Эволюция социокультурного облика города Нахичевани-на-Дону в контексте российской политики конца XVIII-начала ХХ вв.

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Козлов Сергей Сергеевич
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава I. НАХИЧЕВАНЬ КАК ГОРОД НОВОГО ТИПА НА ДОНУ. ………….. 34
1.1.Крымские христиане в переселенческих процессах XVIII-нач. XIX
вв………………………………………………………………………………….34
1.2. Формирование нового типа города на примере Нахичевани-на-Дону
XVIII-нач. ХХ вв.…………………………………………………………………50
1.3. Эволюция городского самоуправления 1779-1904 гг.……………..……..72
Глава II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
Г. НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ ………………………………………………………………….. 89
2.1. Особенности хозяйственной деятельности населения Ново-
Нахичеванской колонии XVIII – нач. ХХ в. ………………………………………………. 89
2.2. Политика государственной и местной власти по отношению к
Нахичевани-на-Дону 1860-1917 гг…………………………………………….106
Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА
НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ ……………………………………………………………………. 117
3.1 Изменения в религиозной жизни Нахичевани-на-Дону 1779-1929 гг. …. 117
3.2. Благоустройство города во второй половине XIX-начале ХХ в. ………… 136
3.3. Общественно-культурная жизнь г. Нахичевани-на-Дону в последней
четверти XIX-начале ХХ в.. ……………………………………………………………………. 151
Заключение. …………………………………………………………………………………………… 170
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………….. 179

Первая глава «Нахичевань как город нового типа на Дону» состоит
из трех параграфов. В первом параграфе «Крымские христиане в
переселенческих процессах XVIII- нач.XIX вв.» раскрываются причины
переселения крымских армян на Дон, демография переселенцев, их традиции
и культура до и после переселения.
Переселение христиан из Крыма, было важной частью внешней
политики на южном направлении. Организованный российскими властями
уход армянского населения лишал хана большей части налогов, а трудное
финансовое положение стало одним из факторов принятия решения об
отречении от престола в пользу Екатерины II.
За счет христианского населения Крыма решались внутренние задачи.
Россия получала трудолюбивых, подготовленных, коммерчески способных
переселенцев,которыхможнобылоиспользоватьдляколонизации
пустующих степных пространств южного приграничья. В пользу армянских
переселенцев выступал факт их изначальной адаптации к формам и методам
ведения хозяйства в климатических условиях юга, что выгодно отличало их
как от казаков, так и от русских переселенцев-крестьян. В результате
продуманной политики Россия способствовала экономическому освоению
земель, основанию на них городов особого типа, таких как Нор-Нахичеван
(позже переименованный в Нахичевань-на-Дону).
В втором параграфе «Формирование нового типа города на
примере Нахичевани-на-Дону в XVIII – нач. ХХ вв.» рассматривается
социально-экономическое развитие и изменение этнического состава
населения.
Пришедшие из Крыма переселенцы были поселены в одном из
немногих городов юга России, который строился по заранее продуманному и
утвержденному проекту. При его создании учитывался рельеф местности,
удобствопролегающихчерезгородторговыхпутей,перспективы
дальнейшего расширения и развития.
Одновременно со строительством административных и общественных
зданий нахичеванские предприниматели и ремесленники открывали лавки,
гостиные дворы и мастерские. Это неизбежно накладывало отпечаток на
облик городского пространства, так как переселенцы вносили в него
привычныевосточныечертыорганизацииличногохозяйстваи
коммунальной жизни.
Ко второй половине XIX в. прирост населения Нахичевани-на-Дону
по сравнению с соседним Ростовом, замедлился. Важным фактором
увеличения численности жителей стала миграция иногородних, благодаря
которой Нахичевань-на-Дону, бывшая на рубеже XVIII – XIX вв.
мононациональным поселением, с середины столетия стала терять статус
армянского города. Это накладывало отпечаток на все стороны городской
жизни.
Во второй четверти XIXв. изменялся не только этнокультурный облик
города, но и направления экономического развития. Рост торговли и
промышленностивэтотпериодпрактическиуничтожилкустарное
ремесленноепроизводство,взаменкоторогопоявлялиськрупные
промышленные предприятия, рассчитанные на массовое производство.
В третьем параграфе «Эволюция городского самоуправления 1779-
1904гг.»рассматриваютсяособенностиэволюциисамоуправления
Нахичевани-на-Дону в связи с государственными реформами.
Армянские переселенцы в конце XVIII в., перебираясь из Крыма в
российское государство, оказывались и в новом правовом поле. Им были
предоставлены не только экономические, но и политические привилегии,
выраженные в особом городском самоуправлении. Городом управлял
магистрат, разделенный на общий и армянский отделы. Его главной
отличительной чертой являлось то, что он вобрал в себя все управленческие
функции: объединял судебные, полицейские и исполнительные полномочия.
Армянский отдел мог заведовать всеми делами, которые решались в
соответствии с «Астраханским армянским судебником» в редакции 1765 г.,
кроме уголовных и наиболее важных административных дел, в отношении
которых решения принимались согласно общегосударственным законам. В
судебную и полицейскую часть магистрата при участии всех сословий
населения Нахичевани, избирались пять судейсроком на тригода.
Уже в конце XVIIIв. в Нахичевани начало действовать Городовое
положение 1785 года, причем, несмотря на то, что официально в магистрате
не предусматривалась должность Городского головы, армянская община
избирала его из числа наиболее уважаемых граждан с негласного позволения
центральных органов власти. Со временем власть и влияние этих
должностных лиц усиливались, что было связано с личностными качествами
и высоким авторитетом Городских голов Нахичевани. В повседневной жизни
армянскаяобщинас1782г.руководствоваласьвышеупомянутым
«АстраханскимАрмянскимсудебником»,регулирующимпорядок
традиционных обрядов и обычаев, а для лиц, не входивших в нее, было
создано русское отделение суда, работавшее по общеимперским законам.
Постепенно «Судебник», по которому армяне жили в России, используя
национальные обычаи, правои язык, испытывал сильное влияние
общероссийского законодательства, в том числе городовой реформы 1785
года, что упрощало его адаптацию к реалиям российской политической
жизни.
Несмотря на то, что городу были даны определенные привилегии,
право на автономию и самоуправление в первоначальном виде надолго не
сохранилось. С предложениями по унификации системы управления, а
именно, организации в Нахичевани-на-Дону городской Думы на общих
основаниях, последовательно выступали представители как центральной, так
и региональной имперской власти. С 1865 по 1872 гг., несмотря на попытки
нахичеванцевсохранитьсвоиправа,магистратбылпостепенно
ликвидирован. В период Великих реформ, согласно городской реформе
Александра II с 1872 г. в городе утверждается городская Дума и городская
Управа, что свидетельствовало о полной общеимперской унификации
системы местного самоуправления.
Вторая глава «Социально-экономическая и политическая жизнь г.
Нахичевани-на-Дону» состоит из двух параграфов. В первом параграфе
«ОсобенностихозяйственнойдеятельностинаселенияНово-
Нахичеванской колонии XVIII – нач. ХХ в.» рассмотрены особенности
веденияхозяйстваиорганизацияуправленияжителейселокруги
Нахичевани-на-Дону.
Сельская округа была тесно связана с городом и появилась
одновременно с ним. Пять сел: Чалтырь, Несвитай, Большие Салы, Малые
Салы, Крым (Топты) строились единовременно, по заранее составленным
проектам. Их планировка являлась подобием прямоугольной планировки
города,ибылапродиктовананеособенностямирельефа,а
градостроительными приемами, практиковавшимися на юге России в конце
XVIII в.
Коммунальныетрадиции,освященныеобычаями,вынесенные
переселенцами из Крыма, сохранялись в сельской округе дольше, чем в
Нахичевани. Улицы наименований не имели, а местные жители называли их
по определенному признаку: месту расположения или прозвищу известного
человека. В селах не существовало необходимости в четкой нумерации
домов, поскольку почтой пользовались считанные лица – священники,
учителя, старосты. В армянских селах улицы получили наименования, а дома
нумерацию только в 1929 г.
Каждая семья вела обширное хозяйство, армянский двор представлял
целую усадьбу с примыкавшей большой территорией и многочисленными
подсобными постройками. Села округи, как вовремя действия, так и после
ликвидации магистрата, были тесно связаны с городом Нахичеванью-на-
Дону хозяйственными, этническими и родственными узами. Подобно
жителям Нахичевани, донские сельские армяне имели определенные
привилегии, главное же, в течение всего своего проживания на Дону они
продолжали оставаться лично свободными.
Большую роль в жизни крестьян играла сельская община, которую
донские армяне сохраняли, несмотря на возможности выхода из нее,
санкционированныегосударством.Прочностьобщинсовремени
переселения поддерживалась привилегией пользоваться национальным
языком и жить по армянским традициям. Наличие этих факторов делало
жизнь армянских сел самобытной и замкнутой. О прочности устоев
армянских сельских общин свидетельствует тот факт, что даже аграрная
реформа П.А. Столыпина не оказала на них значительного влияния.
Каждая сельская община посылала своих делегатов для участия в
жизни армянского сообщества на Дону – в слетах, созываемых для
обсуждения разных вопросов, затрагивающих интересы колонии. Армянские
села имели своих представителей в городской Думе и других учреждениях.
После городской реформы 1870 года, армянские общины стали подчинятся
волостным и уездным присутствиям, ведавшим сельскими делами, а
официальным языком делопроизводства стал русский.
Армянские поселенцы, имея в среднем более 8 десятин на душу, в
целом не так страдали от малоземелья, как жители Центральной России. Они
производили достаточно зерна на собственные нужды и продажу. Товарный
характер сельского хозяйства в армянском округе Дона стимулировал
расширение посевных площадей, выведение новых сортов пшеницы и поиски
путей повышения урожайности.
Важное место в сельскохозяйственном производстве занимало
садоводство, которое было распространено как в армянских селах, так и в
городе Нахичевани-на-Дону. Особенно широко было распространено
виноградарство, которое также носило товарный характер. В результате,
сельскиеармянедалитолчоккразвитиюнаДонусадоводства,
виноградарства, обеспечили местное виноделие и животноводство.
Во втором параграфе «Политика государственной и местной
власти по отношению к Нахичевани-на-Дону в 1860 – 1917 гг.»
рассмотрены особенности взаимоотношений властей городов Нахичевани и
Ростова-на-Дону и реакции на них имперской администрации.
После перехода Нахичевани в декабре 1887 г. из ведения
Екатеринославской губернии в Область Войска Донского общественное
управление города подпадает под контроль войскового атамана и Областной
канцелярии по городским делам.
Ростов-на-Дону и Нахичевань являлись во многом конкурировавшими
торгово-промышленными центрами. Ликвидации привилегий Нахичевани-
на-Дону способствовали действия ростовских городских властей (городского
головы А.М. Байкова и сменившего его П. Максимова), которые пытались
использовать административные, налоговые и экономические рычаги для
подавления конкурента. Определенный резонанс имело дело о запрете
строительства моста через реку Дон напротив Нахичевани, который мог по
отзыву ростовских властей принести нахичеванцам «несметные выгоды».
РуководствоНахичевани,всвоюочередь,пыталасьиспользовать
хозяйственные и административные ресурсы (вплоть до саботажа создания
единой сети телефонного сообщения с Ростовом) для сохранения особого
статуса своего города. Одновременно внутри самой Нахичевани, ставшей в
начале XX в. многонациональной, имелись разногласия между сторонниками
сохранения самоуправления и теми, кто выступал за превращение города в
окраину Ростова-на-Дону. Особенно ярко они проявились в спорах между
«ростовцами» и «нахичеванцами» перед выборами в Нахичеванскую
городскую Думу летом 1913 г.
В целом же, несмотря на разногласия, оба города развивались в
единомконтекстеобщеимперскойэкономической,социальнойи
национальнойполитикинаЮгеРоссии.Приэтомисторическая
действительность все больше подводила их к объединению. В конечном
итоге Ростов оказался сильнее, и то, что не сумела сделать имперская
администрация, реализовала в 1928 г. советская власть, юридически
объединив оба центра в единый город с присвоением ему имени «Ростова-на-
Дону».
Третья глава «Формирование культурного пространства города
Нахичевани-на-Дону» состоит из трех параграфов. В первом параграфе
«Изменения в религиозной жизни Нахичевани-на-Дону 1779-1929 гг.»
проанализированы основные этапы и особенности религиозной жизни,
изменения этноконфессионального состава жителей города.
Армянские переселенцы были привязаны к своим церквям и покидая
Крым, вывезли из них все. Вместе с ними прибыло и духовенство. Храмы
были обозначены уже на первых планах города, и переселенцы, наряду с
общественными и частными постройками, сразу же приступили к
строительству культовых сооружений. Названия всех храмов города были
заимствованы из предыдущего места проживания в Крыму. При этом,
особенностьюцерквейНахичевани-на-Донуявлялосьсочетание
архитектурных традиций армянских храмов и русского классического стиля в
церковном строительстве.
Деревянные, а затем и каменные здания в русско-византийском и
классическомстиляхсталиукрашениемгорода.Светскиевласти
поддерживали совершенствование архитектурного облика храмов, которые
быстро превращались в доминанты городского пространства, несшие наряду
с религиозной, и общественно-полезную нагрузку. Недаром городская Дума
в 1892 г. поддержала инициативу ктитора собора св. Григория Просветителя
(Сурб Лусаворич) установить на церковной колокольне башенные часы и
выделила для этого средства из городского бюджета.
Почти при всех церквях, кроме главного собора, имелись кладбища,
которые, помимо своего прямого назначения, в обыденном сознании
расценивались, как места памяти. При них строились часовни и богадельни,
выполнявшие благотворительные функции.
Притоквгородпредставителейиныхконфессийвызывал
необходимость строительства и последующего совершенствования новых
культовых сооружений: православной церкви св. мученицы Софии (1863 г.),
храма св. князя Александра Невского (1897 г.), еврейского молитвенного
дома (1882 г.). Несмотря на поликонфессиональность, в Нахичевани-на-Дону
не существовало сект и религиозной вражды.
Храмы и культовые сооружения являлись центром притяжения людей,
объектом благотворительности зажиточных горожан и представителей
городского общественного управления, которые принимали активное участие
в их судьбах вплоть до установления советской власти, по постановлениям
которой они были уничтожены в начале 1930-х гг.
Во втором параграфе третьей главы «Благоустройство города во
второй половине XIX – начале ХХ в.» рассмотрены меры, предпринятые
Нахичеванской городской Управой по наведению порядка в городе:
благоустройствуулиц,соблюдениюсанитарныхнорм,проведению
водопровода, упорядочения нумерации домов.
Благоустройство города и создание комфортных условий жизни для его
населения напрямую зависело от работы органов городского управления.
Успехи Нахичевани-на-Дону к началу XX в. свидетельствуют об активной
деятельности этих структур. Руководство города состояло, по большей части,
из представителей состоятельного купеческого сословия, для которого
поддержание городского коммунального хозяйства было тесно связано с
коммерческим успехом. Благоустроенный город с четкими адресами и
названиями улиц, мощенными и освещенными дорогами, упорядоченным
расположением торговых центров и технических зданий, благоприятствовал
быстрому проезду транспорта, передвижению людей по городу в любое
время года и суток, притоку и обороту товаров. Конная железная дорога
улучшала коммуникации с соседним Ростовом-на-Дону, а проведенная
телефонная линия способствовала быстрой связи с торговыми партнерами,
что было на пользу купеческому сословию и развитию торговли.
Городская администрация следила за поддержанием порядка на
улицах и водоснабжением домов, особый санитарный надзор велся на
Нахичеванском рынке и скотобойнях. Меры по совершенствованию
санитарного состояния города способствовали уменьшению болезней и
эпидемий, улучшению экологической обстановки в городе и окрестностях.
Для отдыха горожан силами городских властей был организован городской
бульвар, доступный всем жителям. Таким образом, город, имевший в начале
своего существования восточные черты, все больше приобретал облик
одного из городов европейского типа на Юге России.
Втретьемпараграфе«Общественно-культурнаяжизньг.
Нахичевани-на-Дону в последней четверти XIX – начале ХХ в.»
рассматриваются аспекты культурной жизни города, создание клубов,
общественных благотворительных организаций, театра, библиотеки, музеев и
школ.
Активное участие в развитии культуры города принимало купечество,
усилиями которого были созданы Коммерческий клуб, Городская публичная
библиотека им. А.С. Пушкина. Такие общественные организации, как
«Общество любителей драматического искусства», по инициативе которого
был основан Нахичеванский театр, также внесли свой значительный вклад в
развитие культурной жизни города.
Вместе с тем, на развитие культуры накладывали отпечаток
социальные реалии российского общества. Как и во всей стране, школы и
училища в Нахичевани-на-Дону были доступны детям зажиточных горожан,
и первоначально только мальчикам. Школы для девочек появились позднее –
во второй половине XIX в.
Одним из важных учреждений Нахичевани-на-Дону являлась Духовная
семинария. Помимо учебной деятельности, ее ректор, учитель, Ерванд
Овакимович Шахазиз вел работу по изучению истории города, а семинария
стала не только образовательным, но и культурно-просветительским
центром. Им же был основан музей древностей. Второй городской музей
«естественной истории» был создан гласным Нахичеванской городской
Думы, председателем общества любителей естествознания, В.С. Эльснером,
что свидетельствует о согласованных действиях общественности, духовной и
светской администрации города в удовлетворении культурных потребностей
горожан. К началу ХХ века в Нахичевани количество учебных заведений
различного уровня было достаточным для того, чтобы большая часть
населения было грамотным.
В Заключении приводятся выводы, к которым пришел исследователь
на основе анализа фактического материала.
Города Нового времени в XVIII-XIX столетиях являлись сложными
политико-экономическими и социокультурными образованиями, одним из
примеров которых выступает Нахичевань-на-Дону. Экономика города, его
социальная структура и демография, взаимоотношения с сельской округой
были тесно взаимосвязаны.
Города «нового типа», отличные от укреплений или военно-
стратегических центров, располагаясь в сельской местности, внешне
сохраняли аграрный облик, являясь при этом очагами экономической
активности.Оничастостановилисьместамисосредоточения
административной власти и позиционировались как центры политической
жизни. Подобное градообразование имело важное значение для внешней
политики России. В данном случае, основание Нахичевани-на, куда по указу
Екатерины IIпереселили армянских христиан, было призвано существенно
ослабить Крымское ханство. Кроме того, город становился центром
культурного притяжения, выступал ярким и наглядным мерилом повышения
уровня культуры, играл важнейшую роль в социальной жизни своей округи.
Город Нахичевань-на-Дону вносил свою лепту в многонациональное
разнообразие Нижнего Дона, и одновременно должен был адаптироваться к
правовому статусу городов Российской империи. На протяжении первых
десятилетийсвоегосуществованиягородпользовалсяширокими
привилегиями в области организации самоуправления, судебной практики,
хозяйственной и религиозной жизни, а также языковой политики. Однако со
временем он попадал под все большую имперскую нивелировку, утрачивая
свой особый статус.
Город Нахичевань-на-Дону приспосабливался к этническому составу
населения региона, «разбавляя» свою этническую и конфессиональную
однородность представителями иных этносов и конфессий, что отражалась
на всех сторонах его социокультурной жизни и в архитектурном облике
городского пространства.
Нахичевань-на-Дону по своему экономическому положению быстро
становился в один ряд со старыми торгово-промышленными городами
региона, такими, как Азов, Таганрог, Мариуполь. Он также вступал в
конкурентную борьбу с основанным посредством имперским освоением
региона городом Ростовом-на-Дону, который все же обладал явными
хозяйственными и административными преимуществами, ведущими к
неизбежномуслияниюснимНахичевани,несмотрянапопытки
сопротивление последней.
Внешний облик Нахичевани: состояние жилых домов и общественных
зданий, мостовых и тротуаров, бульваров и парков являлся не только
важнейшей частью градостроительных процессов, но и отражал уровень
благоустройства, санитарного состояния и экономического развития города.

Актуальность темы исследования определяется научными и
социальными запросами современного российского общества. В нынешней
социальной и культурной ситуации в России остро стоит вопрос сохранения
исторического облика провинциальных городов, которые являются
перспективными туристическими центрами. Мировая глобализация, развитие
экономики и рост капитала, стирают из памяти жителей городов историю не
только своей «большой», но и «малой» Родины. Снос старой архитектуры,
переименования улиц, площадей, застройка старых кварталов городов
приводят тому, что жители уже не помнят, как жили их недалекие предки, их
образ жизни, привычки, досуг т.д.
Города Нового времени в XVIII-XIX столетиях являлись сложными
политико-экономическими и социокультурными образованиями. Экономика
города, его социальная структура и демография, взаимоотношения с сельской
округой были тесно связаны. Города «нового типа», отличные от укреплений
или военно-стратегических центров, располагаясь в сельской местности,
внешне сохраняя аграрный облик, являлись при этом центрами
экономической активности. Часто они являлись местами сосредоточения
административной власти и позиционировались как центры политической
жизни, зачастую становились объектами и продуктами внешнеполитической
деятельности. Город был центром культурного притяжения, выступал ярким
и наглядным мерилом уровня культуры, играл важнейшую роль в
социальной жизни своей округи.
Город был тесно связан с природно-географическими условиями жизни
и формами культуры, обусловливающими идентичность живущих в нем
людей. Таким образом, являясь полифункциональным организмом, город
создавал определенное геокультурное пространство.1 Под ним мы понимаем
систему устойчивых культурных реалий и представлений, формирующихся
на определенной территории в результате сосуществования, переплетения,
взаимодействия, столкновения различных вероисповеданий, культурных
традиций и норм, ценностных установок, глубинных психологических
структур восприятия и функционирования картин мира. При этом
формирование геокультурного пространства городов на Юге России не
может быть рассмотрено вне контекста внутренней и внешней политики, оно
изначально было тесно связано с течением демографических и этнических
процессов в регионе.
В результате внешней политики императрицы Екатерины II Российская
империя существенно расширила свои границы, в том числе и на юге,
присоединив территории Подонья, Приазовья и Северного Причерноморья.
Для хозяйственного освоения вновь присоединенных земель из Крымского
ханства были переселены на новые территории христианские народы: греки,
армяне, валахи и грузины. Данное обстоятельство накладывало отпечаток как
на внешний архитектурный облик, так и на все течение экономической,
общественной и культурной жизни в новых этнических центрах.
Свидетельством является история основанного армянами города Нор-
Нахичеван (Нахичевань-на-Дону) и его сельской округи.
Вместе с тем, Нахичевань примечателен тем, что, будучи армянским,
основанный выходцами из Крыма, он сочетал в себе черты восточного и
европейского города. Благодаря привилегиям по самоуправлению
Нахичевань долго оставалась в самоизоляции от внешнего мира, охраняя
самобытный образ жизни, культуру, привычки. Этот город также
демонстрировал специфику полиэтнической общности Донского региона,
включал в себя особенности взаимодействия между отдельными
Замятин Д.Н. Геокультурное пространство России: ключевые положения, интерпретации и перспективное
геокультурное проектирование// Развитие и экономика. 2014. июнь. С. 170-183.
2
Замятин Д.Н. Геокультура: образ и его интерпретации//Перспективы. Фонд исторической перспективы.
http://www.perspektivy.info/print.php?ID=35978(дата обращения 28.04.2021).
этническими компонентами (армянами, русскими, украинцами, евреями)
которое могло демонстрировать как позитивные, так и негативные процессы
с точки зрения сохранения целостности и духовного единства городского
сообщества. В связи с этим представляется важным исследовать процесс
складывания армянской общины в России, а также его роль в социально-
экономической и духовной жизни региона.
Появление этноса в регионе, где не происходили острые конфликты на
этнической и религиозной почве, позволило армянской колонии на Дону,
развиваться, сохраняя свои старые традиции, приобретать новые. Вместе с
тем, городу Нахичевану не удалось избежать миграций во второй половине
XIXвека что обусловило этническое и конфессиональное разнообразие
населения города, появления новых культовых сооружений, школ и т.д., что
также заслуживает внимания в данном исследовании в связи с изменениями
культурного и духовного облика города.
В научном отношении исследование проблемы также представляется
актуальным. В настоящем исследовании эволюция социокультурного
пространства города показана как история повседневной жизни города, в
широком историческом контексте с позиций урбанистики и новой локальной
истории. В исследовании так же использован междисциплинарный подход:
искусствоведческий и культурологический (проанализирована история
архитектуры, культура города).
Изучение истории и эволюции геокультурного пространства
Нахичевана показывает, что этническая диаспора часто проявляет сильную
тенденцию к сохранению традиций, обычаев, а также создает идеальный
образ своей малой родины-метрополии, вырабатывает действенные
механизмы презервации (сохранения) коренного этноса. В своем
социокультурном поле, именно город стал ведущим местом сохранения
культуры, религии, традиций армянского народа, ее культурно-
просветительским ядро3
Объектом исследования является социокультурная, экономическая и
духовная жизнь городов Нижнего Дона в конце XVIII – начале ХХ вв.
Предметом исследования выступает городское сообщество
Нахичевани-на-Дону, процессы его формирования и развития, организация
городского пространства и повседневной жизни во всем многообразии.
Степень научной разработанности темы.
История г. Нахичевани довольно слабо освящена в научной литературе.
В историографии истории города Нахичевани-на-Дону можно выделить
следующие периоды:
1) XIX – начало XX вв.;
2) 1920-е –1990-е гг.;
3) конец ХХ – начало XXI вв.
Весь существующий комплекс научных исследований каждого
периода, в свою очередь, можно подразделить на две большие группы:
первая представлена общими работами по истории армян Нижнего Дона, в
которых так или иначе затрагиваются вопросы расселения; вторая группа
включает работы, непосредственно посвященные истории и культуры
донских армян.
Среди дореволюционных работ стоит выделить группу общих работ по
истории Нахичевани-на-Дону, как например труд первого историка
Нахичевани Габриела Патканяна. Его «История города Нахичевана» была
издана в трех томах в 1879 году к столетию Нахичевани-на-Дону на грабаре
(церковный армянский язык), хранится в Ереване, в институте древних
рукописей Матенадаран. Этот обширный труд был написан на диалекте,
понятном лишь для узких специалистов и стал раритетом. Экземпляр,
изданный в 1917 году малым тиражом, хранится в фондах Ростовского
Жданов Ю.А. Избранное: В 3 т. Ростов – на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. С.276.
областного музея краеведения. Часть перевода работы Г. Патканяна есть в
книге воспоминаний нахичеванского купца И. Келле-Шагинова «Моя
единственная жизнь; Дневники и воспоминания».4 В данном исследовании в
основном рассматриваются история крымских армян, процесс переселения и
основания Новой Нахичевани, общественно-политическое устройство
колонии, показана хозяйственная жизнь, что нарушает целостную картину
социально-экономического, политического и культурного развития
армянского поселения. Историей Нахичевани занимался и его сын Рафаэл
Патканян – писатель (считается классиком армянской литературы), педагог,
общественный деятель. Его «История основания Нахичевани-на-Дону» 5
более скромна по объему, чем труд его отца.
Знаменательным событием первого периода развития историографии
стало появление работ «нахичеванского летописца» Е. Шахазиза. В книгах
«Исторические зарисовки» и «Новый Нахичеван и новонахичеванцы».6 Е.О.
Шахазиз проводил серьезные исследования по истории и этнографии
армянской колонии Новая Нахичевань с 1881 по 1921 гг.
Длительное время донские исследователи использовали фрагменты
хранящегося в фондах Ростовского областного музея краеведения
машинописного экземпляра перевода Е.О. Шахазиза “Новый Нахичеван и
новонахичеванцы”, пока, наконец, в 2005 г. эта важнейшая и, по сути,
единственная работа по этнографии донских армян не была издана в
переводе Ш. Шагиняна.
Колония имела важное значение в русско-армянских отношениях и в
истории армянского народа XIX в. В биографиях видных армянских деятелей
– уроженцев Нахичевани Л. Налбандяна и Г. Патканяна Ерванд Шахазиз
затронул и общественную сторону жизни колонии. Автор в своих
исследованиях по истории Новой Нахичевани большое внимание уделил
4
Келле-Шагинов И. Моя единственная жизнь; Дневники и воспоминания Ростов-на-Дону: Старые русские,
2015. 320 с.
5
Патканян Р. История основания Нахичевани-на-Дону. Ереван, 1968.Т. 5. С.253-271.
6
Шахазиз Е.О. Новый Нахичеван и новонахичеванцы. Монастырь Сурб Хач Нового Нахичавана Ростов-на-
Дону: ЗАО «Книга», 2005. 240 с.; Его же. Исторические зарисовки Тифлис, 1903. 239 с.
рассмотрению общественно-политических явлений: процессу переселения,
юридическому оформлению колонии, устройству внутренней жизни,
общественному развитию и др. Высоко оценивая заслуги Е. Шахазиза, все же
необходимо отметить, что в его работах из поля зрения выпали социально-
экономические проблемы, в результате чего общественно-политические
явления в целом не получили необходимой трактовки.
Существуют работы, в которых интересующая нас проблема,
представлена в общем контексте анализа исторических событий. А.А.
Скальковский, описывая процесс колонизации Юга России, а так же
хозяйственную жизнь региона, отмечал активное участие в ней
представителей армянских общин.7
Ранняя история г. Нахичевани-на-Дону отражена в общих трудах по
истории г. Ростова-на-Дону А.А. Ригельмана,8 А. Ильина,9 И.А. Кузнецова,10
Чалхушьяна.11 В книге А. Грекова «Среди донских обывателей» описан быт и
типажи жителей донских крупных донских городов, в том числе Нахичевани-
на-Дону.12
По истории торговли интересен труд Г.П. Небольсина «Статистическое
обозрение внешней торговли в России». 13 История развития ремесленного
производства, торговли и земледелия отражены в трудах нахичеванского
революционера, писателя, философа и поэта Л. Налбандяна. О
Скальковский А.А. Ростов на Дону и торговля Азовского бассейна 1749-1863 г. Екатеринослав, 1865-1866.
87 с.; Его же. Опыт статистического описания Новороссийского края Одесса. 1853. Ч.II. 552 с.; Его же.
Хронологическое обозрение истории Новороссийского края Одесса. 1730-1796.Ч.1. 289 с.; Его же.
Хронологическое обозрение истории Новороссийского края. Одесса.1796- 1838. Ч.2. 301 с.
8
Ригельман А.И. Ростов на Дону. 150 лет назад/ Под редакцией Филиппова К.С. Ростов-на-Дону:
Ростовкнига, 2013.65 с.
9
Ильин А. История города Ростова-на-Дону: Очерк. Ростов-на-Дону: Мини Тайп, 2017.112 с.
10
Кузнецов И.А. Прошлое Ростова. Ростов-на-Дону: NB; ГинГо, 2002. 265 с.
11
Чалхушьян Г.Х. История города Ростова-на-Дону //Донской Временник / Дон.гос.публ.б-ка. Ростова-на-
Дону.1998-2001.URL:http://www.donvrem.dspl.ru//Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=67 (дата обращения
30.03.2019)
12
Греков А. Среди донских обывателей. Ростов-на-Дону, 1894. 75 с.
13
Небольсин Г. Статистические записки о внешней торговли России, составленные Григорием
Небольсиным. Санкт-Петербург : тип. Деп. внеш. торг., 1835. Ч. 1-2.283 с.
14
Налбандян M. Л. Сочинения : В 2 т. Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1970. 320 с.
внешнеторговых связях армян, еще с времен проживания в Крыму, указал в
своем труде Ф. Брун.15
Стоит отметить труды, в которых отражена история переселения армян
и активное участие в них русского правительства, это Н. Дубровин, 16 А,
Петрушевский.17
По истории самоуправления армян в России, любопытна книга
астраханского священника и исследователя Иоанна Савинского «Армяне в
Астраханской епархии и отношение к ним местных архипастырей в 18-м
веке», 18 где автор отразил историю создания армянского «Судебника»,
который использовали не только астраханские армяне, но, после переселения
армян с Крыма на Дон, и в Нахичевани.
Советский период развития историографии представлен
многочисленными работами первой группы. Активное изучение истории
армянской колонии Нижнего Дона началось в послевоенные годы.
Невозможность выделить историографию России или Армении –
отличительная черта данного периода. В издательства Еревана отдавали свои
русскоязычные исследования ученые армянского происхождения,
работавшие в столице СССР, на армянском языке писали в Ростове-на-Дону
местные краеведы. В работах российских и армянских историков, и
краеведов исследованы события, связанные с переселением армян на Дон,
экономическая и социальная история армянского города и окружающих его
сел и др. значимые проблемы. Среди работ по истории города Нахичевани
большую значимость имеет небольшой труд А. Богданяна «Из прошлого: (о
переселении армян на Дон): краткий исторический очерк» 1947 года,
переизданный в 1989 году, 19 в котором автор кратко изложил историю
Брун Ф. Черноморье. Одесса, 1880. Т.II. 379 с.
16
Дубровин Н.Ф. Присоединение Крыма к России: Рескрипты, письма, реляции Санкт-Петербург : тип. Имп.
Акад. наук, 1885-1889.Т. 1-4. 924 с.
17
Петрушевский А. Генералиссимус Суворов: в 3-х т. Санкт-Петербург, 1884. 468 с.
18
Саввинский И. И. Армяне астраханской епархии и отношение к ним местных архипастырей в XVIII в. /
cост. прот. Иоанн Саввинский. Астрахань: Тип. В. Л. Егорова, 1900.106 с.
19
Богданян А. Из прошлого: (о переселении армян на Дон):краткий исторический очерк. Ростов-на-Дону,
1947. 56 с.; Богданян А. Из прошлого. 2-е изд. Ростов-на-Дону, 1989. 15 с.
проживания армян в Крыму, их переселения и начальный период истории
города Нахичевани. Среди трудов донского краеведа Х.А. Поркшеяна важное
значение имеет работа «О Нахичевани-на-Дону»,20которая к сожалению, не
была издана и хранится в виде рукописи. Автор отмечает выдающийся вклад
армянской диаспоры в экономическое развитие не только Дона, но и всего
Юга России, приводя при этом важные факты.
Среди работ в которых в контексте общих исторических событий
история переселения армян на Дон и Нахичевани отражена в монографиях
Е.И. Дружининой «Кючук-Кайнаджирский мир 1774 года» и «Северное
Причерноморье в 1775-1800 гг.», в которых освящена политическая,
экономическая история причерноморских районов последней четверти ХVIII
в. Автор подробно описала итоги русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и
значение Кючук-Кайнаджирского мирного договора во внешней политике
России, коренным образом изменившего соотношение сил России и Турции
на Черном море и последовавшее переселение христиан из Крыма на новые
территории, а также роль этих событий в присоединении Крыма к России.
В ряду трудов подобного рода выделяется первый
послереволюционный труд по истории Ростова-на-Дону, написанном после
Великой Отечественной Войны в 1949 году Захарьянца Г.Н., Иноземцева
Г.А., Семернина П.В. «Ростов-на-Дону. 1749-1949».22 В этой работе имеются
верные замечания по политической и экономической истории Новой
Нахичевани. Однако авторов в основном интересовали и занимали
революционное движение и задачи социалистического строительства города,
в результате чего событиям ХIX в. уделено недостаточное внимание.
В общих трудах по истории Юга России можно выделить отдельную
подгруппу по истории экономики края. О торговых отношениях крымских
армян со времен проживания в Крыму и до времени переселения их на Дон и
Поркшеян Х.А. О Нахичевани-на-Дону. Нальчик, 1960.21 с.
21
Дружинина Е.И. Кючук-Кайнаджирский мир 1774 года. Москва, 1955. 368 с.
22
Захарьянц Г.Н., Иноземцев Г.А., Семернин П.В. Ростов-на-Дону 1749-1949. Ростов-на-Дону: Ростиздат,
1949. 377 с.
основания Нахичевани в 1921 году вышел труд А.П. Никольского «От
Крымского ханства до наших дней». 23 В статье А. Юхта «Восточная
торговля России в 30-40-х годах XVIII века и роль в них армянских купцов»24
раскрывается много фактов активного участия армян в торговле на Юге
России до их переселения на Дон из Крыма в 1779 году, и широта их
торговых связей.
Богатейший материал о движении населения в России за столетие, в
том числе в городе Нахичевани-на-Дону, собранный, проанализированный и
систематизированный А.Г. Рашиным в его книге «Население России за 100
лет (1811-1913 гг.). Статистические очерки», представляет большой
интерес. В работе показана динамика рождаемости и смертности за сто лет.
В советский период внимание исследователей привлекала история
архитектуры. Наибольший вклад в изучение истории градостроительства и
архитектуры армян Нижнего Дона внес академик О. Х. Халпахчьян. В его
трудах нашли отражение история и анализ архитектурных и стилистических
особенностей армянских памятников истории, и культуры в Крыму.
Автором, в своем значимом труде об архитектуре Нахичевани, в котором
кратко характеризуются политико-экономические условия возникновения
города, освещаются планировка, застройка и благоустройство Нахичевани и
ее селений, архитектурно-художественные особенности жилых, культовых,
общественных и коммунально-бытовых сооружений. В основу работы легли
систематические поиски в библиотеках и архивах.27 Несмотря на узкую тему
исследования, работа выполнена на широком архивном материале и
содержит ценнейшие исторические сведения об истории армян на Дону.
В постсоветской историографии среди общих работ по истории горда
Нахичевани-на-Дону наибольшее значение имеет вышедшее на русском
23
Никольский П.А.. От Крымского ханства до наших дней. Симферополь, 1928. 40 с.
24
Юхт А. Восточная торговля России в 30-40-х годах XVIII века и роль в них армянских купцов // Известия
Академии наук Армянской ССР. 1956. №8.С.42-62.
25
Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811-1913 гг.). Статистические очерки. , 1956.183 с.
26
Халпахчьян О.Х. Стилистические особенности армянских памятников Крыма // Архитектурное
наследство.1996. № 41. С.22-32.
27
Халпахчьян О.Х. Архитектура Нахичевани-на-Дону. Ереван: Айастан, 1988. 168 с.
языке монография В.Б Бархударяна «История армянской колонии Новая
Нахичевань(1779-1917)». 28 Работа является его докторской диссертацией,
защищенная в Ереване, со временем дополненной и расширенной. Перевод
на русский язык и издание работы В.Б. Бархударяна имели огромное
значение для донского армяноведения. В монографии подробно изложена
история города Нахичевани-на-Дону со времени переселения армян из
Крыма на Дон, хозяйственная деятельность, административное управление
колонии в городе и селах, социально-экономическое развитие колонии,
участие жителей в революционных движениях России, в том числе и
революции 1917 года. На наш взгляд, в монографии довольно слабо, либо
вообще не освещена культура города и деятельность различных конфессий.
Работа, основанная на широком архивном материале, особенно на
вывезенных в Ереван в 1921 г., и труднодоступных для донских краеведов,
документах Ново-Нахичеванского магистрата, является и по сей день
лучшим исследованием по данной тематике.
По общей демографии населения Дона написана работа Сущего С.Я.
«Армяне Юга России и Крыма (геодемографический очерк)». В
монографии рассмотрены различные аспекты исторической и современной
геодемографической динамики армянского населения Юга России и Крыма.
Некоторые сведения о культуре нахичеванских армян нашли
отражение в монографии А.Г. Малхасяна «Страницы истории анийских,
крымских и донских армян». 30 В работе описаны история анийскийх и
крымских армян, переселение на Дон, традиции, обычаи и ритуалы, описана
история донских армян советского периода, донских спортсменов и т.д.
Важным пластом в историографии истории г. Нахчевани-на-Дону
являются кандидатские диссертации, посвященные истории армян Юга
России. В диссертации Г.А. Геворгян «История экономического и
28
Бархударян В.Б. История армянской колонии Новая Нахичевань (1779-1917) / под ред. С. Дароян, В.
Хачатурян; Пер. с ар Н. Григорова. Ереван: Айастан, 1996. 528 с.
29
Сущий С.Я. Армяне Юга России и Крыма (геодемографический очерк). Ростов-на-Дону: Копи-центр,
2015. 287 с.
30
Малхасян А.Г. Страницы истории анийских, крымских и донских армян. Ростов-на-Дону, 2009. 262 с.
социокультурного становления армянской диаспоры Донской области и
степного Предкавказья (последняя четверть XVIII-1917 г.)» отражена
история становления и развития армянских диаспор на Юге России, на
примере черкесо-гаев на Северном Кавказе в Армавире, на Ставрополье
город Святой Крест (ныне Буденновск), и, конечно же, Нахичевань-на-Дону.
В этот период также появлялись работы общего характера, которые
также касались и истории донских армян. В монографии С.И. Григорьева
«…Кафир весьма крутого нрава»: А.В. Суворов и Крымское ханство (1771-
1779)»32 отражена деятельность великого русского полководца А.В. Суворова
в Крыму, которая до сих пор остается малоизученной в его биографии.
Прослужил он на полуострове около двух лет: с декабря 1776 г. по июль 1779
г. Каких-то громких побед в это мирное время там не случилось, и потому
крымский период жизни полководца оказался в тени других, куда более
славных суворовских кампаний. И, тем не менее, именно эти годы стали
определяющими – как для исторической судьбы крымско-татарской
государственности, так и для дальнейшей карьеры А.В. Суворова. В
монографии показано какие задачи решал в Крыму полководец, как
строились его отношения с начальством, с подчиненными, с местным
население
Общей работой о развитии армянской культуры можно назвать
диссертацию А.А. Минасяна «Развитие армянской культуры в России в XIX
столетии». 33 В диссертации выявлены и проанализированы специфические
черты и особенности, присущие первым армянским общинам Юга России,
впервые выделены и описаны особенности генезиса армянских общин в
Геворгян Г.А. История экономического и социокультурного становления армянской диаспоры Донской
области и степного Предкавказья (последняя четверть XVIII-1917 г.): автореф. дис. … канд. ист. наук.
Армавир, 2000. 27 с.
32
Григорьев С.И. «…Кафир весьма крутого нрава»: А.В. Суворов и Крымское ханство (1771-1779). Санкт-
Петербург, 2015. 552 с.
33
Минасян А.А. Развитие армянской культуры в России в XIX столетии: дис. … канд. ист. наук. Армавир;
Тольятти, 2016. 234 с.
городах и сельской местности, обосновано влияние этнокультурного
воспитания на процесс сохранения традиций и формирования
социокультурных инноваций армянских общин в России, выявлена
специфика сохранения и передачи традиционных форм армянской культуры.
В диссертационном исследовании автор доказывает, что культура армянских
переселенцев в ходе межкультурных контактов сохранила свою
уникальность, хотя культурные элементы и формы, заимствованные у
окружающих их народов, активно использовались ими в повседневной
практике. По мнению автора, эта модель межкультурного взаимодействия,
направленная на социокультурную интеграцию, может быть использована
как «культурный ресурс» современной модернизации России.
По истории мещанского сословия на Юге России значима кандидатская
диссертация И.Н. Смирнова «Мещанское сословие Области Войска Донского
в конце XIX-начале ХХ века». 34 В диссертации автором был разработан
новый методологический конструкт, на основе которого удалось получить
целостное представление о мещанском сословии Области войска Донского в
конце XIX – начале XX в как социальной группы с особым социально-
правовым статусом и ценностными ориентациями.
Среди работ по архитектуре города весьма интересна монография Г.В.
Есаулова и В.А. Черницыной «Архитектурная летопись Ростова-на-Дону».35
В монографии дано описание процесса зарождения и развития архитектуры
Ростова-на-Дону и также Нахичевани. На примере описаний памятников
архитектуры и уже утраченных зданий авторы формируют представление о
различных этапах архитектурной культуры города в его 250-летней истории.
В биографиях ростовских зодчих раскрываются характерные для
архитектурной жизни города явления и события в развитии и становлении
архитектурных стилей и направлений. Стоит отметить работу О.В. Баевой
Смирнов И.Н. Мещанское сословие Области Войска Донского в конце XIX-начале ХХ века: автореф. дис.
… канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 34 с.
35
Есаулов Г.В., Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. Ростов-на-Дону, 1999. 289 с.
«Хороший собор для таврических переселенцев»: архитектура классицизма в
Нахичевани-на-Дону (конец XVIII – первая половина XIX века)»36 в которой
автор подробно описала архитектурные и стилистические особенности
храмостроительства в г. Нахичевани-на-Дону, на примере собора святого
Григория Просветителя, как ярком примере классического зодчества в
армянской колонии. Показаны особенности планировки города,
строительства и архитектурной стилистики храмов, общественных зданий и
жилых домов Нахичевани-на-Дону в первые годы ее существования.
В постсоветский период появились значимые труды по истории
предпринимательства в Нахичевани. Монография С.С. Казарова
«Нахичеванское купечество (конец XVIII-начало ХХ века)» 37 посвящена
роли нахичеванского купечества в развитии экономической жизни на Дону и
на Юге России в конце XVIII-начале ХХ веков. В исследовании автор
опирался на широкий круг источников, многие из которых введены в
научный оборот впервые. Автор показал историю развития нахичеванского
предпринимательства с конца XVIII века, когда крымские переселенцы
поселились на Дону, расцвет нахичеванского предпринимательства в начале
XIX века, когда развивалась торговля, животноводство, садоводство,
ремесла. Показаны причины упадка нахичеванского предпринимательства с
середины XIX столетия, после окончания Крымской войны и реформ
Александра II Нахичевань лишается многих своих привилегий, и начала
бурного развития соседнего Ростова-на-Дону. Раскрыта географическая
широта экономической деятельности нахичеванских купцов, открывавших
свои предприятия во многих городах Юга России, в том числе и в соседнем
Ростове-на-Дону.
Баева О. В. «Хороший собор для таврических переселенцев»: архитектура классицизма в Нахичевани-на-
Дону (конец XVIII – первая половина XIX века) // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского
университета. №22. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/horoshiy-sobor-dlya-tavricheskih-pereselentsev-
arhitektura-klassitsizma-v-nahichevani-na-donu-konets-xviii-pervaya-polovina-xix-veka (дата обращения:
14.05.2019).
37
Казаров С.С. Нахичеванское купечество (конец XVIII-начало ХХ века). Ростов-на-Дону: Ковчег, 2012. 143
с.
Значимой работой по истории нахичеванского купечества является
кандидатская диссертация Г. Нигохосова «Предпринимательская
деятельность донских армян на Юге России (конец XVIII-нач.ХХ вв.)».38 В
диссертации впервые предпринята попытка комплексного исследования всех
сфер предпринимательской деятельности армянской диаспоры Дона и дана
оценка её вклад в экономическое развитие Юга России.
О храмах Нахичевани и Армянской Апостольской церкви на Дону
писали известные ученые В.Г. Вартанян и С.С. Казаров в монографии
«История Армянской апостольской церкви на Дону (XVIII–XX вв.)». 39 На
основе богатого фактического материала рассматривается место духовного
правления Нахичевани-на-Дону в системе Нахичевано-Бессарабской
епархии, показана роль ААЦ в развитии благотворительности на Дону, даны
портреты известных представителей не только нахичеванского духовенства,
но и Нахичевано-Бессарабской епархии, впервые показан механизм
репрессий против армянских священников в 30-е годы ХХ века, а также
политика властей в годы т.н. хрущевского “волюнтаризма”, сделана попытка
раскрыть процесс церковного возрождения на современном этапе.
Значимым трудом по истории храмов в Нахичевани, так же является
книга «Армянские церкви Новой Нахичевани. Исторический путь» 40 под
редакцией А.С. Вирабяна и С.С. Казарова. В монографии рассмотрена
история армянских храмов города Нахичевани-на-Дону, церковно-
приходских школ при них, а также Нахичевано-Бессарабской духовной
семинарии. Книга составлена сотрудниками Национального архива
республики Армении, на основе фондов архива, к 300-летию Российской и
нахичеванской епархии армянской апостольской церкви. В монографии
многие материалы опубликованы впервые, представляют большую ценность
Нигохосов Г. Предпринимательская деятельность донских армян на Юге России (конец XVIII-нач. ХХ
вв.): автореф. дис. … канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 27 с.
39
Казаров С.С., Вартанян В.Г. История Армянской апостольской церкви на Дону (XVIII–XX вв.). 2-е изд.,
перераб. и доп. Таганрог: Изд-во Таганрогского ин-та управления и экономики, 2008. 127 с.
40
Мирзоян С.С. и др. Армянские церкви Новой Нахичевани. Исторический путь / под ред. Вирабян А.С.
Казаров С.С., пер. с ар. Н. Балбабян. Ростов-на-Дону: Омега-Принт, 2017. 510 с.
для донских историков и краеведов. Эти исследования, опиравшиеся на
значительный пласт документов не только местных, но и центральных, а
также ереванских архивов, значительно расширили горизонты наших знаний
о соответствующих аспектах деятельности донских армян
Городское самоуправление Нахичевани-на-Дону не часто попадало в
круг научных интересов ученых и краеведов. Среди имеющихся работ можно
выделить труд Л.В. Батиева «Из истории армянского самоуправлению на
Дону (конец XVIII-середина XIX вв.)».41 В статье автор показал особенности
формирования самоуправления г. Нахичевани-на-Дону, где согласно
привилегиям, данным императрицей Екатериной II, сложилась особая
система самоуправления, ликвидированная лишь в ходе реформ Александра
II. В другой статье Л.В. Батиева, написанной в соавторстве с Э. Г.
Минасяном «Документы по истории самоуправления Нахичевани-на-Дону в
конце XVIII–середине XIX в. Из национального архива Армении».42 В статье
были опубликованы материалы по самоуправлению г. Нахичевани-на-Дону,
хранящиеся в Национальном архиве Республики Армения, касающийся
армянского магистрата, городских голов Нор-Нахичевана в первые годы его
существования и вплоть до ликвидации магистрата в 1868 году. О городском
самоуправлении на Дону и, в том числе Нахичевани есть работа Ю.
Соколовой «Городское самоуправление на Дону в XVII-XIX веках». 43 В
статье автор отразила зарождение и общие тенденции развития городского
самоуправление на протяжении довольно большого периода с XVII по XIX
века, отражая особенности каждого города на Дону.
Батиев Л.В. Из истории армянского самоуправлению на Дону (конец XVIII-середина XIX в.в.)
Нахичевань-на-Дону: история и современность (к 240-летию переселения армян на Дон): материалы
международной научной конференции (г. Ростов-на-Дону, 18-19 октября 2019 г.). Ростов-на-Дону:
Foundation, 2019. С.36-56.
42
Батиев Л. В., Минасян Э. Г. Документы по истории самоуправления Нахичевани-на-Дону в конце XVIII–
середине XIX в. Из национального архива Армении // НП/NP. №2. 2019. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dokumenty-po-istorii-samoupravleniya-nahichevani-na-donu-v-kontse-xviii-
seredine-xix-v-iz-natsionalnogo-arhiva-armenii (дата обращения:05.10.2019)
43
Соколова Ю. Городское самоуправление на Дону в XVII-XIX веках. Самоуправление на Дону. Двадцать
три века истории выборов / Под редакцией Юсова С.В // Избирательная комиссия Ростовской области. 2002.
С. 54-62
Особенности формирования системы общего управления городами
Ростовом и Нахичеванью-на-Дону нашли отражение в работе Н.В.
Самариной «Формирование общей системы административного управления
Ростовом и Нахичеванью-на-Дону во второй половине XIX-начале ХХ вв.».44
Автор показала этапы формирования общих органов власти двух соседних
городов Ростова и Нахичевани-на-Дону. Среди них – общее полицейское
управление, почтовая служба, ростовское градоначальство. Общие органы
власти были подготовкой к постепенному соединению двух городов в один.
В итоге можно сделать вывод, что работ полностью посвященных
истории г. Нахичевани-на-Дону не так много. В основном ученые уделяют ей
внимание в общих работах посвященных истории армянской диаспоры Юга
России, истории донского края в общем, и истории города Ростова-на-Дону в
частности. Что неудивительно, ведь история Нахичевани является
неотъемлемой частью и того и другого.
Целью данной работы является выявление основных особенностей
формирования города нового типа на Юге России на примере г. Нахичевани-
на-Дону, его социального и этноконфессионального состава, специфики
городского самоуправления, зарождение и развитие культуры города.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие
взаимосвязанные задачи исследования:
1. Показать причины переселения армян из Крыма на Дон,
социальный состав переселенцев и их перспективный потенциал для
развития донского края;
2. На основе имеющихся данных выявить основные этапы политики
российского государства по отношению к армянам в России;
Самарина Н.В. Формирование общей системы административного управления Ростовом и Нахичеванью-
на-Дону во второй половине XIX-начале ХХ вв. Нахичевань-на-Дону: история и современность (к 240-
летию переселения армян на Дон): материалы международной научной конференции (г. Ростов-на-Дону,
18-19 октября 2019 г.). Ростов-на-Дону: Foundation, 2019. С. 281-287
3. Определить особенности городского самоуправления и его
изменения с течением времени и в результате реформ;
4. Проанализировать особенности формирования городской жизни
в Нахичевани-на-Дону и характер взаимоотношений городских жителей с
«иногородними»;
5. Определить особенности формирования сельской жизни
армянской диаспоры на Дону;
6. Выявить особенности духовной жизни города Нахичевани-на-
Дону, строительства культовых сооружений, их взаимоотношения, и
отношения городской верхушки к ним;
7. Проанализировать основные этапы развития образования в г.
Нахичевани-на-Дону;
8. На основе имеющихся источников выявить особенности
складывания культурной жизни города, благотворительной и
просветительской деятельности нахичеванцев.
Хронологические рамки исследования охватывают период с
последней четверти XVIII века до 1917 года. Верхняя граница периода
объясняется появлением в результате переселенческой политики российского
самодержавия армянского этноса на донской земле и образованием г. Нор
Нахичевани и шести сел. Нижняя граница обусловлена тем, что в 1917 году в
связи с революционными событиями резко меняется повседневный быт и
культура города. В работе рассмотрены некоторые события 1920-х гг.,
показывающие изменение религиозной жизни в 1920-е гг. Создается единый,
для Ростова и Нахичевани, орган управления, и уже в дальнейшем в 1929
году Нахичевань становится частью г. Ростова-на-Дону.
Территориальные рамки исследования охватывают границу г.
Нахичевани-на-Дону и его сельской округи, на протяжении исследуемого
периода находящиеся в разных субъектах Российской империи: Азовская
губерния, Новороссийское наместничество-составляя на территории
расселения армян так называемый Армянский округ, Екатеринославская
губерния и Таганрогское градоначальство, при этом Нахичевань-на-Дону с
сельской округой входили в состав Ростовского уезда. Затем Ростовский уезд
и Таганрогское градоначальство с городами Азов, Таганрог, Ростов и
Нахичевань-на-Дону переходят в ведение Области Войска Донского, которые
образуют Ростовский округ с Нахичеванью и сельской округе в своем
составе.
Методология и методы диссертационного исследования.
Исследование проводилось в рамках «урбанистики», нового раздела
исторической науки направленного на изучение повседневной,
социокультурной, религиозной, экономической жизни городских сообществ.
Историзм как основополагающий принцип любого научного исследования в
области истории показывает причинно-следственные связи и социальный
контекст всех общественных процессов. Понимание взаимозависимости
общества и государства, дает комплексную картину исторического
прошлого. При анализе архивных материалов, опубликованных документов и
научной литературы применялись такие научные методы исторического
исследования, как историко-генетический, историко-сравнительный,
историко-типологический и структурно-функциональный.
Автор стремился воссоздать многоуровневую стереоскопическую
картину исторического прошлого города Нахичевани-на-Дону и его
окрестностей. Работа базируется на микроисторическом подходе и
принципах историзма, объективности и системности. В совокупности
принципы позволили осуществить глубокий анализ выявленной
проблематики, связанной с локальными особенностями формирования
города нового типа на Юге России. Микроисторический подход при анализе
исследуемых процессов позволил не только рассмотреть социокультурные,
духовные, этно-конфессиональные, политико-правовые, этнографические
явления в целостности и конкретно-исторической обусловленности, но и
выявить их причинно-следственную результативность. В исследовании
использовались и междисциплинарные методы, такие как
искусствоведческий метод: анализ архитектуры.
Используемые методы позволили выявить сущность и дать
характеристику особенностям развития г. Нахичевани-на-Дону как города
нового типа на Юге России, с характерными «восточными» чертами,
множеством особых привилегий дарованных русским правительством
переселенцам из Крыма, основанный на многонациональном Нижнем Дону,
что предопределило его дальнейшую адаптацию к правовому статусу и
положению городов Российской империи, а так же «разбавило» его
этническую и конфессиональную однородность.
Источниковая база исследования.
Имеющиеся по исследуемой проблеме источники можно разделить на
следующие группы:
1) делопроизводственные документы;
2) нормативные документы;
3) Статистические источники;
4) источники личного происхождения;
5) материалы периодической печати.
К документам делопроизводства можно отнести архивные
свидетельства, уже опубликованные сборники документов, сборники
законодательных актов, статистические сведения, воспоминания
современников. При проведении исследования, привлекались материалы как
региональных, так и центральных архивов. В ходе работы в Российском
государственном историческом архиве (РГИА) были обнаружены материалы
позволявшие сформировать картину численности населения, гражданского,
административного, культового строительства (ф. 218-департамент
искусственных дел главного управления путей сообщения и публичных
зданий), деятельности армянской апостольской церкви в г. Нахичевани-на-
Дону, в том числе создание церковно-приходских школ (ф. 821, департамент
духовных дел иностранных исповеданий МВД). О ремеслах города и
численности ремесленных мастеров (ф.54, богословское горнозаводское
акционерное общество), картину гражданского строительства и
благоустройства города (ф.139, Петербургская сухопутная таможня
департамента таможенных сборов МФ), о делах нахичеванского магистрата
(ф.1405, Министерство юстиции, ф.1280, Министерство внутренних дел,
ф.1374, Канцелярия генерал-прокурора Сената), работы городского
общественного управления Нахичевани (ф.1149, департамент законов
Государственного Совета, ф.1287, Хозяйственный департамент МВД). О
хозяйственной и административной деятельности Нахичевани полную
картину дают отчеты Таганрогского градоначальства (ф.1281, Совет
министра внутренних дел, ф.1288, Главное управления по делам местного
хозяйства), а также о составлении планов городов, благоустройстве и
строительстве (ф.1293, Техническо-строительный комитет МВД, фонд по
планам городов и чертежам зданий и других сооружений в городах(по
губерниям) от А до Я за 1776-1917 гг.).
О планировке города также имеются данные в Российском
государственном архиве военно-морского флота (Фонд Брусилова Л.А. ф.3,
оп.25, д.237).
Государственный архив Ростовской области вызывает большой
интерес богатейшими материалами по истории г. Нахичевани-на-Дону со
второй половины XIX до начала ХХ веков. Большей частью автором
использовался фонд 91. Например фонд Нахичеванской городской Управы
МВД Екатеринославской губернии содержащий богатый материал по
вопросам организации городского общественного управления, организации
разбивки города на кварталы, улицы и нумерацию домов, благоустройству,
по общественной и социально-экономической жизни города. Фонд
Министерства финансов Екатеринославской губернии, казенной палаты
содержит материалы по вопросам сословной структуры населения города,
перехода из одного сословия в другое, по вопросам купли-продажи
городских усадеб. Архив Нахичеванской городской Управы отдела
Канцелярии Атамана Войска Донского дает большое количество материала,
по выборам в городское общественное управление, по вопросам
строительства церквей в г. Нахичевани, по вопросам благоустройства,
организации учебных заведений, библиотек, музеев, еврейского
молитвенного дома и школы. Фонд МПИ Ростовского округа большой пласт
материала по организации строительства православных храмов в
Нахичевани. В фондах Северо-Кавказский краевой исполнительный комитет
Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и
Уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви и
религиозных культов при Совете министров СССР,1944-1991 гг. содержатся
материалы о сносе храмов г. Нахичевани и Ростова-на-Дону.
Нормативные документы в исследовании представлены
законодательными актами. Законодательная основа указов касающихся
крымских, а затем и донских армян, г. Нахичевани-на-Дону нашли отражение
в «Полном собрании законов Российской империи».45
В исследовании были использованы как первое, так и второе издания
собрания документов. Второе издание собрания документов стало основой
при подготовке третьего параграфа второй главы посвященного
административному управлению г. Нахичевани-на-Дону, собрание
документов использовалось и в других разделах, в том числе посвященных
переселению армян на Дон и основанию г. Нор-Нахичевана (первое издание).
Так же очень ценным источником по истории армянского народа в целом и г.
Нахичевани в частности является «Собрание Актов, относящихся к
45
Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года.
Санкт-Петербург : Тип. II Отд-ния собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. 48 т.: указ. Т. 16 : С 28 июня 1762 по
1765 : От No 11.582 до 12.301. 1830; Там же. Собраниепервое : С 1649 по 12 декабря 1825 года. Санкт-
Петербург. : Тип. II Отд-ния собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. 48 т.: указ. Т. 17 : 1765-1766. 1830; Там же.
Собрание первое: С 1649 по 12 декабря 1825 года. Санкт-Петербург. : Тип. II Отд-ния собств. Е. И. В.
канцелярии, 1830. 48 т.: указ. Т. 20 : 1775-1780. 1830; Там же. Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825
года. Санкт-Петербург. : Тип. II Отд-ния собств. Е. И. В. канцелярии, 1830. 48 т.: указ. Т. 22 : 1784-1788.
1830; Там же. Собрание первое: С 1649 по 12 декабря 1825 года. Санкт-Петербург. : Тип. II Отд-ния собств.
Е. И. В. канцелярии, 1830. 48 т.: указ. Т. 24 :С 6 ноября 1796 по 1798. 1830; Там же Собрание первое :Книга
чертежей и рисунков : (Планы городов). 1859;Там же Собрание второе: [С1..Т. 39 : 1864 : [В 3-х отд-ниях].
1867. Отд-ние 1 : От № 40457 – 41318. 1867; Там же Собраниевторое:[С1.. Т. 40 : 1865 : [В 3-х отд-ниях].
1867. Отд-ние2 :От № 42610 – 42860. 1867; Там же Собрание второе:[С1.. Т. 41 : 1868 : [В 2-х отд-ниях].
1868. Отд-ние1 :От № 42861 – 43602. 1868; Там же Собрание второе : (С 1… Т 45 : 1870 : ( в 3-х отд-ниях)
1874.
обозрению истории армянского народа». 46 Издан сборник документов по
истории армянского народа в Лазаревском институте восточных языков в
1833-1838 гг. Сборник документов предназначался для российских
читателей, и своим выходом был обязан конкретно-историческим
обстоятельствам присоединения Восточной Армении к России
В ходе работы над исследованием были использованы различные
статистические источники. В ходе подсчета жителей города автором были
проанализированы алфавитный список населенных мест области Войска
Донского (издание областного Войска Донского статистического комитета),47
памятные книжка Екатеринославской губернии48 и Списки населенных мест
областей Войска Донского. 49 Для анализа экономики и демографии города
были рассмотрены «Статистические таблицы о состоянии городов
Российской империи, составленные в статистическом отделении Совета
Министерства внутренних дел», а так же «Экономическое состояние
городских поселений Европейской России в 1861-1862 годах». . По
демографии населения армянской колонии на Дону, в первые несколько лет
после переселения очень ценным источником является сборник «Ревизские
сказки крымских армян 1782 года», составленные и изданные А.В.
Ефимовым в 2019 году в Симферополе. В сборнике помещены документы по
истории армянской общины Крыма после переселения в пределы Российской
Империи в 1770–1780-е гг. Впервые публикуются все выявленные списки
46
Собрание Актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Москва, 1833.Ч.1. 407 с.
47
Алфавитный список населенных мест области Войска Донского (издание областного Войска Донского
статистического комитета). Новочеркасск : Обл.Войска Донского тип., 1915.658 с.
48
Памятная книжка Екатеринославской губернии на 1864 г. // Екатеринославский губернский
статистический комитет. Екатеринослав, 1864. 394 с.; Памятная книжка Екатеринославской губернии на
1867 год// Екатеринославский губернский статистический комитет. Екатеринослав, 1866. 526 с.
49
Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим
комитетом Министерства внутренних дел. Санкт-Петербург. : изд. Центр. Стат. Ко Мин. Внутр. Дел, 1861-
1885. Список населенных мест областей Войска Донского (по первой всеобщей переписи населения
Российской империи 1897 г.). Новочеркасск: Областная войска Донского типография, 1905.Ч.1-3. 309 с.
50
Статистические таблицы о состоянии городов Российской империи, Великого княжества Финляндского и
Царства Польского, составленные в Статистическом отделении Совета Министерства внутренних дел.
Санкт-Петербург : тип. Карла Крайя, 1842. 76 с.
51
Экономическое состояние городских поселений Европейской России в 1861-1862 г. Санкт-Петербург :
Типография К. Вульфа, 1863. 920 с.
52
Ревизские сказки крымских армян 1782 года : сборник документов / сост. А.В. Ефимов. Симферополь:
ГАУ РК «Медиацентр И.Гаспринского», 2019. 760 с.
учетных документов IV ревизии населения, осуществленной в 1782 г. в
городе Нор-Нахичеване и окрестных армянских селениях. В исследовании
автор также использовал справочный аппарат, как например справочники
«Весь Ростов н/Д. на 1895» и «Весь Ростов н/Д. на 1897».53
Источники личного происхождения дают важный материал для
изучения города Нахичевани-на-Дону. Они так же представлены
несколькими видами.
Для исследования ценны записки путешественников, проезжавших
через г. Нахичевань-на-Дону в XIX веке: французского путешественника К.
де Барт, академика Петра Симона Палласа, 54 генерала И.А. Безбородко, 55
генерала Н.Н. Раевского, а так же крупного промышленника А.А.
Демидова57. Они оставили очень интересные зарисовки быта и облика города
Нахичевана в первые годы его существования, что дает богатый материал не
только для изучения архитектурного образа города, но и для анализа
повседневной жизни его жителей этого периода. Записки путешественников
важны тем, что «свежий» человек часто замечал и отражал в своих записках
те детали уклада общественной, повседневной и культурной жизни, которые
коренным жителям казались привычными, обыденными, не
заслуживающими внимания и поэтому были обойдены в других видах
источников, составлявшихся на местах.
Важным источником личного происхождения являются воспоминания
жителей Нахичевани-на-Дону, известных уроженцев, общественных
деятелей, опубликованные в виде мемуаров, в различных изданиях. Так
большой интерес вызывает автобиография всемирно известного художника
Весь Ростов н/Д на 1897 год. Адрес- календарь, торгово-промышленная справочная книга / изд. А. И. Тер-
Абрамиан. Ростов-на-Дону: типо-лит. И. А. Тер-Абрамиан, 1897. 132 с.
54
Записки Ростовского-на-Дону общества истории, древностей и природы: В 2-х т. / Издан под ред. А.
Ильина. Ростов-на-Дону, 1914. 356 с.
55
Бумаги, относящиеся до Отечественной войны 1812 года, собранные и изданные П.И. Щукины : т-во тип.
А.И. Мамонтова , 1897-1912. Ч. 1-10. 536 с.
56
Архив Раевских / Ред. и примеч. Б.Л. Модзалевского. Санкт-Петербург: тип. А. Александрова, 1908-
1915.Т. 1-5. 574 с.
57
Демидов А.Н. Путешествие в южную Россию и Крым через Венгрию, Валахию и Молдавию совершенное
в 1837 году Анатолием Демидовы: изд. Украшенное рис. Раффе. Москва, 1853. 543 с.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Эволюция социокультурного облика города Нахичевани-на-Дону в контексте российской политики конца XVIII-начала ХХ вв.»

    Публикации автора в научных журналах

    С.С. Козлов //Известия Ростовского областного музея краеведения.Ростов-на-Дону, 2– Вып. № – С. 90-(1,6 п.л.).
    Земельные отношения в конце XIX в. между городами и станицами Области Войска Донского (На примере г. Нахичевании станицы Гниловской)
    С.С. Козлов // Известия Ростовского областногомузея краеведения. – Ростов-на-Дону, 2– Вып. № – С.65-(0,5 п.л.).
    Переселение армян на Дон – культурно-исторические и демографические аспекты в культуре Крыма и Дона
    С.С. Козлов //Актуальные вопросы охраны и использования культурного наследия Крыма:МатериалыVIВсероссийскойнаучно-практическойконференции,(Евпатория, 30-31 мая 2019 г.) / гл. ред. В. Е. Науменок. – Симферополь:Ариал, 2– С.149-(0,8 п.л.).
    Ерванд Шахазиз и его служба в Нахичевано-Бессарабской духовной семинарии
    С.С. Козлов // М.С. Шагинян и еесовременники: Материалы VI Шагиняновских чтений. – Ростов-на-Дону:Фонд науки и образования, 2– С.46-(0,3 п.л.).
    К вопросу формирования городской жизни в г.Нахичевани-на-Дону в последней четверти XIX-начале ХХ вв.
    С.С. Козлов //Нахичевань-на-Дону: история и современность (к 240-летию переселенияармян на Дон): материалы международной научной конференции (г. Ростов-на-Дону, 18-19 октября 2019 г.). – Ростов-на-Дону: Foundation, 2– С.194
    Начальный этап формирования городской жизни в г.Нахичевани-на-Дону конца XVIII – начала XIX вв.
    С.С. Козлов//НаучноенаследиепрофессораА.П.Пронштейнаиактуальныепроблемыисторическойнауки(к100-летиюсоднярождениявыдающегосяроссийскогоученого):Материалы всероссийской(смеждународнымучастием) научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, 22–23марта 2019 г.) / Отв. ред. Д.П. Исаев, Д.В. Сень, М.Е. Шалак. – Ростов-на-Дону: Альтаир, 2– С. 608-(0,8 п.л.).
    Музеи в культурной жизни города Нахичевани-на-Дону в начале ХХ века
    С.С. Козлов// Известия Ростовского областногомузея краеведения. – Ростов-на-Дону, 2– Вып. № – С. 29-(0,5п.л.).
    Благоустройство Нахичевани-на-Дону во второй половине XIX-начале ХХ вв.
    С.С. Козлов // Многонациональный Донскойкрай в литературном наследии М.С. Шагинян и ее современников:Материалы VIII Шагиняновских чтений. – Ростов-на-Дону; Чалтырь: Фонднауки и образования, 2– С. 101-(0,9 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Всесоюзное добровольное общество любителей книги (1974-1992): «организованное чтение» в контексте позднего советского общества
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
    Динамика коммемораций Н. М. Ядринцева в 1894 – 1994 гг.
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
    Польские военнопленные в лагерях Центральной России, 1919-1922 годы
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»