Финансово-правовое регулирование деятельности кредитных организаций в процессе реализации национальных проектов

Тугушев Рафаил Измаилович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение…………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические и правовые основы реализации национальных
проектов……………………………………………………………………………. 17

1.1. Национальные проекты как одна из форм программно-целевого
управления: основы правового регулирования…………………………………. 17

1.2. Структура и правовые основы формирования источников
финансирования национальных проектов……………………………………………………. 36

1.3. Расходы на национальные проекты в системе государственных
расходов……………………………………………………………………………. 50

1.4. Система финансового контроля за реализацией национальных
проектов и оценка их эффективности…………………………………………… 70

Глава 2. Правовое регулирование деятельности кредитных организаций за
реализацией национальных проектов …………………………………………… 91

2.1. Деятельность кредитных организаций в процессе реализации
национальных проектов как объект финансово-правового
регулирования……………………………………………………………………… 91

2.2. Вопросы развития финансово-правового регулирования кредитования
как основного направления деятельности кредитных организаций в процессе
реализации национальных проектов…………………………………………….. 113

2.3. Регуляторная и надзорная деятельность Банка России в отношении
кредитных организаций при реализации национальных проектов……………. 139

Заключение………………………………………………………………………… 159

Библиография ……………………………………………………………………… 172

Приложение………………………………………………………………………… 221

Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования,
определяются объект и предмет диссертационного исследования, цель и задачи
работы, дается характеристика степени изученности проблемы диссертационного
исследования,выносятсядляпоследующегорассмотрениятеоретико-
методологические, нормативные и эмпирические основы, а также представляются
полученные результаты с характеристикой их научной новизны, теоретической и
практической значимости, и обозначаются основные положения, выносимые на
защиту.
В первой главе «Теоретические и правовые основы реализации
национальных проектов» рассматривается эволюция формирования нового
формата проектного управления в рамках реализации концепции социального
государства – национальных проектов. При этом характер предлагаемых новшеств
заключает в себе не только экономическую, ориентированную на конечный
результат, составляющую, но и транслирует усилия государства на важную
социальную составляющую общества, имеющую конечной целью повышение
качества жизни, уровня благосостояния, социальной справедливости, сглаживание
эффектов социального неравенства для каждого члена общества. Национальные
проекты, на взгляд автора, уже сейчас оказывают существенное влияние на
различные стороны общественной жизни: способствуют увеличению эффективности
государственного управления, росту экономики, улучшению социальной сферы,
инновационному развитию, и как следствие – повышению качества жизни россиян.
В первом параграфе «Национальные проекты как одна из форм программно-
целевого управления: основы правового регулирования» раскрыта эволюционная
последовательность развития этапов становления национальных проектов с
синхронизацией по этапам формирования кодифицированных нормативных актов,
как базовых.
Делается вывод о том, что проводимый анализ нормативно-правовых актов в
увязке с комплексом индикаторов категорий социальной удовлетворенности лежит в
основе формирования новой концепции развития одной из форм программно-
целевого управления – национальных проектов. В целях верной трактовки терминов
и понятий исследования, автором приводится анализ схожих черт и различий
определения«национальныйпроект»спонятиями«проект»,«проектный
менеджмент», «программа», «государственная программа», «национальные цели
развития»,атакжеинымиформамипроектнойдеятельности,известных
российскому праву: «инвестиционный проект», «инновационный проект», «научный
проект», «проект бюджета» и т.д. Автором выделяются и другие значимые отличия
национальных проектов от принятых форм государственного управления и
планирования, например формат (проектный менеджмент), объект воздействия
(«новая парадигма управления социальными процессами, меняющая общественное
сознание»), горизонт планирования (инструмент стратегического планирования),
масштаб воздействия (комплексный охват основных элементов общества: власти,
бюджетного сектора и других производителей социальных благ и услуг, всего
населения) и т.д.
Инициатором нового формата управления и планирования выступил
президент В.В. Путин (в 2002-2003 гг.). В частности, им отмечались не только
проблемы финансирования ЖКХ, медицины, недостаточные объемы жилищного и
инфраструктурного строительства, убыточность агропромышленного сектора, но и
монополизм, бюрократия, слабая инвестиционная деятельность. Исходя из этого
была сформирована номенклатура социально-экономических приоритетов, которые,
по сути, и легли в основу создания первых четырех нацпроектов.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14 ноября 2005 года №
1926-р «Об утверждении плана подготовки первоочередных актов по реализации
приоритетных национальных проектов» предусматривалось принятие объемного
пакета документов (федеральных законов, актов Президента РФ и постановлений
Правительства РФ), направленных на модернизацию и развитие системы
образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса.
Значимые целевые установки на реализацию первых национальных проектов
былизаложены в Программе социально-экономического развития РФ на
среднесрочнуюперспективу(2006–2008гг.),утвержденнойраспоряжением
Правительства РФ от 19 января 2006 года №38-Р, где помимо прочего был сделан
акцент на создании благоприятного климата для повышения инвестиционной
активности, что должно было привести к устойчивому экономическому росту.
Реализация первых четырех национальных проектов была начата с 1 января
2006 г. Инициативы Президента страны и Правительства РФ стали закономерным
продолжением проводимого экономического курса и выбраны не случайно:
здоровье, образование, жилищный сектор и сельское хозяйство являются
ключевымиприоритетнымикомпонентамигосударственнойполитики,а
национальныепроектывыступаютприэтомвкачествемасштабныхи
технологичных государственных инструментов, пришедших отчасти на смену,
отчасти в дополнение к федеральным целевым программам, реализуемым с 2002 г.
В период 2005-2009 г. было принято значительное количество актов
президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных
проектов, распоряжений Правительства РФ, актов Президента РФ, посвященных
системе планирования и управления при формировании и приведении в жизнь
национальных проектов. Также наметились принципиально новые подходы к
системе отчетности по их реализации.
В 2016 г. перечень направлений стратегического развития РФ пополнили
ипотека и арендное жилье; ЖКХ и городская среда; международная кооперация и
экспорт; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской
инициативы; реформа контрольной и надзорной деятельности; безопасные и
качественные дороги; экология (всего 11 направлений), а 1 декабря принято
решение о формировании «пилотного портфеля» приоритетных проектов для их
реализации, рассчитанных до 2018 г. и до 2025 г. Ряд госпрограмм переведен в
проектный формат, который, по мнению аналитиков, является более совершенным,
создающим преграды для бюрократизма и коррупции.
Четвертого июня 2018 г. в целях реализации положений Указа Президента РФ
от 7 мая 2018 г. № 204 были утверждены Методические указания по разработке
национальных проектов (программ), в которых названы основные подходы,
требования и рекомендации, которых следует придерживаться в проектной работе,
такжепредлагаютсяформыпаспортовнациональныхпроектовипланов
мероприятий по их реализации.
Обозначенные этапы развития российского общества в ключе стратегических
целей и задач, поставленных в национальных проектах, позволяют автору говорить
об определенной периодизации социальных инициатив. С учетом предыстории
разработки нацпроектов и современного финансово-правового регулирования,
автором выделяются следующие этапы:
1 этап 2002–2005 гг. – формирование предпосылок для проектного управления
в социально-экономической и научно-технической сферах;
2 этап 2005–2006 гг. – выработка общей концепции проектного управления,
первые шаги по реализации национальных проектов, решение базовых социальных
проблем, появление новых форм бюджетного планирования и финансирования,
изменение приоритетов бюджетного финансирования;
3 этап 2006–2012 гг. – отработка сложившейся модели национальных
проектов, внедрение новых финансово-правовых механизмов их реализации
(развитие кредитования и инвестирования);
4 этап 2012–2020 гг. – детализация направлений проектного управления и
расширения стратегического планирования в рамках национальных проектов,
созданиеусловийдляобеспечениятранспарентностифинансово-правовых
механизмов их реализации;
5 этап 2020–2030 гг. – корректировка реализуемых национальных проектов,
форм целевого бюджетного финансирования, перспективного планирования, в том
числе с учетом актуальных трендов (цифровизация экономики, развитие источников
внебюджетного финансирования) и новых социальных вызовов (пандемия Covid
19).
Предложеннаяпериодизацияразвитиянациональныхпроектов
корреспондируетизменениямвфинансово-правовомрегулировании,
осуществляемом в целях их реализации.
Во втором параграфе «Структура и правовые основы формирования
источников финансирования национальных проектов» автор в процессе анализа
правовой основы формирования института национальных проектов приходит к
выводу, что современная парадигма национальных проектов основывается на новых
принципах финансирования, наиболее заметными из которых являются, во-первых,
переориентация с формального планирования расходов на концептуально заданные
целинаобеспечениепродуктивнойдеятельностиподостижениючетко
определенныхрезультатов;во-вторых,многоканальностьисточников
финансирования;в-третьих,открытостьинформацииобисточниках
финансирования, направлениях расходования средств и достигнутых результатах; в-
четвертых, вариабельность в распределении и перераспределении финансовых
ресурсов в рамках проектного менеджмента.
Авторомпроводитсяанализтерминологическойбазыисследования:
финансирование, инвестирование, кредитование и т.д. с целью определения
наиболее верного соотношения понятий и правовой нагрузки раскрываемой темы.
Анализ научных и правовых источников позволил сформировать собственное
видение со стороны автора понятия «финансирование» применительно к целям и
предмету исследования. Представляется, что данный термин можно определить как
выделение денежных средств для обеспечения уставной деятельности предприятий,
учреждений, организаций, а также деятельности по реализации программ и проектов
федерального, регионального и местного уровней, преследующих публичные цели,
исходя из заранее определенных предельных объемов и источников.
В проблематике представленного исследования автор также пытается
разграничить смысловую нагрузку понятий «финансирование», «кредитование»,
«инвестирование». Все три могут выступать формами движения денежных средств
източкиихвысвобождениявточкупотребностей,выполняя
перераспределительную функцию. Однако, как представляется, их социальная и
правовая природа разнится. В итоге автор приходит к мнению, что и
финансирование, и кредитование, и инвестирование в современных условиях
выступают взаимодополняющими, а не взаимоисключающими категориями. Их
тесная взаимосвязь предопределяет потребность в их комплексном использовании в
практике реализации национальных проектов.
Автор проводит работу и в области возможных источников финансирования,
которые используются при реализации национальных проектов, и определяет их как
собственные (внутренние) и внешние источники финансирования.
На основе анализа законодательства, паспортов национальных проектов,
научной литературы, автор выделяет основные бюджетные источники финансового
обеспечения национальных проектов (программ): межбюджетные трансферты в
форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального
бюджета (ст. 132 БК РФ), бюджетам государственных внебюджетных фондов (ст.
129 БК РФ); межбюджетные трансферты из федерального бюджета в форме
субвенций бюджетам субъектов РФ (ст. 133 БК РФ); иные межбюджетные
трансферты бюджетам субъектов РФ (ст. 132.1 БК РФ); субсидии юридическим
лицам(заисключениемсубсидийгосударственным(муниципальным)
учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (ст. 78 БК
РФ); субсидии другим бюджетам бюджетной системы РФ на осуществление
капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности
(ст. 79.1 БК РФ); субсидии (кроме указанных выше) некоммерческим организациям,
не являющимся казенными учреждениями (ст. 78.1 БК РФ), не являющимся
государственными(муниципальными)учреждениями,государственными
корпорациями(компаниями) ипублично-правовыми компаниями, субсидии
бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (помимо финансового
обеспечения выполнения ими государственного (муниципального) задания), гранты
в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными
учреждениями; прямые расходные обязательства федерального бюджета, в том
числе на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
(муниципальных) нужд (ст. 72 БК РФ); бюджетные инвестиции юридическим
лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и
государственными или муниципальными унитарными предприятиями (ст. 80 БК
РФ); бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной)
собственности (ст. 79 БК РФ). В качестве основного источника финансирования
следуетназватьпрямыерасходныеобязательствафедеральногобюджета,
предусмотренные в 79% паспортов федеральных проектов, входящих в состав
национальных проектов.
По результатам анализа материала автор делает вывод, что сочетание
бюджетного и внебюджетного финансирования национальных проектов дает, с
одной стороны, эффекты гибкости и мобильности движения финансовых ресурсов в
рамках реализации национальных целей, с другой, не позволяет устанавливать
жесткие нормативы по определенным статьям расходов, обеспечив полную
контролируемость и управляемость соответствующими финансовыми операциями.
В третьем параграфе «Расходы на национальные проекты в системе
государственных расходов» автор раскрывает тему расходов на национальные цели
в системе государственных расходов и выделяет ряд значимых аспектов. На
сегодняшний день отмечается несколько тенденций в сфере финансирования
национальных проектов: увеличение доли расходов данной категории в общей
структуре государственных расходов; ориентация государства не только на
экономическое выравнивание и развитие регионов, но и на повышение качества
жизни граждан, о чем красноречиво говорят суммы расходов на отдельные
«неэкономические»нацпроекты,такиекак«Демография»,«Образование»,
«Здравоохранение»; возрастание гибкости в движении финансовых потоков,
направляемых из федерального бюджета на финансирование национальных
проектов; ежегодное увеличение объема прямых расходов из федерального
бюджета; возрастание роли таких форм межбюджетных трансферов как субсидии и
субвенции в исполнении субъектами Российской Федерации и муниципальными
образованиями обязательств по реализации нацпроектов. Признавая значимость
расходов на реализацию национальных проектов в системе государственных
расходов требуется учитывать их планируемые объемы при формировании
бюджетных прогнозов страны, регионов и муниципалитетов на долгосрочный
период.
В четвертом параграфе «Система финансового контроля за реализацией
национальных проектов и оценка их эффективности» затронуты вопросы
сложившихся форм контроля в реализации национальных проектов и рекомендации
для выстраивания эффективной системы контроля в рамках принципов проектного
управления.
Достижение поставленных целей и планируемых результатов при реализации
национальных проектов невозможно без оптимальной системы финансового
контроля, который служит целям обеспечения законности и эффективности
расходования финансовых средств.
Финансовый контроль при реализации национальных проектов является
необходимой мерой и должен органично сочетаться со стратегическим аудитом,
так чтобы видеть не только достигнутые результаты, но и перспективу развития в
рамках проектного менеджмента, максимально учитывать новые тренды в
экономическойконъюнктуреисоциальнойсфере.Государственный
(муниципальный) контроль имеет приоритетное значение и осуществляется как
специализированными органами, так и органами общей компетенции. Не отвергая
значенияпредварительногоипоследующегоконтроля,следуетпризнать
существование и большое практическое значение текущего контроля при
реализации нацпроектов.
Автор считает, что оценку эффективности расходования финансов следует
выстраивать на системе взаимосвязанных и взаимопроверяемых количественных и
качественных показателей, которые должны отвечать следующим требованиям:
измеримости, статистической обоснованности, значимости. Показатели должны
дифференцированно отражать суть национальных целей, реализуемых в рамках
конкретного нацпроекта, при этом высокоуровневые цели, предполагающие
достижение того или иного социального эффекта, целесообразно раскладывать на
более мелкие утилитарные задачи. Для повышения объективности и всемерности
оценки эффективности расходования финансовых средств требуется наладить
полноценное межведомственное взаимодействие и четко определить полномочия
и ответственность конкретных лиц. Последнее, как представляется необходимо
делать и на уровне общих норм законодательства и на локальном уровне при
оформлении конкретных правоотношений по реализации отдельных мероприятий
в рамках национальных проектов.
Опыт реализации национальных проектов позволил сделать выводы об
изменениях в вопросах бюджетирования, заставил пересмотреть подходы к
источникам их финансирования, формам и методам финансового контроля,
методикам оценки их эффективности.
Вторая глава диссертации «Деятельность кредитных организаций в
процессе реализации национальных проектов как объект финансово-правового
регулирования» состоит из трех параграфов и посвященаисследованию
складывающегося и потенциального участия банков в реализации национальных
проектов, выявлению его особенностей, раскрытию целей и принципов его
осуществления, а также анализу основ правового регулирования банковского
надзора в современных условиях при реализации банками национальных проектов, а
также формам и примерам банковского надзора.
В первом параграфе «Деятельность кредитных организаций в процессе
реализациинациональныхпроектовкакобъектфинансово-правового
регулирования» исследуются особенности функционирования банковской системы в
РФ и складывающейся трансформации финансовых услуг при реализации
национальныхпроектовврамкахразвитиямеханизмовгосударственного
регулированияиподдержки,создающегоправовые,экономические,
организационные условия для этого.
Успешная реализация национальных проектов, достижение требуемых
целевых показателей невозможны без параллельного развития и модернизации
финансовой инфраструктуры, опосредующей экономические и правовые отношения
хозяйствующихсубъектовпоуправлениюфинансовымиресурсами,их
формированию, регулированию и инвестированию, а также контролю. Подобного
рода отношения укладываются в понятие «финансовый рынок». Общественным
результатом работы финансового рынка является эффективное распределение
денежных ресурсов и рисков, установление справедливых цен на финансовые
активы. Кредитные организации являются одним из основных элементов
инфраструктуры финансового рынка.
Деятельность кредитных организаций регламентирована на законодательном
уровне. Их правоспособность, которая в юридической литературе и практике
высших судебных инстанций характеризуется как специальная, определяется
нормативными правовыми актами и лицензией. Одной из основных гарантий этого
выступает осуществление перманентного и всеобъемлющего контроля со стороны
Банка России.
Автор отмечает, что государство должно выступать как катализатор для
привлечения банковских кредитов, избегая при этом предоставления прямой
финансовой помощи предпринимателям. Главным трендом кредитной организации
как субъекта в реализации национальных проектов является «насыщение экономики
инвестиционными и кредитными ресурсами, доступными для каждого гражданина,
по всей территории России, и благодаря этому, что особенно важно для нашей
страны, это обеспечение экономической свободы для каждого россиянина».
Главной целью государственного регулирования банковской сферы является
поддержание ее стабильности, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Говоря о
партнерстве кредитных организаций и государства в реализации национальных
проектов, автор указывает и на разделение функций между ними.
Потребность в доведении денежных средств до исполнителей в рамках
реализации национальных проектов неизбежно приводит в движение механизмы
прямого участия финансовых институтов, и прежде всего банков, которые связаны
со всеми отраслями и секторами экономики. Формируются определенные
особенностипредметафинансово-правовогорегулированиядеятельности
кредитных организаций при реализации нацпроектов применительно к нескольким
системам отношений: «кредитные организации-человеческий капитал», «кредитные
организации-комфортная среда для жизни», «кредитные организации – рост
экономики», что согласуется с приоритетными целями, отраженными в нацпроектах
социальной направленности.
Подобного рода трансформации в банковской сфере в контексте темы
исследования с одной стороны можно рассматривать как результат реализации
соответствующих нацпроектов, с другой – как средство реализации нацпроектов.
Во втором параграфе «Вопросы развития финансово-правового регулирования
кредитования как основного направления деятельности кредитных организаций в
процессереализациинациональныхпроектов»представленысложившиеся
успешные формы участия банков в реализации национальных проектов.
При встраивании в процессы осуществления национальных проектов
кредитные организации реализуют различные формы деятельности, ведущей из
которых выступает кредитование, подкрепляемое мерами господдержки. Это
позволяет, во-первых, насытить рынок необходимыми финансовыми услугами, во-
вторых, обеспечить необходимый уровень финансирования национальных проектов,
в-третьих, обеспечить доведение денежных средств до адресатов. Институт
кредитованияпредставляетсякакформа«управленияспомощьюденег
экономическими процессами, реализуемая одновременно государством посредством
регулирования банковской системы и самими кредитными организациями через
банковский мониторинг своих клиентов».
Основнымитенденциямиразвитиябанковскойсистемывусловиях
реализации нацпроектов выступают стимулирование спроса на финансовые услуги
путем снижения ставок при условии субсидирования расходов кредитных
организаций из госбюджета, оптимизация требований к заемщикам, цифровизация
всех процессов, связанных с движением капитала.
Государствоприэтом,реализуяпубличныевластныеполномочия,
осуществляет организационное и финансово-правовое регулирование отдельных
форм участия кредитных организаций в реализации нацпроектов, что, по нашему
мнению,ориентировано,во-первых,наограждениеучастниковданных
правоотношений от возможных злоупотреблений и правонарушений; во-вторых, на
исключение неоправданных финансовых рисков и потерь со стороны потребителей
финансовых услуг, кредитных организаций, государства; в-третьих, обеспечение
доступности услуг широкому кругу субъектов.
За весь период реализации национальных проектов отмечено серьезное
обновление правовой базы, которая продолжает развиваться в направлении
легализации новых механизмов финансирования, кредитования, инвестирования,
взаимодействия государства и кредитных организаций, создания правовых основ
для обеспечения доступности услуг банков для физических и юридических лиц.
В третьем параграфе «Регуляторная и надзорная деятельность Банка России
в отношении кредитных организаций при реализации национальных проектов»
анализируется роль Центрального банка, активного участника в реализации
национальных проектов не только в качестве регулятора и координатора
банковского сектора, осуществляющего функции регулирующей и надзорной роли
Центрального банка России и координирующей и направляющей роли, но и
выступающего самостоятельным ресурсом управления банковской сферой и
эффективным инвестором в экономику России.
На регуляторную политику Центрального банка России определяющее
воздействиеоказываютобщиефакторыразвитияфинансовогорынкана
современном этапе, такие как: формирование доверительной среды; развитие
конкуренции на финансовом рынке; поддержание финансовой стабильности;
обеспечение доступности финансовых услуг и капитала.
Одной из базовых составляющих создания и поддержания стабильности в
кредитно-финансовых отношениях выступает финансово-правовое регулирование
со стороны Банка России, определяющего порядок распределения денежных
средств, порядок взаимодействия между государством и кредитными организациями
и осуществляющего надзор в банковском секторе страны посредством установления
и реализации так называемых пруденциальных норм, т.е. нормативови
обязательных требований к кредитным организациям в целях обеспечения их
надежности, ликвидности и платежеспособности, управления банковскими рисками,
защиты интересов вкладчиков и кредиторов.
Наиболее общим инструментом регулирования банковской сферы со стороны
Центрального банка России в условиях реализации национальных проектов
выступает проведение единой финансово-правовой политики. Именно через этот
публично-правовой институт государство пытается уравновесить собственные
интересы, интересы общества и кредитных организаций.
Одним из способов финансово-правового регулирования деятельности
кредитных организаций при реализации национальных проектов со стороны Банка
России выступает нормотворчество. Данная функция Регулятора имеет тенденцию к
укреплению правового положения вкладчиков и кредиторов, а также ориентирована
на имплементацию в отечественное банковское законодательство норм и стандартов
международного права, рекомендаций международных финансовых организаций.
Еще одним способом регулирования деятельности кредитных организаций со
стороны Банка России при реализации национальных проектов выступает
договорное регулирование. Об этом говорится в ст. 30 ФЗ «О банках и банковской
деятельности», а также подкреплено практикой Конституционного Суда РФ.
Регулирующая роль Банка России заключается в установлении на нормативно-
правовом и методологическом уровнях обязательных для кредитных организаций
правилпроведениябанковскихопераций,ведениябухгалтерскогоучета,
составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
Регулирование логически предшествует надзору, который имеет своим
предметом, с одной стороны, деятельность кредитных организаций по управлению
рисками,обеспечениюустойчивости,добросовестностьвзаимодействияс
потребителями финансовых услуг, с другой – развитие поднадзорных объектов.
В условиях реализации национальных проектов, в финансово-правовом
регулировании деятельности кредитных организаций со стороны Банка России
отчетливо проявляется тенденция к сочетанию классических инструментов
регулирования и надзора, с новыми механизмами создания благоприятного климата
для одновременного развития финансового рынка и повышения спроса населения и
хозяйствующих субъектов на соответствующие услуги.
Таким образом, Центральный банк России, взаимодействуя с кредитными
организациямиприреализациинациональныхпроектов,используеткак
традиционные механизмы регулирования и надзора, так и особые, специфические
рычаги управления финансовыми процессами. Он оперативно реагирует на
возникающие вызовы на текущий момент времени, что позволяет говорить о гибкой
системе регуляторных и надзорных правовых механизмов.
Обобщая сказанное во второй главе, требуется отметить, что несмотря на
определенные проблемы, кредитные организации, интегрированные в систему
реализации национальных проектов, выступают одним из ведущих драйверов
экономическогоростастраны.Ихфинансово-правовойстатусдетально
регламентирован законодательством и имеет перманентную тенденцию к развитию.
Функции банков в реализации нацпроектов определяются их уставными целями
(неспецифические функции), а также приоритетными и стратегическими целями и
задачами государства (специфические функции). Анализ нормативно-правовой
базы, созданной в последние годы при непосредственном участии Банка России,
позволил выявить приоритеты при проведении финансово-правовой политики по
развитию банковской деятельности в сфере реализации национальных проектов:
насыщение экономики доступными инвестиционными и кредитными ресурсами;
повышение транспарентности движения финансов, в том числе стандартизация
процессов раскрытия кредитными организациями информации для розничных
клиентов и инвесторов; создание правовых и организационных условий для
регуляторной и надзорной деятельности в банковском секторе, информационного
обмена между кредитными организациями всех уровней наряду с противодействием
неправомерному использованию инсайдерской информации; обеспечение высокой
надежности и устойчивости кредитных организаций; цифровизация всех процессов,
связанныхсдвижениемкапитала.Новациивбанковскойсфереможно
рассматривать и как результат реализации соответствующих нацпроектов, и как
средство их реализации. Ведущей формой деятельности кредитных организаций в
формате национальных проектов выступает кредитование, подкрепляемое мерами
господдержки.Центральный банк Россииприэтом эффективносочетает
традиционные инструменты регулирования и надзора с принципиально новыми
рычагами управления банковской сферой в целях создания благоприятного
финансового климата и стимулирования спроса на соответствующие услуги.
Государство, сознавая стратегическую важность роли кредитных организаций,
развивает систему гарантий и субсидий по банковским программам, создает условия
для привлечения банков в механизмы государственно-частного партнерства.
В заключении диссертационного исследования подведены итоги проведенной
работы. Сформулированы основные выводы, определяющие научную новизну
исследования, его теоретическую и практическую значимость, а также обозначены
основные характеристики современного банковского регулирования кредитно-
денежных отношений в преломлении к реализации национальных проектов.

Основные научные результаты диссертации опубликованы в следующих
изданиях:

Актуальность темы диссертации. Эволюция категорий «образ жизни»,
«качество жизни», «уровень жизни», «благосостояние», и «индекс развития
человеческого потенциала» в процессе становления правового и социального
государства способствовала формированию особой политической философии,
которая была положена в основу концепции формирования национальных
проектов. Последние в свою очередь, сами постоянно находятся в состоянии
поступательного развития, что обуславливает параллельную модернизацию
институтов финансового права, поскольку данный процесс не может
существовать вне правового поля и обходиться без финансово-правового
регулирования.
Национальные проекты представляют собой принципиально новую
социально обусловленную форму бюджетного планирования, несомненным и
наиболее заметным достижением которой является переориентированность с
затрат на конкретные результаты. В ряде подзаконных нормативных правовых
актов подчеркивается приоритетность финансирования национальных проектов
при распределении бюджетных средств, вместе с тем это не закреплено в
федеральном законодательстве, что представляется серьезным упущением
правотворца. Наряду с бюджетными средствами также и внебюджетные
источники могут быть направлены на их финансирование. Такое сочетание дает
ряд преимуществ в плане гибкости движения финансовых ресурсов при
достижении национальных целей, позволяет экономить бюджетные средства.
Вместе с тем, широкое привлечение внебюджетных источников делает более
уязвимыми механизмы управления денежными потоками. Отсюда требуется
поиск сбалансированных эффективных механизмов правового регулирования,
контроля и надзора в сфере финансового обеспечения национальных проектов.
Достижение национальных целей невозможно без принятия на себя
публичными институтами власти определенных обязательств и юридического их
оформления. Исходя из этого актуализируются вопросы ответственного
исполнения этих обязательств уполномоченными субъектами. В частности,
можно наблюдать неполную реализацию поставленных целей и задач,
отражаемых в паспортах национальных проектов, по причинам
недофинансирования или неполного расходования выделенных на эти нужды
бюджетных средств, слабого привлечения частных инвестиций и кредитных
механизмов. Отсюда требуется исследование вопроса об эффективности
осуществления финансового контроля в данной сфере, поиск и устранение
причин, затрудняющих доведение бюджетных ассигнований до конечных
получателей, проработка мер по улучшению инвестиционного климата и более
активной интеграции банковского сектора в формат нацпроектов.
Кредитные организации, в рамках реализации национальных проектов,
выступают как финансовые агенты государства, действующие в его интересах,
обеспечивая функционирование платежно-расчетных механизмов, движение
финансового капитала в межбюджетных и межотраслевых отношениях,
осуществляя кредитование разнообразных категорий заемщиков, тем самым
выполняя особую роль в сфере реализации национальных проектов. Отсюда так
важно изучать пути повышения эффективности деятельности кредитных
организаций, анализировать и разрабатывать научно-обоснованные требования к
их надежности и устойчивости на финансовом рынке, проявлять системный
подход к финансово-правовому регулированию в данной сфере.
Законодатель идет по пути унификации и стандартизации в оценке
деятельности кредитных организаций. Вместе с тем, ряд из них (системно
значимые банки, банки с государственным участием) нуждается в
дифференцированных нормативах по причине участия их в реализации социально
ориентированных проектов государства, априори не предполагающих высокой
рентабельности. Кроме того, требуют изучения вопросы совершенствования
механизмов государственно-частного партнерства, а также меры по расширению
государственных гарантий и поддержки банков, реализующих кредитные
программы в сферах жилищного строительства, образования, а также программы,
адресованные субъектам малого и среднего предпринимательства.
И при выделении бюджетных средств, и при привлечении банковских
ресурсов в рамках реализации национальных проектов достаточно остро стоит
проблема эффективности расходования данных средств. В этой связи требуется
разработка маркеров эффективности, которые могли бы использоваться при
совершенствовании источников финансово-правового регулирования
деятельности кредитных организаций в рассматриваемой сфере.
Одним из наиболее эффективных средств обеспечения стабильности в
кредитно-финансовых отношениях при реализации нацпроектов выступает
регуляторная и надзорная деятельность Центрального Банка России.
Соответственно актуальными представляются вопросы рассмотрения его
правотворческих инициатив в меняющихся условиях, обусловленных новыми
социальными вызовами.
Следует признать, что в сфере финансово-правового регулирования
деятельности кредитных организаций при реализации национальных проектов
имеются и другие проблемы, обусловленные недостаточной разработанностью и
качеством терминологического аппарата, просчетами стратегического
менеджмента, усложнением бюджетного законодательства и др. Все
вышесказанное в итоге предопределило сферу научного поиска и актуальность
темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы исследования.
Теоретическим и практическим вопросам реализации национальных
проектов в контексте общих задач государственной политики в юридической и
экономической литературе сегодня уделяется значительное внимание. В этой
связи следует упомянуть работы А. С. Беднякова, Н. Н. Бондаревой,
Н. И. Комкова, А. Ю. Левицкой, А. С. Матненко, Л. А. Миэринь,
Л. К. Полежаева, С. Б. Сафиной, Е. А. Тихон.
Непосредственно вопросы финансово-правового регулирования в сфере
реализации национальных проектов относительно редко образуют предмет
научных изысканий ученых-юристов. Вместе с тем, отдельные аспекты публично-
правового регулирования, анализ правового механизма реализации национальных
проектов нашли отражение в работах М. А. Лапиной, А. Г. Гуриновича,
А. В. Лапина.
Вопросы оценки эффективности финансирования национальных проектов и
нормативных требований в данной сфере рассматривались в трудах:
Е. Виноградовой, А. Дементьевой, М. И. Куделича, В. А. Мау, С. В. Фруминой,
О. С. Сухарева и др.
Общие и частные аспекты, а также инструменты финансирования
национальных проектов, способы финансовой поддержки регионов при их
реализации рассматривали в своих работах: А. В. Боброва, Н. А. Борзова,
В. В. Бухарский, М. Л. Васюнина, А. Я. Запорожан, С. В. Криворучко,
А. М. Лавров, В. А. Лопатин, М. В. Мильчаков, М. Л. Седова, Т. В. Старикова,
Е. О. Фединцева, Г. В. Федотова и др.
Вопросы правового регулирования банковской деятельности и банковского
надзора рассматривали: Е.И. Безуглая, А.Л. Белоусов, Д.В. Гавриленко,
Я.А. Гейвандов, А.Г. Гузнов, А.А. Говакова, С.А. Голубев, Д.А. Куразова,
Е.Б. Лаутс, Н.В. Неверова, А.Р. Омарова, В.А. Поздышев, Е.Н. Пастушенко,
Т.Э. Рождественская, С.В. Рыбакова, А.В. Самигулина, Д.А. Смирнов,
А.И. Устьянцев и др.
Проблемы участия кредитных организаций в реализации отдельных
национальных проектов стали предметом исследования: Г. А. Горбунова,
А. В. Гордеева, С. Л. Данильченко, А. А. Демченко, Д. Г. Ивановой,
Н. В. Ивлевой, Е. Н. Левашова, В. А. Марковцовой, М. А. Митяевой,
О. Е. Никонец, М. Л. Седовой, В. Б. Сенина, В. Н. Сингатулина,
О. В. Смирновой, А. Г. Сорокиной, Н. Ю. Спиридоновой, Н.В. Сунцовой,
Ю. Г. Швецова.
Среди диссертационных исследований по избранной теме следует выделить
научные труды, посвященные вопросам финансового контроля и банковского
надзора, правосубъектности кредитных организаций, правовому регулированию
их деятельности: А. Г. Гузнова, А. Я. Курбатова, В. С. Ершова, И. Ш. Исмаилова,
Е. Н. Пастушенко, Т. Э. Рождественской, С. В. Рыбаковой, А. И. Устьянцева,
Е. В. Черниковой. Также определенный интерес при рассмотрении общих с
юридической наукой проблем представили работы экономической
направленности А. П. Абдусаламовой, М. Е. Кулагиной, Е. Ф. Сысоевой,
Е. А. Господинова.
Степень изученности проблем финансового обеспечения национальных
проектов и финансово-правового регулирования деятельности кредитных
организаций как особых субъектов финансового права, участвующих в публичной
финансовой деятельности в данной сфере, на монографическом и
диссертационном уровнях является недостаточной. Данные вопросы нуждаются в
самостоятельном теоретическом и научно-практическом осмыслении.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе выявления, изучения и
разрешения теоретико-правовых проблем финансово-правового регулирования в
сфере реализации национальных проектов, в том числе деятельности кредитных
организаций в данной сфере, разработать концептуальные подходы к
определению особенностей финансового обеспечения национальных проектов за
счет бюджетных и внебюджетных источников; поиске механизмов обеспечения
устойчивости и надежности использования в этих целях возможностей кредитных
организаций и разработке предложений по их совершенствованию.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
– раскрыть понятие и сущность национальных проектов как одной из форм
программно-целевого управления;
– рассмотреть вопросы правового регулирования национальных проектов и
связанной с ними деятельности;
– определить и проанализировать структуру и правовые основы
формирования источников финансирования национальных проектов;
– охарактеризовать финансово-правовое регулирование расходов на
национальные проекты в системе государственных расходов;
– раскрыть систему финансового контроля за реализацией национальных
проектов, выделить критерии оценки их эффективности;
– изучить деятельность кредитных организаций в процессе реализации
национальных проектов как объект финансово-правового регулирования;
– проследить этапы развития финансово-правового регулирования
кредитования как основного направления деятельности кредитных организаций в

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Роль кредитных организаций в реализации национальных проектов
    Право и государство: теория и практика. – 2– № 2 (194). – С.252-(0,2 п.л.).Общий объем опубликованных работ составил 0,9 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Действительная налоговая обязанность налогоплательщика в налоговом праве России
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
    Принцип транспарентности бюджетного права
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»