Инфографика в журналистике: медиаэстетический код : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук : 10.01.10
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА ПЕРВАЯ. МЕСТО ИНФОГРАФИКИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ КАК
СЕМИОТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ……………………………………………………………… 33
1.1 Семиосфера журналистики …………………………………………………………….. 33
1.2 Инфографика: форма-инструмент и стратегия журналистского
текста …………………………………………………………………………………………………. 56
1.3 Семиотика исторической динамики инфографического контента ….. 79
ГЛАВА ВТОРАЯ. ИНФОГРАФИКА В АСПЕКТЕ ВИЗУАЛЬНОГО
ПОВОРОТА ………………………………………………………………………………………….. 102
2.1 Визуальный поворот как вызов профессиональной журналистике …. 102
2.2 Визуальное и медиаэстетическое как основа языка новых медиа …… 124
2.3. Инфографика в конкурентном пространстве борьбы за внимание
пользователя в эпоху визуального перехода …………………………………………. 144
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПОНЯТИЕ МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКОГО КОДА
ИНФОГРАФИЧЕСКОГО КОНТЕНТА В ЖУРНАЛИСТИКЕ …………………. 162
3.1 К теории кода в современной культуре ………………………………………….. 162
3.2 Возможности выявления и описания кода семиосферы: прикладные
аспекты теории Чарльза Сандерса Пирса ………………………………………….. 176
3.3 Медиаэстетическая модель инфографики в журналистике …………… 192
3.3.1 Социальная значимость инфографики как ценностная часть
семиозиса ………………………………………………………………………………………… 199
3.3.2 Материальная репрезентация инфографики как пространство
семиозиса ………………………………………………………………………………………… 205
3.3.3 Теоретические, знаниевые и формально-логические предпосылки
развития семиосферы инфографики …………………………………………………. 208
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОГРАФИКИ В
ЖУРНАЛИСТИКЕ (ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКОГО
КОДА) …………………………………………………………………………………………………… 212
4.1 Инфографика ведущих профессиональных изданий России …………….. 212
4.1.1 Исследовательская база данных: инфографика «РИА Новости»,
«Аргументы и факты», ТАСС ………………………………………………………….. 212
4.1.2 Российская инфографика: структурно-семиотическое
моделирование ………………………………………………………………………………… 220
4.2. Институционализация инфографики: селективная динамика
профессиональных конкурсов………………………………………………………………. 269
4.3. Будущее инфографики в оценке профессионалов: потребительский
потенциал инфографики …………………………………………………………………….. 277
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 283
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………………………… 289
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………….. 336
В настоящей работе соединены три проблемных поля: феномен
инфографики в пространстве коммуникации (преимущественно
рассматриваемый в диссертации применительно к современной ситуации),
журналистика, выступающая одной из подсистем социальной семиосферы,
представляющей собой, по Ю. М. Лотману, «синхронное семиотическое
пространство», в котором осуществляется семиозис – постоянное рождение,
функционирование и умирание семиотических систем1, медиаэстетики,
рассматриваемой как гибридная форма эстетических потребностей
и эстетической стороны коммуникации в условиях глобальной медиатизации
культурного пространства. Такой подход обеспечивает возможность
одновременного учитывания целостности и неразрывности культурных
процессов в их многоаспектности (как взаимопереплетенное осуществление
экономических, политических социальных, природных, интеллектуальных,
ментальных, физических и т. д. явлений) и извлечения из этого пространства
отдельной подсистемы для ее комплексного рассмотрения. Поэтому тема
диссертации сформулирована как «Инфографика в журналистике:
медиаэстетический код», где журналистика выделена из общего культурного
поля в самостоятельный феномен, инфографика выступает как репрезентант,
в котором и осуществляется феномен журналистики, а медиаэстетический
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!