Характеристики финансового поведения российских студентов

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Рогачев Дмитрий Юрьевич
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………… 3
1.1 Финансовое поведение населения, его типы и структура …………………… 17
1.2 Поведенческие характеристики студентов и их роль в принятии
финансовых решений ………………………………………………………………………………… 44
1.2.1 Финансовая грамотность ………………………………………………………………. 46
1.2.2 Склонность к риску ……………………………………………………………………….. 53
1.2.3 Уровень самоуверенности ……………………………………………………………… 68
1.2.4 Уровень доверия…………………………………………………………………………….. 78
1.2.5 Склонность к расточительности …………………………………………………… 85
1.2.6 Склонность к недобросовестному поведению ……………………………….. 89
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ
НА ИХ ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 99
2.1 Методология исследования влияния характеристик студентов на их
финансовое поведение ……………………………………………………………………………….. 99
2.2 Взаимосвязь финансовой грамотности и характеристик студентов как
основа типологизации их финансового поведения …………………………………. 108
2.3 Влияние гендерных различий на финансовое поведение студентов …. 122
2.4 Уровень самоуверенности, его связь с другими поведенческими
характеристиками и принятием решений в финансовой сфере …………….. 136
2.5 Материальное положение и финансовая самостоятельность как
детерминанты экономического поведения студентов …………………………….. 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………… 169
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………………………… 175
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………………………………………… 202
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………………………………………… 205
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ………………………………………………………………………………………… 209
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ………………………………………………………………………………………… 212
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ………………………………………………………………………………………… 213
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ………………………………………………………………………………………… 221

ВоВведенииобоснованаактуальностьисследуемойпроблемы,
охарактеризована степень ее научной разработанности, определены объект,
предмет, цель, задачи, гипотеза работы, теоретико-методологическая и
эмпирическая базы исследования, раскрыты положения научной новизны,
выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость полученных
результатов, представлена апробация результатов исследования.
Первая глава «Теоретико-методологические основы финансового
поведения молодежи» состоит из двух параграфов. В первом параграфе
«Финансовое поведение населения, его типы и структура» проанализированы
различия в экономических, социологических и психологических подходах к
изучению финансового поведения населения. Рассмотрены структура и типы
экономического поведения, его экономико-психологические взаимосвязи,
изучены уровни финансового поведения. Сделан вывод, что принятие решений
в потребительской, сберегательной и инвестиционной сферах соответствует
разным уровням финансовой зрелости. Переход на уровень сберегательного и
далее инвестиционного поведения происходит при достижении определенного
уровня материального достатка и финансовой независимости. Выявлены
социально-экономические и психологические факторы, оказывающие влияние
на финансовое поведение людей, и принципы его типологии, основанные на
данных факторах. Показано влияние социальных, гендерных и возрастных
особенностей людей на направленность их финансового поведения. Выделены
следующие отличия в поведении населения в целом и молодежи в частности:
– молодежь в значительной степени полагается на советы родителей при
решении финансовых вопросов и склонна к копированию паттерна поведения
родителей. Финансовое поведение и финансовые установки родителей
оказывают значительное влияние на экономическую социализацию молодежи;
– на поведение молодежи оказывает материальное положение их
родителей и объем выдаваемых карманных денег. Обеспеченная молодежь менее
рационально относятся к деньгам, более склонна к риску и самоуверенности,
проявлению новаторства;
– молодежь более интенсивно использует цифровые технологии, чаще
использует банковские карты. На них направлена основная пропаганда культуры
онлайн покупок, из-за чего молодежь становится жертвой натиска предложений
о продаже и обслуживании, а также рекламных акций на рынке;
– современное молодое поколение редко практикует базовые финансовые
навыки, такие как составление бюджета, разработка регулярного плана
сбережений, планирование долгосрочных потребностей;
– уровень зрелости финансового поведения молодежи зависит от наличия
самостоятельного практического опыта в решении финансовых вопросов;
– студенческая молодежь, в среднем, обладает более высоким уровнем
финансовой грамотности, по сравнению с соответствующей возрастной
категорией, не являющейся студентами, следовательно, от них можно ожидать
более зрелого финансового поведения. При этом у нее ниже уровень трудовой
активности, что уменьшает возможности перехода на более высокий уровень
финансового поведения.
Второй параграф «Поведенческие характеристики студентов и их роль
в принятии финансовых решений» содержит подробный анализ изучаемых в
работе поведенческих характеристик с учетом социальных, гендерных и
возрастных особенностей людей. Эти характеристики можно соотнести с
социальными установками, подразумевающими готовность действовать в
конкретной ситуации определенным образом в соответствии с представлениями.
Финансовая грамотность – приобретенные навыки и умения в
планированиииучетедоходовирасходов,составлениибалансов,
ориентировании в потоке финансовой информации, учете оцениваемых рисков и
последствий различных событий на уровне отдельного домохозяйства, фирмы,
отрасли, страны. Проанализированы факторы, влияющие на финансовую
грамотность и различия в поведении индивидов, в зависимости от ее уровня.
Склонность к риску – склонность к осуществлению деятельности,
влекущей вероятный ущерб или негативные последствия принимаемых
решений. Изучена эволюция категории «риск» и ее междисциплинарный
характер (праксеологичность). Показано влияние восприятия, объективности
оценки и предпочтения риска на принятие экономических решений.
Самоуверенность – это характеристика, выражающаяся в принятии своих
действий и навыков как уместных и правильных в условиях острого дефицита
входной информации. Определяется через соотношение фактического и
воспринимаемого уровня знаний и умений. Раскрыты понятия самоуверенности,
сверхуверенности,ихсвязисуровнемоптимизма,нарциссизма.
Проанализированыфакторыизбыточнойсамоуверенности,оценки
правильностисобственногомнения,необоснованностиожиданийот
предпринятых действий.
Уровень доверия – это степень, с которой субъект полагается на механизм
снижения условий неопределенности при взаимодействии с другими людьми,
организациями и институтами. Отмечается трансформация доверия в процессе
социализацииличности,влияниесдержанностииблагоразумияпри
формировании доверия для балансировки между попаданием в нелегитимные
схемы и поддержанием взаимоотношений в обществе, успешной интеграцией в
современном, динамично развивающемся пространстве.
Склонность к расточительности – характеристика, основанная на
субъективном восприятии денег и приобретаемых благ, влиянии структуры
установок и жизненных ценностей на иррационализацию процесса покупки.
Раскрыто влияние «демонстративной расточительности», «потребления по
доверенности», проявления шопоголизма, консьюмеризма, глэм-капитализма на
экономическое и финансовое поведение людей. Проанализирована роль
субъективной эмоциональной ценности и выделены психологические и
социально-экономические эффекты процесса потребления.
Склонность к недобросовестному поведению – предрасположенность к
неэтичным или нелегальным действиям, выражающаяся в девиантном или
деликвентном поведении, сопряженная с правовой социализацией человека,
пониманием им принципов правовых и этических норм, стремлением к
рационализации недобросовестных действий. Показано воздействие на нее
целого комплекса объективных (институциональные условия) и субъективных
факторов (многогранная структура этического восприятия, обусловленная как
отношением к принципам морального релятивизма, так и чувством социально-
экономической справедливости).
Социально-ИнструментальныеФинансовое
демографическиехарактеристикиповедение
и экономические● Потребительское
характеристики● Финансовая грамотность● Сберегательное
● Пол● Склонность к риску● Инвестиционное
● Возраст● Самоуверенность
● Образование● Уровень доверия
● Материальное● Склонность
положениекрасточительности
● Финасовая● Склонность к
независимостьнедобросовестному
поведению

Внешние факторы
Макроэкономические условия; геополитическая обстановка; культурные особенности
и традиции; тенденции развития финансовых институтов

Рисунок 1. Схема влияния внутренних и внешних факторов на финансовое
поведение
В результате теоретического анализа сделан вывод, что и социально-
демографическиехарактеристикиивнешниефакторыоказывают
опосредованное влияние на финансовое поведение через поведенческие
характеристики.
Вторая глава «Исследование влияния характеристик студентов на их
финансовое поведение» состоит из пяти параграфов. Проанализирована
специфика финансового поведения молодежи и влияние на это поведение
различныхкомбинацийизучаемыхповеденческиххарактеристик,
отличающихся интенсивностью и направленностью взаимосвязей. На основе
этого выделены кластеры студентов, различающиеся ожидаемыми типами
финансового поведения, сильными и слабыми сторонами, предлагаемыми
мерами образовательной и воспитательной работы.
Впервомпараграфе«Методологияисследованиявлияния
характеристик студентов на их финансовое поведение» представлена
методология составленных и проведенных автором опросов, оценивания
характеристик на основе шкал Лайкерта.
Для исследования уровня самоуверенности ( ) был использован метод
оценки, предложенный Ю. Михайловой 1:
= 1̅ − 2̅
(1)
где: 1̅ – средний уровень уверенности по всем задаваемым вопросам,
2̅ – доля правильных ответов.
Оценка самоуверенности проводилась на основе вопросов двух типов: на
общее знание и финансово-экономической направленности.
Для изучения влияния материального обеспечения на финансовое
поведение студентов и его связи с их поведенческими характеристиками все
респонденты были разделены на две группы: «менее обеспеченные» и «более
обеспеченные» (следует заметить, что речь идет о материальном обеспечении
домохозяйства, к которому относится студент, и доступность для него
определенных благ зависит во многом от возможностей семьи).
Для расчета доступности благ и услуг была разработана авторская
методика. Сначала определялся общий уровень доступности конкретных
товаров и услуг ( = 1, ) для всех студентов ( = 1, ):

= � / ,(2)
=1

где: – коэффициент доступности i-товара или услуги для j-того
студента, приобретающий значения: 1 – «могу свободно позволить»;
0,5 – «едва хватает, если экономить»; 0 – «не могу себе позволить».

Далее для каждого товара или услуги определялся коэффициент
недоступности:
= =1, ( ) − .(3)
Уровень материального положения каждого респондента определялся по
формуле:

= � ∗ ,
(4)
=1
где: – индивидуальные коэффициенты доступности каждого i-того блага
(1; 0,5; 0) для j-того студента.

1 Michailova J. Development of the overconfidence measurement instrument for the economic experiment. – 2010.
Дальнейшее деление студентов на группы более и менее обеспеченных
проводилось на основе медианного значения .
При ответе студентов на вопросы о доступности благ нельзя исключать
рамочный эффект, проявляющийся в субъективном восприятии и представлении
о собственной цене блага, частоте его получения, возможностях домохозяйства.
Однако в исследовании делался акцент именно на субъективной оценке
богатства.Разделениереспондентовнакластерыосуществлялосьс
использованием метода Варда, который был реализован в пакете программ для
мультивариативного анализа STATA/MP 16.0.
Во втором параграфе «Взаимосвязь финансовой грамотности и
характеристик студентов как основа типологизации их финансового
поведения» представлены оценки поведенческих характеристик у студентов и
их взаимосвязей. На основе расчета коэффициентов корреляции по всей выборке
обнаружена прямая зависимость между расточительностью, склонностью к
риску и склонностью к недобросовестному поведению (табл. 1).

Таблица 1
Взаимосвязь оценок поведенческих характеристик у студентов (N=179)
Склонность кСклонность к
ФинансоваяСклонность Уровень
расточитель-недобросовестному
грамотностьк риску доверия
ностиповедению
Финансовая грамотность1
Склонность к
-0,165** (-0,164)1
расточительности
Склонность к недобро-
-0,048 (-0,017)0,332*** (0,341)1
совестному поведению
Склонность к риску-0,107 (-0,097)0,297*** (0,315)0,383*** (0,409)1
Уровень доверия-0,007 (0,012)0,179*** (0,188)-0,085 (-0,096)0,099 (0,076)1

Примечание. оценка значима на уровне *** p<0.01, ** p<0.05, * p<0.1 Указаны коэффициенты линейной корреляции Пирсона, в скобках - коэффициенты ранговой корреляции Спирмена С использованием метода Варда все студенты были разделены на четыре кластера, отличающиеся как уровнем поведенческих характеристик, так и направленностью и силой их взаимосвязи (рис. 2). Рисунок 2. Оценки характеристик в выявленных кластерах студентов Характеристики кластеров, полученных в ходе трех разных опросов и выборок, оказались схожими, что позволило выделить присущие им типы финансового поведения. Первыйтип–«грамотные,рискованные,расточительные, оптимистичные, несклонные к доверию, склонные к новаторству и к недобросовестному поведению» – заинтересованы в использовании выгодных рыночных предложений и способны сознательно управлять рисками. Среди них необходимо проводить профилактическую работу с целью предупреждения недобросовестных действий и предотвращения принятия ими избыточных рисков на финансовом рынке. Второйтип–«грамотные,экономные,избегающиерискаи недобросовестного поведения, осторожные, консерваторы» – склонны работать с финансовыми инструментами, однако их поведение скорее окажется пассивным на финансовом рынке, в основном в силу недоверия и склонности придерживаться умеренно рисковых стратегий. Работа с этим кластером должна быть направлена как на преодоление резистентности, так и на обучение работе с более прибыльными финансовыми инструментами. Обучение их технологиям управления рисками может положительно повлиять на их склонность к использованию современных финансовых инструментов. Третий тип – «неграмотные, рискованные, склонные к доверию и оптимизму» – осуществляющие, либо заинтересованные в использовании инвестиционных практик, но не способные реализовать их эффективно в силу недостаточной финансовой грамотности. Они могут быть втянуты в правонарушения в виде жертвы и требуют дополнительной воспитательной работы с целью предотвращения необдуманного финансового поведения и его последствий. Четвертый тип – «неграмотные, пассивные, пессимисты, склонные к доверию и недобросовестному поведению» – склонны придерживаться умеренно рисковых или безрисковых стратегий, как в силу личностных характеристик, так и недостаточной финансовой грамотности. В случае повышения последней они вполне могут заинтересоваться более выгодными рыночными предложениями и сознательно управлять рисками, избегая денежных потерь. В данной группе необходимо проводить работу, направленную на повышение финансовой грамотности, высокий уровень которой способен скорректировать другие характеристики личности и заинтересовать молодых людей в эффективном использовании финансовых инструментов. В третьем параграфе «Влияние гендерных различий на финансовое поведение студентов» представлены оценки поведенческих характеристик у юношей и девушек (табл. 2). Таблица 2 Средние гендерные оценки поведенческих характеристик ЮношиДевушки Уровень доверия2,913,05 Склонность к расточительности3,323,48 Склонность к недобросовестному поведению3,243,11 Склонность к риску3,423,21 Новаторство3,393,32 Оптимизм3,994,13 Финансовая грамотность2,652,32 Анализ показал, что юноши обладают более высоким уровнем финансовой грамотности, чем девушки, демонстрируют бóльшую склонность к риску, недобросовестному поведению и стремление к новаторству. Девушкам в большей степени свойственны расточительность, оптимизм и проявление доверия. На основе кластерного и корреляционного анализа выявлено, что определенные комбинации поведенческих характеристик с финансовой грамотностью могут привести к неэффективному финансовому поведению как у юношей, так и у девушек. В частности, среди девушек выделяется группа финансово грамотных, но пассивных на финансовом рынке, избегающих риска и ответственности. Кластеры юношей показали больше корреляционных взаимосвязей между уровнем финансовой грамотности и исследуемыми характеристиками, следовательно их поведение в большей мере контролируется финансовой грамотностью, чем у девушек. В четвертом параграфе «Уровень самоуверенности, его связь с другими поведенческими характеристиками и принятием решений в финансовой сфере» на основе описанной выше методики представлены результаты оценки уровнясамоуверенностистудентов.Анализпоказал,чтоуровень самоуверенности студентов находится в прямой связи со склонностью к риску и недобросовестному поведению, но при этом важную роль играют пол, возраст и профессиональные предпочтения респондентов. Кроме того, взаимосвязь трех характеристик больше проявляется в той группе респондентов, которым свойственен повышенный уровень самоуверенности (табл. 3). Таблица 3 Взаимосвязи исследуемых характеристик двух групп респондентов Группа 1 ( ≤ Самоувер ≤ , , N=256)Группа 2 ( , ≤ Самоувер, N=355) Умеренный уровень самоуверенностиПовышенный уровень самоуверенности РискНедобр. Самоувер.РискНедобр Самоувер. Риск1Риск1 Недобр. 0,4327***1Недобр. 0,3992***1 Самоувер. 0,2000***0,01711Самоувер. 0,2304*** 0,2363***1 квартиль квартиль квартиль квартиль Медиана Медиана Верхний Верхний Нижний Нижний Частота Частота Мода Мода SS Риск2,82,8452,43,2 0,593Риск3,03,2 492,63,4 0,654 Недобр. 2,62,6372,22,8 0,614 Недобр. 2,62,6 542,23,0 0,596 Самоувер. 1,11,2210,71,3 0,353 Самоувер. 2,01,7 201,72,4 0,445 Примечание: оценка значима на уровне: *** p<0.01, ** p<0.05, * p<0.1 Для проверки выдвинутой гипотезы о взаимосвязи трех характеристик были построены две модели, которые оценены двухшаговым методом наименьших квадратов с инструментальными переменными: = 1 + 2 ∗ + 3 ∗ + 4 ∗ + 5 ∗ + 1 ; (5) = 2 + 1 ∗ + 6 ∗ + 7 ∗ + 8 ∗ + 2 . Примечание: – оценка склонности к риску; ℎ – оценка склонности к недобросовестному поведению; – оценка уровня самоуверенности; – факультет (бинарная переменная: 1=естественно-научный факультет, 0=социально-гуманитарный факультет); – возраст; – пол (бинарная переменная: 1=девушка, 0=юноша); 1 – ошибка модели 1; 2 – ошибка модели 2. На основе моделей (табл. 4) подтверждено, что склонность к риску и недобросовестному поведению находится в прямой зависимости с уровнем самоуверенности.Девушкивсреднемменеесклонныкрискуи недобросовестным действиям, чем юноши. Студенты, выбравшие для обучения естественно-научные факультеты, как правило, менее склонны к риску и к нарушениям норм права и этики, чем студенты социально-гуманитарных факультетов (среди которых преобладают экономисты). Возраст в среднем положительно влияет на склонность к недобросовестным действиям, хотя характервзаимосвязиэтиххарактеристикзависитотгендераи профессиональной направленности. Таблица 4 Результаты оценивания моделей Модель 1Модель 2 Объясняемая переменнаяriskdishon Объясняющие переменные:Коэффициент, значимость (стандартная ошибка) Константа (const)1,742*** (0,124)0,709* (0,372) Риск (risk)-0,376*** (0,035) Недобр. поведение (dishon)0,394*** (0,039)- Самоуверенность (conf)0,171*** (0,034)- Факультет (fac)-0,115 (0,058)**-0,118** (0,056) Пол (gender)-0.086 (0,051)*-0,132*** (0,049) Возраст (age)-0,046** (0,019) Количество наблюдений (N)611611 R-квадрат0,2170,194 Исправленный R-квадрат0,2120,189 Крит. Акаике1040,31997,05 Крит. Хеннана-Куинна1048,901005,64 Примечание: оценка значима на уровне *** p<0.01, ** p<0.05, * p<0.1 В результате проведенного корреляционного анализа для группы студентов с завышенным уровнем самоуверенности было подтверждено существование эффекта «Даннинга-Крюгера», утверждающего обратную связь между уровнем знаний индивида и его самооценкой (табл. 5). Таблица 5 Корреляция уровня самоуверенности и фактического уровня знаний Группа 1Группа 2 Вся выборка (N=611)Умеренный уровеньПовышенный уровень самоуверенности (N=256)самоуверенности (N=355) -0,26800,0712-0,3819 Впятомпараграфе«Материальноеположениеифинансовая самостоятельностькакдетерминантыэкономическогоповедения студентов» продемонстрированы различия в финансовом поведении студентов в зависимости от их материального обеспечения (оцененного на основе описанной выше авторской методики) и уровня финансовой самостоятельности. Выявлено следующее: – при идентичности иерархии потребительских предпочтений у групп с разнойматериальнойобеспеченностьюнаблюдаютсяразличияв потребительских возможностях и особенностях потребительского поведения, и очевидны гендерные различия в предпочтениях; – отмечаются диспропорции в соотношении желаний и возможностей опрошенных относительно некоторых групп товаров. – менееобеспеченныестудентыпроявляютнаибóльшую неудовлетворенностьсвоимматериальнымположением,жилищными условиями, тем, как складывается их жизнь. Более обеспеченные респонденты недовольны формами досуга, реализацией жизненных планов, состоянием здоровья и своими внешними данными. Существенных гендерных различий не выявлено, однако, девушки больше обеспокоены состоянием здоровья, а юноши – реализацией жизненных планов и тем, как складывается их жизнь; – социальный статус, гендерные роли, личностная система ценностей формируют различия в понятии эффективного финансового поведения, поэтому анализэффективностиповедениянеобходимопроводитьсучетом соответствующей социальной группы, возраста, уровня материального достатка, финансовой независимости. – приадекватномпредставленииобуровнезаработнойплаты соответствующих возрастных категорий работников наблюдаются размытые и сильно дифференцированные представления о значениях минимальных сумм сбережений (табл. 6); Таблица 6 Представления групп студентов относительно уровня первой зарплаты и минимальной суммы, которую можно считать сбережениями (руб.) Текущая или первая ожидаемаяМинимальная сумма Nзарплатасбережений СреднееСтанд. откл. σСреднееСтанд. откл. σ Вся выборка12915014310022253482147911 Более 5905425511327464524168423 обеспеченные Менее 701466838768144189127513 обеспеченные Среднее значение по1 квантиль5 квантиль1 квантиль5 квантиль квантилям170991316821112216732 – в отличие от более обеспеченных, менее обеспеченные студенты реже обращаются за материальной помощью к родителям, чаще используют иные каналы получения денежных средств (покупка в рассрочку, кредит в банке, займы у друзей); – для более обеспеченных студентов выявлена бóльшая склонность к расточительности и риску, также им свойственен более высокий уровень оптимизма и доверия по сравнению с менее обеспеченными студентами, хотя различие по двум последним характеристикам между группами оказалось незначительным. Различия в оценках склонности к недобросовестному поведению между группами не обнаружены (табл. 7); – обнаруженатройственнаякорреляционнаявзаимосвязьмежду расточительностью, склонностью к риску и недобросовестным практикам в группеобеспеченныхреспондентов,чтоувеличиваетвероятность инициирования ими недобросовестных схем финансового поведения. В группе менее обеспеченных респондентов данная взаимосвязь не проявляется (табл. 8); Таблица 7 Оценки поведенческих характеристик в группах с разным уровнем материального положения и финансовой самостоятельности МенееБолееФинансовоФинансово обеспеченныеобеспеченные самостоятельныезависимые N=701N=590(N=145)(N=1146) Склонность к 2,602,762,632,68 расточительности Склонность к недобросовестному2,262,262,352,25 поведению Склонность к риску2,602,712,752,63 Уровень доверия2,852,902,762,88 Оптимизм3,683,893,773,77 Таблица 8 Корреляции исследуемых характеристик в группах с разным уровнем материального положения Группа 1. Менее обеспеченные N=701 Группа 2. Более обеспеченные N=590 Расточ. Недобр. Риск. Довер. Оптим. Расточ. Недобр. Риск. Довер. Оптим. Расточ.11 Недобр. 0,2377***10,3497***1 Риск. 0,2863*** 0,2713***10,3376*** 0,3971***1 Довер. 0,1465*** 0,0305 0,0673*10,2166*** 0,1076*** 0,0949**1 Оптим.0,0069 -0,2402*** 0,0542 0,07051 -0,0874** -0,2562*** -0,1578*** -0,0465 1 Примечание: оценка значима на уровне *** p<0.01, ** p<0.05, * p<0.1 Расточ. - склонность к расточительности; Недобр. - склонность к недобросовестному поведению; Риск - склонность к риску; Довер. - уровень доверия; Оптим. - уровень оптимизма. – группафинансовосамостоятельныхреспондентовпредставлена студентами более старших возрастов, в ней также выше процент юношей и учащихсянафакультетахсоциально-гуманитарнойнаправленностипо сравнению с группой финансово зависимых студентов; – финансово самостоятельные респонденты придерживаются более рационального подхода в вопросах об объёме сбережений, они обладают или стараются обладать финансовой подушкой безопасности, чтобы иметь возможность для финансовых маневров (табл. 9); Таблица 9 Представления групп студентов относительно уровня первой зарплаты и минимальной суммы, которую можно считать сбережениями (руб.) Текущая или первая ожидаемаяМинимальная сумма Nзарплатасбережений СреднееСтанд. откл. σСреднееСтанд. откл. σ Вся выборка12915014310022253482147911 Финансово 14550494114985100927211550 самостоятельные Финансово 1146500999825347479136743 зависимые – финансово самостоятельные студенты не только проявляют бóльшую заинтересованность в инвестициях, но и интенсивнее осуществляют операции с финансовымииинвестиционнымиинструментами,предпочитаюткак банковские вклады, так и долгосрочное владение ценными бумагами в целях получения дивидендов. Наибольшее отторжение вызвала практика спекуляций на курсе криптовалют (табл. 10); Таблица 10 Оценки уровня инвестиционной активности среди групп студентов, отличающихся финансовой самостоятельностью ВсяФинансовоФинансово выборка самостоятельные зависимые (N=1291)(N=145)(N=1146) Спекуляция на курсе валюты0,390,660,37 Открытие металлических счетов (в золоте, 0,330,590,30 платине) Спекуляция на курсе криптовалюты0,290,530,26 Спекуляция на курсе ценных бумаг0,390,640,35 Долгосрочное владение ценными бумагами 0,490,830,44 (получение дивидендов) Вклад в банке1,071,251,05 Примечание: для оценки используется шкала суммарных оценок Лайкерта. где: 3–Имею/ Занимаюсь в настоящее время; 2–Имел дело в прошлом; 1–Собираюсь в ближайшее время; 0 – Не имел дело и не буду заниматься. – для финансово самостоятельных студентов обнаружена бóльшая склонность к риску и недобросовестному поведению. Зависимые студенты более склонны к расточительности и доверию (табл. 7). Различия в оценках уровня оптимизма между группами не выявлены. Результаты свидетельствуют о том, что именно финансово самостоятельные студенты с большей вероятностью станут активными и уверенными участниками финансового рынка. Навыки в области планирования сбережений и накоплений приходят именно с опытом самостоятельного управления финансами. Финансовая независимость–фактор,определяющийсклонностькпроявлению инвестиционного поведения. Финансово самостоятельные студенты более активно и дифференцировано подходят к вопросам использования финансовых инструментов по сравнению с финансово зависимыми студентами. Факт проживания с родителями или отдельно от них оказывает влияние, но не играет ключевой роли в финансовом поведении. Выделены различия в подходах к накоплению и оценке сумм сбережений для респондентов, предпочитающих различные стратегии поведения. В Заключении сформулированы основные выводы работы. В результате исследованияподтвержденагипотезаотом,чторазличиявтаких характеристиках, как финансовая грамотность, склонность к риску, уровень самоуверенности, уровень доверия, склонность к расточительности, склонность кнедобросовестномуповедению,иихвзаимодействииопределяют направленность финансового поведения, что проявляется уже в молодом возрасте. На основании теоретического анализа обнаружено: – изучаемыеповеденческиехарактеристикивыступаютвроли инструмента, обеспечивающего связь базовых характеристик и внешних факторов с финансовым поведением. – сочетание поведенческих характеристик с разным уровнем финансовой грамотности обеспечивает разные типы ожидаемого финансового поведения; – молодежь, с одной стороны, более открыта нововведениям в финансовой сфере, а с другой, в значительной степени полагается на советы и опыт родителей при решении финансовых вопросов, которые не всегда рациональны. В результате эмпирического исследования обнаружены взаимосвязи между характеристиками студентов, в частности, выявлена прямая зависимость междурасточительностью,склонностьюкрискуисклонностьюк недобросовестному поведению. Выделены поведенческие характеристики, комбинация которых в той или иной степени повторялась на протяжении многочисленных этапов исследования, что позволило описать возможные типы финансового поведения для каждого кластера и сформировать рекомендации: направленностьпрофилактическойработыдляпредупреждения недобросовестныхдействийинеобдуманногофинансовогоповедения, предотвращения принятияизбыточных рисков нафинансовом рынке, повышение финансовой грамотности, обучение работе с более прибыльными финансовыми инструментами и преодоление резистентности на финансовом рынке. Дальнейшее развитие исследования видится в изучении структуры системы поведенческих практик, в вовлечении в опрос респондентов с бóльшим опытом в финансовой сфере, что позволит в будущем провести сравнительный анализ моделей финансового поведения разных возрастных и социальных групп населения.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена все
большим проникновением финансовых отношений в повседневную жизнь чело-
века. Людям приходится управлять личными финансами, финансами домохо-
зяйств, оценивать разнообразные финансовые продукты. Особенность современ-
ного развития заключается в расширении институтов финансовой сферы, появле-
нии новых рыночных возможностей, усложнении процесса принятия финансовых
решений.
Исследование вопросов финансового поведения студентов особо актуально
по ряду причин. С одной стороны, у молодежи наблюдается недостаток входного
опыта, связанного с экономическими и социальными трансформациями, что тре-
бует работы по формированию у них финансовой грамотности и навыков эффек-
тивного финансового поведения. С другой стороны, молодые люди могут быть бо-
лее восприимчивыми к разного рода нововведениям. Перед ними открываются
иные социокультурные и экономические реалии, что стимулирует принятие ими
больше самостоятельных финансовых решений, чем поколению их родителей. По-
являются и новые соблазны, что может повлечь за собой вовлечение молодежи в
сомнительные и высокорисковые схемы. Процесс социального созревания моло-
дежи связан с формированием чувства ответственности, умением вести себя в об-
ществе в соответствии с установленными правилами, не создавая угроз для себя и
своей семьи, в том числе, в финансовой сфере. В связи с этим важно выяснить, что
оказывает влияние на процесс принятия финансовых решений молодежью и на
формирование того или иного типа финансового поведения, и какие механизмы
управления им существуют.
Учеными выделяются объективные и субъективные факторы, влияющие на
финансовое поведение: характер социализации, уровень дохода, уровень образова-
ния и знания финансовых инструментов, уровень доверия государству и финансо-
вым институтам, макроэкономические условия, существующие в обществе нормы
финансовой культуры, геополитическая обстановка. На финансовое поведение сту-
дентов оказывают влияние такие социально-экономические характеристики, как
материальное положение и уровень достатка их домохозяйства, степень финансо-
вой независимости от родителей и наличие самостоятельного финансового опыта.
При этом молодые люди нередко демонстрируют различное финансовое поведение
при схожих институциональных условиях и финансовых возможностях. Психоло-
гические особенности человека подчас оказывают не менее важное влияние на его
поведение в финансовой сфере.
Актуальным и значимым для развития экономико-социологических концеп-
ций и практик представляется получение целостного представления о специфике
финансового поведения студентов, влияния на него как их материальных возмож-
ностей и уровня финансовой независимости, социально-демографических характе-
ристик, так и особенностей личности. В связи с этим в работе выделяются и рас-
сматриваются такие поведенческие характеристики студентов, как финансовая гра-
мотность, склонность к риску, уровень самоуверенности, уровень межличностного
и институционального доверия, склонность к расточительности, склонность к не-
добросовестному поведению. Эти характеристики, с нашей точки зрения, играют
инструментальную роль, обеспечивая связь между социально-демографическими,
социально-экономическими и социо-психологическими особенностями студентов,
внешней средой и их финансовым поведением. В работе делается акцент на осо-
бенностях проявления поведенческих характеристик студентов и их взаимосвязях
друг с другом, что формирует разную направленность финансового поведения сту-
дентов.
Степень научной разработанности проблемы. Учеными неоднократно
поднимались вопросы о финансовом поведении людей и его факторах. Основы фи-
нансового поведения c учетом социо-психологических особенностей личности изу-
чали Дж. Катона, В. Фред Ван Раай (Райдж), Г. Антонидес 1. Исследованиями в об-
ласти потребительского, сберегательного и инвестиционного поведения занима-
лись: Б. Берман, Д. В. Иванов, В. И. Ильин, В. В. Литвин, Д. О. Стребков,
Katona G. Psychological analysis of economic behavior / McGraw-Hill Book Company, Inc; 1st edition. – 1951. – 381p;
Van Raaij W. F. Economic psychology //Journal of Economic psychology. – 1981. – Т. 1. – №. 1. – 24 p;
Antonides G. Psychology in Economics and Business: An Intro-duction to Economic Psychology, Dordrecht/Boston/London:
Kluwer Academic Publishers. – 1996. – 430 p.
А. В. Ярашева и Н. В. Аликперова1. Влияние социальных установок на поведение
людей изучали: У. А. Томас, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов2.
Анализу межпоколенческих различий в финансовом поведении, а также изу-
чению влияния семьи, ценностей и установок на поведение молодых людей в фи-
нансовой сфере посвящали свои работы Е. Н. Васильева, Т. П. Грасс,
М. А. Ермаков, А. А. Земцов и Т. Ю. Осипова, П. М. Козырева, С. В. Крошилин и
Е. И. Медведева, В. В. Радаев3.
Среди наиболее значимых факторов финансового поведения ученые выде-
ляли финансовую грамотность, подчеркивая ее связь с развитием институтов фи-
нансового рынка. В исследование данного вопроса существенный вклад внесли та-
кие ученые, как Т. Ю. Богомолова и В. С. Тапилина, Н. В. Дулина,
Н. Н. Ивашиненко и М. Л. Теодорович, О. Е. Кузина, Е. А. Фёдорова,
А. В. Ярашева4.
Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля: стратегический подход, 8-е издание.: Пер. с английского – М.: Издатель-
ский дом «Вильямс», 2003. – С. 396–412; Иванов Д. В. Глэм-капитализм: общество потребления в XXI в // Журнал
социологии и социальной антропологии. – 2011. – Т. 14. – №. 5. – С. 10; Ильин В. И. Поведение потребителей // СПб.:
Питер. – 2000. – Т. 224. – С. 219–229; Литвин В. В. Типология мотивации сберегательного поведения населения //
Экономические и гуманитарные науки. – 2015. – №. 12. – С. 19–25; Стребков Д. О. Основные типы и факторы кре-
дитного поведения населения в современной России // Вопросы экономики. – 2004. – №. 2. – С. 109–128; Ярашева
А. В., Аликперова Н. В. Гендерные различия финансового поведения населения // Народонаселение. – 2020. – Т. 23.
– №. 2. – С. 51–60.
2
Thomas W. I., Znaniecki F. The Polish peasant in Europe and America: Monograph of an immigrant group. – University
of Chicago Press, 1919. – Т. 3. – P. 18–22. Узнадзе Д. Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001.– 416 с.; Ядов В.
А. и др. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. – ООО
«Центр социального прогнозирования и маркетинга», 2013. – С. 376–376.
3
Васильева Е. Н. Факторы формирования экономической и инновационной активности молодежи в современных
условиях (на материале Волгоградской области) //Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2014.
– №. 4. – C. 153–160; Грасс, Т. П. Роль семьи в процессе экономической социализации подрастающих поколений в
США и Канаде / Т. П. Грасс, А. Е. Крашенинникова, В. И. Петрищев // Современные исследования социальных
проблем (электронный научный журнал). – 2017. – Т. 8. – № 7. – С. 130–141; Ермаков М. А. Высшая школа – на пути
к информационному обществу // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных иссле-
дований. – 2020. – Т. 1. – С. 74–82; Земцов А. А., Осипова Т. Ю. Финансовая социализация в рамках предметной
социализации студентов // Проблемы учета и финансов. – 2017. – №. 2 (26). – С. 22–27; Козырева П. М. Финансовое
поведение в контексте социально-экономической адаптации населения (социологический анализ) // Социологиче-
ские исследования. – 2012. – №. 7. – С. 54–66; Крошилин С. В., Медведева Е. И. Семейные установки российского
населения // II всероссийский демографический форум с международным участием. – 2020. – С. 118–120; Радаев В.
В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. –
2018. – №. 3. – С. 15–33.
4
Богомолова Т. Ю., Тапилина В. С. Финансовое поведение домохозяйств в России в середине 90-х годов // Эконо-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Характеристики финансового поведения российских студентов»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Мотивация рабочих предприятий периферии цифровой экономики
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
    Гендерное насилие в современной российской молодой семье
    📅 2021 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»