Формирование речеязыковых и двигательных процессов у детей 6-7 лет с дизартрией

Гарёва Татьяна Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение………………………………………………………………………… 5
Глава 1 Теоретический обзор проблемы изучения речеязыковых
и двигательных процессов у детей с дизартрией…………………………. 14
1.1 Изучение речеязыковых и двигательных процессов в российских
и зарубежных исследованиях………………………………………… 14
1.2 Изучение речеязыковых и двигательных процессов в онтогенезе…. 23
1.3 Изучение речеязыковых и двигательных процессов у детей с
дизартрией………………………………………………………………. 30
Выводы по 1 главе………………………………………………………. 47
Глава 2 Экспериментальное исследование речеязыковых и
двигательных процессов у детей с дизартрией……………………………. 49
2.1 Организация констатирующего эксперимента. Характеристика
детей с дизартрией……………………………………………………… 49
2.2 Программа исследования речеязыковых и двигательных процессов.. 53
2.3 Количественно-качественный анализ исследования речеязыковых
и двигательных процессов у детей с дизартрией…………………… 59
2.4 Корреляционный и кластерный анализ нарушений речеязыковых
и двигательных процессов у детей с дизартрией……………………. 123
Выводы по 2 главе…………………………………………………….. 131
Глава 3 Педагогическая модель формирования речеязыковых и
двигательных процессов у детей с дизартрией…………………………… 133
3.1 Методологические основы педагогической модели формирования
речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией……. 133
3.2 Планирование и организация педагогической модели
формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей с
дизартрией………………………………………………………………. 135
3.3 Содержание педагогической модели………………………………….. 142
3.3.1 Содержание логопедической работы с детьми с дизартрией
на подготовительном этапе…………………………………………….. 142
3.3.2 Логопедическая работа на подготовительном этапе в рамках в
рамках реализации общих направлений с детьми с дизартрией…….. 142
3.3.3 Логопедическая работа на подготовительном этапе в рамках
реализации специальных направлений с детьми с дизартрией
(уровень микрокоморбидности)……………………………………….. 146
3.3.4 Логопедическая работа на подготовительном этапе в рамках
реализации специальных направлений с детьми с дизартрией
(уровень мезокоморбидности)…………………………………………. 149
3.3.5 Логопедическая работа на подготовительном этапе в рамках
реализации специальных направлений с детьми с дизартрией
(уровень макрокоморбидности)……………………………………….. 153
3.4 Организация логопедической работы на основном этапе…………… 155
3.4.1 Логопедическая работа на основном этапе в рамках
реализации общих направлений с детьми с дизартрией……………… 153
3.4.2 Логопедическая работа на основном этапе в рамках
реализации специальных направлений с детьми с дизартрией
(уровень мезокоморбидности)…………………………………………. 162
3.4.3 Логопедическая работа на основном этапе в рамках
реализации специальных направлений с детьми с дизартрией
(уровень макрокоморбидности)……………………………………… 166
3.5 Организация логопедической работы на обобщающем этапе………. 175
3.6 Результаты контрольного эксперимента……………………………… 177
Выводы по главе 3……………………………………………………… 180
Заключение……………………………………………………………………. 183
Список литературы……………………………………………………………… 185
Приложения…………………………………………………………………… 211
Приложение А Изучение произносительной стороны речи………… 215
Приложение Б Изучение фонематического слуха…………………… 217
Приложение В Изучение лексики…………………………………….. 218
Приложение Г Изучение морфологических процессов……………… 220
Приложение Д Изучение синтаксических процессов………………… 222
Приложение Е Изучение связной речи……………………………….. 223
Приложение Ж Исследование двигательных процессов…………….. 224
Приложение И Результаты изучения анатомических особенностей
периферического артикуляционного аппарата у детей
экспериментальной группы …………………………………………… 229

Во введении раскрыта актуальность выбранной темы, цель, задачи,
объект, предмет, гипотеза, проблема, методы и этапы исследования,
научнаяновизна,теоретическаяипрактическаязначимость,
сформулированы основные положения, выносимые на защиту, приведены
сведения о достоверности и внедрении результатов исследования, об их
апробации.
Первая глава «Теоретический обзор изучения речеязыковых и
двигательных процессов у детей с дизартрией» представлена
многообразными междисциплинарными аспектами, научными подходами к
изучению речеязыковых и двигательных процессов и особенностей их
нарушений у детей с дизартрией.
В первом параграфе 1.1 «Изучение речеязыковых процессов в
российских и зарубежных исследованиях» подробно излагается генезис
научных взглядов на проблему развития речи и языка в рамках различных
научных концепций (психологии, лингвистики, нейрофизиологии и т.д.),
раскрыты этапы и стадии становления языка и речи, их значение для
дальнейшей социализации и коммуникативного развития детей,
взаимосвязи речевого развития с особенностями двигательного развития.
Развитие языка и речи рассматриваются в контексте взаимосвязанных,
взаимодополняющихпроцессов,направленныхна полноценное
осуществление коммуникации, социализации, накопления и обобщения
умений, знаний, опыта (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ф. Соссюр, С. Милевски, Л.Б. Халилова,
Л.В. Щерба). Определены роль и значение, которые играют существующие
межанализаторные тесные связи, определяющие качественные параметры
онтогенетического хода развития изучаемых процессов (Т.В. Ахутина,
М.М. Безруких, Г.М. Богомазов, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, М.Е. Хватцев,
С.Н. Цейтлин и др.). Фундаментальными научными трудами для нашего
исследования стали научные концепции И.М. Сеченова, основанные на
исследованиях рефлекторной деятельности, и И.П. Павлова, раскрывающие
суть изучения «динамических систем» головного мозга и их роль в развитии
речи детей. Важную роль сыграли учения Б.Г. Ананьева, В.М. Бехтерева,
В.И. Бельтюкова, М.М. Кольцовой об особенностях взаимосвязи
анализаторных систем и их влияния на дальнейшее развитие речеязыковых
процессов у детей и психики в целом. В настоящее время в литературе
насчитывается множество научных трудов, посвященных изучению
особенностей взаимосвязи речи и языка, речи и движений у детей в
условиях онто- и дизонтогенеза (Е.Ф. Архипова, Е.Э. Артемова, Г.В.
Бабина, Л.Б. Баряева, М.М. Безруких, Л.И. Белякова, Т.Г. Визель, О.Е.
Грибова, Л.В. Лопатина, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова,
Н.В. Серебрякова, О.Г. Приходько, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева,
Г.В. Чиркина и др.). В научных источниках зарубежной литературы
дизартрия представлена как расстройство речи и координации движений,
степень выраженности, корреляции которых оказывают существенное
влияние на симптоматику вербальных и невербальных расстройств (Michael
Robb, Kathleen Wermke, Jodi Kumar, Andrea Gellert и др.). Данные научные
концепции послужили основой для выдвижения гипотезы нашего
исследования и дальнейшего изучения созависимости, сопряженности
речеязыковых и двигательных процессов у детей с легкой степенью
выраженности псевдобульбарной дизартрии в русле избранной темы
исследования.
Параграф 1.2 «Становление речеязыковых и двигательных
процессов в онтогенезе» посвящен анализу научно-теоретических
источников относительно особенностей становления речеязыковых и
моторных процессов у детей в условиях онтогенеза (М.М. Безруких, Т.Г.
Визель, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Б.М. Гриншпун, Л.Н. Ефименкова,
Н.И. Жинкин, Л.Е. Журова, И.А. Зимняя, М.М. Кольцова, А.А. Леонтьев,
А.Р. Лурия, А.А. Люблинкая, С.С. Ляпидевский, Е.М. Мастюкова, Г.Л.
Розенграт-Пупко, И.А. Сикорский, Т.Н. Ушакова, Д.А. Фарбер. Т.Б.
Филичева, М.Ф. Фомичева, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский). Раскрыты и
обобщены стадии развития речеязыковых процессов у детей
(подготовительный, преддошкольный, период дошкольного детства),
проанализированы и представлены качественные особенности речи, языка,
двигательных возможностей на каждом возрастном этапе развития детей.
Проанализированы данные литературы о взаимозависимости изучаемых
процессов с особенностями нейрофизиологической регуляции ЦНС,
сенсорно-перцептивным опытом детей, двигательным развитием детей.
Параграф 1.3. «Изучение речеязыковых и двигательных
процессов у детей с дизартрией» представлен изучением проблемы
дизартрии в истории отечественной и зарубежной логопедии. Истоки
исследования фонетических расстройств речи, именуемые как «буквенная
дизартрия», «косноязычие» относятся ко второй половины XIX столетия (Г.
Гутцман, А. Куссмауль). На протяжении нескольких столетий в
отечественных и зарубежных науках расстройства произносительной
стороны речи, обусловленные нарушениями иннервации мышц
периферического артикуляционного аппарата, рассматривались с позиций
междисциплинарных исследований, создавались классификации различных
форм дизартрий, методы их выявления и преодоления. В XX веке ученые
активно проводили исследования дизартрии в области невропатологии
(М.С. Маргулис, К.А. Семенова, М.Б. Кроль, М.Б. Эйдинова, Е.Н.
Правдина-Винарская, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, С.С. Ляпидевский и
др.), которые были продолжены в рамках лингвистического,
нейролингвистического подходов (Р.Е. Левина, В.К. Орфинская,
Е.Н. Винарская, В.И. Бельтюков, Б.М. Гриншпун). Изучение различных
форм дизартрий привели ученых к выделению и описанию стертой
дизартрии у детей (центральной органической дислалии, минимальных
дизартрическихрасстройств,легкойстепенивыраженности
псевдобульбарной дизартрии) выявлению ее отдельных форм, изучению
специфики проявлений вербальных и невербальных расстройств (Е.Э.
Артемова, Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина, Л.Б. Баряева, Л.И. Белякова, Т.Г.
Визель, Н.Н. Волоскова, И.Б. Карелина, В.А. Киселева, Л.В. Лопатина,
О.А. Мельникова, И.И.Панченко, Л.А. Позднякова, О.Г. Приходько, З.А.
Репина, Н.В. Серебрякова, И.А. Смирнова, Т.А. Титова, И.А. Филатова,
М.Е. Хватцев, Е.Л. Черкасова, Г.В. Чиркина). Совокупность этих научных
данных способствовала эффективной организации исследования и
углубленной интерпретации полученных результатов в соответствии с
международной классификацией болезней (МКБ-10).
Таким образом, анализ общей и специальной литературы позволил
установить, с одной стороны, пристальный интерес и достаточно обширную
разработанность проблемы речеязыковых и двигательных процессов у
детей с дизартрией, а, с другой стороны – потребность расширить и
систематизироватьнаучныезнаниявобозначеннойобласти.
Основополагающим аспектом для нашего исследования оказался и генезис
научных взглядов на проблему изучения взаимосвязи речи, языка и
движений в различных источниках отечественной и зарубежной
литературы, анализ научных данных об особенностях неравномерности и
вариативности речевых, языковых, двигательных процессов у детей с
дизартрией; рассмотрение данных о специфике этиопатогенеза дизартрии с
позиций исторических этапов изучения темы, научных подходов в области
неврологии, нейропсихологии, нейролингвистике, логопедии. Синтез
данных научных источников послужил основой для разработок
направлений, методов и приемов экспериментальной работы, изложенных в
последующих главах диссертации.
Вторая глава диссертации «Экспериментальное изучение
нарушений речеязыковых и двигательных процессов у детей с
дизартрией» представлена программой обследования речеязыковых и
двигательных расстройств у детей дошкольного возраста с дизартрией, а
также результатами проведенного исследования. Основные задачи
констатирующего эксперимента изложены в рамках расширенной
программы изучения речеязыковых и двигательных процессов и выявления
особенностейвариативности,доказательстваналичияуровней
коморбидности (созависимости) исследуемых параметров диагностической
программы.
Исследование проводилось в период с 2006 по 2019 гг. на базе
дошкольных образовательных организаций города Москвы. В
экспериментальную группу (ЭГ) вошло 450 детей старшего дошкольного
возраста (6-7 лет) с дизартрией. Для сравнения данных диагностической
части экспериментального исследования детей с дизартрией была отобрана
сопоставительная группа (СГ), состоящая из аналогичного количества
сверстников с нормальным речевым развитием.
Состав дошкольников ЭГ был крайне неоднороден и отличался
различными нарушениями компонентов речеязыковой системы (по типу
фонетико-фонематического недоразвития (61,1%), либо по типу общего
недоразвития речи (38,9%)).
На предварительном к эксперименту этапе были тщательно изучены
анамнестические сведения детей с дизартрией, организованы беседы с
педагогами-воспитателями и родителями, проведено педагогическое
наблюдение за деятельностью детей в образовательных и режимных
моментах и составлена расширенная диагностическая программа
исследования речеязыковых и двигательных процессов. Концептуальными
основами изучения речи и языка стали научные труды Л.С. Выготского,
Н.И. Жинкина, Л.Е. Журовой, Р.Е. Левиной, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия,
Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Л.Б. Халиловой и др. Исследование
речеязыковых процессов состояло из изучения фонетической стороны речи,
слоговой структуры слова и интонационного оформления речевого
высказывания, фонематического слуха, лексической системности,
морфологических правил организации слов (навыков словоизменения и
словообразования), особенностей глубинно-синтаксического оформления
речевого высказывания (на уровне предложений), текстологии (пересказ).
Теоретическими основами для изучения функциональных
возможностей кистей и пальцев рук стали труды Ж.М. Глозман, А.Р. Лурия,
А.В. Семенович, И.Д. Хомской. Аспект данной части исследования включал
изучение кинетической (динамической) и кинестетической организации
движений. Стандартизированная диагностическая программа была
существенно расширена и дополнена современными интерактивными
методами. Изучение силы и объема движений проводилось с
использованием многофункционального комплекса Пабло Систем (Pablo
System). Ключевым значением для уточнения структуры исследуемого
речевого расстройства, выявления особенностей нарушений неречевой
симптоматики (статических и динамических движений) в мышцах
периферического артикуляционного аппарата стали методы и приемы
обследования, достаточно хорошо изложенные в научных трудах
Е.Ф. Архиповой, Е.Н Винарской, Л.В. Лопатиной, О.В. Правдиной,
О.Г. Приходько, Г.В. Чиркиной. Перечень диагностических проб
исследования речеязыковых и двигательных процессов представлен на
Рисунке 1.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕЯЗЫКОВЫХ ПРОЦЕССОВ
фонетическая сторона речи
произношение слов, различных по слоговому составу
сила голоса
высота голоса
логическое ударение
восприятие слов, близких по звуковому составу
восприятие слоговых рядов
восприятие фонем
понимание и использование в речи номинативного словаря
понимание и актуализация абстрактных категорий слов
понимание и актуализация семантически близких слов
интерпретация слов
синонимия
антонимия
предикативный словарь
понимание и актуализация предлогов
образованиеименсуществительныхпосредством уменьшительно-
ласкательных постфиксов
образование относительных прилагательных
образование приставочных глаголов
падежные конструкции
согласование числительных и существительных в роде и числе
образование сложных слов
синтаксические процессы
монологическая речь (пересказ и определение степени разборчивости,
внятности речи у детей со стертой дизартрией)

ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
кинетический (динамический) праксис
кинестетический праксис по визуальному, тактильному образцу, по переносу
поз
возможности абдукции руки в плечевом и локтевом суставе
возможности пронации/супинации предплечья в локтевом суставе
отведение/приведение кисти при тыльном сгибании по вертикальной оси
возможности локтевых/лучевых поворотов кисти по горизонтальной оси
сила цилиндрического удержания, выпрямления кисти
сила щипкового, бокового удержания
сила межпальцевого захвата
сила захвата пальцами в трех точках
артикуляционный праксис: анатомические особенности, кинестетический и
кинетический (динамический) праксис
мимическая моторика
Рисунок 1 – Программа исследования речеязыковых и двигательных
процессов у детей ЭГ и СГ
Система оценивания результатов экспериментального исследования
осуществлялась по балльной системе специально разработанных критериев
изучения особенностей речеязыковых и двигательных нарушений у детей с
дизартрией на основе деятельностного подхода. Шкала баллов
распределена от 1 до 5 баллов (от наименьшей успешности к максимально
эффективному выполнению заданий).
Изучение особенностей структуры дизартрии у дошкольников ЭГ,
выявление и доказательство уровней коморбидности проводилось
посредством корреляционного и кластерного анализа, подтверждающего
наличие устойчивых связей между выбранными параметрами исследования.
За основу математико-статистического анализа выявления и трактовки
«коморбидности», а также определения методических выводов по
проведенной части экспериментального исследования стратегически
важное значение имел междисциплинарный характер изучения и
интерпретации данного понятия в русле рассматриваемой темы
диссертации и широко представленный в парадигмах различных наук
(отраслей медицины, психологии, социологии и т.д.). Для статистической
обработки результатов реализации диагностической программы
исследования был организован корреляционный и кластерный анализ.
Корреляционный анализ проводился посредством известного в статистике
коэффициента знаковой корреляции τ Кендалла (1):

(1)
где P – число совпадений; Q – число инверсий; N – объем выборки.
Кластерныйанализпредставлялсобойинтегрированную
совокупность результатов изучения всех параметров диагностической
программы, представленную в тексте диссертации в виде отдельных
кластеров, составленных на основе общности полученных статистических
данных. В результате общего корреляционного анализа у детей с дизартрией
в экспериментальной группе были получены значимые показатели
корреляционной связи между отобранными параметрами исследования при
0,05 уровне значимости и τкр =0,1 .
τ между речевыми и двигательными =0,39; τ между языковыми и двигательными =0,39; τ между речевыми
и языковыми = 0,9

В сопоставительной группе был также проведен корреляционный
анализ по аналогичной формуле и получены более высокие результаты
корреляции между исследуемыми параметрами.

τ между речевыми и двигательными =0,88; τ между языковыми и двигательными =0,95; τ между речевыми
и языковыми = 0,84

Далеепредставим средниепоказателисформированности
речеязыковых и двигательных процессов и изложим логику проведения
статистического анализа.
Кластерный анализ проводился посредством метода K-средних.
Каждый кластер соотносился со средними баллами по всем параметрам
диагностической программы у детей с дизартрией. У дошкольников с
нормой речевого развития все параметры изучения имели высокие
показатели. В этой группе проводить кластеризацию явилось
нецелесообразным. Основные количественные результаты представлены в
таблице 1.
Таблица 1 – Результаты корреляционного и кластерного анализа
речеязыковых и двигательных процессов у детей ЭГ
Количественные показатели

Параметры кластеризацииОбщихКоэффициента
кластера
среднихкорреляции
значенийКендалла
1. Кластер с высокими значениями средних показателей и коэффициента
корреляции
1.1Речевые и двигательные – оба высокие 3,4; 3,33.τ = 0,24
1.2Языковыенезначительновыше 4,20; 3,33 τ = 0,24
двигательных
1.3Речевые незначительно ниже языковых 3,4; 4,20τ = 0,24
2. Кластер со средними значениями средних показателей и
коэффициента корреляции
2.1Речевыенезначительнониже 2,45; 2,69 τ τ = 0,22
двигательных
2.2Языковыенезначительновыше 2,75; 2,69τ = 0,24
двигательных
2.3Речевые незначительно ниже языковых 2,45; 2,69τ = 0,19
3. Кластер с низкими значениями средних показателей и
коэффициента корреляции
3.1Речевыезначительнониже 1,27; 2,15τ = 0,15
двигательных
3.2Языковыезначительнониже 1,07; 2,15τ = 0,16
двигательных
3.3Речевые выше двигательных1,27; 1,07 τ = 0,16

По данным таблицы 1 можно проследить особенности выделения и
сопоставления отдельных показателей по изучаемым параметрам
констатирующего эксперимента. Отдельно был подсчитан коэффициент
корреляции для каждой пары показателей исследуемых параметров.
Проведенный анализ позволил объединить результаты деятельности детей
в зависимости от общности статистических средних показателей и
коэффициента корреляции в три отдельных кластера. Далее в тексте
автореферата будем представлять их в рамках уровней коморбидности:
макро-, мезо- и микрокоморбидности.
Уровень микрокоморбидности (15,2% детей ЭГ) характеризуется
незначительными, легкими двигательными нарушениями в сочетании с
отдельными нарушениями речевых (фонетическое оформление речевого
высказывания) и языковых процессов (фонологических, лексических). По
состоянию сформированности всех компонентов речеязыковой системы в
этот кластер попали дошкольники с фонетико-фонематическим
недоразвитием. Звучание, восприятие речи детей с дизартрией, входящих в
состав данного кластера, было в достаточной мере доступным для
понимания.
У дошкольников этой части экспериментальной группы общими
трудностями оказались нарушения фонетической и интонационной стороны
речи. Расстройства кинетической (динамической) и кинестетической
основы движений кистей и пальцев рук характеризовались наличием
нестойких, возникающих в результате снижения навыков самоконтроля за
ходом выполняемых действий, трудностей силы и объема движений мышц
плечевого пояса. Помимо этого, у детей были выявлены специфичные
недостатки дифференциации близких по акустико-артикуляционным
параметрам фонем родного языка в различных лингводидактических
условиях, особенности актуализации слов, редких в общеупотребительном
лексиконе русского языка и незнакомых для детей по семантике.
Уровень мезокоморбидности (77,6% детей ЭГ) затрагивает
нарушения речи (фонетики) и интонационного оформления речевого
высказывания в сочетании с отдельными языковыми трудностями,
касающимися преимущественно фонологических процессов в сочетании с
недостаточностью навыков морфологического и синтаксического
оформления речевого высказывания, трудностями двигательных процессов
(кистевогоиартикуляционногопраксиса).Посостоянию
сформированности всех компонентов речеязыковой системы в этот кластер
попали дети с разнородными логопедическими заключениями (ФФН и ОНР
III и IV уровня речевого развития). Разборчивость речи в процессе
самостоятельного речевого высказывания была изменчивая и зависела от
особенностей эмоционального, соматического состояния каждого ребенка.
Помимо общих речевых трудностей, у дошкольников этой части
экспериментальной группы было выявлено наличие специфичных ошибок
– более заметных, по сравнению с предыдущей частью детей
экспериментальной группы и общей выборки сопоставительной группы,
недостатков языковых процессов: лексики, грамматического и
синтаксического оформления речевого высказывания, навыков связной
речи. Но трудности выполнения заданий по этим параметрам имели также
нестойкий характер и, по большей части, свидетельствовали о негрубых
языковых расстройствах. Помимо этого, у детей отмечалось наличие
типичных, общих ошибок и трудностей движений плечевого пояса, кистей
и пальцев рук, мышц периферического артикуляционного аппарата,
которые имели более выраженный характер по сравнению с анализом
результатов выполнения заданий в предыдущем кластере. Выполнение
исследуемых движений требовало организации дополнительной помощи
педагога.
Уровень макрокоморбидности (7,2% детей ЭГ) свидетельствует о
наличии системных нарушений всех компонентов речи и языка в сочетании
с двигательными трудностями, проявляющимися в результате выполнения
всех заданий программы констатирующего эксперимента. Общие и
специфические ошибки этих детей с точки зрения оценивания совокупности
их действий имели более обширный и устойчивый характер, затрагивали все
компоненты исследуемых речеязыковых и двигательных процессов.
Помощь педагога-исследователя была неэффективна.
Анализируя результаты констатирующей части эксперимента, мы
пришли к значимым выводам, свидетельствующие о наличии вариативных
расстройств речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией,
наличии их сочетанности в виде трех уровней коморбидности, выделении
общих (типичных) и специфичных ошибок. Данные аспекты явились
ориентирами для методического проектирования и реализации
педагогической модели формирования речеязыковых и двигательных
процессову детейсдизартрией, разработки эффективных
персонифицированных приемов их устранения в условиях дошкольной
образовательной организации.
В третьей главе «Педагогическая модель формирования
речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией» раскрыт
научно-теоретический подход к планированию, реализации педагогической
модели формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей с
дизартрией. Педагогическая модель представлена целями, задачами,
взаимосвязанными блоками логопедической работы (диагностическим,
аналитическим, содержательно-организационным), а также специально
разработаннымипедагогическимиусловиямиихэффективного
формирования и оцениванием результатов коррекционно-развивающего
воздействиявэкспериментальнойгруппе(оценочныйблок),
представленными на Рисунке 2.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Цель: изучение особенностей речеязыковых и двигательных процессов у детей дошкольного возраста с
дизартрией.
Задачи: разработка и реализация диагностической программы по изучению речеязыковых и двигательных
процессов у детей с дизартрией.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК
Цель: анализ изучения речеязыковых и двигательных процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Выявление уровней коморбидности исследуемых расстройств (микро-, мезо- и макрокоморбидности)
Задачи: определение особенностей сопряженности и созависимости (уровней коморбидности) речевых, языковых
и двигательных расстройств у детей с дизартрией.

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК
уровень микрокоморбидностиуровень мезокоморбидностиуровень макрокоморбидности
ПринципыМетоды и приемы
Подготовительный этап
Цель: формирование двигательных процессов у детей с дизартрией
Основной этап
формирования речевых процессов
Цель: формирование речевых процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией.
формирования языковых процессов
Цель: формирование языковых процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией
Обобщающий этап
Цель: формирование навыков самоконтроля за оформлением речевого высказывания

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК
Рисунок 2 – Модель формирования речеязыковых и двигательных
процессов у детей с дизартрией

Диагностический блок педагогической модели представлен
расширенной программой изучения речеязыковых и двигательных
процессов, в том числе и с применением современных компьютерно-
аппаратных и информационно-технологических средств. Результаты
изучения исследуемых параметров изложены в виде подробного
количественно-качественного анализа, позволяющих уточнить структуру
изучаемого расстройства речи – дизартрии у детей экспериментальной
группы, выделить вариативные общие и специфические трудности детей
экспериментальной группы и, соответственно, определить ключевые
направления диагностики, что и явилось основополагающим решением для
проведения дальнейшего, углубленного корреляционного и кластерного
анализа, достаточно подробно изложенного в аналитическом блоке.
Ваналитическомблокепродемонстрированасистема
корреляционного и кластерного анализа исследования речеязыковых и
двигательных процессов у дошкольников экспериментальной и
сопоставительной группы, позволивших определить и доказать
существование одного из аспектов выдвинутой гипотезы исследования о
сопряженности, созависимости речеязыковых и двигательных расстройств
в виде наличия уровней коморбидности (микро-, мезо- и
макрокоморбидности), уточнить структуру и механизмы исследуемого
речевого расстройства, а также необходимость разработки и обоснования
направлений, методов и приемов следующего – содержательно-
организационного блока педагогической модели, персонифицированных
приемов формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей с
дизартрией.
Реализация содержательно-организационного блока проводилась
диссертантом в период с 2006 по 2020 гг. с детьми экспериментальной
группы на базе дошкольных учреждений (Москвы ГБОУ СОШ № 1228,
ГБОУ «Центр образования и спорта «Москва-98» города Москвы).
Методологические основы данного блока представлены общими
принципами логопедической работы, широко изложенные в классических
научных трудах Л.С. Выготского, Т.Н. Волковской, С.Д. Забрамной, И.Ю.
Левченко, В.И. Лубовского, и частными – спроектированные в результате
анализа констатирующей части исследования (развитие навыков слухового
самоконтроля за ходом продуцирования речевого высказывания и т.д.).
Помимо общих и частных принципов были выбраны и обоснованы методы
реализации логопедической работы по формированию речеязыковых и
двигательных процессов у детей экспериментальной группы. Отдельное
внимание на протяжении всего периода коррекционно-развивающего
воздействия уделялось разработке персонифицированных приемов,
понимаемых как совокупность интегрированных приемов различных
методов (упражнений, вербальному отчету о ходе выполненных действий и
т.д.) и подбираемых педагогом в зависимости от вариативных и
индивидуальных особенностей детей экспериментальной группы.
Методическое содержание данного блока педагогической модели
представлено тремя логически связанными этапами (подготовительный,
основной и обобщающий), а также общими и специальными направлениями
логопедическойработы,подробнораскрывающиеспецифику
коррекционно-развивающего воздействия в зависимости от выявленных
особенностей дошкольников с дизартрией, а также реализацией
педагогических условий. На подготовительном этапе осуществлялось
формирование двигательных процессов, например, устранение нарушений
в мускулатуре периферического артикуляционного аппарата (нормализация
мышечного тонуса, повышение глоточного рефлекса и т.д.); подготовка к
усвоению речеязыковых процессов (идентификация и дифференциация
фонем родного языка, уточнение значения слов и т.д.). Содержание
основного этапа представлено широким спектром направлений,
специальных методов и персонифицированных приемов устранения
речеязыковых процессов. На обобщающем этапе изложена специфика
формирования навыков сопряженного и отраженного самоконтроля за
речеязыковых оформлением речевого высказывания в различных
коммуникативных ситуациях, т.е. в ситуации деятельностного подхода,
осмысления собственного речевого опыта. К числу педагогических условий
были отнесены междисциплинарный подход, раскрывающий анализ
изучения и специфику организации логопедической работы с детьми с
дизартрией в дошкольных организациях, использование современных
компьютерно-аппаратных и информационно-технологических решений в
опытно-экспериментальной деятельности, что является результатом
многолетней апробации автором технических средств обучения
(интерактивных, игровых технологий, функционирующих на основе
биологической обратной связи). Разработка и систематизация
персонифицированных приемов осуществлялась на всех этапах
логопедической работы в зависимости от результатов экспериментального
исследования и динамики устранения выявленных вербальных и
невербальных нарушений. Подбор лингводидактического материала и
двигательного наполнения проводился в зависимости от вариативных
общих и специфических особенностей детей с дизартрией, проектирования
и реализации персонифицированных приемов логопедической работы.
Оценочный блок включает сравнительные данные о результатах
проведенного эксперимента (до и после реализации педагогической модели
формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей с
дизартрией).
Определение эффективности реализации педагогической модели
осуществлялось на этапе контрольного эксперимента. Корреляционный и
кластерный анализ результатов формирования речевых, языковых и
двигательных процессов у детей в каждой экспериментальной группе
показал эффективность проведенного логопедического воздействия в
зависимостиотвыявленныхуровнейкоморбидности
(микрокоморбидности,мезокоморбидности,макрокоморбидности)
(таблицы 2; 3; 4).
Таблица 2 – Количественно-качественный анализ результатов
формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей
дошкольного возраста с дизартрией (уровень микрокоморбидности)
Количественный показатели
Коэффициент
Средние значения
корреляции (Кендалла)
№Наэтапе ПослеНа этапе После
Параметры исследования
кластерапроведен реализации проведен реализации
ия КЭпедагогиче ия КЭпедагогичес
скойкой модели
модели
1Речевые и двигательные 3,4; 3,334,8; 4,95 τ = 0,24τ = 0,24
2Языковые и4,20; 3,33 4,95; 4,95τ = 0,24τ = 0,24
двигательные
3Речевые языковые3,4; 4,204,8; 4,95 τ = 0,24τ = 0,24

В данной экспериментальной группе прослеживается положительная
динамика в формировании речеязыковых и двигательных процессов, что
подтверждено статистическими данными в таблице 2 в сопоставительном
плане (до формирующего обучения и после завершения формирующего
обучения).

Таблица 3 – Количественно-качественный анализ результатов
формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей
дошкольного возраста с дизартрией (уровень мезокоморбидности)
Количественный показатели
Коэффициент
Средние значения
корреляции (Кендалла)
№Наэтапе ПослеНаэтапе После
Параметры исследования
кластерапроведен реализации проведен реализации
ия КЭпедагогиче ия КЭпедагогичес
скойкой модели
модели
1Речевые и двигательные 2,45; 2,69 4,76; 4,63 τ = 0,22τ = 0,53
2Языковые и2,75; 2,69 4,63; 4,63 τ = 0,24τ = 0,46
двигательные
3Речевые и языковые2,45; 2,69 4,76; 4,63 τ = 0,19τ = 0,54

Из статистических данных таблицы 3 прослеживается положительная
динамика в усвоении речеязыковых и двигательных процессов у этой части
выборки детей экспериментальной группы.
Помимо увеличения показателей количественных данных,
полученных в результате реализации педагогической модели, дети
продемонстрировали ряд изменений качественного характера:
отработаныфонетическиеуклады,нарушенных в
произношении звуков;
отработана слоговая структуры слов сложных по слоговой
структуре. Остаются единичные случаи продуцирования слов незнакомых
по семантике и сложных по слоговой структуре во фразовой речи;
фонемы родного языка детьми дифференцируются; остаются
незначительные трудности дифференциации оппозиционных фонем на
новом лингводидактическом материале;
отработаны навыки интонационного выделения и изменения
голоса по силе и высоте;
сформирована ориентировка в звуковом составе слов;
отработаны навыки словоизменения и словообразования;
навыки синтаксического структурирования предложений
усвоены и правильно интерпретируются детьми посредством наглядного
моделирования.
сформированы навыки передачи последовательной сюжетной
линии текста.

Таблица 4 – Количественно-качественный анализ результатов
формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей
дошкольного возраста с дизартрией (уровень макрокоморбидности)
Количественный показатели
Коэффициент
Средние значения
корреляции (Кендалла)
№Наэтапе ПослеНа этапе После
Параметры исследования
кластерапроведен реализации проведен реализации
ия КЭпедагогиче ия КЭпедагогичес
скойкой модели
модели
1Речевые и двигательные 1,27; 2,15 4,07; 4,20 τ = 0,22τ = 0,53
2Языковые и1,07; 2,15 4,12; 4,20 τ = 0,24τ = 0,46
двигательные
3Речевые и двигательные 1,27; 1,07 4,07; 4,20 τ = 0,19τ = 0,54

По данным таблицы 4 анализ речевых, языковых и двигательных
процессов у этих дошкольников позволил выявить следующие особенности:
существенно повысились показатели сформированности
речеязыковых и двигательных процессов;
отработана слоговая структура всех классов слов. Остаются
отдельные затруднения в продуцировании слов со стечением согласных, в
словах различной слоговой структуры, насыщенных отрабатываемыми
звуками;
усвоены навыки словоизменения и словообразования.
Наблюдаются трудности упрочивания отработанных навыков на новый
лингводидактический материал;
осуществляется правильное употребление простых и сложных
предлогов на отработанном лингводидактическом материале;
отработаны навыки синтаксического оформления предложений в
самостоятельной речи. Остаются отдельные недочеты в структурировании
предложений, которые самостоятельно фиксируются и исправляются
детьми;
при передаче сюжетной линии текста возникают незначительные
трудности в виде смыслового повтора, пропуска незначимых событий и т.д.;
улучшились показатели развития движений (кинестетического и
кинетического (динамического) праксиса). В отдельных случаях
отмечаютсятрудностивоспроизведенияпоследовательности
предложенных движений и качества их выполнения.
Таким образом, разработанная педагогическая модель формирования
речеязыковых и двигательных процессов у детей дошкольного возраста с
дизартрией, представленная логически взаимосвязанными блоками
логопедической работы (диагностическим, аналитическим, содержательно-
организационным и оценочным), разработкой и реализацией специальных
педагогических условий, экспериментально доказала эффективность
проведенного коррекционно-развивающего воздействия на этапе
контрольного эксперимента.
В заключении диссертационной работы обобщены результаты
исследования,изложеныосновныевыводы,подтверждающие
достоверность выдвинутой гипотезы и состоятельность положений,
выносимых на защиту; представлены перспективные направления изучения
выбранной темы:
1. Современный междисциплинарный анализ выбранной темы
диссертационного исследования продемонстрировал наличие широкого и
многообразного арсенала научно-теоретических концепций относительно
изученности этиопатогенеза дизартрии, неоднородности и вариабельности,
устойчивых взаимосвязей между невербальными и вербальными
расстройствами у детей с дизартрией и необходимости дальнейшего
исследования их нарушений, доказательства наличия разноуровневой
корреляции выявленных трудностей, разработок эффективных методов и
приемов определения и преодоления речеязыковых и двигательных
недостатков.
2. Диагностическая программа исследования речеязыковых и
двигательных процессов, основанная на сочетании классических методов и
приемов обследования, достаточно хорошо разработанных в отечественной
логопедии, и интерактивных с применением компьютерно-аппаратных и
информационно-технологических средств, позволила уточнить специфику
вербальных и невербальных расстройств у детей с дизартрией.
3. Углубленный анализ результатов изучения речеязыковых и
двигательных недостатков у детей с дизартрией позволил определить их
вариативность и сопряженность в рамках трех уровней коморбидности
(микро-, мезо и макрокоморбидности);
4.Педагогическая модель формирования речеязыковых и
двигательных процессов у детей с дизартрией, основанная на результатах
констатирующей части изучения и содержащая логически взаимосвязанные
блоки логопедической работы, является результатом многолетнего научно-
теоретического обоснования, доказательством продуктивности результатов
проведенного диссертационного исследования для современной теории и
практики логопедии.
5.Разработкаиреализацияпедагогическихусловий
способствовали эффективному формированию нарушенных речеязыковых
и двигательных расстройств у детей с дизартрией.
Перспективой дальнейшего изучения темы в качестве
диссертационногоисследованиястанетсовершенствование
методологических и методических аспектов выбранного исследования;
разработка инновационных технологий формирования речезыковых и
двигательных процессов.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в
19 публикациях автора, среди которых:

Актуальность исследования. Современный междисциплинарный подход к
изучению дизартрии у детей определяет иерархическую взаимосвязь логопедии со
многими науками (нейрофизиологией, нейропсихологией, возрастной и
специальной психологией, психолингвистикой и др.). Наиболее часто
встречающаяся форма детской дизартрии – псевдобульбарная дизартрия.
Дизартрия у детей имеет различную степень выраженности и специфику
проявлений речевых и неречевых расстройств (Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина,
Л.В. Белякова, Е.Н. Винарская, Г.В. Гуровец, Л.А. Данилова, Л.Т. Журба,
Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, О.В. Правдина, О.Г. Приходько,
Н.В. Серебрякова, И.А. Смирнова, Г.В. Чиркина и др.). Наиболее
распространенной среди детей дошкольного и школьного возраста является
дизартрия легкой степени (органическая церебральная дислалия, стертая
дизартрия, минимальные дизартрические расстройства). В зависимости от
состояния сформированности различных компонентов речеязыковой системы при
этой форме дизартрии у детей могут наблюдаться фонетические нарушения,
фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи
(Е.Ф. Архипова, Л.И. Белякова, Л.В. Лопатина, О.Г. Приходько, Т.В. Туманова,
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Такой подход позволяет многофакторно оценивать
состояние речевых и неречевых процессов при дизартрии, выявлять значимые
проявления и характеристики нарушений речи и языка, определять наличие
устойчивых связей и зависимостей между вербальными и невербальными
расстройствами (Л.Б. Баряева, В.И. Бельтюков, О.Е. Грибова, Н.С. Жукова,
Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько,
Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина;
Andrea Gellert, Jodi Kumar, Kathleen Wermke, Michael Robb и др.).
В связи с этим, в логопедии востребовано развитие векторов углубленного
исследования детей с дизартрией, определения созависимости и сопряженности
вербальных и невербальных расстройств, разработки современных технологий и
эффективных персонифицированных приемов устранения выявленных
нарушений (Е.Ф. Архипова, Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Л.В. Лопатина,
О.С. Орлова, И.И. Панченко. О.Г. Приходько, Н.В. Серебрякова, И.А. Смирнова,
Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова). Таким образом, поиск путей
комплексного, междисциплинарного оказания помощи детям с дизартрией
остается востребованным в коррекционной педагогике в целом, и в логопедии, в
частности. Вышесказанное определяет безусловную актуальность темы
исследования.
Цель исследования ‒ формирование речеязыковых и двигательных
процессов у детей с дизартрией.
Объект исследования ‒ речеязыковое и двигательное развитие детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования ‒ преодоление нарушений речеязыковых и
двигательных процессов у детей 6-7 лет с легкой степенью псевдобульбарной
дизартрии.
Гипотеза исследования: формирование речеязыковых и двигательных
процессов у детей 6-7 лет с дизартрией (в частности с псевдобульбарной формой)
будет эффективно, если:
1) учтены и расширены современные научные данные относительно
взаимосвязи вариативных нарушений и разноуровневой корреляции
(созависимости) речеязыковых и двигательных процессов;
2) научно обоснована, разработана и внедрена в логопедическую
практику педагогическая модель формирования речеязыковых и двигательных
процессов, включающая цель, задачи, принципы, методы, содержание
(диагностический, аналитический, содержательно-организационный и оценочный
блоки);
3) сформулированы и реализованы педагогические условия,
обеспечивающие эффективное формирование исследуемых процессов:
междисциплинарный (комплексный) подход, использование современных
компьютерно-аппаратных и информационно-технологических решений в
логопедической работе, специальный подбор и комбинирование содержания
лингводидактического и двигательного наполнения логопедической работы,
определение персонализированных приемов работы и т.д.
Для достижения цели и на основании гипотезы нами были поставлены
следующие задачи:
1) проанализировать междисциплинарные научные концепции,
раскрывающие наиболее значимые и актуальные направления выбранной темы и
установить степень ее изученности в современной теории и практике логопедии;
2) систематизировать и расширить диагностическую программу
исследования речеязыковых и двигательных нарушений посредством применения
современных компьютерно-аппаратных и информационно-технологических
решений;
3) изучить вариативные особенности речеязыковых и двигательных
расстройств и установить наличие их созависимости у детей 6-7 лет с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии в сопоставлении со сверстниками, не
имеющими нарушений речи;
4) теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогическую
модель формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей 6-7 лет с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
5) определить педагогические условия формирования речеязыковых и
двигательных процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией и оценить их
эффективность.
Теоретико-методологические основы исследования основывались на:
культурно-исторической концепции развитии психики Л.С. Выготского; научно-
теоретических концепциях изучения речи и языка (Т.В. Ахутина, И.А. Бодуэн де
Куртенэ, Т.Г. Визель, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев,
А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С. Милевски, Ж. Пиаже, А.А. Потебня, Ф. Соссюр,
Т.Н. Ушакова, Н. Хомский, Л.В. Щерба и др.); научно-теоретических концепциях
изучения речеязыковых и двигательных процессов в онтогенезе (М.М. Безруких,
В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Г.Л. Розенгарт-Пупко,
И.А. Сикорский, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Д.А. Фарбер, Т.Б. Филичева,
С.Н. Цейтлин, Н.Х. Швачкин, Г.В. Чиркина, К.И. Чуковский); представлениях об
индивидуальном и дифференцированном подходах в общей и специальной
(коррекционной) педагогике (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, У.В. Ульенкова, К.Д. Ушинский);
представлениях о междисциплинарном подходе к изучению речеязыковых и
двигательных процессов (Л.С. Выготский, Б.М. Гриншпун, В.В. Лебединский,
В.И. Лубовский, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, Е.М. Мастюкова, Л.П. Репина,
К.А. Семенова) научно-теоретическом анализе речеязыковых и двигательных
расстройств у детей с дизартрией (Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Е.Н. Винарская,
Л.А. Данилова, Г.В. Дедюхина, О.Д. Ларина, Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова,
К.А. Семенова, И.А. Смирнова, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, О.В. Правдина,
О.Г. Приходько, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина).
Методы изучения теоретические (изучение междисциплинарных научных
концепций по теме диссертации); организационные (сравнительный (анализ
данных исследования по экспериментальной и сопоставительной группе),
лонгитюдинальный (изучение экспериментальных данных до реализации
педагогической модели формирования речеязыковых и двигательных процессов у
детей с дизартрией и после); эмпирические (наблюдение, анамнестическое и
биографическое изучение дошкольников с дизартрией, беседа с педагогами и
родителями, проведение экспериментального изучения, компьютерно-аппаратное
изучение); количественно-качественные (описательная часть проведенного
исследования и ее математико-статистический анализ); методы специального
обучения (наглядные, словесные, практические, интерактивные).
Научная новизна исследования обусловлена усовершенствованием
системного анализа речеязыковых и двигательных процессов у детей 6-7 лет с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии позволившим впервые:
 установить вариативные особенности и сочетаемость нарушений
речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией и выявить уровни
коморбидности (микро-, мезо-, макрокоморбидность);
 уточнить структуру нарушений речеязыковых и двигательных
расстройств у детей с дизартрией, имеющих различные уровни коморбидности,
характеризующиеся различной степенью их сопряженности: от легких, неярко
выраженных (микрокоморбидность), частичных (мезокоморбидность) к
выраженным, системным (макрокоморбидность);
 разработать педагогическую модель формирования речеязыковых и
двигательных процессов у детей с дизартрией;
 расширить и углубить методы, содержание и приемы выявления и
преодоления речеязыковых и двигательных нарушений у детей 6–7 лет с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии посредством применения компьютерно-
аппаратных и информационно-коммуникативных средств;
 применить педагогические условия формирования речеязыковых и
двигательных процессов у детей с изучаемым речевым расстройством.
Теоретическая значимость исследования состоит:
 в расширении научно-теоретических представлений о состоянии
речеязыковых и двигательных процессов у детей 6-7 лет с легкой степенью
дизартрии в контексте созависимости, сопряженности соответствующих
нарушений в целостной структуре изучаемого речевого расстройства;
 в разработке расширенной диагностической программы изучения
речеязыковых и двигательных процессов, в том числе и с применением
современных компьютерно-аппаратных и информационно-технологических
средств у детей с обозначенным речевым нарушением;
 в обосновании эффективности педагогической модели формирования
речеязыковых и двигательных процессов и разработке оптимальных
педагогических условий ее реализации у детей дошкольного возраста с
дизартрией.
 в разработке понятия «персонифицированные приемы формирования
речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией», понимаемых как
совокупность специально созданных/адаптированных приемов, позволяющих
учитывать специфические вариативные особенности выявленных нарушений и
персональные стартовые и потенциальные возможности каждого ребенка,
входящего в состав экспериментальной (ЭГ) или сопоставительной групп (СГ).
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
 диагностическая программа, состоящая из обследования
речеязыковых и двигательных процессов у детей 6-7 лет с дизартрией позволяет
выявить структуру нарушений исследуемого расстройства;
 педагогическая модель, представленная взаимосвязанными блоками
логопедической работы, обеспечивает эффективность коррекционно-
развивающего воздействия на формирование речеязыковых и двигательных
процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией;
 специальные педагогические условия обеспечивают организационные
и научно-методические аспекты формирования речеязыковых и двигательных
процессов у детей с дизартрией;
 персонифицированные приемы коррекционно-развивающей работы
методически организуют процесс формирования нарушенных речеязыковых,
двигательных расстройств в зависимости от персональных стартовых
возможностей и вариативных (специфических) особенностей каждого ребенка
экспериментальной группы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Программа обследования, включающая изучение речеязыковых и
двигательных процессов с применение современных компьютерно-аппаратных и
информационно-технологических средств, позволяет изучить структуру
исследуемого расстройства речи – дизартрии.
2. Результаты экспериментального исследования, определившие наличие
вариативности, сопряженности и созависимости нарушенных речеязыковых и
двигательных процессов в пределах трех уровней коморбидности (микро-, мезо- и
макрокоморбидности) составили основания для разработки педагогической
модели формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей 6-7 лет с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Педагогическая модель формирования речеязыковых и двигательных
процессов у детей 6-7 лет с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
представлена: теоретико-методологическим обоснованием, принципами,
методами, задачами, и логически взаимосвязанными блоками коррекционно-
развивающей работы (диагностическим, аналитическим, содержательно-
организационным и оценочным).
4. Совокупность педагогических условий (междисциплинарный подход,
использование современных компьютерно-аппаратных и информационно-
технологических решений в логопедической работе, специальный подбор и
комбинирование содержания лингводидактического и двигательного наполнения
логопедической работы, определение персонализированных приемов работы)
обеспечивает эффективность реализации модели формирования речеязыковых и
двигательных процессов у детей 6-7 лет с дизартрией.
Достоверность и обоснованность результатов изучения речеязыковых и
двигательных процессов у детей с дизартрией основаны на научных концепциях
логопедии, неврологии, нейрофизиологии, педагогики, психологии,
нейропсихологии, лингвистики, психолингвистики; пролонгированном периоде
проведения опытно-экспериментальной работы автора в дошкольных
образовательных организациях города Москвы, в том числе и в учреждениях
компенсирующего вида; подробном качественном и количественном анализе
статистических данных по экспериментальной и сопоставительной группе;
доказательстве эффективности выдвинутой гипотезы и поставленных задач
исследования, разрешении противоречий современной логопедической науки и
практики в рамках темы диссертации.
Организация исследования: экспериментальная работа диссертанта
проводилась в период с 2006 по 2020 годы и в совокупности охватила 450 детей 6-
7 лет с дизартрией, посещавших дошкольные образовательные организации
города Москвы (ГБОУ Школа № 1228, ГБОУ «Центр образования и спорта
«Москва 98») и аналогичное количество воспитанников (6-7 лет)
общеобразовательных групп дошкольных образовательных организаций, не
имеющих нарушений речи (сопоставительная группа). Отбор участников
исследования проводился на основе анализа документации (заключений ПМПК,
ППк, медицинских заключений и др.). В состав экспериментальной группы вошли
дети, у которых в документации присутствовали заключения «легкая степень
дизартрии», «стертая дизартрия», «неярко выраженная дизартрия»,
«минимальные дизартрические расстройства». Дети с выраженными
дизартрическими расстройствами из исследования были исключены. Помимо
указанного речедвигательного расстройства у дошкольников экспериментальной
группы отмечались различные нарушения речеязыковой системы: фонетико-
фонематическое недоразвитие (61,1%), общее недоразвитие речи (38,9%).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на
базе различных образовательных организаций города Москвы, реализации
открытых мероприятий (семинаров, мастер-классов и т.д.) для педагогов и
специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья; в рамках проведения долгосрочной и краткосрочной
педагогической практики студентов и магистрантов МГПУ И МПГУ; чтения
лекций, организаций практических и семинарских занятий для студентов,
магистрантов и слушателей курсов повышения квалификации; в процессе
публикации научных работ автора в ведущих научно-периодических изданиях, в
том числе и рекомендованных ВАК РФ; в процессе выступлений на
международных, всероссийских и городских конференциях, симпозиумах; в
процессе издания практических пособий для логопедов, дефектологов,
воспитателей и родителей детей.
Личный вклад соискателя заключается в уточнении, систематизации и
расширении научно-теоретических сведений по теме исследования, разработке и
реализации расширенной диагностической программы обследования
речеязыковых и двигательных процессов, в выявлении и доказательстве
вариативности исследуемых расстройств, определение и статистическом
доказательстве уровней коморбиднрости (микро-, мезо- и макрокоморбидности), в
планировании и реализации педагогической модели формирования речеязыковых
и двигательных процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией, в
определении специальных педагогических условий ее эффективной реализации.
Публикации. Содержание научно-теоретической, экспериментальной и
формирующей части исследования раскрыто и опубликовано в 18 научных
статьях и тезисах. Из них – 4 статьи в журналах, рекомендованных ВАК при
Министерстве просвещения РФ.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех
глав и заключения. Текст диссертации расположен на 184 страницах. В
содержание изложения вошли 4 таблицы и 48 рисунков. Список литературы
состоит из 300 литературных источников. Из них 276 – российская научно-
публицистическая литература (статьи, монографии, книги, публикации
периодических изданий, в том числе и методические пособия) и 24 – зарубежные
источники англоязычной литературы.

Современный междисциплинарный анализ выбранной темы
диссертационного исследования продемонстрировал наличие широкого арсенала
научно-теоретических концепций относительно изученности этиопатогенеза
дизартрии, устойчивых взаимосвязей между невербальными и вербальными
расстройствами у детей с дизартрией и необходимости дальнейшего исследования
вариативных нарушений и разноуровневой корреляции выявленных нарушений,
разработок эффективных методов и приемов выявления и преодоления
речеязыковых и двигательных недостатков.
Для доказательства гипотетических предположений и проблемы
исследования была составлена и реализована расширенная диагностическая
программа обследования речеязыковых и двигательных нарушений у детей
дошкольного возраста с дизартрией. Изучение исследуемых процессов состояло
из традиционных методов и приемов, а также применения современных
компьютерно-аппаратных и информационно-технологических средств,
позволяющих объективно и точно оценить состояние исследуемых процессов у
детей дошкольного возраста с дизартрией.
Результат проведения констатирующей части исследования представлен в
виде количественно-качественного анализа изучаемых параметров. Совокупность
вариативных нарушений речеязыковых и двигательных нарушений у детей с
дизартрией систематизирована по общности нарушений, доказана посредством
проведенного корреляционного и кластерного анализа и представлена в тексте
диссертационной работы в виде уровней коморбидности (макро-, мезо- и микро).
Статистические данные проведенного экспериментального исследования
явились основой для планирования и реализации педагогической модели
формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией.
Педагогическая модель состояла из ряда блоков: диагностического,
аналитического, содержательно-организационного, оценочного и описания
специальных педагогических условий осуществления логопедического
воздействия.
Организация специальных педагогических условий (междисциплинарный и
комплексный подход, использование современных компьютерно-аппаратных и
информационно-технологических решений в логопедической работе,
специальный подбор и комбинирование содержания лингводидактического и
двигательного наполнения логопедической работы, определение
персонализированных приемов работы и т.д.) способствовала наиболее
эффективному формированию нарушенных речеязыковых и двигательных
процессов у детей с дизартрией. В результате экспериментального исследования
был проведен контрольный срез, подтверждающий достоверность реализации
выбранных и апробированных коррекционно-развивающих мероприятий с детьми
дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
Перспективой дальнейшего исследования в рамках обозначенной темы
является дальнейшая разработка методологического и методического аппарата
изучения дизартрии у детей, стратегически новых наукоемких технологий
формирования речеязыковых и двигательных процессов.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Состояние речеязыковых процессов у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией
    Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Т.А. Гарёва// Дефектология. –2– № – С. 12-(0,4 / 0,2 п.л.).
    ✍️ Журнал
    Коррекция моторно-двигательных и речеязыковых возможностей у детей со стертой дизартрией
    Т.Б. Филичева,Т.В. Туманова, Т.А. Гарёва // Физическая культура: воспитание,образование, тренировка. – 2– № – С. 77-(0,2 / 0,1 п.л.).
    Т.А. Гарёва // Современные вопросы биомедицины: Сетевой электронныйнаучно-образовательный журнал. – Федеральное государственноебюджетное учреждение «Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр» Федерального медико-биологического агентства, 2– Т3(4). –С. 89-(0,5 п.л.).
    Применение Pablo System в системе коррекции двигательной сферы у детей с минимальными дизартрическими расстройствами
    Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Т.А. Гарёва // Современныепроблемы науки и образования. – 2– № – С. 1-(0,5 / 0,2 п.л.).
    Нарушения фонетико-фонологической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
    Т.А. Гарёва // Педагогика: традиции и инновации: Материалы II Междунар.науч. конференции. – М., 2– С. 135-(0,1 п.л.).
    Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами
    Т.А. Гарёва // Проблемыи перспективы развития образования: Материалы III Междунар. науч.конференции. – М., 2– С. 95-(0,2 п.л.).
    Использование комплексной речевой аппаратуры«Интон-М» для коррекции речеязыковых возможностей у детей со стертой дизартрией
    Т.В. Туманова, Т.А. Гарёва // Актуальные проблемы иинновационные подходы в образовании лиц с ОВЗ: Материалы науч.-практич. конф. с международным участием. – М.: МПГУ, 2– С. 132-(0,2 / 0,1 п.л.).
    Инновационные технологии коррекции речеязыковых расстройств у детей со стертой дизартрией
    Т.А. Гарёва // От детства квзрослости: вариации нормы и особенности развития: Сб. докладов IIIМежвуз. конф. молодых ученых. – М.: МПГУ, 2– С. 133-(0,2 п.л.).
    Междисциплинарный подход к коррекции речеязыковых процессов у детей со стертой дизартрией
    Т.А. Гарёва // Центральныемеханизмы речи: Сборник тезисов VIII Всерос. Конференции (смеждународным участием). – СПб: ЧОУ ДПО «ЛОГОПЕД-ПРОФИ», 2– С.(0,1 п.л.).
    Исторический аспект изучения проблемы речевых расстройств у детей со стёртой дизартрией
    Т.А. Гарёва, Т.В.Туманова // Мир специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. – М.: ЛОГОМАГ, 2– №– С.25-(0,4 / 0,2п.л.)
    Коррекция миофункциональных возможностей у детей со стертой дизартрией
    Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Т.А. Гарёва //Перспективы развития миофункциональной терапии в медицине. ПервыйМосковскийгосударственныймедицинскийуниверситет имениИ.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации(Сеченовский Университет). – М., 2– С. 150-(0,3 / 0,1 п.л.).
    Интерактивные технологии коррекции речеязыковых расстройств у детей со стертой дизартрией
    Гарёва Т.А. // Специфическиеязыковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия. Specific Language Impairment in Children:Assessment & Intervention Outcomes: Метод. сборник по материаламМеждунар. симпозиума, 23-26 августа 2018 г. / Под общ. ред.А.А. Алмазовой, А.В. Лагутиной, Л.А Набоковой, Е.Л. Черкасовой. – М.:ЛОГОМАГ, 2– С. 98-(0,2 п.л.).
    Особенности моторно-двигательной сферы у детей со стертой дизартрией
    Т.А. Гарёва // Взгляд молодых исследователей наактуальные проблемы современности: сб. тезисов XV науч.-практич. конф.студентов, аспирантов и молодых ученых. – М.: Изд-во МПСУ, 2–С. 69-(0,2 п.л.).
    Современный анализ исследования моторно-двигательных и речеязыковых расстройств у детей с легкой степенью дизартрии
    Т.А. Гарёва // Центральные механизмы речи: сб. тезисов IXВсерос. конф. (с международным участием). – СПб: ЧОУ ДПО «ЛОГОПЕД-ПРОФИ», 2– С. (0,1 п.л.).
    Актуальные аспекты исследования речеязыковых расстройств у детей с легкой степенью дизартрии
    Т.А. Гарёва//Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивногообразования: традиции и инновации: Сб. научных статей по материаламМеждународной научно-практической конф. 21–22 марта 2019 года. – Изд-во Парадигма, ГАОУ ВО МГПУ, 2– С.72-(0,4 п.л.).
    Формирование миофункционально-артикуляционного праксиса посредством механостимулятора «VibroStim»
    Т.А. Гарёва // Мирспециальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. –М.: ЛОГОМАГ, 2– №– С.17-(0,2 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы