Дипломатия Республики Таджикистан и особенности её осуществления со странами СНГ

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Ганиева Шахноза Нурахмадовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ…….………………..……….……………….….……………… 3
Глава I. Теоретические аспекты анализа проблем дипломатии
в современной науке
1.1. Понятие и сущность дипломатии в политической науке …………. 16
1.2. Дипломатия как составляющая часть внешней политики
государства: методологический аспект……………………………… 39
Глава II. Становление дипломатии Республики Таджикистан и
особенности отношений со странами СНГ
2.1. Становление дипломатии в Республике Таджикистан в условиях
независимости ……………………………………………………….. 56
2.2. Установление и развитие дипломатических отношений
Республики Таджикистан со странами СНГ ………………………. 79
Глава III. Перспективы развития дипломатических отношений
Республики Таджикистан со странами СНГ
3.1. Фактор стратегического партнерства и дипломатические
отношения Республики Таджикистан со странами СНГ..…….…… 111
3.2. Состояние и перспективы совершенствования дипломатических
отношений Республики Таджикистан со странами СНГ …………. 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………….. 157
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………. 168

Во введении работы обосновывается актуальность выбранной темы,
рассматривается степень разработанности проблемы, определяется объект и
предмет исследования, его цели и задачи, научная новизна, методологические
основы работы, основные положения, выносимые на защиту, теоретическая и
практическая значимость диссертации.
Первая глава диссертации – «Теоретические аспекты анализа проблем
дипломатии в современной науке»- состоит из двух параграфов, в которых
рассматриваются –теоретические подходы к изучению проблем дипломатии в
современной науке.
В первом параграфе – «Понятие и сущность дипломатии в
политической науке» – автор отмечает, что сегодня дипломатия приобрела все
необходимые черты, систематизировалась и осуществляется как
государственными, так и общественными структурами.
Дипломатия – как наука определяет данный феномен как научную
дефиницию со всеми вытекающими из этого последствиями. Дипломатия –
как искусство первостепенное значение выделяет культурным и этическим
качествам, когда на первый план выходят личностные характеристики персон,
которые осуществляют данное ремесло и профессию, со сложившейся
собственной субкультурой.
Хотя, понятие и практика «военная дипломатия» сегодня также
встречается в международной практике и в научных исследованиях, но, по
существу, проводится государствами – как подход целом для осуществления
внешней политики.
По сферам в научной литературе разделяют следующие виды и формы:
Парламентская дипломатия – осуществляется спикером и депутатами
законодательных органов. Известно, что все международные конвенции,
договора, соглашения и другие документы, которые подписываются главами
государств, министрами и руководителями государственных органов
начинают действовать на территории страны после ратификации
парламентом.
Экономическая дипломатия, являясь составной частью внешней
политики государства, практикуется с древнейших времен. Основными
задачами экономической дипломатии можно назвать защиту и реализацию
экономических интересов страны, создание благоприятной среды для
осуществления подобной деятельности и генерация подходов по их
обеспечению.
Культурная дипломатия представляет из себя демонстрацию
культурных особенностей и достижений страны за рубежом и выступает
мощным инструментом мягкой силы. Взаимосвязь и взаимозависимость
культурной дипломатии и «мягкой силы» является бесспорной, поскольку они
взаимодополняют и усиливают содержание друг друга.
Энергетическая дипломатия сегодня является одной из самых
конфликтоформирующих факторов глобальной политики. Актуальность
энергетической дипломатии для Центральной Азии, в частности для
Таджикистана, обусловлена тем, что сегодня существуют энергетические
трансрегиональные проекты, часть из которых с учетом их важности
осуществляются: газопроводы в Центральная Азия – Китай (ветка D проходить
через Таджикистан), CASA-1000 (экспорт электроэнергии из Кыргызстана и
Таджикистана в Афганистан, Пакистан и Индию), газопровод ТАПИ
(Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) и др.
Военная дипломатия. Испокон веков война и дипломатия тесно
связаны и переплетены друг другом. Сегодня военная дипломатия выступает
важным направлением внешней деятельности государств и ее отличительной
чертой является использование «как дипломатических, так и военных
инструментариев»9. Важнейшей задачей военной дипломатии является
осуществление аналитической работы в интересах обеспечения интересов
обороноспособности страны и осведомленности политического и военного
руководства необходимыми данными и информацией, которая предоставляет
возможность для усиления национальной безопасности.
Самиев Х.Д., Салимов Ф.Н. Основы военной дипломатии: учебник. -Душанбе: Истеъдод, 2019. -С.20.
Водная дипломатия. Вода и водные ресурсы с древнейших веков были
объектами дипломатических отношений, поскольку с доступом к этому
стратегическому ресурсу определялось процветание государств и народов.
Продвижение водной дипломатии в современном мире необходимо для того,
чтобы с каждым годом из-за изменения климата и нехватки питьевой воды в
различных регионах мира происходят конфликты. Так, за последние 50 лет в
мире зафиксированы 37 случаев конфликтов межгосударственного характера,
основной причиной которых является водопользование10.
Научная дипломатия на нынешнем этапе развития человеческой
цивилизации сформировалась благодаря тому, что сегодня отдельные учения
и их коллективы выступают субъектами международных отношений и
тщательно изучаются в качестве нетрадиционных акторов глобальной
политики. Научная дипломатия осуществляется как государствами, так и
отдельными международными структурами, целью которых является доступ
новым и современным знаниям и достижениям науки во блага человечества.
Информационная (цифровая) дипломатия. Фактор СМИ, новых
медиа (социальные сети, информационные порталы и т.д.) и цифровизация
общественной и политической жизни способствовали тому, что сегодня
информационная дипломатия выступает необходимым условием реализации
государственных целей и стратегий. Без информационной дипломатии
сегодня ни одна из предпринимаемых мер не считается полной и комплексной.
В этой связи в исследовательском дискурсе роль и место информационной
дипломатии возрастает.
Информационная (цифровая) дипломатия в современных условиях
осуществляется официальными, аффилированными и независимыми
инструментами.
Публичная дипломатия, имея давнюю историю, длительное время
использовалась государствами для осуществления своей стратегии. На
протяжении последних столетий на отдельных исторических примерах можно
увидеть, как великие державы осуществляли свою политику через
общественность.
В заключении данного параграфа о понятии и сущности дипломатии в
политической науке необходимо отметить, что изучение теоретических
вопросов дипломатии и разновидностей ее осуществления остается
актуальной тематикой, и в будущем также будут привлекать внимание ученых
и исследователей. Проведенный анализ показал, что дипломатия имеет
эволюционную специфику и важность изучения форм и разновидностей,
безусловно, считается необходимым условием для понимания текущих
глобальных процессов, что нужно для расширения внешней политики
Таджикистана.
Во втором параграфе – «Дипломатия как составляющая часть внешней
политики государства: методологический аспект» – рассматриваются текущие
Джамалов Р.Г., Хасиев Р.С. Указ. раб. -С.47.
процессы в регионах своего исследования через призму стратегических и
жизненно-важных интересов своих стран.
Теоретический и методологический дискурс дипломатии и внешней
политики в современных условиях породил ряд особенностей. Анализ и
рассмотрение данной тематики позволяет раскрыть специфические
особенности осуществления внешнеполитической стратегии государств в
направлении определенных регионов или группы стран, которые выступают
объектами их политики.
В целях раскрытия методологических аспектов осуществления
дипломатии как составной части внешней политики предлагаем
проанализировать проблему на основе 10 условностей, которые показывают
современные взаимоотношения государств в пространстве СНГ и помогают
взвешенному пониманию протекающих процессов:
1.Конфронтация между центром и периферией.
2.Политика и стратегии глобальных и региональных акторов в
постсоветском пространстве.
3.Сотрудничество глобальных и региональных держав в сфере
обеспечения безопасности.
4. Сотрудничество в сфере транспорта и диверсификации транзитных
коридоров.
5.Приграничные конфликты и чувствительность в определении
государственных границ.
6.Модели государственного устройства и осуществления внешней
политики.
7.Модели экономической политики и различная степень их
осуществления.
8.Однополярность, многополярность (многовекторность) и политика
изоляционизма.
9.Фактор глобальных и региональных вызовов и угроз.
10.Гуманитарный и цивилизационный пласт и их влияние на
приоритеты стран.
В заключении отметим, что проведенный анализ условностей, на первый
взгляд, кажутся, что не имеют отношения к осуществлению современной
дипломатии, но глубокий смысл их понимания порождает важность ведения
адекватной внешней политики в пространстве СНГ. Поскольку значительная
их часть непосредственно имеет отношение к дипломатии и подходам
проведения внешней политики.
Глава вторая – «Становление дипломатии Республики Таджикистан и
особенностиотношенийсо странами СНГ» – посвящена процессу
становления дипломатии Республики Таджикистан и его особенностям.
В первом параграфе второй главы – «Становление дипломатии в
Республике Таджикистан в условиях независимости» – автор рассматривает
современную дипломатию и внешнюю политику Таджикистана как
прерогативу государственной власти в период независимости. Поскольку
только государственный суверенитет предоставляет возможность для
построения и осуществления внешней политики, развития взаимовыгодных
дипломатических отношений со странами мира.
Истории дипломатии Таджикистана в советское время посвящена книга
«Дипломатия Таджикистана»11, которая опубликована в 1994 году в честь 50-
летия Министерства иностранных дел, где подробно описаны развитие
данного ведомства и деятельность его сотрудников в советское время.
Несмотря на все недостатки деятельности МИД в советское время дипломат и
исследователь Д.Х. Назризода выделяет три положительных момента12, и
которые, на наш взгляд, являются объективными и заслуживают отдельного
изучения:
1.Накопленный опыт времен СССР позволил Таджикистану в первые
годы позволил наладить взаимоотношения с зарубежными странами.
2.Представители Таджикистана прошли советскую дипломатическую
школу, работали в центральном аппарате МИД, в посольствах и других
загранучреждениях СССР. Работали Чрезвычайными и Полномочными
послами СССР и генеральными консулами СССР.
3.Дипломатические работники времен СССР после обретения
независимости внесли свой вклад в развитие внешней политики Таджикистана
в условиях независимости.
Вопрос хронологии установления дипломатических отношений с
государствами мира в научной среде Таджикистана исследован недостаточно
и часто встречается как аспект внешнеполитической деятельности страны, и
которому не уделили то внимание, которое оно заслуживает. Значимость
рассмотрения данного вопроса заключается в том, что можно определить их
динамику и предпринимать действия для расширения сотрудничества, и что
необходимо также для формирования традиций и обычаев отечественной
дипломатии.
С другой стороны, данная информация имеет особую ценность при
подготовке специалистов международников в высших учебных заведениях,
которые со студенческой скамьи имеют ясное представление о фактах и
хронологии дипломатической практики и службы Таджикистана. Системная
работа в этом направлении может содействовать развитию зарубежного
регионоведения и концептуализации дипломатических отношений страны на
долгосрочную перспективу.
В 1993 году с Таджикистаном дипломатические отношения установили
24 государства, в том числе Казахстан , Кыргызстан, Туркменистан и др. В
этом году после установления дипломатических отношений с Кыргызстаном
Таджикистан наладил официальные межгосударственные отношения со всеми
приграничными государствами, также со всеми странами Центральной Азии.
Этот аспект интересен тем, что в 28 декабря 1993 года, на ХVIII сессии
Верховного Совета были определены основные направления внешней
См.: Алимов Р. Лебедев М., Шарипова Дж. Дипломатия Таджикистана. –Душанбе: МИД РТ, 1994. -47с.
Назризода Д.Х. Указ. раб. -С.24.
политики суверенного Таджикистана, которые и сегодня не потеряли свою
актуальность.
Такимобразом,исследованиехронологииустановления
дипломатических отношений со странами мира имеет большую значимость
для планирования и осуществления двусторонних отношений на
долгосрочную перспективу. Международный опыт показывает, что
государства мира в приближении юбилейных дат установления
дипломатических отношений предпринимают шаги для решения
существующих вопросов, проводят различные мероприятия в обоих
государствах и направляют дополнительные усилия для развития отношений.
В этом понимании, исследование хронологии имеет как общенаучное, так и
практическое значения.
Исследование дипломатических отношений и внешней политики
Таджикистана условно можно разделить на два этапа: 1. С обретением
независимости до сентября 2002 года; и 2. С принятием первой Концепции
внешней политики страны (был принят в сентябре 2002 года) до сегодняшнего
дня.
После достижения мира и укрепления стабильности в Таджикистане
начинают уделять большое внимание вопросам внешней политики и
регионального и международного сотрудничества. Таким образом, следует
подчеркнуть, что концептуализацию и анализ внешней политики
Таджикистана в первом десятилетии государственной независимости в
основном запустили опытные дипломаты и государственные деятели.
В заключение отмечаем, что проблематика становления дипломатии
Таджикистана в условиях независимости имеет свою специфику. В этой части
работы был проанализирован опыт дипломатической деятельности в условиях
Советского Союза, хронология установления дипотношений, исследования
дипломатии Таджикистана отечественными учеными, формирования и
развития дипломатической службы, и выявлена структура дипломатии
Таджикистана в период независимости. Проделанная работа позволяет
сделать вывод, что дипломатия Таджикистана находится в активной фазе
своего развития и направлена на достижение стратегических целей страны.
Во втором параграфе второй главы – «Установление и развитие
дипломатических отношений Республики Таджикистан со странами СНГ»-
показанно, что согласно информации официального сайта Исполкома СНГ
(https://cis.minsk.by/) 11 государств, такие как: Азербайджан, Армения,
Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан
Туркменистан, Узбекистан и Украина являются членами Содружества, и
представлены в Органах СНГ. По сообщению интернет-ресурсов, с 2014 года
Украина не участвует в мероприятиях СНГ, и на данный момент не завершен
процесс выхода этой страны из Содружества.
Грузия является единственной страной, которая официально вышла из
СНГ в 2009 году, но признает действия ряда Соглашений, которые были
приняты в рамках Содружества, к примеру – безвизовый режим с
государствами-участниками, кроме России. Из этого следует, что фактически
10 государств принимают активное участие в деятельности органов и структур
СНГ. Дипломатические отношения Таджикистана с государствами,
входящими (входившими) в СНГ в соответствии данных МИД Таджикистана,
установлены с 8 апреля 1992 года (с Россией) по 5 сентября 1996 года (с
Белорусией), которая приведена в Таблице №1.

Таблица №1 Дата и порядок установления дипломатических отношений
Таджикистана с государствами-участниками СНГ13
Порядок
Дата установления
установления
Странадипломатических
дипломатических
отношений
отношений
Азербайджан29.05.199234
Армения12.10.199249
Беларусь05.09.199685
Грузия (18 августа 2009 года
04.08.199368
официально вышла из СНГ)
Казахстан07.01.199353
Кыргызстан14.01.199354
Молдова26.01.199355
Россия08.04.199226
Туркменистан(Государство-
основатель, и с 2005 года
27.01.199356
ассоциированныйчлен-
наблюдатель)
Узбекистан22.10.199250
Украина (с 2014 года не
24.04.199228
участвует в мероприятиях СНГ)

Для практического анализа дипломатических отношений Таджикистана
с государствами-участниками СНГ и выявления особенностей установления и
расширения двусторонних отношений условно разделим на три
территориальные зоны: 1) европейские страны: Россия, Беларусь и Молдова;
страны Южного Кавказа: Азербайджан и Армения; 3) страны Центральной
Азии: Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан. Такой подход
См.: Список стран, с которыми Республика Таджикистан установила дипломатические отношения
[электронный файл] // Управление государственного протокола Министерство иностранных дел Республики
Таджикистан. URL: https://mfa.tj/uploads/main/2021/01/dip-otnosheniya-rusi2020%2022%2001%202021.pdf
предоставляет возможность системно анализировать внешнеполитические
приоритеты Таджикистана в направлении стран СНГ. Хотя следует отметить,
что Азербайджан, Армения и Казахстан участвуют в различных Европейских
структурах и считаются государствами, которые входят в Европу.
В заключении следует отметить, что реальное становление дипломатии
Республики Таджикистан происходило в системе отношений с государствами
– участниками СНГ. Поскольку в первом десятилетии государственной
независимости наиболее тесные взаимодействия были построены со странами
Содружества, и они способствовали урегулированию межтаджикского
конфликта. В нынешнее время с учётом турбулентности постсоветского
пространства важное значение имеет сохранение и расширение
дружественных отношений в пространстве Содружества. Наличие новых
вызовов и угроз ставит новые задачи перед государствами и совместно они
могут решить, и искоренить существующие проблемы.
Глава третья – « Перспективы развития дипломатических отношений
Республики Таджикистан со странами СНГ»- состоит из двух параграфов.
В первом параграфе третьей главы – «Фактор стратегического
партнерства и дипломатические отношения Республики Таджикистан со
странами СНГ» – автор исследуя стратегический характер пространства СНГ
для дипломатии современного Таджикистана, констатирует, что ближайшие
соседи и другие страны бывшего СССР сыграли положительную роль в
признании суверенитета и запуска государственного строительства. Важность
данного тезиса обусловлена тем, что страны постсоветского пространства с
первых годов независимости и сегодня тесно связаны между собой
политическими экономико-хозяйственными началами. Естественно, что за 30
лет произошло переформатирование пространства СНГ, и часто встречаются
пессимистические прогнозы относительно будущего Содружества, но
политическая элита проявляет реальную волю для сохранения существующих
связей и контактов.
Для Таджикистана 1992-1993 годы были очень сложными, так как в
стране продолжалась гражданская война, воцарился экономический кризис,
гибли невинные люди, и большое количество жителей республики стали
беженцами. Вооруженная исламская оппозиция намеревалась превратить
страну в поле ожесточенного конфликта, и в их рядах воевали террористы и
боевики из ближневосточных мусульманских стран, которые в последующем
вели вооруженную борьбу с легитимными правительствами России (на
территории Северного Кавказа), Афганистана и других государств.
Таким образом, условиями и факторами установления и укрепления
дипломатических отношений со странами Содружества были естественные
интересы Таджикистана на первых порах государственной независимости.
Следует отметить, что страны СНГ сыграли позитивную роль в
установлении мира и национального единства в Таджикистане и протянули
руку своей помощи.
На данном этапе условиями и факторами укрепления дипломатических
отношений Таджикистана с государствами СНГ выступают ряд сфер и
направлений. Ключевым фактором, который сегодня выступает основным
условием расширения дипломатических отношений Таджикистана со
странами СНГ – на двустороннем формате взаимоотношений является,
фактор стратегического партнерства, что изложено и подтверждено
соответствующими межгосударственными договорами.
Так, соответствующие документы межгосударственного характера
подписаны с Казахстаном («Договор о стратегическом партнерстве между
Республикой Таджикистан и Республикой Казахстан» от 14 сентября 2015
года), Туркменистаном («Договор о стратегическом партнерстве между
Республикой Таджикистан и Туркменистаном» от 2 ноября 2017 года),
Узбекистаном («Договор о стратегическом партнерстве между Республикой
Таджикистан и Республикой Узбекистан» от 17 августа 2018 года) и с
Беларусью («Договор о стратегическом партнерстве между Республикой
Таджикистан и Республикой Беларусь» от 28 июня 2019 года).
Обоюдная заинтересованность в сотрудничестве во всех сферах.
Между Таджикистаном, с одной стороны, и Россией, Казахстаном,
Туркменистаном, Узбекистаном и Беларусью с другой, заинтересованность в
многоплановом сотрудничестве имеет обоюдный характер. Данный критерий
можно назвать ключевым в установлении и развитии стратегического
партнерства, поскольку отсутствие взаимного интереса, по сути, не позволяет
говорить о подобном характере сотрудничества.
В заключении данного параграфа о факторе стратегического
партнерства в дипломатических отношениях Таджикистана с Россией,
Казахстаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Беларусью предлагаем
следующие выводы:
1.Анализ показал, что стратегическое партнёрство Таджикистана с
Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Беларусью основано
на жизненно-важных интересах нашей страны и во многом является фактором
активного участия в органах СНГ. Вышеназванные страны Содружества
сыграли положительную роль в новейшей истории Таджикистана, и сегодня
также наблюдается близкое партнерство во всех сферах, имеющих взаимный
интерес. Особо следует подчеркнуть военно-политическое сотрудничество,
которое на протяжении трех десятилетий показало свою эффективность и
доказало свою необходимость.
2. Анализ научной литературы показывает, что стратегическое
партнерство строится между равными по всем параметрам государствами и
между странами, имеющие отличия в политико-экономическом потенциале и
возможности влиять на региональную и глобальную повестку. В мегарегионе
Евразии стратегическое партнерство Таджикистана с Россией, Казахстаном,
Туркменистаном, Узбекистаном и Беларусью не направлено против третьих
стран и имеет больше экономическое составляющее и направлено на
реализацию внутреннего потенциала нашей страны.
3. Как изложено выше, стратегическое партнерство Таджикистана с
Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Беларусью
основывается на двусторонних подписанных документах, и обеспечивает
реализацию приоритетов нашей страны. Наличие такого формата
сотрудничества часто наблюдается в тех регионах, где государства наиболее
близки по общим параметрам. Модель данного стратегического партнерства,
прежде всего, направлена на сохранение положительного опыта
сотрудничества во времена СССР и расширение этих взаимодействий в
условиях независимости. Поскольку из этого формата сотрудничества
выигрывают все, и появляется возможность для реализации внутристрановых
стратегических целей.
4. Использованная методология и критерии И.А. Новикова для
раскрытия содержания стратегического партнерства Таджикистана с
вышеуказанными странами позволила нам комплексно раскрыть вопрос, что в
отечественной политической науке является новизной. Анализ доступной
литературы указанных стран также позволяет говорить о том, что данный
подход и для них является новым.
5.На наш взгляд, рассмотрение данного вопроса и продолжение новых
изысканий в этом направлении позволяет находить новые подходы и
наполнять новым содержанием характер взаимоотношений на пространстве
Содружества на двустороннем и многостороннем уровнях. Поскольку страны
СНГ являются более понятными и предсказуемыми партнерами для друг
друга, что увеличивает успех реализации стратегического партнерства в
условиях геополитической неопределённости и появления новых вызовов и
угроз.
Таким образом, автор считает, что расширение многоформатного
взаимодействия Таджикистана со странами Содружества, особенно
стратегического партнерства, позволяет достичь поставленных целей
национального развития.
Во втором параграфе третьей главы «Состояние и перспективы
совершенствования дипломатических отношений Республики Таджикистан со
странами СНГ»- отмечает, что несмотря на существующие проблемы между
государствами-участниками и ряд решенных проблем в пространстве СНГ
можно констатировать, что государства Центральной Азии в отличии от
других субрегионов Содружества, в меньшей степени изменили характер
своих внешнеполитических приоритетов и сегодня участвуют во всех
межгосударственных структурах, созданных на пространстве СНГ с участием
России. Исключением можно назвать Туркменистан, которая является
ассоциированным членом СНГ и не входит в ОДКБ и ЕАЭС, Узбекистан
вышел из ОДКБ, и Таджикистан не является членом ЕАЭС. Иными словами,
страны Центральной Азии участвуют в тех или иных межгосударственных
структурах, исходя из понимания собственных национальных интересов, и
которые позволяют обеспечить их устойчивое развитие и не будут
ограничивать государственный суверенитет.
Исследования доступных научных и аналитических материалов
показывает, что наиболее критичную оценку о перспективах развития СНГ и
в целом взаимоотношений со странами, входящими в Содружества,
публикуют российские эксперты. Их подход, прежде всего, связан с текущими
внешнеполитическими приоритетами России. Часто важность наращивания
сотрудничества России со странами СНГ актуализируется в эпоху кризисного
отношения с государствами Запада, т.е. разворот наблюдается, когда
существует к этому острая необходимость.
В научно-аналитическом пространстве государств Центральной Азии, в
том числе Таджикистана, превалирует позитивное рассмотрение отношений
со странами Содружества, которая является необходимостью, связанной с
приоритетами экономического, политического и культурно-гуманитарного
характера. Здесь усматривается особый случай: когда российские эксперты
критикуют СНГ и другие структуры на постсоветском пространстве, данный
подход воспринимается позитивно, когда подобные тезисы предлагают
центрально-азиатские эксперты, то, к сожалению, часто воспринимается
негативно. Сегодня появилась необходимость исследовать протекающие
процессы на постсоветском пространстве комплексно и с позиций всех
государств-участников СНГ с целью определения приоритетов и новых сфер
сотрудничества.
Исходяизвышесказанного,нужноконстатировать,что
взаимоотношения Таджикистана со странами СНГ сегодня нуждаются в
совершенствовании, и ощущается острая необходимость уточнения
приоритетов.
В целом, вышеназванные сферы сотрудничества также охватывают
современные приоритеты Таджикистана, но следует отметить, что в большей
степени они развиваются на двустороннем уровне.
Приоритетность сотрудничества в сфере безопасности обусловлена
стратегическими интересами России и Таджикистана, а также вызовами и
угрозами, которые наблюдаются в самой Центральной Азии и в соседних
регионах. Таджикистан, как государство Центральной Азии и имея
государственную границу с Афганистаном и Китаем, находится на первой
линии по обеспечению безопасности всего постсоветского пространства от
угроз и вызовов, исходящих из южных рубежей Содружества. Значимость
сотрудничества в сфере обеспечения безопасности обусловлена следующими
факторами:
Во-первых, Центральная Азия находится на стыке конфликтогенных
регионов мира, где в течении последних полвека обеспечения стабильности и
безопасности остается уязвимым. На пространстве региона из-за близости
имеют влияния следующие активные и замороженные конфликты: 1) ситуация
в Афганистане, где на протяжении 40 лет продолжается гражданская война; 2)
ситуация в СУАР-е, которую можно назвать слабым звеном Поднебесной, и
недовольством местного уйгурского населения могут воспользоваться
глобальные державы- конкуренты Китая; 3) конфликт в Кашмире между
Индией и Пакистаном, которая в данный момент заморожена, но всегда
существует риск начала локальных и масштабных военных действий. Здесь
необходимо отметить, что в большой степени интерес Индии и Пакистана к
странам Центральной Азии вызван этим фактором, поскольку регион
находится в близком расположении от Джамма и Кашмира.
Во-вторых, другим наиболее важным фактором является тот факт, что
Центральная Азия выступает приграничной зоной столкновения глобальных
военных и политических блоков: присутствие государств членов НАТО в
Афганистане, интересы государств, входящие в СНГ, ОДКБ и ШОС, и фактор
Ирана, который имеет стратегические интересы в Афганистане и Центральной
Азии. В целом, Центральная Азия может стать полем противоборства России,
Китая, Ирана с одной стороны , и США, стран ЕС с другой; Индии и
Пакистана; Ирана и США; и в долгосрочной перспективе России и Китая.
Поддержка дипломатии водного сотрудничества, признания
суверенного права Таджикистана в использовании водно-энергетических
ресурсов для устойчивого развития. Начиная с нулевых годов, Таджикистан
является глобальным лидером в сфере водной дипломатии .На сегодня
международным сообществом поддержаны четыре инициативы страны:
«Международный год чистой воды, 2003», «Международное десятилетие
действий «Вода для жизни», 2005-2015 гг.», «Международный год водного
сотрудничества, 2013» и «Международное десятилетие действий «Вода для
устойчивого развития», 2018-2028» и приняты соответствующие резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН.
В завершении параграфа следует отметить, что совершенствование мер
и подходов во внешнеполитической стратегии Таджикистана в развитии
отношений с СНГ, с одной стороны, и государствами-участниками, с другой,
продиктованы жизненно-важными приоритетами страны.
В заключении подводятся итоги, формулируются выводы, даются
оценки и рекомендации исследования.

Актуальность темы исследования. В современном мире в условиях
кризиса однополярной системы, формирования предпосылок биполярного
мироустройства и признаков многополярности все больше усиливается
значение факторов и условий установления и развития дипломатических
отношений. В этом направлении пространство СНГ для Таджикистана
выступает важным вектором реализации стратегических приоритетов.
Исследование показывает, что политика с момента появления и
систематизации была связана с управлением государства, и предоставляла
возможность для эффективного использования ограниченных ресурсов для
повышения благосостояния государства, устойчивого развития и укрепления
власти. Одной из главных задач государства как института является
осуществление собственной внутренней политики и проведения внешних
отношений с учетом национальных приоритетов. Дипломатия, как давний
политический феномен, непосредственно связана с государственным
управлением, и считается тем термином, которая параллельно развивалась с
общественно-политическим строем.
Дипломатия и дипломатические отношения сегодня занимают ведущее
место в теории и практике международных отношений, и анализ этого вопроса
приобретает огромное научно-теоретическое и практическое значение.
Дипломатия и ее сущностное содержание являются главным фактором
построения отношений между современными государствами и выражается в
политических, экономических, военных и гуманитарных сферах.
Практический опыт Таджикистана в налаживании дипломатических
отношений с государствами-участниками СНГ показывает, что они сыграли
положительную роль в признании суверенитета и запуска государственного
строительства. Важность этого тезиса обусловлена тем, что страны
постсоветского пространства с первых годов независимости и сегодня тесно
связаны между собой политическими экономико-хозяйственными системами.
Хотя за 30 лет произошло переформатирование пространства СНГ, и часто
встречаются пессимистические прогнозы относительно будущего
Содружества, однако политическая элита проявляет реальную волю для
сохранения существующих связей и контактов. Исходя из этого, исследование
дипломатических отношений Таджикистана со странами СНГ имеет не только
важное научно-теоретическое, но и практическое значение.
Актуальность выбранной темы исследования также определяется тем,
что:
во-первых, Таджикистан является частью постсоветского пространства, и
все протекающие процессы оказывают влияние на нашу страну. Таджикистан
тесно связан со странами Содружества в обеспечении коллективной
безопасности, что также оказывает влияние на векторы развития внутренней и
внешней политики страны;
во-вторых, Таджикистан совместно с государствами-участниками СНГ
принимает участие в решении глобальных и региональных проблем, имеет
схожую политическую и экономическую систему, и с учетом опыта
совместного развития в составе СССР – понятную духовно-нравственную
основу и общую историческую память.
в-третьих, фактор международного терроризма, экстремизма и
незаконного оборота наркотиков одинаково угрожает стабильности и
безопасности государств Центральной Азии и препятствует развитию
национальной государственности, а также расширению дипломатических
отношений с другими государствами. Страны СНГ рассматривают вызовы и
угрозы, связанные с экстремизмом и терроризмом как препятствующий фактор
устойчивому развитию и укреплению дипломатических отношений и
политического диалога и в этом направлении охватывают постоянные
приоритеты государств Содружества, в том числе Таджикистана.
Эти и другие факторы и условия обосновывают тему диссертационного
исследования и показывают важность и значимость исследования
дипломатических отношений Таджикистана с государствами участниками
СНГ.
Степень изученности темы исследования. С появлением государства
до настоящего времени вопросы, связанные с дипломатией, волнует
мыслителей и государственных деятелей всех времен и народов. Термин
«дипломатия» для обозначения международных дел начали использовать
последние четыре столетия. Так, впервые это понятие было использовано в
Англии в 1645 году1.
В современном понимании настоящий термин был введен в оборот
французским дипломатом Франсуа Кальером в написанной им книге «Способы
ведения переговоров с государями»2. После публикации книги Франсуа
Кальера начинает формироваться понятие дипломатии как науки и искусства, и
«освобождения» этой дефиниции от средневековой хитрости, ловкости, обмана
и в целом профессии. Происходит теоретическое осмысление дипломатии как
искусства и науки ведения международных дел и переговоров.
Относительно вопросов развития дипломатических отношений в
пространстве СНГ за последние годы опубликовано множество исследований,
где приводится анализ социально-политических, военно-политических,
экономических и культурно-гуманитарных факторов становления и развития
межгосударственных отношений, и эта проблематика привлекает все большее
внимание ученых и государственных деятелей. Теоретические и
методологические проблемы дипломатических отношений в пространстве СНГ
рассмотрены в работах известных ученых стран СНГ, как: Е.М. Примаков, В.
Кулагин, А.С. Протопопов, В.М. Козьменко, Н.С. Елманова, Г.Т. Тавадов, П.А.
Цыганков, А.В. Торкунов, Э.А. Поздняков, А.В. Гаврилов, Т.Н. Назаров1 и
Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика: курс лекций. Часть 1: Дипломатия как
наука и искусство. -Москва: Научная книга, 2004. -С.13.
2
Попов В.И. Указ. раб. -С.13-14.
1
См.: Примаков Е.М. Годы в большой политике. -Москва: Совершенно секретно, 1999; Кулагин В.
Современные теории международных отношений/Международная жизнь. -1998. №1.; Протопопов
А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики
России: учебник для вузов. -Москва: Аспект-Пресс», 2001; Тавадов Г.Т. Политология: учебник для
вузов. -Москва: Проект, 2002; Цыганков П.А. Теория международных отношений: учебное пособие.
-Москва: Гардарики, 2004; Торкунов Л.В. Современные международные отношения. -Москва:
РОССПЭН, 2007; Поздняков Э.А. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственные
отношения. -Москва: Наука, 1986; Гаврилов В.А. Место и роль коллективных сил по поддержанию
других, где раскрыты природа и сущность дипломатических отношений и
обоснованы закономерности этого процесса, выявили основные политические,
военные, экономические и гуманитарные факторы расширения внешней
политики стран СНГ.
Дипломатия и дипломатическая практика Таджикистана была объектом
изучения и рассмотрения в ряде монографий, диссертаций, и научных статей.
Этот вопрос привлекает внимание ученых, исследователей и журналистов-
международников. В республике тематика дипломатии и внешней политики
занимает лидирующее место в публикуемых работах обществоведческих наук
и СМИ. В внешних медиа также много внимания уделяется процессам в
Центральной Азии, где также затрагиваются политика, интересы и стратегии
глобальных и региональных держав в отношении государств региона, в том
числе Таджикистана.
В определении содержания внешней политики и современной
дипломатии Таджикистана, безусловно, важное место имеют выступления,
речи, интервью, региональная и международная деятельность Президента
страны, Эмомали Рахмона. Глава государства считается архитектором внешней
политики дипломатии суверенного Таджикистана, и его понимание этих
важнейших вопросов отображено в его трудах1 и публикациях2 о его
деятельности.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Дипломатия Республики Таджикистан и особенности её осуществления со странами СНГ»

    Публикации автора в научных журналах

    Дипломатические отношения Республики Таджикистан со странами СНГ
    Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук. – 2– No1 (262). – С.95-Ганиева Ш.Н. Понятие и сущность дипломатии в современных условиях // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук. – 2– No2 (259). –С.209
    Особенности осуществления современной дипломатии в СНГ
    Известия Академии наук Республики Таджикистан. Отделение общественных наук. – 2– No2 (259). – С.209
    Национальные интересы как ключевой элемент в системе международных отношений
    Доклады Национальной академия наук Таджикистана. Отделение общественных наук. – 2–No3 (011). –С.200

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Фактор Брекзита во взаимодействии Европейского союза и НАТО по вопросам безопасности
    📅 2022 год
    🏢 ФГБНУ «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук»