Динамика коммемораций Н. М. Ядринцева в 1894 – 1994 гг.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………….………………………………………3
ГЛАВА 1. КОММЕМОРАЦИИ Н. М. ЯДРИНЦЕВА в 1894 – 1917 гг.
§ 1. Образ лидера сибирского областничества в периодической печати…….55
§ 2. Научный дискурс о Н. М. Ядринцеве в дореволюционный период…..…70
§ 3. Места памяти Н. М. Ядринцева в 1894 – 1917 гг………………………….80
ГЛАВА 2. ОБРАЗ Н. М. ЯДРИНЦЕВА В КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ СИБИРЯКОВ
в 1917 – 1994 гг.
§ 1. Репрезентации Н. М. Ядринцева в периодической печати 1917 – 1994
гг…………………………………………………………………………………………………………99
§ 2. Образ Н. М. Ядринцева в научных исследованиях советского
периода……………………………………………..………….………………………….
…118
§ 3. Места памяти и коммеморативные практики, посвящённые Н. М.
Ядринцеву……………………………………….…………………………………………………
……168
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…..…186
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..….194
Библиография работ Н. М. Ядринцева……………………………………………..221
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………249
Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования,
раскрыта степень её изученности, определёны предмет и объект, сформулирована цель и
соответствующие ей задачи, зафиксированы территориальные и хронологические рамки
работы, охарактеризована методология, представлена источниковая база, определена
научная и практическая значимость диссертационного проекта.
Первая глава «Коммеморации Н. М. Ядринцева в 1894 – 1917 гг.» включает в себя
три параграфа. В первом параграфе «Образ лидера сибирского областничества в
периодической печати» установлено, что образ Н. М. Ядринцева занял прочное место в
дореволюционной периодической печати. Используя терминологию П. Нора, Н. М.
Ядринцев стал «местом памяти», обладавшим значимыми для дореволюционного
периода его упоминания характеристиками. В изученных нами дореволюционных
источниках центральное место в воспоминаниях о Н. М. Ядринцеве занимает
областнический дискурс. На протяжении 1894 – 1917 гг. повествование об
областническом наследии Н. М. Ядринцева эволюционировало в соответствии с
потребностями сибирского общества и политической конъюнктурой в стране.
Воспоминание об областническом наследии Н. М. Ядринцева предполагало выделение
ряда значимых характеристик, по-разному интерпретированных авторами статей:
патриотизм, культурный и (или) политический сепаратизм, гражданский долг,
нравственные идеалы. Тексты, возникавшие непосредственно во время революций 1917 г.
и Гражданской войны, формировали память о Н. М. Ядринцеве как о приверженце
радикальных реформ в Сибири, стороннике её самостоятельного развития. Фрагменты
исторического дискурса, представленные в сибирской периодической печати, указывали
на принадлежность Н. М. Ядринцева к поколению «шестидесятников». В связи с этим
фигура Н. М. Ядринцева была символом исторического опыта, который использовался в
борьбе за демократизацию сибирской действительности. Статьи газет и журналов
предстают перед нами как продукт своего времени, главной задачей которого стало
формирование общественного мнения в отношении вопросов, актуальных для их
современников. В связи с этим к имени Н. М. Ядринцева прикреплялись воспоминания,
содержавшие ответы на вопросы начала ХХ в.
Во втором параграфе «Научный дискурс о Н. М. Ядринцеве в дореволюционный
период» определено, что образ Н. М. Ядринцева был востребован в научном дискурсе
дореволюционного периода. Отсутствие университета в Сибири, слабость развития
общественной мысли, цензура научных текстов предопределили немногочисленный
корпус источников этого этапа мемориализации образа лидера сибирского
областничества.
Революционные события начала ХХ века способствовали повышению интереса
научного сообщества к исторической специфике развития Сибири, рассмотрению
альтернатив её развития. Уменьшение цензуры в этот период позволило рассматривать
биографию и взгляды Н. М. Ядринцева в контексте областничества. Уже
сформировавшаяся его характеристика как патриота дополнилась областническими
идеями. Научное сообщество акцентировало внимание на стремлении героя нашего
исследования представить Сибирь не как сырьевую колонию России, а как регион с
собственной исторической спецификой, потребностями интенсивного развития
экономики, основу которого Н. М. Ядринцев видел в вольнонародной колонизации края.
Привлечь население в Сибирь можно, развивая культуру региона; удержать местное
население от миграции в европейскую часть России можно, учредив сибирские
университеты. В связи с этими взглядами образ Н. М. Ядринцева дополнился
характеристикой просветителя, борца за развитие общественной мысли. Этнографы
изображали Н. М. Ядринцева как одного из пионеров исследования коренных народов
Сибири, делая акценты на его уважении к самобытности местного населения.
Революционные процессы шли параллельно формированию самоидентификации
этнических, территориальных, социокультурных общественных групп. Становление
сибирской «мы-группы» сделало актуальным обращение научного сообщества к тем
сюжетам и персонажам локальной истории, которые отражали именно сибирскую
идентичность (становились «местами памяти» по П. Нора) и позволяли конструировать
социальные, территориальные и мировоззренческие рамки, отделяющие сибирскую «мы-
группу» от других локальных сообществ.
В третьем параграфе «Места памяти Н. М. Ядринцева в 1894 – 1917 гг.»
доказано, что в период 1894 – 1917 гг. происходило намеренное увековечение образа Н.
М. Ядринцева. В ходе этого процесса осуществлялось не только приращение знания об
эпизодах биографии лидера областничества, его исследовательской деятельности и
общественно-политических взглядах. Уже в этот период проявилась динамика
коммемораций Н. М. Ядринцева. Её обусловливали такие факторы, как политическая
конъюнктура в стране, эволюция социальных групп, их экономические и культурные
потребности. Коммеморации Н. М. Ядринцева в дореволюционный период
трансформировались от эмоционально-личностных характеристик, обусловленных
личным знакомством адресанта образа с лидером областничества, к конструированию
надличностных, универсальных черт (патриот, исследователь, гражданин), которые могли
наделяться специфическим содержанием в зависимости от потребностей адресанта.
Важным фактором, обусловившем динамику коммемораций Н. М. Ядринцева,
стало ослабление цензуры, что сделало возможным обращение к его областническому
наследию. Это предопределило диверсификацию образа героя нашего исследования, а
также позволило наделить специфическим содержанием его характеристики как патриота,
более рельефно определить понятие «гражданской позиции» в рамках вопросов,
актуальных в первые два десятилетия ХХ века.
Основной социальной группой, которая конструировала образ Н. М. Ядринцева,
была интеллигенция. Постулат Н. М. Ядринцева о Сибири как колонии активно
использовался ей для рассмотрения альтернатив развития региона. Интеллигенция
связывала прогресс Сибири с необходимостью развития просвещения и формирования
общественного мнения среди населения. В этом данная социальная группа видела
собственное предназначение, поэтому образ Н.М. Ядринцева как просветителя и
«будильника» сибирского самосознания занял важное место в рамках областнического
дореволюционного дискурса.
Центральным вопросом при рассмотрении коммеморативных практик является
вопрос о политике памяти. В дореволюционный период государство не играло
значительной роли в намеренном увековечении имени Н. М. Ядринцева. Характерной
чертой коммеморативных практик этого периода стало её осуществление силами
интеллигенции, что изначально было обусловлено личными социальными связями с
героем нашего исследования, стремлением транслировать воспоминания о нём в
посмертный период, а позднее – необходимостью обращения к исторической личности,
особенности биографии и деятельность которой была необходима для конструирования
«мы-группы» сибирской интеллигенции, определения её идентичности и границ.
Вторая глава «Образ Н. М. Ядринцева в культурной памяти сибиряков в 1917 –
1994 гг.» состоит из трёх параграфов.
В первом параграфе «Репрезентации Н. М. Ядринцева в периодической печати
1917 – 1994 гг.» выявлено, что имя лидера сибирского областничества сохранилось на
страницах советской и ранней постсоветской периодической печати. Основными
представителями сообщества, участвующими в создании культурной памяти о Н. М.
Ядринцеве, была интеллигенция: историки, литературоведы, этнографы, писатели,
журналисты. Авторы статей акцентировали внимание на таких сюжетах биографии
Николая Михайловича, которые раскрывают его деятельность, направленную на
формированиесибирскогосамосознания(просветительская,образовательная);
актуализацию сибирской истории (исследовательская, этнографическая); развитие
сибирской культуры (литературное творчество). Исследуя мотивы написания текстов о
нём, мы пришли к выводу о том, что ими были не только памятные даты его биографии,
но, как правило, общественно-политические события, заставлявшие авторов обращаться к
его наследию. Характеризуя Н. М. Ядринцева как интеллигента и подчёркивая его
значение для Сибири, каждый из адресантов чувствовал собственную причастность к этой
группе и значимость собственного вклада в развитие местной культуры. Прочтение образа
Н. М. Ядринцева как интеллигента предопределило существование ещё одного важного
аспекта его личности: просветителя, учёного, исследователя. Эта черта его личности
возникла в текстах газет и журналов сразу после его смерти, оставалась устойчивой на
протяжении всего советского периода, существует и сейчас.
В советское время, в ходе масштабных изменений в вопросе формирования
общественного мнения о героях истории царского периода, память о Н. М. Ядринцеве
значительно изменилась. В отличие от предшествовавшего этапа, большую роль в
советской прессе играла цензура. Это обусловило возможность авторов обращаться к
вопросам, которые были признаны актуальными для советской идеологии. Н. М.
Ядринцев стал покровителем трудящихся, борцом с буржуазией. Однако новое прочтение
его образа не могло полностью вытеснить старые интерпретации его личности. По этой
причине он был охарактеризован как «трудящийся интеллигент», что демонстрировало
неразрывность его деятельности с деятельностью народа. Такая трансформация была
направлена на то, чтобы встроить историческую фигуру Н. М. Ядринцева в новую
знаковую систему, центром которой была советская власть и идеология.
В отличие от идеологически «правильных» текстов, изданных в советскую эпоху,
газетные и журнальные статьи первой половины 1990-х гг. выражают связь взглядов Н. М.
Ядринцева со злободневными вопросами современности. В российском обществе
происходила региональная идентификация, которая, с одной стороны, требовала
обращения к её историческим предпосылкам, а с другой – предполагала поиск и
популяризацию местных, сибирских, героев истории. Конструирование авторами образа
неравноправной Сибири по отношению к центральной власти сделало актуальным
обращение к областническим трудам. Каждый стремился найти в его деятельности и
научно-публицистическом наследии проекты регионального развития. Этой же причиной
обусловлено возвращение к патриотическому дискурсу, который был едва ли не
основным в дореволюционное время и не упоминался ни в каком смысле, кроме
литературного, в советское.
Существование культурной памяти о Н. М. Ядринцеве в периодической печати на
протяжении долгого периода отражает потребность общества в символической фигуре.
Хотя содержание его образа менялось, имя Н. М. Ядринцева всегда было частью
культурной памяти, отражённой в сибирской периодической печати.
Во втором параграфе «Образ Н. М. Ядринцева в научных исследованиях
советского периода» сделан вывод о «присвоении» образа Н. М. Ядринцева научным
сообществом на протяжении 1917 – 1994 гг. Для научного дискурса довоенных
десятилетий характерен дуализм в конструировании образа Н. М. Ядринцева. Его взгляды
на социально-экономический вектор развития Сибирского региона нередко подвергались
критике. С другой стороны, просветительская деятельность Н. М. Ядринцева, его
литературное наследие, стремление к этнографическому описанию края, критичное
отношение к политике царизма в Сибирском регионе, – предохранили его имя от
клеймения как «символа дореволюционных порядков» и от полного забвения.
Ренессанс памяти о Н. М. Ядринцеве пришёлся на 1960-е гг. В эпоху «оттепели»
началось производство текстов о Н. М. Ядринцеве в рамках советской науки. В 1960-е гг.
исследователи не только анализировали взгляды, тематику произведений и деятельность
Н. М. Ядринцева, но и указывали на его «ошибки» в отношении классов российского
общества и дальнейших путях развития Сибири. Идеологическое клише
исследовательских текстов о Н. М. Ядринцеве проявлялось также в стремлении показать
его «социалистом-революционером», выявить предпосылки революционной борьбы в
Сибири. В связи с этим подчёркивалось влияние на его творчество переписки с Н. А.
Некрасовым, годы политической ссылки. Тем не менее, гражданские идеи в наследии Н.
М. Ядринцева стали для исследователей более важным вопросом, чем идеологические
рамки.
В 1970–1980-е гг. в научном дискурсе представлен широкий диапазон контекстов,
актуализирующих образ Н. М. Ядринцева. Центральной темой, раскрывающей отражение
его образа в культурной памяти исследователей, стали вопросы об идеологической
принадлежности областничества и о потенциале сибирской литературы. Проблема
существования локальной литературы на окраинах, а также степени сепаратизма
областников вызывает научные дискуссии вплоть до настоящего времени, побуждая
повторять те вопросы, которыми задавался Н. М. Ядринцев в XIX столетии: об
экономическом потенциале Сибири, о признании самостоятельности сибирской
литературы, о необходимости равноправия народов, проживающих на территории
региона. Несмотря на дискуссионность проблем, исследователями выделено основное
качество Н.М. Ядринцева – особая духовная связь с Сибирью, ставшая предпосылкой
формирования местного патриотизма, в том числе, хозяйственного, литературного,
этнографического.
Репрезентации Н.М. Ядринцева как шестидесятника заключали такие черты его
личности, как гуманист, просветитель, сторонник реформ. Последнее было особенно
актуально в контексте освобождения от идеологического давления в 1980-е гг., когда
происходило утверждение концепции многообразия форм патриотической деятельности.
В связи с изображением Н.М. Ядринцева как борца за внедрение либеральных реформ на
территории Сибири, исследователями отмечена его специфическая литературная черта –
предпочтение стиля критического реализма с целью показать необходимость перемен на
территории края.
В рамках научного дискурса исследователями были востребованы такие сюжеты,
как темы творчества Н. М. Ядринцева, его социальные роли, «излюбленные» жанры,
мировоззренческая и идеологическая основа его взглядов и произведений. На выбор
тематики исследования и его результаты значительное влияние оказывал
хронологический период его создания. В дореволюционный период адресантом образа Н.
М. Ядринцева были его единомышленники – областники, идеализирующие его творчество
и биографические аспекты. В советский период исследовательские тексты Н. М.
Ядринцеве носили дискуссионный характер. Содержание дискуссии заключалось в
представлении разных точек зрения на вопросы об идейной ориентации областничества, о
близости его лидера к взглядам народников или социалистов, о существовании сибирской
литературы, её специфики и роли Н. М. Ядринцева в контексте её создания.
Примечательно, что начало дискуссии пришлось на вторую половину 1970-х гг., время,
когда начали проявляться центробежные силы в культуре Советского Союза. Именно в
этот период группой советских учёных, в первую очередь, литературоведов, была
высказана мысль о том, что советская идеология оказалась чуждой сибирской культуре, в
то время как областниками была заложена фундаментальная система ценностей,
характерная именно для сибирского мировоззрения.
Интерес исследователей к гуманистическим и просветительским взглядам Н. М.
Ядринцева был обусловлен высокой ценностью этих категорий в Советском Союзе во
второй половине ХХ в. В связи с этим репрезентация Н.М. Ядринцева как гуманиста
включала в себя не только идею высшей ценности человека. Акцент ставился на
признании за коренным сибирским населением права на собственную литературу,
выражавшуюся в фольклоре; на экономическую самостоятельность; на право участия в
государственном управлении.
Конструируя образ Н. М. Ядринцева в научном дискурсе, исследователями были
представлены характерные слова-маркеры, такие как: патриот, просветитель, сибиряк,
сибирский писатель, гуманист, «шестидесятник». Последнее транслировалось
практически всеми исследователями в области литературы в советский период, и было
обусловлено актуальностью этой характеристики, прежде всего, для адресантов образа
Н.М. Ядринцева, мировоззренческие позиции которых формировались в 1960-е гг., в
период оттепели. Таким образом, происходила экстраполяция представлений научного
сообщества о характерных чертах поколения «шестидесятников» в XIX и ХХ вв. Они
наделялись такими характеристиками, как социальная активность, способность влиять на
окружающую действительность, повышение внимания к гражданским идеям в творчестве,
подлинное знание сибирской темы.
Культурная память о Н. М. Ядринцеве в научном дискурсе отражает потребность
сибирского исследовательского сообщества в фигуре, способной выступать в качестве
символа интеллигенции, создающей специфическую культуру. И, хотя содержание образа
Н.М. Ядринцева менялось на протяжении периода существования советской науки, он
всегда оставался частью культурной памяти в текстах исследователей его взглядов,
творчества и гражданской деятельности.
В третьем параграфе ««Места памяти» и коммеморативные практики,
посвящённые Н. М. Ядринцеву» установлено, что процесс включения образа Н. М.
Ядринцева в советское и раннее постсоветское культурное пространство осуществлялся в
условиях окончательного складывания локальных групп и осознания ими собственной
идентичности. В этой системе координат происходили коммеморации Н. М. Ядринцева,
делались акценты на тех социальных ролях, которые способствовали идентификации и
интеграции региональных сообществ.
К числу основополагающих факторов, определивших сложности, связанные с
ограниченностью контекстов актуализации образа Н. М. Ядринцева в советском
культурном пространстве, следует отнести цензуру, которая диктовала возможность
обращения только к тем сюжетам, которые находились в границах советской идеологии, а
также запрет на регионализм, который был особенно выражен в довоенное время.
В период 1917 – 1994 гг. основной социальной группой, принимавшей участие в
коммеморациях Н. М. Ядринцева, была интеллигенция. Наиболее детально её позиции
выражены в публицистических и научных статьях, монографиях, выступлениях на
конференциях. Рост численности образованного населения и, как следствие,
интеллигенции, наметившийся в послевоенный период, стал своеобразным импульсом,
обусловившим включение фигуры Н. М. Ядринцева в социокультурный дискурс об
исследовательской, творческой и просветительской деятельности сибирского
интеллигента.
В рамках обозначенного периода динамика коммемораций Н. М. Ядринцева в
нарративном дискурсе проявилась в перемене векторов: от замалчивания и критики
областнических идей, указаний на идеологические «ошибки» лидера движения, к
противопоставлению советской системы ценностей и сибирской культуры. Данный
постулат свидетельствовал о том, что сибирская интеллигенция устанавливала
идентификационные границы собственного сообщества, опираясь на исторический опыт
предшественников.
Точкой соприкосновения дореволюционного и раннего постсоветского дискурсов
стало признание за Сибирью особого статуса в рамках России, что в значительной степени
стимулировало формирование регионального сообщества, выработку им собственных
границ и идентификационных признаков.
Интенсивность общественного дискурса о Н. М. Ядринцеве стимулировала
реакцию центральных и местных властей, что педопределило участие государства в
коммеморациях Н. М. Ядринцева. В рамках государственной политики происходило
сохранение дореволюционных, а также создание новых «мест памяти» героя нашего
исследования, репрезентируемых в официальном делопроизводстве 1917 – 1994 гг.
Дискурс власти в этот период продемонстрировал её представления о значимости фигуры
Н. М. Ядринцева в региональной истории, позволил выделить его социальные роли,
которые вписывались в пространство сибирских городов. Государственные
коммеморации Н. М. Ядринцева в советский период происходили в условиях цензурных
ограничений. Дополнительной сложностью была противоречивость действий местных
администраций по отношению к «местам памяти» Н. М. Ядринцева, которая выражалась в
их уничтожении и проведении политики забвения в довоенный период. В результате во
второй половине ХХ века сформировалась компромиссная модель коммемораций Н. М.
Ядринцева, которая отвечала потребностям местных локальных сообществ и
соответствовала советской системе ценностей в рамках государственной идеологии.
В заключении подведены итоги и сформулированы основные выводы
диссертационного исследования о формировании характеристик образа Н. М. Ядринцева
как выражения концептов коллективной идентичности в рамках складывания социальных
групп в конкретной исторической эпохе. Акцентируется внимание на социальных
институтах и группах, задействованных в коммеморативных практиках Н. М. Ядринцева,
определена особая роль государства в коммеморативном процессе. В рамках анализа
коммемораций лидера областничества в столетней ретроспективе определены причины
эволюции образа Н. М. Ядринцева, выявлены его устойчивые маркеры. Многообразие
коммеморативных практик свидетельствует о разных уровнях формирования памяти о Н.
М. Ядринцеве – исследовательском и массовом.
Актуальность исследования. Общественный интерес к историческим
личностям, их биографиям и образам обусловлен формированием коллективной
идентичности. На основе коммеморации значимых для сообщества исторических
сюжетов формируется чувство общности, которое способствует сплочению его
членов. В периоды переломных исторических эпох происходит «поиск»
идентичности, когда общество «вспоминает» и увековечивает образы
исторических личностей.
Н. М. Ядринцев выступает одним из символов Сибири: его именами
названы улицы, библиотеки, ему установлены мемориальные доски; его имени
посвящены ежегодные научные конференции; активно переиздаётся его
литературное и публицистическое наследие. История коммеморации Н. М.
Ядринцева расширит представление о конструировании и эволюции
регионального самосознания сибиряков, позволит выявить акторов и социальные
маркеры этого процесса, охарактеризовать отношение власти к нему.
Изучение эволюции представлений о Н. М. Ядринцеве имеет не только
общественно-политическую, но и академическую актуальность.
«Антропологический», «лингвистический» и «визуальный» повороты
исторической науки обусловили повышение интереса исследователей к изучению
коллективных представлений, ментальных установок, ценностных ориентиров
различных сообществ, а также к институтам формирования таких представлений.
В связи с этим исследование способов и уровней конструирования и трансляции
образа Н. М. Ядринцева и контекстов обращения к его личности и деятельности
разными группами в зависимости от «вызовов» эпохи представляется актуальным
с академической точки зрения.
Историография темы. Всю литературу по теме диссертационного
исследования можно разделить на следующие группы по проблемно-
хронологическому принципу: 1) исследования о феномене культурной памяти; 2)
работы про культурную память сибиряков и мемориализацию лидера сибирского
областничества; 3) исследования, посвященные сибирской региональной
идентичности, становление которой происходило в контексте коммемораций Н.
М. Ядринцева, и институтам формирования образа Н. М. Ядринцева.
Согласно замыслу диссертационного исследования, монографии и научные
статьи историков, литературоведов, этнографов, специалистов по истории
журналистики о Н. М. Ядринцеве, то есть исследователей, конструировавших
образ областников в сибирском социуме, отсутствуют в историографическом
разделе, в силу того, что они привлекались в качестве исторических источников.
Значение обращения к сюжетам и персонажам исторического прошлого для
формирования самосознания и идентичности территориальных, национальных,
социокультурных групп признано и проблематизировано историками со второй
половины ХХ в.
Феномен культурной памяти изучен достаточно полно в современной
отечественной и зарубежной гуманитаристике. Со времени античной философии
и до конца XIX в., память рассматривалась как индивидуальное свойство
человека. На рубеже XIX–ХХ вв. исследователи начали рассматривать память как
категорию сознания, выходящую за рамки индивидуальности, присущую
социальной группе в контексте её ценностей, текущей политической и социально-
экономической ситуации.
С последней трети XIX в. и на протяжении ХХ в. происходит
переосмысление феномена памяти в социокультурном ключе – как явлению,
которое во многом определяется воздействиями извне. Такое понимание памяти
представлено в работах Э. Ренана, М. Хальбвакса, П. Нора, А. Ассман, Я.
Ассмана, Н. Копосова, Л. П. Репиной, Ф. Б. Шенка1.
Наиболее ранней из работ, исследующих феномен памяти, стала известная
речь Э. Ренана «Что такое нация?».2 В ней высказана мысль о «духовном
принципе» формирования новых социальных сообществ, на основе которого
приобретают значение объективные факторы – географические, языковые,
религиозные, политические. То, что в современной гуманитаристике называют
«коллективной идентичностью», Э. Ренан в 1882 г. именовал «душой», на основе
которой формируется чувство общности. По Ренану, самоидентификация членов
сообщества основывается на их представлениях о тех событиях истории, которые
способствуют сплочению и определению его границ. События отечественной
региональной истории иллюстрируют процесс «присвоения» образа Н. М.
Ядринцева разными социальными группами в зависимости от собственных целей,
интересов, устойчивости, потребности установления границ сообщества. В
зависимости от мировоззрения акцептора образа Н. М. Ядринцева, а также от
объективных обстоятельств, территориальные, культурные, идеологические,
профессиональные группы наделяли категории областничества, патриотизма,
сибирского суверенитета разным смысловым содержанием. Дальнейшее
осмысление речи Э. Ренана приводит к выводу о значении каналов передачи и
популяризации этих представлений. Очевидно, что представление о прошлом
воспроизводится, в первую очередь, в текстах историков, поэтому большое
значение приобретает вопрос о соотношении культурной памяти и истории.
Значительный вклад в изучение феномена культурной памяти внёс
французский философ М. Хальбвакс3. По мысли исследователя, формирование
Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. – М., 2014; Ассман, Я.
Культурная память: Письмо, память о прошлом, и политическая идентичность в высоких культурах древности /
пер. с нем. М. М. Сокольской. – М., 2004; Копосов Н. Память строгого режима: история и политика в России. – М.,
2011; Нора, П. Франция – память /пер. с фр. Д. Хапаевой. – СПб., 1999; Ренан, Э. Что такое нация? // Ренан Э.
Собрание сочинений: В 12 Т. / Пер. с фр. В.Н. Михайловского. – Киев, 1902; Л. П. Репина. Историческое сознание
в пространстве культуры: проблемы и перспективы исследования // Время – История – Память: историческое
сознание в пространстве культуры / под ред. Л. П. Репиной. – М., 2007; Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. –
М., 2007; Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой
(1263–2000) / Пер. с нем. Е. Земсковой и М. Лавринович. – М., 2007.
2
Ренан Э. Указ. соч. – Т. 6. – С. 87.
3
Хальбвакс М. Указ. соч.
культурной памяти происходит не в индивидуальных воспоминаниях, а в
воспоминаниях различных по величине социальных групп. Социальные
воспоминания включаются в память каждого конкретного индивидуума,
формируя у него чувство самоидентификации с какой-либо группой.
Из этого следует, что запоминание лиц и событий происходит в созданных
обществом «рамках» и «ориентирах». Мы предполагаем, что именно поэтому Н.
М. Ядринцев стал одним из коммуникативных и интегративных «ориентиров» для
сибирского сообщества, в связи с которым происходила трансляция групповых
ценностей, преломлённых через объективные потребности времени.
Понятие «рамки» у М. Хальбвакса представлено в двух аспектах.
Первоначальный вопрос, поставленный исследователем, заключается в
возможности чёткого разграничения сути воспоминаний и ограничивающих их
рамки. «Рамка и событие – писал М. Хальбвакс – тождественны по природе:
события суть воспоминания, но и сама рамка состоит из воспоминаний»4. С
другой стороны, исследователь видит возможность отделения «рамки» от
воспоминаний, если их границами считать объективные факторы: пространство,
время, язык, понятийно-классификационные системы, социально-классовую
дифференциацию общества. В этом случае локализация воспоминаний задана
обществом, поскольку именно оно конструирует представления о базовых
категориях, которые формируют у каждого индивида «чувство реальности,
неотделимое от нашей жизни»5. Несмотря на конвенциональную устойчивость
объективных социальных ориентиров, коллективные воспоминания, созданные с
их помощью, не являются статичными и могут изменяться «в зависимости от
времени и обстоятельств»6. Идея динамики социальных маркеров востребована
при реконструкции образа Н. М. Ядринцева, когда социально-значимые категории
патриотизма, гражданского долга, просветительства наделялись новым
содержанием в зависимости от объективно заданных обстоятельств.
Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. – М., 2007. – С. 135.
5
Там же. – С. 147.
6
Там же. – С. 325.
М. Хальбвакс противопоставлял историю и память: история – это истинное,
объективно-универсальное знание, собрание фактов, очищенных от каких бы то
ни было отношений к групповой идентичности, память же носит субъективную
окраску7. В процессе конструирования культурной памяти происходит её
историзация: общество задаёт каждому индивиду и социальной группе
«ориентиры», или, как их называл П. Нора, «места памяти» – опорные, базовые
социальные воспоминания, которые помогают найти и закрепить индивидуальные
реминисценции, в результате чего происходит межгрупповая и межпоколенческая
историзация воспоминаний. Исходя из данной исследовательской установки, в
рамках изучения коммемораций о Н. М. Ядринцеве, нами были выявлены и
проанализированы такие «места памяти», как названия географических объектов,
возникновение научных конференций его имени, музейные коллекции,
мемориальные доски, символические надписи, посвящённые лидеру
областничества, научные тексты, материалы периодической печати. Личности,
подобные лидеру сибирского областничества, сами могут восприниматься
социальными группами как некий ориентир: их личностные качества не
существуют в отрыве от деятельности, обусловленной объективными
обстоятельствами. Впоследствии коллективным воспоминаниям придаётся
именно исторический характер: таким образом происходит ранее упоминавшееся
сплочение социальной группы.
Продолжая мысль Э. Ренана о конструировании наций на основе чувства
принадлежности к ней, П. Нора представлял память как «цемент национального
сообщества»8. Память постоянна, она вбирает в себя протяжённость даже самой
законченной истории, поэтому наделяет её носителя важным механизмом
самоидентификации с каким-либо сообществом. В то же время, память выступает
как субъективная категория, а история представляет собой ряд объективных
событий.
Цит. по: Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой
(1263 – 2000) / Авторизованный пер. с нем. Е. Земсковой и М. Лавринович. – М., 2007. – С. 17.
8
Нора П. Франция – память /пер. с фр. Д. Хапаевой. – СПб., 1999. – С. 5.
Развитие государства и формирование наций внутри него не представляется
П. Нора непременно синхронными процессами. Применительно к теме нашего
исследования отмечается десинхронность основных наступления основных
исторических эпох нашего государства и формирования локальных сообществ в
нём. В силу географической отдалённости Сибири от центральной России
формирование интеллигенции, основного акцептора трансляции образа Н. М.
Ядринцева, а также формирование общественного мнения о нём происходило
более медленными темпами. Таким образом, мы предполагаем, что Н. М.
Ядринцев символизировал не только территориальную идентичность, но и
социокультурную (как интеллигент), профессиональную (как журналист, историк,
этнограф, археолог), хотя его принадлежность к сибирскому региону стала
основой для формирования других идентичностей.
Я. Ассман рассмотрел память как «коннективную структуру», которая
осуществляет связь поколений. Символическое кодирование воспоминаний в
культурной памяти каждого поколения происходит по-разному. Формирование
культурной памяти о Н. М. Ядринцеве в 1894 – 1994 гг. иллюстрирует не только
трансляцию воспоминаний о лидере областничества в разных формах, но и
становление этнотерриториальной общности сибиряков, осознание ей
собственных интересов и потребностей. Для обозначения подобных общностей Ф.
Б. Шенком был введён в научный оборот термин «мы-группа» – сообщества,
сплочённость которых базируется не на «объективных» критериях, таких,
например, как язык, религия, культура, раса или среда обитания, а на
субъективном признании принадлежности к группе её членов9. Именно
потребности «мы-групп» предопределяли контексты воспоминаний о Н. М.
Ядринцеве: разные поколения сибирской интеллигенции вкладывали в них
собственный смысл, трансформируя образ Н. М. Ядринцева в необходимый для
конкретной эпохи исторический символ.
Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263 –
2000) / Авторизованный пер. с нем. Е. Земсковой и М. Лавринович. – М., 2007. – С. 14.
Связь между поколениями, нацией и идентифицирующей её памятью
осуществляется посредством исторического нарратива, который Ф. Б. Шенк
разделил, согласно функциям, выполняемым им в социуме, на нормативный и
формирующий. Повествования о Н. М. Ядринцеве, иллюстрирующие
возникновение и передачу сибирской культурной идентичности, следует
причислять к группе текстов с формирующей функцией. «Тексты формирующего
характера, – писал исследователь, – отвечают на вопросы «кто мы?» и «кто есть
другие?»10. Они играют роль «границ», обеспечивающих конструирование
динамичного образа регионального сообщества и его специфических черт. Наше
исследование затрагивает проблему формирования мы-групп, выступающих
трансляторами памяти о Н. М. Ядринцеве, а также условия изменения символов,
лежащих в основе их идентичности. Для нас важным был поиск ответа на вопрос,
являлся ли Н. М. Ядринцев устойчивым символом коллективной идентичности,
несмотря на сопротивление сохранению дореволюционных «мест памяти» (и
социальных воображаемых территориальных, этнических, культурных групп) со
стороны советской власти, сохранил ли он своё значение в постсоветскую эпоху?
Связь результатов нашего исследования и социально-исторического контекста
формирования сибирского сообщества содержит отсыл к актуальности работы.
А. Ассман выделила политическую память в особый вид коллективной
памяти. Исследовательница писала о различных стратегиях, применяемых в
контексте исторической политики: продуцировании положительных
представлений о собственной истории, трансляции героических ценностей,
отрицания собственных ошибок и вины («витальная забывчивость») 11.
Применительно к теме нашего исследования, можно увидеть вышеуказанные
стратегии со стороны органов власти и местного самоуправления, проявившиеся в
дореволюционную и постсоветскую эпохи. В рамках существования советской
идеологической доктрины, помимо вышеназванных, применялись стратегии
замалчивания, вытеснения, критики, забвения. Амбивалентность политики памяти
Там же.
11
Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. – М., 2014. – С. 120.
в период советской власти отражает смену её идеологических доктрин, а также
противопоставление дореволюционного порядка с его сюжетами истории и её
персонажами, новому режиму, конструировавшему версию истории Сибири,
биографии и взглядов Н. М. Ядринцева в собственных интересах.
В отечественной историографии разработкой категории «культурной памяти»
занимается Л. П. Репина. Под культурной памятью она понимает определенным
образом сфокусированное сознание, которое отражает особую значимость и
актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим.
Культурная память по сути дела является выражением процесса организации,
сохранения и воспроизводства прошлого культурного опыта народа, страны,
государства для возможного его использования в деятельности людей или для
возвращения его влияния в сферу общественного сознания 12.
Значительное внимание, по мнению исследователя, должно быть уделено
анализу средств контроля над исторической памятью. В связи с этим на первый
план выступает проблема позиции историка в отношении памяти: с одной
стороны, над ним довлеют принципы профессиональной этики, не
предполагающие каких-либо искажений в политических или иных целях, с другой
– обсуждается роль истории для конструирования и поддержания воображаемых
сообществ. Последнее особо значимо для культурной памяти постсоветского
периода, когда в обществе произошла, по выражению Ф. Б. Шенка, «тоска по
истории». В контексте общих центробежных тенденций в России 1990-х гг. не
академическую, а социальную актуальность приобрела областническая
концепция. Имя Н. М. Ядринцева стало интегративным и коммуникативным
ресурсом для сибирской общественности постсоветского периода не только в
рамках академических исследований, но также и в рамках массовой культурной
памяти регионального сообщества. Говоря об аспектах «использования
прошлого», Л. П. Репина обращала внимание на такие свойства культурной
памяти, как избирательность и тенденциозность. В зависимости от содержания
образа персонажа или сюжета истории, память может служить средством
12
Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания. – М., 2003. – С.34.
обоснования легитимности существующего порядка или, напротив,
противопоставлять его прошлому, создавая специфический «идеальный» образ
исторической эпохи13.
Исследования Н. Копосова, О. Б. Леонтьевой, Е. В. Волкова, Н. А. Антипина,
Г. А. Бордюгова, А. М. Эткинда, И. М. Полетаева, С. Ю. Малышевой, О. Ю.
Малиновой, К. Петроне, И. В. Сибирякова посвящены культурной памяти россиян
и советских граждан изучаемой эпохи. Необходимо отметить интерес
исследователей, в первую очередь, к памяти, формирующейся и принадлежащей к
советской эпохе, в то время как дореволюционному периоду отводится
значительно меньше внимания. В условиях пересмотра отношения к
историческому прошлому в современной России развивается мемориальное
законодательство, происходит восстановление дореволюционных и
конструирование новых «мест памяти».
Характеризуя формирование культурной памяти россиян в
дореволюционный период, О. Б. Леонтьева писала об апогее общественной мысли
на рубеже XIX – ХХ вв. По мнению исследователя, вторая половина XIX в. стала
«колыбелью национальной идентичности», в процессе формирования которой
выявились системообразующие категории русской философской мысли: власть,
народ, интеллигенция14. Выдвинутый О. Б. Леонтьевой тезис актуален как в
общероссийском масштабе, так и для отдельно взятого Сибирского региона, в
рамках которого именно со второй половины XIX в. стала развиваться
общественная мысль, возникло областничество; получили развитие сибирские
газеты; появился тот слой интеллигенции, который причислял себя именно к
Сибири и испытывал потребность в механизмах собственной идентификации с
регионом. В контексте этих процессов начала формироваться культурная память
сибиряков.
Репина Л. П. Историческое сознание в пространстве культуры: проблемы и перспективы исследования // Время –
История – Память: историческое сознание в пространстве культуры / под ред. Л. П. Репиной. – М., 2007. – С. 6.
14
Леонтьева О. Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX – начала ХХ вв. – Самара,
2011. – С. 22.
Концептуальное осмысление культурной памяти россиян в советский период
выстраивается вокруг понятия «политика памяти». Если дореволюционный
период складывания культурной памяти россиян характеризовался как
сознательный акт общественного выбора, то после 1917 г. активную роль в
формировании воспоминаний о прошлом начало играть государство. По мнению
Н. Копосова, политика памяти характеризуется проблемой «сведения счетов с
прошлым», которая заключается в поиске и обнародовании новых исторических
источников, порождающих возникновение новых трактовок истории, которые
способны оказывать воздействие на существующие идентичности 15. Политике
памяти посвящена работа О. Ю. Малиновой, которая рассматривала её как
практику формирования национальной идентичности16.
И. В. Сибиряков рассмотрел специфику государственного праздника как
части политики памяти17. Отличаясь массовостью, праздничная форма
коммемораций играла особую роль для достижения актуальных государственных
целей в советский период. Практики закрепления памяти о Н. М. Ядринцеве в ХХ
в. подтверждают вывод о доминирующей роли советской интеллигенции в
подготовке и проведении юбилейных мероприятий исторической направленности.
Обширный корпус исследований И. В. Сибирякова о российской интеллигенции
освещает её особенности в рамках формирования и восприятия культурной
памяти об исторических событиях и лицах18.
О культурной памяти россиян после социальной катастрофы – советских
репрессий – писал А. М. Эткинд19. Идеи областничества и их идеологи тоже
пережили гонения по двум причинам. Во-первых, как маркеры дореволюционной
Копосов Н. Память строгого режима: история и политика в России. – М., 2011. – С. 61.
16
Малинова О. Ю. Официальный исторический нарратив как элемент политики идентичности в России: от 1990-х
к 2010 годам // Полис. Политические исследования. – 2016. – № 6. – С. 139-158.
17
Сибиряков И. В. Празднование столетней годовщины первой обороны Севастополя // Новейшая история России.
– 2020. – Т. 10. – № 31. – С. 483-502.
18
Сибиряков И. В. Интеллигенция и террор: исторический опыт России начала ХХ века // Интеллигенция и мир. –
2011. – № 1. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/intelligentsiya-i-terror-istoricheskiy-opyt-rossii-
nachala-hh-veka . Дата обращения: 1.06. 2012; Он же. Интеллигенция и советская власть: первый опыт
сосуществования // Интеллигенция и мир. – 2007. – № 3. – С. 34-44; Он же. Интернет-интеллигенция: миф или
реальность? // Интеллигенция и мир. – 2009. – № 2. – С. 18-26; Он же. Нравственные ценности российского
либерализма (Исторический аспект): автореф. дис. … д-ра ист. наук. – Челябинск, 1998.
19
Эткинд А. М. Кривое горе. Память о непогребённых. – М., 2016.
истории, во-вторых, как трансляторы ценностей, противоположных советской
идеологии. Александр Маркович описал складывание культурной памяти в
подобной ситуации, когда её акцепторами выступает сложная социальная среда:
жертвы, палачи, свидетели преступлений.
В контексте нашего исследования целесообразно упомянуть работу С. Ю.
Малышевой, в которой выделены три уровня мифологизации памяти россиян:
глобальный, содержащий общие представления об истории; уровень мифологии,
который складывается вокруг отдельных событий; уровень мифов, или
микроуровень, который характеризует память об отдельно взятой исторической
личности20. По мнению Светланы Юрьевны, миф выступает центральной
категорией памяти, что не противоречит сложившейся зарубежной традиции
противопоставления памяти и истории. Одним из механизмов ремифилогизации
истории в современной России исследователем Н. Копосовым названы реформы
исторического образования, особенно школьного: создаются новые
образовательные стандарты, публикуются новые учебники, в написании которых
принимают участие видные историки.
Одной из гипотез нашего исследования выступает тезис об увеличении
численности упоминаний о Н. М. Ядринцеве в периодической печати,
приурочивание мероприятий по мемориализации памяти лидера сибирского
областничества к значимым датам его биографии, либо истории Сибири. В связи с
этим актуальной для нас оказалась работа Г. А. Бордюгова 21. Автор делает акцент
на политике памяти в период юбилейных дат и связанных с ними торжеств. На
примере годовщин Октябрьской революции показаны механизмы управления
культурной памятью советского общества.
Малышева С. Ю. Мифологизация прошлого: Советские революционные празднества 1917 – 1927- х годов //
Диалоги со временем: память о прошлом и история. – Казань, 2005. – С. 683-684.
21
Бордюгов Г. А. Октябрь. Сталин. Победа: культ юбилеев в пространстве памяти. – М., 2010.
Предметом изучения Е. В. Волкова стала культурная память о белом
движении22. Исследователь выделил характеристики «образа врага», отражённые
в мемуарах, научных текстах и произведениях искусства.
Н. А. Антипин рассматривал процесс формирования, трансформации,
актуализации и прекращения коммеморативных практик на материале
мемориализации Русско-японской войны23. Исследователь выделил два уровня
формирования культурной памяти: индивидуальный, исходящий от участников и
современников событий, и государственный, к которому Н. А. Антипин отнёс
торжественные собрания, встречи, приёмы, прессу, радио, телевидение,
переиздание художественных произведений, организацию выставок и экспозиций.
Итак, следует отметить, что в исторической науке сложилась традиция
изучения культурной памяти как исследовательской категории. Культурная
память определяется исследователями как категория общественного сознания,
способствующая возникновению чувства коллективной идентичности, которая
закрепляется посредством специфических «точек воспоминания» («мест памяти»,
«фигур памяти»). Каждое поколение и каждая социальная группа по-своему
«вспоминают» актуальные исторические события. Зарубежные исследователи (А.
Ассман, Я. Ассман, П. Нора, М. Хальбвакс, Ф. Б. Шенк) солидарны в
разграничении памяти и истории: историю они определяют как объективную
последовательность событий, память – как субъективную, динамичную
категорию, присущую социальным группам. Политика памяти отражает действия
власти по сохранению или забвению исторических событий, включая появление
мемориального законодательства в демократических государствах. Культурная
память неотделима от исторического сознания, потому что задаётся в рамках
представлений социальных групп и общества в целом о собственном прошлом.
Волков Е. В. Белое движение в культурной памяти советского общества: эволюция «образа врага»: автореф. дис.
… д-ра ист. наук. – Челябинск, 2009 ; Он же. «Гидра контрреволюции»: белое движение в культурной памяти
советского общества. – Челябинск, 2008; Он же. «Колчаковщина» в советском игровом кино // Новый
исторический вестник. – 2013. – Вып. 35. – С. 84–108.
23
Антипин Н. А. 50-летие Русско-Японской войны в СССР: коммеморативные практики (1954–1955) // Диалог со
временем: альманах интеллектуальной истории. – 2012. – № 40. – С. 79–93.
В рамках темы культурной памяти исследователями выявлены контексты и
механизмы её формирования у россиян, обозначены причины актуализации «мест
памяти», названы адресанты и акцепторы коммеморативных практик. Важным
для изучения коммемораций Н. М. Ядринцева стал вывод о том, что, чтобы стать
образом прошлого, историческое событие или личность должны нести символику
или ценности социальной группы, а поступки героя воспоминаний – показывать
способы утверждения этих ценностей.
В отдельную группу объединим работы, посвящённые культурной памяти
сибиряков и формированию образа Н. М. Ядринцева в Сибири. Первая работа,
посвящённая культурной памяти сибиряков, относится к периоду новейшей
историографии и принадлежит М. Я. Рожанскому24. Говоря о дореволюционном
периоде, Михаил Яковлевич отмечал, что формирование сибирских городов
совпадало со становлением регионального самосознания.
Модель социокультурного исследования сибирских городов предложена В. Г.
Рыженко25. Особую роль в их пространстве исследовательница отвела научной и
художественной интеллигенции, способной осуществлять преобразование
культурного, в том числе, мемориального и коммеморативного облика сибирского
города. Этот тезис позволяет выдвинуть гипотезу о том, что сибирские городские
«места памяти» Н. М. Ядринцева можно рассматривать как отражение процесса
становления сибирской коллективной идентичности. Рассматривая советские
идейные смыслы «мест памяти» в пространстве сибирских городов, иркутский
исследователь пришёл к выводу об использовании советской властью
коммеморативных ресурсов не только в собственных идеологических интересах,
Рожанский М. Я. Сибирь как пространство памяти. – Иркутск, 2014.
Рыженко В. Г. Интеллигенция в культуре крупного сибирского города в 1920-е годы: вопросы теории, истории,
историографии, методов исследования. – Екатеринбург-Омск, 2003; Рыженко В. Г., Назимова В. Ш.,
Алисов Д. А. Пространство советского города (1920-е — 1950-е гг.): теоретические представления, региональные
социокультурные и историко-культурологические характеристики (на материалах Западной Сибири). — Омск,
2004; Рыженко В. Г. Социокультурные функции интеллигенции крупных городов Сибири в условиях 1920-х гг.:
поиск подходов // Интеллигенция в советском обществе. — Кемерово, 1993. — С.88-98; Она же. Выставки в
культурном пространстве современного города // Культурологические исследования в Сибири. — Вып. 2. — Омск,
1999. — С.91—101; Рыженко В. Г., Петренко О. В. Современные конференции как коммуникативная площадка и
особое звено интеллектуального пространства «без границ» // Культура и интеллигенция России: Личности.
Творчество. Интеллектуальные диалоги в эпохи политических модернизаций: материалы VIII Всероссийской
научной конференции с международным участием (Омск, 16—18 октября 2012 г.). — Омск, 2012. — С. 14—18.
но и для вычёркивания примет предшествующих эпох 26. Вывод М. Я. Рожанского
подтверждается фактическим материалом нашего исследования о политике
«намеренного забвения» Н. М. Ядринцева как дореволюционного символа в
советский период.
Исследуя исторические идеи и политические практики сибирского
сепаратизма, А. В. Сушко пришёл к выводу о том, что необходимым условием
для деятельности интеллектуалов, выступавших за суверенизацию Сибири,
является культурная идентичность27. Сопоставление исторический опыт первых
областников в вопросе развития сибирского самосознания и современные
коммуникативные ресурсы интеллектуалов региона приводит к рассмотрению
сущности неообластничества и выявлению новых коммеморативных практик,
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!