Клиническое обоснование комплекса мероприятий профилактики стоматологических заболеваний у детей с нарушениями психического здоровья

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Алексеева Екатерина Олеговна
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…5

ГЛАВА 1. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ С НЕРВНО-
ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)…………….13

1.1. Эпидемиологическая и структурная характеристика нервно-психических
расстройств у детей в России и Приморском крае…………….………….…………13

1.2. Распространенность кариеса зубов и методы профилактики
стоматологических заболеваний………………………………………………………..17

1.3. Особенности заболеваний полости рта у детей с нервно-психическими
расстройствами ..………………………………………………………………………28

1.4. Состояние местного иммунитета полости рта у детей………………..……..32

1.5. Клиническая характеристика детей с нервно-психическими
расстройствами…………………………………………………………………………36

1.6. Роль семьи в формировании стоматологического здоровья у детей с
психическими заболеваниями ……………………………………………………….48

1.7. Оказание стоматологической помощи детям с нервно-психическими
нарушениями …………………………………………………………………..53
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….…56

2.1. Материал исследования…………………………………………………………..56

2.2. Методы исследования………………………………………………………….….60

2.2.1. Методы стоматологического обследования……………………………….…60

2.2.2. Методика лабораторного исследования…………………………….…….…..66

2.2.3. Статистические методы обработки результатов исследования……………….66

2.2.4. Методы клинико-психологического исследования……………………………67

2.3. Методы стоматологической профилактики и лечения стоматологических
заболеваний у детей с нервно-психическими расстройствами ………..………….68

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ С
НЕКОТОРЫМИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ…………..69
3.1. Стоматологический статус психически здоровых детей в Приморском
крае………………………………………………………………………………………69

3.2. Стоматологический статус детей с некоторыми нервно-психическими
расстройствами в Приморском крае…………………………………………………………..67

3.3. Разработанный комплекс обучающих и лечебно-профилактических
мероприятий для предупреждения развития заболеваний полости рта у детей с
некоторыми нарушениями психического здоровья и методика его
применения……………………………………………………………………………75
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………..………………………86
4.1. Разработанная Шкала оценки поведенческих реакций ребёнка и методика её
применения…………………………………………………….………………………86
4.2. Результаты оценки поведения детей при посещении врача-стоматолога и
проведении подготовительных обучающих мероприятий………………………..90

ГЛАВА 5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА ОБУЧАЮЩИХ И
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ
С НЕКОТОРЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЕЁ
ОБСУЖДЕНИЕ………………………………………………………………………96

5.1. Результаты обучения детей с нервно-психическими расстройствами
навыкам гигиены полости рта………………………………………………………96
5.2. Влияние на состояние гигиены полости рта проведения комплекса
обучающих и лечебно-профилактических мероприятий для предупреждения
развития заболеваний полости рта у детей с некоторыми нарушениями
психического здоровья………………………………………………………………97
5.3. Результаты влияния на интенсивность кариеса зубов применения комплекса
лечебно-профилактических мероприятий для предупреждения развития
заболеваний полости рта у детей с некоторыми нарушениями психического
здоровья………………………………………………………………………………100
5.4. Результаты влияния на состояние тканей пародонта применения комплекса
лечебно-профилактических мероприятий для предупреждения развития
заболеваний полости рта у детей с некоторыми нарушениями психического
здоровья……………………………………………………………………….…….103
5.5. Результаты влияния на рН слюны применения комплекса лечебно-
профилактических мероприятий для предупреждения развития заболеваний
полости рта у детей с некоторыми нарушениями психического здоровья………107
5.6. Результаты стоматологического лечения после проведения комплекса
лечебно-профилактических мероприятий для предупреждения развития
заболеваний полости рта у детей с некоторыми нарушениями психического
здоровья…………………………………………………………………..…………110
5.7. Результаты корреляционного анализа взаимосвязей между показателями
стоматологического статуса детей с некоторыми нервно-психическими
расстройствами .……………………………………………………………………120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..……..…124

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………..…………129

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………….………131

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ………………………………………………………….132

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………134

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……..………………………………………………………………152

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………………161

ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………………165

ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………………………………………177

ПРИЛОЖЕНИЕ 5……………………………………………………………………178

Материалы и методы исследования
Дляизученияраспространённостииинтенсивности
стоматологических заболеваний среди детей Приморского края проведено
стоматологическое обследование 432 детей без нарушений психического
здоровья в возрасте 8–12 лет, в том числе 226 девочек и 206 мальчиков.
На базе КГБУЗ «Краевая детская стоматологическая поликлиника»
проведено обследование и динамическое наблюдение 185 детей 8–12 лет, в
том числе 123 детей, находящихся на диспансерном учёте в краевых
психиатрических больницах Приморского края и 62 психически здоровых
детей. Обследованные разделены на 5 групп: 1 группа – 17 детей,
страдающих шизофренией; 2 группа – 98 детей, страдающих умственной
отсталостью лёгкой степени; 3 группа – 8 детей, страдающих аутизмом; 4
группа (контрольная 1) – 30 детей, не имеющих нервно-психических
расстройств; 5 группа (контрольная 2) – 32 ребёнка, также не имеющих
нервно-психических расстройств.
Согласно Федеральному Закону № 323-ФЗ от 21.11.2011 (ред. от
03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»
передначаломпроведениядиагностическихи/илилечебно-
профилактическихмероприятий,отродителей,опекунов,законных
представителейдетей,былополученосогласиенапроведение
обследования, необходимых манипуляций. Методики, используемые в
научной работе, соответствуют и не противоречат статье 40 «Основ
законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. №
5487-1, приказу № 228 Министерства здравоохранения РФ от 1993 года «Об
утвержденииположенияоклиническомлечебно-профилактическом
учреждении» и «Этическому кодексу российского врача». Методы
диагностики и лечения, связанные с повышенной опасностью для пациента,
неприменялись.Наличиенервно-психическогорасстройства
устанавливалось врачом-психиатром детским.
Разработанный комплекс обучающих и лечебно-профилактических
мероприятий для предупреждения развития заболеваний полости рта у
детей с некоторыми нарушениями психического здоровья применялся у
пациентовпервыхчетырёхгрупп,т.е.удетейспсихическими
заболеваниями и психически здоровых детей 4-й (контрольной) группы.
Дети 5-й (контрольной) группы, также психически здоровые, гигиену
полости рта проводили с применением основных средств гигиены, выбирая
зубную пасту по усмотрению родителей, и не получали профилактических
мероприятий.
Повторноестоматологическоеобследованиепациентови
профилактические мероприятия проводили в сроки 6, 12, 18 месяцев.
Методы стоматологического обследования
Присборежалобианамнестическихданныхувыясняли
наследственнуюотягощённость,использованиефармакологических
препаратовдлялеченияосновногопсихическогозаболевания.
Стоматологическое обследование детей проводили с использованием
стоматологического зеркала, стоматологического зонда, пинцета при
искусственном освещении. Оценивали состояние тканей пародонта, гигиену
полостирта,регистрировалиналичиепоражённыхкариесоми
отсутствующих зубов.
Распространённостькариесазубовопределялиотдельнодля
временных и постоянных зубов. Интенсивность кариеса зубов оценивали по
среднему значению индексов КПУ зубов (КПУз), КПУ+кп зубов. Средний
прирост интенсивности кариеса зубов определяли как разность среднего
показателя КПУз, КПУ+кп зубов через 18 месяцев после первичного
обследования и первичного показателя, выражаемых в баллах.
Для определения среднего процента редукции прироста кариеса зубов в
группе обследованных от 100% отнимали частное от деления средней
величины прироста показателя КПУз, КПУ+кп зубов в сравниваемой группе
на среднюю величину прироста показателя КПУз и КПУ+кп зубов
контрольной группе, умноженное на 100%.
Проводилииндекснуюоценкусостояниятканейпародонтас
использованием комплексного периодонтального индекса КПИ (Леус П.А.,
1988). Уровень гигиены полости рта оценивали с применением индекса
гигиены (ИГ) Ю.А. Фёдорова-В.В. Володкиной (1968). Дополнительно
использовали рентгенологическое исследование (прицельные дентальные
снимки, ортопантомографию).
Методика лабораторного исследования
Исследование рН слюны проводили при помощи электронного рН-
метра «рН-340» (Завод измерительных приборов, Беларусь, г. Гомель).
Ротовую жидкость собирали натощак в утренние часы в количестве 2,0 мл,
измерение проводилось трижды и определялся средний показатель.
Статистические методы обработки результатов исследования
Статистическую обработку данных проводили на персональном
компьютере с использованием программного обеспечения STATISTICA 10
for Windows 10,0 и «Microsoft Excel 2010». Для оценки существенности
различий между сериями наблюдений использовали критерий Стьюдента –
отношение отклонения среднего арифметического (M) данной выборки,
состоящей из числа (n) наблюдений к истинному значению параметра всей
совокупности к стандартному отклонению. Для сравнения показателей в
группах с различным количеством детей использовали тест Манна-Уитни,
применяемый для сравнения показателей в двух независимых выборках, в
котором проверяется нулевая гипотеза H0 об отсутствии различий
центральных значений выборок против альтернативной гипотезы H1 о
наличиисходствапоказателейвдвухгруппах.Дляотказаили
подтверждениянулевойгипотезырассчитываласьZстатистика,
сравниваемая со стандартными значениями нормального распределения: в
результате, определялся уровень, сравниваемый с α – уровнем значимости
отклонения нулевой гипотезы. Считали, что если р>α, то верна H0 о том,
что различия в показателях обследуемых групп детей отсутствуют, если
p≤α, то верна H1 о том, что различия имеют место. В качестве уровня
значимости α было выбрано 0,05.
Методы клинико-психологического исследования
Для оценки поведения детей использовалась разработанная Шкала
оценки поведенческих реакций ребёнка.
В начале исследования проводился осмотр ребёнка без проведения
мероприятий обучающего блока комплекса (М0), в дальнейшем оценку
результатов применения обучающих мероприятий проводили через 2, 3, 4 и
6 месяцев после первичного обследования (М2, М3, М4, М6).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Среди обследованных 432 психически здоровых детей Приморского
края в возрасте 8–12 лет распространённость кариеса временных зубов
составила 51,6±2,4%, постоянных зубов – 31,0±2,2%, суммарный показатель
индексов КПУз и КПУ+кп зубов – 2,87±0,26 балла. Показатель ИГ составил
1,81±0,41 балла, КПИ – 1,27±0,28 балла.
При углубленном стоматологическом обследовании 185 детей
Приморского края, среди 17 пациентов 1-й группы распространённость
кариеса временных зубов составила 100%, постоянных зубов – 88,2±8,1%
(15 человек), у пациентов 2-й группы распространённость кариеса
временных зубов составила 100% (98 детей), а постоянных зубов –
69,4±4,7% (68 детей), из 8 пациентов 3-й группы поражение кариесом
временных зубов выявлено у всех детей (100%), постоянных зубов – у 7
детей (87,5±12,5%).
Всегоиз123обследованныхдетейснервно-психическими
расстройствами (1–3 групп) кариес временных зубов выявлен у 123
пациентов (100%), кариес постоянных зубов – у 90 детей (73,2±4,0%).
В 4-й группе (дети без нервно-психических расстройств) поражение
кариесом временных зубов установлено в 17 случаях (56,7±9,2%),
постоянных зубов – в 10 случаях (33,3±8,8%) из 30 обследованных детей. Из
32 пациентов 5-й группы (дети без нервно-психических расстройств) кариес
временных зубов выявлен у 16 человек (50,0±9,0%), постоянных зубов – у 9
детей (28,1±8,1%).
Суммарно из 62 обследованных детей без нервно-психических
расстройств кариес временных зубов выявлен у 33 (53,2±6,4%), постоянных
зубов – у 19 (30,7±5,9%). Таким образом, распространённость кариеса как
временных, так и постоянных зубов у детей с нервно-психическими
расстройствами существенно выше, чем в контрольных группах (p<0,001). Суммарный показатель КПУз и КПУ+кп зубов составил 5,06±0,42, 4,43±0,44, 4,75±0,52 балла соответственно в 1-й, 2-й и 3-й группах исследования; этот показатель детей 4-й и 5-й (контрольных) групп детей, неимеющихнервно-психическихрасстройств,существеннониже (2,93±0,46 и 2,89±0,37 балла соответственно, р<0,05), чем в 1–3 группах. ИГ в 1–3 группах исследования составил 6,17±0,17, 5,13±0,09, 6,16±0,22 балла соответственно, что существенно выше (р<0,05), чем в 4-й и 5-й (контрольных) группах (1,57±0,05 и 1,62±0,05 балла соответственно). Средняя распространённость хронического катарального гингивита среди пациентов 1–3 групп составила 88,6±2,9%. Индекс КПИ в 1–3 группах исследования существенно превысил показатели контрольных групп и составил 5,02±0,14, 6,24±0,12, 6,69±0,12 балла соответственно. У пациентов 1–3 групп показатель рН слюны смещён в кислую сторону до 6,17±0,16, 6,17±0,19, 6,21±0,14, а у детей 4-й группы составил 7,11±0,12, в 5-й группе 7,12±0,19, что соответствует слабощелочной реакции. РазработаннаяШкалаоценкиповеденческихреакцийребёнка включает в себя оценку поведения ребёнка дважды, до и после посещения врача-стоматолога, которая проводится самим врачом, и также двукратную цветовую оценку поведенческих реакций ребёнка. Критерии Шкалы: 0 баллов – ребёнок капризен, не хочет пройти в кабинет врача-стоматолога, плачет, не идёт на контакт с врачом; 1 балл – ребёнок капризен, плачет, но согласен на проведение манипуляций в кабинете врача-стоматолога при условии нахождения родителей (сопровождающего) рядом с ним в кабинете; 2 балла – ребёнок насторожен, не плачет, контактный, согласен на проведение манипуляций у врача-стоматолога при условии нахождения родителей (сопровождающего) рядом с ним в кабинете; 3 балла – ребёнок спокоен, контактный, общается с врачом, согласен на проведение манипуляций у врача-стоматолога при условии нахождения родителей (сопровождающего) рядом с ним в кабинете; 4 балла – ребёнок спокоен, контактный, общается с врачом, согласен на проведение манипуляций у врача-стоматолога без присутствия родителей (сопровождающего). Цветоваяоценкапсихоэмоциональногосостоянияребёнка проводилась по следующей методике: детям предлагали на выбор четыре цветных карандаша (черный, синий, желтый, красный) и просили раскрасить рисунок тем цветом, который им сейчас нравится больше. Оценку рисунков проводили по следующим критериям: 0 баллов – ребёнок отказывается рисовать, плачет; 1 балл – рисунок закрашен нечёткими линиями, которые выходят за границы рисунка, преобладает чёрный цвет / рисунок закрашен ровными и чёткими линиями, не выходящими за пределы рисунка, преобладает чёрный цвет; 2 балла – рисунок закрашен нечёткими линиями, которые выходят за границы рисунка, преобладают чёрный и красный цвета / рисунок закрашен ровными и чёткими линиями, не выходящими за пределы рисунка, преобладают чёрный и красный цвета; 3 балла – рисунок закрашен нечёткими линиями, которые выходят за границы рисунка, преобладают синий и жёлтый цвета / рисунок закрашен ровными и чёткими линиями, не выходящими за пределы рисунка, преобладают синий и жёлтый цвета; 4 балла – рисунок закрашен нечёткими линиями, которые выходят за границы рисунка, использованы только синий и жёлтый цвета / рисунок закрашен ровными и чёткими линиями, не выходящими за пределы рисунка, использованы только синий и жёлтый цвета. После проведения обследования цифровые показатели суммируются и проводится итоговая оценка поведенческих реакций ребёнка. Интерпретация полученныхрезультатов:0–4балла–ребёнокнеконтактен, неудовлетворительное поведение, прогноз к лечению у врача-стоматолога неблагоприятный; 5–9 баллов – ребёнок капризен, контактен, нуждается в когнитивно-поведенческой терапии с использованием игровых методов психотерапии, поведенческая реакция удовлетворительная, прогноз к лечению у врача-стоматолога – лечение возможно после курса обучающих мероприятий; 10–12 баллов – ребёнок контактный, поведенческая реакция благоприятная, прогноз к лечению у врача-стоматолога – лечение возможно после минимального курса обучающих мероприятий; 13–16 баллов – ребёнок контактный, поведенческая реакция хорошая, стоматологическое лечение возможно без проведения обучающих мероприятий. При первичной оценке состояния пациентов с психическими нарушениями у 122 детей из 123 суммарное количество баллов составило от 0 до 2, что характеризует поведение пациентов как неудовлетворительное, только у 1 ребёнка оценка составила 8 баллов, что соответствует удовлетворительнойповеденческойреакции.Послепроведенных обучающихмероприятий,спустя6месяцев,приоценке психоэмоционального состояния у 116 детей сумма баллов составила 9–11, что соответствует удовлетворительной и благоприятной поведенческой реакции детей и возможности проведения стоматологических манипуляций. Разработанкомплексобучающихилечебно-профилактических мероприятий для предупреждения развития заболеваний полости рта у детей с некоторыми нарушениями психического здоровья, состоящий из нескольких блоков. Первый блок мероприятий. Обучение гигиене полости рта ребёнка. Задачи 1-го блока мероприятий: обучение ребёнка навыкам гигиены полости рта; выработка «привыкания» к стоматологической обстановке; снижение выраженности стоматофобии у детей. Обучение проводится путёмдемонстрациислайд-фильмаобуходезаполостьюрта, разработанного для этих детей. Детям в игровой форме, с использованием наглядного пособия демонстрируется стандартная техника чистки зубов, даются рекомендации по уходу за полостью рта. Для отработки навыков чистки зубов разработана книжка-раскраска, которая выдаётся на руки родителям. Для закрепления полученной информации, детям предлагается продемонстрировать увиденное на игрушках и куклах. После 2–3 занятий детям предлагается провести гигиену полости рта самостоятельно. Также 2–3 раза в неделю детям демонстрируют фотографии ребёнка 5 лет на приёме стоматолога, чтобы снизить чувство страха перед посещением врача-стоматолога. Во время проведения мероприятий 1-го блока комплекса родители должны приступить к ежедневной чистке зубов ребёнка, при протесте ребёнка не следует заставлять его силой, а продолжить демонстрацию фотографий и проводить занятия с ним в игровой форме. Когда ребёнок соглашается на чистку зубов родителями, после 7–10 дней успешной чистки зубов с родительскими комментариями их действий, родителям ребёнка следует изучить с ним и раскрасить разработанную книжку-раскраску, демонстрирующую необходимость чистки зубов и посещения врача- стоматолога. Второй блок. Уроки обучения гигиене полости рта для родителей. Мероприятия 1-го и 2-го блоков комплекса проводятся параллельно. Задачи 2-го блока: мотивация родителей на соблюдение гигиены полости рта у ребёнка; обучение их стандартной методике чистки зубов; информирование о методах профилактики заболеваний полости рта. Родители информируются о причинах заболевания кариесом зубов и другими болезнями полости рта, современных методах профилактики с учётом особенностей детей путём разработанного лекционного курса «Временный и постоянный прикус: только факты». Третий блок. Знакомство со стоматологом. Задачи: адаптация ребёнка к обстановке в стоматологическом кабинете; знакомство ребёнка с основными инструментами, применяемыми при осмотре полости рта и проведении профессиональной гигиены полости рта; оценка врачом поведения ребёнка; оценка врачом навыков ребёнка по уходу за полостью рта. Для этого в игровой форме проводится оценка поведения ребёнка с использованием разработанной Шкалы оценки поведенческих реакций ребёнка, затем – осмотр полости рта пациента с предварительной демонстрацией стоматологических инструментов и контролируемая чистка зубов ребёнком в стоматологическом кабинете в присутствии родителей. Четвёртыйблок.Проведениелечебно-профилактических мероприятий. Задачей его является профилактика кариеса зубов и заболеванийпародонтаудетей,попоказаниям–лечение стоматологических заболеваний. 4-й блок мероприятий комплекса включает в себя: -проведениепрофессиональнойгигиеныполостиртас использованием резиновых колпачков (либо щёток) и пасты, по показаниям применяется ультразвуковое оборудование для удаления твёрдых зубных отложений; - применение препарата для глубокого фторирования «Глуфторэд» по следующей схеме: после проведения чистки и высушивания зубов, жидкостью из флакона 1 тщательно обрабатываются зубы, через одну минутуубираютизлишкиматериаласухимватнымтампоном, обрабатывают эмаль зубов жидкостью номер 2, процедуру повторяют через 14 дней, а затем раз в 6 месяцев; - использование зубной пасты «Biorepair» утром и вечером во всех группах пациентов, кроме 5-й (контрольной); - назначение препарата «Имудон» согласно инструкции: рассасывать по 6 таблеток в день в течении 10 дней; - назначение врачом-педиатром внутрь препарата «Лактобактерин» под контролем родителей 3 раза в день за 30–40 минут до еды, запивая молоком, курсом на 3 недели; - аппликации геля «R.O.C.S. Minerals» 1 раз в день на ночь курсом 14 дней с интервалом между курсами в шесть месяцев; - лечение кариеса зубов и / или удаление зубов по показаниям. Средний прирост интенсивности кариеса зубов при обследовании через 18 месяцев после начала исследования среди детей 5-й (контрольной) группы, в которой не проводились профилактические мероприятия, составил 0,63 балла. Прирост интенсивности кариеса зубов при обследовании через 18 месяцев после начала исследования составил в 1-ой группе 0,32 балла, что соответствует редукции интенсивности кариеса зубов по сравнению с контрольной5-йгруппой49,2%.Во2-йгруппедетейприрост интенсивности кариеса зубов через 18 месяцев составил 0,28 балла, что соответствует редукции интенсивности кариеса зубов 55,6%. В 3-й группе детей прирост интенсивности кариеса зубов через 18 месяцев оказался 0,29 балла, редукция интенсивности кариеса зубов 54,0%. Минимальный прирост интенсивности кариеса зубов (0,21 балла) через18месяцевпосленачалаприменениякомплексалечебно- профилактических мероприятийвыявлену детей 4-й группы(не страдавшихнервно-психическимирасстройствами),соответственно показатель редукции прироста интенсивности кариеса зубов оказался максимальным среди обследованных – 66,7%. Динамика показателей интенсивности кариеса зубов у детей отражена в таблице 1. Таблица 1 – Динамика показателей индексов КПУз, КПУ+кп(у) зубов в группах обследованных, баллы (M±m) Группа исследованияПериод исследованияПоказатель индексов КПУ, КПУ+кп(у) зубов 1 группа, n=17Первичное обследование5,06±0,42 Через 18 месяцев5,38±0,39 2 группа, n=98Первичное обследование4,43±0,44 Через 18 месяцев4,71±0,36 3 группа, n=8Первичное обследование4,75±0,52 Через 18 месяцев5,04±0,42 4 группа, n=30Первичное обследование2,93±0,46 Через 18 месяцев3,14±0,41 5 группа, n=32Первичное обследование2,89±0,37 Через 18 месяцев3,52±0,38 Средний показатель прироста интенсивности кариеса зубов через 18 месяцевсредивсехобследованныхдетейснервно-психическими расстройствами 1–3 групп составил 0,30±0,10 балла. Средний показатель редукции прироста интенсивности кариеса зубов среди детей 1–3 групп по сравнению с контрольной 5-й группой составил 52,9±1,6%. Средивсехобследованныхдетейснервно-психическими расстройствами 1–3 групп средний показатель ИГ при первичном обследовании составил 3,81±0,72 балла, среди обследованных психически здоровых детей – 1,75±0,41 балла, p<0,05. Через 18 месяцев среди всех обследованныхдетейснервно-психическимирасстройствамиэтот показатель составил 2,63±0,44 балла, среди обследованных психически здоровых детей – 1,31±0,27 балла, p<0,05. Во 2-й группе к 18 месяцам наблюдения (таблица 2) показатель ИГ достиг существенных отличий (2,26±0,21 балла, p<0,05) от показателя первичного обследования (3,71±0,92 балла). В 4-й (контрольной) группе, где среди психически здоровых детей также проводились лечебно-профилактические мероприятия, показатель ИГ снизился с 1,77±0,39 в начале исследования до 1,16±0,11 балла (p<0,05) через 18 месяцев. Средний показатель КПИ среди детей 1–3 групп при первичном обследовании составил 2,35±0,21 балла. Через 18 месяцев отмечено снижение показателей до 2,18±0,24 в 1-й группе (p>0,05), 1,77±0,11 – во 2-й
группе (p<0,05) и 2,16±0,31 балла в 3-й группе (p>0,05); средний показатель
среди детей 1–3 групп составил 2,04±0,15 балла. В 4-й и 5-й (контрольных)
группах через 18 месяцев показатель КПИ был равен 0,37±0,22 (p<0,05) и 1,14±0,23 балла (p>0,05) соответственно (таблица 2).

Таблица 2 – Динамика индексной оценки состояния полости рта в
группах обследованных

ГруппаПериодПоказатели исследования
исследованияисследованияИГ Ю.А.Индекс КПИ П.А.рН слюны, ед.
Фёдорова-В.В.Леуса, баллы
Володкиной,
баллы
1 группа,Первичное3,79±0,672,42±0,246,17±0,16
n=17обследование
Через 6 месяцев3,26±0,522,29±0,226,20±0,14
Через 12 месяцев2,89±0,582,24±0,236,23±0,13
Через 18 месяцев2,58±0,662,18±0,246,29±0,17
2 группа,Первичное3,71±0,922,24±0,196,17±0,19
n=98обследование
Через 6 месяцев3,21±0,682,13±0,166,19±0,15
Через 12 месяцев2,85±0,282,03±0,146,24±0,17
Через 18 месяцев2,26±0,21*1,77±0,11*6,31±0,14
3 группа,Первичное3,92±0,582,39±0,216,21±0,14
n=8обследование
Через 6 месяцев3,56±0,392,23±0,296,24±0,16
Через 12 месяцев3,29±0,492,20±0,346,28±0,17
Через 18 месяцев3,06±0,462,16±0,316,34±0,18
4 группа,Первичное1,77±0,391,25±0,177,11±0,12
n=30обследование
Через 6 месяцев1,46±0,341,03±0,257,14±0,16
Через 12 месяцев1,28±0,230,66±0,23*7,17±0,17
Через 18 месяцев1,16±0,11*0,37±0,22*7,19±0,14
5 группа,Первичное1,72±0,471,26±0,167,12±0,19
n=32обследование
Через 6 месяцев1,53±0,381,19±0,227,10±0,14
Через 12 месяцев1,51±0,391,16±0,247,13±0,15
Через 18 месяцев1,46±0,421,14±0,237,11±0,13
Примечание: * – различие значимо с показателем до лечения, p<0,05. Среди детей 1–3 групп средний показатель рН слюны при первичном обследовании составил 6,18±0,16, среди детей без нервно-психических расстройств – 7,12±0,16; в динамике наблюдения у пациентов 1–4 групп отмечена тенденция к повышению показателя рН слюны (p>0,05); у
пациентов 5-й группы, которым комплекс мероприятий не проводился,
показатель pH слюны практически не изменился (таблица 2).
В начале исследования из 123 детей с нервно-психическими
расстройствами только 4 ребёнка (3,3±1,6%) согласились зайти в кабинет к
врачу-стоматологу и сесть в стоматологическое кресло, и только 1 ребёнок
(0,8%) согласился открыть рот и провести осмотр полости рта; после
проведения обучающих мероприятий (через 6 месяцев) удалось провести
гигиенические и профилактические мероприятия 116 детям (94,3±2,1%), а
также пролечить, удалить (по показаниям) зубы без применения общей
анестезии.
ВЫВОДЫ
1.У детей Приморского края, страдающих некоторыми нервно-
психическимирасстройствами(умственнойотсталостью,аутизмом,
шизофренией),распространённостьстоматологическихзаболеваний
характеризуется как высокая: распространённость кариеса временных зубов
составила100%,распространённостькариесапостоянныхзубов–
73,2±4,0%, распространённость хронического катарального гингивита –
88,6±2,9%, показатель индекса КПИ (П.А. Леус, 1988) составил 2,35±0,21
балла. Распространённость стоматологических заболеваний у психически
здоровыхдетейПриморскогокраясущественно(p<0,05)нижеи характеризуется как средняя: распространённость кариеса временных зубов составила 51,6±2,4%, постоянных зубов – 31,0±2,2%, распространённость хронического катарального гингивита – 54,6±2,4%, показатель индекса КПИ – 1,27±0,28 балла. 2.Среднее значение показателя рН слюны детей с некоторыми нервно-психическимирасстройствамисоставило6,18±0,16,что существенно ниже (p<0,05) среднего значения показателя pH слюны детей, не имеющих психических заболеваний (7,12±0,16). Состояние гигиены полости рта у детей с некоторыми нервно-психическими расстройствами существенно хуже (p<0,05), чем у психически здоровых детей. При этом средние значения показателей индекса гигиены полости рта составили 3,81±0,72 и 1,81±0,41 балла соответственно. 3.Поведенческиереакциидетейснекоторыминервно- психическимирасстройствамиприпервичномпосещенииврача- стоматолога характеризуются как неудовлетворительные, по разработанной Шкале оценки поведенческих реакций ребёнка 120 детей из 123 набрали 0 до 2 баллов, что существенно (p<0,001) отличается от показателей психически здоровых детей (9–16 баллов). Проведение обучающих мероприятий способствует достижению ими при осмотре через 6 месяцев оценкив9–11баллов,чтосоответствуетудовлетворительнойи благоприятной поведенческой реакции детей, при которой возможно проведение стоматологических манипуляций. 4.Разработан комплекс обучающих и лечебно-профилактических мероприятий для предупреждения развития заболеваний полости рта у детей с некоторыми нарушениями психического здоровья, применение которого в течение 18 месяцев способствует редукции интенсивности кариозногопроцессаудетейснекоторыминервно-психическими расстройствами в среднем до 52,9±1,6% по сравнению с контрольной группойиснижениюинтенсивностипротеканиявоспалительных заболеваний пародонта по показателю индекса КПИ в среднем до 2,04±0,15 балла. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1.Стоматологическую помощь детям, страдающим умственной отсталостью, аутизмом, шизофренией, в амбулаторно-поликлинических условияхцелесообразнооказыватьсприменениемразработанного комплекса обучающих и лечебно-профилактических мероприятий для предупреждения развития заболеваний полости рта у детей с некоторыми нарушениями психического здоровья. 2.Дляпрофилактикивоспалительныхзаболеванийтканей пародонта у детей с некоторыми нервно-психическими расстройствами целесообразнопроведениеодинразвгодкурсаприёма иммунокорригирующих средств. 3.Проведение профессиональной гигиены полости рта детям с некоторыми нервно-психическими расстройствами рекомендуется не реже двух раз в год с одновременным проведением обучающих мероприятий для детей и родителей. 4.Для профилактики развития кариозного процесса у детей с некоторыминервно-психическимирасстройствамицелесообразно проведение2разавгодглубокогофторированиявусловиях стоматологическойполиклиникиидвухнедельногокурсаместного применения реминерализующего геля в домашних условиях.

Актуальность темы исследования

Кариес зубов – одно из наиболее распространённых заболеваний. По
данным О.О. Янушевича (2008), Э.М. Кузьминой (2009), в России кариес зубов и
его осложнения занимают лидирующие позиции в структуре стоматологических
заболеваний.
Данные эпидемиологических исследований в 69 странах мира
свидетельствуют о росте числа нервно-психических расстройств с 35,4 до 119,9
случаев на 1000 населения. Е.В. Макушин и Н.К. Демчева (2019) установили, что
в 2018 году наблюдалось увеличение показателей заболеваемости по двум
нозологическим формам: психозы – на 73,0 %, шизофрения – на 6,5 %. В период
с 2014 по 2018 года в России увеличилась заболеваемость аутизмом на 107,1 %,
и в 2018 году составил 110,87 на 100 000 человек, что практически в два раза
превышает показатель заболеваемости аутизмом в 2014 году – 53,53 на 100 000
жителей. Отмечается также рост заболеваемости умственной отсталости на
6,2% в России за период 2014-2018 года.
По данным Авраамовой О.Г. и соавт. (2020), при осмотре 91 ребёнка,
проживающего в доме-интернате г. Москва, была выявлена высокая
интенсивность кариеса зубов и усредненный показатель индекса КПУ составил
28 баллов. Среди обследованных было выявлено поражение тканей пародонта,
средняя степень тяжести гингивита преобладала в обеих группах исследования и
отмечена в 89,74% и 86,58% случаев в группах 12- и 15-тилетних детей.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Клиническое обоснование комплекса мероприятий профилактики стоматологических заболеваний у детей с нарушениями психического здоровья»

    Публикации автора в научных журналах

    Организация стоматологической помощи детям с психическими заболеваниями: проблемы и возможные пути разрешения
    Е.О. Алексеева, А.М. Ковалевский // «Современная наука:актуальные проблемы теории и практики. Серия Естественные итехнические науки». – 2– № – С. 161
    Эффективность программы профилактики стоматологических заболеваний у детей с аутизмом
    Е.О. Алексеева,А.М. Ковалевский // «Институт Стоматологии». – 2– № 3 (84). – С.62

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Клинико-лабораторное обоснование оценки эффективности технологий профилактики стоматологических заболеваний у детей
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Морфометрические особенности строения челюстно-лицевой области у пациентов с гнатической формой мезиальной окклюзии
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Анализ изменений практики стоматологического ортопедического лечения и его результатов в регионах России за 10 – летний период
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Планирование и прогнозирование аппаратурно-хирургического метода лечения взрослых пациентов с трансверзальными аномалиями челюстей
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Особенности диагностики, планирования и хирургического этапа комбинированного лечения пациентов со скелетной формой вертикальной резцовой дизокклюзии
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Протетическая реконструкция ушной раковины с использованием технологии трехмерной печати
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Оценка иммуногистологических маркеров воспалительной деструкции эндопериодонтального комплекса
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Оптимизация стоматологической ортопедической помощи больным при включенных дефектах зубных рядов на фоне сахарного диабета 2 типа
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Формирование нейромышечного баланса и артикуляции у пациентов со съёмными покрывными протезами с опорой на имплантаты при полном отсутствии зубов
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации