Методы планирования и методы прогнозирования при финансовом планировании
Глава 1. Теоретические аспекты организации финансового планирования на предприятии
1.1. Экономическая сущность, содержание и роль финансового планирования в системе управления предприятием
Результативное управление финансами компании возможно только при планированиях всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующих субъектов.
Планирование — это процессы разработок и принятий целевой установки в количественных и качественных выражениях, а также установление пути их более результативных достижений .
Анри Файоль образно установил план как надлежаще оформленные управленческие решения, обеспечивающие достижения поставленной цели.
Данные цели вырабатываются в виде «дерева целей» и отражают желаемое будущее, которое выражено стоимостным или количественным показателем, ключевым для этого уровня управлений. Цели финансовых планирований тождественны целям финансового менеджмента .
Планирования финансов в компании реализовывалось и в прежние года. В условии административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственных компаний устанавливался заданием отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на базе контрольных цифр, которые доводились до компаний вышестоящими компаниями. Утверждаемые самой компанией годовые финансовые планы тем не менее были регламентированы «сверху» по важным показателям: по объемам реализуемых продукций, номенклатуре выпускаемых изделий, суммам прибыли, рентабельности, платежам в бюджет. Планы получались громоздкие, сложно применимые для управления. В данном условии компании, его финансовой службе отводились роли простых исполнителей, а потребности в финансовых планированиях на низовых уровнях при директивных управлениях утрачивались.
Рыночная экономика как наиболее сложная и организованная социально-экономическая система требует качественно другого финансового планирования, так как за все отрицательные последствия и просчеты плана ответственность несет сама компания ухудшениями своего финансового положения .
Сложившаяся уже за последние десятилетия система финансового планирования в компаниях имеет ряды серьезных недостатков.
1. Процессы планирований по традициям начинается с производств, а не со сбыта продукций.
2. Планирования сегодня — процессы весьма трудоемкие. Имеющиеся планово-экономические службы продолжают подготавливать большое количество документов, множество из которых не пригодны для применения финансовой службой с целью анализа и корректировки действия.
3. Процессы финансового планирования затянуты во времени, что не позволяет применять плановый показатель для принятия оперативного управленческого решения, так как они больше отражают историю.
4. При планированиях преобладают затратные механизмы ценообразования: оптовые цены компании формируется без учета рыночных конъюнктур.
5. В компаниях, как правило, отсутствуют разделения затрат на переменные и постоянные, не применяется понятие маржинальной прибыли, не всегда проводится анализ безубыточности продаж.
Актуальность темы исследования. Для успешного формирования бизнеса необходимы постоянные совершенствования системы финансового планирования деятельности предприятия и фирмы в ходе накопления отечественного и зарубежного опыта, разработки новой концепции, методологии и подхода, учитывающего российские условия хозяйствования.
Возрастающая независимость предприятий и их самостоятельность от бюджетных источников финансирования, с одной стороны, предопределили наибольшую инициативу в разработках систем финансового планирования, повысили вариативность подходов к их развитию, а с иной стороны, привели к размытиям единых методологических принципов данного планирования. Отсутствия унифицированной модели системы финансового планирования в компании, закрепленной в законодательных актах, наличия рядов дискуссионных вопросов в теориях финансового планирования и бюджетирования приводят к возникновениям проблемы в сфере организаций финансового планирования, решения которых позволят максимизировать преимущества этой технологии для предприятий.
Наряду с этим имеющиеся методы и способы финансового планирования в компаниях не в полной мере отвечают требованию развития российской экономики на современных этапах, что предопределяет необходимость нового осмысления и организационно-технологических решений, которые позволят менеджерам компаний преодолевать ошибки несистемного подхода и вооружиться новыми инструментариями для результативных организаций процессов финансового планирования.
В связи с этим назрели необходимости комплексного совершенствования имеющейся методики финансового планирования на предприятиях, разработки новой системы, которая должна, во-первых, учесть условие рыночной экономики и исторический опыт организации бизнеса в России; во-вторых, вооружить руководителей фирмы современными методами управления, которые обеспечивают высокие финансовые результаты, укрепления финансовой устойчивости и платежеспособности компании, в особенности, в условии экономического кризиса. Все вышеизложенное в комплексе определило выбор данной темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Теоретические и практические основы финансового планирования и бюджетирования нашли свое отражение в ряде отечественных и зарубежных литературных источников. К числу зарубежных ученых, которые занимались вопросами планирования и бюджетирования, относятся Р. Рэчлин, Д. Хоуп, Р. Хэлси, P. Brownel, J. Chandler, F. Collins, D. Finn, J. Manzoni, K. Merchant, L. Merewitz, S. Mills, P. Munter, B. Needles, N. Pflaeging, S. Sosnick, C. Trapani, T. Trone, A. Wildavsky и многие другие.
1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016.
2. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов, Г.Г. Чигарев. – 3-е изд. стер. – М.: КНОРУС, 2016.
3. Либерман И.А. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. — М.: Издательство РИОР, 2015.
4. Поморина М.А. Планирование как основа управления деятельностью банка. – М.: Финансы и статистика, 2012.
5. Просветов Г.И. Прогнозирование и планирование: Задачи и решения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2015.
6. Росс С. И др. Основы корпоративных финансов / пер. с англ. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2013.
7. Макджи С. Свобода вместо бюджета журнал // Секрет фирмы. – 12.07.2014 г. – № 26 (65).
8. Мочалова Л.А. Концепция финансового планирования в корпорациях // Финансовый менеджмент. – 2014 г. – №3
9. Правдина М. С планом по жизни; журнал // Секрет фирмы. – 16.12.2012 г. – № 7 (16).
10. Сапожников Е.И. Особенности бюджетирования в российских организациях // Финансовый менеджмент. – 2013 г. – №6
11. Агапцов С.А., Мордвинцев А.И., Фомин П.А., Шаховская Л.С. Индикативное планирование как основа стратегического развития промышленного предприятия -http://www.smartcat.ru
12. Сазанов А.В. Методология управления финансами финансово- промышленных групп / дисс. на соиск. уч. степени к. э. н. – М., 2011 г. -http://eup.ru/
13. Савчук В.П. Как и почему надо планировать в современных условиях? – http://www.cfin.ru/
14. Савчук В.П. Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия. http://www.cfin.ru/
15. Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии http://www.hi-edu.ru/
16. Екимова, К.В. Финансовый менеджмент: Учебник для прикладного бакалавриата / К.В. Екимова, И.П. Савельева, К.В. Кардапольцев. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 381 c.
17. Екимова, К.В. Финансовый менеджмент: Учебник для СПО / К.В. Екимова, И.П. Савельева, К.В. Кардапольцев. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 381 c.
18. Елисеева, И.И. Финансовый менеджмент в управлении коммерческой недвижимостью / И.И. Елисеева. – М.: КноРус, 2012. – 232 c.
19. Зайков, В.П. Финансовый менеджмент: теория, стратегия, организация: Учебное пособие / В.П. Зайков, Е.Д. Селезнева, А.В. Харсеева. – М.: Вуз. книга, 2012. – 340 c.
20. Зайков, В.П. Финансовый менеджмент: теория, стратегия, организация: Учебное пособие / В.П. Зайков. – М.: Вузовская книга, 2012. – 340 c.
21. Зайков, В.П. Финансовый менеджмент: теория, стратегия, организация / В.П. Зайков, Е.Д. Селезнёва, А.В. Харсеева. – М.: Вузовская книга, 2016. – 340 c.
22. Зайцева, Н.А. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном бизнесе: Учебное пособие / Н.А. Зайцева, А.А. Ларионова. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 320 c.
23. Ионова, А.Ф. Финансовый менеджмент. Основные темы. Деловые игры / А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева. – М.: КноРус, 2012. – 336 c.
24. Ионова, Ю.Г. Финансовый менеджмент / Ю.Г. Ионова. – М.: МФПУ Синергия, 2015. – 288 c.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!