Игровая поэзия алтайцев: к проблеме классификации
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ ИГРОВОГО
ФОЛЬКЛОРА ………………………………………………………………………………………….. 13
1.1 Теоретические подходы к классификации игрового фольклора……………. 14
1.2 История изучения алтайских народных игр и игрового фольклора ………. 29
1.3 Классификация алтайского игрового фольклора ………………………………….. 38
Глава 2 ФОЛЬКЛОР НАРОДНЫХ ИГР АЛТАЙЦЕВ………………………………… 43
2.1 Поэзия «игровой прелюдии»……………………………………………………………….. 43
2.1.1 Игровые призывы – Ойынга кычыру…………………………………………………. 44
2.1.2 Жеребьевые сговорки – Јӧптӧжӧр сӧстӧр ………………………………………. 51
2.1.3 Считалки – Тооломоштор ………………………………………………………………… 56
2.2 Поэзия собственно народных игр ………………………………………………………… 65
2.2.1 Игровые приговорки – Баштану сöстöр ………………………………………….. 65
2.2.2 Игровые песни – Ойынныҥ кожоҥдоры …………………………………………… 78
2.2.3 Драматические игры – Кöрӱмји ойындар ………………………………………… 103
Глава 3 ФОЛЬКЛОР СЛОВЕСНЫХ ИГР АЛТАЙЦЕВ ……………………………. 119
3.1 Игра в скороговорки – Модорлош ……………………………………………………… 120
3.2 Словесное состязание – Чечеркеш …………………………………………………….. 130
3.3 Песенное состязание – Сöгӱш кожоҥ ………………………………………………… 136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 150
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………….. 156
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ……………………………………………………………………… 180
Приложение 1
Приложение 2
Во введении обоснована актуальность работы, установлена
степень разработанности проблемы, сформулированы цель и
задачи, раскрыты научная новизна, научно-практическая
значимость работы, представлена теоретико-методологическая и
источниковая база диссертации, определены положения,
выносимые на защиту.
Первая глава «К проблеме изучения и классификации
игрового фольклора» посвящена истории вопроса в
отечественной фольклористике и рассмотрению филологических
работ по изучению фольклорных текстов, используемых в
народных играх.
Параграф 1.1 «Теоретические подходы к классификации
игрового фольклора» посвящен рассмотрению основных
подходов к изучению игровой поэзии и систематизации жанров
игрового фольклора в отечественной фольклористике. Проблема
классификации игровой поэзии в целом изучается многими
учеными, в исследованиях которых освещены различные аспекты
игрового фольклора. В научных трудах изучались система
жанров,игровойконтекст,генезис,рассматривались
композиционный строй и форма исполнения фольклорных
произведений, словарный состав, художественные средства,
используемые в игровой поэзии.
Параграф 1.2 «История изучения алтайских народных игр
и игрового фольклора» посвящен изучению исследовательских
работ, затрагивающих тему данного исследования. Надо
отметить, что скудность фиксированных сведений о
традиционных играх алтайцев в XIX – начале XX веков ставит
автора перед необходимостью привлекать исторические и
этнографические материалы 25 , которые содержат краткие
описания или косвенные упоминания о проведении некоторых
игровых форм. Недостаточное внимание уделялось описанию
народных игр и фиксации игровой поэзии алтайцев до середины
ХХ в. Положение дел изменилось с открытием в 1952 г.
ГАНИИЯЛ (ныне НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова) и
началом проведения научных экспедиций. Со второй половины
ХХ в. издано множество научных работ, в которых освещены
практически все стороны традиционной культуры и жизни
алтайского народа. Исследования26 этого периода имеют ценные
материалы, которые позволяют рассмотреть многообразие
алтайских народных игр и жанров игрового фольклора.
В параграфе 1.3 «Классификация алтайского игрового
фольклора» определены принципы классификации игрового
фольклора. В основу жанровой классификации фольклорных
произведений, используемых в алтайских народных играх, легли
Исследования А.М. Горохова, Н.А. Кострова, Г.Н. Потанина, В.И. Вербицкого, Н.М. Ядринцева.
Работы по изучению традиционной культуры и фольклора алтайского и других тюркских
народов (В.М. Жирмунского, И.В. Октябрьской, А.М. Сагалаева, Н.А. Тадиной, С.С. Суразакова,
Т.С. Тюхтенева, Н.И. Шатиновой, Ф.А. Сатлаева, К.Е. Укачиной, М.А. Демчиновой, М.П.
Чочкиной, В.П. Ойношева).
принцип функциональности и принцип включенности в
этническую традицию. Существенными признаками определения
жанра игровой поэзии являются поэтика, бытовое применение,
форма исполнения и отношение к музыке. Рассмотрение
произведений игрового фольклора на основе обозначенных
принципов позволяет выделить две группы произведений:
фольклор народных игр и фольклор словесных игр. В свою
очередь фольклор народных игр алтайцев включает поэзию
«игровой прелюдии» и поэзию собственно народных игр.
Во второй главе «Фольклор народных игр алтайцев»
рассмотрены фольклорные жанры в народных играх алтайцев и
их поэтическое своеобразие.
Впараграфе2.1 «Поэзия игровой прелюдии»
рассматриваются произведения, используемые в предыгровой
деятельности. К ним относятся игровые призывы (ойынга
кычыру), жеребьевые сговорки (јӧптӧжöр сӧстӧр), считалки
(тооломоштор).
В пункте 2.1.1 рассмотрены игровые призывы (ойынга
кычыру) как особая жанровая форма фольклорной традиции
алтайцев. В своем бытовании они предваряют народные игры,
выполняя организационную функцию. Исполнение игровых
призывов на подготовительном этапе определяет потенциальных
участников игр и состязаний. Игровые призывы представлены
разными по объему текстами. Большинство из них имеют
лаконичную форму, выраженную простыми односоставными
предложениями, но некоторые могут состоять из нескольких
строк и предложений. В композиционном плане в текстах
призывов можно обозначить две смысловые части: в первой
части звучит обращение к игроку или к группе людей, во второй
– приглашение к игре, которое обычно выражаются в
императивной форме. В фольклорной традиции алтайцев игровые
призывы исполняются речитативом.
В пункте 2.1.2 представлен жанр жеребьевых сговорок
(јӧптӧжöр сӧстӧр). Главная функция жеребьевых сговорок в
народных играх алтайцев заключается в распределении игроков
на равные команды. Такое предназначение определило
своеобразие художественных средств этого жанра. В жеребьевых
сговорках создаются яркие и выразительные метафорические
образы, передающиеся через эпитеты, сравнения, антонимию,
иносказание. Все образы служат выполнению основной функции
жанра. В жеребьевых сговорках всегда присутствует выбор,
который является необходимым условием для организованного
распределения игроков. В игровой традиции алтайцев жанр
жеребьевых сговорок является словесной альтернативой
невербальных способов жеребьевок.
В пункте 2.1.3 рассмотрены считалки (тооломоштор) как
жанр игрового фольклора, используемый в прелюдии народных
игр. Следуя принципам классификации Г.С. Виноградова 27 , в
алтайском фольклоре мы выделяем два вида считалок: считалки-
заменки и считалки-числовки. Оба вида считалок по-разному
используются в игровой традиции. Считалки-заменки активно
применяются в качестве «элементарных игр» для детей младшего
возраста и тесно связаны с жанром потешки в алтайском детском
фольклоре. Они практически не используются в предыгровой
деятельности. В «игровой прелюдии» для выбора одного
ведущего обычно используется второй вид – считалки-числовки.
Они содержат счетные слова или слова, представляющие собой
«условный» счет. В них отражено не только представление о
числах, но и понимание об окружающем мире. Широкое
распространение жанра считалок подтверждается большим
количеством вариантов текстов. Организационная и регулятивная
функция считалок состоит в выборе ведущего или распределении
Виноградов Г. С. Страна детей: Избранные труды по этнографии детства. – СПб, 1998.
ролей в игре. В детской среде считалки служат ознакомлению
детей с практическими знаниями, необходимыми для взрослой
жизни. В связи с этим им характерно выполнение обучающей
функции. Поэтической особенностью жанра является четкая
ритмика, имеющая особое значение при проговаривании. В
считалках алтайцев не используются сложные тропы.
Особенностьюсловарногосоставасчиталокявляется
перечисление обозначений чисел и созвучных с ними слов.
Лексика охватывает слова-диалектизмы, слова, взятые как из
повседневного быта, так и слова, ставшие историзмами.
В параграфе 2.2 «Поэзия собственно народных игр»
представлены жанры, непосредственно связанные с проведением
игры. К ним относятся игровые приговорки (баштану сӧстӧр),
игровые песни (ойынныҥ кожоҥдоры), драматические игры
(кöрӱмји ойындар). Они исполняются в ходе игры, неразрывно
связаны с игровым сюжетом. Произведения этой группы служат в
качестве словесного сопровождения, и поэтому вне игрового
пространства они теряют свое функциональное значение.
Пункт 2.2.1 посвящен игровым приговоркам (баштану
сӧстӧр), бытующим как составная часть игры. Они являются
устойчивыми поэтическими формами в народных играх алтайцев.
Приговоркиразличаютсяповыполняемымфункциям:
приговорки начала игровой деятельности; приговорки,
регулирующие игровые действия; приговорки, выражающие
пожелания. Приговорки начала игровой деятельности служат
сигналом для начала игры («Сокорок» ‘Слепой’). Короткое
двустишие передает образ слепого, для изображения которого
использован прием образного параллелизма. Приговорка
показывает отличие игрового персонажа от остальных
участников. Приговорки, органично вплетаясь в ход игры,
регулируют действия ее участников («Јажынып ойнооры» ‘Игра
в прятки’, «Кур ӱзӱш» ‘Разрывание пояса’). Приговорки,
выражающие пожелания, встречаются в календарных обрядовых
играх алтайцев («Jыну» ‘Катание [с горки]’, «Кар токпок»
‘Избиение снега’). Исполнение игровых приговорок тесно
связано с сюжетом проводимой игры. Они содержат обращение к
конкретному игровому персонажу или участнику игры,
выполняют важную роль в регулировании игровых действий.
Текстам приговорок характерна четкая ритмика, которая
достигается за счет использования повторов отдельных слов,
сочетаний ассонанса и аллитерации. Игровые приговорки
отличаютсяметафоричнымязыком,использованием
символических образов, композицией. В них используются
императивные формы, выражающие эмоции и пожелания
игроков.
В пункте 2.2.2 рассмотрены игровые песни (ойынныҥ
кожоҥдоры). В зависимости от функциональной нагрузки в них
выделеныпесни,полагающиезачинигре;песни,
сопровождающие и завершающие игровые действия; песни,
регулирующие правила и поведение участников игры;
хороводные песни. Огромное влияние на содержание песен
оказывают народные игры, в контексте которых они
исполняются. В них отображаются условия проведения игр,
требования к игрокам, определение границ игрового
пространства. В качестве поэтических приемов в них
используются параллелизмы, сравнения, эпитеты. Ритмическая
организация игровых песен создается сочетанием аллитерации и
ассонанса, использованием рифмы, повторов, традиционного для
устной поэзии алтайцев силлабического стихосложения.
Большинство игровых песен отличается традиционной
композицией, построенной на синтаксическом параллелизме. В
игровых песнях широко применяется импровизация, создающая
множество вариантов.
В пункте 2.2.3 рассмотрены драматические игры (кöрӱмји
ойындар) алтайцев.Последовательность композиционно-
сюжетных элементов в драматической игре – экспозиция, зачин,
развитие действия, кульминация и развязка, раскрывает
нарастание конфликта между противостоящими сторонами.
Диалоги, реплики, выкрики, составляющие словесную часть
драматических игр, выполняют определенную роль в игровом
пространстве. Сюжет драматических игр, основанный на
диалогической форме, предполагает противоборство. В
зависимости от функционального применения диалоги в игровой
драме делятся на диалоги-зачины и на диалоги, организующие
сценарий игры. Диалоги, которые являются своеобразным
зачином игрового действия, наблюдаются в играх «Кызыл
калбак» ‘Красная ложка’, «Айгыр ла бӧрӱ» ‘Жеребец и волк’ и
т.п. На диалоге строится сюжет игры «Айыл тутканы»
‘Строительство юрты’, «Табышкак ойын» ‘Игра в загадку’.
Особую семантическую нагрузку в драматических играх несут
игровые персонажи (пожилые люди, волк, дикий верблюд-самец),
с помощью которых могут быть представлены оппозиции свой –
чужой, неосвоенный – освоенный. Предметы и вещи,
используемые в игре, могут показать пространство игры,
символизировать границы «своего» и «чужого» мира.
Драматические игры отражают производственно-хозяйственную
деятельность народа, их внутрисемейные и внутриродовые
отношения.
В третьей главе «Фольклор словесных игр алтайцев»
рассматривается фольклор словесных игр алтайцев, к которым
отнесены игра в скороговорки (модорлош), словесное состязание
(чечеркеш),песенныесостязания(сöгӱшкожоҥдор).
Особенности проведения словесных игр алтайцев позволяет
помимо общей для всех игр развлекательной функции выделить
коммуникативную,социальную,развлекательнуюи
эстетическую.
В параграфе 3.1 рассмотрена игра в скороговорки
(модорлош), проводимая в виде словесных состязаний. Основным
требованием в игре является быстрое и четкое призношение
скороговорок. В связи с этим в игре в скороговорки
усматриваетсяобучающаяфункция,способствующая
правильному выговариванию слов, развитию речи и чувства
ритма. В игре в скороговорки используются тексты, построенные
на небольшом сюжете с быстрой сменой картин в четкой
логической последовательности. Для скороговорок характерны
использование композиционных средств (диалоговая форма,
разные виды повторов), ритмическая организованность,
выразительность текста, игра слов и звуков, передающаяся через
сочетание аллитерации и ассонанса. Раскрытие поэтико-стилевых
особенностей алтайских скороговорок выявляет специфику этого
жанра в алтайском игровом фольклоре.
Параграф 3.2 посвящен изучению словесных состязаний
(чечеркеш), функционирующих в форме устного диалога между
двумя и более людьми. Противостояние сторон, основанное на
шутках и остротах, на демонстрации красноречия и острословия
составляет основу данного жанра. Умение говорить экспромтом
показывает импровизаторское мастерство участников словесного
состязания. Тематика чечеркеш зависит от игровой ситуации,
обычно имеющей спонтанный характер. В словесных состязаниях
используются меткие слова (чечен сöс), пословицы (кеп сöс),
поговорки (укаа сöс). Особую роль в игровой ситуации
выполняют ирония и словесные провокации, манера общения
собеседников. Жанрообразующими признаками словесных
состязаний (чечеркештер) являются лаконичная диалогически-
речевая форма, устное исполнение без сопровождения
музыкальных инструментов.
В параграфе 3.3 расмотрены песенные состязания (сöгӱш
кожоҥдор), представляющие собой самостоятельную словесную
игру. Она выполняет присущую всем играм развлекательную
функцию, наряду с которой также важны коммуникативная,
эстетическая, оценочная функции. В песенных состязаниях
наблюдается использование лирических, шуточно-сатирических
песен. Большое значение в песенных состязаниях имеет
соблюдение этических норм, несмотря на выраженный
сатирический характер исполняемых песен. Поэтические тексты
в таких состязаниях отличаются от других видов народных песен
своей тематикой, использованием разных стилей и пластов
лексики, настроем, активной импровизацией. Вместе с тем, в
песенных состязаниях отмечается употребление традиционных
эпитетов, сравнений, параллелизмов. Важную роль в композиции
песен играют диалоговая форма. Как самостоятельный жанр
алтайскогоигровогофольклорапесенныесостязания
характеризуются такими признаками как состязательность,
песенная форма исполнения, единство поэтики. Песенные
состязания могут сопровождаться игрой на музыкальных
инструментах.
В заключении представлены основные выводы, сделанные
в ходе проведенной работы. Алтайский игровой фольклор
рассмотрен как неотъемлемая часть народных игр. Проведенное
исследование показывает жанровое разнообразие игрового
фольклора алтайцев. Выделены жанры, используемые в
предыгровой деятельности; жанры, исполняемые в ходе
проведения игр; фольклор словесных игр. Выявлены жанровые
особенности игрового фольклора алтайцев.
В Приложение включены произведения игрового
фольклора, представленные на алтайском языке в переводе
автора на русский. Даны примечания к фольклорным текстам.
Основные публикации автора по теме исследования
Публикации в журналах, входящих в перечень изданий,
рекомендуемых ВАК:
1. Абысова С.В. Игровые песни в контексте народных игр
алтайцев. // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск,
2019. – № 5 (78). – С. 457-460.
2. Абысова С.В. Считалки в народных играх алтайцев //
Вестник АГУ – № 2 – 2020. C. 139-145.
3. Абысова С.В. Скороговорки в народных играх алтайцев
// Известия Волгоградского государственного педагогического
университета. № 5 (148) 2020. С. 148-153.
Публикации в других научных изданиях:
4. Абысова С.В. Поэтические особенности игры в загадку //
Тюркские языки: проблемы и исследования. Сборник материалов
международнойнаучно-практическойконференции,
посвященной 100-летию со дня рождения Н.А. Баскакова. 15–18
июня 2005 г., Горно-Алтайск. – Горно-Алтайск: Институт
алтаистики им. С.С. Суразакова. – 2006. – 290 с. – С. 266-269.
5. Абысова С.В. Поэтика народной игры «Прятанье
сережки» // Филологические исследования (к 100-летию
Т.М. Тощаковой): Сборник научных трудов. – Горно-Алтайск,
2006. С. 149-153.
6. Абысова С.В. Взаимодействие игры и магических форм //
Традиционная культура и фольклорное наследие Сибири:
материалы межрегиональной научно-практической конференции.
– Кемерово: КемГУКИ, 2012. – 173 c. С. 41-45.
7. Абысова С.В. Народные игры в эпосе алтайцев // Идель –
Алтай: история и традиционная культура народов Евразии:
материалы III Междунар. форума, посвящ. 90-летию д-ра филол.
наук, проф. С.С. Суразакова (Горно-Алтайск, 14-18 июля 2015 г.).
– Горно-Алтайск, 2015. – С. 322-324.
8. Абысова С.В. Использование алтайских народных игр в
воспитании детей // Преемственность в системе образования:
достижения и задачи: сб. материалов IX респ. науч.-практ. конф.
(Горно-Алтайск, 16 апр. 2015 г.). – Горно-Алтайск, 2015. – С. 30–
32.
9. Абысова С.В. Педагогические возможности народных
игр алтайцев // Игровая культура современного детства:
МатериалыIМеждународнойнаучно-практической
конференции, 28–30 сентября 2016 г. (Москва, МГПУ) / под ред.
Е.И. Ивановой. – Текстовое электрон. издан. в 2 томах. – М.:
НАИР, 2017. – Т. 2 680 с. С. 125-127.
10. Абысова С.В. Народные игры и состязания в эпических
сказаниях алтайцев // Героический эпос и сказительское
искусство народов Евразии: сохранение, изучение и
популяризация: материалы Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием, посвященной 100-
летию со дня рождения сказительницы Натальи Черноевой. –
Горно-Алтайск:БНУРА«НИИалтаистики
им. С. С. Суразакова», 2019. – С. 191-195.
11. Абысова С.В. Роль фольклорных произведений в
предыгровой деятельности // Материалы VI Международной
научной конференции «Народы и культуры Саяно-Алтая и
сопредельных территорий», посвященной 75-летию Хакасского
научно-исследовательского института языка, литературы и
истории (26–27 сентября 2019 г.). – Абакан: Хакасское книжное
издательство, 2019. – С. 206-209.
12. Абысова С.В. Отражение алтайских традиционных игр
и состязаний в фольклорных источниках. // Макарьевские чтения:
материалыXVмеждународнойнаучно-практической
конференции (18 сентября 2020 года) / Отв. ред. В.Г. Бабин. –
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2020. – С. 7-13.
Актуальность темы. В связи с возрождением национальных
праздников, традиционных игр и состязаний как духовной культуры
алтайского народа, проблема изучения игровой поэзии стало одной из
актуальных и перспективных областей фольклористики. В нынешнее время
игровое начало становится важным в жизни современного человека, а
народные игры, игровая поэзия, как известно, аккумулируют глубокие
смыслы.
Народные игры представляют собой сложное синкретическое явление,
исходящее из архаических культовых действий. Игровой фольклор алтайцев
как неотъемлемый компонент этих игр, отражает не только ситуацию игры,
но и вбирает в себя элементы обрядового контекста. В процессе перехода
ритуала в игру фольклорный текст, некогда приуроченный к обряду,
подвергается существенным изменениям. «Переход текста из обряда в игру,
смена “прагматического коэффициента”, влечет за собой смещение
внутритекстовых акцентов. На первый план выступают элементы,
необходимые для описания игровой прагматики, а если таковые в тексте
отсутствуют, то они вводятся в текст дополнительно» [Морозов 1993, с. 127].
В фольклорной традиции алтайцев игра сохраняет тесную связь с
ритуалом. Многие игры входят в состав обрядовых праздников, имеющих
древнюю мифоритуальную структуру: мӱргӱӱл – јыргал – маргаандар ла
ойындар ‘обряд поклонения – пиршество – проведение игр и состязаний’.
Эта структура прослеживается и в проведении современного праздника
народных игр и состязаний «Эл Ойын» (Народные Игры), который оказал
огромное влияние на возрождение народных игр и национальных видов
спорта. Игровая поэзия занимает особое место в народных играх. Являясь
частью обрядовых игр, поэзия присутствует в календарных праздниках
(Јылгайак ‘Встреча весны’, Чага байрам ‘Новый год’) и в свадебных
обрядах. Следует отметить, что игровая поэзия в повседневной
традиционной форме встречается редко, вследствие чего исполнение
игровых текстов перестает быть обязательным. В этой ситуации сохранение
всего разнообразия игрового фольклора как архаичного пласта народной
культуры, его поэтико-стилистических особенностей, художественно-
изобразительных средств делают особенно актуальными исследования в
данном направлении. Сохранение игровой поэзии как фольклорного
наследия в дальнейшем могут способствовать сохранению исторической
памяти народа и его культурных ценностей.
Синкретическая природа народных игр, их многофункциональный
характер представляют некоторые сложности не только в их классификации,
остаются неисследованными жанровые особенности игровой поэзии, не
выявлены критерии их разграничения, не изучены вопросы символики
игровых поэтических форм, реконструкции утраченных элементов,
современного состояния, а также использования игрового фольклора в
системе дошкольного и общего образования.
Все эти вопросы определили выбор темы нашего исследования, в
центре которого находится проблема классификации жанров игрового
фольклора алтайцев. Рассмотрение произведений игрового фольклора с
точки зрения функционального сходства и различия, характера исполнения,
особенности композиционного построения и поэтики позволяет нам
определить их жанровую специфику.
Игровой фольклор алтайцев рассматривается на основе полевых
материалов, собранных у южных алтайцев, проживающих в Шебалинском,
Онгудайском, Усть-Канском, Усть-Коксинском, Кош-Агачском и
Улаганском районах Республики Алтай. В работе используются записи,
сделанные собирателями фольклора и носителями в период с 50-х гг. ХХ в.
до недавнего времени. В разновременных записях наблюдаются некоторые
изменения в текстах произведений игрового фольклора. Наши наблюдения
показывают, что народные игры и игровая поэзия продолжают бытовать в
культуре народа. Многие произведения игрового фольклора знакомы детям и
молодежи. В них остались архаические элементы или семантически
насыщенные лексемы, передающие их поэтическую символику.
Степень изученности темы. В алтайской фольклористике игровая
поэзия является одной из малоизученных систем. Первые упоминания о
народных играх алтайцев относятся к первой половине ХIХ века [Горохов,
1840]. Единичные фольклорные тексты, относящиеся к игровой культуре
алтайцев, зафиксированы намного позже. В работах Н.А. Кострова [1875],
Н.М. Ядринцева [1891] обнаруживаются лишь упоминания об играх
алтайцев. В собранных и опубликованных материалах Г.Н. Потанина [1883] и
В.И. Вербицкого [1893] имеются несколько текстов игровой поэзии.
Представленные сведения в работах этих ученых ценны как исторический
источник о бытовании игр алтайцев.
В исследовательских работах первой половины ХХ века имеются лишь
косвенные упоминания об играх алтайцев. Так, А.Г. Данилин, изучая
верования алтайцев в начале прошлого века, пишет, что после дневного
моления устраивалось угощение, а для молодежи – игры [Данилин 1993,
с. 190]. Упоминания о проведении хороводных и молодежных игр у алтайцев
содержит работа П. Гордиенко [Гордиенко 1931]. Л.П. Потапов в работе
«Народы Южной Сибири» (1953) говорит о проведении хороводных и
молодежных игр во время общественных праздников как день пастуха.
С середины прошлого века сотрудниками ГАНИИИЯЛ (ныне НИИ
алтаистики им. С.С. Суразакова) проведены фольклорные и этнографические
экспедиции, которые стали традиционными. Исследователями собран
значительный пласт полевого материала, среди которых имеются записи
народных игр алтайцев и сопровождющие их тексты. Часть этих материалов
была опубликована в научных сборниках [ААК, 1959; ААЧС, 1961; ААЧС,
1962; ААК, 1972], некоторая часть введена в научный оборот
Ф.А. Сатлаевым [1971]; Н.И. Шатиновой [1981]; Н.В. Екеевым и
Г.П. Самаевым [1994]; Н.А. Тадиной [1994], М.П. Чочкиной [2003],
В.П. Ойношевым [2015]. Оставшийся неопубликованный материал до сих
пор хранится в научном архиве НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова.
В исследованиях С.С. Суразакова [1960, 1975], К.Е. Укачиной [1984;
2004], Т.С. Тюхтенева [1972], Т.М. Садаловой [1995], М.А. Демчиновой
[2010; 2017], М.П. Чочкиной [2003; 2017], посвященных разным жанрам
алтайского фольклора, были рассмотрены некоторые формы игровой поэзии.
С.Н. Тарбанакова в работе «Пути развития театров Южной Сибири» (1994)
игровые песни и песенные состязания рассматривает как элементы
фольклорного театра алтайцев.
Важными для понимания игрового контекста и специфики бытования
произведений игровой поэзии являются работы фольклористов
М.П. Чочкиной и В.П. Ойношева. В сборники «Алтай ойындар» (Алтайские
народные игры) [2006] и «Народные игры алтайцев» [2018] (составители
В.П. Ойношев, М.П. Чочкина) входят более 100 названий алтайских
народных игр, в числе которых представлены собственные полевые
материалы составителей, а также материалы научного архива НИИ
алтаистики им С.С. Суразакова. В названных работах описания игр даны на
языке оригинала с переводом на русский язык.
В качестве этносоставляющего компонента дошкольного образования
РА, было составлено учебно-методическое пособие по алтайским детским
играм «Ойноор ойындарыс бар (Алтай балдардыҥ ойындары)» (Алтайские
детские игры) (2019) (составитель С.В. Абысова), основное внимание в
котором уделено методике проведения народных игр.
Итак, следует отметить, что до настоящего времени игровая поэзия
алтайцев не была объектом специального изучения. На сегодня отсутствуют
исследования, посвященные алтайскому игровому фольклору, а также не
имеется полного свода народных игр и состязаний алтайцев.
Объектом исследования являются народные игры алтайцев как один
из важнейших элементов традиционной духовной культуры.
Предмет исследования – жанровая классификация алтайского
игрового фольклора.
Цель исследования состоит в проведении жанровой классификации
алтайского игрового фольклора.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:
1) изучить научные подходы к исследованию и классификации жанров
игрового фольклора;
2) рассмотреть историю изучения игр и игровой поэзии алтайского
народа;
3) обозначить принципы разграничения игрового фольклора;
4) определить жанровый состав игровой поэзии алтайцев;
5) выявить поэтические особенности произведений игрового фольклора
алтайцев.
Методологическая и теоретическая основы исследования. Изучение
игрового фольклора предполагает учитывать разные аспекты вопроса.
Теоретическое определение границ игрового фольклора как особой области
алтайского народного творчества опирается на функциональный метод,
нашедший применение в работах Г.С. Виноградова, О.И. Капицы,
В.П. Аникина, М.Н. Мельникова, А.Н. Мартыновой. В определении
жанровых особенностей игрового фольклора мы опирались на труды
В.Я. Проппа, В.Е. Гусева, Б.Н. Путилова, А.Л. Топоркова. В изучении
поэтических особенностей игрового фольклора мы опираемся на
исследования в области исторической поэтики А.Н. Веселовского,
О.М. Фрейденберг. Важными для нашего исследования в области алтайской
фольклористики являются труды С.С. Суразакова, Т.С. Тюхтенева,
К.Е. Укачиной, М.А. Демчиновой, М.П. Чочкиной, в которых рассмотрены
отдельные жанры алтайского игрового фольклора.
Методы исследования. В настоящей работе использован комплексный
подход, включающий сравнительно-типологический, сравнительно-
сопоставительный, структурно-семантический методы. Сравнительно-
типологический и сравнительно-сопоставительный методы позволяют
рассматривать игровую поэзию алтайцев в сравнении с типологическими
параллелями, существующими в фольклорных традициях других народов.
Структурно-семантический метод предоставляет возможность изучить
внутреннюю структуру народных игр и определить семантические связи
между компонентами игры, охарактеризовать особенности народной игры с
учетом традиционного мировоззрения алтайцев. Применение комплексного
подхода позволило расширить область исследования и тем самым
рассмотреть поэтику жанров игрового фольклора в контексте бытования в
этнокультурной традиции.
Источниковедческую базу данной работы составили: 1)
неопубликованные архивные материалы фольклорных и этнографических
экспедиций, хранящиеся в научном архиве НИИ алтаистики
им. С.С. Суразакова (материалы фольклорных экспедиций и рукописные
записи носителей фольклорной традиции); 2) материалы автора, собранные
во время полевых исследований на территории Республики Алтай; 3)
опубликованные материалы, к которым относятся: а) единичные публикации
в периодических изданиях; б) сборники по алтайским народным играм; в)
описания игр и игровой поэзии в исследовательских работах по разным
направлениям науки; г) публикации игровой поэзии в сборниках
фольклорных текстов. Кроме того, для сравнительно-сопоставительного
анализа к исследованию привлечены материалы по народным играм других
народов.
В данной работе привлекаются 45 описаний народных игр и более 200
текстов игрового фольклора. Следует отметить, что некоторые архивные
материалы имеют частичную паспортизацию. В них иногда отсутствуют
сведения об информантах, о месте и времени записи или представлены
неполно.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней впервые
рассматривается вопрос о жанровой классификации алтайского игрового
фольклора. Решение данного вопроса ведется с учетом функциональных
признаков, в результате которого выделены 2 группы: фольклор народных
игр и фольклор словесных игр. В первую группу входят: 1) поэзия игровой
прелюдии – игровые призывы, считалки, жеребьевые сговорки; 2) фольклор
собственно народных игр – игровые приговорки, игровые песни,
драматические игры. Вторую группу составляет фольклор словесных игр, к
которому относятся игра в скороговорки, словесные состязания, песенные
состязания.
Комплексный подход к изучению вопроса позволил рассмотреть
поэтические особенности жанров игрового фольклора алтайцев. Впервые в
научный оборот вводятся неопубликованные фольклорные тексты алтайской
игровой поэзии из научного архива НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Игровая поэзия, как составляющая народной игры, отражает
мифологическое мировоззрение алтайцев. Она сохранила в себе многие
архаичные обрядовые элементы: ритуальные действия календарных и
свадебных обрядов (в играх Кар токпок ‘Битье снега’, Кур ӱзӱш ‘Разрывание
пояса’). Тесная связь игрового фольклора с обрядовыми действиями
обнаруживается в драматических играх (Табышкак ойын ‘Игра в загадку’,
Айыл тудары ‘Строительство юрты’).
2. Изучение общетеоретических исследований по данной проблеме
позволил установить, что произведения игровой поэзии имеют сложную
синкретическую природу, неразрывно связаны с игровым действием и вне
игрового поля они теряют свою значимость. Эта особенность установила
границы игрового фольклора алтайцев, для которой главным признаком
является приуроченность к народной игре. В этом понимании игровой
фольклор объединяет самые разнообразные произведения, которые
отличаются как содержанием, так и формой, поэтическими средствами
художественной изобразительности и средствами выразительности,
выполняемыми функциями в игре.
3. Рассмотрение игрового фольклора на основе принципа
функциональности и принципа включенности в этническую игровую
традицию дает возможность выделить две группы произведений: фольклор
народных игр и фольклор словесных игр. Критерием для жанровой
дифференциации служит функциональное назначение фольклорных текстов.
Так, выделяется поэзия предыгровой деятельности, которая представлена
такими жанрами как игровые призывы (ойынга кычыру), жеребьевые
сговорки (јӧптӧжöр сӧстӧр), считалки (тооломоштор). Произведения этой
группы отличаются небольшим объемом, часто имеющим стихотворную
форму. Основная функция данных произведений заключается в подготовке и
организации предстоящей игры. Вторую группу представляет фольклор,
связанный с игровой деятельностью. К ней отнесены игровые приговорки
(баштану сӧстӧр), игровые песни (ойынныҥ кожоҥдоры), драматические
игры (кöрӱмји ойындар). Функциональное предназначение этих жанров
состоит в сопровождении игровых действий на всем протяжении игры.
Произведениям, относимым к этим жанрам, характерны образность,
метафоричность языка, некоторая устойчивость поэтических текстов,
обусловленность и взаимосвязанность с сюжетом игры.
4. Принципы разграничения жанров игрового фольклора показывают,
что у алтайцев существуют игры, в которых слово играет основную роль в
проведении игры. Словесные игры включают такие жанры как игра в
скороговорки (модорлош), словесное состязание (чечеркеш), песенные
состязания (сöгӱш кожоҥдор). Фольклор словесных игр представлен
ритмически организованными текстами, которые отличаются своеобразием
поэтических приемов и средств выразительности.
Теоретическая значимость. Классификация жанров алтайского
игрового фольклора дает возможность выявить границы их
функционирования, охарактеризовать поэтические особенности жанров, а
также показать необходимость их комплексного изучения. Введенные
впервые в научный оборот неопубликованные архивные материалы могут
быть использованы в исследованиях по игровой поэзии, направленных на
изучение проблем функционирования игровой поэзии, их реконструкции,
современного состояния, генезиса. Материалы диссертации могут
использоваться при подготовке свода алтайского фольклора, указателя
народных игр и состязаний алтайцев.
Практическая значимость. Результаты исследования жанров игровой
поэзии алтайцев могут быть применены на курсах по алтайской устной
поэзии и стать основой спецкурса по алтайским народным играм в ВУЗе.
Работа может быть полезна при реализации этнокультурного содержания
образования по ФГОС в образовательных учреждениях Республики Алтай и
стать научно-теоретической основой в сохранении и продолжении норм
традиционного воспитания.
Апробация результатов. Диссертационная работа обсуждена на
расширенном заседании кафедры алтайской филологии и востоковедения
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!