Феномен алтайского танца: истоки и современность

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Шинжина Айана Ивановна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение……………………………………………….……………………………4
Глава 1. Алтайцы: этническая история и истоки
танцевально-пластической сферы традиционной культуры………………20
1.1. Этнический состав и происхождение алтайцев…..…………………………21
1.2. Религиозные и мифологические представления алтайцев……..……….…25
1.3. Петроглифы Алтая как источник изучения и реконструкции
кинетического компонента в традиционном искусстве народа…………….….40
1.4 Пластика движений в трудовых процессах…………………………………51
1.5. Костюм как отражение жизненного уклада алтайцев………………………58
Заключение 1 главы………………………………………………….……………68
Глава 2. Танец алтайцев в историко-культурном контексте………………70
2.1. Выявление и реконструкция танцевально-пластических элементов
в алтайском героическом эпосе.……………………… …………………………70
2.2. Танцевальная пластика в песенно-игровом народном
искусстве алтайцев………………………………………………..………………90
2.3. Элементы танцевального искусства в религиозных обрядах
и действах………………………….……………………………………………..106
2.4. Искусство тастаракаев как источник информации
об алтайском танце………………………………………………………………116
2.5 Алтайский танец в сравнительно-типологическом контексте…………….118
Заключение 2 главы………………………………………………………………121
Глава 3. Модификации алтайского танца в сценическом искусстве……123
3.1 Методы реконструкции и стилизации национального танца алтайцев….123
3.2. Первый опыт создания сценического алтайского танца
в спектаклях национального драматического театра………………………….137
3.3. Развитие самодеятельного хореографического искусства
Горного Алтая….……………………………………………………………………..142
3.4. Опыт создания национальной школы алтайского танца.…………………160
3.5. Становление профессионального хореографического искусства алтайцев.
Формирование Государственного национального театра танца
«Алтам» Республики Алтай…………………………………………………….168
3.6. Алтайский танец в современном бытовании………………………………185
Заключение 3 главы………………………………………………………………205
Заключение……………………………………………………………………….207
Список литературы…………………………………..…………………………213
Архивные материалы….………………………………………………………246

Приложения.………………………………….…………………………………..247

Во Введении обоснована актуальность исследуемой темы, определена
его проблема, выявлены противоречия. Автором поставлена цель исследования,
поставлены задачи, решение которых будет способствовать достижению цели
исследования; представлены объект и предмет изучения, раскрыта степень на-
учной разработанности проблемы, дана характеристика источниковой базы.
Раскрывается во введении научная новизна исследования, его теоретическая и
практическая значимость, описаны методология и методы исследования, при-
ведены основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Алтайцы: этническая история и истоки танцевально-
пластической сферы традиционной культуры» описывает этнический состав
и происхождение алтайцев, их религиозные и мифологические представления.
В данной главе исследованы петроглифы Алтая как источник изучения и ре-
конструкции кинетического компонента в традиционном искусстве народа.
Создаваемые людьми в течение многих тысячелетий, они несут ценную инфор-
мацию о времени жизни, обрядах и мифологических представлениях наших
предков. Фрагменты сохранившихся памятников наскальной живописи позво-
ляют извлечь важную информацию о пластической выразительности, жестах,
различных позах и положениях, запечатленных на наскальных рисунках людей.
В изображённых позах видны элементы пластики, напоминающие танцеваль-
ную лексику. Встречаются фигуры, где руки согнуты в локтях, отведенных в
стороны кистями вверх, а ноги широко расставлены и согнуты в коленях. Чаще
встречаются фигуры людей, у которых одна рука поднята вперёд или в сторону,
слегка сгибаясь в локте, а вторая согнута в локтевом суставе и находится в рай-
оне талии. Ноги, согнутые в коленях, находятся параллельно друг другу, что
является наиболее часто встречающейся чертой алтайских рисунков человече-
ских фигур и стилистической особенностью петроглифов. Данные позы с ха-
рактерным положением согнутых ног можно интерпретировать как элемент
пластической выразительности танцующих людей. Имея в виду то, что худож-
ник представил, вероятно, ритуальное действие, можно предположить, что пе-
ред нами моменты динамичного движения в танце. Автор диссертации, опира-
ясь на исследования петроглифов Алтая9, а также используя собственный про-
фессиональный хореологический опыт, пытается оживить визуальный ряд, по-
нять и как бы продлить запечатленную в петроглифах динамику жестов, их на-
правление. Заметим, что «присогнутость» ног в коленях является характерной
для мужского алтайского народного танца до сих пор, в особенности в сцениче-
ских танцах «охотников» и «наездников». Сходство такой черты, как «присог-
Кадиков Б.Х. Петроглифы Алтая: коллекция из собрания Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки.
Бийск, 2005; Кубарев В.Д. Наскальное искусство Алтая. Горно-Алтайск: Алт. Кн. Изд-во, 2002; Буксикова О.Б.,
Шинжина А.И. Петроглифы горного Алтая как источник изучения кинетического компонента в традиционном
искусстве народа // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар. 2014. № 1 и
др.
нутость» нижних конечностей, запечатлённое на скалах Калбак-Таш и других
монументах, подтверждает правомерность нашего предположения о том, что
особенность шага на слегка присогнутых ногах в коленном суставе, несколько
вперевалку из-за постоянного многочасового сидения в седле, может считаться
одной из характерных черт алтайского танца.
В этой же главе представлена характеристика пластики движений в тру-
довых процессах. Элементы пластики можно выявить в валянии войлока. Тру-
доемкий процесс изготовления войлока делится на несколько этапов, где дви-
жения работниц представляют для нас интерес с точки зрения пластической
выразительности, как основы танцевальных движений: взбивание шерсти спе-
циально приготовленными палками, раскладывание шерсти, катание войлока,
высушивание войлока. Характер выполнения данной работы имеет определен-
ный ритм скоординированных движений, обладает характерной пластикой, и
используется автором при их трансформации в танцевальных композициях, от-
ражающих трудовой процесс. К примеру, эти естественные движения были ин-
терпретированы как танцевальные в создании постановки хореографической
композиции «Ковровщицы».
Пластика охотничьих, пастушеских движений обладает своеобразием,
выразительностью, образно передает в танцах военные и охотничьи навыки,
джигитовку и, в целом, быт скотоводов-кочевников. В мужских постановочных
танцах эти движения и особенно движения, имитирующие бег, скачки, галоп
коня, активно используются.
В работе выявлены особенности традиционного костюма, который пред-
ставляет не только яркий самобытный элемент материальной культуры, стой-
кий этнический индикатор, но и источник, позволяющий определить характер
движений мужчин и женщин и в определённой мере стиль и характер нацио-
нальной хореографии.
Во второй главе «Танец алтайцев в историко-культурном контексте»
выявлены и реконструированы танцевально-пластические элементы в алтай-
ском героическом эпосе, исследована танцевальная пластика в песенно-игровом
народном искусстве алтайцев, охарактеризованы элементы танцевального ис-
кусства в религиозных обрядах и действах алтайского народа.
Героическому эпосу (кай черчек) принадлежит важная роль в сохранении
и передаче исторической памяти алтайцев. Благодаря эпосу, алтайский народ
сумел сохранить свое этническое самоназвание, самобытную культуру, нацио-
нальный язык, традиционный образ жизни, исконные нравственные нормы и
обычаи.
Тексты сказаний содержат строки, дающие ценную информацию о быто-
вании танца, о танцевально-пластических элементах, следовательно, не только
служат доказательством существования танца в прошлом, но и позволяют по-
лучить представление о традиционном танце и реконструировать отдельные
движения. Так, характер алтайского женского танца включает в себя черты
описываемых образов алтайских богатырок. В качестве примера, раскрываю-
щего характер женского танца, можно привести строки из героического сказа-
ния о девушке-богатыре Очи-Бала, где идёт речь о героине, прочитывается ха-
рактеристика её пластики. Описывая поступки героини, сказитель сравнивает10
ее грациозную пластику с дуновением стремительного ветра, журчанием реки,
видами народных музыкальных инструментов и их звучанием. Лексический
язык его составляют ход, подскоки, прыжки, бег, имеющие ритмический рису-
нок, имитирующие езду верхом галопом, рысью, а также верчения, приседания.
Из приведенных в диссертации отрывков из различных сказаний следует,
что это не всегда массовый танец, но и сольное исполнение, которое могло
быть как лирическим, так и подвижным. Значение слов сказителя подразуме-
вают быстроту, ловкость, расторопность. Можно предположить, что иногда шаг
героини и других девушек, имеющего лёгкость в движениях, представлял собой
танцевальный шаг или даже лёгкий бег. Прочитывается структура музыкально-
Алтайские богатыри. (Алтайский героический эпос) на алтайском языке / Ред. С. С. Суразаков, С.С. Каташ,
В.О. Адаров. Т. 9. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алт. кн. изд-ва, 1977. С. 49.
хореографического действия, где исполнение подвижного соло сменяется груп-
повым танцем, в котором сто девушек, исполняя протяжные песни (дьанары),
плясали11. Танцы исполнялись в сопровождении игры на национальных музы-
кальных инструментах шоор, икили, дьадаган. Некоторые описания действий,
передающие характер состязательности, аналогичны тому, как проходят алтай-
ские традиционные народные празднества и игры сегодня.
Следует отметить, что в сказаниях танец не только упоминается, но более
того, можно найти информацию о его характере, стиле, жанре, движениях. На-
пример, в алтайском повествовании «Кан Алтын» сказителя Т.А. Чачиякова в
одном из текстов получаем информацию о том, что женщины, исполняя песни,
по всей вероятности, образовывали хоровод, держась «за рукава»12. И в наше
время можно наблюдать, как люди при исполнении традиционных песен пере-
двигаются, раскачиваясь из стороны в сторону, положив руки друг другу на
плечи или ближе к локтю, либо взявшись «под руки» или обхватив друг друга
заведёнными руками за спину. Это свидетельствует о бытовании у алтайцев с
незапамятных времён хороводного танца, органично соединившего в себе пан-
томиму, слово, пение, музыку и пляску.
Мы предполагаем, что в хореографии присутствовали прыжки. Мужской
алтайский танец, о наличии которого говорится в сказаниях, имеет эту особен-
ность13.
Таким образом, рассматривая алтайский героический эпос в качестве ис-
точника, анализируя эпические тексты, можно прийти к выводу, что у алтайцев
существовали как женские, так и мужские танцы. Алтайский танец представлен
в героических повествованиях, как в сольном, так и массовом исполнении
женщин, мужчин, детей.
Плитченко А. Маадай-Кара. Очи-Бала. Алтайские героические сказания. М., 1983. С. 256.
Алтайские героические сказания. Очи-Бала. Кан-Алтын. Новосибирск, 1997. С. 538, 539.
Калкин А.Г. Маадай кара. М., 1973.
Алтайский героический эпос мы рассматриваем как один из источников
фольклорного танца, так как видим в этом перспективу практического приме-
нения для создания хореографических постановок. Сюжеты, образы и художе-
ственно-изобразительные средства героического эпоса, отражая мировоззрение
алтайцев, могут служить неисчерпаемой основой и материалом для реконст-
рукции. А ритмический рисунок и особенности тембра горлового пения могут
явиться важным элементом в музыкальном оформлении алтайского сцениче-
ского танца.
Прекрасным источником, позволяющим реконструировать модель этно-
графического танца и отдельные движения, являются традиционные игры и
песни, которые рассматриваются в диссертации как основа танцевальной куль-
туры. Алтайская народная игра воспринимается как согласованное, коллектив-
ное движение по кругу или между рядами с обязательным сопровождением
песней и пляской14. В основном игра неразрывно связана с песней и рассматри-
вается как действие, где тема, сюжет и мелодия предопределяют сопровож-
дающую пластику. Сюжет игры разыгрывается и «распевается» участниками и
сопровождается соответствующими движениями, жестами и мимикой. В кон-
тексте изучения танцевального фольклора интерес представляют игры и игро-
вые песни «Эш табыш» (поиск друга, подруги), «Кур узуш» (разрывание пояса)
или «Кол узуш» (разрывание рук), «Сырга дьажырыш» («прятание серьги»),
«Кобылица и жеребец», «Чаа» (в конец), «Болчоно» или «Дьиргил барды» (Ма-
рево ушло) и другие. Анализируя алтайские народные игры, автор попытался
вычленить танцевальные элементы и составить схемы-рисунки. Мы подробно
рассмотрели молодёжную развлекательную игру «Эш табыш» и попытались
охарактеризовать и описать эту игру как игровой хоровод с применением ком-
позиционного рисунка. Учитывая то, что алтайские девушки не носили корот-
кие одежды, тем более, если речь идёт об алтайской свадебной обрядности,
Абысова С.В. Игровые песни в контексте народных игр алтайцев // Мир науки, культуры, образования. 2019.
№ 5 (78). С. 458.
можно предположить, что в длинных платьях они не могли себе позволить бе-
гать и прыгать, поднимая высоко ноги. Само распевное пение является важным
аргументом в пользу вывода о неторопливой сдержанной пластике.
Кроме ойынов (игр) мы подробно рассматриваем распространенный вид
традиционного песнопения, который называют в народе «дьанар-кожон», реже
«куреелей турала кожондор». Песни – дьанары сопровождали церемониалы
свадебных торжеств, именин новорожденных, а также других культовых обря-
дов. Содержание этих песен составляли благопожелания.
Издавна алтайцы, собравшись у очага, на празднествах, держась под руки
или положив руки друг другу на плечи, покачиваясь из стороны в сторону, сидя
на месте, или стоя, двигаясь по кругу, по прямой линии, по диагонали пели
дьанар-кожон. Тип хороводного танца, сопровождающего пение, мы определи-
ли термином «курее-бидье»: «курее», означает круг и «бидье» – танец. Этим
термином мы называем основное направление алтайской хореографии, где вы-
деляем три вида курее-бидье: курее-дьанар, курее-ойын, курелей. Рассматривая
основные особенности традиционного кругового танца некоторых народов в
контексте поиска схожих черт и отличий с алтайским танцем хороводного типа
«курее-дьанар», автор приходит к выводу, что алтайский хороводный танец по
своему характеру и темпу ближе к тувинскому и хакасскому хороводу. Однако,
характер исполнения алтайского хороводного танца на протяжении всей компо-
зиции остаётся сдержанным, хотя допускается некоторое ускорение в середине
композиции. Это связано, прежде всего, со спецификой воспроизведения тра-
диционной песни – дьанар-кожон. Существует своеобразие и в выполнении са-
мого «хода». Исполнители хороводных песен других тюркских народов имеют
специфический шаг – переступание с ноги на ногу, как на месте, так и в про-
движении. У алтайцев же он имеет свою особенность: исполнитель, переходя с
одной ноги на другую, не только переносит вес тела на неё, но и выполняет
«нажим» корпусом, выражающийся наклоном в сторону после того, как пере-
ступит на ногу. Т.е., алтайский танцевальный фольклор имеет свои стилевые и
технические особенности.
Богатейший материал для исследования истоков традиционной алтайской
хореографии представляет собой шаманское камлание. В образном понимании
пляски шамана (кама) связаны с перемещением по вертикальной линии в неко-
ем «географическом пространстве», где эффект восхождения в небо по миро-
вому древу (пути) и обратно спуск на землю, под землю достигается посредст-
вом текста и изобразительных движений, к примеру, имитирующих извивания
змеи, полёт птицы и т.д. Во время совершения ритуала шаман иллюстрировал
всё происходившее пластически и по ходу действия перевоплощался в различ-
ные образы: зверей, людей, духов. Такое пластическое подражание танцующего
позволяет нам предположить, что он применял в своей пластике приседания и
полупальцы, волнообразные движения корпуса, рук. Шаманы проделывали
многочисленные пластические телодвижения, в которых угадываются качания,
подскоки, прыжки, повороты, верчения, махи ногой, наклоны корпуса и голо-
вы. Шаман использует шаг, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, при
этом раскачиваясь из стороны в сторону. Он часто использует с нашей точки
зрения, традиционную, по крайней мере, распространенную позу, присев на од-
но колено, используемую алтайцами в знак поклонения, почитания или как вы-
ражение уважения в знак начала или завершения действия при исполнении ри-
туалов, обрядов. Танец шамана возникает в результате концентрации мысли,
подготовки физического состояния. Опустившись на колени, шаман начинает
движение медленно, внутренне подчиняя своей воле все свое тело. Динамику
развития действия отражает ритмический рисунок: вначале это медленный раз-
меренный танец, затем движение набирает скорость, переходя в безумную пля-
ску. В конце камлания шаман очень быстро кружится, вертится, показывая воз-
вращение по вертикали из подземного, высшего и среднего миров в «реальное»
время.
По одному из описаний поведения шамана мы практически составили
танцевальную комбинацию, где шаман быстро отскакивает назад и пятится.
Потом семенит маленькими шагами, двигаясь вперёд и многократно кланяясь.
Являясь синкретическим, органично соединившим пантомиму, слово, му-
зыку, пение и пляску, искусство алтайского шамана внешне представляет собой
музыкально-театрализованное представление, где телодвижения, пластика –
своего рода танец. Артистическая мимика с выражением живой игры страстей
на лице, жесты, движения подтверждают танцевальный аспект камланий.
Существенным источником информации об алтайском танце является и
искусство носителей фольклорной традиции – тастаракаев. Тастаракай – тип
смешливого, глуповатого, неопрятного на вид человека (старца, пастуха). Этот
персонаж часто встречается в алтайском эпосе, в фольклоре. Тастаракаи явля-
лись участниками народных игр, гуляний, празднеств. Они обладали находчи-
востью, изворотливостью и прекрасным актёрским мастерством. Исследуя ис-
кусство алтайских народных комиков, их роль в жизни народа, мы акцентиро-
вали внимание на танце как одном из выразительных средств, который они ис-
пользовали в своём искусстве. Тастаракаи прибегают к использованию харак-
терных танцевально-пластических элементов: они выполняют перевороты через
голову, прыгают, кружатся, бегают. Движения служат иллюстрацией к текстам.
Сегодня искусство тастаракаев возрождается и выходит на сцену.
Третья глава «Модификации алтайского танца в сценическом искус-
стве» раскрывает методы реконструкции и стилизации национального танца
алтайцев. В данной главе раскрываются особенности становления профессио-
нального хореографического искусства алтайцев и специфика алтайского танца
в современном бытовании, формирования Государственного национального те-
атра танца «Алтам» Республики Алтай.
В своей практической работе диссертант использует метод реконструиро-
вания для воссоздания национального алтайского танца. Однако основным в
научно-творческой деятельности автора данной работы явился метод конструи-
рования модели алтайского танца. Этот метод условно можно обозначить как
метод стилизации на основе ассоциативного восприятия, поскольку он базиру-
ется на создании сценического народного танца по совокупности изучения кос-
венных источников. Ассоциативность является важнейшим элементом творче-
ского мышления, основанного на связи между отдельными источниками и об-
разными представлениями, где одно представление порождает другое. По мне-
нию автора, только на основе тщательного изучения и сопоставления различ-
ных, сохранившихся в алтайской культуре источников, используя комплексный
подход, включающий элементы различных методов, можно с определенной
степенью достоверности создать модификацию алтайского танца, его хорео-
графический текст, драматургию, музыкальную основу, костюм.
Большое внимание в диссертации уделяется опыту предшественников в
стилизации алтайского танцевального фольклора. Это и первый опыт создания
сценического алтайского танца в спектаклях национального драматического те-
атра (1930–1940-е), и развитие самодеятельного хореографического искусства
Горного Алтая (1950–1960-е). Подробно рассматривается история формирова-
ния алтайской сценической хореографии, освещается деятельность первых ис-
полнителей и постановщиков алтайского танца. Их деятельность инициировала
интерес к поискам национального алтайского танца, существование которого,
до недавнего времени, многими исследователями ставилось под сомнение.
Наиболее очевидный и часто встречающийся способ сценической постановки
фольклорных танцев рассматриваемого периода – использование стилистиче-
ских особенностей хореографического первоисточника в сочетании с сочинён-
ными хореографом движениями, в контексте придуманной им концепцией ми-
ниатюры или спектакля. Этот метод повсеместно широко используется в работе
постановщиков как в балетном театре, так и в ансамблях народного танца на
различных национальных культурах. Автором исследованы возможные подхо-
ды к работе над сценической интерпретацией традиционной хореографии, вы-
браны наиболее подходящие из них и выработаны на их основе методы работы
с фольклорным материалом, удовлетворяющие в решении поставленной зада-
чи. В целях сохранения найденных элементов танцевального искусства алтай-
цев, воссоздания модели традиционного алтайского танца и дальнейшего раз-
вития профессиональных форм национальной алтайской хореографии, в Рес-
публике Алтай создана школа алтайского танца и профессионального хорео-
графического коллектива (1990-е). Учебное пособие «Школа алтайского танца»
(2006) явилось значительным вкладом в аналитическое обобщение алтайской
хореографии и стремление систематизировать алтайский танец. В комплексе
это стало не только попыткой ретроспективы традиционной алтайской хорео-
графии, но и определило перспективу развития национального хореографиче-
ского искусства алтайцев. На протяжении нескольких лет, разрабатывая алтай-
ский экзерсис (комплекс упражнений), на базе которого элементы народного
танца обрабатываются в учебном процессе в сценическую форму, изучая анало-
ги движений у других народов, автор искал то характерное и особенное, что
присуще только алтайскому танцу. Результаты изысканий диссертанта были
апробированы на базе национального театра танца «Алтам», возникшего в 1997
году и детской школы-студии хореографического искусства, открывшейся в
2000 году. На основе разработанной автором методики создается множество
постановок алтайских танцев. В 2003 году было открыто государственное обра-
зовательное учреждение среднего профессионального образования – Колледж
культуры и искусства Республики Алтай, где в качестве национально-
регионального образовательного компонента была введена специальная дисци-
плина «Алтайский танец». В процессе профессионального обучения будущих
специалистов, этот предмет стал одним из основных. На теоретических заняти-
ях студенты изучают танцевальную культуру алтайцев, особенности нацио-
нального мелоса, костюма и многое другое. На практических занятиях студен-
ты сочиняют сценические этюды на основе алтайских народных традиций, изу-
чают и анализируют лучшие образцы алтайского танца. Таким образом, работа
преподавателей и студентов носит инновационный характер, Теория и методика
преподавания, являясь неотъемлемой частью в профессионализации алтайского
танца, играет ключевую роль в становлении и развитии национального хорео-
графического искусства.
В процессе становления профессионального хореографического искусства
алтайцев и реализации специфики алтайской хореографии значительную роль
сыграл Государственный национальный театр танца «Алтам» Республики Ал-
тай, сформированный по инициативе автора в 1997 году. Основной целью про-
фессионализации алтайского народного танца в контексте становления и разви-
тия хореографического искусства алтайцев явилось изучение архаичных черт
традиционной культуры, выявление элементов танцевальной культуры и их
трансформация в сценическое пространство. В период деятельности коллектива
автором были созданы десятки алтайских танцев. Созданные постановки яви-
лись результатом исследования традиционной культуры алтайского народа, его
истории, жизни и быта. В частности, использованы элементы петроглифическо-
го письма – наскальной живописи, знаков, символов и орнамента, сохранив-
шиеся на Алтае, описания танцевальных движений из алтайского героического
эпоса, сюжеты эпических сказаний и горловое пение. Ряд хореографических
композиций осуществлен на материале традиционного песенно-игрового на-
родного искусства алтайцев, а также на воссоздании сцен, отображающих рели-
гиозное мировоззрение, философию алтайцев.
Опыт создания национальной хореографии, являющийся примером ис-
пользования результатов научно-исследовательской работы по изучению этно-
графии народа в произведения хореографического искусства, позволяет не
только сохранять традиционную культуру Алтая, но и развивать национальное
хореографическое искусство алтайцев. Хореографические проекты, осуществ-
ляемые национальным театром танца и песни «Алтам», выступают как научный
метод реконструкции по восстановлению утраченных национальных традиций.
Рассмотрев все имеющиеся источники изучения танцевальной культуры
алтайского народа, в особенности песенно-игровое искусство, диссертант по-
пытался определить существенные типичные черты и закономерности алтай-
ского танца в современном бытовании. К ним относятся: специфический ход
«дьайканыш» (раскачиваясь) – шаг, при выполнении которого исполнитель пе-
реносит тяжесть тела с одной ноги на другую; часто встречающееся положение
ног, согнутое в коленях (преимущественно в мужских танцах); нюансировка
положений рук, в том числе в зависимости от принадлежности к полу и возрас-
ту; принципиальное отличие в костюмах, причёсках, украшениях в зависимости
от статуса, возраста и пола.
Основу современного алтайского танца составляет такой вид националь-
ной хореографии, как «курее-дьанар» или «курее-бидье», он же «дьайканыш»
или «куреелей». Нами был воссоздан и поставлен на основе «курее-дьанар» и
традиционного пения («дьанар-кожон») женский хоровод, характерный для
южных алтайцев. Для композиционного построения, драматургии, хореографи-
ческого воплощения и лексики источниковой базой послужили архитектурное
построение алтайского жилища – чадыра (аила) и обрамляющей его ограды –
чедена, элементы национального орнамента и одежды. Образ алтайской жен-
щины в этом танце отражает те черты, которые являются наиболее характер-
ными: мудрость и сдержанность, величавость и одновременно простота и гра-
ция. Следует выделить наиболее характерные особенности композиции и ис-
полнения танца (минимальное количество исполняющих – шесть). Это сугубо
женский танец приветственного характера, где торжественно и степенно, с чув-
ством достоинства исполнительницы церемонно выполняют поклоны, пересту-
пая с ноги на ногу скользящим шагом, почти не отрывая подошвы от пола, и
следуют зигзагообразной линией. Специфическая походка сочетает в себе гра-
циозность и покачивание из стороны в сторону. Движения в целом поэтичны и
лаконичны. Работа кистей рук сдержанна, то есть используются лишь малые
повороты ладонью (круговые движения кисти, характерные в девичьих танцах,
исключены). Танец состоит из четырёх частей: «уткуул» (приветствие), «айыл»
(юрта), «дьыргал» (праздник), «уйдежю» (проводы). Поскольку танец исполня-
ют «замужние» женщины, то соответственно соблюдены элементы традицион-
ной женской одежды. В музыкальном сопровождении может участвовать как
группа певцов (дьанарчы), так и сами исполнители танца. В качестве аккомпа-
немента могут выступить алтайские народные инструменты.
Информация, собранная автором во время исследования, нашла практи-
ческое применение в качестве источника для осуществления целого ряда дру-
гих постановок. Использование такого материала имеет большое значение для
его сохранения в культурном арсенале народа. Танцы, поставленные на основе
представлений народа о мире и жизни традиционного общества, содержат зна-
чительную информацию. Наш современник имеет возможность приобщиться к
мировоззрению древних и современных алтайцев на мир, природу, познако-
миться с преданиями и легендами, обрядами и ритуалами через феномен алтай-
ского танца.
В Заключении подведены итоги работы, сделаны выводы, даны реко-
мендации по дальнейшему исследованию в области национального хореогра-
фического искусства алтайцев.
Хореографическое искусство – значимое явление национальной культуры
алтайцев, плод творческих исканий нескольких поколений исполнителей, хо-
реографов, основанных на художественно-эстетических традициях алтайской
культуры. Этот феномен, являясь важной частью культурного пространства
Республики Алтай, способствует сохранению, развитию традиционной культу-
ры и менталитета алтайцев в условиях современного художественного про-
странства.
Рассмотрев круг основных источников изучения танцевального искусства
алтайцев – искусство наскальной живописи, алтайский героический эпос и пе-
сенно-игровое народное искусство, традиционное религиозное мировоззрение,
в том числе шаманские камлания, искусство народных комиков – тастаракаев,
мы пришли к выводу, что традиционный танец у алтайцев представлял собой
компонент синкретического народного искусства, компонент многосоставной
обрядовой культуры, играя роль пластического выражения культурного насле-
дия этноса.
Алтайский танец имеет свою оригинальность и самобытность, хотя он и
не был представлен в прошлом как самостоятельный вид народного искусства.
Собрав воедино разрозненные пластические элементы, описанные сказителями
в героическом алтайском эпосе, использующиеся шаманами во время камла-
ний, встречающиеся в народных обрядах и ритуалах, можно сформулировать
их особенности, дать им характеристику. Проведённое исследование позволило
автору систематизировать имеющиеся разрозненные сведения об алтайском на-
родном и сценическом танцах, внести ясность в разноречивые мнения об их ис-
тории, определить место алтайского танца в общей культуре народа, просле-
дить основные направления и этапы его развития.
В Приложении представлены перечень авторских балетмейстерских по-
становок, глоссарий, архивные документы.

Актуальность исследования
Изучение алтайского танца как компонента национальной культуры
представляет собой интересную и актуальную историко-культурную и искус-
ствоведческую задачу. Данная диссертация посвящена осмыслению этого яв-
ления в контексте современной культуры. Процесс становления, этапы разви-
тия и современное состояние хореографического искусства алтайцев до насто-
ящего времени не были предметом специального изучения. Это первое иссле-
дование, в котором раскрываются особенности исторически сложившихся
традиционных танцев алтайцев и их бытование в современности. Воссоздание
утерянных ценностей, философско-историческое осмысление природы нацио-
нального хореографического искусства алтайцев, представляются весьма ак-
туальными в настоящее время. На современном этапе исторического развития
алтайцы переживают процессы возрождения и сохранения этнической само-
бытности, сосредоточенной в духовной сфере. Одним из проявлений культур-
но-исторической самоидентификации алтайцев является народный танец. Фе-
номен алтайского танца отличается своей древнейшей историей, устойчивыми
традициями, ярким темпераментом и образностью, своеобразной техникой ис-
полнения, большим разнообразием пластических проявлений и оригинальны-
ми элементами. Обращаясь к истокам хореографического искусства Алтая,
появляется возможность проанализировать механизмы сохранения и развития
культурного наследия и претворить его в жизнь. Преемником традиционного
алтайского танца в современности выступает народно-сценический танец,
сформировавшийся в особое хореографическое искусство алтайского народа.
Специфика хореографии с наибольшей отчетливостью проявилась в творче-
ской деятельности Государственного национального театра танца и песни
«Алтам» Республики Алтай, произведения из репертуара которого – модифи-
кация национальной хореографии, их бытование в современности. Соиска-
тель, являясь художественным руководителем и главным балетмейстером тан-
цевального коллектива, результаты своих многолетних изыскательских работ
привнесла в формирование репертуара и творческое переосмысление тради-
ционных элементов алтайского народного танца.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Феномен алтайского танца: истоки и современность»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы