Методика построения экстремалей Понтрягина в задачах сквозной траекторной оптимизации межпланетных перелётов с учётом планетоцентрических участков
Основные обозначения и константы 5
Введение 7
Актуальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Степень разработанности темы исследования . . . . . . . . . . . . . . 10
Положения, выносимые на защиту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Апробация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Объём и структура работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
1 Оптимизация траектории экспедиции КА к Фобосу с комби-
нированной кусочно-непрерывной ограниченной тягой, воз-
вратом к Земле и учётом эфемерид 27
1.1 Постановка задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1.2 Формализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
1.3 Краевая задача . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
1.4 Вычислительная схема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
1.5 Результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
1.6 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
2 Лестница задач. Комбинации задач Ламберта 43
2.1 Лестница задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
2.2 Оптимизация межпланетной экспедиции с использованием ре-
шения задач Ламберта без учёта притяжения Земли и планеты-
цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
2.2.1 Постановка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
2.2.2 Метод решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
2.2.3 Результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.2.4 Различные исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Окна старта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Абсолютный минимум манёвра . . . . . . . . . . . . . . . . 56
2.3 Оптимизация межпланетной экспедиции с учётом Земли и Мар-
са и использованием решения задач Ламберта . . . . . . . . . . . 65
2.4 Схема с пертурбационным манёвром у Луны . . . . . . . . . . . . 73
2.5 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
3 Лестница задач. Переход от импульсной постановки к по-
становке задачи с непрерывной тягой 76
3.1 Оптимизация межпланетной экспедиции с учётом Земли и Мар-
са в импульсной постановке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
3.1.1 Формализация задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
3.1.2 Необходимые условия оптимальности . . . . . . . . . . . . . 81
3.1.3 Исследование необходимых условий оптимальности . . . . 86
3.1.4 Краевая задача принципа максимума . . . . . . . . . . . . 87
3.1.5 Численное решение краевой задачи . . . . . . . . . . . . . . 88
3.1.6 Анализ полученных результатов . . . . . . . . . . . . . . . 89
3.2 Управление импульсами и малой тягой . . . . . . . . . . . . . . . 91
3.2.1 Постановка задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
3.2.2 Формализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
3.2.3 Краевая задача . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
3.2.4 Вычислительная схема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
3.2.5 Результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
3.3 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
4 Оптимизация траектории экспедиции КА с трёхимпульс-
ным подлётом к Фобосу 103
4.1 Построение траекторий трёхимпульсного подлёта к Фобосу с вы-
ходом на сферу Хилла Марса на основе решения серии задач
Ламберта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
4.1.1 Постановка задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
4.1.2 Численное решение и результаты . . . . . . . . . . . . . . . 106
4.2 Задача оптимизации межпланетного перелёта к Марсу с трёхим-
пульсным подлётом к Фобосу на основе принципа Лагранжа . . . 107
4.2.1 Постановка задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
4.2.2 Различная формализация. Лестница задач . . . . . . . . . 109
4.3 Малая тяга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
4.4 Фазировка КА с Фобосом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
4.5 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
5 Оптимизация траектории экспедиции КА с многовитковым
безимпульсным подлётом к Фобосу 118
5.1 Постановка задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
5.2 Формализация задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
5.3 Краевая задача принципа максимума . . . . . . . . . . . . . . . . 127
5.4 Лестница вспомогательных задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
5.5 Результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
5.6 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Заключение 139
Список литературы 142
Основные обозначения и константы
БТ — большая тяга,
ДУ — двигательная установка,
ДУ БТ — двигательная установка большой тяги,
ДУ МТ — двигательная установка малой тяги,
ИМП — импульсная постановка (задачи),
ИС — искусственного спутника (орбита),
ИСЗ — искусственный спутник Земли,
ИСМ — искусственный спутник Марса,
КА — космический аппарат,
КОИСЗ — круговая орбита искусственного спутника Земли,
МТ — малая тяга,
ОИСЗ — орбита искусственного спутника Земли,
ОИСМ — орбита искусственного спутника Марса,
СК — система координат,
ЭРДУ — электрореактивная двигательная установка.
Константы. Необходимые для решения задач константы берутся из [46].
gE = 9.81 м/с2 — средняя величина гравитационного ускорения у поверх-
ности Земли,
RE = 6378.16 км — средний радиус Земли,
RM = 3402 км — средний радиус Марса,
2 (E) = 2.501276397954 млн км — радиус сферы влияния Земли,
2 (M) = 1.801158363120 млн км — радиус сферы влияния Марса,
E (S) = 29.78 км/с — средняя круговая скорость Земли,
M (S) = 24.13 км/с — средняя круговая скорость Марса,
а.е. ≡ AU = 1.49597870691 · 108 км — астрономическая единица, среднее
расстояние от Земли до Солнца,
Основные обозначения и константы
а.е./100 ≡ AU/100 = 1495978.70691 км — одна сотая а.е., используется в
расчётах,
E.D. = 86400 с — эфемеридный день (ephemeris day), используется в рас-
чётах.
Согласно 2-му закону Ньютона и закону всемирного тяготения, на КА дей-
ствуют силы притяжения со стороны учитываемых притягивающих центров,
равные body 2 , где body — космическое тело, обычно в работе это Солнце,
body
Земля или Марс, body — расстояние от этого космического тела до КА; body
— гравитационный параметр соответствующего тела, равный · body , где
= 6.669 · 10−11 Н·м2 кг−2 — гравитационная постоянная, а — мас-
са тела; — масса КА. Для удобства расчётов (чтобы избежать слишком
больших чисел, в особенности большого значения гравитационного параметра
Солнца и больших значений сопряжённых переменных, в результате которых,
из-за специфики численного решения рассматриваемых задач — при удале-
нии от нуля числовая сетка становится реже, происходит потеря точности) в
работе в качестве основной единицы длины бралась величина а.е./100, время
измерялось в днях — E.D. выше. В этих единицах измерения гравитационный
параметр Земли: E = 3.986013·105 км3 /с2 = 8.887552·10−4 (а.е./100) /день2 ;
Марса: M = 4.297780 · 104 км3 /с2 = 9.582649 · 10−5 (а.е./100) /день2 ; Солнца:
S = 1.32712440018 · 1011 км3 /с2 = 2.95912208286 · 102 (а.е./100)3 /день2 .
Во всех главах последовательно приводятся постановки задачи, их
формализация, разработанная методика решения, подробно рассматрива
ются вычислительные аспекты, исследуется вопрос построения начального
приближения, приводятся данные полученных конкретных экстремалей, в
том числе в первой, третьей, четвёртой, пятой главах – численно постро
енных экстремалей с комбинированной кусочно-непрерывной тягой.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования,
проводится литературный обзор методов оптимизации межпланетных
траекторий, аргументируется научная новизна, характеризуется разраба
тываемая методика, приводится краткое содержание работы.
В первой главе рассматривается экспедиция с безвитковым подлё
том к Фобосу с учётом эфемерид, с управлением КА кусочно-непрерывной
ограниченной БТ и МТ, с возвратом к Земле. На рис. 1 приведена схема
первой части экспедиции. Зелёным цветом выделен 1-й участок использо
вания геоцентрической СК, синим — 2-й барицентрической, красным —
3-й марсоцентрической при подлёте к Марсу.
Перелёт начинается с 2020 по
2030 г. В первой части миссии (за
дача перелёта „вперёд“ ) КА стартует
в момент времени 0 с круговой ор
биты искусственного спутника Земли
(ОИСЗ), соответствующей выведению
с Байконура с фиксированным углом
наклона к экватору 51.6∘ , высотой 200
км и свободными долготой восходя
щего узла Ω0 и положением КА на
орбите 0 . Затем КА прилетает на Фо
бос в момент 1 и добывает пробы
грунта. Продолжительность пребыва
ния КА на Фобосе составляет не менее Рис. 1: Схема перелёта от Земли к
30 дней. Во второй части миссии (заМарсу. На разных участках
дача перелёта „назад“ ) КА в момент 2траектории движение КА
стартует обратно к Земле, перелёт рас рассматривается в различных СК.
сматривается сначала в марсоцентрической, затем в барицентрической СК.
Общая продолжительность экспедиции ограничена 1500 днями. Положе
ния Земли, Марса и Солнца соответствуют эфемеридам DE424, Фобоса —
MAR097. Для учёта эфемерид автором был разработан и реализован про
граммный комплекс на языке С, с интегрированным пакетом NASA SPICE.
Гравитационные поля Солнца, Земли и Марса считаются центральными
ньютоновскими. Поле притяжения Земли учитывается только в первой
части миссии. Предполагается, что в конечный момент времени 3 КА
тормозится об атмосферу Земли. Угловое положение КА на исходной стар
товой орбите, моменты старта и финиша оптимизируются.
Всюду в работе предполагается, что КА и Фобос представляют собой
непритягивающие материальные точки. Их координаты и скорости в конеч
ный момент первой части и начальный момент второй части совпадают.
КА последовательно управляется четырьмя разными ДУ: ДУ БТ
Фрегат осуществляет разгон КА у Земли; затем на протяжении перелё
та к Марсу может работать ДУ МТ, представленная СПД–230, с тягой
вблизи Марса в два раза меньшей тяги у Земли; торможение у Марса осу
ществляется ДУ БТ перелётного модуля (ПМ); разгон у Марса при старте
обратно к Земле осуществляется при помощи ДУ БТ возвращаемого аппа
рата (ВА). В первой части миссии после отработки каждой очередной ДУ
она сбрасывается. Управление осуществляется величиной и направлением
вектора реактивной тяги.
Обозначим компонентывекторов положения и скорости КА за , ,
2 + 2 — расстояния от КА до центра тела
и , , ; = 2 +
√︀
, т.е. Земли, Солнца и Марса соответственно на каждом из участков.
Системы дифференциальных уравнений управляемого движения центра
масс КА на каждом из пяти участков траектории имеют вид:
⎧∑︁
⎪ ˙ = , ˙ = − −
⎪ 3 +cos cos ,
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪
⎨∑︁
˙ = , ˙ = − − 3 +sin cos ,
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪∑︁
⎪ ˙ = , ˙ = − −˙ =− ,
⎪
⎪ 3 +sin ,
⎩
где , , — компоненты вектора ускорения рассматриваемой
неинерциальной СК; ( ) ≡ ( ) / 0 — обезразмеренная, ( ) — абсо
лютная масса КА, 0 ≡ ( 0 ); ( ) — модуль вектора ускорения за счёт
реактивной тяги, изменяющийся в пределах от 0 до ≡ ДУ / 0 , ДУ
— тяга ДУ; и — углы, определяющие направление вектора тяги; —
гравитационный параметр притягивающего центра; — скорость истече
ния реактивной струи ДУ, соответствующей текущему моменту перелёта.
Отлёт от Земли и подлёт и отлёт от Марса предполагаются безвит
ковыми, реализующимися за одно включение двигателей БТ. Моменты
включения, выключения ДУ МТ и ДУ ВА оптимизируются, а ДУ Фре
гат и ДУ ПМ заданы продолжительностями их работы, являющимися
параметрамизадачи. )︁Максимизируется конечная масса: к = 0 −
∑︀ (︁ ДУ ·Δ ДУ
ДУСДУ + ДУ −→ max , где ДУ — скорость истечения реак
тивной струи ДУ, ∆ ДУ — суммарное время работы соответствующей ДУ,
ДУ — её сухая масса.
Рис. 2: Изменение массы. От времени 0 до Ф , МТ до 1 , 2 до 2 +∆ДУ ВА
чёрные линии показывают уменьшение массы за счёт работы ДУ БТ: Фрегата,
ПМ и ВА соответственно. Красным в моменты времени Ф , МТ , 1 , 2 , 3
показан сброс ДУ Фрегат, ДУ МТ, ДУ ПМ, ПМ и ДУ ВА. Зелёным отмечены
участки работы ДУ МТ от Ф до 1 и от 2 до МТ . Синим показаны пассивные
участки траектории перелёта. Время отсчитывается в днях от 1 января 2000.
Производитсясквозная
оптимизация траектории всей
экспедиции по параметрам за
дачи.Задачакосмодинамики
анализируется на основе принци
па максимума Понтрягина для
оптимального управления совокуп
ностью динамических систем, т.к.
вид дифференциальных связей ме
няется в зависимости от участка
траектории. Полученная в резуль
тате 9-точечная краевая задача
70-го порядка нелинейна и реша
лась численно с подбором 21-го
Рис. 3: Проекция траектории
параметра пристрелки со счётом
экспедиции на плоскость эклиптики
вперёд и назад во времени. Счёт
OXY. Три жирныечёрные точки —
ускорялся аппроксимацией пара
области работы ДУ БТ, две зелёные
метров пристрелки. Изменение
сплошныелинии — работа ДУ МТ, три
массы КА на одной из полученных
синие пунктирныелинии — пассивные
траекторий приведено на рис. 2,
участки, коротким пунктиром
проекция на плоскость эклиптики
показаны орбиты Земли и Марса.
— на рис. 3. В случае времени работы ДУ МТ 159.5 дней, масса КА у
Фобоса составляет 1194 кг, выигрыш от использования комбинированной
тяги по сравнению с миссией без МТ составит 158.9 кг при стартовой
массе КА 10000 кг.
В данной главе разработана методика построения экстремалей в за
дачах космодинамики с проведением сквозной оптимизации всей миссии.
Приводятся числовые характеристики конкретной экстремали, позволяю
щие повторить расчёты, проведённые в работе. Представленные результа
ты позволяют судить о целесообразности использования комбинированного
управления КА при помощи ДУ БТ и МТ в экспедиции к Фобосу. Реше
ние описанной задачи космодинамики требует синтеза методов локальной
и многоэкстремальной оптимизации. Основная трудность заключается в
необходимости построения хорошего начального приближения. Для этого
во 2 и 3 главах рассматривается аппроксимация миссии серией задач Лам
берта, затем задача решается на основе принципа Лагранжа и, наконец, на
основе принципа максимума с управлением импульсами и МТ. Основные
результаты данной главы опубликованы в работах [1, 6].
Во второй главе рассматривается упро
щённая импульсная постановка с учётом
одного притягивающего центра на каждом
участке траектории. Для решения задачи пер
вой главы в сложной, громоздкой постановке
требуется хорошее начальное приближение.
Основная идея предлагаемой методики —
„лестницы задач“ состоит в следующем. Сна
чала формулируется основная задача в самой
интересной, но трудной постановке — верхняя,
последняя ступень лестницы. Задача первой
главы при таком подходе будет верхней 8-й
ступенью лестницы. Затем строится цепочка Рис. 4: Комбинация задач
вспомогательных задач, такая, что задача перЛамберта.
вой ступени лестницы является прототипом
основной задачи в сильно упрощённой постановке, её решение не представ
ляет вычислительных трудностей или может быть найдено аналитически.
Задачи промежуточных ступеней постепенно позволяют перейти от самой
простой задачи к самой сложной. При этом задачи подбираются таким
образом, чтобы они были в каком-то смысле близки и решение задачи
текущей ступени являлось хорошим начальным приближением для следу
ющей ступени. На каждой ступени производится продолжение решения по
одному или нескольким параметрам, например, по величинам импульсов,
временам старта и финиша КА, гравитационным параметрам планет.
В данной главе рассматриваются первые пять ступеней лестницы. На
первой ступени находятся траектории перехода между Землёй и Марсом
без учёта их притяжения. На второй — траектории экспедиции к Марсу
и обратно. На третьей — траектории с учётом притяжения Солнца и Зем
ли. На четвёртой — траектории с учётом притяжения Солнца, Земли и
Марса, рассматриваемые как комбинации задач Ламберта. На пятой — та
кие же траектории, как и на четвёртой ступени, но уже рассматриваемые
на основе принципа Лагранжа. По мере движения вверх по лестнице рас
тёт сложность задач и количество параметров оптимизации. Функционалы
этих задач имеют вид минимизации суммы импульсов: = ∆ −→ inf .
∑︀
Решение задач Ламберта в работе основано на модифицированной
методике, использующей универсальное уравнение Кеплера, и градиент
ных методах. В работе [7] приведено полноценное исследование задачи 4-й
ступени лестницы — исходной задачи гл. 1, приближённой комбинацией
восьми задач Ламберта (см. рис. 4).
Рис. 5: Пертурбационный манёвр у Луны. S — Солнце, E — Земля, M — Марс.
Рассмотрена возможность совершения пертурбационного манёвра у
Луны (см. рис. 5). Всего на такой траектории, состоящей из 4 частей, имеем
11 параметров оптимизации: 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , 0 , Ω0 , 1 , 1 , 2 , 2 , задающих
положения точек 1–5 и время прохождения КА через них. В результате
расчётов на лучшей траектории импульс у Земли ∆ = 3.45 км/с, импульс
у Луны ∆1 = 0 км/с, у Марса — ∆ =1.95 км/с. Выигрыш от совершения
пертурбационного манёвра при этом составляет 148 м/с по характеристи
ческой скорости по сравнению с экспедицией без манёвра у Луны.
В данной главе най
дены абсолютные миниму
мы манёвров от Земли к
Марсу и от Марса к Зем
ле. Проведена глобальная
оптимизация и построены
окна старта (см. рис. 6). ХаРис. 6: Функционал (от времени старта).
рактеристики найденных траекторий перелёта к Марсу сравниваются с
данными из работ других авторов. Проверены условия второго порядка
на найденных решениях. Применение теоремы Брэквелла для нахождения
значений сопряжённых переменных позволяет получить необходимые дан
ные для дальнейшего исследования задачи на основе принципа Лагранжа
в гл. 3. Основные результаты данной главы опубликованы в работах [3, 7].
В третьей главе рассматриваются задачи многих тел на основе
принципа Лагранжа и принципа максимума Понтрягина — шестая и
седьмая ступени лестницы. На шестой ступени анализируется задача с
учётом притяжения рассматриваемых планет и Солнца на каждом участ
ке траектории в импульсной постановке. На седьмой исследуется задача с
управлением КА двигателями МТ и импульсными воздействиями, аппрок
симирующими работу БТ или только кусочно-непрерывной БТ.
Максимизируется доставляемаяк Фобосу масса:
МТМТ
[︂(︂)︂]︂
Δ
−
Фрегат · ∆ −
Δ
0 · − Фрегат −+ МТ· ДУПМ − ДУПМ .
МТ
В случае импульсной постановки задачи неизвестным управлением
является конечное число величин: моменты приложения импульсов, их ве
личина и направление. Принципиальное отличие задачи с МТ в том, что
искомое управление становится кусочно-непрерывной функцией, которую
необходимо определять уже в каждой точке траектории.
На рис. 7 представле
на зависимость функциона
ла — конечной массы от
величины импульсов ∆ и
∆ . На оси абсцисс 100%
соответствует импульсному
решению без малой тяги,
при этом ∆ = 3.65 км/с,
∆ = 2.00 км/с. Да
лее ∆ и ∆ равномерно
уменьшаются с постоянным
соотношением между шага
ми изменения импульсов уРис. 7: Изменение массы при увеличении
Земли и Марса, до значепродолжительности работы ДУ МТ.
ний 3.22 км/с и 0.87 км/с
соответственно. Это минимальные необходимые для безвиткового ухода
от Земли и подлета к Фобосу величины импульсов, при дальнейшем их
уменьшении возникнут дополнительные полные обороты КА у Земли и
Марса, которые в работе не рассматривались. При уменьшении ∆ и ∆
продолжительность участков с малой тягой увеличивается. Проценты на
горизонтальной оси отсчитываются по величине ∆ относительно исходно
го значения 3.65 км/с. Жирная точка соответствует импульсному решению
без учёта массы МТ , функционал при этом составляет имп = 1332.6 кг.
Выигрыш по функционалу при оценке массы МТ от 500 кг до 300 кг
составляет от 19% до 30%, значение функционала при этом меняется от
1590.3 до 1736.8 кг. Данное исследование позволяет судить о целесообраз
ности оснащения КА ДУ МТ в будущих миссиях.
Между вертикальными пунктирными линиями на рис. 7 находится
область, соответствующая трём активным участкам на траекториях, а вне
неё — двум. Гладко продолжить решение при переходе через вертикальную
пунктирную линую нельзя, так как в этот момент происходит перестрой
ка структуры траектории и не существует производная вектор-функции
невязок по параметрам пристрелки. В работе этот момент преодолевался
введением штрафа на схлопывание возникающего промежуточного актив
ного участка работы ДУ МТ и продолжением по величине тяги на нём.
Решение задачи в такой постановке является удовлетворительным
начальным приближением для решения исходной задачи гл. 1.
В четвёртой главе рассматривается задача оптимизации управления
КА при трёхимпульсном подлёте к Фобосу. Применялась разработанная ме
тодика построения лестницы задач. Задача в импульсной постановке была
формализована различными способами. Сначала была построена комбина
ция траекторий, являющихся решениями задач Ламберта, реализующая
необходимые перелёты к Фобосу и обратно к Земле. При этом рассматри
вается следующая схема подлёта к Фобосу (см. рис. 8).
Для посадки на спутник Марса
вначале даётся тормозной импульс по
направлению скорости КА в точке 2
– перицентре траектории на фиксиро
ванном небольшом расстоянии от
поверхности Марса в плоскости Фо
боса. Этот импульс необходим для
выхода на сферу Хилла Марса. На сфе
ре Хилла в точке 3 даётся импульс,
необходимый для подъёма перицен
тра орбиты и поворота до плоскости
Фобоса. Точка 3 находится на пересече
нии подлётной плоскости и плоскостиРис. 8: Схема трёхимпульсного
Фобоса . Далее в точке 4 даётподлёта к Фобосу.
ся тормозной импульс по скорости,
необходимый для выравнивая скорости КА со скоростью Фобоса. Для по
падания в точку 4 решается задача фазировки. Перелёты КА из точки 2 в
3 и из 3 в 4 считаются гомановскими, соответствующие им импульсы вы
числяются аналитически. Тем самым вектор скорости КА поворачивается
в точке 3, на что затрачивается существенно меньше характеристической
скорости по сравнению с прямой схемой подлёта, предполагающей пово
рот в точке 4 сразу после точки 1.
Затем задача исследовалась на основе принципа Лагранжа и её
решение сводилось к краевой задаче, которая решалась численно мето
дом многоточечной пристрелки. Результаты расчётов использовались в
качестве начального приближения для анализа задачи в более точной
постановке с добавлением управления КА вектором реактивной МТ. Рас
сматривалась различная формализация условий подлёта к Фобосу. Для
ускорения счёта орбита Фобоса в том числе аппроксимировалась его сред
ней орбитой. Условия окончания счёта в т. 2, находящейся на линии узлов
подлётной траектории и плоскости Фобоса, в перицентре подлётной орби
ты КА на расстоянии от поверхности Марса задавались следующими
соотношениями: ( , , ) ∈ , 2 + 2 + 2 = ( + ) , −
2 → −
· v→
= 0.
→
−
При заданной нормали к средней орбите Фобоса Φ = ( Φ , Φ , Φ ) первое
условие может быть расписано следующим образом: Φ 3 ( ) + Φ 3 ( ) +
Φ 3 ( ) = 0. При этом численные расчёты заканчивались в точке 2, далее
функционал и траектория рассчитывались аналитически.
Если внутри сферы действия или Хилла Марса учитывать притяже
ние только Марса, то численные расчёты могут быть остановлены в момент
времени 1 в т. 1. Для этого сначала задача с остановкой в т. 2 была реа
−−→
лизована через условия на вектор Лапласа орбиты КА ΛКА и вектор − →
Φ.
−−→ − →
Запишем условия: ΛКА · Φ = 0, радиус перицентра Π = + , =
+ . Первые два условия должны выполняться на всей подлётной
траектории вблизи Марса. А последнее условие этой системы позволяет
задавать точку остановки вычислений и используется для продолжения
траектории по параметру при задании различных значений ⩾ .
Сначала задача рассматривалась с функционалом — суммой импуль
сов задачи. Затем так как около Земли и Марса используются разные
ДУ со скоростями истечения 1 , 2 , и с учётом аналитического пересчё
та последних импульсов в константы, функционал записывался в виде:
−
|→
v ( 1 )|
Δ0
1 + 2−→ inf . При переходе от завершения расчётов в т. 2 к завер
шению расчётов в т. 1 функционал√︂
может быть пересчитан по методике
−
→
(︁)︁
v 2 ( 1 )+2 Π− 1
точечных сфер действия: Δ−→ inf , где —
1 +
2
радиус сферы Хилла Марса.
В итоге на основе полученного из импульсного случая начально
го приближения удалось построить экстремали Понтрягина в задаче с
МТ, аналогичной рассмотренной в гл. 3, но с выгодным трёхимпульсным
подлётом к Фобосу. При этом был осуществлён переход от оптимиза
ции функционала, представляющего сумму импульсов с весами, к задаче
максимизации конечной массы⃒√︃
с учётом трат ⃒ топлива ДУ МТ: 1 −
−vA ⃒
⃒(︂)︂⃒
−⃒ →
⃒ −21 − 1
v ( 1 )+2
⃒
Π
− ДУ ПМ , где v — сум
⃒⃒
ДУ ПМ
( 1 , ∆ , ∆ , ) · 0A
ма вычисляемой аналитически скорости КА в перицентре подлётной к
Марсу траектории, необходимой для осуществления первого гомановского
перелёта, и последних двух импульсных воздействий в задаче на сфе
ре Хилла и орбите сопровождения Фобоса. Были построены экстремали
Понтрягина, полученные результаты позволяют судить о целесообразно
сти осуществления трёхимпульсного маневра при подлёте к Фобосу.
Также в данной главе описан метод
фазировки КА с Фобосом, заключаю
щийся в фиксации удобного положения
Фобоса так, как будто Фобос перестал вра
щаться вокруг Марса и замер в одном
угловом положении. Это позволяет сколь
зить по огибающей кривой, изображенной
на рис. 9. Тогда при продолжении по
параметру нет привязки к дискретному на
бору локальных минимумов и можно легко
попасть в точку 7 рис. 9, после чего опять
же по огибающей продолжить траекторию
до ближайшего локального минимума по
положению Фобоса из эфемерид.
В пятой главе рассматривается воРис. 9: Фазировка КА с
прос выигрыша многовиткового подлёта
Фобосом.
КА к Фобосу за счёт уменьшения времени
работы ДУ БТ вблизи Марса в экспедиции
в круговой трёхмерной постановке зада
чи наискорейшего перелёта. Пусть rE , rS и
rM — расстояние от КА до Земли, Солн
ца и Марса соответственно; RSE = 1 а.е.
— среднее расстояние от Земли до Солнца,
RSM = 1.5236878 а.е. — среднее расстояние
от Марса до Солнца; − →−→
E и M — угло
вые скорости вращения Земли и Марса
вокруг Солнца. Тогда следующие системы
дифференциальных уравнений описывают
скорость ускорение центра масс КА и
изменение массы во вращающихся СК, свя Рис. 10: Многовитковый подлёт
занных с Землёй и Марсом:к Марсу, ∆ = 0 км/с, 66
витков в марсоцентрической
СК.
⎧
⎪˙ =− ,
˙ = , ˙ = , ˙ = ,
⎪
⎪
⎪
⎪
⎪ ˙ = − S − B + sin ,
⎪
⎪
⎪
r3Sr3B
⎪
⎨
S B
˙ = − 3 ( + RSB ) − 3 + B 2 ( + RSB ) + 2 B +cos cos ,
⎪
⎪
rSrB
⎪
⎪
⎪
⎪
⎩ ˙ = − S − B + B 2 − 2 B + sin cos .
⎪
⎪
⎪
⎪
r3Sr3B
Задача была проанализирована на основе принципа максимума, её
решение свелось к решению краевой задачи 42-го порядка, которая была
решена численно методом стрельбы. Для нахождения начального прибли
жения была построена лестница из семи задач, последняя траектория
продолжалась по 8 параметрам. В результате получилось, что на тормоз
ной манёвр у Марса за счёт только ДУ БТ тратится 20% массы КА.
Использование же лишь ДУ МТ для торможения позволяет сэкономить
15% массы (см. рис. 10). Аналогичный 19-витковый манёвр был построен
около естественного спутника Марса Деймоса. Основные результаты дан
ной главы опубликованы в [4].
В заключении приводятся основные результаты диссертационной
работы, обосновывается достоверность полученных результатов.
Основные результаты
1. Поставлена трёхмерная космодинамическая задача сквозной оптими
зации траектории межпланетного перелёта КА с единым функционалом,
подробным рассмотрением планетоцентрических участков без использо
вания грависфер нулевой протяжённости, с комбинированной тягой и
фазировкой.
2. Предложена методика решения многоэкстремальных задач оптими
зации траекторий межпланетных перелётов с возвратом к Земле, с учётом
эфемерид, с жёсткой фазировкой, ограниченной комбинированной боль
шой и малой кусочно-непрерывной тягой, включающая решение серии
вспомогательных задач в упрощённой постановке и продолжение решения
по параметру.
3. Разработаны численные методы решения краевых задач принципа
максимума, возникающих при управлении совокупностью динамических
систем, с учётом эффекта потери точности и перестройки структуры
траектории при изменении количества активных участков во время про
должения решения по параметру.
4. Для построения начального приближения значений параметров при
стрелки метода стрельбы, необходимого для поиска области нахождения
глобально оптимального решения, и значений сопряжённых переменных,
требующихся для сходимости модифицированного метода Ньютона, разра
ботана методика — „лестница задач“ , основанная на поэтапном переходе
от задач, решение которых не представляет вычислительных трудностей,
таких как оптимизация комбинаций задач Ламберта прямыми методами,
к задаче оптимального управления совокупностью динамических систем с
кусочно-непрерывным управлением.
5. Опираясь на предложенные методики и численные методы, автором
реализован программный комплекс на языке C, учитывающий эфемериды,
численно решены 9-точечные краевые задачи 70-го порядка. Построены
конкретные экстремали в трёх различных вариантах экспедиции КА к Мар
су и его спутнику Фобосу.
6. На основе анализа построенных экстремалей Понтрягина оценен вы
игрыш от использования малой тяги при доставке образцов грунта с
Фобоса, позволяющий судить о целесообразности оснащения КА таким дви
гателем, произведено сравнение различных схем экспедиции.
Актуальность. В работе рассматриваются математические проблемы
решения задач оптимального управления межпланетными перелётами кос-
мических аппаратов.
Управление КА посредством только реактивных двигателей большой тяги
(одной или нескольких ступеней) в настоящее время не позволяет доставить к
Марсу, Венере, поясу астероидов удовлетворительную массу полезного груза.
Использование же только двигателя малой тяги [56] позволяет доставить мас-
су полезного груза, значительную по сравнению с аппаратом, управляемым
посредством двигателей большой тяги, однако время ухода КА от Земли и
торможения КА около целевой орбиты становится велико и может составить
большую часть времени перелёта и быть критическим для отказоустойчиво-
сти всей системы. Использование на КА комбинации двигателей большой и
малой тяги сочетает в себе достоинства как манёвров с большой тягой (ма-
лое время перелёта), так и манёвров с малой тягой (большая масса полез-
ной нагрузки) и позволяет избежать вышеуказанных недостатков и реализо-
вать доставку необходимой полезной массы за приемлемое время. В связи с
экономической целесообразностью использования ЭРДУ и продолжающимся
активным исследованием космического пространства актуальным является
математическое исследование траекторий КА, оснащённых данным двигате-
лем. Задачи оптимизации перелётов КА с ЭРДУ решаются в первой, третьей,
четвёртой, пятой главах диссертации.
В работе рассматривается оптимизация миссий КА к Марсу. Основные
положения государственной политики Российской Федерации в области кос-
мической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу
утверждены Президентом Российской Федерации (Пр-906 от 19 апреля 2013
г.) и выносят на повестку вопросы освоения Марса и околомарсианского про-
Введение
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!