Личностно–профессиональные особенности руководителя органа муниципального образования
Введение………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Теоретико–методологические основы исследования личностно–
профессиональных особенностей руководителя органа муниципального
образования …………………………………………………………………….. 16
1.1. Сущность и содержание личностно–профессиональных
особенностей руководителей в научных исследованиях отечественных и
зарубежных авторов …………………………………………………………… 16
1.2. Личностно–профессиональные особенности руководителей как
психологическая проблема……………………………………………………. 34
1.3. Теоретическая модель личностно–профессиональных особенностей
руководителей в сфере муниципального управления……………………….. 48
Выводы по первой главе……………………………………………………….. 62
Глава 2. Эмпирическое изучение личностно–профессиональных
особенностей руководителя органа муниципального образования…….…… 67
2.1. Процедура и методы эмпирического исследования………………….. 67
2.2. Эмпирическое исследование личностно–профессиональных
особенностей руководителя органа муниципального образования…………. 75
2.3. Выявление взаимосвязи психологических качеств личности
руководителя органа муниципального образования и эффективности его
профессиональной деятельности………………………………………………. 80
Выводы по второй главе……………………………………………………….. 89
Глава 3. Программа психологического сопровождения руководителей в
сфере муниципального управления…………………………………………… 93
3.1. Методический замысел разработки программы…………………………. 93
3.2. Содержание программы…………………………………………………… 98
3.3. Определение результатов корректирующего воздействия программы 106
Выводы по третьей главе………………………………………………………. 113
Заключение…………………………………………………………………..….. 116
Список литературы………………………………………………………….….. 131
Приложение А………………………………………………………………….. 151
Приложение Б………………………………………………………………….. 157
Приложение В………………………………………………………………….. 159
Приложение Г………………………………………………………………….. 164
Приложение Д………………………………………………………………….. 165
Приложение Е………………………………………………………………….. 168
Приложение Ж………………………………………………………………….. 170
Приложение И………………………………………………………………….. 186
Приложение К………………………………………………………………….. 192
Приложение Л………………………………………………………………….. 193
Во введении обосновывается актуальность темы исследования,
определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигаются
гипотезы исследования, формулируются научная новизна и практическая
значимость исследования, приводятся положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования
личностно-профессиональныхособенностейруководителяоргана
муниципальногообразования»представлентеоретическийанализ
психологического изучения личностно-профессиональных особенностей
руководителей на основании различных научных подходов.
Личностно-профессиональные особенности специалистов, в том числе
руководителей, исследователи изучают в рамках научных подходов: системно-
ситуативного и системогенетического подходов (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, Б.Я. Шведин и др.);
акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач,
Е.А. Климов, Р.Л. Кричевский, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн,
Н.И. Рыбников, И.Н. Семенов и др.); структурного подхода (Б.Г. Ананьев,
Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов,
С.Л. Рубинштейн и др.); профессиографического подхода.
В отечественной психологии разработкой модели специалиста
занимались Л.Н. Захарова, Е.А. Климов, А.К. Маркова, К.К. Платонов и др.;
компетенциального подхода — Т.Ю. Базаров, И.Г. Галялина, О.Ю. Дедова,
И.А. Зимняя, К. Кин, П.А. Корчемный, А.К. Маркова, А. Маслоу, Д. Равен,
П.М. Фиттс и др.
Анализ зарубежных научных литературных источников показал, что
авторы (Е. Гизелли, Т. Коно, Ф. Фидлер и А. Лейстер и др.) изучают личностно-
профессиональные особенности руководителя, исследуя психологические
качества личности специалиста, акцентируя внимание на субъективных
особенностях, врожденных задатках, приобретенных способностях, стиле
руководства, взаимосвязи личностных особенностей и эффективности
профессиональной деятельности. Дж. Блэк, Р. Бейси, Р. Мартинс,
Дж. Мерринбоер, А. Стоф, Е. Гизелли, Т. Коно, Ф. Фидлер и А. Лейстер,
Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне и др. при изучении личностно-
профессиональных особенностей руководителей большое внимание уделяют
мотивацииспециалистов,степениихвовлеченностивобласть
профессиональной деятельности и личностным качествам.
Изучением личностно-профессиональных особенностей руководителей в
сфере государственного и муниципального управления, а также
конструированием идеальной модели эффективного специалиста занимались
отечественные ученые: А.А. Бодалёв, В.И. Васильев, А.А. Деркач, С.Л. Евенко,
Н.Т. Колесник, А.Ф. Мурашко, Л.Г. Лаптев, И.Н. Носс, А.Г. Шмелев,
О.В. Юрьева и др. Авторы отмечают, что по своему назначению органы
местного самоуправления подразделяются на органы общей и специальной
компетенции – органы, решающие широкий круг вопросов, и органы,
предназначенные руководить отраслью, специфическим кругом дел. Данное
понимание профессиональной компетентности специалистов муниципальной
сферы включает в себя: необходимые знания, умения; психологические
особенности, качества личности специалиста.
Профессиональные особенности руководителя органа муниципального
образования определяются спецификой его деятельности, в отличие от
деятельности руководителей других сфер управления: руководитель органа
муниципального образования является главой муниципалитета и главой
местной администрации. Глава муниципалитета избирается по итогам выборов
главы муниципального образования, глава администрации назначается на
должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение
указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом
муниципальногообразования.Поитогамконкурсаопределяются
сформированность интегральных профессиональных компетенций (ИПК)
руководителя и соответствие замещаемой должности.
ИПК руководителя органа муниципального образования включают в
себя: общие компетенции как совокупность профессиональных умений и
способностей, необходимых руководителю муниципального образования для
осуществленияобщихдолжностныхполномочий;делегированные
компетенции – осуществляются на основании законодательных актов
Российской Федерации и под контролем государства; обязательные
компетенции – выполняются на основании федеральных законов и нормативно-
правовых документов муниципального образования.
На основе теоретического анализа научных литературных источников по
проблемеисследования,анализанормативно-правовыхдокументов
федерального, регионального и местного значения была разработана
теоретическаямодельличностно-профессиональныхособенностей
руководителя органа муниципального образования (рисунок 1).
Личностно-профессиональные особенности руководителя органа
муниципального образования
Интегральные профессиональныеПсихологические качества
компетенции руководителяличности руководителя
Общие компетенции Интеллектуальные способности
Делегированные компетенции Особенности поведения и
Обязательные компетенцииэмоционально-волевой сферы
Профессиональные мотивы
Эффективность профессиональной деятельности руководителя органа
муниципального образования
Рисунок 1 – Теоретическая модель личностно-профессиональных особенностей
руководителя органа муниципального образования
Вовторойглаве«Эмпирическоеизучениеличностно-
профессиональных особенностей руководителя органа муниципального
образования» проведено исследование для категорий: руководителей
муниципалитетов, включая кадровый резерв, специалистов руководящего звена
структурныхподразделенийоргановмуниципальныхобразований,
руководителей других сфер деятельности (сферы культуры и образования).
Для определения личностно-профессиональных качеств руководителя
органа муниципального образования, выявления критериев и показателей
эффективности его профессиональной деятельности был проведен экспертный
опрос.
По мнению экспертов, руководитель органа муниципального
образования, в зависимости от ситуации, должен гибко применять
демократический и авторитарный стили руководства. Основными
приоритетамидеятельностиопределены:социальныеконтакты,
структурирование в работе, признание.
Также эксперты обозначили высокий уровень интеллектуальных
способностей, уравновешенность эмоционально-волевой сферы, грамотное
использованиекоммуникативныхнавыков,особенностихарактера,
способствующиеэффективностипрофессиональнойдеятельности:
проницательность, инициативность, настойчивость в достижении поставленных
целей.
Наиболее важными критериями эффективности профессиональной
деятельности руководителя органа муниципального образования, по мнению
экспертов, являются: грамотное взаимодействие с вышестоящими органами в
решении вопросов федерального значения, грамотное управление
структурнымиподразделениямиорганизации(органаместного
самоуправления), развитие инфраструктуры на территории муниципального
образования, помощь в реализации программ и проектов в сфере развития
образования, культуры, спорта и молодежной политики.
В качестве показателей эффективности профессиональной деятельности
руководителя органа муниципального образования эксперты отметили:
количество и качество составленных документов; количество положительно
решенных вопросов в рамках взаимодействия с вышестоящими органами;
количество контрольных документов и их соответствие проблемной тематике;
количество реализованных программ и проектов.
На основе полученных результатов изучения научной литературы по
исследуемой теме, экспертного опроса и анализа документов муниципальных
образований были подобраны методики и выявлены психологические качества
руководителей муниципалитетов и руководителей организаций, не
относящихся к сфере муниципального управления (сферы культуры и
образования) (таблица 1).
Таблица 1 – Выявленные психологические качества и профессиональные
мотивы у руководителей
ПсихологическиеМуниципальноеУправление в сфере
качества иуправлениекультуры и
профессиональныеобразования
мотивы
Тесты Айзенка для измерения коэффициента интеллекта (IQ)
Интеллект127,7117,1
«Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартин (1999)
Потребность в34,318,9
вознаграждении
Потребность в27,82,9
признании
Потребность в16,96,5
самосовершенствовании
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности
(СМИЛ) Л.Н. Собчик
Мужественность56,348,5
Тревожность51,852,8
Оригинальность53,155,5
Скрупулезность56,452,3
Примечание: результаты представленыс учетомсреднего значения(количество
испытуемых – 460 человек).
У руководителей органов муниципального образования выявлены
высокие интеллектуальные способности, решительность, скрупулезность, в
профессиональных мотивах преобладают: потребность в вознаграждении,
признании и самосовершенствовании. Среди прочих выявленных качеств у
руководителей органов муниципального образования также отмечена
потребность в интересной и полезной работе.
У руководителей сферы культуры и образования в приоритетных
профессиональных мотивах выявлены потребность в структурировании работы,
потребность в социальных контактах; в психологических качествах
преобладают оригинальность, креативность, повышенная тревожность.
В качестве статистического критерия для выявления значимых различий
психологических качеств в полученных средних показателях у исследуемых
групп руководителей был использован критерий Манна – Уитни. В результате
анализа получены различия в таких показателях, как интеллект, потребность в
признании, мужественность/феминность, решительность, оригинальность,
скрупулезность (таблица 2).
Таблица 2 – Значимые различия психологических качеств у исследуемых
групп
Психологические качества иРезультат по критерию Манна —
приоритетные потребностиУитни
Интеллект381,500,000
Потребность в признании469,000,000
Мужественность/феминность384,000,000
Решительность880,500,022
Оригинальность658,500,000
Скрупулезность506,000,000
Примечание: выявлены различия на уровне значимости р < 0,001.
В результате полученных расчетов было уточнено, что выявленные
психологические качества и ведущие потребности у руководителей органов
муниципальных образований отличаются от полученных показателей,
выявленных у руководителей организаций, не входящих в сферу
муниципального управления.
Таким образом, мы установили, что выявленные психологические
качества руководителей органов муниципального образования являются их
личностными особенностями.
На основании полученных данных экспертного опроса был проведен
контент-анализ документов муниципальных образований, публикаций в СМИ,
интернет-ресурсов, опрос специалистов структурных подразделений органов
муниципальных образований и сделана выборка из 307 испытуемых – 50
руководителей в возрасте от 42 до 65 лет, чья профессиональная деятельность
была наиболее эффективной в период их правления. Выборку составили 15
руководителей-женщин и 35 руководителей-мужчин. Далее было проведено
ранжирование испытуемых в порядке от самого эффективного к наименее
эффективному с учетом показателей и критериев эффективности.
Для исследования взаимосвязи психологических качеств личности
руководителя органа муниципального образования и эффективности его
профессиональной деятельности был использован коэффициент корреляции
Пирсона и выявлены значения (таблица 3).
В результате исследования была выявлена взаимосвязь эффективности
профессиональной деятельности руководителя органа муниципального
образования с личностными особенностями, такими как высокий уровень
интеллекта, потребность в вознаграждении и признании, мужественность,
решительность и консерватизм.
В процессе исследования личностных особенностей руководителей
органов муниципального образования мы отметили наличие различных
показателейпоотдельнымшкалам:мужественность/женственность,
потребность в вознаграждении, признании и самосовершенствовании.
Таблица 3 – Значимые коэффициенты корреляции психологических качеств
руководителей и эффективности профессиональной деятельности
Психологические качестваКоэффициент корреляции
Интеллект0,75***
Потребность в вознаграждении0,50***
Потребность в признании0,48***
Мужественность–0,73***
Решительность–70,0***
Консерватизм–0,60***
Примечание: *** p < 0,001, использован коэффициент корреляции Пирсона
В связи с этим мы предположили, что психологические качества личности
руководителяорганамуниципальногообразования,влияющиена
эффективность его профессиональной деятельности, имеют гендерные
особенности.
Для подтверждения нашей гипотезы мы разделили выборку испытуемых
на две части: руководители-женщины; руководители-мужчины – и провели
дополнительное исследование. В результате мы получили следующие
показатели (таблица 4, таблица 5).
Таблица 4 – Значимые коэффициенты корреляции психологических качеств
руководителей и эффективности профессиональной деятельности (женщины)
Психологические качестваКоэффициент корреляции
Интеллект0,73***
Потребность в самосовершенствовании0,69***
Мужественность–0,67***
Решительность–0,69***
Консерватизм–0,69***
Скрупулезность–0,66***
Примечание: *** p < 0,001, использован коэффициент корреляции Пирсона
Как видно в таблице 4, у женщин в приоритетных потребностях лидирует
«самосовершенствование», тогда как у мужчин (таблица 5) «вознаграждение» и
«признание». Выявлены различия в стиле поведения руководителей
муниципального образования: мужественный стиль в поведении и консерватизм
у руководителей-женщин, проявление феминности в стиле поведения у
руководителей-мужчин.
Таблица 5 – Значимые коэффициенты корреляции психологических качеств
руководителей и эффективности профессиональной деятельности (мужчины)
Психологические качестваКоэффициент корреляции
Интеллект0,77
Потребность в вознаграждении0,62
Потребность в признании0,69
Феминность–0,75
Решительность–0,71
Скрупулезность–0,75
Примечание: *** p < 0,001, использован коэффициент корреляции Пирсона
Также по итогам корреляционного анализа важно отметить, что
повышение показателей с полученным отрицательным значением приведет к
нарушению эффективности профессиональной деятельности руководителей.
В рамках нашего исследования была выявлена весовая доля
психологических качеств личности руководителя муниципального образования,
которая определяет эффективность его профессиональной деятельности, и
разработана математическая (структурная) модель психологических качеств
(ПК) руководителя органа муниципального образования:
ВК (ПК)=0,18(Интеллект)–0,17(Самосовершенствование)–
(Ж) 0,15(Мужественность)–0,17(Решительность)–0,17(Консерватизм) –
0,15(Скрупулезность)(1)
ВК (ПК)=0,19(Интеллект)–0,13(Вознаграждение)–0,15(Признание)–
(М) 0,18 (Феминность) –0,16(Решительность) –0,18(Скрупулезность)(2)
На основе разработанной математической (структурной) модели были
рассчитаны прогностические интервалы соответствия психологических качеств
руководителя муниципального образования, определяющих эффективность его
профессиональной деятельности:
Женщины – от –34 баллов – не соответствует; от –29 до –34 баллов –
условно соответствует; до –28,6 – соответствует;
Мужчины – от –33 баллов – не соответствует; от –29 до –33 баллов –
условно соответствует; до –29 – соответствует.
Таким образом, на основе полученных результатов мы определили
психологический портрет личности руководителя органа муниципального
образования (рисунок 2).
В связи с тем, что критерии эффективности профессиональной
деятельности руководителя были отобраны на основе интегральных
профессиональных компетенций (ИПК) руководителя органа муниципального
образования, мы можем сделать вывод о том, что ИПК и выявленные
психологические качества личности руководителя определяют личностно-
профессиональные особенности руководителя органа муниципального
образования, влияющие на эффективность его профессиональной деятельности.
Руководитель органа муниципального образования
Честолюбив
Обладает высокимСтремиться к
уровнем интеллекталичностному росту
Решителен
в своих действиях
Педантичен и
консервативенИмеет особенности в поведении
с учетом гендерного аспекта
Рисунок 2 – психологический портрет личности руководителя органа
муниципального образования
В третьей главе «Программа психологического сопровождения
руководителей в сфере муниципального управления» на основе полученных
результатов эмпирического исследования нами была разработана программа,
которая состоит из трех блоков: исследовательский блок, обучающий блок и
развивающий блок. Временной интервал реализации программы составляет 108
часов.
Для определения результатов корректирующего воздействия на одной
выборке в процессе апробации разработанной нами программы мы
использовали метод квазиэксперимента по плану временных серий (план 7).
Экспериментальную выборку составили 15 человек в возрасте от 35 до 50
лет – руководители, отобранные в кадровый резерв для замещения должности
главы администрации муниципального образования.
Исследование проходило в три этапа: первичная диагностика – изучение
мотивационной сферы, выявление знаний, умений и способностей в области
муниципального управления; проведение корректирующего воздействия –
тренинг личностного роста, включающий в себя 2 блока: обучающий и
развивающий; итоговая диагностика – изучение наличия или отсутствия
изменений после корректирующего воздействия.
Для проведения диагностики были использованы методики:
«Мотивационный профиль» Ш. Ричи и П. Мартин (1999), тесты на выявление
профессиональных знаний и умений в области муниципальной службы и
муниципального управления, интервью – собеседование на выявление знаний и
умений в области применения профессиональных функций, метод
статистической обработки данных (критерий Уилкоксона).
По итогам проведенного корректирующего воздействия, в рамках
реализации программы, у испытуемых изменились показатели в
мотивационной сфере (преобладание потребности в признании и
самосовершенствовании) и уровне сформированностиинтегральных
профессиональных компетенций (таблица 6).
Таблица 6 – Результаты корректирующего воздействия в рамках реализации
программы психологического сопровождения руководителей органов
муниципального образования
Профессиональные мотивы,
умения и способности,Результат по критерию Уилкоксона
необходимые для выполнения
должностных полномочий
Потребность в признании–3,437b,001
Потребность в–2,762b,006
самосовершенствовании
Профессиональные знания и–3,417b,001
умения у испытуемых в сфере
муниципальной службы
Профессиональные знания и–3,412b,001
умения у испытуемых в области
муниципального управления
Специальные умения и–3,408b,001
способности у испытуемых в
области применения
профессиональных функций в
сфере муниципального
управления
Примечание: выявлены различия на уровне значимости р<0,001
В заключении диссертации представлены основные выводы,
подтверждающие правильность выдвинутых гипотез и основных научных
положений.
Теоретическая модель личностно-профессиональных особенностей
руководителя органа муниципального образования – это структура
взаимосвязанных компонентов: интегральных профессиональных компетенций
и психологических качеств личности руководителя органа муниципального
образования.
Интегральныепрофессиональныекомпетенцииивыявленные
психологические качества личности руководителя органа муниципального
образования являются его личностно-профессиональными особенностями,
определяющими эффективность профессиональной деятельности.
Реализация мероприятий программы психологического сопровождения
руководителей в сфере муниципального управления способствует развитию
личностных качеств и формированию интегральных профессиональных
компетенций руководителей муниципальной сферы.
Программа может быть использована для повышения эффективности
профессиональной деятельности руководителей в сфере муниципального
управления, как обучающий курс в высших учебных заведениях.
Дальнейшие исследования. В рамках изучаемой проблемы, в частности,
исследования специфики деятельности главы муниципального образования и
применения методов для формирования и совершенствования интегральных
профессиональных компетенций, нами планируется дальнейшая работа: подбор
дополнительных методов и методик с учетом их валидизации; корректировка
выборки испытуемых; проведение формирующего эксперимента; разработка и
внедрение комплекса диагностических пособий и методических рекомендаций
по изучению личностно-профессиональных особенностей руководителей в
сфере муниципального управления.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ
В результате проведенного исследования решены задачи, касающиеся
изученияивыявленияличностно-профессиональныхособенностей
руководителя органа муниципального образования.
Разработана и обоснована теоретическая модель личностно-
профессиональных особенностей руководителя органа муниципального
образования, включающая в себя интегральные профессиональные
компетенции и психологические качества личности руководителя,
определяющие эффективность его профессиональной деятельности.
Доказана перспективность использования математической (структурной)
модели в формировании кадрового резерва на должность руководителя органа
муниципального образования.
Мероприятияпрограммыпсихологическогосопровождения
руководителей в сфере муниципального управления успешно апробированы и
внедрены, в рамках взаимодействия со специалистами руководящего звена
муниципальных учреждений, структурных подразделений администрации
муниципального образования Московской области.
Разработана дополнительная профессиональная программа «Развитие
интегральных профессиональных компетенций у руководителей в сфере
муниципального управления», которая включена в программу повышения
квалификации в Государственном образовательном учреждении высшего
образования Московской области Московском государственном областном
университете.
Методы и результаты исследования личностно-профессиональных
особенностей руководителя органа муниципального образования можно
использовать в работе по развитию интегральных профессиональных
компетенций и психологических качеств у руководителей в сфере
муниципального управления, а также, у кандидатов на должность главы
муниципального образования.
Актуальность исследования. В настоящее время изучение личностно–
профессиональных особенностей руководителей является актуальным
направлением в различных сферах деятельности. В век инноваций и
стремительных изменений в общекультурной и экономической жизни общества
меняются и профессиональные требования к специалистам руководящего звена.
В «Стратегии социально–экономического развития Московской области
до 2030 года» обозначены приоритетные направления, основанные на
интегративном мониторинге главных фондированных проспектов, анализе
основных направлений развития субъектов Российской Федерации и страны в
целом. Перспективной целью стратегии является преобразование Московской
области в высокоразвитый округ.
В рамках реализации стратегии, с целью создания благоприятных
условий для социально–экономического развития Московской области в
совокупности с применением современных подходов к организации
управления, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению широких
возможностей для роста конкурентоспособности региона, особое значение
приобретает грамотный подбор руководителей.
Президент Российской Федерации В.В.Путин, в своем обращении к
участникам заседания военно–промышленной комиссии заявил о
необходимости «формирования резерва управленческих кадров, готовить
руководителей нового формата – президентский и федеральный резерв»
(В.В.Путин, 2020).
Изучение личностно–профессиональных особенностей руководителя
органа муниципального образования позволит усовершенствовать технологию
подбора профессионалов в сфере управления муниципальными образованиями
Московской области и других регионов Российской Федерации.
Состояние научной разработанности темы исследования
Изучение личностно–профессиональных особенностей руководителей
получило активное развитие в контексте рассмотрения проблем: формирование
и развитие личности профессионала (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,
С.Л.Рубинштейн, и др.); разработка и структурирование универсальной модели
эффективного специалиста (С.Л.Евенко, Н.Т.Колесник, И.Н.Носс,
А.А.Потапкин, А.Г.Шмелев и др.); обоснование концепции принятия и
реализации управленческих решений на основе акмеологического подхода
(Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Е.А.Климов, Р.Л.Кричевский,
Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова и др.); разработка модели профессиональных
компетенций (И.Г.Галялина, О.Ю.Дедова, И.А.Зимняя, П.А.Корчемный и др.);
изучение особенностей личности руководителей в сфере государственного и
муниципального управления (В.И.Васильев, А.А.Деркач, Л.Г.Лаптев,
А.Ф.Мурашко, О.В.Юрьева и др.).
Однако в настоящее время имеются противоречия между:
потребностью в знании личностно–профессиональных особенностей
руководителя органа муниципального образования для повышения
эффективности его профессиональной деятельности и недостаточностью
исследований по данной проблеме;
потребностью в разработке модели личностно–профессиональных
особенностей руководителя органа муниципального образования и недостатком
информации о структурных компонентах этой модели.
Указанные противоречия позволили сформулировать научную задачу
исследования, которая заключается в изучении личностно–профессиональных
особенностей руководителя органа муниципального образования и разработке
модели на основании выявленных структурных компонентов.
Таким образом, актуальность проблемы исследования, её недостаточная
разработанность, теоретическая и практическая значимость определили выбор
темы, позволили сформулировать цель, объект, предмет, гипотезы и задачи
исследования.
Цель исследования: на основе теоретического анализа и эмпирического
изучения выявить личностно–профессиональные особенности руководителя
органа муниципального образования и разработать программу
психологического сопровождения руководителей в сфере муниципального
управления.
Объект исследования: профессиональная деятельность руководителя
органа муниципального образования.
Предмет исследования: личностно–профессиональные особенности
руководителя органа муниципального образования, определяющие
эффективность его профессиональной деятельности.
Основная гипотеза исследования. Личностно–профессиональные
особенности руководителя органа муниципального образования представлены
структурой, включающей в себя интегральные профессиональные компетенции
(ИПК): общие, делегированные, обязательные; и психологические качества
личности: интеллектуальные способности, профессиональные мотивы,
особенности поведения и эмоционально–волевой сферы, определяют
эффективность его профессиональной деятельности. Частные гипотезы
исследования:
1. Психологические качества личности руководителя органа
муниципального образования, влияющие на эффективность его
профессиональной деятельности, имеют отличительные особенности у
руководителей–женщин и у руководителей–мужчин.
2. Развитие личностных качеств и формирование интегральных
профессиональных компетенций у руководителей, входящих в кадровый резерв
администраций муниципальных образований, способствует росту уровня
мотивационных потребностей и совершенствованию профессиональных знаний
и умений.
Задачи исследования:
1. На основании теоретического анализа научной литературы уточнить
содержание понятия личностно–профессиональных особенностей руководителя
органа муниципального образования и разработать теоретическую модель.
2. Провести эмпирическое исследование и выявить личностно–
профессиональные особенности руководителя органа муниципального
образования, определяющие эффективность его профессиональной
деятельности.
3. На основе полученных результатов исследования разработать и
апробировать программу психологического сопровождения руководителей в
сфере муниципального управления.
Методологическим основанием диссертационного исследования
являются основные принципы, на которых базируется концепция исследования:
принцип системности, принцип развития, принцип единства сознания и
деятельности, личностный принцип.
Теоретико–методологическую основу диссертационного исследования
составляют: основные положения акмеологического (А.А.Деркач, И.Н.Носс,
А.А.Потапкин, А.Г.Шмелев, и др.), системного (А.Байтрам, К.Кин и др.),
профессиографического (Е.А.Климов, К.К.Платонов и др.), системно–
ситуационного (Л.С.Выготский, Б.Ф.Ломов, А.Р.Лурия, Б.Я.Шведин и др.)
подходов, концепции управления компетенциями (М.Р.Битянова, И.Г.Галялина,
О.Ю.Дедова, И.А.Зимняя, П.А.Корчемный, Дж.Равен и др.), в сфере
государственного и муниципального управления (А.А.Бодалёв, А.А.Деркач,
И.Н.Носс, Л.Г.Лаптев, и др.); концепции конструирования идеальной модели
эффективного специалиста (С.Л.Евенко, Н.Т.Колесник, И.Н.Носс, А.Г.Шмелев
и др.).
Основные этапы проведения диссертационного исследования:
На первом, теоретико–методологическом, этапе исследования (2012–2014
гг.) рассмотрены основные подходы к изучению личностно–профессиональных
особенностей руководителей, в том числе, в сфере государственного и
муниципального управления. Получены контрольно–оценочные данные о
личностно–профессиональных качествах руководителя муниципалитета.
В связи с этим, автором осуществлена теоретико–методологическая
разработка проблемы личностно–профессиональных особенностей
руководителя органа муниципального образования, определена тема, объект и
предмет исследования, цели, задачи, гипотезы, методы, сформирована
концепция исследования, проведён отбор методического аппарата. Разработана
теоретическая модель личностно–профессиональных особенностей
руководителя органа муниципального образования.
На втором этапе исследования (2015–2017 гг.) осуществлён сбор,
обработка и интерпретация эмпирических данных, проведены экспертные
оценки, психодиагностические обследования руководителей муниципальных
образований, кандидатов на должность руководителя муниципалитета.
Выявлены интегральные профессиональные компетенции (ИПК) и
психологические качества личности руководителя органа муниципального
образования.
На третьем этапе диссертационного исследования (2018–2019 гг.) были
подведены итоги и разработана математическая модель психологических
качеств личности руководителя органа муниципального образования,
определяющих эффективность его профессиональной деятельности.
На четвертом этапе научно–исследовательской работы (2020 г.), на
основе полученных результатов исследования, автором была разработана и
апробирована программа психологического сопровождения руководителей в
сфере муниципального управления. Проведено исследование для определения
результатов корректирующего воздействия на одной выборке.
Методы диссертационного исследования: теоретические (логический
анализ, сравнительный анализ, моделирование); эмпирические методы
(экспертные оценки, включенное наблюдение, анкетирование, ранжирование,
опрос, тестирование, самоанализ, эксперимент); методы количественной
обработки данных (сравнительный анализ, статистический анализ,
стандартизация).
Использовались методики с предварительной оценкой их валидности и
надежности: тесты интеллекта (IQ) Г.Айзенка; стандартизированный
многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Л.Н.Собчик;
«Мотивационный профиль» Ш.Ричи и П.Мартин (1999); авторские анкеты для
оценивания необходимых качеств–требований к руководителю органа
муниципального образования, определения критериев эффективности его
профессиональной деятельности; интервью–собеседование на выявление
способностей руководителей апеллировать профессиональными знаниями в
сфере муниципального управления; тесты на выявление знаний и умений в
области муниципальной службы и муниципального управления.
Эмпирическая база исследования. В исследовании были задействованы
муниципальные образования: Московской области, Москвы и других регионов
Российской Федерации. Основную выборку составили 545 специалистов
руководящего звена в возрасте от 35 до 65 лет (40% – женщины), имеющих
высшее профессиональное образование и опыт работы от 3–х лет: 307 человек
– руководители органов муниципальных образований, включая кадровый
резерв: 160 человек – руководители органов муниципальных образований
Московской области; 147 человек – руководители органов муниципальных
образований других регионов России. 70 человек, выступающие в качестве
экспертов – специалисты руководящего звена структурных подразделений
администраций муниципальных образований (стаж работы в данной сфере от
5–ти лет); 153 человека в возрасте от 35 до 60 лет – руководители организаций,
не относящихся к области муниципального управления (сферы культуры и
образования). 50 человек от общей выборки составили группу руководителей
органов муниципального образования, в возрасте от 42 до 60 лет, отобранных с
учетом эффективности их профессиональной деятельности, на основании
полученных результатов экспертного опроса, контент–анализа документов
муниципальных образований, публикаций в СМИ, интернет ресурсов. 15
человек – руководители, отобранные для кадрового резерва на замещение
должности руководителя органа муниципального образования, в возрасте от 35
до 50 лет (участники программы психологического сопровождения
руководителей в сфере муниципального управления).
Достоверность результатов исследования определялась
обоснованностью исходных теоретико–методологических положений,
комплексным применением апробированного методического и
математического инструментария, адекватного природе изучаемого явления,
репрезентативной выборкой, статистической значимостью полученных данных,
экспериментальной проверкой результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Разработанная программа психологического сопровождения
руководителей органов муниципального образования апробирована в работе с
руководителями, входящими в кадровый резерв на замещение должности
руководителя администрации муниципального образования Московской
области (городской округ Красноармейск):
Проведено исследование личностно–профессиональных особенностей
руководителей (мотивационная сфера, интеллектуальные способности,
сформированность интегральных профессиональных компетенций);
Проведен обучающий курс по проблеме применения интегральных
профессиональных компетенций в области муниципального управления;
Проведен курс тренингов, направленных на развитие личностных качеств
руководителей, необходимых для эффективного выполнения
профессиональных функций.
Проведены выступления по тематике исследования на
конференциях: Международная научно–практическая конференция «Россия и
мир: развитие цивилизаций» – М.: ИМЦ, 27 марта 2014 г.; Международная
научно–практическая конференция IХ Левитовские чтения в Московском
государственном областном университете «Особенности исследований в
психологической, педагогической практике и социальной работе» 23 – 24
апреля 2014 г.; Международная научно–практическая конференция XII
Левитовские чтения в Московском государственном областном университете
«Психологическое сопровождение становления профессиональной
идентичности специалистов государственных, коммерческих и общественных
организаций» 19–20 апреля 2017 г.; Международная научно–практическая
конференция XIII Левитовские чтения в Московском государственном
областном университете «Актуальные проблемы психологических, психолого–
педагогических и педагогических исследований» 8 – 19 апреля 2018 г.;
Международная научно–практическая конференция XIV Левитовские чтения в
Московском государственном областном университете «Актуальные проблемы
психологических, психолого–педагогических и лингводидактических
исследований» 17 апреля 2019 г.; Всероссийская научно–практическая
конференция «Пятые Журавлевские чтения» 22 апреля 2019 г.; Всероссийская
научно–практическая конференция «Психология и педагогика: актуальные
проблемы теории и практики (к 15–летию факультета психологии МГОУ)» 13
ноября 2019 г.; IV Международная научно–практическая конференция
«Проблемы и пути повышения эффективности и качества современного
высшего образования в условиях цифровизации российского общества» 18
декабря 2019 г.; II Всероссийская научно–практическая конференция
«Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики (ко Дню
психолога)» 18 ноября 2020 г.; III Всероссийская научно–практическая
конференция «Психология профессиональной деятельности: проблемы,
современное состояние и перспективы развития» 5 марта 2021 г.; XVI
Левитовские чтения «Актуальные проблемы теории и практики
психологических, психолого–педагогических, лингво–дидактических и
педагогических исследований» 15 апреля 2021 г.
Наиболее существенные научные результаты, полученные лично
соискателем, и их научная новизна:
Выявлены личностно–профессиональные особенности руководителя
органа муниципального образования, включающие в себя интегральные
профессиональные компетенции и психологические качества личности,
определяющие эффективность его профессиональной деятельности.
Разработана математическая (структурная) модель личностно–
профессиональных особенностей руководителя органа муниципального
образования, позволяющая осуществлять отбор кандидатов на должность
руководителя, с учетом весовой доли психологических качеств, определяющих
эффективность его профессиональной деятельности.
Доказана перспективность использования математической (структурной)
модели в формировании кадрового резерва на должность руководителя органа
муниципального образования.
Разработана и апробирована программа психологического сопровождения
руководителей в сфере муниципального управления, способствующая
формированию интегральных профессиональных компетенций и личностных
качеств у руководителей, необходимых для эффективного выполнения
профессиональных функций.
Теоретическая значимость результатов диссертационного
исследования:
На основании теоретико–методологического анализа научных подходов к
изучению профессиональной деятельности руководителя уточнено содержание
структурных компонентов модели личностно–профессиональных особенностей
руководителя органа муниципального образования.
Модель личностно–профессиональных особенностей руководителя
органа муниципального образования представлена структурой, состоящей из
интегральных профессиональных компетенций (ИПК) и психологических
качеств личности руководителя.
Конкретизировано и расширено наполнение структурных компонентов
модели личностно–профессиональных особенностей руководителя органа
муниципального образования:
интегральные профессиональные компетенции руководителя органа
муниципального образования состоят из трех блоков – общие компетенции,
делегированные компетенции, обязательные компетенции;
психологические качества личности руководителя органа
муниципального образования включают в себя: высокий уровень
интеллектуальных способностей; профессиональные мотивы, направленные на
получение признания, вознаграждение и самосовершенствование; особенности
поведения и эмоционально–волевой сферы, влияющие на выполнение
профессиональных функций.
Расширен понятийный теоретико–методологический аппарат психологии
труда за счет дополнений и уточнений уже имеющихся понятий. Даны
определения:
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!