Формирование готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Никитина Анастасия Вячеславовна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………………………..24
1.1 Особенности и специфика формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации в современных условиях
1.2 Обоснование педагогической сущности, содержания и структуры информационно-технологического обеспечения учебного процесса в образовательной организации
1.3 Теоретическая модель формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса 63
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ К ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………83
2.1 Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса, способствующее формированию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации..83
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации
3
2.3 Педагогические условия формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса в образовательной организации при обучении иностранному языку в вузе
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………..158 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ………………164 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….165 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..198

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены
его цель, объект, предмет, сформулированы гипотеза, задачи и методы исследо-
вания, обозначены этапы, определены научная новизна, теоретическая и прак-
тическая значимость, приведены сведения о реализации результатов исследова-
ния, обоснованы положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования
готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муници-
пальных служащих в образовательной организации средствами информа-
ционно-технологического обеспечения учебного процесса» проанализирова-
но состояние исследуемой проблемы, теории и практики в рамках объекта ис-
следования; уточнена сущность, структура и критериальные характеристики
сформированности готовности к деловой коммуникации как ключевого понятия
диссертации, обоснован научно-категориальный аппарат, разработана теорети-
ческая модель формирования готовности к деловой коммуникации в образова-
тельной организации средствами ИТОУП на примере изучения учебной дисци-
плины «Иностранный язык».
Готовность будущими государственными и муниципальными служащими
осуществлять деловую коммуникацию является одним из важных показателей
современного общества и развития государства, которое заинтересовано в
укреплении международного сотрудничества. На основании анализа научной
литературы и нормативных актов по теме исследования готовность к деловой
коммуникации предлагается понимать как интегративное профессионально зна-
чимое качество будущих государственных и муниципальных служащих, име-
ющее системную организацию, сложную многоуровневую структуру, выступа-
ющее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение когнитивного,
мотивационного и коммуникационно-деятельностного компонентов, степень
сформированности которых позволяет будущим специалистам продуктивно
осуществлять деловую коммуникацию при решении управленческих задач, со-
вершенствовать свой опыт в данной деятельности, расширять его границы. Для
будущих государственных и муниципальных служащих готовность к деловой
коммуникации обеспечивает качественный скачок в профессиональном разви-
тии, поскольку владение деловой коммуникативной компетенцией выступает в
качестве необходимого и обязательного профессионального компонента для
решения поставленных рабочих задач.
Актуальность формирования готовности к деловой коммуникации в обра-
зовательных организациях России, в том числе на иностранном языке для про-
фессионального становления будущих государственных и муниципальных
служащих определяется следующими специфическими особенностями профес-
сиональной деятельности в сфере государственного управления и международ-
ного взаимодействия: развитие мировых международных проектов и контактов;
сотрудничество с различными странами и международными организациями;
международные миротворческие и наблюдательные миссии; обмен профессио-
нальным опытом, проведение спортивных и образовательных мероприятий.
На основании анализа научной литературы, формирование готовности к
деловой коммуникации целесообразно понимать как непрерывный психолого-
педагогический процесс, целенаправленно организованный преподавателем,
который создает такие педагогические условия, при которых наиболее эффек-
тивно формируется готовность к деловой коммуникации в процессе изучения
иностранного языка до уровня профессионального результата, установленного
в ФГОС ВО и отвечающего социальным запросам и требованиям государства к
будущим государственным и муниципальным служащим.
Проведенный теоретический анализ видов обеспечения учебного процес-
са и теоретико-методологических основ проблемы информатизации высшего
образования позволил сделать вывод о целесообразности реализации в совре-
менных условиях ИТОУП, включающего две составляющие, которые реализу-
ют содержательную и процессуальную стороны учебного процесса. В качестве
первой составляющей предлагается использовать разработанный ДКИО учеб-
ной дисциплины «Иностранный язык». Вторую составляющую ИТОУП предла-
гается реализовать на основе создания и применения технологии формирования
готовности к деловой коммуникации. Содержание ИТОУП обуславливает его
педагогическую структуру, предполагающую цели и задачи, его функции, зако-
номерности, а также использование методов, средств и форм реализации.
Формирование готовности к деловой коммуникации будущих государ-
ственных и муниципальных служащих в образовательной организации сред-
ствами ИТОУП представляет собой сложную динамичную систему, включаю-
щую взаимодействующие элементы – цель, содержание, процесс и результат. С
учетом цели и задач настоящего исследования была разработана теоретическая
модель формирования готовности к деловой коммуникации будущих государ-
ственных муниципальных служащих в образовательных организациях сред-
ствами ИТОУП. Модель отражает теоретическое представление о целенаправ-
ленном педагогическом процессе формирования готовности к деловой комму-
никации будущих государственных и муниципальных служащих и представле-
на совокупностью целевого, содержательного, процессуального, критериально-
оценочного и результативного блоков (см. рис.1).
В целевом блоке указываются цель и задачи, отражающие социальный за-
каз российского общества и требования ФГОС ВО к формированию готовности
к деловой коммуникации как результату образовательного процесса по направ-
лению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» и предопреде-
ляющие характеристики информационной технологии обучения иностранному
языку.
Методологический блок содержит общенаучные подходы (системный, де-
ятельностный, социокультурный) и конкретно-научные подходы (компетент-
ностный и технологический), а также дидактические принципы научности,
наглядности, доступности, систематичности и последовательности, сознатель-
ности и активности, прочности усвоения учебного материала, связи обучения с
практической деятельностью.
Содержательно-процессуальный блок включает в себя два основных эле-
мента информационно-технологического обеспечения учебного процесса: ди-
дактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины
«Иностранный язык», который способствует развитию теоретической и практи-
ческой подготовке будущих государственных и муниципальных служащих и
информационной технологии формирования готовности к деловой коммуника-
ции, которая функционально взаимосвязана со всеми элементами описываемой
модели и реализуется в учебном процессе посредством технологии обучения.
НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ. Социальный заказ; Федеральный государственный образовательный стандарт выс-
ЦЕЛЕВОЙ БЛОКшего образования; Основная профессиональная образовательная программа; Закон РФ «Об образовании»; «Националь-
ная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.»; «Справочник квалификационных требований для замеще-
ния должностей государственной гражданской службы»; Закон РФ «О государственной гражданской службе РФ» от
27.07.2004 г. №79-ФЗ
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ. Цель: формирование готовности к деловой коммуникации будущих государ-
ственных и муниципальных служащих с учетом квалификационных требований средствами информаци-
онно-технологического обеспечения в образовательной организации.
ГИЧЕСКИЙ БЛОК

ПОДХОДЫ: компетентностный, коммуникативный, системный, личностно-ориентированный, кон-
МЕТОДОЛО-

текстный, технологический, деятельностный, социокультурный.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: системности, научности, наглядности, междисциплинарной интегра-
ции, последовательности и эффективности применения учебного материала в профессиональной дея-
тельности.

Организация обучения будущих
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ: обеспечение устойчивой профес-
государственных и муниципаль-
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК

сионально-ориентированной мотивации у будущих государствен-
ных служащих средствами ИТО-
ных и муниципальных служащих к усвоению учебных материалов
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-

УП: дидактический комплекс ин-
средствами ИТОУП; разработка и внедрение в дидактический про-
формационного обеспечения
цесс формирования готовности к деловой коммуникации учебно-
учебной дисциплины «Иностран-
методического пособия «Английский язык. Деловая коммуникация
ный язык» и технология формиро-
в сфере государственного и муниципального управления»; разра-
вания готовности к деловой ком-
ботка и применение в учебном процессе ДКИО учебной дисципли-
муникации с учетом специфики
ны «Иностранный язык» и технологии формирования готовности к
профессиональной подготовки
деловой коммуникации будущих государственных и муниципаль-
направления 38.03.04. Государ-
ных служащих; готовность преподавателей к применению ИТОУП
ственное и муниципальное управ-
в дидактическом процессе образовательной организации.
ление.

КРИТЕРИИИ сформированности готовности к деловой коммуникации будущих государственных и му-
ниципальных служащих

КОММУНИКАЦИОННО-
МОТИВАЦИОННЫЙКОГНИТИВНЫЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК

Показатели
сформирован необходимый объ-
ем владения языковым материа-
лом в области государственного
осознание смысла и цен-
и муниципального управления;
ности осуществления эф-практическая реализация сформирован-
знания специфики различных ви-
фективной деловой ком-ных коммуникативных знаний, умений
дов коммуникативных стратегий
муникациисцельюи навыков в профессиональной сфере
и тактик, используемых в про-
успешного решения про-государственного и муниципального
цессе осуществления профессио-
фессиональныхзадач,управления для осуществления социо-
нальной деятельности государ-
способствующих профес-культурной и межкультурной деловой
ственного служащего; владение
сиональному становлениюкоммуникации для осуществления эф-
социокультурнымизнаниями,
будущего государственно-фективного сотрудничества с соблюде-
что предусматривает знания об
го и муниципального слу-нием правил профессиональной этики
этических, поведенческих, куль-
жащего
турных, национальных ценностях
и особенностях коммуникативно-
го партнера
Уровни: высокий, достаточный, критический
РЕЗУЛЬТА-
ТИВНЫЙ

РЕЗУЛЬТАТ: готовность к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служа-
БЛОК

щих

Схема 1 – Теоретическая модель формирования готовности к деловой коммуникации
будущих государственных и муниципальных служащих средствами ИТОУП в
образовательной организации
Критериально-оценочный блок представлен совокупностью критериев,
показателей и уровней оценки сформированности готовности к деловой комму-
никации будущих государственных и муниципальных служащих. Разработка и
верификация критериально-оценочного аппарата сформированности готовно-
сти к деловой коммуникации средствами информационно-технологического
обеспечения учебного процесса, включает характеристику мотивационного, ко-
гнитивного и коммуникационно-деятельностного критериев и соответствую-
щих им показателей. Для измерения показателей формирования готовности к
деловой коммуникации был выбран следующий методический инструментарий:
тест-вопросник «Мотивация к профессиональной деятельности»; эссе на тему
«Деловая коммуникация в профессиональной деятельности госслужащего»; со-
беседование; лингводидактический тест «Готовность к деловой коммуника-
ции»; анализ применения полученных знаний в практико-ориентированных си-
туациях: дискуссии, доклады, презентации. Оценка сформированности готов-
ности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных
служащих средствами информационно-технологического обеспечения учебного
процесса предполагает высокий, достаточный и критический уровни.
Результативный блок теоретической модели позволяет оценить результа-
тивность формирования готовности к деловой коммуникации и дифференциро-
вать будущих государственных и муниципальных служащих согласно уровням,
и в случае необходимости вносить корректировки в содержательно-
процессуальный блок обеспечивая гибкость методического инструментария.
Во второй главе диссертации «Опытно-экспериментальная работа по
формированию готовности будущих государственных и муниципальных
служащих к деловой коммуникации в образовательной организации сред-
ствами информационно-технологического обеспечения» рассматриваются
организационно-педагогические основы опытно-экспериментальной работы по
реализации модели процесса формирования готовности к деловой коммуника-
ции будущих государственных и муниципальных служащих средствами ИТО-
УП, представлен анализ, оценка и обобщение результатов ее опытно-
экспериментальной апробации, на основе анализа и обобщения результатов
проведенного эксперимента, обоснованы педагогические условия.
В рамках исследования были выявлены и опытно-экспериментальным пу-
тем апробированы сущность и содержание основных компонентов ИТОУП,
включая ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и технология фор-
мирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и
муниципальных служащих. Одной из важных задач при этом стала реализация
в составе ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» учебно-
методического пособия «Английский язык. Деловая коммуникация в сфере гос-
ударственного и муниципального управления», которое было разработано ис-
ключительно в соответствии с требованиями ФГОС ВО к формированию го-
товности к деловой коммуникации как результату образовательного процесса
по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» и
являлось по существу его базовой основой. Проектирование и конструирование
процесса формирования готовности к деловой коммуникации будущих госу-
дарственных и муниципальных служащих в образовательной организации
средствами ИТОУП целесообразно осуществлять в следующей последователь-
ности: определение целей учебного процесса и описание предполагаемых ре-
зультатов; отбор, обоснование, и структурирование содержания; определение
требуемых уровней сформированности готовности к деловой коммуникации;
выбор форм, методов и средств обучения; выявление логики организации педа-
гогического взаимодействия педагога с обучающимися; выбор процедур кон-
троля и оценки качества, а также способов индивидуальной коррекции их учеб-
ной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа в рамках диссертационного исследо-
вания проводилась с 2018 по 2021 гг. и включала три этапа: констатирующий,
формирующий и итоговый. В ходе опытно-экспериментальной работы прове-
рялись пути повышения уровня сформированности готовности к деловой ком-
муникации будущих государственных и муниципальных служащих в образова-
тельной организации по направлению 38.03.04 «Государственное и муници-
пальное управление» средствами ИТОУП на примере изучения иностранного
языка.
Для чистоты проводимой опытно-экспериментальной работы использова-
лись методы математической статистики, позволяющие наиболее точно и
наглядно обрабатывать информацию. Статистическая обработка результатов
опытно-экспериментальной работы осуществлялась с помощью применения 2-
критерий Пирсона.
Для повышения достоверности результатов опытно-экспериментальной
работы формирование КГ и ЭГ осуществлялось случайным образом, с после-
дующим доказательством их однородности, т.е. отношения к одной генераль-
ной совокупности.
На констатирующем этапе образовательный процесс был организован по
традиционной методике. Для определения начального уровня сформированной
готовности к деловой коммуникации было проведено входное тестирование, ко-
торое позволило выявить исходный уровень сформированности готовности к де-
ловой коммуникации у будущих государственных и муниципальных служащих.
Так, согласно полученным данным, распределение респондентов на кон-
статирующем этапе в КГ и ЭГ по мотивационному, критерию происходило сле-
дующим образом: высокий уровень 28,8% – 33,3%; достаточный уровень 37,2%
– 34,4%; критический уровень 34% – 32,3%. По когнитивному критерию: высо-
кий уровень 18,8% – 31%; достаточный уровень 39,9% – 33,3%; критический
уровень 41,3% – 35,7%. По коммуникационно-деятельностному критерию: вы-
сокий уровень 10,1% – 17,5%; достаточный уровень 38,5% – 38,5%; критиче-
ский уровень 51,4% – 44%.
По результатам констатирующего среза эксперимента на основании оце-
нок по выделенным критериям и показателям был сделан вывод о недостаточ-
ной сформированности готовности к деловой коммуникации у выделенной
группы респондентов.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы на основании
выводов рубежного контроля, проведенного ранее, осуществлялась апробация и
проверка педагогических условий, способствующих более эффективной реали-
зации разработанного ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и тех-
нологии формирования готовности к деловой коммуникации будущих государ-
ственных и муниципальных служащих в образовательной организации. Эмпи-
рическую базу эксперимента составили обучающиеся в количестве 115 человек,
которые были распределены в ЭГ (63 чел.) и КГ (52 чел.). В ЭГ обучение про-
водилось с использованием средств дидактического комплекса информацион-
ного обеспечения учебной дисциплины «Иностранный язык», который позво-
лял в большей мере реализовывать ряд дидактических функций, а в КГ студен-
ты обучались по традиционной модели обучения. Согласно полученным дан-
ным, на этапе формирующего эксперимента сформированность готовности к
деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих
повысилась и составила (см. таб. 1).
Таблица 1
Динамика уровня сформированности готовности к деловой коммуникации будущих государ-
ственных и муниципальных служащих по диагностическим критериям
Контрольная группаЭкспериментальная группа
ОценкаВ начале экс- В конце экс-В начале экс- В конце экс-
Критерии уровня кри-периментапериментапериментаперимента
териякол-кол-кол-кол-
%%%%
вововово
критический1834,01528,82032,3812,7
Мотива-
достаточный1937,22140,42234,42539,7
ционный
высокий1528,81630,82133,33047,6
критический2141,31936,12235,71116,7
Когни-
достаточный2139,92242,82133,32438,5
тивный
высокий1018,81121,220312844,8
Комму-критический2751,42446,228441625
никаци-достаточный2038,52038,52438,52336,1
онно-
деятель-высокий510,1815,41117,52438,9
ностный
Таким образом, делается вывод о том, что по итогам формирующего эта-
па опытно-экспериментальной работы получены результаты, подтверждающие
эффективность организации и проведения учебного процесса средствами
ИТОУП в интересах формирования готовности к деловой коммуникации у бу-
дущих государственных и муниципальных служащих в образовательной орга-
низации.
На итоговом этапе опытно-экспериментальной работы производилась си-
стематизация и обобщение полученных в ходе констатирующего и формирую-
щего исследования результатов. Через месячный интервал было осуществлено
отсроченное тестирование, целью которого было определение остаточных зна-
ний, приобретенных обучающимися в ЭГ и КГ за период проведения экспери-
ментального обучения.
Согласно полученным данным, при сравнении результатов текущего и
отсроченного контроля в экспериментальных и контрольных группах можно
утверждать, что потеря знаний учебного материала в ЭГ составила 10,2%, тогда
как в КГ 18,3%, т.е. процент утраты знаний обучающего материала в ЭГ, где
занятия проводились средствами ИТОУП меньше, чем в КГ, где занятия прово-
дились традиционным способом.
Итоги опытно-экспериментальной работы, позволяют прийти к выводу,
что использование ИТОУП в процессе формирования готовности к деловой
коммуникации на примере изучения учебной дисциплины «Иностранный
язык», способствует положительной динамике усвоения, закрепления и приме-
нения учебного материала в профессиональной деятельности будущих государ-
ственных и муниципальных служащих по каждому выделенному критерию и
подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила проверить и
подтвердить выявленные педагогические условия, способствующие формиро-
ванию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муни-
ципальных служащих в образовательной организации:
В заключении по итогам обобщения результатов проведенного исследова-
ния сделаны выводы о подтверждении гипотезы, а также намечены перспективные
направления дальнейших исследований в выбранной проблемной области.
На основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1. Формирование готовности к деловой коммуникации будущих государ-
ственных и муниципальных служащих при изучении иностранного языка сред-
ствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса в
образовательной организации представляет собой целостный педагогический
процесс, направленный на овладение обучающимися их будущей профессио-
нальной деятельностью, развитию способности и готовности к решению учеб-
но-профессиональных задач.
2. Теоретическая модель формирования готовности к деловой коммуни-
кации будущих государственных и муниципальных служащих при изучении
иностранного языка средствами информационно-технологического обеспече-
ния учебного процесса в образовательной организации включает в себя целе-
вой, методологический, содержательно-процессуальный, критериально-
оценочный и результативный блоки.
3. Реализация технологии формирования готовности к деловой коммуни-
кации может быть осуществлена поэтапно с использованием элементов дидак-
тического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины
«Иностранный язык».
4. Для оценки сформированности готовности к деловой коммуникации
будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной ор-
ганизации при изучении иностранного языка целесообразно использовать ком-
плекс мотивационного, когнитивного и коммуникационно-деятельностного
критериев, с помощью которых можно вполне достоверно дифференцировать
обучающихся по уровням готовности на высокий, достаточный и критический.
5. Обоснован и опытно-экспериментальным путем подтвержден комплекс
педагогических условий, способствующих формированию готовности к дело-
вой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих
средствами ИТОУП в образовательной организации.
Настоящее исследование не претендует на исчерпывающий анализ про-
блемы формирования готовности к деловой коммуникации будущих государ-
ственных и муниципальных служащих в образовательной организации. Пер-
спективными направлениями исследования представляются: углубление
теоретических оснований в области формирования готовности к деловой ком-
муникации будущих государственных и муниципальных служащих, структуры
и внутреннего содержания ДКИО; применение дидактических возможностей
информационных технологий при наполнении ДКИО учебным материалом.

Актуальность исследования. Развитие информационного общества, а так-
же интеграция России в политические, экономические, социальные и культурные мировые процессы, формируют новый вид общественных отношений – информа- ционно-коммуникативный, что в свою очередь, предъявляет высокие требования к подготовке высококвалифицированных, компетентных кадров в сфере государ- ственной и муниципальной службы, чья профессиональная деятельность реализу- ется в системе «человек-человек» и направлена на решение общественных задач и интересов граждан Российской Федерации (РФ), а также регулирование много- уровневого взаимодействия между представителями разных государств в различ- ных сферах деятельности.
Согласно положениям, прописанным в «Справочнике квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, ко- торые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности го- сударственных гражданских служащих» [166] (Справочник) будущие служащие, прошедшие подготовку в образовательной организации «по направлению подго- товки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление» [115] (ГМУ), должны выполнять следующие функциональные обязанности, входящие в их профессиональную область: обеспечивать внутреннюю и внешнюю националь- ную безопасность РФ; обеспечивать защиту прав и свобод человека; управлять и контролировать внешнеполитическую, международную и внешнеэкономическую деятельность; регулировать и обеспечивать высокой уровень здравоохранения, культуры, науки, образования и спорта в РФ; осуществлять контроль и управле- ние за жилищно-коммунальным и транспортным хозяйственным секторами; орга- низовывать взаимодействия представителей органов государственной власти субъекта РФ с представителями средств массовой информации и устанавливать связь с общественностью; организовывать информационное взаимодействие с ор- ганизациями и гражданами; участвовать в разрешении конфликтов; осуществлять контроль и регулирование за политическими, экономическими, социальными, культурными, образовательными процессами.
Осуществление функциональных обязанностей государственными и муни- ципальными служащими в процессе выполнения профессиональной службы, ор- ганизуется посредством постоянного обмена информационными потоками, с це- лью доведения необходимой информации адресату и обеспечения её адекватного восприятия, а также реализации поставленных задач во всех сферах государст- венной и общественной систем, как на российском, так и международном уров- нях.
Таким образом, владение деловой коммуникацией является профессиональ- но значимым качеством для будущих государственных и муниципальных служа- щих, позволяющим выполнять свои профессионально значимые функции: госу- дарственное управление, административные полномочия, нормативно-правовое регулирование, сбор и обработку информации, организацию взаимодействия ме- жду государством и гражданами, что позволяет обеспечить конкурентоспособ- ность РФ в современном мире, гарантировать национальную безопасность РФ, налаживать и развивать межрегиональное и международное сотрудничество.
Следовательно, результативность профессиональной деятельности будущих государственных и муниципальных служащих, напрямую зависит от уровня го- товности к деловой коммуникации, для решения межличностного, социального и межкультурного взаимодействия, что обеспечивает эффективное сотрудничество и целостность общества и всех структур государственной власти.
Указанные выше обстоятельства актуализируют необходимость формиро- вания готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муници- пальных служащих в образовательной организации, как интегративного профес- сионально значимого качества, обусловливающего эффективное выполнения профессиональных задач, поставленных перед ними государством.
Актуальность поставленной проблемы отражена в нормативно-правовых документах и законах РФ на государственно-правовом уровне: Закон РФ «Об об- разовании» [114], «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025г.» [111], федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004г. No79-ФЗ [181], «Справочнике квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необ- ходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с уче- том области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих» [166], в которых одной из основных целей образования выделяется «обучение основным принципам построения профессиональной карь- еры и навыкам поведения на рынке труда» и «учет потребностей рынка и между- народных тенденций» [166].
Профессиональная подготовка будущих государственных и муниципальных служащих осуществляется в образовательных организациях в соответствии с фе- деральным законом «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004г. No79-ФЗ [181] по основным образовательным профессиональным программам (ОПОП), определяющих содержание образовательного процесса, регламентируе- мого требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), «направления подготовки 38.03.04 Государст- венное и муниципальное управление» [115], включающего перечень компетен- ций, обязательных для усвоения будущими специалистами с целью удовлетворе- ния социального запроса на подготовку компетентных, профессионально подго- товленных государственных служащих.
Согласно, ФГОС ВО будущие государственные и муниципальные служа- щие уже не могут ограничиваться знаниями определенной узконаправленной спе- цифики [115].
Исходя из вышесказанного, в соответствии с ФГОС ВО в результате освое- ния программы бакалавриат, «направления подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление» [115], будущие государственные и муниципальные служащие обязаны овладеть универсальной компетенцией (УК-4), в результате чего, они будут способны осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном и иностранном (ых) языках. Коммуника- тивная готовность является основной интегративно значимой профессиональной
характеристикой будущих государственных и муниципальных служащих, под ко- торой следует понимать «совокупность взаимосвязанных мотивационного, когни- тивного и коммуникационно-деятельностого компонентов, сформированность ко- торых позволяют специалистам эффективно осуществлять социокультурную и межкультурную деловую коммуникацию с соблюдением правил профессиональ- ной этики» [88]. Грамотное ведение устной и письменной деловой коммуникации составляет 80-90% всей профессиональной деятельности будущих государствен- ных и муниципальных служащих.
Таким образом, у будущих государственных и муниципальных служащих, проходящих обучение в образовательной организации должна быть сформирова- на готовность к деловой коммуникации для осуществления следующих государ- ственных функций: решения профессионально-поставленных задач в области го- сударственного управления и международного сотрудничества; организации и осуществления контроля за выполнением международных обязательств, выте- кающих из договоров и соглашений с международными организациями; осущест- вления взаимодействия в установленной сфере межправительственной и межве- домственной деятельности, как в России, так и за рубежом.
Анализ учебного плана по программе бакалавриат «направления подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление» [115], позволил прийти к выводу, что на изучение иностранного языка будущим государственным и муни- ципальных служащим в образовательных организациях выделяется 432 академи- ческих часа (ак.ч.), то есть три семестра, тогда как на остальные межпредметные дисциплины, входящие в базовую часть блока Б1.Б. такие как: «Теория управле- ния» 108 ак.ч., «Введение в профессиональную деятельность» 108 ак.ч, «Деловые коммуникации» 72 ак.ч., «Русский язык и культура речи» 108 ак.ч., «Этика госу- дарственной и муниципальной службы» 72 ак.ч., «Основы государственного и муниципального управления в зарубежных странах» 144 ак.ч, «Психология» 108 ак.ч., «Социология» 108 ак.ч., выделяется меньше академических часов и они изучаются всего один семестр. Таким образом, большое количество академических часов, выделенное на изучение учебной дисциплины «Иностранный язык» позволяют поэтапно и сис- темно формировать готовность к деловой коммуникации будущих государствен- ных и муниципальных служащих на иностранном языке через усвоение дидакти- ческого материала нескольких учебных дисциплин, входящих в базовый блок Б1.Б., сохраняя целостность в содержании учебного материала всего базового блока.
Следовательно, формирование готовности к деловой коммуникации целесо- образно формировать в процессе изучения учебной дисциплины «Иностранный язык», с активным использованием ее межпредметных связей с указанными выше дисциплинами.
Наряду с этим, серьезного внимания заслуживает проблема эффективного обеспечения учебного процесса в образовательной организации в интересах фор- мирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и му- ниципальных служащих.
Обеспечение учебного процесса в образовательных организациях должно быть организованно в соответствии с современными требованиями общества для качественной подготовки будущих специалистов и осуществляться вне зависимо- сти от социально-экономических ситуаций, в том числе связанных с эпидемиоло- гической обстановкой как очно, так и дистанционно, без потери уровня и качества усвояемого учебного материала.
К основным требованиям, предъявляемым к качественному обеспечению учебного процесса в образовательных организациях относятся: организация как очного, так и удаленного учебного процесса; замена разделов дидактического ма- териала без изменения общего содержания и структуры учебной дисциплины; оперативное внедрение новых активных и интерактивных методов обучения, по- вышающих мотивацию обучающихся; осуществление контроля и коррекции ус- вояемого учебного материала, без помощи преподавателя; создание полной учеб- но-методической базы, изучаемой дисциплины в одном информационном ресур- се; мгновенное пополнение контрольных и дополнительных дидактических мате- риалов; предоставление учебных материалов обучающимся как на печатных, так и цифровом носителях; освоение учебного материала как аудиторно, так и само- стоятельно.
Исходя из анализа реализуемых на сегодняшний день видов обеспечения учебного процесса, можно сделать вывод, что самыми часто используемыми яв- ляются: научно-методическое, программно-методическое, системно- методическое. Однако, данные виды обеспечения учебного процесса, не могут в полной мере удовлетворить потребности обучающихся и не отвечают современ- ным требованиям организации учебного процесса. Переход образовательных ор- ганизаций на дистанционное обучение в период пандемии COVID-19, позволил проанализировать недостатки организации дидактического процесса к подготовке будущих государственных и муниципальных служащих и перейти к усовершенст- вованному информационно-технологическому обеспечению учебного процесса (ИТОУП), позволяющему непрерывно реализовывать и совершенствовать учеб- ный процесс, с применением современных дидактических информационных средств и педагогических технологий вне зависимости от внешних обстоятельств.
Понятие «информационно-технологическое обеспечение учебного процес- са» (ИТОУП) ввел в научный оборот П.И. Образцов, который предложил рас- сматривать его как «дидактическую систему, которая представляет собой целост- ное единство функционально и структурно связанных между собой информаци- онной и технологической составляющих, подчиненных единым целям всесторон- него обеспечения учебного процесса» [116].
Информационная составляющая дидактического процесса обеспечивает ос- воение содержания изучаемой дисциплины, а технологическая составляющая обеспечивает процессуальную сторону подготовки будущих государственных и муниципальных служащих, на основе данного содержания, реализуемого путем применения дидактического комплекса информационного обеспечения (ДКИО) и соответствующей технологии обучения.
Степень разработанности проблемы. Подробный анализ научной литера- туры, исследований, трудов, нормативных документов, диссертаций и статей, свя- занных с формированием готовности к деловой коммуникации будущих государ- ственных и муниципальных служащих средствами ИТОУП, позволил прийти к выводу, что данная тема вызывает значительный интерес у ученых и нашла отра- жение в работах в области: профессионального образования и воспитания лично- сти будущих государственных и муниципальных служащих (Н.В. Васильева, В.Г. Горб, Н.Е. Удалова); организации и реализации профессиональной подготовки будущих государственных и муниципальных служащих (Ю.Л. Воробьев, Б.Н. Ге- расимова, И.И. Грачева); подготовки к деловому иноязычному общению будущих выпускников образовательных организаций (И.А. Юсупова, Т.В. Овсянникова. Е.А. Шатурная); подготовки будущих выпускников различных направлений к профессиональной деятельности, с учетом социальных и квалификационных тре- бований (В.П. Беспалько, М.И. Дьяченко, Н.И. Ковалева); основ коммуникации в психологии и педагогики (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, A.A. Леонтьев); фор- мирования навыков деловой коммуникации будущих специалистов (Т.Г. Бортни- кова, М.В. Дементьева, Л.М. Ковтунович); готовности к межкультурной (ино- язычной) коммуникации (Г.Г. Девятова, Г.В. Захарова). Большой интерес у иссле- дователей вызывает взаимосвязь категорий коммуникация, деловая коммуникация и общение (М.С. Каган, О.Я. Гойхман, Б.Ф. Ломов и др.). Зарубежные авторы также отмечают важность формирования деловой коммуникации у будущих спе- циалистов управленческих специальностей (М. Вриз, Дж.Н. Ральф, и др.). Учиты- вая современные требования к информатизации дидактического процесса в обра- зовательных организациях, в последнее время появилось большое количество ис- следовательских работ, посвященных информатизации образовательного процес- са (А.А. Андреев, Ю.И. Богатырева, З.Ю. Кутузова, О.Н. Филатова и др.), а также использованию в системе образования информационных технологий обучения (Н.И. Евсеева, П. И. Образцов, Б.Р. Шарипов и др.).
Вышеперечисленные исследователи рассматривали отдельные аспекты ин- форматизации образовательного процесса, которые могут быть применены для формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами ИТОУП. Таким образом, анализ научных работ в данной области, позволили выявить следующие противоречия, определяющие потребность в исследовании процесса формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП на примере изучения иностранного языка:
– между требованиями, предъявляемыми ФГОС ВО к уровню сформиро- ванности готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муни- ципальных служащих и существующим уровнем разработанности путей и спосо- бов ее формирования при обучении иностранному языку в образовательной орга- низации;
– между социальной значимостью формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих и сущест- вующими педагогическими условиями для ее осуществления в образовательной организации средствами ИТОУП.
Учитывая необходимость разрешения данных противоречий, была сформу- лирована проблема исследования, которая заключается в необходимости выяв- ления и научном обосновании педагогических условий, способствующих форми- рованию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муни- ципальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП.
Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих форми- рованию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муни- ципальных служащих в образовательной организации средствами информацион- но-технологического обеспечения учебного процесса.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность указанной проблематики и ее актуальность для развития системы подготовки будущих госу- дарственных и муниципальных служащих определили тему диссертационной ра- боты: «Формирование готовности к деловой коммуникации будущих государст- венных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП». Объект исследования – процесс формирования готовности к деловой ком- муникации будущих государственных и муниципальных служащих в образова- тельной организации.
Предмет исследования – педагогические условия формирования готовно- сти к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных слу- жащих в образовательной организации средствами ИТОУП.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что уро- вень сформированности готовности к деловой коммуникации будущих государст- венных и муниципальных служащих в образовательной организации (на примере изучения иностранного языка) повысится, если:
– раскрыть и обосновать сущность, содержание, задачи и специфику про- цесса формирования готовности к деловой коммуникации будущих государствен- ных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП;
– разработать теоретическую модель формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образо- вательной организации средствами ИТОУП;
– внедрить в процесс формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной орга- низации ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и технологию форми- рования готовности к деловой коммуникации;
– определить и обосновать критерии, показатели и уровни сформированно- сти готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муници- пальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП;
– реализовать комплекс педагогических условий, способствующих форми- рованию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муни- ципальных служащих, включающий: обеспечение устойчивой профессионально- ориентированной мотивации у будущих государственных и муниципальных слу- жащих к усвоению учебных материалов средствами ИТОУП; разработка и вне- дрение в дидактический процесс формирования готовности к деловой коммуни- кации в процессе обучения иностранному языку учебно-методического пособия «Английский язык. Деловая коммуникация в сфере государственного и муници- пального управления» [104]; разработка и применение в учебном процессе ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и технологии формирования готовно- сти к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных слу- жащих; готовность преподавателей к применению ИТОУП в дидактическом про- цессе образовательной организации − обеспечивающих эффективность реализа- ции теоретической модели формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной орга- низации средствами ИТОУП.
В соответствии с данной целью, объектом, предметом и выдвинутой гипоте- зой исследования нами сформулированы следующие задачи:
1) теоретически обосновать сущность, особенности и специфику формиро- вания готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муници- пальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП на мате- риале изучения дисциплины «Иностранный язык»;
2) разработать теоретическую модель формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образо- вательной организации средствами ИТОУП;
3) разработать и реализовать в процесс профессиональной подготовки бу- дущих государственных и муниципальных служащих ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и технологию формирования готовности к деловой комму- никации;
4) определить критерии, показатели и уровни сформированности готовности к деловой коммуникации у будущих государственных и муниципальных служа- щих в образовательной организации средствами ИТОУП;
5) выявить и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия, способствующие формированию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной орга- низации средствами ИТОУП. Методологическую основу исследования составляют следующие ведущие концептуальные подходы: системный (И.В. Блауберг, Э.Г Юдин); деятельностный (И.А. Зимняя, В.Д. А.И. Уман и др.); социокультурный (Е.М. Верещагин, Дж. Верч и др.); компетентностный (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.В. Макаров, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.); личностно-ориентированный (И.А. Зимняя, А.И. Леонтьев, В.В. Сериков и др.); контекстный (А.А. Вербицкий); коммуника- тивный (Н.И. Гез, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов и др.); техно- логический (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, П.И. Образцов и др.).
Теоретическую основу исследования составляют работы в области: теории и практики профессионального образования (М.И. Алдошина, А.А. Вербицкий, В.А. Сластенин и др.); основ профессиональной дидактики (И.С. Архангельский, П.И. Образцов, А.В. Хуторской и др.); профессиональной компетентности (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.М. Митяева, В.А. Сериков и др.); профессионально- ориентированного обучения иностранному языку (Н.А. Богданова, О.Ю. Иванова, В.А. Сластенин); подготовке к иноязычному общению с помощью информацион- ных технологий (Н.И. Евсеева, М.Н. Евстигнеев, О.А. Кравчук, И.В. Сысоев); ос- новных положений науки о языке как о средстве взаимодействия людей в соци- альной среде и средстве коммуникации будущих государственных и муниципаль- ных служащих (Н.В. Ганц, Н.Д. Гальскова, Г.В. Колшанский и др.); исследований, отражающих специфику организации учебного процесса в образовательной орга- низации (Н.С. Гедулянова, М.Г. Ермолаева, Л.И. Колесникова и др.); теории и ме- тодологии информатизации образования (Ю.И. Богатырева, А.Н. Лейбович, П.И. Образцов, и др.); обучения студентов иностранным языкам (И.Л. Бим, И.А. Зим- няя, Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, Л.А. Петровская и др.).
Методы исследования: общенаучные (анализ научной, педагогической, психологической, методической литературы; нормативно-правовых документов; научный исследований); теоретические (моделирование дидактического процесса формирования готовности к деловой коммуникации); эмпирические (педагогиче- ский эксперимент, тестирование, анкетирование, беседа, опрос) методы матема- тической статистики (статистическая проверка гипотез, оценка гипотезы по кри- терию χ2, расчет средних величин, табличный и графический методы).
Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования стало Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации». В исследова- нии приняли участие 115 бакалавров «направления подготовки 38.03.04 Государ- ственное и муниципальное управление» [115]. Исследование проводилось на про- тяжении трех лет и включало три этапа.
Первый этап (2018-2019 гг.) был посвящен анализу состояния проблемы, осуществлялся подбор и анализ теоретических источников научной и методиче- ской литературы, изучались нормативные документов по определению понятий- но-категориального аппарата исследования. На данном этапе разработана концеп- ция диссертации и научно-категориальный аппарат: объект, предмет, цели, зада- чи. В это же время была создана теоретическая модель формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП, разработаны содержание и стратегия опытно-экспериментальной работы, проведен констатирующий экспе- римент. Часть положений и выводов подвергались последующему анализу и до- работкам в соответствии с задачами исследования, а также меняющейся норма- тивной базой.
Второй этап (2019-2020 гг.) включал в себя разработку материалов для проведения формирующего этапа педагогического эксперимента, проверку теоре- тической модели формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП; содержательное и учебно-методическое наполнения ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык», в соответствии с формируемыми профессиональными качествами будущих государственных и муниципальных служащих, отраженных в требованиях Федерального закона No 79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» [181] как средства формирования готовности к деловой коммуникации в образовательной организа- ции. На данном этапе были выявлены и опытно-экспериментальным путем под- тверждены педагогические условия, способствующие эффективному формирова- нию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муници- пальных служащих в образовательной организации средствами ИТОУП.
На третьем этапе (2020-2021 гг.) проводилась всесторонняя проверка и обобщение результатов исследования; оценка эффективности применения ИТО- УП в образовательной организации; подтверждены педагогические условия фор- мирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и му- ниципальных служащих; сформулированы выводы, полученные в ходе экспери- мента; произведена коррекция и детализация основных положений работы, ее оформление.
Научная новизна основных результатов исследования заключается в сле- дующем:
– теоретически обоснованы сущность, особенности и специфика формиро- вания готовности к деловой коммуникации в образовательной организации, обес- печивающая соответствие и способность выполнять профессиональные обяза- тельства будущих государственных и муниципальных служащих в соответствии с социальным заказом в современных условиях;
 с учетом требований Федерального закона No 79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» [181] и ФГОС ВО разработана теоре- тическая модель формирования готовности к деловой коммуникации с опорой на специфику профессиональной деятельности будущих государственных и муници- пальных служащих средствами ИТОУП в процессе изучения учебной дисципли- ны «Иностранный язык»;
 разработаны и внедрены в процесс формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и технология формирования готовно- сти к деловой коммуникации, позволяющие осуществлять всесторонний дидакти- ческий процесс с использованием действенных методов, форм и средств обуче- ния, способствующих высокому уровню практического применения изученного учебного материала, необходимого для осуществления профессиональной дея- тельности будущих специалистов;
 определены критерии, показатели и уровни сформированности готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами ИТОУП, позволяющие оценить динамику развития, мотивации, про- фессионализма и компетентности обучающихся «по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление» [115];
 в рамках разработанной модели обоснованы и опытно- экспериментальным путем проверены педагогические условия способствующие формированию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами ИТОУП, обеспечивающие положительную профессиональную мотивацию, учебно-познавательную и творческую активность с учетом индивидуальной специфики подготовки обучающихся «по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление» [115] и практической направленности дидактического процесса.
Теоретическая значимость заключается в дополнении методологии и тех- нологии профессионального образования новыми знаниями в области формиро- вания готовности к деловой коммуникации в образовательной организации сред- ствами ИТОУП на примере изучения дисциплины «Иностранный язык» с учетом профессионального соответствия выполняемых функциональных обязанностей будущими государственными и муниципальными служащими; расширении пред- ставления о возможностях применения ДКИО учебной дисциплины «Иностран- ный язык» и технологии формирования их готовности к деловой коммуникации в образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и вне- дрении ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и технологии формиро- вания готовности к деловой коммуникации; разработке и внедрении в дидактиче- ский процесс образовательной организации учебно-методического пособия «Анг- лийский язык. Деловая коммуникация в сфере государственного и муниципально- го управления»[104], которое реализует содержательную составляющую ДКИО и отражает профессиональную специфику работы будущих государственных и му- ниципальных служащих в соответствии с требованиями «Справочника квалифи- кационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы» [166] и ФГОС ВО по «направлению подготовки 38.03.04 Государствен- ное и муниципальное управление» [115]; разработке критериально-оценочного аппарата, позволяющего эффективно и своевременно отслеживать уровень усвое- ния учебного материала по выделенным критериям.
Достоверность и обоснованность результатов проведенного исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается методологическими и теорети- ческими положениями профессиональной педагогики по проблеме формирования готовности к деловой коммуникации; востребованностью компетентностного, коммуникативного, системного, личностно-ориентированного, технологического и социокультурного подходов, которые отвечают цели и задачам исследования; использованием методов математической статистики при обработке результатов опытно-экспериментальной работы и подтверждением полученных результатов практическим использовании в образовательной организации в процессе форми- рования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муни- ципальных служащих средствами ИТОУП.
Личный вклад автора диссертации заключается в разработке основных положений исследования; уточнении сущности и содержания понятия «формиро- вания готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муници- пальных служащих средствами ИТОУП в образовательной организации»; разра- ботке теоретической модели формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих средствами ИТОУП в об- разовательной организации. Автором самостоятельно был спроектирован и разра- ботан основной инструментарий ИТОУП: ДКИО учебной дисциплины «Ино- странный язык» и технология формирования готовности к деловой коммуника- ции. Разработано и опубликовано учебно-методическое пособие «Английский язык. Деловая коммуникация в сфере государственного и муниципального управ- ления» [104], содержание которого соответствует требованиям ФГОС ВО и про- фессионально-ориентированным требованиям «Справочника квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы» [166]. Диссертантом разработан критериально-оценочный аппарат; выявлены и экспериментальным путем проверены педагогические условия способствующие формированию готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Формирование готовности к деловой коммуникации будущих государст- венных и муниципальных служащих средствами ИТОУП в образовательной орга- низации, представляет собой целенаправленный дидактический процесс, направ- ленный на овладение обучающимися деловой коммуникацией, при изучении ино- странного языка, с использованием в учебном процессе образовательной органи- зации информационно˗технологического инструментария. ИТОУП представлен в единстве и взаимосвязи информационной и технологической составляющих, по- средствам которых происходит формирование готовности к деловой коммуника- ции будущих государственных и муниципальных служащих с гарантированным положительным результатом. Информационная составляющая реализуется в учебном процессе посредствам ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и является содержательной стороной учебного процесса; технологическая состав- ляющая ИТОУП, является процессуальным компонентом профессиональной под- готовки обучающихся и реализуется в учебном процессе посредствам технологии формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих и представлена в виде технологической карты.
2. Теоретическая модель формирования готовности к деловой коммуника- ции будущих государственных и муниципальных служащих в процессе изучения иностранного языка средствами ИТОУП в образовательной организации пред- ставляет собой дидактическую систему взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, целью функционирования которой является формирование готов- ности к деловой коммуникации в соответствии с требованиями ФГОС ВО по на- правлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» [115]. Структурными компонентами теоретической модели формирования готов- ности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих являются целевой, методологический, содержательно-процессуальный, критериально-оценочный и результативный блоки.
3. Реализация технологии формирования готовности к деловой коммуника- ции в образовательной организации представляет собой специально организован- ный дидактический процесс, с применением современных информационных средств, позволяющих осуществлять поэтапное, эффективное обучение, способ- ствующее достижению заданных уровней сформированности готовности к дело- вой коммуникации. Технология формирования готовности к деловой коммуника- ции, реализуется в три этапа посредством ДКИО учебной дисциплины «Ино- странный язык». Первый этап представляет собой первичную диагностику уровня готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципаль- ных служащих, с целью его систематизации и выравнивания в рамках традицион- ных для образовательных организаций форм и методов обучения. Второй этап представляет собой формирование готовности к деловой коммуникации в рамках дисциплины «Иностранный язык» средствами ДКИО, который способствует эф- фективному усвоению учебного материала, развитию мотивации к осознанному обучению и активному применению полученных знаний и навыков в профессио- нальной деятельности будущих государственных и муниципальных служащих. Итоговый этап представляет собой применение сформированных знаний, умений и навыков деловой коммуникации, используемых будущими государственными и муниципальными служащими в процессе решения профессионально- ориентированных учебных задач, способствующих осуществлению социокуль- турной и межкультурной деловой коммуникации с соблюдением правил профес- сиональной этики.
ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» представляет собой ин- формационную оболочку, в которую с целью создания условий для «непрерывно- го дидактического информационного взаимодействия между преподавателем и обучающимся интегрируются прикладные программные продукты, базы данных, учебные и методические материалы, которые можно использовать в учебном про- цессе как на цифровых, так и на бумажных носителях» [116]. ДКИО включает в себя организационный, содержательный, координирующий и контрольный блоки, обеспечивающие реализацию целостной технологии формирования готовности к деловой коммуникации. Структура и наполнение ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» осуществляется в зависимости от целей и содержания обу- чения, а также решаемых дидактических задач. В состав организационного блока ДКИО включены нормативные документы; содержательный блок включает обу- чающие материалы, основным из которых является авторское учебно- методическое пособие «Английский язык. Деловая коммуникация в сфере госу- дарственного и муниципального управления» [104], составленное с учетом про- фессиональной составляющей коммуникативной подготовки будущих специали- стов; координирующий блок включает в себя информационно-справочную систе- му по профессиональной подготовке будущих государственных и муниципальных служащих; контрольный блоки обеспечивает своевременный контроль и оценку уровней сформированности готовности к деловой коммуникации.
4. Для оценки уровня сформированности готовности к деловой коммуника- ции предлагается использовать следующий комплекс критериев: мотивационный (показатели: осознание смысла и ценности осуществлять эффективную деловую коммуникацию с целью успешного решения профессиональных задач, способст- вующих профессиональному становлению будущего государственного и муници- пального служащего), когнитивный (показатели: сформирован необходимый объ- ем владения языковым материалом в области государственного и муниципально- го управления; знания специфики различных видов коммуникативных стратегий и тактик, используемых в процессе осуществления профессиональной деятельности государственного служащего; владение социокультурными знаниями, что преду- сматривает знания об этических, поведенческих, культурных, национальных цен- ностях и особенностях коммуникативного партнера), коммуникационно- деятельностный (показатели: практическая реализация сформированных знаний, умений и навыков в профессиональной сфере государственного и муниципально- го управления для осуществления социокультурной и межкультурной деловой коммуникации для реализации эффективного сотрудничества с соблюдением пра- вил профессиональной этики). Оценка сформированности готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих осуществ- ляется на основании выделенных критериев и предполагает высокий, достаточ- ный и критические уровни.
5. Обоснован и подтвержден комплекс педагогических условий, способст- вующих формированию готовности к деловой коммуникации будущих государст- венных и муниципальных служащих в процессе изучения дисциплины «Ино- странный язык» средствами ИТОУП в образовательной организации:
− обеспечение устойчивой профессионально-ориентированной мотивации у будущих государственных и муниципальных служащих к усвоению учебных ма- териалов средствами ИТОУП;
− разработка и внедрение в дидактический процесс формирования готовно- сти к деловой коммуникации в процессе обучения иностранному языку учебно- методического пособия «Английский язык. Деловая коммуникация в сфере госу- дарственного и муниципального управления» [104];
− разработка и применение в учебном процессе ДКИО учебной дисциплины «Иностранный язык» и технологии формирования готовности к деловой комму- никации будущих государственных и муниципальных служащих;
− готовность преподавателей к применению ИТОУП в дидактическом про- цессе образовательной организации.
Апробация и реализация результатов исследования. В процессе исследо- вания основные положения, выводы и результаты были представлены в авторских и написанных в соавторстве статьях, на Международных научно-практических конференциях «Язык в сфере профессиональной коммуникации» [107] (Орел, 2021г), V – Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления развития науки в современном мире» [102] (Уфа, 2021г.), Всероссий- ских научно-практических конференциях «Лингвистика, переводоведение и мето- дика обучения иностранным языкам: актуальные проблемы и перспективы.» [98, 101] (Орел, 2020г., 2021г.), VIII Международной научно-практической конфе- ренции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, пер- спективы» [99] (Ростов-на-Дону, 2021г.), 15–ой Международной научно- практической конференции «Инновации и качество профессионального образова- ния» [105] (Казань, 2021г.), в выступлениях на заседаниях методических объеди- нений кафедры общих дисциплин. По итогам исследования было разработан и из- дано учебно-методическое пособие «Английский язык. Деловая коммуникация в сфере государственного и муниципального управления» [104] (Орел, 2020г., Среднерусский институт управления – филиала РАНХиГС) лично и в соавторстве опубликовано 12 работ, в том числе 4 работы в изданиях, рецензированных ВАК России.
Структура диссертации определена логикой и целью исследования. Работа состоит из введения, двух глав, теоретических выводов по каждой из глав, заклю- чения, списка использованной литературы, состоящего из 230 источников и 13 приложений. В диссертации содержится 9 таблиц и 9 рисунков.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Формирование готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в образовательной организации средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса»

    Публикации автора в научных журналах

    Особенности формирования готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих в высшей школе
    П.И. Образцов, А.В. Никитина // Лингвистика, переводоведение и методика обучения иностранным языкам: актуальные проблемы и перспективы: Материалы II Всерос- сийской научно-практической конференции с международным участием, Орёл, 26 марта 2020 года / Под редакцией О.Ю. Ивановой. – Орёл: Орловский государствен- ный университет имени И.С. Тургенева, 2– С. 807
    Применение информационных технологий при обучении иностранным языкам в системе образовательного процесса высшей школы
    А.В. Ники- тина // Приоритетные направления развития науки в современном мире: Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конферен- ции, Уфа, 05 февраля 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр "Вестник науки"», 2– С. 205
    Формирование готовности к деловой коммуникации будущих государственных и муниципальных служащих посредствам учебно-методического пособия «Деловая коммуникация в сфере государственного и муниципального управления» на примере дисциплины иностранный язык
    А.В. Никитина // Инновации и качество профессионального образования: Материалы 15-ой Международной научно- практической конференции, Казань, 21 мая 2021 года. – Казань: Общество с ограни- ченной ответственностью «Редакционно-издательский центр "Школа"», 2– С. 355

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»