Межличностные отношения в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Бразгун Татьяна Николаевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ………………..………………………………………………….………… 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения межличностных
отношений в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья….17
1.1 Понятия «личность» и «межличностные отношения» в психологии……….. 17
1.2 Основные подходы к изучению межличностных отношений в семье ………. 23
1.3 Психологические особенности членов семьи ребенка с ограниченными
возможностями здоровья ………………………………..….…………………..….. 31
1.4 Влияние межличностных отношений на формирование характера и поведения
ребенка с ограниченными возможностями здоровья ……………………….…… 39
1.5 Особенности развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями
развития ……………………………………………………………………………… 50
Выводы по главе 1 ………………………………..…………………………………. 53
Глава 2. Организация и методы исследования особенностей межличностных
отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья
…………………..………………………………………………………………….… 55
2.1 Общая характеристика участников и организация исследования ……….…. 55
2.2 Диагностический комплекс изучения личностных особенностей и характера
межличностных отношений в семьях участников исследования ……………….61
Выводы по главе 2 ……………………………………………………….………… 77
Глава 3. Результаты сравнительного исследования личностных
особенностей и межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей
с ограниченными возможностями здоровья, и в семьях здоровых
детей……………………………………………………………………….………… 79
3.1 Изучение характера межличностных отношений взрослых членов семей,
участвовавших в исследовании ……………………………………………………. 79
3.2 Изучение характерологических и поведенческих особенностей детей,
участников исследования…………………………………………….……….…… 103
3.3 Изучение влияния особенностей межличностных отношений в семье на
поведение и личностные особенности ребенка ……………..………………….. 109
3.4 Обсуждение результатов………………………………….………….…..…… 113
3.5 Рекомендации по организации, содержанию и процедуре консультирования
семей с детьми с ограниченными возможностями
здоровья……………………………………………………………………..……… 120
Выводы по главе 3 ………………………………………………………..………. 132
Заключение …………………………………………………………………..…… 136
Список литературы ………..………………………………………….….……… 142
Приложения ……………………………………………..………………….…….. 155
Приложение 1. Показатели статистической обработки экспериментальных
данных ……………………………………………………………………………… 155
Приложение 2. Диагностический комплекс ……………………..………….…… 161
Приложение 3. Продукты деятельности участников ………..…………….…….. 171

Во введении дано обоснование актуальности исследования, представлен
понятийный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-
методологические основы, организация исследования, основные положения,
выносимые на защиту, этапы исследования, научная новизна, его теоретическая и
практическая значимость.
В первой главе «Теоретико-методологические основы изучения
межличностных отношений в семье ребенка с ограниченными
возможностями здоровья» представлен анализ научных работ по проблеме
межличностных отношений в семье ребенка с нарушениями развития.
В исследованиях отмечается, что основными признаками нормально
функционирующей семьи выступают: согласованные представления о структуре
власти-подчинения, включая иерархию отношений взрослый-ребенок;
согласованные представления о распределении ролей; баланс показателей
семейнойсплоченности,семейнойгибкости;достаточныйуровень
коммуникации; высокий уровень эмоционального общения и принятия друг
друга. Семья, обладающая указанными характеристиками, способна обеспечить
оптимальное выполнение функций, связанных с воспитанием и обучением
ребенка для его успешного развития и адаптации в обществе (В.Н.Дружинин, С.
Минухин, Э.Г. Эйдемиллер, D. Baumrind и др.).
Результаты анализа исследований в области проблемы семьи ребенка с ОВЗ
свидетельствуют о том, что появление в семье ребенка с нарушениями развития
вносит серьезные изменения в семейный уклад: влияет на организационную
структуру семьи, распределение гендерных ролей, отношения между ее членами,
а также негативным образом влияет на такие показатели как физическое
состояние членов семьи, семейный бюджет, профессиональная занятость и
уровень стресса, а также демографические показатели: развод и рождение другого
ребенка (Н.П. Болотова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, В.В.
Ткачева, Е.В. Устинова, Е.В. Шабанова, А.Ю. Хохлова, J.M. Lewis, S. Mulroy, S.
Shulman, A.P. Turnbull и др.).
Изменяется и характер взаимоотношений в семье: семья объединяет усилия,
чтобы наиболее эффективно соответствовать особым потребностям ребенка с
ОВЗ и для создания наилучших условий его развития (J.M. Lewis, 1986). В то же
время чрезмерная сплоченность часто не может обеспечить достаточные условия
для личностного и интеллектуального развития здорового сиблинга, а также
препятствует удовлетворению интересов взрослых членов семьи. Для таких семей
также характерен гиперопекающий стиль поведения, который оказывает
неблагоприятное влияние на формирование личностных качеств и поведение
ребенка-инвалида (S. Minuchin, 1974).
Важное место в исследованиях уделяется изучению вопроса о влиянии
характера взаимоотношений в семье на формирование характерологических черт
ребенка. В литературе описаны многочисленные варианты родительских
отношений (позиций), стилей воспитания, а также возможных последствий их
влияния на формирование индивидуальных характерологических особенностей
ребенка (А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, D. Baumrind, E.
Maccoby и др.). В целом, все известные типологии в той или иной степени
учитывают два основных фактора, важных для развития личностных черт
ребенка, это родительский контроль и родительская теплота. Родительский
контроль характеризуется степенью выраженности у родителя запретительных
тенденций. Родительская теплота представляет собой степень эмоциональной
поддержки, предлагаемой ребенку родителями. Анализ литературы также
свидетельствует о том, что формирование у ребенка навыков самоконтроля и
социальной компетентности происходит посредством интериоризации правил и
требований, используемых родителями (А.А. Бодалев, D. Baumrind, E.Maccoby и
др.). При этом оптимальная родительская позиция предусматривает сочетание
эмоционального приятия с разумной требовательностью и последовательностью,
достаточным уровнем коммуникации и непротиворечивостью.
Во второй главе «Организация и методы исследования особенностей
межличностных отношений в семьях детей с ограниченными возможностями
здоровья» дана характеристика базы и участников исследования, подробно
описан диагностический комплекс.
В исследовании приняли участие 174 человека из 60 семей (100%). В группу
семей с детьми с ОВЗ вошли 89 человек, представляющие 30 семей детей с ОВЗ,
воспитанников ГБОУ школы № 1206. Возрастной состав участников: 5
дошкольников, 10 младших школьников и 15 учащихся средней школы в возрасте
от 6 до 14 лет, из них 8 девочек и 22 мальчика. Всего 30 детей с ОВЗ.
Большая часть детей с ОВЗ (87%) имеют низкий уровень когнитивного
развития: 14 детей с умеренной степенью умственной отсталости, 12 детей с
тяжелой степенью умственной отсталости в сочетании с нарушениями опорно-
двигательного аппарата и другими нарушениями, и заболеваниями, у 3 детей
диагностированы расстройства аутистического спектра, 1 ребенок имеет диагноз
эпилепсия. Дети испытывают значительные трудности в освоении учебной
программы, бытовых и санитарно-гигиенических навыков, характеризуются
нарушениями социального поведения. Также значительной проблемой,
ограничивающей возможность вступать в контакт, является отсутствие или
низкий уровень экспрессивной речи: 14 детей имеют системное недоразвитие
речи (СНР) в тяжелой степени и 16 детей – СНР в средней степени. Все дети
прошли ПМПК и обучаются по адаптированным основным образовательным
программам (АООП) для различных категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе
вариантам 6.4. и 8.4, а также по АООП для обучающихся с умственной
отсталостью (варианты 1 и 2).
В исследовании также приняли участие близкие воспитанников (59 чел.),
включая родителей (29 матерей и 16 отцов), бабушек (11), дедушек (3).
В группу сравнительного анализа вошли 85 человек, представляющие 30
семей здоровых детей. В исследовании участвовали здоровые дети (4
дошкольника, 11 младших школьников и 15 учащихся средней школы) в возрасте
от 6 до 14 лет, из них 10 девочек и 20 мальчиков, а также 55 взрослых членов семей
(30 матерей, 17 отцов, 8 бабушек).
Для реализации целей исследования был подобран, сконструирован и
теоретически обоснован диагностический комплекс, направленный на изучение
особенностей функционирования семей. В него вошли следующие методы и
методики исследования.
В диагностический комплекс для детей с ОВЗ и здоровых детей вошли
проективные методики: «Рисунок семьи», «Лесенка для детей» (В.В. Ткачёва),
«Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад). Изучение характерологических и
поведенческих особенностей детей с ОВЗ и здоровых детей проводилось на
основе данных наблюдения, результатов, полученных в ходе диагностического
обследования с помощью проективных методик, беседы и анкетирования
родителей и прародителей. Диагностика личностных особенностей и
функциональных навыков у части детей с ОВЗ, в силу выраженности нарушений
развития, основывалась, главным образом, на наблюдении за ними в естественных
ситуациях, в связи с чем был разработан протокол наблюдений. Затем полученные
данные подвергались статистической обработке с применением критерия χ2 (хи-
квадрат).
В диагностический комплекс для взрослых (родители, бабушки, дедушки)
вошли следующие методики: методика диагностики межличностных отношений
ЛИРИ (Т.Лири); социограмма «Моя семья» (В.В. Ткачева); методика диагностики
сплоченности и гибкости семейной системы FACES-3 (Д. Олсон); опросник
родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин); опросник «McMaster Family
Assessment Device» (FAD).
При исследовании взрослых членов семьи ребенка с ОВЗ мы использовали
также наблюдение, беседу с родителями, бабушками и дедушками; авторскую
анкету для родителей, бабушек и дедушек.
Таким образом, программа комплексного диагностического исследования
всех членов семьи ребенка с ОВЗ была разработана нами с целью как определения
интегральных характеристик семейных взаимоотношений (структура семьи,
характер распределения ролей), так и отдельных феноменов семейных отношений
(характер взаимодействия между членами семьи и поведенческие стереотипы
родителей по отношению к ребенку). Диагностический комплекс использовался
для получения сравнительных данных между результатами изучения семей детей
с ОВЗ и семей, воспитывающих здоровых детей.
В третьей главе «Результаты сравнительного исследования
личностных особенностей и межличностных отношений в семьях,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, и в
семьях здоровых детей» описаны результаты диссертационного исследования,
проанализированы полученные данные, представлены рекомендации по
организации, содержанию и процедуре консультирования семей с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Диагностика характера отношения к людям в процессе межличностного
взаимодействия (типов межличностных отношений (ТМО) взрослых членов
семей с помощью методики Т. Лири показала, что 39% всех взрослых членов
семей детей с ОВЗ по тому или иному типу межличностных отношений (ТМО)
демонстрируют экстремальный тип поведения.
Данные представлены на рисунке 1.

70,0061 62
60,00
50,00Семьи
40,00детей с
30,00ОВЗ
20,0014
7999
10,00353232
0000
0,00Семьи
здоровых
детей

Рисунок 1. Количественные характеристики (в %) типов межличностных отношений в
семьях детей с ОВЗ и семьях здоровых детей (методика диагностики межличностных
отношений Т. Лири)

Среди экстремальных типов поведения наибольшее распространение
получили ТМО «Подчинение», «Дружелюбие» и «Альтруизм». Среди участников
группы семей детей с ОВЗ выявлены взрослые с экстремально высокими
показателями по данным параметрам, свидетельствующими о выраженных
трудностях социальной адаптации, а также со склонностью к компромиссам,
уступкам, податливости и покорности. Такие особенности взрослых
обуславливают сложности с формированием в семье иерархии родитель-ребенок,
и препятствуют формированию нравственных и волевых качеств ребенка, а также
усвоению ребенком норм и правил социального взаимодействия.
Изучение уровня функционирования семейной системы осуществлялось с
применением методики Д. Олсона на основании показателей сплоченности и
гибкости, а также отдельных параметров, входящих в состав совокупных
показателей. Методика предполагает изучение оценки не только реальной
семейной системы, но и идеальной. Расхождение в оценках обеих систем
свидетельствует о неудовлетворенности характером функционирования семьи.
Исследование показало, что семьи детей с ОВЗ демонстрируют большую
степень неудовлетворенности семейной системой по сравнению с семьями
здоровых детей.
Так 36% семей детей с ОВЗ демонстрируют высокую степень
неудовлетворенности семейной системой по показателю гибкости, и 44% семей
детей с ОВЗ по показателю адаптации. Легкую степень неудовлетворенности по
показателю гибкости демонстрируют только 14% семей, по показателю адаптации
6% семей детей с ОВЗ. Среди семей здоровых детей высокая степень
неудовлетворенности по показателю гибкости выявлена у 15%, а по показателю
адаптации 16% семей. В то же время 27% семей здоровых детей демонстрируют
легкую степень неудовлетворенности семейными отношениями по показателю
гибкости и 35% по показателю адаптации. Данные представлены на рисунках 2 и
3.
2929
3027
2525
1415
0
ЛегкаяУмереннаяСредняяВысокая

Семья ребенка с ОВЗСемья здорового ребенка

Рисунок 2. Уровни неудовлетворенностью семейной системой по показателю
сплоченности в семьях детей с ОВЗ и семьях здоровых детей (в %) (методика FACES-3, Д.
Олсон)
40
3533

3026
201616
0
ЛегкаяУмереннаяСредняяВысокая

Семья ребенка с ОВЗСемья здорового ребенка

Рисунок 3. Уровни неудовлетворенностью семейной системой по показателю адаптации
в семьях детей с ОВЗ и семьях здоровых детей (в %) (методика FACES-3, Д. Олсон)

В результате исследования по методике FACES-3 Д. Олсона выявлено, что
семьи детей с ОВЗ являются менее сбалансированными и имеют более низкий
уровень функционирования по сравнению с семьями здоровых детей.
Несбалансированный тип функционирования для «реальной» модели имеет 23%
взрослых членов семей детей с ОВЗ и 10% взрослых из семей здоровых детей. При
оценке «идеальной» модели несбалансированный тип функционирования
выявлен у 56% взрослых членов семей детей с ОВЗ и у 36% взрослых членов
семей здоровых детей. Данные представлены на рисунке 4.

1003
1712
9022сбалансированный
80уровень
функционирования семьи
6051
50среднесбалансированный
67уровень
40функционирования семьи
3056
2036
несбалансированный
1023
уровень
0функционирования семьи
«реальная» семья«идеальная» семья«реальная» семья«идеальная» семья
ребенка с ОВЗребенка с ОВЗздорового ребенказдорового ребенка

Рисунок 4. Уровни функционирования семьи в семьях детей с ОВЗ и семьях здоровых
детей (в %) (методика FACES-3, Д. Олсон)

Детальноерассмотрение отдельных параметров функционирования:
сплоченности, как степени близости (сцепленности) или разобщенности членов
семьи, а также гибкости (адаптации), как способности семьи меняться в ответ на
стрессовую ситуацию, показало, что дисфункциональные изменения в идеальных
представлениях семей детей с ОВЗ происходят, в первую очередь, за счет сдвига
отношений в направлении большей сцепленности, а также ухудшение параметров
дисциплины и контроля, влияющих на показатели гибкости (хаотичности) семей.
Исследование показало более высокий уровень сплоченности
(сцепленности) семьи ребенка с ОВЗ (среднее значение 44,6) по сравнению с
семьей здорового ребенка (среднее значение 42,7) для идеальной модели
(р=0,01). Данные представлены на рисунке 5.
Тенденция к повышению уровня сплоченности (сцепленности) в семье
ребенка с ОВЗ по сравнению с семьей здорового ребенка, с одной стороны,
соотносится с высокой степенью эмоциональной привязанности членов семьи
друг к другу, но с другой стороны, она может свидетельствовать о стремлении к
изменению организационной структуры семьи для того, чтобы в наибольшей
степени соответствовать потребностям особого ребенка. Однако подобные
изменения могут иметь негативные последствия для семьи, так как способствуют
возникновению гиперопекающего стиля воспитания и препятствуют
удовлетворению интересов остальных членов семьи, в том числе развитию
здорового сиблинга.
40
20

Семья ребенка с ОВЗСемья здорового ребенка

Рисунок 5. Количественные показатели уровня сплоченности в семьях детей с ОВЗ и
семьях здоровых детей (методика FACES-3, Д. Олсон)

Исследование также выявило более высокий уровень гибкости (адаптации)
семьи ребенка с ОВЗ (среднее значение 40,1) по сравнению с семьей здорового
ребенка (среднее значение 36,1) для идеальной модели функционирования
(р=0,01), который соответствует «хаотичному» типу функционирования семьи в
модели Д. Олсона, и может свидетельствовать об отсутствии фиксированной
структуры власти, а также об отсутствии последовательных правил
функционирования, особенно в отношении регулирования родительско-детских
отношений (рис.6).
В хаотичных семьях почти нет четких правил, часто в семье отсутствует
лидер или возможна бесконечная борьба за власть и частая смена ролей.
35
Семья ребенка с ОВЗСемья здорового ребенка

Рисунок 6. Количественные показатели уровня гибкости (адаптации) в семьях детей с
ОВЗ и семьях здоровых детей (методика FACES-3, Д. Олсон)

Исследование по методике FACES-3, Д. Олсона показало статистически
достоверное превышение показателей дисциплины и контроля в семьях детей с
ОВЗ по сравнению с семьями здоровых детей для идеальной модели
функционирования. Так как для оценки уровня дисциплины и контроля автор
использует обратные утверждения, то максимальным баллам в шкале оценок
соответствует минимальный уровень дисциплины и контроля.
Большая часть родителей детей с ОВЗ продемонстрировали стремление к
формированию таких форм взаимоотношений с детьми, которые характеризуются
более низким уровнем дисциплины (76%) и контроля (78%) по сравнению с
семьями здоровых детей (соответственно 38% и 51%). Данные представлены на
рисунках 7 и 8.
7
3
Семья ребенка с ОВЗСемья здорового ребенка

Рисунок 7. Количественные показатели уровня контроля (идеального) в семьях детей с
ОВЗ и семьях здоровых детей (методика FACES-3, Д. Олсон)
7
3
Семья ребенка с ОВЗСемья здорового ребенка

Рисунок 8. Количественные показатели уровня дисциплины (идеальной) в семьях детей
с ОВЗ и семьях здоровых детей (методика FACES-3, Д. Олсон)

Низкий уровень дисциплины и контроля в семьях детей с ОВЗ,
свидетельствуют о проблемах с формированием иерархии родительско-детских
отношений в семье, связанных с трудностями родителей устанавливать для
ребенка правила поведения и следить за их выполнением, руководить поведением
ребенка, соотносить его с нормами, принятыми в социуме для нормально
развивающихся детей. Подобный характер родительско-детских отношений
характерен для детоцентрической семьи, основной задачей которой по мнению
ряда авторов является обеспечение счастья ребёнка.
Исследование функционирования семьи с помощью методики «McMaster
Family Assessment Device» (FAD) показало статистически достоверное
превышение показателей уровня коммуникации (среднее значение для группы
семей детей с ОВЗ и группы сравнительного анализа 3,1315 и 2,9867 баллов
соответственно) и уровня аффективной вовлеченности (среднее значение для
группы семей детей с ОВЗ и группы сравнительного анализа 3,3602 и 3,0869
баллов соответственно) в семьях детей с ОВЗ по сравнению с семьями здоровых
детей. Таким образом, подтверждаются результаты, полученные с помощью
методики Д. Олсона о более высоком уровне сплоченности семьи ребенка с ОВЗ
по сравнению с семьями здоровых детей.
Оценка особенностей родительского отношения с помощью опросника
родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) показала, что 78% всех
родителей детей с ОВЗ используют дисгармоничные типы отношений. Только у
23% родителей преобладает модель «принятие-отвержение» с доминированием
полюса «принятие», а тип отношения «кооперация» отсутствует вовсе. Данные
представлены на рисунке 9.
Исследование не выявило статистических различий в характере
родительского отношения взрослых членов семей детей с ОВЗ и семей группы
сравнительного анализа. Однако выявлена тенденция к различию по показателю
авторитарная гиперсоциализация, которая свидетельствует о стремлении к
большему контролю в группе родителей здоровых детей по сравнению с
родителями детей с ОВЗ. Тенденция к снижению уровня контроля в группе семей
детей с ОВЗ также может свидетельствовать о стремлении к формированию
детоцентрической модели взаимоотношений.

4539
3532
23 2522 23Семьи
25детей с
20ОВЗ
1512
5200
Семьи
здоровых
детей

Рисунок 9. Количественные показатели (в %) типов родительского (воспитательского)
отношения в семьях детей с ОВЗ и семьях здоровых детей (опросник родительского отношения,
А.Я. Варга, В.В. Столин)
Диагностика личностных особенностей и функциональных навыков части
детей с ОВЗ проводилась на основе данных наблюдения, результатов, полученных
в ходе диагностического обследования с помощью проективных методик, беседы
и анкетирования родителей и прародителей. Исследование части детей с ОВЗ, в
силу выраженности нарушений основывалась, главным образом, на наблюдении
за ними в учебной, игровой и бытовой деятельности. Данные о проблемах
поведения и особенностях характера представлены на рисунке 10.
40
0
НепослушаниеФизическаяПассивныйПокорностьПлаксивостьЖелание
агрессияпротестлидировать

Дети с ОВЗЗдоровые дети

Рисунок 10. Характеристика нарушений поведения и эмоционально-личностной сферы
детей с ОВЗ и семьях здоровых детей (метод наблюдения, анкетирование и беседа)

Сравнительное изучение данных о характерологических и поведенческих
особенностях детей с ОВЗ и здоровых детей с применением критерия χ2 (хи-
квадрат) выявило статистические отличия в проявлении непослушания и агрессии
детей с ОВЗ и детей группы сравнительного анализа. В группе детей с ОВЗ
проявления непослушания и негативизма в отношении взрослых более выражены
по сравнению со здоровыми детьми (в группе детей с ОВЗ 60%, в группе здоровых
детей 30%). Агрессивное поведение по отношению к взрослым проявляется в
группе детей с ОВЗ в 30 % случаев, у здоровых детей физическая агрессия против
взрослых отсутствует.
С помощью статистических методов исследования мы проанализировали
взаимосвязь проблемного поведения ребенка и особенности межличностных
отношений «значимого» взрослого члена семьи. Статистический анализ показал
связь между наличием проблемного поведения у ребенка и показателями
«контроль» и «дисциплина» в методике Д.Олсона (p≤ 0,05). Нами выявлена
прямая зависимость между показателями «контроль» и «дисциплина» и
непослушанием в группе детей с ОВЗ, а также связь между показателем
«дисциплина» (идеальная) и агрессивным поведением детей с ОВЗ. Исследование
показало, что более низкий уровень контроля за поведением детей и
требовательностью в соблюдении дисциплины ассоциированы с большими
проблемами в поведении детей. Таким образом, в ряде случаев проявления
проблемного поведения у ребенка с ОВЗ могут быть связаны с формированием
детоцентрической модели взаимоотношений в семье ребенка с нарушениями
развития.
В результате проведенного исследования были выявлены особенности
дисфункциональности семей, воспитывающих детей с ОВЗ, как по отдельным
выделенным параметрам, так и по их совокупности. Данные нарушения
определили трудности, возникающие перед взрослыми членами семей, связанные
с выполнением семейных функций: воспитанием и обучением ребенка с ОВЗ,
обеспечением его успешного развития и адаптации.
Дальнейшей целью нашей работы стала разработка рекомендаций по
организации, содержанию и процедуре консультирования семьи ребенка с ОВЗ,
направленных на нормализацию внутрисемейных отношений и создание
оптимальных условий для воспитания такого ребенка в семье и его обучения.
При разработке программы консультирования мы опирались на Концепцию
психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, положения которой были сформулированы И.Ю.
Левченко и В.В. Ткачевой (2008 г.) В категорию «взрослые» члены семьи были
включены не только родители ребенка с ОВЗ, но и прародители, его бабушки и
дедушки.
Консультирование родителей и прародителей позволяет не только обучить
взрослых членов семьи специальным воспитательным приемам, необходимым
для коррекции личности ребенка, но и дает возможность оптимизировать
взаимоотношения между взрослым и ребенком. В ходе психолого-педагогической
работы мы ставили перед собой следующие цели:
создание оптимальных внутрисемейных условий для гармоничного
развития ребенка с ОВЗ;
формирование адекватной системы жизненных ценностей членов
семьи ребенка с ОВЗ;
коррекция детско-родительских, супружеских, родительско-детских и
других отношений между всеми членами семьи;
формирование психолого-педагогических знаний и умений,
повышение педагогической компетентности и коррекция воспитательской
позиции членов семьи.
Исходя из поставленных целей, мы решали такие задачи как обучение
родителя (лица его замещающего) специальным методическим приемам,
необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
обучение родителя (лица его замещающего) воспитательным приемам,
необходимым для коррекции личности ребенка. В рамках консультирования
осуществлялась коррекция внутреннего психологического состояния взрослого
члена семьи и неконструктивных форм его поведения; оказывалась помощь
родителю в осуществлении личностного роста в процессе взаимодействия со
своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания. Реализуя данное
направление работы, мы опирались на разработки В.В. Ткачевой.
Процедура консультирования семьи включала четыре этапа:
Первый этап был направлен на установление контакта и формирования
определенного уровня доверия и взаимопонимания между психологом и
родителем/ прародителем которые необходимы для достижения положительного
результата консультации. Доброжелательность и использование специалистом
приема «эмпатического сопереживания» позволяла снять напряжение, начиная с
первой встречи, и способствовала открытому диалогу.
На втором этапе взрослый член семьи формулировал суть проблем,
которые его волнуют. На этом этапе психолог, внимательно слушая и наблюдая
за членами семьи, анализируя полученную информацию, получал данные,
позволяющие составить представление об основных трудностях и препятствиях,
деструктивно влияющих на жизнь семьи, дополнить представления об
особенностях развития ребенка с ОВЗ, характере взаимоотношений в семье,
личностных характеристиках, воспитательских установках и ценностях семьи и
пр. Далее на основе полученных данных осуществлялся выбор путей помощи с
использованиеминдивидуализированного подхода, учитывающего ресурсы
семьи: персональные, внутрисемейные, внешние.
На третьем этапе осуществлялось представление специалистом
практических рекомендаций, направленных на решение проблем с учетом анализа
результатов диагностики семьи ребенка с ОВЗ. Кроме того, на этом этапе работы
с взрослыми членами семьи в ходе беседы решались задачи построения новой
иерархии образовательных и воспитательных задач и изменения родительских
позиций, которые часто бывают искажены в связи с недостаточной критичностью
взрослых к поведению ребенка, и формированием у родителей особых установок
и ожиданий.
На заключительном этапе подводились итоги консультирования, которые
позволяли оценить степень удовлетворенности родителя/ прародителя
результатами беседы, зафиксировать в их сознании новые направления
деятельности, наметить задачи на ближайшее время, обсудить критерии
успешности воспитательной работы и предусмотреть возможность продолжения
консультативной работы.
Вдиссертационномисследованиипредставленыметодические
рекомендации, направленные на коррекцию проблемного поведения, преодоление
трудностей в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ, разработанные нами по
результатам исследования и консультирования взрослых членов его семьи.
В заключении подведены итоги проведенного исследования,
подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы и эффективность
проделанной работы, сформулированы общие выводы:
1.Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования
подтвердил значимость и влияние межличностных отношений в семье на
формирование личностных особенностей ребенка, а также выявил
недостаточность экспериментальных исследований, разработок и рекомендаций
по нормализации межличностных отношений для создания оптимальных условий
развития ребенка с ОВЗ в семье. В качестве основных характеристик нормально
функционирующей семьи выступают: согласованные представления о структуре
власти-подчинения, включая иерархию отношений взрослый-ребенок;
согласованные представления о распределении ролей; баланс показателей
семейной сплоченности и семейной гибкости; достаточный уровень
коммуникации; высокий уровень эмоционального общения и принятия друг
друга.
2. Разработанный и апробированный в исследовании диагностический
комплекспозволяетвыделитьдифференцирующиехарактеристики
межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, по сравнению
с семьями здоровых детей, определить особенности не только родительско-
детских и детско-родительских отношений, но и взаимоотношений,
складывающихся между представителями старшего поколения семьи и ребенком
с ОВЗ, а также влияние межличностных отношений на формирование личностных
и других особенностей ребенка с ОВЗ.
3. В результате сравнительного анализа параметров функционирования
семейной системы в группе семей детей с ОВЗ и в группе семей детей с
нормальным развитием экспериментально установлено наличие проблем и
снижение уровня функционирования семьи ребенка с ОВЗ по сравнению с семьей
здорового ребенка, что определяется усилением показателей «сплоченности»
(сцепленности), а также «гибкости» (хаотичности) семей; члены семей активно
стремятся соответствовать потребностям ребенка с ОВЗ, что свидетельствует о
формировании детоцентрической модели взаимоотношений в семье ребенка с
нарушениями развития, характеризующейся вседозволенностью и низким
уровнем требований по отношению к детям;
3.1. Исследование различий между реальными и идеальными значениями
параметров функционирования показало (методика Д.Олсона), что появление в
семье ребенка с нарушениями развития обуславливает возникновение у членов
семьи (родителей, а также представителей старшего поколения) особых
потребностей, в том числе потребности в более высоком уровне эмоциональной
близости и сплоченности, которые остаются нереализованными, что приводит к
снижению удовлетворенности семейными отношениями членов этих семей.
3.2. Оценка соотношения показателей «гибкости» и «сплоченности» при
определении функционирования семейной системы (методика Д.Олсона),
показывает, что родители, а также представители старшего поколения семьи
ребенка с ОВЗ, в большей степени стремятся к формированию менее
сбалансированного типа функционирования по сравнению с семьями здоровых
детей.
3.3. Детальное рассмотрение показателей «гибкость» и «сплоченность»
(методика Д.Олсона), а также параметров «коммуникация» и «аффективная
вовлеченность» (методика «McMaster Family Assessment Device» (FAD) уточняет
и дополняет положение о формировании дисгармоничных форм межличностных
отношений между членами семьи ребенка с ОВЗ, показывая, что снижение
функционирования происходит за счет повышения уровня «гибкости»
(хаотичности) и уровня «сплоченности» (сцепленности).
3.4. Сравнительный анализ характерологических и поведенческих
особенностей детей выявил статистические отличия в проявлении непослушания
и агрессии в группе детей с ОВЗ и группе детей с нормальным развитием по
критерию хи-квадрат, что также дополняет положение о формировании
дисгармоничных форм межличностных отношений между членами семьи,
воспитывающей ребенка с ОВЗ.
4. Корреляционный анализ между показателями проявления проблемного
поведения у ребенка с ОВЗ и показателями контроля и дисциплины (методика
Д.Олсона с применением коэффициента корреляции Пирсона) доказывают
правильность положения о влиянии дисгармоничного характера межличностных
отношений в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, на условия обучения,
воспитания и социальной адаптации ребенка. Результаты исследования
позволяют дополнить данное положение выводами о том, что стремление
родителей и представителей старшего поколения семьи ребенка с ОВЗ к развитию
форм взаимоотношений с детьми, которые характеризуются более низким
уровнем дисциплины и контроля (гиперопекающий стиль воспитания),
способствует формированию таких патологических черт характера ребенка как
непослушание и агрессия.
5. Наиболее эффективными в плане личностного развития, формирования
моральных и нравственных качеств, представлений о нормах социального
взаимодействия у ребенка с ОВЗ, могут быть признаны семьи, в которых родители
и представители старшего поколения демонстрируют достаточный уровень
требовательности и контроля за выполнением установленных правил поведения и
обязанностей.
6. Разработанные в рамках исследования рекомендации по организации,
содержанию и процедуре консультирования семьи ребенка с ОВЗ
(индивидуализированный подход, учитывающий персональные, внутрисемейные,
внешние ресурсы семьи), позволяют оптимизировать процессы межличностного
взаимодействия в этих семьях, включая детско-родительские, родительско-
детские, супружеские, отношения прародителей с внуками, обеспечивают
создание оптимальных внутрисемейных условий для гармоничного развития
ребенка с ОВЗ и повышение воспитательской компетентности членов семьи.

Актуальность исследования. Проблема всестороннего изучения семей
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вызывает с каждым годом
все больший интерес как отечественных, так и зарубежных ученых. Внимание
специалистов обусловлено как тенденцией к росту числа детей с ограниченными
возможностями здоровья, часть из которых составляют дети-инвалиды, так и все
большим включением таких детей в систему ранней помощи, дошкольного и
школьного образования, профессионального обучения и необходимостью, в связи
с этим, разработки дифференцированных направлений, содержания и форм
психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
В соответствии с данными Федеральной государственной информационной
системы «Федеральный реестр инвалидов» по состоянию на 1 ноября 2020, года в
Российской Федерации зарегистрировано 703190 детей-инвалидов, что
превышает аналогичный показатель за все предшествующие годы.
Изучением межличностных отношений в семье нормально развивающегося
ребенка занимались как отечественные (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев А.Я. Варга,
В.Н. Дружинин, А.Е. Личко, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, В.В. Столин,
Э.Г.Эйдемиллер и др.), так и зарубежные ученые (Л. Берталанфи, М. Боуэн,
У.Бронфенбреннер, С. Минухин, В. Сатир, Р. Хилл).
В отечественной науке проблема отношений раскрывается в теоретическом
наследии В.Н. Мясищева, который понимал личность как ансамбль отношений,
как систему связей человека с различными сторонами действительности:
отношение к себе, отношение к людям, отношение к окружающему миру (В.Н.
Мясищев, 1995)
Опираясь на концептуальные положения основоположника отечественной
теории отношений В.Н. Мясищева и его последователей (Б.Д. Карвасарский, Э.Г.
Эйдемиллер и др.), под межличностными отношениями понимают совокупность
взаимодействий между людьми различного характера, эмоционально-личностная
окраска которых и определяет их особенности. Межличностными называют
отношения с теми людьми, с которыми индивид взаимодействует лично в
повседневном общении. Межличностные отношения рассматриваются в рамках
малой группы, так как для их возникновения необходимо наличие контактов
между людьми.
Кризисное состояние семьи, связанное с рождением ребенка с нарушениями
в развитии, представлено в работах И.С. Багдасарьян, Т.А. Басиловой,
Т.Г.Богдановой, Н.П. Болотовой, О.В. Гусевой, Е.Я. Диденко, А.В. Закрепиной,
И.Ю. Левченко, Н.В. Мазуровой, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой,
Е.А.Стребелевой, В.В. Ткачевой, Н.Ш. Тюриной, Е.В. Устиновой, Е.Ю. Фирсовой,
Е.В. Шабановой, Л.М. Шипицыной, М. Bettelheim, G.B. Mesibov, M. Rutter , M. Stone
и др.
Авторы с различных сторон исследуют характер и особенности
родительско-детских и детско-родительских отношений в процессе воспитания и
обучения ребенка с нарушениями развития. Исследования показывают, что

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Межличностные отношения в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Публикации автора в научных журналах

    Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с расстройствами аутистического спектра
    Т.Н. Бразгун // Материалы Первой научно-практической конференции молодых ученых дефектологического факультета МТТУ им. М.А. Шолохова. - Школьный логопед. - No 2 (46). - 2013 г. - С. 40-(0,3 п.л.).
    Научно-исторический генезис формирования представлений о расстройствах аутистического спектра в детском возрасте
    В.В. Ткачева, Т.Н. Бразгун //Материалы международной конференции «Методики и технологии обеспечения и оценки качества образования».- Украина.- Киев.- 26-28 июня 2013 г. - С. 171-(0,4 п.л./0,2 п.л).
    Применение проективных методов исследования для изучения особенностей межличностных отношений в семье ребенка с нарушениями развития
    Т.Н. Бразгун //Сборник материалов международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития личности в современном обществе», XIX Мухинские чтения. – Псков. - 19-21 ноября 2020 г. - С.181-(0,4 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы