Государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса в АПК

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Ермаков Алексей Алексеевич
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В АПК 13
1.1 Проблемы эффективного взаимодействия властных структур и
субъектов малого и среднего бизнеса 13
1.2 Цели и направления государственной поддержки развития
малого и среднего бизнеса 29
1.3 Государственно-частное партнерство как форма
реализации государственной политики
развития малого и среднего бизнеса 44
2 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В АПК 70
2.1 Организационно-экономическая оценка функционирования
аграрного сектора экономики 70
2.2 Эффективность деятельности субъектов малого бизнеса 85
2.3 Диагностика форм и способов государственной поддержки
малого и среднего бизнеса 97
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В
АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ 115
3.1 Прогнозирование управленческих решений с целью
повышения результативности функционирования
хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса
в аграрном секторе Краснодарского края 115
3.2 Приоритеты государственного регулирования малого и
среднего бизнеса 125
3.3 Совершенствование механизма формирования
инвестиционных ресурсов и государственной поддержки
инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего
аграрного бизнеса 135
3.4 Государственная поддержка проектов государственно-
частного партнерства в аграрном бизнесе 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 176
Приложение А 196

Уточненные экономическая сущность и содержание государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса
в агропродовольственном комплексе
На основе изучения экономической литературы и нормативно правовых документов автором уточнены критерии по численности и доходу для отнесе- ния организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего бизнеса. Организации малого и среднего бизнеса в АПК являются в настоящее время полноценными участниками аграрного рынка страны. Кроме производства сельскохозяйственной продукции, роль малого бизнеса заключа- ется в том, что на селе зачастую это единственная возможность обеспечения занятости населения.
В настоящее время явно проявились недостатки в сфере взаимоотноше- ний и взаимодействия между властными и предпринимательскими структура- ми. В ходе исследования установлена группа сценариев всех возможных случа- ев взаимодействия между властью и субъектами малого и среднего аграрного бизнеса. Поддержка государством может рассматриваться как одно из проявле- ний государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь. Гармонизация целей субъектов экономической макросистемы, по мнению авто- ра, предполагает поиск и реализацию таких решений, при которых собственные риски субъектов малого и среднего аграрного бизнеса и риски макросистемы совместно не будут превышать допустимых значений, что позволит решить стратегическую цель взаимодействия субъектов агробизнеса как экономически активных агентов, а власти – обеспечить интересы общества. Существуют це- лый ряд теорий, объясняющих этот феномен, а также чрезвычайно обширная практика. Важность государственной поддержки, особенно малого бизнеса, непосредственно связана с недостаточной живучестью таких форм хозяйство-
вания, требуемой для обеспечения необходимого уровня социально- экономической стабильности общества. Фундаментальные проблемы неэффек- тивности государственных институтов затрудняют развитие предприниматель- ства в России. По мнению автора, государственная политика в области развития малого и среднего бизнеса является частью государственной социально- экономической политики регулирования экономики и представляет собой сово- купность правовых, политических, экономических, социальных, информацион- ных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осу- ществляемых органами государственной власти (Рисунок 1).
Цели и меры государственной политики поддержки малого и среднего аграрного бизнеса
Цели
обеспечение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов
обеспечение благоприятных условий для эффективного функционирования субъектов малого и среднего бизнеса
содействие хозяйствующим субъек- там малого и среднего бизнеса в продвижении агропродовольствен- ной продукции на региональный рынок
рост численности субъектов малого бизнеса
обеспечение занятости населения, развитие самозанятости в сельской местности
Меры государственной политики упрощение правил при ведении налогового учета
использование упрощенной системы ведения бухгалтерской отчетности
оказание услуг для муниципальных, государственных нужд
инфраструктурная поддержка
упрощение порядка составления статистической отчетности
финансовая господдержка субъектам бизнеса
обеспечение прав и законных интересов субъектов малого и среднего бизнеса при осуществлении государственного кон- троля (надзора)
рост доли производимых субъектами малого и средне- го бизнеса аграрной продукции в объеме ВВП
Рисунок 1 – Цели и меры государственной политики поддержки малого и среднего аграрного бизнеса
Источник: составлено автором.
В процессе исследования дано определение сущности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве, представляющей собой систему организационных, экономических, законодательно-правовых воздействий государственных органов различных уровней на бизнес-единицы и предполагает повышение уровня и качества жизни сельского населения, решение задачи гармонизации интересов и целей общества, бизнеса и государства в условиях диспаритета цен, реализации стратегии импортозамещения, высокой доли импорта на внутреннем рынке по некоторым видам продовольствия. Функциями господдержки малого и среднего бизнеса в
АПК являются: формирование и развитие субъектов малого и среднего бизнеса; создание инфраструктуры функционирования рынков земли, материально- технических ресурсов, капитала и т.д.; уменьшение диспаритета цен; поддержка устойчивого спроса на продукцию субъектов малого и среднего бизнеса и др.
Этапами реализации стратегии государственной поддержки малого и среднего бизнеса являются:
1. Формирование целей и мер государственной поддержки;
2. Разработка и реализация стратегии и государственных программ; 3. Оценка эффективности и корректировка мер господдержки.
2.2 Тенденции и специфические проблемы развития малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве
Обеспечение населения продовольствием и безопасной сельскохозяй- ственной продукцией следует считать важнейшей задачей государства, что предопределяет необходимость диагностики функционирования субъектов хо- зяйствования. Проведенный анализ показывает, что из 2660 тыс. российских малых и средних предприятий лишь 2% – сельскохозяйственные (Таблица 1).
Таблица 1 – Основные показатели функционирования малого бизнеса в РФ
2008 2013 2017 2018 2019 4675 4843 5044 4765 4562 4765 4562 5 3,3 2,9 2,8 2,8 3 2,8
Показатели
Годы
2019 г. в % к
2015
2016
2008 г.
2018г .
Всего предприятий и организаций, тыс. ед.:
97,58
95,74
в том числе доля с-х компаний, %
56,00
93,33
Количество малых предприятий, тыс. ед.
197,26
99,96
в том числе количество с-х предприятий, тыс. ед.
150,14
в том числе доля малых с-х предприятий, %
75,95
Среднегодовая численность работников на малых предприятиях, тыс. чел.
99,38
95,95
в том числе численность с-х работников, тыс. чел.
75,00
94,64
Выручка на малых предприятиях, млрд руб.
282,81
99,34
в том числе выручка на малых с-х пред- приятиях, млрд руб.
118,70
101,44
2222
2771
56,2
61,3
2,53
2,21
11331
11040
418
475
44124
38877
644
732
1348 2063 35,3 62,6
2,62 3,03 11412 11696 588 543 18728 24782 829 409
2755 2660 2659 56 53 53
2,03 1,99 1,99 11986 11820 11341 487 466 441 48459 53314 52964 853 970 984
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики.
Более углубленно исследование развития малого и среднего бизнеса про- ведено на примере Краснодарского края. Занимая 0,4% территории Российской Федерации (РФ) и 16,9% территории Южного федерального округа, край про- изводит 7,2 % сельскохозяйственной продукции страны (2019 г.). Сельское хо- зяйство Краснодарского края является ведущей сферой российской экономики, формирующей ее агропродовольственный рынок. За анализируемый период со- храняется тренд роста производства продукции сельского хозяйства, при этом
во многом за счет роста производства продукции растениеводства. Темп роста производства продукции животноводства составил всего 5,9%.
Следует отметить, что из 86,9 тыс. человек, занятых в сельскохозяйствен- ном производстве Краснодарского края, 36% приходится на работников малых форм хозяйствования (Таблица 2).
При этом в малых формах хозяйствования размещено 138,4 тыс. голов крупного рогатого скота, в них особенно высока доля поголовья крупного рога- того скота мясного направления. На личные подсобные хозяйства приходится 5% сельхозугодий и 38,7% поголовья крупного рогатого скота.
Таблица 2 – Основные ресурсы сельскохозяйственных производителей Краснодарского края, 2019 г.
Показатели
Сельско- хозяй- ственные организа- ции
в т.ч. малые органи- зации
К(Ф)Х
ИП
ЛПХ
Неком- мерческие объедине- ния граж- дан
Число организаций (хозяйств), осу- ществляющих деятельность, ед. Доля организаций (хозяйств), не осуществляющих хозяйственную деятельность, %
Численность работников, занятых в организациях, тыс. чел.
из них в сельскохозяйственном производстве, тыс. чел.
Общая земельная площадь, тыс. га из них сельхозугодья, тыс. га
Доля сельхозугодий в общей пло- щади земли, %
Крупный рогатый скот, тыс. голов в т. ч. скот молочного поголовья скот мясного поголовья
1261
30,1
107,3
86919
3201,4 2840,7
88,7
758 6 650 2404 977176 1294 29 34 40,9 14,9 6,8
14,7 17,9 6,5 – –
13635 17,7 6,2 – –
934,7 897,4 320,5 191,6 216,3 787,3 890,6 316,8 135,4 14,8
84,2 99,2 98,8 70,6 68,6
24,2 28,6 16,4 136,1 0,037 18,7 19,3 12,4 122,3 0,037
351,0 325,1 25,9
5,5 9,3 3,9 13,8 – Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.
За анализируемый период наблюдается тенденция роста объемов произ- водства сельскохозяйственной продукции К(Ф)Х, а по сахарной свекле, овощам
и молоку в регионе достигнут более чем двукратный рост производства (Таб- лица 3). Исключением является производство яиц, шерсти и подсолнечника.
В сравнении с 2010 г. структура сельскохозяйственного производства Краснодарского края по категориям хозяйств претерпела некоторые изменения. До 61,7% выросла доля продукции, производимой сельскохозяйственными ор- ганизациями, а также доля производства крестьянских (фермерских) хозяйств (с 11,8% до 19,7%). Удельный вес хозяйств населения сократился с 30,5% до 18,6%.
Таблица 3 – Динамика производства сельскохозяйственной продукции организациями мало- го бизнеса в Российской Федерации и Краснодарском крае, тыс. т
Показатели
Годы
2019 г. в % к
2008
2015
2016
2017
2018
2019
2008 г.
2018 г.
Российская Федерация
Зерно
22703
27517 33388 39499 32824 35385
155,9
107,8
Подсолнечник
2123
2717 3400 3303 4242 5413
в 2,6 р.
127,6
Сахарная свекла
2855
2717 3400 6032 4499 5859
в 2,1 р
130,2
Картофель
1468
2895 2654 2511 2841 2936
в 2,0 р.
103,3
Овощи
1314
2427 2379 2586 2559 2843
216,40
111,1
Молоко
1379
2011 2174 2375 2511 2675
193,9
106,5
Мясо (уб. вес)
191
283 292 305 322 336
175,8
104,3
Шерсть
14
18 20 21 20 19
135,7
95,0
Яйцо, млн шт.
337
374 452 466 466 501
148,9
107,5
Краснодарский край
Зерно
2600
4167 4448 4561 3957 4531
174,3
114,5
Подсолнечник
407
333 362 379 382 470
115,5
123,0
Сахарная свекла
586
833 1387 1388 1048 1578
в 2,7 р
150,6
Картофель
33
38 46 52 64 61
184,9
95,3
Овощи
123 124 137 143 153
в 2, 3 р.
107,0
Молоко
46
90 100 112 114 109
в 2,3 р.
95,6
Мясо (уб. вес)
6
57779
144,3
125,7
Шерсть, т
59
68 73 97 95 80
135,6
84,2
Яйцо, млн шт.
17
18 18 18 17 17
97,7
100,0
Источник: рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики.
Исследованиями установлено, что в сельском хозяйстве Краснодарского края значительная часть индивидуальных предпринимателей имеют низкую рентабельность. В крестьянских (фермерских) хозяйствах региона можно отме- тить зависимость эффективности аграрного производства от его размеров
В диссертации автором определены специфические проблемы развития малого бизнеса в сельском хозяйстве, основными из которых являются: сниже- ние его уровня государственной поддержки; недостаточное обеспечение сель- скохозяйственной техникой и оборудованием; использование устаревших тех- нологий производства продукции; отсутствие финансовых возможностей при- обретения качественных сортов семян, элитных пород племенных животных или их биологического материала; невысокий уровень развития процессов ко- операции; отсутствие информации о рыночной конъюнктуре и потенциальных партнерах, что приводит к проблемам со сбытом готовой продукции.
2.3Результаты диагностики форм и способов государственной поддержки малого и среднего аграрного бизнеса
За рассматриваемый период объемы государственной поддержки АПК Краснодарского края снижались. В 2013 г. из федерального и регионального бюджетов было выделено более 8 млрд руб., в 2017 г. – только 7,1 млрд руб., в 2018 г. – 5,26 млрд руб., что на 45% меньше по сравнению с 2013 г. В целом к
мерам государственной поддержки, которые используются для развития агро- промышленного комплекса Краснодарского края, следует отнести субсидии, капитальные вложения, льготное кредитование, несвязанную поддержку, а также развитие сельскохозяйственных территорий.
На рисунке 2 представлена структура финансирования программ государ- ственной поддержки в 2017 и 2020 гг.
Рисунок 2 – Структура финансирования программ государственной поддержки АПК Краснодарского края в 2017–2020 гг.
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.
Если в 2017 г. на стимулирование инвестиционной деятельности в сель- ском хозяйстве приходилось 31,3 % объема финансирования, то в 2020 г. – все- го 4,6 % от выделенных бюджетных средств. Тенденция уменьшения государ- ственной поддержки характерна и для малого бизнеса. Так, с 2012 по 2018 г. субсидии малому бизнесу Краснодарского края из федерального бюджета со- кратились в 7 раз (Таблица 4). Такое сокращение уровня государственной под- держки малому бизнесу, по мнению автора, не способствует социальному раз- витию сельских территорий, росту занятости, расширению конкуренции, насыщению продукцией агропродовольственного рынка.
Таблица 4 – Субсидии малому бизнесу Краснодарского края из федерального бюджета (в том числе К(Ф)Х), млн руб.
Регионы
Годы 2014 2015
18528 1313 1909
2018 г. в %
2017 г. 77,8
115,4 36,5
2012 2013 ЮФО 1723 1831
2016 2017 2018 1125 7511 5845 1156 1148 1325
2012 г. 28,1 76,9 14,3
20800
19815
19375
РФ
645 810
Источник: данные Федеральной службы госстатистики, портала госпрограмм РФ.
Краснодарский край
205 613
375 252 92
В процессе исследования определена зависимость эффективности дея- тельности К(Ф)Х от размера государственных субсидий (Таблица 5). Однако, по оценке автора, около 280 крестьянских (фермерских) хозяйств (51%) вообще не получали субсидий, рентабельность их деятельности составила 4,5%.
Таблица 5 – Зависимость эффективности деятельности К(Ф)Х от размера государственных субсидий
Объем субси- дий, тыс. руб.
Количество К(Ф)Х в группе, ед.
Объем субсидий в % к затратам на производство
Сумма субсидий в расчете на 1 га сельскохозяйствен- ных угодий, тыс. руб.
Рентабель- ность, %
3,7-1003
1004-3003
Более 3003
Итого и в среднем
87 0,4 0,7 5,7
53 0,8 0,43 6,3 124 25,29 3,11 7,9
264 6,82 1,03 6,2
Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики.
В диссертации выявлено влияние мер государственной поддержки на ре- зультаты деятельности малых сельскохозяйственных организаций с использова- нием корреляционно-регрессионного анализа. Полученная корреляционно- регрессионная модель имеет следующий вид:
У=10,348+0,127Х1 +15,826Х2 +0,893Х3 +3,534Х4,
где: Y – выручка от реализации растениеводческой и животноводческой
продукции в расчете на 1 га, тыс. руб.;
Х1 – кадастровая стоимость, тыс. руб./га;
Х2 – господдержка в животноводческой отрасли, тыс. руб./га; Х3 – господдержка в растениеводческой отрасли, тыс. руб./га; Х4 – субсидии, тыс. руб./га.
Установлено, что наибольшее влияние на рост денежной выручки малых форм хозяйствования оказывают объем господдержки животноводческой отрас- ли и величина субсидий.
Проведенный анализ форм и способов современной государственной поддержки малого и среднего бизнеса в АПК Краснодарского края позволил выделить в их развитии недостатки: недостаточное участие государства в орга- низации современных логистических центров, в системе заключения двусто- ронних договоров между производителями сельскохозяйственной продукции и розничными и мелкооптовыми покупателями; отсутствие мер по стимулирова- нию привлечения иностранных инвестиций в АПК края и развитию внешнеэко- номической деятельности; низкие объемы финансирования научно- исследовательской и инновационной деятельности в агропромышленном ком- плексе; отсутствие планомерной программы увеличения доли сельскохозяй- ственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции, особенно в отрасли животноводства; недо- статочно эффективная система контроля за расходованием выделяемых субси- дий сельскохозяйственным производителям.
2.4Прогноз финансово-хозяйственных результатов деятельности малых форм хозяйствования в аграрной сфере Краснодарского края
Проблему эффективного, научно-обоснованного прогнозирования ре- зультатов принятия решений при выборе приоритетных направлений роста экономической эффективности предложено решить на основе автоматизиро- ванного системно-когнитивного анализа (АСК-анализа) и программного ин- струментария – системы «Эйдос».
Применение АСК-анализа позволяет выявить поведение многопарамет- рической системы под воздействием факторов, которые измеряются в различ- ных единицах измерения и различных типах шкал. Эмпирические данные по 1260 малым сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, функционирующим в Краснодарском крае учтены в наших расчетах.
В диссертационном исследовании в качестве классификационных при- знаков были выбраны следующие результирующие показатели: выручка от реа- лизации сельскохозяйственной продукции, прибыль и уровень рентабельности. В качестве факторов, влияющих на результирующие показатели малых и сред- них форм хозяйствования, использовались показатели: объем полученных средств государственной поддержки в виде субсидий, грантов; площадь посе- вов сельскохозяйственных культур; площадь пашни; наличие тракторов, ком- байнов; поголовье животных; задолженность перед поставщиками и подрядчи- ками; объем полученных займов; задолженность по кредитам и др.
На основе построения нелокальных нейронов и интерпретируемых нейронных сетей была исследована система детерминации при функциониро- вании субъектов малого бизнеса в региональном аграрном секторе. Установле- но, что максимизация доходов обусловлена наличием долгосрочных и кратко- срочных заемных источников финансирования. Поэтому в трансформационных условиях государству важно укреплять рыночную инфраструктуру: сферу стра- хования, финансово-кредитное обслуживание.
Разработанные SWOT-диаграммы по значениям результирующих показа- телей подтверждают существенное влияние на результирующие показатели де- ятельности предпринимателей наличия сельскохозяйственной техники. Соглас- но анализу, эффективному функционированию малых форм хозяйствования препятствуют: недостаточное количество сельскохозяйственной техники в це- лом (от 5 до 10 ед.), комбайнов – до 10 ед. в хозяйстве. Так, результативность сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования пред- определяется укреплением материально-технической базы, снижением себе- стоимости продукции за счет роста производительности труда.
Сильные причинно-следственные связи выявлены между рентабельно- стью и объемом полученных средств государственной поддержки в виде субси- дий, грантов. Проведенный кластерно-конструктивный анализ показал, что низкий уровень государственной поддержки имеет высокую степень сходства с низким уровнем полученной прибыли и низкими показателями рентабельности. Поэтому развитие производственно-финансовой деятельности малых и средних форм хозяйствования в аграрном производстве затруднительно без системы
госрегулирования и государственной поддержки. Это связано преимуществен- но с высокими производственно-финансовыми рисками, недостаточной инве- стиционной привлекательностью отрасли, и, как результат, отсутствием инте- ресов инвесторов вкладывать капитал в низкодоходные активы.
Согласно полученной модели, наиболее высокий уровень прибыли (от 5625 до 147455 тыс. руб.) прогнозируется на основе привлечения заемных средств, укрепления состояния материально-технической базы (наличие ком- байнов и тракторов), а также роста объемов реализованной животноводческой продукции.
Прогноз финансово-хозяйственных результатов деятельности малых форм хозяйствования в аграрной сфере Краснодарского края на 2022-2023 гг. показывает, что при минимальном уровне господдержки аграрного производ- ства с высокой значимостью выручка в расчете на 1 хозяйство будет наиболее низкой – от 4325 до 9519 тыс., а уровень рентабельности сельскохозяйственно- го производства снизится до 9%. Согласно информационному портрету призна- ков, полученных в программе «Эйдос», наличие в структуре севооборота посе- вов зерновых и зернобобовых культур площадью от 52 га с высокой значимо- стью обеспечат получение прибыли в диапазоне от 5625 до 147455 тыс. руб. Уровень рентабельности при заданных параметрах возрастет до 9,8%.
Таблица 6 – Прогнозные параметры финансовых результатов деятельности малых форм хо- зяйствования в аграрной сфере Краснодарского края
Показатели
минимум Тракторы, шт. 6 Комбайны, шт. 2
Площадь посевов, всего, га 497,0 Площадь посева подсолнечника, га 50
2023 г.
максимум
14 1215,5 90
28612,9 147455,5
Получено средств господдержки (субсидии,
гранты), тыс. руб.
Прибыль, тыс. руб. 2625,
Источник: рассчитано автором.
948,4
Таким образом прогноз наиболее вероятных финансово-хозяйственных результатов деятельности малых форм хозяйствования в аграрной сфере Крас- нодарского края, базирующийся на автоматизированном системно-когнитивном анализе (АСК-анализ) и инвестиционно-ресурсном подходе, позволил доказать необходимость активизации инновационной деятельности на основе поддержки региональных инициатив в сфере индустриализации и уточнения механизмов государственного финансирования инвестиционных проектов.
2.5 Приоритетные направления совершенствования системы господ- держки малого и среднего аграрного бизнеса
В рамках мониторинга позиции власти по вопросу развития малых и сред- них форм хозяйствования в сельском хозяйстве, результативности принимае- мых мер господдержки, автором проведен опрос представителей малого и
среднего бизнеса АПК Краснодарского края. Это позволило обосновать прио- ритетные направления системы господдержки аграрного производства в Крас- нодарском крае (Рисунок 3).
Организационно-административные:
– организация управления развитием МСБ в АПК;
– организация государственно-частного партнерства с
участием МСБ;
– определение приоритетных форм организации аграрного произ-
водства и их интеграции (семейные фермы, сельскохозяйствен-
ные потребительские кооперативы);
– формирование производственно-технологической, социальной,
рыночной инфраструктуры в АПК;
– протекционизм субъектов аграрного бизнеса;
– антимонопольное регулирование пропорций меж- и внутриот-
раслевого обмена и совершенствование системы закупок в АПК; – совершенствование информационно-аналитической службы,
создание цифровой платформы.
Технолого-экологические:
‒ поддержание роста инвестиций в основные фонды, энерго- и ресурсосберегающие техноло-
Финансово- экономические:
– страхование;
– ассигнования из бюджета, компенса- ции, дотации;
– кредитная политика; – регулирование цен и тарифов;
– стимулирование пла- тежеспособного спро- са;
– налоговая политика;
– поддержка экспорта.
Направления государственного регулирования малого и среднего бизнеса
гии;


‒ природоохранные мероприятия.
Социальные:
‒ обеспечение качественного вос-
производстварабочейсилы;
‒ организация и охрана труда
персонала;
‒ поддержка сельского населения
и развитие сельских территорий.
выпуск чистой качественной продукции;
программы рационального использования земельных ресурсов;
Ожидаемый результат – стабилизация экономической ситуации в аграрном секторе и развитие малого и среднего бизнеса в АПК.
Рисунок 4 – Направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в АПК Источник: разработаны автором.
Прежде всего, необходима корректировка направлений господдержки аграрного малого и среднего бизнеса с учетом развития механизма государственно-частного партнерства, форм и способов организации производства и их интеграции (в т.ч. сельскохозяйственных потребительских кооперативов, семейных ферм), которая с учетом инвестирования в современные институциональные структуры обеспечит гармонизацию целей интересов общества с интересами и целями малого и среднего бизнеса.
Бюджетная и внебюджетная господдержка малого и среднего бизнеса предполагает наряду с предоставлением льгот и выравнивание экономических условий в отраслях АПК с другими сферами (Рисунок 4).
Приоритетные направления господдержки малого и среднего бизнеса должны стимулировать не только стабильный рост аграрного производства и продовольственную безопасность, но и создать благоприятный инвестицион- ный климат, способствующий привлечению инвестиций в сельское хозяйство.
Расширение производства продук- ции
Создание общих условий устойчи- вого и эффек- тивного функцио- нирова- ния аг- рарной сферы экономи- ки
Формирование и развитие произ- водственно-технологической ин- фраструктуры, проекты ГЧП
Цифровизация бизнеса
Интеграция, организация сельско- хозяйственных потребительских кооперативов, семейных ферм
Лизинг для технического перево- оружения производства
Финанси- рование приори- тетных направ- лений
Субсидии
Страхование урожая
Госгарантии закупок сельскохо- зяйственной продукции
Рисунок 4 – Бюджетная и внебюджетная господдержка малого и среднего бизнеса в АПК в Краснодарском крае
Источник: разработано автором.
Развитие сельскохозяйственной кооперации способно обеспечить повы- шение конкурентоспособности продукции, произведенной в организациях ма- лого бизнеса, повысить устойчивость производственно-экономических отно- шений между участниками, облегчить доступ к отсутствующим у отдельных субъектов ресурсам и объектам инфраструктуры. В диссертации предложена модель объединения фермеров в кооперативы с сохранением ими статуса само- стоятельного юридического лица, которая позволяет организовать сбыт про- дукции в торговые сети с возможностью получения дополнительного дохода и его распределения между участниками кооператива (Рисунок 5).
Для условий Краснодарского края автором разработаны:
– проект развития действующего сельскохозяйственного потребительско- го сбытового кооператива с созданием мощностей по переработке молока. Про-
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
Внебюджетная Бюджетная господ- господдержка держка
Краткосрочные и долгосрочные направления
При недостаточности внебюджетных При достаточности бюджет- средств ных средств

ект имеет приемлемый диапазон безопасности производства. Полная безубы- точность операционной деятельности наступает при реализации 81,5% продук- ции от запланированного объема продаж. Планируется создание 6 новых рабо- чих мест;
Модель создания потребительского сельскохозяйственного кооператива
Осуществляет некоммерческую и коммерческую деятельность. Бухгалтерский учет ведется раздельно по каждому виду деятельности
Развитие инфраструктуры потребительской коопера- ции
Материальная база
Финансово-кредитная база
Кадровая база
Нормативно-правовая база
Рекламно- информационная база
Условия создания потребительского сельскохозяйственного кооператива
В создании принимают участие и граждане, ведущие личные подсобные хозяйства
Осуществление совместной производственной и хозяйствен- ной деятельности
Не менее 50% объема работ (услуг), выполняемых обслужи- вающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, животноводческими кооперативами, долж- но осуществляться для членов данных кооперативов
Паевые взносы определяются исходя из объемов участия в хозяйственной деятельности кооператива
Направления государственной поддержки потребительской кооперации
Совершен- ствование за- конодательной и норматив- ной базы
Выравнивание условий кон- куренции
Устране- ние адми- нистратив- ных барье- ров
Устране- ние ин- формаци- онных проблем
Интеграция органов мест- ного само- управления с кооперативом
Создание приятных
вий для развития потребительской кооперации
Рисунок 5 – Модель создания потребительского сельскохозяйственного кооператива Источник: разработана автором.
– проект развития типового К(Ф)Х молочного направления с организацией цеха по производству и реализации сыров. При этом предложен вариант ис- пользования гранта в размере 10117 тыс. руб. – 55% от объема инвестиций. Собственный капитал проекта составит 8277 тыс. руб. Дисконтированный срок окупаемости инвестиций при ставке сравнения 17% равен 1,45 лет, чистая при- веденная стоимость – 125861 тыс. руб.
благо- усло-

2.6Концептуальная модель инвестиционных проектов государственно- частного партнерства в малом и среднем аграрном бизнесе
В диссертации с учетом анализа сельскохозяйственного производства и оценки уровня рискованности разработана модель ГЧП для реализации проек- тов в АПК Краснодарского края, включающая организацию внутрихозяйствен- ного хранения сельскохозяйственной продукции (Рисунок 6). Строительство складского комплекса предполагает создание производственных мощностей объемом 50 тыс. т по послеуборочной подготовке сельскохозяйственной про- дукции, ее хранению и перевалке на основе заключения концессионного со- глашения. Частным партнером выступит типовое предприятие среднего бизнеса СПК «Восток» Усть-Лабинского района Краснодарского края. На концессионе- ра будет возлагаться ввод в эксплуатацию объекта инфраструктуры, страхова- ние гражданской ответственности по соглашению при ненадлежащем исполне- нии обязательств, неисполнении. Концедент будет обеспечивать возможность подключения объекта к сетям и коммуникациям, а также предоставлять концес- сионеру право владения и пользования объектом на срок действия соглашения.
Стадии и фазы про- екта
Предын- вестици- онная
Строи- тельство
Финан- сирова- ние
Эксплу- атация
Крас-
но- Приори- дар- тетные ский направле- край ния ГЧП
Пере- дача или выкуп
Формы ГЧП
Рисунок 6 – Модель ГЧП для реализации проектов с участием малого и среднего аграрного бизнеса в Краснодарском крае
Источник: разработана автором.
По инвестиционному проекту дисконтированный срок окупаемости инве- стиций составит 4,57 лет; внутренняя норма доходности – 28,1 %. Проект мож- но признать экономически целесообразным, поскольку чистая приведенная стоимость равна 25412 тыс. руб.
В процессе исследования автором выделены риски реализации проекта, определяемые тремя группами факторов: событиями, оказывающими негатив- ное влияние на проект, вероятностью появления этих событий и оценкой воз-
– Развитие тепличных комплексов и теплиц.
– Создание семейных ферм.
– Производство и переработка сельскохозяйственной продукции.
– Формирование системы оптовых распределительных и логистических центров.
– Лизинг или договор аренды.
– Концессионное соглашение.
– Операторские контракты.
– Инвестиционные соглашения на
предпроектной стадии.
20
Частный партнер

можного ущерба в результате их наступления. При этом эффективная реализа- ция ГЧП-проекта требует перераспределения рисков. Поэтому на этапе подго- товки технико-экономического обоснования и построения финансовой модели целесообразно применять блок схему распределения рисков между участника- ми ГЧП (Таблица 7).
Таблица 7 – Распределение основных рисков в проекте в рамках ГЧП
Виды риска
Риски подго- товительного этапа
Риски строи- тельства объ- екта согла- шения
Риски по по- лучению до- ходов объек- тов соглаше- ния
Риски экс- плуатации объектов со- глашения
Прочие риски
Характеристика
Предоставление земельного участка
Подключение к инженерным коммуникациям Подготовка земельного участка
Срывы по срокам строительства или реконструкции производственных объектов, при вводе объектов в экс- плуатацию
Нивелирование последствий действия третьих лиц
Рост затрат в результате изменения валютных курсов Нивелирование последствий форс-мажор, экологиче- ских последствий, природных катастроф
Повышение затрат при выплате процентов по кредиту Рост затрат в результате изменения темпов роста ин- фляции
Уменьшение доходов из-за снижения объема оказан- ных услуг
Неполучение платежей, которые обеспечивают гаран- тию минимального уровня доходности
Падение доходов ввиду неплатежей со стороны потре- бителей услуг
Снижение объема выручки ввиду уменьшения цен на услуги
Рост затрат при эксплуатации имущества, которое пе- редано частному партнеру
Рост расходов при эксплуатации объекта соглашения из-за роста инфляции, изменения курсов валют, про- центов по долгу
Рост расходов при эксплуатации объекта за счет увеличения ставок налогов
Форс-мажорные обстоятельства
Расторжение соглашения по вине публичного партнера Расторжение соглашения по вине частного партнера Утрата объекта
Госу- Част- дар- ный ство партнер
*
*
* *
* *
*
*
* *
* * * *
*
*
* *
* *
Источник: составлено автором.
Учитывая реальное состояние отрасли и современные возможности аг- рарной экономики, основной мерой господдержки субъектов должно являться повышение инвестиционной активности частных партнеров путем снижения рисков инвесторов за счет гарантий государства и др.
В заключении диссертационной работы сформулированы теоретико- методические и практические рекомендации, отражены результаты научного исследования по совершенствованию государственной поддержки развития ма- лого и среднего бизнеса в АПК.

Актуальность темы исследования. Задача развития малых и средних
форм хозяйствования в отечественном АПК заключается в росте благосостоя-
ния сельского населения, сохранения сельского образа жизни, гармонизации
интересов и целей общества, бизнеса и государства, создании конкурентоспо-
собного сельскохозяйственного и перерабатывающего производств. Одной из
ключевых форм воздействия государства на уровень и темпы экономического
развития страны, регионов, благосостояние населения, распределение ресурсов
и доходов является государственная поддержка аграрного производства. На ос-
нове анализа уровня развития аграрного сектора целесообразно решать пробле-
му выбора приоритетных форм господдержки.
В настоящее время имеется ряд недостатков при использовании инстру-
ментов господдержки малого и среднего бизнеса в аграрной сфере.
Во-первых, зачастую при использовании мер государственного регулиро-
вания малых и средних форм хозяйствования не учитывается их деятельность в
отдельных взаимозависимых отраслях агропромышленного комплекса. Без си-
стемного подхода разрозненные действия не позволяют достичь значительного
экономического эффекта. В современных трансформационных условиях АПК
не в полной мере обеспечивает потребности внутреннего агропродовольствен-
ного рынка, так как обладает существенной неустойчивостью из-за несогласо-
ванности элементов системы.
Во-вторых, функционирование аграрного сектора имеет значительную се-
зонность, которая не характерна ни для одной сферы промышленности и услуг.
Рынок продуктов питания менее эластичен и более подвижен. Однако со сторо-
ны органов власти меры госрегулирования зачастую принимаются с опоздани-
ем.
Поиск оптимального сочетания рыночных свобод и механизмов регули-
рования процессов воспроизводства следует считать важнейшей функцией гос-
поддержки в экономическом механизме аграрного сектора. Комплексность
принятия управленческих решений властными структурами по использованию
мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса играет значитель-
ную роль, отражаясь на уровне жизни населения, росте цен на продукты пита-
ния, уровне инфляции. Поэтому требуется уточнение методов поддержки при-
нятия управленческих решений в условиях высокой динамичности объекта
управления и внешней среды; определение приоритетных направлений госу-
дарственной поддержки малых и средних форм хозяйствования в аграрной сфе-
ре, исходя из целей гармонизации интересов экономики и общества.
Степень изученности проблемы. Инструменты и методы регулирования
экономики, их эффективность нашли отражение в исследованиях зарубежных
ученых: А. Алчиана [135], М. Алмуса [136], А. Белла [138], Ф. Бергстрома
[139], М. Гербера [49], Дж. Кейнса [75], К. Макконелла [81], М. Трейси [118],
П. Самуэльсона [112], Дж.Ю. Стиглица [116] и др. К важнейшим трудам, по-
священным вопросам государственной поддержки и регулирования малого и
среднего бизнеса в агропромышленном секторе экономики, проблемам роста
эффективности функционирования сельскохозяйственных товаропроизводите-
лей, относятся работы ученых-аграрников: Алтухова А. [27], Алимовой Т. [25],
Башмачникова В. [35], Буздалова И. [37], Бунчикова О. [38, 39], Воробьевой
В.Г. [42], Гайдука В. [43, 44, 45], Гезиханова Р. [48], Джуха В. [39], Жилякова
Д. [65], Исаевой О. [69], Ильиновой О. [67, 68], Исраилова М. [70], Козлова М.
[76], Комлацкого Г. [46, 77], Милосердова В. [86], Михеева О. [88, 89], Парамо-
нова П. [96], Ремезкова А. [100], Толмачева А. [120], Усенко Л. [121], Ушаче-
ва И. [122, 123] Шардан С.К. [129, 130] и др. В научной литературе исследуют-
ся, как правило, только отдельные пути поддержки государством малого и
среднего бизнеса в АПК, но не достаточно в методическом и теоретическом ас-
пектах раскрыты проблемы разработки направлений по совершенствованию
государственной поддержки малого и среднего бизнеса в АПК, что предопре-
делило выбор темы, объекта и предмета, цели и задач диссертационного иссле-
дования.
Целью диссертационной работы является разработка теоретико-
методических положений и практических рекомендаций по совершенствова-
нию форм и способов государственной поддержки малого и среднего бизнеса в
агропромышленном комплексе.
Согласно поставленной цели решены следующие задачи диссертацион-
ной работы:
– разработан авторский методический подход к государственному управ-
лению малым и средним сельскохозяйственным бизнесом, уточнена экономи-
ческая сущность государственной поддержки субъектов малого и среднего биз-
неса в агропромышленном комплексе;
– исследованы тенденции и проблемы развития малых форм хозяйство-
вания в сельском хозяйстве;
– проведена диагностика форм и способов государственной поддержки
малого и среднего аграрного бизнеса;
– разработан прогноз наиболее вероятных финансово-хозяйственных ре-
зультатов деятельности малых форм хозяйствования в аграрной сфере Красно-
дарского края;
– обоснованы приоритетные направления совершенствования системы
господдержки малого и среднего аграрного бизнеса, разработана модель объ-
единения фермеров и индивидуальных предпринимателей в сельскохозяй-
ственный потребительский кооператив;
– разработаны предложения по совершенствованию механизма формиро-
вания инвестиционных ресурсов и государственной поддержки инвестицион-
ной деятельности с обоснованием концептуальной модели инвестиционных
проектов государственно-частного партнерства в малом и среднем аграрном
бизнесе.
Предмет и объект исследования. Предмет исследования – организаци-
онно-экономические отношения, возникающие в процессе господдержки субъ-
ектов малого и среднего бизнеса АПК.
Предметная область исследования находится в рамках специальности
08.05.00 – экономика и управление народным хозяйством: экономика, органи-
зация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – АПК и сельское
хозяйство и соответствует пунктам: п. 1.2.32 «Государственное регулирование
сельского хозяйства и других отраслей АПК»; п. 1.2.45 «Экономические про-
блемы создания и функционирования малого и среднего бизнеса в АПК и сель-
ской местности» Паспорта специальностей ВАК Министерства науки и высше-
го образования РФ.
Объектом исследования являются субъекты малого и среднего бизнеса в
аграрной сфере России. Более углубленное исследование проведено на примере
субъектов малого и среднего бизнеса АПК Краснодарского края.
Достоверность расчетов обеспечивается использованием в исследовании
прикладных программных продуктов Microsoft Word, Excel, Альт-Инвест.
Теоретическая, методологическая и эмпирическая база исследова-
ния. Теоретической и методологической основой исследования являются по-
ложения современной экономической науки, нормативные и законодательные
акты, монографии, периодические издания, материалы научных конференций
ученых и ведущих специалистов-практиков по вопросам государственного ре-
гулирования и государственной поддержки субъектов малого и среднего бизне-
са.
В диссертационной работе применялись абстрактно-логический,
монографический, расчетно-конструктивный, системно-когнитивный анализ
(АСК-анализ), статистико-экономический и другие методы экономических
исследований.
Информационной базой исследования послужили бухгалтерская
отчетность малых организаций, ЛПХ и К(Ф)Х, нормативно-правовые акты
Краснодарского края и России по государственной поддержке малого и
среднего бизнеса в аграрном секторе, информация Министерства сельского
хозяйства РФ, Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности Краснодарского края, Федеральной службы государственной
статистики, а также ресурсы Интернет, материалы периодической печати и
личные наблюдения автора.
Положения диссертации, выносимые на защиту. На защиту вынесены
следующие наиболее существенные научные результаты, полученные автором:
– методический подход к государственному управлению малым и сред-
ним сельскохозяйственным бизнесом; уточнение экономической сущности гос-
ударственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в агропродо-
вольственном комплексе;
– систематизация тенденций и специфических проблем развития малых
форм хозяйствования в сельском хозяйстве;
– результаты диагностики форм и способов государственной поддержки
малого и среднего аграрного бизнеса;
– прогноз наиболее вероятных финансово-хозяйственных результатов
деятельности малых форм хозяйствования в аграрной сфере Краснодарского
края;
– приоритетные направления совершенствования системы господдержки
малого и среднего аграрного бизнеса; модель объединения фермеров и индиви-
дуальных предпринимателей в сельскохозяйственный потребительский коопе-
ратив;
– концептуальная модель инвестиционных проектов государственно-
частного партнерства в малом и среднем аграрном бизнесе.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в раз-
работке теоретико-методических положений и практических рекомендаций по
совершенствованию форм и способов государственной поддержки субъектов
малого и среднего бизнеса в агропродовольственном комплексе Краснодарско-
го края.
В ходе исследования получены результаты, характеризующие прираще-
ние научных знаний в изучаемой области экономической науки:
1. Разработан авторский методический подход к государственному
управлению малым и средним сельскохозяйственным бизнесом, согласно кото-
рому гармонизация целей субъектов экономической макросистемы предполага-
ет поиск и реализацию таких решений, при которых собственные риски субъек-
тов малого и среднего аграрного бизнеса и риски макросистемы совместно не
будут превышать допустимых значений, что способствует решению стратеги-
ческой цели взаимодействия субъектов агробизнеса как экономически актив-
ных агентов, а власти – обеспечить интересы общества, что позволило уточнить
экономическую сущность государственной поддержки субъектов малого и
среднего бизнеса в агропродовольственном комплексе, определяемую как си-
стему организационных, экономических, социальных, законодательно-
правовых воздействий государственных органов различных уровней на бизнес-
единицы, способствующую повышению уровня и качества жизни сельского
населения в условиях диспаритета цен, реализации стратегии импортозамеще-
ния, высокой доли импорта на внутреннем рынке по некоторым видам продо-
вольствия (п. 1.2.32 «Государственное регулирование сельского хозяйства и
других отраслей АПК» Паспорта специальности ВАК 08.00.05).
2. На основе диагностики форм и способов государственной поддержки
малого и среднего аграрного бизнеса, выявлена зависимость между изменения-
ми эффективности производства агропродовольственной продукции в субъек-
тах малого и среднего бизнеса, их размерами и объемами оказываемой государ-
ственной поддержки, которая позволила обосновать приоритетные направления
государственного регулирования их деятельности посредством стимулирования
развития процессов кооперации, укрепления межхозяйственных связей, субси-
дирования, регулирования инновационных и инвестиционных процессов
(п. 1.2.45 «Экономические проблемы создания и функционирования малого и
среднего бизнеса в АПК и сельской местности», п. 1.2.32 «Государственное ре-
гулирование сельского хозяйства и других отраслей АПК» Паспорта специаль-
ности ВАК 08.00.05).
3. Разработан прогноз наиболее вероятных финансово-хозяйственных
результатов деятельности малых форм хозяйствования в аграрной сфере Крас-
нодарского края, базирующийся на автоматизированном системно-когнитивном
анализе (АСК-анализ) и инвестиционно-ресурсном подходе, что позволило до-
казать необходимость активизации инновационной активности хозяйствующих
субъектов, поддержки региональных инициатив в сфере индустриализации,
уточнения механизмов государственного финансирования инвестиционных
проектов (п. 1.2.45 «Экономические проблемы создания и функционирования
малого и среднего бизнеса в АПК и сельской местности» Паспорта специально-
сти ВАК 08.00.05).
4. Обоснованы приоритетные направления совершенствования системы
господдержки малого и среднего аграрного бизнеса с учетом развития форм
государственно-частного партнерства, рационализации способов организации
сельскохозяйственного производства и их интеграции, которые обеспечат эко-
номический рост и гармонизацию интересов общества с целями малого и сред-
него бизнеса. Предложена модель объединения фермеров и индивидуальных
предпринимателей в сельскохозяйственный потребительский кооператив с
обоснованием способов, форм господдержки сельскохозяйственной потреби-
тельской кооперации посредством участия государства в создании благоприят-
ных условий для ее развития, совершенствования законодательной и норматив-
ной базы, выравнивании условий конкуренции, устранения административных
барьеров, что позволит организовать сбыт продукции участников кооператива
самостоятельно и через торговые сети с возможностью получения дополни-
тельного дохода и его распределения между участниками кооператива
(п. 1.2.32 «Государственное регулирование сельского хозяйства и других отрас-
лей АПК» Паспорта специальности ВАК 08.00.05).
5. На основе разработанной и предложенной концептуальной модели
государственно-частного партнерства доказана экономическая целесообраз-
ность инвестиций в организацию внутрихозяйственного хранения аграрной
продукции в организациях среднего аграрного бизнеса региона с учетом автор-
ской методики экономически справедливого распределения рисков между
участниками инвестиционных проектов в АПК (п. 1.2.45 «Экономические про-
блемы создания и функционирования малого и среднего бизнеса в АПК и сель-
ской местности» Паспорта специальности ВАК 08.00.05).
Теоретическая и практическая значимость результатов научного ис-
следования. Теоретическое значение диссертации состоит в уточнении эконо-
мической сущности и содержания форм и способов государственной поддерж-
ки субъектов малого и среднего бизнеса в агропродовольственном комплексе, в
определении и активизации государственно-частного партнерства как формы
реализации государственной политики развития малого и среднего бизнеса в
АПК, в обосновании приоритетов совершенствования государственного регу-
лирования малого и среднего бизнеса в региональном АПК.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные
научные результаты могут быть использованы органами управления сельского
хозяйства регионов при разработке целевых программ развития малого и
среднего бизнеса в АПК, научными учреждениями – в экономических
исследованиях по проблемам государственного регулирования аграрной сферы,
субъектами малого и среднего бизнеса в АПК – при разработке
организационно-экономических мероприятий по освоению инновационно-
инвестиционных проектов развития аграрного бизнеса.
Акт внедрения результатов исследований выдан Министерством сельско-
го хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Результаты диссертационной работы внедрены в учебный процесс на ка-
федре институциональной экономики и инвестиционного менеджмента при
разработке методических рекомендаций по дисциплинам: «Экономика фирмы
(продвинутый уровень)» по направлению подготовки 38.04.01 Экономика
направленность «Экономика фирмы и отраслевых рынков» (программа акаде-
мической магистратуры); «Государственная инвестиционная политика» для
специальности 38.05.01 Экономическая безопасность специализация «Эконо-
мико-правовое обеспечение экономической безопасности» и др. ФГБОУ ВО
«Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина».
Апробация результатов исследования. Основные положения и резуль-
таты диссертационного исследования обсуждались на 12 международных и
всероссийских научно-практических конференциях в 2011-2021 гг.
Основное содержание и элементы научной новизны диссертационного
исследования опубликованы в 29 печатных работах общим объемом 16,72
печ.л., авторского текста – 11,76 п. л., в том числе 9 работ – в рецензируемых
научных изданиях и 1 – в издании, индексируемом базой WoS.
Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит
из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, вклю-
чающего 159 источников, приложения, изложена на 198 страницах компьютер-
ного текста, содержит 41 таблицу, 44 рисунка.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса в АПК»

    Публикации автора в научных журналах

    Вопросы взаимодействия властных и предпринимательских структур в современной России
    А.А. Ермаков // Финансовый бизнес. –2– № – С. 52–(0,4 п.л.).
    Снижение финансовых рисков при ГЧП
    А.А. Ермаков //Страховое дело. – 2– № 3 (230). – С. 18–(0,4 п.л.).
    Повышение поддержки и гарантий государства партнерам из частного сектора – залог успеха государственно-частного партнерства
    О.Л.Михеев, А.А. Ермаков // Финансовый бизнес. – 2– № 5 (154). – С. 13–(0,4 п.л. /0,2 п.л.).
    Предпринимательские риски в аграрном бизнесе и их функции
    В.И. Гайдук, А.А. Ермаков, С.А. Калитко, С.В. Гладкий // ВестникАлтайской академии экономики и права. – 2– № 5-– С. 35–(0,31п.л. /0,08 п.л.).
    Оценка эффективности сектора малых сельхозтоваропроизводителей в Краснодарском крае
    В.А. Сироткин, А.А. Ермаков // Эконо-мика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2– № 1 (58). – С. 82–(0,37 п. л. / 0,18 п.л.).
    Роль семейного животноводства в обеспечении устойчивого развития сельских территорий
    Г.В. Комлацкий, В.И. Гайдук, А. А. Ер-маков // Труды Кубанского государственного аграрного университета. – 2–№ – С. 22–(0,31 п.л. / 0,10 п.л.).
    В.И. Гайдук,А.А.Ермаков, А.В. Кондрашова, Е.В. Луценко, М.Г. Паремузова // Междуна-родный сельскохозяйственный журнал. – 2– № – С. 76–(0,38 п.л. /0,08 п.л.).Монографии
    Risks of interaction between government bodies and business structures in the Russian agricultural sector
    Gaiduk V.I., Kovalchuk M.D.,Ermakov A.A., Kamysheva S.Yu. // Revista Inclusiones. – 2– Т. – № S2-–С. 188–(1,06 п.л. / 0,26 п. л.).
    Управление экологическими рисками в АПК
    А.А. Баг-мут, А.А. Ермаков // «Зеленая экономика» в агропромышленном комплексе:вызовы и перспективы развития: материалы всеросс. науч. конф. (18 октября2018 г., г. Краснодар). – Краснодар: Изд-во ФГБУ «Российское энергетическоеагентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА»Минэнерго России, 2– С. 28–(0,4 п.л. / 0,2 п.л.).
    Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики
    А.А. Ермаков // Актуальныеаспекты институциональной экономики: эволюция взглядов и геополитическиевызовы: материалы III междунар. науч.-практ. конф. (5 декабря 2019 г., г. Крас-нодар). – Краснодар: Изд-во ФГБУ «Российское энергетическое агентство»Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» МинэнергоРоссии, 2– С. 166–(0,5 п.л.).
    Проблемы взаимодействия малого и среднего бизнеса и властей
    В.И. Гайдук, А.А. Ермаков // Colloquium-journal. – 2–№ 6-10 (30). – С. 34–(0,1 п.л. / 0,05 п.л.).
    Риски ГЧП в аграрном бизнесе
    В. И. Гайдук, А. А. Ер-маков // Colloquium-journal. – 2– № 4-4 (28). – С. 34–(0,19 п.л. /0,1 п.л.).
    Управление инвестициями в инфраструктурные объекты как фактор повышения эффективности деятельности сельскохозяйственной организации
    А.А. Ермаков, А.В. Кондрашова, Ю.А. Мороз и др. // Colloquium-journal. – 2– № 15-9 (39). – С. 97–(0,56 п.л. / 0,14 п.л.).
    Риски как мера недостаточной эффективности взаимодействия властных органов и предпринимательских структур в АПК
    В.И. Гай-дук, А.А. Ермаков, С.А. Калитко // Итоги и перспективы развития агропро-мышленного комплекса. Сборник материалов международной науч.-практ.конф. – С. Соленое Займище: Издательство: ФГБНУ «Прикаспийский аграрныйфедеральный научный центр Российской академии наук», 2– С. 574–(0,25 п.л. / 0,08 п.л.).
    Угрозы и вызовы развитию мирового и отечественного аграрного сектора
    А.А. Ермаков, И.Д. Кузьмин // Институциональная транс-формация социально-экономической системы России: приоритеты и перспек-тивы: материалы IV международной науч.-практ. конф. – Краснодар: Красно-дарский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2– С. 171–(0,43 п.л. / 0,21 п.л.)
    Кооперация малых форм хозяйствования в мясном животноводстве
    Г.В. Комлацкий, А.А. Ермаков // Аграрная экономика и обра-зование в современных условиях развития общества: материалы международ-ной науч.-практ. конф., посвященной 180-летию ФГБОУ ВО «Донского госу-дарственного аграрного университета». – пос. Персиановский: ДонГАУ, 2–С. 207–(0,31 п.л. / 0,15 п.л.).
    Модель системы рисков взаимодействия властных и предпринимательских структур
    В.И. Гайдук, А.А. Ермаков, С.А. Калитко //Экономика России: институты адаптации и развития в условиях мировой не-стабильности. В 2 томах сборник материалов III Всероссийской науч.-практ.конф. в рамках ХLI Научной сессии экономического факультета Южного феде-рального университета. Экономический факультет Южного федерального уни-верситета. – 2– С. 18–(0,21 п.л. / 0,07 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации