Художественное проектирование изделий графического и текстильного дизайна в стилистике стрит-арта
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СТРИТ-АРТА КАК
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯВЛЕНИЯ……………..…………………….……….10
1.1. Возникновение и этапы становления художественного явления стрит-
арт…………………………………………………………………………………10
1.2. Первоисточники мотивов и образов стрит-арта……………….…………..29
1.3. Выводы по первой главе……………………………………………………34
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ
КОМПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННОГО СТРИТ-АРТА…………………………..36
2.1. Виды и стили современного стрит-арта…………………………………….36
2.2. Основные направления российского стрит-арта……………………….….53
2.3. Проектные принципы и методы создания композиций современного
стрит-арта…………………………………………………………..…………….59
2.4. Выводы по второй главе…………………………………………………….78
ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ
ГРАФИЧЕСКОГО И ТЕКСТИЛЬНОГО ДИЗАЙНА В СТИЛИСТИКЕ СТРИТ-
АРТА……………………………………………………………………..……….82
3.1. Стрит-арт и графический дизайн. Влияние и взаимодействие…………….82
3.2. Стилистика стрит-арта в современном графическом дизайне……………106
3.3. Художественное проектирование изделий текстильного дизайна в
стилистике стрит-арта………………………………………………………….117
3.4. Выводы по третьей главе..………………………………………………….130
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ….…………………………………………………………..134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..……………………………………….…………141
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и основ- ные задачи работы, определены объект, предмет и границы исследования, описана научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов работы.
В главе I «Возникновение и становление стрит-арта как художественного яв- ления» было установлено, что граффити и стрит-арт – различные понятия, где пер- вое представляется как молодежная субкультура, основанная на повторении автор- ской сигнатуры в публичном пространстве с целью привлечения внимания граф- фити-райтеров, и только после – широкого зрителя, а стрит-арт — это современная художественная практика, основной целью которой является диалог с неподготов- ленным зрителем. Отличительным признаком стрит-арта, отделяющим его от граф- фити, является использование творческих, художественных методов создания про- изведения с целью достижения контекстуального эстетико-коммуникативного эф- фекта.
Зародившись в Америке в первой половине 1990-х, современный стрит-арт за последние десятилетия прошел три основных этапа становления, в течение ко- торых совершенствовались его технические приемы и творческие методы, от спо- соба самовыражения маргинальных групп он стал признанным видом искусства, объектом собирательства, музеефикации и успешных продаж. Ключевую роль в развитии стрит-арта сыграли художники Ж.М. Баския, К. Харинг, Ш. Фейри и Бэн- кси. Среди художников можно выделить шесть поколений, каждое из которых при- вносило новые технические методы и приемы создания произведений стрит-арта.
Первоисточники мотивов и образов стрит-арта уходят корнями в субкуль- туру граффити и других неформальных городских художественных практик, вби- рают в себя шрифтовые, сюжетные и фотоизображения из общедоступных ре- кламно-коммуникативных ресурсов, массовой культуры и современного искус- ства. Основными первоисточниками мотивов и образов современного стрит-арта
являются: графический лексикон субкультуры граффити и неформальных город- ских художественных практик, городская рекламно-коммуникативная графика (то- варные знаки, логотипы, пиктограммы), газетно-журнальные типографика и сю- жетные изображения (иллюстрации, карикатуры, комиксы), печатные плакаты и постеры (рекламные, политические, художественные); фото-графика (фотоизобра- жения культовых персон, знаковых событий и символов); видео-арт (эстетика ви- деоклипов и видеоигр), образный язык современного станкового и монументаль- ного искусства.
В главе II «Основные направления и принципы создания композиций совре- менного стрит-арта» было определено, что основными видами современного стрит- арта являются следующие: паблик-арт, пост-граффити, принт-арт, инсталляции и перфомансы. К наиболее распространенным стилям современного стрит-арта отно- сятся следующие: стиль оп-арт, стиль поп-арт, реалистический стиль (мурализм), абстрактный стиль (цветопись и графика), трафаретный стиль (стенсил-арт), кал- лиграфические стрит-арт стили (леттеринг).
В своем современном состоянии стрит-арт предстает весьма разноликим, син- тетическим видом искусства, задействующим разнообразные изобразительные тех- ники, наиболее распространенные из которых – трафарет, спрей-арт, скретчинг, светопись, инсталляция.
К основным направлениям современного российского стрит-арта следует от- нести: художественно-изобразительный стрит-арт, в котором можно выделить про- странственно-средовые стрит-арт композиции, сюжетно-фигуративные стрит-арт композиции, абстрактно-декоративные стрит-арт композиции. Паблик-арт, в кото- ром следует выделить следующие разновидности: общественно-политический стрит-арт, рекламный стрит-арт, стрит-арт дизайн (суперграфические компози- ции). Шрифтовой стрит-арт, в котором выделяется текстовой концептуальный стрит-арт и стрит-арт каллиграфия (леттеринг). А также печатный стрит-арт, кото- рый имеет две основных разновидности – постер-арт и стикер-арт.
В современной России термин стрит-арт используется довольно широко и применяется для обозначения произведений визуального искусства, созданных на различных поверхностях публичного городского пространства, созданных как офи- циально, так и неофициально. Российские художники, сформировавшиеся в граф- фити-субкультуре и в среде неофициальных художественных практик за 20 лет своей активной работы совершили качественный скачок и сегодня являются пол- ноценными авторами, представляя собой часть поколения, имеющего определен- ные взгляды на современное искусство и способ творческого взаимодействия со зрителем. Многочисленные художественные выставки, высокие оценки зрителей и искусствоведов, наличие специализированных галерей и художественных институ- ций – все эти явления способствуют устойчивому развитию российского стрит- арта, не уступающего западным образцам.
В ходе эволюции стрит-арта сформировался ряд характерных проектных принципов этого вида искусства, обусловленных, прежде всего его контекстуаль- ностью. Среди проектных принципов современного стрит-арта следует выделить следующие:
1. Принцип новизны, привносимого в городскую среду смыслового, коммуни- кативного и эстетического контента;
2. Принцип сюжетно-композиционной актуальности;
3. Принцип доступности и узнаваемости для массового зрителя применяемого художественно-образного языка;
4. Принцип художественно-стилевого разнообразия;
5. Принцип контекстуальности, учет особенностей архитектоники и семан- тики городской среды, для которой проектируется произведение;
Методы создания композиций современного стрит-арта также имеют свою специфику, обусловленную необходимостью адаптации композиционных решений к существующей архитектонике и семантике объекта размещения и окружающей его среды. Выделяются следующие методы создания композиций современного стрит-арта:
1. Метод адаптации композиционных решений к нехарактерным для традици- онного монументального искусства нерегулярным полям изображения, смежным разнородным поверхностям и объемным элементам городской среды.
2. Метод включения функционально-утилитарных элементов городской среды в образный строй композиции;
3. Метод мультиплицирования идентичных изображений для заполнения больших плоскостей;
4. Метод соединения в одной композиции плоских и объемно-пространствен- ных изобразительных элементов;
5. Метод наложения однородных и (или) разнородных изобразительных эле- ментов;
6. Метод заимствования для последующего микширования изобразительных элементов из различных первоисточников.
Суперграфика – это актуальный тренд в современном стрит-арте, позволяю- щий радикальным образом видоизменять структурно-пластический образ как от- дельных элементов городской среды, так и целых кварталов.
Под суперграфикой подразумевается изобразительное решение, как бы «нало- женное» на самостоятельно существующий объемно-пространственный объект (сооружение, изделие, поверхность), основанное на контрастном или согласован- ном взаимодействии структурно-морфологической базы изображения, вызываю- щее визуальное ощущение принципиально новой формы или пространства.
Стрит-арт эстетически трансформирует городскую среду в случае, когда между цветодекоративно-графической системой стрит-арта и архитектоникой объ- екта городской среды устанавливается эстетически обусловленное взаимодей- ствие. Оно может быть трех видов: контрастное – когда стрит-арта выступает авто- номно, контрастируя с архитектоникой городской среды. Гармоническое согласо- ванное, когда цветографика стрит-арта активно взаимодействует с архитектоникой
городской среды, образуя «эстетический контрапункт», а также локальное взаимо- действие, когда отдельные элементы цветографики вписаны в существующую ар- хитектонику городской среды.
Главная особенность суперграфики стрит-арта заключается в зрительном пре- образовании графическими средствами объемной формы, в атектоничности цвето- графического решения. Активность взаимодействия с формой обусловлена само- стоятельностью цветографики относительно объемно-пространственной формы.
Для оценки художественного уровня стрит-арт композиций основными явля- ются следующие специфические и общие критерии:
1. Степень адаптированности стрит-арт композиции к среде (объекту) разме- щения.
2. Уровень эстетической обусловленности взаимодействия стрит-арт компози- ции с архитектоникой (объектам) городской среды.
3. Уровень исполнения, степень владения техниками стрит-арта и артистизм.
4. Гармоничность взаимодействия разнородных элементов стрит-арта (плос- костных, рельефных, объемно-пространственных) в рамках одного проекта.
5. Убедительность ритмико-пластической организации стрит-арт композиции и цельность пространственного восприятия, доступность считывания с различных ракурсов.
6. Образно-художественная и коммуникативная содержательность, выражен- ная в оригинальной и доступной форме, способная привлечь массового зрителя.
В главе III «Художественное проектирование изделий графического и тек- стильного дизайна в стилистике стрит-арта» было установлено, что в наши дни стрит-арт является неотъемлемой частью визуального образа современной город- ской среды, в которой графический дизайн в различных его формах играет веду- щую роль. Стрит-арт и графический дизайн в значительной степени «работают» на одном изобразительном поле и используют сходный художественно-образный язык.
Во второй половине 1980-х годов развитие стрит-арта происходило под мощ- ным воздействием графического дизайна городской среды крупных мегаполисов. Графический дизайн уличных и журнальных плакатов, рекламы, логотипов и тор- говых знаков – это стало своеобразной энциклопедией мотивов и образно-графиче- ских приемов для уличных художников.
Если на начальном этапе развития стрит-арта уличные художники вдохновля- лись графическим дизайном, то в настоящее время отмечается обратный процесс – с ростом своей популярности стрит-арт все активнее проникает в различные обла- сти графического дизайна.
Влияние стрит-арта на графический дизайн осуществляется посредством вос- произведения присущих стрит-арту техник (трафарет, спрей-арт, принт-арт и кол- лаж), использования его стилеобразующих и структурных элементов (теги, граф- фити-шрифты, стрит-арт каллиграфия), заимствования характерных художествен- ных приемов и принципов уличного искусства (принципа контекстуальной игры, визуальной и смысловой альтернативности), а также посредством интервенции из- вестных стрит-арт персоналий на профессиональное поле графического дизайна.
В графическом дизайне задействуются те элементы стрит-арта, которые явля- ются его визуальными маркерами, определяют его сущностную айдентику и кон- текстуальную парадигму.
Стилистика стрит-арта в графическом и текстильных дизайнах – это характер- ные технические, композиционно-изобразительные и коммуникативно-смысловые компоненты уличного искусства, которые задействуются в различных формах и со- четаниях при создании или оформлении изделия.
Уличная мода, являющаяся одним из главенствующих направлений современ- ного текстильного дизайна, построена на контрастном взаимодействии художе- ственных приемов и образов нонконформистских субкультур и авангардных направлений современного искусства, к числу которых относится стрит-арт.
Текстильный дизайн, чуткий к изменениям общественных вкусов и моды, за- кономерно воплощает в своих изделиях передовые для своего времени тренды.
Бренды одежды и аксессуаров, особенно спортивно-молодежного ассортимента, выпускают изделия с элементами стрит-арт стилистики, а также приглашают к кол- лаборации известных стрит-арт-художников.
К основным элементам стилистики стрит-арта, который воспроизводит совре- менный текстильный дизайн, следует отнести имитацию техники трафарета, спрей- арта, ручной каллиграфии и многослойного коллажа, выполненные в как бы небрежной манере с потеками краски, непрокрашенными участками, разрывами и наложениями изображений. Вышеуказанные элементы используются в качестве декора на текстиле либо в виде монораппортных крупноформатных сюжетно- шрифтовых композиций, либо, в случае их многократного повторения – в виде спе- цифической фактуры, которая может быть использована при создании раппортных печатных орнаментов. Кроме того, элементы стилистики стрит-арта размещаются на разного рода вставках, аппликациях, кайме, как правило, в местах традицион- ного расположения орнаментальных элементов костюма, знаковых элементах спортивной одежды и униформы. Среди элементов стрит-арта в текстильном ди- зайне наиболее часто используются:
● Буквенно-шрифтовые монокомпозиции-теги
● Авторские логотипы и персонажи (маскоты) стрит-арт художников
● Стрит-арт каллиграфия
Еще одним важным элементом, присутствующим в разработках текстильных дизайнеров следует признать моно-раппортные, крупноформатные (на всю пло- щадь изделия) сюжетно-шрифтовые композиции, обычно выполненные в манере, имитирующие трафаретно-аэрозольную технику. Вышеуказанные «спецэффекты» в случае их многократного повторения и (или) наложения формируют специфиче- ские для стилистики стрит-арта фактуры, стилизация под которые также широко практикуется в дизайне текстиля в том числе при создании раппортных печатных орнаментов.
Стилистика стрит-арта получила широкое распространение в современном текстильном дизайне по ряду причин, среди которых: широкая молодежная целевая
аудитория, восприимчивая к стрит-арту, доступность и доходчивость послания, нацеленность на быстрый отклик и коммуникацию.
Художественное проектирование изделий текстильного дизайна в стилистике стрит-арта представляется возможным разделить на следующие основные этапы:
1. Подготовительный этап. Отбор и адаптация проектного материала;
2. Разработка композиционной схемы, на основе принципов и методов стрит-
арта и (или) традиционной включающей мотивы стрит-арта;
3. Доработка окончательного варианта композиции. Масштабирование, муль-
типлицирование и гармонизация стилистических элементов стрит-арта;
4. Выбор цветографического решения;
5. Выполнение в материале.
В проектном процессе задействуется личный творческий опыт исполнителя,
а также элементы стилистики стрит-арта из внешних источников. Успешное дости- жение поставленной цели невозможно без учета рекомендаций текстильных дизай- неров и стилистов, а также технологических возможностей производства.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
Современный стрит-арт является одним из наиболее динамично развиваю- щихся и относительно новых для нашей страны видов монументально-декоратив- ного искусства, роль и востребованность которого неуклонно возрастает в совре- менную эпоху доминирования информационной-коммуникативной составляющей общественно-культурной жизни урбанистического социума.
Граффити и стрит-арт являются обособленными направлениями, различ- ными по своей природе; граффити – это субкультура, основанная на повторении авторской сигнатуры в публичном пространстве с целью привлечения внимания граффити-райтеров, и только после – широкого зрителя; в основе стрит-арта – диа- лог с массовым неподготовленным зрителем, что обуславливает более широкие возможности для визуальной репрезентации и контекстуального посыла.
Истоки мотивов и образов стрит-арта как синтетического вида искусства раз- нообразны, они включают городскую рекламно-коммуникативную графику, га- зетно-журнальную и плакатную типографику, фото-графику и видео-арт, а также графический лексикон городских неформальных художественных практик и образ- ный язык современного станкового и монументального искусства.
Современный стрит-арт представляется возможным классифицировать на виды по художественно-проектным принципам. Основными видами современного стрит-арта являются: паблик-арт, пост-граффити, принт-арт, инсталляции и перфо- мансы. К наиболее распространенным стилям современного стрит-арта относятся следующие: стиль оп-арт, стиль поп-арт, реалистический стиль (мурализм), аб- страктный стиль (цветопись и графика), трафаретный стиль (стенсил-арт), калли- графические стрит-арт стили (леттеринг).
В ходе эволюции стрит-арта сформировался ряд характерных проектных принципов этого вида искусства, обусловленных, прежде всего его контекстуаль- ностью. Среди проектных принципов современного стрит-арта выделяются следу- ющие: принцип новизны, привносимого в городскую среду смыслового, коммуни- кативного и эстетического контента; принцип сюжетно-композиционной актуаль- ности; принцип доступности и узнаваемости для массового зрителя применяемого художественно-образного языка; принцип художественно-стилевого разнообразия; принцип контекстуальности, учет особенностей архитектоники и семантики город- ской среды, для которой проектируется произведение.
Методы создания композиций современного стрит-арта имеют свою специ- фику, обусловленную необходимостью адаптации композиционных решений к су- ществующей архитектонике и семантике объекта размещения и окружающей его среды. Выделяются следующие методы создания композиций современного стрит- арта: метод адаптации композиционных решений к нехарактерным для традицион- ного монументального искусства нерегулярным полям изображения, смежным раз- нородным поверхностям и объемным элементам городской среды; метод включе- ния функционально-утилитарных элементов городской среды в образный строй
композиции; метод мультиплицирования идентичных изображений для заполне- ния больших плоскостей; метод соединения в одной композиции плоских и объ- емно-пространственных изобразительных элементов; метод наложения однород- ных и (или) разнородных изобразительных элементов; метод заимствования для последующего микширования изобразительных элементов из различных первоис- точников.
Суперграфика – актуальный тренд в современном стрит-арте, позволяющий радикальным образом видоизменять структурно-пластический образ как отдель- ных элементов городской среды, так и целых кварталов. Главная особенность су- перграфики стрит-арта заключается в зрительном преобразовании графическими средствами объемной формы, в атектоничности цветографического решения.
Для оценки художественного уровня стрит-арт композиций основными явля- ются следующие специфические и общие критерии: степень адаптированности стрит-арт композиции к среде (объекту) размещения, уровень эстетической обу- словленности взаимодействия стрит-арт композиции с архитектоникой (объектам) городской среды, уровень исполнения, степень владения техниками стрит-арта и артистизм, гармоничность взаимодействия разнородных элементов стрит-арта (плоскостных, рельефных, объемно-пространственных) в рамках одного проекта, убедительность ритмико-пластической организации стрит-арт композиции и цель- ность пространственного восприятия, доступность считывания с различных ракур- сов, образно-художественная и коммуникативная содержательность, выраженная в оригинальной и доступной форме, способная привлечь массового зрителя.
Стилистика стрит-арта в дизайне – это характерные технические, композици- онно-изобразительные и коммуникативно-смысловые компоненты уличного ис- кусства, которые задействуются в различных формах и сочетаниях при создании или оформлении изделия.
Проникновение стилистики стрит-арт в современный графический и текстиль- ный дизайн осуществляется посредством воспроизведения присущих стрит-арту
техник (трафарет, спрей-арт, принт-арт и коллаж), использования его стилеобразу- ющих и структурных элементов (теги, граффити-шрифты, стрит-арт каллиграфия), заимствования характерных художественных приемов и принципов уличного ис- кусства (принципа контекстуальной игры, визуальной и смысловой альтернативно- сти), а также посредством интервенции известных стрит-арт персоналий на про- фессиональное поле графического и текстильного дизайна.
В графическом и текстильном дизайне задействуются те элементы стилистики стрит-арта, которые являются его визуальными маркерами, определяют его сущ- ностную айдентику и контекстуальную парадигму.
Стрит-арт является неотъемлемой частью визуального образа современной го- родской среды, в которой графический дизайн в различных его формах играет ве- дущую роль. Стрит-арт и графический дизайн в значительной степени «работают» на одном изобразительном поле и используют сходный художественно-образный язык. Если на начальном этапе развития стрит-арта уличные художники вдохнов- лялись графическим дизайном, то в настоящее время отмечается обратный процесс – с ростом своей популярности стрит-арт все активнее проникает в различные об- ласти графического дизайна.
Уличная мода, являющаяся одним из главенствующих направлений современ- ного текстильного дизайна, построена на контрастном взаимодействии художе- ственных приемов и образов нонконформистских субкультур и художественных направлений, к числу которых, в первую очередь, относятся граффити и стрит-арт.
Текстильный дизайн, чуткий к изменениям общественных вкусов и моды, за- кономерно воплощает в своих изделиях востребованную стилистику стрит-арта. Бренды одежды и аксессуаров, особенно спортивно-молодежного ассортимента, выпускают изделия с элементами стрит-арт стилистики, а также приглашают к кол- лаборации известных стрит-арт-художников.
Художественное проектирование изделий текстильного дизайна в стили- стике стрит-арта должно включать следующие основные этапы: подготовительный этап. Отбор и адаптация проектного материала – элементов и мотивов стрит-арта;
разработку общего композиционного решения на основе принципов и методов стрит-арта или на основе традиционной схемы, включающей мотивы стрит-арта; доработку окончательного варианта композиции, масштабирование, мультиплици- рование и гармонизацию стилистических элементов стрит-арта, ее составляющих; выбор цветографического решения.
Применение творческих методов стрит-арта предоставляет возможности акту- ализировать традиционные образно-художественные решения и подходы, а также усилить коммуникативный аспект при проектировании изделий как графического, так и текстильного дизайна.
Приоритет коммуникативного аспекта, нацеленность на быструю считывае- мость «визуального месседжа», обеспечивающие широкий охват аудитории, явля- ются важными преимуществами стрит-арта. В отличие от классического монумен- тального искусства, которое создавалось с расчетом на бытование в течение жизни нескольких поколений, стрит-арт ориентирован на динамичную смену городских декораций. Он нацелен на быстрый отклик на мировые и локальные события и ху- дожественные тренды.
В коллекциях знаменитых модных домов нехарактерные для высокой моды элементы стрит-арта выступают как бы антитезой или эстетическим контрапунк- том гламурному блеску и роскоши. Элементами стрит-арта, получившими наибольшее распространения в текстильном дизайне, являются те из них, которые в наибольшей степени отражают характерные для этого вида искусства техниче- ские приемы и образно-графический язык.
Количественный рост проникновения элементов стрит-арта в графический и текстильный дизайн шел параллельно росту популярности и востребованности стрит-арта как искусства и в соответствии со степенью освещения этого явления в средствах массовой информации и коммуникации.
Широкие перспективы для применения и необходимость повышения эстети- ческого уровня объектов стрит-арта вызывают потребность в особой художествен-
ной подготовке специалистов для данного направления, в которой обучение про- фессиональным методикам стрит-арта сочеталось бы с освоением творческого наследия академического искусства и современной проектной культуры.
Художественное явление стрит-арт является неотъемлемой частью
современной визуальной культуры и развивается в неразрывной связи с
общими процессами в области современного искусства и художественного
проектирования. Стрит-арт художники, становление которых происходило в
среде так называемого уличного искусства, сегодня становятся активными
участниками культурного диалога, предлагают новые художественные и
проектно-технологические решения и собственные творческие концепции
исполнения проектов в области графического и текстильного дизайна.
Относительно новое художественное явление сегодня рассматривается
большинством исследователей как особая художественная практика,
необходимость исследования и определения критериев оценки которой стоит
сегодня в повестке дня.
Актуальность темы определяется:
1. Перспективностью использования проектных принципов и методов
современного стрит-арта в графическом и текстильном дизайне;
2. Возможностью актуализировать за счет творческих методов стрит-арта
традиционные образно-художественные решения и подходы при
проектировании объектов графического и текстильного дизайна;
3. Возможностью усиления коммуникативного аспекта в текстильном и
графическом дизайне способами и методами, разработанными
современными стрит-арт художниками;
4. Отсутствием научных исследований по теории и практике
проектирования графического дизайна и текстиля в востребованной у
потребителя стилистике стрит-арта.
Объектом научного исследования являются наиболее значимые
произведения современного стрит-арта, рассмотренные в контексте их
взаимодействия с современным графическим и текстильным дизайном.
Предметом научного исследования являются проектные принципы и
творческие методы стрит-арта, оказывающие существенное влияние на
современный графический дизайн.
Целью работы является формирование научной базы, необходимой для
исследования влияния стрит-арта как художественного явления на теорию и
практику современного графического и текстильного дизайна. Для
достижения данной цели в диссертации решались следующие задачи:
1. Исследовать процесс возникновения и периодизировать этапы
становления художественного явления стрит-арт.
2. Осуществить типизацию основных направлений современного стрит-
арта и классифицировать базовые принципы, используемые для
создания художественных произведений в данной области творчества.
3. Определить степень влияния и характер взаимодействия стрит-арта и
графического и текстильного дизайна в процессе художественного
проектирования дизайн-объектов.
Гипотеза исследования. Отличительным признаком стрит-арта,
отделяющим его от граффити, является использование творческих,
художественных методов создания произведения с целью достижения
контекстуального эстетико-коммуникативного эффекта. Специфика методов
создания композиций современного стрит-арта обусловлена необходимостью
адаптации композиционных решений к существующей архитектонике и
семантике объекта размещения и окружающей его среды.
1.Цыгина Н.А. Уличное искусство в контексте современной
визуальной культуры: дис. кандидата искусствоведения: 17.00.04, Москва,
2015. – 195 с.
2.Wacławek А. Graffiti and Street Art. London: Thames and Hudson,
2011. 208 p. – ISBN 978-0-5002-0407-8.
3.Вильчинская-Бутенко М. Э. Урбанистическое искусство в
отечественных исследованиях // Известия высших учебных заведений.
Технология легкой промышленности. 2016. Т. 33, № С. 52–73
4.Вешнев В.П., Ткач Д.Г. Современный российский стрит-арт.
Становление и развитие // Вестник славянский культур. – 2021. – № 59. – С.
343-351.
5.Schacter R. The World Atlas of Street Art and Graffiti. – Yale
University Press, 2013. – 400 p. – ISBN: 9780300199420.
6.Von Joel, M.: Urbane Guerrillas: street art, graffiti & other vandalism.
State Art 1,4 (2006)
7.Голынко Вольфсон Д. Стрит-арт: теория и практика обживания
уличнойсреды//Художественныйэлектронныйжурнал.URL:
http://moscowartmagazine.com/issue/16/article/225(датаобращения:
03.02.2022).
8.Эстетика стрит-арта: сборник статей / под общ. ред. К. А. Куксо-
Бутенко. СПб.: Изд-во СПбГУПТД, 2017. 96 с.
9.Самутина Н., Запорожец. О. Стрит-арт и город // Laboratorium:
Журнал социальных исследований. 2015. № 2. C. 5-7.
10.Ancelet Jeanine. The history of graffiti. London: London’s Global
University, 2006.
11.Михеев С.М. Заметки о надписях-граффити новгородского
Софийского собора. Ч. I // Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2010, №2
(40). – С. 91- 102.
12.Михеев С. М. Заметки о надписях-графитти новгородского
Софийского собора. Ч. II // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 3
(41). – С.74-84.
13.Martha Cooper, Henry Chalfant. Subway Art. – Thames and Hudson,
2015. – 128 p. – ISBN: 9780500292129
14.Stowers George C. Graffiti Art: An Essay Concerning The Recognition
of Some Forms of Graffiti As Art // HipHop-Network. 2009.
15.Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии
дизайна: Учеб. пособие. – М.: МЗ Пресс, 2001. – 252 с.
16.Stewart J. Graffiti Kings: New York City Mass Transit Art of the 1970s.
– Melcher Media, 2009. – 224 p.
17.Schloss, Joseph G. Foundation: B-boys, B-girls and Hip-Hop Culture
in New York. Нью-Йорк, Oxford University Press, 2009.
18.Jay Edlin. Graffiti 365. – Abrams, 2011. – 744 р. – ISBN:
9780810997448.
19.Mariduena Alain. Part one / Alain Mariduena. Берлин, From here to
fame, 2009.
20.Jeff Ch. Can’t Stop Won’t Stop: A History of the Hip Hop Generation.
– St. Martin’s Press, 2005. – 546 p.
21.Mcdonald Nancy. End to end: A piece covering the entire length of a
train carriage. The Graffiti Subculture: Youth, Masculinity and Identity in London
and New York, Нью-Йорк, Palgrave Macmillan, 2001.
22.Powers S. The Art of Getting Over. Graffiti at the Millennium. – St.
Martin’s Press, 1999. – 160 p.
23.Tristan Manco. Lost Art & Caleb Neelon, Graffiti Brazil. Лондон,
Thames and Hudson, 2005.
24.Журнал Petrograff #3, Санкт-Петербург, 2013 с. 151. URL:
https://petrograff.ru/issues/ (дата обращения: 03.02.2022).
25.Боев А.А. Единое культурное пространство – пространство
единой культуры // Социальная теория и современность. – Москва: Луч, 1993.
– № 9. – 174 с.
26.Цыгина Н. А. Стрит – арт в галерейном пространстве //
Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник
МГХПУ. – 2013. № 4. – 12 с.
27.Вешнев В.П., Ткач Д.Г. Современный стрит-арт: техники и
творческие методы // Декоративное искусство и предметно-пространственная
среда. Вестник МГХПА – М., Московская государственная художественно-
промышленная академия им. С.Г. Строганова 2019. – № 3 Часть 1. – c. 373-379.
28.Кудряшов И. С. Стрит-арт как феномен современной культуры:
проблемы генезиса и семиотические особенности // Критика и семиотика.
2014.№2.С.220–233.URL:
www.philology.nsc.ru/journals/kis/pdf/CS_21/cs021kudryashov.pdf(дата
обращения: 03.02.2022).
29.Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология
восприятия. М.: МГУ, 1973.
30.Shaer Matthew. “Pixnit Was Here”, The Boston Globe, 2007.
31.Паша183.Нашеделоподвиг!М.:Московскиймузей
современного искусства, 2014.
32.Labonte, Paul. All City: The book about taking space. Торонто, ECW
Press, 2003.
33.Ganz Nicolas. Graffiti World. Нью-Йорк, Abrams, 2006
34.Цыгина Н. А. Граффити – искусство рубежа веков // Декоративное
искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ. – 2013. №
4. – 13 с.
35.Вешнев В.П. Эволюция техники и стиля художественных
граффити в период с 1970-х по 2000-е годы // Дизайн, технологии и инновации
в текстильной и легкой промышленности (ИННОВАЦИИ-2018): сборник
материалов Международной научно-технической конференции – М., ФГБОУ
ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2018. – Часть 4. – c. 37-41.
36.McCormick C. Trespass: A History оf Uncommissioned Urban Art.
Tashen, 2010. 310 p. – ISBN: 9783836509640.
37.Tristan Manco. Stencil Graffiti / Tristan Manco. London: Thames &
Hudson, 2002. – 108 р. – ISBN: 9780500283424.
38.Sybille Prou. Blek le Rat – Getting through the Walls, Thames &
Hudson, 2008.
39.Born in the streets. Париж, Fondation Cartier pour l’art contemporain,
2009.
40.Розенсон И.А. Основы теории дизайна: учебник для вузов. –
Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 219 с.
41.Чагина С. Энциклопедия российского уличного искусства. М.:
Артмоссфера, 2019. 312 с.
42.Котломанов А. О. Паблик-арт: страницы истории. Торжество
концептуализма. Биеннале, конкурсы, арт-проекты // Вестник Санкт-
Петербургского университета. 2015. Сер. 15. Вып. 3. С. 5–19.
43.Ткачева Д.С. – Между искусством и обществом. К проблеме
термина «паблик арт» // Культура и искусство. – 2017. – № 12. – С. 77 – 84.
44.Бхаскаран, Л. Дизайн и время: стили и направления в современном
искусстве и архитектуре / Лакшми Бхаскаран; пер. с англ. И. Д. Голыбиной. –
М., 2006.
45.Белошейкина, В. В. Оптические иллюзии в искусстве и дизайне /
В. В. Белошвейкина // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011.
№ 4. С. 76-79.
46.КузьминаM.Поп-арт,оп-арт,кинетическоеискусство.
Модернизм. М.: Сов.художник, 1969. – 196 с. : ил.
47.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.:
Издательство «Прогресс», 1974. – 392 с.
48.Вешнев В.П. Оп-арт композиции современного стрит-арта как
элементдизайнапространственнойсреды//Актуальныепроблемы
монументального искусства: сборник научных трудов – СПб., ФГБОУВО
«СПбГУПТД», 2020 – с. 334-338.
49.Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1.
Проблемы формообразования. Мастера и течения. – М.: Стройиздат, 1996.
50.Баранов Н.В., Шквариков В.А. и др. Основы советского
градостроительства. – М. : Стройиздат, 1966 -.Т. 1. 415 с.
51.Луначарский A.B. Ленин о монументальной пропаганде // Ленин
и изобразительное искусство. – М., 1977, с. 318-320.
52.Аникина Н.И. Иллюзии и реальность: творчество московских
монументалистов 70–90-х годов глазами заинтересованного наблюдателя.
Екатеринбург. Советский художник, 2005.
53.Короткая E.H. План монументальной пропаганды как пример
социального дизайна// Дизайн. Сборник научных трудов. Выпуск 2. М.: НИИ
PAX, 1993. – С. 109-126.
54.РябушинA.B.Гуманизмсоветскойархитектуры.–М.:
Стройиздат, 1986. -153 с.
55.Шимко В.Т., Волков М.М. Реализация идей монументальной
пропаганды в градостроительном проектировании // Учебное пособие. – М.:
Издательство МАРХИ, 1983. 214 е.: ил.
56.Поносов И. Г. Искусство и город: Граффити, уличное искусство,
активизм. М.: Игорь Поносов, 2016. 208 с.
57.Радя Т. Все, что я знаю об уличном искусстве // Премия
Кандинского.URL:http://www.kandinskyprize.ru/timofej-radya-2/(дата
обращения: 10.06.2021).
58.Акиндалова Т. А. Искусство XX века в поисках новой парадигмы
/ Т.А. Акиндалова // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6. Философия,
политология, психология, право, международные отношения. – Санкт –
Петербург, 2003. – № 9. – 53 с.
59.Бишоп К. Социальный переворот в искусстве / К. Бишоп //
Художественный журнал. – Москва : SLOVO, 1991. – №58/59. – 36 с.
60.Ващекин Н.П., М.А. Мунтян, А.Д. Урсул. Глобализация и
устойчивое развитие. – М., 2002.
61.Тейлор Б. Art Today. Актуальное искусство 1970-2005 гг. / Б.
Тейлор; пер. с англ. Э. Меленевская. – Москва: СЛОВО/SLOVO, 2006.
62.Вешнев В.П., Ткач Д.Г. К вопросу применимости термина
«Российское уличное искусство» // Всероссийская научно-практическая
конференция «ДИСК-2017» – Сборник материалов – М., ФГБОУ ВО «РГУ им.
А.Н. Косыгина, 2017. – Часть 3. – c. 142-146.
63.СудаковаО.Н.Урбанистическоеискусство:территория
социальных интересов или разговор о новой форме эстетики // Труды
института бизнес-коммуникаций / под общ. ред. М. Э. Вильчинской-Бутенко.
СПб.: Изд-во СПбГУПТД, 2017. Т. 2. 187 с.
64.Вешнев В.П., Ткач Д.Г. Стрит-арт в средовом дизайне (Опыт
художников при создании монументальных художественных произведений) //
Современные инженерные проблемы в производстве товаров народного
потребления – сборник научных трудов – М., РГУ Им. А.Н. Косыгина, 2019. –
Часть 3. – c. 199-202.
65.Пухов П. О проекте «Поджигателям мостов – посвящение». URL:
http://www.183art.ru/most/firemost.html (дата обращения: 03.02.2022).
66.Паршина Е.В. Роспись стен как составляющая образно-
стилистического решения интерьерного пространства // Вестн. молодых
ученых С.-Петерб. гос. ун-та технологии и дизайна. – СПб., 2012. – Вып. 3:
Искусствоведение и дизайн.
67.Shepard F. OBEY: Supply & Demand – The Art of Shepard Fairey.
Rizzoli, 2018. 448 p.
68.Вешнев В.П., Ткач Д.Г. Принципы и методы создания сюжетных
композиций современного стрит-арта // Вестник славянский культур. – 2021.
– № 62. – С. 357–371.
69.Чистякова М. Г. Измени пространство – измени жизнь: социально-
антропологические контексты стрит-арта / М. Г. Чистякова // Вестник
Тюменского государственного университета. 2013. – №10. – 48 с
70.Хан-Магомедов С.О. У истоков суперграфики и колористики/ В
кн.: Некоторые проблемы развития отечественного дизайна. М., 1983.
71.Швидковский O.A. Гармония взаимодействия (Архитектура и
монументальное искусство). М.: Стройиздат, 1988.
72.Хан-Магомедов, С. О. Пионеры советского дизайна. – М.: Галарт,
1995. 424 с.
73.URL: https://www.dezeen.com/2012/06/22/the-hive-apartment-by-itn-
architects (дата обращения: 03.02.2022).
74.Drucker, Johanna and Mc Varish, Emily. Graphic Design History: A
critical Guide. – PearsonEducation, 2009.
75.Jean michel basquiat. Fondation louis vuitton Published by GMD,
2018. – 322 p. – ISBN 9782072801525.
76.Banksy. Wall and Piece. London, the Random House Group Limited,
2005.
77.Яргина З.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991. – 366 е.: ил.
78.УспенскийА.АболонПолведерскийилиэкспансия
маргинального / А. Успенский // Искусство про искусство. Каталог выставка.
– Санкт-Петербург: Palace Editions, 2009. – 91 с.
79.Кумова М. Шрифт в айдентике, рекламе, многостраничниках,
упаковке, навигации и вебе. – Москва: как проект, Grey Matter, 2013. – 396 c.
80.Пурас И.Ю. Современные тренды в графическом дизайне // Бизнес
и дизайн ревю. – 2016. – Том 1. – № 2. – С. 8
81.Вешнев В.П., Ткач Д.Г. Стрит-арт и графический дизайн. Влияние
и взаимодействие // Декоративное искусство и предметно-пространственная
среда. Вестник МГХПА. – 2021. – № 4 Часть 2. – С. 113-126.
82.Турчин В. С. По лабиринтам авангарда / Турчин В. С. – М.:
Издательство МГУ, 1993.
83.Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного
дизайна. М.: Союз дизайнеров России, 2001. 424 с.; Т. 2. 392 с.
84.URL: https://medium.com/design-toast/graffiti-to-graphic-design-the-
pathway-from-illicit-to-commercial-1d2b2409a230 (дата обращения: 03.02.2022).
85.Ткач Д.Г., Вешнев В.П. Элементы стрит-арта в современном
текстильном дизайне. В сборнике: Дизайн, технологии и инновации в
текстильной и легкой промышленности (ИННОВАЦИИ-2020). Сборник
материалов Международной научно-технической конференции. – М.: ФГБОУ
ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2020. С. 212-214.
86.Sun-Young Kim. A Study on Graffiti Expressed in the Modern Fashion
// Journal of the Korean Society of Clothing and Textiles. 2007. № 31(5).
87.ВешневВ.П.Стрит-артстилистикавоформлениии
проектировании текстиля. В сборнике: Современные инженерные проблемы в
производстве товаров народного потребления. Сборник научных трудов
Международного научно-технического симпозиума; III Международного
Косыгинского Форума. Москва, 2021. С. 305-309.
88.Фоменко А. Граффити: после авангарда и китча / А. Фоменко //
Художественный журнал № 4, 2001. – 63 с.
89.Martha Cooper, Henry Chalfant. Subway Art. Henry Holt and
Company, 1984.
90.Фрисби Д. Разрушение города: социальная теория, мегаполис и
экспрессионизм. Хрестоматия по дисциплине «Современная урбанистика» / Д.
Фрисби. Екатеринбург: Просвещение, 2008. – 215 с.
91.URL:https://www.hennessy.com/en-int/stories/art-streets(дата
обращения: 03.02.2022).
92.Жердев Е.В. Художественная семантика дизайна. Метафорика.
М.: Аутопан, 1994.
93.ИконниковA.B.Искусство,среда,время:Эстетическая
организация городской среды. – М., 1985. – 217 с.
94.Вешнев В.П., Ткач Д.Г. Возникновение и развитие стрит-арта как
современного художественного явления // Проблемы и тенденции визуальных
искусств в пространстве современного культуры: сборник научных трудов –
М., РГУ им. А.Н. Косыгина, 2018. – c. 85-94.
95.Асс Е.В. Дизайн в контексте городской среды. Некоторые
теоретические и творческие проблемы // Техническая эстетика. Проблемы
дизайна городской среды. – М.: ВНИИТЭ, 1981, № 29.
96.Базазьянц С.Б. Художник, пространство, среда: монументальное
искусство и его роль в формировании духовно-материального окружения
человека. Художник и город. – М.: Советский художник, 1983.
97.Розенблюм Е.А. Художник в дизайне / Е.А.Розенблюм. – М.:
Искусство, 1974.
98.Костарева И. Пост-граффити: как стрит-арт становится предметом
музейногоискусства//DesignMate.URL:
https://designmate.ru/read/megapolis/post-graffiti (дата обращения: 03.02.2022).
99.Вейц М. Е. Проекты паблик-арта как диалог между художниками
и горожанами (на примере проекта «Критическая масса») // Журнал
исследований социальной политики. 2012. Т. 10, № 1. С. 95–108.
100. Смирнов А. В. Дворовое искусство как стратегия дизайна
городского пространства // Вестник СПбГУПТД. Серия 3: Экономические,
гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4. С. 135.
101. URL: https://plenum.ru/projects/tele2 (дата обращения: 03.02.2022).
102. Вешнев В.П. Что должен знать и уметь стрит-арт художник. В
сборнике: Проблемы преподавания творческих дисциплин в вузах дизайна и
прикладного искусства. Сборник научных трудов кафедры рисунка и
живописи. – М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2021. С. 44-47.
103. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. – Л.:
Художник РСФСР, 1984. 320 е.: ил.
104. Матюшин М. Опыт художника новой меры. Семиотика и
авангард: Антология / М. Матюшин. – Москва : Академический проект,
Культура, 2006. – 523 с.
105. Семенова Т.С. Цвет в городе. М.: «АртТ», 2007. -120 е.: ил.
106. Powers S. The Art of Getting Over. Graffiti at the Millennium. Нью-
Йорк, 1999.
107. Лернер Л. Паблик арт – это перепланировка реальности / Л.
Лернер // Theartmagazine. №3, 2013. – 32 с.
108. Невоструева Н.К. Городское культурное пространство как
предмет исследования (на примере Перми) к постановке проблемы / Н.К.
Невоструева // Вестник ПГТУ. Культура. История. Философия. Право. – 2010.
– №3. – 48 с.
109. Цыгина Н. А. Контекстуальность как основополагающее свойство
уличного искусства // Декоративное искусство и предметно- пространственная
среда. Вестник МГХПУ. – 2013. №1. – 20 с.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!