Хореография в музыкально-театральной культуре Воронежского края: история становления и развития (1917-1991 гг.)

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Паничева Анастасия Константиновна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ХОРЕОГРАФИЯ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ (1917–1945 гг.) ……………………………………………………. 29
1.1. Становление хореографии в первые годы советской власти
(1917–1927 гг.) ……………………………………………………………………………………… 29
1.2. Самодеятельное и профессиональное хореографическое творчество
в 1928–1940 гг. …………………………………………………………………………………….. 56
1.3. Деятельность театров и концертно-художественных объединений
в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. ……………………………. 75
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ
(1946–1991 гг.) …………………………………………………………………………………………….. 94
2.1. Развитие профессиональной хореографии ………………………………………. 94
2.2. Самодеятельное хореографическое творчество……………………………… 118
2.3. Региональные и культурно-этнические особенности
самодеятельного танцевального творчества ………………………………………… 147
Заключение ……………………………………………………………………………………………….. 174
Источники и литература …………………………………………………………………………….. 179

Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется объект,
предмет исследования, указываются его хронологические рамки и территори-
альные границы, представлен историографический обзор и характеристика ис-
точниковой базы, раскрываются цель, задачи, научная новизна, методы и мето-
дологическая основа исследования, приводятся данные об апробации результа-
тов исследования.
Первая глава «Хореография в музыкально-театральной культуре Во-
ронежского края: 1917–1945 гг.» включает три параграфа.
В параграфе 1.1 «Становление хореографии в первые годы советской
власти 1917–1927 гг.» анализируются историко-культурные аспекты становле-
ния профессионального и самодеятельного хореографического творчества в со-
ветском и региональном пространстве. Особое внимание обращается на реорга-
низацию системы партийно-государственного руководства в сфере культуры
региона, национализацию театров и зрелищных организаций города, которые
переходили под управление Госсовета и художественного совета, театральной
секции64 при Губернском отделе народного образования.
Главной задачей секции являлось создание кружков, студий самодеятель-
ного творчества разного профиля (театральных, музыкальных, хорового пения,
народных музыкальных инструментов, хореографических и др.). Для обеспече-
ния их творческого развития в деревнях и селах Воронежской губернии были
сформированы разнообразные государственные культурно-просветительные
учреждения нового типа (пролетарские клубы, избы-читальни, красные уголки,
дома крестьянина); народно-театральные студии с тремя отделениями: драма-
тическим, режиссерско-инструкторским и оперно-хореографическим. Студии
создавались как инструкторско-режиссерские центры, объединяющие рабоче-
крестьянские театральные кружки. Они сыграли большую роль в становлении
различных хоровых и драмкружков в Воронежской губернии.
ГАВО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 440. Л. 5–8; Д. 259. Л. 1–12, 22.
Изучение архивных материалов театральной секции и художественного
отдела65 Воронежского губернского народного образования, материалов перио-
дической печати по вопросам культурного строительства в Воронежской гу-
бернии в первые революционные годы показывает, что процесс переустройства
музыкально-театрального дела проходил на фоне активного привлечения к
нему профессиональных артистов, музыкантов, что способствовало быстрому
формированию общей и эстетической культуры крестьянских и рабочих масс в
условиях самодеятельного художественного творчества66.
Хореография как самостоятельный вид творчества в этот период не рас-
сматривалась и не фиксировалась в статистических отчетах. Танцы чаще всего
использовались как художественная форма агитационного искусства в драма-
тургических театральных постановках, в трамовском движении рабочей моло-
дежи, агитбригадах, творчестве «синеблузников» 67.
Самодеятельные хореографические коллективы стали активно развиваться
лишь после проведения Первого Всероссийского совещания по художествен-
ной работе в 1925 г.68 Отношение к танцу в 1926–1927 гг. стало постепенно из-
меняться и приобретать самостоятельность как особый вид художественной де-
ятельности в системе клубной самодеятельности. Для танцевальных кружков
был рекомендован репертуар из 16 образцов дореволюционных бальных тан-
цев, бытовых крестьянских и городских танцев. Контроль за их исполнением
возлагался на художественные советы69.
В этот период развитию профессиональной хореографии в регионе способ-
ствовали Высшие театральные мастерские (ВТМ)70. Преподавателями такой
мастерской были: М. Г. Дысковский, М. Ф. Моисеев, Н. В. Кирсанова,
М. Ф. Нижинская71. Плодотворная учебная и творческая деятельность в теат-
ральной школе предопределили и сделали возможным открытие «Свободного
театра» (оперно-балетного). Руководитель и режиссер театра драматург
Д. Г. Гутман72 сформировал хор и весь кордебалет целиком из участников
оперно-балетной студии театральной школы-мастерской73. Первое поднятие за-
навеса Свободного театра состоялось 22 ноября 1918 г. премьерным пятиакт-
ным историко-художественным представлением «Русь»74.
ГАВО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 400. Л. 5–8.
ГАВО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 259. Л. 12, 22.
См.: РГАЛИ. Ф. РТО. 641. Оп. 1. Д. 2702. Л. 2–6, 72, 136; Ф. 962. Оп. 16. Д. 213. П. 1.
Л. 3–17 ; ГАВО. Ф. Р. 1. Оп. 1. Д. 2104. Л. 341, 357.
Политпросветработа и искусство. М.; Л., 1926. 120 с.
Дни нашей жизни // Воронежский красный листок. 1918. 9 августа; 11 августа; О народной
драматической студии // Воронежский красный листок. 1918. 28 июня; РГАЛИ. Ф. 1337. Оп. 4.
Д. 23–24. Л. 5; Театр и пролетариат // Воронежский красный листок. 1918. 13 сентября.
Высшие театральные мастерские // Известия Воронежского губисполкома и горсовета ра-
бочих и красноармейских депутатов. 1918. Ноябрь.
РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 16. Д. 11, 213; Оп. 17. Д. 237, 244, 246, 297, 280, 282.
РГАЛИ. Ф. 2579. Оп. 1. Д. 3022.
ГАВО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 260. Л. 66; Оп. 3. Д. 15. Л. 11.
См.: Премьера «Русь» (историческое представление в 5 актах) // Обозрение воронежских
театров. 1918. № 6. С. 11–12.
За период работы театра с 1918 по 1919 гг. значительный вклад в развитие
балетного искусства в Воронеже внес Михаил Дысковский75. Он осуществил
постановки танцев в операх: «Князь Игорь» А. Бородина, «Русалка»
А. Даргомыжского, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Травиата» Дж. Верди76
и др. В отзывах прессы и в многочисленных рецензиях давалась высокая оценка
воронежским постановкам. Их относили к крупным художественным явлениям
не только периферийного, но и всего российского советского музыкального те-
атра первых послеоктябрьских лет77. Оперное и балетное искусство Воронежа с
начала 1918 г. активно развивалось, но в период гражданской войны на терри-
тории Воронежской губернии театры временно прекратили свою деятельность.
Воронежская губерния одной из первых в Советской республике стала те-
атром военных действий78. 1 октября 1919 г. Воронеж заняли белогвардейцы
армейского корпуса генерала А. Г. Шурко. Большая часть артистов была вы-
нуждена покинуть город и вернуться в Москву, Петроград. После разгрома бе-
логвардейцев театрам заново приходилось восполнять разграбленное хозяйство
и комплектовать балетную труппу для старых и новых постановок79. Ее возгла-
вили балерина и педагог Ю. А. Барто80 и балетмейстер К. Трунов81. Воронеж-
ская музыкально-театральная жизнь в период с 1920 по 1927 гг. постепенно
возрождалась совместными усилиями артистов Москвы, Петрограда и местной
оперно-балетной труппы82. Наибольшие удачи в возрождении оперно-балетной
труппы связывают с именем А. Г. Ридаля83.
Таким образом, согласно архивным и краеведческим материалам период
российской истории с 1918 по 1927 гг. явился первоосновой в становлении
фольклорных, профессиональных, а также самодеятельных коллективов в си-
РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 16. Д. 213. П. 1. Л. 3–27.
Векслер Б. П. Хореографическое строительство в Воронеже в начале 1920-х годов // Воро-
нежский вестник архивиста. Воронеж, 2010. С. 49–69.
См.: Афиша. Эскизы хореографии // Обозрение воронежских театров. 1919. 15–17 января;
Хроника. Рецензия // Искусство и театр. 1922. № 4. С. 23–24; Хроника театров города // Во-
ронежская коммуна. 1922. 12 октября.
Очерки истории Воронежской организации КПСС / ред. Головин В. С., Киросиров И. И.,
Логунов В. И. Воронеж, 1979. 632 с.
РГАЛИ. Ф. 1337. Оп. 4. Д. 23–24. Л. 5.
Барто Юлия Альфредовна (1900–1977 гг.) – солистка балета, педагог классического и ис-
торико-бытового танца. Танцевала в Воронежском свободном театре (оперно-балетном,
1920–1924 гг.). Преподаватель факультета Воронежского института театрального искусства
(техникум, 1920–1923 гг.). Основатель и педагог школы им. А. И. Собашанской (1922–
1924 гг.). В 1930–1940 гг. – преподаватель в Ленинграде, ВХУ (1959–1963 гг.) // ГАВО.
Ф. Р. 1. Оп. 1. Д. 1372. Л. 2, 3, 32; Оп. 2. Д. 265, Л. 2.
Трунов Константин Алексеевич (1898–1939 гг.) – солист, балетмейстер, педагог. Балет-
мейстер Воронежского свободного театра (оперно-балетного, 1920–1924 гг.). Осуществил
постановку балетов, пантомим, танцев в опереттах, оперных и драматических спектаклях,
которые вошли в историю репертуара Воронежского театра оперы и балета // ГАВО. Ф. Р. 1.
Оп. 1. Д. 259. Л. 10; Оп. 2. Д. 265. Л. 2.
См.: ГАВО. Ф. 1. Оп. 3. Д. 15. Л. 11; Д. 2104. Л. 216, 229, 341, 357.
ГАВО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 260. Л. 66.
стеме театральной и музыкальной культуры региона для дальнейшего их разви-
тия в социокультурном пространстве Центрального Черноземья в 1938–1940 гг.
Параграф 1.2 «Самодеятельное и профессиональное хореографическое
творчество в 1928–1940 гг.» посвящен развитию хореографии в Центрально-
Черноземной области (ЦЧО)84. Воронеж становится административным и куль-
турным центром Черноземья. 20 июня 1928 г. на заседании Президиума област-
ного отдела Союза работников искусств (Рабис) утверждены организационно-
управленческие функции окружных губернских союзов работников искусств
ЦЧО85. Работа Рабиса способствовала взаимодействию профессиональных и
самодеятельных творческих коллективов, повышению их роли в развитии ху-
дожественной культуры Центрального Черноземья86.
Для организационно-методической помощи в развитии творческих коллек-
тивов в Воронеже в феврале 1930 г. организован Дом искусства (ДИСК)87. Его
основной задачей являлось содействие любительскому искусству всех жанров,
изучение истории и состояния народного творчества, формирование культур-
ных интересов населения, приобщение жителей к ценностям и традициям ху-
дожественной культуры своего села или города. Начали работу передвижные
инструктивные театры, разъезжавшие по деревням с показательными програм-
мами. Дом искусств стал инициатором проведения различных конкурсов и се-
минаров, создания сети районных домов культуры.
17 сентября 1934 года ДИСК реорганизован в областной Дом народного
творчества (ОДНТ), который более 86 лет активно реализует программы по
развитию клубных учреждений и коллективов самодеятельного художествен-
ного творчества Воронежской области88.
Из материалов исследования следует, что поворотным годом в развитии
советской культуры стало партийное постановление от 23 апреля 1932 года «О
перестройке литературно-художественных организаций»89. В нем рекомендова-
лось создавать творческие союзы литераторов, писателей, композиторов, музы-
кантов, художников вместо разрозненных групп и отделений. Согласно поста-
новлению в 1934 г. в ЦЧО создается Воронежская организация Союза писате-
лей России; Ассоциация композиторов и музыковедов Центрально-
Черноземной области; Воронежское отделение театрального и музыкального
Cм.: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 г. // Центрально-Черноземная
область: справочная книга / под ред. В. Алексеева, А. Швера, А. Комарова. Воронеж, 1931.
С. 23.
ГАВО. Ф. 1439. Оп. 4. Д. 81. Л. 58–59.
ГАВО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2321. Л. 1–3, 6–10.
ГАВО. Ф. 1439. Оп. 4. Д. 79. Л. 4.
См.: В настоящее время ВОЦНТ охватывает 814 культурно-досуговых учреждений, в ко-
торых трудятся более двух тысяч специалистов. На базе клубных учреждений работают 4742
самодеятельных художественных коллектива разных жанров.
Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных ор-
ганизаций» // Партийное строительство. 1932. № 9. С. 62.
общества90. Все эти творческие союзы сыграли особую роль в развитии много-
образных форм музыкального, театрального и хореографического творчества в
условиях сельских базовых учреждений культуры Воронежского края (избы-
читальни, дома социальной культуры и дома крестьянина) и в профсоюзных
клубных учреждениях. Для координации деятельности творческих коллективов
в ЦЧО было создано Театральное объединение (ТЕО)91.
Шефская помощь творческих союзов в развитии художественной самодея-
тельности была прописана в «Постановлении Совета народных комиссаров
РСФСР № 321»92, что позволяло им ставить на сцене клубов и дворцов труда
города оперные спектакли, оперетты и музыкально-хореографические дивер-
тисменты, принимать участие в конкурсах, олимпиадах и фестивалях самодея-
тельного искусства. В конце 30-х годов активно развиваются танцевальные
кружки, студии, появляется первый ансамбль песни и танца «Ровесник» на базе
Дома пионеров и школьников г. Воронежа (1938 г.)93, который отметил свой
80-летний юбилей в 2018 году.
К началу 40-х годов сложились объективные предпосылки для развития
хореографии в художественной самодеятельности. Изучение архивных источ-
ников и материалов фольклорных экспедиций 30–40-х гг. ХХ в. показало, что
регионам ЦЧО был присущ свой традиционный набор средств выразительности
фольклорного и народного танца94.
Знаменательным событием для истории балетного искусства в столице
Центрального Черноземья стало открытие Воронежского театра музыкальной
комедии95. Руководил им талантливый актёр, режиссёр Л.А. Лазарев-
Немковский96. При театре открывались балетные школы, студии общего хорео-
графического образования под руководством педагогов В. Вазге, К. Сахаровой. В
1938 г. на базе студии создается Воронежское областное хореографическое учи-
лище (ВХУ)97. Но начавшаяся Великая Отечественная война прервала работу
См.: Лапчинский Г. И. Государственное музыкальное строительство в СССР 1920–1930-е
годы (на материалах областей Центрального Черноземья). Воронеж, 1990. 156 с.; Очерки ис-
тории Воронежской организации КПСС… С. 294–300.
ГАВО. Ф. 1439. Оп. 6. Д. 16. Л. 77.
ГАВО. Ф. 1439. Оп. 4. Д. 81. Л. 37.
Волков М. К. Дом юности нашей. Воспоминания. Время, события, люди (1934–2014 гг.).
Воронеж, 2014. С. 28.
Из стенограммы совещания у председателя управления по делам искусств при СНК
РСФСР т. Беспалова по вопросу об итогах художественной самодеятельности. 11 января
1940 г. // Культурное строительство в РСФСР. Документы и материалы. 1928–1941 гг. М.,
1986. С. 322–323.
ГАВО. Ф. 1568. Оп. 1. Д. 1, 2, 3. Оп. 2. Д. 1, 3, 4; Оп. 3. Д. 1.
Лазарев (наст. фам. – Немковский) Лазарь Аркадьевич (1900-1952) – режиссер, актер. Ос-
нователь, главный режиссер, художественный руководитель Воронежского театра музы-
кальной комедии (1931–1950 гг.). Его первые постановки – «Веселая вдова» Ф. Легара,
«Свадьба в Малиновке» Б. Жарковского и др. вошли в историю репертуара Театра оперы и
балета.
Векслер Б. П. Воронежское хореографическое училище. 75 лет. Летопись балетной школы.
Воронеж, 2013. 184 с.
ВХУ, и летом 1941 г. оно было закрыто. Многие его выпускники вошли в концерт-
ные мобильные бригады музыкального театра и в составе балетной труппы при-
нимали участие в музыкальных спектаклях в период военного времени98.
Таким образом, процесс развития хореографии в культуре Центрального Чер-
ноземья в исследуемый период был связан с революционными преобразованиями в
области самодеятельного и профессионального музыкального, театрального и хо-
реографического творчества, открытием профессионального музыкального театра.
В связи с активным развитием танцевальных кружков и ансамблей песни и танца в
системе культурно-просветительных учреждений в 1930–1940-е гг. начали созда-
ваться оркестры колхозных гармонистов, фольклорные ансамбли и ансамбли
народных танцев с использованием местного материала.
В параграфе 1.3 «Деятельность театров и концертно-художественных
объединений в годы Великой Отечественной войны» рассматриваются орга-
низационные вопросы, связанные с функционированием творческих объедине-
ний в условиях военного времени99.
В этот период осуществлялось формирование фронтовых концертных бри-
гад в составе артистов драмы и музкомедии, филармонии и самодеятельных
коллективов; велась подготовка репертуарного плана театров; была организо-
вана координация работы представителей искусства, эвакуированных из Моск-
вы, Харькова, Киева и других городов100. Выступление концертных бригад
осуществлялось по путевкам комитета обороны Воронежа под руководством
Дома народного творчества101.
Значимым событием для Воронежа стало создание в селе Анна 1 января
1943 г. хора народной песни на основе колхозных самодеятельных хоров Воро-
нежской области102 под руководством директора Г. Б. Рогинской103 и компози-
тора К. И. Массалитинова104. В июне 1943 г. хор начал выезжать в боевые части
генералов И. Н. Руссиянова, А. Г. Селиванова, Ф. И. Голикова, А. И. Ерёменко,
П. А. Белова, а в августе 1943 г. – получил статус профессионального коллекти-
ва105. Программа первых концертов состояла из произведений крестьянского
ГАВО. Ф. 1568. Оп. 2. Д. 1. Л. 98.
См.: ГАВО. Ф. 1440. Оп. 88. Д. 15. Л. 23; Д. 14. Л. 155.
ГАВО. Ф. 1440. Оп. 88. Д. 14. Л. 165, 175; Д. 15. Л. 145.
ГАВО. Ф. 1575. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.
ГАВО. Ф. 2880. Оп. 1. Д. 1. Л. 10; Ф. 2580. Оп. 1. Д. 3.
Рогинская Галина Болеславовна (1909–1986 гг.) – заслуженный работник культуры
РСФСР. Работала в областном Доме народного творчества, участвовала в создании ВГРНХ,
была его первым директором (1942–1952 гг.). Зам. директора областной филармонии (1953–
1956) и зам. начальника Воронежского управления культуры. Её творческий вклад в культу-
ру Воронежа связан с развитием народных хоровых ансамблей русской народной песни.
Массалитинов Константин Ираклиевич (1905–1979 гг.) – народный артист СССР (1975 г.),
лауреат государственных премий СССР (1949 г.) и РСФСР (1979 г.). В годы Великой Отече-
ственной войны руководил сводным оркестром 303-й стрелковой дивизии, в 1941 г. дирижи-
ровал сводным оркестром на Октябрьском параде в Воронеже. Свое творчество посвятил
пропаганде воронежского народного искусства. На доме, где жил Массалитинов (ул. Комис-
саржевской, 16), установлена мемориальная доска. Одна из улиц Воронежа носит его имя.
ГАВО. Ф. 2580. Оп. 1. Д. 18, Л. 1–26.
фольклора: песен солдатских и лирических, а также частушек, сочиненных ар-
тистами о Великой Отечественной войне. В его репертуаре главной была тема
патриотизма, любви к Родине, к своему краю106.
Деятельность профессионального областного Театра музыкальной коме-
дии в период военных столкновений проходила в городе Сталинабаде Таджик-
ской ССР107. За это время артисты восстановили 4 спектакля («Взаимная лю-
бовь» С. Каца, «Осенние маневры» И. Кальмана, «Сорочинская ярмарка»
А. Рябова, «Честь мундира» Б. Белица); провели 20 сборных музыкально-
балетных концертов и спектаклей.
Анализ материалов показал, что, несмотря на сложность военной обста-
новки, профессиональные коллективы успешно восстанавливали репертуар
применительно к условиям военного времени и помогали творческим коллек-
тивам в подготовке к сельским108, городским109 и всероссийским смотрам хоро-
вых и танцевальных ансамблей народного танца110 в период с 1943 по 1945 гг.
Таким образом, в первой главе на основе архивных источников и публика-
ций в исследуемый период (1917–1945 гг.) выявлены историко-культурные со-
бытия в музыкально-театральной жизни Воронежского края, которые оказыва-
ли влияние на процессы зарождения хореографического творчества: становле-
ние системы партийно-государственного руководства культурой; рождение
Свободного театра; организация творческой деятельности оперно-балетных
трупп театра Музкомедии, открытие хореографического училища, рождение в
годы войны профессионального русского народного хора Воронежской обла-
сти; усиление влияния профессиональных театров, студий, школ на самодея-
тельное и профессиональное хореографическое творчество.
Вторая глава «Профессиональное и самодеятельное хореографическое
творчество Воронежского края в 1946–1991 гг.» разделена на три параграфа.
В параграфе 2.1 «Развитие профессиональной хореографии» дается ха-
рактеристика профессионального музыкально-театрального хореографического
творчества в условиях послевоенного времени и оценивается его влияние на
развитие социально-психологического климата советского общества. Рассмат-
ривается творческая деятельность балетной труппы Воронежского государ-
ственного театра оперы и балета111 и Воронежского государственного академи-
ческого русского народного хора им. К. И. Массалитинова112. За все годы свое-
го существования эти коллективы занимали и продолжают занимать одно из
важных мест в художественной жизни Воронежского края и всего Центрально-
ГАВО. Ф. 2580. Оп. 1. Д. 2. Л. 5; Д. 4; Д. 8. Л. 3; Л. 1–26.
РГАЛИ. Ф. 1847. Оп. 1. Д. 185, 186.
ГАВО. Ф. 2580. Оп. 1. Д. 2. Л. 5, 19.
Там же.
ГАВО. Ф. 2580. Оп. 1. Д. 3. Л. 5; Ф. 2504. Д. 1. Л. 1–10, 471–472.
Воронежский государственный театр оперы и балета с 1968 г. является правопреемником
и наследником лучших традиций, заложенных историей Воронежского театра музыкальной
комедии (1931 г.), Музыкального театра (1961 г.).
За большие творческие заслуги в 1986 г. Государственному русскому народному хору
присвоено почетное звание «академический», а с 2008 г. – хор им. К. И. Массалитинова.
го Черноземья. Они являются ведущими центрами эстетического и духовного
воспитания населения области и их коллективов.
В творческой деятельности балетной труппы театра оперы и балета после-
военного времени в диссертации выделяются три этапа. Первый связан с вос-
становлением балетных кадров и работой Театра музкомедии (до 1961 г.), вто-
рой – с изменением статуса и работой Музыкального театра (до 1968 г.), а тре-
тий – с его преобразованием в Театр оперы и балета (с 1968 г.)113.
Ведущее место в репертуаре театра оперы и балета занимали музыкальные
спектакли и концерты на острые социально-политические сюжеты, темы борь-
бы за мир и справедливость, а также посвященные жизни народов многонацио-
нального Советского Союза; раскрывались характеры советских людей и их по-
вседневные героические будни. Особой популярностью пользовались опере-
точные спектакли на современную тему, в которых музыка, танец и разговор-
ный диалог способствовали раскрытию сюжета, исполненного патриотизма и
любви к Отечеству. Многие спектакли театра были отмечены новаторскими
поисками, оригинальными хореографическими решениями. Например, балет
«Песнь торжествующей любви» по мотивам одноименной повести И. Тургене-
ва (муз. М. Носырева); опера «Дочь Кубы» К. Листова, балет «Гаянэ»
А. Хачатуряна и др.114
Свою главную творческую сверхзадачу балетмейстеры театра разного пе-
риода его развития М. И. Баскакова115, К. А. Муллер116, Г. Г. Малхасянц117 ви-
дели в том, чтобы оперное и балетное искусство мировой и отечественной му-
зыкальной классики служило высоким целям духовного и эстетического воспи-
тания граждан во всех регионах России и за рубежом. В истории театра значи-
мой фигурой с 1961 г. по 2006 г. являлась солистка балета, балетмейстер, педа-
гог, народная артистка РСФСР (1969 г.), лауреат премии «Золотой фонд Воро-
нежской области» (2000 г.) Набиля Галиевна Валитова. Почти пятнадцать лет
она во многом определяла творческий облик Театра оперы и балета118.
Большое значение для сохранения песенной народной культуры и народ-
ного танца в регионе имеет Воронежский государственный академический рус-
ский народный хор им. К. И. Массалитинова. Более 78 лет его коллектив явля-
ется носителем традиционных основ танцевальной культуры Воронежского
РГАЛИ. Ф. 2975. Оп. 23. Д. 57–58; Ф. 2620. Оп. 1, Д. 443.
Куксенко В. И. 25 лет со времени основания Воронежского театра музыкальной комедии.
Воронеж, 1956. 27 с.
Баскакова Мария Ивановна (1898–1965 гг.) – солистка балета, балетмейстер, педагог.
Участница Великой Отечественной войны. Балетмейстер Воронежского театра музыкальной
комедии с 1936 по 1960 гг.
Муллер Константин Александрович (1905–1993 гг.) – солист балета, балетмейстер, педа-
гог, заслуженный деятель искусства Белорусской ССР (1956 г.), лауреат Государственной
премии СССР (1949 г.). В 1963–1971 гг. – балетмейстер Воронежского театра оперы и бале-
та.
Малхасянц Геннадий Гараевич (1937 г.) – солист балета, балетмейстер, педагог, профес-
сор (1999), Заслуженный деятель искусств РФ (2003 г.). Танцовщик и главный балетмейстер
Воронежского театра оперы и балета (1971–1978 гг.).
Попов В. С. Шаг на сцену. Набиля Валитова и воронежский балет. Воронеж, 2013. 104 с.
края119. Концертные программы стали для хора «золотым архивным запасником
народной культуры». В театрализованные циклы хора входят отдельные эпизо-
ды народных обрядов воронежских сел, разнообразные фигуры девичьих хоро-
водов, задорные пляски и шуточные танцевальные сценки. Создателями тради-
ционной танцевальной культуры являются хореографы: М. С. Чернышов,
А. П. Шостак, Ю. В. Копытин120. В центре этих композиций всегда была народ-
ная артистка СССР М. Н. Мордасова, талантливая исполнительница, собира-
тельница и создательница многочисленных частушек и народных песен121.
Таким образом, изучение концертных программ, буклетов и рецензий на
спектакли театра и хора позволило восстановить репертуарный план коллективов
исследуемого периода и показать формирование их творческого потенциала в
условиях советского времени. Для координации их деятельности в Воронежском
крае с 50-х г. ХХ в. действуют хореографические центры, художественные сове-
ты, Союз хореографов города, Региональное отделение фольклорных и этногра-
фических секций под руководством Областного дома народного творчества.
В параграфе 2.2 «Самодеятельное хореографическое творчество» на
основе архивных источников отделов искусств Воронежа122, областного Дома
народного творчества123, начиная с 1946 по 1991 гг., прослеживается динамика
развития самодеятельного хореографического творчества в условиях клубных
учреждений (города и села), дворцов культуры и искусства как одного из сег-
ментов художественной самодеятельности региона.
В исследовании выделены тенденции развития хореографических коллек-
тивов в Воронежском крае; проанализирован механизм преемственности
народных художественных традиций хореографических коллективов в услови-
ях организации фестивалей, конкурсов, смотров; рассмотрена система органи-
зации самодеятельного хореографического творчества через органы партийного
Выдающиеся деятели культуры РСФСР, основоположники воронежского хора – главный
хормейстер В. В. Ефимов, балетмейстер М. С. Чернышов, композитор оркестра народных
инструментов П. И. Шматько, баянист-виртуоз И. М. Руденко, постановщики танцев
А. П. Шостак, Ю. Копытин. Славу и гордость составляли его «звезды» – ведущие солисты,
певицы М. Мордасова, Ю. Золотарева, Е. Осипова, Л. Авлеева, Е. Молодцова, танцоры
Л. Богатырева, А. Скабелкин, Л. Лобанов.
Охинько В. А. Государственному академическому воронежскому русскому народному
хору – 60 лет. Воронеж, 2003. 172 с.
Мордасова Мария Николаевна (1915–1997 гг.) – певица, народная артистка СССР
(1981 г.), Герой Социалистического Труда (1987 г.), почетный гражданин Воронежа (1994 г.).
Песни из репертуара Мордасовой записаны на пластинки и включены во многие пособия по
художественной самодеятельности. С 1998 г. ежегодно проходит фестиваль народной песни
имени Мордасовой. На доме, где она жила (пл. Ленина, 9), установлена мемориальная доска;
там же работает ее музей-квартира. Одна из улиц Воронежа носит её имя.
См.: ГАВО. Ф. 2504. Оп. 1. Д. 2–131 л.; Д. 3–132 л. (1945–1947 гг.); Д. 4. 219 л. (1948–
1949); Д. 5. 239 л.; Д. 6. 276 л.; Д. 7. 167 л.; Д. 8. 15 л.; Д. 10. 255 л. (1949–1950 гг.); Д. 12.
427 л.: Д. 13. 200 л.; Д. 14. 487 л.; Д. 16. 120 л.; Д. 20. 151 л.; Д. 21. 25 л. (1951–1958 гг.);
Д. 26. 23 л.; Д. 25. 55 л.; Д. 52. 294 л. (1952–1967); Д. 123. 24 л.; Д. 125. 12 л.; Д. 134. 156 л.
(1968–1980 гг.).
ГАВО. Ф. 2825. Оп. 4. Д. 265, 276, 405; Оп. 5. Д. 13, 45, 111, 117, 187, 670.
и профсоюзного руководства, художественно-творческих советов в сфере хо-
реографии; представлена система научно-методического и кадрового обеспече-
ния, средства и методы популяризации регионального народного творчества.
Успешным опытом в создании истории воронежского танцевального
фольклора считается взаимодействие исследователя В. А. Тонкова124 в изуче-
нии воронежского народного и поэтического творчества и его реализации в
практике работы балетмейстера М. C. Чернышова125. Их деятельность была
направлена на пропаганду самобытной песенной и танцевальной культуры ре-
гиона, сохранение и развитие ее традиций в художественной деятельности про-
фессиональных и самодеятельных коллективов.
На основе статистических и информационных материалов, представляе-
мых органами управления культуры Воронежской области, выявлена динамика
роста хореографических коллективов за период с 1946 до 1991 гг. Полученные
данные позволяют сделать вывод о жанровой направленности функционирова-
ния самодеятельных хореографических коллективов Воронежского края и их
региональных особенностях.
В параграфе 2.3 «Региональные и культурно-этнические особенности
самодеятельного танцевального творчества» дается обобщающий анализ
многообразных видов самодеятельного танцевального творчества с учетом
культурно-этнических факторов, влияющих на их развитие.
Первый фактор – «южнорусский» песенно-танцевальный фольклор цен-
трально-этнографической зоны является приоритетным направлением в разви-
тии самодеятельного песенного и хореографического творчества Воронежского
края. Это комплекс словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, иг-
ровых и драматических видов народного творчества Черноземья, где особое
внимание уделяется использованию хороводных поэтических песен воронеж-
ских поэтов. Исследование показало, что изучение поэтических образов музы-
кально-танцевального фольклора в поэзии А. В. Кольцова и И. С. Никитина,
способствует вековой сохранности основных пластических мотивов танца. Они
чаще всего используются в сценическом театрализованном представлении в
условиях календарных праздников, фольклорных фестивалей. Возрождение
традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную
танцевальную культуру региона выполняет этнокультурную функцию в прак-
тической и теоретической деятельности современных фольклористов и балет-
мейстеров.
Второй фактор характеризует взаимовлияние двух культур русских и
украинцев в развитии танцевального творчества Воронежского края. Своеобра-
зие традиционной народной культуры воронежских украинцев определено фак-
тами исторического характера, связанными с переселением на воронежские
земли этнических украинцев в разные периоды и с разных частей Украины126.
Фольклор Воронежской области / сост. В. А. Тонов. Воронеж, 1949. 292 с.
Михаил Чернышов – мастер русского хоровода. Воронеж, 2016. 240 с.
В начале ХVIII в. почти все украинцы России были сосредоточены на периферии украин-
ских этнических территорий в областях современного Центрально-Черноземного региона. В
Общая историко-культурная среда рождала многие традиционные художе-
ственные формы песенного и танцевального творчества127. Исследуемый матери-
ал о взаимосвязи двух культур в условиях Воронежского края и Черноземья по-
слевоенного периода свидетельствует о том, что танцевальная культура русских
и украинцев оживляла народные праздники, а обряды способствовали этниче-
скому единству как в быту, так и в национальном самосознании. Об этом гово-
рят данные фольклорных экспедиций Воронежского государственного универ-
ситета, собранные в период с 1975-го по 2005 г. в районах Воронежского края
и включенные в сборник «Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронеж-
ской области»128. Особенно это характерно для регионов смешанного прожива-
ния русских и украинцев в современных условиях.
Третий фактор связан с анализом самобытности этнической культуры
донского казачества и ее влиянием на развитие хореографического творчества
Воронежского края с начала 70-х гг. ХХ в.
В Воронежском крае активное возрождение песенной и танцевальной
культуры донского казачества началось с появления ансамбля «Казаки России»,
который был создан в 1985 г. при клубе Воронежского вагоноремонтного заво-
да имени Тельмана. Основу ансамбля составляли учащиеся профтехучилищ,
молодые рабочие воронежских предприятий и старшеклассники общеобразова-
тельных школ. Руководителем ансамбля был Борис Филимонов – потомствен-
ный казак, правнук кубанского краевого атамана, воспитанник Краснодарского
института культуры129. Девиз ансамбля – «За веру! За Отчизну! За лю-
бовь!». Репертуар имел историко-героическую, военно-патриотическую, народ-
но-фольклорную направленность и рассчитан на все возрастные категории130.
Изучение танцевальной культуры воронежских казаков проходило через
выявление обще-казачьих и локально-казачьих элементов в танцах; анализ ин-
струментария и танцевальных жанров в творческой деятельности фольклорных
коллективов и ансамблей песни и танца на праздниках, областных фестива-
лях. Стилевые особенности танцевальной культуры донских казаков в иссле-
довании объединены в группы по характеру их популярности.
Четвертый фактор связан с деятельностью ансамблей песни и танца
многообразных этнических общин, диаспор, проживающих многие годы на

XIX в. и первой четверти XX в. украинцы составляли более 33 % населения Воронежской гу-
бернии (См.: Культурно-национальные особенности населения Воронежской области…
С. 224 -228).
В архивных материалах за 1931–1932 гг. представлена статистика соотношения украинцев и
общей численности населения по районам Воронежского края. В Воронежском крае 29 районов
были охвачены так называемой «украинизацией», т. е. переводом делопроизводства, школьного
обучения, местных газет на украинский язык (См.: ГАВО. Ф. 1439. Оп. 4. Д. 385. Л. 261).
Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области / сост.: Т. Ф. Пухова, Г. П.
Христова. Воронеж, 2005. 246 с.
Паничева, А. К. Самобытность культуры донского казачества и его влияние на развитие
хореографического искусства Воронежского края // Берегиня.777. Сова: научный журнал.
Москва-Воронеж. 2007. №4(35). С. 96.
См.: Поспеловский, Ю. Живут и среди нас казаки // Коммуна. 1989. 2 декабря; Сигида, А.
Казаки-железнодорожники // Гудок. 2008. 14 февраля. С. 7.
территории Воронежского края. Процесс взаимодействия и взаимовлияния
культур отражается в исторической эволюции Воронежского края. В настоя-
щее время в Воронеже и Воронежской области проживают представители око-
ло 100 национальностей, 26 из них уже имеют зарегистрированные националь-
ные общественные организации. Национальные художественные коллективы
региона активно участвуют в организации региональных смотров, конкурсов,
фестивалей: «День народного единства», «Увлекательный мир культуры танцев
разных народ», «Искусство жить вместе», «Без друзей меня чуть-чуть, а с дру-
зьями много», «Дружба народов», «Воронеж многонациональный»131.
Итак, во второй главе послевоенный период в исследовании представлен
как особый этап в становлении и развитии приоритетных направлений в худо-
жественной культуре: фольклорного, профессионального искусства танца, а
также творчества самодеятельных (любительских) коллективов с учетом исто-
рико-культурных условий их развития в регионе.
Исторические аспекты профессионального становления хореографиче-
ских направлений в культуре Воронежского края прослеживаются в деятельно-
сти балетной труппы театра оперы и балета и танцевальной группы академиче-
ского русского народного хора им. К. И. Массалитинова. Эти профессиональ-
ные коллективы оказывали влияние на создание условий для подготовки про-
фессиональных артистов (студий, балетных школ) и массового развития худо-
жественных самодеятельных творческих коллективов
Главными задачами балетной труппы были обращение к духовному
наследию народного творчества Воронежского края, а также сохранение клас-
сического и современного репертуара. Деятельность танцевальной группы во-
ронежского хора направлена на взаимодействие с творческими самодеятельны-
ми объединениями в регионе; сохранение традиций песенного и танцевального
фольклора Воронежского края; на возрождение этнических традиций и укреп-
ление межнациональных отношений в рамках реализации региональных про-
грамм воронежских театров, фестивалей и народных праздников.
В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования,
сформулированы основные выводы и обобщения. В результате проведенного ис-
следования были изучены и проанализированы культурно-исторические факты и
события, влияющие на развитие профессионального и самодеятельного хореогра-
фического творчества, от Октябрьской революции 1917 г. и до декабря 1991 г., ко-
гда не стало Советского Союза. Для каждого из представленных этапов характер-
ны собственные пути и средства становления основных видов танцевального твор-
чества в зависимости от социально-экономических условий, идеологических уста-
новок и исторического опыта художественной культуры региона.

См.: Фестиваль «Воронеж многонациональный» стал визитной карточкой первой в России
Национальной палаты региона. Он проходит ежегодно на территории Воронежа с 2011 года.
Более 500 представителей 23 национальных общин из всех районов и городских округов зна-
комят зрителей со своей культурой, представляя песни, танцы, национальные костюмы, ре-
мёсла, а также блюда национальной кухни.
Поэтапное исследование хореографического творчества позволило про-
следить внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие элемен-
тов художественной культуры Воронежского края. Изучение самодеятельного и
профессионального творчества включало: определение истоков зарождения танце-
вальных направлений; анализ взаимосвязи видов танцев с театрально-
музыкальным искусством на уровне их сохранения, преемственности в условиях
культурного пространства региона.
Процесс изучения историко-культурного развития искусства танца в регионе
происходил по нескольким направлениям:
– использование программно-целевого метода управления в становлении
профессиональных и самодеятельных коллективов в музыкально-театральной
культуре Воронежского края;
– создание разветвленной сети театральных, музыкальных и танцевальных
кружков, студий, балетных школ, ансамблей песни и танца в различных типах
учреждений культуры Воронежского края;
– стимулирование развития творческого потенциала участников самодеятель-
ных и профессиональных объединений посредством проведения многочисленных
конкурсов, фестивалей, декад культуры и искусства, массовых театрализованных
праздников;
– создание при областном доме народного творчества научно-методических
центров, художественных и фольклорных секций в составе ведущих артистов, ба-
летмейстеров профессиональных театров города для работы с самодеятельными
(любительскими) коллективами;
– развитие художественного образования для подготовки руководителей раз-
нообразных танцевальных направлений в условиях общеобразовательных школ,
школ искусства, образовательных учреждений среднего и высшего профессио-
нального образования, организаций культуры и искусства.
Каждое из этих направлений было нацелено на достижение определенного
результата в развитии приоритетных хореографических направлений в зависимо-
сти от поставленных задач, стоящих перед учреждениями культуры по художе-
ственно-эстетическому воспитанию различных групп населения края.

Проблемы духовного состояния и развития общества в условиях карди-
нальных перемен, которые происходят в современной России, приобретают ис-
ключительное, поистине судьбоносное значение. Основная из них связана с
трансформацией традиционной культуры в современное общество, с выявлением
тех его граней, которые связывают ее с мировой культурой в целом. Историче-
ский характер культуры проявляется в преемственности, в тесной связи с дости-
жениями прошлого.
Советская культура – сложное и многогранное явление, которое оценивает-
ся как негативно1, так и позитивно2. Новое осмысление пути, проделанного нашей
культурой за изучаемый период, представляется нам особенно необходимым сей-
час, когда ХХ век уже окончательно стал историей. В связи с этим повышается
актуальность сохранения культурного наследия субъектов Российской Федерации
в контексте приобщения людей к наиболее ценным традициям и образцам этниче-
ской культуры.
Несмотря на интеграционные процессы в современном мире, многие народы
не только сохраняют самобытность своих культур, но и активно их пропагандиру-
ют в разных видах народного творчества. Изучение художественного творчества
связано с процессами формирования регионального геокультурного пространства,
находившегося на протяжении многих веков под влиянием природных, социально-
экономических и социокультурных факторов 3 . Парадигма исторического знания
предопределила появление краеведческих программ, связанных с изучением исто-
рии края. Такие программы активно реализуются и в Воронежской области4.
См.: Булавка, А. А. Феномен советской культуры. М., 2008. 228 c.; Яров, С. В. Источни-
ки для изучения общественных настроений и культуры России. СПб., 2009. 430 с.
Советское прошлое и культура настоящего: монография: в 2 т. / отв. ред. Н. А. Купина,
О. А. Михайлова. Екатеринбург, 2009. Т. 1. 244 с.
См.: Проблемы изучения регионально-этнических культур России и образовательные
системы: тезисы докладов на международной научной конференции (Санкт-Петербург, 17–
20 декабря 1994 г.) / отв. ред. Л. М. Мосолова. СПб.: Познание, 1995. 108 с.
См.: Воронежская историко-культурная энциклопедия / под общ. ред. О. Г. Ласунского.
Воронеж, 2006. 520 с.; Историческое краеведение Воронежской области. 8–9 классы: учеб. по-
Воронежский край в силу природных, исторических, экономических и со-
циальных факторов обладает уникальным культурным потенциалом. Исследова-
ние историко-культурного пространства региона, его этнических сообществ свя-
зано с процессами художественной культуры5.
В системе художественной культуры хореография как искусство движения
в пространстве-времени и под музыку, искусство самовыражения в пластике тела,
жеста, мимики раскрывает принцип диалектики бытия в конкретной и специфиче-
ской форме.
В научных исследованиях понятие «хореография» (от греч. choreo – тан-
цую) охватывает различные виды танцевального искусства6. Из всего многообра-
зия основных видов танца – народно-сценического, характерного, историко-
бытового, бального, модерн, джазового, эстрадного, современных и др. – для Во-
ронежского края наиболее специфическими являются те, которые представляют
три основных хореографических направления в культуре: фольклорное и профес-
сиональное искусство танца, а также творчество самодеятельных (любительских)
коллективов.
Изучение этих направлений представляется актуальным, так как хореогра-
фическое творчество, во-первых, своей содержательной частью вписано в теорию
и историю культуры России; во-вторых, содержит информацию о характере куль-
туры: историческая, этническая, локальная; в-третьих, выступает средством при-
общения личности к культурно-историческим, нравственным и национально-
художественным ценностям народов.
Объект исследования: культура Воронежского края в советский период
русской истории.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Хореография в музыкально-театральной культуре Воронежского края: история становления и развития (1917-1991 гг.)»

    Публикации автора в научных журналах

    Танцевальный фольклор Воронежского края в поэтическом творчестве И. С. Никитина
    А. К. Паничева // Вестник Воронежскогогосударственного университета. Филология и журналистика. – 2– № –С. 46–50 (0,25 п. л.).
    Культурно-исторические процессы развития хореографического искусства в художественной культуре Воронежского края советского периода
    А. К. Паничева // Известия Воронежского государственного педа-гогического университета. – 2– № – С. 58–61 (0,19 п. л.).
    Хореографическое искусство Воронежского края как объект и предмет исторического исследования
    А. К. Паничева // Известия Воронежскогогосударственного педагогического университета. – 2– № 2 (283). – С. 161–164(0,19 п. л.).
    Воронежский театр музыкальной комедии в годы Великой Отечественной войны (к 75-летию Победы)
    А. К. Паничева // Известия Воронеж-ского государственного педагогического университета. – 2– № 4 (285). –С. 165–167 (0,12 п. л.).
    Сохранение и развитие культурно-национальных ценностей в фольклорных коллективах Воронежской области
    А. К. Паничева // Из-вестия Воронежского государственного педагогического университета. – 2– № 1 (266). – С. 34–40 (0,37 п. л.).
    Сохранение и развитие традиций танцевальной культуры Воронежского края в интеграции школьного курса «Историческое краеведение» и уроков ритмики и танца
    А. К. Паничева // Психология и педагогика:методика и проблемы практического применения : сборник материалов XXXVМеждународной научно-практической конференции : в 2-х ч. / под общ. ред.С. С. Чернова. – Ч. – Новосибирск: ЦРНС, 2– С. 57–63 (37 п. л.).
    Поэтическое наследие А. В. Кольцова в творчестве фольклорных и хореографических коллективов Воронежского края
    А. К. Па-ничева // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культу-рологии: сборник трудов ХLIII Международной заочной научно-практическойконференции (Москва, 8 декабря 2015 г.). – М.: «Интернаука», 2– С. 17–25(0,5 п. л.).
    История театра оперы и балета в хореографическом искусстве Воронежского края советского периода
    А. К. Паничева // Берегиня *777 *Сова. – 2– № 4 (43). – С. 73–83 (0,62 п. л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Всесоюзное добровольное общество любителей книги (1974-1992): «организованное чтение» в контексте позднего советского общества
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
    Динамика коммемораций Н. М. Ядринцева в 1894 – 1994 гг.
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
    Польские военнопленные в лагерях Центральной России, 1919-1922 годы
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»