Формирование готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе с личным составом

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Черномазов Илья Станиславович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………..………………………..…………. 3
ГЛАВА 1. Теоретико-педагогические основы проблемы
формирования готовности курсантов военных вузов
к воспитательной работе с личным составом …………………………………. 16
1.1. Историографический анализ и представление понятийного
аппарата проблемы формирования готовности курсантов военных
вузов к воспитательной работе с личным составом ………………….. 16
1.2. Модель формирования готовности курсантов военных вузов
к воспитательной работе с личным составом .………………………… 43
1.3. Педагогические условия функционирования модели
формирования готовности курсантов военных вузов
к воспитательной работе с личным составом …………………………………. 67
Выводы по первой главе …………………………………………………………………. 86

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию
готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе
с личным составом ……………………………………………………….. 90
2.1. Организация экспериментальной работы ………………………………… 90
2.2. Апробация модели формирования готовности курсантов
военных вузов к воспитательной работе с личным составом и
педагогических условий ее функционирования ……………………………… 117
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы …..………………… 137
Выводы по второй главе ………………………………………………………. 157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 160
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………….………… 166

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы на основе
выявленных противоречий и необходимости их разрешения, характеризуются
научный аппарат и этапы диссертационного исследования, раскрывается его
новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные
положения, выносимые на защиту, уточняются сведения об апробации резуль-
татов исследования.
В первой главе «Теоретико-педагогические основы проблемы форми-
рования готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе
с личным составом» представляется историография и современное состояние
проблемы исследования, конкретизируются основополагающие понятия иссле-
дования, определяется структура и содержательное наполнение готовности
курсанта к воспитательной работе с личным составом, описывается разрабо-
танная модель формирования готовности курсантов военных вузов к воспита-
тельной работе с личным составом, обосновываются выявленные педагогиче-
ские условия ее функционирования.
Проведенный историографический анализ позволил выделить четыре этапа
в развитии исследуемой проблемы: первый этап – «становление военно-
педагогической мысли» – с начала 18 века и до конца 19 века, основой воспитания
военнослужащих являлось обучение по уставу, поддержание дисциплины, приме-
нение и методов поощрения, и методов наказания, при этом большое внимание
уделялось воспитанию офицеров; второй этап – «обогащение военно-
педагогической мысли и развитие военно-педагогической теории» – с начала и до
середины 20 века, в ходе которого общепедагогическое понятие «воспитание»
стало применяться к процессу подготовки военных кадров, а залогом обновления
армии и флота выступило триединство принципов нравственного, умственного и
физического воспитания; третий этап – «развитие научно-педагогического под-
хода к подготовке и воспитанию военнослужащих» – с середины до 90-х годов
20 века, укоренилась и эффективно функционировала на основе принципов науч-
ной организации, системности, последовательности, идеологичности советская
система военного образования, подготовка военнослужащих опиралась на идеи
коммунистического воспитания – формирование идейности, преданности, интер-
национализма, дружбы и товарищества; четвертый этап – «практико-
ориентированная качественная военно-профессиональная подготовка» – с конца
20 века до настоящего времени, совпадает с таким важным историческим процес-
сом, как переход к информационному типу общества, в котором главную роль иг-
рают знания и владение информацией, характеризуется тем, что военно-
профессиональное образование обогащается новыми технологиями обучения и,
соответственно, меняются подходы к воспитанию военнослужащих.
Решая задачу комплексного и целостного исследования рассматриваемой
проблемы, мы выстроили ее терминологическое поле, которое содержит:
 общие понятия: воспитание, воспитательная работа, военное образо-
вание, готовность, военный вуз, курсанты, формирование;
 конкретизирующие понятия: воспитательная работа с личным составом,
готовность курсантов к воспитательной работе с личным составом, формирование
готовности курсантов военного вуза к воспитательной работе с личным составом.
Анализ исследований (Е.В. Анфалов, А.Г. Караяни, Е.Ю. Кечкин,
Н.В. Кузьмина, А.А. Фасоля и др.) позволил выстроить структуру исследуемого
феномена – готовности курсантов к воспитательной работе с личным составом,
выделив следующие компоненты: организационно-методический (характеризует
внешнюю форму исследуемого явления), социально-психологический (раскрыва-
ет внутреннее содержание объекта исследования) и ценностно-ориентировочный
(ориентация на логический результат). Организационно-методический компонент
исследуемой готовности представлен совокупностью знаний и умений организа-
ции и методического наполнения воспитательной работы с личным составом.
Офицеру необходимо владеть навыками целеполагания, которые позволяют опре-
делить перспективные и ближайшие цели и задачи воспитательной работы с лич-
ным составом, знать различные формы, методы и средства организации воспита-
тельной работы и уметь выделять наиболее целесообразные из них. Социально-
психологический компонент готовности курсантов военных вузов к воспитатель-
ной работе с личным составом включает: психологические знания об особенно-
стях разных возрастных групп, закономерностях личностного развития, представ-
ления о национально-этнических особенностях поведения военнослужащих лич-
ного состава, знание воинских ритуалов и традиций и способность транслировать
их в воинскую среду, мотивирование к достижению целей и задач воинского под-
разделения. Ценностно-ориентировочный компонент заключается в принятии
будущим офицером ценностей и сформированности ценностных ориентаций во-
енной профессии и воспитания военнослужащего, таких как патриотизм, спло-
ченность воинского коллектива, признание воинской чести и достоинства, прояв-
ление духа товарищества, глубокая ответственность за Родину и ее безопасность,
понимание необходимости военно-профессиональной самореализации и профес-
сионального саморазвития каждого военнослужащего.
Теоретический анализ подтвердил необходимость разработки модели, обес-
печивающей целенаправленное формирование готовности курсантов к воспита-
тельной работе с личным составом. В качестве основы разрабатываемой модели
выступает государственный заказ в форме квалификационных требований к бу-
дущему офицеру и совокупность системного, аксиологического и партисипатив-
ного методологических подходов. Системный подход (А.А. Богданов, В.И. Дол-
гова, В.Н. Садовский, З.И. Тюмасева, А.Д. Холл, Э.Г. Юдин и др.) позволил
учесть, что система формирования готовности курсантов военных вузов к воспи-
тательной работе с личным составом является одним из важных компонентов це-
лостной системы подготовки военных специалистов; формирование готовности
к воспитательной работе представляет собой педагогическую систему, характери-
зующуюся целостностью, гибкостью, управляемостью, интегративностью; си-
стемными характеристиками изучаемого процесса выступают компонентный со-
став системы, содержание компонентов и связи между ними, внешний и внутрен-
ний системообразующие факторы, качественно новые свойства, присущие систе-
ме в целом. Опора на идеи аксиологического подхода (Б.М. Бим-Бад,
А.В. Брушлинский, Б.И. Додонов, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, М.Н. Фишер,
П.Г. Щедровицкий и др.) позволяет выделить ведущие ценностные ориентации
в области воспитания военнослужащих, исследовать перспективные направления
их формирования в условиях учебно-воспитательного процесса военного вуза.
Прямое обращение к ценностно-смысловой сфере военнослужащих возможно че-
рез специально организованную деятельность патриотического воспитания, осо-
знание социальной и личной значимости военной профессии, осуществление ре-
флексии в процессе социально-коммуникативного взаимодействия субъектов на
всех уровнях военного образования. Применение партисипативного подхода
(О.Ю. Афанасьева, Е.Б. Быстрай, В.В. Данилова, Е.А. Казаева, М.В. Смирнова
и др.) к процессу формирования готовности курсантов военных вузов к воспита-
тельной работе с личным составом способствует повышению качества военно-
профессиональной подготовки, развитию воспитательного потенциала образова-
тельного процесса военного вуза, формированию социально-коммуникативных
умений участников взаимодействия и их личностному развитию. Выбранные тео-
ретико-методологические подходы выступают на определенном уровне методоло-
гии: системный подход составляет общенаучную основу исследования, аксиоло-
гический (стратегия) и партисипативный (теоретико-методологическая тактика)
подходы определяют конкретно-научный уровень методологии.
Опираясь на результаты реализации указанных подходов и проведенный
анализ исследований, модель формирования готовности курсантов военных вузов
к воспитательной работе с личным составом представляет совокупность состав-
ляющих ее компонентов, объединенных в два блока – инвариантный и вариатив-
ный (рис.1). Инвариантный блок является устойчивым и неизменным независимо
от внешних факторов образовательного процесса в военном вузе, вариативный –
характеризуется изменчивостью, допускает различные варианты проявления, обу-
словленные субъективными особенностями участников образовательного процес-
са военного вуза – преподавателей и курсантов, их способностями решать возни-
кающие задачи субъективно обоснованными способами.

Установочно-Организационно-Контрольно-
целевой компонентсодержательныйдиагностический
компоненткомпонент
Инвариантный блок

Аналитико-Рефлексивный
корректирую-компонент
щий компонентОценочно-
интерпретацион-
Вариативный блокный компонент

Рис. 1. Модель формирования готовности курсантов военных вузов
к воспитательной работе с личным составом

Инвариантный блок представляет собой объединение установочно-
целевого, организационно-содержательного, контрольно-диагностического,
оценочно-интерпретационного компонентов, которые взаимосвязаны относи-
тельно цели и результата функционирования модели.
Установочно-целевой компонент включает разработку критериев и по-
казателей готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе
с личным составом и проведение диагностики исходного уровня ее сформиро-
ванности. Данный компонент выполняет функции: диагностическую – оценка
исходного уровня готовности курсантов военных вузов к воспитательной рабо-
те с личным составом и принятие решения о необходимости формирования ис-
следуемой готовности; аналитическую – определение критериев, показателей и
уровней готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе с лич-
ным составом, установление связей между ее компонентами, определение тен-
денций формирующей работы; целеполагания – определение цели моделируе-
мого процесса, декомпозиция задач каждого из компонентов модели, выявле-
ние векторов взаимодействия участников образовательного процесса для до-
стижения прогнозируемого результата.
Организационно-содержательный компонент дает представление о ме-
тодах, средствах, формах организации и осуществления педагогического процес-
са, направленного на реализацию цели и задач исследования, позволяя ответить на
вопрос: «Как формировать готовность курсантов военных вузов к воспитательной
работе с личным составом?» Показателем эффективности является активное взаи-
модействие преподавателей, командиров и курсантов, установление субъект-
субъектных взаимоотношений между ними. Функциями компонента выступают:
организационная – отбор и разработка организационных форм учебной, воспита-
тельной и служебной деятельности, обеспечивающих возникновение и закрепле-
ние направленности на осуществление комплекса воспитательных мероприятий
по формированию и поддержанию у военнослужащих социально-
коммуникативных умений во взаимодействии с личным составом, умений уста-
навливать социально-психологический климат товарищества и взаимоподдержки
в воинском коллективе; технологическая – обеспечение взаимодействия препода-
вателя и курсантов, разработка программы формирования готовности курсантов
к воспитательной работе с личным составом и ее содержательного наполнения:
методов, средств, форм; воспитательная – организация учебной и внеучебной
воспитательной работы, направленной на развитие таких качеств личности кур-
сантов, как патриотизм, сплоченность воинского коллектива, признание воинской
чести и достоинства, проявление духа товарищества, ценностной ориентации на
проявление глубокой ответственности за Родину и ее безопасность. В рамках это-
го компонента определены три этапа процесса интериоризации и идентифика-
ции ценностей, обеспечивающих формирование готовности курсантов военных
вузов к воспитательной работе с личным составом: 1) адаптация к военно-
профессиональной деятельности; 2) самоидентификация курсанта с ценностями
военно-профессиональной деятельности; 3) самоактуализация, принятие будущим
офицером ценностей и формирование ценностных ориентаций военной профес-
сии и воспитания военнослужащего.
Контрольно-диагностический компонент направлен на оценку готов-
ности курсантов военных вузов к воспитательной работе с личным составом,
анализ эффективности функционирования разработанной модели и, при необ-
ходимости, изменение и уточнение ее содержания. Функциями этого компо-
нента являются: диагностическая – выявление итогового уровня готовности
курсантов военных вузов к воспитательной работе с личным составом; кон-
трольная – выявление динамики уровня готовности курсантов к воспитатель-
ной работе с личным составом, принятие решения о внесении корректив в про-
цесс ее формирования.
Оценочно-интерпретационный компонент – заключительный элемент
инвариантного блока модели, отражающий ее эффективность, характеризую-
щий достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью. Функция-
ми данного компонента являются: оценочная – оценка достижения целей и за-
дач исследования, установление обратной связи; интерпретационная – интер-
претация, анализ и обобщение полученных данных.
Аналитико-корректирующий и рефлексивный компоненты представляют
вариативный блок разработанной модели. Аналитико-корректирующий
компонент имеет особое значение, так как в результате проведенных диагно-
стических мероприятий анализируется информация об эффективности реализа-
ции модели и определяется содержание и порядок проведения корректировоч-
ных мероприятий. Аналитико-корректирующий компонент реализуется препо-
давателями военного вуза и выполняет аналитическую (оценка эффективности
реализации разработанной педагогической модели) и корректирующую (приня-
тие решения о необходимости коррекции модели) функции.
Рефлексивный компонент предполагает осуществление курсантами под
руководством преподавателей самоконтроля, самооценки, самоанализа. Компо-
нент выполняет одну функцию – рефлексивную, то есть позволяет определить
уровень реализованности целей и задач формирования готовности курсантов
к воспитательной работе с личным составом.
Разработанная модель функционирует с учетом общих (субъект-
субъектных взаимоотношений в звене «преподаватель – курсант», флексибиль-
ности, дифференцированного подхода к работе с курсантами) и специфических
(соответствия воспитательных воздействий и влияний личному примеру коман-
дира, комплексного содержания воспитательной работы в военном вузе, соче-
тания военно-профессиональной и личностно-ценностной направленности
в работе с курсантами) принципов.
В ходе теоретического анализа был сделан вывод, что реализация пред-
ставленной модели обеспечивается применением совокупности педагогических
условий как комплекса специально организованных мер, повышающих ее эффек-
тивность: 1) организация клуба наставничества и пропаганда передового воен-
но-педагогического опыта; 2) обеспечение метакогнитивных стратегий непре-
рывного самообразования курсантов; 3) организация коллективной предметно-
тематической исследовательской работы.
Организация клуба наставничества и пропаганда передового военно-
педагогического опыта (М.В. Богуславский, Е.А. Дудина, Т.И. Шукшина и др.)
представляет собой комплекс мероприятий для передачи опыта, знаний, фор-
мирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через нефор-
мальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве,
реализуется при наличии высокой идейно-теоретической и практической под-
готовки командного состава, творческого отношения к изучению педагогиче-
ской практики, согласованной совместной работы командиров по комплексно-
му изучению, совершенствованию и использованию методов, приемов и
средств учебно-воспитательной работы.
Обеспечение метакогнитивных стратегий непрерывного самообразо-
вания курсантов (А.А. Вербицкий, Ю.Л. Кофейникова, Н.А. Расщепкина и др.)
как совокупности метакогнитивных знаний и способностей к регуляции дея-
тельности позволяет курсантам контролировать и отслеживать процесс соб-
ственной деятельности, а также служит важным моментом развития самостоя-
тельности. Метакогнитивная включенность является фундаментом метакогни-
тивных знаний, определяет метакогнитивные стратегии (планирование, наблю-
дение, регуляция) принятия решения.
Организация коллективной предметно-тематической исследователь-
ской работы (А.П. Андрунник, В.С. Елагина, В.К. Тагиров и др.), связанной
с научным поиском, организацией эксперимента, проведением исследования,
осуществляется с целью углубления имеющихся и приобретения новых знаний,
проверки научной гипотезы, установления причинно-следственных связей,
научного обобщения и обоснования. В научном коллективе происходит взаи-
модействие курсантов и преподавателей, которые стимулируют друг друга
к решению исследовательских задач.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию готов-
ности курсантов военных вузов к воспитательной работе с личным соста-
вом» определяются цель, задачи, этапы, методы педагогического эксперимента,
раскрывается реализация модели формирования готовности курсантов к воспита-
тельной работе с личным составом и педагогических условий ее эффективного
функционирования, определяются критерии и уровни готовности курсантов
к воспитательной работе, проводится количественный и качественный анализ по-
лученных результатов с использованием математико-статистических методов.
Педагогический эксперимент включал констатирующий, формирующий и
контрольный этапы. Экспериментальная работа проводилась с 2016 по 2020 го-
ды. В эксперименте были задействованы, по совокупности всех этапов, вклю-
чая предваряющие педагогический эксперимент исследования, 634 курсанта, из
них непосредственно включено в формирующий эксперимент и распределено
в экспериментальные группы – 145 человек.
На констатирующем этапе определены критерии и показатели готовности
курсантов военных вузов к воспитательной работе с личным составом, описаны
их уровневые характеристики; разработана диагностическая программа опреде-
ления уровня готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе с
личным составом, подобраны диагностические методы и методики, позволяю-
щие оценить каждый показатель всех критериев исследуемой готовности; про-
ведено исследование уровня готовности курсантов военных вузов к воспита-
тельной работе с личным составом в условиях образовательных организаций,
составляющих базу экспериментальной работы; организованы эксперименталь-
ные и контрольная группы для проведения педагогического эксперимента.
Для выявления основных трудностей, с которыми сталкиваются командиры
при организации и осуществлении воспитательной работы, проведен опрос 640
человек, результаты которого обозначили необходимость систематической, по-
следовательной и содержательно обусловленной подготовки будущих офицеров к
воспитательной работе с личным составом. С целью повышения объективности
экспериментальной работы была сформирована экспертная группа в количестве
11 человек, квалификационные характеристики которых позволяют проводить
оценку всех материалов, хода и результатов педагогического эксперимента.
Базой эксперимента послужили два военных вуза: Пермский военный
институт войск национальной гвардии Российской Федерации и Новосибир-
ский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск националь-
ной гвардии Российской Федерации. Контрольная и экспериментальные группы
выравнены по численности курсантов, уровню готовности к воспитательной
работе с личным составом, что доказано при помощи критерия углового преоб-
разования Фишера (-критерия).
На формирующем этапе проводились мероприятия по реализации каждо-
го компонента разработанной модели и выявленных педагогических условий.
В рамках установочно-целевого компонента была разработана критери-
ально-уровневая шкала оценки готовности курсантов военных вузов к воспита-
тельной работе с личным составом, опредены адекватные поставленным задачам
и содержанию методы диагностики. В результате были получены данные об
уровне готовности курсантов к воспитательной работе с личным составом во всех
группах, участвующих в эксперименте. Проанализировав реализуемые в военных
вузах учебные программы, мы выявили возможность междисциплинарной инте-
грации при изучении педагогических дисциплин для формирования готовности
будущих офицеров к воспитательной работе, курсанты были проинформированы
о целях предстоящей деятельности. Таким образом, были реализованы все функ-
ции компонента – диагностическая, аналитическая и целеполагания.
Реализация организационно-содержательного компонента модели обес-
печивалась через информирование и повышение уровня осведомленности курсан-
тов в области воспитательного взаимодействия с личным составом. В рамках дан-
ного компонента определены изучаемые дисциплины общественно-гуманитарной
подготовки (военная педагогика и психология, история, социология и др.), формы
(лекции, семинары, воспитательная внеучебная деятельность, военно-полевые
сборы, просмотр кинофильмов, чтение и обсуждение литературы, собрания,
встречи с боевыми офицерами и др.), методы (убеждение, беседа, диспут, рассказ,
пример, поощрение, образец, агитация, внушение, личный пример командира, де-
монстрация) и средства (вооружение и военная техника, комната психологиче-
ской разгрузки, стенды, плакаты, видеофильмы, биография, мемуары, музеи, ком-
наты боевой славы и др.) формирования готовности курсантов военных вузов
к воспитательной работе с личным составом.
Контрольно-диагностический компонент направлен на диагностику и
контроль уровня готовности курсантов к воспитательной работе с личным со-
ставом. В процессе реализации этого компонента при осуществлении диагно-
стических процедур применялись следующие методы: тестирование, опрос,
контент-анализ, наблюдение, экспертная оценка.
Оценочно-интерпретационный компонент был направлен на контроль
функционирования системы по достижению цели и выполнению поставленных
задач. Были обобщены достигнутые результаты в соответствии с поставленной
целью, при этом результаты диагностики доведены до сведения курсантов,
произведено сравнение итоговых результатов с первичными, проанализирована
динамика уровня готовности к воспитательной работе каждого курсанта, опре-
делены качественные и количественные изменения. На основе анализа и срав-
нения индивидуальных результатов принималось решение о корректировке или
стимулировании дальнейшей работы по формированию готовности курсантов
военных вузов к воспитательной работе с личным составом.
В экспериментальных группах разработанная модель была реализована на
фоне выделенных педагогических условий: в ЭГ-1 была реализована модель и
первое педагогическое условие, в ЭГ-2 – модель и второе условие, в ЭГ-3 – мо-
дель и третье условие, в ЭГ-4 – модель и все три педагогических условия. В КГ
фрагментарно реализовались элементы модели.
При реализации первого педагогического условия – организация клуба
наставничества и пропаганда передового военно-педагогического опыта
в процессе учебной и внеучебной деятельности на всех этапах обучения в воен-
ном вузе проводились воспитательные беседы с курсантами о необходимости
соблюдения служебной дисциплины и профилактики межличностных конфлик-
тов в учебной группе. Особое место занимала индивидуальная воспитательная
работа с курсантами – нарушителями дисциплины и порядка. Организация ин-
дивидуальной взаимопомощи для такого контингента происходит в форме
шефства в несколько этапов. В начале шефами таких курсантов назначаются
сержанты, которые занимаются их перевоспитанием. Далее к шефству привле-
каются сослуживцы из числа отличников учебы, спортсменов-разрядников,
а также активных воинов. Впоследствии шефами становятся сами перевоспи-
танные курсанты, которые, используя собственный опыт исправления, помога-
ют сослуживцам с девиантным поведением сформировать положительные ка-
чества и избавиться от социально осуждаемых паттернов поведения.
Под руководством командиров подразделений курсанты старших курсов
привлекаются к воспитательной работе с подростками. С целью воспитания
патриотизма, формирования гражданской позиции, высоких нравственных и
психологических качеств, необходимых гражданам для службы в правоохрани-
тельных органах и Вооруженных Силах Российской Федерации, курсанты при-
нимали участие в Международном слете юных патриотов «Равнение на Побе-
ду!» на базе Пермского президентского кадетского училища именем Героя Рос-
сии Федора Кузьмина войск национальной гвардии Российской Федерации.
В рамках данного мероприятия проводились семинары, практикумы, на кото-
рых происходил обмен опытом гражданско-патриотического и военного воспи-
тания, спортивные мероприятия, способствующие формированию здорового
образа жизни, у курсантов развивались навыки взаимодействич с подростками
– воспитанниками кадетского училища.
Второе педагогическое условие – обеспечение метакогнитивных стра-
тегий непрерывного самообразования курсантов – реализовалось в процессе
учебной и внеучебной деятельности при решении учебно-воспитательных за-
дач. Так, в процессе преподавания дисциплины «Военная педагогика» проводи-
лись метакогнитивные дискуссии, способствующие вербализации процесса
мышления. Используя воспитательные возможности учебной дисциплины, кур-
санты учились формулировать цель и задачи, составлять план воспитательной
работы, применять теории воспитания при построении содержания воспита-
тельной работы. На практических занятиях анализировались проблемные ситу-
ации, отрабатывались различные метакогнитивные стратегии воспитательной
работы с личным составом. Практикумы способствовали отработке метакогни-
тивных навыков, используемых в воспитательной работе с личным составом.
Обучение метакогнитивным стратегиям происходило и при просмотре
видеосюжетов на актуальные для курсантов темы. Работа проходила следую-
щим образом: демонстрация видеосюжета, его обсуждение, нахождение общего
с изученными теориями воспитания, выявление деталей сюжета (уточняются
действия героев, почему они поступают именно так), выстраивание логики раз-
вития сюжета с опорой на знания педагогики. Курсанты учились анализиро-
вать, обобщать и обосновывать исходные теоретические конструкты, накапли-
вая опыт использования в воспитательной работе метакогнитивных стратегий.
Библиотека военного вуза сделала подборку книг для самообразования,
посвященных особенностям воспитания воинского коллектива, становлению
офицера войск национальной гвардии. Интерес у курсантов вызвали книги ге-
роико-патриотического содержания, в которых описываются конкретные факты
жизненного и профессионального становления выдающихся военачальников.
Самообразование как средство самовоспитания способствует системному
накоплению знаний и метакогнитивного опыта.
Третьеусловие–организацияколлективнойпредметно-
тематической исследовательской работы – реализовалось на учебных заня-
тиях и во внеучебной деятельности, а также при выполнении заданий исследо-
вательского характера в период прохождения практик: учебных (войсковых),
производственных (технологических), учебных (эксплуатационных), предди-
пломных, учебных (технологических).
На учебных занятиях курсанты овладели навыками исследовательской ра-
боты: научились определять цель, задачи исследования, работать с научной лите-
ратурой, обобщать и систематизировать материал, проводить исследование, фор-
мулировать выводы, представлять результаты своей деятельности в виде сообще-
ний, докладов. Будущие офицеры готовили научные доклады, сообщения и рефе-
раты по актуальным вопросам военной науки, военной проблематике гуманитар-
ных, естественных и технических наук и выступали с ними на заседаниях военно-
научных кружков, научных семинарах и научно-практических конференциях.
Предметно-тематическая исследовательская работа входила в общую си-
стему научной деятельности военного института, осуществляемой на кафедрах
и факультетах в рамках военно-научных секций, кружков, семинаров, студий и
других творческих коллективов, и была тесно связана с образовательным про-
цессом, а также с задачами, стоящими перед войсками национальной гвардии.
Так, например, команда курсантов под руководством доцента кафедры про-
граммного обеспечения, вычислительной техники и автоматизированных си-
стем разрабатывала проект применения информационных технологий в эконо-
мике. Другой авторский коллектив данной кафедры создавал проект, связанный
с искусственным интеллектом, машинным обучением и компьютерным зрени-
ем. Под руководством доцента кафедры конструкций автобронетанковой тех-
ники осуществлялась коллективная работа по повышению уровня бронезащи-
щенности бронированных машин.
Результаты своей предметно-тематической исследовательской деятельно-
сти курсанты обсуждали на тематических сессиях, панельных дискуссиях,
научных форумах, публиковали в сборниках статей научно-практических кон-
ференций «Актуальные вопросы совершенствования военной и специальной
техники», «Применение современных информационных технологий в служебно-
боевой деятельности», «Молодой исследователь: вызовы и перспективы»,
«Современные проблемы студенческого образования» и др.
Контрольный этап экспериментальной работы был направлен на анализ и
обобщение полученных результатов, формулирование выводов эксперименталь-
ного исследования, оценку эффективности формирования готовности курсантов к
воспитательной работе с личным составом в соответствии с разработанной моде-
лью и выявленными педагогическими условиями.
Результаты первого диагностического среза промежуточного контроля
демонстрируют, что за первый год экспериментальной работы в эксперимен-
тальных группах, в отличие от контрольной, произошло повышение уровня
сформированности как отдельных компонентов, так и в целом готовности кур-
сантов к воспитательной работе с личным составом. По итогам второго диа-
гностического среза промежуточного контроля обнаружено различие динами-
ки результатов в контрольной и экспериментальных группах: количество кур-
сантов с высоким и средним уровнями готовности к воспитательной работе
с личным составом в экспериментальных группах превысило их численность
в контрольной группе на 9,5%. По данным выходного контроля, в эксперимен-
тальных группах показатели уровней сформированности всех компонентов вы-
росли до значений, превышающих 90%, что в целом значительно выше, чем
в контрольной группе, кроме того, в этих группах не осталось ни одного чело-
века с низким уровнем готовности к воспитательной работе с личным составом.
В контрольной группе у 25% курсантов исследуемая готовность осталась на
уровне ниже среднего и низком.
Проведенный статистический анализ посредством Т-критерия Вилкоксо-
на показал, что в каждой группе по окончании педагогического эксперимента
произошли значимые изменения уровня готовности курсантов к воспитатель-
ной работе с личным составом. Проведенный статистический анализ посред-
ством критерия углового преобразования Фишера (-критерия) показал значи-
мые различия между результатами контрольной и всех экспериментальных
групп, что свидетельствует об эффективности процесса формирования готовно-
сти курсантов военных вузов к воспитательной работе с личным составом,
осуществляемого в соответствии с разработанной моделью.
Проведенный покомпонентный качественный анализ процесса формирова-
ния готовности курсантов к воспитательной работе с личным составом в экспери-
ментальных и контрольной группах позволяет утверждать, что наиболее результа-
тивным является функционирование разработанной модели на фоне комплекса
выделенных педагогических условий: организация клуба наставничества и пропа-
ганда передового военно-педагогического опыта; обеспечение метакогнитивных
стратегий непрерывного самообразования курсантов; организация коллективной
предметно-тематической исследовательской работы.
В заключении обобщены теоретические и экспериментальные результа-
ты, изложены следующие выводы.
1. Актуальность исследования проблемы формирования готовности кур-
сантов военных вузов к воспитательной работе с личным составом определяется
противоречиями, выявленными на социальном, теоретико-педагогическом и ме-
тодическом уровнях: между потребностью современных отечественных воору-
женных сил в компетентных офицерах, готовых к воспитательной работе с лич-
ным составом, и недостаточными возможностями военного вуза осуществлять
подготовку такого специалиста при реализации существующих образовательных
программ; между важностью формирования готовности курсантов военного вуза
к воспитательной работе с личным составом и недостаточной теоретической раз-
работанностью педагогических основ этого процесса; между необходимостью ме-
тодического обеспечения процесса формирования готовности курсантов военного
вуза к воспитательной работе с личным составом и отсутствием практико-
ориентированной методики для эффективной реализации этого процесса.
2. Проведенный историографический анализ позволил выделить четыре
этапа в развитии проблемы формирования готовности курсантов военных вузов
к воспитательной работе с личным составом: первый этап – «становление воен-
но-педагогической мысли» – с начала 18 века и до конца 19 века; второй этап –
«обогащение военно-педагогической мысли и развитие военно-педагогической
теории» – с начала и до середины 20 века; третий этап – «развитие научно-
педагогического подхода к подготовке и воспитанию военнослужащих» – с се-
редины до 90-х годов 20 века; четвертый этап – «практико-ориентированная ка-
чественная военно-профессиональная подготовка» – с конца 20 века до настоя-
щего времени.
3. В понятийном поле проблемы исследования выделены общая и кон-
кретизирующая группы понятий. В общую вошли понятия «формирование»,
«военное образование», «военный вуз», «курсант», «воспитание», «воспита-
тельная работа», «готовность». Конкретизирующую группу составили следую-
щие понятия:
воспитательная работа с личным составом – комплекс воспитательных
мероприятий, осуществляемых офицерами с целью формирования и поддержа-
ния у военнослужащих устойчивых морально-боевых качеств, позволяющих
успешно выполнять военно-профессиональные задачи;
готовность курсантов к воспитательной работе с личным составом –
устойчивое личностное свойство, характеризующее направленность будущих
офицеров на осуществление комплекса воспитательных мероприятий по форми-
рованию и поддержанию у военнослужащих устойчивых морально-боевых ка-
честв, позволяющих успешно выполнять военно-профессиональные задачи;
формирование готовности курсантов военного вуза к воспитательной ра-
боте с личным составом – целенаправленный процесс, организованный в воен-
ном вузе, обеспечивающий возникновение и закрепление у будущих офицеров
направленности на осуществление комплекса воспитательных мероприятий по
формированию и поддержанию у военнослужащих устойчивых морально-боевых
качеств, позволяющих успешно выполнять военно-профессиональные задачи.
4. Готовность курсантов военных вузов к воспитательной работе с личным
составом состоит из трех компонентов: организационно-методического (совокуп-
ность знаний и умений организации и методического наполнения воспитательной
работы с личным составом), социально-психологического (знания психологиче-
ских особенностей разных возрастных групп личного состава, закономерностей
личностного развития, в том числе национально-этнических; умения транслиро-
вать в воинскую среду традиции и ритуалы военной службы) и ценностно-
ориентировочного (принятие ценностей и сформированность ценностных ориен-
таций военной профессии и воспитания военнослужащего).
5. Модель формирования готовности курсантов военных вузов к воспи-
тательной работе с личным составом, необходимость разработки которой обу-
словлена государственным заказом в форме квалификационных требований
к будущему офицеру, спроектирована на основе совокупности системного, ак-
сиологического и партисипативного подходов. Применение системного подхода
обусловлено необходимостью установления взаимозависимостей, взаимосвязей,
иерархичности структурных элементов, что позволило разработать теоретическую
модель формирования готовности курсантов военных вузов к воспитательной ра-
боте с личным составом. Опора на аксиологический подход дала возможность вы-
делить ведущие ценностные ориентации в области воспитания военнослужащих,
исследовать перспективные направления их формирования в условиях учебно-
воспитательного процесса военного вуза. Использование партисипативного под-
хода способствовало повышению качества военно-профессиональной подго-
товки, развитию воспитательного потенциала образовательного процесса воен-
ного вуза, формированию социально-коммуникативных умений участников
взаимодействия и их личностному развитию.
6. Разработанная модель формирования готовности курсантов военных
вузов к воспитательной работе с личным составом представляет собой сово-
купность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, объединен-
ных в два блока – инвариантный и вариативный. Инвариантный блок модели
включает установочно-целевой, организационно-содержательный, контрольно-
диагностический, оценочно-интерпретационный компоненты, выполняющие
в совокупности диагностическую, аналитическую, целеполагания, организаци-
онную, технологическую, воспитательную, диагностическую, контрольную,
оценочную и интерпретационную функции. Вариативный блок модели включа-
ет аналитико-корректирующий и рефлексивный компоненты, функциями кото-
рых являются аналитическая, корректирующая и рефлексивная.
7. Функционирование разработанной модели опирается на общие (субъ-
ект-субъектных взаимоотношений в звене «преподаватель – курсант», флекси-
бильности, дифференцированного подхода к работе с курсантами) и специфи-
ческие (соответствия воспитательных воздействий и влияний личному примеру
командира, комплексного содержания воспитательной работы в военном вузе,
сочетания военно-профессиональной и личностно-ценностной направленности
в работе с курсантами) принципы.
8. Успешная реализация модели формирования готовности курсантов
военных вузов к воспитательной работе с личным составом обеспечивается
применением совокупности специальных педагогических условий: 1) организа-
ция клуба наставничества и пропаганда передового военно-педагогического
опыта; 2) обеспечение метакогнитивных стратегий непрерывного самообразо-
вания курсантов; 3) организация коллективной предметно-тематической иссле-
довательской работы.
9. Экспериментальное исследование, имеющее целью апробацию моде-
ли формирования готовности курсантов военных вузов к воспитательной рабо-
те с личным составом и комплекса выделенных педагогических условий, состо-
яло из трех этапов – констатирующего, формирующего и контрольного.
10. К концу педагогического эксперимента в контрольной группе показа-
тели уровней сформированности всех компонентов выросли до значений, пре-
вышающих 70%, что в целом можно характеризовать как положительную ди-
намику, однако в группе осталось 25% человек с низким и ниже среднего уров-
нями готовности к воспитательной работе с личным составом. В эксперимен-
тальных группах показатели уровней сформированности всех компонентов вы-
росли до значений, превышающих 90%, что в целом значительно выше, чем
в контрольной группе, кроме того, в этих группах не осталось ни одного чело-
века с низким уровнем готовности к воспитательной работе с личным составом.
11. Проведенный статистический анализ посредством Т-критерия Вилкок-
сона показал, что в каждой группе по окончании педагогического эксперимента
произошли значимые изменения уровня готовности курсантов к воспитательной
работе с личным составом. Проведенный статистический анализ посредством
критерия углового преобразования Фишера (-критерия) показал значимые раз-
личия между результатами контрольной и всех экспериментальных групп, что
свидетельствует об эффективности процесса формирования готовности курсантов
военных вузов к воспитательной работе с личным составом, осуществляемого
в соответствии с разработанной моделью. Проведенный покомпонентный каче-
ственный анализ процесса формирования готовности курсантов к воспитательной
работе с личным составом в экспериментальных и контрольной группах показал,
что наиболее результативным является функционирование разработанной модели
на фоне комплекса выделенных педагогических условий в ЭГ4, где количество
курсантов с высоким и средним уровнями достигло 100%.
Перспективным направлением дальнейшего исследования проблемы яв-
ляется, на наш взгляд, разработка методической системы педагогической рабо-
ты с курсантами, позволяющей моделировать воспитывающую образователь-
ную среду в военном вузе, формировать и развивать воспитательные умения
у будущих офицеров.

Система военно-профессионального образования Российской Федера-
ции в последние десятилетия характеризуется новыми векторами развития:
вследствие модернизации армии, появления новых видов техники и воору-
жения, использования инновационных технологий к подготовке будущих
офицеров предъявляются особые требования. При этом акцент ставится не
только на технологическую подготовленность курсантов, но и на их готов-
ность эффективно взаимодействовать с товарищами, командирами и подчи-
ненными. Обращая внимание на содержание и способы военно-
профессионального взаимодействия, необходимо наряду с этим внедрять
в профессиональную деятельность офицеров действенные механизмы воспи-
тания, взаимовоспитания и самовоспитания. Именно вопросы воспитания
становятся наиболее сложными для молодых офицеров, испытывающих за-
труднения в процессе взаимодействия с личным составом.
Проблема воспитания в настоящее время весьма актуальна. Изменения,
внесенные в федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образо-
вании в Российской Федерации» федеральным законом от 31 июля 2020 г.
№ 304-ФЗ, закрепили определение воспитания как «деятельности, направ-
ленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и со-
циализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-
нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирова-
ние у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Родины и подвигу Героев Отечества, закону и правопо-
рядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, береж-
ного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». В свою оче-
редь, феномен воспитания в военно-профессиональной сфере играет чрезвы-
чайно важную роль и требует тщательной научной проработки, поскольку
военнослужащий как субъект общественных отношений выступает гарантом
защиты духовно-нравственных ценностей, указанных выше.
Актуальность проблемы воспитания в системе высшего военно-
профессионального образования закреплена в ряде локальных нормативных
правовых актов силовых ведомств. Так, необходимость военно-политической
и воспитательной работы отражена в направлениях образовательной дея-
тельности вузов войск национальной гвардии России, однако четко не опре-
делены формы, методы и средства воспитания, что, в ряду прочего, обуслов-
ливает актуальность настоящего исследования.
Одна из важных задач, стоящих перед командиром, состоит в организа-
ции воспитательной работы с личным составом, в результате которой каждый
боец вверенного ему подразделения должен правильно понимать постановлен-
ные боевые задачи и эффективно их выполнять, проявлять свои лучшие лич-
ностные качества, развивать индивидуальный потенциал, руководствоваться
в процессе деятельности высшими ценностями и сохранять боеспособность
каждую минуту службы. При этом необходимо учитывать, что личный состав
является разнородным: представлен военнослужащими с разным социокуль-
турным опытом, образованием, этнической и конфессиональной принадлежно-
стью, индивидуальными особенностями развития. Сказанное определяет важ-
ность специализированной подготовки будущих офицеров к воспитательной
работе с личным составом в условиях военного вуза. Отметим, что в образова-
тельных стандартах военного образования предусмотрены компетенции, свя-
занные с осуществлением успешной профессиональной коммуникации и орга-
низацией педагогической работы с личным составом.
Проведенный нами опрос молодых офицеров, приступивших к само-
стоятельной службе в качестве командира подразделения, показал, что более
чем у 90% из них возникают сложности во взаимодействии с военнослужа-
щими и воспитательной работе с личным составом, а именно, в осуществле-
нии систематической коммуникации воспитывающего характера, выборе эф-
фективных методов воспитательного воздействия, активизации личностного
развития военнослужащих посредством их стимулирования к выполнению
сложных видов работы, учете особенностей межличностной коммуникации и
уровня индивидуального развития, применении дифференцированного под-
хода к распределению поручений между военнослужащими и т.п.
Военные вузы также испытывают потребность в обновлении системы
подготовки курсантов к воспитательной работе с личным составом. Анализ
современных исследований, а также проведенные нами опросы и анкетиро-
вание свидетельствуют о том, что преподаватели военных вузов в основном
сосредоточивают свое внимание на достижении учебных целей и задач, свя-
занных с формированием у курсантов конкретных знаний, умений и навыков,
в то время как при постановке цели воспитательной работы испытывают за-
труднения (81,8%), планирование воспитательной работы носит стихийный
характер (у 62% опрошенных) без должной опоры на знание психологиче-
ских особенностей лиц призывного возраста (92,4%). Абсолютное большин-
ство из них не реализуют в образовательном процессе индивидуальный под-
ход к воспитанию и совершенствованию социально-коммуникативных навы-
ков будущих офицеров.
Накопленный в педагогике научный опыт позволяет определить пути ре-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Формирование готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе с личным составом»

    Публикации автора в научных журналах

    К проблеме изучения понятий «руководство» и «лидерство»: сравнительный анализ и межпредметные связи
    А.П. Андруник,И.С. Черномазов, В.Л. Осипов // Известия Балтийской государственной академиирыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методикапрофессионального образования). – 2– № 2(48). – С. 8-12 (0,13/0,05 п.л.).
    Метакогнитивные стратегии непрерывного самообразования курсантов военного вуза
    И.С. Черномазов // ЦИТИСЭ. – 2–№ 1(27). – С. 76-84 (0,56 п.л.).
    ✍️ Журнал
    #ВАК РФ
    #РИНЦ
    К вопросу о подготовке будущих офицеров к воспитательной работе: аксиологический подход
    И.С. Черномазов // Известия Бал-тийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). –2– № 1(55). – С. 204-206 (0,19 п.л.).
    Клуб наставничества как одно из условий становления офицеров российской армии в процессе непрерывного образования
    И.С. Черномазов // Современные проблемы науки и образования. – 2– № – С. 56-62 (0,44 п.л.).
    И.С. Черномазов, А.А. Марсов // Становление системы тех-нического обеспечения в ВНГ РФ во взаимодействии с другими видами обес-печения : межвуз. сб. науч.-практ. мат-лов № – Пермь : Изд-во ПВИ ВНГ РФ,2– С. 223-229 (0,22/0,11 п.л.).
    Теоретические методы в диссертационном исследовании по педагогике
    И.С. Черномазов // Инновации. Наука. Образование. –2– № 48 – С. 2038-2042 (0,38 п.л.).
    К вопросу ретроспективного анализа проблемы формирования готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе с личным составом
    И.С. Черномазов // Известия Воронежского государственного пе-дагогического университета. – 2– Т. – № – С. 116-120 (0,31 п.л.).
    Педагогическая характеристика кризисов периода адаптации курсантов к обучению в военно-учебном заведении и пути их разрешения
    И.С. Черномазов, Д.А. Попов // Материально-техническое обеспечениесиловых структур государства : сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. –Пермь : Изд-во ПВИ ВНГ РФ, 2– С. 359-363 (0,16/0,08 п.л.).
    Формирование готовности курсанта к профессиональной деятельности руководителя
    И.С. Черномазов, Д.В. Олейник // Проблемыразвития системы технического обеспечения в ВНГ РФ и пути их решения во вза-имодействии с другими видами обеспечения : межвуз. сб. науч.-практ. мат-лов№ – Пермь : Изд-во ПВИ ВНГ РФ, 2– С. 346-352 (0,22/0,11 п.л.).
    Партисипативное педагогическое взаимодействие в воспитательной работе
    И.С. Черномазов // Подготовка специалистов матери-ально-технического обеспечения военной организации государства: взаимо-связь высшей школы и войск : сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. –Пермь : Изд-во ПВИ ВНГ РФ, 2– С. 163-167 (0,3 п.л.).
    Педагогическая характеристика процесса формирования готовности курсантов военных вузов к работе с военнослужащими различных возрастных категорий
    И.С. Черномазов // Подготовка специалистовматериально-технического обеспечения военной организации государства: вза-имосвязь высшей школы и войск : сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. –Пермь : Изд-во ПВИ ВНГ РФ, 2– С. 167-172 (0,38 п.л.).
    Оптимизация речевых навыков курсантов
    И.С. Черномазов, А.А. Марсов // Становление системы технического обеспече-ния в ВНГ РФ во взаимодействии с другими видами обеспечения : межвуз. сб.науч.-практ. мат-лов № – Пермь : Изд-во ПВИ ВНГ РФ, 2– С. 212-219(0,25/0,13 п.л.).
    Практико-ориентированная качественная военно-профессиональная подготовка военнослужащих
    И.С. Черномазов // Актуальныепроблемы функционирования материально-технического обеспечения военнойорганизации государства: теория и практика : сб. ст. IX науч.-практ. конф. c меж-дунар. участ. – Пермь : Изд-во ПВИ ВНГ РФ, 2– С. 169-174 (0,38 п.л.).
    Сущность и содержание управления воспитательной работой в воинской части
    И.С. Черномазов // Перспективы совершенствованиятехнической подготовки военнослужащих и сотрудников ВНГ РФ : междунар.сб. науч.-практ. мат-лов. – Пермь : Изд-во ПВИ ВНГ РФ, 2– С. 117-122(0,38 п.л.).
    Общение преподавателя как проблема научно-педагогических исследований
    И.С. Черномазов, Д.В. Олейник, А.В. Баранов //Перспективы совершенствования технической подготовки военнослужащих исотрудников ВНГ РФ : междунар. сб. науч.-практ. мат-лов. – Пермь : Изд-воПВИ ВНГ РФ, 2– С. 373-377 (0,13/0,05 п.л.).
    Развитие научно педагогического подхода к подготовке и воспитанию военнослужащих с середины 20 в. и до 90-х годов 20 в.
    И.С. Черномазов // Перспективы совершенствования технической подготовкивоеннослужащих и сотрудников ВНГ РФ : междунар. сб. науч.-практ. мат-лов. –Пермь : Изд-во ПВИ ВНГ РФ, 2– С. 377-381 (0,3 п.л.).
    Организация клуба наставничества и пропаганда передового военно-педагогического опыта
    И.С. Черномазов, С.В. Поздеев //Актуальные вопросы совершенствования системы технического обеспеченияв ВНГ РФ во взаимодействии с другими видами обеспечения : межвуз. сб.науч.-практ. мат-лов № – Пермь : Изд-во ПВИ ВНГ РФ, 2– С. 294-298(0,16/0,08 п.л.).
    Организация коллективной предметно-тематической исследовательской работы в военном вузе
    И.С. Черномазов, С.В. Поздеев //Актуальные вопросы совершенствования системы технического обеспеченияв ВНГ РФ во взаимодействии с другими видами обеспечения : межвуз. сб.науч.-практ. мат-лов № – Пермь : Изд-во ПВИ ВНГ РФ, 2– С. 298-302(0,16/0,08 п.л.).
    Становление военно-педагогической мысли с середины 18 в. и до начала 20 в.
    И.С. Черномазов // Актуальные вопросы совер-шенствования системы технического обеспечения в ВНГ РФ во взаимодействиис другими видами обеспечения : межвуз. сб. науч.-практ. мат-лов № –Пермь : Изд-во ПВИ ВНГ РФ, 2– С. 326-332 (0,44 п.л.).
    Ценностные ориентации курсантов военных вузов и их формирование как научная проблема
    И.С. Черномазов // Специальная те-ма : мат-лы межвуз. науч.-метод. конф. – СПб. : Изд-во СПВИ ВНГ РФ, 2–С. 138-144 (0,44 п.л.).
    Педагогический аспект готовности курсантов к воспитательной работе в военных вузах
    И.С. Черномазов // Перспективы развитиянауки и технологии : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. – Пермь : Изд-во ПВИВНГ РФ, 2– С. 275-280 (0,38 п.л.).
    Практико-ориентированная методика подготовки курсантов к воспитательной работе
    И.С. Черномазов, Д.В. Олейник // Пер-спективы развития науки и технологии : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. –Пермь : Изд-во ПВИ ВНГ РФ, 2– С. 280-285 (0,2/0,1 п.л.).
    Специфика самовоспитания курсантов в вузе
    И.С. Черномазов, Д.А. Попов, Р.С. Агаев // Актуальные вопросы совершенство-вания системы технического обеспечения в ВНГ РФ во взаимодействии с дру-гими видами обеспечения : межвуз. сб. науч.-практ. мат-лов № – Пермь :Изд-во ПВИ ВНГ РФ, 2– С. 328-332 (0,1/0,04 п.л.).
    Организационно-методический компонент готовности человека в педагогике
    И.С. Черномазов, А.Н. Богданов // Актуальные во-просы совершенствования системы технического обеспечения в ВНГ РФ вовзаимодействии с другими видами обеспечения : межвуз. сб. науч.-практ. мат-лов № – Пермь : Изд-во ПВИ ВНГ РФ, 2– С. 332-337 (0,2/0,1 п.л.).
    Средства художественной культуры как фактор формирования ценностных ориентаций у курсантов вузов
    И.С. Черномазов,А.Н. Богданов // Гуманитарные и социально-экономические дисциплины в со-временном мире : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. –Пермь : Изд-во ПВИ ВНГ РФ, 2– С. 423-428 (0,2/0,1 п.л.).
    Место средств массовой информации в воспитательном процессе личного состава в боевых условиях
    И.С. Черномазов,С.В. Поздеев // Гуманитарные и социально-экономические дисциплины в со-временном мире : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. –Пермь: Изд-во ПВИ ВНГ РФ, 2– С. 428-432 (0,15/0,08 п.л.).
    Готовность молодых офицеров к воспитательной работе c личным составом
    И.С. Черномазов, Н.Н. Емельянов // Гуманитарныеи социально-экономические дисциплины в современном мире : сб. науч. ст.Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. – Пермь: Изд-во ПВИ ВНГ РФ,2– С. 432-436 (0,15/0,08 п.л.).
    Разработка модели в диссертационном исследовании по педагогике и ее научное обоснование
    И.С. Черномазов // Педагогика и психо-логия в современном мире: теоретические и практические исследования : сб. науч.ст. LIV Междунар. науч.-практ. конф. – М., 2– С. 114-119 (0,44 п.л.).
    Понятие «условие» в педагогике и его применение в научных исследованиях
    И.С. Черномазов // Современные научные взглядыв эпоху глобальных трансформаций: проблемы, новые векторы развития : мат-лы XLII Всерос. науч.-практ. конф. – Ростов н/Д, 2– С. 459-462 (0,34 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»