Исследование возможности применения трехфазного якоря с кольцевыми обмотками в электрических машинах малой мощности в условиях воздействия радиационных полей : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук : 05.09.01

📅 2018 год
Малыгин, И. В.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5 1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩАЮЩЕГОСЯ ПЕРИОДИЧЕСКОГО РАЗНОИМЕННОПОЛЮСНОГО МАГНИТНОГО
ПОЛЯ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИНАХ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА…………….12
1.1 Традиционные принципы формирования периодического разноименнополюсного магнитного поля…………………………………………12 1.2. Принципы формирования в электрических машинах переменного
тока перемещающегося относительно воображаемой цилиндрической поверхности периодически изменяющегося разноименнополюсного
магнитного поля………………………………………………………………………15
1.2.1. Традиционные принципы формирования перемещающегося относительно воображаемой цилиндрической поверхности
периодически изменяющегося разноименнополюсного
магнитного поля………………………………………………………………..15 1.2.2. Нетрадиционный принцип формирования перемещающегося
поля в якоре электрических двигателей малой мощности…………………..16 1.2.2.1. Особенности конструктивного исполнения магнитной
системы и проводников якорной обмотки двигателя малой мощности…………………………………………………………………16 1.2.2.2. Распределение магнитного потока в магнитной
системе асинхронного двигателя с кольцевыми обмотками
при синхронной частоте вращения ротора…………………………….19 2. СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО МОМЕНТА СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ В СРЕДЕ ANSYS……………………………………27
2.1 Способ построения зависимости среднего значения тангенциальной составляющей электромагнитной силы в среде ANSYS…………………………27 2.2. Сравнение среднего значения тангенциальной составляющей электромагнитной силы синхронного двигателя с кольцевыми
обмотками и синхронного двигателя классической конструкции……………..30
3
2.3. Выводы по главе 2……………………………………………………………35 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ РАЗМЕРОВ УЧАСТКОВ МАГНИТНОЙ ЦЕПИ И ЧИСЛА ЗУБЦОВЫХ
НАКОНЕЧНИКОВ НА ЗУБЦОВОМ СЕРДЕЧНИКЕ
ЯКОРЯ С КОЛЬЦЕВЫМИ ОБМОТКАМИ НА ТАНГЕНЦИАЛЬНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СИЛЫ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ…………………………………………………………………………….37
3.1. Введение………………………………………………………………………..37 3.2. Определение номинальной величины МДС фазы якорной обмотки синхронного двигателя с кольцевыми обмотками……………………………….38 3.3. Исследование влияния высоты ярма на величину тангенциальной составляющей электромагнитной силы, действующей на полюс…………………40 3.4. Исследование влияния увеличения высоты зубцового наконечника
на величину тангенциальной составляющей электромагнитной силы……………43 3.5. Исследование влияния расстояния между зубцовыми
наконечниками на величину тангенциальной составляющей
электромагнитной силы………………………………………………………………45 3.6. Исследование влияния высоты зубцового сердечника на величину тангенциальной составляющей электромагнитной силы………………………..50 3.7. Учет всех изменений участков магнитной цепи якоря с кольцевыми обмотками, оказавших положительное влияние на величину
тангенциальной составляющей электромагнитной силы………………………..57 3.8. Исследование влияния относительной длины якоря с кольцевыми обмотками на величину тангенциальной составляющей
электромагнитной силы………………………………………………………………59 3.9. Удельное окружное усилие электрических машин…………………………….64 3.10. Конструкция магнитной системы опытного образца асинхронного двигателя с кольцевыми обмотками…………………………………………………70 3.11. Выводы по главе 3……………………………………………………………74

4
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ЗУБЦОВЫЙ НАКОНЕЧНИК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПАКЕТА ELCUT………………………………………………………………………75 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТНОГО ОБРАЗЦА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОЛЬЦЕВЫМИ ОБМОТКАМИ……………91
5.1. Определение величины частоты вращения вала асинхронного
двигателя с кольцевыми обмотками и его направления вращения……………..96 5.2. Снятие кривой холостого хода………………………………………………..98 5.3. Короткое замыкание асинхронного двигателя с кольцевыми обмотками……………………………………………………………………………104 5.4. Снятие механической характеристики асинхронного двигателя
с кольцевыми обмотками……………………………………………………………107 5.5. Определение параметров индуктивного сопротивления рассеяния
якоря асинхронного двигателя с кольцевыми обмотками………………………111 5.6. Параметры схемы замещения………………………………………………..115 5.7. Выводы по главе 5……………………………………………………………118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………123 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………126 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – Последовательность команд для проведения расчета синхронной машины в среде ANSYS ………………………………………………132 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – Геометрические размеры классической синхронной
машины мощностью 16 кВТ, частотой вращения 1500 об/мин,
напряжением 400 В…………………………………………………………………..155 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 – Геометрические размеры магнитной цепи
синхронного двигателя с кольцевыми обмотками…………………………………156 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 – Геометрические размеры асинхронного двигателя
с кольцевыми обмотками…………………………………………………………….162 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 – Результаты расчета распределения индукции
в технологическом и рабочем зазорах АДКО сечении 3-5 и 10-12………………168

Актуальность и степень разработанности темы исследования.
Всовременной ядерной энергетике в течение ряда последних лет наметился переход от открытого ядерного топливного цикла, предполагающего захоронение ядерных отходов и отработанного ядерного топлива, к замкнутому ядерному циклу, где большая часть радиоактивного материала перерабатывается и используется повторно.
Ядерная энергетика это один из важнейших секторов экономики России, в ближайшие годы её рост будет только увеличиваться вне зависимости от тенденций перехода на возобновляемые и альтернативные источники энергии. Согласно «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» производство атомной энергии планируется увеличить в 2 раза к 2030 году.
Увеличение производства атомной энергии неизбежно повлечет за собой увеличение количества ядерных отходов, в связи с чем возникнет необходимость строить предприятия по переработке радиоактивных отходов.
Современная технология переработки отработанных тепловыделяющих сборок (ОТВС) и радиоактивных отходов (РАО) от ядерных реакторов атомных электростанций осуществляется в специальных радиационно-защитных камерах.
Одной из главных составных частей обрабатывающих установок в камерах являются электродвигатели малой и средней мощности с органической изоляцией, призванные работать в условиях воздействия радиационных полей и других экстремальных внешних факторов.
В условиях воздействия радиационных полей происходит интенсивное разрушение органической изоляции обмоток электродвигателей, что приводит к сокращению срока службы электродвигателей и, как следствие, к частым остановкам оборудования для ремонта или замены электродвигателей.
Для защиты от радиации электродвигатели выносят за защитную стену камеры, что приводит к применению в конструкции камер больших проходовс длинными передающими вращение валами и организации дополнительных помещений для размещения электродвигателей.
6
Дальнейшее развитие технологии переработки ОТВС и РАО предполагает непосредственное сопряжение электродвигателей и установок по переработке радиоактивных компонентов внутри радиационно-защитной камеры. Таким образом, главным требованием, предъявляемым к современным образцам электрических двигателей для атомной энергетики, является отсутствие органических изоляционных материалов в их конструкции.
В настоящее время на территории России производством асинхронных электродвигателей занимаются около 15 крупных предприятий. Однако для атомной промышленности электродвигатели более устойчивой конструкции производятся лишь некоторыми из них. Это предприятия: ОАО «Ярославский машиностроительный завод», ОАО «Уралэлектро», ОАО «Владимирский электромоторный завод» (Русэлпром), ООО «Баранчинский Электромеханический Завод».
Что касается зарубежных электродвигателей, двигатели для атомной промышленности на отечественном рынке представлены компаниями: ELANTASPDG (США), CompositeTechnologyDevelopment, (США), Toshiba, (Япония), Hitachi, (Япония), SIEMENS и другими.
На сегодняшний день и отечественные, и зарубежные производители электрических двигателей для увеличения их срока службы прибегают к усилению изоляции обмоточного провода всыпной обмотки, предназначенного для обмотки именно классических статоров электрического двигателя переменного тока малой и средней мощности. Предлагаются как гибридные (соединения неорганических веществ на органическом связующем), так и полностью неорганические типы изоляции. Цель применения данных материалов – достижение стабильных электроизоляционных свойств и долговечности при высоких температурах, высокой радиации. Радиационная стойкость предлагаемых неорганических материалов достигает 1017 рад, в то время как радиационная стойкость органических материалов составляет 109 рад [13–15]. Конструкции же магнитных систем двигателей практически никак не совершенствуются, что

7
приводит к ограничениям в использовании материалов, связанных с малой прочностью неорганической изоляции при деформации на изгиб.
Таким образом, можно заключить, что назрела необходимость разработки такой конструкции электродвигателя малой и средней мощности, которая позволила бы наиболее эффективно использовать неорганические изоляционные материалы.
Конструкцией электродвигателя, позволяющей максимально эффективно использовать неорганические изоляционные материалы, может стать конструкция якоря трехфазной машины переменного тока, выполненная по патенту [16].
Согласно [16], эффективное использование неорганических изоляционных материалов обусловлено кольцеобразной формой катушек обмотки якоря, что позволяет обеспечить равномерный изгиб по всей длине обмоточного провода и минимизировать механическое воздействие, оказываемое на него в процессе изготовления катушки. Вращающееся магнитное поле в рабочем воздушном зазоре при обмотке в форме кольцеобразных катушек, оси которых совпадают между собой и совпадают с осью вращения ротора, создается с помощью специальным образом организованной магнитной системы.
Известна конструкция электрических машин, в которой в качестве катушек обмотки якоря могут быть применены катушки кольцевого типа. Такой конструкцией является конструкция электрической машины с аксиальным потоком. Вопросы, касающиеся данного типа электрических машин, в открытой печати освещены достаточно широко [17–25]. Однако рассмотренная конструкция электрических машин имеет существенные отличия от исследуемой: в электрической машине с аксиальным магнитным потоком оси катушек обмотки якоря не совпадают с осью вращения ротора, но параллельны ей, и не совпадают между собой.
Известны конструкции электрических машин, в которых используются катушки кольцевого типа и оси фазных катушек совпадают между собой. К таким конструкциям относятся цилиндрические линейные электрические машины, теория, конструкции и методы расчета которых исследуются не одно

8
десятилетие [26–34]. Создание якорем магнитного поля с линейным перемещением относительно статора в цилиндрических линейных электрических машинах является основным отличием от исследуемой в диссертации конструкции якоря.
Тема разработки конструкций электрических машин малой мощности с кольцевыми обмотками, оси которых совпадают с осью вращения вала ротора и между собой, и магнитная система которых создает вращающееся относительно ротора магнитное поле, позволяющих максимально эффективно применять провода с неорганической изоляцией, освещена нешироко. Патентный поиск показал, что существуют отличные от исследуемой конструкции варианты электрических машин, такие как в патентах [35] и [36], в которых, благодаря конструкции обмотки, могла бы быть применена неорганическая изоляция. Данные конструкции статоров электрических машин так же имеют катушки обмотки кольцевого типа, однако каждая фаза обладает собственной магнитной системой, в то время как исследуемая конструкция обладает общей магнитной системой для всех mфаз. Так же в указанных патентах предлагаемые конструкции рассматриваются как конструкции синхронных машин. Исследуемая конструкция якоря, основанная на патенте [16], может быть использована как в синхронных, так и в асинхронных машинах.
Цель работы: моделированием и экспериментальным исследованием подтвердить или опровергнуть справедливость принципа формирования многополюсного переменного магнитного поля в электрической машине с кольцевыми обмотками при общей магнитной системе для всех фаз.
Задачи работы: создание способа расчета электромагнитного момента электрической машины с кольцевыми обмотками в пакете ANSYS,исследование влияния геометрических размеров элементов магнитной цепи якоря с кольцевыми обмотками на результирующий электромагнитный момент, расчет радиальных сил, действующих на зубцовые наконечники, разработка, изготовление и испытание экспериментального образца асинхронного двигателя с кольцевыми обмотками (АДКО), разработка рекомендаций по проектированию

9
электромагнитного ядра АДКО.
Научная новизна работы:
1. Разработан способ расчета электромагнитного момента электрической машины с кольцевыми обмотками в пакете ANSYS.
2. Определены рекомендуемые максимальные значения магнитной индукции по участкам магнитной цепи якоря с кольцевыми обмотками.
3. Разработан и экспериментально подтвержден способ подавления электромагнитных моментов от высших гармоник (кратные 5 и 7) в результирующей кривой электромагнитного момента асинхронного двигателя с кольцевыми обмотками.
4. Экспериментально подтверждена возможность создания заданного числа пар полюсов при минимально возможном числе катушек якорной обмотки, равном 2m.
Теоретическая и практическая значимость работы:
1. Впервые разработан, изготовлен и испытан экспериментальный образец асинхронного двигателя с кольцевыми обмотками с фазной зоной π/3 и диаметральным шагом.
2. Предложен отличный от [16] способ уменьшения величин максимальных электромагнитных моментов высших нечетных гармоник (кратных 5 и7)путем формирования магнитной системы.
3. На основе удельного окружного усилия обоснована возможность применения рекомендованных значений индукции по участкам магнитной цепи якоря синхронной машины с кольцевыми обмотками к асинхронной машине с кольцевыми обмотками.
4. Разработаны рекомендации по проектированию АДКО.
Методология и методы исследований, проводимых в работе, основаны на численном моделировании электрических машин с применением таких компьютерных программ как ELCUT и ANSYS, а также испытаниях электрических машин согласно ГОСТ 7217-87 и ГОСТ 11828-86.

10
Положения, выносимые на защиту:
1. Способ расчета электромагнитного момента синхронной машины с кольцевыми обмотками в программеANSYS;
2. Справедливость принципа формирования многополюсного переменного магнитного поля в электрической машине с кольцевыми обмотками при общей магнитной системе для всех фаз;
3. Возможность создания вращающегося поля заданной полюсности при минимально возможном числе катушек, равном 2m;
4. Способ, отличный от [16], уменьшения величин максимальных электромагнитных моментов высших гармоник путем формирования магнитной системы АДКО;
5. Рекомендации по проектированию АДКО.
Степень достоверности и апробация результатов. Расчеты, проведенные
с помощью пакетов ELCUTи ANSYS, были проведены в лицензированных копиях продуктов. Точность используемых методик работы в данных пакетах подтверждена совпадением результатов расчета методом конечных элементов с известными примерами расчета классических электрических машин. Оборудование, используемое в ходе экспериментов, было поверено соответствующими службами. Испытания АДКО проводились согласно ГОСТ 7217-87 и ГОСТ 11828-86.
Основные результаты диссертации докладывались и обсуждались на 8 конференциях: XII Международная научно-техническая конференция «Проблемы повышения эффективности электромеханических преобразователей в электроэнергетических системах», 2013 (Севастополь, 2013), Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Энерго- и ресурсосбережение. Энергообеспечение. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии», 2014 (Екатеринбург, 2014), Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Энерго- и ресурсосбережение. Энергообеспечение. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии»,

11
2015 (Екатеринбург, 2015), IX Всероссийская научная конференция молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации» (НТИ-2015), 2015 (Новосибирск, 2015),Международная научно-техническая конференция Пром-Инжинииринг- 2016, 2016, ICIEAM–2016 (Челябинск, 2016), Первая научно-техническая конференция молодых ученых Уральского энергетического института, 2016 (Екатеринбург, 2016), Вторая научно-техническая конференция молодых ученых Уральского энергетического института, 2017 (Екатеринбург, 2017),2017 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing (ICIEAM), 2017 (Санкт-Петербург, 2017).
Основное содержание работы опубликовано в 4 рецензируемых научных изданиях, определенных ВАК и вошедших в международные базы цитирования Scopusи Web of Science, а также в 8 публикациях в сборниках материалов и тезисов докладов конференций, подана заявка на патент.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и пяти приложений. Работа изложена на 179 страницах, включая 145 рисунков и 30 таблиц. Список использованной литературы включает 39 наименований.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Регулируемая гистерезисная муфта в системе привода запорной арматуры
    📅 2019год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)
    Электромеханический преобразователь с ленточной обмоткой якоря
    📅 2017год
    🏢 Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ)