Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ………………………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Материя идеи и утопическое мышление …………………………………… 14

§1.1 Интеллигибельная материя и возможный человек …………………………… 14

§1.2 Сознание и созерцание ………………………………………………………………….. 39

§1.3 Миф и утопия, символ и сознание ………………………………………………….. 56

Глава 2. Ego cogito как событие ……………………………………………………………. 77

§2.1 Невозможное мышление Рене Декарта …………………………………………… 77

§2.2 Принцип ratio и проблема соединения души и тела ……………………….. 102

§2.3 Путь сознания и проблема субъективности …………………………………… 120

Глава 3. Трансцендентальные формы и расширение души ……………………. 140

§3.1 К вопросу о форме: от Маркса к Канту …………………………………………. 140

§3.2 Расширение души и время как различие ……………………………………….. 154

Заключение ……………………………………………………………………………………….. 167

Список литературы ……………………………………………………………………………. 170

Во «Введении» обосновывается актуальность темы диссертации, осу-
ществляется постановка проблемы, раскрывается степень разработанности про-
блемы, обозначается понятийное поле исследования, формулируются цель и за-
дачи, объект, предмет, методы исследования, представлены методологические
основы диссертации, обозначены положения, демонстрирующие новизну и тео-
ретико-практическую значимость работы.
В первой главе «Материя идеи и утопическое мышление» рассматри-
вается термин Платона «χώρα» и особенности работы с ним М.К. Мамардашви-
ли, связанные с понятием «у-топос».
В §1 первой главы «Интеллигибельная материя и возможный чело-
век» рассматриваются особенности работы М.К. Мамардашвили с термином
философии Платона «χώρα», которые позволяют прояснить его концепт «воз-
можный человек». Подчеркивается, что при сопоставлении диалогов Платона
«Тимей» и «Парменид» термин «χώρα» обозначает собою материю идеи, т.е. ее
иное. В философии М.К. Мамардашвили этот ход реализуется в виде работы с
термином «интеллигибельная материя». В связи с этим выделяются три основ-
ные семантические характеристики данного термина. Во-первых, уделяется
внимание связи «интеллигибельной материи» с пифагорейской «двоицей». В
философии М.К. Мамардашвили этот момент акцентируется в виде связи меж-
ду двумя точками, между «Я» и «Другой», между законом и «законом законов».
На основании последнего рассматривается подход М.К. Мамардашвили к сфе-
рам культуры и политики. Во-вторых, указывается на еще один смысл данного
термина, связанный с воображением. При этом указывается на то, что вообра-
жение здесь предстает как минимум чувственного и минимум рационального. В
философии М.К. Мамардашвили выделяется концепт, обладающий такими же
характеристиками: структура ratio. Это структура обнаруживается в простран-
стве между «Я» и Другим, но с помощью особых инструментов: «производя-
щих произведений», или «opera operans». В-третьих, обращается внимание на
то, как «интеллигибельная материя» сущностно определяется через возмож-
ность. На основании этого анализируется важный концепт философии М.К.
Мамардашвили – «возможный человек». Делается вывод о том, что философия
сознания М.К. Мамардашвили имеет в качестве основания пространство «ин-
теллигибельной материи» и базируется только на возможных характеристиках.
В §2 первой главы «Сознание и созерцание» рассматривается концеп-
туальная связь платонической практики созерцания и акта сознания в понима-
нии М.К. Мамардашвили. Выделяются три основных параметра: мера, закон,
орган. С их помощью анализируются три сферы жизни: биологическая, психо-
логическая, онтологическая. Последняя из них описывается как связанная с
практикой созерцания. Вместе с тем указывается на то, что переход от психоло-
гической области к онтологической происходит через акт сознания. Выделяют-
ся три момента, общие для акта сознания и практики созерцания. Во-первых, в
обоих случаях идея Блага рассматривается одновременно и как трансцендент-
ная, и как имманентная. Во-вторых, как сознание, так и созерцание осуществ-
ляются как процесс взаимоперехода внешнего во внутреннее, или – как процесс
взаимопроникновения субъекта и объекта. В-третьих, в обоих случаях мы
наблюдаем ситуацию тождества бытия и мышления. Вместе с тем указывается
и на различие между актом сознания и практикой созерцания. Оно связано с
тем, что М.К. Мамардашвили не допускает интеллектуального созерцания
формы идеи, но связывает акт сознания с материей идеи, с «интеллигибельной
материей».
В §3 первой главы «Миф и утопия, символ и сознание» термин «ин-
теллигибельная материя» рассматривается в связи с разрабатываемой М.К. Ма-
мардашвили концепцией утопического мышления. При этом создается аппарат
для различения в виде описания, с одной стороны, структуры символа, и струк-
туры мифа – с другой. Выявляется, что концепция утопического мышления
М.К. Мамардашвили базируется на символической структуре сознания. Эта
структура является двойственной как содержащая в себе момент события, ко-
торое всегда усиливается индивидуальным актом усмотрения «у-топоса». В
противовес этой структуре рассматривается структура мифа, в которой «у-
топос» оказывается недоступным для сознания, т.к. описывается как «суще-
ствующее место», что лишает его всех характеристик, связанных с «интеллиги-
бельной материей». Иначе говоря, у-топос характеризуется не с помощью гла-
гола «may», но с помощью глагола «can». В то время как в философском про-
екте М.К. Мамардашвили пространство у-топоса, пространство интеллигибель-
ной материи определяется как только возможное. Подчеркивается, что в фило-
софии М.К. Мамардашвили структура мифа представляется сугубо негативно
ввиду того, что сознание, описываемое через такую структуру, становится ее
функциональным моментом, лишаясь своей главной характеристики – авто-
номности. На этот проблемный момент указывается в связи с философскими
проектами Хайдеггера, Гуссерля, Сартра, Маркса, Фрейда. В противовес такому
подходу указывается на символическую структуру сознания, в которой авто-
номность сознания реализуется через участие в только возможном несуще-
ствующем месте – в у-топосе.
Во второй главе «Ego cogito как событие» когитальный акт философии
Декарта рассматривается в связи с проектом философии события М.К. Мамар-
дашвили
В §1 второй главы «Невозможное мышление Рене Декарта» указыва-
ется на то, что М.К. Мамардашвили рассматривает философию Декарта в свете
неклассического идеала рациональности. Дается описание того, как М.К. Ма-
мардашвили раскрывает вопрос о субстанциональности ego cogito: сознание,
по мысли М.К. Мамардашвили, интенционально направлено на особого рода
невозможный феномен, продукт рассудка. Анализируется то, как сознание и
феномен, на которое оно направлено в интерпретации М.К. Мамардашвили
имеют общую характерную черту – невозможность. Объясняется это тем, что
там, где человек включается в мышление, он уже должен тем или иным обра-
зом определить объект своего мышления. Подчеркивается, что основанием
мышления является не такого рода объект, т.к. при определении его содержа-
ния процесс мышления прекращается. Отсюда делается вывод о том, что фено-
мен, ввиду которого актуализируется сам процесс мышления (продукт рассуд-
ка), полагается как неопределенный, находящийся вне границ человеческих по-
знавательных возможностей. Но при актуализации мышления теми же чертами
обладает и сознание, если мы рассматриваем его как направленное на такой
продукт рассудка. При этом М.К. Мамардашвили, в отличие от философов тра-
диции постструктурализма, описывает данные особенности не как дискредити-
рующие процесс мышления, но закладывает их в основу описания события со-
знания. Это позволяет задать новый способ описания события мышления: ego
cogito автономно, субстанционально и не связано с каким-либо содержанием
мира, поскольку невозможный феномен задается как неопределенный. Описы-
вается то, как при анализе трактата «Страсти души» М.К. Мамардашвили опи-
рается на анализ страсти удивления, которая одна из всех страстей направляет
сознание на редкий, уникальный феномен, тем самым актуализируя невозмож-
ное мышление. Подчеркивается то, как мышление, направленное на уникаль-
ный продукт рассудка, не может быть описано через то, что могло бы являться
гарантом его действенности, но может быть рассмотрено только через свою со-
бытийность. В таком случае объективной данностью является само событие со-
знания, которое не может описываться через внешние для него термины ввиду
неопределенности продукта рассудка. В конце параграфа описывается того, как
человек получает возможность рационального постижения мира, которое М.К.
Мамардашвили описывает в виде роста «мускулов мысли».
В §2 второй главы «Принцип ratio и проблема соединения души и те-
ла» анализируется интерпретация М.К. Мамардашвили важного для его фено-
менологического проекта момента философии Декарта – факта соединения ду-
ши и тела. Подчеркивается, что сам этот факт, который Декарт называл «про-
стейшим», М.К. Мамардашвили использует в качестве отправного пункта фе-
номенологического рассмотрения. Дается описание того, как М.К. Мамарда-
швили развивает этот момент с помощью двух операций. Во-первых, это про-
цедура феноменологической редукции, с помощью которой акт соединения те-
ла и души обнаруживается как акт пройденной бесконечности. Во-вторых, М.К.
Мамардашвили использует процедуру усиления, которая фактически дублирует
акт прохождения бесконечности и вместе с тем делает этот акт данностью со-
знания. Подчеркивается, что для М.К. Мамардашвили эта процедура усиления
связана с творческим актом, с созданием «производящих произведений». При
дальнейшем анализе процедуры усиления выявляется то, что ее постоянство
обеспечивается за счет структуры ratio. Подчеркивается, что в философии М.К.
Мамардашвили рациональное не представляет собою нечто, противопоставляе-
мое иррациональному.
В §3 второй главы «Путь сознания и проблема субъективности» осо-
бенности подхода М.К. Мамардашвили к философии Декарта анализируются в
свете проблемы субъективности. Акцентируется момент того, что М.К. Мамар-
дашвили, обращаясь в рамках своего проекта философии сознания к философ-
ским проектам Декарта и Канта обходит проблемное поле, связанное с субъек-
тивностью. В качестве основания для анализа этого момента описывается
структура двойного когитального акта. Это позволяет выявить то, что М.К.
Мамардашвили первый когитальный акт описывает как «неотрефлексирован-
ное сознание», которое принадлежит бытию в качестве события мира, а второй
когитальный акт – как акт индивидуальной мысли. Делается вывод о том, что в
лекциях по античной философии М.К. Мамардашвили идет по пути от бытия к
мышлению, а в лекциях по Декарту – от мышления к бытию. Иначе говоря, в
одном случае он отталкивается от первого когитального акта, во втором – от
второго когитального акта. Описывается общее для этих двух подходов кон-
цептуальное поле, которое состоит в тождестве бытия и мышления, выявляе-
мом на уровне сознания. Благодаря этому выявляется причина, по которой про-
блема субъективности не стоит перед М.К. Мамардашвили: как лекции по ан-
тичной философии, так и лекции по Декарту и Канту объединены общей про-
блематикой философии сознания, которая в разных курсах только рассматрива-
ется с разных углов зрения.
В третьей главе «Трансцендентальные формы и расширение души»
учение Канта о трансцендентальных формах пространства и времени рассмат-
ривается в связи с феноменологическим анализом М.К. Мамардашвили процес-
са расширения души.
В §1 третьей главы «К вопросу о форме: от Маркса к Канту» подчер-
кивается роль ранних теоретических исследований М.К. Мамардашвили фило-
софии Маркса при его подходе к философии Канта. Сопоставляется подход
М.К. Мамардашвили к термину Маркса «превращенная форма» с его подходом
к анализу трансцендентальных форм. В обоих случаях выявляются следующие
характеристики формы: сверхэмпиричность, отсутствие содержания, надинди-
видуальность и связанность с процедурой извлечения смысла. Именно ввиду
бессодержательности формы сознание описывается как принадлежащее уто-
пичному пространству. Постулируется то, как, по мысли М.К. Мамардашвили,
сознание принадлежит такого рода пространству, которое можно обозначить в
виде «межмирья». В этом пространстве сознание описывается как вечно произ-
водящая себя возможность, раскрывающаяся между полюсами невозможного
(утопичного), с одной стороны, и полюсом присутствия в настоящем – с дру-
гой. Объясняется это тем, что при феноменологическом анализе, как превра-
щенная форма (Маркс), так и трансцендентальная форма (Кант), проявляют се-
бя в виде тождественности того, о чем спрашивается, и того, посредством чего
вопрос становится возможным. Отталкиваясь от данного факта, автор постули-
рует наличие зоны неопределенности, в которой сознание не является чем-то
производным от формы (или наоборот), а является тождественным с этой фор-
мой. Подчеркивается то, что форма при таком анализе является пространством
рождения сознания, при этом принадлежа жизни сознания, т.е. являясь взаимо-
обратимо связанным с актом рождения сознания. В заключении автор описыва-
ет то, как М.К. Мамардашвили связывает действенность такой формы с жизнью
культуры.
В §2 третьей главы «Расширение души и время как различие» дела-
ется акцент на концептуальные особенности работы М.К. Мамардашвили с
трансцендентальной формой времени. Подчеркивается, что М.К. Мамардашви-
ли раскрывает свой феноменологический проект на основании факта опреде-
ленности сознания в мире. Этот факт описывается с помощью двух трансцен-
дентальных форм: пространства и времени. При этом дается определение про-
странства как отличие предмета от других предметов, и определение времени –
как отличие предмета от самого себя. На основании положений, которые были
заданы в предыдущих параграфах (в первую очередь – в первом параграфе пер-
вой главы) относительно формы пространства (интеллигибельной материи),
проведен анализ работы М.К. Мамардашвили с понятием времени. Указывается
на то, что М.К. Мамардашвили отталкивается в своем анализе работы сознания
от факта недоопределенности мира во времени. Событие сознания описывается
в виде схватывания состояния, которое сопряжено со вневременным, но при
этом допускает минимальные различия в нем (вневременном). В этом состоя-
нии минимальная различительность отождествляется не с чем-то находящимся
в последовательности, но рассматривается в соотнесении с пространством ин-
теллигибельной материи. Автор описывает особенности подхода М.К. Мамар-
дашвили к понятию времени, которое в виде такой минимальной различитель-
ности не является временем эмпирической жизни индивида (и которое могло
бы быть представлено в виде последовательности), но соотносится с различия-
ми, которые вносятся в саму интеллигибельную материю. Автор соотносит так
понимаемое понятие времени с одним из ключевых моментов М.К. Мамарда-
швили – удивлением. На основании такого соотнесения акт сознания описыва-
ется как акт удивления, который предполагает для своего удержания внесение
минимальных различий в состояние. Именно формой внесения таких измене-
ний и является время, в котором человек с ростом удивления обнаруживает
вместе с тем тождественность того, чему он удивляется. Этот момент анализи-
руется в связи с процессом «расширения души». Автор указывает на то, что
смысл минимальной различительности формы времени заключается в том, как
все большее содержание изымается из эмпирической жизни индивида и пере-
носится в «межмирье» интеллигибельной материи. Этот процесс М.К. Мамар-
дашвили и описывает в виде процесса «расширения души». В рамках этого ана-
лиза описываются сходства и различия философских проектов Ж.Делеза и М.К.
Мамардашвили.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, наме-
чаются перспективы дальнейшей научной деятельности в рамках выбранного
направления.

Актуальность темы исследования. В конце ХХ века мы наблюдаем про-
буждающийся интерес к особой сфере исследований, связанных с философией со-
знания. Среди таких исследований в отечественной традиции ярким примером яв-
ляется философский проект М.К. Мамардашвили.
В рамках философии сознания долгое время доминировала тенденция к
описанию сознания через структуры, по отношению к которым оно занимает под-
чиненную позицию, таковы структуры физиологическая (например, структура
мозга), психологическая (структура психики), онтологическая (структура бытия).
В философии сознания Мамардашвили сознание рассматривается совершенно с
иных позиций, через такие его свойства, как автономность и избыточность.
Анализ философских идей М.К. Мамардашвили открывает широкое поле
возможностей для более глубокого рассмотрения темы взаимосвязи сознания и
творческого акта. Проблематика подобной взаимосвязи раскрывается Мамарда-
швили как через вдумчивое осмысление концепций европейских философов, так и
на примерах литературного творчества. Это позволяет расширить поле исследо-
вания данной темы, при этом обнаруживая в ней новые аспекты и проблемы.
Если среди мыслителей русской традиции М.К. Мамардашвили выделяет
П.Я. Чаадаева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и В.В. Набокова, то число фи-
лософов и писателей европейской традиции, к которым обращается Мамардашви-
ли, выглядит гораздо более широким: Парменид, Гераклит, Сократ, Платон,
Р.Декарт, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Л. Витгенштейн, Э. Гуссерль, Ж.-П.
Сартр, А. Пуанкаре, М. Пруст, Данте, Ф. Кафка, Ш. Бодлер, А. Арто, Р.М. Рильке,
П. Валери, Г. Бенн. В данном исследовании прослеживается то, как философия
сознания М.К. Мамардашвили становится связующим звеном для разнообразных
идей о сознании, выдвигавшихся мыслителями европейской традиции. При этом
выявляются общие предпосылки, из которых исходит М.К. Мамардашвили при
анализе творчества различных мыслителей — через те характерные особенности,
которые Мамардашвили раскрывает в их творчестве в рамках своего феноменоло-
гического проекта.
Вместе с тем проблемой является то, что имеющиеся исследования, посвя-
щенные творчеству М.К. Мамардашвили, ограничиваются выявлением особенно-
стей его подхода к тому или иному мыслителю. Важным и актуальным является
рассмотрение таких концептуальных особенностей не как принадлежащих раз-
личным областям исследования (антиковедению, картезианству, кантоведению),
но рассмотрение их в совокупности. Это позволяется выявить тот концептуаль-
ный фон философии М.К. Мамардашвили, на котором идеи европейских мысли-
телей оказываются связанными между собой. Такой подход позволяет выявить
историко-философское значение концепции философии сознания М.К. Мамарда-
швили. Вместе с тем при таком рассмотрении творчества М.К. Мамардашвили
становится более наглядной важность вопросов об автономности сознания и его
связи с творческим актом.
Также мы знаем о том, что проблема сознания является одной из самых ак-
туальных для философии ХХ-ХХI веков. Поэтому считается важным определить
концептуальную основу философии М.К. Мамардашвили не только в рамках ана-
лиза его обращения к классикам европейской философии, но и выявить ориги-
нальные черты его философского проекта на фоне европейской философии ХХ
века.
Для отечественной философии такого рода анализ представляется особенно
важным, во-первых, ввиду того, что философский проект М.К. Мамардашвили
являет собою пример выхода за пределы официальной философии советского пе-
риода, ограниченность которой проявляется и в современной отечественной фи-
лософии, которая в той или иной степени на нее опирается. Во-вторых, в фило-
софском проекте М.К. Мамардашвили мы находим возможности для выявления
новых подходов в осмыслении европейской философской традиции. И, в-третьих,
выявление концептуальной основы философии сознания М.К. Мамардашвили на
фоне философии ХХ века позволяет определить основания, на которых отече-
ственный мыслитель имеет возможность полновесно выступать в широком поле
европейской философской мысли.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на то, что М.К. Мамарда-
швили считается одной из крупнейших фигур в отечественной философии XX ве-
ка, количество исследований по его наследию приходится признать недостаточ-
ным.
Во-первых, имеются исследования, касающиеся философии М.К. Мамарда-
швили в целом. Здесь нельзя не упомянуть книги Н.В. Мотрошиловой «Мераб
Мамардашвили: философские размышления и личностный опыт» и «Отечествен-
ная философия 50–80-х годов и западная мысль», книгу В.А. Подороги «Тополо-
гия страсти. Мераб Мамардашвили. Современность философии», книгу С.А.
Смирнова «Мераб Мамардашвили: топология мысли», статью А.В. Ахутина «В
стране Мамардашвили», статью В.Ю. Даренского «Парадигмальность философ-
ского проекта М.К. Мамардашвили». В рамках нашей темы данный раздел может
быть дополнен исследованиями, в которых предпринимается попытка через опре-
делённый концепт представить философский проект М.К. Мамардашвили в це-
лом 1.
Во-вторых, некоторые исследователи рассматривают творчество М.К. Ма-
мардашвили в контексте советской философии второй половины XX в. Здесь осо-
бенности его философского проекта в первую очередь выделяются на фоне отече-
ственной философии, но не на фоне европейской традиции. Здесь нельзя не упо-
Мотрошилова, Н. В. Мераб Мамардашвили: философские размышления и личностный опыт. М.: «Канон+» РООИ
«Реабилитация», 2007. 320 с.; Мотрошилова, Н. В. Отечественная философия 50–80-х годов и западная мысль. М.:
Академический Проект, 2012. 376 с.; Подорога В.А. Топология страсти. Мераб Мамардашвили. Современность
философии. М.: Канон+, 2020. 352 с.; 2. Смирнов С. А. Мераб Мамардашвили: топология мысли. СПб.: Алетейя,
2020. 392 с.; Огурцов, А. П. Физическая метафизика: незавершенный проект М. К. Мамардашвили // Мераб Ма-
мардашвили: «Быть философом — это судьба…» / Материалы Международной конференции «Мераб Мамарда-
швили: вклад в развитие философии и культуры»,. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 109–121; Соловьев Э. Ю. Эк-
зистенциальная сотериология Мераба Мамардашвили // Материалы научной конференции «Чаадаев и Мамарда-
швили: перекличка голосов, проблем и перспектив. Традиция и эволюция исторического взгляда в русской фило-
софии». Соликамск, 2000. С. 9–26; Рыклин М., Подорога В. Третья возможность метафизики (беседа об одном фи-
лософском опыте) // «Мысль изреченная». Сборник научных статей. М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1991.
С. 96–112; Калиниченко, В. Понятие «классического» и «неклассического» в философии М. К. Мамардашвили //
Встреча с Декартом. Философские чтения, посвященные М. К. Мамардашвили, 1994 год. М.: AdMarginem, 1996. С.
51–72; Даренский В. Ю. Парадигмальность философского проекта М. К. Мамардашвили // Вестник Самарской гу-
манитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2017. № 2. С. 97–112; Ахутин А. В. В стране Мамарда-
швили // Мераб Константинович Мамардашвили. М.: РОССПЭН, 2009. С. 42–84.
мянуть диссертацию Ю.В. Пущаева «Феноменология и диалектика в творчестве
М.К. Мамардашвили и Э.В. Ильенкова», а также его монографию «Философия
советского времени. М. Мамардашвили и Э. Ильенков (энергии отталкивания и
притяжения)». Кроме того, сюда же относится упомянутая книга Н.В. Мотроши-
ловой «Отечественная философия 50–80-х годов и западная мысль» 2.
В-третьих, ряд исследований посвящён феноменологии сознания. Здесь
необходимо указать на монографию Д.Э. Гаспарян «Философия сознания Мераба
Мамардашвили», а также на её статьи «Необъективируемая природа сознания в
трансцендентализме Мераба Мамардашвили», «“Сознательная жизнь” в экзистен-
циализме М. Мамардашвили», «Феноменальность сознания в аналитических тео-
риях Л. Бейкер и Д. Чалмерса и феноменологическая теория сознания М. Мамар-
дашвили», «Трансиндивидуальное сознания в работах М. Мамардашвили и
К. Маркса», на книгу В.А. Конева и Ю.А. Разинова «Критика опыта сознания.
Самарские семинары по трактату М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского
“Символ и сознание”», на диссертацию Игнатовой А.А. «Метатеоретический под-
ход к анализу сознания (на основе работ М.К. Мамардашвили)», а также на ста-
тью С.А. Нижникова «Постижение Мамардашвили. Часть 2. Символ и сознание в
творчестве М.К. Мамардашвили» 3.
В-четвёртых, имеется ряд работ, посвящённых философии события М.К.
Мамардашвили: это диссертация Д.Г. Рындина «Концепт “событие” в философии
М.К. Мамардашвили: историко-философские аспекты», его же статья «Проблема
события и внутреннее слово в интерпретации М.К. Мамардашвили», а также ста-
Пущаев Ю.В. Феноменология и диалектика в творчестве М.К. Мамардашвили и Э.В. Ильенкова. М., 2009. 193 с.;
Пущаев Ю.В. Философия советского времени. М. Мамардашвили и Э. Ильенков (энергии отталкивания и притя-
жения). М.: ИНИОН РАН, 2018. 356 с.
3
Гаспарян Д. Э. Философия сознания Мераба Мамардашвили. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. 288 с.;
Гаспарян, Д. Э. Необъективируемая природа сознания в трансцендентализме Мераба Мамардашвили // Антино-
мии. 2019. Т. 19, в. 2. С. 25–44; Гаспарян Д. Э. «Сознательная жизнь» в экзистенциализме М. Мамардашвили // Че-
ловек. 2020. Т. 31, № 2. С. 55–75; Гаспарян Д. Э. Феноменальность сознания в аналитических теориях Л. Бейкери
Д. Чалмерса и феноменологическая теория сознания М. Мамардашвили // Наука. Искусство. Культура. 2020. № 2
(26). С. 43–60; Гаспарян Д.Э. Трансиндивидуальное сознание в работах М. Мамардашвили и К. Маркса // Психоло-
гические исследования. 2019. Т. 12, № 65–66. C. 3; Конев В.А., Разинов Ю.А. «Критика опыта сознания. Самарские
семинары по трактату М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского “Символ и сознание”» // Самара: Изд-во Самар-
ского университета, 2008. 160 с.; Игнатова А.А. Метатеоретический подход к анализу сознания (на основе работ
М.К. Мамардашвили). Ростов-на-Дону, 2011. 138 с.; Нижников С.А. Постижение Мамардашвили. Часть 2. Символ
и сознание в творчестве М.К. Мамардашвили // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время.
2015. Т. 8. № 2. С. 4.
тьи М.Ф. Быковой «Событие мысли и проблема трансцендентальной субъектив-
ности: об одном аспекте философского проекта М. К. Мамардашвили» и С.А.
Нижникова «Постижение Мамардашвили. Часть 1. Философия экзистенциального
события М.К. Мамардашвили» 4.
Кроме того, имеются исследования, авторы которых сосредотачивают вни-
мание на политике, критике культуры, научной методологии.
Второй раздел библиографии в первую очередь связан с проблемой взаи-
модействия М.К. Мамардашвили с европейской традицией. В настоящем иссле-
довании мы выделяем ключевые для философского проекта М.К. Мамардашвили
фигуры европейской традиции: Платон, Декарт и Кант.
По поводу взаимосвязи М.К. Мамардашвили с античной традицией имеются
статьи И.А. Инюшиной «Философия М.К. Мамардашвили как перформативная
практика и античная увещательная традиция» и «Философско-антропологические
идеалы М.К. Мамардашвили в контексте возрождения античной пайдейи», В.М.
Розина «Платон и Мамардашвили: две версии жизни и философских поисков»,
С.А. Гашкова «Проблема интерпретации древнегреческой цивилизации. Кастори-
адис и Мамардашвили: между герменевтикой и структурализмом» и Р.Б. Галани-
на «Две семиотики: Мераб Мамардашвили и Сократ Афинский о знаках, вещах и
языке» 5.
Картезианские истоки философии М.К. Мамардашвили рассматриваются в
сборнике материалов конференции «Встреча с Декартом. Философские чтения,
Рындин Д.В. Концепт «событие» в философии М.К. Мамардашвили: историко-философские аспекты. М., 2020.
153 с.; Рындин Д.В. Проблема события и внутреннее слово в интерпретации М.К. Мамардашвили // Вестник РГГУ.
Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016. № 3 (5). С. 19-27; Нижников С.А. Постижение Мамар-
дашвили. Часть 1. Философия экзистенциального события М.К. Мамардашвили // Электронное научное издание
Альманах Пространство и Время. 2014. Т. 7. № 1. С. 5.
5
Инюшина И.А. Философия М.К. Мамардашвили как перформативная практика и античная увещательная тради-
ция // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 7. С. 170-174;
Инюшина И.А. Философско-антропологические идеалы М.К. Мамардашвили в контексте возрождения античной
пайдейи // Kant. 2019. №1 (30). С. 188-193; Розин В.М. Платон и Мамардашвили: две версии жизни и философских
поисков // Человек.RU. 2018. № 13. С. 27-43; Гашков С.А. Проблема интерпретации древнегреческой цивилизации.
Касториадис и Мамардашвили: между герменевтикой и структурализмом // Философская мысль. 2018. № 8. С. 8–
20; Галанин Р.Б. Две семиотики: Мераб Мамардашвили и Сократ Афинский о знаках, вещах и языке / Р.Б. Галанин
// Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. № 1. С. 43-51.
посвященные М. К. Мамардашвили» (1994 год) и в книге В.А. Конева «Семинар-
ские беседы по «Картезианским размышлениям» М.К. Мамардашвили» 6.
Взаимосвязь философии М.К. Мамардашвили с философией Канта рассмат-
ривается в статьях В.Ю. Файбышенко «Пустая форма и начало истории: транс-
цендентальная философия рождения у Мераба Мамардашвили», В.Л. Круглова
«Условие «мыслить мир»: эстетико-трансцендентальные начала феноменологиче-
ского опыта (Кант — Шпет — Мамардашвили)», Н.Ю. Ворониной «Судьба неко-
торых идей трансцендентализма в контексте поисков неклассической рациональ-
ности (М. Мамардашвили и Кант)», В.В. Васильева «Размышления о “Кантиан-
ских вариациях”», Н.О. Балаева «Форма анализа кантовского наследия в метафи-
зике Мамардашвили» и Н.В. Пашковой «“Кантианские вариации” как поле осо-
знания себя через другого в контексте понимания философии М.К. Мамардашви-
ли» 7.
Особенности феноменологического проекта М.К. Мамардашвили рассмот-
рены в статьях Д.Э. Гаспарян «Феноменология Э. Гуссерля и М. Мамардашвили:
два опыта прочтения», В.Ю. Файбышенко «Встреча с феноменом: воплощение и
развоплощение. О некоторых чертах феноменологического проекта М. К. Мамар-
дашвили», В.В. Калиниченко «Феноменологическая редукция как путь: куда?
(Заметки на темы Эд. Гуссерля и М.К. Мамардашвили)», О.С. Андреевой «Про-
блема начала мышления в работах М. Хайдеггера и М.К. Мамардашвили», Н.Ю.
Ворониной «Предпосылочность мысли: М. Мамардашвили и М. Хайдеггер», В.А.
Антонец «Категория смысла в произведениях М. К. Мамардашвили и В. С. Биб-
Встреча с Декартом. Философские чтения, посвященные М. К. Мамардашвили, 1994 год / ред. В. А. Кругликов,
Ю. П. Сенокосов. М.: AdMarginem, 1996. 438 с.; Конев В.А. Семинарские беседы по “Картезианским размышлени-
ям” М.К. Мамардашвили. Самара: Самарский государственный университет. Кафедра философии гуманитарных
факультетов, 1996 106 с.
7
Файбышенко, В. Ю. Пустая форма и начало истории: трансцендентальная философия рождения у Мераба Ма-
мардашвили // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. II, № 4. С. 13–31; Круглов, В. Л. Условие
«мыслить мир»: эстетико-трансцендентальные начала феноменологического опыта (Кант — Шпет — Мамарда-
швили) // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 337. С. 51.–55; Воронина Н.Ю. Судьба неко-
торых идей трансцендентализма в контексте поисков неклассической рациональности (М. Мамардашвили и Кант)
// Философия: в поисках онтологии. Сборник статей Самарской гуманитарной академии. Самара, 1998. С. 59-77;
Васильев, В. В. Размышления о «Кантианских вариациях» // Мераб Константинович Мамардашвили. М.: Россий-
ская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. С. 203–219; Балаев Н.О. Форма анализа кантовского наследия
в метафизике Мамардашвили // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 2-4. С.
41-43; Пашкова Н.В. «Кантианские вариации» как поле осознания себя через другого в контексте понимания фило-
софии М.К. Мамардашвили // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 8. С. 106-109.
лера» и Я.Ю. Петрык «Концепт «Эстетически-экзистенциального понимания»
философии М. К. Мамардашвили» 8.
Особо важными для данного исследования являются работы, в которых
освещается вопрос о близости философского проекта М.К. Мамардашвили к
французской философии конца XX в.: книга Е.В. Бакеевой «Инкарнация мысли:
постструктурализм в контексте идей М.М. Бахтина и М.К. Мамардашвили», а
также статьи Д. Деянова «Мамардашвили и европейская философия ХХ века»,
Н.Ю. Ворониной «Концепт “события” у М. Мамардашвили и Ж. Делеза» и С.А.
Гашкова «К понятию структуры в работах М. Фуко и М. Мамардашвили» 9.
Объект исследования — философское наследие М.К. Мамардашвили.
Предмет исследования — роль концептов европейских философов в фено-
менологическом проекте М.К. Мамардашвили.
Целью данного исследования выступает анализ смыслового единства фило-
софии М.К. Мамардашвили, которое сохраняется благодаря обращению к идеям
европейских философов.
При этом должны быть выявлены общие предпосылки, из которых исходит
М.К. Мамардашвили при подходе к творчеству различных мыслителей — через те
характерные особенности, которые Мамардашвили раскрывает в их творчестве в
рамках своего феноменологического проекта.
Данная цель определяет решение следующих исследовательских задач:
Гаспарян, Д.Э. Феноменология Э. Гуссерля и М. Мамардашвили: два опыта прочтения // Вопросы философии.
2021. № 4. С. 75–86; Файбышенко В. Ю. Встреча с феноменом: воплощение и развоплощение. О некоторых чертах
феноменологического проекта М. К. Мамардашвили // Международный журнал исследований культуры: границы
субъективности. 2013. № 3 (12). С. 35–40; Калиниченко, В.В. Феноменологическая редукция как путь: куда? (За-
метки на темы Эд.Гуссерля и М. К. Мамардашвили) // «Мысль изреченная». М.: Изд. Российского открытого ун-та,
1991. С. 53–71; Адреева О.С. Проблема начала мышления в работах М. Хайдеггера и М.К. Мамардашвили // Вест-
ник Самарского государственного университета. 2010. № 1 (75). С. 5-10; Воронина Н.Ю. Предпосылочность мыс-
ли: М. Мамардашвили и М. Хайдеггер // Историко-философская проблема: существо и типологическое многообра-
зие. Материалы Международной конференции молодых ученых. М.: Российский государственный гуманитарный
университет, 1998. С. 4-22; Петрык Я. Ю. Концепт «Эстетически экзистенциального понимания» философии М. К.
Мамардашвили // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствове-
дение. Вопросы теории и практики. 2016. № 11, ч. 2. С. 148–150.
9
Бакеева, Е.В. Инкарнация мысли: постструктурализм в контексте идей М.М. Бахтина и М.К. Мамардашвили. М.:
ФЛИНТА, 2017. 156 с.; Деянов, Д. Мамардашвили и европейская философия ХХ века. / Мераб Константинович
Мамардашвили. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. С. 368–388 с.; Воронина Н.Ю.
Концепт «события» у М. Мамардашвили и Ж. Делеза // Философия: в поисках онтологии: Сб. ст. Самара: Самар.
гуманит. акад., 2003. C. 3–33; Гашков С. А. К понятию структуры в работах М. Фуко и М. Мамардашвили // Вест-
ник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 39. С. 141–148.
1. С помощью анализа философии Платона определить основание концеп-
ции «возможного человека» М.К. Мамардашвили;
2. Выявить внутренние сходства и различия между актом сознания у М.К.
Мамардашвили и практикой созерцания у Платона;
3. Обозначить специфику философского проекта М.К. Мамардашвили с по-
мощью сопоставления с философскими проектами европейских мыслителей ХХ
века;
4. Определить концептуальные особенности работы М.К. Мамардашвили с
проблемой соединения души и тела в философии Декарта;
5. Определить, как проявляет себя М.К. Мамардашвили как историк фило-
софии в отношении проблемы субъективности;
6. Проследить, как опыт работы М.К. Мамардашвили с наследием Маркса
проявляется при его анализе трансцендентальных форм философии Канта;
Научная новизна исследования:
1. Доказано, что М.К. Мамардашвили разрабатывает один из главных кон-
цептов своей философии — «возможный человек» — на основании смыслов, сто-
ящих за термином Платона «интеллигибельная материя».
2. Установлено, что сходство между актом сознания и платонической прак-
тикой созерцания выявляется при анализе аксиологических особенностей фено-
менологического проекта М.К. Мамардашвили, различия – при обращении к по-
нятию «интеллигибельная материя».
3. Выявлена специфика философского проекта М.К. Мамардашвили через
описание структуры символа в противовес структуре мифа, которая является кон-
цептуальной основой для ряда философских проектов ХХ века.
4. Утверждается, что, концептуальные особенности работы М.К. Мамарда-
швили с проблемой соединения души и тела в философии Декарта выражаются
через описание структуры «ratio».
5. Доказано, что М.К. Мамардашвили как историк философии решает про-
блему субъективности, традиционно связываемую с именем Декарта, через обра-
щение к понятию «дорефелексивное ego» и введение понятия «путь сознания».
6. Установлено, что опыт работы М.К. Мамардашвили с наследием Маркса
выражается в том, как он использует понятие «превращённая форма» для анализа
трансцендентальной формы времени Канта.
Положения, выносимые на защиту:
1. М.К. Мамардашвили в рамках своего феноменологического проекта отка-
зывается от метода феноменологической редукции Э. Гуссерля в пользу своего
метода феноменологической абстракции, который отличается от последнего вни-
манием к событию извлечения смысла. В рамках этого метода он обнаруживает те
состояния индивидуального сознания, которые сопрягаются с «интеллигибельной
материей» (которая в философии Платона раскрывается как «иное» идеи). В этой
интеллигибельной материи он постулирует наличие феномена «возможного чело-
века», чем задает концептуальную основу своего антропологического проекта,
опирающегося на понятие «возможность».
2. Переход от психологической области к онтологической, в интерпретации
Мамардашвили, совершается через событие актуализации формы (идеи). Это со-
бытие сопровождается усмотрением феномена, который аксиологически и эстети-
чески окрашен. Последнее говорит о внутреннем сходстве акта усмотрения такого
феномена и практики созерцания идеи Блага у Платона. Кроме того, ещё одним
важным сходством этих актов является процесс перехода внешнего во внутрен-
нее. Различия же между актом сознания и актом созерцания, определяются тем,
что М.К. Мамардашвили не допускает интеллектуального созерцания формы
идеи, но опирается в своем философском проекте на понятие «интеллигибельная
материя».
3. В философском проекте М.К. Мамардашвили выявляется акцентирован-
ное внимание к особенностям структуры символа в противовес структуре мифа.
М.К. Мамардашвили рассматривает бытие через необходимое проявление в нём
акта сознания. Это позволяет ему определять сознание как автономное и избы-
точное. Этим участием автономного сознания в бытии задаётся структура симво-
ла. При этом при сопряжении сознания со структурой мифа сознание рассматри-
вает как функционально подчинённое, что является характерным для ряда фило-
софских проектов европейских мыслителей ХХ века – Хайдеггера, Маркса, Фрей-
да.
4. М.К. Мамардашвили феноменологически истолковывает факт соединения
души и тела, постулируя его корреляцию с актом сознания. Это соединение души
и тела удерживается с помощью структуры ratio. При этом рациональность Ма-
мардашвили понимает не в противовес иррациональному. Ratio в интерпретации
М.К. Мамардашвили представляет собой соразмерность интеллектуального и
чувственного начал.
5. М.К. Мамардашвили элиминирует проблему субъективности, которую
принято обнаруживать в философии Декарта, обращаясь к термину «дорефлек-
сивное ego». В лекциях по античной философии он идёт по пути от бытия к мыш-
лению. В лекциях по Декарту он идёт по пути от мышления к бытию. Для обеих
стратегий общим является выявляемый при этом акт сознания, на основании ко-
торого М.К. Мамардашвили постулирует тезис о тождестве бытия и мышления,
которое описывается именно через акт сознания, но не через структуру бытия.
Концептуальным фоном этих тезисов служит понятие «путь сознания»;
6. Один из истоков феноменологического проекта философии сознания
М.К. Мамардашвили обнаруживается в его ранних исследованиях понятия «пре-
вращённой формы» философии К. Маркса. Опыт этого исследования М.К. Ма-
мардашвили использует при анализе трансцендентальных форм философии Кан-
та. При этом он приходит к положению о взаимосвязи трансцендентальных форм
сознания с жизнью культуры. При этом через принцип «минимума-максимума»
Н. Кузанского он постулирует внутреннюю взаимосвязь этих форм. Трансценден-
тальную форму времени он связывает с процессом расширения души.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая
значимость связана с развитием дискурса об автономности сознания, а также с
расширением поля исследований по теме взаимосвязи сознания и творческого ак-
та. Кроме того, настоящее исследование актуализирует тему включённости отече-
ственной философии в европейский контекст.
В свою очередь, практическая значимость заключается в том, что его ре-
зультаты могут быть использованы в образовательной деятельности при разра-
ботке курсов по истории русской философии, по философии сознания, по эстети-
ке, а также по феноменологии искусства.
Методология и методы исследования. Теоретико-методологической осно-
вой диссертации послужили историко-философский метод, методы системного,
структурно-функционального и сравнительно-сопоставительного анализа. Кроме
того, активно использовался феноменологический метод в понимании М.К. Ма-
мардашвили.
Степень достоверности и апробация результатов.
Основные положения и результаты исследования были заслушаны и обсуж-
дены на 16 научных конференциях различного уровня, а также нашли отражение
в 7 научных публикациях, из которых 4 в журналах из Перечня российских рецен-
зируемых научных изданий ВАК.
Структура диссертации. Научно-квалификационная работа состоит из
введения, трёх глав (три параграфа в первой, три во второй, и два в третьей главе),
заключения и списка литературы.

При рассмотрении философии сознания М.К. Мамардашвили мы обнаружи-
ваем движение мысли, в котором объединяются объективный идеализм Платона,
картезианство и трансцендентализм Канта. Уже при анализе лекций по античной
философии М.К. Мамардашвили мы обнаруживаем то, что он при разработке сво-
его проекта философии сознания использует трансцендентальную структуру про-
дуктивного воображения. При этом в акте продуктивного воображения в терми-
нах возможности мыслится не только то, на что направлено мышление, но и сам
человек («возможный человек»). При подходе к наследию Платона смысл этого
акта Мамардашвили постулирует через обращение к понятию «интеллигибельная
материя», которая обозначает собою Иное идеи, чистую возможность. При этом
Мамардашвили не допускает интеллектуального созерцания формы идеи (что вы-
является при сопоставлении акта сознания с практикой созерцания Платона), но
задает направленность мышления на только возможное, а само бытие рождающе-
гося сознания (форму) мыслит как имманентно ему принадлежащее. Отсюда сле-
дует тезис о символической структуре сознания — в противовес мифологическим
структурам, к которым жизнь сознания редуцируется. Отказ от такого редуциро-
вания позволяет Мамардашвили указать на акт сознания, который всегда обнару-
живается в моменте «вдруг», как находящийся в движении. Это движение Мамар-
дашвили фиксирует в виде «пути сознания», которое имеет двойственную симво-
лическую структуру: во-первых, в событии сознания имеется доступ к онтологи-
ческим структурам, но, во-вторых, этот доступ открывается только через индиви-
дуальный акт сознания. Ввиду последнего мы не можем говорить об онтологиче-
ском событии, в котором не проявлялось бы индивидуальное трансцендентальное
«я». Мамардашвили отказывается рассматривать наличие этого «я» как проблему,
рассматривая при этом в качестве онтологической модели структуру самого этого
«пути сознания», самого этого движения. Благодаря такому рассмотрению он по-
новому определяет тезис Парменида о тождестве бытия и мышления. Это тожде-
ство в интерпретации Мамардашвили выявляется не через онтологические струк-
туры, но через само движение сознания.
Как нередуцируемое к иным для него структурам, это движение, во-
первых, позволяет говорить о сознании как автономном. Во-вторых, эта автоном-
ность вкупе с продуктивным воображением говорят о связи акта сознания и твор-
ческого акта.
Эта направленность на чистую возможность проявляется и при обращении
Мамардашвили к наследию Декарта. Мы знаем о том, что роман Пруста он рас-
сматривает как растянутый во времени когитальный акт. Но справедливо и обрат-
ное: во-первых, Мамардашвили рассматривает Декарта как представителя неклас-
сической философии, у которого ego cogito будет рассматриваться на дорефлек-
сивном уровне. Во-вторых, он указывает на то, что событие мысли удерживается
с помощью особых «амплификаторов», «производящих произведений». Благодаря
ним создаётся структура ratio, которое обозначает собою соразмерность мини-
мального чувства и минимальной рассудочности. В этой соразмерности продуци-
руется соединение души и тела, которое и здесь обнаруживается в движении.
В «Кантианских вариациях» мы обнаруживаем важное для философии Ма-
мардашвили определение времени через различение. Через это различение задаёт-
ся процесс человеческого существования, или, как его иначе называет Мамарда-
швили, процесс «расширения души». Это расширение становится возможным за
счёт внесения минимальных различий в определённость, которая раскрывается на
уровне интеллигибельной материи. Опыт внесения этих изменений и становится
процессом расширения души.
Благодаря тому, что тождество бытия и мышления в философии Мамарда-
швили задаётся через акт сознания (через процесс расширения души), мы имеем
основу, ввиду которой находятся общие принципы философских проектов Плато-
на, Декарта, Канта. Важным является то, что в творчестве всех троих упомянутых
мыслителей мы можем обнаружить концептуальную основу для описания созна-
ния как автономного. Этим и пользуется Мамардашвили, когда использует тер-
мины Платона (интеллигибельная материя, созерцание), термины Декарта (третья
субстанция, ego cogito), термины Канта (трансцендентальное «я», формы времени
и пространства) для описания образования сознания ex nihilo. Без этих понятий
философия сознания Мамардашвили не могла бы состояться как концептуально
оформленная.
Как минимум два из озвученных выше моментов — концепция различия и
момент нередуцируемости человеческого существования к онтологическим
структурам — связывают философский проект М.К. Мамардашвили с идеями
французских философов конца XX века — Делёза, Левинаса, Бланшо. И в рамках
настоящего исследования мы в определённой мере затрагивали эту проблему. Од-
нако её подробное рассмотрение выводит нас за пределы задач настоящего иссле-
дования по ряду причин: во-первых, проблема сознания является центральной для
философии Мамардашвили, но не является таковой для упомянутых выше фило-
софов; во-вторых, для концепции философии сознания ключевыми являются фи-
лософские проекты Платона, Декарта, Канта. Но освещение идей Мамардашвили
в контексте современной французской философии было бы плодотворным ввиду
того, как оно внесло бы ясность в рассмотрение Мамардашвили именно как фе-
номенолога.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    А. В. Поляков //Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. —2— № — С. 395
    А. В. Поляков / Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. — 2— № — С. 1
    М.К. Мамардашвили о роли сознания в онтологии культуры
    А. В. Поляков // А. Е. Антоненюк, М. А. Богатов, О. В. Герасимов [и др.]. Интеллектуальное измерение онтологии культуры: колл. монография. — Саратов: Саратовский источник, 2— С. 20
    Пространство культуры и автономность Блага: М.К. Мамардашвили о «героическом искусстве»
    А. В. Поляков // Философские и соци- окультурные основания цивилизационного будущего России: сб. научн. тр. по материалам Всерос. научн. конф. — Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2 — С. 171

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Образы философии Средневековья у Гегеля и Хайдеггера
    📅 2021год
    🏢 ФГБУН Институт философии Российской академии наук
    Философско-мифологическая концепция графа С.С. Уварова
    📅 2021год
    🏢 ФГБУН Институт философии Российской академии наук