Государственная политика по реформированию вооруженных сил Италии: новая модель и институты : диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук : 23.00.02

📅 2018 год
Перевалова, А. А.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение 4–29
Глава I. Политические институты и их функции в управлении
вооруженными силами и обеспечении национальной безопасности 30–71
I.1. Президент Италии как главнокомандующий вооруженными силами и
председатель Верховного совета обороны 31
I.2. Законодательное обеспечение военной безопасности: палата депутатов
и сенат. Комиссия по обороне парламента Итальянской Республики 41
I.3. Деятельность правительства Итальянской Республики в области
государственной безопасности 52
I.4. Стратегическое и оперативное управление вооруженными силами
Италии: Министерство обороны и Генеральный штаб ВС 57
1.5. Место и роль армии в системе государственной власти 65
Глава II. Стратегические доктрины и военные реформы: законодательная
деятельность в области реформирования вооруженных сил 72–108
II.1. Эволюция стратегии национальной безопасности со времен холодной
войны до начала глобальной войны против терроризма 73
II.2. «Белая книга» 2002 г.: новый альманах обороны 78
II.3. Военно-политические реформы и пересмотр оборонной стратегии
после теракта 11 сентября 2001 г. 81
II.4. «Итальянская военная доктрина» 2011 г. 86
II.5. «Белая книга международной безопасности и обороны» 2015 г.:
революционная стратегическая доктрина 93
Глава III. Итальянская Республика в асимметричных конфликтах XXI
века: военные операции в Афганистане, Ираке, Ливии, Косово и Ливане 109–144
III.1. Операции «Несокрушимая свобода» и «Международная сила
содействия безопасности» (Афганистан, 2001–2006, 2001–2014) 112
III.2. Операция «Древний Вавилон» (Ирак, 2003–2006) 119
III.3. Операция «Союзный защитник» (Ливия, 2011) 123
III.4. Операции «Союзная сила», «Союзная гавань» и «Силы для Косово»
(Косово, 1999 – по настоящее время) 132
III.5. Операция «Временные силы Организации Объединенных Наций в
Ливане» (Ливан, 2006 – по настоящее время) 139
Заключение 145–155
Список сокращений 156–157
Библиографический список 158–180
Источники 158
Литература 171
Приложение 1. Иллюстрации (карты-схемы, таблицы) 181
Приложение 2. Интервью 186

Актуальность темы исследования
Окончание холодной войны привнесло в геополитику глобальные изменения: баланс
биполярного мира был разрушен, распались некогда целостные государства и образовались
другие, появились новые акторы, на международном уровне возникли угрозы безопасности
совершенно иного порядка. Мировому сообществу пришлось столкнуться с современными
вызовами, такими как международный терроризм, неконтролируемые миграционные потоки,
распространение оружия массового поражения, проблемы доступа к ресурсам и их
использования, кибернетические угрозы, демографические и экономические кризисы.
Современные угрозы, многие из которых имеют асимметричный характер, изменили
само понимание обеспечения национальной безопасности. Безопасность сегодня – это не только
охрана государственной территории от прямых угроз, но и распространение влияния страны на
международной арене, расширение рынков, участие в обеспечении коллективной безопасности,
поддержание стабильности в зонах экономического, политического и культурного интереса
страны с целью не позволить проблемам отдельных регионов выйти за их пределы. Такое
понимание безопасности отражает позиции неореализма: мощь государства определяется не
только военным превосходством, а представляет собой совокупность экономических, научных,
информационных, энергетических средств и преимуществ. Можно сказать, что понятие
безопасности в наши дни потеряло свою исключительно милитаризированную направленность.
Как следствие, иерархия государств больше не строится исключительно на военной
составляющей, а, скорее, основывается на геоэкономическом влиянии стран. Эти изменения
привели к пересмотру роли и масштаба действий вооруженных сил во многих европейских
странах.
Итальянская Республика, несмотря на свой статус «средней державы», во время
холодной войны не имела серьезной политической роли, в отличие от других европейских
игроков, таких как Франция или Великобритания. Основной задачей Рима была защита южных
границ Северо-Атлантического Альянса от возможного нападения противника. Италия
оставалась верным, но пассивным партнером США в Европе и не стремилась к продвижению
собственных инициатив или к формированию самостоятельной военной политики. Причиной
этому была стратегическая культура страны, сочетающая элементы пацифизма и реальной
политики (Realpolitik) 1.
«Культ» пацифизма в Италии берет свое начало с середины XX в., когда страна, получив
трагический опыт участия в двух мировых войнах, встала на путь демилитаризации.
См.: Rosa P. Strategic Culture and Italy’s Military Behavior: between pacifism and realpolitik. Lanham, 2016. P. 1.
Итальянская Республика стремилась как можно быстрее отдалиться от идеологии фашизма, а
значит, и милитаризма. Страна больше не искала военных побед или возвращения славы
наследников Римской империи, а принятая после Второй мировой войны конституция
утверждала, что «Италия отвергает войну как инструмент покушения на свободу других
народов и как средство решения международных конфликтов»2. Установки Конституции и
многолетнее продвижение пацифизма на политическом уровне принесли свои плоды –
вооруженные силы до сих пор часто представляются как инструмент защиты, а не нападения,
который можно использовать с большой осторожностью и только при условии одобрения
действий военного характера международным сообществом. Даже технологический прогресс,
резкие изменения внешнеполитической и внутриполитической реальностей не смогли повлиять
на отношение Рима к применению силы.
Самопозиционирование Итальянской Республики на международной арене изменилось к
концу XX – началу XXI в., когда страна превратилась в активного участника обеспечения
международной безопасности благодаря динамичному участию Рима в военных и
миротворческих операциях за рубежом. Культура пацифизма обусловила политическую подачу
этих операций исключительно как «мирных», «гуманитарных» или «миротворческих»,
намеренно упуская из вида их военную ориентацию. Итальянская культура пацифизма
вступила в противоречие с реальной внешней политикой – со времен окончания холодной
войны Рим принял участие в более ста военных миссиях за рубежом. С 2000 г. ежегодно
итальянские вооруженные силы оказываются вовлечены одновременно в не менее чем
30 военных операций в Европе, Африке, на Среднем Востоке, в Центральной и Южной Азии и
Латинской Америке 3. Если в послевоенный период вооруженные силы Италии играли роль
«входного билета» в НАТО и представляли собой средство контроля и подавления «домашних»
конфликтов, то с установлением нового мирового порядка действия армии за рубежом в рамках
военных и миротворческим миссий становятся ключевым инструментом внешней политики.
Изменение внешнеполитической ситуации и, как следствие, методов и масштабов
использования вооруженных сил, требовали пересмотра структуры и формата армии в
соответствии с новыми технологическими нормами и условиями коллективной безопасности.
Итальянские вооруженные силы всегда стремились своевременно адаптироваться к
меняющимся внешнеполитическим вызовам, поэтому уже в конце XX в. был принят ряд
законов, приблизивший армию к стандартам союзников по НАТО. Тем не менее, именно в
начале нового столетия в ответ на новые угрозы международной безопасности, обозначившиеся
Конституция Итальянской Республики (1947). URL: http://worldconstitutions.ru/?p=148 (дата обращения:
01.02.2018).
3
Il quadro delle missioni militari dell’Italia dal secondo dopoguerra ad oggi // Camera dei Deputati. [Il sito ufficiale]. URL:
http://leg16.camera.it/561?appro=64&Il+quadro+delle+missioni+militari+dell%27Italia++dal+secondo+dopoguerra+ad+o
ggi (data di accesso: 24.09.2017).
после террористической атаки 11 сентября 2001 г., Рим запускает новую амбициозную
программу обновления армии и военного аппарата.
Для России исследование реформирования вооруженных сил Италии актуально по двум
причинам: 1) Необходимо понимать, что представляет собой итальянская армия и каковы
перспективы ее развития. Это позволит оценить вес итальянских ВС в обеспечении
коллективной безопасности в рамках НАТО и ЕС и просчитать возможность угрозы для России.
2) Важно определить роль Рима на театрах военных действий, представляющих особый интерес
для России, например, на Среднем Востоке или в Средиземноморье.
Особое значение при анализе законодательной деятельности по реформированию армии
приобретает изучение документов стратегического и доктринального характера. Именно они
дают оценку внешнеполитическим угрозам, определяют цели и задачи развития вооруженных
сил, формируют новые ориентиры военной политики государства в свете изменений на
геополитической арене. Стратегические документы дают понять: современные
внешнеполитические амбиции Рима существенно расширились по сравнению со второй
половиной XX в. Италия постепенно возвращается к традиционным геополитическим векторам,
определившимся еще в довоенный период, начинает вновь чувствовать себя протагонистом в
Средиземноморском регионе. Рим готов действовать самостоятельно, вести за собой
союзников, его интересы если не глобальны, то охватывают, по крайней мере, Индийский и
Атлантический океаны4. Знание приоритетов и целей, определяющих внешнеполитический
курс страны, исключительно актуально для российской политики и дипломатии, в частности,
для прогнозирования действий Рима на международной арене, прежде всего, на территориях,
входящих в зону «национальных интересов» Италии.
Само использование понятия «национальный интерес» революционно в контексте
итальянской внешней политики. Европейская страна, более 70 лет не менявшая своих
послевоенных идеалов пацифизма, впервые в XXI в. заговорила о собственных интересах, а не
только об ориентирах Северо-Атлантического Альянса. Осмысление политических,
экономических и культурных изменений, происходящих в Итальянской Республике, позволит
Москве пересмотреть роль Рима в рамках международных организаций и спрогнозировать его
действия на южной границе НАТО.
Актуальность работы заключается в самом формате исследования – реформирование
вооруженных сил рассматривается в политико-институциональном ракурсе, что подразумевает
анализ деятельности государственных институтов в сфере военной политики и их участия в
законодательно-реформационных процессах. Выявление закономерностей в работе органов
См.: Camporini V. Libro bianco: un atto rifondatore della Difesa // Affari internazionali. 2015. 10 marzo. URL:
http://www.affarinternazionali.it/articolo.asp?ID=3061 (data di accesso: 04.09.2017).
власти, оценка их действий и функций в долгосрочной перспективе позволят использовать этот
исторический опыт для выстраивания грамотного и продуктивного двустороннего
сотрудничества, организации совместных проектов в сфере безопасности, обороны,
промышленности и науки с отдельными политическими институтами Италии (например, в
рамках деятельности Большой российско-итальянской межпарламентской комиссии)5.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету