Формирование этнотолерантности у будущего сотрудника правоохранительных органов как фактора обеспечения социальной безопасности

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Шургучиев Хонгор Эрдниевич
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ ………………………………………………………………………………. 17
1.1.Социально-педагогические аспекты формирования понятий «этническая
толерантность» и «социальная безопасность» ………………………………………………….. 17
1.2.Этнотолерантность как свойство личности в контексте
междисциплинарных исследований …………………………………………………………………. 30
1.3. Педагогические условия формирования этнотолерантности с позиций
гуманистического, культурологического и поликультурного, компетентностного
подходов …………………………………………………………………………………………………………. 47
Выводы по первой главе…………………………………………………………………………. 65
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩЕГО
СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ………………………………… 67
2.1.Организационно-педагогическая модель процесса формирования
этнотолерантности у будущего сотрудника правоохранительных органов ……….. 67
2.2.Уровни сформированности этнотолерантности у будущего сотрудника
правоохранительных органов ………………………………………………………………………….. 77
2.3.Реализация педагогических условий формирования этнотолерантности у
будущего сотрудника правоохранительных органов как фактора обеспечения
социальной безопасности …………………………………………………………………………….. 1023
Выводы по второй главе ……………………………………………………………………. 12728
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………….. 1301
ГЛОССАРИЙ ……………………………………………………………………………………… 1356
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………….. 138
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………….. 1612

Во введении обоснована актуальность, освещена степень
разработанности проблемы в педагогической науке, определён научный
аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, раскрыта
научная новизна, описана теоретическая и практическая значимость
результатов; сформулированы и аргументированы основные положения,
выносимые на защиту, представлена структура работы.
Впервойглаве«Теоретическиеосновыформирования
этнотолерантности» этнотолерантность представлена как свойство личности в
контексте междисциплинарных исследований, разработаны критерии,
определены показатели уровней сформированности этнотолерантности у
будущих сотрудников правоохранительных органов, выявлены педагогические
условия формирования этнотолерантности с позиций гуманистического,
культурологического и поликультурного, компетентностного подходов,
определена сущность исходных понятий исследования – таких как персона,
личность, этнос, культура, этнокультура, этническая идентичность,
толерантность, этнотолерантность, социальная безопасность.
Толерантность в условиях полиэтнического мира уточняется как
профессионально необходимое ценное нравственное личностное качество,
которое должно подразумевать равенство, не одинаковость, а равноправность
позиций, убеждений, мнений разных сторон. Толерантность в широком смысле
слова применяется в ситуациях диалога культур как этнотолерантность, то есть
умение уважать, прежде всего, себя и другого, а также мнения других людей,
быть чутким, добрым по отношению к другому человеку, стараться не
проявлять агрессию и насилие по отношению к представителям другого этноса
(Л.М. Дробижева, В.И. Самохвалова, Б.Э. Риэрдон, П. Кинг).
Этнотолерантность,каксвойстволичности,многоаспектный,
многогранный и многофункциональный феномен, выступающий и как сложная
научно-теоретическая проблема, и как фактор социальной безопасности
общества. Данную категорию следует рассматривать как междисциплинарное,
многоуровневое, амбивалентное явление. Базисом этнической толерантности
является позитивная этническая идентичность, на формирование которой
оказывают воздействие следующие факторы: степень этнокультурной
компетентности; психологическая готовность к межкультурному и
межконфессиональному диалогу;опытинавыкимежкультурного
взаимопонимания и взаимодействия (Ш.М.-Х. Арсалиев, А.Г. Асмолов, С.Л.
Г.У. Солдатова, М.А. Хайруддинов).
Социальная безопасность, понимается как защита жизнедеятельности
человека, которая может быть реализована в различных сферах бытия:
экономической, религиозной, духовной, национальной, государственной,
которые интегрировано можно эксплицировать как состояние, отображающее
сферу защищенности, определяющую меры защиты социальной общности от
внешних и внутренних угроз (У.А. Винокурова, В.В. Гладких, И.Л. Гросс).
Вкачествекритериевипоказателейсформированности
этнотолерантности у будущих сотрудников правоохранительных органов в
исследовании были использованы: мотивационно-ценностный (педагогическое
наблюдение, анкетирование, опрос, контент-анализ и др.); когнитивный (анализ
учебной и внеадиторной деятельности, анкетирование, самоанализ, экспертная
оценка и др.); деятельностный (опрос, анкетирование, наблюдение, анализ
портфолио, анализ результатов выполнения творческих работ и общественно
полезной деятельности и др.).
В тексте диссертации представлена шкала уровней сформированности
культуры межэтнического общения в виде характеристического описания
особенностей уровневых групп.
Культивирование этнотолерантности предлагает широкое понимание
поликультурного образования, в рамках которого делается акцент на том, чтобы
учить справляться с культурными различиями в обществе, формированию
навыков разрешения конфликтов, а также продвижению терпимости, взаимного
уважения, открытости по отношению к отдельным лицам и группам, которые
отличаются в культурном, этническом, национальном или религиозном
отношении, что на практике означает борьбу с различными формами
дискриминации: религиозной, этнической, расовой, языковой, экономической
(Б.Ш. Алиева, Г.Н. Волков, А.Н. Джуринский, А.Б. Панькин, Л.Л. Супрунова).
В работе выделены показатели этнотолерантности, такие, как:
дивергентность, гибкость, критичность мышления, способность находить
разнообразные, порой нестандартные решения; устранять возможные
этнические, языковые и культурные стереотипы, предрассудки; способность к
рефлексии, эмпатия; уметь сопереживать, сострадать, сочувствовать
представителю другого этноса; проникать в феноменологическое поле другого
человека; устойчивость личности; уважительное отношение к представителям
другойэтнокультуры;доброжелательность,вежливость,социальная
ответственность, активность и релаксация; отсутствие напряжённости и
эмоциональная стабильность по отношению к лицам другого этноса;
контактируемость, коммуникабельность; умение найти выход из сложной
ситуации; автономность поведения; прогностицизм; оптимизм и адаптивность;
креативность; инициативность; стремление к положительному разрешению
конфликтных ситуаций; самоидентификация и активное участие в жизни
этноса.
Обоснованы педагогические условия формирования этнотолерантности у
курсантов учебных заведений правоохранительных органов, как фактора
обеспечения социальной безопасности от внутренних и внешних угроз:
создание в образовательной организации информационной среды,
способствующей обогащению знаний студентов об этнокультуре и ценностях,
формированию образа родного края, как полиэтнического пространства;
развитию умений и навыков уважительного отношения к истории, языку,
традициям, атрибутам культуры и образу жизни народов России, разных стран
и этносов; включение в содержание образования этнокультурного опыта
межэтнического взаимодействия, опыта решения задач, связанных с
разрешением межнациональных конфликтов; дифференцированный подход,
учитывающий этнокультурные особенности и склонности личности
обучающихся;общение,реализующеесячерез«диалогкультур»;
интерактивные методы обучения, деловые игры и тренинги, семинары и
конференции; самостоятельную работу обучающихся, предполагающую
исследование проблем толерантного отношения к представителям иных
этносов; достаточный уровень овладения этнокультурными компетенциями,
формирующими активных носителей этнотолерантности; создание ситуации
успеха на всех этапах обучения; включение в учебный процесс дисциплин
«Культурология», «Этнопедагогика» и «Этнопсихология», «Краеведение»,
«Этнотолерантность как фактор социальной безопасности», изучение культур
народов Северного Кавказа, России, других стран; методическое
сопровождение педагогов и непрерывное повышение их квалификации в
области организации этнотолерантности и организации систематического
мониторинга уровня сформированности этнотолерантности у студентов, с
использованием методов педагогического наблюдения, самоанализа, опроса,
анкетирования, контент-анализа, анализа и сравнения результатов
деятельности, экспертного заключения, самооценки и др.; организация
ситуаций успеха на всех этапах обучения, взаимодействия с представителями
различных этносов для системного решения проблемы формирования
этнотолерантности курсантов как фактора обеспечения социальной
безопасности общества.
Во второй главе «Формирование этнотолерантности у будущего
сотрудника правоохранительных органов» описываются ход, содержание и
результаты опытно-экспериментальной работы по апробации педагогических
условий, реализации модели процесса эффективного формирования у студентов
культуры этнотолерантности.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа
(констатирующий,формирующий,контрольный)укурсантов
правоохранительных органов, обучающихся по программам высшего
образования на базе войсковой части 2597. Организационно-педагогическая
модель формирования этнотолерантности у будущего сотрудника
правоохранительных органов представлена пятью блоками (рис. 1) и
осуществляется через реализацию следующих процедур: постановка цели;
выбор методологических оснований, выдвижение идей в рамках системы
принципов и подходов; конструирование содержательного блока с уточнением
зависимости между формой занятий, видами опыта деятельности, и
педагогическими условиями их реализации; диагностика результатов
деятельности исследуемого объекта, осуществляемая на основе определения
критериев и определения уровня ожидаемых результатов; содержательная
интерпретация результатов уровня развития этнотолерантности будущего
сотрудника правоохранительных органов.
Целевой блок
Цель: выработка педагогических условий формирования этнотолерантности у будущего
сотрудника правоохранительных органов как фактора обеспечения социальной безопасности

Методологический блок
подходы:принципы:идеи:
гуманистическийсистемностиполикультурности
образования
личностно-объективностиполиэтничности
деятельностный
ценностныйцелостностипедагогического
проектирования
антропологическиймеждисциплинарностивариативности образования
культурологическийединстватеориии межкультурного общения,
практикидиалога
этнокультурныйэтнокультурнойэтнотолерантности
коннотации
компетентностныйкомпетентностисоциальной безопасности
Содержательный блок
педагогические условия
– формирование
этнотолерантности должно
стать одной из целей
формы занятийобразовательного процесса;
проблемная лекциявиды опыта- этнокультурные компетенции
мультимедийная лекцияэтнокультурныйдолжны быть включены в
кейс-видеоситуациямежпредметныйобязательном порядке в
ролевая играмодульныйобразовательные программы;
квест (деловая игра)монопредметный- должен соблюдаться принцип
конференциякомплексныйвариативности образования;
презентациядополняющий- непрерывное обновление
докладсодержания образования;
эссе- использование гибких,
мобильных и интерактивных
методов обучения;
– создание ситуации успеха на
всех этапах обучения

Диагностический блок
критерии этнокультурной компетентности:уровни:
когнитивныйоптимальный
эмотивно-коммуникативныйнедостаточный
мотивационно-рефлексивныйнизкий
Результативный блок
Результат: педагогические условия формирования этнотолерантности у будущего
сотрудника правоохранительных органов как фактора обеспечения социальной
безопасности
Рис. 1. Организационно-педагогическая модель формирования
этнотолерантности у будущего сотрудника правоохранительных органов
Целью исследования является выработка педагогических условий
формирования этнотолерантности у будущего сотрудника правоохранительных
органов как фактора обеспечения социальной безопасности.
Методологический блок рассматривается через подходы, наиболее
значимые в рамках формирования этнической толерантности как свойства
личности:гуманистический,личностно-деятельностный,ценностный,
антропологический, культурологический, этнокультурный, компетентностный.
Используются принципы: этнокультурная коннотация содержания
образования, компетентности, системности, объективности, целостности,
междисциплинарности, единства теории и практики.
Содержательный блок рассматривается через формы учебных занятий,
реализуемые виды опыта и педагогические условия формирования этнической
толерантностибудущихсотрудниковправоохранительныхорганов:
проблемная лекция, мультимедийная лекция, кейс-видеоситуация, ролевая
игра, квест (деловая игра), конференция, презентация, доклад, эссе.
Вариативность содержания образования, его целей и содержания,
методов и технологий, структура и содержание образования соответствуют
структурам современной этнокультуры и человеческой деятельности и
обеспечивают своё основное предназначение – адекватное отражение и
эффективное присвоение этнокультурного опыта. Прежде всего, необходимо
качественное обновление содержания образования с учётом глобальных
тенденций, анализом мировых проблем и конкретных социокультурных
ситуаций в стране, регионе.
В диагностическом блоке выделены когнитивный, эмотивно-
коммуникативный и мотивационно-рефлексивный критерии этнокультурной
компетентности.
Уровни сформированности этнической толерантности определяются как
оптимальный, недостаточный и низкий.
Выделенныепоказателиуровня,критериисформированности
этнотолерантности позволили определить содержание этнокультурной
компетентности и толерантности, выработать программу формирования
этнотолерантности, в том числе: базу опытно-экспериментальной работы;
инструментарий (анкеты, опросники, интервью, опросные листы и экспертиза,
самооценка и пр.); методику эксперимента и регистрацию конечных
результатов; анализ результатов; педагогические условия формирования
этнотолерантности у будущих сотрудников правоохранительных органов (учёт
этнокультурных особенностей и овладение этнокультурными компетенциями.
Результативный блок исследования содержит в себе значение результата
как повышения уровня развития этнотолерантности будущего сотрудника
правоохранительных органов до оптимального уровня.
Цель опытно-экспериментальной части исследования – реализация
педагогических условий формирования этнотолерантной личности будущих
сотрудников правоохранительных органов. Для проведения опытно-
экспериментальнай работы по апробации педагогических условий, реализации
организационно-педагогическоймоделипроцессаформирования
этнотолерантности у будущего сотрудника правоохранительных органов были
определены экспериментальная (54 человека, представители 12 этносов) и
контрольная (46 человек, представители 6 этносов) группы. В
экспериментальной группе – курсанты, обучающиеся по одному направлению
подготовки 40.05.02 Правоохранительная деятельность, но по разным
специализациям (узкая специализация – воспитательно-правовая деятельность,
группы А и Б), в контрольной группе – курсанты, обучающиеся по
направлению подготовки 40.05.02 Правоохранительная деятельность, узкая
специализация «административно-правовая деятельность» (группы В и Г).
Половозрастной состав респондентов: юноши от 17 до 20 лет, приехавшие из
разных регионов и национальных республик Российской Федерации.
Для всей опытно-экспериментальной работы был подобран комплекс
методов психолого-педагогического исследования, диагностики, позволяющих
получитьобъективныеданные:опрос(беседа,анкетирование,
интервьюирование), изучение результатов деятельности курсантов и
преподавателей, наблюдение (невключенное, включенное), диагностирование
(тестирование, рейтинг, экспертное оценивание), эксперимент; статистические
методы: количественная и качественная обработка материалов методами
математической статистики, шкалирование, ранжирование, моделирование,
педагогическое измерение, факторный анализ, с целью выявления внешних и
внутренних факторов формирования этнотолерантности курсантов.
Наконстатирующемэтапеопытно-экспериментальнойработы
проводилосьопределениеисходногоуровнясформированности
этнотолерантности у будущего сотрудника правоохранительных органов по
выбору методик и методов его диагностики и оценки уровня сформированности
этнотолерантности у студентов по мотивационно-ценностному критерию
(педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, контент-анализ и др.); по
когнитивному критерию (анализ учебной и внеаудиторной деятельности,
анкетирование, самоанализ, экспертная оценка и др.); по деятельностному
критерию (опрос, анкетирование, наблюдение, анализ портфолио, анализ
результатов выполнения творческих работ и общественно полезной
деятельности и др.).
В соответствии с логикой исследования, необходимо было
диагностировать степень развитости (или неразвитости) этнотолерантного
поведения у будущего сотрудника правоохранительных органов, определить
степень воздействия на уровень подготовки курсантов комплекса внешних и
внутренних факторов.
В связи с тем, что сформированность этнотолерантности не может быть
определена одним показателем, использовался комплекс тестов:
анализ ответов теста М. Куна – Т. Мак-Партленда «Кто Я?»,
определяющий уровень развития самосознания и интеллекта. показал, что
респонденты используют разнообразные характеристики для самоописания, как
личностные, так и социальные, что свидетельствует о развитом самосознании и
интеллекте большинства. Значительная часть респондентов (89%) имеют
адекватную самооценку, могут реалистично осознавать и оценивать свои
достоинства и недостатки, (9%) показала заниженный уровень самооценки, 2%
– неадекватно завышенный. Не для всех характерна эмоциональная
устойчивость (стрессоустойчивость, умение поддерживать конструктивные
отношения с людьми, терпимое отношение к недостаткам других людей).
Большинство респондентов (68%) можно отнести к сомневающемуся типу, что
свидетельствует о нерешительности, как черте характера. «Национальный»
вопрос сохраняет свою актуальность, хотя и не находится на первом месте.
анализ ответов в рамках «Опросника по определению
этнокультурной компетентности» (по методике В.Н. Гурова, Т.В. Поштаревой),
показал, что высоким уровнем этнокультурной компетентности обладают 8% в
экспериментальной группе и 10% в контрольной. Большинство респондентов
показали низкий уровень эмоциональной составляющей.
«Опросник по определению этнической идентичности» (на основе
методикиисследованияО.Л.Романовой),позволилопределить
самоидентификацию через осознание особенностей собственной этнической
группы и субъективной значимости для него; показал, наличие двух групп по
типу восприятия этнических особенностей: личности с высоким уровнем
значимости этничности (68%), личности, относительно равнодушно или
нейтрально воспринимающие национальные особенности (32%), пребывающие
в убеждении, что сегодня в мире всё размыто и перемешано.
согласно результатам, полученным по экспресс-опроснику «Индекс
толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова),
большинство респондентов (82%) имеют средний уровень толерантности; 12%
опрошенных обладают выраженными чертами толерантной личности: владеют
характерным комплексом поведения, характеризующегося пониженной
злостью; менее конфликтны; более стрессоустойчивы. Однако только 7%
испытуемых отличаются высоким уровнем межкультурного взаимодействия,
готовы принять человека другой этнической группы, другой расы как своего
друга, а также 34 % респондентов отличаются избирательной толерантностью –
толерантны по отношению к людям другой расы, но интолерантны к
«кавказцам», 42% испытуемых не готовы принять представителя другой
национальности, как своего друга, товарища, члена общества и гражданина
единого государства.
анализ результатов опроса, по опроснику «Типы этнической
идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова), позволил заключить, что для
большинства респондентов характерна выраженная позитивная этническая
идентичность (93%), низкий и очень низкий уровень выраженности
этнонигилизма, этнофанатизма и этноизоляционизма, около 30% респондентов
отличаются высокой степенью этнической индифферентности (представители
доминирующего этноса).
В соответствии со стандартным применением контент-анализа обработка
тестов проводилась в несколько этапов. При анализе высказываний курсантов
суммарное количество ответов составило 789. Количество возможных
вариантов ответов – 1080. Разница между реальным количеством высказываний
и возможным составила 291, т.е. реальных высказываний было на 27% меньше,
чем ожидаемых. Все выделенные 5 категорий анализа были ранжированы,
исходя из примерной частоты их встречаемости.
Количественная и качественная обработка полученных результатов,
экспертные оценки, независимые характеристики, результаты деятельности
позволили определить содержание критериальных уровней сформированности
этнической толерантности курсантов: оптимального, недостаточного и низкого.
В исследовании выделены уровни когнитивного критерия:
Оптимальный (многосторонний интерес к истории, языку, традициям и
обычаям как своего, так и других народов, характерным особенностям их
проявления в межличностном общении, целям реализации этнической
толерантности, социальной безопасности; имеет значительный объем знаний об
этносе, этничности, этнической идентичности, этнокультуре толерантного
общения; имеет представление о моделях толерантного поведения и следует им;
критически подходит к разного рода интолерантным теориям, аргументировано
защищает свою точку зрения; свобода от существующих стереотипов).
Недостаточный (интерес к наиболее ярким этническим темам, фактам,
явлениям, объем знаний редко выходит за пределы учебной программы;
осведомлен лишь фрагментарно об этнических особенностях как своей, так и
других культур; слабо отстаивает свои взгляды, прибегает к чужому мнению).
Низкий (знания в области этнических особенностей как своей, так и
чужих культур почти полностью отсутствуют; не критически повторяет
услышанное мнение, не свободен от этнических стереотипов; не способен
выделять и формулировать противоречия, предугадывать динамику этнических
конфликтов, не осознает важность этнотолерантности в современном мире).
Выделяются уровни эмотивно-коммуникативного критерия:
Оптимальный уровень (любит свой народ, но принимает культуру и
других народов; имеет устойчивую потребность повышать свои знания с
помощью кросс-культурного взаимодействия; сознательная ориентация на
успех в своей карьере, направленность на положительное решение этнических
противоречий мирным путём; объективно относятся к представителям других
этносов, положительно отзывается о людях другой национальности,
воспринимает их позитивно и уважительно; обладает развитой эмоциональной
экспрессией, способностью сопереживать; терпимо относится к чужим
взглядам, вкусам, недостаткам).
Недостаточный (более терпим, чем не терпим к обычаям, верованиям,
образу жизни другой этнической группы; не всегда рассчитывает на свои силы в
будущей карьере, профессиональные намерения мало осознаны; способен
проявить сострадание в отдельных случаях).
Низкий (предпочитает образ жизни только своего народа; люди других
национальностей вызывают у него раздражение).
Уровни мотивационно-рефлексивного критерия:
Оптимальный уровень (умение контролировать свой ум и волю,
направленных на принятие этнотолерантности, на овладение основными
средствами поликультурного диалога; стремление к самостоятельной активной
культурологической деятельности; отличается эмоционально стабильным
поведением; в общении с представителями другого этноса проявляет
искреннюю доброжелательность, вежливость, терпение; обладает высоким
уровнем и адекватностью самооценки, признает свои достоинства и недостатки;
понимает, этнотолерантность необходима для развития личности, социальной
безопасности населения страны).
Недостаточный(проявляетобщительностьтольковслучае
заинтересованности, немногословен, не стремится быть в центре внимания;
поведение зависит от настроения, часто эмоционально зависим от других
людей; самооценка неустойчива, самокритичен лишь в случае побуждения
извне).
Низкий (необщителен, поддерживает отношения только с узким кругом
людей своей национальности; к переживаниям других равнодушен, держится
обособленно и настороженно).
Уровни деятельностного критерия:
Оптимальный уровень (проявляющийся в поступках по отношению к
людям другой этнокультуры, обеспечивающий этнотолерантное поведение и
социальную активность личности, проявляющуюся в готовности к диалогу, к
поиску конструктивных, бесконфликтных решений; готов к компромиссам в
этнических спорах и конфликтах, готов помочь другим в этом; готов в будущей
профессиональнойдеятельностиприменятьосновныемеханизмы
профилактики конфликтов, нацелены на позитивное взаимодействие в своём
полиэтническом коллективе и в обществе в целом; способен удовлетворять свои
потребности, не нарушая интересов группы, общепринятых норм).
Недостаточный (как правило, отличается достаточной зрелостью, но
недостаточно активен; требователен к этнотолерантному, моральному и
этическому поведению окружающих лишь тогда, когда лично заинтересован).
Низкий (далеко не всего отличается этической зрелостью в суждениях и
поступках; модель поведения часто обусловлена этническими стереотипами;
личные интересы почти всегда преобладают над групповыми).
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что
большинство респондентов редко интересовались этническим особенностями
своего народа и других, редко принимали участие в народных праздниках,
недостаточно выражена осведомлённость в области народного декоративно-
прикладного искусства, уровни сформированности этнотолерантности
респондентов на начало эксперимента в контрольной и экспериментальной
уровневых группах слабо отличаются, являются недостаточными, а по
отдельным показателям низкими.
Концептуальные подходы, определённые в теоретической части
исследования, модель формирования этнотолерантности у будущего
сотрудника правоохранительных органов (рис. 1) как фактора социальной
безопасности результаты констатирующего эксперимента, позволили уточнить
методы и формы проведения формирующего эксперимента.
Реализация модели формирования этнотолерантности предполагала
решение следующих задач: проверить целесообразность и эффективность
включения в содержание образования знаний по этнотолерантности; обосновать
эффективность применения методики деловых игр, психологических
тренингов; реализовать педагогические условия повышения эффективности
процесса формирования этнокультурных компетенций курсантов и перехода к
этнотолерантному поведению в профессиональной сфере.
Оптимальная педагогическая корректировка сложившегося, в целом
невысокого уровня этнической толерантности возможна с помощью введения
этнокультурного компонента в содержание образования этнокультурной
коннотации содержания учебной и внеучебной воспитательной работы.
На этапе реализации педагогических условий формирования
этнотолерантности в учебно-воспитательном процессе военного вуза,
используется обновлённое содержание образования, учитывающее глобальные
тенденции противоречивости полиэтнического мира, развития науки,
потребностей общества и конкретных этносоциокультурных ситуаций в мире,
стране, регионе; этнокультурная коннотация различных видов опыта:
ориентировочного(знания),деятельностного(умения),творческого,
личностного опыта (рефлексия, разрешение различного рода ситуаций,
принятие «личностных действий»); межпредметного (этнокультурный опыт
народов РФ), модульного (изучение разделов (модулей), отражающих
этнокультурное своеобразие региона; монопредметного (изучение истории,
языков, географии, искусства этнических культур; комплексного (реализация
интегрированных курсов истории, краеведения, литературы, экологии и
этнокультуры) и дополняющего (тренинги, работа в научных кружках,
тематические вечера, краеведческие, этнографические выставки и т.п.).
Формирование этнотолерантности как фактора обеспечения социальной
безопасности реализуется в соответствии с моделью и программой реализации
педагогических условий, в процессе использования различных форм занятий и
во внеаудиторное время, за счёт варьирования содержания учебно-
воспитательной и служебной деятельности курсантов, для чего используются
формы и методы учебно-воспитательной работы, отвечающие целям и задачам
развития этнокультурной компетентности и толерантности; включение в
содержание образования тематик страноведческого, этнокультурного,
этнотолерантного содержания (этнокультурный компонент); ознакомление с
этнокультурой, учёт этнокультурных особенностей и склонностей личности
обучающихся, формирование навыков межкультурного общения «диалог
культур»; оптимальное сочетание обучения и воспитательной работы в военном
вузе, формы и методы воспитания проблемно-поискового, имитационно-
ролевого характера; совместная общественно-полезная деятельность,
дискуссионные формы; формирование эмпатии, эмоционально-оценочных
отношений в процессе тренингов, деловых и ролевых игр; формирование
умения находить оптимальные пути разрешения этнической напряжённости,
культуры толерантности и взаимодействия, механизмов конструктивного
разрешения конфликтов в процессе обучения; развитие толерантности и
поликультурного диалога, способности критического мышления, адекватного
восприятия информации, умения работать в команде, отстаивать свою позицию;
индивидуальный подход к каждому курсанту в целях формирования
гармоничных отношений в коллективе, позитивного отношения к
однокурсникам, создание позитивной атмосферы.
Учебный курс «Этнотолерантность как фактор социальной безопасности»
для экспериментальной группы рассчитан на 72 часа и имеет следующее
содержание:историческиеикультурныеособенностиРФкак
многонационального государства, понятие и сущность этнических стереотипов,
способы их преодоления, теория и практика информационной войны, формы
манипуляции общественным сознанием, способы защиты от информационной
агрессии, причины межэтнических конфликтов и способы их разрешения,
формы межэтнического взаимодействия, особенности культуры и быта народов
РФ, исторические корни различий, народное песенное, танцевальное
творчество, стихи и песни на национальном языке, понятие и содержание
этнотолерантности как фактора социальной безопасности.
Воспитательный, образовательный и развивающий эффект занятий при
изучении данного курса определяется как этнокультурной информацией, так и
созданием условий для того, чтобы с этими знаниями и информацией можно
было войти в жизненную ситуацию личности обучающегося.
В процессе общения, в ходе дискуссий, решаются следующие задачи:
сформировать представление об основных геополитических, экономических,
религиозных, культурно-этнических особенностях СКФО и ЮФО, народов,
населяющих Северокавказский и Прикаспийский регион, Закавказье и
Причерноморье,раскрытьспецификуисторическихаспектових
взаимодействия между собой; об основных этнокультурных факторах,
оказывающих влияние на процесс будущей профессиональной деятельности;
определить основы межэтнической общности в регионе, найти способы и
условия разрешения межэтнической напряжённости, рассмотреть последствия
негативных явлений в ходе межкультурных контактов; показать роль и
необходимость культуры толерантности в процессе межэтнического
взаимодействия, сформировать мотивацию к поиску толерантных моделей
межэтнического взаимодействия.
Наблюдение за эмоциональным состоянием, характером вербального и
невербального взаимодействия, за особенностями взаимоотношений курсантов
проводится на занятиях, во внеаудиторное время, в ходе реализации спецкурса.
На практике проводятся разнообразные формы занятий, в основу которых
положены активные методы обучения и воспитания, психологические тренинги
и упражнения, методические приёмы: мультимедийная лекция, проблемные
лекции, практическое занятие с использованием видеокейсов, деловые игры.
Проведённые упражнения помогли уточнить и закрепить в сознании
слушателей понятия – «толерантность», «этническая толерантность»,
«социальная безопасность», сформировали необходимые навыки работы в
коллективе, способствовали развитию эмотивного компонента этнокультурной
компетентности и толерантности. Совокупность указанных методов и приёмов
позволяет добиться использования сразу нескольких каналов получения
информации, а при умелом постановки вопросов – организовать интерактивный
диалог с обучаемыми.
Самостоятельная работа курсантов включала в себя изучение
теоретического материала, повторение и осмысление пройденного материала,
изучение научной литературы и нормативных актов; исследовательскую работу;
подготовку материала для деловых игр, написание эссе на тему толерантности,
подготовку творческих номеров на конференцию.
В процессе реализации педагогических условий, целенаправленного
педагогического руководства деятельностью курсантов, этнокультурной
коннотацией содержания образования, учебных занятий и воспитательных
мероприятий, совершенствования форм и методов обучения и воспитания
отрабатывались навыки межнационального общения, обеспечивающие
интеграцию этнокультурного подхода в систему подготовки будущих
сотрудников правоохранительных органов как ценностно-целевого ориентира:
стабильныезнанияэтнокультур;равноправие,взаимоуважениеи
доброжелательность; сотрудничество и солидарность; позитивная лексика;
устойчивость личности; эмпатия; дивергентность, мобильность поведения,
социальная активность, стремление к выстраиванию конструктивных
отношений; устойчивость толерантных отношений в межличностном
взаимодействии;способностьсоблюденияобщественныхправил;
осмысленность проявления этнотолерантности в воинской службе; способность
к нравственным суждениям, формировалась этнотолерантность будущего
сотрудника правоохранительных органов как фактор обеспечения социальной
безопасности, что подтверждает первоначально выдвинутую гипотезу.
Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о повышении
критериальных уровней сформированности этнической толерантности
курсантов,обучающихсяпоспециальности«Правоохранительная
деятельность»,узкаяспециализация«воспитательно-правовая»до
оптимальных: когнитивного, эмотивно-коммуникативного, мотивационно-
рефлексивного и деятельностного.
Сравнительная таблица сформированности этнотолерантности
экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) уровневых групп (%)
УРОВЕНЬ
ОптимальныйНедостаточныйНизкий
группа

допоследопоследопосле
Когнитивный критерий
КГ24,726,866,867,18,56,1
ЭГ27,592,761,37,311,2-
Эмотивно-коммуникативный критерий
КГ27,42852,552,420,119,6
ЭГ24,448,759,542,216,19,1
Мотивационно-рефлексивный критерий
КГ29,728,434,539,235,832,4
ЭГ28,345,531,844,239,910,3
Деятельностный критерий
КГ9,311,931,439,559,348,6
ЭГ8,740,127,446,563,913,4
Таким образом, изменение уровня этнотолерантности уровневых групп в
пределах рассматриваемых параметров довольно заметно. Если в контрольной
группе ситуация практически не изменилась, то в экспериментальной
наблюдаетсяростповсемпоказателям.Оптимальныйуровень
сформированности этнотолерантности по когнитивному критерию (92,7%)
повысился на 65,2%, что свидетельствует о том, что курсанты стали больше
знать об истории своего этноса, о культурных традициях своего и других
народов значительно. Испытуемые показали не только хорошие знания, но и
продемонстрировали интерес к культуре иных этносов, а также научились
безошибочно давать ответы на вопросы, касающиеся этнической культуры.
Оптимальный уровень сформированности этнотолерантности по
эмотивно-коммуникативному критерию (48,7%) повысился на 24,3 %, что
свидетельствует о том, что курсанты стали объективнее относиться к
представителям других этносов. Описывая представителей других этносов,
курсанты положительно отзывались о людях другой национальности,
воспринимали их позитивно, стали толерантны и уважительны к ним, были
готовы к активному взаимодействию с ними в процессе будущей
профессиональной деятельности.
Показателипомотивационно-рефлексивномукритериютакже
свидетельствуют о том, что курсанты понимают – этнотолерантность
необходима для предупреждения межэтнических конфликтов, а также для
социальной безопасности населения страны.
Повышение показателей деятельностного критерия свидетельствует о
том, что многие из них не только понимают, что межэтнические конфликты
ведут к политической и социальной нестабильности, но знают основные
механизмы их профилактики, готовы в своей будущей профессиональной
деятельности их применять, нацелены на позитивное взаимодействие в своём
микроколлективе и в обществе в целом.
Положительныерезультатыопытно-экспериментальнойработы
свидетельствуют об эффективности реализации педагогических условий,
позволили выработать научно-методические рекомендации по формированию
этнотолерантности у будущего сотрудника правоохранительных органов как
фактора обеспечения социальной безопасности.
В заключении диссертации обобщены результаты проведённого
исследования, представлены общие выводы:
1. Рассмотрена этническая толерантность в качестве фактора социальной
безопасности и как ориентир профессиональной деятельности будущих
сотрудников правоохранительных органов в условиях полиэтничности,
поликультурности и полицивилизационности, как состояние, отображающее
сферу защищенности, определяющую меры по обеспечению защиты
социальной общности от внешних и внутренних угроз.
2. Этнотолерантность как свойство личности – многоаспектный,
многогранный и многофункциональный феномен, выступающий и как сложная
научно-теоретическая проблема, и как фактор социальной безопасности
общества, является междисциплинарным, многоуровневым, амбивалентным
явлением. На формирование этнотолерантности оказывают воздействие
следующиефакторы:степеньэтнокультурнойкомпетентности;
психологическая готовность к межкультурному и межконфессиональному
диалогу; опыт и навыки межкультурного взаимопонимания и взаимодействия.
Основой этнотолерантности является позитивная этническая идентичность,
означающая понимание и осознание своей схожести с определенным этносом,
выражающаяся в особенностях языка, культуры, нравственных нормах,
обычаях, традициях, этнической картине мира.
3. Педагогические условия, благодаря которым обеспечивается процесс
формирования этнотолерантности у курсантов учебных заведений
правоохранительных органов, представляют собой углублённое изучение
этнических культур регионов России, разных стран и этносов; включение в
содержаниеобразованияэтнокультурногоопытамежэтнического
взаимодействия, опыта решения задач, связанных с разрешением
межнациональных конфликтов; дифференцированный подход, учитывающий
этнокультурные особенности и склонности личности обучающихся; общение,
реализующееся через «диалог культур»; интерактивные методы обучения,
деловые игры и тренинги, семинары и конференции; самостоятельную работу
обучающихся, предполагающую исследование проблем толерантного
отношения к представителям иных этносов; достаточный уровень овладения
этнокультурными компетенциями, формирующими активных носителей
этнотолерантности; создание ситуации успеха на всех этапах обучения.
4. Модель формирования этнотолерантности у будущего сотрудника
правоохранительных органов представляет собой пять блоков, которые
отвечают условиям дидактических задач: целевым, методологическим,
содержательным, диагностическим и результативным. Реализация модели
осуществляется посредством следующих процедур: постановка цели; выбор
методологических оснований, выдвижение идей в рамках системы принципов и
подходов; конструирование содержательного блока с уточнением зависимости
между формой занятий, видами опыта деятельности и педагогическими
условиями их реализации; диагностика результатов деятельности исследуемого
объекта, осуществляемая на основе определения критериев и определения
уровня ожидаемых результатов; интерпретация результатов уровня развития
этнотолерантности будущего сотрудника правоохранительных органов.
5. Определены оптимальный, недостаточный и низкий уровни
сформированности этнической толерантности курсантов. В процессе
экспериментальнойработыукурсантовсформировалисьнавыки
межнационального общения, направленные на успешное взаимодействие в
поликультурной среде, а также для системного решения проблемы
формирования этнотолерантности курсантов как фактора обеспечения
социальной безопасности, обеспечивающие интеграцию этнотолерантного
подхода в систему профессиональной подготовки будущих сотрудников
правоохранительных органов как ценностно-целевого ориентира.
Выявлены критерии этнокультурной компетентности: когнитивный,
направленный на получение знаний о культурном и этническом разнообразии;
эмотивно-коммуникативный, который отражает наличие факта принятия
представителя другой культуры как равноправного; мотивационно-
рефлексивный, проявляющийся в готовности к диалогу между людьми разных
национальностей, уважительном отношение к представителям другой
этнокультуры, другой национальности, а также умении находить
конструктивные способы решения конфликтных ситуаций; деятельностный,
обеспечивающий этнотолерантное поведение личности, проявляющуюся в
готовности к диалогу, к поиску конструктивных, бесконфликтных решений; к
компромиссам в спорах и конфликтах; готовность в будущей профессиональной
деятельности применять основные механизмы профилактики конфликтов,
нацеленность на позитивное взаимодействие в своём полиэтническом
коллективе и в обществе. В содержание образования этнокультурная
толерантность включена в виде пяти видов опыта: межпредметный, модульный,
монопредметный, комплексный и дополняющий.
6. В процессе опытно-экспериментальной работы были реализованы
педагогические условия формирования этнотолерантности у курсантов учебных
заведений правоохранительных органов, а именно включение в учебный
процесс курса «Этнотолерантность как фактор социальной безопасности»,
разнообразных форм интерактивных занятий, во внеучебной деятельности –
совместнаяобщественно-полезнаядеятельность;использование
организационных форм и методов воспитания; поликультурный диалог;
варьирование содержания учебно-воспитательной и служебной деятельности
курсантов.
Исследование показало, что формирование этнической толерантности у
курсантов учебных заведений правоохранительных органов представляет собой
актуальную проблему, является инструментом разрешения этнических
противоречий, основанных на недостатке знаний об особенностях инокультуры,
на разного рода этнических стереотипах, заблуждениях, эмоционально-
коммуникативной и мотивационно-рефлексивной неразвитости личности,
позволяет сделать вывод о своевременности исследования, её актуальности и
эффективности выбранных концептуальных подходов и методов исследования.

Актуальность исследования обусловлена особенностями Российского
государства, которое исторически формировалось как единение народов (более
190), принадлежащих к различным этнолингвистическим семьям и группам,
имеющих свою особую историю, этнокультурные традиции, особенности
духовного состояния, исповедующих разные религии. Благодаря длительному
межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории
нашего государства сформировались уникальное культурное многообразие и
духовная общность различных народов [184].
Тем не менее анализ происходящих общественных процессов, связанных с
регулярными проявлениями социальной напряжённости, основанной на недоверии
и враждебности по отношению к представителям другой национальности, на
резком неприятии ценностей и особенностей других этносов, свидетельствует о
недостаточном уровне этнической толерантности в современном российском
обществе. В таких условиях важное значение для укрепления согласия в стране
имеет формирование и развитие этнической толерантности как качества личности,
способствующего уважительному отношению представителей одних этносов к
другим, создающего условия для конструктивного межэтнического диалога.
Развитие культуры межнационального (межэтнического) общения в соответствии
с нормами морали и традициями народов Российской Федерации, формирование
э
т
н Вместе с тем воспитание в духе этнотолерантности будущих сотрудников
правоохранительных
и органов пока ещё происходит без психолого-педагогической
ч
диагностики и оценки результатов, а также при отсутствии научного и
методического
е сопровождения.
с Проблема толерантного поведения в процессе межнационального общения,
к
осмысленности значения соблюдения морально-этических норм и особенностей
и
общения в процессе взаимодействия с представителями инокультурных общностей
х
особенно актуальна для сотрудников правоохранительных органов,
осуществляющих свою деятельность на территории субъектов Российской
Федерации. Достижению согласия и межкультурного диалога способствует
этнотолерантность, выступающая одной из важных задач подготовки будущих
сотрудников правоохранительных органов.
В результате проведённого нами исследования установлено, что
большинство респондентов из числа обучающихся в учебных заведениях
правоохранительных органов мало или недостаточно знакомы с национальными
культурами как своего, так и других народов, но при этом имеют мотивацию к их
изучению. Как показал собственный опыт работы автора исследования, в учебных
заведениях правоохранительных органов к вопросам формирования
общекультурных компетенций (в состав которых входит и воспитание
толерантности, этнотолерантности) зачастую подходят формально. И одна из
причин этого заключается в том, что ни педагогам, ни воспитателям курсового
звена не понятны основные подходы и педагогические технологии формирования
основ этнотолерантности.
Степень изученности проблемы.
Проблема толерантности, несмотря на её теоретическую и практическую
значимость, как предмет исследования, является недостаточно изученной.
Общефилософские и социокультурные вопросы толерантности рассмотрены в
трудах Е.К. Быстрицкого, Р.Р. Валитова, Д.А. Леонтьева, С.В. Дементьева, В.А.
Лекторского, В.М. Золотухина, Л.М. Дробижевой, В.И. Самохвалова, Б.Э. Риэрдон,
П. Кинг.
Вопросы философии образования, принципов и методов профессиональной
подготовки в полиэтнической образовательной среде, рассмотрены в ряде
фундаментальных работ (К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Баева, Г.Л. Бардиер,
А.В. Беляев, Г.Н. Волков, С.Г. Ильинская, В.А. Лекторский, А.Б. Панькин) в том
числе, и в диссертационных исследованиях (И.В. Балицкая, А.А. Владимиров, М.В.
Кибакин, Н.В. Круглова, Т.В. Поштарева).
Предложены различные теоретико-методологические концепции
формирования психологии и педагогики этнотолерантности (А.Г. Асмолов, С.Л.
Братченко, Г.В. Палаткина, Г.У. Солдатова, Е.И. Шлягина). Этническая
толерантность анализируется также в контексте изучения этнической
идентичности (Ю.В. Арутюнян, В.А. Авксентьев, К.С. Гаджиев, Т.Г. Стефаненко и
др.), в связи с поиском фундаментальных условий социальной безопасности (С.К.
Бондырева, А.А. Галкин, Ю.А. Красин, М.А. Хайруддинов).
Философия этнотолерантности как фактора социальной безопасности
рассматривается во многих современных исследованиях: Н.Г. Анциферовой
«Этническая толерантность в современном российском обществе» (2007), Л.Н.
Даниловой «Формирование культуры межэтнического общения у
старшеклассников во внеурочной деятельности» (2019), А.М. Даурова
«Формирование этнопедагогической компетентности будущего учителя
физической культуры народными средствами физического воспитания» (2020),
М.В. Мархиевой «Науковедческий подход к развитию этонопедагогики на
современном этапе» (2020), А.А. Павличенко «Этнокультурная социализация
молодёжи в деятельности общественных объединений (2021). Особое место
занимают исследования А.Б. Панькина «Проектирование национально-
региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной
коннотации» (2002), Е.В. Рыбака «Формирование толерантности у студентов
высших учебных заведений» (2004), Б.Ш. Алиевой «Этнопедагогика дагестанской
семьи» (2006), И.И. Епишевой «Воспитание толерантности студентов в системе
среднего профессионального образования» (2006), Г.Л. Бардиер «Социальная
психология толерантности» (2007), О.В. Желнович «Воспитание толерантности
студентов вуза» (2010), Т.П. Днепровой «Преодоление консервативно-либерального
противостояния в отечественном образовании на основе национальной
толерантности» (2011).
В работах А.В. Барабанщикова, В.П. Давыдова, Д.В. Кащеева, А.А. Кежова,
А.Г. Маклакова, А.В. Межуева, Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко, М.В. Чемодурова
анализируются аспекты и специфические особенности системы обучения и
воспитания в военном вузе. При этом, следует отметить, что в научном
гуманитарном дискурсе имеются работы, рассматривающие отдельные стороны
воспитания этнотолерантности, но отсутствует цельная характеристика
исследуемой проблематики. В качестве примера следует указать о роли внутренних
и внешних факторов в становлении и развитии этнотолерантности как качества
личности сотрудника правоохранительных органов. Малоизученной остаётся
взаимосвязь воспитания этнотолерантности с самоидентификацией личности,
возможности поликультурного образования как средства воспитания
толерантности. Формирование этнотолерантности обучающихся в школе и
образовательных учреждениях среднего и высшего образования реализуется вне
контекста преемственности, не учитываются закономерности развития личности.
Анализ этносоциокультурной ситуации и исследований, касающихся
проблем толерантности и преодоления межнациональных конфликтов, позволяет
сформулировать противоречия между:
– пониманием этнотолерантности как элемента толерантности в контексте
педагогической науки и пониманием этнотолерантности как важнейшего фактора
решения проблем социальной безопасности;
– необходимостью формирования этнотолерантности у будущих сотрудников
правоохранительных органов и неразработанностью научно-педагогических основ
данного процесса;
– недостаточной актуализацией процесса профессиональной подготовки
будущих сотрудников правоохранительных органов к этнотолерантному
поведению в процессе профессиональной деятельности и возрастающей
потребностью общества в актуализации этнотолерантности.
Социально-политические и культурно-мировоззренческие изменения начала
XXI вв. обусловили особую актуальность проблемы этнотолерантного поведения
сотрудников правоохранительных органов, решение которой состоит в разработке
и реализации педагогических условий формирования этнотолерантности у
курсантов образовательных учреждений правоохранительных органов в контексте
обеспечения социальной безопасности российского общества, что и определило
тему исследования «Формирование этнотолерантности у будущего сотрудника
правоохранительных органов как фактора обеспечения социальной безопасности».
Недостаточная разработанность проблемы исследования, её практическая
значимость как одного из условий обеспечения социальной безопасности общества
определили цели и задачи диссертационного исследования.
Объект исследования: процесс подготовки будущего сотрудника
правоохранительных органов к обеспечению социальной безопасности.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
этнотолерантности у будущих сотрудников правоохранительных органов.
Цель исследования: обосновать педагогические условия формирования
этнотолерантности у будущего сотрудника правоохранительных органов как
фактора обеспечения социальной безопасности.
Гипотеза исследования: процесс формирования этнотолерантности у
будущего сотрудника правоохранительных органов как фактор обеспечения
социальной безопасности будет более эффективным, если:
 понятие «толерантность» определить с позиций междисциплинарного
подхода, а понятие «этнотолерантность» как качество личности и как
социокультурный феномен;
 эффективность и значимость формирования этнотолерантности курсантов
будущих сотрудников правоохранительных органов исследовать на основе
сочетания гуманистического, культурологического и компетентностного подходов;
 формирование этнотолерантности включить в целостную образовательно-
воспитательную работу с курсантами, предполагающую обращение к содержанию
образования будущих сотрудников правоохранительных органов как опыту
профессиональной деятельности, связанной с обеспечением безопасности;
 реализовать педагогические условия формирования этнотолерантности
курсантов учебных заведений правоохранительных органов: интеграцию в
содержание образования этнопедагогики и краеведения, изучение этнических
культур народов России, других народов и стран, формирующих культуру
межнационального общения, использование форм и методов воспитания
проблемно-поискового, имитационно-ролевого характера, с помощью
поликультурного диалога, этнокультурной коннотацией содержания урочной и
внеаудиторной деятельности курсантов, разработать научно-методические
рекомендации формирования этнотолерантности у будущего сотрудника
правоохранительных органов как фактора обеспечения социальной безопасности.
Задачи исследования:
1. Эксплицировать социально-педагогические аспекты формирования

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Формирование этнотолерантности у будущего сотрудника правоохранительных органов как фактора обеспечения социальной безопасности»

    Публикации автора в научных журналах

    А. Б. Панькин, Х. Э. Шургучиев // Вестник Калмыцкого институтагуманитарных исследований РАН. – Элиста, 2– №– С. 87-94 (0,6 / 0,8п.л).
    Х. Э. Шургучиев //Научная мысль Кавказа. – Ростов-на-Дону, 2– №4 (76). – С. 169-173 (0,6п.л.).
    Формирование этнотолерантности курсантов образовательных организаций правоохранительных органов
    Х. Э. Шургучиев// «European Social Science Journal – Европейский журнал социальных наук»(международный научный журнал). – М., 2– № 2 (41) – том – С. 72-79(0,4 п.л.).
    Методологические основы формирования этнокультурной толерантности
    Х. Э. Шургучиев, В. В. Лезина // Бизнес.Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – Волгоград,2– № 1 (38). – С. 254-259 (0,3 / 0,7 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Формирование базовой культуры младших школьников в учебной деятельности
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»