Гомилетическое наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Творогов Константин Викторович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА КАК ПРОПОВЕДНИКА В
ГОДЫ УЧЕНИЧЕСТВА И РАННИЙ ПЕРИОД СЛУЖЕНИЯ (1829 – 1857)……… 38
1.1 ПОСТИЖЕНИЕ АЗОВ ГОМИЛЕТИКИ СВТ. ФЕОФАНОМ В ГОДЫ УЧЕНИЧЕСТВА ………… 38
1.2. СТАНОВЛЕНИЕ ИСКУССТВА ПРОПОВЕДИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА В РАННИЙ ПЕРИОД
ЕГО СЛУЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………………. 52
ГЛАВА 2. ГОМИЛЕТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СВТ. ФЕОФАНА В ЗРЕЛЫЙ
ПЕРИОД СЛУЖЕНИЯ (1857-1866) …………………………………………………………………. 84
2.1 «СЛОВА С.-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ РЕКТОРА АРХИМАНДРИТА
ФЕОФАНА» В КОНТЕКСТЕ ЕГО ГОМИЛЕТИКИ…………………………………………………………. 84
2.2 «СЛОВА К ТАМБОВСКОЙ ПАСТВЕ» СВТ. ФЕОФАНА: ЖИВАЯ РЕЧЬ ПЕРЕД НАРОДОМ 101
2.3. «СЛОВА К ВЛАДИМИРСКОЙ ПАСТВЕ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ФЕОФАНА» КАК ПАМЯТНИК
ДУХОВНОЙ СЛОВЕСНОСТИ ………………………………………………………………………………… 130
2.4. ГОМИЛЕТИКА И МИССИЯ: ЕДИНЫЙ ПОДХОД В АРХИПАСТЫРСКОМ СЛУЖЕНИИ СВТ.
ФЕОФАНА ………………………………………………………………………………………………………. 155
ГЛАВА 3. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОПОВЕДНИЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ СВТ.
ФЕОФАНА В ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ НА ПОКОЕ И В ЗАТВОРЕ …………….. 171
3.1. ОБЗОР КНИГОИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1866–1894) ……………………………. 172
3.1.1 ПЕРИОД ИНТЕНСИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЙСКИМИ КНИГОИЗДАТЕЛЯМИ
(1866–1869) …………………………………………………………………………………………………… 172
3.1.2. «ДОМАШНЯЯ БЕСЕДА»: ПЕРИОД ПЕРЕИЗДАНИЙ В ВИДЕ МАЛЫХ СТАТЕЙ ИЛИ
БРОШЮР (1869–1877)………………………………………………………………………………………. 185
3.1.3 ПЕРИОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АФОНОМ В ИЗДАНИИ ПРОПОВЕДНИЧЕСКИХ БРОШЮР
(1882–1894) …………………………………………………………………………………………………… 191
3.2. ПОСЛЕДНЯЯ ПРОПОВЕДЬ СВТ. ФЕОФАНА, СКАЗАННАЯ В ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ НА
ПОКОЕ ……………………………………………………………………………………………………………. 200
3.3 АСКЕТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ПРОПОВЕДЕЙ СВТ. ФЕОФАНА: НА ПРИМЕРЕ ИЗДАНИЯ
1883 Г………………………………………………………………………. …………… 204
3.3.1. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕКСТОЛОГИЯ ИЗДАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СЛОВ 2–4) ……………….. 204
3.3.2. АСКЕТИЧЕСКИЙ ЛЕЙТМОТИВ ПРАЗДНИЧНОГО СБОРНИКА …………………………….. 206
3.4. ЧЕРТЫ ПРОПОВЕДИ В ЭПИСТОЛЯРНОМ НАСЛЕДИИ СВТ. ФЕОФАНА ………………….. 226
ГЛАВА 4. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОПОВЕДЕЙ СВТ.
ФЕОФАНА ……………………………………………………………………………………………………. 242
4.1. ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДЕЙ ……………………………………. 242
4.2. БИБЛЕЙСКИЕ И СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ В СТРУКТУРЕ ПРОПОВЕДЕЙ …………….. 262
4.3. ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОПОВЕДЕЙ СВТ. ФЕОФАНА ………. 277
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 294
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ …………………………………………………………………………….. 300
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………… 302
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………….. 334
ПРИЛОЖЕНИЯ К I ГЛАВЕ (1‒36) …………………………………………………………………………. 334
ПРИЛОЖЕНИЯ К III ГЛАВЕ (1‒23) ………………………………………………………………………. 353

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования,
степень ее разработанности и научная новизна диссертации, формулируются
ее цели и задачи исследования, определяется теоретическая и практическая
значимость работы, методология и методы работы, предлагаются выносимые
на защиту положения.
В первой главе «Становление святителя Феофана как проповедника в
годы ученичества и ранний период служения (1829 – 1857)» рассматривается
ранняя проповедническая деятельность преосвященного.
Первый параграф главы «Постижение азов гомилетики свт. Феофаном
в годы ученичества» содержит материал о раннем периоде жизни
преосвященного, годах его обучения в Орловской семинарии и Киевской
духовной академии, об учителях и наставниках, сумевших привить своему
питомцу любовь к Священному Писанию, к Слову Божию.
Во втором параграфе «Становление искусства проповеди свт. Феофана
в ранний период его служения» рассматриваются первые шаги молодого
иеромонаха Феофана на поприще служения в качестве ректора Киево-
Софийскихучилищ,азатемужеипреподавателяНовгородской,
Петербургской, Олонецкой семинарий, где его проповеди были обращены к
учащимся молодым людям, многие из которых впоследствии стали верными
служителями Русской Православной Церкви, а некоторые – выдающимися
иерархами. Подчеркнут несомненный вклад в формирование их судеб
иеромонахаФеофана–будущегосвятителя.Вразделетакже
проанализировано значение для гомилетического наследия свт. Феофана его
трудов по переводу и изучению древних книг и рукописей на Святой Земле в
период пребывания в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Во второй главе «Гомилетическое наследие свт. Феофана в зрелый
период служения (1857-1866)» анализируются гомилетические опыты свт.
Феофана во время ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии, а
также во время его служения на Тамбовской и Владимирской архиерейских
кафедрах.
Первый параграф «“Слова С.-Петербургской духовной академии
ректора архимандрита Феофана” в контексте его гомилетики» посвящен
яркому, хотя и не продолжительному периоду ректорства архимандрита
Феофана в С.-Петербургской духовной академии. Анализ проповедей этих
лет, вошедших в первое книжное издание проповедей свт. Феофана,
убедительно демонстрирует эволюцию проповедника, богословскую глубину
егослов,возросшийисторическийифилософскийкругозор,
сформировавшееся гомилетическое мастерство.
Во втором параграфе «“Слова к Тамбовской пастве” свт. Феофана –
живая речь перед народом» материалом исследования стали проповеди
тамбовского периода архипастырского служения свт. Феофана. В разделе
показано, насколько разнятся слова, произносимые с академической
кафедры, от слов, обращенных к пастве одной из наиболее обширных и
многолюдных епархий. Это различие определяет как круг актуальных для
слушателей вопросов, так и состав слушателей.
Втретьемпараграфепервойглавыдиссертации«“Словак
Владимирской пастве преосвященного Феофана” как памятник духовной
словесности»рассматриваетсяпоследнийпериодактивной
проповеднической деятельности свт. Феофана до ухода на покой и в затвор.
Последний период архипастырского служения свт. Феофана отмечен
проблемно-тематическим разнообразием его проповедей. Активные поездки
по епархии, встречи с паствой в монастырях, городских соборах и сельских
храмах придали гомилетике этого периода особое звучание.
В четвертом параграфе «Гомилетика и миссия: единый подход в
архипастырском служении свт. Феофана» описывается особый вклад свт.
Феофана в соединении проповеднического и миссионерского служения. В
середине XIX в. он стал одним из первопроходцев в области российской
духовно-просветительной катехетики.
Третья глава «Продолжение проповеднического служения свт.
Феофана в период пребывания на покое и в затворе» является органическим
продолжением первой и второй. На основании изучения новых архивных
данных в ней раскрывается пожизненный глубочайший интерес свт. Феофана
к проповеданию Слова Божия на примере его широкой книгоиздательской
деятельности, а также исходя из анализа части его эпистолярного наследия.
Впервомпараграфетретьейглавыпредлагаетсяобзор
книгоиздательской деятельности в период пребывания свт. Феофана на покое
(с 1866 г.) и в затворе (с 1873 г.) вплоть до самой смерти (1866–1894 гг.).
Во втором параграфе «Последняя проповедь свт. Феофана, сказанная в
период пребывания на покое» анализируется последняя произнесенная
проповедь свт. Феофана.
В третьем параграфе «Аскетические мотивы проповедей свт. Феофана:
на примере издания 1883 г.»рассматриваются первые десять слов из
сборника праздничных проповедей свт. Феофана, подготовленного к
публикации издательством Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне и
изданного в Москве в 1883 г., то есть в период полного затвора свт. Феофана
на Выше. В восьми из десяти проповедей звучит особый призыв к пастве –
обратить внимание к себе, исходя из антитезы «внешнее – внутреннее».
Аскетическое содержание праздничных проповедей на Новый год, на
Крещение Господне и на Сретение показывает как общий аскетический
характер литературного наследия свт. Феофана, так и особое внимание к
аскетике афонской русской братии.
Четвёртый параграф третьей главы «Черты проповеди в эпистолярии
свт. Феофана» раскрывает внутреннюю связь гомилетики свт. Феофана с его
эпистолярным наследием. Слова преосвященного о том, что и в затворе он
продолжит служить Церкви – «только иным образом» 76, прочитываются в
контексте исследования его духовного наследия как четкая параллель между
проповедями и письмами, как автопризнание в том, что проповедование не
оставлено, а только приобрело иную форму, перешло в иной жанр.
Четвертая глава «Идейно-художественное своеобразие проповедей
свт. Феофана» посвящена гомилетическим приемам, которые определяют
высокий уровень проповедей свт. Феофана как выдающегося памятника
духовной словесности.
Впервомпараграфечетвертойглавырассмотреноидейно-
тематическое содержание проповедей. Показано, как свт. Феофан живо
откликался на актуальные вопросы и вызовы времени, насколько точно
определял потребности паствы в духовной поддержке, как выстраивал
проповедь, чтобы она сильнее воздействовала на слушателей. На материале
санкт-петербургских, тамбовских и владимирских проповедей показано
идейно-тематическое разнообразие гомилетического наследия свт. Феофана.
Второй параграф «Библейские и святоотеческие тексты в структуре
проповедей» содержит анализ явных и скрытых цитат, реминисценций,
аллюзий, параллелей, присутствующих в проповедях свт. Феофана.
Рассмотрена их роль, прежде всего, как идейно-композиционного центра
проповеди, определяющего ее направленность. Дано объяснение феномену
более частого цитирования и обращения свт. Феофана к богослужебному
Апостолу.
Втретьемпараграфе«Лексико-стилистическиеособенности
проповедей свт. Феофана» раскрываются характерные черты стилистики
Феофан (Говоров), свт. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника.
Собрание писем. Вып. V. С. 10.
проповедей свт. Феофана, перечисляются используемые им литературные
фигуры и образы речи.
В Заключении актуализируются важнейшие моменты исследования,
излагаются основные результаты и подводятся итоги исследования.
В библиографии приводится 301 библиографическое описание,
которое делится на источники (169 наименований) и литературу (132
наименования).
Приложение состоит из фрагментов проповеднического наследия
свт. Феофана или из иных текстов, важных для дополнительного раскрытия
темы. В самой диссертации делаются ссылки на те или части приложения. В
приложении помещены 36 текстов для гл. Ι диссертации и 21 текст и 2
библиографических списка – для гл. ΙΙI диссертации. Каждый фрагмент
имеет дополнительный заголовок, лучше позволяющий понять его основное
содержание.
Источниковая база исследования. В диссертации анализируется
главный корпус проповедей свт. Феофана, который сформировался в
основном во время его ректорства в Санкт-Петербургской духовной
академии и в период епископского служения на Владимирской и Тамбовской
кафедрах. Все данные проповеди были изданы при жизни свт. Феофана,
частично в период до ухода на покой (1866 г.), но в значительной части после
(1866–1869).Ссылки делаются на прижизненные издания без учета
«Полного собрания творений» свт. Феофана, которое остается пока что
полноценно не изданным77.
Помимо обращения к сборникам проповедей за тот или иной
конкретный период служения свт. Феофана в исследовании упоминаются
тематические сборники проповедей, издававшиеся на базе тех или иных
выборок из общего гомилетического наследия Святителя.
Ключевыми источниками являются богатые рукописные архивы,
собранныенаучнымколлективомИздательскогосоветаврамках
См. электронную публикацию на сайте http://theophanica.ru особенно т. 1-4.
Феофановского проекта. Автор диссертации приносит благодарность за
возможность пользоваться этими уникальными материалами. Поскольку
работа началась около 10 лет тому назад до назначения на Таджикистанскую
кафедру, соискатель пользовался архивными данными до их публикации в
1 (2016) и 2 (2019) томах «Летописи жизни и творений святителя Феофана,
затворника Вышенского. 1815–1894»78. При доработке диссертации все
первоначальные ссылки – как делавшиеся согласно данными материалам, так
и независимые – были сверены с 1 и 2 томами Летописи и, в случае
совпадения или пересечения материалов, были сделаны дополнительные
ссылки на Летопись (с указанием тома и страниц).
В работе учтены также материалы, которые войдут в тома 4 (макет
подготовлен к изданию), 5 и 6 Летописи, соответствующие времени жизни
свт. Феофана на покое в Вышенском монастыре (с 1866 г.) и в Вышенском
затворе (с 1873 г.). Данные материалы составили основу для написания
третьей главы исследования с описанием творческой истории издания
проповедей, начиная с 1866 г. Основные архивы (10 институций), материалы
которых цитируются в работе, перечислены в конце библиографического
списка, а именно: Архив внешней политики Российской Империи, Архив и
БиблиотекаРусскогоПантелеимоновамонастырянаАфоне,
Государственный архив Владимирской области, Государственный архив
Тамбовскойобласти,ОтделрукописейРоссийскойнациональной
библиотеки,Научно-исследовательскийотделрукописейРоссийской
государственной библиотеки, Российский государственный исторический
архив, Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга
и Институт рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И.
Вернадского.
ОсобоследуетсказатьоБиблиотекеиАрхивеРусского
Пантелеимонова монастыря на Афоне. В архиве (АРПМА) и библиотеке
Летопись жизни и творений святителя Феофана, затворника Вышенского. 1815-1894. Т.
1. 1815-1859. М., 2016; Т. 2. 1859-1863. М., 2019.
(БРПМА) Пантелеимонова монастыря хранится уникальный творческий
архив рукописей свт. Феофана и переписка свт. Феофана с выдающимися
духовными представителями русского монашества на Афоне. Изучение
данного архива проливает свет на огромное значение проповедей в
формировании духовно-просветительского наследия свт. Феофана в целом.
Во время посещения Пантелеимонова монастыря соискателю приходилось
бывать в его библиотеке, но с самим архивом удалось познакомиться
благодаря участникам Феофановского проекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметомисследованиянастоящейдиссертацииявилось
гомилетическое наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского и
значение проповеди в формировании его духовного наследия.
Исходя из проблемы недостаточного исследования гомилетического
наследия святителя Феофана и необходимости его целостного осмысления,
было предпринято исследование ранних проповедей, относящиеся к
обучению будущего святителя Феофана (Говорова) в Киевской духовной
академии и началу его педагогической деятельности в Новгородской
духовной семинарии и в Санкт-Петербургской духовной академии. К ранней
гомилетике также примыкают проповеди, произнесенные иеромонахом
Феофаном по возвращении из Иерусалима – в Санкт-Петербурге и
Петрозаводске.
Как самостоятельный период развития гомилетики свт. Феофана в
диссертации рассмотрены годы ректорства в Санкт-Петербургской духовной
академии (1857–1859). Избранные проповеди этих лет, включенные в первое
книжное издание гомилетики свт. Феофана, – «Слова Санкт-Петербургской
духовнойакадемииректораархимандритаФеофана»(1859),–
свидетельствуют о формировании выдающегося проповедника эпохи, о
рождении глубокого и талантливого архипастыря Русской Православной
Церкви.
Особоевниманиеуделенонаиболееинтенсивномупериоду
проповеднической деятельностью епископа Феофана на Тамбовской (1859–
1863) и Владимирской (1863–1866) кафедрах. В эти годы свт. Феофаном
созданы проповеди в их классических формах – слова, беседы, поучения,
речи. В эти же годы свт. Феофан выступает не только как опытнейший
проповедник, но и как организатор целой катехитической «школы», ставшей
результатом синтеза его собственного проповеднического опыта и древней
катехитической традиции, которая, в частности, в те годы сохранялась на
христианском востоке.
Необходимоотметить,чтокаждыйизисследуемыхпериодов
проповеднической деятельности свт. Феофана обладает специфическими
чертами и особенностями. Развитие проповеднического таланта свт. Феофана
во время ученического периода происходило в двух направлениях: во-первых
– строгой систематизации богословских научных знаний и фактов, во-
вторых, в стремлении одухотворять их аскетическим опытом познания
Божественных истин, тайн человеческой природы и явлений общественной
жизни. После пребывания на востоке в проповеди свт. Феофана появляется
влияние тонкой и глубокой богословской мысли восточных отцов, находит
отражение их уникальный опыт аскезы и молитвы. Проповеди периода
ректорства свт. Феофана характеризуется преобладанием теории духовной
жизни над практикой. Это вызвано не нехваткой духовности, а высокими
требованиями к формальной и идейно-содержательной стороне гомилий,
произносимых в стенах столичной духовной школы. В период служения на
кафедрах проповедник достигает вершины гомилетического мастерства в
сочетании с простотой и глубиной в раскрытии божественных истин,
достигает внутренней свободы в гомилетическом искусстве, о чем
свидетельствуетегопереходотзаранеенаписанныхитщательно
подготовленных проповедей к экспромту, или импровизации, как высшей
форме развития проповеди.
Основными источниками текстов для проводимых исследований стали
первые прижизненные издания гомилетики святителя Феофана: «Слова к
Тамбовской пастве» (109 проповедей; СПб., 1861, 1867) и «Слова к
Владимирской пастве» (138 проповедей; Владимир, 1869), а также «Слова на
Господские, Богородичные и торжественные дни» (71 проповедь; М., 1883).
Концептуальной для диссертации оказалась идея пересмотра критериев
и границ гомилетического творчества, впервые высказанная архимандритом
Иовом (Гумеровым). В этой связи в орбиту исследования были вовлечены
письма свт. Феофана из Вышенского затвора, многие из которых имеют
гомилетическуюоснову,ицелькоторыхзаключаетсявдуховном
просвещении. Также в исследовании было уделено место особому вниманию
свт. Феофана к делу проповеди Слова Божия как в период его активного
проповеднического служения, так и в период пребывания на покое и в
затворе, когда он смог более созерцательно заняться подготовкой к изданию
своих проповедей и духовно-просветительской литературы на их базе.
Таким образом, в настоящей диссертации исследован совокупный
корпус проповедей свт. Феофана, начиная с ранних лет его служения, затем –
Тамбовского и Владимирского периодов, и заканчивая эпистолярным
наследием периода пребывания на покое и затворничества. Такой широкий
охват гомилетической деятельности свт. Феофана впервые стал предметом
многостороннего систематического анализа на фоне общей панорамы трудов
преосвященного.
Одно из главных положений диссертации опирается на гипотезу
о ключевойролипроповедивформированиидуховногонаследия
свт. Феофана. В этой связи в поле исследования была включена история
формирования основного корпуса гомилетики, анализ художественного
своеобразия проповедей и определение их места в жанровой системе
духовного наследия святителя Феофана.
В ходе исследования изучено формирование гомилетического наследия
святителяФеофанав1829–1866гг.,рассмотренопродолжение
проповеднического служения святителя Феофана в период пребывания на
покое и в затворе.
Основной корпус составили проповеди святителя Феофана за 1829–
1866 гг., а также тематические переиздания последующего времени в виде
книг и брошюр.
Опираясь на значительный ряд исследований, посвященных отдельным
аспектам гомилетического наследия свт. Феофана, в работе удалось обратить
вниманиенагомилетическуюсистемуПреосвященноговцелом,
охарактеризовать вклад свт. Феофана в русскую гомилетику, прежде всего,
как опытного проповедника, а также как учителя проповеди и инициатора
новых гомилетических подходов.
В результате предпринятой работы были достигнуты следующие
результаты:систематизированогомилетическоенаследиесвятителя
Феофана; выявлена взаимосвязь проповеднического служения свт. Феофана с
миссионерским служением; представлена издательская история создания
проповеднического корпуса свт. Феофана в период затвора; рассмотрен
аскетическийхарактерпроповедейсвт.Феофана;актуализирован
структурно-тематический,жанровый,идейно-богословский,лексико-
стилистический анализ проповедей святителя Феофана, вошедших в издания
«Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита
Феофана» (1859), «Слова к Тамбовской пастве преосвященного Феофана»
(1861, 1867) и «Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана»
(1869). Впервые проповедь была рассмотрена как важнейшая доминанта
всего духовного наследия Святителя.
Актуальностьтакогоподходазаключаетсявсистемеанализа
гомилетики святителя Феофана, включенной в общую историю русской
патристики Синодальной эпохи.
Случившееся в XX в. искусственное отсечение церковной словесности
от единого историко-литературного процесса пагубно сказалось на ее
целостном изучении. Не стало исключением и наследие святителя Феофана.
В настоящей работе проповеди преосвященного рассмотрены в контексте
обстоятельств их создания, истории публикации; обращено особое внимание
на общие признаки жанровой принадлежности, сближающие гомилетику
святителяФеофанасеговыдающимисятворениями:«Письмао
христианской жизни», «Начертание христианского нравоучения», «Путь ко
спасению. Краткий очерк аскетики», «Письма к разным лицам о разных
предметах веры и жизни»79 и др.
Новизну диссертации также определяет ее фактографическая основа,
источником которой послужили материалы архивов, редких книжных
изданий и русской периодики второй половины XIX в.
В работе прослежена эволюция проблемно-тематического содержания
проповедей, произнесенных в СПбДА, на Тамбовской и Владимирской
кафедрах. Исследование в этом направлении показало, что святитель Феофан
оставался неизменно внимателен к духовным нуждам паствы, тонко
улавливал острые вызовы времени – как в масштабах государства, так и
личного свойства. По материалам архивов, русской периодики XIX в. и
редких книжных изданий воссоздан духовный и исторический контекст
создания проповедей святителем Феофаном.
Проанализированы основные церковно-исторические, богословские,
гомилетические и культурно-просветительские тенденции формирования
корпуса проповедей свт. Феофана; рассмотрены внешние обстоятельства
обращения проповедника к злободневным темам, связанные с ними
евангельские аллюзии и реминисценции, выявленные параллели и связи
евангельских притч и сюжетов с жизнью паствы.
Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М.,
2007. (Путь святости; вып. 9).
В работе осмыслены приемы включения святителем Феофаном
библейских, прежде всего, новозаветных, и святоотеческих текстов в
структуру своих проповедей, изучены приемы образности, применявшиеся
святителем Феофаном в его проповедях. Анализ материала показал, что
проповедь, являясь призывом ко спасению, ориентирована, с одной стороны,
на древние гомилетические традиции; с другой – в ней проповедник
реализует свой пастырский талант, свое ораторское дарование, воздействует
на слушателей силой своего воодушевления.
Висследованиивыявленылексико-стилистическиеособенности
проповедей святителя Феофана, употребляемые им приемы сочетания в
проповеди церковно-библейского духа и насущной проблематики, т.е.
популярности.Установленапрямаясвязьлексическогонаполнения
проповеди с ее задачами, с богословской подготовкой адресата, с
принадлежностью к той или иной социальной группе. Стилистика
проповедей святителя Феофана, как и лексика, обнаруживает зависимость от
уровня подготовки слушателей.
Между тем, в ходе работы обратил на себя внимание хронологический
срез гомилетического наследия святителя Феофана. Лексико-стилистические
изменения в проповедях объясняются эволюцией святителя Феофана как
проповедника, углублением богословских знаний и духовной практики, его
возраставшим пастырским опытом и познанием жизни.
Выдвинута и подтверждена гипотеза о ключевой роли жанра
проповеди в духовном наследии святителя Феофана, о присутствии влияния
этого жанра на его письма. Погруженность в острые вопросы современной
жизни особенно заметна, как это ни парадоксально, в период Вышенского
затвора. Закономерность этого явления в том, что святитель Феофан видел в
уединении на Выше ограждение от суеты мира, но не от судьбы
Православия, которому он продолжал служить до самой кончины.
Исследовательское внимание в диссертации было обращено и на
эпистолярное наследие святителя Феофана, рассмотренное с точки зрения
наличия в нем гомилетического элемента. Наиболее активный период
формирования эпистолярного наследия святителя Феофана относится к
годам его пребывания в Вышенском затворе. В письмах с Выши удалось
рассмотреть черты гомилии; письма проанализированы как продолжение
пастырского служения преосвященного: в них та же забота о духовном росте,
о пути адресата ко спасению, что и в проповедях.
За рамками диссертации осталось могущее стать очень перспективным
и плодотворным исследование, касающееся связи толкований свт. Феофана
на послания св. ап. Павла с ранее сказанными проповедями. Данное
направление может стать сферой дальнейшего изучения гомилетических и
экзегетических трудов свт. Феофана с использованием герменевтического и
текстологического методов научной работы.
Предпринятоеисследованиесовсейочевидностью
продемонстрировалонеобходимостькомплексногоизучения
гомилетического наследия святителя Феофана в контексте всего духовного
пути пастыря и в тесной связи с другими его трудами. Перспективой
продолжения данного исследования видится также обращение к анализу
аскетическо-дидактических произведений Преосвященного.

«Лучший способ исполнения священнического долга есть проповедь» 1.

Гомилетика как искусство проповедания Евангелия Христова заняла
достойное место в системе православного богословского образования. Этот
предмет на научной основе стал изучаться всерьез с XIX века, когда богатое
проповедническое наследие святых отцов стало активно использоваться в науке
проповедования слова Божия. Одним из наиболее замечательных проповедников
XIX в., который воплотил в своих гомилетических трудах святоотеческие идеалы
христианской святости, стал святитель Феофан, Затворник Вышенский.
Диссертационное исследование посвящено изучению гомилетического
наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского.
Актуальность темы исследования связана с тем, что в настоящее время в
современном богословии и церковной жизни поднимаются проблемы,
способствовать решению которых может гомилетическое наследие святителя
Феофана. В частности, это проблемы соотношения традиций и новаторства в
церковной жизни, применения в богослужении переведенных на современный
русский язык священных текстов, западного влияния на отечественную
богословскую науку и общественное сознание, а также актуальные вопросы
современного образования и воспитания, пастырской психологии и педагогики.
Сегодня авторитетное проповедническое слово святителя Феофана способно стать
маяком, указывающим верный путь духовной жизни.
Актуальность темы исследования обусловлена также особой
необходимостью для православной проповеди в настоящее время авторитетно и
Письмо епископа Феофана к прот. И. Г. Переверзеву (28 ноября 1862 г.) // ИР НБУ. Ф. 160. Ед.
хр. 1968. Л. 26 об.–27 об. (Летопись. Т. 2. С. 574).
аргументированно отвечать на вызовы как изнутри (расколы и разделения), так и
со вне (критика Церкви и ее традиционного характера). Современные средства
коммуникации представляют уникальные возможности для проповеди, которая,
однако, часто носит слишком поверхностный и размытый характер вместо того,
чтобы действительно и по-настоящему приобщать к истинам веры и раскрывать их
красоту для окружающего мира. Обращение к гомилетическому наследию
святителя Феофана показывает в его лице пример гомилета, просветителя,
книгоиздателя, который не просто занимался духовным творчеством, но и
выступал в роли духовного учителя. Его методы проповедания и подходы были для
своего времени инновационными, которые было бы очень важно учесть в
современном опыте преподавания гомилетики, проповеди слова Божия как
богослужебной, так и внебогослужебной. Гомилетика оказывается своеобразным
истоком духовно-просветительской деятельности святителя Феофана. Данный
опыт должен и может быть востребован и полностью использован в настоящее
время.
Обратиться к данной теме побуждает и то обстоятельство, что – с учетом
новых данных, появляющихся в рамках так называемого Феофановского проекта –
никто пока не предпринял обобщающего исследования по гомилетическим трудам
свт. Феофана. Постепенно вводимые в оборот архивные материалы позволяют
особо рассмотреть связь гомилетического служения святителя Феофана с его
последующей духовно-просветительской деятельностью в Вышенском затворе.
Степень разработанности проблемы. Святитель Феофан стал уникальным
церковным писателем, сделавшим при жизни для духовного просвещения России
больше, чем любой другой из его предшественников или современников. Ядром
самостоятельных духовно-просветительских текстов свт. Феофана (помимо
переводов) стали проповеди, большую часть которых он произнес в период
ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии, а также на Тамбовской и
Владимирской кафедрах. Кончина свт. Феофана в 1894 г. стала исключительным
событием, побудившим современников постараться составить целостный портрет
этой уникальной личности.
Первоначально представители русской науки должны были написать полную
биографию почившего архипастыря, в которой нашлось место и для описания его
гомилетических трудов. Михаил Хитров (1851–9.05.1899), известный своими
просветительскими трудами в Москве, год своего рукоположения в сан иерея (1895
г.) отметил изданием монографии о свт. Феофане «Преосвященный Феофан
Затворник Вышенский», которая потом переиздавалась в улучшенном виде. Автор
рассматривал проповеди как органичную часть жизни будущего святителя.
Отрывки из проповедей использовались им для создания более яркой картины того
или иного события, в котором принимал участие свт. Феофан. Так, для того чтобы
передать преисполненное пастырской любовью и заботой отношение свт. Феофана
к жителям пострадавшего от пожаров города Тамбова, М. Хитров привел
обширные выдержки из проповедей объемом в несколько страниц без точного
указания источника цитирования2. И это не единичный случай. Проповеди свт.
Феофана становятся для автора очень сильным автобиографическим источником,
позволяющим значительно оживить описываемое событие. В труде М. Хитрова в
отдельной главе исследуются литературные труды свт. Феофана. Они делятся на
нравственно-назидательные, экзегетические и переводные. В первую группу
входит ряд слов, издававшихся позднее тематическими сборниками. Самые
главные собрания слов, обращенных к Тамбовской и Владимирской пастве, не
упоминаются.
В этом же 1895 г. вышла еще одна обзорная работа профессора Московской
духовной академии известного эллиниста И.Н. Корсунского (1849–1899)
«Преосвященный Феофан, бывший еп. Владимирский и Суздальский.
Биографический очерк». Книга сопровождается эпиграфом из книги Иова: «Се
благочестие есть премудрость: а еже удалятися от зла, есть ведение» (Иов. 28, 28).
В данном стихе вольно или невольно заложена мысль об особом аскетическом
подвиге свт. Феофана, через который он достиг личной святости и стал
проводником многих человеческих душ к Богу. В отличие от М. Хитрова И.
Хитров М. И., прот. Преосвященный Феофан Затворник Вышенский̆. М., 1895. С. 14–19.
Корсунский не только приводит отрывки из проповедей, но и дает им достаточно
яркую литературную характеристику3. В книге есть специальный раздел,
посвященный литературным трудам святителя. В данном разделе предлагается
обзор трудов свт. Феофана, вышедших в период затвора на Выше (1866‒1894 гг.),
включая Владимирские проповеди (Владимир, 1869). Для И. Корсунского «мелкие
статьи», публиковавшиеся в «Домашней беседе» и других журналах 4 не были
связаны с проповедями.
И. Корсунский ссылался на сведения, предоставленные ему – по его
собственному признанию – племянником свт. Феофана И. А. Крутиковым5,
который двумя годами позже (1897) издал собственный труд, посвященный
жизненному пути своего дяди. Следует отметить, что автор был в курсе всех
публикаций и решил предложить читателям личные воспоминания его и его
семьи6. При этом он предлагает систематическое краткое описание жизни свт.
Феофана с яркими зарисовками его проповеднического служения. Автор пишет
несколько восторженным языком, не скрывая своего восхищения личностью
святителя.
И, наконец, в Тамбове и Шацке к 10-летию кончины свт. Феофана вышел
труд П.А. Смирнова «Преосвященный Феофан, его подвиги в затворе и
общественно-историческое значение их», в котором впервые проповедям
архипастыря была посвящена отдельная (VII) глава. Однако в этой главе особый
акцент делается на вторичном сборнике о покаянии, посте и причащении, который
был издан свт. Феофаном в переработанном виде на основании своих проповедей
в период архиерейского служения. Так же, как и М. Хитров, П. Смирнов относит
проповеди к нравоучительным произведениям свт. Феофана и в отдельной главе
говорит об их содержательной стороне, а о свт. Феофане как о проповеднике и
Анализируется проповедь на Вознесение. См.: Корсунский И. Н., проф. Преосвященный
Феофан, бывший еп. Владимирский и Суздальский. Биографический очерк. М., 1895. С. 13–16.
Отрывок из проповеди: там же. С. 14–16.
4
Там же. С. 228.
5
Там же. С. 5.
6
Крутиков И. А. Святитель Феофан Затворник и подвижник Вышенской пустыни // ДЧ. 1897. Ч.
1 (Отдельное издание М.: Унив. тип., 1899). С. 2.
учителе проповеди сказано в главе о его епископском служении. Впервые в русской
богословской литературе появилась попытка дать целостный взгляд на
проповедническое служение свт. Феофана и описать это служение по существу.
Автор пытается представить гомилетическое наследие свт. Феофана в связи с
предшествующей сложившейся традицией русской проповеди, и в его своеобразии.
Так он пишет об «истинной искре божественного огня»7, которая проникает все его
проповеди, и о которой сам свт. Феофан писал, как о ревности или «сердечном
огне», без которого вся духовная жизнь теряет смысл 8. Данное утверждение не
является голословным, а подтверждается примерами из проповедей святителя. При
всей ценности и оригинальности данного обзора он является достаточно кратким
введением с попыткой ознакомить читателя с проповедническим наследием свт.
Феофана как единым, но не очень проработанным, целым.
Тем не менее, из вышеприведенного обзора видно, что проповеди свт.
Феофана особенно после его смерти начинали восприниматься как значимое
явление в русской гомилетической традиции. Биографы святителя начинали все
больше и больше осознавать и описывать особый внутренний духовно-
назидательный характер проповеди свт. Феофана, наиболее отвечавший задачам
духовного совершенствования и следования святоотеческой традиции.
В русской академической науке после смерти Вышенского затворника сразу
же появился интерес и к его проповеди, что подтверждается диссертацией
А. Кузнецова, защищенной в МДА, но, к сожалению, не изданной. Впоследствии
появился целый ряд диссертаций и отдельных статей, в которых свт. Феофан
раскрывался именно как гомилет и проповедник, и шире – как богослов 9. К
сожалению, из-за событий революционной эпохи и сложившейся впоследствии
Смирнов П. А. Преосвященный Феофан, его подвиги в затворе и общественно-историческое
значение их. Тамбов, 1904. С. 214.
8
Ср.: «Крепитесь. Матерь Божия вам помощница… Батюшка отец Серафим научит. Помните, как
он однажды во время обедни обнят был огнем сердечным. Вот блаженное состояние! — Оно
возможно и в нас. — И небольшого труда требует, — только постоянного. Вот и рай! — Ищите,
и обрящете; талцыте, и отверзется вам» (Мф. 7, 7) (Феофан Затворник, свт. Письма о
христианской жизни. Поучения. Москва, 2007. С. 98–99).
9
См.: Каширина В. В. Дореволюционные работы студентов Московской духовной академии о
Феофане Затворнике // Церковь и время. 2015. № 1 (70). С. 184–210.
новой реальности атеистического государства и культуры данные диссертации
были опубликованы не в полной мере или вообще не были опубликованы и до сих
пор остаются в рукописном или машинописном виде. Обзор всех
дореволюционных диссертаций МДА выполнен современной исследовательницей,
постоянной участницей Феофановского проекта В В. Кашириной10.
Ограничимся кратким разбором двух дореволюционных диссертаций,
посвященных гомилетическому наследию свт. Феофана и защищенных в МДА.
Данные работы наиболее близки теме диссертации как ее прямые
«предшественники». Первая работа студента А. Кузнецова (LXXI выпуск МДА)
«Преосвященный Феофан (Говоров) как проповедник» 11 была написана уже на
следующий год после смерти Вышеского затворника, также как и две
вышеуказанные монографии. В основном автор использует аналитический подход,
отталкиваясь не от жития святителя, а от самого содержания его проповедей,
воспринимаемых как единое целое, исходя из их жанровой принадлежности 12.
Особо интересна 4-я глава, где проповеди свт. Феофана рассматриваются в русской
гомилетической традиции XIX века. Свт. Феофану удалось совместить в своем
наследии теорию и практику, представленные соответственно московским, или
догматико-теоретическим, направлением в гомилетике и киевским —
практическим, жизненным. Представителем первого был митрополит Московский
и Коломенский Филарет (Дроздов), а второго ‒ архиепископ Херсонский и
Таврический Иннокентий (Борисов) 13. На эту работу дал отзыв экстраординарный
профессор МДА по кафедре гомилетики В. Ф. Кипарисов, оценивший ее
достаточно высоко.
См.: Каширина В. В. Дореволюционные работы студентов Московской духовной академии о
Феофане Затворнике // Церковь и время. 2015. № 1 (70). С. 184–210.
11
Кузнецов А. Преосвященный Феофан (Говоров) как проповедник // НИОР РГБ. Ф. 172. К. 279.
Ед. хр. 9. 171 л.
12
Подробнее обзор сочинения см.: Каширина В. В. Дореволюционные работы студентов
Московской духовной академии о Феофане Затворнике // Там же. С. 186–189.
13
См.: Каширина В. В. Дореволюционные работы студентов Московской духовной академии о
Феофане Затворнике // Там же. С. 188–190.
В диссертации Г. Лобова «Феофан, епископ Тамбовский, как проповедник» 14,
защищенной в Московской духовной академии, согласно названию предложен
очерк проповеднической деятельности свт. Феофана не только на Тамбовской
кафедре, но значительно более широкий. Диссертация защищена в 1914 г. – к 10-
летию со времени кончины свт. Феофана. В начале диссертации, также как и в
вышеприведенных монографиях, даны биографические сведения о жизни свт.
Феофана, которые сопровождаются, по возможности, указаниями на его роль как
проповедника и как учителя проповеди. Время Вышенского затвора, где свт.
Феофан не проповедовал, представлено только в наброске, – как не относящееся к
основной теме. Во второй части раскрывается учение свт. Феофана о проповеди.
Отдельные главы диссертации посвящены анализу нравственно-аскетической,
догматической и экзегетической сторон проповеди и их формальному анализу.
На данную работу дали отзыв исполнявший в то время должность доцента
МДА В. Виноградов (1885– 1968)15 и экстраординарный профессор МДА Д.И.
Введенский (1873–1954). Несмотря на ряд недочетов, автору удалось раскрыть
содержание проповедей свт. Феофана. При сравнении двух диссертаций видно, что
первая представляла собой более аналитический тип исследования, вторая более
следовала биографической схеме. При этом диссертации взаимодополняли и
взаимообогащали друг друга.
После революционных событий в изучении наследия свт. Феофана наступил
длительный перерыв.
В советскую эпоху в двух Духовных академиях после их возрождения
предпринимались труды по изучению богословского, гомилетического и
эпистолярного наследия свт. Феофана. В «Богословском вестнике» 1945 г. к 50-
летию со времени кончины свт. Феофана Затворника планировалось опубликовать
Лобов Г. Феофан, епископ Тамбовский, как проповедник // НИОР РГБ. Ф. 172. К. 293. Ед. хр.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Гомилетическое наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Межкультурная коммуникация таджиков Китая (философско-культурологический анализ)
    📅 2021 год
    🏢 ГНУ Институт философии, политологии и права имени А.Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана