Формирование потребностей шотландского среднего класса в эпоху индустриальной революции в середине 1820-х-1870-х гг.

Максименко Марина Андреевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение……………………………………………….………………….С.3
Глава 1. Факторы формирования потребностей шотландского среднего
класса ………………….…………………………………………………С.36
§ 1. Трансформация структуры городского среднего класса в эпоху
индустриальной революции…………………………………………………………С.35
§ 2. Становление политического участия шотландского среднего
класса……………………………………………………………………..С.61
Глава 2. Духовные потребности шотландского среднего класса……С.84
§ 1. Идеалы поведения и религиозные ориентиры.………….………..С.84
§ 2. Изменения в системе образования …………………….………….С.105
§ 3. Досуг в повседневной жизни …………………………………….С.135
Глава 3. Материальные потребности шотландского среднего
класса…………………………………………………………………….С.164
§ 1. Культура питания и кулинария …………………….……….……С.164
§ 2. Жилищные условия ………………………..……..………………..С.183
§ 3. Повседневная одежда и мода………………………………………С.204
Заключение……………………………………………………………..С.224
Список источников и литературы………………………………….…..С.228

Во введении автор обосновывает актуальность выбранной темы,
раскрываетстепеньразработанностивыбраннойпроблематики,
характеризует предмет и объект исследования. В работе обозначаются цель и
задачи исследования, проводится краткий обзор использованных методов и
исторических источников, обосновывается научная новизна и практическая
значимость диссертационной работы.
В первой главе«Факторы формирования потребностей шотландского
среднего класса» осуществляется попытка раскрытия основных факторов и
причин, повлиявших на возникновение потребностей представителей
среднего слоя в Шотландии.
В первом параграфе«Трансформация структуры городского среднего
класса в эпоху индустриальной революции» приводится определение термина
«средний класс», даются различные историографические оценки этой
категории. Обращается внимание на различные подходы к периодизации
индустриальной революции в Шотландии и этапов ее развития. Благодаря
изучению материалов переписи и статистики, а также прессы, были
выделены и охарактеризованы основные критерии определения
шотландского среднего класса, его модель (конструкт) и отличительные
черты.
В данном параграфе особое внимание было уделено представлению
современников изучаемых событий о среднем классе. Учитывая
экономические и политические предпосылки возникновения шотландского
среднего класса, особое внимание обращается на то, что его представители
являлись единым социальным слоем со схожим набором потребностей в
духовной и материальных сферах жизни.
Во втором параграфе «Становление политического участия
шотландского среднего класса»поднимается проблема формирования
политических потребностей шотландского среднего класса. Обращаясь к
мемуарным источникам и парламентским материалам, изучаются причины
недовольства шотландского среднего класса своим положением в
политической жизни страны. Уделяется особенное внимание обсуждению
закона о представительстве шотландского народа 1823 г. Рассматривается
изменение политического статуса представителей шотландского среднего
класса после вступления данного закона в силу. Анализируются различные
мнения историков об акте 1832 г.
Особенное внимание уделено взаимодействию и противостоянию
рабочего и среднего классов после принятия закона о представительстве
шотландского народа 1832 г. Затрагиваются некоторые аспекты чартистского
движения,в котором были задействованы и представители среднего класса. В
данном параграфе предпринята попытка сопоставления акта 1832 г. и 1868 г,
а также было изучено участие представителей среднего класса в других
общественно-политических организациях.
Во второй главе«Духовные потребности шотландского среднего
класса»рассматриваютсяосновныепотребностипредставителей
шотландского среднего класса: в религии и поиске нравственных идеалов, в
обучении, а также досуге. Изучается влияние духовной сферы жизни на
формирование особенных и отличительных черт среднего класса.
В первом параграфе«Идеалы поведения и религиозные ориентиры
среднего класса» исследуется изменение религиозной ситуации в стране,
вызванной расколом шотландской церкви в 1843 г. Помимо различных точек
зрений ученых на это событие, приводятся и мнения современников.
Создание Свободной церкви в Шотландии было во много обусловлено
поддержкой торговцев, и других представителей среднего класса.
В изучаемую эпоху представители среднего классаимели сильную веру,
глубокие религиозные убеждения, они посещали не толькоразличные
церковные службы, но и знакомились с различной церковной литературой
дома. Помимо этого, они были активными участниками различных
движений, таких, к примеру, как движение за трезвость.
Рассматривается некоторые пособия, являющиеся отражением принятых
в обществе норм и нравственных идеалов. Так, работа С. Смайлеса, была
актуальна и для тех, кто стремился работать в коммерческой сфере. В этом
труде автор дает различные рекомендации о некоторых важных
деловыхкачествах, а также советы по ведению бизнеса. Особенную роль для
среднего класса играла семья. Именно в семье, с раннего возраста детей
учили основным религиозным догмам, закладывая тем самым основные
принципы нравственности.
В данном параграфе осуществляется попытка сопоставления английского
и шотландского образа жизни и идеалов, особенное внимание уделяется роли
религиозного фактора в жизни представителей среднего класса в Шотландии.
Выделяются основные черты, присущие представителям среднего класса в
духовной сфере: это трудолюбие, религиозная вера и добродетельность.
Во втором параграфе«Изменения в системе образования» изучаются
основные недостатки, существующие в системе образования. Исследуются
идеи, связанные с реформированием образовательной системы в Шотландии.
В данном параграфе изучаются основные типы школ, посещаемые детьми
представителей среднего класса (сессионные, коммерческие и частные
школы, школы, существующие за счет благотворительных взносов). Многие
из перечисленных школ отличались платой за обучение, от чего зависела
программа подготовки. Представители среднего класса стремились не
скупиться на плату за обучение для своих детей, и, поэтому, выбирали для
них школы, с улучшенной подготовкой. Особенное внимание родители
обращали на программу подготовки, где преподаваемые дисциплины должны
были быть современными, и практикориентированными. Привлекая
различные источники (отчеты о школах Шотландии за 1868 г. и др., были
изучены основные типы учебных заведений, а также направления
подготовки, на которые поступали обучающиеся. В средней школе
особенную популярность имели специальности, связанные с точными
науками, изучением языков и творческие направления. В высшие учебные
заведения представители среднего класса поступали значительно реже, чем в
средние. Профессия, узкоспециальные навыки и квалификация становятся
еще одной чертой,характеризующей представителей среднего класса.
Третийпараграф«Досуг в повседневной жизни» посвящен изучению тех
практик повседневности, которые были характерны для шотландского
среднего класса в исследуемый период. Анализируются различные общества
и учреждения, посещаемые представителями среднего класса. Выявляются
несколько типов досуга характерных для интеллектуалов той эпохи: чтение,
посещение различных лекций, спортивные игры, театральные представления
и другие шоу, путешествия и др. Интеллектуалы изучаемой эпохи
предпочитали в свое свободное время посещать читальные залы, помимо
домашнего чтения. С другой стороны, научные лекции и другие подобные
мероприятия также не оставались в стороне от внимания интеллектуалов той
эпохи. При этом особенную роль в досуге представителей среднего класса
играло самообразование.
Спортивные мероприятия приобретают все большую популярность среди
представителей среднего класса. Их участниками могли быть все слои
шотландского общества. Они также любили путешествовать, в связи с чем, в
работе анализируются самые популярные маршруты путешествий, которые
удалось восстановить не только благодаря мемуарным источникам, но и
туристическим справочникам и маршрутам. В некоторые туры были
включены рассказы о посещаемом месте (образовательный аспект).
Изучаютсятрадиции и обычаи во время праздников. Исследуется их
актуальность, а также отношение то, как к ним относились современники.
При всем этом, представители среднего класса не избегали пабов,
употребляли спиртное, что не соответствовало строгим моральным
убеждениям эпохи. Так, можно говорить о двойственном характере духовных
потребностей шотландского среднего класса.
В третьей главе«Материальные потребности шотландского общества»
рассматриваются особенности питания и кулинарии, жилищные условия, а
также специфичные черты в выборе одежды и следованию моде.
В первом параграфе«Культура питания и кулинария»изучаются
временные особенности приема пищи, а также разнообразие блюд во время
завтрака, обеда и ужина. Наряду с изучением французского влияния на
шотландскуюкулинарию,особенноевниманиебылоуделено
традиционности шотландской кухни. Анализируя кулинарные книги и
справочники, а также мемуарные источники, выявляются наиболее
популярные блюда и рецепты, приготовляемые на кухне у представителей
среднего класса. Конечно же, наиболее популярным блюдом на завтрак была
каша (чаще всего овсяная), горячий напиток (чай или кофе), хлебобулочные
изделия. Преимущественно во время обеда употребляли мясные блюда, а
ужин, согласно мемуарным источникам, был более простым по составу
(овощи, каша или простые закуски).
В исследуемый период общество стало интересовать влияние
употребления тех или иных продуктов на свойства организма. Именно
поэтому многие справочники по кулинарии сопровождались дополнениями о
химических разборах продуктов и их полезности. С другой стороны,
источники по кулинарии того времени призывали к рациональности в
закупке тех или иных продуктов. Помимо этого, изучается вопрос о
потреблении спиртного в Шотландии, традиции употребления чая и кофе.
Отдельное внимание уделено приготовлению торжественных обедов или
ужинов. Для этих целей были необходимы специальные приготовления. В
этом вопросе главная роль отводилась хозяйке дома. С другой стороны,
организация обедов, ужинов стало еще одной мерой, позволяющей судить о
социальном положении семьи
Главные выводы в данном параграфе связаны с тем, что изменилось
время употребления пищи (это было связано с окончанием рабочих часов, а
также приходом ребенка из учебного учреждения). Шотландская кулинария
сохранила традиционные черты, несмотря на культурное влияние.Наряду с
этим, представители среднего класса не были склонны к расточительности,
характерной для представителей высшего класса.
Во втором параграфе«Жилищные условия»исследуются причины
переезда представителей среднего класса в другие районы Шотландии.
Выбор нового места для проживания был обусловлен несколькими
факторами. Во-первых, интеллектуалы того времени стремились удалиться
от городского шума, в то же время подобрать более живописное и
просторное место. Во-вторых, особое значение стало играть наличие
транспортной развязки. Все же не всем представителям среднего класса
удавалось найти такое жилье. Еще одной тенденцией, связанной с
особенностями жилищных условий представителей среднего класса, было то,
что они достаточно часто меняли место жительства.
Изучаются статистические показатели, демонстрирующие количество
семей, проживающих в квартирах или домах с большим количеством окон.
Чаще всего, представители среднего класса проживали в 4-х комнатных
квартирах.
Рассматривается интерьер и внутреннее убранство шотландского дома.
Многие вещи, находившиеся в гостиной подчеркивали не только изысканный
вкус хозяев и их нравственные убеждения, но и социальный статус. Многие
вещицы, украшающие интерьер дома, были созданы с помощью рукоделия.
В некоторых пособиях и справочниках того времени, выбор и обустройство
дома связывалсяс влиянием на здоровье человека. В данном параграфе есть
попытка сопоставления пособия по обустройству дома с мемуарными
источниками для выявления некоторых моментов по сервировки и
обустройстве комнат.
В третьем параграфе«Повседневная одежда и мода»анализируются
различные пособия и журналы о красоте и о моде, выявляются основные
сходства и различия в одежде у англичан и шотландцев.
Изучается связь одежды и социального статуса, принятого в обществе.
Отдельное внимание уделено отношению к национальному костюму и
практики его ношения. Сравнивая различные материалы из источников,
выясняется, что шотландцы одевались также как и в других крупных городах
Европы. Мода изучается с точки зрения похожести или выявления
особенностей в ношении одежды на территории Великобритании. Так,
становится ясно, что модные тенденции были универсальными. В качестве
примеров рассматривается стиль в одежде известных модников того времени.
Изучены различные журналы о моде и красоте, которые освещали
последние изменения в моде и тканях. Благодаря этому были описаны
основные цветовые решения, характерные для создания мужского или же
женского костюма. Более того, выясняется, что современников исследуемых
событий стало волновать удобство и комфорт в одежде. Анализируется и
другая сторона, связанная с одеждой – это ее производство, где были заняты
не только представители среднего класса (производя какие-то вещи дома), но
и обладая целым магазином одежды.
Изучены источники, в которых содержались наставления для
правильного подбора одежды в соответствующей профессии, к примеру,
учителю. Профессиональный образ имел значительные отличия от
повседневного.
Немногочисленные визуальные источники позволили составить полное
представление о стиле повседневной одежды. Одежда для представителей
среднего класса также служила маркером социального положения (для этого
интеллектуалы изучаемой эпохи прибегали к модным новинкам).
В заключении диссертационной работыподводятся основные итоги и
формулируются выводы исследования. Индустриальная революция и
последовавшие за ней изменения в экономике послужили предпосылкой для
роста среднего класса. В основе формирования потребностей шотландского
среднего класса лежат несколько факторов: один из них экономический,
позволивший представителям среднего слоя получать большую прибыль, а
также политический, в результате которого сформировался определенный
стиль мышления и самосознания.
Учитывая сложность при установлении внутренних границ среднего
класса, представляется возможным говорить о его определенном конструкте
или модели. Многие черты английского и шотландского среднего класса
являются достаточно общими (это прежде всего получение дохода трудом, не
связанным с ручным производством, хорошее материальное благосостояние,
постоянный доход от профессиональной деятельности, частая смена
потребностей из-за изменения уровня дохода, качественное улучшение
материальных потребностей и формирование новых, высокие требования в
духовной жизни и достижении жизненных ценностей и ориентиров,
стремление к подражанию в образе жизни стандартам высшего класса,
поддержание социального статуса через реабилитацию собственных
материальных и духовных потребностей; профессионализм и убежденность в
необходимости получения образования, повышений квалификации).
При всем этом следует отметить особенности представителей среднего
слоя в Шотландии: формирование среднего класса и его повседневной жизни
было связано с его идентичностью, в основе ее визуальной репрезентации
находилась повседневная жизнь. Региональные отличия среднего класса
зависелиотгеографическихусловийихарактеризовались
неравномерностью.
Индустриальная революция также оказала влияние на формирование
духовных потребностей. Особенно на образовательную сферу. Имея лучшее
материальное благосостояние, семьи могли отправлять своих детей в
хорошие учебные заведения и выбирать лучшие программы по подготовке.
Обладая особенным стремлением к получению образования, представители
среднего класса часто посещали и вечерние лекции, после работы. Выбирая
среднее образование, представители среднего класса предпочитали обучаться
на языковых, творческих и педагогических направлениях.
Дом как место отдыха и досуга был одним из ключевых элементов
потребностей шотландского среднего класса. Отдых с семьей, как
потребность духовная служила предпосылкой для трансформации в
потребность материальную – достаточно частую смену условия проживания.
У представителей среднего класса сформировался единый нравственный
идеал, которому на практике было сложно следовать. Духовная сфера
потребностей имела немало противоречий: строгое следование догмам
церкви сосуществовали с суеверностью и употреблением спиртного.
Образование и квалификационные навыки стали влиять на стратификацию
шотландского общества XIX в. Духовная сфера потребностей была связана с
познанием новых впечатлений, эмоций, знаний. Она отражала внутренний
мир представителей среднего класса, с идейными, эстетическими и
гносеологическими взглядами.
Материальные потребности более динамичны по сравнению с
духовными. Они были направлены на удовлетворение ежедневных
физиологических нужд человека в еде, жилье и одежде. Более того,
практически все перечисленные материальные потребности служили
дополнением духовной сферы потребностей.
У представителей среднего класса сформировался еще один тип
потребностей, после принятия акта о представительстве 1832 г. – это
политические потребности. Это стремление было связано с политическими
амбициями и гражданской позицией.
Итак, материальная сфера потребностей шотландского и английского
среднего класса была практически неразличима, чего нельзя сказать о
духовныхисканиях.Еслиматериальныеблагаспособствовали
формированию единой идентичности среднего класса в Британии, то
религиозные искания усиливали различие между ними.

Актуальность темы исследования. Проблемы, связанные с историей
повседневности, весьма востребованы в современной науке. Во многом,
благодаря внимательному отношению к деталям исторического прошлого,
появляется возможность исследовать культурно–бытовые особенности класса,
семьи, человека. Историки школы Анналов одними из первых обратили внимание
на проблемы повседневной жизни так называемого «маленького человека».
Несколько поколений ученых, таких как Жак Ле Гофф, Фернан Бродель или же
Эммануэль Ле Руа Ладюри обращались к проблемной, тотальной истории,
стремясь изучить все сферы жизни человека комплексно. Так, и духовные, и
материальные ценности рассматривались во взаимосвязи и влиянии на
деятельность человека. Более того, история небольших регионов и стран
приобрела популярность.
Долгое время наиболее популярными были труды о повседневности более
состоятельных людей. Это было связано, прежде всего, с обширной источниковой
базой о высшем классе общества, позволяющей детально изучить их жизнь.
Исследования о представителях среднего класса, особенно об их идейных и
нравственных воззрениях проводились нечасто, или же эта тема рассматривалась
лишь косвенно. Таким образом, история потребностей шотландского среднего
класса все еще остается недостаточно исследованной.
Стоит отметить возрастающую популярность и особенную дискуссионность
проблемы определения среднего класса в исторической науке. На сегодняшний
день понимание общих и отличных черт, характеризующих средний класс,
позволяет детальнее изучить многие исторические, культурологические и
социальные аспекты. Именно поэтому такие исследования становятся более
востребованными.
В любую историческую эпоху, человека интересовали простые вещи: где
жить, что есть и как одеваться. На это оказывали влияние моральные устои, образ
жизни и историческое время. По словам Ю. А. Полякова, эти стороны жизни
порой незаметны, привычны и потому заслонены политической борьбой,
войнами, революциями, социальными сдвигами, научно–техническими
открытиями1. Отчасти, поэтому и был выбран период индустриальной революции
в Шотландии, когда произошли важнейшие промышленные и социальные
изменения, повлиявшие на формирование духовных и материальных
потребностей шотландского среднего класса. Временной период с середины
1820–х по 1870–е гг. в Шотландии характеризуется наиболее значимыми
социальными, религиозными, политическими и экономическими потрясениями. В
это время у представителей среднего класса сформировался единый морально–
нравственный идеал, появились общие религиозные и идейные ценности,
отвечающие вызовам времени, а также возросла роль в политической жизни
страны.
В современной исторической науке ученые все чаще обращаются к изучению
социально–культурных особенностей, которые дают представление о жизни
человека в Новое время. С другой стороны, актуальность темы связана и с тем,
что многие идейные и нравственные ориентиры, а также бытовые практики,
сформировавшиеся тогда, продолжают существовать и сегодня. Шотландское
общество в период индустриальной революции приобрело многие важные
потребности, значение которых не утрачено и по сей день.
В работе Клевцовой Е. В. об эволюции теории человеческих потребностей
говорится о том, что потребности являются сущностью, исходной побудительной
силой, глубинной основой поведения людей, первопричиной и результатом
человеческой деятельности, как выражение человека к среде2. Таким образом,
автор приходит к выводу, что потребность — это внутренний стимул всякой
жизнедеятельности 3.
Поляков Ю.А. Человек в повседневности. (Исторические аспекты) // Труды Института
российской истории РАН. 1999-2000. М., 2002. Вып. 3. С. 290.
2
Клевцова Е. В. Эволюция теории человеческих потребностей // Омский научный вестник.
Омск, 2007. №5. С. 95.
3
Там же.
В диссертации под потребностями шотландского среднего класса понимаются
конкретные материальные цели и мировоззренческие стремления интеллигентов
того времени, это своего рода причина той модели поведения, которая сложилась
в период промышленного переворота. В индустриальную эпоху материальные
потребности шотландского среднего класса корректировались внутриклассово, а
также через взаимодействие с более состоятельным слоем. Отсюда стремление к
их качественному и количественному улучшению.
С. Ненадич, объясняя специфику шотландского среднего класса подчеркивала
размытость его границ и обращала внимание на такие важные переходные
группы, как купцы-дворяне, мелкие капиталисты или работающая аристократия.
Она выделила следующие элементы формирования среднего класса:
географическая близость, потребление и новые формы организации,
формирование новой интеллектуальной идентичности, основанной на оптимизме,
разделении дома и работы, популярных заповедях Просвещения и евангелистской
религии, а также различных элементах культуры и языка4. Таким образом,
шотландский средний класс представляет собой сложное социальное
объединение, к которому можно отнести людей совершенно различных
профессий: это и учителя, и торговцы, и офисные клерки, художники и писатели.
Их нравственный идеал характеризуется симбиозом набожного чувства и
протеста против существующего порядка, а национальная идентичность была
выражена в его потребностях, особенно ярко проявившаяся в религиозных
исканиях, досуге, традициях и национальных праздниках. Имея живой интерес ко
всему происходящему в стране, представители среднего класса стали настоящей
опорой государства. Стоит отметить, что существуют значительные сложности
при классификации шотландского среднего класса и установлении внутренних
границ. В этом случае необходимо говорить о его модели, или конструкте, где
основными критериями являются: экономическое положение, определенный
Nenadic S. The rise of the Urban Middle Class // People and Society in Scotland 1760-1830. In 3d v.
V. I / Ed. by Devine T. M., Mitchison R. Edinb., 1988. P. 124.
набор потребностей, признание в политической сфере, квалификация и
образованность.
Так, следует подчеркнуть, что на процесс самоактуализации интеллигентов
среднего слоя значительное влияние оказало формирование потребностей
шотландского среднего класса. Это взаимообусловленный процесс, так как
благодаря особой идентичности определяется схожий набор потребностей внутри
класса. В основе духовных исканий находится обращение к национальному
прошлому, иной раз подчеркивающее контраст английского и шотландского
среднего классов (к национальным формам досуга (спортивным играм, таким как
керлинг), традициям гостеприимства, национальным праздникам, шотландской
литературе, а также развитии внутреннего туризма). Стремление же к
материальным благам в большей степени унифицировало британский средний
класс в рамках империи.
Объектом исследования является повседневная жизнь шотландского
среднего класса эпохи индустриальной революции.
Предметом настоящего исследования выступают духовные и материальные
потребности шотландского среднего класса, их взаимосвязь и изменения в период
индустриальной революции.
Степень разработанности проблемы
В отечественной историографии долгое время было не принято
рассматривать вопрос об индустриальной революции Шотландии обособленно от
ее южного соседа. Несмотря на это, существует целый ряд работ, посвященных
изучению промышленного переворота и определению роли среднего класса в
истории Великобритании, а также рассмотрению других социокультурных и
политических аспектов истории Великобритании. Именно эти три проблемных
блока будут рассмотрены в разделе российской историографии, поскольку
являются смежными с темой диссертации.
Первые крупные работы, где упоминается о роли Шотландии в
«промышленном перевороте» Великобритании или Англии относятся к 90–м гг.
XIX в. В данных монографиях описывались многочисленные открытия, были
даны объяснения экономических процессов и другие факты о промышленной
революции. Наиболее известными работами были исследования М. И. Туган–
Барановского5, И. М Кулишера6. Это были первые попытки осмыслить и
упорядочить имеющиеся знания о промышленном перевороте в Англии и в
Европе в целом.
В советской историографии появляется большое количество работ,
посвященных изучению различных классов в обществе. Условия труда и отдыха
рабочего населения и их борьба за политические права были самыми
актуальными на тот момент темами для исследований. Об этом писали такие
ученые, как А. Б. Резников7, Б. А. Рожков8. Примечательно, что в статье
последнего есть упоминания о правах английского среднего класса9, но все–таки
данный автор прежде всего известен своими трудами о чартизме. Это явление
изучал и Ерофеев Н. А 10, написавший рецензию на работу Л. С. Райта
«Шотландский чартизм», где подверг сомнению некоторые положения теории
зарубежного исследователя 11. Другая его статья «Промышленная революция в
Англии и идея классов» 12 написана в духе марксистско–ленинской идеологии и
располагает значительной источниковой базой. Опираясь на труды, таких
историков, как Г. Перкин, П. Ласлетт, А. Бриггс, Э. Томпсон, Р. Моррис, автор
дает не только экономическую характеристику процесса индустриализации
Англии, но и приводит различные точки зрения по вопросу возникновения
рабочего класса.
Туган–Барановский М. И. Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и
влияние на народную жизнь. Спб., 1894.
6
Кулишер И. М. История экономического быта Западной Европы. В 2х т. Т.2. Челябинск, 2004.
7
Резников А. Б. Первая классовая борьба пролетариата. Англия 1842 год. М., 1970.
8
Рабочее движение Великобритании XIX-XX вв. / Под ред. Рожкова Б. А. М., 1979.
9
Рожков Б. А. О программе Чартистского Конвента 1851 года // Вопросы истории. М., 1957. №
2. С. 108 – 122.
10
Ерофеев Н. А. Чартистское движение. М., 1961.
11
Ерофеев Н. А. Л. С. Райт. Шотландский чартизм // Вопросы истории. М., 1955. №11. С.149 –
152.
12
Ерофеев Н. А. Промышленная революция в Англии и идея классов // История
социалистических учений. Сборник статей. М., 1981. С.134 – 158.
Характеризуя данный этап развития исторической науки, следует отметить,
что центральное место в то время уделялось развитию промышленной революции
в Англии, которая рассматривалась в трех аспектах: как история техники,
классовой борьбы или социально–политических движений, к примеру, чартизма.
Так как в центре внимания ученых находились преимущественно рабочие, то
возникает необходимость в изучении жизни представителей среднего класса в
индустриальную эпоху. Исследований о промышленной революции в Шотландии,
как об отдельном историческом феномене, в этот период не публиковалось.
В отечественной историографии конца XX – начала XXI вв., появляются
работы об английском среднем классе. Так, в 90–е гг. вышел труд о британской
интеллигенции, где встречаются описания развития шотландских профессий в
XIX в. 13. В это же время был издан сборник биографических очерков о
викторианцах, во вступительной части которого впервые дается представление о
целой эпохе правления королевы Виктории, с некоторыми социально–
культурными аспектами из жизни рабочего, среднего и высшего классов 14.
Принципиально новым подходом к парламентской реформе 1832 г. отличается
монография Айзенштат М.П и Гелла Т.Н 15. Данный акт был назван уступкой для
среднего класса и закреплял его новое политическое положение в политической
жизни Великобритании. Так, именно в 90–е гг. XIX в. ученые впервые обратились
не к экономической истории викторианского среднего класса. Именно в это время
происходит переосмысление накопленного фактологического материала, в связи с
чем историки стремятся раскрыть другую, социокультурную или политическую
сторону жизни тех или иных слоев общества XIX в.
В современной отечественной историографии не существует комплексного
исследования о потребностях шотландского среднего класса. Историков
интересуют новые, ранее не изученные вопросы взаимодействия власти и
Фадеева Л. А. Очерки истории британской интеллигенции. Пермь, 1995.
14
Викторианцы: столпы британской политики XIX века // Под ред. И.М. Узнародова. Ростов–
н/Д, 1996.
15
Айзенштат М.П., Гелла Т. Н. Английские партии и колониальная империя Великобритании в
XIX в. (1815– середина 1870–х гг.). М., 1999.
общества в Британии 16. К примеру, в труде М. П. Айзенштат представлен
модернистский взгляд на динамику исторического процесса в Великобритании.
По словам автора, понять специфику мировосприятия не только самих
парламентариев, но и общества в целом позволили парламентские материалы
Британии XVIII–XIX вв.17. Актуальными становятся темы об изучении
социального контекста идей, в том числе шотландских интеллектуалов в эпоху
модернизации18, о человеке в кругу семьи 19, о ценностных ориентациях и образе
жизни, а также развитии моды 20. Исследователи обращают внимание на то, что
современная история Британской империи была создана в викторианскую эпоху 21.
Такое особое внимание к достижениям этого периода позволяет писать о
существующих пробелах в историческом знании, предлагая оригинальные
концепции. Вопросы влияния медицины XIX в. на культурно–бытовые условия
жизни были изучены Скляровой Е.К. 22. Более того, в 2019 г. была опубликована
коллективная статья с ее участием, посвященная исследованию санитарных
проблем городов Англии, Шотландии и Ирландии в первой половине XIX в 23.
Особенно ценной для данного исследования стала статья В. В. Высоковой
«Шотландские просветители: круг идей» 24, где достаточно подробно описано
развитие интеллектуальной мысли в XVIII в. Ведь многие теории этой эпохи
получили свое распространение и в период индустриальной революции. В
Айзенштат М. П. Власть и общество Британии 1750–1850 гг. М., 2009.
17
Айзенштат М. П. Парламентские материалы Британии XVIII-XIX веков. Запреты и
преодоления // Новая и новейшая история. М., 2016. №5. С. 16-25
18
Идеи и люди. Интеллектуальная культура Европы в Новое время / Под ред. Л.П. Репиной. М.,
2014.
19
Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового
времени / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. М., 1996.
20
Вайнштейн О. Б. Денди. Мода. Литература. Стиль жизни. М., 2012.
21
Высокова В. В. Империя, война и британская идентичность (последняя треть XVIII — начало
XIX в.): историографический обзор // Imagines Mundi: альманах исследований всеобщей
истории XVI-XX вв. Екатеринбург., 2013. № 4. С. 88.
22
Склярова Е. К., Котова Т. А. Эдвин Чедвик – создатель системы общественного
здравоохранения. Подарок России или Великобритании? Ростов н/Д., 2010.
23
Склярова Е. К., Сидоренко Ю. А., Бутова Е. Н. Санитарные проблемы городов Англии,
Шотландии и Ирландии в первой половине XIX века // Гуманитарные и социально-
экономические науки. 2019. №1. С. 52-57.
24
Высокова В. В. Шотландские просветители: круг идей // Известия Уральского федерального
университета. Серия 2: Гуманитарные науки. Екб., 2013. №3. С. 78-90.
последнее время произошло пополнение фонда научных публикаций по истории
Шотландии XIX в. диссертационной работой В. С. Еремина 25, монографией В. Ю.
Апрыщенко26, в которой содержится отдельная глава, где изучены многие
аспекты шотландского общества в индустриальную эпоху.
Таким образом, в отечественной историографии, лишь в 90–е гг. XX вв.
появляются первые попытки осмысления социокультурных особенностей жизни
британского общества. Впервые о материальных потребностях шотландцев в
индустриальную эпоху написал В. Ю. Апрыщенко. Тем не менее, такие важные
проблемы, как религия и идеалы поведения представителей среднего класса, их
политические потребности, а также образование и досуг остаются
малоизученными. Более того, в российской историографии не было дано
комплексного определения шотландского среднего класса.
В зарубежной историографии можно выделить несколько проблемных
блоков: это исследование проблемы промышленной революции; изучение
особенностей развития шотландского среднего класса; работы по локальной
истории, труды по истории повседневности.
Труды об индустриальной революции стали появляться уже во время
изучаемых событий, а именно в 30-е и 40-е гг. XIX в., когда современники
событий Т. Твисс27 и Э. Ур 28 уделили незначительное внимание роли Шотландии
в экономическом преобразовании империи. В то же время работа Э. Ура содержит
более развернутый анализ шотландского производства, подтверждаемый
статистическими показателями. В 40-е-60 гг. XIX в. интерес к этим темам лишь
усилился. Тогда были опубликованы труды идеологов марксизма: Ф. Энгельса
«Положение рабочего класса в Англии» (1845 г.) 29 и «Капитал» (1867 г.)30 К.
Еремин В. С. Идейное наследие шотландского Просвещения: «The Edinburgh Review» в
первой трети XIX века. Саратов, 2016.
26
Апрыщенко В. Ю. Шотландия в Новое время. В поисках идентичностей. Спб., 2016.
27
Twiss T. View of the progress of political economy in Europe since the sixteenth century. L., 1847.
P. 226.
28
Ure A. The Philosophy of Manufactures. An Exposition of the Factory System of Great Britain. L.,
1835.
29
Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание
второе. В 39 т. Т. 2. М., 1955.
Маркса. Ученые изучили английский рабочий класс, профсоюзы, различные
социалистические объединения, а промышленный переворот был рассмотрен
через призму борьбы буржуазии и пролетариата. Исследование Д. Макинтоша
«История Шотландии» (1890) было более новаторским по своему предмету
исследования: автора интересовала шотландская «современность»: особенности
производства, религиозные движения и даже современная литература31.
Все же к концу XIX в. – началу XX в. исследований, посвященных
промышленному перевороту в Англии становится все больше (Г. Гиббинс 32, П.
Манту 33). В труде А. Л. Мортона34 встречаются незначительные отступления о
шотландских изобретениях, в отличие от работы Э. Хобсбаума35, где уделяется
внимание не только роли шотландского региона в промышленной революции, но
и среднему классу. Таким образом, в XIX–XX вв. в большинстве работ все еще
преобладала марксистская методология, с помощью которой достаточно
подробно были изучены экономические аспекты индустриальной революции.
Более того, отдельной работы о шотландской индустриальной революции не было
создано. Этот феномен изучали преимущественно в контексте британской, или
даже английской промышленной революции.
Ситуация начала меняться со второй половины XX в, когда в 50–60–е гг.
ХХ в. стало постепенно складываться иное, чем прежде, понимание британской
истории – именно как истории разных народов Британских островов, чьи
исторические судьбы в конечном счете соединились в одном государстве 36.
Влияние позитивизма на историческую науку привело к упорядочению,
Маркс, К. Капитал. Т. 3. / К. Маркс/ [Электронный ресурс] URL:
https://be2.aldebaran.ru/get_file/172326/12039553/Marks_K_Kapital3_Kapital_Tom_Tretiyi.a6.pdf?
md5=4fe5cc880689afe5f5c3ea6b9ab57349&t=1571147264&s=yes (дата обращения 15.10.19).
31
Mackintosh J. The story of Scotland: From the earliest times to the present century. N.Y., L., 1893.
32
Гиббинс Г. Промышленная история Англии. СПб., 1898.
33
Манту П. Промышленная революция XVIII столетия в Англии. М., 1937.
34
Мортон А. Л. История Англии. М., 1950.
35
Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789 – 1848. Ростов-н/Д, 1999.
36
Согрин В. В., Зверева И.Г., Репина Л.П. Современная историография Великобритании. М.,
1991. С. 20–21.
накоплению и сбору статистического материала. Ч. Оyкли37 писал о достижениях
индустриальной революции и ее влиянии на шотландское общество. Стремление
к написанию собственной, национальной истории благотворно сказалось на
развитии историографии промышленной революции в Шотландии. Исследования
Г. Гамильтона38, У. Фергюсона39, У. Марвика40 посвящены социальным,
экономическим и политическим аспектам шотландской истории. Круг изучаемых
проблем значительно расширился: анализируются различные варианты начала
индустриальной революции и ее причины, отличные от английской, темпы
экономического роста рассматриваются в нескольких аспектах:
общеевропейском, общебританском и региональном. В это время появляется
значительное количество работ с узким предметом исследований: по угольной
промышленности в XIX в. 41, по историографии и источникам шотландской
торговли 42, по экономической истории43. В профессиональных журналах и газетах
эта тенденция также нашла свое отражение44. Совет по архивным делам
Шотландии с 1977 г. начал издавать журнал «Шотландская торговая и
промышленная история», на страницах которого историки публиковали
результаты исследований об истории шотландской промышленности45. Так,
постепенно формируется новый корпус научной литературы, где шотландская
индустриальная революция изучается обособленно, учитывая социально–
экономические и политические особенности.
Oakley C. A. Scottish industry. An account of what Scotland makes and where she makes it. Edinb.,
1953.
38
Hamilton H. An Economic History of Scotland in the eighteenth century. Oxford, 1963.
39
Ferguson W. Scotland 1689 to the Present. Edinb., L., 1968.
40
Marwick W. H. Scotland in Modern Times: An outline of Economic and Social Development since
the Union of the 1707. L., 1964.
41
Ashton T., Sykes J. The Coal Industry of the Eighteenth Century. Manchester University press,
1964.
42
Studies in Scottish Business History / Ed. by Payne P. L. L.,1967.
43
Lythe S.G.E, Butt J. An economic history of Scotland 1110-1939. Glasgow, L., 1975.
44
Fraser W. H. Trade unions, reform and the election of 1868 in Scotland // The Scottish Historical
Review. 1971. Vol. 50, No. 150. 138–157 pp.
45
Scottish Business and Industrial History. [Electronic resource]. URL:
https://www.gla.ac.uk/myglasgow/archives/bacs/publicationsscottishbusinessandindustrialhistory/scott
ishbusinessandindustrialhistory/ (дата обращения 24.08.2018)
В работе «Краткая история британской индустриальной революции»
профессора университета Восточной Англии Эммы Гриффин детально изучен
рост населения Шотландии в 1691–1871 гг 46. Особенно важной идеей для данного
исследования была мысль о том, что между 1800 и 1871 гг. население Шотландии
выросло, и в результате к 1871 г. оно превысило 3 миллиона человек47. Труд
данного историка о народной истории промышленной революции изобилует
реальными примерами из жизни представителей всех слоев индустриального
периода 48. Некоторые из этих примеров были полезны при определении
внутриклассовых границ шотландского среднего класса.
В рамках данного проблемного блока значим труд об индустриальной
революции К. Уотли, детально изучившего специфику шотландской
индустриальной революции, обозначив основные дискуссионные темы (о
хронологии, терминологии, а также сходстве и различии с английской моделью
индустриальной революции)49. Интересно, что в поле зрения ученого попадает все
шотландское общество, включая средний класс, а огромным достоинством
исследования является богатый статистический материал. Этот труд можно
считать первым комплексным исследованием шотландского общества того
периода. Таким образом, изучение индустриальной революции в Шотландии
получило свое развитие только лишь в 50–60–е гг. XX в., а труд К. Уотли можно
считать первым, полноценным исследованием, где были предприняты попытки
проанализировать влияние экономических конъюнктур рынка на социо–
культурную жизнь.
Griffin E. A short history of the British industrial revolution. 2010. [Электронный ресурс] URL:
https://books.google.ru/books?id=6P1oDwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=f
alse (дата обращения 07.08. 2020).
47
Цит. по: ibid. P. 42. [Электронный ресурс] URL:
https://books.google.ru/books?id=6P1oDwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=f
alse (дата обращения 07.08. 2020).
48
Griffin E. Liberty’s Dawn: A People’s History of the Industrial Revolution. 2013. [Electronic
resource]. URL:
https://books.google.ru/books?id=aK3Px48OBR0C&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=fal
se (дата обращения 08.08.2020).
49
Whatley C. A. The Industrial Revolution in Scotland. Cambridge, 1997.
Изучение особенностей развития шотландского среднего класса сложно
представить без общих, теоретических работ по истории, терминологии и
признакам определения класса как такового. Сюда относятся исследования Дж.
Тревельяна, Д. Г. Коула, Р. Тоуни, Д. Маккрона, Э. П. Томсона, которые
объединены наличием различных концепций о формировании классов и
социальной стратификации как таковой. Так, Дж. Тревельян в своей «Социальной
истории Англии» 50 посвящает целую главу политическим и социальным
процессам в Шотландии XVIII в., но не пишет о предпосылках, открытиях или
процессах индустриальной революции, потому что в центре его внимания
социальная история, именно поэтому его часто называют историком
повседневности. Ученых Д. Г. Коула и Р. Тоуни можно отнести к представителям
лейбористского направления. Помимо знаменитых трудов Д. Коула, особенное
внимание стоит уделить его «Исследованию классовой структуры» 51, где целый
раздел посвящен концепции формирования среднего класса и встречается анализ
социальной мобильности среднего класса в Шотландии. Работа Э. П. Томсона 52,
ставшая классической в исторической науке, отражает становление английского
рабочего класса, именно Э. П. Томсон, одним из первых занялся поиском причин,
объяснений возникновения классовой структуры в Англии. Для понимания
дефиниции «средний класс» привлекались и труды социологов, к примеру работа
профессора социологии Эдинбургского университета Д. Маккрона о социологии
нации 53. Перечисленные работы послужили теоретической основой для раскрытия
специфики среднего класса, а также подбора критериев для понимания его
структуры и стратификации. Особенностью многих исследований по этой
проблеме было то, что большинство авторов уделяли значительное внимание
экономическим или же политическим причинам становления класса.
Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. М., 1959.
51
Cole G. D. H. Studies in class Structure. L., 1955.
52
Thompson E. P. The Making of the English Working Class. 2013. [Electronic resource]. URL:
https://books.google.ru/books?id=QKHIJpSnBTIC&printsec=frontcover&dq=Edward+Palmer+Thom
pson+class&hl=ru&sa=X&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (дата обращения 09.09.17)
53
McCrone D. Understanding Scotland: The Sociology of a Nation. L. and N. Y., 1992.
К исследованиям, связанным с изучением формирования социальных
классов в Шотландии, можно отнести работы историков О. Чекланда и С.
Чекланда54, исследующих динамику социальных процессов в Шотландии.
Издание, вышедшее под редакцией Л. Ленемэна 55, содержит эссе на проблемные
темы ряда авторитетных ученых, как упоминавшихся ранее Р. Кэмпбэлла и К.
Смаута, так и Т. Дивайна. К. Смаут – известный шотландский историк, перу
которого принадлежат труды по демографической, социальной и экономической
истории Шотландии 56. Т. Дивайн рассматривал историю шотландского общества
в целом57. В соавторстве с другими историками он изучил и социально-
экономические аспекты истории Шотландии, в частности в такой работе, как
«Индустрия, бизнес и общество в Шотландии с 1700 г.» 58. Другой видный
историк, У. Нокс изучает шотландское общество, как индустриальную нацию 59,
обращая внимание на различные социальные элементы «великой промышленной
нации». В большинстве своем, во всех перечисленных работах раскрываются
отдельные аспекты жизни всего шотландского общества, без классового деления.
Благодаря этим исследованиям можно достаточно подробно восстановить
исторический контекст исследуемых событий. В исследованиях прослеживается
отказ от простого сбора фактического и статистического материала, и интерес к
социальной жизни. Авторы всех перечисленных работ, с помощью
междисциплинарного подхода, стремились с разных сторон исследовать
шотландское общество, применяя экономические, политические и культурные
критерии. Эти труды были полезны не только для понимания терминологической
составляющей среднего класса, но и для выявления влияния индустриальных
процессов на структуры повседневности.
Checkland O., Checkland S. G., Industry and Ethos. Scotland 1832-1914. Edinb., 1989.
55
Perspectives in Scottish social history. Essays in honour of Rosalind Mitchison / Ed by L. Leneman
Aberdeen, 1988.
56
Smout T. C. A century of the Scottish people 1830-1950. L., 1986.
57
Devine T. M. Exploring the Scottish Past: Themes in the History of Scottish Society. Tuckwell
press, 1995.
58
Industry, business and society in Scotland since 1700. Essays Presented to Professor John Butt / Ed.
by Cummings A. J. G., Devine T. M. Edinburgh, 1994.
59
Knox W.W. Industrial Nation: Work, Culture and Society in Scotland, 1800-present. Edinb., 1999.
Понять специфику социальной идентичности представителей среднего
класса помогло исследование под ред. А. Кидда и Д. Николоса60. Именно в этом
труде авторы изучили британский средний класс, учитывая экономический,
политический и культурный аспекты. Под редакцией Т. Дивайна были изданы
труды университета Стратклайда, посвященные изучению шотландских элит 61.
Другой фундаментальный труд, где был реализован комплексный подход к
анализу социальных структур: трехтомное исследование коллектива авторов, в
котором первая 62 и вторая63 книги посвящены изучению особенностей развития
шотландского общества с 1760 г. по 1914 г. Это издание было наиболее полезным
для данного диссертационного исследования, поскольку, благодаря статьям таких
крупных ученых, как С. Ненадич, Х. Фрейзер, Н. Морган и Р. Трейнор сложилось
целостное представление о структуре, морали, досуге и, наконец,
терминологических сложностях категории средний класс, но все–таки не все
потребности, присущие его представителям, были изучены.
Образ и структура среднего класса воссозданы в трудах таких
исследователей, как Д. Уорман 64, С. Ненадич 65. Причем, исследования профессора
Эдинбургского университета Станы Ненадич для данной работы являются
основополагающими, так как в них предлагаются авторские критерии
определения среднего класса и его структуры. Так, в коллективной монографии
«Семейный капитализм», С. Ненадич затрагивает тему небольших семейных
фирм, существующих в Великобритании 66, где приведено достаточно много
Gender, Civic Culture and Consumerism: Middle-Class Identity in Britain, 1800 – 1940 / Ed. by A.
Kidd, D. Nicholls. Manchester and N. Y. 1999.
61
Scottish elites: proceedings of the Scottish historical studies seminar, University of Strathclyde
1991-1992 / Ed. by T. M. Devine. Edinb., 1994.
62
People and Society in Scotland 1760-1830. In 3d v. V. I / Ed. by Devine T. M., Mitchison R. Edinb.,
1988.
63
People and Society in Scotland 1830-1914. In 3d v. V. II / Ed. by Fraser H. W., Morris R. J., Edinb.,
1990.
64
Wahrman D. Imagining the middle class: the political representation of class in Britain, c.1780-
1840. Cambridge, 1995.
65
Nenadic S. Businessmen, the Urban Middle Classes, and the «dominance» of Manufacturers in
Nineteenth-Century Britain // The Economic History Review. 1991. Vol. 44. No 1. P. 66-85.
66
Nenadic S. The small family firm in Victorian Britain. // Family capitalism / Ed. by G. Jones, M.
Rose. [Electronic resource] 1993. URL:
примеров из экономической жизни представителей семей среднего класса Глазго.
С одной стороны, впервые автор в своих трудах дает определение шотландского
«среднего класса», но с другой, большая часть источников отражает ситуацию в
городе Глазго. Интересно, что у британских авторов термин «средний класс»
применительно к Англии, как и средний класс в континентальной Европе
отождествляется с урбанизмом и урбанизацией67.
Дж. Моррис является знаменитым историком среднего класса, а в одном из
его трудов часто встречаются сравнительные характеристики Глазго и Лидса 68.
Многие ученые размышляют на темы методологических поисков при
исследовании структуры городского среднего класса и его потребностей, ведь
определить ее границы довольно непросто. Так, Дж. Моррис писал о работе
историка со статистическими материалами с помощью компьютерных
программ69. Автор писал о работе с источниками с помощью метода выборки и
группировки, осуществляемыми компьютерными программами для изучения
городского среднего класса. Спустя несколько лет С. Ненадич, затронула схожий
вопрос в своей статье о методологии изучения среднего класса в Глазго 70. Эти
ученые обращали свое внимание на концепцию класса, сформированную М.
Вебером. Примечательно, что чаще всего отечественные историки, при анализе
классовых структур обращаются именно к трудам К. Маркса, или же Ф. Энгельса.
В зарубежной практике встречаются ссылки и на других ученых, к примеру, М.
Вебера, который писал о том, что «классовое положение» обусловлено прежде

Индустриальная революция, изменившая товарно – денежные отношения на
локальном рынке, а также финансовые кризисы стали катализатором
перераспределения дохода населения, тем самым сформировав экономическую
основу для роста среднего класса, сосредоточившего у себя часть прибыли. На
формирование потребностей шотландского среднего класса значительное влияние
оказали несколько факторов: экономический, позволивший представителям
среднего слоя увеличить свой доход; политический, благодаря которому в
сознании представителей среднего слоя утвердился определенный стиль
мышления и национального самосознания.
Учитывая сложность и неопределенность границ внутри шотландского
среднего класса, следует говорить о его определенном конструкте или модели.
Многие черты являются достаточно общими, сближающими понимание
английского и шотландского среднего класса (получение дохода трудом, не
связанным с ручным производством; хорошее материальное благосостояние,
постоянный доход от интеллектуального или коммерческого труда; частая смена
потребностей, связанная с изменением уровнем дохода; качественное улучшение
материальных потребностей и формирование новых, высокие требования в
духовной жизни и достижении жизненных ценностей и ориентиров; стремление к
подражанию в образе жизни стандартам высшего класса; поддержание
социального статуса через реализацию собственных материальных и духовных
потребностей; профессионализм и убежденность в необходимости получения
образования, повышений квалификации).
С другой стороны, представители среднего слоя в Шотландии
характеризуются следующими особенностями: формирование среднего класса и
его повседневной жизни было неразрывно связано с его идентичностью; в основе
ее визуальной репрезентации находилась повседневная жизнь. Не имея
возможности политически манифестировать свою национальную идентичность,
шотландский средний класс рассматривал повседневность в качестве способа ее
выражения; региональные отличия среднего класса в Шотландии сильно зависели
от географических условий местности и характеризовались выраженной
неравномерностью. Слабое развитие сельскохозяйственных регионов практически
исключило все условия для развития там среднего класса, именно поэтому
внутренняя миграция, и последовавшая затем урбанизация усилила развитие
отдельных отраслей индустрии, и в, последствии, численность
квалифицированных специалистов.
Формирование духовных потребностей среднего класса происходило под
влиянием индустриальных процессов. Если раньше отношение к получению
образования было формальной обязанностью, то теперь это приобретает
определенный смысл. Связано это, прежде всего, с тем, что экономическая
стабильность позволяла многим семьям отправлять своих детей в престижные
учебные заведения. Особенное значение при выборе места обучения придавалось
стоимости программы и ее востребованности на рынке труда. Более того, средний
класс отличался стремлением к получению образования, часто посещая
дополнительные лекции, после работы; такие краткосрочные курсы помогали
представителям среднего класса избежать поступления в высшие учебные
заведения, но при этом приобрести необходимые знания. Чаще всего,
представители среднего слоя получали именно среднее образование, где особенно
популярными были коммерческие, языковые, творческие и педагогические
направления.
Дом как место отдыха и досуга был одним из центральных элементов
потребностей среднего класса. Объясняется это тем, что отдых с семьей, как
духовная потребность служила предпосылкой для трансформации в потребность
материальную – достаточно частую смену места жительства. Стремление семьи
отдалиться от городского шума является причиной для переезда в новые районы
города. Другое обстоятельство связано с желанием отдалиться от гигантов
промышленной индустрии: фабрик и заводов.
У представителей среднего класса сформировался единый нравственный
идеал, который в реальной жизни не всегда соблюдался. Духовная сфера
потребностей имела немало противоречий: с одной стороны, это высокая степень
богобоязненности и религиозности, но в тоже время суеверность и употребление
спиртного. В тоже время, важной потребностью было получение образования, но
оно было лишь средним, поступать в высшие учебные заведения представители
среднего слоя не спешили до 1870–х гг. Именно знания, и определенные
квалификационные навыки стали влиять на стратификацию шотландского
общества XIX в.
Благодаря общим духовным и материальным потребностям шотландский
средний класс в XIX в. представлял из себя целостное социальное образование с
четким понимаем своей роли и статуса в обществе. Его представители не
упускали возможности акцентировать внимание на собственном социальном
положении, тем более что наглядным инструментом для этого служила сфера
материальных интересов.
Духовная сфера потребностей представителей среднего класса связана с
познанием новых впечатлений, эмоций, знаний, и переживаний. Именно поэтому
к ним можно отнести определенные идеалы поведения и религиозные ориентиры,
позволяющие человеку XIX в. понять и принять многие жизненные события (к
примеру, успех в делах, или же неудачи); сюда относится и образованность,
благодаря которой стали доступны новые научные знания, а представители
среднего класса могли делиться ими в преподавательской сфере; потребность в
отдыхе и досуге также является духовной частью потребностей, поскольку дом,
или же площадка для игры в керлинг были местом отдыха, где представители
среднего класса получали определенные эмоции и переживания. Особенно ярко
они проявлялись в спортивном и туристическом типах досуга. Таким образом,
духовные потребности отражали внутренний мир представителей среднего
класса, с их идейными, эстетическими и гносеологическими взглядами.
Материальные потребности представителей среднего класса являются более
динамичными, чем духовные. Они направлены на удовлетворение ежедневных,
физиологических нужд человека в еде, жилье и одежде. Более того, практически
все перечисленные материальные потребности служили дополнением духовной
сферы. Так, выбор культуры питания, одежды и дома характеризовал идейные и
нравственные идеалы представителей среднего класса. Скромность,
экономичность в одежде и еде, или же помпезность на вечерних застольях, или же
декорирование интерьера с помощью рукодельных вещиц – все это отражало
мировоззренческие ориентиры, присущие представителям среднего класса.
Стоит выделить еще один новый тип потребностей, сложившийся у
представителей среднего класса в ходе борьбы за акт о представительстве 1832 г.
– это политические потребности. Это стремление заявить о политических
амбициях, гражданской позиции и способности влиять на государственную
политику. Такие права им были предоставлены.
В этой связи можно констатировать, что шотландский средний класс в
середине 1820–х–1870–х гг. XIX в. представлял собой целостное объединение. На
формирование его идентичности значительное влияние оказали такие процессы,
как романтическое движение, индустриальная революция и религиозный раскол
1843 г. Материальная сфера потребностей шотландского и английского среднего
класса практически неразличима, чего нельзя сказать о духовных исканиях. Если
материальные блага способствовали формированию единой, юнионистской
идентичности британского среднего класса, то религиозные искания усиливали
различия между ними. Потребность в обращении к пресвитерианской религии,
особенно важной для бизнесменов из среднего класса, ищущих поддержку своих
профессиональных действий в религиозной этике, находилась под угрозой
раскола в 1843 г. В связи с этим, обращение к национальной истории страны
стало таким распространенным явлением и это была одна из причин
популярности туров по Шотландии. С другой стороны, необходимость
политических прав и привилегий в 1820-1830-х гг., 1860-х гг. XIX в. также
усиливала интерес к родной истории. Таким образом, в основе процессов,
оказавших значительное влияние на формирование идентичности шотландского
среднего класса, находилось обращение к национальным истокам, и истории
северной Британии.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету