Исторический опыт подготовки кадров для Тульского оружейного завода в 1917-1929 гг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Подготовка кадров администрации Тульского оружейного
завода в 1917–1929 гг. ……………………………………………………………… 33
1.1. Трансформация системы управления на заводе и характеристика кадров
управления производством ……………………………………………………………33
1.2. Военно-техническая интеллигенция в составе технической администрации
ТОЗ в 20-е гг. ХХ в. ……………………………………………………………………46
1.3. Подготовка и повышение квалификации младшего и среднего технического
персонала ………………………………………………………………………….…. 63
ГЛАВА 2. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в 1917–1929 гг.
………………………………………………………………………………………….91
2.1. Профессионально-технические учебные заведения при Тульском оружейном
заводе …………………………………………………………………………………. 91
2.2. Техническая учеба и повышение квалификации рабочих кадров …………. 117
2.3. Культурно-просветительная деятельность среди рабочих завода………….. 135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………. 159
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………170
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..…. 191
Во введении обоснована актуальность исследования, научная новизна,
определены объект, предмет, хронологические и территориальные рамки,
представлен историографический обзор, дана характеристика источниковой
базы, указана методологическая основа и использованные методы, раскрыты
цели и задачи исследования, оценена его научно-практическая значимость,
сформулированы выносимые на защиту положения.
Первая глава «Подготовка кадров администрации Тульского
оружейного завода в 1917–1929 гг.» посвящена характеристике кадров
управления производством и административно-технического персонала и
способам их подготовки.
В первом параграфе «Трансформация системы управления на заводе и
характеристика кадров управления производством» рассматривается процесс
реорганизации административно-технического аппарата ТОЗ, в котором
условно выделено несколько этапов. Первый относится к началу 1917 г. –
августу 1918 г. и характеризуется созданием заводского органа самоуправления
рабочих – Центрального заводского комитета (далее – ЦЗК), осуществлявшего
контроль за деятельностью начальника завода. Высшие административные
распоряжения, исходящие от Главного артиллерийского управления,
проводились в жизнь с ведома ЦЗК, распоряжения заводоуправления – по
соглашению с ним; постановления и пожелания ЦЗК – через согласование с
начальником завода 20. В феврале 1918 г. Комитет выступил с инициативой
смещения начальника завода П.П. Третьякова и во главе предприятия встала
«десятка» – комитет из пяти членов со стороны администрации для управления
заводом, и пяти членов ЦЗК для контроля над администрацией без несения
ответственности за ее действия. Представителями в «десятку» были избраны
рабочие, ранее не занимавшие административных должностей: председатель
ЦЗК Н.В. Савицкий, ее секретарь Д.Д. Чурбанов, и члены комиссий
П.Н. Скворцов, А.Д. Щербаков, П.Д. Кожин.
Второй этап охватывает период с августа 1918 г. по декабрь 1919 г.,
когда на ТОЗ действовало введенное приказом ГАУ № 272 от 2.08.1918 г.
коллегиальное управление из семи человек, в которое наряду с назначаемым
центральными органами управления промышленностью техническим
персоналом входили избираемые от рабочих представители. Директором-
распорядителем был назначен военный инженер А.А. Кубасов, техническим
директором – Б.И. Каневский, коммерческим Н.К. Герасимов, а также
представители от рабочих (Г.В. Кушников и Н.В. Савицкий) и от Тульского
областного Союза металлистов К.П. Ефимов 21. В декабре 1919 г. был
сформирован новый состав правления из пяти человек, с сокращением
руководящего аппарата за счет выборных членов: председателем правления
стал Н.В. Савицкий. Коллегиальная система управления сохранялась на ТОЗ до
ГАТО. Ф. Р-220. Оп. 1 Д. 14. Л. 405.
ГАТО. Ф. Р-220. Оп. 1. Д. 244. Л. 70.
1924 г., когда приказом начальника Главного управления военной
промышленности было введено единоначалие в лице управляющего заводами.
В рассматриваемый период руководителями предприятия были
Г.Н. Гроздев-Токаренко, К.П. Воробьев, И.А. Невструев – гражданские лица, не
имевшие высшего образования. Так, директор И.А. Невструев окончил
ремесленную школу и курсы по управлению предприятиями, его помощник
Б.Л. Ружилов – курсы Высшего Совета народного хозяйства для рабочей
администрации 22. Вопрос подготовки руководящих кадров для оружейных
заводов страны решался без существенного участия самих предприятий.
Решающими качествами при назначении руководителей завода оказались
организация ведения заводского хозяйства на основе анализа реального
положения дел, умение поиска резервов для реконструкции производства;
нередкими были случаи переводов управленцев с одного оружейного
предприятия на более важный в моменте завод.
Второй параграф «Военно-техническая интеллигенция в составе
технической администрации ТОЗ в 20- гг. ХХ в.» посвящен проблеме статуса
административно-технического персонала ТОЗ, чей образовательный и
профессиональный уровень был сформирован в дооктябрьский период.
Опираясь на исследования Е.Е. Дроздовой, под военно-технической
интеллигенциейздесьпонимаютсяпредставителисоциально-
профессиональной группы, представители которой окончили технические
средние и высшие учебные заведения и служили в технических заведениях
военного ведомства со второй половины XIX века. К 1929 г. на заводе
трудились 49 «бывших чиновников» и 48 «бывших офицеров» 23.
Статистические данные о численном и персональном составе администрации
ТОЗ в 1917–1929 гг. позволяют утверждать, что значительная часть
представителей военно-технической интеллигенции продолжала работу на
предприятии и играла главную роль в обеспечении выпуска заводом
стрелкового оружия, разработке новейших образцов вооружения; они же
сформировали базу для дальнейшего развития Тулы как центра разработки
оружия. Однако в рассматриваемый период они преимущественно были заняты
выполнением специальных технических или конструкторских задач в
подразделениях.
Специфика производства ТОЗ обусловила преобладание специалистов с
высшим военно-техническим образованием в составе технической
администрации. Неизменно из опытных офицеров назначались помощники
директора по технической части (Б.И. Каневский, Н.П. Коровин). Бывший
начальник ТОЗ П.П. Третьяков (1864–1937) сыграл значительную роль в
формировании коллектива проектно-конструкторского бюро при заводе.
Следует отметить значительное количество выпускников Тульской
оружейно-технической школы (ТОШ) в 20-е гг. ХХ в. среди технического
персонала ТОЗ. Так, Д.М. Кочетов (1987–1978) сумел не только
ГАТО. Ф. Р-220. Оп. 5. Д. 966. Л. 121-154.
ГАТО. Ф. Р-220. Оп. 5. Д. 966. Л.8-9.
рационализировать традиционное для ТОЗ производство охотничьего оружия,
но и стал основоположником проектирования отечественного спортивного
оружия.
Примером высокого уровня подготовки в ТОШ является А.Д. Иванов
(1881–1967 гг.), изобретательские и педагогические способности, творческое
мышление, упорство и трудолюбие которого позволили решать сложные задачи
по организации производства охотничьего оружия. Особо следует отметить
значимую роль А.Д. Иванова для подготовки оружейных кадров в г. Туле. Его
преподавательская и административная работа в сфере профессионального
обучения осуществлялись практически непрерывно: в 1918–1923 гг. –
преподаватель Тульской оружейной школы; в 1920 г. – организатор обучения
ремеслам молодежи коробочной мастерской; в 1921–1926 гг. – заведующий
школой фабрично-заводского ученичества, преподаватель технологии
металлов; в 1926–1935 гг. – заведующий учебной частью Комбината рабочего
образования.
Культурно-просветительная работа инженеров и техников на
предприятиях страны охватывала профессиональное просвещение и
обслуживание социокультурных потребностей работников. Военные техники
ТОЗ также традиционно продолжали вносить заметный вклад и в повышение
культурного уровня завода. Так, деятельность Н.К. Герасимова, заведующего
материальной частью финансово-хозяйственного отдела ТОЗ, а в 1923–1933 гг.
и заведующего музеем оружия и архивом, создала базу для дальнейшего
активного развития музея по всем направлениям. В 1920 г. музей оружия
получил отдельное помещение, в котором практически заново формировались
фонды и создавалась экспозиция, которая в 1924 г. впервые в истории музея
была открыта для свободного посещения 24. Инженерно-техническим
работникам и рабочим-рационализаторам музей давал возможность работы с
экспонатами с целью изучения их конструкции, по сути, взяв на себя роль
центра технического просвещения на заводе.
В третьем параграфе «Подготовка и повышение квалификации
младшего и среднего технического персонала» рассмотрена деятельность
Тульского вечернего механического техникума и другие способы пополнения
технического персонала ТОЗ младшего и среднего звеньев. По мере
развертывания хозяйственного и культурного строительства в СССР в 20-е гг.
ХХ в., потребность промышленных предприятий в кадрах низшего и среднего
технического и административного персонала все более возрастала. Учитывая,
что большинство желающих получить техническое образование в Туле было
трудились на оружейном и патронном заводах, в 1920 г. был открыт Тульский
вечерний рабочий механический политехникум, в 1922 г. перешедший в
ведение ТОЗ.
Долгое время вопрос о квалификации политехникума в системе
профессионально-технического образования в начале 20-х гг. ХХ в. являлся
Герасимов Н.К. Музей первых Оружейных заводов С.С.С.Р. в Туле // По Тульскому краю.
Пособие для экскурсий. Тула, 1925. С. 222-230.
проблемным как для заводской администрации, так и для органов управления
образованием. В техникум политехникум был переименован только в 1923 г., а
статус среднего учебного заведения был присвоен в 1928 г.
Первый и второй курсы техникума были общеобразовательными, на
третьем и четвертом годах обучения осуществлялась специализация на силовое
и технологическое отделения 25. К 1927 г. было произведено 7 выпусков (180
человек), из которых на ТОЗ остались работать 111 (техники, монтеры и их
помощники, чертежники, конструкторы, цеховые мастера и пр.) 26. Выпускники
техникума могли быть как квалифицированными исполнителями, так и
организаторами, понимающими процессы, тонкости технологии и проблемы
современного им производства. Для характеристики уровня подготовки в
техникуме можно обратиться к примеру М.В. Крапивенцева (1883–1943), в
1919–1922 гг. являвшегося одним из первых учащихся техникума, и ставшего
одним из первых организаторов пулеметного и текстильного производств.
В 1927 г. при техникуме были открыты единственные на тот момент в
СССР годичные курсы по переподготовке младшего технического персонала,
целью которых являлось углубление теоретических знаний, и курсы мастеров,
призванные быстро поднимать квалификацию путем обучения рациональным
приемам работы.
Другие пути пополнения технического состава предприятия охватывали
значительно меньшее количество работников. Так, предполагалось и обучение
тульских квалифицированных рабочих, техников-инженеров в других городах –
как на краткосрочных курсах, так и в ВУЗах. Еще в 1922 г. тульским
отделением Всероссийского союза рабочих металлистов (ВСРМ) была
получена разверстка о командировании ВУЗы и ВТУЗы; ТОЗ полагалось 29
мест, патронному заводу – 15, мелким предприятиям – 5 27. 25 работников ТОЗ
были командированы на различные факультеты ВУЗ Москвы и Ленинграда 28.
Более быстрым и эффективным способом был перевод в Тулу
практикантов или уже подготовленных специалистов. Так, в 1926 г. на ТОЗ
поступили присланные Военпромом и Биржей труда инженеры Г.Б. Туцевич и
Н.А. Козловский, окончившие Артиллерийскую Академию РККА, инженер
С.М. Шифрин – Московское высшее техническое училище; все уже были
знакомы с производством, так как в 1924–25 гг. проходили практику в
мастерских ТОЗ. В числе иногородних специалистов, сыгравших впоследствии
значимую роль в разработке отечественного стрелкового оружия, были
конструкторы Ф.В. Токарев и Н.Ф. Токарев, С.А. Коровин. Распределялись на
ТОЗ и практиканты техникумов 3-4 курсов 29.
Также в рассматриваемый период актуализировались знания
специалистов-«практиков» – заводских работников с большим практическим
ГА РФ. Ф. А1565. Оп. 4 Д. 125. Л. 42.
ГАТО. Ф. Р-326. Оп. 3. Д. 3579. Л. 13.
ГА РФ. Ф. Р5469. Оп. 1 Д. 45. Л. 55.
РГАЭ. Ф. 2097. Оп. 4. Д. 420. Л. 9.
РГАЭ. Ф. 2097. Оп. 1. Д. 499. Л. 84-85.
опытом и трудовым стажем, которые, формально не имея технического
образования, заняли значимое место в составе технической администрации
предприятия и стали значительной опорой инженерно-конструкторской мысли.
Ярким примером данного явления является исполнительская, организаторская
и конструкторская деятельность И.А. Пастухова (1871–1942), внесшего
значительный вклад в разработку и постановку их на производство ряда
принятых на вооружение российской армии образцов стрелкового оружия,
самым известным из которых стал легендарный пулемет Максима.
Сохранению памяти о выдающихся персоналиях в сфере оружейного дела
способствует открытие посвященных им мемориальных объектов. В г. Туле
установлены мемориальные доски Ф.В. Токареву, С.А. Ярцеву, А.А. Волкову,
П.П. Третьякову, а также художнику и преподавателю Ремесленной школы ТОЗ
В.Ф. Гильберту; на Аллее славы Тульского государственного музея оружия
открыты бюсты П.П. Третьякова и Ф.В. Токарева, на Аллее славы
АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова»
также представлен бюст его первого начальника бюро П.П. Третьякова.
К концу 20-х гг. ХХ в. ТОЗ испытывал свойственные крупнейшим
промышленным предприятиям страны кадровые проблемы, главными из
которых была нехватка инженерно-технических специалистов, несмотря на
создание значительного количества образовательных учреждений и активные
действия, предпринимаемые Оружейно-пулеметным трестом. Например, из
присланных в 1930 г. на завод 108 инженеров и техников только половина
имела соответствующую профилю предприятия специальность, а остальные
являлись теплотехниками, судовыми механиками, транспортниками,
лесотехнологами, сахарниками, шорниками, полиграфистами. Слабыми
темпами осуществлялся прирост инженеров, причем «военные» отделы были
укомплектованы наиболее слабо. Примером тому является ружейно-
револьверный отдел, в котором на 5670 рабочих имелось всего 8 инженеров. К
1929 г. образовательный уровень технического персонала ТОЗ выглядел
следующим образом: из 433 человек высшее образование имели только 50
сотрудников 30.
Вторая глава «Подготовка квалифицированных рабочих кадров в
1917–1929 гг.» посвящена проблеме подготовке квалифицированных рабочих и
повышению их культурного уровня.
В первом параграфе «Профессионально-технические учебные заведения
при Тульском оружейном заводе» дана характеристика деятельности учебных
заведений для подготовки квалифицированных рабочих – профессионально-
технической школы и школы фабрично заводского ученичества ТОЗ.
В первые годы существования советского государства базой для
подготовки рабочих кадров для промышленности служили основанные в
дооктябрьское время учебные заведения, одним из примеров чего являлась
открытая в 1899 г. ремесленная школа Тульского оружейного завода и в
результате ряда преобразований получившая в 1920 г. статус профессионально-
ГАТО. Ф. Р-220. Оп. 5. Д. 966. Л. 67.
технической школы. В учебном заведении готовили необходимых предприятию
слесарей, токарей, фрезеровщиков, электромонтажников, чертежников,
зуборезчиков, порезчиков кузнечных форм. Так, в 1925 г. окончили школу 85
человек, и все получили работу на ТОЗ 31.
Благодаря ремесленной школе оружейный завод обладал стабильным с
точки зрения практической технической подготовленности кадровым составом.
С обучения в профессионально-технической школе начинался творческий путь
конструктораавиационноговооруженияС.А. Ярцева(1906–1980),
конструктора спортивно-охотничьего оружия С.С. Ферапонтова (1906–1974).
К концу 20-х гг. ХХ в. с появлением и развитием новых форм подготовки
кадров на заводе роль профессионально-технической школы как учебного
заведения значительно снизилась, что привело к ее слиянию в 1927 г. с
открытой в 1921 г. школой фабрично-заводского ученичества ТОЗ.
Школа готовила квалифицированных рабочих 6-7 разряда 17-разрядной
тарифной сетки Всероссийского союза рабочих металлистов: слесарей, токарей,
лекальщиков, фрезеровщиков, станочников, столяров, порезчиков кузнечных
форм, модельщиков, резчиков по металлу. Подготовка в школе ФЗУ давала
более высокие практические навыки, и именно ее выпускники были наиболее
квалифицированной частью рабочих. В числе выдающихся выпускников
школы ФЗУ конструктор автоматического оружия А.А. Волков (1905–1965).
Архивные документы свидетельствуют, что в начале 20-х гг. ХХ в.
незначительное количество рабочих ТОЗ обучались в Тульской художественно-
промышленно-кустарной школе, преимущественно готовившей специалистов
по художественной обработке металла и имевшей сходный учебный план с
профтехническими школами механической направленности. Так, в 1921–1922
гг. в подготовительном и 1 классах числилось 19 рабочих и служащих ТОЗ 32.
Как крупнейшее предприятие страны, ТОЗ обладал и наиболее развитой
сетью профессионально-технических учреждений среди отечественных
оружейных заводов, как по количеству учащихся, так и по формам подготовки.
Так, в 1927–1928 гг. из 1244 учеников школ ФЗУ пяти заводов Оружейно-
пулеметного треста на тульский завод приходилось 653 человека 33.
Методическое руководство учебными заведениями при ТОЗ изначально
осуществлял губернский отдел народного образования, затем губернский отдел
профессионального образования, в начале 20-х гг. ХХ в. также находившиеся
на этапе становления и налаживания работы 34. Развитие сети
профессионального образования находилось в тесной связи с вопросами
финансирования, и материальная сторона организации процесса обучения была
одной из актуальнейших. К 1922 г. ряд учебных заведений Губпрофобра был
прикреплен на содержание к крупнейшим предприятиям Тулы, в том числе к
ТОЗ – рабочий политехникум, 2-я профшкола и школа ФЗУ, что впоследствии
ГАТО. Ф. Р-326. Оп. 3. Д. 3579. Л. 130
ГАТО. Ф. Р-823. Оп. 1. Д. 4. Л. 1.
ГАТО. Ф. Р-1012. Оп. 1 Д. 2332. Л. 42.
ГА РФ. Ф. А1565. Оп. 2. Д. 319. Л. 1.
вызвало ряд противоречий и несогласованность действий в руководстве
учебным процессом.
В г. Туле в 1928 г. функционировали 4 техникума, 11 профессиональных
школ, 2 школы фабрично-заводского ученичества, 11 курсов, из которых
техническое образование давалось лишь в учреждениях при оружейном и
патронном заводах 35. К 1929 г. внедренный на заводе в связи с первым
пятилетним планом план подготовки кадров позволил усилить дополнительное
образование рабочих. К этому моменту при ТОЗ функционировали все
основные типы образовательных учреждений и форм дополнительного
образования, установленные в Постановлении «Об установлении единой
системы индустриально-технического образования».
Второй параграф «Техническая учеба и повышение квалификации
рабочих кадров» посвящен рассмотрению созданной на ТОЗ в 20-е гг. ХХ в.
сети технического просвещения, развитие которой стимулировало значительная
текучесть кадров, а также заинтересованность администрации в сохранении в
первую очередь квалифицированной части рабочих.
В 1918 г. при мастерских было организовано обучение слесарей по
выработке кузнечных форм. В 1922 г. стали появляться кружки поднятия
квалификации, ставившие целью дать слушателям основы технических знаний
и организовывались исходя из нужных заводу специальностей, поэтому из 22
кружков было 8 слесарных и 5 токарных.
Следующей формой технической учебы стали профессионально-
технические курсы, получившие широкое распространение в стране после
подписания в 1920 г. декрета «Об учебно-профессиональной технической
повинности», предусматривающего организацию при каждом заводе
краткосрочных вечерних курсов для ликвидации массовой технической
неграмотности рабочих. На ТОЗ вечерне-технические курсы были открыты в
1922 г. Трехгодичное обучение предусматривало теоретические занятия и
практические работы (слесарно-кузнечное, токарно-фрезерное ремесло,
жестяные работы, паяние, лужение). В первом наборе был 21 человек (слесари,
токари, фрезеровщики, контролеры, электромонтеры, чертежники, станочники,
техники 4-11 разрядов), все после выпуска были распределены на работу на
ТОЗ с квалификацией «младший техник» 36. С 1927-28 учебного года в связи с
индустриализацией и потребностью в более массовой подготовке
квалифицированной рабочей силы по распоряжению Оружейно-пулеметного
треста курсы были реорганизованы в двухгодичные. Изменилась и их целевая
установка: вместо подготовки мастеров и младших техников стали готовить
квалифицированных рабочих не ниже 6-7 разряда.
В 1923 г. на ТОЗ были организованы годичные вечерние курсы по
поднятию квалификации 37. Они пополнялись они за счет рабочих низшей
квалификации (не ниже 3 разряда), которые по окончании получали среднюю.
ГАТО. Ф. Р-326. Оп. 3. Д. 3784. Л. 109.
ГАТО. Ф. Р-1345. Оп. 2. Д. 5. Л. 95-97.
ГАТО. Ф. Р-326. Оп. 3. Д. 3674. Л. 8.
За это время курсы знакомили с основными общеобразовательными
предметами и техническими знаниями (математика, алгебра, черчение,
специальные предметы), и в то же время выпускали способного работать на
производстве рабочего с квалификацией токаря или слесаря.
Обучение рабочих, подготовку которых нельзя было организовать на
специальных курсах, или для обучения специальностям, требующим менее
длительной подготовки, осуществлялось посредством бригадного или
индивидуального ученичества. На ТОЗ бригадное ученичество охватывало
прежде всего специалистов по формовке и литью, по отделке изделий
металлургического производства, по горячей (кузнецы) и холодной обработке
металла (слесаря и токаря, долбежники, револьверщики, сверловщики,
лудильщики, воронильщики). Индивидуальное ученичество было основным
способом подготовки рабочей силы редких профессий. Так, в 1929 г. согласно
предписанию Главного управления военной промышленности, обучать
следовало в первую очередь взрослых рабочих средней квалификации в
возрасте от 25 до 35 лет, грамотных, не военнообязанных, а по окончании
подготовки брать их на особый учет 38.
Говоряодополнительныхисточникахпополнениязавода
квалифицированными и опытными рабочими, следует упомянуть связанные с
металлообработкой кустарные мастерские. В частности, в ноябре 1919 г. к ТОЗ
была присоединена оружейная фабрика «Интернационал», занимавшаяся
выпуском холодного и охотничьего оружия 39.
Основные каналы технического обучения способствовали повышению
уровня технической грамотности, углублению специальных профессиональных
знаний и навыков, приобретению квалификации подавляющего большинства
взрослых рабочих завода без отрыва от производства, несмотря на то, что
приток необученной рабочей силы опережал ее профессиональную подготовку.
Следует отметить стабильное и последовательное совершенствование форм
обучения на ТОЗ в процессе поиска наиболее оптимального для того времени
содержания рабочего образования. Отчетные данные свидетельствуют не
только о выполнении планов по обучению, но и об их перевыполнении по
отдельным показателям. К 1930 г. завод был обеспечен квалифицированной
рабочей силой в соответствии с «Планом выпусков, приемов и контингентов
учебных заведений профессионально-технического образования при ТОЗ
(1929–1933 гг.)».
Третий параграф «Культурно-просветительная деятельность среди
рабочих завода» посвящен характеристике повышения общекультурного
уровня работников ТОЗ, основная роль в которой принадлежала заводской
культурно-просветительной комиссия при участии партийных и профсоюзных
структур. Важной задачей комиссии была ликвидация неграмотности
трудящихся, так как по Тульскому отделению ВСРМ почти весь контингент
неграмотных рабочих приходился на оружейный и патронный заводы. В 1920 г.
РГАЭ. Ф. 2097. Оп. 1. Д. 1134. Л. 11.
ГАТО. Ф. Р-220. Оп.1. Д. 1067. Л. 132.
из 15118 рабочих ТОЗ неграмотных насчитывалось 2040 человек, а 3827 имели
незаконченное начальное образование. К 1929 г. осталось всего 197
малограмотных и неграмотных, подавляющее большинство которых были
старше 35 лет и начали свою трудовую деятельность до 1917 г. 40
Значимую роль для сплочения рабочих предприятий, вовлечения их в
профессиональное и политическое движение и просвещения в 1920-х гг. стали
играть рабочие клубы. Всероссийский Союз рабочих металлистов
рекомендовал для вовлечения в клубы широких масс начинать с
развлекательных вещей, и в дальнейшем в зависимости от полученных
результатов, переходить на углубление культурно-развивающей работы
(лекции, кружки) 41.
Анализ архивных материалов свидетельствует, что открытый в 1922 г.
клуб ТОЗ предоставил трудящимся площадку для максимально разносторонней
досуговой деятельности, приобщения к культурным ценностям советского
города и дал альтернативу распространению вредных привычек. Значимыми
направлениями его деятельности являлись студийная, кружковая, лекционная
работа. Для более планомерной и результативной работы клуба образовывались
секции (профессионально-партийная, культурно-научная, художественная),
внутри которых велась кружковая работа. Уже к декабрю 1923 г. 552 человека
были организованы в сформированные 2 общественно-политических кружка, 2
кружкапоизучениюисториипартии,кружокпрофдвижения,
общеобразовательный, литературный, рабкоров, изобразительных искусств,
драматический самодеятельный, драматический производственный, духовых
инструментов, струнных инструментов, хоровой 42.
В результате непрерывного поиска практических форм массовой работы
выявились наиболее популярные: организация лекций, докладов, бесед,
дискуссий, вечеров ответов и вопросов, политсудов, проведение политических
и союзных кампаний, отмечание революционных праздников. Клуб ТОЗ стал
инструментом проведения «нового быта» в повседневность тульских
трудящихся. Новым направлением просветительской работы в первой половине
20-х гг. ХХ в. стала организация экскурсий различной тематики и географии, с
преобладанием производственных на местные промышленные предприятия.
Благодаря значительному охвату рабочих, важным инструментом для
расширения кругозора трудящихся при клубе стала библиотека. В 1925 г. на
ТОЗ открылась заводская типография, и стенгазета рабочих и служащих завода
«Красный оружейник» стала выходить в печатном виде. Значительное
внимание на ее страницах уделялось ликвидации неграмотности, ситуации с
обучением взрослого рабочего и подготовке учеников 43.
ГАТО. Ф. Р-1012. Оп. 1. Д. 2415. Л. 68.
ГА РФ. Ф. Р5469. Оп. 1 Д. 45. Л. 112.
ГАТО. Ф. Р-1012. Оп. 1. Д. 200. Л. 101.
Красный гигант: стенгазета рабочих и служащих завода № 1: орган издательства завком,
рабочие и служащие завода. – 1928. – № 9 (75). – 22 октября. – С. 1.
Характеризуя культурно-образовательный уровень сотрудников завода,
необходимо упомянуть о наличии при ТОЗ метеорологической станции 44, на
которой с 1922 г. осуществлялись ежедневные наблюдения за температурой и
влажностью воздуха, над горизонтом воды в р. Упе, облаками. Результаты
станции печатались с 1923 г. в ежедневном бюллетене «Метеорологическое
обозрение», а также в местной печати: журналах «Новый путь», «Тульский
край», газете «Коммунар».
В распоряжении работников имелись также имелись площадки для
физкультуры, баскетбола, тенниса, стрелковый тир, гребная станция,
радиоустановка, киноустановка, справочное бюро по вопросам профдвижения и
партийного строительства, буфет. В весенне-летний период деятельность клуба
преимущественно осуществлялась в местах отдыха трудящихся – Кремлевском
и Баташевском садах. Однако если вплоть до начала 20-х гг. ХХ в. акцент
культурной жизни ТОЗ завода был на образовательном компоненте, то со
второй половины 1920-х гг. центром внимания клуба стала организация досуга
рабочих завода и членов их семей.
С 1922 г. на ТОЗ начало развиваться массовое вовлечение широких слоев
рабочих и технической интеллигенции в изобретательство и рационализацию,
которое в условиях нехватки профессиональных конструкторов и
изобретателей, стало одним из путей усовершенствования техники для
восстановления промышленности. Уже в 1923 г. на ТОЗ от 68 авторов
поступило 94 предложения об улучшении производства, 48 из которых
одобрены, внедрены и дали экономический эффект 45. Большую роль для
массового рабочего изобретательства играла организация регулярных выставок
рабочих изобретений «Рабочая смекалка», первая из которых открылась в
1925 г. До 1934 г. состоялось семь подобных выставок, что подтверждало
устойчивый интерес к изобретательству. За указанные годы количество
изобретателей на заводе выросло с трех до девяноста двух; более ста поданных
ими предложений было внедрено в производство. Лучшим участникам
выставки присваивалось звание «Героев Труда ТОЗ». Ко времени создания
Всесоюзного общества изобретателей в 1930 г. на Тульском оружейном заводе
было уже полторы тысячи новаторов производства. Участие в подобной работе
побуждало рабочих к самообразованию и расширению технических знаний.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы
основные обобщающие выводы, подтверждающие сложность процесса
формирования подготовки кадров для ТОЗ в 1917–1929 гг., обусловленного
политическими, экономическими, социальными, культурными факторами.
Становлениесоветскойсистемыпрофессионально-технического
образования в Тульской губернии в 20-е гг. XX в. можно условно разделить на
два этапа. В 1917–1920 гг. происходит закрытие, перепрофилирование или
Тридцатилетний юбилей Тульской Метеорологической Станции при заводе № 1
// Тульский край. – 1927. – № 2–3. – С. 46-48 .
Сотников М.А. Тульский машиностроительный: ТМЗ им. Рябикова – 50 лет. Тула, 1989.
С. 83.
открытие новых учебных заведений; органы управления губернским
образованием в это время главное внимание уделяли созданию материальной
базы и изысканию средств на содержание подведомственных учреждений. В
1921–1929 гг. преимущественно осуществлялось развитие методической и
организационной базы, совершенствование педагогического процесса и
корректировка содержания образования в связи с потребностями производства.
Проведенный анализ образовательного уровня работников позволяет
считать составляющими подготовки кадров для ТОЗ в рассматриваемый период
учебные заведения низшего и среднего профессионального образования:
профессионально-техническуюшколу,школуфабрично-заводского
ученичества, Тульский вечерний механический техникум. Завершенность
системы заводских образовательных учреждений была достигнута включением
в ее состав краткосрочных форм подготовки без отрыва от производства
(индивидуальное и бригадное ученичество, вечерне-технические курсы), курсов
повышения квалификации и переподготовки мастеров и младшего
технического персонала, а также преемственностью их программ. Данная
многоуровневая система подготовки кадров, которая позволила обеспечить
квалифицированной рабочей силой оборонные предприятия Тулы, а
впоследствии и других городов. Важным фактором, определившим облик
кадрового состава ТОЗ, стала личная инициатива технического персонала по
обучению и изобретательской работе.
В перспективе дальнейшего изучения планируется углубление
заявленной темы, в том числе за счет расширения хронологии исследования и
источниковой основы.
Для истории России вопросы модернизации структуры и содержания
отечественной образовательной системы относятся к числу тех, чья актуальность
не ослабевает со временем. В частности, векторы развития профессионально-
технического образования России во многом определяются потребностью в
специалистах в области производства оружия, что обусловлено значением
оружейных заводов для обороноспособности страны. В условиях реализации
государственной программы Российской Федерации по развитию оборонно-
промышленного комплекса, одной из целей которой в долгосрочной перспективе
является наращивание научно-технического, кадрового и интеллектуального
потенциала предприятий комплекса, целесообразным является изучение опыта
подготовки кадров для предприятий оборонного значения, особенно в
переломные моменты истории, к которым относится и период создания системы
профессионального образования СССР. Среди оборонных предприятий в 20-е гг.
ХХ в. особое место занимал первый государственный оружейный завод в г. Туле
– оружейной столице России, который как старейшее и крупнейшее предприятие
оборонной промышленности определял и направления развития
профессионально-технического образования Тульского региона, и в ряде
аспектов, России в целом. На Тульском оружейном заводе (далее в ряде случаев –
ТОЗ) в 1917–1929 гг. в. благодаря комплексу организационных мер завода и
активной деятельности его работников были реализованы решения правительства
в области подготовки кадров и обеспечены потребности предприятия и города в
квалифицированных работниках. Актуальность избранной темы выражается в
необходимости изучения ее регионального компонента, остающегося на
периферии современных исследований. Она также обусловлена необходимостью
сохранения исторической памяти о сотрудниках завода, достигших
общероссийского признания в области создания боевого и гражданского оружия.
До 1917 г. подготовка кадров оружейных заводов была сосредоточена в
системе Военного ведомства и обеспечивалась артиллерийскими техническими
заведениями, оружейными школами и ученичеством на предприятиях.
Содержание обучения рабочих максимально приближалось к потребностям
производства. В 20-е гг. ХХ в. благодаря изменениям в социальной и
политической жизни страны, а также развитию техники и трансформации
кадровых потребностей, произошли коренные перемены в принципах
организации подготовки персонала.
Несмотря на наличие большого числа трудов по истории
профессионального образования, подготовка кадров для Тульского оружейного
завода в 20-е гг. ХХ в. до настоящего времени не являлась предметом отдельного
исследования.
Объектом исследования является система подготовки кадров заводской
администрации и квалифицированных рабочих для ТОЗ в 1917–1929 гг.
(исторический аспект темы).
Предмет исследования – процесс становления и развития подготовки
персонала для Тульского оружейного завода в исторических условиях
становления советской системы образования на примере изучения специфики
комплектования предприятия.
Хронологические рамки исследования охватывают 1917–1929 гг. – время
создания при Тульском оружейном заводе новых профессионально-технических
учебных заведений и форм дополнительной подготовки рабочих и технического
персонала. Исходной точкой исследования является 1917 г., когда начались
процессы изменения традиционных источников подготовки кадров (частичная
утрата позиций офицеров-выпускников ВУЗов военного ведомства в составе
администрации) или реформирование давно существующих (ремесленная школа
при ТОЗ). Завершающей датой исследования является 1929 г., когда принятием
Постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных
Комиссаров СССР «Об установлении единой системы индустриально-
технического образования» были утверждены единые для страны требования к
подготовке технических кадров и формы профессионально-технического
образования. К 1929 г. на ТОЗ, в рамках формирования профессиональных
учебных заведений в целом по стране, была создана единая система подготовки
технических кадров низшего и среднего звеньев.
Территориальные рамки исследования охватывают г. Тулу, где
размещались учебные заведения, осуществлявшие подготовку кадров для
Тульского оружейного завода. Для более полного анализа в работу включены
сведения об организации профессионально-технического образования в Тульской
губернии.
Исходя из того, что профессионально-техническое образование является
целостным социально-историческим процессом, при рассмотрении истории
подготовки кадров для ТОЗ необходимо также обращение к историографии
различных аспектов истории завода, подготовки кадров в Тульской губернии,
отечественного профессионально-технического и военного образования, а также
учитывать достижения изучения оборонной промышленности СССР.
Исследование профессионального-технического обучения началось уже в
20-е гг. ХХ в., но осуществлялось преимущественно современниками –
работниками профессионального образования, экономистами, педагогами, для
которых актуальными были вопросы источников и форм подготовки кадров 1.
Усиление исследовательского внимания к истории подготовки кадров относится к
50-м гг. ХХ в. Значимыми публикациями стали работы А.Н. Веселова 2,
Ф.Л. Блинчевского, Г.И. Зеленко 3. Весомый вклад в разработку научных
проблем истории и истории профтехобразования внес академик С.Я. Батышев 4. В
Гастев А.К. Трудовые установки: Структура. Анализ. Образование. Курсы. М., 1924 г. 302 с.,
Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10 т. Т. 4: Трудовое воспитание и политехническое
образование. М.: изд_во Акад.пед. наук РСФСР, 1959. 630 с.; Луначарский А.В. О народном
образовании. М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. 559 с., Мордухович З.Л. Использование
трудовых ресурсов и подготовка кадров. М., Л.: Гос. соц. экон. издат., 1932. 154 с.
2
Веселов А.Н. Очерки по истории низшего профессионально-технического образования и
подготовки рабочих кадров в РСФСР. М., 1952. 30 с.; Веселов А.Н. Низшее профессионально –
техническое образование в РСФСР. М., 1955. 328 с.
3
Блинчевский Ф.Л., Зеленко Г.И. Профессионально-техническое образование рабочих в СССР.
М., 1957. 160 с.
4
Батышев С.Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. 2-е изд., перераб. и
доп. М.: Экономика, 1974. 383 с.; Батышев С.Я. Подготовка рабочих кадров. М.: Экономика,
1984. 247 с.; Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / науч. ред. С. Я. Батышев.
Т. 1: А-Л. М.: Рос. Акад. образования: Ассоц. «Проф. Образование», 1998. 566 с.; Очерки
70-80 гг. XX в. выходят в свет крупные труды И.К. Воеводского, М.М. Кучеренко,
Е.Г. Осовского и других, авторы которых исследовали проблемы российской
профтехшколы на различных этапах исторического развития 5. В большом
количестве исследований предметом являлся процесс привлечения к
строительству нового общества дооктябрьской интеллигенции, ее участие в
общественно-политической жизни страны, роль в восстановлении хозяйства в
первые годы советской власти 6.
В советский период изучение профессиональной школы 1920-х гг.
осуществлялось основательно, на основе архивных материалов. Тем не менее,
общей тенденцией работ этого периода остался классовый подход к анализу
системы профессиональных учебных заведений, политизированность, освещение
преимущественно вопросов подготовки только рабочих кадров. Недостаточная
изученность данной темы во многом определялась засекреченностью архивных
документов в советский период.
На современном этапе результаты изучения формирования системы
профессионального технического образования, законодательная база и
особенности государственной политики в различных регионах СССР нашли
отражение в многочисленных научных статьях 7.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!