Клиническое обоснование комплекса мероприятий профилактики стоматологических заболеваний у детей с нарушениями психического здоровья

Алексеева Екатерина Олеговна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…5

ГЛАВА 1. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ С НЕРВНО-
ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)…………….13

1.1. Эпидемиологическая и структурная характеристика нервно-психических
расстройств у детей в России и Приморском крае…………….………….…………13

1.2. Распространенность кариеса зубов и методы профилактики
стоматологических заболеваний………………………………………………………..17

1.3. Особенности заболеваний полости рта у детей с нервно-психическими
расстройствами ..………………………………………………………………………28

1.4. Состояние местного иммунитета полости рта у детей………………..……..32

1.5. Клиническая характеристика детей с нервно-психическими
расстройствами…………………………………………………………………………36

1.6. Роль семьи в формировании стоматологического здоровья у детей с
психическими заболеваниями ……………………………………………………….48

1.7. Оказание стоматологической помощи детям с нервно-психическими
нарушениями …………………………………………………………………..53
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….…56

2.1. Материал исследования…………………………………………………………..56

2.2. Методы исследования………………………………………………………….….60

2.2.1. Методы стоматологического обследования……………………………….…60

2.2.2. Методика лабораторного исследования…………………………….…….…..66

2.2.3. Статистические методы обработки результатов исследования……………….66

2.2.4. Методы клинико-психологического исследования……………………………67

2.3. Методы стоматологической профилактики и лечения стоматологических
заболеваний у детей с нервно-психическими расстройствами ………..………….68

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ С
НЕКОТОРЫМИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ…………..69
3.1. Стоматологический статус психически здоровых детей в Приморском
крае………………………………………………………………………………………69

3.2. Стоматологический статус детей с некоторыми нервно-психическими
расстройствами в Приморском крае…………………………………………………………..67

3.3. Разработанный комплекс обучающих и лечебно-профилактических
мероприятий для предупреждения развития заболеваний полости рта у детей с
некоторыми нарушениями психического здоровья и методика его
применения……………………………………………………………………………75
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………..………………………86
4.1. Разработанная Шкала оценки поведенческих реакций ребёнка и методика её
применения…………………………………………………….………………………86
4.2. Результаты оценки поведения детей при посещении врача-стоматолога и
проведении подготовительных обучающих мероприятий………………………..90

ГЛАВА 5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА ОБУЧАЮЩИХ И
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ
С НЕКОТОРЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЕЁ
ОБСУЖДЕНИЕ………………………………………………………………………96

5.1. Результаты обучения детей с нервно-психическими расстройствами
навыкам гигиены полости рта………………………………………………………96
5.2. Влияние на состояние гигиены полости рта проведения комплекса
обучающих и лечебно-профилактических мероприятий для предупреждения
развития заболеваний полости рта у детей с некоторыми нарушениями
психического здоровья………………………………………………………………97
5.3. Результаты влияния на интенсивность кариеса зубов применения комплекса
лечебно-профилактических мероприятий для предупреждения развития
заболеваний полости рта у детей с некоторыми нарушениями психического
здоровья………………………………………………………………………………100
5.4. Результаты влияния на состояние тканей пародонта применения комплекса
лечебно-профилактических мероприятий для предупреждения развития
заболеваний полости рта у детей с некоторыми нарушениями психического
здоровья……………………………………………………………………….…….103
5.5. Результаты влияния на рН слюны применения комплекса лечебно-
профилактических мероприятий для предупреждения развития заболеваний
полости рта у детей с некоторыми нарушениями психического здоровья………107
5.6. Результаты стоматологического лечения после проведения комплекса
лечебно-профилактических мероприятий для предупреждения развития
заболеваний полости рта у детей с некоторыми нарушениями психического
здоровья…………………………………………………………………..…………110
5.7. Результаты корреляционного анализа взаимосвязей между показателями
стоматологического статуса детей с некоторыми нервно-психическими
расстройствами .……………………………………………………………………120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..……..…124

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………..…………129

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………….………131

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ………………………………………………………….132

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………134

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……..………………………………………………………………152

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………………161

ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………………165

ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………………………177

ПРИЛОЖЕНИЕ 5……………………………………………………………………178

Материалы и методы исследования
Дляизученияраспространённостииинтенсивности
стоматологических заболеваний среди детей Приморского края проведено
стоматологическое обследование 432 детей без нарушений психического
здоровья в возрасте 8–12 лет, в том числе 226 девочек и 206 мальчиков.
На базе КГБУЗ «Краевая детская стоматологическая поликлиника»
проведено обследование и динамическое наблюдение 185 детей 8–12 лет, в
том числе 123 детей, находящихся на диспансерном учёте в краевых
психиатрических больницах Приморского края и 62 психически здоровых
детей. Обследованные разделены на 5 групп: 1 группа – 17 детей,
страдающих шизофренией; 2 группа – 98 детей, страдающих умственной
отсталостью лёгкой степени; 3 группа – 8 детей, страдающих аутизмом; 4
группа (контрольная 1) – 30 детей, не имеющих нервно-психических
расстройств; 5 группа (контрольная 2) – 32 ребёнка, также не имеющих
нервно-психических расстройств.
Согласно Федеральному Закону № 323-ФЗ от 21.11.2011 (ред. от
03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»
передначаломпроведениядиагностическихи/илилечебно-
профилактическихмероприятий,отродителей,опекунов,законных
представителейдетей,былополученосогласиенапроведение
обследования, необходимых манипуляций. Методики, используемые в
научной работе, соответствуют и не противоречат статье 40 «Основ
законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. №
5487-1, приказу № 228 Министерства здравоохранения РФ от 1993 года «Об
утвержденииположенияоклиническомлечебно-профилактическом
учреждении» и «Этическому кодексу российского врача». Методы
диагностики и лечения, связанные с повышенной опасностью для пациента,
неприменялись.Наличиенервно-психическогорасстройства
устанавливалось врачом-психиатром детским.
Разработанный комплекс обучающих и лечебно-профилактических
мероприятий для предупреждения развития заболеваний полости рта у
детей с некоторыми нарушениями психического здоровья применялся у
пациентовпервыхчетырёхгрупп,т.е.удетейспсихическими
заболеваниями и психически здоровых детей 4-й (контрольной) группы.
Дети 5-й (контрольной) группы, также психически здоровые, гигиену
полости рта проводили с применением основных средств гигиены, выбирая
зубную пасту по усмотрению родителей, и не получали профилактических
мероприятий.
Повторноестоматологическоеобследованиепациентови
профилактические мероприятия проводили в сроки 6, 12, 18 месяцев.
Методы стоматологического обследования
Присборежалобианамнестическихданныхувыясняли
наследственнуюотягощённость,использованиефармакологических
препаратовдлялеченияосновногопсихическогозаболевания.
Стоматологическое обследование детей проводили с использованием
стоматологического зеркала, стоматологического зонда, пинцета при
искусственном освещении. Оценивали состояние тканей пародонта, гигиену
полостирта,регистрировалиналичиепоражённыхкариесоми
отсутствующих зубов.
Распространённостькариесазубовопределялиотдельнодля
временных и постоянных зубов. Интенсивность кариеса зубов оценивали по
среднему значению индексов КПУ зубов (КПУз), КПУ+кп зубов. Средний
прирост интенсивности кариеса зубов определяли как разность среднего
показателя КПУз, КПУ+кп зубов через 18 месяцев после первичного
обследования и первичного показателя, выражаемых в баллах.
Для определения среднего процента редукции прироста кариеса зубов в
группе обследованных от 100% отнимали частное от деления средней
величины прироста показателя КПУз, КПУ+кп зубов в сравниваемой группе
на среднюю величину прироста показателя КПУз и КПУ+кп зубов
контрольной группе, умноженное на 100%.
Проводилииндекснуюоценкусостояниятканейпародонтас
использованием комплексного периодонтального индекса КПИ (Леус П.А.,
1988). Уровень гигиены полости рта оценивали с применением индекса
гигиены (ИГ) Ю.А. Фёдорова-В.В. Володкиной (1968). Дополнительно
использовали рентгенологическое исследование (прицельные дентальные
снимки, ортопантомографию).
Методика лабораторного исследования
Исследование рН слюны проводили при помощи электронного рН-
метра «рН-340» (Завод измерительных приборов, Беларусь, г. Гомель).
Ротовую жидкость собирали натощак в утренние часы в количестве 2,0 мл,
измерение проводилось трижды и определялся средний показатель.
Статистические методы обработки результатов исследования
Статистическую обработку данных проводили на персональном
компьютере с использованием программного обеспечения STATISTICA 10
for Windows 10,0 и «Microsoft Excel 2010». Для оценки существенности
различий между сериями наблюдений использовали критерий Стьюдента –
отношение отклонения среднего арифметического (M) данной выборки,
состоящей из числа (n) наблюдений к истинному значению параметра всей
совокупности к стандартному отклонению. Для сравнения показателей в
группах с различным количеством детей использовали тест Манна-Уитни,
применяемый для сравнения показателей в двух независимых выборках, в
котором проверяется нулевая гипотеза H0 об отсутствии различий
центральных значений выборок против альтернативной гипотезы H1 о
наличиисходствапоказателейвдвухгруппах.Дляотказаили
подтверждениянулевойгипотезырассчитываласьZстатистика,
сравниваемая со стандартными значениями нормального распределения: в
результате, определялся уровень, сравниваемый с α – уровнем значимости
отклонения нулевой гипотезы. Считали, что если р>α, то верна H0 о том,
что различия в показателях обследуемых групп детей отсутствуют, если
p≤α, то верна H1 о том, что различия имеют место. В качестве уровня
значимости α было выбрано 0,05.
Методы клинико-психологического исследования
Для оценки поведения детей использовалась разработанная Шкала
оценки поведенческих реакций ребёнка.
В начале исследования проводился осмотр ребёнка без проведения
мероприятий обучающего блока комплекса (М0), в дальнейшем оценку
результатов применения обучающих мероприятий проводили через 2, 3, 4 и
6 месяцев после первичного обследования (М2, М3, М4, М6).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Среди обследованных 432 психически здоровых детей Приморского
края в возрасте 8–12 лет распространённость кариеса временных зубов
составила 51,6±2,4%, постоянных зубов – 31,0±2,2%, суммарный показатель
индексов КПУз и КПУ+кп зубов – 2,87±0,26 балла. Показатель ИГ составил
1,81±0,41 балла, КПИ – 1,27±0,28 балла.
При углубленном стоматологическом обследовании 185 детей
Приморского края, среди 17 пациентов 1-й группы распространённость
кариеса временных зубов составила 100%, постоянных зубов – 88,2±8,1%
(15 человек), у пациентов 2-й группы распространённость кариеса
временных зубов составила 100% (98 детей), а постоянных зубов –
69,4±4,7% (68 детей), из 8 пациентов 3-й группы поражение кариесом
временных зубов выявлено у всех детей (100%), постоянных зубов – у 7
детей (87,5±12,5%).
Всегоиз123обследованныхдетейснервно-психическими
расстройствами (1–3 групп) кариес временных зубов выявлен у 123
пациентов (100%), кариес постоянных зубов – у 90 детей (73,2±4,0%).
В 4-й группе (дети без нервно-психических расстройств) поражение
кариесом временных зубов установлено в 17 случаях (56,7±9,2%),
постоянных зубов – в 10 случаях (33,3±8,8%) из 30 обследованных детей. Из
32 пациентов 5-й группы (дети без нервно-психических расстройств) кариес
временных зубов выявлен у 16 человек (50,0±9,0%), постоянных зубов – у 9
детей (28,1±8,1%).
Суммарно из 62 обследованных детей без нервно-психических
расстройств кариес временных зубов выявлен у 33 (53,2±6,4%), постоянных
зубов – у 19 (30,7±5,9%). Таким образом, распространённость кариеса как
временных, так и постоянных зубов у детей с нервно-психическими
расстройствами существенно выше, чем в контрольных группах (p<0,001). Суммарный показатель КПУз и КПУ+кп зубов составил 5,06±0,42, 4,43±0,44, 4,75±0,52 балла соответственно в 1-й, 2-й и 3-й группах исследования; этот показатель детей 4-й и 5-й (контрольных) групп детей, неимеющихнервно-психическихрасстройств,существеннониже (2,93±0,46 и 2,89±0,37 балла соответственно, р<0,05), чем в 1–3 группах. ИГ в 1–3 группах исследования составил 6,17±0,17, 5,13±0,09, 6,16±0,22 балла соответственно, что существенно выше (р<0,05), чем в 4-й и 5-й (контрольных) группах (1,57±0,05 и 1,62±0,05 балла соответственно). Средняя распространённость хронического катарального гингивита среди пациентов 1–3 групп составила 88,6±2,9%. Индекс КПИ в 1–3 группах исследования существенно превысил показатели контрольных групп и составил 5,02±0,14, 6,24±0,12, 6,69±0,12 балла соответственно. У пациентов 1–3 групп показатель рН слюны смещён в кислую сторону до 6,17±0,16, 6,17±0,19, 6,21±0,14, а у детей 4-й группы составил 7,11±0,12, в 5-й группе 7,12±0,19, что соответствует слабощелочной реакции. РазработаннаяШкалаоценкиповеденческихреакцийребёнка включает в себя оценку поведения ребёнка дважды, до и после посещения врача-стоматолога, которая проводится самим врачом, и также двукратную цветовую оценку поведенческих реакций ребёнка. Критерии Шкалы: 0 баллов – ребёнок капризен, не хочет пройти в кабинет врача-стоматолога, плачет, не идёт на контакт с врачом; 1 балл – ребёнок капризен, плачет, но согласен на проведение манипуляций в кабинете врача-стоматолога при условии нахождения родителей (сопровождающего) рядом с ним в кабинете; 2 балла – ребёнок насторожен, не плачет, контактный, согласен на проведение манипуляций у врача-стоматолога при условии нахождения родителей (сопровождающего) рядом с ним в кабинете; 3 балла – ребёнок спокоен, контактный, общается с врачом, согласен на проведение манипуляций у врача-стоматолога при условии нахождения родителей (сопровождающего) рядом с ним в кабинете; 4 балла – ребёнок спокоен, контактный, общается с врачом, согласен на проведение манипуляций у врача-стоматолога без присутствия родителей (сопровождающего). Цветоваяоценкапсихоэмоциональногосостоянияребёнка проводилась по следующей методике: детям предлагали на выбор четыре цветных карандаша (черный, синий, желтый, красный) и просили раскрасить рисунок тем цветом, который им сейчас нравится больше. Оценку рисунков проводили по следующим критериям: 0 баллов – ребёнок отказывается рисовать, плачет; 1 балл – рисунок закрашен нечёткими линиями, которые выходят за границы рисунка, преобладает чёрный цвет / рисунок закрашен ровными и чёткими линиями, не выходящими за пределы рисунка, преобладает чёрный цвет; 2 балла – рисунок закрашен нечёткими линиями, которые выходят за границы рисунка, преобладают чёрный и красный цвета / рисунок закрашен ровными и чёткими линиями, не выходящими за пределы рисунка, преобладают чёрный и красный цвета; 3 балла – рисунок закрашен нечёткими линиями, которые выходят за границы рисунка, преобладают синий и жёлтый цвета / рисунок закрашен ровными и чёткими линиями, не выходящими за пределы рисунка, преобладают синий и жёлтый цвета; 4 балла – рисунок закрашен нечёткими линиями, которые выходят за границы рисунка, использованы только синий и жёлтый цвета / рисунок закрашен ровными и чёткими линиями, не выходящими за пределы рисунка, использованы только синий и жёлтый цвета. После проведения обследования цифровые показатели суммируются и проводится итоговая оценка поведенческих реакций ребёнка. Интерпретация полученныхрезультатов:0–4балла–ребёнокнеконтактен, неудовлетворительное поведение, прогноз к лечению у врача-стоматолога неблагоприятный; 5–9 баллов – ребёнок капризен, контактен, нуждается в когнитивно-поведенческой терапии с использованием игровых методов психотерапии, поведенческая реакция удовлетворительная, прогноз к лечению у врача-стоматолога – лечение возможно после курса обучающих мероприятий; 10–12 баллов – ребёнок контактный, поведенческая реакция благоприятная, прогноз к лечению у врача-стоматолога – лечение возможно после минимального курса обучающих мероприятий; 13–16 баллов – ребёнок контактный, поведенческая реакция хорошая, стоматологическое лечение возможно без проведения обучающих мероприятий. При первичной оценке состояния пациентов с психическими нарушениями у 122 детей из 123 суммарное количество баллов составило от 0 до 2, что характеризует поведение пациентов как неудовлетворительное, только у 1 ребёнка оценка составила 8 баллов, что соответствует удовлетворительнойповеденческойреакции.Послепроведенных обучающихмероприятий,спустя6месяцев,приоценке психоэмоционального состояния у 116 детей сумма баллов составила 9–11, что соответствует удовлетворительной и благоприятной поведенческой реакции детей и возможности проведения стоматологических манипуляций. Разработанкомплексобучающихилечебно-профилактических мероприятий для предупреждения развития заболеваний полости рта у детей с некоторыми нарушениями психического здоровья, состоящий из нескольких блоков. Первый блок мероприятий. Обучение гигиене полости рта ребёнка. Задачи 1-го блока мероприятий: обучение ребёнка навыкам гигиены полости рта; выработка «привыкания» к стоматологической обстановке; снижение выраженности стоматофобии у детей. Обучение проводится путёмдемонстрациислайд-фильмаобуходезаполостьюрта, разработанного для этих детей. Детям в игровой форме, с использованием наглядного пособия демонстрируется стандартная техника чистки зубов, даются рекомендации по уходу за полостью рта. Для отработки навыков чистки зубов разработана книжка-раскраска, которая выдаётся на руки родителям. Для закрепления полученной информации, детям предлагается продемонстрировать увиденное на игрушках и куклах. После 2–3 занятий детям предлагается провести гигиену полости рта самостоятельно. Также 2–3 раза в неделю детям демонстрируют фотографии ребёнка 5 лет на приёме стоматолога, чтобы снизить чувство страха перед посещением врача-стоматолога. Во время проведения мероприятий 1-го блока комплекса родители должны приступить к ежедневной чистке зубов ребёнка, при протесте ребёнка не следует заставлять его силой, а продолжить демонстрацию фотографий и проводить занятия с ним в игровой форме. Когда ребёнок соглашается на чистку зубов родителями, после 7–10 дней успешной чистки зубов с родительскими комментариями их действий, родителям ребёнка следует изучить с ним и раскрасить разработанную книжку-раскраску, демонстрирующую необходимость чистки зубов и посещения врача- стоматолога. Второй блок. Уроки обучения гигиене полости рта для родителей. Мероприятия 1-го и 2-го блоков комплекса проводятся параллельно. Задачи 2-го блока: мотивация родителей на соблюдение гигиены полости рта у ребёнка; обучение их стандартной методике чистки зубов; информирование о методах профилактики заболеваний полости рта. Родители информируются о причинах заболевания кариесом зубов и другими болезнями полости рта, современных методах профилактики с учётом особенностей детей путём разработанного лекционного курса «Временный и постоянный прикус: только факты». Третий блок. Знакомство со стоматологом. Задачи: адаптация ребёнка к обстановке в стоматологическом кабинете; знакомство ребёнка с основными инструментами, применяемыми при осмотре полости рта и проведении профессиональной гигиены полости рта; оценка врачом поведения ребёнка; оценка врачом навыков ребёнка по уходу за полостью рта. Для этого в игровой форме проводится оценка поведения ребёнка с использованием разработанной Шкалы оценки поведенческих реакций ребёнка, затем – осмотр полости рта пациента с предварительной демонстрацией стоматологических инструментов и контролируемая чистка зубов ребёнком в стоматологическом кабинете в присутствии родителей. Четвёртыйблок.Проведениелечебно-профилактических мероприятий. Задачей его является профилактика кариеса зубов и заболеванийпародонтаудетей,попоказаниям–лечение стоматологических заболеваний. 4-й блок мероприятий комплекса включает в себя: -проведениепрофессиональнойгигиеныполостиртас использованием резиновых колпачков (либо щёток) и пасты, по показаниям применяется ультразвуковое оборудование для удаления твёрдых зубных отложений; - применение препарата для глубокого фторирования «Глуфторэд» по следующей схеме: после проведения чистки и высушивания зубов, жидкостью из флакона 1 тщательно обрабатываются зубы, через одну минутуубираютизлишкиматериаласухимватнымтампоном, обрабатывают эмаль зубов жидкостью номер 2, процедуру повторяют через 14 дней, а затем раз в 6 месяцев; - использование зубной пасты «Biorepair» утром и вечером во всех группах пациентов, кроме 5-й (контрольной); - назначение препарата «Имудон» согласно инструкции: рассасывать по 6 таблеток в день в течении 10 дней; - назначение врачом-педиатром внутрь препарата «Лактобактерин» под контролем родителей 3 раза в день за 30–40 минут до еды, запивая молоком, курсом на 3 недели; - аппликации геля «R.O.C.S. Minerals» 1 раз в день на ночь курсом 14 дней с интервалом между курсами в шесть месяцев; - лечение кариеса зубов и / или удаление зубов по показаниям. Средний прирост интенсивности кариеса зубов при обследовании через 18 месяцев после начала исследования среди детей 5-й (контрольной) группы, в которой не проводились профилактические мероприятия, составил 0,63 балла. Прирост интенсивности кариеса зубов при обследовании через 18 месяцев после начала исследования составил в 1-ой группе 0,32 балла, что соответствует редукции интенсивности кариеса зубов по сравнению с контрольной5-йгруппой49,2%.Во2-йгруппедетейприрост интенсивности кариеса зубов через 18 месяцев составил 0,28 балла, что соответствует редукции интенсивности кариеса зубов 55,6%. В 3-й группе детей прирост интенсивности кариеса зубов через 18 месяцев оказался 0,29 балла, редукция интенсивности кариеса зубов 54,0%. Минимальный прирост интенсивности кариеса зубов (0,21 балла) через18месяцевпосленачалаприменениякомплексалечебно- профилактических мероприятийвыявлену детей 4-й группы(не страдавшихнервно-психическимирасстройствами),соответственно показатель редукции прироста интенсивности кариеса зубов оказался максимальным среди обследованных – 66,7%. Динамика показателей интенсивности кариеса зубов у детей отражена в таблице 1. Таблица 1 – Динамика показателей индексов КПУз, КПУ+кп(у) зубов в группах обследованных, баллы (M±m) Группа исследованияПериод исследованияПоказатель индексов КПУ, КПУ+кп(у) зубов 1 группа, n=17Первичное обследование5,06±0,42 Через 18 месяцев5,38±0,39 2 группа, n=98Первичное обследование4,43±0,44 Через 18 месяцев4,71±0,36 3 группа, n=8Первичное обследование4,75±0,52 Через 18 месяцев5,04±0,42 4 группа, n=30Первичное обследование2,93±0,46 Через 18 месяцев3,14±0,41 5 группа, n=32Первичное обследование2,89±0,37 Через 18 месяцев3,52±0,38 Средний показатель прироста интенсивности кариеса зубов через 18 месяцевсредивсехобследованныхдетейснервно-психическими расстройствами 1–3 групп составил 0,30±0,10 балла. Средний показатель редукции прироста интенсивности кариеса зубов среди детей 1–3 групп по сравнению с контрольной 5-й группой составил 52,9±1,6%. Средивсехобследованныхдетейснервно-психическими расстройствами 1–3 групп средний показатель ИГ при первичном обследовании составил 3,81±0,72 балла, среди обследованных психически здоровых детей – 1,75±0,41 балла, p<0,05. Через 18 месяцев среди всех обследованныхдетейснервно-психическимирасстройствамиэтот показатель составил 2,63±0,44 балла, среди обследованных психически здоровых детей – 1,31±0,27 балла, p<0,05. Во 2-й группе к 18 месяцам наблюдения (таблица 2) показатель ИГ достиг существенных отличий (2,26±0,21 балла, p<0,05) от показателя первичного обследования (3,71±0,92 балла). В 4-й (контрольной) группе, где среди психически здоровых детей также проводились лечебно-профилактические мероприятия, показатель ИГ снизился с 1,77±0,39 в начале исследования до 1,16±0,11 балла (p<0,05) через 18 месяцев. Средний показатель КПИ среди детей 1–3 групп при первичном обследовании составил 2,35±0,21 балла. Через 18 месяцев отмечено снижение показателей до 2,18±0,24 в 1-й группе (p>0,05), 1,77±0,11 – во 2-й
группе (p<0,05) и 2,16±0,31 балла в 3-й группе (p>0,05); средний показатель
среди детей 1–3 групп составил 2,04±0,15 балла. В 4-й и 5-й (контрольных)
группах через 18 месяцев показатель КПИ был равен 0,37±0,22 (p<0,05) и 1,14±0,23 балла (p>0,05) соответственно (таблица 2).

Таблица 2 – Динамика индексной оценки состояния полости рта в
группах обследованных

ГруппаПериодПоказатели исследования
исследованияисследованияИГ Ю.А.Индекс КПИ П.А.рН слюны, ед.
Фёдорова-В.В.Леуса, баллы
Володкиной,
баллы
1 группа,Первичное3,79±0,672,42±0,246,17±0,16
n=17обследование
Через 6 месяцев3,26±0,522,29±0,226,20±0,14
Через 12 месяцев2,89±0,582,24±0,236,23±0,13
Через 18 месяцев2,58±0,662,18±0,246,29±0,17
2 группа,Первичное3,71±0,922,24±0,196,17±0,19
n=98обследование
Через 6 месяцев3,21±0,682,13±0,166,19±0,15
Через 12 месяцев2,85±0,282,03±0,146,24±0,17
Через 18 месяцев2,26±0,21*1,77±0,11*6,31±0,14
3 группа,Первичное3,92±0,582,39±0,216,21±0,14
n=8обследование
Через 6 месяцев3,56±0,392,23±0,296,24±0,16
Через 12 месяцев3,29±0,492,20±0,346,28±0,17
Через 18 месяцев3,06±0,462,16±0,316,34±0,18
4 группа,Первичное1,77±0,391,25±0,177,11±0,12
n=30обследование
Через 6 месяцев1,46±0,341,03±0,257,14±0,16
Через 12 месяцев1,28±0,230,66±0,23*7,17±0,17
Через 18 месяцев1,16±0,11*0,37±0,22*7,19±0,14
5 группа,Первичное1,72±0,471,26±0,167,12±0,19
n=32обследование
Через 6 месяцев1,53±0,381,19±0,227,10±0,14
Через 12 месяцев1,51±0,391,16±0,247,13±0,15
Через 18 месяцев1,46±0,421,14±0,237,11±0,13
Примечание: * – различие значимо с показателем до лечения, p<0,05. Среди детей 1–3 групп средний показатель рН слюны при первичном обследовании составил 6,18±0,16, среди детей без нервно-психических расстройств – 7,12±0,16; в динамике наблюдения у пациентов 1–4 групп отмечена тенденция к повышению показателя рН слюны (p>0,05); у
пациентов 5-й группы, которым комплекс мероприятий не проводился,
показатель pH слюны практически не изменился (таблица 2).
В начале исследования из 123 детей с нервно-психическими
расстройствами только 4 ребёнка (3,3±1,6%) согласились зайти в кабинет к
врачу-стоматологу и сесть в стоматологическое кресло, и только 1 ребёнок
(0,8%) согласился открыть рот и провести осмотр полости рта; после
проведения обучающих мероприятий (через 6 месяцев) удалось провести
гигиенические и профилактические мероприятия 116 детям (94,3±2,1%), а
также пролечить, удалить (по показаниям) зубы без применения общей
анестезии.
ВЫВОДЫ
1.У детей Приморского края, страдающих некоторыми нервно-
психическимирасстройствами(умственнойотсталостью,аутизмом,
шизофренией),распространённостьстоматологическихзаболеваний
характеризуется как высокая: распространённость кариеса временных зубов
составила100%,распространённостькариесапостоянныхзубов–
73,2±4,0%, распространённость хронического катарального гингивита –
88,6±2,9%, показатель индекса КПИ (П.А. Леус, 1988) составил 2,35±0,21
балла. Распространённость стоматологических заболеваний у психически
здоровыхдетейПриморскогокраясущественно(p<0,05)нижеи характеризуется как средняя: распространённость кариеса временных зубов составила 51,6±2,4%, постоянных зубов – 31,0±2,2%, распространённость хронического катарального гингивита – 54,6±2,4%, показатель индекса КПИ – 1,27±0,28 балла. 2.Среднее значение показателя рН слюны детей с некоторыми нервно-психическимирасстройствамисоставило6,18±0,16,что существенно ниже (p<0,05) среднего значения показателя pH слюны детей, не имеющих психических заболеваний (7,12±0,16). Состояние гигиены полости рта у детей с некоторыми нервно-психическими расстройствами существенно хуже (p<0,05), чем у психически здоровых детей. При этом средние значения показателей индекса гигиены полости рта составили 3,81±0,72 и 1,81±0,41 балла соответственно. 3.Поведенческиереакциидетейснекоторыминервно- психическимирасстройствамиприпервичномпосещенииврача- стоматолога характеризуются как неудовлетворительные, по разработанной Шкале оценки поведенческих реакций ребёнка 120 детей из 123 набрали 0 до 2 баллов, что существенно (p<0,001) отличается от показателей психически здоровых детей (9–16 баллов). Проведение обучающих мероприятий способствует достижению ими при осмотре через 6 месяцев оценкив9–11баллов,чтосоответствуетудовлетворительнойи благоприятной поведенческой реакции детей, при которой возможно проведение стоматологических манипуляций. 4.Разработан комплекс обучающих и лечебно-профилактических мероприятий для предупреждения развития заболеваний полости рта у детей с некоторыми нарушениями психического здоровья, применение которого в течение 18 месяцев способствует редукции интенсивности кариозногопроцессаудетейснекоторыминервно-психическими расстройствами в среднем до 52,9±1,6% по сравнению с контрольной группойиснижениюинтенсивностипротеканиявоспалительных заболеваний пародонта по показателю индекса КПИ в среднем до 2,04±0,15 балла. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1.Стоматологическую помощь детям, страдающим умственной отсталостью, аутизмом, шизофренией, в амбулаторно-поликлинических условияхцелесообразнооказыватьсприменениемразработанного комплекса обучающих и лечебно-профилактических мероприятий для предупреждения развития заболеваний полости рта у детей с некоторыми нарушениями психического здоровья. 2.Дляпрофилактикивоспалительныхзаболеванийтканей пародонта у детей с некоторыми нервно-психическими расстройствами целесообразнопроведениеодинразвгодкурсаприёма иммунокорригирующих средств. 3.Проведение профессиональной гигиены полости рта детям с некоторыми нервно-психическими расстройствами рекомендуется не реже двух раз в год с одновременным проведением обучающих мероприятий для детей и родителей. 4.Для профилактики развития кариозного процесса у детей с некоторыминервно-психическимирасстройствамицелесообразно проведение2разавгодглубокогофторированиявусловиях стоматологическойполиклиникиидвухнедельногокурсаместного применения реминерализующего геля в домашних условиях.

Актуальность темы исследования

Кариес зубов – одно из наиболее распространённых заболеваний. По
данным О.О. Янушевича (2008), Э.М. Кузьминой (2009), в России кариес зубов и
его осложнения занимают лидирующие позиции в структуре стоматологических
заболеваний.
Данные эпидемиологических исследований в 69 странах мира
свидетельствуют о росте числа нервно-психических расстройств с 35,4 до 119,9
случаев на 1000 населения. Е.В. Макушин и Н.К. Демчева (2019) установили, что
в 2018 году наблюдалось увеличение показателей заболеваемости по двум
нозологическим формам: психозы – на 73,0 %, шизофрения – на 6,5 %. В период
с 2014 по 2018 года в России увеличилась заболеваемость аутизмом на 107,1 %,
и в 2018 году составил 110,87 на 100 000 человек, что практически в два раза
превышает показатель заболеваемости аутизмом в 2014 году – 53,53 на 100 000
жителей. Отмечается также рост заболеваемости умственной отсталости на
6,2% в России за период 2014-2018 года.
По данным Авраамовой О.Г. и соавт. (2020), при осмотре 91 ребёнка,
проживающего в доме-интернате г. Москва, была выявлена высокая
интенсивность кариеса зубов и усредненный показатель индекса КПУ составил
28 баллов. Среди обследованных было выявлено поражение тканей пародонта,
средняя степень тяжести гингивита преобладала в обеих группах исследования и
отмечена в 89,74% и 86,58% случаев в группах 12- и 15-тилетних детей.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Организация стоматологической помощи детям с психическими заболеваниями: проблемы и возможные пути разрешения
    Е.О. Алексеева, А.М. Ковалевский // «Современная наука:актуальные проблемы теории и практики. Серия Естественные итехнические науки». – 2– № – С. 161
    Эффективность программы профилактики стоматологических заболеваний у детей с аутизмом
    Е.О. Алексеева,А.М. Ковалевский // «Институт Стоматологии». – 2– № 3 (84). – С.62

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Клинико-лабораторное обоснование оценки эффективности технологий профилактики стоматологических заболеваний у детей
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Морфометрические особенности строения челюстно-лицевой области у пациентов с гнатической формой мезиальной окклюзии
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Анализ изменений практики стоматологического ортопедического лечения и его результатов в регионах России за 10 – летний период
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Планирование и прогнозирование аппаратурно-хирургического метода лечения взрослых пациентов с трансверзальными аномалиями челюстей
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Особенности диагностики, планирования и хирургического этапа комбинированного лечения пациентов со скелетной формой вертикальной резцовой дизокклюзии
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Протетическая реконструкция ушной раковины с использованием технологии трехмерной печати
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Оценка иммуногистологических маркеров воспалительной деструкции эндопериодонтального комплекса
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Оптимизация стоматологической ортопедической помощи больным при включенных дефектах зубных рядов на фоне сахарного диабета 2 типа
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Формирование нейромышечного баланса и артикуляции у пациентов со съёмными покрывными протезами с опорой на имплантаты при полном отсутствии зубов
    📅 2021год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации