0234-0623_2020_4_63 Малыгин, В. Л. Дифференцированная психологическая коррекция интернет-зависимости у подростков / В. Л. Малыгин, Ю. А. Меркурьева // Консультативная психология и психотерапия. – 2020. – Т. 28. – № 3(109). – С. 142- 163. – DOI 10.17759/cpp.2020280309 для описания телесных ощущений, которые все оцениваются как опасные, высокий индекс симптоматического дистресса и показателя межличностной сенситивности, низкие показатели социальной адаптации. К кластеру Б относятся интернет-зависимые подростки со следующими особенностями: преимущественно гедонистический мотив использования интернета (онлайн игры), наличие ярко выраженной акцентуации (возбудимый, гипертимный, демонстративный типы), более богатый словарь интрацептивных ощущений, высокие показатели депрессивной и обсессивно-компульсивной симптоматики, враждебности и высокий показатель социальной дезадаптации. Для кластера А характерен следующий аддиктивный цикл, описывающий механизмформированияинтернет-зависимости(Рисунок4). Видеоигры повышают Изначальный астенический выработку синдром, СДВГ, ММД дофамина и психическую активность Выраженное истощениеИстощение (астения) Необходимость дополнительной стимуляции, активация системы награды Рисунок 4 - Цикл формирования интернет-зависимости при наличии нарушений I и III блоков мозга Подростки с нейропсихологическими нарушениями, зачастую имеющие в анамнезе СДВГ в детском возрасте, выбирают интернет онлайн-игры, как способ стимулировать активность, сконцентрировать внимание и удерживать цель деятельности. Специфика онлайн-деятельности позволяет им чувствовать себя эффективными в сети, снижает напряжение и тревогу, однако отдаляет их от истинных мотивов и понимания ситуаций, спровоцировавших напряжение. Кроме того, пребывание в сети вызывает у подростков истощение и впоследствии приводит к появлению более выраженных симптомов нарушения внимания, импульсивности, эмоциональной лабильности, тем самым формируя порочный аддиктивный цикл. Второй аддиктивный цикл описан для кластера Б (Рисунок 5), где акцентуированность черт характера мешает подростку адаптироваться в социуме. Наличие ярко выраженнойИгровая деятельность в сети. акцентуацииПовышение уровня дофамина, (возбудимый,норадреналина, усиление демонстративныйвозбуждения типы) ЗакреплениеЗакрепление гедонистического патохарактеролмотива огических черт, подкрепляемыхПовышение толерантности к в сетиигровой деятельности в сети Конфликтность в офлайн- среде, нарушения социальной адаптации Рисунок 5 – Цикл формирования интернет-зависимости при высокой выраженности акцентуированных черт характера (цит. по статье Малыгин В. Л., Меркурьева Ю.А. 2020)3 В интернет-пространстве подросток может удовлетворять потребность в новизне, удовольствии, признании, используя дезадаптивные стратегии поведения без каких-либо значимых последствий. Именно постоянное влечение к новизне и относящаяся к демонстративной акцентуации потребность во внимании, а также конституциональнообусловленнаяимпульсивность,которыеневозможно реализовать в реальной коммуникации, возвращают такого подростка к интернет- среде и обуславливают аддиктивный цикл (цит. по статье Малыгин В. Л., Меркурьева Ю.А. 2020)4. Дляпрактическойреализациизадачипооценкеэффективности дифференцированной программы коррекции экспериментальная группа путем Малыгин, В. Л. Дифференцированная психологическая коррекция интернет-зависимости у подростков / В. Л. Малыгин, Ю. А. Меркурьева // Консультативная психология и психотерапия. – 2020. – Т. 28. – № 3(109). – С. 142- 163. – DOI 10.17759/cpp.2020280309 Малыгин, В. Л. Дифференцированная психологическая коррекция интернет-зависимости у подростков / В. Л. Малыгин, Ю. А. Меркурьева // Консультативная психология и психотерапия. – 2020. – Т. 28. – № 3(109). – С. 142- 163. – DOI 10.17759/cpp.2020280309 рандомизации была поделена на три для реализации двух различных программ психологической коррекции и одного курса лекций (плацебо) по 30 человек каждая. Критерии включения в группу психологической коррекции интернет- зависимости: наличие интернет-зависимости – общий балл от 55, соответствие объективныхпсихометрическихпоказателейсубъективнымпереживаниям подростков, добровольное желание принять участие в коррекционной программе. Критерииневключения:наличиедругихзависимостей,психическая патология. В группе 1 проводилась психокоррекционная программа №1 - с применением нейропсихологической коррекции (сенсомоторной), и включающая также развитие телесности, эмоциональной компетентности, коммуникативных навыков, навыков тайм-менеджмента. В группе 2 была реализована психокоррекционная программа №2 – дублирующая все блоки программы № 1 кроме нейропсихологической коррекции. Группа 3 (контрольная) посещала психообразовательные лекции «Интернет зависимость, признаки и способы профилактики». Психокоррекционные программы 1 и 2 рассчитаны на 16 тренинговых занятий, продолжительностью 1,5 часа. Частота встреч- 2 раза в неделю, численность участников группы не более 15 человек, в связи с чем каждая группа была поделена на подгруппы по 15 человек, занятия проводились в одни и те же дни в разное время (цит. по статье Малыгин В. Л., Меркурьева Ю.А. 2020)5. В качестве мишеней психологической коррекции в программе 1 нами были выбраны ведущие факторы: 1) нейропсихологический профиль, свидетельствующий о функциональных нарушениях первого и третьего блоков мозга; 2) характерологические особенности, связанные с неадаптивными паттернами поведения; 3) недостаточность развития эмоционального интеллекта; 4) несформированность телесности как высшей психической функции (цит. по статье Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А. 2020)3. Для оценки результативности проведенных программ нами были проведены два этапа контрольного измерения показателей по шкале Чен, опроснику социальной адаптации Роджерса – Даймонд, по окончанию прохождения психокоррекционных программ и 3 месяца спустя. Из таблицы 5 видно, что до проведения коррекционной Малыгин, В. Л. Дифференцированная психологическая коррекция интернет-зависимости у подростков / В. Л. Малыгин, Ю. А. Меркурьева // Консультативная психология и психотерапия. – 2020. – Т. 28. – № 3(109). – С. 142- 163. – DOI 10.17759/cpp.2020280309 программы показатели интернет-зависимого поведения были значимо выше и составляли в среднем 58 баллов. Сразу после проведения программы показатели значительно снизились (среднее значение 35 баллов). Таблица 5 – Результаты проведения первой программы психологической коррекции интернет-зависимости (Комплексная коррекция интернет-зависимости) CIASАдаптивностьДезадаптивность Общий показательРоджерс-Роджерс-Даймонд интернет-Даймонд зависимости До проведения программы58±0,56123,1±5,2110,4±3,4 После проведения 35±1,3136±6,080,6±9,8 программы Через 3 месяца34,4±1,3135±3,185,3±11,6 Значимость различий 0,006*0,022*0,001* Т-критерий Уилкоксона Из таблиц 5 и 6 видно, что после проведения коррекционной программы показателиадаптивностиповысились,адезадаптивностиснизились,что свидетельствует о появлении у подростков более эффективных способов поведения, что также подтверждается обратной связью от родителей и учителей школ. При этом, при высокой значимости различий до-после (р=0,005) в группе с программой коррекции №2 через три месяца отмечена тенденция к увеличению симптоматики интернет-зависимости, 10% подростков, принимавших участие в программе, посещали встречи нерегулярно, один – вышел из программы. Таблица 6 – Результаты проведения второй программы психологической коррекции интернет-зависимости (Коррекция дезадаптивных паттернов) CIASАдаптивностьДезадаптивность Общий показательРоджерс-Роджерс-Даймонд интернет-Даймонд зависимости До проведения программы54±1,03119,9±8,2128,6±14,5 После проведения программы37±2,5134,7±9,383,3±19,1 Через 3 месяца40,5±2,7129,8±7,783,1±9,6 Значимость различий 0,005*0,020*0,011* Т-критерий Уилкоксона При анализе различий показателей интернет-зависимости и социально- психологической адаптации отдельно для подростков, вошедших в кластер А и в кластерБбыловыявлено,чтодляподростковспреобладанием нейропсихологических нарушений более эффективной оказалась программа 1. Все подростки из кластера А полностью прошли программу коррекции, не прерывали участие, были активны в работе, хотя и испытывали некоторые сложности в начале программы, связанные в первую очередь с появлением тревожности в группе. При этом подростки из кластера А, проходившие программу №2, чаще пропускали занятия, один испытуемый прекратил участие в коррекционных мероприятиях (Таблица 7). Для подростков, вошедших в кластер Б обе программы коррекции оказались эффективны, они посещали все занятия, активно участвовали в работе группы. Таблица 7 – Анализ различий результатов проведения коррекционных программ для двух кластеров (цит. по статье Малыгин В. Л., Меркурьева Ю.А. 2020)6 CIAS АдаптивностьДезадаптивность Общий показательЗначимость Кластер Роджерс-ДаймондРоджерс-Даймонд интернет-зависимостиразличий ДоПослеДоПослеДоПослеТ-критерий Cредний показатель ± Cредний показатель ± Cредний показатель ±Уилкоксона Cт.отклCт.отклCт.откл Программа №1 p1-p2=0,006 60,0± 3,0334 ± 2,51*110,9±2,8134,4±4,9*129,6±5,880,85±9,8* Кл. А p3-p4=0,024 p5-p6=0,000 p1-p2=0,005 57,9± 1,7535 ± 1,33*120,9±3,6130,0±4,7*130,2±6,576,44±7,3* Кл. Б p3-p4=0,03(3) p5-p6=0,001 Программа №2 p1-p2=0,073 61, 0± 2,2050 ± 9,32119,9±5,8129,4±3,6129,6±5,8120,77±5,3 Кл. А p3-p4=0,07(7) p5-p6=0,126 p1-p2=0,000 56± 3,7436 ± 2,14*129,9±3,4136,0±2,7*130,3±7,880,35±9,4* Кл. Б p3-p4=0,005 p5-p6=0,000 Таким образом, при работе с подростками из кластера А более эффективной является программа с нейропсихологической коррекцией и развитием телесности. В Кластере Б могут быть применимы обе программы, выбор в их случае должен опираться на возможности организаторов программ. Малыгин, В. Л. Дифференцированная психологическая коррекция интернет-зависимости у подростков / В. Л. Малыгин, Ю. А. Меркурьева // Консультативная психология и психотерапия. – 2020. – Т. 28. – № 3(109). – С. 142- 163. – DOI 10.17759/cpp.2020280309 ВЫВОДЫ 1.Распространенностьинтернет-зависимостисредиобследованных подростков средних школ города Москвы и Подмосковья составляет 10,6 %, злоупотребляющих интернет-ресурсами - 42%. Наиболее выраженные симптомы: симптомы отмены, внутриличностные проблемы, физические симптомы (синдром карпального канала, боли в спине). 2.Интернет-зависимость у подростков сопровождается следующими психопатологическими симптомами: симптомами депрессии, высокой межличностной сенcитивностью,обсессивностью-компульсивностью,высокимуровнем симптоматического дистресса, что свидетельствует о тревожно-депрессивном реагировании на длительное стрессовое воздействие. Данные симптомы являются скорее транзиторным следствием наличного психического дистресса, нежели признаком устойчивых психопатологических нарушений. 3.Личностьинтернет-зависимогоподросткахарактеризуется:а) Выраженностью акцентуированных черт характера. В группе интернет-зависимых подростков акцентуированные черты характера отмечаются в 86,0 % случаев, в группе условно здоровых в 49 % случаев. Среди интернет-зависимых подростков наиболее частовстречаютсятакиетипыакцентуациикакастено-невротический, демонстративный и возбудимый. б) Низким эмоциональным интеллектом, по сравнению с условно-здоровыми подростками по показателям базового конструкта эмоционального интеллекта - восприятие, оценка и выражение эмоций, идентификация эмоций. в) Особенностью телесной сферы: большей выраженностью когнитивной оценки собственных телесных ощущений, снижением способности к восприятию непосредственного интрацептивного опыта и его эмоциональной обработки, что обуславливает тревожное реагирование на любые телесные ощущения, так как большинство из них оцениваются как важные, опасные и угрожающие здоровью. г) Нейропсихологический статус подростков с интернет-зависимостьюзначимо отличается от статуса условно здоровых подростков и характеризуется высокими показателямфункциональныхнарушенийпространственногопраксиса, слухомоторных координаций, внимания, контроля и регуляции деятельности. Полученные данные отражают функциональную слабость межполушарных комиссур, префронтальной коры и первого блока мозга. Выявлено, что высокий общий показатель нарушений контроля и регуляции деятельности, относящийся к префронтальным отделам коры головного мозга, положительно коррелирует с быстрымувеличениемтолерантности,большейвыраженностьюсимптомов зависимости. 4.Исследованиесоциально-психологическойадаптацииинтернет- зависимых подростков обнаружило, что личность подростка с интернет-зависимостью характеризуется незрелостью, невротичностью, дисгармонией в сфере принятия решений. По сравнению с условно здоровыми подростками отмечается преобладание дезадаптивностых стратегий над адаптивными. Наиболее значимыми проявлениями дезадаптивности: неприятия себя; эмоциональный дискомфорт, проявляющийся неуверенностью, подавленностью, вялостью; склонность приписывать причины происходящего в социальном взаимодействии внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю); высокий уровень избегания проблемных ситуаций, стремление к уходу от них. 5.Кластерный анализ полученных данных позволил выделить и описать различные психологические механизмы формирования интернет-зависимости у подростков: а) Подростки с нейропсихологическими нарушениями выбирают интернет, как эффективный психоактивный агент стимуляции психической деятельности, внешне регулирующий тонус и внимание. Подростки с интернет- зависимостью используют интернет как способ поддерживать активность и концентрировать внимание, так как постоянное появление новых стимулов внешне регулирует концентрацию внимания, однако в то же время способствует еще большему истощению и утомлению, что стимулирует повторные обращения к сети, формируя аддиктивный цикл. б) Подростки с преобладанием акцентуированных черт характера с трудом адаптируются в социуме, интернет-среда предоставляет многообразие способов реализации их гедонистической направленности. Влечение к новизне, не насыщаемая потребность в привлечении внимания, кратковременность эффекта вознаграждения вызывает необходимость чаще обращаться к игре, повышая толерантность к игровой деятельности. Приводит к заострению акцентуированных черт характера, большему нарушению социальной адаптации, тем самым формируя аддиктивный цикл. 6.Учитываяразличныепсихологическиемеханизмыформирования интернет-зависимости в подростковом возрасте, можно выделить две группы факторов риска: а) преимущественно атарактический мотив использования интернета, наличие нейропсихологических нарушений (снижение концентрации внимания, дисбаланс процессов активации – торможения, несформированность функции регуляции контроля деятельности), скудный словарь описания телесных ощущений, которые оцениваются как опасные, высокий индекс симптоматического дистресса и межличностной сенситивности, низкие показатели социальной адаптации, низкий эмоциональный интеллект. Гедонистическая мотивация использования сети интернет, наличие ярко выраженной акцентуации (возбудимый, гипертимный, демонстративный тип), более богатый словарь интрацептивных ощущений, высокие показатели депрессивной и обсессивно-компульсивной симптоматики, враждебности, высокий показатель социальной дезадаптации. 7.На основе особенностей психологических механизмов формирования интернет-зависимости разработано две программы психологической коррекции интернет-зависимости у подростков. В первую программу входило два блока: первый блок включает в себя нейропсихологическую коррекцию, техники релаксации и телесно-ориентированную психотерапию, а второй блок – формирование навыков понимания и регуляции эмоций, коммуникативных навыков, разрешения конфликтных ситуаций и тайм-менеджмент. Во вторую программу входил только второй блок. 8.Быладоказанаэффективностьдифференцированнойпрограммы психологической коррекции с учетом распределения подростков по кластерам: а) для интернет-зависимых подростков с нейропсихологическими нарушениями более эффективной оказывается программа психологической коррекции №1, включающая нейропсихологическую коррекцию, телесно-ориентированную психотерапию, б) для интернет- зависимых подростков с преобладанием акцентуированных черт характера одинаково эффективны оба блока программы коррекции. Программой выбора является программа №2, так как она требует меньших временных затрат. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1.В рамках диагностики групп риска развития интернет-зависимости эффективными оказываются следующие методики: «Шкала интернет-зависимости Чен» в адаптации В. Л. Малыгина, К. А. Феклисова, «Опросник психопатологической симптоматики SCL-90-R», а также нейропсихологическое обследование. Рекомендуется применять данные методики в школьных скринингах, а также использовать результаты этих методик для распределения подростков в группы для коррекции интернет-зависимости. 2.Для эффективной коррекции интернет-зависимости среди подростков необходимовнедритьдифференцированныйподходсприменением нейропсихологической и групповой коррекции в работу школьных психологов, а также практику медицинских психологов подростковых наркологических отделений. 3.Внедрить в программы обучения и повышения квалификации медицинских психологов этапы формирования навыков групповой работы с интернет- зависимыми подростками, основанной на дифференцированном подходе с применением этиопатогенетической модели формирования расстройства.

Актуальность исследования
Согласно данным интернет-статистики на 2021 год количество
пользователей всемирной сети неуклонно растет, так в Северной Америке
количество активных пользователей достигает 93,9%, в Европе 88, 2%, в Азии
63,8%. При этом прирост пользователей за последний год в Азии составляет 2,31%,
в Европе 601,3%, в Северной Америке 93,9% (Internet World Stats
(https://www.internetworldstats.com/stats.htm, 2021). Несмотря на изменения уклада
жизни мирового населения, связанные с пандемией COVID-19, столь выраженный
рост обусловлен не только преобладанием дистанционного формата
взаимодействий. В целом за последние 5 лет количество пользователей сетей в
мире возросло на 5,547 %. Таким образом, высокая вовлеченность населения
планеты в различную сетевую деятельность имеет под собой различные основания,
среди которых: профессиональные и образовательные мотивы,
коммуникационные, развлекательные, онлайн шоппинг, онлайн игры и др.
Несмотря на очевидную пользу ресурсов интернет, достаточная часть времени,
проводимого в сети, расходуется неэффективно. По данным опросов ВЦИОМ
активными пользователями социальных сетей являются 90% подростков в возрасте
13- 18 лет и 53% взрослых (Всероссийского центра изучения общественного
мнения (ВЦИОМ), в 2017-2018 годах признаки интернет-зависимости среди
подростков отметили 83% респондентов. Статистические данные свидетельствуют
скорее о доступности интернет-ресурсов и закономерной озабоченности
злоупотреблением ими молодых людей, чем о распространенности интернет-
зависимости как расстройства влечений. Тем не менее, именно в подростковом
возрасте наблюдается пик использования интернета, который плавно снижается к
возрасту 25–30 лет. Согласно данным достоверных научных исследований,
основанных на стандартизированных психометрических методах и
репрезентативных выборках (объем выборки от 3000 до 89000),
распространенность симптомов интернет-зависимости среди подростков и
молодых людей колеблется от 3.7% до 10,0% (Kuss D.J. et.al., 2013; Cheng C. et al.,
2014; Griffiths M.D., 2013; Pan Y.C., Chiu Y.C. 2020). В российских исследованиях
распространенность расстройства привычек и влечений в форме интернет-
зависимости оценивается от 4,25% до 22,6%. (Кардашьян Р.А., 2018; Кибитов А.О.,
Трусова А.В., 2019; Егоров А.Ю., 2020). По данным В. Л. Малыгина, Н.С.
Хомерики распространенность интернет-зависимости среди московских
школьников на период 2013–2014 г. составляла 4,25 %, наличие интернет-
зависимости оценивалось с помощью теста Чен, адаптированного и
валидизированного авторами (Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., 2015). Следует
отметить, что подростки в целом относятся к группе риска развития расстройств
влечений и зависимостей, формирование интернет-зависимости у них
сопровождается обострением течения возрастного кризиса, а последствия
проявляются в виде значительной социальной дезадаптации: снижением
мотивации к учебе, затруднениями в приобретении профессии, реализации
трудовой деятельности, неудачами в межличностных отношениях,
неспособностью к созданию партнерских и семейных отношений. Выраженная
степень влияния расстройства влечений в форме интернет-зависимости на
социальную адаптацию и дисгармоничное формирование личности в подростковом
возрасте позволяют говорить о высокой значимости данного расстройства для
социума. При этом задачи терапии и профилактики данного расстройства
потребуют серьезных организационных и финансовых затрат, сопоставимых с
затратами на лечение таких расстройств как депрессия, шизофрения и др.
Актуальность проблемы интернет-зависимости подчеркивает включение ее (в виде
зависимости от игр онлайн) в Международную классификацию болезней 11
пересмотра (МКБ 11), что определяет нозологическую принадлежность интернет-
аддикций, как болезненного расстройства, хотя и ставит перед исследователями
дополнительные вопросы о критериях диагностики, отнесении к группе
расстройств и определенной рубрике, этиологии, подходах к терапии и др.
Степень разработанности проблемы
На сегодняшний день одной из наиболее важных научных проблем,
связанных с исследованием расстройств привычек и влечений в форме интернет-
зависимости, является выявление механизмов формирования интернет-
зависимости, что определило бы принципиальные подходы к ее профилактике,
терапии и психокоррекции. Существующие в настоящее время отдельные теории:
социокультуральные (Shek D.T., 2012), психоаналитичеcкие (Kwon J.H., 2014),
теория расстройства привычек и влечений, проявляющегося нарушением контроля
(Shapira N.A. et. al., 2000) и другие, недостаточно полно объясняют сложные
патогенетические механизмы формирования интернет-аддикции. Более системной
является биопсихосоциальная модель формирования интернет-зависимости
(Малыгин В. Л. с соавт., 2015; Солдаткин В.А., Мавани Д.Ч, 2018; Kelly R.V., 2004;
Rehbein F. et al., 2010; Kuss D.J., Griffiths M.D., 2012; Mazurek M.O., Engelhardt C.R.,
2013; Wittek C. T. et al. 2016). Со стороны биологического фактора ряд
исследователей выделяют устойчивую связь сформированности интернет-
зависимости и наличия СДВГ в анамнезе (Yoo H.J., 2004; Diamond A., 2005).
Некоторые нейровизуализационные исследования указывают на снижение объема
базальных ядер, в частности полосатого тела, генетическая предрасположенность
выражена полиморфизмом в генах, кодирующих дофаминовые D2-рецепторы (Hou
H. et al., 2012), чаще встречаются микроструктурные аномалии мозга (Yuan K. et al.
2011; Lin F. et al., 2012), отмечается также снижение внутримозговых
функциональных связей корково-подкорковой области (Hong S.B. et al. 2013). Со
стороны психологического фактора исследователи отмечают характерные
особенности личностных свойств аддиктов: диффузность или неадекватность
самооценки, недостаточная стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность,
возбудимость, импульсивность или наоборот астеничность, эгоцентризм,
социальная тревожность (Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., 2015; Caplan S., 2002; De
Berardis D. еt al. 2009; Stieger S., Burger C., 2010; Kuss D.J., Griffiths M.D., 2011; Lee
H.W., 2012; Li M., Ren Y. et al., 2017). Картина психических предикторов
формирования интернет-зависимости весьма не структурирована, на данный
момент мы имеем разрозненные научные данные о различных уровнях личности:
характера, особенностей эмоциональной сферы, когнитивных стратегий,
ценностно-смысловой сферы. Однако, в большинстве исследований
констатируется лишь связь между феноменом интернет-зависимости и различными
особенностями личности аддиктов, отсутствует понимание причинно-
следственных связей и связей между биологическим, психологическим и
социальным факторами формирования расстройства. Лишь в единичных
исследованиях отмечается значение телесности, эмоционального интеллекта,
нейропсихологических особенностей как предикторов формирования интернет-
аддикции, в то время как именно они могли бы стать смысловым связующим
звеном для целостного понимания механизмов формирования зависимости от сети
интернет. Со стороны социального фактора выявляется следующее: в семьях
аддиктов распространен дисгармоничный стиль воспитания, присутствует
эмоциональное отвержение со стороны родителей и нарушение семейной иерархии
(Малыгин В. Л., 2015; Lam L.T. et al.,2009; Li W. et al., 2016). В работе А. Торрес-
Родригес, М. Гриффитса с соавторами выделены следующие значимые предикторы
формирования интернет-аддикции: биологические (наследственная
отягощенность, нарушения нейромедиаторного обмена, психиатрическая
коморбидность c депрессией, тревогой, синдромом дефицита внимания и
гиперактивности); психологические (эмоциональная неустойчивость, личностная
незрелость, боязливость и диффузность самооценки, недостаточность
стрессоустойчивости, несформированность социальных навыков); социальные
(попустительский или дисгармоничный стиль воспитания, наличие насилия или
хронических конфликтов в семье, буллинг). Таким образом, формирование
расстройства привычек и влечений в форме интернет-зависимости имеет
многофакторный генез, однако большинство предлагаемых программ по
психологической коррекции интернет-зависимости у взрослых и подростков не
учитывает их в полной мере и опираются лишь на когнитивно-поведенческую
терапию (Torres-Rodríguez A., Griffiths M.D., Carbonell X., 2018). Однако, как
отмечается в мета обзоре M. Гриффитса (Griffiths M.D., 2018) эффективность
когнитивно-поведенческого подхода в терапии интернет-зависимости частично
доказана лишь на выборке с применением психофармакотерапии. Кроме этого,
когнитивно-поведенческий подход не оказывает воздействия на другие важные
факторы, участвующие в психологических механизмах формирования и развития
зависимости: мотивационные, нейропсихологические, патохарактерологические,
что затрудняет определение мишеней терапии данного расстройства и обеспечение
удержания пациентов в психотерапевтических программах. Все вышесказанное
определяет необходимость разработки дифференцированной программы
психологической коррекции расстройства привычек и влечений в форме интернет-
зависимости у подростков.
Таким образом, можно говорить о недостаточной изученности проблемы
этиологии и патогенеза интернет-зависимости, большее количество исследований
направлено на выявление конкретных личностных характеристик подростков с
наличием данного расстройства. Кроме того, большая часть исследований,
посвященных разработке терапевтических подходов, опирается на опыт работы со
взрослыми пациентами и не включает дифференцированный отбор в
терапевтические группы. Ввиду нечеткости критериев диагностики расстройства,
недостаточно разработана проблема выявления мишеней психотерапии и
психологической коррекции интернет-зависимости. В большинстве случаев
программы коррекции, разработанные для интернет-зависимых опираются на
коррекцию единичных характерологических или личностных особенностей, либо
коррекцию неэффективного поведения в сети. Определение цели нашей работы
было обусловлено необходимостью разработки подхода психологической
коррекции интернет-зависимости, учитывающего психологические механизмы
формирования данного расстройства у различных подгрупп аддиктов.
Цель исследования: изучить личностно-психологические особенности
подростков, способствующие формированию интернет-зависимости и разработать
дифференцированную модель психологической коррекции расстройства привычек
и влечений в форме интернет-зависимости у подростков.
Объектом исследования в данной работе является расстройство привычек и
влечений в форме интернет-зависимости у подростков, тогда как предметом
сравнительная эффективность программы дифференцированной коррекции
интернет-зависимости у подростков с различными вариантами механизмов
формирования зависимости.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) Изучить распространенность и выраженность симптомов интернет-
зависимости у подростков
2) Исследовать симптомы психических нарушений, сопровождающих
интернет – зависимость у подростков
3) Исследовать особенности личностных свойств, характерологических
черт и специфических нейропсихологических нарушений подростков с интернет-
зависимостью
4) Исследовать особенности социально-психологической адаптации
подростков с интернет-зависимостью
5) Выявить и описать различные варианты психологических механизмов
формирования интернет-зависимости у подростков
6) Определить ведущие личностно-характерологические и
нейропсихологические факторы риска формирования интернет-зависимости у
подростков
7) На основе полученных данных разработать дифференцированную
программу психологической коррекции интернет-зависимости у подростков
8) Провести оценку эффективности разработанной программы коррекции
интернет-зависимости у подростков
Гипотезы исследования:
1. Совокупность личностно-психологических и нейропсихологических
особенностей детерминирует различные механизмы формирования интернет-
зависимости в подростковом возрасте.
2. Применение дифференцированного подхода к психологической
коррекции интернет-зависимости является эффективным для подростков с
различными механизмами формирования расстройства привычек и влечений в
форме интернет-зависимости.
Научная новизна
Впервые были выявлены и описаны психологические варианты
формирования интернет-зависимости у подростков. Определены группы
переменных, обладающих прогностической ценностью в отношении риска
формирования интернет-зависимости. Выделены нейропсихологические и
характерологические предикторы, определяющие различные психологические
механизмы возникновения интернет-зависимости в подростковом возрасте.
Определены цели-мишени психологической коррекции интернет-аддикции у
подростков, основанные на ведущих факторах, участвующих в формировании
различных вариантов аддиктивного цикла. Впервые разработана
дифференцированная программа психологической коррекции интернет-
зависимости у подростков, основанная на ведущих нейропсихологических
факторах, участвующих в формирования интернет-зависимости, проведена оценка
ее эффективности.
Теоретическая значимость
Данные о роли различных индивидуально-психологических особенностей в
формировании интернет-зависимости, а также протективных факторов у условно
здоровых лиц, вносят вклад в решение проблемы понимания интернет-зависимости
как феномена, механизмов ее формирования и нозологической принадлежности
расстройства. Определение роли индивидуально-психологических характеристик в
формировании различных форм интернет-зависимости определяет методологию
психологических исследований подростков с интернет-зависимостью при решении
задач по оказанию дальнейшей психотерапевтической, психокоррекционной
помощи подросткам.
Практическая значимость
Результаты, полученные о механизмах формирования интернет-зависимости
в подростковом возрасте, в большей степени зависящих от совокупности
индивидуально-психологических характеристик, а не от специфики поведения в
сети интернет, позволяют выделять более точные и эффективные мишени
психотерапии и психологической коррекции у данного контингента. Большую
практическую значимость для совершенствования ранней диагностики
предрасположенности к интернет-зависимости, разработке мер профилактики и
терапии данного расстройства имеет выделение наиболее значимых для
формирования зависимости индивидуально-психологических характеристик.
Научные положения, выносимые на защиту:
 Возникновение интернет-аддикции у подростков носит
многофакторный характер. Важными звеньями психологического механизма
формирования интернет-зависимости являются нейропсихологические нарушения,
неразвитость эмоционального интеллекта, выраженность акцентуированных черт
характера, высокий индекс симптоматического дистресса и межличностной
сенситивности, низкий уровень социальной адаптации.
 Имеются различные психологические механизмы формирования
интернет-зависимости у подростков: подростки с нейропсихологическими
нарушениями используют ресурсы интернет для внешнего обеспечения активации,
коррекции внимания и регуляции деятельности. Подростки с преобладанием
акцентуированных черт характера используют интернет-среду для реализации
своей гедонистической направленности.
 Различия психологических механизмов формирования интернет-
зависимости у подростков предполагают дифференцированность подходов к
психокоррекции интернет-аддикции, где целями-мишенями психокоррекции
являются ведущие факторы, участвующие в формировании различных вариантов
аддиктивного цикла.
Достоверность результатов обследования и личный вклад автора
Использование базовых психологических и психотерапевтических теории
при разработке эксперимента и интерпретации результатов, включение в
исследование надежных и валидных психодиагностических методов, достаточный
объем выборки и применение современных статистических методов обработки
данных, обеспечили достоверность результатов диссертационного исследования.
Практическая часть исследования включает результаты клинической беседы и
психологического тестирования 1108 подростков, учащихся старших классов школ
и студентов колледжей г. Москвы.
Результаты исследования, представленные в диссертационной работе,
получены с личным участием автора на выборке подростков с расстройством
привычек и влечений, а также условно-здоровых подростков. Дизайн
исследования, подбор психодиагностических методов, статистический и
качественный анализ полученных данных, подготовка текста диссертации и
публикаций выполнены лично диссертантом, что позволило сделать оригинальные
выводы.
Личный вклад автора
Автор лично сформировал рабочие гипотезы, заключающиеся в том, что
совокупность личностно-психологических и нейропсихологических особенностей
детерминирует различные механизмы формирования интернет-зависимости в
подростковом возрасте, а также применение дифференцированного подхода к
психологической коррекции интернет-зависимости является эффективным для
подростков с различными механизмами формирования расстройства привычек и
влечений в форме интернет-зависимости. Автор самостоятельно провел анализ
клинических, психометрических данных и их динамики в процессе наблюдения;
самостоятельно провел статистическую обработку результатов исследования,
написал статьи, диссертацию и автореферат.
Автор лично участвовал в разработке дизайна и осуществлении программы
исследования, разработке комплекса методов психологической коррекции и
психодиагностики в целях дифференциации ведущих факторов формирования
интернет-зависимости у подростков, а также реализовал разработанную программу
коррекции, участвовал также в разработке методического аппарата для оценки
эффективности данного комплекса психокоррекционных мер. Автором
самостоятельно проведено клинико-психологическое, психометрическое
обследование и коррекция расстройства влечений в форме интернет-зависимости у
подростков с применением нейропсихологической коррекции, групповой
психокоррекции, мотивационного консультирования, гештальт-терапии и других
психотерапевтических методов.
Внедрение полученных результатов
Результаты диссертационного исследования использованы в
образовательной деятельности при обучении специалистов в ФГБОУ ВО
«Московский государственный медико-стоматологический университет имен А.И.
Евдокимова», в практической деятельности в Центре психотерапии ООО
«Медикас», а также в МНПЦ наркологии, клинический филиал №1.
Апробация работы
Результаты диссертационной работы были апробированы на всероссийских
и международных конференциях: на научно-практической конференции с
международным участием «Мир аддикций: химические и нехимические
зависимости, ассоциированные психические расстройства» (Санкт-Петербург,
2012); на международной научной конференции студентов, аспирантов и
молодых ученых «Ломоносов 2017» (Москва, 2017); на итоговой научной
конференции общества Молодых учёных МГМСУ имени А.И. Евдокимова
(Москва, 2019); 7th International conference on pathological gambling and
behavioural addictions (Warsaw, Poland, 2019); на международном конгрессе
«Современные технологии в диагностике и терапии психических и
неврологических расстройств» «Мир аддикций – 2019» (Санкт-Петербург, 2019);
на конференции «Медицинская (клиническая) психология: исторические
традиции и современная практика» (Москва, 2020); на конференции «Молодых
ученых МГМСУ» (Москва, 2020); на всероссийской научно-практической
конференции с международным участием «Актуальные проблемы психического
здоровья молодого поколения в системе среднего и высшего профессионального
образования» (Москва, 2020); The 8 th International conference on pathological
gambling and other behavioural addictions which takes places (Warsaw, Poland,
2020); на X Российской научно-практической конференции «Психиатрия и
наркология в XXI Веке», (Санкт-Петербург, 2020); на международной научно-
практической конференции «Зейгарниковские чтения; диагностика и
психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема
научных и этических оснований» (Москва, 2020); на II международной
конференции по консультативной психологии и психотерапии
«Консультативная психология: вызовы практики», посвященной памяти Федора
Ефимовича Василюка (Москва, 2020); «World neurocare & psychiatry congress»
(San Francisco USA, 2021).
Публикации
Основные положения и результаты диссертации в полной степени отражены
в 8 научных работах, 7 из которых опубликованы в рецензируемых научных
журналах, рекомендованных высшей аттестационной комиссией Министерства
науки и высшего образования Российской Федерации.
Объем и структура диссертации
Диссертация изложена на 133 страницах, состоит из введения, 3 глав,
заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы.
Библиографический список содержит 199 источников, из которых 68 – на русском
языке, 131 – на иностранном языке. В работе содержится 14 рисунков, 23 таблицы.
ГЛАВА 1. РАССТРОЙСТВО ПРИВЫЧЕК И ВЛЕЧЕНИЙ В ФОРМЕ
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ЕГО КОРРЕКЦИЯ У ПОДРОСТКОВ
(

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Дифференцированная психологическая коррекция расстройств привычек и влечений в форме интернет-зависимости у подростков»

    Публикации автора в научных журналах

    Био-психо-социальная модель интернет-зависимого поведения у подростков. Факторы риска формирования и принципы терапии
    В. Л. Малыгин, Н. С.Хомерики, Ю. А. Меркурьева [и др.] // Неврологический вестник. – 2– Т. – №
    Сходства и различия психологических свойств интернет-зависимых подростков и подростков, зависимых от каннабиноидов. Особенности подходов к профилактике и психотерапии
    В. Л. Малыгин, Ю. А. Меркурьева, А. С. Искандирова[и др.] // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2– Т. – № S–С. 152
    Особенности социально-психологической адаптации и психопатологических феноменов, сопровождающих интернет-зависимость у подростков
    Ю. А. Меркурьева, В. Л. Малыгин // Вопросы наркологии. – 2– №4(187). – С. 63-– DOI 47877/0234-0623_2020_4
    Ценностно-смысловая сфера у подростков с интернет-зависимым поведением
    В. Л. Малыгин, Ю. А. Меркурьева, А. В. Прокофьева [и др.] // Вестникновых медицинских технологий. Электронное издание. – 2– № – С. 258
    Психологические особенности интернет-зависимых подростков и подростков, зависимых от каннабиноидов
    В. Л. Малыгин, Ю. А. Меркурьева, Я. В.Малыгин // Сборник научных статей по материалам III Конгресса «Психическоездоровье человека XXI века». – Москва: Общество с ограниченной ответственностью"Издательство "КноРус", 2– С. 274-– DOI 37752/9785406029381

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Персонализированный подход при медико-психологическом сопровождении кардиохирургических больных в условиях регионального кардиологического диспансера
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Расстройства личности и шизофренический дефект
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Медико-психологическая коррекция факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний с применением дистанционных технологий
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Особенности клинически значимых нарушений психического здоровья у родственников онкогематологических больных
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации