Формирование профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете на основе практико-ориентированной технологии

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Ератова Татьяна Ивановна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ………………………………………………………………………….4 ГЛАВА I. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете …………..15 1.1 Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете ……………….15 1.2 Модель формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете на основе практико-ориентированной технологии………………………………………………………………………………………….53 Выводы по первой главе …………………………………………………………93 ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по апробации модели и технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете на основе практико- ориентированной технологии……………………………………………………………96 2.1 Практико-ориентированная технология формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете ……………….96 2.2 Апробация модели и практико-ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете ……………………………………………………………..138 Выводы по второй главе ……………………………………………………….174 Заключение ……………………………………………………………………180 Библиографический список …………………………………………………185

Во введении обоснованы актуальность исследования, его цель, задачи,
объект, предмет, обозначены противоречия и проблема, дана характеристика
теоретико-методологического основания, методы, этапы, отражена научная новизна,
теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые
на защиту, описан личный вклад автора.
В первой главе «Теоретические основы формирования профессиональной
компетентности бакалавров юриспруденции в университете» исследовано
содержание и структура профессиональной компетентности в зарубежной и
отечественной педагогической теории и практике; определены сущность,
содержание,структурапрофессиональнойкомпетентности бакалавров
юриспруденции; описана модель формирования профессиональной компетентности
на основе практико-ориентированной технологии, а также критериально-оценочный
аппарат определения уровней ее сформированности. Решая первую задачу
исследования, произведен анализ научной литературы по проблеме исследования
профессиональной компетентности (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя,
В.В. Краевский, А.К. Маркова, Д. Равенн, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин,
А.В. Хуторской), по вопросу повышения качества профессиональной подготовки
будущих юристов (М.К. Алиева, Н.В. Кармазина, Н.В. Львова, В.Е. Николашкина,
Т.В. Сезонова, А.В. Секлетов, Ю.С. Сергеева, А.А. Тажеев).
Анализ научных источников позволил определить профессиональную
компетентность бакалавров юриспруденции как профессионально-личностное
качество выпускника по направлению подготовки юриспруденция, проявляющееся в
способностик эффективному решению профессиональных задач в
нормотворческой,правоприменительной,правоохранительной, экспертно-
консультационной деятельности.
Требования нормативно-правовой базы профессиональной подготовки
бакалавров юриспруденции позволили выделить мотивационный, когнитивный,
деятельностный, рефлексивный компоненты профессиональной компетентности
бакалавров юриспруденции. Мотивационный компонент проявляется в готовности
выполнять профессиональную деятельность, намерении получать результаты
решенных профессиональных задач. Когнитивный компонент проявляется во
владении системой правовых знаний; знаний о профессиональной компетентности
бакалавров юриспруденции; навыками развития когнитивных действий.
Деятельностный компонент проявляется в способности к проявлению опыта,
полученного в результате формирования компетенций ФГОС ВО № 1511.
Рефлексивный компонент проявляется в рефлексии и эмоционально-волевой
регуляции поведения бакалавров юриспруденции.
Для решения второй задачи исследования разработана модель формирования
профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете на
основе практико-ориентированной технологии (Схема 1), представляющая
совокупность целевого, содержательного, технологического, критериально-
оценочного, результативного блоков. Целевой блок включает цель, определяемую
заказом общества и государства, требованиями профессиональных стандартов,
единым классификатором должностей, а также задачи. Содержательный блок
включает проявление опыта получения знаний, деятельности, в том числе
творческой, а также опыт отношения к миру, профессии, к себе. Технологический
блок включает содержание технологии формирования профессиональной
компетентности бакалавров юриспруденции в университете.
Социальный заказКвалификационныеТребования ФГОС ВО по
общества и государствахарактеристики юристовнаправлению подготовки 40.03.01
Юриспруденция
Цель: Формирование профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в
университете на основе практико-ориентированной технологии
Целевой блок:Задачи формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в
университете на основе практико-ориентированной технологии
СистематизацияПрименение правовыхФормирование способности к
правовых знанийзнаний в профессиональнойсаморегуляции, самооценке
деятельности

Компоненты профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в
университете на основе практико-ориентированной технологии
мотивационныйкогнитивныйдеятельностныйрефлексивный
Содержательный
блок:Элементы содержания процесса формирования профессиональной компетентности
бакалавров юриспруденции в университете на основе практико-ориентированной
технологии
Опыт получения Опыт осуществленияОпыт творческойОпыт отношения к себе,
знанийдеятельностидеятельностипрофессии, миру

Пути формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в
университете: учебный процесс, научно-исследовательская работа, воспитательный процесс,
самостоятельная работа
ТехнологическийПрактико-ориентированная технология формирования профессиональной
блок:компетентности бакалавров юриспруденции в университете
Профессионально-Профессионально-Профессионально-Профессионально-
поисковый этапмоделирующий этаппроектировочныйпреобразующий этап
этап

МотивационныйСодержательно-Практико-Оценочно-рефлексивный
критерий и егокогнитивныйтехнологическийкритерий и его показатели
показателикритерий и егокритерий и его
показателипоказатели
Критериально-
-иерархия-система правовых-способность-стрессоустойчивость;
оценочный
профессиональныхзнаний;осуществлять-самооценка
блок:
мотивов;-знание правовыхпоиск и анализпознавательной
-ценностноеосновправовойактивности;
отношение к праву;профессиональнойинформации;-способность к самоанализу
-удовлетворенностьдеятельности;-способность
изучением- знаниеприменять
правовыхпрофессиональнойправовые знания в
дисциплинкомпетентностидеятельности;
бакалавров-способность
юриспруденциианализа задания
Уровни сформированности профессиональной компетентности бакалавров
юриспруденции в университете на основе практико-ориентированной технологии:
низкий, средний, высокий

МотивационныйКогнитивныйДеятельностныйРефлексивный компонент
компоненткомпоненткомпонентпрофессиональной
Результативныйпрофессиональнойпрофессиональнойпрофессиональнойкомпетентности
блок:компетентностикомпетентностикомпетентности
Сформированная профессиональная компетентность бакалавров юриспруденции в
университете на основе практико-ориентированной технологии
Схема 1. Модель формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в
университете на основе практико-ориентированной технологии
Критериально-оценочный блок включает аппарат определения уровней
сформированности исследуемого явления. Результативный блок включает описание
динамики роста сформированных компонентов профессиональной компетентности
бакалавров юриспруденции.
Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по апробации модели
формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в
университете на основе практико-ориентированной технологии» раскрывает
содержание технологии, как механизма реализации модели, критериально-
оценочного аппарата уровней сформированности, а также результаты
педагогическогоэкспериментапоформированиюпрофессиональной
компетентности бакалавров юриспруденции в университете.
Опытно-экспериментальная работа по теме диссертационного исследования
осуществлена на базе ОГУ имени И.С. Тургенева и Среднерусского института
управления – филиала РАНХиГС. В период с 2015 по 2021 гг. на различных этапах
работы были проанализированы ответы, письменные работы, беседы, эссе 131
студента направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция. Из них 14 человек
выступило в качестве экспериментальной группы, и 17 – в качестве контрольной
группы. Целью опытно-экспериментальной работы выступила апробация модели и
практико-ориентированнойтехнологииформированияпрофессиональной
компетентности бакалавров юриспруденции в университете.
Для решения третьей задачи диссертационного исследования и
педагогического эксперимента на основе модели разработана практико-
ориентированная технология формирования профессиональной компетентности
бакалавров юриспруденции в университете, реализуемая в различных видах
образовательного взаимодействия поэтапно.
Первый, профессионально-поисковый этап практико-ориентированной
технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров
юриспруденции в университете, соответствующий первому году профессиональной
подготовки в условиях университета, направлен на поиск способов формирования
профессиональных мотивов, их развития, целей будущей профессиональной
деятельности, системы задач обучения, путей регуляции эмоциональной сферы,
направлений формирования и развития личностных качеств; методов, оптимизации
режима обучения, способствующих получению, обработке, хранению информации;
индивидуального стиля деятельности по получению, систематизации знаний,
выработкепервичныхпрофессиональныхумений,потенциала
алгоритмизированной деятельности и самостоятельной работы, работы в группах,
эталонного поведения в профессии, эффективного взаимодействия; методик по
самоанализу деятельности, ее резервов с последующим анализом результатов и
коррекции, образа Я в профессии, программы самосовершенствования.
Второй, профессионально-моделирующий этап практико-ориентированной
технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров
юриспруденции в университете, соответствующий второму году профессиональной
подготовки в условиях университета, направлен на моделирование системы
профессиональных мотивов общественно значимого поведения, соответствующего
профессиональным и этическим нормам; ценностной шкалы и мотивации,
направленных на борьбу с преступностью, защиту прав и интересов каждого
участника общественных отношений; способов удовлетворения актуализированных
потребностей; основ системы знаний фундаментальных правовых дисциплин, ряда
дисциплин материального российского и зарубежного права; основ системы знаний
о нормативно-правовой базе профессиональной юридической деятельности в сфере
нормотворчества,правоприменения,правоохранительнойиэкспертно-
консультационнойдеятельности;знанийсодержанияпрофессиональной
компетентности юриста; индивидуального стиля деятельности в самостоятельной и
групповой работе; социальных ролей; профессиональной деятельности, применяя
алгоритмы, образцы, эталоны, и ее оценивания; умений работы в определенной
сфере профессиональной деятельности; системы самооценки учебной деятельности,
коррекции качеств и отслеживания стрессоустойчивости и регуляции поведения.
Третий, профессионально-проектировочный этап практико-ориентированной
технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров
юриспруденции в университете, соответствующий третьему году профессиональной
подготовки в условиях университета, направлен на проектирование направления
реализациисистемыпрофессиональныхмотивов;поведения,целей
профессиональной деятельности; развития мотивов самоутверждения, повышения
формального и неформального статусов; системы знаний отечественного
материального и процессуального права; общей системы знания о нормативно-
правовом обеспечении профессиональной деятельности в сфере нормотворчества,
правоприменения,правоохранительнойиэкспертно-консультационной
деятельности; детализации знаний в одной – двух профессиональных сферах
юридической деятельности; углубления профессиональной компетентности
бакалавров юриспруденции; путей совершенствования индивидуального стиля
деятельности в самостоятельной и групповой работе;деятельности по
формированию навыков работы в нестандартных ситуациях; алгоритмов анализа
подобной деятельности и коммуникаций в конкретной сфере профессиональной
юридической деятельности; методов совершенствования самооценки учебной и
профессиональной деятельности; ситуаций, способствующих раскрытию качеств,
необходимых для эффективной профессиональной юридической деятельности;
программы профессионального саморазвития.
Четвертый,профессионально-преобразующийэтаппрактико-
ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности
бакалавров юриспруденции в университете, соответствующий четвертому году
профессиональной подготовки в условиях университета, направлен на
преобразование модели профессиональных мотивов и направления реализации их
системы в реальную, устойчивую личностную структуру, обусловливающую
эффективную профессиональную деятельность; мотивов развития качеств личности;
проекта профессиональных целей в четко сформулированную, визуализированную,
осознанную цель профессиональной деятельности; системы знания конкретных
отраслей отечественного и зарубежного права в форму существования и
систематизации результатов познавательной деятельности; теоретического знания
правовой базы профессиональной юридической деятельности в конкретной ее
сфере; индивидуального стиля учебной деятельности в деятельность, максимально
приближенную к реальной профессиональной юридической деятельности в одной из
ее сфер; работы по образцу и их совершенствованию, нахождению новых путей
решения задач и коммуникаций в личностно-профессиональные виды общения;
методовсамооценкиличностнойипрофессиональнойзначимости,
обусловливающих эффективное решение профессиональных задач; программы
саморазвития по формированию профессиональной компетентности.
Особенности проявления у бакалавров юриспруденции в университете опыта
получения знаний, деятельности, в том числе творческой, отношения к себе,
профессии, миру на каждом этапе практико-ориентированной технологии
формирования профессиональной компетентности отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Этапы практико-ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности
у бакалавров юриспруденции в университете
I этап практико-ориентированной технологии – профессионально-поисковый

ФормаСистема методовРеализация метода на этапе технологии
образовательного
процесса
ЛекцияМетодыорганизацииивводная лекция; информационная лекция;
осуществленияучебно-рассказ; упражнения, конспектирование
познавательной
деятельности
Методы стимулирования исоздание благополучного эмоционального
мотивации ученияфона; «Спутник ожиданий»
Методыконтроляи«Синквейн»; устный опрос; «Кластер»;
самоконтроля в обученииконтрольнаяработа; тестирование;
самопроверка
ПрактическоеМетодыорганизациииработа с книгой; упражнения (кейс-стади);
занятиеосуществленияучебно-«Логическаяцепочка»;«Блеф-клуб»;
(просеминар;познавательнойдиктанты; работа в микро группах
семинар)деятельности
Методы стимулирования инаправление деятельности в конструктивное
мотивации учениярусло; создание ситуаций взаимопомощи
Методыконтроляисоставление тестов; тестирование с вопросами
самоконтроля в обученииодного типа
Самостоятельная МетодыорганизациииРабота с книгой (реферирование, доклад,
работаосуществленияучебно-историческая справка, сравнительная таблица,
познавательнойанализ общественного явления в историческом
деятельностиконтексте, подбор цитат, составление тезисов)
Методы стимулирования и«силлабус»;приучение;поощрение;
мотивации ученияназначение ведущим в деловой игре; запись
найденного материала под диктовку другими
студентами; выбор вида самостоятельной
работы;
Методыконтроляи опрос, «Микрофон»
самоконтроля в обучении
Научно-Методыорганизациии подготовкаобзорановинокнаучной
исследовательская осуществленияучебно- литературы; объяснение, «Свободное письмо»;
деятельностьпознавательнойисследовательский проект; информационный
деятельностипроект; «Мозговой штурм»
Методы стимулирования и участие разработчиков лучшего проекта в
мотивации учения«Неделе науки»
Методыконтроляи устный опрос по новинкам научной
самоконтроля в обучениилитературы; защита реферата; самоконтроль;
контроль в микро группах
II этап практико-ориентированной технологии – профессионально-моделирующий

ФормаСистема методов обучения Реализация метода на этапе технологии
образовательного
процесса
ЛекцияМетодыорганизацииилекция с запланированными ошибками;
осуществленияучебно-лекция-визуализация; категориальный обзор;
познавательнойиспользование опорных сигналов
деятельности
Методы стимулирования иодобрение; похвала; укрепление веры в себя;
мотивации ученияпредоставление выигрышного материала
Методыконтроляи«Знаю-Хочу знать-узнал», «Синквейн»
самоконтроля в обучении
ПрактическоеМетодыорганизациии«Фишбоун»
занятиеосуществленияучебно-«Трехступенчатоеинтервьюирование»,
(семинар)познавательной«Уголки», вебинар
деятельности
Метод стимулирования исоревнование, выбор формы проведения
мотивации учениязанятия,анализрезультатов балльно-
рейтинговой системы
Методконтроляи «SWOT-анализ», «Кубик Блума»
самоконтроля в обучении
Самостоятельная Методыорганизациии«Трехчастный дневник»;«Концептуальная
работаосуществленияучебно-таблица», «Аквариум»
познавательной
деятельности
Методы стимулирования истимулирующее оценивание, выполнение
мотивации учениязадания под руководством студента
Методыконтроляитестирование, оценивание микро группой,
самоконтроля в обучениисамооценкапосистемекритериев,
разработанных преподавателем и самим
студентом
Научно-Методыорганизацииибеседа; аргументированное эссе, курсовая
исследовательская осуществленияучебно-работа
деятельностьпознавательной
деятельности
Методы стимулирования ипризнание значимости личности, участие в
мотивации ученияконференции по результатам написания статьи
Методыконтроляиреферирование новой научной литературы,
самоконтроля в обученииконтроль знания основ категориального
аппаратанауки,методовнаучного
исследования, качество курсовой работы и ее
библиографического списка
III этап практико-ориентированной технологии – профессионально-проектировочный

ФормаСистема методов обучения Реализация метода на этапе технологии
образовательного
процесса
ЛекцияМетодыорганизациииЛекция-консультация, рассказ, объяснение;
осуществленияучебно-«Фокусирующие вопросы», «Пометки на
познавательнойполях»
деятельности
Методы стимулирования идемократический стиль взаимодействия; учет
мотивации ученияпознавательныхинтересов–уделение
внимания интересующему материалу
Методконтроляи контрольныеработы,«Продолжи
самоконтроля в обучениипредложение»
ПрактическоеМетодыорганизациии«Концептуальная карта», объяснение
занятиеосуществленияучебно-коллоквиум, проблемно-поисковые методы
(семинар)познавательной
деятельности
Методы стимулирования идискуссия, познавательные игры, назначение
мотивации ученияведущим игры, создание ситуации принятия
Методыконтроляитестирование (открытые вопросы), экспресс-
самоконтроля в обученииопрос, составление банка вопросов студентами
по теме занятия
Самостоятельная МетодыорганизациииБеседа;«Интеллектуальныйфутбол»,
работаосуществленияучебно-разработка программы правового просвещения
познавательнойстаршеклассников
деятельности
Методы стимулирования иразбор документации организаций различных
мотивации ученияорганизационно-правовых форм, добавление
баллов за глубину и новизну материала
Методыконтроляи «Портфолио», представление таблиц с
самоконтроля в обучениианализомдокументацииорганизаций
различных организационно-правовых форм,
самоанализ
Научно-Методыорганизациииэвристическая беседа, пример
исследовательская осуществленияучебно-проектирование, курсовая работа
деятельностьпознавательной
деятельности
Методы стимулирования иэмоциональное воздействие, участие лучшего
мотивации ученияпроекта в конкурсе проектов всероссийского
уровня
Методыконтроляи защита проекта, наличие статьи или тезисов,
самоконтроля в обучениикачество курсовой работы
IV этап практико-ориентированной технологии – Профессионально-преобразующий
ФормаСистема методов обучения Реализация метода на этапе технологии
образовательного
процесса
ЛекцияМетодыорганизациии проблемная лекция, беседа
осуществленияучебно-
познавательной
деятельности
Методы стимулирования и выборочное конспектирование, наблюдение
мотивации учениябеседа
Методыконтроля и устный опрос, тестирование
самоконтроля в обучении
ПрактическоеМетодыорганизацииисамостоятельнаяорганизацияучебной
занятиеосуществленияучебно-дискуссии; дебаты, «Плюс, минус, интересно»
(семинар)познавательной
деятельности
Методы стимулирования и«Пила», соревнование
мотивации учения
Методыконтроляиустный опрос, балльно-рейтинговая система
самоконтроля в обучении
Самостоятельная Методыорганизациииэтическая беседа; разработка анкеты для
работаосуществленияучебно-выявления мотивации первокурсников
познавательной
деятельности
Методы стимулирования иработа одной группы студентов с другой с
мотивации учениясамостоятельным выбором вида работы
Методыконтроляитестирование, контрольная работа
самоконтроля в обучении
Научно-Методыорганизацииилекция-консультация по ВКР; обработка
исследовательская осуществленияучебно-результатов анкетирования, реферированный
деятельностьпознавательнойобзор литературы ВКР, написание статьи /
деятельноститезисов, написание ВКР
Методы стимулирования иинтервьюирование работодателей
мотивации учения
Методыконтроляиналичие статьи / тезисов, защита реферата,
самоконтроля в обучениикачество ВКР.
Каждый этап практико-ориентированной технологии формирования
профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете
выступает фундаментом для следующего, обусловливает направление, динамику и
качество его формирования.
В целях решения четвертой задачи, созданкритериально-оценочный
аппарат. Функционально показатели мотивационного критерия измеряемы
методикой«Определениеосновныхмотивоввыборапрофессии»
Е.М. Павлютенков), методикой «Отношение к праву» (Д.С. Безносов),
анкетированием. Показатели содержательно-когнитивного критерия – с помощью
батареи тестов, а практико-технологического – кейсами, анализом способов
решения профессиональных задач, опросом, наблюдением, методом экспертных
оценок и тестом «Креативность» (Н.Ф. Вишнякова). Показатели оценочно-
рефлексивного критерия исследуем с помощью методики «Определение нервно-
психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз», методики
«Диагностика уровня развития рефлексивности» (А.В. Карпов), методики
«Определение уровня познавательной активности обучающихся».
Проверка по выделенным показателям позволила дифференцировать
обучающихся по трем уровням в зависимости от степени сформированности их
профессиональной компетентности: низкий уровень – характеризуется желанием
осуществлять профессиональную юридическую деятельность; наличием основ
знания материального и процессуального права; способностью решать
профессиональные задачи по предлагаемому образцу; отсутствием навыков
акцентирования на позитивном опыте. Средний уровень – определен наличием
профессиональных мотивов; частичной систематизацией знания отечественного,
зарубежного материального и процессуального права; способностью осуществлять
самостоятельный поиск правовой информации; устойчивостью эмоционально-
волевой сферы, готовностью к самоанализу. Высокий уровень – представлен
сформированностью системы профессиональных мотивов; систематизацией
правовых знаний, прочным освоением тезауруса; наличием опыта применения
знаний в хотя бы одной сфере профессиональной деятельности, способностью
осуществить поиск и анализ правовой ситуации в нестандартных условиях;
активным участием в образовательном процессе; применением рефлексии.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что обучающиеся
первого курса в большинстве находятся на низком уровне сформированности
профессиональной компетентности, что указывает на актуальность нашего
исследования. Были определены экспериментальная (14 студентов) и контрольная
(17 студентов) группы (ЭГ и КГ) с близким уровнем сформированности
профессиональной компетентности.
Формирующий эксперимент основан на апробации модели и реализации
практико-ориентированнойтехнологииформированияпрофессиональной
компетентности бакалавров юриспруденции в университете в экспериментальной
группе. В контрольной группе обучение проводилось традиционными формами и
методами педагогической деятельности. Опытно-экспериментальная работа в
рамках формирующего эксперимента в экспериментальной группе на
профессионально-поисковом этапе включала на лекционных занятиях: вводную и
информационную лекции, рассказ, упражнения, конспектирование, создание
благополучного эмоционального фона, методику «Спутник ожиданий»,
«Синквейн»; устный опрос, методику«Кластер»,контрольную работу,
тестирование, самопроверку. На практических (семинарских) занятиях: работу с
книгой, упражнения (кейс-стади), методики «Логическая цепочка» и «Блеф-клуб»,
диктанты, работу в микро группах, направление деятельности в конструктивное
русло, создание ситуаций взаимопомощи, составление тестов, тестирование с
вопросами одного типа. На самостоятельных занятиях: работу с книгой
(реферирование, доклад, историческая справка, сравнительная таблица, анализ
общественного явления в историческом контексте, подбор цитат, составление
тезисов), методику «силлабус», приучение, поощрение, назначение ведущим в
деловой игре, запись найденного материала под диктовку другими студентами,
выбор вида самостоятельной работы, опрос, методику «Микрофон». В научно-
исследовательской деятельности: подготовку обзора новинок научной литературы,
объяснение, методику «Свободное письмо»; исследовательский проект,
информационный проект, «Мозговой штурм», участие разработчиков лучшего
проекта в «Неделе науки», устный опрос по новинкам научной литературы, защиту
реферата; самоконтроль; контроль в микро-группах.
На профессионально-моделирующем этапе опытно-экспериментальная работа
заключалась в применении на лекционных занятиях: лекции с запланированными
ошибками, лекции-визуализации, категориального обзора, опорных сигналов,
одобрения, похвалы, укрепления веры в себя, предоставления выигрышного
материала, методик «Знаю-Хочу знать-узнал», «Синквейн». На практических
(семинарских)занятиях:методик«Фишбоун»,«Трехступенчатое
интервьюирование», «Уголки», вебинара, соревнования, выбора формы проведения
занятия, анализа результатов балльно-рейтинговой системы, «SWOT-анализа»,
«Кубика Блума». На самостоятельной работе: методик «Трехчастный дневник»;
«Концептуальная таблица», «Аквариум», стимулирующего оценивания, выполнения
заданий под руководством студента, тестирование, оценивание микро группой,
самооценки по системе критериев, разработанных преподавателем и самим
студентом. В научно-исследовательской деятельности: беседы; аргументированного
эссе, курсовой работы, признания значимости личности, участия в конференции по
результатам написания статьи, реферирования новой научной литературы, контроля
знания основ категориального аппарата науки, методов научного исследования,
качества курсовой работы и ее библиографического списка.
На профессионально-проектировочном этапе опытно-экспериментальная
работа заключалась в использовании на лекционных занятиях: лекция-
консультации, рассказа, объяснения; методик «Фокусирующие вопросы» и
«Пометки на полях», демократического стиля взаимодействия; учета
познавательных интересов – уделения внимания интересующему материалу,
контрольных работ,методики «Продолжи предложение». На практических
(семинарских) занятиях: методики «Концептуальная карта», объяснения,
коллоквиума, проблемно-поисковых методов, дискуссии, познавательных игр,
назначения ведущим игры, создания ситуации принятия, тестирования (открытые
вопросы), экспресс-опроса, составления банка вопросов студентами по теме занятия.
В самостоятельной работе: беседы; методики «Интеллектуальный футбол»,
разработки программы правового просвещения старшеклассников,разбора
документации организаций различных организационно-правовых форм, добавления
баллов за глубину и новизну материала, «Портфолио», представления таблиц с
анализом документации организаций различных организационно-правовых форм,
самоанализа. В научно-исследовательской деятельности: эвристическая беседа,
примера, проектирования, курсовой работы, эмоционального воздействия, участия
лучшего проекта в конкурсе проектов всероссийского уровня, защиты проекта,
наличия статьи или тезисов, качества курсовой работы.
Напрофессионально-преобразующем этапе опытно-экспериментальная
работа на лекционных занятиях заключалась в применении: проблемной лекции,
беседы, выборочного конспектирования, наблюдения, устного опроса, тестирования.
На практических (семинарских) занятиях: самостоятельной организации учебной
дискуссии, дебатов, методик «Плюс, минус, интересно» и «Пила», соревнования,
устного опроса, балльно-рейтинговая системы. В самостоятельной работе:
этической беседы, разработки анкеты для выявления мотивации первокурсников,
работы одной группы студентов с другой с самостоятельным выбором вида работы,
тестирования, контрольной работы. В научно-исследовательской деятельности:
лекции-консультациипоВКР;обработкирезультатованкетирования,
реферированного обзора литературы ВКР, написания статьи / тезисов, написания
ВКР, интервьюирования работодателей, наличия статьи / тезисов, защиты реферата,
качества ВКР.
Контрольный эксперимент позволил получить оценку эффективности
формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в
университете на основе практико-ориентированной технологии. Для чего
произведено сравнение результатов обучения в экспериментальной и контрольной
группах.Анализрезультатовопытно-экспериментальнойработы
продемонстрировал более высокий уровень сформированности профессиональной
компетентности в экспериментальной группе, в которой была апробирована модель
иреализованапрактико-ориентированнаятехнологияформирования
профессиональной компетентности, по сравнению с результатами контрольной
группы (гистограммы 1-4).
Так, увеличение количества обучающихся, с выраженной иерархией мотивов
на высоком уровне в экспериментальной группе составляет 71,4% (0 % в начале), в
контрольной группе – 23,6 % (6% в начале); в экспериментальной группе знания
приобрели системный характер на высоком уровне у 50 % (0% в начале), в
контрольной группе – 11,7% (5,9% в начале); в экспериментальной группе
способность применять знания в различных сферах профессиональной деятельности
на высоком уровне с 0% выросла до 57,2%, в то время как в контрольной – с 5,9%
лишь до 11,7%; на высоком уровне фиксировалась значительная динамика по
показателю «способность к самоанализу», например в экспериментальной группе
произошел рост с 7,1% до 42, 9%, а в контрольной группе динамика не наблюдалась
– 5,9% в начале и 5,9% в итоге. Проверка статистической значимости расхождений
результатов групп, участвующих в эксперименте, произведенная с применением
критерия  2 на уровне значимости 0,05, показала достоверность различий. Анализ
опытно-экспериментальной работы позволил заключить, что предложенная нами
модель и технология формирования профессиональной компетентности бакалавров
юриспруденции в университете эффективны. Полученные экспериментальные
данные указывают на положительные изменения, происшедшие в плане
профессионального роста студентов экспериментальной группы.
Уровни сформированности0102030405060708090
/ Группы эксперимента
23,8
Начало эксперимента КГ (низкий)11,8
29,4
5,9Выраженная иерархия
Итог эксперимента КГ (низкий)5,9
5,9
28,6профессиональных мотивов
Начало эксперимента ЭГ (низкий)0
28,6
0Ценностное отношение к праву
Итог эксперимента ЭГ (низкий)0
Начало эксперимента КГ (высокий)5
11,8Удовлетворенность
23,5
Итог эксперимента КГ (высокий)17,6образовательным процессом
29,4
Начало эксперимента ЭГ (высокий)3
7,1
71,4
Итог эксперимента ЭГ (высокий)64,3
78,6

Гистограмма 1. Мотивационный компонент динамики показателей сформированности
профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете, в %.
Уровни сформированности020406080100
/ Группы экспериментаСистематизация правовых
52,9знаний
Начало эксперимента КГ (низкий)76,4
82,4
11,8
Итог эксперимента КГ (низкий)35,3
57,2
Начало эксперимента ЭГ (низкий)78,6Знание основ
85,8
0профессиональной
Итог эксперимента ЭГ (низкий)7,1
0деятельности
5,9
Начало эксперимента КГ (высокий)5,9
5,9
11,7Знание содержания
Итог эксперимента КГ (высокий)5,9
0профессиональной
Начало эксперимента ЭГ (высокий)0
компетентности бакалавров
Итог эксперимента ЭГ (высокий)35,7юриспруденции
Гистограмма 2. Когнитивный компонент динамики показателей сформированности
профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете, в %.

Уровни сформированности020406080100
/ Группы эксперимента58,8
Начало эксперимента КГ (низкий)82,4
88,3
5,9
Итог эксперимента КГ (низкий)11,7Способность осуществлять поиск
29,4
64,2и анализ правовой информации
Начало эксперимента ЭГ (низкий)85,7
71,5
Итог эксперимента ЭГ (низкий)7,1Способность применять знания в
7,1
5,9различных сферах деятельности
Начало эксперимента КГ (высокий)5,9
23,5
Итог эксперимента КГ (высокий)11,7Способность последовательно
5,9
0выполнять задания, выход за
Начало эксперимента ЭГ (высокий)0
7,1алгоритм
71,4
Итог эксперимента ЭГ (высокий)57,2
42,9

Гистограмма3. Деятельностный компонент динамики показателей сформированности
профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете, в %.

Уровни сформированности0102030405060708090
/ Группы эксперимента23,5
Начало эксперимента КГ (низкий)11,8
35,3
11,7
Итог эксперимента КГ (низкий)11,7
29,4Стрессоустойчивость
21,4
Начало эксперимента ЭГ (низкий)14,3
0Самооценка познавательной
Итог эксперимента ЭГ (низкий)0
14,2
23,6деятельности
Начало эксперимента КГ (высокий)42,2
5,9Способность к самоанализу
23,5
Итог эксперимента КГ (высокий)41,2
5,9
21,5
Начало эксперимента ЭГ (высокий)50
7,1
71,4
Итог эксперимента ЭГ (высокий)42,985,7

Гистограмма 4. Рефлексивный компонент динамики показателей сформированности
профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете, в %.

В заключении обобщены результаты диссертационного исследования,
сформулированы основные выводы, определены перспективы дальнейшей работы.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
1.Профессиональнаякомпетентностьбакалавровюриспруденции
представляет собой профессионально-личностное качество выпускника по
направлению подготовки юриспруденция, проявляющееся в способности к
эффективномурешениюпрофессиональныхзадачв нормотворческой,
правоприменительной,правоохранительной,экспертно-консультационной
деятельности.
2. Модель формирования профессиональной компетентности бакалавров
юриспруденциивуниверситетесодержитцелевой,содержательный,
технологический, критериально-оценочный, результативно-оценочный блоки.
3. Практико-ориентированная технология формирования профессиональной
компетентности бакалавров юриспруденциипредставляет собой механизм
реализации модели ее формирования в образовательном процессе университета, что
детерминировало ее эффективность.
4. Выявленные в ходе исследования критерии: мотивационный,
содержательно-когнитивный, практико-технологический, оценочно-рефлексивный
позволили определить показатели, способствующие определению низкого, среднего,
высокого уровней сформированности профессиональной компетентности
бакалавров юриспруденции в университете.
Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, дают
основание считать, что задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза
подтверждена.
Данноеисследованиенеисчерпываетпроблемы.Дальнейшими
направлениями исследования могут быть: повышение уровня профессиональной
компетентностибакалавровюриспруденциивнормотворческой,
правоприменительной,правоохранительной,экспертно-консультационной
деятельности, рассмотрение проблемы в контексте новых профессиональных и
образовательных стандартов, формирование профессиональной компетентности
магистров юриспруденции.

Актуальность исследования. Устойчивое положение России на новой ступени развития государственности обеспечивает реализация в полной мере конституционной нормы о правовой основе ее внешней и внутренней политики. В этой связи, институты гражданского общества при осуществлении взаимодействия с государством, предъявляют четкие требования к выпускникам образовательных организаций высшего образования по направлению подготовки юриспруденция, которые должны осуществлять нормотворческую, правоприменительную, правоохранительную, экспертно-консультационную деятельность. Быстро развивающиеся общественные отношения, расширение сферы профессиональной деятельности современных юристов не позволяет в полной мере выявить знаниевую составляющую их способности к профессиональной деятельности, однако педагогика высшего образования обладает ориентиром, позволяющим осуществлять профессиональную подготовку бакалавров юриспруденции. В этом качестве выступает компетентность, позволяющая эффективно решать профессиональные задачи в сферах разработки и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.
Требования к профессиональной подготовке бакалавров юриспруденции обусловлены нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, Государственной программы Российской Федерации “Развитие образования”, в соответствии с которыми ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция реализуется в рамках компетентностного подхода. Актуальность формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в вытекает из общих идей, закрепленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 21.04.2021 г. [161], Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” [135], Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [249], а также положений Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, профессиональных стандартов «Специалист по конкурентному праву» (2021 г.) [252], «Следователь-криминалист» (2015 г.) [141], «Специалист по операциям с недвижимостью» (2019), проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ “Об утверждении профессионального стандарта “Юрист” (подготовлен Минтрудом России 27.03.2020 г.), а также ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 юриспруденция (2016 и 2020 гг.) [143]. С усложнением общественных отношений, а вместе с этим и расширением сферы деятельности и профессиональной применимости юристов, компетентное решение вопросов нормотворческого, правоприменительного, правоохранительного, экспертно- консультационного характера приобретает первостепенную важность на государственном уровне, а необходимость формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете представляет собой новый заказ общества и государства на компетентных специалистов данного направления подготовки.
Вместе с тем вопрос качества профессиональной подготовки бакалавров юриспруденции в университете и технологий ее формирования остается открытым ввиду существующего разрыва между профессиональным образованием и реальной профессиональной деятельностью юристов (Е.В. Воскресенская, Э.А. Гаджиева, Д.А. Липинский, А.В.Малько, С.Н.Мальцева, Е.Н. Петроченко, П.К. Рамазанова). Очевидно, качество будущей профессиональной деятельности бакалавров юриспруденции во многом определено наличием опыта правовой деятельности, приобретенного в образовательном процессе университета, уровнем сформированности у них профессиональной компетентности. Степень разработанности проблемы исследования. Анализ научной литературы показал, что в ней существуют определенные предпосылки исследования проблем формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете. В частности, вопросам, содержания и структуры компетентности посвящены научные работы В.И. Байденко, А.А. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.К. Марковой, В.В. Серикова, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, Ф Вайнерта, Ж.Делора, Д. Равенна, В. Хутмахера.
Проблемы формирования профессиональной компетентности и технологии ее формирования в условиях университета рассмотрены в трудах М.И. Алдошиной, Н.Р. Азизовой, Н.С. Гедуляновой, А.Д. Гонеева, Е.Н. Ковешниковой, Э.П. Комаровой, В.С. Макеевой, А.М. Митяевой, Н.И. Никитиной, П.И. Образцова, Н.Э. Онищенко, В.И. Правдюк, С.С. Савельевой, А.И. Умана, А.С. Фетисова.
Некоторые аспекты формирования профессиональной компетентности будущих юристов нашли свое отражение в исследованиях М.И. Гараева, О.М. Косяновой, В.Е. Николашкиной, Э.Н. Нигматуллиной, М.В. Сидоровой, Ю.С. Сергеевой.
При неоспоримой теоретической и практической значимости исследований указанных авторов следует отметить, что выделенный нами аспект изучения формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции на основе практико-ориентированной технологии в университете остается неразработанным.
Анализ научной литературы и практики университетов позволил выделить противоречие между потребностью общества, рынка труда в подготовке компетентных бакалавров юриспруденции и ограниченными возможностями ее удовлетворения традиционными средствами юридического образования в университете по формированию профессиональных компетенций, не предусматривающими этапного использования практико-ориентированной технологии; – высоким потенциалом образовательного процесса университета в формировании профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции и недостаточным уровнем его реализации в профессиональном образовании бакалавров юриспруденции.
Данное противоречие обусловило выбор темы диссертационного исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы модель и технология формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в образовательном процессе университета?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: формирование профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете.
Предмет исследования: формирование профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете на основе практико-ориентированной технологии.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете на основе практико-ориентированной технологии будет эффективным, если:
– в качестве сущностных характеристик профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в образовательном процессе университета будут рассматриваться их способности к осуществлению нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно- консультационной видов профессиональной деятельности юристов;
– модель формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции будет описывать условия поэтапного освоения ими опыта организации профессиональной деятельности в образовательном процессе университета;
– в качестве психолого-педагогического механизма формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции будет выступать практико-ориентированная технология ее формирования в образовательном процессе университета, реализуемая в различных видах образовательного взаимодействия поэтапно;
– мониторинг формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции на основе практико-ориентированной технологии будет осуществляться ресурсами критериально-оценочного аппарата, позволяющего определить уровни сформированности профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены задачи:
1. Теоретически обосновать сущность, содержание и структуру понятия «профессиональная компетентность бакалавров юриспруденции».
2. Разработать модель формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете на основе практико-ориентированной технологии.
3. На основе модели обосновать и опытно-экспериментальным путем апробировать практико-ориентированную технологию формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете.
4. Разработать и верифицировать критериально-оценочный аппарат определения уровней сформированности профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции на основе практико-ориентированной технологии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: системный (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, А.В. Брушлинский, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин); деятельностный (А.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф Талызина, Д.Б. Эдьконин); личностно-ориентированный (Е.Д. Божович, Е.В. Бондаревская, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); компетентностный (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Д.Равенн, В. Хутмахер, А.В. Хуторской); технологический (М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман) подходы; теоретические положения педагогики высшего образования (М.И. Алдошина, Н.С. Гедулянова, А.Д. Гонеев, Е.Н. Ковешникова, В.В. Краевский, В.С. Макеева, А.М. Митяева, Н.И. Никитина, В.А. Николаев, П.И. Образцов, В.И. Правдюк, М.В. Сидорова, А.И. Уман, А.С. Фетисов), а также теории: содержания образования (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, А.И. Уман); моделирования образовательного процесса (П.И. Пидкасистый, Г.С. Селевко, В.А. Сластенин); теории профессиональной компетентности (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской); технологии профессиональной подготовки юристов в условиях университетского образования (И.А. Жукова, О.А. Макарова, Е.Г. Светличный, Ю.С. Сергеева, М.В. Сидорова, А.А. Тажеев, Р.Р. Хайрутдинова); различные положения формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции (С.Л. Вишневская, М.Д. Ильязова, И.А. Кулантаева, К.Э. Маркарова, Е.А. Рудько, С.В. Старикова, А.А. Таова, С.Д. Цыренжапова).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретические (анализ, синтез, обобщение, прогнозирование, моделирование); эмпирические (беседы, наблюдение, анкетирование, тестирование, метод самооценки, педагогический эксперимент), а также методы математической статистики.
Эмпирическую базу исследования в организационном плане опытно- экспериментальной работы составили: юридический институт ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» и юридический факультет Среднерусского института управления – филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Всего на различных этапах исследования было охвачено 131 обучающихся направления подготовки «Юриспруденция». Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2015 по 2021 гг. и включало три этапа.
На первом этапе (2015-2016 гг.) была определена проблема, тема, разработан научный аппарат исследования. Выявлены сущность, содержание, структура профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции, разработано содержание и стратегия педагогического эксперимента, осуществлено измерение и оценка исходного уровня сформированности профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции, создана модель формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции на основе практико-ориентированной технологии.
На втором этапе (2016-2020гг.) был проведен формирующий эксперимент, заключающийся в апробации и внедрении в образовательный процесс университета модели и практико-ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции.
На третьем этапе (2020-2021 гг.) завершен педагогический эксперимент, систематизированы и обобщены полученные результаты, проведена итоговая оценка эффективности модели и практико- ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете, сформулированы выводы, оформлен текст диссертации.
Основные результаты исследования, их научная новизна
заключаются в том, что полученные ранее научные результаты, касающиеся формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции, дополнены новой идеей ее роста при реализации практико- ориентированной технологии ее формирования на основе авторской модели:
– теоретически обоснованы сущность, структура и содержание понятия «профессиональная компетентность бакалавров юриспруденции»;  разработана модель формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции на основе практико- ориентированной технологии;
 обоснована и апробирована практико-ориентированная технология формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в образовательном процессе университета;
 разработан и верифицирован критериально-оценочный аппарат, необходимый для определения уровня сформированности профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете на основе практико-ориентированной технологии.
Теоретическая значимость исследования заключена в том, что его результаты дополняют и развивают методологию и технологию профессионального образования в сфере формирования профессиональной компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция. В исследовании уточнено понятие профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции, ее сущностных характеристик и содержательно-структурных компонентов; осуществлена разработка и теоретическое обоснование модели и практико- ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
– результаты и основные выводы исследования могут быть применены в практике образовательных организаций высшего образования в целях повышения эффективности формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции, служить базой для поиска новых решений по формированию профессиональной компетентности;
– разработанные теоретические положения и методический инструментарий способствуют повышению качества и совершенствованию практики профессиональной подготовки бакалавров юриспруденции на основе практико-ориентированной технологии; – практико-ориентированная технология формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции может быть использована в образовательном процессе образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, а также организаций дополнительного профессионального образования по направлению подготовки юриспруденция;
– разработанный и верифицированный критериально-оценочный аппарат определения уровней сформированности профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете может быть использован в системе повышения квалификации специалистов по юриспруденции.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечены опорой на теоретические разработки в области философии, педагогики, психологии, права, применением комплекса взаимопроверяемых и взаимодополняемых научных методов, адекватных объекту, задачам и логике исследования; репрезентативностью эмпирических результатов, опытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендаций; корректным использованием статистических методов обработки и интерпретации экспериментальных данных; воспроизводимостью и возможностью использования полученных результатов в педагогической практике образовательных организаций, реализующих программы бакалавриата по направлению подготовки юриспруденция.
Личный вклад автора в исследование заключается в разработке основных положений и общего замысла диссертации, анализе и обобщении теоретического материала по проблеме формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете, разработке модели и практико-ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, разработке критериев, показателей и уровней сформированности искомого явления.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональная компетентность бакалавров юриспруденции представляет собой профессионально-личностное качество выпускника по направлению подготовки юриспруденция, проявляющееся в способности к эффективному решению профессиональных задач в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной деятельности. Структура профессиональной компетентности включает в себя мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный компоненты.
2. Модель формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете – единство целевого, содержательного, технологического, критериально-оценочного, результативного блоков. Целевой блок отражает социальный заказ общества и государства на формирование профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции и планируемый результат профессиональной подготовки. Содержательный блок представлен опытом получения знаний, деятельности, творчества, отношения к миру, профессии, себе. Технологический блок раскрывается практико-ориентированной технологией формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете посредством методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации учения, контроля и самоконтроля в обучении. Критериально- оценочный блок содержит критериально-оценочный аппарат выявления уровня сформированности профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете. Результативный блок характеризует достигнутый результат формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции.
3. Практико-ориентированная технология формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете является механизмом реализации соответствующей модели и представляет собой целенаправленную, последовательную деятельность педагога и студентов на четырех преемственных этапах: профессионально- поисковом, профессионально-моделирующем, профессионально- проектировочном, профессионально-преобразующем.
4. Критериально-оценочный аппарат сформированности профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции включает: мотивационный критерий (иерархия профессиональных мотивов, отношение к праву, удовлетворенность образовательным процессом университета); содержательно-когнитивный критерий (систематизация правовых знаний, знание основ профессиональной деятельности, знание содержания профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции); практико- технологический критерий (способность осуществлять поиск и анализ правовой информации, способность применять правовые знания в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно- консультационной деятельности, способность последовательно выполнять задания, выходить за рамки алгоритма); оценочно-рефлексивный критерий (стрессоустойчивость, самооценка, способность к рефлексии).
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», докладывались на международных (Брянск, 2019; Санкт-Петербург, 2020; Томск, 2020; Махачкала, 2020; Ростов-на-Дону, 2021), всероссийских (Борисоглебск, 2019; Пенза, 2020; Ижевск, 2020; Ростов-на-Дону, 2020; Ростов-на-Дону, 2021) конференциях. Материалы диссертации нашли отражение в статьях, коллективных сборниках научных трудов. Основные результаты представлены в 15 авторских публикациях, среди которых 5 статей, рекомендованных ВАК РФ. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Формирование профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете на основе практико-ориентированной технологии»

    Публикации автора в научных журналах

    Научно-методическое обеспечение развития Приокского регионального многопрофильного бизнес-инкубатора Орловского государственного университета
    Ученые записки Орловского государственногоуниверситета. – 2013, № 5(55). – С. 281-285 (1 п.л., из них авт. – 0,5 п.л.)
    Опыт апробации технологии формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции
    ВестникВоронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшегообразования. – 2021, № – С. 93-96 (1 п.л., из них авт. – 0,5 п.л.).
    Классический университет: история и современность:материалы II всероссийской научно-практической конференции с международнымучастием / под ред. Д.В. Репникова. – Ижевск: изд-во УГУ, – 2– С. 145
    Методы формирования профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции
    Проблемы педагогической инноватики впрофессиональном образовании: Материалы XXI Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. – СПб.: Изд.РГПУ им. А.И. Герцена, 2– С. 108
    Потенциал образовательного процесса университета в формировании профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции
    Методология, теория и практика инновационного развитии региональногообразования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.:Издательство «Перо», 2– С.522
    Значение гражданских ценностей в формировании профессиональной компетентности будущих юристов
    Актуальные проблемыпедагогики и образования: сборник научных статей / науч. ред. и сост.Н.А. Асташова. – Брянск: РИО БГУ; Изд-во «Полиграм-Плюс», – 2– С. 467
    Организация самостоятельной работы в профессиональной подготовке бакалавров юриспруденции
    Вопросы устойчивого развития общества.– 2020, № – С. 255
    Реализация технологии кейс-стади в формировании профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции
    Научно-исследовательские решения современной России в условиях кризиса: материалыXXVI Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х ч. Ч-– Ростов-на-Дону: изд-во ЮФУ, – 2– С. 104
    Формирование профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции в университете: технологические аспекты
    Естественно-научные и гуманитарные исследования: теоретические и практическиеаспекты: материалы XXXI Всероссийской научно-практической конференции: в 2-хч. Ч-– Ростов-на-Дону: изд-во ЮФУ, 2– С.127
    Компетентностный подход: социокультурный феномен современного высшего образования
    Научные исследования и разработки: новое иактуальное: материалы X Международной научно-практической конференции: в 2-хч. Ч-– Ростов-на-Дону: изд-во ЮФУ, 2– С.203-Ератова Т.И. Формирование профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции вуниверситете на основе практико-ориентированной технологии:автореф. дис. канд. пед. наук. – Орёл, 2– 24 с.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»