Факторы удовлетворенности внешним обликом и активности в омоложении у женщин средней взрослости

Осьминина Анна Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………………………………4

Глава 1. ОБЗОР ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К
ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА ВНЕШНЕГО ОБЛИКА В ВОЗРАСТНОМ
ПЕРИОДЕ СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
1.1Социо-культурный подход к исследованию феномена внешнего облика
человека………………………………………………………………………………..20
1.2Феномен возраста в психологи………………………………………….27
1.2.1. Психосоциальное развитие взрослого человека. Самоотношение –
ключевая характеристика периода взрослости……………………………………27

1.2.2. Психосоциальная характеристика периода средней взрослости:
гендерный аспект………………….…………………………………………………..29

1.2.3. Старение как стресс ………………………………………………….32

Выводы …………………………………………………………………………..33

Глава 2. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ВНЕШНИМ ОБЛИКОМ И
АКТИВНОСТЬ В ОМОЛОЖЕНИИ: СОВРЕМЕННЫЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Факторы удовлетворенности женщины собственным внешним обликом
в период средней взрослости…………………………………………………………36
2.2. Психологические аспекты активности омоложения внешнего облика у
женщин средней взрослости…………………………………………………………..39

Выводы ………………………………………………………………………..42

Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ВНЕШНИМ ОБЛИКОМ И АКТИВНОСТИ В
ОМОЛОЖЕНИИ У ЖЕНЩИН СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
3.1. Организационно-методическое обеспечение эмпирического
исследования……………………………………………………………………………44

3.2. Представление основных результатов пилотажного исследования….50

3.3 Представление основных результатов и их
интерпретация………………………………………………….………………………51

Выводы…………………………………………………………………………..77

Заключение………………………………………………………………………………………..78

Библиографический список ……………………………………………..82

Приложение 1………………………………………………………………118

Приложение 2………………………………………………………………141

Приложение 3………………………………………………………………154

Во введении рассматриваются научная новизна и актуальность, объект,
предмет, цель, гипотезы и задачи, теоретико-методологические основания,
новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Дается краткая
характеристика методического комплекса, формулируются положения,
выносимые на защиту.
В первой главе «Обзор теоретических подходов к исследованию
феномена внешнего облика в возрастном периоде средней взрослости»
анализируются существующие в науке концепции и исследования внешнего
облика, его значения для личности, функций и факторов его определяющих;
раскрывается понятие возраста, характеризуется возраст средней взрослости,
процессы старения описываются как стрессогенные для личности, влияющие на
удовлетворенность жизнью.
В первом параграфе «Социо-культурный подход к исследованию
феномена внешнего облика человека» дается обзор взглядов ученых разных
областей знания и эпох на феномен внешнего облика, формулируются основные
характеристики, раскрывается его социально- культурная природа.
Подчеркивается, что внешний облик в науке принято рассматривать как
отражение внутреннего мира человека. В отечественной психологии он
определяется как системное образование, социокультурный, социально-
психологический конструкт (Рубинштейн, 2003), который содержит динамичные,
взаимосвязанные компоненты (физический, социальный облик и экспрессивное
поведение) (Лабунская, 1999). Он связан и изменяется вследствие
1. динамичности внутреннего мира человека, 2. изменений социального и
культурного бытия, а также 3. закономерных изменений в биологическом
развитии (Наровская, 2007; Шнаккенберг, 2018).
Приводятся результаты исследований, доказывающие детерминированность
особенностей проявления внешнего облика и его восприятия социокультурными
требованиями общества и индивидуальными характеристиками (пол, возраст, Я-
концепция, качество социального окружения, социальная и культурная
принадлежность, прошлый опыт и др.). Подчеркивается, что стереотипы и
эталоны представлений о внешнем облике разных социальных групп влияют на
его формирование у конкретного человека и восприятие, интерпретацию его
личностных особенностей другими (Аронсон, 1998; Богуславский, 2004;
Бодалев,1982; Буракова, 2004; Вердербер и Вердербер, 2003; Герасимова, 2003;
Гозман, 1987; Гофман, 2000; Майерс, 1999; Нэпп, Холл, 2004; Панферов, 1982;
Петрова, 2000; Рождественская, 1986).
Внешний облик рассматривается как проявление комплекса отношений
личности – к себе, к окружающим, к ситуации взаимодействия, поэтому очевидно
его влияние на межличностные отношения, жизненную удовлетворенность
(Андреева, 2000; Лабунская, 2017; Мясищев, 1996; Фаустова, Яковлева, 2018;
Gupta и др., 2015). Отмечается, что в современной культуре привлекательность
внешнего облика – весьма желательная характеристика, усиливающая чувство
собственного достоинства, уверенность в себе, самооценку. В то время как
неодобрительная оценка внешнего облика может вызывать тревогу, стресс,
депрессивные состояния, пересмотр гендерной идентичности (Chang, Jarry, Kong,
2014; Feingold, Mazzella, 1998; Rudd, Lennon, 2001). В современном обществе
существуют варианты дискриминации на основе внешнего облика (эйджизм,
этнолукизм) (Лабунская, 2018; Микляева, 2009; Орех, 2016; Погонцева, 2013).
Описывается суть многочисленных исследований значения внешнего облика
у детей, подростков и молодежи, влияние факторов социокультурного
пространства на формирование представлений о себе и формирование значимости,
ценности внешнего облика в этом возрасте (Капитанова, 2017; Лабунская,
Дроздова, 2017; Лабунская, 2019; Погонцева, 2017; Сериков, 2019). Отмечается
недостаточность научных данных о значении внешнего облика у взрослых.
В обзоре подытоживается определение внешнего облика, имеющего важное
значение в становлении и развитии личности, в качестве социально-
психологического феномена, который формируется и изменяется под влиянием
психофизиологических, индивидуально-личностных, социально-психологических
структур человека. Внешний облик, выполняя разнообразные функции
(гностическую, коммуникативную, эмоционально-оценочную, информативную),
влияет на развитие индивида и личности, регулирует межличностное
взаимодействие, общение, самоотношение, бытие человека в целом. Поэтому
трансформация внешнего облика позволяет личности изменять сферу
межличностного и социального общения, собственную жизнедеятельность, делает
вклад в развитие субъективных качеств.
Во втором параграфе «Феномен возраста в психологии» анализируются
психологические подходы к определению данного конструкта, возрастным
периодизациям развития, подчеркивается историко-культурная относительность
феномена возраста и влияние его субъективного восприятия на возрастную
идентичность и межличностное взаимодействие. Исследования феномена развития
человека подтверждают целостность, системность этого явления, подверженность
постоянным преобразованиям на разных жизненных этапах. Развитие – это
непрерывное изменение форм поведения во времени; стабильные состояния
изменяются, теряют стабильность, меняются во времени (ред. Журавлев,
Сергиенко, 2016). Ведущие российские психологи обсуждают в этом контексте
вопросы саморазвития, непредсказуемости, неопределенности и самобытности
психического развития, самостроительства личности и конструирования
жизненного пути (Анцыферова, 2004; Знаков, 2015; Сергиенко, 2012; и др.).
Подчеркивается, что для определения возраста важны не только
хронологические показатели жизни человека, но и возрастные задачи
(ожидаемые возрастно-ролевые события), личностные и субъективные
изменения,происходящиевэтотпериод.Субъективный возраст
рассматривается как отражение психологического здоровья личности, ее
субъективного благополучия, жизненной активности (Сергиенко, 2011)
центральной составляющей которого является субъективное самоотношение
(самоценность, самоуважение, самопринятие и др.).
Развитие человека в период средней взрослости согласно большинству
отечественных и зарубежных источников имеет свои особенности: реалистичность
устремлений, расцвет творческого потенциала, характеризуется как вершина
жизненного пути в духовном и профессиональном отношении. Одновременно
отмечается кризисность данного периода жизни, связанная с обесцениванием
прошлых достижений личности, изменениями в отношениях с детьми и
стареющими родителями (Балтес, 1994; Бочаров, 2001; Братусь,1980; Крюкова,
Воронцова, 2019). Отмечается, что субъективное восприятие возраста зависит от
экономического и социального статуса человека, его индивидуально-личностных
характеристик, и может переживаться как ощущение определенности и
безопасности, расцвет семейного, профессионального, творческого потенциала
(Елисеева, 2008; Стрижицкая, 2014; Ballard, Elston, Gabe, 2005; Helson, 1997) или
как ощущение снижения жизненной активности, упущенных возможностей,
переживанием психологического кризиса (Муздыбаев, 2011; Сергиенко, 2018;
Bulpitt, Markowe, Shipley, 2001; Clausen, 1986; Levinson, 1996).
Наиболее очевидными изменениями в период средней взрослости являются
изменения физические (изменение конфигурации тела, морщины на лице и пр.),
что приводит к изменению образа Я, поведения, стиля жизни.
Старение может восприниматься как стрессовая ситуация, сопровождаться
состоянием психологического и физического напряжения, снижением
удовлетворенности жизнью в целом, влияя на адекватность оценивания
происходящих жизненных событий, анализ и конструирование картины
окружающего мира, формирование субъективной оценки жизненного
благополучия.Переживаниестрессазрелости,старенияусиливается
существующими в обществе геронтофобными тенденциями и эйджизмом
(Микляева, 2009; Стрижицкая, 2014; Kite, Johnson, 1988), культивированием страха
перед взрослостью у представителей других возрастных групп (Зинина, 2016;
Jesuino, 2014).
Стресс старения увеличивает уязвимость к восприятию признаков
биологических изменений внешнего облика, снижая способность к адаптивному
функционированию и поведению (т.е. с минимальной тревогой) (ред. VandenBos,
Dictionary of Lifespan Developmental Psychology, 2013)
В выводах первой главы формулируются основные характеристики
феномена внешнего облика в психологии (отражение внутреннего мира, отражение
комплексаотношенийличности,динамичность,детерминированность
физиологическими, индивидуально-личностными, социально-психологическими и
социо-культурными факторами) и его функции (гностическая, коммуникативная,
эмоционально-оценочная, информативная), подчеркивается его социально-
культурная природа, конкретизируется понятие субъективного возраста.
Физиологические процессы старения организма рассматриваются как одна из
очевидных характеристик периода средней взрослости, сопровождающаяся
стрессом, состоянием психологического и физического напряжения, снижением
удовлетворенности жизнью в целом. Стресс, вызванный негативным отношением к
старению, оказывает влияние на функциональные свойства психики, адекватность
оценивания происходящих жизненных событий, анализ и конструирование
картины окружающего мира, формирование субъективной оценки жизненного
благополучия.
Вторая глава «Удовлетворенность внешним обликом и активность в
омоложении: современные психологические исследования» посвящена обзору
и анализу имеющихся в науке данных.
В первом параграфе «Факторы удовлетворенности женщины
собственным внешним обликом в период средней взрослости» на основе
существующих исследований показано, что женщины вообще чаще, чем мужчины,
неудовлетворенны своим внешним обликом (Белугина, 2003; Колбасина, 2008;
Шнаккенберг, 2018; Vaillant, 2003), в разные периоды жизни представления
женщин о внешнем облике имеют специфику, существуют сензитивные периоды
формирования этих представлений (Белогай, 2019).
Далеесуммируется,чтоудовлетворенностьвнешнимобликом
многофакторна и зависит от индивидуально-личностных и социально-
психологических характеристик личности: возраст, половая принадлежность,
профессиональное положение, социальный статус, самоотношение, волевые,
культурно-средовые аспекты, межличностные отношения со значимым
окружением, социальные сравнения, стереотипы, установки и пр. (Капитанова,
2017; Крюкова, Осьминина, 2019; Лабунская, 2010; Шнаккенберг, 2018; Gupta,
Etcoff, Jaeger, 2015).
Описывается тенденция возрастания тревоги у современного человека
относительно внешнего облика вследствие развития фотографии и масс-медиа,
тенденций в моде, многообразных предложений бьюти-индустрии и прочим
социальным давлением. Анализируется возможность благодаря косметологии,
эстетической медицины изменять внешний облик и тем самым контролировать
видение, восприятие себя другими (Килборн, 2017; Сергиенко, 2018; Хирш, 2018;
Шнаккенберг, 2018), а так же повышать субъективную оценку удовлетворенности
жизнью в целом, улучшать самоотношение, межличностные отношения и т.д.
(Дементий, Варлашкина, 2010; Сластенина, 2007, Осьминина, 2019).
Второй параграф «Психологические аспекты активности омоложения
внешнего облика у женщин средней взрослости» раскрывает существующие
исследовательскиеданные опсихологическомсодержаниипроцесса
преобразования внешнего облика личностью.
Подчеркивается, что формирование, преобразование внешнего облика
связано с отношением человека к себе, другому, осмыслением себя в жизненном
пространстве (Герасимова, 2003; Куницына, 2001; Лабунская, 2005; Перелыгина,
2002; Рябикина, 2005; Яковлева, 2004).
Анализ исследований позволяет сделать вывод, что причинами / ожидаемым
следствиями трансформации внешнего облика могут быть факторы, тесно
связанные между собой:
1. Влияние на восприятие, отношение воспринимающего другого,
организация его взгляда
2. Влияние на межличностные отношения, как средство достижения
желаемогорезультата,социально-психологическойуспешности,
востребованности личности
3. Самовыражение (донесение до окружающих своего личного замысла,
ценностных и смысловых категорий жизненного пространства)
4. Регуляция самоотношения, повышение самооценки, удовлетворенности
жизнью, субъективного благополучия
Мотивация трансформации оценивается исследователями неоднозначно –
сложно определить, где он основан на свободной воле, где на социальном
давлении (стереотипах, установках), а где на патологическом увлечении.
Одной из основных характеристик женской привлекательности,
транслируемой социумом, являются признаки молодости (Воронина, 1998).
Стареющий внешний облик не может считаться привлекательным, поэтому
женщина не может позволять себе стареть (Харрис, 2002). Повышенное внимание
к привлекательности женского облика побуждает женщин обращаться к
специалистам в области эстетики; в науке появляются термины «сопротивление
старению», «управление старением» и др. (Ballard, Elston, Gabe, 2005; Zimm и др.,
2013).
Подытоживается, что существует особая группа женщин средней
взрослости, которая оказывается не готовой к принятию факта старения лица и
тела, воспринимает этот процесс негативно, испытывает вследствие этого стресс
и страх перед будущим (Крюкова, Осьминина, 2019), что влияет на их
субъективное благополучие. При помощи трансформаций внешнего облика эти
женщины пытаются улучшить качество жизни, повысит самооценку и т.д.
В выводах ко второй главе резюмирует, что удовлетворенность внешним
обликом, как составляющая удовлетворенности человека собой и собственной
жизнью вообще, зависит от индивидуально-личностных и социально-
психологических факторов. Тенденция усиления внимания к внешнему облику в
современном обществе, поддерживаемая медийными источниками, социальными
сетями, фотографией и индустрией красоты, способствует возникновению
тревоги, стресса, вызывая стремление к трансформации внешности. Развитие
социальных стереотипов, связанных с модой на молодой внешний облик,
подталкивает людей (особенно женщин) бороться с признаками старения,
которые негативно воспринимаются, влияя на самоотношение, субъективное
благополучие,ощущениестабильности, межличностныеотношения.
Трансформация (омоложение) внешнего облика, достигаемая с помощью
эстетических медицинских терапевтических манипуляций может предоставить
женщинам средней взрослости дополнительные возможности для улучшения
качества жизни, влиять на уровень субъективного благополучия, повышать
самооценку, уровень принятия физического Я.
Отмечаетсяявнаянедостаточность современныхисследований
удовлетворенности внешним обликом и психологических проблем омоложения в
отечественной психологии, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Третьяглава«Эмпирическоеисследованиефакторов
удовлетворенности внешним обликом и активности в омоложении у женщин
среднего возраста» посвящена описанию дизайна эмпирического исследования,
описанию и обсуждению полученных результатов, представлению выводов.
Параграф 3.1 «Организационно-методическое обеспечение эмпирического
исследования» раскрывает эмпирические задачи исследования, характеристику
выборки, этапы и диагностический комплекс исследования, методы обработки
данных.
В исследовании участвовали 108 женщин от 40 до 60 лет, имеющие высшее
профессиональное образование. Выборка разделена на две равные группы на
основании факта применения/неприменения терапевтических эстетических
процедур. Первая группа женщин (N1=54; M=48,4, SD=6,13), регулярно (не менее
3 лет подряд) пользуются омолаживающими медицинскими услугами выделена в
качестве экспериментальной. Остальная часть выборки (N2=54; M=48,04; SD=5,75)
– женщины, не использующие медицинские процедуры для омоложения, выделена
в качестве контрольной группы.
На первом этапе было выполнено пилотажное исследование (2018 год) с
целью определения среднего возраста первичного обращения женщин к
специалистам эстетической медицины с целью омоложения собственного
внешнего облика. В нем приняло участие 170 человек – клиентов медицинского
центра (19 – 75 лет), 161 женщина и 9 мужчин.
На втором этапе был сформирован и использован основной методический
комплекс, примененный к обеим группам женщин (N=108), состоящий из
надежных и валидных методик, направленных на изучение и анализ социально-
демографических данных исследуемых; удовлетворенности внешним обликом;
самоотношения; самоуважения; жизненной удовлетворенности; защитных
механизмов; гендерной идентичности; значимости привлекательного внешнего
облика; значимых социальных связей, влияющих на отношение женщин к
собственному внешнему облику.
На третьем этапе исследования был сформирован и использован
дополнительный психодиагностический блок методик для исследования
психологических характеристик основной группы (N=54): ценности внешнего
облика и его влиянии на жизнедеятельность личности; копинг-стратегии; гибкость
совладаниясострессом;атакже дляанализаобъективных
внешних критериев: статистика длительности, частоты регулярного применения
эстетических манипуляций и др.
Математическая обработка статистических данных проводилась при помощи
программы SPSS 22.0. Использовались: описательная статистика, сравнительный
анализ (по Спирмену, Пирсону, критерии Cтьюдента, Манна-Уитни, Краскала-
Уоллеса), кластерный, факторный с критерием значимости факторов Кайзера
конфирматорный анализ, регрессионный анализ, критерий Колмогорова –
Смирнова для определения нормального распределения выборки.
Параграф 3.2. «Представление основных результатов пилотажного
исследования» посвящен описанию возрастных периодов, в которых испытуемые
впервые обращались к услугам специалистов с целью омоложения.
На данном этапе был проведен анализ данных 170 клиентов (161 женщина и
9 мужчин) центра медицинской косметологии за 2002-2018 годы (возраст, дата
первичного обращения, клиентский стаж и др.). Было выявлено, что средний
возраст на момент первичного обращения к эстетической медицине – 41,3 год у
женщин (SD=8), у мужчин – 37,4 лет (SD=6,4). Среди них женщин средней
взрослости (40-60 лет) – 89 человек (55%), женщин ранней взрослости (20-40 лет) –
69 человек (43%); женщин поздней взрослости (от 60 и более) – 2 человека (1%); 1
женщина – 19 лет (1%).
Полученные результаты подтверждают данные о том, что женщины более
сензитивны по отношению к собственному внешнему облику, чем мужчины, что
подтверждается данными других исследователей (Крайг, 2018; Ливенхуд, 2000;
Шихи, 2000; Vaillant, 2003 и др.). Женщины именно средней взрослости составили
большинство из всех впервые обратившихся к специалисту эстетической
медицины.
Параграф 3.3 «Представление основных результатов и их
интерпретация» посвящен описанию результатов эмпирического исследования
факторов удовлетворенности внешним обликом и активности в омоложении у
женщин среднего возраста.
В экспериментальную часть выборки вошли женщины – постоянные
клиентки медицинского центра. Особое отношение (сензитивность) к внешнему
облику подтверждается анализом объективных внешних критериев активности в
омоложении (Табл.1).
Таблица 1
Дескриптивная статистика объективных внешних критериев активности
омоложения у женщин экспериментальной группы (n=54)
Объективные критерии активностиNMSD
Количество посещений медицинского центра5450,7432,57
за три года
Средние значения посещений медицинского5416,9210,79
центра за три года
Количествопотраченныхфинансовых54278 111,68268 270,31
средств за три года (руб.)
Средние значения потраченных финансовых5492 718,7789 425,45
средств за три года (руб.)
Клиентский стаж (лет)548,204,14
Данные результаты подтверждают готовность женщин активно вкладывать
финансовые средства, тратить энергию и личное время в процедуры омоложения.
Исследование самооценки удовлетворенности внешним обликом с помощью
процентной прямой шкалы (от 0% до 100%) показали, что в группе женщин,
проявляющих активность в омоложении, средний уровень удовлетворенности
внешним обликом равен 68,14 % (SD=16,23), тогда как женщины, не прибегающие
к подобным услугам, в среднем удовлетворены внешним обликом на 65,00 % (SD =
21,28). Таким образом, при явном различии в поведенческой активности в
омоложении, различия у данных групп женщин в удовлетворенности внешним
обликом не значительны.
Характеристики Я-концепции у женщин экспериментальной группы,
преобразующих свой внешний облик, в сравнении с контрольной группой,
выражены значимо выше по трем из девяти шкал самоотношения:
самоуверенность (t=2,70; p=0,01; m1=7,29; m2=6,46), отраженное самоотношение
(t=2,07; p=0,04; m1=7,04; m2=6,26) и самоценность (t=2,90; p=0,01; m1=7,54;
m2=6,51) (t-критерий Стьюдента). Полученные данные свидетельствуют о том, что
активные в омоложении женщины считают себя уверенными, самостоятельными,
волевыми и надежными; убеждены, что их личность, характер и деятельность
способны вызвать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание.
Анализ результатов самоуважения (по Blake, 1984) выявил, что женщины,
активные в омоложении, имеют более высокий уровень самоуважения, чем
женщины, не активные в омоложении (t=2,3; p=0,02; m1=3,09; m2=2,91).
Уровни самоуважения в основной и контрольной группах женщин
представлены ниже (Рис.1).
Экспериментальная группаКонтрольная группа
25
1519
5
2,4
ВысокийВыше среднегоНиже среднего

Рис. 1 Уровни самоуважения в основной группе женщин (активных в
омоложении, n1=54) и в контрольной группе женщин (n2=54).
Обнаружено значимое различие между двумя группами женщин в
удовлетворенности жизнью по шкале положительная оценка себя и собственных
поступков (по Neugarten, 1993). Женщины экспериментальной группы выше
оценивают свои внешние и внутренние качества, имеют более высокую
самооценку (t=2,00; p=0,04; m1=6,1; m2=5,4). Таким образом, женщины, активные
в омоложении, имеют индивидуально-личностные различия с женщинами, не
применяющие медицинские эстетические технологии для омоложения внешнего
облика: они отличаются более позитивным самоотношением, самоуважением,
ощущают ценность собственной личности для себя и для других. Кроме того,
анализ характеристик гендерной идентичности выявил, что в экспериментальной
группе в 2,5 раза больше женщин с маскулинными стратегиями поведения, нежели
в контрольной.
В результате использования регрессионного анализа были определены
предикторы, предсказывающие вариативность удовлетворенности внешним
обликом у женщин средней взрослости: положительная оценка себя и
собственных поступков (по Neugarten), самообвинение, открытость (МИС)
(R=0,53; R2=0, 28; p=0,03) (Рис. 2).
Самообвинение
Положительнаяβ=-0,22; p=0,02
оценка себя иОткрытость
собственных
поступковβ=0,19; p=0,03
β=0,30; p=0,001

Удовлетворенность
внешним обликом
R=0,53; R2=0, 28;
p=0,03

Рис. 2 Предикция удовлетворенности внешним обликом у женщин среднего
взрослости (n=108) индивидуально-личностными факторами.
Положительно влияют на уровень удовлетворенности собственным внешним
обликом: положительная оценка себя и собственных поступков (β=0,30; p=0,001),
открытость (β=0,19; p=0,03); отрицательно: самообвинение (β=-0,22; p=0,02).
Результаты указывают на положительную сопряженность уровня
самоуважения и объективного внешнего критерия активности в омоложении:
количество посещений медицинского центра за три года (β=0,39; R2=0,15; р=0,01).
Женщины с высоким уровнем самоуважения чаще посещают медицинский центр с
целью омоложения.
Обнаружены и описаны значимые связи между характеристиками
жизненной удовлетворенности и объективными внешними критериями активности
в омоложении (Табл. 2).
Таблица 2
Взаимосвязь показателейжизненнойудовлетворенностиивнешней
активности в омоложении у женщин среднего возраста (n=54)
Показатели жизненной удовлетворенностиКоличествоСредние
посещенийзначения
медицинскогопосещений за
центра за три годатри года
ЖизненнаяКорреляция Пирсона,38,37
удовлетворенность Уровень значимости,00,00
Корреляция Пирсона,38,38
Интерес к жизни
Уровень значимости,00,00
ПоложительнаяКорреляция Пирсона,28,28
оценка себя и,03,04
собственныхУровень значимости
поступков
Общий фонКорреляция Пирсона,32,32
настроенияУровень значимости,01,01
Обнаружено,чтохарактеристикиЯ-концепции(самоотношение,
самоуважение, самооценка) и уровень жизненной удовлетворенности женщин
среднего возраста предсказывают удовлетворенность ими собственным внешним
обликом и активность в омоложении.
Для установления значимости мнений социального окружения женщин об их
внешнем облике, влияющих на принятие решения о необходимости использовать
омолаживающие медицинские услуги, женщины оценивали важность
высказываний разных людей по 10-бальной шкале Лайкерта (от 1 до 10 по
возрастанию значимости).
Выявлено, что наиболее значимым мнением, подталкивающим женщину
омолаживать внешний облик, имеющим положительный посыл для женщин,
активных в омоложении, является мнение детей, особенно взрослых дочерей
(данные интервью). В контрольной группе самым значимым оценивающим
внешний облик мнением с положительным посылом оказалось мнение супруга
(Рис.3).
86,6 6,76,36,8 6,26,1 5,5
65,15,3 4,8
3,84,1 4,1
1,82,5 2,72,3 2,6
Экспериментальная группаКонтрольная группа

Рис. 3 Средние значения мнений с положительным посылом референтного окружения
по поводу внешнего облика женщин среднего возраста (n1=54, n2=54).
86,7 6,26,3 5,7
5,85,7 5,3
64,54,7 5
3,53,8 4,3
42,62,7 2,82,6
0

Экспериментальная группаКонтрольная группа

Рис. 4 Средние значения мнений с негативным посылом референтного окружения по
поводу внешнего облика женщин среднего возраста (n1=54, n2=54).
Мнение супруга о внешнем облике женщины с негативным посылом,
влияющее на решение использовать омолаживающие процедуры, в обеих группах
оказалось высоко значимым для исследуемых женщин (Рис.4).
Для выявления факторов влияния мнений социального окружения на
решение женщин омолаживать свой внешний облик, был применен факторный
анализ, в результате которого было выделено 3 фактора, объясняющих 64,86%
дисперсии. 1 фактор имеет вес 3,6 и охватывает 22, 49% дисперсии. В него вошли
близкие родственники (мнения супруга, родителей, детей о внешнем облике
женщины с положительным и отрицательным посылом). 2 фактор имеет вес 3,40 и
охватывает 21,28% дисперсии (мнения социальных сетей, Интернета, СМИ с
положительным и отрицательным посылом). 3 фактор имеет вес 3,37 и охватывает
21,08% дисперсии, в него вошли мнения значимого окружения – руководители,
подчиненные.
Результаты факторного анализа были сохранены с помощью коэффициентов
регрессии, получены корреляционные связи между 1-м, 3-м фактором и
характеристиками самоотношения (МИС) у женщин в экспериментальной группе
(Табл. 3).
Таблица 3
Взаимосвязь факторов влияния мотивирующих мнений социального окружения
трансформировать внешний облик и характеристиками самоотношения основной
группы женщин (n=54)
Характеристики1 фактор3 фактор
самоотношения
СамоценностьКорреляция Пирсона-,34
Уровень значимости,01
ОтраженноеКорреляция Пирсона-,29
самоотношениеУровень значимости,03
СамопринятиеКорреляция Пирсона,30
Уровень значимости,03
СамопривязанностьКорреляция Пирсона,29
Уровень значимости,04
Подчеркивается факт, что чем больше женщина ощущает собственную
самоценность, чем выше у нее уровень отраженного самоотношения, тем меньше
она прислушивается к мнению коллег (руководителей, подчиненных). При этом
мнения близкого окружения (супруга, родителей, детей) о внешнем облике
женщины, влияют на ее самоотношение (самопринятие, самопривязанность), что
подтверждаются результатами интервью.
Приведены результаты контент-анализа полуструктурированного интервью.
Так женщины, активные в омоложении, на вопрос «Почему Вы часто думаете о
внешнем облике?» отвечали, что внешний облик очень важен, их беспокоит, что
думают окружающие люди по этому поводу. Подтверждается значительное
влияние внешнего облика на жизнедеятельность женщин данной группы, они
оценивают выше значимость привлекательного внешнего облика для достижения
терминальных жизненных ценностей (t=11,72; p=0,00; m1=3,06; m2=2,08) (по
Серикову, 2018). Описанные данные показывают значение реальной социальной
сети в личностном развитии и регуляции поведения женщины среднего возраста.
В целом полученные ответы интервью разделены на 4 категории.
В первой категории, которую можно назвать «для себя», превалировали
такие ответы как: «я так хочу»; «мне нравится ощущение молодого лица, тела»;
«хочу нравиться себе в зеркале» и пр. Вторая категория была определена как «для
Другого на рабочем месте»: «на работе должна выглядеть не хуже молодых
коллег»; «профессия обязывает выглядеть ухоженно»; «хочу дольше поработать,
чтобы не выгнали на заслуженный отдых» и т.д. Третья категория – «для
Другого», характеризовалась такими ответами как: «для того, чтобы нравится
мужу»; «состарюсь, муж найдет молодую»; «не хочу выглядеть старше, чем
подруги» и пр. К четвертой категории («страх старости») были отнесены опасения
женщин по поводу своего будущего: «боюсь старости; меня пугает старение»;
«боюсь потерять молодость, привлекательность, активность, стать
зависимой».
Наиболее часто называемые характеристики идеальной женщины, по
мнению исследуемых: молодая (моложавая, не стареющая, без морщин), успешная,
активная, ухоженная, в кругу любящей семьи, уверенная в себе, с любимым
мужчиной, привлекательная, умная. При этом практически никто из
опрашиваемых женщин не смог ответить на вопрос, каким образом
сформировались у них эти представления и этот образ. Таким образом, женщинам
с активным омоложением свойственно определенное мировоззрение (культ
внешнего облика, «вечной молодости»), принадлежность к особой субкультуре.
Выявлена сопряженность между категорией контент-анализа интервью
преобразование внешнего облика как критерий принадлежности к особой
субкультуре (интервью) и удовлетворенностью внешним обликом (R=0,32; R2=0,
10; p=0,01; β=0,32).
Отвечая на вопрос интервью «Можно ли назвать данное беспокойство о
внешнем облике стрессом?» утвердительно ответили 48 человек (92% выборки).
Внешние возрастные признаки воспринимаются ими как угроза стабильной,
привычной жизни. Контент – анализ интервью выявил положительную взаимную
связь между беспокойством по поводу старения с категориями: «часто думаю о
внешнем облике» (r=0,45; p=0,00); «неудовлетворенность стареющим внешним
обликом» (r=0,49; p=0,00), что позволяет сделать вывод о том, что женщины,
прибегающие к активному омоложению, испытывают стресс старения.
Различий в специфике используемых женщинами разных групп механизмов
психологической защиты выявлено не было: обе группы активно используют
рационализацию как относительно зрелый механизм.
Анализ выбора женщинами экспериментальной группы копинг-стратегий
выявил, что чаще других стратегий они выбирают самоконтроль (M=14,72;
SD=1,83), поиск социальной поддержки (M=13,87; SD=2,33), планирование
решения проблемы (M=13,74; SD=1,77). Наиболее редко – стратегии
дистанцирования (M=8,18; SD=2,89) и принятия ответственности (M=,35;
SD=1,85).
Выявлены и описаны корреляции между некоторыми способами совладания
и объективными статистическими данными, свидетельствующими об активности в
омоложении исследуемых женщин средней взрослости (Табл. 4).
Таблица 4
Взаимосвязь копинг-стратегий (по ОСС – WCQ) и внешних критериев –
объективными данными активности в омоложении у женщин (n=54)
Копинг-ЗначенияКоличествоСредниеКоличествоСредние
стратегиипосещенийзначения потраченныхзначения
медицинского посещений финансовых потраченных
центра за три за три года средств за финансовых
годатри годасредств за
три года
Дистанцирование Корреляция- 0,30*- 0,31*-0,28*-0,28*
Пирсона
Уровень0,030,020,040,04
значимости
ПринятиеКорреляция-0,37**-0,37**-0,32*-0,32*
ответственностиПирсона
Уровень0,010,010,020,02
значимости
ПланированиеКорреляция0,37**0,37**
решенияПирсона
проблемыУровень0,010,01
значимости
Такие стратегии как дистанцирование и принятие ответственности
оказались отрицательно взаимосвязаны с активностью в омоложении исследуемых
женщин. Так отдаляясь от проблемы старения, уменьшая ее значимость, либо же
принимая неизбежность старения и свою ответственность в этом процессе,
женщины становятся менее активными в омоложении внешнего облика. Стратегия
планирование решения проблемы, напротив, положительно взаимосвязана с
частотой посещения специалистов-эстетистов, то есть женщины предпринимая
усилия, становятся активными в омоложении. Результаты исследования типов
гибкости копинга активных в омоложении женщин показал, что данные женщины
чаще используют ситуативный (М=4,82, SD=0,51) и множественный типы
гибкости совладающего поведения (М=4,47, SD=0,60) и реже всего – ригидный тип
(М=3,54, SD=0,62). Обнаружено, что испытуемые способны эффективно и гибко
использовать копинг-реакции, а множественный тип гибкости копинга также
связан с количеством их посещений медицинского центра за три года (r = 0,28;
p=0,04); со средним значением посещений за три года (r = 0,28; p = 0,04). Ригидный
тип гибкости совладания отрицательно взаимосвязан с клиентским стажем (r = –
0,30; p=0,03): активно занимающиеся собой женщины имеют гибкое копинг-
поведение.
Подчеркнуто, что активно прибегающие к бьюти-процедурам женщины
испытывают выраженный стресс старения, а регулярное применение эстетических
терапевтических манипуляций является для них способом совладания,
позволяющим справиться с данным стрессом.
В Заключении обобщаются основные результаты теоретической и
эмпирической научно-исследовательской работы, формулируются выводы и
намечаются перспективы дальнейших исследований.

ВЫВОДЫ
1.Можно считать основную гипотезу исследования подтвержденной.
Удовлетворенность внешним обликом и активность в омоложении взаимосвязаны
и взаимодействуют с индивидуально-личностными (качества Я-концепции и др.)
социально-психологическими факторами (характеристики межличностных
отношений и т.д.), характеристиками поведения (совладание с переживаемым
стрессом старения, типы гибкости копинга и пр.).
2.Стресс старения является значимым фактором, вызывающим
психическое напряжение у женщин средней взрослости, стремящихся повысить
удовлетворенность собственным внешним обликом. Активная в омоложении
группа женщин прибегает к эстетическим терапевтическим услугам, добивается
снижения напряжения путем повышения удовлетворенности своим внешним
обликом. Это проявление самоорганизации поведения, относящейся к основным
принципам психического развития.
3. Женщины средней взрослости, активные в омоложении, имеют
индивидуально-личностные различия с женщинами – ровесницами (контрольная
группа) по качествам Я-концепции: у первых более выражена позитивность в
самоотношении, самоуважении, самооценке. Самооценка удовлетворенности
собственным внешним обликом сопряжена с показателями самоотношения,
уровнем жизненной удовлетворенности, оценок и мнений социального окружения
по поводу привлекательного внешнего облика, социальными стереотипами и
предубеждениями, сформированными в жизненном контексте.
4. Женщины, активные в омоложении, более сензитивны по отношению к
собственному внешнему облику, который является для них повышенной
значимостью. У данной группы женщин сформированы убеждения о том, что
привлекательный (молодой) внешний облик чрезвычайно важен для достижений
жизненных ценностей, уверенности в себе, счастливой семейной жизни,
успешности в профессиональной деятельности и т.д.
5. У женщин средней взрослости, активно трансформирующим
(омолаживающим) собственный внешний облик, более выражен маскулинный тип
гендерной идентичности, они готовы к риску и возможным побочным негативным
явлениям, осложнениям от применения медицинских терапевтических процедур.
Они нацелены на результат: молодое и привлекательное лицо и тело. За счет этого
их удовлетворенность внешним обликом повышается. Женщины, клиентки
эстетического медицинского центра, объединяются в особую субкультурную
группу (имеют общую идею «вечной молодости» как атрибута жизненной
успешности).
6. На удовлетворенность и активность в омоложении влияет «социальное
давление», т. е. мнения значимых Других (семья, коллеги и др.), а также
собственная модель «идеального» внешнего облика. Реальная социальная сеть
играет существенную роль в личностном развитии и регуляции поведения
женщины среднего возраста. Омолаживая собственный внешний облик, женщины
повышают субъективную оценку удовлетворенности внешним обликом,
жизненного благополучия, позволяет манипулировать впечатлением окружающих
людей.
7. У женщин средней взрослости, воспринимающих собственное старение
как стрессовую ситуацию, угрозу стабильности и благополучия жизни в целом,
применение омолаживающих терапевтических процедур сопряжено со способами
копинг-поведения, типом гибкости совладания с возрастным стрессом/страхом
старения. Таким образом, они уменьшают негативные эмоции, снижая уровень
стресса, повышают жизненное благополучие, увеличивают удовлетворенность
своим внешним обликом.

Актуальность исследования темы обусловлена необходимостью
осмысления современных проблем психологии развития взрослого человека,
исследования феномена возраста, влияния различных факторов на его
переживание.

Возрастающие требования к внешнему облику человека в современном
социокультурном пространстве неизбежно формируют повышенное внимание,
усиливают значимость данного фактора в жизнедеятельности людей
(Дементий, Варлашкина, 2010; Лабунская, 2010; Погонцева, 2013; Рамси,
Харкорт, 2009; Шкурко, 2011 и др.).

Неудовлетворенность собственным внешним обликом, переживания,
тревожность относительно непривлекательной внешности способствуют
возникновению у человека негативного восприятия жизни в целом (Килборн,
2007; Лабунская, 2001; Рудакова, 2007 и др.), влияют на успешность личности в
различных областях деятельности человека (Алмазова, 2009; Карпова, 2011;
Петрова, 2001; Лабунская, 2017; Gupta, Etcoff, Jaeger, 2015 и др.). Для
современной личности значимостью обладает не только самооценка
собственного внешнего облика, но и оценивание его социальным окружением
(Болохова, 2009; Дмитриева Н.В. и 2019; Капитанова, 2017; Рягузова, 2015;
Шкурко и др., 2015).

Период средней взрослости занимает особое место в развитии человека,
именно в этот период происходит переосмысление жизненного пути, меняются
системы отношений, семейные, профессиональные сферы и пр. (Балтес, 1994;
Братусь, 2019; Крайг и Бокум, 2018; Солодников, Солодникова, 2018 Шихи,
2000). В отечественной науке данный период возраста в основном изучался с
позиции развития личности как профессионала в русле акмеологии (Бодалев,
1999; Ермолаева, 2003; Кузьмина, 2005 и др.).
В научных исследованиях, посвященных изучению периода средней
взрослости (условный возраст от 40 до 60 лет), указывается на факт
происходящих существенных трансформаций: появление видимых признаков
старения, снижение сексуальной привлекательности, изменение
эмоционального фона и прочее (Ананьев, 2001; Крайг, Бокум, 2018; Шихи,
2000 и др.). Особенно чувствительна к этим изменениям оказывается женщина,
понимающая, что ее репродуктивная функция снижается. Женщина в этот
период может ощущать себя подавленной, менее женственной (Крайг, Бокум,
2018 и др.). Повышается вероятность личной фрустрации у женщин периода
средней взрослости относительно собственного внешнего облика. Это приводит
к попыткам осмысления трансформаций внешнего облика, анализу
собственной телесности.

Значительное влияние на удовлетворенность внешним обликом у женщин
средней взрослости оказывают многие факторы – личностные, ситуационные,
социокультурные. Особое место занимают социально-психологические
факторы (массовый «культ внешности и вечной молодости, распространяемый
СМИ; индустрия красоты, делающая женщин некритичными и зависимыми
потребителями своего продукта; социальные сравнения, установки, ценности и
нормы, эталоны, гендерные стереотипы и пр.) (Клецина, 2004; Лабунская 2008;
Рамси и Харкорт, 2009; Шнаккенберг, 2018).

Прогресс в медицинских областях знаний и активное внедрение научных
инноваций по профилактике и борьбе с видимыми признаками старения
организма человека в повседневную жизнь, способствуют развитию
цивилизации и процветанию современного общества людей. Современное
общество, ориентированное на потребление, располагает множеством
вариантов для преображения внешнего облика. Научный прогресс в области
эстетической медицины, позволяет ускорять темпы развития и внедрения
многообразных высокоэффективных, трансформирующих лицо и тело
процедур инвазивного и неинвазивного характера. Изменение внешнего
облика в сторону омоложения в современном обществе обусловлено
экономической заинтересованностью стремительно развивающейся бьюти –
индустрии. Все большее количество людей прибегают к услугам косметологии,
эстетической терапии и хирургии, диетологии.

Изучаются психологические аспекты изменения (усовершенствования)
внешнего облика в результате применения медицинских эстетических
технологий (Бугуева, 2011; Наровская, 2007; Сластенина, 2007; Sarwer, 2004).
В социокультурном контексте анализируется влияние стереотипов, норм,
эталонов внешнего облика, принятых в обществе на желание его
трансформировать (Варлашкина, 2012; Наровская, 2007; Фаустова; 2018;
Roosen, 2014). Анализ половых и гендерных аспектов психологии внешнего
облика указывает на преобладание навязывания, давления со стороны социума
определенного внешнего облика женщинам чаще, чем мужчинам (Болохова,
2009; Вулф, 2001; Лабунская, 2016).

Женщины средней взрослости, осознавая происходящие негативные
возрастные изменения во внешнем облике, могут испытывать разной степени
выраженности беспокойство, фрустрацию, стресс. Существует особая группа
женщин, активно использующих медицинские эстетические манипуляции,
пытаясь таким образом снизить влияние старения как возрастного стресса,
улучшить качество жизни, повысить уровень самоуважения, улучить
межличностные отношения.

Несмотря на очевидность значимости и многофункциональности
внешнего облика в жизни личности, недостаточно изучены проблемы
целенаправленной его трансформации.

Анализ теоретических исследований роли комплекса факторов в
удовлетворенности внешним обликом и активности в омоложении у женщин
средней взрослости, выявил ряд противоречий:
– между необходимостью изучения развития личности в период средней
взрослости и недостаточностью работ, посвященных данной теме;

– между изучением удовлетворенности внешним обликом и
недостаточностью работ, в которых рассматриваются факторы, влияющие на
удовлетворенность им у женщин среднего возраста;

– между необходимостью изучения поведенческой активности в
омоложении у женщин средней взрослости и отсутствием исследований
факторов, влияющих на данную активность;

– между использованием понятий
удовлетворенность/неудовлетворенность внешним обликом, возрастные
внешние изменения как стрессоры, использование омолаживающих
медицинских манипуляций как копинг и недостаточность исследовательских
работ, указывающих на их взаимосвязи.

Вышеперечисленные противоречия порождают научно-практическую
проблему – изучение социально-психологических, индивидуально-личностных
и поведенческих факторов удовлетворенности внешним обликом и активности
в омоложении у женщин средней взрослости.

Актуальность исследования обусловлена также проблемами
существующими в научной практической деятельности:

– в настоящее время существует востребованность решения практических
задач влияния внешнего облика на самоотношение женщин, на межличностные
отношения, на ожидаемые отношения общества и недостаточностью методик и
технологий их решения;

– с другой стороны, существует необходимость решения практических
задач уменьшения влияния стресса у женщин средней взрослости, вызываемого
неудовлетворенностью стареющим внешним обликом и отсутствием способов
их реализации.
Целью диссертационного исследования является разработка
теоретического обоснования комплекса факторов (индивидуально –
личностных, социально-психологических, поведенческих), влияющих на
удовлетворенность собственным внешним обликом и активность в омоложении
у женщин средней взрослости. Среди практико-ориентированных задач –
выработка практических рекомендаций для психологов, консультантов в
области психологии развития и психологии эстетической медицины.

Объект исследования – Я-концепция у женщин средней взрослости.

Предмет исследования – совокупность факторов удовлетворенности
собственным внешним обликом и активности в омоложении у женщин средней
взрослости (а именно, индивидуально-личностные черты – качества Я-
концепции и др).; социально-психологические характеристики межличностных
отношений женщины (с партнером близких отношений, семьей, коллегами и
пр.); поведенческие характеристики как защитное и совладающее поведение с
переживаемым стрессом старения.

Задачи исследования

Теоретические задачи:

1. Проанализировать существующие в зарубежной и отечественной
психологической науке теоретическо-эмпирические исследования периода
средней взрослости, включая изменения в восприятии собственного внешнего
облика.
2. Обобщить критерии взаимосвязи индивидуально – личностных,
социально-психологических, поведенческих характеристик, влияющих на
удовлетворенность внешним обликом и активность в омоложении у женщин
средней взрослости.

Методические задачи:
1. Разработать эмпирические стратегии и комплекс методов изучения
синтеза факторов удовлетворенности собственным внешним обликом и
активности в омоложении у женщин средней взрослости.

2. Сопоставить преобладающие качественные результаты исследования с
количественными показателями для получения полных и достоверных данных
о влиянии индивидуально – личностных, социально-психологических
факторов, поведенческих характеристик на удовлетворенность внешним
обликом и активность в омоложении у женщин средней взрослости.

Эмпирические задачи:

1. Разработать и провести эмпирическое исследование, направленное
на выявление индивидуально-личностных факторов, влияющих на
удовлетворенность внешним обликом и активность в омоложении у женщин
средней взрослости (характеристики Я-концепции и т.д.).
2. Выявить социально-психологические факторы, влияющие на
удовлетворенности внешним обликом и активность в омоложении у женщин
средней взрослости (характеристики межличностных отношений женщины).

3. Выявить поведенческие характеристики, влияющие на
удовлетворенность внешним обликом и активность в омоложении у женщин
средней взрослости, связанные с переживанием стресса старения, защитным и
копинг-поведением.
4. Определить специфику факторов с помощью метода 2-х групп:
различия в индивидуально-личностных, социально-психологических факторах,
поведенческих характеристиках, влияющих на удовлетворенность внешним
обликом и активность в омоложении у женщин средней взрослости,
принадлежащих к группе преобразующих собственный внешний облик женщин
и к группе женщин, не прибегающих к преобразующим манипуляциям.
5. Провести статистическую обработку результатов исследования с
целью проверки гипотез с помощью адекватных коэффициентов и процедур,
описать и проинтерпретировать полученные результаты для
подтверждения/опровержения выдвинутых гипотез.

Гипотезы исследования:

Общая гипотеза:

Активность в омоложении у женщин средней взрослости и
удовлетворенность собственным внешним обликом связаны между собой. Эти
многомерные феномены определяются: 1) индивидуально – личностными
чертами (качества Я-концепции и др.; 2) социально-психологическими
переменными (характеристики межличностных отношений женщины и т.д.); 3)
поведенческими характеристиками (совладание с переживаемым стрессом
старения, использование психологических защит и пр.). Данные особенности
выступают факторами и предикторами удовлетворенности собственным
внешним обликом и активности женщин по его омоложению.

Основная теоретическая гипотеза конкретизирована в частных
гипотезах:

1. Качества Я-концепции (самоотношение, самоуважение,
самооценка) у женщин средней взрослости определяют/предсказывают
удовлетворенность собственным внешним обликом и их активность в
омоложении;
2. Удовлетворенность внешним обликом у женщин средней
взрослости, активных в омоложении взаимосвязана с удовлетворенностью
жизнью в целом и отличается от показателей женщин-сверстниц, не
прибегающих к омоложению;
3. Значимые Другие (семья, социальная сеть, др. группы) и
собственная модель совершенного внешнего облика оказывают «социальное
давление» на удовлетворенность собственным внешним обликом у женщин
средней взрослости и активность применения медицинских омолаживающих
манипуляций;
4. Женщины средней взрослости, активные в омоложении, более
сензитивны по отношению к собственному внешнему облику, чем женщины
данной возрастной группы, не проявляющие такую активность, что проявляется
в продолжительности, регулярности и частоте применения медицинских
терапевтических эстетических процедур, в принадлежности к особой
субкультурной группе;
5. Удовлетворенность внешним обликом и активность в омоложении у
женщин средней взрослости связаны со способами защитного и копинг-
поведения, и гибкостью совладания с возрастным стрессом старения.
Теоретико-методологической основой исследования являются: принцип
развития, теории о роли социально-психологической ситуации развития в
развитии личности (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Е.Ю.
Коржова, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и психология субъекта (С.Л.
Рубинштейн, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, Е.А. Сергиенко и др.);
представление о возрасте как целостном развитии (П. Балтес, Л.С. Выготский,
Т.Д. Марциновская, Е.А.Сергиенко и др.); положения о преобразовательной
активности личности как о фундаментальной характеристике субъектности
(К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, Б.Г. Ананьев, В.В. Знаков, Д.А.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); положения о культурно-исторических,
социально-психологических причинах преобразования личностью внешнего
облика (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, З. Бауман, И.С. Кон, В.А. Лабунская,
С.Л. Рубинштейн, М. Фуко и др.); представления о развивающейся взаимной
связи внутреннего и внешнего (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн,
Н.Е. Харламенкова и др.); положение о многофункциональности внешнего
облика и значимости его преобразования для выявления внутреннего мира
личности (В.А. Барабанщиков, А.А. Бодалев, Л.И. Дементий, В.А. Лабунская,
В.Н. Панферов, Е.А. Петрова, Я.Б. Наровская, Е.В. Рягузова и др.); положение
о самоотношении как эмоционально-оценочной, ситуативно-обусловленной,
динамической системе (С.Т.Пантелеев, M. Kernis, J. Crocker);
Теоретические методы исследования: теоретический анализ
отечественных и зарубежных философских, психологических и медицинских
источников по проблеме исследования; возрастно-психологический,
феноменологический подходы. Номотетический и идиографический подходы,
реализуемые в создании комплекса методов, используемых в исследовании.

Методы эмпирического исследования: психодиагностические методики
– тесты, опрос, полуструктурированное интервью. Комплекс
психодиагностических методик включал следующие блоки: тесты, нацеленные
на изучение индивидуально-психологических особенностей респондентов,
опросники; полуструктурированное интервью – для оценки выраженности
компонентов жизнеспособности. Использован анализ объективных внешних
критериев.

Статистические методы. Для обработки эмпирических данных
использовались статистические процедуры: описательная статистика,
корреляционный (по Спирмену, Пирсону), факторный с критерием значимости
факторов Кайзера конфирматорный анализ, общее линейное моделирование
(одномерный, многомерный подходы), регрессионный анализ, дисперсионный
анализ, методы выявления различий (критерии Cтьюдента, Манна-Уитни,
Краскала-Уоллеса). Критерий Колмогорова – Смирнова для определения
нормального распределения выборки с применением пакета статистических
программ SPSS 22.0.

Метод. В исследовании использовались следующие методы и методики:

1) анализ социально-демографических данных исследуемых;
2) анализ объективных внешних критериев: статистика длительности,
частоты регулярного применения эстетических манипуляций для омоложения
внешности

3) измерение самооценки удовлетворенности внешним обликом с
помощью процентной прямой шкалы (от 0% до 100%);

3) методика исследования самоотношения (МИС, Пантилеев С.Р.,
Столин В.В., 1993);

4) опросник самоуважения (Blake, P. и др., 1984);

5) опросник «Индекс жизненной удовлетворенности» Neugarten A.O.,
адаптация Н.В. Паниной, 1993;

6) опросник «Определение уровня защитных механизмов» (Субботина
Л.Ю., 2000);

7) опросник «Диагностика гендерной идентичности», Bem S. (модификация
В.А. Лабунской и М.В. Бураковой, 1998);

8) опросник определения значимости привлекательного внешнего облика
(Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича в модификации
Г.С. Серикова, 2018);

9) авторский опросник, выявляющий значимое социальное окружение,
влияющее на решение женщин изменить свой внешний облик;
10) опросник способов совладания, ОСС – WCQ Р. Лазаруса и С. Фолкман
(Lazarus, Folkman, 1988) (адаптация Т. Л. Крюковой и др., 2004);

11) опросник Самовоспринимаемой гибкости совладания со стрессом
(The self-perception of flexible coping with stress, Zimmer-Gembeck, M.J., Skinner,
E.A. и др., 2018) (адаптация Т.Л. Крюковой, О.А. Екимчик, 2020);
12) полуструктурированное интервью (21 вопрос) о ценности внешнего
облика и его влиянии на жизнедеятельность женщин средней взрослости, его
контент – анализ и наблюдение во время его проведения.

Эмпирическая база исследования и характеристики выборки. Сбор
эмпирических данных проводился в 2018-2021 гг. среди женщин средней
взрослости, проживающих в одном городе. В общую исследуемую группу
вошли 108 женщин от 40 до 60 лет. Все имеют высшее профессиональное
образование. Общая выборка была разделена на две равные группы. В качестве
основания для разделения общей выборки на две равные группы явился факт
применения / не применения женщинами медицинских эстетических процедур
(многообразные инъекционные, физиотерапевтические манипуляции и др.).
Группа женщин средней взрослости, регулярно (не менее 3 лет) использующие
омолаживающие терапевтические услуги, выделена в качестве основной
(экспериментальной, M = 48, SD = 6). Остальная часть выборки (M = 48, SD =
6), состоящая из женщин средней взрослости, которые не используют
медицинские процедуры для омоложения, выделена в контрольную группу.

65% женщин, активных в омоложении, состоят в отношениях с
противоположным полом, 35% – отношений с противоположным полом не
имеют (разведена, не замужем, вдова). В контрольной группе 68% женщин
имеют близкие отношения с противоположным полом, у остальных отношений
нет (разведена, не замужем, вдова). 60% активных в омоложении женщин
имеют одного ребенка, 28% – двоих детей, 10% женщин не имеют детей, 2% –
троих детей. В контрольной группе 52% женщин имеют двоих детей, 33% –
одного ребенка, 15% женщин не имеют детей.

47% женщин экспериментальной группы занимают руководящие
должности или являются владельцами бизнеса, 46% – служащие, работники по
найму, 7% – домохозяйки. Женщины контрольной группы – работники по
найму, служащие, руководителей среди группы нет.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась
методологическими принципами отечественной и зарубежной психологии,
соответствующими предмету и задачам исследования; репрезентативностью
выборки; корректным использованием психодиагностических методик; а также
применением статистических методов, адекватных поставленным задачам
исследования.

Научная новизна. Впервые проблема удовлетворенности внешним
обликом и активности в омоложении у женщин средней взрослости
рассматривается интегративно с учетом влияния комплекса факторов:
возрастно-психологических, личностных, поведенческих и социально-
психологических особенностей. Новизной обладают данные о центральной роли
самоотношения женщины средних лет для принятия решения менять свой
внешний облик. Впервые показано влияние характеристик поведения
(переживание стресса старения, использование механизмов психологической
защиты, выбора способов и типов гибкости совладания) на удовлетворенность
внешним обликом и активность применения омолаживающих медицинских
процедур. Именно регулярное применение особо чувствительными к возрастным
изменениям женщинами среднего возраста омолаживающих медицинских
терапевтических манипуляций является способом целенаправленного совладания
со стрессом старения. Впервые установлены различия между группами женщин,
кардинально отличающихся в решении изменять / омолаживать собственный
внешний облик на основе действия личностно-индивидуальных, социально-
психологических и поведенческих факторов.

Получены новые оригинальные данные, раскрывающие характер
соотношения различных факторов в детерминации активности омоложения у
женщин средней взрослости и специфики их удовлетворенности внешним
обликом.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Данные
диссертационного исследования вносят вклад в психологию развития взрослой
личности, теорию восприятия нового, перемен, в том числе, преобразования
личностью собственного внешнего облика, психологию управления
впечатлением, дополняют и уточняют теоретические знания о роли комплекса
факторов (социально-психологических, индивидуально-личностных,
поведенческих) на удовлетворенность собственным внешним обликом и
активность применения омолаживающих манипуляций у женщин средней
взрослости. Полученные результаты и выводы исследования могут быть
полезны специалистам эстетической медицины в профессиональной
деятельности; в процессе психологической помощи активно
трансформирующим (омолаживающим) собственный внешний облик
женщинам; в психологических тренингах, развивающих позитивное отношение
к взрослости, старости. Кроме этого, полученные теоретические и
эмпирические данные могут быть и уже использованы в учебных курсах
Психология развития, Социальная психология, Психология личности,
Гендерная психология для студентов университетов, на практических занятиях
по Психологии внешнего облика, Психологии зависимого поведения человека,
Психологии стресса и совладающего поведения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Старение как фактор стресса – одна из важнейших причин, вызывающих
психическое напряжение и связанную с ним чувствительность к возрастным
изменениям во внешнем облике у женщин средней взрослости, стремящихся
повысить удовлетворенность своим внешним обликом. Группа женщин, активная
в омоложении, добивается снижения напряжения путем повышения
удовлетворенности своим внешним обликом, регулярно прибегая к услугам
эстетической медицины.

2. Активные в омоложении женщины средних лет имеют индивидуально-
личностные различия с женщинами – ровесницами (из контрольной группы) по
качествам Я-концепции: самоотношение, самоуважение, положительная
самооценка. Степень их удовлетворенности собственным внешним обликом
связана с показателями самоотношения, уровнем жизненной удовлетворенности,
оценок и мнений социального окружения по поводу привлекательности внешнего
облика, социальными стереотипами и предубеждениями, сформированными в
жизненном контексте.

3. Женщины, активно занимающиеся омоложением, более сензитивны по
отношению к собственному стареющему внешнему облику, обладающему для них
повышенной значимостью; убеждены, что для достижения жизненных ценностей,
уверенности в себе, общественного признания, удовлетворяющей их жизни,
жизненной активности, любви и т.д. привлекательный внешний облик
чрезвычайно важен и значим. Это проявляется в продолжительности,
регулярности и частоте применении медицинских эстетических процедур.

4. Женщины, клиентки эстетического медицинского центра, входят в
субкультурную группу, объединенную общей идеей ценности «вечной молодости»
как атрибута успеха в жизни. У женщин этой субкультуры более выражен
маскулинный тип гендерной идентичности, что проявляется в их готовности к
риску и осложнениям для получения желаемого результата – омоложения
внешнего облика. Применение омолаживающих процедур повышает
субъективную самооценку удовлетворенности внешним обликом, жизненного
благополучия, позволяет манипулировать впечатлением окружающих.

5. Значимые Другие (семья, социальная сеть, др. группы) и собственная
модель совершенного внешнего облика оказывают «социальное давление» на
удовлетворенность внешним обликом данных женщин и повышают их активность
в омоложении внешнего облика путем применения омолаживающих медицинских
манипуляций.

6. Женщины средней взрослости, воспринимающие старение как стресс и
ухудшение жизни, чувствительны к возрастным изменениям во внешнем
облике. Они регулярно применяют омолаживающие медицинские
манипуляции, что связано с возрастным стрессом старения, способами
защитного поведения, гибкостью совладания. Активность в омоложении
выступает способом целенаправленного совладания с неблагоприятной
проблемой старения. Таким образом, женщины регулируют свое
эмоциональное состояние (отрицательные эмоции и уровень стресса старения),
повышают удовлетворенность жизнью.

Соответствие паспорту научной специальности: личность как субъект
развития (п. 1.7), проблема становления индивидуальности в период взрослости
(п. 2.14); изучение закономерностей психического развития в онтогенезе
(п.1.5); изучение стратегий совладающего поведения как факторы, помогающие
процессу развития (п.1.8); стратегии и методы исследования развития человека
как индивида, личности, субъекта деятельности (п. 1.11); разработка методов
психологического исследования и психодиагностики (п. 1.12); культура как
механизм и интегральный показатель акмеологического развития человека (п.
3.6).

Апробация результатов исследования на методологических семинарах
и заседаниях кафедры общей и социальной психологии Костромского
Государственного университета, на V Международной научной конференции
«Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы,
благополучие», Кострома 2019; Всероссийской научной конференции
«Внешний облик в различных контекстах взаимодействия», Ростов – на – Дону,
2019; Международной научной конференции «Психология субкультуры:
феноменология и современные тенденции развития», Москва, 2019;
Международной научно-практической конференции «Личностные и
регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных
целей в эпоху цифровизации». Ставрополь-Москва, 2020; 7-я Международная
конференция по психологии зависимого поведения (ICBA) в Великобритании (7th
International Conference on Behavioral Addictions (ICBA) 2020, Nottingham, UK).
Публикации: По теме диссертации опубликовано 8 работ общим
объѐмом 7.6 п.л., в том числе, 4 статьи общим объѐмом 4.8 п.л. в
рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК (из них: 1 – Web of
Science).
Объем и структура диссертации: Диссертация изложена на 158
страницах машинописного текста и состоит из введения, 3 глав, обсуждения
результатов, заключения, выводов, списка литературы и 1 приложения. Текст
работы включает 10 таблиц и 12 рисунков. Список литературы содержит 305
источников, из них 69 источников на иностранных языках.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    А.А. Осьминина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2– Т. – No – С. 58
    А.А. Осьминина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2- Т. - No - С. 111
    Что делает женщину средних лет активной в уходе за собственным внешним обликом?
    А.А. Осьминина // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф. Кострома, 26–28 сент. 2019 г.: в 2 т. / отв. ред.: М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. – Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, - 2– Т. – С. 383-23
    Отношение к себе как фактор отношения к своему внешнему облику у женщин средней взрослости
    Т.Л.Крюкова, А.А. Осьминина // Внешний облик в различных контекстах взаимодействия: материалы Всерос. науч. конф., 28–30 октября 2019 г. / под общ. ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской, Г.В. Серикова. Москва: КРЕДО, - 2019а. - С. 145

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету