Локальный теплообмен в камере сгорания водородного двигателя, работающего на обедненной смеси

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Чэн Жунжун
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ УСЛОВНЫХ
ОБОЗНАЧЕНИЙ И ИНДЕКСОВ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА И ЛОКАЛЬНОГО ТЕПЛООБМЕНА В ПОРШНЕВЫХ ВОДОРОДНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ЗАЖИГАНИЕМ
1.1 Актуальность применения водорода в качестве моторного топлива поршневых двигателях
1.2 Производство водорода из минерального сырья
1.3 Особенности рабочего процесса водородного двигателя
1.4 Краткий анализ работ по исследованию теплообмена в водородных двигателях
Выводы по главе 1. Цель и задачи диссертационной работы
ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА И ЛОКАЛЬНОГО ТЕПЛООБМЕНА В ПОРШНЕВОМ ДВИГАТЕЛЕ
С ВПРЫСКИВАНИЕМ ГАЗООБРАЗНОГО ВОДОРОДА
ВО ВПУСКНУЮ СИСТЕМУ
2.1. Краткое описание 3D-математической модели рабочего процесса водородного двигателя
2.2. k-ζ-f модель турбулентности
2.3. Моделирование локального теплообмена в камере сгорания
водородного двигателя с применением пристеночных функций
2.4. Моделирование процесса сгорания
2.5. Экспериментальное исследование водородного двигателя с впрыскиванием газообразного водорода во впускную систему
2.6. Верификация 3D- модели рабочего процесса водородного двигателя
с применением результатов экспериментального исследования
Выводы по главе 2
Стр
Стр
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОГО НЕСТАЦИОНАРНОГО ТЕПЛООБМЕНА В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ И ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ПОРШНЯ ВОДОРОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО НА ОБЕДНЕННОЙ СМЕСИ
3.1. Краткое описание используемого метода исследования локального нестационарного теплообмена в камере сгорания и теплового
состояния поршня водородного двигателя
3.2. Влияние коэффициента избытка воздуха на индикаторные
показатели водородного двигателя
3.3. Влияние коэффициента избытка воздуха на локальный
нестационарный теплообмен в камере сгорания водородного двигателя
3.4. Влияние коэффициента избытка воздуха на тепловое состояние
поршня водородного двигателя
Выводы по главе 3
ГЛАВА 4. ВЛИЯНИЕ РЕГУЛИРУЕМЫХ И КОНСТРУКТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ НА ЛОКАЛЬНЫЙ НЕСТАЦИОНАРНЫЙ ТЕПЛООБМЕН В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ И НА ТЕПЛОВОЕ СОСТОЯНИЯ ПОРШНЯ ВОДОРОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО НА ОБЕДНЕННОЙ СМЕСИ
4.1. Влияние угла опережения зажигания на рабочий процесс водородного двигателя
4.2. Влияние угла опережения зажигания на локальный коэффициент нестационарного теплообмена в камере сгорания водородного двигателя
4.3. Влияние угла опережения зажигания на изменений локальных нестационарных температур рабочего тела в объеме камеры сгорания водородного двигателя
4.4. Влияние угла опережения зажигания на тепловые нагрузки
поршня водородного двигателя
4.5. Влияние особенности конструкции поршня водородного двигателя
3

4
Стр. на термические граничные условия на его огневой поверхности
4.6. Влияние угла опережения зажигания на тепловое состояние
поршня водородного двигателя
4.7. Влияние частоты вращения коленчатого вала на тепловое
состояния поршня водородного двигателя
4.8. Сравнительный анализ процесса теплообмена в камерах сгорания водородного и бензинового двигателей
4.9. Гашение пламени в водородном двигателе и его влияние на
теплообмен в камере сгорания
4.9.1 Состояние вопроса
4.9.2 Теоретические основы процесса гашения пламени
4.9.3 Оценка критического значения числа Pe и расстояния
гашения пламени в щели между поршнем и гильзой
исследуемого водородного двигателя
4.9.4 Моделирование теплового состояния поршня водородного двигателя при и без гашения пламени
Выводы по главе 4
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Во введении проанализирована целесообразность исследования локаль- ного теплообмена в двигателе, конвертированном на газообразный водород. Обоснована актуальность, научная новизна и практическая ценность работы, дана общая характеристика диссертации.
В первой главе рассмотрены преимущества водорода как альтернатив- ного моторного топлива в поршневом водородном двигателе, приведен анализ особенностей рабочего процесса водородного двигателя. Проанализированы ра- боты по исследованию рабочего процесса и теплообмена в традиционных и во- дородных двигателях, изложенные в трудах российских и зарубежных исследо- вателей: И.Л. Варшавского, В.И. Ерохова, А.А. Зеленцова, Н.А. Иващенко, Р.З. Кавтарадзе, А.И. Мищенко, Д.О. Онищенко, М.Р. Петриченко, М.Г. Шатрова, Н.Д. Чайнова, G. Woschni, H. Rottengruber, K. Zeilinger, H. Eiclseder, Baigan Sun, Yichun Wang, T. Shudo, S. Nabetani, Y. Nakajima, S. Hiroyuki и др.
На основе проведенного анализа работ по данной тематике была постав- лена цель диссертационной работы и определены задачи, решение которых необ- ходимо для ее достижения (см. выше).
Вторая глава посвящена выбору математической модели рабочего про- цесса и локального нестационарного теплообмена в камере сгорания водород- ного двигателя с внешним смесеобразованием и верификацию 3D- модели рабо- чего процесса водородного двигателя с применением результатов эксперимен- тального исследования. Математическая модель основана на фундаментальных уравнениях турбулентного переноса количества движения (Навье-Стокса), энер- гии (Фурье-Кирхгофа), диффузии (Фика), а также уравнения неразрывности. Си- стема уравнений (Форма Рейнольдса) приводится в виде ′ ′

4
̅ 2
� ��������
̅ � � � � = − + � � � � � � + � � � � − � � − ̅ ∙ � ; x 3
̅� � �������� ̅ �= + ̅+ � ̅ �+ � �− ̅∙ ′ ′�+ � + � ; (1)

������� �+ � ̅∙ �=0; ̅= � ̅− ′ ′�+ ̇,

где D/Dτ – субстанциональная производная; ρ – плотность, кг/м3; p – давление,
Па; Gi – проекция вектора плотности объемных сил, Н/м3, на ось Oxi прямоуголь-
ной декартовой системы координат; С – концентрация, кг/м3; H – полная удельная
энергия, Дж/кг; μ – динамическая вязкость, кг/(м⋅с); cp – теплоемкость при посто-
янном давлении, Дж/(кг⋅K); wr – скорость химической реакции на единицу объ-
ема, кг/(м3 ⋅ с); Q – количество выделяемой теплоты на единицу массы, Дж/кг; λ – r
м /с ; ̇ – интенсивность источника массы (скорость изменения массы химиче- ской компоненты в единице объема), кг/(м3 ⋅ с), W – вектор скорости.
В данной диссертационной работе для замыкания системы уравнений (1) используется относительно новая k-ζ-f – модель турбулентности, специально раз- работанная RANS-модель для моделирования процессов в поршневых двигате- лях. k-ζ-f – модель турбулентности, как показывает ее название, состоит из трех дифференциальных уравнений:
теплопроводность, Вт/(м⋅K); δij – символ Кронекера; D – коэффициент диффузии, 2
Dk ∂  μ  ∂k  ρ=ρ(Pε−)+μ+ ,
Dt k ∂x  σt ∂x  j kj

Dε C* P −C ε ∂  μ  ∂ε 
ρ=ρε1k ε2 +μt+, (2)
Dt T ∂x  σ ∂x  j kj 
Dζ ζ∂μ∂ζ ρ=ρ−fρ+P+μt .
Dt kk ∂xj σζ∂xj   

Для моделирования теплообмена в пограничном слое – использование мо- дели, основанной пристеночных функциях. Распределения скорости и темпера- туры в турбулентном пограничном слое задаются в безразмерных координатах
закона стенки ( y+ – безразмерное расстояние от стенки, u + – безразмерная ско-
рость):
+ = 1/4 1/2 ; + = 1/4 1/2 , (3)
где индекс р – значение параметров в центральной точке контрольного объема, расположенного непосредственно у стенки.
Средняя безразмерная температура рассчитывается по формуле
и её распределение задается по логарифмическому закону
где
= 1/4 1/2 � − �
+

(4)
+ = Pr �1 ln( +) + �, Tæ
В выражениях (5), (6) турбулентное число Прандтля Pr = и теплоемкость cp вычисляются для средней температуры; Тp – температура в центральной точке
(5) = 2,94 �� Pr �0,75 − 1� �1 + 0,28 T �− 0,007 Pr ��. (6)
PrT
PrT
контрольного объема, расположенного непосредственно у стенки; Тw – темпера- тура на поверхности стенки; qw – плотность теплового потока+на стенке. Из вы- ражения (4) определяется плотность теплового потока на стенке, Вт/м2,
= 1/4 1/2ρ � − ��Pr �æ1ln( )+ ��−1. (7) μ T
Скорость диссипации кинетической энергии турбулентности оценивается подоб- ными аргументами, допуская линейную вариац ию масштаба длины в зависимо-
сти от расстояния от стенки:
ε = μ3/4 3/2. (8) æ
Для моделирования процесса сгорания обосновано применение расширенной модели когерентного пламени (ECFM-модели) – рекомендованной для бензино- вых и газовых двигателей с искровым зажиганием. Реализация 3D-математиче- ской модели внутрицилиндровых процессов была произведена с помощью ком- мерческой CRFD-программы FIRE, разработанной фирмой AVL List GmbH (Ав- стрия).
Объектом исследований является водородный двигатель, созданный на базе серийного, 4-цилиндрового, атмосферного ДВС с электронным, многоточечным впрыскиванием бензина во впускную систему. Базовый двигатель СА20 был предоставлен производителем – Китайской автомобильной компанией Чанань. Конвертирование данного двигателя на водород было осуществлено в Пекин- ском технологическом институте (ПТИ) – Beijing Institute of Technology (BIT) с целью проведения соответствующих экспериментов. Основные технические данные экспериментального двигателя, конвертированного на водород, приве- дены в Таблице1.
Таблица 1. Технические данные экспериментального двигателя СА20, конвертированного
на водород
Параметр
Число цилиндров
Диаметр цилиндра/ ход поршня, D/S, мм/мм Длина шатуна, l, мм
Степень сжатия, ε, –
Система охлаждения
Номинальная мощность, Ne, кВт, (при частоте вращения n, мин-1) Максимальный крутящий момент, Мк, Н.м (при частоте вращения n, мин-1)
Значение 4 86/86 142, 8
10 Жидкостная
60 (при n=5500 мин-1) 111 (при n=4000 мин-1)
В результате экспериментов, проведенных c целью исследования влияния αв на протекание рабочего процесса водородного двигателя, установлено, что огра- ничение изменений коэффициента избытка воздуха пределами αв=1,5-2,4 обес- печивает стабильную работу опытного водородного двигателя без пропусков за- жигания и аномальных явлений (обратная вспышка, преждевременное зажига- ние, детонация). В связи с этим, в дальнейшем экспериментальные исследования
6

для режимов 0,9 < αв < 1,5 были ограничены и проводились только путем моде- лирования. Верификация 3D- модели рабочего процесса водородного двигателя осу- ществлялась путем сравнения результатов численных экспериментов, получен- ных с применением коммерческого 3D CRFD-кода AVL FIRE, с результатами натурных экспериментов, проведенных в стендовых условиях в лаборатории ПТИ при непосредственном участии автора. На Рисунке 1 приведен пример со- поставления индикаторных диаграмм, полученных по результатам моделирова- ния и непосредственного измерения давления в цилиндре водородного двигателя пьезокварцевым датчиком Kistler. Отклонение данных моделирования давления от его измеренных значений не превышало 1-2%. Рисунок 1. Сопоставление экспериментальной (______) и расчетной (__ __ __) индикаторных диаграмм водородного двигателя. Режим: n = 3000 мин-1, φзаж = 15o, αв = 1,64. Третья глава посвящается исследованию индикаторных показателей, ло- кального нестационарного теплообмена в камере сгорания и теплового состоя- ния поршня водородного двигателя в зависимости от коэффициента избытка воз- духа. При этом использован следующий подход: применение результатов моде- лирования нестационарного локального теплообмена в камере сгорания водород- н�ого двигателя ɑ(τ) и T(τ) в качестве граничных условий 3-его рода для решения краевой задачи теплопроводности поршня осуществлено на основе понятия ре- рабочего тела и осредненного за ра�бочий цикл коэффициента теплоотдачи �α ∞ зультирующего теплообмена; получены значения результирующей температуры для отдельных зон огневой поверхности поршня, с применением которых рас- считывается стационарное тепловое состояние поршня на данном режиме ра- боты водородного двигателя: к ∞ 0 к к ∞ рез �α=1∫τ ; =∫ α ∞ τ≝ . (9) ∆τ 0 ∫ α τ После определения термических граничных условий с применением 3D-мо- дели рабочего процесса, реализованного в 3D CRFD-кодах AVL-FIRE, модели- рование теплового состояния поршня водородного ДВС в 3D-постановке осу- ществляется на основе программного комплекса ANSYS (Рисунок 2). В диссертации приведены температурные поля поршня водородного двига- теля на всех исследуемых режимах в зависимости от значений коэффициента из- бытка воздуха αв=var. На Рисунке 2 в качестве примера рассмотрен один из ре- жимов. Анализ полученных результатов моделирования теплового состояния поршня, в частности изменения локальных температур tmax и tвк в зависимости от коэффициента избытка воздуха (Рисунок 2, в), показал, что при αв=1,163 значение абв Рисунок 2. Моделирование теплового состояния поршня: а - представление кон- струкции поршня водородного двигателя в виде конечных элементов в результате генерации сетки в программе ANSYS; б - температурные поля (°C) поршня водо- родного двигателя при n=3000 мин-1 и φзаж=150 УПКВ; αв=2,195; в - изменения локальных температур: максимальной температуры поршня tmax и температуры в области верхнего компрессионного кольца tвк в зависимости от коэффициента из- бытка воздуха при n=3000 мин-1 и φзаж=150 УПКВ. локальной температуры в области верхнего компрессионного кольца tвк= 334°C заметно превышает 250°C - допустимую температуру, выше которой возникает опасность выгорания смазочного масла и образования нагара в кольцевых канав- ках, приводящая к ухудшению компрессии и задиру поршня. Таким образом, ра- бота водородного двигателя на обогащенных горючих смесях или на смесях, со- став которых ближе стехиометрическому, не целесообразна не только с точки зре- ния возникновения указанных выше аномальных процессов сгорания, но и с точки зрения теплового состояния поршня и надежности двигателя в целом. Четвертая глава посвящена анализу влияния регулируемых (угол опереже- ния зажигания, частота вращения коленчатого вала) и конструктивных парамет- ров (особенности конструкции поршня) на индикаторные показатели, на локаль- ный нестационарный теплообмен в камере сгорания и на тепловое состояния поршня водородного двигателя. Изложен сравнительный анализ процесса тепло- обмена в камерах сгорания водородного и бензинового двигателей. Установлено, что величина тепловых потерь в стенку в водородном двигателе по сравнению с базовым бензиновым ДВС имеет тенденцию роста, связанную с гашением пла- мени при использовании традиционных углеводородных топлив. В заключительной главе диссертации особое внимание уделено сравнитель- ному анализу индикаторных показателей рабочего цикла и процесса теплооб- мена в камерах сгорания водородного и бензинового двигателей. Установлено, что при идентичных значениях регулируемых параметров n=idem и φзаж =idem, когда коэффициент избытка воздуха в бензиновом двигателе ɑв≈1, а в водород- 8 ном двигателе имеет минимальное допустимое, ближе стехиометрическому зна- чение (ɑв=1,266), максимальное давление pz, и соответственно максимальная температура Tz цикла в цилиндре водородного двигателя выше, чем у базового бензинового двигателя (Рисунки 3, а и 3, б). 6 2 Бензиновый ДВС 3000 Водородный ДВС 2500 2000 1500 1000 Бензиновый ДВС Водородный ДВС -85 -35 65 115 15 65 115 -85 -35 15 φ, 0 УПКВ φ, 0 УПКВ аб Рисунок 3. Сопоставление рабочих процессов бензинового и водородного ДВС: а - индикаторные диаграммы и б - средние температуры в цилиндре бензинового (ɑв=1,049) и водородного (ɑв=1,266) ДВС при n=2500 мин-1. Исследования влияния угла опережения зажигания на локальный теплооб- мен в камере сгорания и на тепловое состояния поршня водородного двигателя проводились на различных скоростных режимах работы двигателя при αв≈idem. Сравнительный анализ результатов, полученных для режимов n=3000 мин-1, αв =1,641 при φзаж=30, 70, 100, 200, 250 УПКВ и n=5000 мин-1, αв =1,69 при φзаж=60, 70, 90, 120, 140 УПКВ показал, что при почти одинаковых коэффициентах избытка воздуха увеличение угла опережения зажигания в исследуемых диапазонах при- водит к росту локальных температур в характерных зонах поршня независимо от скоростного режима работы двигателя. Это объясняется тем, что при ранних за- жиганиях (т.е. при больших φзаж), несмотря на бедный состав смеси и относи- тельно низкую ее температуру к моменту ее зажигания, воспламенение водорода происходит нормально, однако увеличение φзаж приводит к снижению начальной температуры смеси (температуры к моменту зажигания в процессе сжатия). Со снижением начальной температуры скорость фронта пламени замедляется и ог- невая поверхность поршня более длительное время находится под тепловыми нагрузками со стороны высокотемпературного рабочего тела. Увеличение тепло- вых нагрузок на всех поверхностях КС способствует увеличению локальных тем- ператур деталей, образующих КС, в частности поршня. По результатам анализа экспериментальных и расчетных индикаторных диаграмм и соответствующих диаграмм изменения осредненной по объему цилиндра температуры были опре- делены оптимальные значения угла опережения зажигания в зависимости от ре- жима работы исследуемого водородного двигателя: φзаж=150 УПКВ для режима n=3000 мин-1 и αв=1,641, и φзаж=140 УПКВ для режима n=5000 мин-1 и αв=1,69. Для режима n=3000 мин-1 и αв=1,641 при оптимальном φзаж=150, например, мак- симальная температура поршня, наблюдаемая в центральной части его огневой поверхности, составляет tmax=360°C, а в области верхнего компрессионного кольца tвк=266°C, а для режима n=5000 мин-1, αв=1,69, φзаж=140 tmax=408°C, tвк=297°C. Заметный рост указанных температур объясняется интенсификацией конвективного теплообмена в пристеночных слоях. Действительно, увеличение Давление, МПа Средняя температура, К частоты вращения коленчатого вала, а в результате и скорости перемещения поршня, приводящее к увеличению скорости перемещения высокотемператур- ного рабочего тела в цилиндре, способствует интенсификацию конвективной теплоотдачи в пристеночных слоях в цилиндре, что подтверждается максималь- ными значениями коэффициентов теплообмена во всех локальных зонах огневой поверхности поршня. Установлено, что с увеличением частоты вращения с n=3000 мин-1 до n=5000 мин-1 при относи- тельно небольших из- менениях нагрузоч- ного (с αв=1,64 до αв=1,69, соответ- ственно) и регулиро- вочного (с φзаж=150 до φзаж=140, соответ- ственно) параметров, максимальные мгно- венные значения коэф- фициентов теплоотдачи αmax (τ) по отдельны зонам огневой поверхности поршня повышаются примерно на 12-17%. Изменение интенсивности конвекции на по- верхности поршня в зависимости от скоростного режима работы водородного двигателя отражается на тепловое состояние поршня: увеличение частоты вра- щения с n=3000 мин-1 до n=5000 мин-1 сопровождается ростом температур tmax и tвк на 47°C и 31°C, соответственно (Рисунок 4). Особенность конструкции поршня исследуемого водородного двигателя, унаследовавшая от базового бензинового двигателя – наличие на огневой по- верхности выточек, расположенных под впускными клапанами (Рисунки 5, а и 5, б). В данной работе были проведены численные эксперименты по исследованию влияния указанных выточек на локальный теплообмен и тепловое состояния поршня. С целью исследования роли выточек на распределение термических гра- ничных условий на поверхности поршня и на его тепловое состояние в целом проведем сопоставление результатов моделирования конвективной теплоотдачи на характерных периферийных зонах 65 и 71 огневой поверхности поршня (Ри- сунок 5, а). При оптимальном угле опережения зажигания φзаж=150 УПКВ в зоне 65, где расположена выточка для клапана, имеем αmax=1316 Вт/(м2 К). В зоне 71 (плоская поверхность без выточки), расположенной точно на таком же расстоя- ние от центра поршня, как и зона 65 (симметрично по отношению оси поршня), максимальное мгновенное значение коэффициента теплоотдачи достигает зна- чения αmax=1337 Вт/(м2 К), т.е. разница составляет примерно 2%. Кроме того, со- поставление диаграмм изменения коэффициентов теплоотдачи, полученных для различных углов опережения зажигания φзаж=var, указывает на аналогию между характерами протекания процесса самого теплообмена в зонах 65 и 71. Сопостав- ление осредненных за цикл коэффициентов теплоотдачи в этих зонах и соответ- ствующих результирующих температур также показывают, что наличие выточек мин , α =1,64, = 15° (слева) и при n=5000 мин , Рисунок 4. Тепловое состояние поршня при n=3000 -1 -1 воз. =1,69, = 14° (справа). воз. практически не влияет на величину термических нагрузок. Незначительная раз- ница между коэффициентами теплоотдачи в указанных зонах позволяет заклю- чить, что турбулентность рабочего тела, генерированная геометрической фор- мой и размерами выточек, невелика и не приводит к заметной интенсификации теплоотдачи в зоне 65. Для окончательного выяснения роли выточек на огневой поверхности поршня в интенсификации локального теплообмена в КС был про- веден численный эксперимент по исследованию конвективного теплообмена для поршня без выточек (Рисунок 5, в). В результате анализа полученных данных установлено, что ни термические граничные условия, ни температурные поля, для обоих поршней на идентичных режимах работы незначительно отличаются, и что указанное на Рисунке 5 отличие в их конструкциях на термические нагрузки со стороны рабочего тела и на тепловое состояние поршня влияет не- существенно. абв Рисунок 5. Твердотельная модель поршня: а - расположение зон на огневой по- верхности поршня; б - реальная конструкция поршня базового и водородного двигателей с выточками; в - упрощенная конструкция поршня без выточек. Важным конструктивным фактором, влияющим на локальный теплообмен в камере сгорания и на тепловое состояние поршня водородного двигателя явля- ется зазор (щель) между поверхностями жарового пояса поршня и гильзы, рас- положенный выше верхнего компрессионного кольца (Рисунок 6, а). В данной диссертации предложена, а в последствии доказана по результатам измерения локального нестационарного теплового потока на поверхности жарового пояса поршня и моделирования теплового состояния поршня гипотеза о том, что про- никновение водородно-воздушного пламени в указанной щели приводит к до- полнительной отдачи тепла к поршню, т.е. к повышению тепловых потер при замене традиционных моторных топлив на водород. Последний факт, неодно- кратно наблюдаемый в экспериментальных исследованиях разных авторов (T. Shudo и др.), однако не имеющий до настоящего времени научного обоснования, впервые детально исследован, раскрыт и обоснован на основе предложенной ги- потезы. По результатам исследования особенности горения водорода, в том числе и в области противопожарной безопасности, известно, что критическое (предель- ное) значение расстояния гашения пламени водородно-воздушной смеси, т.е. ве- личина зазора, куда не может проникнуть пламя составляет кр Н2 ≈ 0,125 мм, что 11 почти в два раза меньше по сравнению с зазором на исследуемом эксперимен- тальном двигателе в горячем состоянии ( ≈0,2 мм). Очевидно, что в таком случае в указанном зазоре имеется полноценное горение водорода, сопровождаемое ин- тенсивным теплообменом. Для бензино-воздушной смеси критическое расстоя- ние гашения пламени ром при горячем экспериментальном двигателе ( ≈0,2 мм), пламя бензино-воз- душной смеси в зазоре гаснет, т.е. сгорание бензина отсутствует, а температура и интенсивность конвективной теплоотдачи падает. Очевидно, что тепловые по- тери в стенку камеры сгорания в таком случае будут меньше, чем в водородном двигателе. Измерения нестационарного теплового потока на поверхности жаро- вого пояса поршня, проведенные в МГТУ им. Н.Э. Баумана на дизеле КамАЗ- 7405, для которого величина указанного зазора в горячем состоянии l≈0,35 мм, а критическое расстояние гашения пламени примерно такое же, как для бензино- воздушной смеси lкр диз≈0,5 мм, показали, что суммарный за цикл тепловой поток (в результате отвода и подвода теплоты) примерно равен нулю. Это указывает на то, что в случае использования традиционных углеводородных топлив в зазор пламя не проникает и теплообмен в зазоре отсутствует. кр бенз ≈ 0,5мм, что значительно больше с реальным зазо- На Рисунке 6, б приведено расположение локальных зон на огневом днище поршня, используемое и раньше для моделирования теплового состояния поршня, и на боковой и внутренней поверхности поршня, где зона 73 представ- ляет собой поверхность его жарового пояса. С целью оценки роли гашения пла- мени в процессе теплообмена в камере сгорания и оценки теплового состояния поршня водородного двигателя были проведены два варианта численных экспе- риментов: 1. Пламя водородно-воздушной смеси в щели между поршнем и зер- калом цилиндра выше первого компрессионного кольца не проникает, т.е. имеет место гашение пламени, граничное условие 3-его рода имеет вид � ≈ 0; 2. Пламя водородно-воздушной смеси проникает в щели между поршнем и зеркалом ци- линдра выше первого компрессионного кольца, т.е. в щели идут процессы сгора- ния, тепловыделения и теплообмена. В таком случае интенсивность теплоотдачи на поверхности жарового пояса поршня в первом приближении можно задавать примерно такую, как на периферийной зоне 70 огневого днища поршня (см. Ри- сунок 5, а). В случае без гашения пламени интенсивная теплоотдача увеличивает тепловые потери в стенку, повышая при этом локальные температуры в харак- терных областях поршня водородного двигателя (Рисунки 6, в и 6, г). абвг Рисунок 6. Численные эксперименты при гашении пламени и без гашения пла- мени: а - конструкция поршня бензинового двигателя, конвертированного на во- дород (высота жарового пояса поршня, выделенная цветом, составляет 5,5 мм); б - расположение зон на боковой поверхности поршня (зона 73 - поверхность жа- режиме n=3000 мин с нулевыми граничными условиями ( � ≈ 0) на поверхности рового пояса поршня); в - тепловое состояние поршня водородного двигателя на -1 жарового пояса, имитирующими гашение пламени; г - тепловое состояние ( �=789 Вт/(м ∙К) и Т =1165°C) на поверхности жарового пояса, имитирую- 2 ∞ рез поршня водородного двигателя на режиме n=3000 мин-1 с граничными условиями щими проникновение пламени в щели. Следует заметить, что при моделировании теплонапряженного состояния поршней традиционных ДВС с целью получения совпадения измеренных и рас- четных локальных температур на поверхности жарового пояса обычно без объ- яснения причин задают нулевые (или близкие к ним) значения тепловых потоков. Тенденция снижения объема указанного зазора, заметная в современных двига- телях, осуществляемая поднятием верхнего компрессионного кольца как можно выше и нацеленная на снижение количества не сгоревших углеводородов СН, указывает на важность исследования вопросов тепловыделения и теплообмена в зазоре. Следует отметить также, что увеличению тепловых потерь в камере сго- рания водородного двигателя по сравнению с традиционным бензиновым двига- телем способствует еще и тот факт, что в водородном двигателе имеет место пол- ная декарбонизация продуктов сгорания и на тепловоспринимающих поверхно- стях не происходит образование слоя нагара, имеющего низкую теплопровод- ность и играющего роль естественного теплоизолятора при сгорании углеводо- родных топлив. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЕ 1. Для определения термических нагрузок на основные детали, в частности на поршень, водородного двигателя с внешним смесеобразованием разработана и реализована 3D-математическая модель рабочего процесса и локального неста- ционарного теплообмена в камере сгорания. Модель основана на фундаменталь- ных уравнениях переноса типа Навье-Стокса, записанных в форме Рейнольдса. Система уравнений замыкается k-ζ-f - моделью турбулентности, предназначен- ной для моделирования внутрицилиндровых процессов в ДВС. Для моделирова- ния процесса сгорания водорода обосновано применение расширенной модели когерентного пламени (ECFM-модели), а для моделирования теплообмена в по- граничном слое - использование модели на основе пристеночных функций. Реа- лизация модели проводилась с применением 3D CRFD-кода AVL FIRE, а вери- фикация - путем сравнения расчетных и экспериментальных индикаторных диа- грамм, снятых на различных режимах работы экспериментального водородного двигателя. Задача определения термических граничных условий для моделиро- вания теплового состояния деталей водородного двигателя с внешним смесеоб- разованием в такой постановке решается впервые. 2. Стендовыми испытаниями экспериментального водородного двигателя, проведенными во всем диапазоне изменения скоростных и нагрузочных режи- мов, были определены его индикаторные и эффективные показатели. Установ- лено, что ограничение изменений коэффициента избытка воздуха пределами αв=1,5-2,4 обеспечивает нормальную, стабильную работу двигателя без пропус- ков зажигания и аномальных явлений (обратная вспышка, преждевременное за- жигание, детонация). 3. По результатам экспериментальных исследований водородного (αв=1,266) и базового бензинового (αв=1,049) двигателей установлено, что при идентичных скоростных режимах значения максимальной температуры цикла и температуры выпускных газов, а в целом температурный уровень рабочего процесса при ра- боте на водороде выше, чем на бензине. Температура остаточных газов, превы- шающая температуру самовоспламенения водорода, может стать причиной по- явления указанных аномальных явлений. Роль температуры поверхности камеры сгорания в возникновении этих явлений в водородном двигателе ничтожно мала. 4. Численные эксперименты по исследованию влияния коэффициента из- бытка во�здуха на локальный теплообмен в камерах сгорания и тепловое состоя- ние поршней водородного (ɑ ≥ 1,5) и базового бензинового (ɑ ≈ 1,0) двигателей ратуры ∞ рабочего тела и осредненного за рабочий цикл коэффициента тепло- отдачи �α, определенных на основе результатов 3D-моделирования нестационар- ных термических нагрузок на отдельные зоны огневой поверхности поршня. Установлено, что работа исследуемого водородного двигателя на обедненных смесях ɑв ≥ 1,5 не только предотвращает аномальные процессы сгорания, что было подтверждено экспериментальными исследованиями, но и существенно снижает тепловые нагрузки на основные детали, в частности, на поршень. вв проведены с применением соответствующих значений результирующей темпе- 5. Центральное расположение свечи зажигания, конструкция КС и поршня способствуют возникновению высоких термических нагрузок в центральной ча- сти огневой поверхности поршня. Снижение этих нагрузок возможно обедне- нием водородно-воздушной смеси: например, в указанной части поверхности поршня при почти двукратном увеличении коэффициента избытка воздуха с αв=1,163 до αв=2,195 максимальное значение нестационарного коэффициента теплоотдачи снижается с αmax=1555 Вт/(м2К) до αmax=1356 Вт/(м2К), т.е. при- мерно на 12%. На периферийных зонах разница составляет 10%. 6. При приближении состава водородно-воздушной смеси к стехиометриче- скому (αв=1,163) максимальная величина локальной температуры поршня в цен- тральной части огневого днища на режиме n=3000 мин-1 достигает tmax=407,4°C. Обеднение смеси до αв=1,641 снижает эту температуру до tmax=361°C, а обедне- ние до αв=2,195 приводит к tmax=321°C. Значение локальной температуры поршня в области верхнего компрессионного кольца, например, на том же режиме при αв=1,163 достигает tвк=334°C, что заметно превышает 250°C - допустимую тем- пературу, выше которой возникает опасность выгорания минерального смазоч- ного масла и образования нагара в кольцевых канавках, приводящая к ухудше- нию компрессии и задиру поршня. Обеднение смеси до αв=2,195 снижает эту температуру до tвк=239°C. 7. Значение минимальной локальной температуры поверхности поршня, имеющееся в нижней части его юбки, на всех исследуемых режимах работы во- дородного двигателя находится в пределах tmin=75-78°C. Тем не менее, с целью снижения локальных температур на тепловоспринимающей поверхности поршня на режимах ɑв≤1,5 целесообразно принять меры для усиления теплоот- вода от огневого днища. В случае работы при ɑв≈2,0 и, тем более, при ɑв>2,0 принятие мер для интенсификации охлаждения поршня не требуется.
8. Тепловое состояние поршня в зависимости от угла опережения зажигания моделировалось на режимах работы водородного двигателя: n=3000 мин-1 и n=5000 мин-1 при почти одинаковых коэффициентах избытка воздуха (αв=1,641 и αв=1,69 соответственно). Увеличение φзаж в исследуемом диапазоне приводит к росту локальных температур в характерных зонах поршня независимо от ско- ростного режима работы двигателя.
9. При относительно несильном обеднении смеси (ɑв=1,266) тепловые нагрузки в водородном двигателе выше, чем у базового бензинового двигателя (ɑв≈1). Более сильное обеднение смеси (ɑв>1,5) приводит к обратной картине – тепловые нагрузки в водородном двигателе уменьшаются по сравнению с бензи- новым. Влияние степени РОГ z на тепловое состояние поршня несущественно: введение РОГ (z=15%) на режиме ɑв=1,56 и n=1000 мин-1, например, по сравне- нию с z=0 приводит к снижению максимальной локальной температуры поршня (Tmax=3000C) в центральной части огневого днища на 3-5°C, что объясняется сни- жением коэффициента избытка воздуха до ɑв=1,42.
10. Наличие подклапанных выточек (углублений) на огневом днище поршня экспериментального водородного двигателя не способствуют существенному повышению локальной пристеночной турбулентности рабочего тела, и не оказы- вают заметное влияние на локальные тепловые нагрузки и на теплового состоя- ние поршня.
11. Оценка теплоотдачи в стенку КС в исследуемом водородном двигателе подтвердила факт, ранее наблюдаемый в экспериментальных исследованиях раз- ных авторов (T. Shudo и др.), однако не имеющий до настоящего времени науч- ного обоснования – почему замена традиционных топлив на водород приводит к дополнительным тепловым потерям. В диссертации выдвинута и по результатам моделирования и измерения нестационарного теплового потока на поверхности поршня в области верхнего компрессионного кольца доказана гипотеза о том, что пламя при горении водорода проникает в зазоре между поверхностями жа- рового пояса поршня и гильзы, а в случае горения бензина (или дизельного топ- лива) в зазоре происходит гашение пламени.
12. Установлено, что критическое значение расстояния гашения пламени во- дородно-воздушной смеси, т.е. величина зазора, куда не может проникнуть
меном. Для бензино-воздушной смеси
Отсутствие интенсивной теплоотдачи в зазоре приводит к снижению тепловых потерь в бензиновом двигателе.

Актуальность проблемы. Дефицит резервов природного топлива и ужесто- чение экологических требования ставят актуальную задачу перед поршневыми двигателями – основными источниками энергии для наземного и водного транс- порта, имеющими наивысший КПД среди существующих в настоящее время теп- ловых машин, в ближайшем будущем перейти на альтернативные топлива среди которых наиболее перспективным является водород.
Преимущества водорода, как моторного топлива, заключаются в его замеча- тельных теплофизических свойствах: высокая удельная теплота сгорания, высо- кая скорость сгорания (скорость пламени в воздухе), широкие концентрационные пределы горения. Однако, низкое значение минимальной энергии воспламенения может привести к таким аномальным явлениям в рабочем процессе водородного двигателя с внешним смесеобразованием, как детонация или подобное детона- ции сгорание, преждевременное воспламенение и обратный выброс. По послед- ним экспериментальным данным основной причиной этих нежелательных явле- ний является повышение температуры отработавших газов, имеющее место при стехиометрических и близких к ним смесях, и их перемешивание со свежей во- дородно-воздушной смесью в момент перекрытия клапанов. Установлено, что использование обедненной смеси (αв ≥ 1.5-1.6) в водородных двигателях с внеш- ним смесеобразованием и принудительным зажиганием предотвращает указан- ные аномальные явления и гарантирует устойчивую работу и вполне приемле- мую эмиссию оксидов азота. Правда, работа на обедненной смеси не позволяет водородному двигателю развивать максимально возможную мощность, однако возможности изменения состава смеси и использования качественного регули- рования, делает водородный двигатель более экономичным, особенно в условиях эксплуатации на частичных нагрузках.
С другой стороны, специфический характер горения водорода, обусловлен- ный указанными теплофизическими свойствами, прежде всего, высокие (по
сравнению с бензиновым двигателем) значения скоростей тепловыделения и пе- ремещения пламени, а также локальных и максимальных за цикл температур ра- бочего тела, одновременно с измененными характеристиками течения в цилин- дре, обусловливают изменения условий конвективного теплообмена и возникно- вения термических нагрузок на основные детали, в частности на поршень. Сле- дует также учесть отсутствие слоя нагара на тепловоспринимающих поверхно- стях камеры сгорания, играющего роль естественного теплоизолятора в случае горения бензина и дизельного топлива. Это приводит к необходимости проведе- ния исследований локального теплообмена в камере сгорания водородного дви- гателя с целью оценки тепловых потерь, определения термических нагрузок на поверхности камеры сгорания и теплового состояния деталей, что особенно важно при конвертировании серийных бензиновых двигателей на водород.
Несмотря на очевидную актуальность такой задачи, до настоящего времени не известны детальные исследования по теплообмену в камере сгорания водо- родного двигателя с внешним смесеобразованием с применением 3D-моделей рабочего процесса и теплообмена. Известные до настоящего времени исследова- ния ограничиваются применением известных термодинамических соотношений, а также их уточнениями введением эмпирических коэффициентов.
Цель диссертационной работы. Целью работы являлось эксперименталь- ное исследование и 3D-моделирование рабочего процесса и локального нестаци- онарного теплообмена в камере сгорания и теплового состояния поршня водо- родного двигателя с внешним смесеобразованием, работающего на обедненной смеси, в зависимости от изменения регулируемых, а также конструктивных фак- торов.
Основные задачи диссертационной работы. Для достижения поставлен- ной цели решались следующие задачи:
1. Разработка 3D-математической модели рабочего процесса и локального неста- ционарного теплообмена в камере сгорания (КС) водородного двигателя с внеш-
ним смесеобразованием, основанной на фундаментальных уравнениях типа На- вье-Стокса и современных RANS-моделей турбулентности, горения и турбу- лентного теплообмена в пристеночных слоях;
2. Экспериментальное определение эффективных показателей и индицирование экспериментального бензинового двигателя, конвертированного на водород, с внешним смесеобразованием и принудительным зажиганием, работающем на обедненной смеси водорода с воздухом в стендовых условиях в широком диапа- зоне изменения нагрузочных и скоростных режимов работы.
3. Установление опытным путем границ изменения коэффициента избытка воз- духа при работе на обедненной смеси, предотвращающих возникновение ано- мальных процессов сгорания (детонация, преждевременное воспламенение, об- ратный выброс). Верификация 3D-математической модели на основе получен- ных экспериментальных данных.
4. Моделирование термических граничных условий на тепловоспринимающей поверхности поршня водородного двигателя, работающего на обедненной смеси, изменяющихся в зависимости от регулируемых параметров рабочего процесса, таких, как коэффициент избытка воздуха αв, угол опережения зажигания φзаж, степень рециркуляции отработавших газов (РОГ), а также в зависимости от кон- структивных особенностей камеры сгорания;
5. Моделирование теплового состояния поршня в зависимости от изменения ука- занных регулируемых параметров рабочего процесса водородного двигателя, ра- ботающего на обедненной смеси;
6. Оценка тепловых потерь в рабочем процессе водородного двигателя в зависи- мости от особенности горения водорода;
7. Сравнительный анализ результатов локального теплообмена и теплового со- стояния поршней серийного базового бензинового двигателя с внешним смесе- образованием и его модификации, конвертированной на водород и выдача прак- тических рекомендаций по конвертированию серийного бензинового двигателя с внешним смесеобразованием на водород.
Научная новизна работы заключается в том, что:
– впервые задача определения термических граничных условий, необходи- мых для моделирования теплонапряженного состояния деталей водородного двигателя, работающего на обедненной смеси, решается в 3D-постановке;
– предложена и расчетно-экспериментальными исследованиями обоснована гипотеза, основанная на явлении гашения пламени для разъяснения факта отно- сительного увеличения тепловых потерь в рабочем процессе водородного двига- теля по сравнению с традиционным бензиновым двигателем.
Достоверность и обоснованность научных положений определяются
– применением фундаментальных законов и уравнений теории теплообмена, гидро-газодинамики и теории горения с соответствующими граничными услови- ями, современных численных методов реализации 3D-математических моделей, результатами верификации математических моделей путем сравнения с резуль- татами эксперимента;
– применением современных, хорошо апробированных RANS-моделей тур- булентности, теплообмена в пристеночных слоях и горения, реализуемых в 3D – CFD коде AVL FIRE (лицензионное соглашение между фирмой AVL и МГТУ им. Н.Э. Баумана);
– применением надежных опытных данных по индицированию и экспери- ментальному исследованию рабочего процесса экспериментального водород- ного двигателя, в том числе полученных при непосредственном участии автора диссертации в процессе совместных исследований МГТУ им. Н.Э. Баумана и Пе- кинского технологического института.
Практическая значимость работы состоит в том, что:
– разработан инструмент, позволяющий прогнозировать локальные нестаци- онарные тепловые нагрузки на тепловоспринимающие поверхности камеры сго- рания водородного двигателя, позволяющие с достаточной точностью, в частно- сти моделировать тепловое состояние поршня в зависимости от изменения его регулируемых и конструктивных параметров;
– определены диапазоны изменения регулируемых параметров (коэффици- ента избытка воздуха, угла опережения зажигания, степени РОГ, частоты враще- ния коленчатого вала и др.), обеспечивающих предотвращение возникновения аномальных процессов сгорания в водородном двигателе с внешним смесеобра- зованием и приемлемые теплонапряженные состояния его основных деталей, в частности поршня.
Автор защищает:
– результаты экспериментального исследования и 3D-моделирования рабо- чего процесса и локального теплообмена в камере сгорания водородного двига- теля по влиянию регулируемых параметров (коэффициента избытка воздуха, угла опережения зажигания, степени РОГ, частоты вращения коленчатого вала и др.) на термические нагрузки основных деталей и их тепловое состояние при ра- боте на обедненных смесях;
– экспериментально обоснованные 3D-математические модели внутрици- линдровых процессов в водородном двигателе с внешним смесеобразованием и принудительным зажиганием, а также методы численной реализации этих мо- делей и результаты численных экспериментов, полученных на основе разрабо- танных и применяемых моделей и методов.
Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы были доложены:
– на II Международной научно-практической конференции «Материаловедение, машиностроение и энергетика: проблемы и перспективы развития» (Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 20-21 ноября 2020 г. Форма участия в конференции: заочная);
– на заседаниях кафедры комбинированных двигателей и альтернативных энер- гоустановок МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2019, 2020, 2021 г.
Публикации: основные положения диссертации опубликованы в 8 работах, из них в изданиях РИНЦ-7, ВАК РФ-7, SCOPUS-3:
1. Кавтарадзе Р.З., Голосов А.С., Ван Ичунь, Жунжун Чэн, Цытянь Чжан. Сравнительный анализ образования оксидов азота в камерах сгорания традици- онного и водородного дизелей // Транспорт на альтернативном топливе. 2019. No 6 (72). С. 38-46.
2. Kavtaradze R., Chilashvili G., Cheng Rongrong, Chang Citian. Effect of Vortex Motion Charge on Non-Stationary Heat Transfer in the Combustion Chamber of a Hy- drogen Diesel // International Scientific Journal Problems of Mechanics. 2020. No 2 (79). Р. 37-41.
3. Кавтарадзе Р.З., Зеленцов А.А., Сун Байган С., Ван Ичунь, Жунжун Чэн, Цытянь Чжан. Экспериментальное исследование рабочего процесса поршневого двигателя с впрыскиванием газообразного водорода во впускную систему // Транспорт на альтернативном топливе. 2020. No 5 (77). С. 49-61.
4. Кавтарадзе Р.З., Кондратьев А.М., Жунжун Ч., Цытянь Ч., Байган С., Сахвадзе Г.Ж. Локальный теплообмен в камере сгорания водородного двигателя, работающего на обедненной горючей смеси // РАН. Проблемы машиностроения и надежности машин. 2021. No 1. С. 97-107.
Kavtaradze R.Z., Kondratev A.M., Rongrong Ch., Citian Ch., Baigang S., Sakhvadze G. Zh. Local Heat Exchange in the Combustion Chamber of a Hydrogen Engine Running on a Lean Fuel Mixture // Journal of Machinery Manufacture and Re- liability. 2021. No 1. Р. 79-87.
5. Кавтарадзе Р.З., Чэн Жунжун, Чжан Цытянь, Сун Байган, Ван Ичунь, Сахвадзе Г.Ж. Экспериментальное исследование и 3D-моделирование рабочего процесса водородного двигателя, работающего на обедненной смеси // Вестник Машиностроения. 2021. No 1. С. 28-34.
Kavtaradze R.Z., Cheng Rongrong, Chang Citian, Sun Baigan, Wang Yichun, Sakhvadze G. Zh. Experimental Study and 3D Modeling of Working Process of Hy- drogen Engine Running on Lean Fuel Mixture // Russian Engineering Research. 2021. No 1. Р. 296–301. 6. Kavtaradze R.Z., Natriashvili1 T.M., Glonti M.G., Baigang Sun, Yichun Wang, Cheng Rongrong, Chang Citian. Influence of the exhaust gas recirculation on for- mation of NOx in the hydrogen engine working on the leaked mixture (Experiment and 3D modeling) // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 1100 Art. 012013. 2021. P.1-7.
7. Р.З. Кавтарадзе, Д.О. Онищенко, В.М. Краснов, Жунжун Чэн, Цытянь Чжан. Влияние регулируемых параметров рабочего процесса на образование ок- сидов азота в водородном двигателе // Известия высших учебных заведений. Ма- шиностроение. 2021. No 11. С. 27-41.
8. Р.З. Кавтарадзе, Байган Сун, А.С. Голосов, Жунжун Чэн, Цытянь Чжан. Эффективные показатели водородного двигателя с модифицированной системой топливоподачи при работе на обедненной смеси // Труды НАМИ. (находится в печати)
В работах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соискатель скорректировала и настроила мате- матическую модель для проведения численных экспериментов по исследованию нестационарного локального теплообмена в камере сгорания в водородного дви- гателя и провела верификацию модели с применением экспериментальных ин- дикаторных диаграмм. Принимала непосредственное участие в лабораторных испытаниях экспериментального водородного двигателя, занималась измере- нием давления в цилиндре. Моделировала тепловое состояния поршней водород- ного и базового бензинового двигателей, обработала полученные данные, про- анализировала влияние различных факторов на температурные поля поршней и провела их сравнительный анализ.
Объем работы: диссертационная работа содержит 151 страница основного текста, 68 рисунков, 5 таблиц, состоит из введения, 4-х глав, общих выводов, списка литературы, включающего 102 наименования.
Часть проведенных исследований выполнялась в рамках гранта РФФИ No 18-08-00275 («Влияние конструктивных и регулируемых параметров на локаль- ный нестационарный теплообмен в камере сгорания и тепловое состояние дета- лей водородного дизеля»).
Автор выражает искреннюю благодарность научному руководителю, д.т.н., профессору Ревазу Зурабовичу Кавтарадзе за неоценимую помощь, постоянное внимание и поддержку при работе над диссертацией, профессорам Пекинского технологического института (ПТИ) Сун Байган и Ван Ичунь – за предоставления возможности проведения экспериментальных исследований в лаборатории ПТИ и обсуждения результатов, доценту кафедры комбинированных двигателей и альтернативных энергоустановок Андрею Александровичу Зеленцову за помощь в освоении 3D CRFD-кода FIRE, а также всему коллективу кафедры «Комбини- рованные двигатели и альтернативные энергоустановки» МГТУ им. Н.Э. Бау- мана – за поддержку в процессе работы и дружеское отношение.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать «Локальный теплообмен в камере сгорания водородного двигателя, работающего на обедненной смеси»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Повышение эффективности системы подвода охлажденного воздуха к рабочей лопатке первой ступени турбины ГТД
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева»
    Улучшение топливной экономичности среднеоборотных дизелей на частичных режимах методом отключения цилиндров
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
    Снижение концентрации оксидов азота в отработавших газах водородного двигателя, работающего на обедненной смеси
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»