Христианские меньшинства российской диаспоры Северо-Восточного Китая (1896-1945)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХРИСТИАНСКИЕ МЕНЬШИНСТВА ПОЛОСЫ ОТЧУЖДЕНИЯ КВЖД (1898–1920)
1.1. Религиозная мозаика «русского Китая»
1.2. Римско-католическая церковь в Харбине и на других станциях КВЖД
1.3. Религиозная жизнь протестантов в полосе отчуждения КВЖД
ГЛАВА 2. ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕРКВИ В ОСОБОМ РАЙОНЕ ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ КИТАЯ (1921–1931)
2.1. Положение российской эмиграции на территории Северо-Восточного Китая59 2.2. Римско-католические приходы Харбина
2.3. Протестантизм в ОРВП
ГЛАВА 3. ХРИСТИАНСКИЕ КОНФЕССИИ В МАНЬЧЖОУ-ГО (1932–1945)
3.1. Религиозная жизнь российских эмигрантов в марионеточном государстве115
3.2. Римско-католические общины в «японский» период Маньчжурии
3.3. Протестантские конфессии Северо-Восточного Китая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Во введении обоснована актуальность темы, проанализирована
степень изученности проблемы, сформулированы цель и задачи диссертации,
определена новизна, показаны объект и предмет исследования, изложена его
методология, проведен анализ источниковой базы, раскрыты теоретическая и
практическая значимость работы, сформулированы основные положения,
выносимые на защиту, представлены сведения об апробации работы.
Первая глава «Христианские меньшинства полосы отчуждения
КВЖД (1896–1920)» состоит из трех параграфов. В первом параграфе
«Религиозная мозаика “русского Китая”» дана характеристика специфики
конфессионального состава дальневосточного региона и полосы отчуждения
Китайско-Восточной железной дороги. Показана политика Российской
империи в отношении христианских меньшинств, их правовое положение.
Внимание на распространение протестантизма в Харбине обратила Русская
православная церковь, противодействовавшая его распространению.
Во втором параграфе «Римско-католическая церковь в Харбине и на
других станциях КВЖД» детально рассмотрен процесс становления
харбинского прихода Римско-католической церкви и российских
католических общин полосы отчуждения КВЖД.
Основные проблемы, с которыми столкнулись верующие РКЦ в
Маньчжурии, были: отдаленность территорий, которая затрудняла многие
церковные процессы; отсутствие постоянного священнослужителя;
необходимость постройки культового здания. Устранение этих проблем
заняло у руководства Могилевской архиепархии, к которой структурно
относился харбинский приход, около десяти лет, в центре Харбина был
возведен костел, начал активную работу в полосе отчуждения КВЖД ксендз
В. Островский. Большую часть паствы составляли поляки, являвшиеся
подданными Российской империи и исповедовавшие католицизм латинского
обряда.
В третьем параграфе «Религиозная жизнь протестантов в полосе
отчуждения КВЖД» представлена история основных протестантских общин,
появившихся в Маньчжурии в 1896–1920 гг. в среде российского населения
полосы отчуждения КВЖД. Среди них были: лютеране, евангельские
христиане, баптисты и адвентисты седьмого дня.
Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЛЦ) согласно законам
Российской империи, относилась к числу терпимых религий, имела
привилегированный статус среди протестантов империи. Поэтому в
Маньчжурии верующие церкви не притеснялись, приходом было построено
культовое здание в центре города, а паства конфессии была самой
многочисленной среди протестантских общин полосы отчуждения КВЖД.
Группы баптистов и евангельских христиан были немногочисленны. На
территорию Северо-Восточного Китая первые верующие прибыли из
Российской империи. Период с 1896 по 1920 гг. наименее насыщен
событиями, это было вызвано государственно-конфессиональной политикой
в отношении протестантов «второй волны». Паства Церкви адвентистов
седьмого дня (АСД) формируется в среде русских рабочих КВЖД благодаря
миссионерской деятельности проповедника Е. Гнедина. В отличие от других
конфессий адвентизм седьмого дня распространился из Маньчжурии на
российский Дальний Восток.
Вторая глава «Христианские церкви Особого района Восточных
провинций (1921–1931)» представлена тремя параграфами. В первом
параграфе «Положение российской эмиграции на территории Северо-
Восточного Китая» рассмотрены проблемы правового статуса российской
эмиграции. В нем показана религиозная ситуация на советском Дальнем
Востоке и в Маньчжурии, представлены связи христианских общин с
конфессиональными центрами.
Во втором параграфе «Римско-католические приходы Харбина»
показано как национальный вопрос и приобретение Польской Республикой
независимости отразились на деятельности харбинской общины РКЦ.
Подъем патриотических настроений в польской среде Особого района
Восточных провинций (ОРВП) вызвал рост интереса к языку и традициям
своей страны. Важную роль в церковной жизни играло образование,
проходившеепопрограммамгосударственныхшколПольши.
Благотворительность и работа с молодежью стали ведущими направлениями
РКЦ в Маньчжурии. Позднее это воплотилось в открытие Лицея св. Николая
для мальчиков, Конвента сестер-урсулинок и Конвента францисканок для
девочек.
Произошли определенные изменения в административно-структурном
подчинении бывших российских католических приходов. Из Могилевской
архиепархии РКЦ был выделен Апостольский викариат Сибири, в состав
которого вошли пять деканатов. Церкви в Маньчжурии подчинялись
Владивостокскому деканату до 1923 г., после чего вошли в состав
Владивостокской католической епархии практически равной по статусу
Апостольскому викариату Сибири.
Новой вехой для РКЦ в Северо-Восточном Китае стало появление
первой группы русских католиков византийско-славянского обряда
(униатов), а затем официальное создание второй административной единицы
для харбинских католиков – Русской Католической епархии византийско-
славянского обряда в Маньчжурии. Особую роль в религиозной жизни
церкви играли монашеские ордена. Миссионерской деятельностью и
службами в приходе византийско-славянского обряда занимались ксендзы
Конгрегации Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.
В третьем параграфе «Протестантизм в ОРВП» анализируются
процессы, происходившие в маньчжурских общинах протестантов. В период
с 1921–1930 гг. активизируются христианские миссии. Одной из
особенностей этого периода становится практически полное отсутствие
государственного контроля над деятельностью христианских меньшинств в
Маньчжурии.
Важную роль в 1920-е гг. в жизни протестантских церквей играла
финансовая база. При поддержке общины со стороны центрального аппарата
конфессии, церковь активно вела миссионерскую, издательскую и
образовательную деятельность.
Третья глава «Христианские конфессии в Маньчжоу-Го (1932–
1945)» состоит из трех параграфов. Первый параграф «Религиозная жизнь
российских эмигрантов в марионеточном государстве» отражает изменения,
происходившие в сфере государственно-конфессиональных в японском
марионеточном государстве Маньчжоу-Го (с 1934 г. – Маньчжоу-Диго или
Маньчжурская империя).
Если первоначально политика страны провозглашала веротерпимость и
использовала многие традиционные китайские понятия, такие как Ван-Дао –
путь истинного правителя, то после первых пяти лет правления в государстве
пропагандировался синтоизм – автохтонная религия Японии, а официальной
идеологией марионеточного государства становится принцип Хакко итиу –
японский геополитические лозунг.
Во втором параграфе «Римско-католические общины в «японский»
период Маньчжурии» обозначены основные задачи, стоявшие перед РКЦ в
период с 1932 по 1945 гг.: налаживание межгосударственных отношений,
распространение католицизма восточного обряда в среде российской
эмиграции, сохранение основной деятельности приходов.
РКЦ в Маньчжоу-Го меняет свое административно-структурное
подчинение, что было вызвано требованием властей Маньчжурской империи.
Церкви из ведения Апостольского делегата Чельсо Константини в Пекине
перешли в подчинение Апостольскому делегату Паоло Марелла в Токио.
Официальное признание Ватиканом Маньчжоу-Го укрепило позиции РКЦ в
регионе. Тем не менее, отток бывшего российского населения из
Маньчжурии привел к завершению миссии восточного обряда.
В третьем параграфе «Протестантские конфессии Северо-Восточного
Китая» рассматривается состояние протестантских общин в период 1931–
1945 гг. Первые годы существования Маньчжоу-Го приходы церквей не
притеснялись и осуществляли свою деятельность свободно. Но с 1937 г.
начала вестись усиленная работа по устранению протестантских конфессий в
Маньчжоу-Диго. Контролирующим органом над русскими общинами
становится Бюро по делам российской эмиграции в Маньчжурской империи,
а также Всероссийская фашистская партия, которая вела целенаправленную
работу над дискредитацией церквей протестантизма «второй и третьей волн».
В эти годы происходят расслоения и разлады во многих общинах.
Причинами стали: национальный вопрос, отсутствие опытного руководства
на месте, уменьшение финансирования приходов. В связи с оттоком
российского населения в 1940-х гг. ряд общин прекратили существование.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются
основные выводы диссертации.
Главными причинами распространения католицизма и протестантизма
в российской диаспоре Северо-Востоке Китая стали:
1.Формирование российского населения в полосе отчуждения
КВЖД. Более терпимая религиозная политика на Дальнем Востоке
Российской империи и на арендованной территории способствовала
заселению земель христианскими меньшинствами.
2.Практически полное отсутствие контроля над религиозными
организациями после установления китайской власти и потери бывшим
российским населением права экстерриториальности в полосе отчуждения
КВЖД.
3.Спецификасоставароссийскойэмиграции,ее
многонациональность и поликонфессиональность. Территория полосы
отчуждения была заселена представителями различных этнических групп,
большинство переселенцев относились толерантно к местному религиозному
многообразию.
4.Усилившаясямиссионерскаядеятельностьцерквей,
направленная на резко увеличившееся эмигрантское население.
Распространению учений способствовала активная проповедническая,
издательская, образовательная и благотворительная деятельность.
Религиозная жизнь напрямую зависела от политической ситуации в
регионе. В связи с этим выделяются следующие периоды истории
христианских меньшинств российской диаспоры: 1) 1896–1920 гг.; 2) 1921–
1931 гг.; 3) 1932–1945 гг. Критерием для определения каждого являлись
изменения в государственном управлении территорией и особенностях
взаимодействия конфессиональных общин с властными структурами.
Первый период (1896–1920) характеризовался формированием
российского многоконфессионального населения в Маньчжурии и
возникновением там новых христианских общин. На арендованных землях
действовало законодательство Российской империи, которое до указа «Об
укреплении начал веротерпимости» 1905 г. запрещало переход из
православия в иные христианские конфессии. После изменений в
религиозном законодательстве России в 1917 г. в населенных пунктах КВЖД
началась активная проповедническая деятельность представителей
протестантизма.
Второй этап (1921–1931) характеризовался расцветом деятельности
протестантских и католических миссий. Полоса отчуждения КВЖД стала
Особым районом Восточных провинций Китайской Республики. Церкви
обязали подчиняться местной китайской власти, которая не была
заинтересована в ограничении иностранных религиозных структур. Это
вызвало увеличение количества христианских общин, рост паствы.
Третийэтап(1932–1945)характеризовалсяосложнением
государственно-конфессиональных отношений и началом массового отъезда
бывшего российского населения с территории Северо-Восточного Китая.
Политика японского марионеточного государства Маньчжоу-Го в сфере
религии не была единообразной. Официально в стране провозглашалась
свобода выбора религии. В первые годы правления христианские
меньшинства не притеснялись, контроль над их деятельностью
ограничивался созданием государственных структур, в чьем ведении они
находились. С 1937 г. в Маньчжурской империи приоритет открыто
отдавался синтоизму, вводились ужесточения в отношении иностранных
конфессий.
Дальнейшие перспективы изучения истории религиозных организаций
российской диаспоры Северо-Восточного Китая видятся в комплексном
рассмотрении множества конфессий (как христианских, так и
нехристианских), их взаимоотношений и вклада в культуру дальневосточной
эмиграции.
В приложении приведены статистические диаграммы, основанные на
архивных данных, а также докладные записки и другие материалы,
отражавшие процессы, происходившие в религиозной жизни Маньчжоу-
Диго.
Актуальность темы исследования. Государственно-конфессиональные отношения оказывают большое влияние на культуру и жизнь российского общества в течение всей его истории. Роль религии в современном социуме продолжает усиливаться, новые вызовы диктуют научные интересы, среди которых изучение истории национальных и религиозных меньшинств. Вопросы, связанные с правами и положением миноритарных конфессиональных групп, остро стоят во всем мире. Поэтому опыт религиозной политики нескольких государств (Российской империи, Китайской Республики и Маньчжоу-Го) в отношении российских диаспор может помочь избежать повторения прежних ошибок.
История российского присутствия в полосе отчуждения Китайско- Восточной железной дороги (далее – КВЖД), как и история эмиграции, является частью отечественной исторической традиции. Христианские меньшинства (католические и протестантские общины) арендованной территории входили в структуру дальневосточных церквей Российской империи. Впоследствии подверглись не меньшему государственному и политическому воздействию, чем религиозные организации на территории СССР.
Обращение к историческому прошлому на примере территории Северо- Восточного Китая, где с 1898 по 1945 гг. проживало большое по численности российское население, оказавшееся в Маньчжурии в период смены политических режимов, может значительно расширить научные представления о религиозной жизни на Дальнем Востоке России.
Актуальность и востребованность диссертационной работы подтверждается вхождением в программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на период 2021–2030 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации No 3684-р от 31 декабря 2020 г. направлений «История русского зарубежья» и «История религий и церкви в Российской Федерации». Степень изученности проблемы. Историография проблемы представлена исследованиями отечественных и зарубежных авторов. Изучение истории христианских меньшинств российской диаспоры Северо-Восточного Китая в России ведется с конца XX в., когда вышли работы А.А. Хисамутдинова, Е.Н.Чернолуцкой, М.Б. Сердюк и М.И. Ефимовой, в которых впервые рассматривалась религиозная жизнь в полосе отчуждения КВЖД.
Среди преобладающих тем российской историографии – история Русской православной церкви (далее – РПЦ) и Русской православной старообрядческой церкви – конфессий большинства, тогда как деятельность христианских меньшинств российского населения полосы отчуждения КВЖД недостаточно изучена.
Тема диссертационного исследования находится на стыке двух научных направлений: истории эмиграции и истории религиозной жизни Дальнего Востока России. Поэтому историография вопроса представлена тремя группами исследований: 1)труды, посвященные истории христианских конфессий на Дальнем Востоке России; 2) работы по истории КВЖД и восточной ветви русской эмиграции; 3) публикации по истории собственно христианских меньшинств в «русском Китае».
Долгое время католические и протестантские конфессии российской диаспоры Харбина не являлись предметом исследований, так как: во-первых, само изучение русской эмиграции, свободное от идеологических рамок, началось лишь с 1990-х гг.; во-вторых, ученые уделяли внимание преимущественно истории РПЦ, которая доминировала в эмигрантской среде Маньчжурии.
Однако в советский период вышло несколько работ по истории христианских меньшинств Дальнего Востока России. В них были упомянуты и протестантские церкви на территории Маньчжурии, имевшие тесные связи и свои конфессиональные центры в городах Российской империи – это труды
дальневосточных историков Н.М. Балалаевой1 и А.Г. Евтушевского2. Исследователи стояли на позиции атеистической критики религии. При этом их работы содержат первые фактические материалы о жизни протестантских религиозных организаций в полосе отчуждения КВЖД.
Начиная с конца 1990-х гг., благодаря политическим изменениям, ученые смогли рассмотреть историю религиозных объединений с различных позиций. Вследствие открытия многих ранее недоступных исследователям архивных фондов изучение религиозных общин «русского Китая» удалось углубить благодаря вводу в оборот новых источников.
Одним из первых о поликонфессиональности Харбина как центра полосы отчуждения КВЖД написал В.Ф. Печерица, обратив внимание на сложные отношения между РПЦ и различными протестантскими конфессиями3. В его совместной работе с О.И. Кочубей показана роль Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи (далее – БРЭМ) как органа контроля над религиозными организациями эмигрантов4.
Наибольший вклад в разработку темы сделал известный историк эмиграции А.А. Хисамутдинов, впервые представивший историю всех харбинских церквей. Он показал жизнь протестантских общин: баптистов, евангельских христиан, лютеран, методистов, пятидесятников. Ввел в научный оборот новые данные из
1 Балалаева Н.М. История религиозного сектантства на Дальнем Востоке СССР (1859–1936): автореф. дис. … д-ра ист. наук. – М., 1971. – 36 с.; Она же. Упадок религиозного сектантства на Дальнем Востоке в условиях строительства и победы социализма // Вопросы истории Дальнего Востока. – Хабаровск, 1972. – С. 218–239; Она же. Из истории борьбы с контрреволюционной деятельностью баптистских организаций на Дальнем Востоке в первые годы советской власти // Из истории советского Дальнего Востока. – Хабаровск, 1963. – С. 96–112; Она же. Появление баптизма в Приамурье // Ученые записки Хабаровского государственного педагогического института. – Хабаровск, 1969. – Т. 21. – С. 18–28.
2 Евтушевский А.Г. Идеологическая интервенция США на советском Дальнем Востоке и борьба с ней (1917–1922 гг.): дис. … канд. ист. наук. – Владивосток, 1980. – 186 с.
3 Печерица В.Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. – 276 с.
4 Кочубей О.И., Печерица В.Ф. Исход и возвращение… Русская эмиграция в Китае в 20–40-е годы.
– Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998.
– 250 с. фондов Государственного архива Хабаровского края (ГАХК) и многочисленных конфессиональных источников5.
Историк дальневосточных религиозных организаций М.Б. Сердюк ввела в научный оборот архивные документы из фондов ГАХК, Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного исторического архива (РГИА), а также мемуары участников событий6. Кроме того, исследователь выделил историю христианских меньшинств российской диаспоры Северо-Восточного Китая в самостоятельный объект, определил необходимость изучения этой темы, отметив, что: «Вместе с тем часть дальневосточных религиозных организаций не попала в сферу интересов научного сообщества. Прежде всего, это относится к протестантским деноминациям, лидирующим в настоящее время в конфессиональной структуре Дальневосточного федерального округа»7. Исследователем составлен первый тематический обзор работ о религиозной жизни российских диаспор в Маньчжурии, разделенный по направлениям8. 6 Сердюк М.Б. Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858–1917 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. – Владивосток, 1998. – 22 с.; Она же. Особенности религиозной жизни россиян в Маньчжурии // Россияне в Азиатско-Тихоокеанском регионе на рубеже веков: Материалы первой междунар. науч.-практич. конф. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1998. – Кн. 2. – С. 147– 151; Она же
Она же. Адвентисты седьмого дня на российском Дальнем Востоке. Первые годы // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: сб. ст. – М.: Российское объединение исследователей религии. – 2006. – Вып. 3. – С. 345–352; Она же. Русские католики на Дальнем Востоке // Россия – Восток – Запад: Проблемы межкультурной коммуникации: сб. науч. ст. на основе докладов 4-й междунар. науч. конф., посвящ. Году русского языка в Китае и 110-летию образования ДВГУ. – Владивосток:
Изд-во Дальневост. ун-та, 2009. – С. 355–359. 7
Хисамутдинов А.А. По странам рассеяния: моногр.: в 2 ч. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС,
2000. – Ч. 1. Русские в Китае. – С. 304–305; Он же. Российская эмиграция в Китае: Опыт энциклопедии. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. – С. 13, 78, 110, 121, 125, 126, 135, 140–141,143, 228, 292, 302, 303, 316; Он же. Следующая остановка – Китай: из истории русской эмиграции. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. – С. 216–222; Он же. Русская дорога к харбинскому храму // Русский Харбин: опыт жизнестроительства в условиях дальневосточного
фронтира. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2015. – С. 73–98.
8 Там же. – С. 216–228.
. История религии на Дальнем Востоке в исследованиях и библиографии: моногр. –
Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. – 324 с.;
Сердюк М.Б. История религии на Дальнем Востоке в исследованиях и библиографии: моногр.
– Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. – С. 63–64. Публикации М.Б. Сердюк в соавторстве посвящены истории протестантских церквей Приморского края и Дальнего Востока России9. Ею подготовлены статьи, вошедшие в справочное издание по религиозным организациям Дальнего Востока10. Совместно с С.М. Дударенок опубликована монография «История протестантских церквей Приморского края (XIX–XX вв.)», в которой показано функционирование части христианских конфессий Маньчжурии в неразрывной связи с историей религиозных организаций Дальнего Востока России11.
Исследования С.М. Дударенок затрагивают историю русских протестантских общин в Харбине в годы Гражданской войны12. Она впервые ввела в научный оборот ряд новых документов из Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ) и Государственного архива Приморского края (ГАПК), рассмотрела столицу КВЖД как один из центров дальневосточного протестантизма13.
9 Сердюк М.Б., Сагитова И.О, Барсегова И.А. К истории лютеранской церкви на Дальнем Востоке (2-я половина XIX – 90-е гг. ХХ в.) // Многонациональное Приморье: история и современность. – Владивосток: Изд-во ДВГМА, 1999. – С. 52–56.
10 Дударенок С.М., Поправко Е.А., Сердюк М.Б., Владимиров Д.А., Федирко О.П., Поспелова А.И., Воложенинова Н.Ю. Религиозные организации Дальневосточного федерального округа: словарь-справочник. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. – 580 с.
11 Дударенок С.М., Сердюк М.Б. История протестантских церквей Приморского края (XIX–XX вв.): моногр. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2014. – 593 с.
12 Дударенок С.М. Баптисты и евангельские христиане российского Дальнего Востока в годы Гражданской войны и военной интервенции // Гражданская война и иностранная интервенция на российском Дальнем Востоке: уроки истории: прогр. и тез. докладов и научных сообщений Второй междунар. науч. конф. Владивосток, 25–27 октября 2012 г. – Владивосток: Издательский дом Дальневост. федерал. ун-та, 2012. – С. 126–130
этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, 2018. – С. 167–171.
; Она же. Церковь адвентистов
седьмого дня Дальнего Востока России в годы Гражданской войны и иностранной интервенции // Гражданская война и интервенция на Дальнем Востоке России: причины, особенности, участники: междунар. науч. конф.: сб. материалов. – Владивосток: Ин-т истории, археологии и
Дударенок С.М. Досоветский Харбин как центр дальневосточного адвентизма // Владивосток
– точка возвращения: прошлое и настоящее русской эмиграции: междунар. науч. конф.
Владивосток, 6
–
8 октября 2014 г.: прогр. и тез. – Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2014.
– С. 55–57; Она же. Харбин как один из центров дальневосточного послереволюционного протестантизма // Владивосток – точка возвращения: прошлое и настоящее русской эмиграции:
Вторая междунар. науч. конф. Владивосток, 12
14 октября 2016 г.: прогр. и тез. – Владивосток:
Дальневост. федерал. ун-т, 2016. – С. 109–111. – В последнее десятилетие существенный вклад в развитие темы был сделан
Н.В. Потаповой, проанализировавшей и дополнившей сформированные знания конфессиональной периодикой евангельских христиан и баптистов14. Исследователь рассмотрел период с 1917 по 1922 гг. – время активизации баптистской миссии на Дальнем Востоке России15. Также Н.В. Потапова обратила внимание на проблемы существования евангельских христиан и баптистов на Северо-Востоке Китая.
Вопросы религии освещались в работах по истории национальных общин Маньчжурии. Е.Н. Чернолуцкая рассмотрела роль конфессиональных общин в формировании и сохранении национальной идентичности эмигрантского сообщества16, затронула историю лютеранской общины Харбина17.
14 Потапова Н.В. Иностранные миссионеры в России в 1917–1922 гг. (на примере Дальнего Востока) // Гражданская война и иностранная интервенция на российском Дальнем Востоке: уроки истории: прогр. и тез. докладов и научных сообщений Второй междунар. науч. конф. Владивосток, 25–27 октября 2012 г. – Владивосток: Издательский дом Дальневост. федерал. ун- та, 2012. – С. 280–283; –
Она же. Эмиграция российских евангельских верующих в Китай в 1920
30-е годы // Владивосток – точка возвращения: прошлое и настоящее русской эмиграции:
междунар. науч. конф.: прогр. и тез. Владивосток, 6
Дальневост. федерал. ун-т, 2014. – С. 143–144; Она же. «Китайские» страницы истории российского евангельско-баптистского движения (начало 1920-х гг.) // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: сборник статей / Российское объединение исследователей религии. – Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2015. – Вып. 11. – С. 178–
–
8 октября 2014 г. – Владивосток:
191; Она же. Эмиграция российских евангельских верующих в Китай в 1920
–
30-е годы //
Владивосток – точка возвращения: прошлое и настоящее русской эмиграции: материалы
междунар. науч. конф. Владивосток, 6
–
8 октября 2014 г. – Владивосток: Дальневост. федерал.
ун-т, 2015. – С. 322–338; Она же. К вопросу о религиозной эмиграции из СССР в Китай на
рубеже 1920
–
1930-х гг. // Россия и Китай: История и перспективы сотрудничества: материалы
VI междунар. науч.-практич. конф. – Благовещенск, 2016. – С. 212–222;
Она же. Баптистская община в Харбине в 1920–1922 гг. (по материалам конфессиональной прессы) // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы VII междунар. науч.-практич. конф. – Благовещенск: Благовещенский гос. пед. ун-т, 2017. – С. 245–248; Она же. Руководители дальневосточного баптизма в эмиграции: харбинская история // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы VIII междунар. науч.-практич. конф. Благовещенск – Хэйхэ, Тяньцзинь, Пекин, 20–28 мая 2019 г. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2019. – Вып. 9. – Ч.
2. – С. 145–150.
15 Потапова Н.В. Евангельское христианство и баптизм в России в 1917–1922 гг. (на материалах
Дальнего Востока): моногр.: в 2 т. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. – Т. 1. – 400 с. 16
Конфессиональные общины как фактор сохранения этнической идентичности россиян в Харбине // Вопросы истории Китайско-Восточной
Чернолуцкая Е.Н. Роль конфессиональных общин в складывании российских этнических
колоний в Харбине // Дальний Восток России – Северо-Восток Китая: исторический опыт взаимодействия и перспективы сотрудничества: Материалы междунар. науч.-практич. конф. –
Хабаровск, 1998. – С. 82–84; Она же. Н.А.Василенко, изучая население полосы отчуждения КВЖД, привела его численный и конфессиональный состав18.
И.В. Потапова, исследуя историю образования в Маньчжурии, упоминает о деятельности некоторых католических и протестантских учебных заведений19. В числе русскоязычной историографии необходимо упомянуть публикацию китайского автора Д.Шаохуа, в которых исследователь представляет периодические издания христианских меньшинств российской диаспоры Северо- Восточного Китая20.
Заметный вклад в изучение проблемы внесли конфессиональные авторы, исследования которых имеют ряд особенностей:
1. авторы являются членами церкви (верующими или священнослужителями);
2. изучается история только той конфессии, к которой относит себя составитель;
3. конфессиональные историки имеют возможность работать с внутренними источниками церкви, доступ к которым не всегда есть у профессиональных ученых;
железной дороги и города Харбина (120-летие строительства): сб. науч. тр. – Владивосток: Изд-
во ВГУЭС, 2018. – С. 159–168. 17
18 Василенко Н.А. Население полосы отчуждения КВЖД: опыт межнациональных контактов (1897–1917 гг.) // Годы, Люди, Судьбы. История российской эмиграции в Китае: материалы конф. – М., 1998. – С. 14–16.
19 Потапова И.В. Церковь и русская школа в Маньчжурии в 20–40-е гг. XX в. // Актуальные проблемы исследования истории КВЖД и российской эмиграции в Китае. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2008. – С. 129–135; Она же. Ян Андреевич Дризуль и его мужская гимназия в Харбине // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – No 9. – С. 165–168;
–
20 Shaohua D. Краткий обзор истории русской печати в Харбине // Revue des Etudes slaves. – Paris, 2001. – T. 73. – Fascicule 2–3. – P. 403–445.
Чернолуцкая Е.Н. Страницы истории лютеранской общины в Харбине // Россияне в
Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сотрудничество на рубеже веков: Материалы второй
междунар. науч.-практич. конф. – Владивосток, 2001. – С. 60–62.
Она же. Русская школа в Маньчжурии. 1898–1945 годы: моногр. – Хабаровск: Частная
коллекция, 2010. – 186 с.
URL: http://www.dvbook.ru/istorich_knigi_potapova.htm (дата
обращения: 19.11.2017).
4. не все авторы знакомы с основными принципами научной работы, в связи с чем в некоторых трудах имеются существенные недостатки (к примеру, отсутствуют ссылки на источники).
Первые работы конфессиональных исследователей по истории христианских меньшинств российской диаспоры Северо-Восточного Китая появились практически одновременно с трудами профессиональных историков. Одним из авторов, изучавших католическую церковь в Харбине, была М.И.Ефимова – архивист Католического прихода Пресвятой Богородицы (г. Владивосток). Она ввела в научный оборот ряд источников из РГИА, а также впервые представила польские источники – статьи из журнала «Tygodnik Polski» и мемуары К. Гроховского21.
Дальнейшее развитие тема получила в работах В.Е. Колупаева – священнослужителя Римско-католической церкви (далее – РКЦ). Он посвятил ряд работ персоналиям католического клира, ввел в научный оборот источники из библиотек Папского Восточного института и русского Успенского монастыря в Риме22.
Многочисленные факты о жизни католических деятелей «русского Китая» содержит монография греко-католического священника С.В. Голованова. Несмотря на то, что раздел, посвященный миссии в Китае, представлен только 22
Ефимова М.И. Польские католики в Харбине (1897–1933 гг.) // Россияне в Азиатско-
Тихоокеанском регионе. Сотрудничество на рубеже веков: Материалы первой междунар. науч.- практич. конф. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. – С. 179–186; Ефимова М.И.,
Сапелкин А.А. Исторические личности польской колонии Харбина (1896
–
1932 гг.) // Россияне в
Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сотрудничество на рубеже веков: Материалы второй междунар. науч.-практич. конф. – Владивосток, 2001. – С. 79–82; Она же. Вера сквозь века.
История римско-католической церкви Дальнего Востока России. – Владивосток, 2007. – 244 с.
Колупаев В.Е. Отстаивая свою самобытность // Восточная коллекция. – 2008. – No 1 (32). – С.
123–128; Он же. Русские католики в Харбине (20
Востока. – 2012. – No 2. – С. 167–175; Он же. Русское церковное присутствие в Китае: Экзархат
–
30-е гг. XX века) // Проблемы Дальнего
католиков византийского обряда в Харбине (1928
–1949
): моногр. – Саарбрюккен: Sanktum,
2013. – 132 с.; Он же. Католическая миссия в Китае: Епархия католиков византийского обряда в 1928–1949 гг. – URL: http://zarubezhje.narod.ru/texts/frrostislav2.htm (дата обращения:
10.11.2017). общим историческим очерком, в нем содержатся новые данные о биографиях священнослужителей церкви23.
История протестантских общин отразилась и в работах таких конфессиональных авторов, как Е.А.Мурыгина24 и И. Шнайдер25 (баптизм), А.А. Опарин26 (адвентизм). Жизнь нескольких течений евангельских христиан рассматривал в своих трудах диакон церкви Евангельских христиан-баптистов (далее – ЕХБ) А.А. Дементьев27. Особенностью публикаций авторов является воссоздание биографий служителей церкви.
Таким образом, история христианских меньшинств в российской диаспоре Северо-Восточного Китая сложилась в качестве тематического направления как светской (научной), так и конфессиональной отечественной историографии. Исследователями введен в научный оборот значительный объем исторических источников, представлены различные сферы жизни христианских меньшинств Северо-Восточного Китая (образование, печатное дело, религиозная жизнь, персоналии деятелей церкви).
В зарубежной историографии христианских меньшинств Маньчжурии наиболее полно представлена история католических общин в польскоязычной литературе. Это обусловлено, тем, что она стала складываться намного раньше российской.
23 Голованов С.В. Русское католическое дело. Римско-католическая церковь и русская эмиграция в 1917–1991 гг. – Омск: Амфора, 2015. – 464 с.
24 Мурыгина Е.А. Баптистские общины в поликонфессиональной структуре Дальнего Востока России во второй половине XIX – 30-е гг. XX вв.: автореф. дис. … канд. ист. наук. – Хабаровск, 2008. – 27 с.
25 Шнайдер И. Странник Христов. Алексей Петрович Петров (1885–1961). – Steinhagen: Samenkorn, 2014. – 80 с.
26 Опарин А.А. Памяти Теофила Бабиенко // Адвентистский вестник. – 2011. – No 1. – С. 12–13; Он же. Семья пастора Ф. Ф. Бабиенко: Второе пришествие Христа и Молитвенная неделя 1921 года // Чудесная птица – Молитва: журнал. – 2015. – С. 4–7; Опарiн О.А., Юнак Д.О. Жовта рiка: моногр. – Харьков: Факт, 2008. – 167 с. – Укр.
27 Дементьев А.А. Авен–Езер: Евангельское движение в Приморье 1898–1990 годы. – Владивосток: Русский Остров, 2011. – 272 с.; Он же. Этапы развития евангельского движения в русскоязычной диаспоре Китая в начале и середине XX века // Традиция подготовки служителей в братстве евангельских христиан–баптистов. История и перспективы: сб. ст. – М.: РС ЕХБ, 2013. – С. 15–24.
Первый этап польской историографии (1970–1990-е гг.). Для него характерно представление богатого фактического материала, использование мемуарных источников и периодической литературы. Историю католической церкви в Харбине как отдельный объект исследований выделил польский священнослужитель Е. Мисюрек, его заслугой является введение в оборот нового фактического материала о жизни церкви в 1901–1925 гг28. Изучение проблемы продолжил М. Кабановски29, проанализировавший процесс строительства польских костелов в Харбине, деятельность священнослужителей в Маньчжурии.
Второй этап польской историографии (конец 1990 – начало 2000-х гг.). Для него характерно расширение тематики исследований. В этот период появились публикации: Э. Колодзея, посвященные поиску источников об истории польского присутствия в России и Маньчжурии в архивах Республики Польша30, и Р. Джвонковски, выполненная в рамках биографического исследования, в которой помимо биографий католических священников в СССР указано несколько персоналий деятелей Римско-католической церкви в Маньчжурии31.
Третий этап польскоязычных исследований (с 2010 г. по наши дни). В это время историография разделяется на два направления: 1)история польской диаспоры в Маньчжурии, где деятельность католических миссий рассматривается как часть культурной и религиозной жизни колонии; 2) собственно история РКЦ в Северо-Восточном Китае (трудов из этой группы значительно меньше, чем работ из первой).
28 Misiurek J. Z dziejow duszpasterstwa polonijnego w Harbinie (1901–1925) // Studia polonijne. – Lublin, 1976. – T. 1. – S. 189–198. – Польск.
29 Cabanowski M. Tajemnice Mandżurii: polacy w Harbinie. – Warszawa, 1993. – 152 s. – Польск.
30 Kołodziej E. Źródła do dziejów Polaków w Cesarstwie Rosyjskim, Związku Radzieckim i Mandżurii w XIX i XX wieku przechowywane w polskich archiwach państwowych // Niepodległość i pamięć. – 1998. – Nr. 5/2 (11). – S. 161–178. – Польск.
31 Dzwonkowski R. Losy duchowieństwa katolickiego w ZSSR 1917–1939. Martyrologium. – Lublin, 1998. – 664 s. – Польск.
В первую группу вошли публикации К. Юнг-Деога32, автор ввел в научный оборот новые фактические данные, подкрепив исследование статьями из польской периодики и мемуарами современников событий. Новые конфессиональные источники по теме ввели Я. Кил и К. Грачик33.
Богатые иллюстративные источники из фондов библиотек и архивов Республики Польша: Поморской библиотеки им. Станислава Стажича в Щецине, Архива новых документов (г. Варшава), Национального цифрового архива в Варшаве, Музея независимости (г. Варшава), Варшавского государственного архива и Архива общества Христа в Познани), – были представлены в работе «Поляки в Маньчжурии (1897–1949)»34. Книга является совместным трудом руководителей и сотрудников перечисленных архивов.
Новую проблему в изучении темы обозначила М. Костуч35, рассмотрев влияние католических деятелей на польское образование в Харбине. Рядом материалов из Архива новых документов (AAN) и Архиепископского архива в Гнезно (AAG) историю РКЦ в Харбине дополнил М. Борисевич36.
За последние годы интерес к истории католиков в рамках изучения польской жизни в Маньчжурии не уменьшился. С 2018 г. одним из ведущих специалистов по данной теме является А. Гиза37. Он рассматривает церковь как неотъемлемую часть жизни поляков. Важным вкладом автора стало обобщение
32 Yong-Deog K. Kolonia polska w Mandżurii 1897–1949. – Kraków, 2001. – 117 s. – Польск.; Он же. Życie kulturalne Polaków w Mandżurii w latach 1897–1947 // Postscriptum polonistyczne. – 2010. – No 2 (6). – S. 117–142. – Польск.
33 Kil J., Graczyk K. Kolonia polska w Mandżurii : analiza historycznoprawna // Z dziejów prawa. – 2013. – Nr. 6. – S. 105–126. – Польск.
34 Polacy w Mandżurii (1897–1949) / wstep. J. Czajewski. – Szczecin, 2015. – 104 s. – Польск.
35 Kostuch M. Funkcjonowanie, problemy dydaktyczne oraz finansowe Gimnazjum Polskiego im. Henryka Sienkiewicza w Harbinie // Słupskie studia historyczne. – 2012. – Nr. 18. – S. 177–194. – Польск.
36 Borysiewicz M. Polish Settlement in Manchuria (1898–1950). A Brief Historical Survey // Studia polonijne. – 2018. – Nr. 39. – S. 125–166. – Польск.
37 Giza A. Nie zapominajmy o Polakach z Mandżurii // Rzeczpospolita. – 2019. – S. 2–3. – Польск.; Он же. Życie za chińskim murem – kultywowanie tradycji katolickiej w polskiej kolonii w Harbinie na przełomie XIX i XX w. // Nasza Przeszłość. – 2018. – S. 249–263. – Польск.; Он же. Mandżurii. Dzieje polskiej kolonii w Harbinie w latach 1895–1966. – – 248 s. – Польск.; Он же. Dzieje polskiej kolonii w Harbinie w kontekście wydarzeń historycznych na terytorium Państwa środka w latach 1895–1966: pracy doktorskiej. – Kraków, 2019. – 306 s.
Polacy z
Kraków: Avalon, 2019. трудов предыдущих исследователей и дополнение их документами из государственных архивов Польской Республики.
Вторая группа современных исследований включает работы, посвященные деятельности католических миссий в Маньчжурии. В них РКЦ рассматривается не только как епархия латинского обряда, большую часть которой составляло польское население КВЖД, но и как разнообразие католических миссий Северо- Восточного Китая. Их основой являлись ордена – монашеские общины, объединенные уставом, структурой, особенностями богослужения.
Польские историки внесли вклад в изучение католических орденов: францисканцев (А. Куровска38), доминиканцев (М. Милавицки39) и мариан (Я. Космовски40) – в Маньчжурии. Достижением последнего автора стало принципиально новое исследование миссии Конгрегации Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии среди русского эмигрантского населения Харбина. Будучи священником ордена, исследователь ввел в научный оборот внушительное количество польских источников и литературы, среди них – документы Общего архива мариан в Риме.
Тема получила развитие в публикации Ю. Шиманьски41, который помимо польских архивных источников использовал церковные документы на латыни, дополнив исследования новыми фактическими данными.
В целом польская историография проблемы охватывает преимущественно историю РКЦ латинского обряда. Авторы опираются в основном на польскую источниковую базу. Вклад исследователей очень велик, но между тем в их работах не были рассмотрены такие вопросы, как: государственно- конфессиональные отношения в различные исторические периоды, особенности
38 Kurowska A. Franciszkanin Maurus Kluge i jego misyjna posługa na Syberii i w Harbinie // Kościół katolicki na Syberii. Historia, współczesność, przyszłość. – Wrocław, 2002. – S. 413–430. – Польск. 39 Miławicki M. Polscy dominikanie na misjach w Chinach w latach 1937–1952. – Kraków: Studia i Materiały Dominikańskiego Instytutu Historycznego w Krakowie, 2007. – 233 s.
40 Kosmowski J. Mariańska misja obrządku bizantyjsko-słowiańskiego w Harbinie (1928–1948). – Warszawa ; Lublin, 2011. – 248 s. – Польск.; Он же. Mariańska misja w Harbinie // Ephemerides marianorum. Studia historyczno-teologiczne. – 2012. – Nr. 1. – S. 149–168. – Польск.
41 Szymański J. Opieka duszpasterska nad Polakami w Harbinie // Studia polonijne. – 2017. – Nr. 38. – S. 37–59. – Польск.
взаимодействия Ватикана и Японии в 1932–1945 гг., не использованы документы российских архивов.
Зарубежная историография представлена публикациями на китайском и английском языках. Основное внимание китайских исследователей привлекла история РПЦ в Харбине42, другие конфессии упоминаются кратко43. В англоязычной литературе интерес представляют труды Т.Д. Дюбуа44. Им был введен в научный оборот ряд законодательных актов Маньчжурской империи на японском языке. Исследователь обозначил новую проблему – значение религии (в особенности синтоизма) в Маньчжоу-Диго, влияние ритуала и культа на разные сферы жизни общества марионеточного государства. В то же время Т.Д. Дюбуа практически не затронул религиозную жизнь российской эмиграции.
Итак, в настоящее время зарубежная и российская историография представлена рядом работ, посвященных данной проблеме, при этом ни одна из них не рассматривает тему в комплексе, имеются лакуны в истории государственно-конфессиональных отношений, отсутствует общая картина религиозной жизни российской диаспоры Северо-Восточного Китая, упущены многие вопросы, например касающиеся межконфессиональных и межнациональных отношений. В трудах отечественных авторов иностранные источники и литература практически не использованы. Также зарубежные исследователи почти не работали и с российскими архивами, в том числе с фондом Р–830 «Главное бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи» (БРЭМ), являющимся одним из основных отечественных собраний по истории дальневосточной эмиграции.
42 Василенко Н.А. История российской эмиграции в освещении современной китайской историографии. – Владивосток: ДВО РАН, 2003. – С. 107.
43 Там же, со ссылкой на: Ши Фан, Гао Лин, Лю Шуан. История русской эмиграции в Харбине. – Харбин, 1998. – С. 440–466.
44 Дюбуа Т.Д. Идеология и контроль: инструменты авторитаризма в японской Маньчжурии // Берегиня. 777. Сова. Научный журнал. – 2016. – No 4 (31). – С. 291–302; DuBois T.D. Empire and the meaning of religion in Northeast Asia : Manchuria 1900–1945. – New York: Cambridge University Press, 2017. – 249 p.
В представленной диссертационной работе тема изучается комплексно, начиная с периода появления первых групп верующих католиков и протестантов в полосе отчуждения КВЖД и заканчивая временем массового отъезда российской эмиграции из Маньчжурии.
Объект диссертационного исследования – христианские меньшинства российской диаспоры Маньчжурии.
Предмет исследования – деятельность протестантских и католических общин в среде российского анклавного и эмигрантского населения Северо- Восточного Китая.
Хронологические рамки исследования (1896–1945) заданы историческим периодом присутствия российской диаспоры в Маньчжурии. Нижней границей является заключение секретного союзного договора между Российской Империей и Китаем 22 мая (3 июня) 1896 г., предоставившего России право на постройку железной дороги в Маньчжурии. Верхняя граница – 1945 г. – определена временем завершения Второй мировой войны.
Цель исследования – воссоздание общей картины религиозной жизни российского населения Маньчжурии, исповедующего католицизм и протестантизм. Достижение этой цели возможно через постановку и решение следующих задач:
1. Выявить причины и факторы появления и распространения на территории полосы отчуждения КВЖД католических и протестантских общин.
2. В контексте истории религиозной жизни Дальнего Востока России определить особенности развития христианских конфессий российского анклавного и эмигрантского населения Маньчжурии.
3. Раскрыть причины активизации деятельности протестантских и католических миссий в российском анклаве и эмигрантском сообществе Северо- Восточного Китая.
4. Проанализировать историю взаимоотношений различных христианских конфессий с властью Маньчжурии в разные периоды истории российского присутствия на данной территории.
Географические рамки исследования включают территории, входившие в полосу отчуждения КВЖД.
Под термином «христианские меньшинства» в работе подразумеваются представители католических и протестантских церквей, которых в Маньчжурии в среде российской эмиграции было существенно меньше, чем православных верующих (См. Приложение No 2).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Разработана периодизация, основанная на политико-правовых трансформациях региона, вызвавших изменения положения католических и протестантских общин, а также с учетом характера их взаимодействий с государственной властью. Историю христианских меньшинств российской диаспоры Северо-Восточного Китая можно разделить на три периода: 1) 1898– 1920 гг. (полоса отчуждения КВЖД); 2) 1921–1931 гг. (Особый район Восточных Провинций); 3) 1932–1945 гг. (Период японской оккупации Маньчжурии, государство Маньчжоу-Го, впоследствии – Маньчжоу-Диго).
2. Оказавшись в условиях эмиграции, несколько христианских конфессий разделились на общины по национальному признаку, что стало отличительной особенностью религиозной жизни в «русском Китае». «Национальное» в церквях возобладало над вненациональной идеей
христианского учения.
3. Развитие христианских миссий определялось финансовой базой.
Общины, обладавшие постоянным и надежным источником финансирования, могли вести обширную работу среди эмигрантского и местного населения, создавать образовательные учреждения, осуществлять активную издательскую работу. 4. Положение христианских церквей напрямую зависело от политической обстановки в регионе и условий жизни населения, составлявшего основу общины. Религиозная жизнь в период японской оккупации Маньчжурии обусловливалась отношениями государств: Маньчжоу-Го и Ватикана (центр католицизма), Маньчжоу-Го и Германии (центра одного из лютеранских приходов), Маньчжоу-Го и Соединенных штатов Америки (где находились центры протестантизма).
5. Протестантские направления, появившиеся в населенных пунктах
КВЖД после 1920-х гг. из Америки (методизм и пятидесятничество), не смогли закрепиться в религиозной жизни российской диаспоры. Причинами этого были: уменьшение ранее крупного финансирования, давление со стороны Всероссийской фашистской партии (далее – ВФП), недоверие к пришедшим не из России протестантам со стороны властей и русских эмигрантов, отсутствие иностранного церковного руководства на месте.
Методология исследования. Работа основана на принципах историзма и объективности. Первый позволил вести изучение религиозной жизни «русского Китая» с учетом конкретных исторических условий, в которых находилось российское население полосы отчуждения КВЖД в 1898–1945 гг. Второй определил исследование истории христианских меньшинств с помощью анализа всего выявленного многообразия фактов, полученных на основе широкого круга источников.
В работе были использованы различные методы научного исследования. Для анализа всего разнообразия данных применен сравнительно-исторический метод, с помощью которого были рассмотрены процессы развития христианских общин в среде российской диаспоры полосы отчуждения КВЖД как часть религиозной жизни Дальнего Востока России. Обращение к историко-системному методу позволило на основе изучения внутренних механизмов возникновения и функционирования конфессиональных общин воссоздать комплексную религиозную картину прошлого российской эмиграции. Использование историко- генетического метода дало возможность определить появление и этапы истории христианских церквей в Маньчжурии, провести анализ и выявить причины изменений в их деятельности. Историко-биографический метод применялся для исследования биографий религиозных деятелей российской диаспоры, выявления их типических черт.
Источниковая база исследования. Решение цели и задач диссертационного исследования стало возможным благодаря использованию широкого пласта как опубликованных, так и неопубликованных источников. Последние были обнаружены в российских и зарубежных архивах:
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ, г. Москва).
2. Российский государственный исторический архив (РГИА, г. Санкт-
Петербург).
3. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ, г. Владивосток).
4. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК, г. Хабаровск).
5. Archiwum Akt Nowych (AAN, г. Варшава).
Всю совокупность привлечённых в диссертационном исследовании
источников можно разделить на несколько групп.
Первую составили нормативно-правовые акты, представленные законами и
указами Российской империи и Маньчжоу-Диго, уставами и протоколами церковных организаций. Благодаря их использованию в работе прослеживаются изменения в религиозном законодательстве на представленной территории, а также характеризуется структурная организация общин.
Вторая группа – массовые персонифицированные источники по истории русской эмиграции в Китае, представленные личными делами эмигрантов из фонда Ф. Р–830 «Главное бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи» (ГАХК, г. Хабаровск). Личные дела, состоящие из рукописных анкет и собранных эмигрантской организацией – БРЭМ – записок, докладов и отчетов, позволили более точно охарактеризовать религиозную ситуацию в Маньчжоу-
Диго, а также выявить роль отдельных христианских лидеров в конфессиональной жизни края.
Третью группу источников составляют документы делопроизводства, представленные внутренней корреспонденцией различных государственных и конфессиональных ведомств. Источники этой группы выявлены в фондах федеральных и региональных государственных архивов. Фонд Ф. Р–942 «Управление иностранными делами Приамурского земского края г. Владивосток. 1920–1922» (ГАРФ, г. Москва) содержит корреспонденцию Христианского союза молодых людей в России. Внутриведомственные документы РКЦ и РПЦ представлены в работе фондами Ф. 826 «Канцелярия митрополита Римско- католических церквей в России МВД. 1808–1926 гг.» (РГИА, г. Санкт-Петербург) и Ф. 244 «Владивостокское епархиальное управление Дальневосточного областного церковного управления в г. Чите Священного Синода и Высшего церковного Совета РПЦ. г. Владивосток. 1854–1925 гг.» (РГИА ДВ, г. Владивосток). Документы фондов раскрывают внутреннюю жизнь католической церкви на Дальнем Востоке России и в полосе отчуждения КВЖД, а также межконфессиональные отношения РПЦ и протестантских общин в Китае.
Значительная часть источников этой группы была выявлена в фондах Ф. Р– 831 «Общество единения народов в Маньчжурской империи „Кио-Ва-Кай“ (1932– 1945 гг.)», Ф. Р–830 «Главное бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи» и Ф. П–2 «Дальневосточный крайком ВКП(б). г. Хабаровск, Дальневосточный край, 1923–1945 гг.» (ГАХК, г. Хабаровск). В них содержится большой объем информации, характеризующей деятельность католических и протестантских церквей Маньчжоу-Диго и Особого района Восточных провинций (далее – ОРВП), в том числе влияние ВФП на протестантские миссии, конфессионально-государственные отношения в Маньчжурской империи. Представленные документы охватывают в основном период с 1920-х по 1940-е гг. Впервые в российской историографии проблемы обратились к фондам зарубежного архива Archiwum Akt Nowych, Warszawa (Архив новых документов, г. Варшава): Z. 198 «Kolonia Polska w Mandżurii» («Польская колония в Маньчжурии»), Z. 322 «Ministerstwo Spraw Zagranicznyсh w Warszawe» («Министерство иностранных дел в Варшаве»), Z. 455 «Konsulat Generalny RP w Charbinie» («Генеральное консульство Республики Польша в Харбине»). Фонды богаты документами с прошениями РКЦ о предоставлении зданий миссии, финансово-отчетными документами, внутренней канцелярией польских учреждений в Харбине: Министерства иностранных дел, Генерального консульства Республики Польша, Польского Комитета по делам опеки над гражданами польской национальности. Источники помогают охарактеризовать деятельность католической общины как важную часть польской жизни в Маньчжурии.
Четвертая группа – генеалогические источники, сохранившиеся в метрических книгах РКЦ фонда Ф. 2292 «Коллекция метрических книг Римско- католических костелов городов России. 1800–1917» (РГИА, г. Санкт-Петербург). Материалы фонда представлены в диссертации статистическими данными о количестве производимых в харбинском костеле служб. Число записей позволяет судить о величине католического прихода.
Все выявленные в архивах документы дали возможность воссоздать подробную картину религиозной жизни в Маньчжурии с 1896 по 1945 г.
Пятую группу составляют источники личного происхождения – мемуары, дневники и воспоминания современников событий. Воспоминания историка и бывшего харбинца Г.В. Мелихова помогли восстановить важные сюжеты повседневной жизни религиозных общин Харбина. Дневник П.В. Вологодского содержит интересные фрагментарные замечания стороннего наблюдателя относительно проповедей Церкви адвентистов седьмого дня. Мемуары В.А. Слободчикова, выпускника Методистской гимназии в Харбине, раскрывают детали внутренней жизни этого учебного заведения. Наиболее ценные для работы сведения представлены в воспоминаниях деятелей польской общины инженера К. Гроховского и священника И. Германовича. Сведения в их трудах дополняют источники по истории католической церкви новыми данными, касающимися работы миссий редемптористов и мариан.
Шестая группа – периодические издания, позволяющие осветить хронику событий. В процессе работы были выявлены статьи, посвященные религиозной жизни КВЖД, опубликованные в конфессиональных журналах и периодике российской эмиграции: «Баптист», «Бюллетень Сибирско-Маньчжурской миссии методистской епископальной церкви Юг», «Вера и жизнь», «Вечерняя заря», «Вперед», «Заря», «Китайский благовестник», «Методист: Бюллетень Сибирско- Маньчжурской Методической Епархиальной Церкви Юг», «Методистский христианский поборник», «Наш путь», «Политехник», «Хлеб Небесный», «ХСМЛ журнал», «Russian Christian Radio Reporter», «Year book of Seventh-day Adventist Denomination», – с которыми автор ознакомился в Государственном архиве Хабаровского края (г. Хабаровск), Доме русского зарубежья им. А. Солженицына (г. Москва) и на интернет-порталах церквей. Работа с публикациями журналов польской колонии Китая: «Listy Harbińskie» («Харбинские письма»), «Tygodnik Polski» («Польский еженедельник»), «Daleki Wschόd» («Дальний Восток») – велась в библиотеке Лодзинского университета (г. Лодзь, Республика Польша) и библиотеке Варшавского университета (г. Варшава, Республика Польша).
Седьмая группа источников – конфессиональные издания разового характера или непериодические. Представленные источники отражают организационную и религиозную жизнь церквей. Среди них издания баптистов: «Голос веры: сборник духовных песнопений», «Происхождение секты “адвентистов седьмого дня” или “субботников” и их лжеучения», «Апологетика Библии: Ответы критикам Св. Писания и безбожникам»; адвентистов седьмого дня: «Серия Проповедей», «Сборник духовных песнопений»; православных проповедников: «У адвентистов», «Почему христиане празднуют воскресенье, а не субботу (Ответ адвентистам седьмого дня)», «Апологетические очерки сектантства. Новая американская секта пятидесятников-пентикостолов».
Вся совокупность источников позволяет восстановить основные этапы истории религиозной жизни христианских меньшинств Маньчжурии в 1896–1945 гг. и решить поставленные задачи.
Научная новизна работы состоит в следующем:
1. Впервые в российской историографии проведено системное исследование религиозной жизни христианских конфессий (католицизм и
протестантизм) в населенных пунктах полосы отчуждения КВЖД в среде российской эмиграции в 1896–1945 гг.
2. Значительная часть источников диссертационного исследования введена в научный оборот впервые. Впервые в российской историографии темы использованы документы из архивов Республики Польша.
3. В работе предложена периодизация истории христианских меньшинств, включающая три этапа. Раскрываются основные тенденции и особенности развития христианских общин Маньчжурии, прослеживается своеобразие и изменчивость государственной вероисповедной политики на представленной территории.
4. Детализирована картина религиозной жизни на территории Маньчжурии, обобщен большой фактический материал, относящийся к важнейшим духовным событиям российской эмиграции. В работе приведены сведения об основных конфессиональных лидерах христианских общин и их
вкладе в работу миссий, отмечается численность верующих разных церквей.
5. Выявлено преобладание национального компонента в жизни христианских общин над религиозным. Показано, что после утраты российскими религиозными структурами в эмиграции связей с прежними центрами в СССР меняется административно-структурное подчинение миссий, его основой часто
становится национальная принадлежность паствы. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в углублении знаний в области истории эмиграции и истории религиозных организаций. Работа содержит новые выводы о жизни церквей в эмиграции. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке пособий, монографий, музейных экскурсий и подготовке учебных лекций по истории российской эмиграции, истории религиозной жизни Дальнего Востока.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были изложены в 11 публикациях, в том числе 6 в изданиях из
перечня ведущих рецензируемых научных журналов, включённых Высшей аттестационной комиссией России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание учёной степени кандидата и доктора наук, в том числе в «Электронном научно- образовательном журнале “История”», включенном в международную базу цитирования Scopus. Основные выводы и положения работы были апробированы на 7 международных, 3 всероссийских и 1 межрегиональной конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Хабаровске и Харбине, при чтении публичной лекции на тему «Польские католики в Маньчжурии (1897–1960-е гг.)» на кафедре русистики Варшавского университета (Польская Республика, г. Варшава).
Структура работы.Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на три параграфа каждая, заключения, списка сокращений, списка использованных источников и литературы, восьми приложений.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!