Формирование самоконтроля младшего школьника на основе действий моделирования

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Соснина Екатерина Геннадьевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ
САМОКОНТРОЛЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………………….…19
1.1. Значение и функции самоконтроля для успешности обучения младшего
школьника……………………………………………………………………………..19
1.2. Становление самоконтроля младших школьников в процессе обучения…….37
1.3. Теоретические основы включения моделирования в процесс обучения……..49
Выводы по главе 1…………………………………………………………..…………56
ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ
САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДЕЙСТВИЙ
МОДЕЛИРОВАНИЯ ………………………………………………………………….58
2.1. Потенциал действий моделирования для развития самоконтроля младшего
школьника……………………………………………………………………………..58
2.2. Построение системы формирования самоконтроля младших школьников на
основе действий моделирования………………………………………………………71
2.3. Опытно–экспериментальная работа по проверке системы формирования
самоконтроля младших школьников на основе действий моделирования ……….89
2.4. Результаты опытно–экспериментальной работы……………………………..125
Выводы по главе 2……………………………..………………………………….…142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………149
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………………169
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………………171
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………………180
ПРИЛОЖЕНИЕ Г……………………………………………………………………181
ПРИЛОЖЕНИЕ Д……………………………………………………………………185
ПРИЛОЖЕНИЕ Е……………………………………………………………………189

Во введении обоснована актуальность данного исследования,
проанализирована степень разработанности проблемы исследования,
определены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована
гипотеза, перечислены методы исследования, охарактеризованы научная
новизна,теоретическаяипрактическаязначимостьисследования,
представлены положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теория и практика формирования действий
самоконтроля и моделирования в младшем школьном возрасте»
рассмотрено место контроля и моделирования в структуре учебной
деятельности, охарактеризованы понятия «контроль», «самоконтроль»,
«моделирование» с философской, психологической и педагогической точек
зрения, проанализированы подходы к формированию самоконтроля.
В параграфе 1.1. проведен анализ формирования самоконтроля с
философской,психологическойипедагогическойпозиций,
охарактеризована последовательность появления понятия «самоконтроль» и
изменение содержания понятия с развитием науки, проанализированы
зарубежныеисточники,посвященныестановлениюсамоконтроля,
рассмотрены роль и значение самоконтроля для успешности обучения
младшего школьника.
В философии самоконтроль понимается как свойство человеческого
сознания и как особенность мыслительной и когнитивной деятельности, как
сличение идеального «Я» и имеющейся в данный момент оценки себя как
личности, в результате которого человек становится доволен или не доволен
самим собой. С середины XX века вопросы формирования самоконтроля
стали активно рассматриваться в психологических исследованиях, при этом
самоконтрольсвязываетсясволей(К. Макгонигал,В.И. Селиванов,
Lisca Allen E.). В ходе дальнейшего развития отечественной психологии
стали рассматриваться взаимосвязи самоконтроля с другими психическими
процессами и способностями. В исследованиях зарубежных психологов
самоконтрольвбольшейстепениотождествляетсяспонятиями
«саморегуляция», «самоуправление», «воля» (J. Kuhl). Ряд зарубежных
психологов рассматривает самоконтроль как заученную стратегию действий
(А. Bandura, W. Mischel).
Рассмотрениеконтроляисамоконтролявструктуреучебной
деятельностисвязанострудамиД.Б. Эльконина,В.В. Давыдова,
Г.А. Цукерман, В.В. Репкина, А.Б. Воронцова. В конце ХХ века эти идеи
получилидальнейшееразвитиевтрудахотечественныхпедагогов
(Н.Ф. Виноградова,Н.Г. Калашникова,М.И. Кузнецова,Е.Э. Кочурова,
О.А. Рыдзе),рассматривавшихсамоконтролькакхарактеристику
самостоятельности,важнейшееусловиеформированияконтрольно-
оценочной деятельности, условие повышения эффективности обучения. В
зарубежныхпедагогическихисследованияхпоследнихдесятилетий
удаляется повышенное внимание проблеме формирования самоконтроля при
обучении. При этом используются термины self-monitoring: контроль по
ходу действия, self-checking: контроль по завершению действия (L. Meltzer).
Отмечается, что условием формирования самоконтроля является понимание
того, что нужно контролировать (Dale H.Schunk), указывается на важность
самоконтроля в развитии мотивации к обучению (M. Loon).
Проведенныйанализпозволилнамсформироватьсвою
исследовательскуюпозициюиподойтикхарактеристикепонятия
самоконтроля как компонента учебной деятельности с учетом современных
требований к целям образования младшего школьника: «Самоконтроль – это
универсальноеучебноедействие,направленноенаотслеживание
соответствия: 1) выполняемого предметного действия поставленной цели и
выбранному способу действия; 2) полученного результата поставленной
цели».
В параграфе 1.2. рассматривается вопрос формирования самоконтроля
как условие качественного освоения предметного содержания и достижения
метапредметных результатов начального общего образования. Поскольку в
исследовании стояла задача разработки операционального состава действий
самоконтроля, важно было проанализировать имеющиеся в психолого-
педагогическойлитературеобщиеподходыкоперациональности
(А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина), а также характеристики регулятивных
универсальных учебных действий (Н.Ф. Виноградова). Необходимость столь
тщательной работы над операциональным составом действий самоконтроля,
зафиксированная нами на уровне гипотезы, была подтверждена при анализе
проведенного нами опроса 128 учителей начальных классов. Несмотря на то,
что свой уровень теоретической и методической подготовки по проблеме
формирования у младших школьников контрольно-оценочной деятельности
74,4% опрошенных педагогов оценивают как достаточный, 18,6 %
оценивают как высокий, только 10% опрошенных смогли ответить, из каких
операций состоит действие самоконтроля, остальные затруднялись ответить
или называли операции, связанные с самооценкой. С этим и связано то, что
педагоги не отрабатывают с учащимися операции действия самоконтроля, а
сразу переходят к приемам оценивания, забывая о том, что самоконтроль
предполагает сопоставление процесса действия или его результата с образом
в виде способа действия, а оценка лишь устанавливает степень совпадения
или несовпадения. Такой процесс «сворачивания» логичен, когда действия
самоконтроля в значительной степени уже автоматизированы, но абсолютно
противоречит поэтапному формированию умственных действий у ребёнка.
Дляуспешногоформированиясамоконтролянужноучитьдетей
пооперационному разворачиванию осуществляемого действия самоконтроля
с последующим сворачиванием некоторых операций по мере автоматизации
действия.
В параграфе 1.3. проанализированы подходы к определению понятий
«моделирование», «моделирующие действия», «модель» и опыт применения
моделированиявпроцессеобучения,поскольку всоответствиис
действующимобразовательнымстандартомиспользованиезнаково-
символических средств представления информации и создание моделей
изучаемых объектов и процессов является одним из метапредметных
результатов.Модельрассматриваетсякакобразование,несущее
информацию о некотором другом объекте (В.А. Штофф); как средство
научного познания, представитель, заместитель оригинала в познании или на
практике(Л.М. Фридман).Применениемоделированияпомогает
сформировать у обучающихся умение анализировать задачу обобщённым
способом,раскрываетлогикуисодержаниедействия;обладает
возможностью текущего контроля над способом деятельности; способствует
самоорганизации деятельности младших школьников (П.Я. Гальперин,
Н.Ф. Талызина). Одним из универсальных учебных действий младшего
школьника является использование готовых алгоритмов осваиваемых
действий и самостоятельное построение таких алгоритмов, при этом модель
используется как способ их фиксации (С.Ф. Горбов, Е.В. Чудинова). Еще
одной функциеймодели являетсяфиксация отношения некоторого
целостного объекта к другим объектам. В этом случае преобразование и
изменение модели обеспечивает возможность изучить свойства самого
объекта и анализировать его структурные составляющие, не видимые
внешне (В.В. Давыдов). Использование моделирования способствует не
только достижению метапредметных результатов, но и повышению качества
предметных результатов.
Вовторойглаве«Дидактическаясистемаформирования
самоконтролямладшихшкольниковнаосноведействий
моделирования» представлены функции и типы моделирующих действий,
способствующих становлению самоконтроля, обоснованы компоненты
созданной системы, описано реконструирование содержания обучения и
необходимые изменения в способах работы педагога, обеспечивающие
формирования самоконтроля как универсального действия, приведено
описаниеопытно-экспериментальнойработыипроанализированы
полученные данные.
Впараграфе2.1.обосновананашапозицииопотенциале
моделирования для разрешения наиболее типичных проблем, возникающих
в процессе овладения младшими школьниками самоконтролем. Одна из
проблемсвязанасобъективнойтрудностьюпониманиясмысла
самоконтроля, поскольку у действия самоконтроля нет собственного
«продукта». Для того чтобы самоконтроль был выделен младшим
школьником в специальную задачу, действие самоконтроля должно быть
материализовано.Именномодельиможетвыступатьсредством
материализации самоконтроля и промежуточным звеном между совместным
контролем (в ходе которого как раз и будет создана модель) и
индивидуальным действием самоконтроля, осуществляемого с опорой на
совместно созданную модель. Целесообразно использовать модель способа
действия как средство постижения младшими школьниками смысловой
стороны контроля и самоконтроля и как опору при интериоризации
коллективных форм контроля в индивидуальное самостоятельное действие
самоконтроля.
Потенциалиспользованиямоделированияприформировании
самоконтроля заключается и в том, что модель по мере приобретения опыта
моделирования, начиная с предметных способов действий, позволяет
младшему школьнику в процессе совместного обсуждения обобщать каждый
частный случай проявления самоконтроля, выделяя при этом его общие
свойства в универсальную модель, которая помогает ребенку наглядно
представить как смысл самоконтроля – принятие цели, равной результату, и
удержание этой цели, так и взаимосвязь и соотношение двух основных видов
самоконтроля. В структуре и самоконтроля процесса, и самоконтроля
результатанамибыловыделенотрикомпонента:целеполагание;
выполнениенабораоперацийдлядостиженияцели;рефлексия
выполненного действия на предмет его соответствия цели. Специфика
овладениясамоконтролемпроцессаирезультатапроявляетсяв
разворачивании этих действий по операциям. Но при этом важно помочь
младшим школьникам осознать, что самоконтроль процесса и самоконтроль
результата объединены единой целью, это становится ещё одной функцией
моделирующих действий (рис.1).
Рисунок 1. Соотношение цели выполняемого предметного действия с
самоконтролем процесса и результата
Данное соотношение важно для организации образовательного
процесса: стиль обучения должен побуждать осознавать и удерживать цель;
при освоении предметного содержания необходимо включать выбор и
отработку способов действия. Успешность формирования самоконтроля
процессавыполнениядействия,заключающегосявсопоставлении
осуществляемыхопераций,входящихвданноедействие,иих
последовательности с образцом, зависит от уровня владения ребенком
способом выполняемого предметного действия. Моделирование способа
действия будет эффективно как для овладения действием, так и для
осуществлениясамоконтроля.Самоконтрольнеразрывносвязанс
остальными структурными компонентами учебной деятельности, при этом
моделирование может становиться способом связи самого учебного действия
и самоконтроля его выполнения. Наличие полноценно сформированного
самоконтроля у младшего школьника обеспечивает как сопоставление
необходимого результата с конкретными условиями решения учебной
задачи, так и при необходимости, подстройку под эти условия за счёт
изменения операционального состава действия.
Понимая модель как обобщенный образ существенных свойств
моделируемогообъекта,намибылопределёнвыборобъектов
моделирования при формировании у младших школьников самоконтроля.
Было принято решение отрабатывать в ходе опытно-экспериментального
обучения ситуации, в которых моделируемыми объектами будут выступать:
способ действий при решении учебных задач и способ действия
самоконтроля процесса и самоконтроля результата. Основными моделями,
выступающими средством формирования самоконтроля, будут: модель с
последовательностьюопераций,составляющихпредметноеучебное
действий;модельсамоконтролясовстраиваемойвнутрьмоделью
предметного действия, универсальная модель самоконтроля.
В параграфе 2.2. представлены основания построения системы
формирования самоконтроля младших школьников на основе действий
моделирования. Выбор компонентов был обусловлен тем, что созданная
система входит в общую дидактическую систему начального образования,
но при этом в ней отражена специфика самоконтроля и особенности
моделирующей деятельности младших школьников.
Целью системы является обеспечение динамики овладение младшими
школьниками самоконтролем на основе действий моделирования. В
содержании предлагаемой системы в соответствии с культурологической
концепцией содержания обучения выделено четыре компонента: 1) знания
способов предметных действий и самоконтроля, операционального состава
самоконтроля, знание о моделях предметных действий, о трехкомпонентной
структуре действия самоконтроля (целеполагание, операции для достижения
цели, рефлексия выполненного действия); 2) опыт осуществления младшими
школьниками известных им действий самоконтроля, а также опыт
построениямоделейпредметныхдействийимоделейдействий
самоконтроля; 3) опыт творческого использования приобретенных знаний и
отработанных способов действий в незнакомых или нестандартных
ситуациях; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к осуществлению
самоконтроля и построению моделей, заключающийся в открытии ребёнком
для себя цели самоконтроля, а также опыт осмысления ценности модели как
средства самоконтроля, опыт позитивного отношения к внешнему контролю
и ценности самостоятельности в процессе самоконтроля.
Система строится на общедидактических принципах, при этом
выделенаихспецифика.Принципсистематичностипроявляетсяв
выстраивании образовательного процесса так, чтобы сформированное
действиесамоконтроля,опирающеесянамоделирование,было
востребовано: 1) в разных учебных ситуациях в рамках каждого предмета; 2)
на разных учебных предметах; 3) как на уроке, так и при выполнении
домашних заданий. Принцип осознанности при освоении и выполнении
действий:построениесистемыобеспечиваетпониманиемладшими
школьниками какое действие необходимо контролировать в данный момент
и как его нужно контролировать. Принцип индивидуализации и учета
особенностей формирования самоконтроля проявляется в обеспечении
возможности каждому обучающемуся применять индивидуальную степень
развернутости осваиваемых действий самоконтроля и моделирования;
отражатьвобщеймоделииндивидуальныезатруднения,атакже
использовать собственный семиотический стиль при адаптации общей
модели и создавать собственную модель. Принцип двойного вхождения
базисных компонентов содержания в системе проявляется в двойной
функции моделей: построение модели лишь в определенный момент
рассматривается как цель с дальнейшим использованием модели как
средства для формирования самоконтроля, а также в рассмотрении
ценностисамоконтроляидляуспешностиосвоенияпредметного
содержания, и для личностного развитие младших школьников. Принцип
функциональной полноты содержания системы тесно связан с принципом
дифференциациииинтеграциикомпонентовсодержаниясистемы
проявляется в том, что подходы к построению и функционированию
моделей, способствующих формированию самоконтроля, могут быть
применены к разным предметам, требуется лишь незначительная их
адаптация по отношению к специфике предметного содержания.
Были определены следующие педагогические условия, при которых
наша дидактическая система способствует становлению у младших
школьников самоконтроля: 1) обеспечение формирования у младшего
школьника осознанности выполняемых действий и постоянного анализа
собственных действий; 2) выстраивание обучения моделирующим действиям
с обеспечением максимально возможной субъектной позиции младшего
школьника: именно обучающиеся выступают субъектами при создании
моделей; 3) систематичность работы, направленной на формирование
самоконтроля на основе действий моделирования; 4) взаимодействие
моделей, отражающих предметное содержание, и моделей самоконтроля (как
частных, так и универсальных); 5) координирование педагогом собственной
контрольно-оценочной деятельности с активной субъектной позицией
младшего школьника при осуществлении самоконтроля.
Был проведен анализ целесообразности использования определённых
методов на различных этапах функционирования системы. Репродуктивный
метод целесообразен при применении созданных в совместном обсуждении
моделей в сходно-вариативных ситуациях; метод проблемного изложения
преобразуется в проблемный метод и используется для выбора модели в
ситуации, когда учащиеся должны выбрать необходимую модель из
нескольких. Эвристический и исследовательский методы используются при
создании собственных моделей.
Средствами в созданной системе выступают модели, используемые как
опоры при овладении предметными действиями и универсальные модели.
Наибольшим эффектом для становления самоконтроля обладают: модели-
алгоритмы, модельные карточки, кинестетические (телесные) модели,
модели-ситуации, словесные модели, модели-установки. Разработка моделей
заняла одно из центральных мест при проектировании системы, кроме
определениятиповмоделейпотребоваласьпроработкавизуального
наполнения моделей с учетом психофизиологических возможностей и
особенностей младших школьников, а также с учётом специфики разных
учебных предметов.
В параграфе 2.3. описана опытно-экспериментальная работа по
проверке спроектированной системы формирования самоконтроля младших
школьников на основе действий моделирования. До начала формирующего
эксперимента был проведен опрос, в котором участвовали 56 родителей и
62 учителя, показавший некоторое различие мнений о факторах, влияющих
на самоконтроль младших школьников, но при этом большинство указали на
необходимость создания условий становления самоконтроля и применения
специальных упражнений.
Констатирующийэкспериментпозволилвыяснитьпричины
трудностей, возникающих у младших школьников в процессе самоконтроля.
Были разработаны методики педагогической диагностики самоконтроля
младшихшкольников,обладающиетакойхарактеристикой,как
сопоставимость,чтоважнодляоцениваниядинамикистановления
самоконтроля. В качестве основы для разработки своих методик мы
использовали методики изучения уровня внимания П.Я. Гальперина и
C.Л. Кабылицкой. Первый срез был проведен в начале первого класса для
определения стартового уровня и для формирования экспериментальной и
контрольной групп.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по проверке
спроектированнойдидактическойсистемысостоялизтрех
последовательных этапов. При этом мы повторили свой формирующий
эксперимент дважды, это было связано как с необходимостью внести
некоторые изменения, позволяющие усовершенствовать систему, так и с
целью проверки воспроизводимости предложенной нами системы другими
педагогами, которые посетили методические семинары и проводили работу,
систематически консультируясь с нами.
На первом этапе основной целью было научить учащихся создавать
модель алгоритма отрабатываемого учебного действия и воспроизводить
этот алгоритм с опорой на модель при самостоятельном выполнении
действия, при этом алгоритмы были связаны с предметным материалом, а
построенная модель являлась одновременно опорой и для отработки
предметного действия, и для самоконтроля. Все алгоритмы создавались и
моделировались в совместной работе первоклассников и учителя. Согласно
стартовой диагностике почти половина детей экспериментальной группы
показала низкий уровень самоконтроля, именно этим детям освоение
моделирования способа предметного действия облегчало задачу усвоения
как предметного материала, так и действия самоконтроля. Дети с высоким
уровнем проявляли большую активность при построении моделей и
выступали в роли «консультантов» для остальных детей.
В ходе эксперимента было выяснено, что не все дети легко
воспринимали визуальные графические модели, поэтому было принято
решение о необходимости предоставить детям возможность использовать
разныетипымоделей,например,кинестетические.Доначала
формирующего эксперимента не предполагалось использовать символы-
рисунки, но в ходе работы возникла необходимость их использования как
подготовительного этапа до построения более абстрактных моделей.
Приведем пример модели с использованием рисунков при проведении
качественной характеристики звука в ходе звукового анализа слова, эта же
модель служила и опорой при самопроверке характеристики звука (рис. 2).
Рисунок 2. Модель-алгоритм определения качественной характеристики
звука
Моделирование предметного действия мы использовали на русском
языке и математике, модели были специфичны в зависимости от
отрабатываемого предметного содержания.
На втором этапе основной целью стало моделирование самого
действия самоконтроля, при этом отработанные на первом этапе приемы
моделирования предметного действия продолжали использоваться при
освоении новых учебных действий, а создаваемые предметные модели
входили как один из компонентов в модель самоконтроля. По времени этот
этап совпал со 2 и 3 классами. Учащимся предлагались упражнения на
выделение операций самоконтроля и выстраивания их в необходимый
алгоритм; на проверку своей работы по плану, составленному совместно с
учителем или в ходе групповой работы; на отработку активной позиции при
составлении алгоритма контролирующего действия в групповой работе со
сверстниками. Приведем пример модели, использованой на втором этапе
(рис. 3).
Читаю и понимаю задание

Конструирую алгоритм
действий, соотношу с целью:Использую модель,
могу ли я при помощификсирующую способ
алгоритма достичь цель?предметного действия

Последовательно выполняю
каждую операцию, проверяю их
последовательность

Сверяю результат с целью

Рисунок 3. Модель-рассуждение при проведении самоконтроля процесса
Поскольку в этот период сохранялись различия между детьми по
уровнювладениясамоконтролем,дляреализациипринципа
индивидуализации предлагались разные моделирующие действия: модели-
алгоритмы, модельные карточки, кинестетические (телесные) модели,
модели-ситуации, словесные модели, модели-установки. Разница при работе
с детьми с разным уровнем проявлялась и при встраивании осваиваемых
алгоритмов учебных действий в модель самоконтроля. Так, детям с низким
уровнем при изучении нового материала предлагались модели самоконтроля
с полным разворачиванием по операциям осваиваемого предметного
действия; детям со средним уровнем предлагалась «свернутая» модель,
детям с высоким уровнем предлагалось попробовать создать собственную
модель.
На третьем этапе основной целью было создание универсальных
моделей, применимых для самопроверки при изучении сложных тем по
русскому языку и математике (рис. 4).
КОНТРОЛИРУЮ: ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ

КОНТРОЛИРУЮ: КАК Я ДЕЙСТВУЮ
Прининимаю цель.
КОНТРОЛИРУЮ:
Прогнозирую результат.ДОСТИГНУТА ЛИ ЦЕЛЬ
Вспоминаю предметный
Удерживаю цель.алгоритм или моделирую
собственный.Сравниваю результат с
Удерживаю правильнуюобразцом, с ответами, с
последовательностьмоделью.
выполняемого действия,Нахожу ошибки (если они
сверяя с шагами алгоритмаесть) самостоятельно или с
(по опорам или без них).помощью опоры.
Определяю причины ошибки.
Сопоставление цели и
результата.

Рисунок 4. Пример универсальной модели проведения самоконтроля
Поскольку к началу данного этапа у большинства детей был
зафиксирован высокий уровень самоконтроля, им предлагалось самим
выстраивать свои предметные действия и самостоятельно выбирать степень
развернутости действия. Данный этап предоставлял большую возможность
для творческой реализации при создании моделей, по времени он совпал с 4
классом. Дети с низким и средним уровнем получали большую поддержку и
работали с более детализированными моделями.
Впараграфе2.4представленанализрезультатовопытно-
экспериментальнойработыпопроверкепредложеннойсистемы.В
экспериментальную группу, обучение в которой было начато в сентябре
2016 г., входило 131 младших школьников, в контрольную 91 младший
школьник.Втаблице1показанораспределениепоуровням
сформированности самоконтроля в контрольной и экспериментальной
группах на протяжении четырёх лет обучения (представлены данные на
конец каждого из этапов).
Таблица 1.
Стартовая1 этап2 этап3 этап
диагностика(конец 1 кл.)(конец 3 кл.)(конец 4 кл.)
экспконтрэкспконтрэкспконтрэкспконтр
низкий48,855030,5344,7925,1939,5816,0331,25
средний33,5933,3338,1736,4634,3540,6327,4846,88
высокий17,5616,6731,318,7540,4619,7956,4921,88
χ2Эмп0,041 (различия6,479 (различия11,716 (различия27,411 (различия
недостоверны)достоверны)достоверны)достоверны)
На начало проведения формирующего эксперимента статистически
значимых различий по уровню сформированности самоконтроля между
контрольной и экспериментальной группами не было. Уже к концу первого
класса в экспериментальной группе наметилась положительная тенденция,
проявившаяся в большей динамике перехода учащихся на высокий уровень
самоконтроля по сравнению с контрольной группой. Каждый год эта
тенденция сохранялась, к концу обучения различия стали максимальными.
Анализ данных позволил выявить еще одну особенность: в контрольной
группе медленнее всего увеличивалось число детей с высоким уровнем,
особенно это заметно в 4 классе. В экспериментальной группе существенное
увеличение на 3 этапе количества детей с высоким уровнем и уменьшение с
низким уровнем связано с тем, что опыт, полученный на предыдущем этапе,
активноиспользовался,авозможностьтворческойреализации
способствовала повышению мотивации к самоконтролю.
Анализ данных второго потока позволил подтвердить сделанные выше
выводы: целенаправленное использование предложенной системы позволяет
развить способность детей к самоконтролю. В таблице 2 представлено
распределение по уровням сформированности самоконтроля младших
школьников 2 потока.
Таблица 2
Стартовая диагностика1 этап (конец 1 кл.)2 этап (конец 3 кл.)
экспконтрэкспконтрэкспконтр
низкий47,0653,5730,2546,4324,3739,29
средний35,2933,3340,3436,9037,8239,29
высокий17,6513,1029,4116,6737,8221,43
χ2Эмп1,122 (различия6,959 (различия7,871 (различия
недостоверны)достоверны)достоверны)
Формирующийэкспериментбылзавершёнвесной2020года
одновременновобоихпотокахвсвязисокончаниемцикла
экспериментальной работы в 1 потоке и приостановкой работы во 2 потоке,
вызваннойизменениемврежимефункционированиишколпо
эпидемиологической обстановке. Для формулирования окончательных
выводов мы обобщили данные по 1 и 2 потоку. Эффект разработанной
системы проявляется в поступательном уменьшении детей с низким уровнем
самоконтроля в экспериментальных группах и существенной динамике в
группах со средним и высоким уровнях (рис. 5).
30
экспконтрэкспконтрэкспконтр
Стартовая диагностика1 этап (конец 1 кл.)2 этап (конец 3 кл.)

Уровни самоконтроля:низкийсреднийвысокий

Рисунок 5. Динамика сформированности уровней самоконтроля у
обучающихся экспериментальной и контрольной групп
Для того чтобы выяснить, насколько именно работа с моделями
способствоваластановлениюсамоконтролямыфиксировалислучаи
инициирования самими детьми использования моделирующих действий при
проведении контроля и самоконтроля. Кроме того, в экспериментальных
группах мы проводили анкетирования учащихся, которые в своих ответах
говорили об удобстве использования моделей при самоконтроле.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы
основные выводы. Выявленное в процессе исследования состояние
проблемы становления самоконтроля у младших школьников позволило
разработать дидактическую систему, все компоненты которой учитывают
специфику самоконтроля и особенности моделирующей деятельности
младших школьников.
Потенциалмоделированиявформированиисамоконтролякак
универсального учебного действия заключается в том, что приобретение
младшим школьником опыта моделирования предметных способов действий
и обобщение каждого частного случая проявления самоконтроля позволяет
выделить общие свойства и зафиксировать их в универсальной модели
самоконтроля.Разработанныйприпроектированиисистемы
операциональный состав самоконтроля процесса и самоконтроля результата
позволил сформировать у детей умение разворачивать действие по
операциям и фиксировать их в моделях. Наибольший эффект достигается
при использовании продуманной системы моделирующих действий с
изменяющимисяобъектамимоделирования.Оптимальнымпри
формировании самоконтроля стало моделирование: способов предметных
действий; последовательности операций при осуществлении самоконтроля
выполнения по ходу предметного действия; способа проверки результата,
самоконтроля как универсального действия.
Проведённаяопытно-экспериментальнаяработадоказала,что
предложеннаясистемаформированиясамоконтроляспособствовала
повышению мотивации, осознанности выполняемых предметных действий,
совершенствованию навыков работы с алгоритмами, достижению высокого
качества образовательных результатов.
Полученные результаты открывают возможности для дальнейших
исследований по проблемам формирования самоконтроля у младшего
школьника: выявления взаимосвязи с самооценкой как ещё одним
компонентом учебной деятельности, установление связей различных
моделей с ведущей модальностью обучающегося, перенос способов
самоконтроля из учебной во внеучебные ситуации.

Основное содержание и результаты исследования отражены в
следующих публикациях автора:

Актуальность темы исследования. Современное начальное образование
направлено на овладение младшими школьниками учебной деятельностью,
развитие самостоятельности, способности к самообучению. Реализовать эту цель,
поставленную в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, невозможно без важнейшего качества
обучающегося – самоконтроля. Освоение контролирующих действий позволяет
младшим школьникам становиться субъектами учебной деятельности: занимать
активную позицию в достижении цели, анализировать трудности и устранять их
причины, вносить коррективы в свои действия. В теории учебной деятельности
подчеркивается значение сформированных на начальном этапе обучения действий
самоконтроля для дальнейшего образования школьника (Д.Б. Эльконин,
В.В. Давыдов и др.). Исходя из этого, в начальной школе необходима такая
организация образовательного процесса, при которой младшие школьники могут
максимально контролировать каждый шаг своей учебной деятельности.
Вместе с тем анализ реальной ситуации в образовательных организациях
показывает, что до сих пор сохраняются тенденции, препятствующие овладению
обучающимися важнейшими регулятивными действиями. Значительной части
педагогов начальной школы свойственна психологическая неготовность принять
новые цели и функции контрольно-оценочной деятельности, признать важность
субъектно-личностной позиции младшего школьника в процессе учения, осознать
актуальность и необходимость специально организованной работы по
формированию самоконтроля; отказаться от авторитарного стиля общения при
оценивании достижений обучающихся. Те педагоги, которые готовы
перестраивать свою контрольно-оценочную деятельность, часто испытывают
дефицит теоретической и методической подготовки к организации процесса
обучения, направленного на формирование регулятивных действий младших
школьников.
Результаты проведенного нами в 6 регионах России опроса, оценивающего
теоретическую и методическую подготовку 128 педагогов по проблеме
формирования самоконтроля, подтвердили существование несоответствия между
оценкой учителем своего уровня и реальной готовностью целесообразно и
результативно строить процесс работы над самоконтролем обучающихся. Так,
только 10% учителей-респондентов ориентируются в том, из каких операций
состоит действие самоконтроля, 15% смогли назвать приемы, которые они
используют для формирования самоконтроля у обучающихся.
Ещё одна проблема, отрицательно влияющая на становление у младшего
школьника регулятивных действий, обусловлена тем, что процесс освоения
содержания обучения не всегда направлен на осознание младшими школьниками
способов осваиваемых предметных действий. Многие учителя обращают
внимание учащихся только на получение результата, ожидая ответа на вопрос о
том, что нужно сделать, чтобы задача была выполнена. Вместе с тем, для
формирования всех компонентов учебной деятельности и достижения
предметных результатов необходим ответ на вопрос как получить
соответствующий результат. Для успешности решения учебной задачи
необходима способность обучающегося анализировать и контролировать ход
своей деятельности, выводить в план сознания контроль процесса выполнения
того или иного учебного действия и составляющих его операций. Современные
средства обучения недостаточно ориентированы на освоение обучающимися
способов предметного действия и на формирование самоконтроля.
Отсутствие или низкий уровень этой способности провоцируют
отстранение младших школьников от самостоятельной контролирующей
деятельности: несформированность умений находить ошибки, устанавливать их
причину, осуществлять корректировку своей деятельности. Исключение из
процесса оценивания образовательных достижений обучающихся не только
снижает успешность учебной деятельности, но и провоцирует появление
личностных проблем: негативных реакций, связанных с непониманием оценок
педагога, снижением интереса к учению. Результаты констатирующего этапа
нашего исследования показали, что без специально-организованной работы
только треть выпускников начальной школы могут находить ошибки в
предложенном тексте, и только пятая часть успешно справляется с задачей поиска
собственных ошибок.
Проблема овладения самоконтролем связана и с особенностями самих
младших школьников. Приходящий в школу ребенок имеет опыт самоконтроля, в
основном связанный с непроизвольной деятельностью. Учебная деятельность
требует проявления произвольности: принятие учебной задачи, ее «удержание» на
протяжении всего процесса работы, контроль за соответствием полученного
результата и поставленной учебной цели. Все это вызывает у младшего
школьника, особенно в адаптационный период обучения, значительные
трудности, поэтому проблема организации ситуаций, когда дети стоят перед
необходимостью осуществить самоконтроль процесса выполнения учебных
действий в условиях заданной учителем произвольной деятельности, стоит весьма
остро. Возникает необходимость поиска целесообразных способов формирования
самоконтроля в процессе осуществления учебных действий на уроках в начальной
школе. Чтобы эта деятельность была успешной, обучающийся должен четко
представлять набор и последовательность операций, из которых состоит
выполняемое действие, т.е. освоить способ действия. Сложностью работы
младших школьников со способом действия связана с необходимостью
удерживать его в памяти.
Фиксация способа действия и входящих в его состав операций может
происходить посредством моделирования, а создаваемые модели могут служить
основой для осуществления контроля и самоконтроля. Использование
моделирования в процессе обучения грамоте, предложенное Д.Б. Элькониным,
Л.Е. Журовой, и развитые в дальнейшем В.В. Репкиным, Г.А. Цукерман,
А.О. Евдокимовой, М.И. Кузнецовой доказало перспективность построения
моделей предметного действия. Опыт моделирования, полученный при обучении
грамоте, закладывает предпосылки универсальности использования
моделирующих действий и для решения других учебных задач. Отраженная в
модели полнота и точность способа действия может обеспечить эффективность
практического выполнения как самого действия, так и контроля.
Степень разработанности темы исследования. Согласно
психологическим исследованиям, младший школьный возраст является
благоприятным для развития самоконтроля, как одного из компонентов учебной
деятельности, выступающей ведущей в данный возрастной период
(Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Проблема
формирования контроля и оценки как компонента учебной деятельности
младшего школьника рассматривалась в исследованиях Ш.А. Амонашвили,
Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова,
В.В. Репкина, Д.Б. Эльконина и др. В ряде исследований (Б.Г. Ананьев,
Л.И. Божович, Н.Ф. Виноградова) подчеркивалось, что самоконтроль должен
быть направлен не только на коррекцию ошибок, но и на их предупреждение. В
зарубежных исследованиях проблема формирования самоконтроля связана с
такими понятиями как «саморегуляция», «самоуправление», «воля» (R. Bagozzi,
А. Bandura, M. Loon, L. Meltzer, W. Mischel, D. Schunk).
Важно отметить, что в исследованиях последних лет чаще развивалась идея
формирования контрольно-оценочной деятельности школьников средствами
одного из учебных предметов (Л.В. Абакумова, Л.В. Ижойкина, Е.В. Проничева,
Е.В. Сергеева), в то время как важно обеспечить овладение самоконтролем как
универсальным учебным действием.
Для уточнения теоретических основ нашего исследования изучалась и
проблема использования моделирования в образовательном процессе.
Отечественными учёными достаточно широко исследовалась психологическая
сущность моделирования. П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин признавали
моделирование эффективным средством развития всех познавательных
процессов. А.В. Запорожец рассматривал наглядные модели как специфические
средства, позволяющие детям усваивать обобщенные знания об отдельных связях
и закономерностях явлений действительности, его идеи использования
наглядного моделирования в дошкольном периоде продолжали развивать
Л.А. Венгер, Л.Е. Журова. Исследования Н.Г. Салминой показали, что
моделирование может представлять собой самостоятельную деятельность,
успешность овладения которой связана с развитием символической функции.
В.В. Давыдов и А.У. Варданян отмечали, что в начальной школе моделирование
является средством выделения и фиксации внутренних отношений изучаемых
вещей, стимулирует использование внутреннего контроля своих действий.
Моделирование как самостоятельная деятельность, актуальна для детей
дошкольного и младшего школьного возраста, вместе с тем включение ее в
произвольную учебную деятельность для целенаправленного формирования
регулятивных умений недостаточно изучено. Возникает необходимость в новых
исследованиях, направленных на изучение взаимосвязи моделирования и
самоконтроля в произвольных учебных ситуациях, на обоснование способов и
средств развития способности обучающегося отслеживать с помощью действий
самоконтроля последовательность проводимых учебных операций.
На данном этапе развития начального образования актуальность
выбранного направления исследования усиливается, поскольку в соответствии с
требованиями ФГОС НОО овладение контролем и самоконтролем, а также
использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов определены как планируемые
метапредметные результаты обучения младших школьников.
Анализ теоретических положений о возможности и необходимости работы
по становлению самоконтроля как важнейшего регулятивного учебного действия
младших школьников и реальной ситуации в теории и практике начального
образования позволил выявить ряд имеющихся противоречий:
– между социальным заказом на развитие обучающегося как субъекта
учебной деятельности, участвующего в ее контроле и оценке, и традиционным
подходом к оцениванию знаний, умений, навыков и способов деятельности, не
предполагающим включения самих учащихся в контрольно-оценочную
деятельность;
– между научно-обоснованным подходом к формированию самоконтроля
как базового компонента учебной деятельности и реальной ситуацией, при
которой развитие самоконтроля идет стихийно и вне структуры учебной
деятельности;
– между обоснованным положительным влиянием самоконтроля на
личностное развитие и успешность учения младшего школьника и наличием у
ряда учащихся негативных личностных реакций, связанных с непониманием цели
контрольно-оценочной деятельности и отсутствием в образовательном процессе
системы работы по формированию самоконтроля;
– между декларацией такой важной задачи педагога, как развитие у
младших школьников действий самоконтроля и недостаточным научно-
методическим и дидактическим сопровождением процесса формирования
самоконтроля, соответствующего требованиям современного этапа развития
начального образования;
– между значительным потенциалом моделирования как потребностной
деятельности детей при переходе от дошкольного к младшему школьному
возрасту и недостаточным его использованием в практике начальной школы;
– между наличием научных исследований о применении моделирования при
формировании предметных действий и отсутствием системы работы по
включению моделирующих действий при формировании самоконтроля.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему
исследования: влияние целенаправленной организации моделирующих действий
на формирование у младшего школьника самоконтроля как компонента учебной
деятельности.
Сформулированная проблема обусловила выбор темы исследования
«Формирование самоконтроля младшего школьника на основе действий
моделирования».
Объект исследования: становление самоконтроля младшего школьника в
процессе обучения.
Предмет исследования: система формирования самоконтроля на основе
действий моделирования.
Цель исследования: создать систему формирования самоконтроля
младших школьников на основе применения моделирующих действий и
проверить её в ходе опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования. Потенциал целенаправленного и эффективного
влияния моделирующих действий на становление самоконтроля младших
школьников будет реализован, если:
– система формирования самоконтроля разрабатывается на основе
характеристики младшего школьника как субъекта учебной деятельности,
осознающего важность самоконтроля для успешного процесса учения;
– выстраиваются взаимосвязи между процессуальной стороной
моделирования и проводимым поэтапно самоконтролем; между операциями
самоконтроля и предметными действиями;
– основными моделирующими действиями в системе выступают:
моделирование способов предметных действий, как основы освоения самих
действий и осуществления их самоконтроля; моделирование последовательности
операций при осуществлении самоконтроля по ходу выполнения предметного
действия; моделирование способа проверки полученного результата на
соответствие поставленной цели и правильности выполненных операций;
– создаются дидактические условия перспективного перехода от
моделирования способов учебных действий, связанных с содержанием
конкретного предмета (русский язык, математика и др.), к универсальной модели
самоконтроля, применяемой на разных предметах и по отношению к разному
содержанию обучения; перехода от осознанного освоения моделирования в
совместно-распределённой деятельности к усилению субъектной позиции
младшего школьника и самостоятельному построению модели.
– используются не единичные модели и отдельные упражнения, нацеленные
на самоконтроль, а на протяжении всего периода обучения в начальной школе для
качественного усвоения предметного содержания применяются моделирующие
действия, включенные в систему формирования самоконтроля.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие
задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы становления самоконтроля младших
школьников на современном этапе развития начального общего образования.
2. Разработать операциональный состав самоконтроля процесса выполнения
действий и самоконтроля результата.
3. Определить виды моделирующих действий, способствующих овладению
младшими школьниками самоконтролем, и разработать дидактическую систему
формирования самоконтроля младших школьников на основе действий
моделирования.
4. Провести опытно-экспериментальную работу и оценить ее
результативность с помощью методик педагогической диагностики уровня
самоконтроля младших школьников.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– актуализирована с учетом современных требований к начальному
образованию проблема формирования самоконтроля у младших школьников,
доказана возможность и перспективность использования действий моделирования
для формирования самоконтроля младшего школьника;
– обоснованы функции и основные типы моделирующих действий,
способствующих формированию самоконтроля: фиксирование в модели
последовательности операций при выполнении предметного действия;
фиксирование последовательности операций при выполнении самоконтроля
процесса и результата отрабатываемого предметного действия, в том числе
отражение в модели соответствия учебных операций цели и результату работы;
фиксирование обобщенного действия самоконтроля, применимого к любому
предметному действию;
– разработано научно-методическое обеспечение процесса формирования
самоконтроля младших школьников в ходе усвоения ими предметного материала
по русскому языку и математике, включающее: а) номенклатуру
операционального состава действий самоконтроля процесса и самоконтроля
результата; б) характеристику составляющих универсального самоконтроля –
целеполагание (принятие цели, прогнозирование результата, соответствующего
цели); в) совокупность операций для достижения цели (актуализация известного
алгоритма или создание собственного и его удержание до получения результата);
г) рефлексия выполненного действия (анализ соответствия действия поставленной
цели и выявление причин ошибки);
– разработана система формирования самоконтроля на основе действий
моделирования, включающая: принципы построения системы; педагогические
условия, при которых обеспечивается влияние моделирования на становление
самоконтроля младшего школьника; содержание, в которое входят знания, опыт
применения самоконтроля при выполнении предметных действий, опыт создания
моделей самоконтроля, эмоционально-ценностный опыт позитивного отношения
к контролю и самоконтролю;
– с учетом современной характеристики регулятивных универсальных
учебных действий определены и охарактеризованы уровни сформированности у
младших школьников самоконтроля: низкий уровень, на котором обучающийся
выполняет самоконтроль результата после прямого указания со стороны
взрослого, умение проводить самоконтроль процесса отсутствует; средний
уровень характеризуется умением осуществлять самоконтроль результата и
процесса деятельности в знакомых учебных ситуациях с опорой на отработанные
способы самоконтроля; высокий уровень характеризуется умением обучающегося
самостоятельного строить алгоритм действий самоконтроля, в том числе при
выполнении нестандартных заданий.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
– получили дальнейшее развитие научные представления о целях,
содержании и технологии использования моделирующих действий,
обеспечивающих становление и развитие самоконтроля как важнейшего
компонента учебной деятельности; определена корреляция объектов
моделирования с этапами работы над самоконтролем, выявлены оптимальные
виды моделей и специфика их использования в зависимости от уровня овладения
самоконтролем и индивидуальных особенностей;
– дана характеристика состояния проблемы овладения самоконтролем
младшими школьниками, подтверждена актуальность проблемы развития
самоконтроля у младших школьников как субъектов учебной деятельности,
доказана перспективность формирования контрольно-оценочной деятельности
младшего школьника с целью становления универсальности действия
самоконтроля;
– научно обоснованы современные подходы к процессу формирования
самоконтроля, способствующие качественному усвоению предметного материала:
взаимосвязи развития контроля и самоконтроля; соотношение самоконтроля
процесса и результата; способ действия как образ предстоящей деятельности;
– проанализированы имеющиеся подходы к определению операционального
состава действия контроля; разработан операциональный состав действий
самоконтроля процесса выполнения предметного действия и самоконтроля
результата; операции сгруппированы по блокам: целеполагание, осуществление
действия, рефлексия;
– определены этапы работы по формированию самоконтроля младших
школьников на основе действий моделирования: 1) включение в совместно-
распределённую деятельность по моделированию алгоритма отрабатываемых
предметных действий, 2) отработкой действий моделирования при встраивании
осваиваемых алгоритмов предметных учебных действий в модель самоконтроля с
возможностью на общей модели фиксировать точки индивидуальных
затруднений; 3) создание универсальной модели самоконтроля, применимой к
разному предметному материалу;
– выявлено и экспериментально подтверждено влияние целенаправленно
организованных моделирующих действий на становление самоконтроля младших
школьников.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
– обоснованы и проверены в ходе опытно-экспериментального
исследования методики оценивания уровня самоконтроля, позволяющие
устанавливать динамику овладения самоконтролем на разных этапах обучения в
начальной школе; предложены механизмы обратной связи, позволяющие педагогу
осознанно выбирать объекты моделирования и виды моделей в соответствии с
уровнем развития у обучающегося самоконтроля;
– в разработанной системе по формированию самоконтроля предложены
описания моделирующих действий и примеры различных видов моделей,
освоение которых позволит педагогам более эффективно организовать работу по
становлению у обучающихся самоконтроля действия и результата;
– разработаны методические рекомендации для учителей начальной школы
по использованию предложенных диагностических методик и системы
формирования самоконтроля, позволяющие повышать уровень педагогических
компетенций;
– предложенная универсальная модель самоконтроля может быть
использована при дальнейшей работе по формированию самоконтроля у
учащихся основной школы.
Теоретико-методологические основы исследования составили:
– теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Е. Журова,
Н.Ф. Виноградова, Н.Ф. Талызина и др.), в которой обосновано, что самоконтроль
является важнейшим компонентом учебной деятельности как ведущей в младшем
школьном возрасте; овладение самоконтролем позволяет младшему школьнику
становиться субъектом учебной деятельности, т.е. занимать в ней активную
позицию, самостоятельно строить свою деятельность по решению учебных задач,
вносить коррективы в свои действия.
– теоретические исследования контрольно-оценочной деятельности
(Ш.А. Амонашвили, П.Я. Гальперин, В.М. Полонский, Л.В. Занков,
М.И. Кузнецова, В.В. Репкин, Г.В. Репкина, Н.Ф. Талызина, Г.А. Цукерман,
Л.В. Абакумова и др.);
– исследования компонентов и структуры моделирования (В.В. Давыдов,
А.У. Варданян, Л.Е. Журова, Н.Г. Салмина); особенностей овладения младшими
школьниками моделированием как обобщенным способом учебно-
познавательной деятельности (В.В. Давыдов, Н.Г. Салмина).
Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения
поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы
исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования; констатирующий эксперимент с целью выявления как уровня
самоконтроля у обучающихся начальных классов, так и уровня готовности
учителя к организации процесса формирования у учащихся контроля и
самоконтроля; формирующий эксперимент, в ходе которого было проведено
апробирование системы формирования самоконтроля младшего школьника на
основе действий моделирования, способствующих становлению у младших
школьников самоконтроля действия и результата; контрольный эксперимент для
выявления эффективности разработанной системы формирования самоконтроля
младшего школьника на основе действий моделирования; количественный и
качественный анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной
работы для установления на основе статистического анализа полученных данных
правомерности гипотезы и степени успешности реализации задач исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2015 по 2021 гг. и
включало: первый этап (2015–2016 гг.) – изучение научной литературы по
проблеме исследования, выявление степени разработанности, определение
объекта, предмета, цели и задач исследования, выдвижение гипотезы; второй этап
(2016–2018 гг.) – формулирование дидактических принципов отбора и
структурирования содержания учебного материала для формирования
самоконтроля младшего школьника на основе действий моделирования,
разработка упражнений с опорой на различные виды моделирующих действий,
способствующих становлению у младших школьников самоконтроля действия и
результата, построение системы работы для ее последующей апробации;
проведение констатирующего и формирующего этапов опытно-
экспериментальной работы по проверке результативности выдвинутой гипотезы и
эффективности разработанной системы; третий этап (2019 – 2021 гг.) –
завершение опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация
экспериментальных данных, проверка основных положений гипотезы, анализ и
оформление результатов исследования.
Проведенное исследование позволило сформулировать положения,
выносимые на защиту:
1. Овладение самоконтролем процесса и самоконтролем результата
предметных действий происходит как разворачивание действия по отдельным
операциям. В состав действия самоконтроля процесса выполнения учебной задачи
входят следующие операции: на этапе целеполагания: 1) принятие цели, 2)
предположение результата, который должен соответствовать цели, 3) удержание
цели, совпадающей с результатом; на этапе осуществления процесса
самоконтроля выполняемого действия: 4) актуализация известного алгоритма или
конструирование собственного алгоритма, соответствующего цели; 5)
удерживание правильности выполняемого действия путем сличения с шагами
алгоритма по контрольным точкам или самостоятельно; на этапе рефлексии: 6)
осуществление операций, входящих в состав самоконтроля результата с
обязательной завершающей операцией сопоставления цели и результата. Состав
действия самоконтроля результата следующий: на этапе целеполагания: 1)
актуализация цели выполнения действия; на этапе осуществления: 2)
сопоставление/сличение/сверка с образцом, с ответами, с моделью, указывающую
на тип задачи, количество орфограмм и пр., 3) выявление ошибок
(самостоятельно или с помощью опоры); на этапе рефлексии: 4) установление
причины ошибки (недостаточное овладение темой; неумение удерживать задачу,
работать по алгоритму; описка, замена, искажение), 5) сопоставление цели и
результата.
2. Соотношение контроля и самоконтроля в процессе усвоения предметного
содержания необходимо рассматривать как иерархичные процессы, где
самоконтроль – более высокая форма, возникающая на основе действий контроля
(совместном и индивидуальном контроле чужого действия и результата).
Самоконтроль как компонент учебной деятельности возникает только в
результате целенаправленного формирования, особенно значимы для младшего
школьника два его вида: самоконтроль процесса выполнения учебной задачи или
учебного действия и самоконтроль полученного результата.
3. Овладение действиями самоконтроля процесса и самоконтроля
результата происходит более результативно, если применяются моделирующие
действия. Для самоконтроля процесса наиболее эффективным является
моделирование этапов выполнения учебной задачи с использованием моделей-
алгоритмов, модельных карточек, кинестетических (телесных) моделей, моделей-
ситуаций, словесных моделей, моделей-установок.
4. Принципиальным для овладение младшими школьниками самоконтролем
является необходимость отказа в практике обучения от формального запоминания
и механического воспроизведения. В ситуациях, когда для освоения предметного
содержания целесообразно и возможно применение алгоритма действия, важно
выстраивать его в совместно-распределённой деятельности и обязательно
фиксироваться с помощью различных моделей. Действие самоконтроля процесса
выстраивается с опорой на осваиваемый алгоритм: актуализация алгоритма
является одной из операций самоконтроля действия. При этом модель
предметного алгоритма вписывается как один из элементов в более широкую
модель, отражающую действие самоконтроля.
5. Работа по формированию самоконтроля на основе действий
моделирования наиболее результативна, если реализована система, включающая
цель, принципы, содержание, условия, средства, формы и методы работы.
Нерегулярное использование заданий на самоконтроль и отдельные модели не
дают желаемого результата, т.к. формирование самоконтроля длительный
процесс, требующий систематичности, а овладение действиями моделирования
как опоры при самоконтроле разворачивается от ситуаций, в которых создание
модели предметного действия выступает целью, к ситуациям использования
моделей как средства самоконтроля.
6. Показателями результативности использования моделирующих действий
в процессе овладения младшими школьниками самоконтролем являются
повышение уровня самоконтроля, зафиксированное с помощью методик оценки
динамики самоконтроля; а также инициирование самими младшими школьниками
создания моделей предметных действий и моделей универсальных регулятивных
действий, отражающие общие приёмы самоконтроля на разных предметах.
Степень достоверности результатов исследования обеспечивается
опорой на фундаментальные теоретические положения педагогики, психологии и
методики преподавания в начальной школе; применением комплекса методов,
соответствующих цели, объекту, предмету, гипотезе и задачам исследования;
проведением экспериментальной проверки системы формирования самоконтроля
у младшего школьника на основе действий моделирования, продолжительным
характером исследования, сочетанием качественного и количественного подходов
к анализу результатов апробации разработанной системы.
Личный вклад соискателя заключается в теоретическом обосновании
системы формирования самоконтроля на основе действий моделирования в
процессе обучения младших школьников и апробации данной системы в ходе
опытно-экспериментальной работы в течение 2016–2021 гг.; в проведении
статистического анализа результатов исследования; организации мастер-классов
для педагогов, в участии в конференциях и круглых столах, в подготовке
публикаций в соответствии с темой исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась на
международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-
методических и научно-практических конференциях: Региональная научно-
практическая конференция «Функциональная грамотность младшего школьника и
пути её становления» (Долгопрудный, 2018); III Всероссийская научно-
практическая конференция «Современная начальная школа» (Москва, 2019);
Международная научно-практическая конференции «Домашняя учебная работа
школьников: пути совершенствования» (Москва, 2020); XXVI научно-
практическая конференция «Учебная задача и учебное моделирование в
развивающем обучении» (Москва, 2020); Всероссийская научно-практическая
онлайн-конференция «Математическая и естественно-научная грамотность
младшего школьника: опыт формирования и оценивания» (Москва, 2021);
Всероссийская научно-практическая онлайн конференция «Русский родной язык»
и «Литературное чтение на родном русском языке» (Москва, 2021); V
Международная научно-практическая конференция «Образовательное
пространство в информационную эпоху» (Москва, 2021); Московский

В процессе исследования было выявлено состояние проблемы становления
самоконтроля у младших школьников на современном этапе развития начального
общего образования. Определено что в значительной степени проблема связана с
отсутствием у учителя четких представлений об операциональном составе
самоконтроля процесса выполнения действий и самоконтроля результата,
отсутствием в арсенале учителя конкретных приёмов формирования у младших
школьников самоконтроля.
Дидактическая система формирования самоконтроля на основе действий
моделирования должна строиться с учётом обновленной характеристики
способности младшего школьника к самоконтролю, его роли осваивающего
позицию субъекта учебной деятельности, осознающего важность самоконтроля
для успешного процесса учения. Все компоненты системы, включая цель,
принципы, содержание, условия, средства, формы и методы работы, должны
учитывать специфику самоконтроля и особенности моделирующей деятельности
младших школьников.
Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.
Овладение самоконтролем как универсальным учебным действием является
длительным и сложным для младшего школьника процессом, оно проходит
продуктивнее при опоре на моделирование. Потенциал моделирования
заключается в том, что приобретение младшим школьником опыта
моделирования предметных способов действий и обобщение каждого частного
случая проявления самоконтроля позволяет выделить общие свойства и
зафиксировать их в универсальной модели самоконтроля. Систематическое
использование моделирующих действий на протяжении всего периода обучения в
начальной школе; выстраивание взаимосвязей между процессуальной стороной
моделирования и проводимым поэтапно самоконтролем существенно повышает
эффективность работы над самоконтролем. Динамика освоения моделирующих
действий предполагает постепенный переход от осознанного освоения
моделирования в совместно-распределённой деятельности к усилению
субъектной позиции младшего школьника и самостоятельному построению
моделей.
Самоконтроль, являясь более высокой формой, возникает на основе
действий контроля (совместном и индивидуальном контроле чужого процесса
выполнения действия и результата). В период обучения в начальной школе
особенно значимы два вида самоконтроля: самоконтроль процесса выполнения
учебной задачи и самоконтроль результата. Для реализации моделирования в
процессе самоконтроля необходимо учитывать соблюдение последовательности
операций, входящих в состав этих двух видов самоконтроля. Разработанный
операциональный состав самоконтроля процесса и самоконтроля результата
позволил сформировать у детей умение разворачивать действие по операциям.
Подтверждена логика осуществления самоконтроля по трём этапам:
целеполагание, осуществление, рефлексия.
Для освоения самоконтроля принципиальным является освоение алгоритма
предметного действия. Алгоритмы не должны запоминаться формально и
воспроизводиться механически, они должны выстраиваться в совместно-
распределённой деятельности и фиксироваться с помощью различных моделей.
Действие самоконтроля процесса выстраивается с опорой на осваиваемый
предметный алгоритм, его актуализация является одной из операций
самоконтроля процесса. При этом модель предметного алгоритма встраивается
как один из элементов в более широкую модель самоконтроля. Младшие
школьники, овладев способом построения алгоритма действий при выполнении
учебной задачи, способны задавать себе этапы контроля учебных действий.
Моделирующие действия способствуют более результативному овладению
действиями самоконтроля процесса и самоконтроля результата. Основными
моделирующими действиями при формировании самоконтроля выступают:
моделирование способов предметных действий как основы освоения самих
действий и осуществления их самоконтроля; моделирование последовательности
операций при осуществлении самоконтроля по ходу выполнения предметного
действия; моделирование способа проверки полученного результата на
соответствие поставленной цели и правильности выполненных операций,
моделирование самоконтроля как универсального действия. Наиболее
эффективными для поддержания формирования самоконтроля являются
следующие виды моделей: модели-алгоритмы, модельные карточки,
кинестетические (телесные) модели, модели-ситуации, словесные модели,
модели-установки. Показателями результативности моделирования для
формирования самоконтроля являются переход младших школьников на более
высокий уровень самоконтроля; инициирование самими младшими школьниками
создания моделей предметных действий и моделей универсальных регулятивных
действий, отражающих общие приёмы самоконтроля на разных предметах, что
обеспечивает повышение уровня предметных достижений.
Для формирования самоконтроля на основе действий моделирования
необходимо соблюдение следующих педагогических условий: 1) обеспечение
формирования у младшего школьника осознанности выполняемых действий и
постоянного анализа собственных действий; 2) выстраивание обучения
моделирующим действиям с обеспечением максимально возможной субъектной
позиции младшего школьника: именно обучающиеся выступают субъектами при
создании моделей; 3) систематичность работы, направленной на формирование
самоконтроля на основе действий моделирования; 4) взаимодействие моделей,
отражающих предметное содержание, и моделей самоконтроля (как частных, так
и универсальных); 5) координирование педагогом собственной контрольно-
оценочной деятельности с активной субъектной позицией младшего школьника
при осуществлении самоконтроля.
Проведённая опытно-экспериментальная работа доказала, что
предложенная система формирования самоконтроля способствовала повышению
мотивации, осознанности выполняемых предметных действий,
совершенствованию навыков работы с алгоритмами, достижению высокого
качества образовательных результатов. По результатам работы было выявлено
повышение уровня сформированности самоконтроля младших школьников,
развитие навыков создания и применения моделей, а также сформированность
универсальных учебных действий в целом. Младшие школьники овладели
различными приемами создания алгоритма и его моделирования, а также
различными видами моделирования действий самоконтроля процесса и
самоконтроля результата, умениями встраивать имеющуюся модель в более
общую модель. Разработанные методики оценки самоконтроля младших
школьников позволяют выявить разные уровни овладения самоконтролем и
фиксировать динамику. Полученные с помощью этих методик результаты
помогают более продуктивно выстраивать педагогу работу с обучающимися с
разным уровнем самоконтроля.
Полученные результаты открывают возможности для дальнейших
исследований по проблемам формирования самоконтроля у младшего школьника:
выявления взаимосвязи с самооценкой как ещё одним компонентом учебной
деятельности, установление связей различных моделей с ведущей модальностью
обучающегося, перенос способов самоконтроля из учебной во внеучебные
ситуации, что на данный момент изучено не в полной мере.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Формирование самоконтроля младшего школьника на основе действий моделирования»

    Публикации автора в научных журналах

    Становление у младших школьников навыков самоконтроля как условие предотвращения ошибок
    Е.Г.Соснина //Начальное образование. – 2– Т.– №– С. 25–– 0,43 п.л.
    Формирование у младших школьников самоконтроля при проведении обучающих диктантов на уроках русского языка
    Е.Г.Соснина // Начальное образование. – 2– Т.– №– С. 25–– 0,26п.л.
    Уровень владения самоконтролем как основа дифференциации домашних заданий в начальной школе
    Е.Г.Соснина //Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования: сб. науч.тр. под ред. И.М. Осмоловской, И.В. Усковой. – М.: ФГБНУ «Институтстратегии развития образования РАО». – 2– 473 с. – С. 129–– 0,34п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Формирование базовой культуры младших школьников в учебной деятельности
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»