Идиомы с символическими компонентами у носителей русского и английского языков

📑 201 стр.
📅 2007 год
👀 30 просмотров
10 140 ₽
Стоила эта работа
Василиса П. студент
10 140 ₽
Стоила эта работа

ГЛАВА 1

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА» В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Ещё задолго до появления концепта «языковая картина мира», выдающиеся мыслители обращались к своим современникам и будущим поколениям сквозь пелену глубокого и близкого прошлого и пытались объяснить материальную и духовную сущность человека, его способность
осознавать, познавать, изменять мир и передавать о нём знания, главным образом, с помощью языка.
Понятие ЯКМ непосредственно восходит к идеям В. фон Гумбольдта, а также Л. Виттгенштейна, Л. Вайсгербера, Э. Сепира и Б. Уорфа.

§ 1 Историческое становление понятия «языковая картина мира»

1.1. Влияние учения В. фон Гумбольдта на формирование понятия языковой картины мира

Фундаментом, на котором было выстроено понятие ЯКМ, явилось учение В. фон Гумбольдта (1767 – 1835) о языке. Краеугольным камнем его учения выступает понятие «действительность», без которого невозможно построить правильные представления о связях языка с человеком и самим миром. Для В. фон Гумбольдта, как и многих его предшественников и современников, было очевидным существование объективного мира независимо от мысли, сознания и даже от самого человека, но в рамках человеческого разума. О субъективном образе объективного мира (ещё задолго до В. фон Гумбольдта) косвенно говорит древнегреческий философ Секст Эмпирик (200 ¬¬– 250). Философ приходит к выводу, что свойства и качества познаваемого предмета зависят как от его природы и отношения познающего субъекта, так и от взаимодействия с другими предметами, оценка которого осуществляется “движением мысли”. Вслед за И. Кантом, который считал, что идеальных пространственных конструкций не существует в природе, все идеализации являются творением человека и присущи не внешнему миру, а внутреннему, «трансцендентальному» миру человека, В. фон Гумбольдт рассматривает действительность в рамках национального языка. «Человек преимущественно … живёт с предметами так, как их преподносит ему его язык» [Гумбольдт, 2000, с.80]. Обозначая антиномию субъективности и объективности, В. фон Гумбольдт рассматривает язык как «промежуточный мир», как ещё один «мир, лежащий между миром внешних явлений и внутренним миром человека» [там же, с.13]. Автор показывает, что зафиксированная в языке действительность – это не есть окружающий нас мир сам по себе, это есть его подобие, наше представление о нём, в котором выражен «дух народа». По сути, он признаёт, что действительность – это не только природа и созданный человеком мир предметов, но и мир отношений человека к самому миру и к себе подобным.
Далее В. фон Гумбольдт развивает учение о внутренней форме языка как о специфическом для данного языка способе объединения звукового материала и психического содержания, «духа народа», которое легло в основу понятия ЯКМ. Понятие формы у В. фон Гумбольдта выходит за рамки грамматики и словообразования и связано с процессом формирования базовых слов.

Как известно, любой национальный язык накладывает определённый отпечаток на видение мира говорящих на этом языке. Именно язык даёт возможность человеку осознать свою духовную суть, постичь глубоко запрятанное в каждом из нас родовое сознание. В настоящее время вопрос о необходимости этого осознания встаёт особенно остро. Только при полном осознании себя можно достичь максимального понимания в процессе межкультурной коммуникации и посмотреть на мир глазами другого народа.
Несмотря на относительно длительную историю вопроса языковой картины мира (ЯКМ), которая насчитывает вот уже около сотни лет, многие аспекты, связанные с изучением этого феномена, всё ещё остаются в центре внимания не только лингвистики, но и других наук, где о ней заговорили сравнительно недавно.
В.И. Постовалова так определяет значение разработки понятия ЯКМ: «Понятие языковой картины мира позволяет глубже решать вопрос о соотношении языка и действительности, инвариантного и идиоматического, в процессах языкового “отображения” действительности как сложного процесса интерпретации человеком мира. …Понятие картины мира становится органически необходимым концептуальным элементом гносеологии, исходящей из идеи об истине как процесса движения от относительной истины к абсолютной» [Постовалова, цит. по Серебренников, 1998, с.18]. Для современной науки очень важно разработать методологии, методы и методики описания ЯКМ, определить чёткие границы собственно языковой и концептуальной картины мира, основанной на знании человека о действительности, а не только на значениях языковых знаков. В достаточной степени не исследовано также категориальное воздействие языка на мировосприятие и поведение человека, не построена пока инвариантная модель ЯКМ, наличие которой позволило бы по единым параметрам сопоставлять картины мира каких-либо языков, обусловленные различными типами культурного сознания.
В настоящее время понятие ЯКМ «можно считать одним из фундаментальных признаков идиоэтнической парадигмы в современной философии языка» [Радченко, 2002, с.141]. Однако до сих пор в дефинитивном аспекте наблюдается терминологическая диффузность данного концепта. Каждый исследователь в зависимости от своих теоретических и практических задач наполняет это абстрактное понятие своим содержанием и передаёт смысл своего понимания в определении.
Проблема символических свойств языка и языкового знака в рамках ЯКМ открывает перспективу более глубокого осмысления взаимосвязи языка и культуры. Широкое освещение этой проблемы дано в работах Ю.М. Лотмана, Кл. Леви-Строса, М.М. Маковского, Н.В. Иванова и других учёных. Символическое содержание, запечатлённое в лексической системе языка, во многом позволяет выявить особенности мировосприятия и мироощущения того или иного народа, поскольку в языковом знаке связь означающего и означаемого далеко не случайна.

Автономова 1986 – Автономова Н.С. Понимание, разум, метафора // Вопросы философии №7, 1986. – с. 79-81.
Алексеева 2001 – Алексеева Е.А. Семантические особенности лексики, связанной с обозначением объектов культурной символики // http: // www.sgu.ru/ faculties/ philological/ departments/ docs/ autorft. Php, 2001. – 18 с.
Алпатов 2005 – Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – 368 с.
Апресян В.Ю. / Апресян Ю.Д., 1993 – Апресян В.Ю., Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания, №3, 1993. – С. 27-25.
Апресян 1974 – Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. – М.: Наука, 1974. – 368с.
Апресян 1995 – Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного анализа // Вопросы языкознания, 1995, №1. – С. 37- 67.
Арнольд 2004 – Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. – М.: Просвещение, 2004. – 384с.
Арутюнова 1998 – Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 896 с.
Арутюнова 1979 – Арутюнова Н.Д. Языковая метафора // Лингвистика и поэтика. – М.: Наука, 1979. – с. 25 – 50.
Арутюнова 1976 – Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. – М.: Наука, 1976. – 383 с.
Арутюнова 1980 – Арутюнова Н.Д. К проблеме функциональных типов лексического значения // Аспекты семантических исследований: [Сб.] / Отв. ред. Н.Д.Арутюнова, А.А.Уфимцева. М.: 1980. – С. 156-249.
Арутюнова 1989 – Арутюнова Н.Д. Наивные размышления о наивной картине языка // Язык о языке. – М.: Наука, 1989. – С. 7-19.
Бабушкин 2001 – Бабушкин А.П. Возможные миры в семантическом пространстве языка. – Воронеж, Воронежский гос. университет, 2001. – 86 с.
Бахтин 1990 – Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990. – 543с.
Бенуас 2004 – Бенуас Л. Знаки, символы и мифы. – М.: «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. –160 с.
Бирдсли 1990 – Бирдсли М. Метафорическое сплетение // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. – С. 52-64.
Бирих 2005 – Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь: ок. 6000 фразеологизмов. – М.: Астрель: АСТ: Люкс, 2005. – 926 с.
Блэк 1990 – Метафора // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. –
с. 153-172.
Бородай 1996 – Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу. – М.:
Гнозис, 1996 – 376 с.
Бросс 1996 – Бросс Ж. Магия растений. – М.: REFL-book, 1995. – 288 c.
Булатова 1999 – Булатова А.П. Концептуализация знания в искусствоведческом дискурсе // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1999, №4. – С.34 – 49.
Булыгина / Шмелёв 2000 – Булыгина Т.В., Шмелёв А.Д. Перемещение в пространстве как метафора эмоций // Логический анализ языка: Языки пространств. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 277 – 288.
Вайсгербер 1993 – Вайсгербер Л. Родной язык и формирование духа. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 224 с.

Заказать похожую работу

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Понравилась эта работа?

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету