Государственно-частное партнерство как механизм предоставления услуг жизнеобеспечения населения

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Мартынова Елена Юрьевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1.Услуги жизнеобеспечения населения и инфраструктура услуг жизнеобеспечения в субъектах Российской Федерации……………………16 1.2. История создания, эволюция, современное состояние и основные проблемы инфраструктуры услуг жизнеобеспечения в субъектах Российской Федерации……………………………………………………….27 1.3. Современное состояние процесса производства услуг жизнеобеспечения населения в Российской Федерации……………………35 1.4. Анализ системы управления процессами производства услуг жизнеобеспечения населения………………………………………………………………..43 Выводы по главе 1……………………………………………………………52 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ СОВМЕСТНОГО УЧАСТИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И БИЗНЕС-СТРУКТУР В ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ УСЛУГ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………..58 2.1. Опыт применения механизмов взаимодействия органов власти и бизнес- структур в процессах формирования инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения…………………………………………………………………58 2.2. Основные подходы к разработке государственно-частных взаимодействий при формировании инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения………………………………………………………….82 2.3. Методические основы формирования политики совместного участия органов власти и бизнес-структур в процессах формирования и развития
3
инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения как направления региональной социально-экономической политики…………………………….92 Выводы по главе 2……………………………………………………………99 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ УСЛУГ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………….104 3.1. Структура механизма государственно-частного партнерства в рамках политики совместного участия органов власти и бизнес-структур в процессах формирования и развития инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения……………………………………………….104 3.2. Подходы к созданию подсистемы государственной поддержки государственно-частного партнерства в процессах формирования и развития инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения……………………………………………………………………………………………114 3.3.Методика расчета эффективности реализации политики совместного участия в процессах формирования и развития инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения……………………………………………………………………………………118 Выводы по главе 3……………………………………………………………..128 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….132 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..141 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….157
Приложение 1…………………………………………………………………157 Приложение 2…………………………………………………………………158 Приложение 3…………………………………………………………………160 Приложение 4…………………………………………………………………163 Приложение 5…………………………………………………………………165 Приложение 6…………………………………………………………………167 Приложение 7…………………………………………………………………169 Приложение 8…………………………………………………………………171

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Уточнено понятие услуг жизнеобеспечения населения и определены их
специфические черты. В качестве вида социальной инфраструктуры
выделена инфраструктура жизнеобеспечения

Ключевой задачей органов власти любого административно-
территориальногоуровняявляетсяобеспечение,независимоот
складывающейся социально-экономической ситуации, гарантированных
нормативов и стандартов уровня и качества для проживающего на данной
территории населения. Решение этой задачи предполагает, в том числе, и
создание благоприятных условий проживания, то есть, условий
жизнедеятельности, посредством организации процесса предоставления
населению комплекса услуг, называемых в диссертационной работе
услугами жизнеобеспечения.
На рисунке 1. представлена унифицированная система организаций
жизнеобеспечения.

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Медицинские
учреждения иТранспортныеОрганизации
аптекиорганизацииЖКХОрганизации
Организации, торгующиесвязи и
продовольственнымиинформационного
товарами и непродоволь-обеспечения
Кредитно-
ственными товарами пер-
финансовые
вой необходимости
учрежденияСтроительные
Организации,
организации, имеющие
обеспечивающиевысокую территориальную
экологическуюЛогистическиеОрганизациизначимость
безопасностьорганизациисоциальной
защиты

Рисунок 1. – Система организаций жизнеобеспечения населения региона

Данная система должна обеспечивать создание и предоставление
следующих групп услуг: услуги в сфере социальной защиты, услуги
торговли, банковские услуги, медицинские услуги, услуги в сфере
безопасности, услуги ЖКХ, транспортные услуги, услуги связи, услуги
строительства.
Таким образом, услуги жизнеобеспечения населения – это такие
социальные услуги, которые обеспечивают удовлетворение базовых
потребностей населения в создании пермиссивных (благоприятных) условий
жизнедеятельности, включая обеспечение защиты от негативного
воздействия как внутренних, так и внешних неблагоприятных факторов, а
также повышение привлекательности территории для стейкхолдеров
(населения, органов власти, инвесторов и т.д.).
Деятельность, связанная с организацией процессов предоставления
услуг жизнеобеспечения населения должна быть непрерывной, относительно
автономной и использующей преимущественно внутренние ресурсы.
Важнейшей группой услуг и наиболее проблемной сферой
жизнеобеспечения являются услуги ЖКХ, ориентированные, прежде всего,
на обеспечение потребностей населения в комфортном состоянии мест
проживания. Процесс производства и предоставления данного вида услуг
очень сложен, так как интегрирует в себе черты рыночного и нерыночного
подходов к производству и оказанию услуг.
В работе особое внимание уделено услугам ЖКХ как части услуг
жизнеобеспечения – услугам жизнеобеспеченияжкх. можно утверждать, что
дефиниция «услуги жизнеобеспеченияжкх» должна быть значительно шире
общепринятого в нашей стране понятия «услуги ЖКХ», поскольку между
этими понятиями существуют принципиальные различия, проявляющиеся в
номенклатуре услуг, целях, уровне социальной ориентированности, уровне
инновационности и т.д.
Именно поэтому, по мнению автора, исходя из целей данной работы,
целесообразно использовать термин «услуги жизнеобеспечения населения»,
поскольку в этом случае можно лучше учесть их общественную ценность.
Автором были выделены такие основные свойства услуг
жизнеобеспеченияжкх населения как социальная ориентированность услуг
(облигаторность, взаимосвязь с уровнем и качеством жизни населения,
наличие льготных категорий граждан); зависимость от специфики
территории; открытость номенклатуры услуг; высокая доля финансирования
за счет бюджетных средств; значительная монополизация; недостаточность
применения на практике инновационных методов в управлении; высокая
инвестиционная емкость и длительный срок окупаемости проектов;
зависимость финансовых показателей функционирования части объектов
инфраструктуры от стоимости источников энергии; гарантированность
ежедневного сбыта производимых услуг; относительная предсказуемость
денежных потоков организаций.
Для повышения эффективности процесса предоставления услуг
жизнеобеспеченияжкх требуется наличие отдельной инфраструктуры,
называемой в работе инфраструктурой жизнеобеспечения населения, которая,
являясь частью социальной инфраструктуры, представляет собой комплекс
взаимосвязанных объектов (градостроительных, жилищно-коммунальных,
транспортных, безопасности, информационных и др.), созданных и
функционирующих посредством оказания специальных услуг с целью
формирования для населения комфортных условий проживания, в том числе
посредством нейтрализации негативных воздействий окружающей среды.
Структура региональной инфраструктуры жизнеобеспечения населения
представлена на рисунке 2.

Инфраструктура услуг
жизнеобеспечения
населения

ОбъектыОбъектыОбъекты
содержанияобслуживаниясопровождения
жильянаселения,жизнеобеспечения
снабжения и
благоустройстваКонсультации,
Ремонт,территориидокументационное
модернизациясопровождение,
жилищного фонда,дорожноеинформирование,
теплоснабжение,хозяйство,помощь по вопросам
электроснабжение,транспорт,предоставления
внедрение инновацийпредоставлениеуслуг
и т.д.бытовых услуг,жизнеобеспечения и
вывоз и утилизацият.д.
Рисунок 1отходов, санитарная
очистка, озеленение
и т.д.

Рисунок 2. – Состав инфраструктуры жизнеобеспечения населения

2.Выявлены и классифицированы основные модели формирования и
развития инфраструктуры жизнеобеспечения населения
Недостаточность и высокая степень износа объектов (только в
жилищно-коммунальной сфере он составляет порядка 60%, а в некоторых
муниципальныхобразованияхдостигает90%)инфраструктуры
жизнеобеспечениянаселения,приводящаякнизкомукачеству
предоставляемых услуг, диктует необходимость ее модернизации, что
предполагает решение задачи поиска дополнительных финансовых средств.
Причем, данная задача в большинстве регионов РФ не может быть решена
только за счет бюджетных ресурсов.
Анализируя международный и российский опыт можно выделить
следующиемоделиформированияиразвитияинфраструктуры
жизнеобеспечения населения:
– I. Публичная модель. Все инвестиции в проектирование, реализацию
проекта и эксплуатацию введённого объекта производятся из средств
государственного (муниципального) бюджета. Оператор оказания услуг –
государственная (муниципальная) организация;
– II. Частная модель. – Все инвестиции в проектирование, реализацию
проекта и эксплуатацию введённого объекта осуществляются из средств
частного инвестора. Тарифное регулирование – по усмотрению органов
власти соответствующего уровня (в чистом виде данная модель практически
не используется). Оператор оказания услуг – частная организация;
– III. Модель «государственная гарантия». – Как и в модели II, все
инвестиции в проектирование, реализацию проекта и эксплуатацию
введённого объекта осуществляются из средств частного инвестора, но
органы власти соответствующего уровня могут выступать поручителями по
займам (кредитам), получаемым инвестором (собственником) на финансовом
рынке. Так же органы власти соответствующего уровня могут регулировать
цены на отпуск соответствующих товаров или услуг – продукции объекта
инвестиционной деятельности Оператор оказания услуг – частная
организация;
– IV. Партнерские модели – Все инвестиции в проектирование,
реализацию проекта и эксплуатацию введённого объекта осуществляются
совместно, как за счет бюджета соответствующего уровня, так и из средств
частного собственника, в различных формах государственно(муниципально)-
частного партнерства, предусмотренных Гражданским и Бюджетным
Кодексами и другими нормативными документами РФ, субъектов РФ и
органов местного самоуправления. Оператор оказания услуг – организация
любой правой формы.
Партнерскими моделями можно считать, например, лизинговую
(арендную) модель, модель «Совместное предприятие», концессионную
модельимодельинституциональногоинвестирования(выпуск
инфраструктурных облигаций).
Очевидно, что ни одна из предложенных моделей в чистом виде не
может быть применена, что обусловлено следующими обстоятельствами:
– исключительно бюджетное финансирование не может обеспечить
реализацию масштабных финансовоемких проектов, в том числе,
предполагающих применение инновационных технологий;
– ряд объектов рассматриваемого вида инфраструктуры, наравне с
высокой социальной значимостью, имеют крайне низкую инвестиционную
привлекательность, что исключает заинтересованность бизнес-структур в их
строительстве, модернизации и развитии;
– наличие большого количества рисков при реализации партнёрских
проектов, как для частных, так и публичных участников;
– наличие возможных рисков для потребителей (повышение стоимости
услуг, низкий уровень их качества и доступности и т.д.).
Учесть специфику инфраструктуры жизнеобеспечения населения и,
соответственно, снизить возможные риски для всех сторон, а также
нивелировать такие негативные факторы как высочайшая административная
зарегулированность, коррупция, отсутствие гарантий возвратности
инвестиций и т.п. позволит интеграция всех вышеназванных моделей. По
мнению автора, в каждом регионе должна быть сформирована своя
собственная интегрированная модель формирования и развития
инфраструктуры жизнеобеспечения населения, предполагающая сочетание
социальной ориентированности и рыночных принципов и учитывающая
территориальные социально-экономические и экологические особенности
(рис.3).

Интегрированная модель формирования и развития
региональной инфраструктуры жизнеобеспечения населения

Рисунок 3. – Структура интегрированной модели формирования и
развития региональной инфраструктуры жизнеобеспечения населения

3.Введено понятие и разработаны методические основы политики
совместного участия органов власти и бизнес-структур в процессах
формирования и развития инфраструктуры жизнеобеспечения населения
Очевидно, что залогом успешного формирования инфраструктуры
жизнеобеспечения населения, и, соответственно, повышения качества и
доступности предоставляемых населению услуг, является комплексность
(интеграция) развития территорий и систем инфраструктуры, что
предполагает формирование специального направления социально-
экономической политики, которое в рамках интегрированной модели в силу
значительных региональных условий должно быть реализовано на уровне
субъекта РФ, то есть на региональном уровне. Причем, результативность и
эффективность реализации будет выше, если деятельность будет
осуществляться в рамках специального вида региональной социально-
экономической политики. В работе обоснована необходимость создания
региональной политики совместного участия органов власти и частных
инвесторов в процессах формирования и развития инфраструктуры
жизнеобеспечения населения (РПСУиж) и разработаны методические основы
ее формирования и реализации
РПСУиж – деятельность органов власти и других заинтересованных
субъектов по созданию условий для разработки и внедрения организационно-
экономических механизмов, обеспечивающих удовлетворение потребностей
населения и хозяйствующих субъектов региона в услугах жизнеобеспечения
через, в том числе, рационализацию финансирования, улучшение
инвестиционного климата и увеличение инвестиционной привлекательности,
повышение эффективности управления объектами инфраструктуры.
Целью РПСУиж является создание в регионе системы эффективно
функционирующихобъектовинфраструктурыжизнеобеспечения,
обеспечивающих высокое качество предоставляемых услуг.
Начальным этапом формирования и осуществления РПСУиж
выступают такие меры органов власти, как:
– оценка процесса предоставления населению услуг жизнеобеспечения
и определение основных направлений развития инфраструктуры
жизнеобеспечения, с обязательным учетом особенностей региона;
– формирование расходной части соответствующего бюджета
(регионального и/или муниципального) для финансирования проектов
развития инфраструктуры жизнеобеспечения;
– определение возможности привлечения иных финансовых источников
– как бюджетных (в виде субсидий и субвенций на проекты высокой
социальной значимости из бюджетов высшего уровня), так и частных;
разработка комплекса мероприятий на повышению инвестиционной
привлекательности проектов, реализуемых в рамках РПСУиж.
Следующий этап РПСУиж – организационно-экономические меры
органов власти по: формированию планов развития инфраструктуры
жизнеобеспечения; разработке и реализации мер по регулированию процесса
предоставления населению услуг жизнеобеспечения; формированию
механизма партнерства органов власти с потенциальными инвесторами;
составлению предложений по участию в региональных программах развития
инфраструктуры жизнеобеспечения; началу формирования конкурсных
процедур.
Объектами региональной политики совместного участия в процессах
формирования и развития инфраструктуры жизнеобеспечения населения
выступают ее объекты инфраструктуры региона, обеспечивающие
возможность территории удовлетворять весь комплекс потребностей граждан
в рассматриваемых видах услуг.
В качестве субъектов РПСУиж выступают: население (основной
потребитель услуг жизнеобеспечения); федеральные органы управления,
определяющие основные приоритеты и направления политики в
рассматриваемой сфере; региональные и муниципальные органы власти,
занимающиеся непосредственной разработкой и реализацией стратегий и
планов развития инфраструктуры жизнеобеспечения; предприятия и
учреждения различных форм собственности и частные субъекты
хозяйствования, оказывающие и потребляющие услуги; инвесторы, в том
числе, институциональные, принимающие участие в развитии объектов
инфраструктуры на территории региона; банки и иные кредитные
учреждения.

4. Сформулированы принципы региональной политики совместного
участия органов власти и бизнес-структур в процессах формирования и
развития инфраструктуры жизнеобеспечения населения
Для того, что максимизировать социально-экономические эффекты
региональной политики совместного участия органов власти и бизнес-
структур в процессах формирования и развития инфраструктуры
жизнеобеспечения населения ее разработка и реализация должны
основываться ряде принципов.
К этим принципам автор относит:
– эффективность взаимодействия, что предполагает сотрудничество
между всеми заинтересованными сторонами (органы власти, население,
частные инвесторы), основанное на доверии, взаимной поддержке и
стремлении к максимальному удовлетворению интересов участников;
– принцип конкурентности, предполагающий свободный доступ к
участию и выбор органами власти для реализации проектов организаций,
имеющих наиболее высокий уровень конкурентоспособности;
– принцип инновационности, т.е. развитие наиболее перспективных
объектов инфраструктуры жизнеобеспечения (с учетом социальной
ориентированности), применение наиболее современных методов и
технологий, а также ориентацию на активизацию процесса трансферта
технологий;
– принцип открытости, т.е. обеспечение свободного трехстороннего
информационного обмена между региональными органами власти,
населением и представителями бизнеса;
-принципадаптированности,предполагающийприменение
разнообразных форм и механизмов партнерства между органами
региональной власти и бизнес-структурами с учетом региональной
специфики;
– принцип инвестиционной привлекательности и повышения
ликвидности, предполагающий расширение применения эффективных и
инновационных механизмов привлечения частных инвестиций в создание,
модернизацию и развитие инфраструктуры, в том числе, секьюритизации (в
форме, например, выпуска инфраструктурных облигаций);
– принцип разумной децентрализации, состоящий в том, что в целях
повышенияэффективностиуправлениядеятельностьюобъектов
инфраструктуры часть государственных полномочий в исследуемой сфере
делегируется на муниципальный уровень (с передачей соответствующего
финансирования);
-принципоптимальностифинансирования,позволяющий,
ориентируясь на такой показатель, как бюджетная эффективность, соблюдать
оптимальное соотношение в процессах финансирования и участия в
управлении субъектов партнерства.

5. Разработан организационный механизм реализации региональной
политики совместного участия органов власти и бизнес-структур в
процессах формирования и развития инфраструктуры жизнеобеспечения
населения

Организационный механизм реализации РПСУиж представляет собой
сочетание взаимозависимых институциональных и организационных
элементов, которые определяют процедуры, инструменты и порядок
формирования и реализации политики. Такой механизм закрепляет за
субъектами политики функции и полномочия и обеспечивает их комплексное
взаимодействие (механизм представлен на рис. 4).

Рисунок 4. – Организационный механизм реализации РПСУиж

Создание механизма позволяет в рамках политики сформировать план
необходимых мероприятий, обеспечивающих повышение качества услуг
жизнеобеспечения (нормативно-правовая регламентация деятельности
предприятий; информационное обеспечение проводимой политики;
бюджетное финансирование (полное или долевое); организация
инвестиционных проектов по созданию и модернизации объектов
инфраструктуры, разработка и внедрение инновационных решений
(активизация процесса трансферта технологий); осуществление мониторинга
и контроля за деятельностью предприятий и внедрение организационно-
экономических мер, направленные на повышение эффективности
ресурсопользования; разработка и реализация специальных целевых
программ;привлечениелучшихисполнителейквыполнению
государственного (муниципального заказа) и т.д.)
Данный механизм должен быть адаптирован к территориальной
специфике каждого субъекта.
В настоящее время финансовые возможности субъектов РФ различаются,
соответственно, различаются и возможности регионов по привлечению к
формированию, модернизации и развитию объектов инфраструктуры
жизнеобеспечения населения инвесторов. То есть, в каждом регионе
существуют свои особенности и специфика разработки и реализации
инструментов государственно-частного партнерства в исследуемой сфере.
Причиннизкойинвестиционнойпривлекательностиобъектов
инфраструктуры жизнеобеспечения населения в большинстве субъектов РФ
достаточно много. Прежде всего, необходимо отметить высокий уровень
износа объектов инфраструктуры, значительный уровень задолженности
предприятий, непрозрачные схемы управления, невозможность повышения
тарифов выше нормативно допустимого. Все это увеличивает риски
инвестирования и повышает сроки окупаемости проектов. Причем,
большинство объектов инфраструктуры жизнеобеспечения населения
требуют значительных капиталовложений.
Все вышесказанное предполагает необходимость формирования и
применения усовершенствованных инструментов мотивации частных
инвесторов, как важнейшей составляющей организационного механизма
государственно-частногопартнерствавпроцессахформирования,
модернизации и развития объектов инфраструктуры жизнеобеспечения
населения. Такими инструментами могут стать имущественная поддержка со
стороны органов власти, предоставление государственных (муниципальных)
гарантий сохранности капитала, предоставление гарантий органов власти при
кредитовании частных инвесторов, включение в договора инвестиционной
составляющей тарифов, применение страховых инструментов и т.д.
Основные направления повышения мотивации представлены на
рисунке 5.
По мнению автора, в каждом субъекте РФ следует создать систему
поддержки проектов государственно(муниципально)-частного партнерства –
с императивным учетом региональных (муниципальных) особенностей и
традиций – в сфере развития инфраструктуры жизнеобеспечения населения.
В работе, в качестве инструмента такой поддержки, предложено создание
региональных фондов содействия реформированию (модернизации,
развитию) инфраструктуры жизнеобеспечения населения субъекта РФ
(основанием является Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
от 12.01.1996 № 7-ФЗ). Одной из целей его деятельности становится оказание
прямых финансовых мер поддержки из средств фонда субъектам партнерства
в форме субсидий, грантов, имущественной помощи.

Рисунок 5. – Основные направления повышения мотивации частных
инвесторов в процессах формирования, модернизации и развития объектов
инфраструктуры жизнеобеспечения населения
Функционирование таких фондов будет способствовать формированию
эффективной экономико-правовой модели привлечения инвестиций в
процессы формирования и развития инфраструктуры жизнеобеспечения,
обеспечив, в том числе, и повышение бюджетной эффективности управления
рассматриваемой сферой, и, в конечном счете, способствуя удовлетворению
потребности населения в услугах жизнеобеспечения.

6. Предложены методические подходы к оценке эффективности
реализации региональной политики совместного участия органов власти
и бизнес-структур в процессах формирования и развития
инфраструктуры жизнеобеспечения населения
Для оценки эффективности реализации региональной политики
совместного участия органов власти и бизнес-структур в процессах
формирования и развития инфраструктуры жизнеобеспечения населения в
работе выделены критерии эффективности:
– удовлетворенность населения качеством услуг жизнеобеспечения
населения;
– бюджетная эффективность политики;
– эффективность привлечения инвестиций – объем частных средств
Таблица 1. – Критерии удовлетворенности населения качеством услуг
жизнеобеспечения
Удовлетворенность населения (Up)
Степень удовлетворенностиВесовойОтношение населения кКоличество жалоб
конкретными параметрамирангконкретным параметрамна
функционированияфункционирование
оказываемых услуг(экспертнаобъектов
(в баллах, данные получены путемя оценка),объектов инфраструктурыинфраструктуры
(Оp)*(Cp)
опроса потребителей)r
Соответствие требованиям (К)1-101-10n1
Удовлетворенность стоимостью1-101-10n2
услуг (СТ)
Удовлетворенность1-101-10n3
территориальной доступностью
услуг (ТД)
Удовлетворенность1-101-10n4
взаимодействием с организациями
и органами власти по вопросам,
связанным с инфраструктурой (ВЗ)
Удовлетворенность уровнем1-101-10n5
материально-технической
оснащенности объектов (МТО)
Удовлетворенность соблюдением1-101-10n6
сроков оказания услуг (СР)
Удовлетворенность уровнем1-101-10n7
квалификации персонала (КВ)

Степень удовлетворенности населения Up качеством услуг
жизнеобеспечения может быть рассчитана как среднее взвешенное от суммы
степени удовлетворенности конкретными параметрами оказываемых услуг.
Весовой коэффициент берется как среднее арифметическое между
экспертной оценкой ri конкретного параметра i услуги и его оценкой
потребителями Орi, а удовлетворенность населения параметром услуги i – как
отношение положительной оценки параметра к общему числу потребителей N.

(1)

Бюджетная эффективность У рассчитывается как отношение доходов
бюджета к расходам бюджета
У = Дб / Рб(2)
где
Дб – доходы бюджета, получаемые от функционирования региональной
инфраструктуры жизнеобеспечения
Рб – расходы бюджета на формирование и развитие региональной
инфраструктуры жизнеобеспечения
Доходы бюджета Дб могут быть расписаны как
Дб=Дбпривл + Дбналог,
где
Дбпривл – привлекаемые за счет частных инвестиций средства ;
Дбналог – налоговые поступления от организаций инфраструктуры
жизнеобеспечения в бюджет
(3)

При поступлении привлекаемых за счет частных инвестиций средств в
сумме Дбпривл расходы бюджета снижаются на величину этой суммы и
становятся равными
= Рб – Дбпривл(4)
и формула (3) преобразуется к виду

(5)

Рассчитаем экономию бюджетных средств Эбюдж за счет привлеченных
частных инвестиций. Поскольку У1 больше У из-за уменьшения знаменателя
на величину Дбпривл, разделим выражение в формуле (5) на выражение в
формуле (3). Получим выражение для оценки реально инвестируемых в
проект бюджетных средств (с учетом привлеченных средств Дбпривл)
в процентах относительно исходно запланированных бюджетных средств на
формирование и развитие региональной инфраструктуры жизнеобеспечения Рб

(6)

и, таким образом, экономия бюджетных средств Эбюдж составит
=(7)

Отметим, что в окончательном выражении формулы (6) дляив
формуле (7) для Эбюдж отсутствует Дбналог, то есть, экономия бюджетных
средств Эбюдж инвариантна к размеру налоговых поступлений от
организаций инфраструктуры жизнеобеспечения в бюджет.
Проведем модельный расчет на конкретном примере.
Рассуждения проводим в терминах долей сметной стоимости проекта,
причем каждая единица соответствует 1% исходной стоимости Sисх. Таким
образом, общая исходная стоимость (смета) проекта Sисх = 100% (100
единиц).
Потратив n единиц на привлечение сторонних средств, привлекли N
единиц сторонних средств, тогда экономическая эффективность привлечения
сторонних средств Е
Е=× 100%(8)

По экспертным оценкам, для социально значимых проектов n обычно
находится в диапазоне 5 – 10% исходной стоимости Sисх проекта.
Проведем модельный расчет, приняв n = 5, N = 35, то есть, затратив на
привлечение сторонних инвестиций сумму, эквивалентную 5% исходной
стоимости проекта Sисх, организации, осуществляющей проект в сфере,
например, ЖКХ сметной стоимостью Sисх , удалось привлечь инвестиции в
объеме 35% исходной стоимости проекта Sисх, тогда

Е=1 = 7 – 1 = 6 × 100% = 600%(9)

Таким образом, привлекли сторонних средств в 7 раз больше, чем
потратили на их привлечение и экономическая эффективность привлечения
сторонних средств составила 600%.
Для расчета рентабельности использования собственных средств,
воспользуемся формулой

R=(10)

Рассчитаем общую стоимость проекта Sнов.
Привлечено N единиц сторонних средств, тогда собственных средств
необходимо инвестировать (Sисх – N) единиц, а, с учетом n единиц,
направленных на привлечение сторонних средств, получим

Sсобств = (Sисх – N) + n(11)

и окончательная общая стоимостьпроекта(суммасредств,
инвестированных в проект) составит

Sнов = Sсобств + N = (Sисх – N) + n + N = Sисх + n(12)

Тогда

R=+=(13)

Проведем вычисления, воспользовавшись данными модельного расчета (9).
При n = 5 и N = 35 получим, что рентабельность использования
собственных средств составила 150%, то есть, проект будет
профинансирован на 100% при затратах собственных средств всего в объеме
70% сметной стоимости проекта.
Рассмотрим, используя формулу (12), изменение величины R с ростом
N (в интервале от 5% до 100% с шагом 5%) при значениях n = 5% (табл. 2) и
n = 10% (табл. 3).
Таблица 2 – Изменение величины R (%) при n = 5%.
N5101520253035404550
R105111117124131140150162175191

N556065707580859095100
R21023326330035042052570010502100

Таблица 3 – Изменение величины R (%) при n = 10%.
N5101520253035404550
R105110116122129138147157169183

N556065707580859095100
R2002202442753143674405507331100

Анализ данных таблиц 2 и 3 позволяет сделать вывод, что удвоение
объема собственных средств, инвестируемых в кампанию по привлечению
сторонних инвестиций, при ожидаемых инвестициях сторонних средств в
объемах до 50 – 55% сметной стоимости проекта, не приводит к сколько-
нибудь заметному росту объема сторонних инвестиций.
III.ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ).
Удовлетворение потребностей населения в услугах жизнеобеспечения
является важным направлением деятельности органов власти любого
административно-территориального уровня и необходимым условием
повышения качества жизни населения.
Для повышения эффективности процесса предоставления услуг
жизнеобеспечения требуется наличие отдельной инфраструктуры,
называемой в работе инфраструктурой жизнеобеспечения населения,
являющейся частью социальной инфраструктуры
В работе уточнено понятие и выделены основные черты услуг
жизнеобеспечения населения, обосновано и введено понятие, а также
исследованы основные проблемы функционирования инфраструктуры
жизнеобеспечения в субъектах Российской Федерации, исследованы
особенности управления процессами формирования инфраструктуры
жизнеобеспечения в контексте социально-экономической политики. Автором
предложены подходы к созданию взаимодействий в триаде власть – бизнес –
население и разработан механизм партнёрства органов власти и бизнес-
структур в процессах формирования инфраструктуры жизнеобеспечения
населения, определены основные источники, формы и инструменты
финансирования развития инфраструктуры жизнеобеспечения и предложены
методы оценки эффективности деятельности субъектов по формированию и
развитию инфраструктуры жизнеобеспечения, а так же по эффективности
привлечения сторонних средств.
Внедрение разработанных рекомендаций по использованию механизма
государственно-частногопартнерствапри созданиииразвитии
инфраструктуры жизнеобеспечения населения будет способствовать росту
качества жизни населения и, в целом, повышению уровня социально-
экономической устойчивости территории.

Актуальность выбранной темы обусловлена несовершенством процессов предоставления населению услуг социальной инфраструктуры населения в регионах различного административного уровня. Необходимо отметить, что наиболее проблемной составляющей комплекса объектов социальной инфраструктуры являются организации, занимающиеся вопросами жизнеобеспечения населения. Как правило, концепции, стратегии, реализуемые в данной сфере, охватывают только вопросы, касающиеся услуг ЖКХ. Но, по мнению автора, процессы обеспечения для населения нормальных условий жизнедеятельности включает в себя помимо традиционных услуг ЖКХ еще и услуги иной природы. В работе такие услуги рассматриваются как услуги жизнеобеспечения населения. Сегодня для большинства регионов Российской Федерации продолжает оставаться крайне важными решение таких задач как повышение качества, доступности и технологичности услуг жизнеобеспечения населения. Наравне с необходимостью строительства, модернизации и развития объектов соответствующей инфраструктуры остро встают вопросы и совершенствования системы кадрового, технологического, финансового, методического процесса оказания рассматриваемого вида услуг.
Сегодня в исследуемой сфере вместе с недостаточной проработанностью теоретических и методических аспектов процесса предоставления услуг жизнеобеспечения населения наблюдаются также и проблемы материального обеспечения. Можно утверждать, что данная сфера уже многие десятилетия функционирует в условиях дефицита ресурсов. При этом, стоит отметить тот факт, что практика финансирования мероприятий, в частности строительства и развития объектов инфраструктуры, только за счет бюджетных средств или средств потребителей уже давно себя не оправдывает, позволяя решать исключительно текущие проблемы.
Дальнейшее развитие сферы услуг жизнеобеспечения населения возможно только посредством привлечения частных инвесторов к процессам предоставления услуг. Данная практика использования материальных и интеллектуальных ресурсов и опыта частного бизнеса достаточно успешно применяется в ряде развитых стран. В развитых странах с высоким уровнем производительности труда и высоким уровнем социальных стандартов значительная часть проектов государственно- частного партнерства реализуется именно в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование). Это объясняется стремлением органов власти максимально повысить качество и доступность предоставляемых социальных услуг. То есть, выбор таких проектов продиктован ориентацией политики развитых государств на повышение уровня и качества жизни населения.
Для Российской Федерации этот опыт, несмотря на наличие специальной нормативно-правовой базы, положительного отношения властей и ряда реализованных проектов является достаточно новым. Для реализации проектов власти и бизнеса на сегодняшний день существует масса препятствий, главным из которых является низкая инвестиционная привлекательность объектов инфраструктуры услуг жизнеобеспечения, слабый уровень развития институциональной среды; низкий уровень профессионализма и компетентности и недостаточный опыт у должностных лиц, а также зачастую комплексный характер и длительные сроки реализации большинства контрактов в рассматриваемой сфере.
Для решения вышеназванных проблем в каждом субъекте РФ с учетом региональной специфики и территориальных особенностей должен быть разработан комплекс мер, обеспечивающих эффективное делегирование инвесторам части функций по организации процессов предоставления населению услуг жизнеобеспечения на основе взаимовыгодного партнерства.
Все вышесказанное предполагает необходимость формирования новых подходов к созданию эффективных механизмов государственно- частного партнерства в процессах предоставления услуг жизнеобеспечения населения, в том числе при создании, модернизации и развитии объектов инфраструктуры таких услуг.
Степень разработанности научной проблемы. Различным аспектам процесса предоставления социальных услуг, в том числе услуг жизнеобеспечения, посвящены труды таких ученых как Волков С.Д., Галенко В.П., Головцова И.Г., Евменов А.Д., Кроливецкий Э.Н., Карпова Г.А., Колесников А.М., Курочкина А.А., Лаврова Т.А., Лукин Г.И., Малинин А.М., Песоцкая Е.В., Петров А.Н., Родионов Д.Г., Сигов В.И., Уваров С.А., Хорева Л.В., Чекалин В.С., Шарафанова Е.Е. и др.
Проблемы развития социальной инфраструктуры активно рассматривали Абалкин Л.И., Арбузова Т.Н., Бородачев И.М., Вагнер А., Куцев Г.Ф., Лапин Н. И., Лаппо Г.М., Львов Д.С., Райзберг Б.А., Тишин Е.А., Шумпетер Й. и многие другие.
Вопросы формирования механизмов государственно-частного партнерства, в том числе, в сфере социальных услуг, исследованы в работах Аронова Г.З., Борщевского Г.А., Варнавского В.Г, Дерябиной М.А., Коженко Я.В., Константиновой Н.Н., Курченкова В.В., Магеля Х., Мантино Ф., Малинина А.М., Меренкова И.Н., Мерзлова А.В., Нефедовой Т.Г., Овчинцевой Л.А., Огаркова А.П., Панкова Б.П., Пантелеевой О.И., Сибуриной Т.А., Смотрицкой И.И. и др.
Несмотря на наличие исследований перечисленных выше авторов и других исследователей, ряд вопросов, касающихся проблем предоставления услуг жизнеобеспечения населения и развития объектов региональной инфраструктуры услуг жизнеобеспечения, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства, остается неисследованным.
Также наблюдается небольшое количество исследований, посвященных проблемам создания организационно-экономических основ
управления процессами предоставления услуг жизнеобеспечения населения в условиях бюджетного дефицита и инвестиционной непривлекательности объектов инфраструктуры, предоставляющей рассматриваемый вид услуг.
Можно также отметить недостаточную проработанность механизмов привлечения инвестиционных средств, в том числе и механизмов государственно-частного партнерства, в процессы предоставления услуг жизнеобеспечения и создания и развития объектов инфраструктуры таких услуг. Особенно это относится к вопросам мотивации частных инвесторов.
Нельзя не указать и на пробелы в понятийно-категориальном аппарате, касающегося исследуемой проблематики.
Отмеченная недостаточность и неполнота научных исследований, касающихся применения механизмов государственно-частного партнерства
в процессах предоставления услуг жизнеобеспечения и создания и развития объектов инфраструктуры, подтверждают актуальность выбранной темы и определяют цель и задачи диссертационного исследования.
Целью диссертационной работы является разработка методических основ развития процессов предоставления услуг жизнеобеспечения населения посредством использования механизмов государственно- частного партнерства при создании, модернизации и развитии объектов инфраструктуры услуг жизнеобеспечения.
Цель предопределила постановку и решение следующих задач: 1. Уточнить категорию «услуги жизнеобеспечения населения» и определить роль и место инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения как части социальной инфраструктуры.
2. Исследовать специфику и основные проблемы процесса предоставления услуг жизнеобеспечения населения и функционирования инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения в субъектах Российской Федерации.
3. Определить и исследовать основные модели организации и реализации процесса предоставления услуг жизнеобеспечения населения.
4. Разработать методические основы специальной политики совместного участия в процессах формирования и развития инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения.
5. Сформулировать основные принципы политики совместного участия органов власти и частного бизнеса в процессах организации предоставления услуг жизнеобеспечения населения.
6. Разработать механизм взаимодействий органов власти и бизнес- структур в процессах организации предоставления услуг жизнеобеспечения населения, в том числе формирования объектов инфраструктуры услуг жизнеобеспечения.
7. Разработать подходы к оценке эффективности совместной деятельности органов власти и субъектов частного бизнеса по организации предоставления услуг жизнеобеспечения населения.
Объект исследования – организации всех организационно-правовых форм и форм собственности и органы власти, обеспечивающие основную деятельность в процессах предоставления услуг жизнеобеспечения населения на основе использования механизмов государственно-частного партнерства.
Предмет исследования – процессы предоставления социальных :услуг, в том числе услуг жизнеобеспечения населения на основе использования механизмов государственно-частного партнерства при создании и развитии объектов инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются основные научные разработки в теории сферы услуг и теории менеджмента, а также труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития государственно-частного партнерства, в том числе в сфере услуг и в процессах создания и развития объектов социальной инфраструктуры.
Методологическую базу составили: системный анализ, экономический и статистический анализ, структурно-логический анализ, методы сравнения, моделирование, историко-классификационный анализ. В диссертационной работе также применены социологические методы, в том числе экспертные и рейтинговые оценки.
Информационная база основана на использовании нормативно- правовых документов, статистических данных Росстата и региональных статистических органов, актуальных аналитических обзоров, отраслевых периодических журналов, рейтинговых агентств, научных работ отечественных и зарубежных ученых, материалы международных и всероссийских конференций по данной проблематике, собственных исследований автора, а аналитической отчетности организаций, занятых в процессе производства и предоставления услуг жизнеобеспечения.
Обоснованность и достоверность результатов исследования.
Обоснованность результатов диссертационного исследования подтверждена использованием научной литературы отечественных и зарубежных авторов по проблемам развития государственно-частного партнерства в процессах предоставления услуг жизнеобеспечения населения и создания объектов инфраструктуры, практическим применением апробированных количественных и качественных методов исследования в области проектирования и предоставления услуг жизнеобеспечения населения.
Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается использованием современных методик сбора и обработки исходной информации, использованием большого массива данных государственной и муниципальной статистики, в том числе нормативно- правовых актов РФ, регламентирующих государственно-частное партнерство, а также данных учреждений и организаций, участвующих в процессах предоставления услуг жизнеобеспечения, динамикой статистической информации по исследуемому объекту за несколько лет; непосредственным участием соискателя в получении исходных по теме диссертационного исследования, а также обобщением опыта реализации проектов в сфере жизнеобеспечения на основе применения механизма государственно-частного партнерства в России и за рубежом.
Соответствие диссертации Паспорту научных специальностей.
Диссертация выполнена в соответствии с паспортом специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг): п.1.6.109. Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка; п.1.6.116. Механизм повышения эффективности и качества услуг; 1.6.132. Государственно-частное партнерство в сфере услуг Паспорта научных специальностей ВАК (экономические науки).
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и методических основ развития процессов предоставления услуг жизнеобеспечения населения жизнеобеспечения населения на основе использования государственно-частного партнерства при создании и развитии объектов инфраструктуры услуг жизнеобеспечения.
К числу основных результатов, определяющих новизну и составляющих предмет защиты, относятся следующие:
1. Уточнено понятие услуг жизнеобеспечения населения как социальных услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в создании пермиссивных (наиболее благоприятных) условий жизнедеятельности, включая обеспечение защиты от негативного воздействия как внутренних, так и внешних неблагоприятных факторов, а также повышение привлекательности территории для стейкхолдеров (населения, органов власти, инвесторов и т.д.). Выделены 9 групп услуг жизнеобеспечения: услуги в сфере социальной защиты, услуги торговли, банковские услуги, медицинские услуги, услуги в сфере безопасности, услуги ЖКХ, транспортные услуги, услуги связи и информационного обеспечения и услуги строительства.
2. Введено понятие инфраструктуры услуг жизнеобеспечения являющейся частью социальной инфраструктуры и представляющей собой комплекс взаимосвязанных объектов (градостроительных, жилищно- коммунальных, транспортных, безопасности, информационных и др.), созданных и функционирующих посредством оказания услуг жизнеобеспечения с целью формирования для населения комфортных условий проживания, в том числе посредством нейтрализации негативных воздействий окружающей среды.
3. Определены основные модели формирования и развития инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения (публичная, частная, модель «гарантийное государство», партнерская) и доказано, что наиболее предпочтительной моделью является смешанная, основанная на применении ГЧП, интегрирующая в себе лучшие свойства остальных
моделей и позволяющая минимизировать возможные риски для органов власти, частных инвесторов и населения.
4. С целью успешного внедрения смешанной модели формирования и развития инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения обоснована необходимость разработки специального вида политики – политики совместного участия органов власти и частного бизнеса в процессах формирования и развития инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения, определяемой как деятельность субъектов процесса предоставления услуг жизнеобеспечения населения, заключающейся в создании условий для разработки и внедрения организационно- экономических механизмов, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения и хозяйствующих субъектов региона в услугах жизнеобеспечения населения посредством рационализации финансирования, улучшения инвестиционного климата и повышения эффективности управления объектами инфраструктуры. Разработаны методические основы политики совместного участия в процессах формирования и развития инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения и сформулированы ее принципы (принцип эффективного взаимодействия, принцип конкурентности, принцип инновационности, принцип открытости, принцип инвестиционной привлекательности и повышения ликвидности, принцип адаптированности, принцип разумной децентрализации, принцип оптимальности финансирования).
5. Разработан организационный механизм реализации региональной политики совместного участия в процессах формирования и развития инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения, представляющий собой сочетание взаимозависимых институциональных и организационных элементов, которые определяют процедуры, инструменты и порядок формирования и реализации политики, закрепляющий за субъектами
политики функции и полномочия и обеспечивающий их комплексное взаимодействие. Обосновано, что в рамках механизма целесообразно создание специализированного органа по взаимодействию – фонда содействия реформированию (модернизации, развития) инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения.
6. Предложены методические подходы к комплексной оценке эффективности реализации региональной политики совместного участия в процессах формирования и развития инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения, основанной на интеграции трех групп критериев: удовлетворенность населения качеством функционирования объектов инфраструктуры услуг жизнеобеспечения; бюджетная эффективность; эффективность привлечения инвестиций – объем частных средств.
Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее основные положения, методологические подходы и полученные результаты позволяют существенно расширить комплекс знаний, теорию, методологию, методику и методы применения механизмов ГЧП в процессах производства услуг жизнеобеспечения населения и формирования и развития соответствующей инфраструктуры.
Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования результатов и рекомендаций по совершенствованию процесса производства и предоставления услуг жизнеобеспечения населения на основе применения механизма государственно-частного партнерства при разработке нормативно-правовой документации, федеральных и региональных программ создания и развития объектов инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения.
Апробация диссертационной работы Основные положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались автором на научных семинарах и международных научно-практических конференциях. Результаты диссертационного исследования были использованы в работе организаций, занимающихся предоставлением услуг жизнеобеспечения населения.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в рамках подготовки студентов уровня бакалавриата и магистратуры следующих направлений – «Экономика», «Менеджмент», «Сервис».
Публикации. По теме диссертации автором опубликовано 7 научных работ общим объемом 3,2 п.л. (авторский вклад 2,3 п.л.), в т.ч., в научных журналах, рекомендованных ВАК, 5 статей общим объемом 2,5 п.л., (авторский вклад 1,8 п.л.).
Структура, содержание и объем диссертации определены поставленной целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состроит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе «Теоретические основы управления процессами предоставления услуг жизнеобеспечения населения» исследованы основные аспекты деятельности по предоставлению услуг жизнеобеспечения населения, рассмотрены основные проблемы состояния объектов инфраструктуры услуг жизнеобеспечения в субъектах Российской Федерации; проведен анализ существующей системы управления объектами инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения.
Во второй главе «Методические основы разработки и реализации политики совместного участия органов власти и бизнес-структур в процессах формирования и развития инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения» рассмотрены основные подходы к разработке госуд арственно-частных взаимодействий при формировании
инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения; разработаны методические основы формирования политики совместного участия в процессах создания и развития инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения; определена необходимость и рассмотрен опыт применения механизмов государственно-частного партнерства в процессах формирования инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения.
В третьей главе «Разработка механизма государственно-частного партнерства в процессах формирования инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения» создана структура механизма государственно-частного партнерства в рамках политики совместного участия в процессах формирования и развития инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения; разработаны подходы к созданию подсистемы государственной поддержки посредством организации специализированного органа по взаимодействию – фонда содействия реформированию (модернизации, развития) инфраструктуры услуг жизнеобеспечения населения; сконструирована методика расчета эффективности предлагаемого вида политики.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Государственно-частное партнерство как механизм предоставления услуг жизнеобеспечения населения»

    Публикации автора в научных журналах

    Мартынова Е.Ю.//Московский экономический журнал. –2–№ –http://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2017-75/. – 0,4 п.л.
    Мартынова Е.Ю., Малинин А.М. // Журналэкономика и бизнес. – 2– №8 (78). – с. 127-– 0,5 п.л.(авт.0,25 п.л.)
    Государственная финансовая поддержка как механизм повышения инвестиционной привлекательности сферы жилищно-коммунального хозяйства региона
    Мартынова Е.Ю. //Наука и бизнес. Пути развития. – 2– №12 (66). – с. 167-– 0,4 п.л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации