Музеи как центры культурной инклюзии для маломобильных лиц

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Шевлягин Арсений Андреевич
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Музей в контексте культурной инклюзии
1.1. Феноменология музейной инклюзии: культурологический аспект
1.2. Маломобильный посетитель в музее как представитель субкультуры
Глава 2. Культурная инклюзия в музейных практиках: опыт взаимодействия с маломобильными людьми
2.1. Пространственные и организационные решения физической доступности музея для маломобильных людей
2.2. Факторы формирования психологической доступности музея для маломобильных посетителей
2.3. Способы обеспечения информационной доступности музея для маломобильных посетителей
Глава 3. Современные технологии совершенствования взаимодействия музея и маломобильного посетителя
3.1. Социальные стратегии интенсификации взаимодействия с маломобильными людьми для формирования культурной инклюзии
3.2. Культурная инклюзия маломобильных лиц в музеях-заповедниках Санкт- Петербурга: авторская модель взаимодействия
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Во Введении обозначена актуальность исследования, проанализирована степень
разработанности научной проблемы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет.
Раскрывается набор используемых методов, определена научная новизна, теоретическая и
практическая значимость работы.
Вглаве1«Музейвконтекстекультурнойинклюзии»проводится
феноменологический анализ понятия «культурная инклюзия», выявляется роль музея в этом
явлении; изучается состав группы маломобильных посетителей, определяются их особые
культурные потребности.
В параграфе 1.1 «Феноменология музейной инклюзии: культурологический аспект»
ставится проблема культурной инклюзии и раскрывается роль музея в становлении
инклюзивного общества.
Во второй половине XX века в Западной Европе происходит переосмысление подхода к
проблеме инвалидности, которое приводит к возникновению инклюзии. Она основывается на
идее модификации социума и его институтов за счет ряда действий и практик, направленных на
включение в социально-культурную среду человека, отличающегося расой, вероисповеданием,
социальным положением, особенностями здоровья. Следствием инклюзии служит повышение
качества жизни в целом.
Достижение инклюзии в сфере культуры является одной из актуальных задач
государственной политики и реализуется через социокультурные институты. К их числу
относится музей, значимость которого как связующего звена между обществом и его
разобщенными частями возрастает, из чего следует заинтересованность в расширении своей
аудитории. Привлечение в музей новых групп посетителей способствует укреплению его
социально-культурного авторитета и статуса. С другой стороны, расширение музейного
контингента оказывается полезным внутренней природе музея, который имеет потенциал для
создания поликультурной среды через воспитание толерантности, сглаживание социальных
противоречий, повышение общекультурного уровня.
На основе концепции В. С. Стёпина о культуре и философского подхода к пониманию
субкультуры, применимой к любой сфере человеческого бытия, утверждается, что каждый
посетитель музея может быть причислен к определенной субкультуре. Сам музей является
поликультурной системой, в которой взаимодействие описывается схемой «человек –
субкультура – культура». Тогда «субъектная» межличностная коммуникация в музее, которая
осуществляетсямеждулюдьми,отдельнымииндивидамиилигруппой,является
межкультурной.
Музей должен помочь индивиду или социальной группе уже как культурному элементу
стать частью современного социокультурного пространства, то есть осуществить особую
инклюзию. Предпосылки для формирования единого мультикультурного пространства в музее
делают его проводником в мир культуры, проявлением которой становятся не только хранимые
им артефакты, но и другие посетители. В связи с этим возникает проблема «культурной
инклюзии». В российском обществе о таком явлении практически не говорят, по умолчанию
подразумевая его в составе инклюзии вообще. Это связано с тем, что исчерпывающего
понимания сути инклюзии в культурной сфере нет, так же как нет в русском языке и
сформулированного соответствующего термина, который отражал бы всю глубину и сложность
процесса культурного единения.
Музей – репрезентант группы учреждений культуры, в которых инклюзия, по
предположению автора, осуществляется по общим законам, из чего делается вывод, что
инклюзия в музее есть частный случай культурной инклюзии. Проблема ее изучения и
реализации не ограничивается практико-ориентированными вопросами, но носит также
теоретический характер и требует дальнейшей разработки. Введение соответствующего
понятия в проблемное поле отечественной музеологии необходимо для адекватного ведения
музейной деятельности и разграничения разных аспектов инклюзии. Понятие «культурная
инклюзия» трактуется в исследовании как обеспечение учреждением культуры физической,
информационной, психологической доступности индивиду или группе лиц, представляющих
определенную субкультуру, с учетом специфики системы ценностей, потребностей в
культурной самоидентификации и мировосприятии, свойственным данной культурной
категории.
Идеалом воплощения представлений о физической доступности являются идеи
универсального дизайна. Информационная доступность имеет несколько ипостасей, которые
обозначены автором как организационная (возможность получить сведения об особенностях
работы учреждения), цифровая (наличие виртуальных продуктов и коллекций), смысловая
(понятностьсодержанияэкспозиции).Психологическаядоступностьскладываетсяиз
ментальной (уверенность в том, что музей безопасен, комфортен для посещения и
соответствует интеллектуальным способностям человека) и отношенческой (понимание и
знание того, что сотрудники относятся уважительно).
Параграф1.2«Маломобильныйпосетительвмузеекакпредставитель
субкультуры»раскрываетсоставгруппымаломобильныхпосетителей,определяет
культурообразующую базу для причисления их к субкультуре и дает представление о
специфике исторического отношения в России к пожилым и людям с инвалидностью.
Общий принцип инклюзии заключается в создании равных возможностей в отношении
получения социальных услуг и благ с попутным формированием взаимоуважения среди всех
членов общества. Образ человека с какой-либо отличительной чертой, например с
инвалидностью, частонегативизируется окружающимиидополняется стереотипным,
искаженным представлением о неполноценности, хотя наличие явных проявлений физических
особенностей далеко не всегда препятствует социальному взаимодействию.
Социальное обособление является шагом для сплочения групп, в однородной среде
которых человек воспринимает имеющиеся у него особенности как норму и может обрести
собственную личностную идентификацию. Внутри такой группы возникают собственные
ценностные установки, поведенческие паттерны, размышления о своем месте в мире, что дает
нам основание говорить о собственной субкультуре людей, например, обладающих сходными
возможностями здоровья. Связующей нитью между разными группами населения, а значит, и
между разными культурами, является посещение музея как один из способов проведения
свободного времени. Так же, как общие интересы способствуют сплочению людей, так и
одинаковая рекреационная деятельность в некоторой степени содействует стиранию
предубеждений и ярлыков.
Немаловажную, но пока что мало охваченную российскими музеями категорию
посетителей составляют люди с ограниченной мобильностью, т. е. те, кто испытывает
трудности в самостоятельном передвижении и ориентировании в пространстве, получении
информации и услуг. Присутствие и рост количества людей с ограничением подвижности в
музее служит показателем формирования лояльных настроений по отношению к нему со
стороны данной категории посетителей, а также демонстрирует повышающийся градус
преодоления этой группой психологических барьеров, сформировавшихся исторически.
Согласно российскому законодательству, к группе маломобильных лиц относятся инвалиды с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, приобретенными травмами или другими
заболеваниями,передвигающиесяспомощьюинвалиднойколяскиилидругих
вспомогательных приспособлений, пожилые люди, беременные женщины, лица с малолетними
детьми, в том числе использующие детскую коляску.
Все указанные маломобильные группы широко представлены и в демографическом срезе
населения России. В каждом из перечисленных случаев степень ограничения подвижности
имеет разные формы и специфику. Основанием для объединения всех указанных людей в
субкультуру служит возможность движения, которая выступает центром измышления и не
всегда достижимым идеалом. Ограничение мобильности часто оказывается сопряжено с
сокращением общения и новых впечатлений, поэтому потребность к перемещению может быть
вызвана внутренней мотивацией смены окружения и восполнения недостающих компонентов
полноты бытия. Следствием ограничения движения становится также затрудненный доступ к
информационным, культурным и социо-экономическим благам.
Сохранение мобильности для современного человека остается общепризнанной
ценностью, что продемонстрировал период карантина, вызванного пандемией коронавируса в
2020 году, когда в силу внешних обстоятельств все люди лишились возможности
путешествовать, посещать театры и музеи, свободно гулять по городу. В контексте музея
вопрос прихода в него и передвижения по нему связан непосредственно не только с условиями
внешней, но и внутренней инфраструктуры, а также личными возможностями конкретного
индивидуума. В этом смысле общим для родителя с ребенком, старого человека, инвалида
является доступность музейной экспозиции.
За исключением родителей с маленькими детьми, для всех остальных групп данной
категории условный запас движения, выраженный в протяженности маршрута по музейным
залам, экспонатам или прочим достопримечательностям, скорость перемещения, время, в
течение которого не требуется отдых, способность усваивать полученные сведения
определяется физическими возможностями здоровья. В построенной нами модели смыслово-
мировоззренческой основой субкультуры маломобильности является ценность движения,
физической и когнитивной безопасности, доступности места.
Черезвзаимодействиесмаломобильнойаудиториеймузейможетоказывать
положительное влияние на общество, имеющее три ступени: повышение самооценки и
уверенности в своих силах; изменение степени своей культурной идентификации за счет
формирования представления о себе как о части группы или даже самостоятельной культуры;
музей разрушает стереотипы, задает поведенческую модель, поднимает морально-этическую
планку и способствует созданию мультикультурного социального пространства.
Социально-исторические причины обусловили длительное невнимание к нуждам части
маломобильных граждан и на некотором этапе привели к их отчуждению и изоляции,
вследствие чего люди с малой мобильностью часто оказывались в ситуации затрудненного
культурного контакта. С наступлением XXI века приходит понимание того, что культура
должна занять важное место в жизни каждого человека и общества в целом. Изменение
отношения к людям со сниженной подвижностью в позитивную сторону может быть
поддержано в музее организационно, методически, за счет уважения и осознания ценностей
данной субкультуры и переменой парадигмы восприятия посетителя в целом.
Глава 2 «Культурная инклюзия в музейных практиках: опыт взаимодействия с
маломобильными людьми» посвящена анализу и систематизации средств по созданию разных
видов доступности в музее в соответствии с данным в первой главе определением «культурной
инклюзии». Исследуется опыт отечественных и зарубежных музеев разного профиля с
широким географическим охватом.
В параграфе 2.1 «Пространственные и организационные решения физической
доступности музея для маломобильных людей» затронуты проблемы архитектурного
вмешательства, адаптации и оснащения внутреннего пространства музея, рассмотрены вопросы
индивидуального и группового перемещения по музею.
Физическая доступность среды является базисным условием адаптации музея к нуждам
его аудитории, и её создание как способ привлечения новых социальных групп находится в
ряду первостепенных направлений его развития. В современные представления о музее
закладываются потребности зрителя в разных уровнях доступности, в числе которых наличие
комфортной для пребывания (осмотра и передвижения) среды с предусмотренными местами
отдыха.
Комбинированной задачей в вопросе преодоления пространственной физической
недоступности является модификация музейного здания пандусами, лифтами и мобильными
подъемными платформами, в том числе скрытыми. Эта работа требует инженерной подготовки
и сопутствующей проработки логистики движения посетителей. Для вновь возводимых зданий
оптимальныйдлявсехпосетителейвариантможетбытьпредусмотреннаэтапе
проектирования. Для исторического пространства этот процесс неотделим от проблемы
сохранения архитектурного облика памятника и целостности экспозиции.
Часть музеев становятся доступнее или удобнее внутри здания для маломобильных
посетителей в результате реэкспозиции и технического переоснащения, которые могут быть
сопряжены с комплексом реставрационных работ. Музей XXI века нередко становится
объектом аттрактивности для потенциальных посетителей сам по себе за счет популярности
своего имени. Ввиду высокой посещаемости в таких музеях устройство лифтов позволит
сохранить равномерность распределения туристического потока и повысить безопасность
движения. Размещение лифта правомерно, если это не противоречит истории бытования здания
и в нем были подобные механизмы. Практика известных зарубежных музеев-дворцов
показывает, что для обслуживания маломобильных посетителей можно органично оснастить
технически даже здания, построенные в XVII веке и раньше, без ущерба восприятию
архитектурной целостности.
Для большинства музеев России, многие из которых расположены в старинных
исторических жилых зданиях (квартирах, усадьбах, дворцах), проблема преодоления
пространственной физической недоступности по-прежнему актуальна. Специфику и трудность
работы с ними регламентируют в первую очередь международные стандарты, прописанные в
Венецианской хартии 1964 г., и рекомендации комитета по государственному контролю,
использованию и охране памятников истории и культуры.
В зависимости от статуса памятника его приспособление для современных целей
допускает разную степень вмешательства. Существуют музеи, в которых пространственные
изменения затруднительны по объективным причинам. В этом случае и при невозможности
размещения стационарных механизмов доступ маломобильному посетителю может быть
обеспеченвспомогательнымисредствами:переноснымипандусами(аппарелями)и
конструкциями, лестничными гусеничными подъемниками и ступенькоходами.
Для больших музеев проблему представляет отсутствие или недостаточное количество
локальных зон отдыха на экспозиции. Для художественных галерей и музеев, находящихся в
исторических интерьерах, в некоторых случаях используется мебель, созданная по проекту
изначальных архитекторов, но допустима как грамотная стилизация, так и применение
пластмассовой прозрачной мебели, нейтральной в стилевом отношении. Уместными, особенно
для современных пространств, могут оказаться складные переносные стулья эргономичного
дизайна, которые могут быть поставлены самим посетителем там, где это ему удобно, и тогда,
когда возникает потребность в рекреации.
При установке скамеек на открытых музейных пространствах следует руководствоваться
условными принципами непротиворечия основному композиционному облику каждого
локального ансамбля; сохранения свободных подходов к достопримечательностям и проходов
по аллеям и дорогам; комбинированного размещения в разумной близости друг к другу
нескольких скамеек, чтобы все члены группы могли слышать экскурсионный рассказ.
Для облегчения перемещения по территории музея маломобильному посетителю могут
быть предоставлены инвалидные кресла, ходунки, электрические скутеры, трости и другие
приспособления. Европейский опыт показывает, что в музеях под открытым небом, скансенах
исторические или реконструированные транспортные средства могут являться одновременно
частью музейной среды и в то же время бесплатно выполнять свою прямую функцию, позволяя
сэкономить силы и время посетителю с ограничением подвижности. Подобная схема с
использованием и современных электрокаров может быть применена в парках музеев-
заповедников.
Для культурной инклюзии имеет большое значение экскурсионная работа, которая по-
прежнему остается одним из ведущих видов деятельности российского музея. На основе
методических рекомендаций и личного опыта экскурсовод может оптимизировать физические
параметры экскурсии (протяженность маршрута, скорость движения, время пребывания на
ногах, особенности подъема и спуска) и задействовать все имеющиеся в музее возможности для
отдыха маломобильных посетителей.
В параграфе 2.2 «Факторы формирования психологической доступности музея для
маломобильных посетителей» анализируются музейные практики, направленные на
преодоление психологических барьеров у маломобильных посетителей.
Повышение общего качественного уровня взаимодействия с музейной аудиторией
уменьшает необходимость принятия особых музейных «мер» по отношению к людям с
ограничениямиподвижности.Психологическаядоступностьсостороныпосетителя,
подразумевающая наличие совокупности устойчивых положительных представлений о музее
как дружелюбной и безопасной среде, формируется вследствие нескольких факторов. Первым
из них является физическая адаптация среды: если это условие выполнено, то шанс контакта с
маломобильной аудиторией возрастает.
Вторым пунктом, активизирующим интерес к музею, обозначено повышение его
популярности. Для создания музейного имени интенсивно используются инструменты
музейного маркетинга, брендинга, событийной рекламы, немаловажную роль играет участие в
социально направленных мероприятиях. К их числу относится всероссийская акция «Музей для
всех! День инклюзии», которая проходит с 2017 года. Учреждения культуры через
продвижение доступности способны внести вклад в решение глобальной социальной задачи,
требующей изменения самовосприятия людей с ограничением подвижности и отношения к ним
других.
Музей может конструировать свой положительный образ у целевой аудитории и
нивелировать психологические стереотипы о своей работе через сотрудничество со
специализированными учреждениями. К ним относятся учебные заведения, в том числе и
коррекционные школы для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, дома-
интернаты,психоневрологическиеинтернаты,реабилитационныеисоциально-
оздоровительные центры, дома престарелых. В этот список стоит включить общественные и
благотворительные организации, а также центрысоциального обслуживания. Автор
констатирует, что результатом этой коллаборации становится как организованное привлечение
разновозрастных маломобильных посетителей непосредственно в музей с целью проведения
для них экскурсий, занятий и других мероприятий, так и зеркальный эффект, когда сам музей
«приходит» к людям, испытывающим трудности в движении.
Одним из условий культурного диалога и третьим фактором психологической
доступности, отвечающим за комфорт посетителя, становится качественно организованное
взаимодействие с посетителем, подразумевающее участливое отношение и профессионализм
сотрудников. В него входят четкое исполнение своих прямых обязанностей, владение общей
информацией о музее, знание этики, психологии поведения посетителя, его потребностей,
тактичное, вежливое, уважительное обращение, умение взаимодействовать с разными
категориями посетителей.
В качестве четвертого фактора, способствующего психологической доступности,
указываетсяразработкаспециальныхпрограммдляразныхкатегорийивозрастов
маломобильныхлюдей,втомчислевнемузейных:мастер-классов,экскурсионно-
просветительских, интерактивных. В диссертации показано, что одним из возможных способов
разрешения проблемы психологической доступности и попутно популяризации музея является
использование технологии «edutainment». Сочетание интерактивной и неформальной подачи
информацииобусловливаетмножественностьформвзаимодействияспосетителем.
Распространенной формой работы с посетителями, воплощенной во многих музеях: историко-
бытовых, историко-архитектурных или посвященных нематериальному наследию, – сегодня
является театрализованная экскурсия. Грамотно продуманные театрализованные мероприятия
обладают универсальным характером, так как стирают границы между его зрителями,
поскольку рассчитаны на разные социальные группы, а значит, отвечают главной задаче
инклюзии.
Проведениеподобныхмероприятийспециальнодлялюдей сограниченными
возможностями может стать лишь первичным этапом преодоления когнитивной недоступности
музея, но в то же время является демонстрацией открытости культурного учреждения и его
готовности к переменам. Отмечается, что, как и в образовании, инклюзивные музейные
практики должны соседствовать с другими вариантами посещения.
Преодолеть порог страха вхождения в культуру музея могут помочь также практики
проведения концертов и спектаклей. Ориентация на каждого присутствующего в зале зрителя
позволяет нивелировать социальные и физические различия. Организация театрального
мероприятия в стенах музея может быть осуществлена не только силами музейного персонала,
для постановки спектакля привлекают театральных режиссеров и профессиональных актеров.
Другой современной тенденцией является коллаборация музея и местного сообщества, которое
может быть привлечено для постановки и участия в спектакле. Через привлечение к
сценическим действам возможно стимулировать творческую активность и маломобильных
людей. При такой постановке задачи театральный спектакль как музейная форма приобретает
характер практики соучастия.
Автор отмечает, что тематически связанный с экспозицией спектакль усиливает
заложенную в неё эмоциональную составляющую и имеет большие перспективы для участия в
процессе культурной инклюзии не только маломобильных лиц, но и представителей других
субкультур. Развитие театральных начал в музее приводит к возникновению такого явления как
иммерсивная выставка, которая в отличие от традиционной должна быть не просто воспринята
глазами, но прочувствована и пережита. Такая выставка, по мнению автора исследования,
позволяет не только отвлечься от собственного я, но и почувствовать опыт другого человека,
например, неспособного ходить, она учит тому самому отношению, к которому стремится
инклюзивное общество.
Параграф 2.3 «Способы обеспечения информационной доступности музея для
маломобильных посетителей» формирует представление о способах дистанционного
взаимодействия с посетителем музея.
Современные условия определяют необходимость и естественность развития музея как
одного из передовых учреждений, активно внедряющих технологические новшества во все
направления работы, включая коммуникацию со своей аудиторией. Неосведомленность
маломобильного посетителя о доступности конкретного музея снижает общее впечатление о
нем как институте. В связи с этим на официальных музейных сайтах насущной
необходимостью становятся разделы, в которых обозначаются все имеющиеся удобные
подходы к зданиям или отсутствие таковых, ширина проходов, удобный маршрут, наличие
пандусов, лифтов, парковок, гусеничных лестничных подъемников, предоставляемых в аренду
приспособлений, в том числе детских и инвалидных колясок, указаны телефоны сотрудников, с
которыми можно связаться в случае возникновения трудностей при нахождении в музее или
заранее, специальные программы.
Постепенно такую модернизацию официальных интернет-страниц, сопряженную с
инклюзивными начинаниями, проводит все большее число учреждений, но проблема сохраняет
свою актуальность. При этом отсутствие информации не сайте вовсе не является полным
синонимом отсутствия доступной среды, что подтверждают существующие примеры.
В параграфе говорится о том, что в своем стремлении помочь зрителям в преодолении
пространственно-временной обособленности и концентрированности человеческой практики
музеи обретают виртуальные представительства в социальных сетях. Через эти каналы
коммуникации происходит актуализация информации о новых выставках, изданиях,
конференциях, размещение материалов в форме постов с уникальным текстовым, фото- и
видеосопровождением, а также организуется канал двусторонней связи, позволяющий
проводить опросы, конкурсы и вызывать всеобщий интерес к музейным онлайн-акциям.
Особый интерес с точки зрения маломобильного посетителя приобретают записи разовых
мероприятий и событий, таких как музейные праздники, концерты, показы. Через официальный
сайт и разнонаправленные группы в социальных сетях музей также может освещать успехи по
созданию доступной среды в формате специально снятых фильмов или роликов с обзорами
доступных музеев и участием маломобильных посетителей. С целью популяризации эти
видеоматериалыудобнодемонстрироватьвреабилитационныхсоциальныхцентрах,
работающих с людьми с ограничением подвижности.
Для посетителей с ограниченной мобильностью ценным является феномен электронного
туризма, получивший активное развитие в 2020 году, в период пандемии коронавирусной
инфекции, когда повсеместно музеи оказались закрытыми для посещения. Перед музеями
всталазадачапредельноприблизитьдистанционныеформатыживомувосприятию
произведений искусства. Виртуализация музейных предметов и экспозиций во многих случаях
становится альтернативным вариантом безбарьерной среды. Среди цифровых технологий
широкое распространение в музейном мире получили визуальные реконструкции, цифровые
трехмерные экспозиции и коллекции, виртуальные экскурсии и выставки, образовательные
онлайн-игры и лекции, документальные музейные программы.
Совершить виртуальный тур можно самостоятельно, если музей обеспечивает доступ к
3D-реконструкции реального пространства. Чаще всего ее роль играет серия панорамных
фотографий высокого качества, выполненных с нескольких ключевых точек, дающая
возможность перемещаться между ними. В таком туре могут присутствовать дополнительные
текстовые и аудиопояснения с разной степенью подробности, вспомогательные фотографии в
виде соответствующих всплывающих окон, карта с расположением залов, музыкальное
сопровождение, звуки окружающей среды и т. д. На качество восприятия влияют несколько
технических характеристик, выявленных в ходе исследования: доступность на сайте музея;
качество проводимой съемки; частота панорамных фотографий; легкость управления;
возможность навигации; информативность.
Неоспоримым преимуществом полноценной трехмерной виртуализации является
подключение механизма когнитивной доступности, за счет исключения из картины восприятия
внешних «раздражителей». Особую ценность 3D-туры с экспликациями имеют в исторических,
этнографических, художественных, естественно-научных, технических музеях, где экспозиция
содержит большое количество предметов и есть потребность в детальном созерцании
экспоната. В сочетании с использованием вспомогательных устройств – очков виртуальной
реальности (VR) или информационной перчатки с функцией передачи тактильных ощущений –
такой цифровой продукт может дать полное и реальное погружение в пространство музея без
физического перемещения человека.
Развитие в современныхусловияхприобретаетжанр виртуальнойэкскурсии.
Современные технические возможности позволяют не просто смотреть запись или фильм-
экскурсию, но участвовать в онлайн-мероприятии, влияя на ход рассказа или показа во время
трансляции. Диалог между посетителем и музейным сотрудником может быть максимально
живым в случае использования дистанционно управляемого робота или VR-осмотра в
полностью смоделированном выставочном пространстве. Этот пока что единичный, но крайне
перспективный опыт позволяет увидеть воочию предметы искусства, которые могут храниться
в разных музеях мира, и услышать рассказ о них.
Глава 3 «Современные технологии совершенствования взаимодействия музея и
маломобильного посетителя» посвящена анализу музейных технологий, которые имеют
большой потенциал в работе с маломобильным посетителем.
В параграфе 3.1 «Социальные стратегии интенсификации взаимодействия с
маломобильными людьми для формирования культурной инклюзии» делается обзор
современных музейных практик, отвечающих тенденциям времени, и разрабатываются
теоретические принципы тиражирования этого опыта для применения его во взаимодействии с
людьми с ограничением подвижности.
Музей представляет собой не просто архитектурное пространство, но культурную и
социальную среду одновременно. Поэтому культурная инклюзия невозможна без социального
взаимодействия,реализациикоторого,помнениюавтора,способствуютпрактики
партиципации, коммуникации, коммеморации. Они являются современными тенденциями и
одновременно инструментами в работе с маломобильной публикой и могут быть рассмотрены
как социальные стратегии развития инклюзивных практик.
В рамках культуры участия ценным оказывается партнерство музея с маломобильными
посетителями при организации и проведении мероприятий и проектов. Большой потенциал для
развития культурной инклюзии маломобильных людей имеет обращение музея к практике
волонтерства, которая может стать одним из ее действенных механизмов. Автор выделяет и
анализирует две глобальных тенденции: улучшение качества музейной работы через
привлечение волонтеров для исследования и работы с данной аудиторией и приглашение к
сотрудничествуволонтеров,испытывающихтрудностивпередвижении.Последнее
направление решает широкий набор задач коммуникативного и социализирующего характера,
но на данном этапе активно развивается в русле работы с людьми серебряного возраста, в
остальном же пока носит больше теоретический характер.
В исследованиипоказано, чторазличные формы взаимодействия, такие как
внутримузейные сообщества, встречи, клубы (в том числе проходящие онлайн), музейные
занятия, мастер-классы, волонтерская деятельность, советы по доступности и разные проекты,
служат для привлечения населения к участию в культурной жизни, вовлечению в процессы
творческой самореализации людей и способствуют компенсации недостатка общения.
Отмечается, что коммеморативные практики получили наибольшее воплощение в работе
с ветеранами Великой Отечественной войны (ныне крайне малочисленной маломобильной
группой), но сохраняют свое значение в работе с последующими поколениями как хранителями
воспоминаний и традиций; участниками множества военных конфликтов второй половины XX
в.; людьми, пережившими лагерную эпоху советского времени и разные значимые
исторические события в жизни России. Основными центрами систематической работы,
развивающимиданноенаправление,сталикраеведческие,военно-историческиеи
специализированные музеи памяти России, что не лишает музеи другого профиля возможности
обращения в своей работе к практикам коммеморации. В современных реалиях работа с
живыми носителями памяти часто строится на продуктивном сотрудничестве с общественными
организациями. Сохранению и актуализации памяти о войне и связанных с ней человеческих
судьбах служат музейные мероприятия патриотического характера. К ним относятся
тематические, межпоколенные, творческие встречи, выставки, литературные и музыкальные
вечера, концерты. Они предполагают не только присутствие, но порой активное участие.
Каждое подобное событие благоприятствует выполнению социальной миссии музея и
поддерживает духовную жизнь его аудитории.
В параграфе 3.2 «Культурная инклюзия маломобильных лиц в музеях-заповедниках
Санкт-Петербурга: авторская модель взаимодействия» в качестве примера модели
реализации культурной инклюзии разработаны практические рекомендации по повышению
уровня взаимодействия музеев-заповедников Санкт-Петербурга с маломобильными людьми.
Идеи партиципации, коммуникации и коммеморации могут быть реализованы только в
процессе решения проблем архитектурной, информационной, психологической доступности.
При существовании общих принципов и путей совершенствования музейного взаимодействия с
людьми, ограниченными в движении, имеющийся опыт невозможно копировать без адаптации
к особенностям конкретного музея.
На основе изучения положительного опыта российских и зарубежных музеев в области
взаимодействия с маломобильными людьми проанализирована деятельность группы музеев
одного типа, имеющих похожие условия работы, в качестве которых были выбраны музеи-
заповедники Санкт-Петербурга и Ленинградской области: «Петергоф», «Царское Село»,
«Гатчина», «Павловск». Данные комплексы входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО,
имеют общую историю формирования музеев, их роднит тематическая связь с императорской
историей России, а вследствие этого сходство прослеживается в составе коллекций, характере
интерьерных экспозиций. Общим для данных дворцово-парковых ансамблей является также
наличие дворцов с лестницами, обширных парковых территорий, которые заслуживают
отдельногорассмотрения.Существеннымразличиемявляетсяколичествомузеев,
расположенных в разных зданиях.
Для экспертизы деятельности, ориентированной на работу с маломобильными людьми в
указанных музеях, применен SWOT-анализ, который позволил зафиксировать присутствие
многих элементов, служащих воплощением идеи культурной инклюзии маломобильных лиц в
физическом, психологическом и информационном планах. В результате исследования
положительный накопленный опыт распределен по тематическим блокам в соответствии с
разными видами доступности и ее элементами, были определены существующие лакуны по
каждому вопросу и выработаны свои рекомендации.
Аналитический подход привел к систематизации особенностей архитектуры и
планировки дворцов, павильонов, парковых пространств и выявлению достижений в вопросе
повышения их доступности, предложены рекомендации по использованию дополнительного
оборудования и оснащения. Определены достоинства содержания и оформления интернет-
разделов, посвященных доступности, на официальных музейных сайтах, обнаружены элементы,
которые могут быть добавлены и доработаны для совершенствования цифровой и
организационной доступности. Сделан вывод о том, что широкий спектр мероприятий,
проводимыймузеями-заповедниками(интерактивныепрограммы,концерты,показы,
фестивали), а также подключение к социально значимым акциям имеют большой потенциал в
привлечении новых категорий посетителей, также определены пути дальнейшего развития
психологической доступности музеев-заповедников. Резюмируется, что некоторые направления
работы музеев-заповедников гипотетически могут быть усовершенствованы в ближайшем
будущем, поскольку подразумевают лишь технические или организационные решения. Часть
вопросов требует более серьезного административного и финансового планирования и
возможного внесения в концепцию развития музея.
Сформулированнаямодельсовершенствованияработымузеев-заповедниковс
маломобильной аудиторией представляет собой частный пример анализа общих принципов
реализации культурной инклюзии в музее, которые были сформулированы в виде итоговой
схемы. Окончательная модель устанавливает связи выявленных социальных стратегий музея и
разных видов доступности между собой, определяет условный порядок их реализации и
минимальный набор элементов и действий, необходимых для этого. Разработанная схема может
быть использована как при стратегическом планировании, так и для корректирования
организационной, управленческой, методической деятельности музея.
В Заключении подводятся итоги проведенного исследования, которые подтверждают
положения, выдвинутые на защиту.
Инклюзия представляет собой сложный и многогранный феномен, частью которого
является культурная инклюзия. Этот процесс не ограничивается созданием безбарьерной среды,
включает в себя также средства формирования психологической (со стороны субъекта),
отношенческой (со стороны окружения), информационной доступности и учитывает
субкультурный подход к социальным группам. Важную роль в активизации процессов
объединения общества, образовании глобального культурного пространства играет музей,
перед которым стоит задача по привлечению новых групп посетителей, в том числе
многочисленной, но еще не столь охваченной категории маломобильных людей.
Анализ зарубежного и отечественного опыта показал, что создание доступной среды для
маломобильных граждан требует решения широкого круга вопросов: организационно-
административных; методических; технического оснащения и модернизации; касающихся
работы с реальным и виртуальным пространством музея; партнерства с организациями
социальной, образовательной, благотворительной направленности; обогащения методов и
приемов работы, выхода за пределы музея; повышения профессиональных компетенций
сотрудников; адаптации и использования успешного опыта других музеев и др. Исследование
показало, что музеями в целом наработана серьезная база реализованных решений для
взаимодействия с маломобильными людьми, но этот опыт оказывается часто разрозненным и
неполным, поэтому несмотря на богатый ассортимент уже нашедших применение практик,
возможности для дальнейшего развития не исчерпаны. Осмысленные практики в некоторых
случаях дополнены теоретическими допущениями и могут быть использованы в качестве
рекомендаций для музеев разного профиля.
Выявленысоциальныестратегииинтенсификациивзаимодействиямузеяс
маломобильными людьми, которыми, по мнению автора, являются участие, общение и
коммеморация. Они отражают тенденции современности и выступают как механизмы
реализации культурной инклюзии. Их подключение к работе музея расширяет его возможности
и способствует формированию постоянной маломобильной аудитории.
Проанализированный опыт послужил основой для разработки рекомендаций по
совершенствованию деятельности музеев-заповедников Санкт-Петербурга. На базе изученных
практик представлена авторская модель взаимодействия музеев с маломобильным посетителем
в виде схемы (см. рис. 5 в приложении), собирающей вместе социальные стратегии, виды
доступности, некоторые элементы и меры, необходимые в процессе реализации культурной
инклюзии.

Обоснование актуальности темы научного исследования. Современный музей, ориентированный на ценностные установки общества, является участником социальных процессов и ведет активную работу по взаимодействию с разными слоями населения и расширению своей аудитории. Несмотря на растущую популярность музея, некоторые группы людей остаются пока что мало
охваченными и пребывают в разряде потенциальных посетителей. Одной из них являются лица с ограниченной мобильностью, к которым относятся инвалиды с разными заболеваниями, люди с травмами, беременные женщины и пожилые люди. По статистике количество маломобильных граждан на 2020 г. в каждом городе России доходит до 41 процента от всего населения 1 . Повсеместная распространенность этой обширной категории лиц подчеркивает социальную значимость работы музея с ней.
Человеческое общество является структурой, функционирующей по социальным законам, в которой важную роль играют связи и отношения. За столетия своего существования общество выработало нравственно– гуманистические принципы самосохранения, руководствуясь которыми сформировало особое отношение к заболеваниям и всевозможным формам отклонения от нормы у людей. Важным шагом в направлении решения этой
проблемы стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года. Этот документ гарантировал всем людям без каких-либо оговорок и исключений, а значит, и категории лиц, испытывающих особые физические или ментальные потребности, равноправную и полноценную жизнь, включающую в себя участие во всех формах общественной деятельности.
Возникновению нового витка общественных взаимоотношений способствовало принятие мировым сообществом Конвенции о правах инвалидов в
1 Рекомендации по реализации в городе Москве мероприятий по созданию безбарьерной городской среды для инвалидов и других групп маломобильного населения // Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. М., 2020. С. 5 URL: https://dszn.ru/uploads/magic/ru-RU/Document-0-1532-src-1606210157.7944.pdf (дата обращения: 11.03.2021). 2006 г., утвердившей право последних на участие в социокультурной жизни. Эту Конвенцию подписала и Российская Федерация, где на сегодняшний день большое внимание уделяется социальной поддержке людей с инвалидностью и решению проблемы физической и когнитивной доступности. Катализатором для новых социально ориентированных практик и экспериментов в социальных институтах, в том числе музеях, стала правительственная программа «Доступная среда», действие которой ввиду ее актуальности было продлено до 2025 г.
Создание физической доступности в музейном пространстве является необходимым, но не достаточным условием. Помимо безбарьерной среды, для пребывания в учреждении маломобильных посетителей нужна психологически комфортная обстановка, которую невозможно создать без понимания культуры другого человека. Люди с ограничением подвижности имеют не только присущие им физические, но и поведенческие особенности с определенным набором переживаний, мыслей, ценностей, что лежит в основе их культурной самоидентификации. Составление психолого-педагогического портрета данной категории требует обращения к междисциплинарному подходу и сочетания философского, психологического, музеологического, социологического взглядов на проблему инклюзии.
Для всестороннего включения людей в культурное пространство: в физическом, психологическом и духовном – необходимо выделить разные уровни доступности, конкретизировать понятие «инклюзия» в условиях музея. Сущность
и сложность актуального процесса выстраивания взаимодействия между музеем и посетителем с позиции субкультурного многообразия может быть отражена с помощью термина «культурная инклюзия». Введение указанного сочетания в проблемное поле современной музеологии, разработка и теоретизация нового понятия окажется полезной при реализации практического подхода в работе с маломобильными посетителями не только в музеях, но и в других учреждениях.
На сегодняшний день российскими музеями разного профиля, административной и территориальной принадлежности наработан опыт взаимодействия с разными подгруппами из категории посетителей с ограниченной подвижностью. Практические решения в этой области затрагивают формы музейной работы с аудиторией как внутри учреждения, так и вне его стен, использование технических и конструктивных новшеств, повышение профессиональных компетенций сотрудников. Появление музеев, транслирующих успешный опыт посредством цифровых ресурсов и организации практических школ, делает возможным повышение качества взаимодействия в других музеях. Наряду с распространенными и устоявшимися практиками имеются и те, которые
являются единичными и разрозненными. Их обобщение и осмысление позволит выработать основы универсальной технологии, которая может быть адаптирована под нужды конкретного музея.
Комплексное применение систематизированной совокупности практик, методов и идей будет способствовать трансформации музея в центр культурной инклюзии. Это задача отвечает общемировой музейной тенденции, вписывается в государственную политику и способствует формированию толерантного отношения общества к особым категориям людей, соответствует ожиданиям современного социума и, следовательно, является актуальной.
Основной базой исследования стали музеи Санкт-Петербурга: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина, Государственный музей истории религии, Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», музей Фаберже. Наиболее детально была исследована деятельность государственных музеев-заповедников «Петергоф», «Царское Село», «Павловск», «Гатчина», со спецификой которых автор хорошо знаком по многолетнему опыту работы экскурсоводом в музеях Петергофа. Профессиональный интерес обусловил выбор указанных музеев для разработки предложений по повышению качества взаимодействия с маломобильной аудиторией.
Базой сравнительного анализа стали Государственный исторический музей, Политехнический музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственный Дарвиновский музей, музей современного искусства «Гараж» (г. Москва), музеи-заповедники «Коломенское»,
«Царицыно», Музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге, Коптеловский музей истории земледелия и быта крестьян, архитектурно-этнографический музей Вологодской области «Семенково», а также художественные, краеведческие, военные, этнографические, архитектурные и другие музеи России, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Финляндии, Швеции, в числе которых Палаццо Питти, Палаццо Веккьо во Флоренции, музей дизайна в Хельсинки, музей ванн Аббе в Эйндховене, Нидерландский музей под открытым небом в Арнеме.
Особенности работы анализировались автором частично посредством личного посещения, общения с сотрудниками музеев в рамках конференций и по электронной переписке, изучения печатных источников и цифровых материалов.
Степень научной разработанности. Содержание и история феномена инклюзии в его социальном аспекте рассмотрены в работах В. К. Антоновой2, Ю. А. Афонькиной3, Т. В. Фуряевой4, Е. Р. Ярской-Смирновой5. Философский подход к инклюзии, выявление ее связи с культурой разрабатывались Е. Н. Судаковой6, А. Ю. Шемановым7.
Идеи и принципы инклюзивного образования, которые оказались полезны в музейном проектировании и анализе существующих подходов к работе с
2 Антонова В. К. Концепты социальной инклюзии и эксклюзии в глобальном обществе: дрейф по социальным институтам, акторам и практикам // Журнал принцип современной социальной политики в сфере образования исследований социальной политики. 2013. Т. 11, No 2. С. 151-170.
3 Афонькина Ю. А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. No 11 (55). С. 149-162. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-inklyuziya-lits-s-invalidnostyu-i-problema-chelovecheskogo-dostoinstva (дата обращения: 15.11.2018).
4 Фуряева Т. В. Социальная инклюзия: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск : [б. и.], 2017. 280 с.
5 Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М. : МОНФ, ЦСПГИ, 2008. 224 с. ; Социальная политика современной России: социологический анализ тенденций инклюзии / под общ. ред. Д. В. Зайцева, Е. Р. Ярской-Смирновой. Саратов : Саратовский государственный технический университет, 2010. 134 с.
6 Судакова Н. Е. Феномен инклюзии в пространстве современной культуры : дис. … д-ра филос. наук : 09.00.13. М., 2019 ; Её же. Инклюзия как ценностное ядро философии гуманизма // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, No 1. С. 21-31.
7 Шеманов А. Ю., Попова Н. Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. No 1. С. 74-82 ; Шеманов А. Ю. Цифровые технологии в контексте инклюзии // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, No 3. С. 66-74. URL: https://psyjournals.ru/files/83917/jmfp_2016_n_3_Shemanov.pdf (дата обращения: 01.12.2019). посетителями раскрыты в трудах С. В. Алехиной8, Г. Иттерстад9. Исследования инклюзии в непосредственной связи с музеем проведены в работах Р. Санделла10, Е. Р.Ярской-Смирновой 11 . Проблемы социокультурной адаптации и реабилитации инвалидов музейными средствами разрабатывались отечественными исследователями: С. В. Ашаевой 12 , Н. Б. Акоевой 13 , В. В. Булгаковой 14, С. Н. Ваньшиным15, И. Н. Дониной16, Н. Ю. Жвитиашвили17, А. И. Клокиной 18 и пр. Адаптация физического пространства для нужд
современного посетителя связана с идеями музейного дизайна, рассмотренными Е. В. Волковой19, М. Л. Магидович20, М. Т. Майстровской21.
Выбранный дискурс исследования предполагает конструирование термина с опорой на теорию культуры и понимание культурной среды, которым
8 Алехина С. В. Инклюзивное образование: от образовательной политики к образовательной практике // Психолого- педагогические основы инклюзивного образования / отв. ред. С. В. Алехина. М. : МГППУ : Буки Веди, 2013. С. 5- 18.
9 Иттерстад Г. Инклюзия — что означает это понятие, и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? // Психологическая наука и образование. 2011. No 3. С. 41-49.
10 Sandell R. Museums, prejudice and the reframing of difference. L., N. Y. : Routledge, 2007. 240 p. ; Его же. Social inclusion, the museum and the dynamics of sectoral change // Museum & society. 2003. No 1 (1). P. 45-62.
11 Ярская-Смирнова Е. Р., Большаков Н. В. Формирование инклюзивной культуры музея: обзор русскоязычных методических пособий // The Garage Journal: исследования в области искусства, музеев и культуры. 2020. Т. 01. С. 317-330.
12 Ашаева С. В. Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями // Омский научный вестник. 2010. No 4 (89). С. 219-222.
13 Акоева Н.Б, Денисов Н.Г. Музей как пространство социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья // Культурное наследие России. 2017. No 2 (17). С. 64-68.
14 Булгакова В. В. Взаимодействие с лицами с ограниченными возможностями здоровья в российских и зарубежных музеях в конце XIX начале XX века // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. No 34. С. 158-168 ; Ее же. Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов : автореф. дис… канд. культурологии : 24.00.03. Кемерово, 2017. 26 с. ; Ее же. Теоретические и методологические аспекты социокультурной интеграции инвалидов в музейной среде // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. No 30. С. 96-106.
15 Ваньшин С. Н., Ваньшина О. П. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами: методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М. : ГДМ, 2013. 100 с.
16 Донина И. Н. Универсальный дизайн в социокультурной адаптации «особых» посетителей музейными средствами // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2014. No 166. С. 133- 143.
17 Жвитиашвили Н. Ю. В России инвалидов нет. Запретные темы в музее // 60 параллель. 2007. No 2 (25). Июнь.
18 Клюкина А. И. Музей и социализация инвалидов // Музей. 2012. No 2. С. 8-10.
19 Волкова Е. В. Музейный дизайн: историко-культурный анализ : автореф. дис… канд. культурологии : 24.00.01. СПб., 2021. 21 с.
20 Магидович М. Л. Музейные дизайнеры в условиях современных музейных служб // Музей и музейщики: проблемы профессионального образования : материалы международной конференции : 14-15 ноября 2014 г. СПб., 2015. С. 134- 140.
21 Майстровская М. Т. Музей как объект культуры. XX век. Искусство экспозиционного ансамбля. М. : Прогресс- Традиция, 2018. 680 с. посвящены труды О. Н. Астафьевой 22 , В. В. Волковой 23 , Г. М. Галуцкого 24 , В. Е. Давидовича 25 , С. Н. Иконниковой 26 , А. Н. Ильина 27 , С. Т. Махлиной 28 , В. Б. Малинина29, М. Д. Сметаниной 30, В. С. Стёпина 31, А. Я. Флиера32 и пр.
Вопросы социальной миссии, роли, функций современного музея и их трансформации получили развитие в трудах Э. Александера 33 , М. Ф. Гавриловой 34 , А. Ю. Гиль 35 , Ю. В. Зиновьевой 36 , Е. Н. Мастеница 37 , Е. Г. Морозовой38, М. В. Салтановой39, Е. С. Соболевой40, Л. М. Шляхтиной41,
Т. Шолы42 и др.
22 Астафьева О. Н. Теория и практика культурной политики: смыслы образы действия // Государственная служба. 2014. No 1 (87). С. 71-78 ; Астафьева О. Н., Флиер А. Я. Социокультурная модернизация: формирование новой культурной среды // Культурологический журнал. 2013. No 1 (11). URL: http://cr- journal.ru/rus/journals/182.html&j_id=13 (дата обращения: 18.04.2021).
23 Волкова В. В. Типология субкультур общества: критерии и подходы // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2013. No 6. С. 166-168.
24 Галуцкий Г. М. Методологическое обоснование параметров для моделирования социокультурного развития региона // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. No 1 (58). С. 227-235.
25 Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Изд. 2-е, перераб. / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н / Д. : Наука-пресс, 2005. 432 с.
26 Иконникова С. Н. История культурологических теорий. 2-е изд., переработанное и дополненное. СПб. : Питер, 2005. 474 с.
27 Ильин А. Н. Массовая культура современной России как совокупность субкультур // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. No 1. С. 21-26.
28 Махлина С. Т. Семиотика культуры повседневности CПб. : Алетейя, 2009. 232 с.
29 Малинин В. Б., Измалков В. А. Социология культуры и субкультуры // Журнал научных статей здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19, No 10. С. 389-392.
30 Сметанина М. Д. Феномен культурной среды // Общество: философия, история, культура. 2019. No 3 (59). https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kulturnoy-sredy/viewer (дата обращения: 16.04.2021).
31 Степин В. С. Цивилизация и культура. 2011. СПб. : СПб ГУП. 407 с.
32 Флиер А. Я. Культурогенез. М. : [б. и.], 1995. 128 с.
33 E. P. Alexander, M. Alexander, J. Decker. Museums in motion: an introduction to the history and functions of museums. 3-d ed. N. Y. : Rowman & Littlefield, 2017. 373 p.
34 Гаврилова М. Ф. Роль современного музея в контексте глобализации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. No 1. С. 41-44.
35 Гиль А. Ю. Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества // Вестник Томского государственного университета. 2012. No 364. С. 49-53.
36 Зиновьева Ю. В. Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема : автореф. дис… канд. культурологии : 24.00.03. СПб., 2000. 19 с.
37 Мастеница Е. Н. Музейный мир в XXI веке: векторы развития // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. СПб., 2015. Т. 212. С. 19-26 ; Ее же. Социальные функции музея в глобальном мире // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств. СПб., 2015. Т. 210 : Петербургская культурологическая школа С. Н. Иконниковой: история и современность. С. 229-236.
38 Морозова Е. Г. Ведомственные общественные музеи Западной Сибири во второй половине XIX начале XXI вв.: изменение статуса и функций (на материалах Омска и Новосибирска) : автореф. дис… канд. ист. наук : 07.00.02. Омск, 2003. 26 с.
39 Салтанова М. В. Музей как культурный центр // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. No 3 (16). С. 119-122.
40 Соболева Е. С., Эпштейн М. З. Эволюция концепции музеев в меняющемся мире // Вопросы музеологии. 2011. No 1 (3). С. 8-19.
41 Шляхтина Л. М. Рекреационно-образовательная миссия современного музея: образование или развлечение? // Вопросы музеологии. 2013. No 2 (8). С. 206-212 ; Ее же. Современный музей: идеи и реалии // Вопросы музеологии. 2011. No 2 (4). С. 14-19.
42 Шола Т. Вечность здесь больше не живет. Толковый словарь музейных грехов. Тула : Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2013. 360 с. Взаимодействие с маломобильным посетителем может быть рассмотрено в рамках коммуникационной теории, вклад в развитие которой внесли М. Б. Гнедовский 43 , Я. Долак 44 , Ю. В. Зиновьева 45 , Е. Н. Мастеница 46 , О. С. Сапанжа47, Н. Г. Самарина48, А. В. Смирнов49, Т. Ю. Харитонова50 и др. Формирование мотивации, идентичности, культурного опыта и потребностей посетителей отражены в работах Г.Блэка51, В. Ю.Дукельского52, Дж.Ло53, А. А. Никоновой54, Дж. Фалька55, Л. М. Шляхтиной56 и др. Практики культуры
участия в музее изучались Д. Агаповой57, Н. Саймон58.
Вопрос включения культуры маломобильных групп населения в
общекультурное пространство, в том числе посредством музейной среды, является малоизученным. Поиск и систематизация практик в этом направлении имеет свою специфику по причине того, что организация работы музея с людьми с ограниченной мобильностью не становилась объектом пристального научного интереса. Как правило, на конференциях и в специализированных печатных
43 Гнедовский М. Б., Дукельский В. Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело: Музей – культура – общество : сб. науч. тр. Музея революции. М., 1992.
44 Долак Я. Музейная экспозиция музейная коммуникация // Вопросы музеологии. 2010. No 1. С. 106-117.
45 Зиновьева Ю. В. Стратегии коммуникации музея: 20 лет постсоветской трансформации // Вестник Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. No 3 (16). С. 102-107.
46 Мастеница Е. Н. Музей как центр культурной коммуникации // Труды Государственного музея истории Санкт- Петербурга. СПб., 2008. Вып. 19 : Музейная педагогика в современной музейной коммуникации. С. 9-15.
47 Сапанжа О. С. Основы музейной коммуникации : учебное пособие. СПб. : [б.и.], 2007. 116 с. ; Ее же. Развитие представлений о музейной коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. No 103. С. 245-252.
48 Самарина Н. Г. Музейная коммуникация в контексте культурной памяти и культурного наследия // Вопросы музеологии. 2013. No 2 (8). С. 45-55.
49 Смирнов А. В. Музей: коммуникация или коммеморация // Международный журнал исследований культуры. 2016. No 3 (24). С. 17-24.
50 Харитонова Т. Ю Психология музейной коммуникации: теоретические и практические аспекты изучения // Вестник Академии права и управления. 2015. No 3 (40). С. 191-200.
51 Black G. The Engaging Museum: Developing Museums for Visitor Involvement. N. Y., L. : Routledge, 2005. 308 p.
52 Дукельский В. Ю. Пространство публичного одиночества // Музей и личность / отв. ред. А. В. Лебедев, сост. М. Ю. Юхневич. М., 2007. С. 6-14.
53 Loh J. Serving the needs of the Met: institution, staff, and audiences // Музей и музейщики: проблемы профессионального образования : материалы международной конференции : 14-15 ноября 2014 г. СПб., 2015. С. 35- 39.
54 Никонова А. А. Роль музея в формировании культурной идентичности // Вопросы музеологии. 2010. No 2. С. 119- 123.
55 Falk J. H. Identity and the Museum Visitor Experience. N. Y., L. : Routledge, 2016. 301 p.
56 Шляхтина Л. М. Социальные практики современного музея: границы доступности // Вопросы музеологии. 2014. No 2 (10). С. 10-15 ; Ее же. Основы музейного дела. Теория и практика : учеб. пособие. М. : Высшая школа, 2005. 184 с.
57 Агапова Д. Культура участия: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. М. : [б. и.], 2012. С. 8-20.
58 Саймон Н. Партиципаторный музей. М. : Ад Маргинем Пресс, 2017. 440 с. материалах музеи освещают свои достижения в области работы с инвалидами, среди которых особенно много внимания уделяется лицам с нарушениями зрения, слуха, ментальными расстройствами. Маломобильные лица, особенность которых состоит преимущественно в движении, упоминаются в научных изданиях гораздо реже, как правило, лишь в контексте некоторых пространственно-средовых изменений. Они не отражают весь спектр музейных возможностей, а потому подобные работы не могут в полной мере служить источниковой базой
исследования.
В выбранном ракурсе исследования интерес представляет проблематика не
только инвалидности, но и старости как культурного, психологического, социального и философского феномена, который рассмотрели Н. В. Овсянникова59, В. М. Розин60, И. В. Романова61, а также музейные практики, направленные на работу с людьми пожилого возраста, освещенные в отдельных работах А. А. Каймакиной 62 , Е. Галкиной 63 , Е. Н. Мастеница 64 . В целом наблюдается недостаток публикаций, посвященных комплексному изучению работы музея с пожилыми людьми, необходимых для проработки вопросов инклюзии. Информация о данной группе посетителей за редким исключением, не выносится в отдельный блок различных музейных сайтов; существующие примеры нередко значительно разнесены территориально и во времени. Эти особенности предопределяют необходимость тщательного анализа интернет-контента: официальных страниц музеев, новостных каналов, газет и других источников,
освещающих события и тенденции в сфере культуры в рамках страны или конкретного региона.
59 Овсянникова Н. В. Общественные представления о старости в пространстве культуры // Международный научно- исследовательский журнал. 2016. No 7 (49), ч. 2. С. 150-153 ; Ее же. «Третий возраст» в современной культуре // Вестник Самарского муниципального института управления. 2011. No 3 (18) С. 182-189.
60 Розин В. М. Старость как психологический и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14, No 2. С. 320-337.
61 Романова И. В. Старость как социальная проблема современного общества // Вестник Читинского государственного университета. 2007. No 4 (45). С. 100-105.
62 Каймакина А. А. Особенности экскурсионного обслуживания лиц пожилого возраста в музеях // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования : сб. науч. ст. междунар. конф. / Алтайский государственный университет. Барнаул, 2015. С. 1882-1884.
63 Галкина Е. «Забытый» посетитель // Музей и личность / сост. М. Ю. Юхневич. М., 2007. С. 101-116.
64 Мастеница Е.Н. Межпоколенная коммуникация в музее как фактор сохранения и трансляции культурного наследия // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2020. No 2 (24). С. 35-40. Объект исследования – музей как инклюзивный социокультурный институт
и центр работы с маломобильными посетителями.
Цель работы – выявление сущности культурной инклюзии людей со сниженной мобильностью в музее и разработка научно-практического подхода к работе с данной категорией посетителей.
Достижение поставленной цели определило постановку следующих задач:
1. Дать определение термину «культурная инклюзия»;
2. Обосновать правомерность объединения маломобильных посетителей
в субкультуру;
3. Изучить зарубежный и отечественный опыт по адаптации музейной
среды;
4. Сформулировать способы решения вопросов психологической и
информационной доступности;
5. Предложить модель взаимодействия музея и посетителя с
ограниченной подвижностью;
6. Разработать методические и практические рекомендации по
повышению качества работы музея с маломобильными посетителями.
Научная новизна исследования.
1. В музеологическую практику введен термин «культурная инклюзия», отражающий институциональную основу и учитывающий субкультурный подход к разным категориям посетителей.
2. Выявлена ценностная общность группы маломобильных посетителей, составляющая их субкультурную основу.
3. Проанализирована возможность использования технических приспособлений для создания физической безбарьерной среды и технологических решений, обеспечивающих виртуально-информационную доступность, с учетом архитектурной и профильной специфики музеев.
Предмет исследования – деятельность музеев, направленная на осуществление инклюзии посетителей с ограниченной подвижностью с учетом особенностей их субкультуры. 4. Определены и систематизированы в соответствии с разными уровнями
доступности музейные и внемузейные формы взаимодействия с маломобильным посетителем.
5. Разработаны методические и практические указания, направленные на повышение качества пребывания маломобильных посетителей в музеях- заповедниках Санкт-Петербурга и популяризацию культурного наследия у людей с нарушением опорно-двигательного аппарата и пожилых людей.
6. Составлена модель-схема реализации культурной инклюзии в музее с учетом разных видов доступности и современных социальных стратегий взаимодействия с посетителем.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Понятие «культурная инклюзия» может быть использовано для описания деятельности музея, воплощающей совокупность его социальных функций и отражающей актуальные тенденции современного общества. Термин применим к разным категориям посетителей, которых на основании ценностного подхода можно сгруппировать в субкультуры. В этом случае музей играет роль поликультурной системы, в которой отношения с посетителем описываются коммуникативной триадой «человек – субкультура – культура».
Практические результаты исследования являются воспроизводимыми и могут быть применены музеями разного профиля для выявления и устранения существующих проблем во взаимодействии с маломобильными посетителями. Изучение и внедрение механизмов культурной инклюзии позволит музею сделать свою политику более гибкой, обогатить арсенал используемых форм работы и успешнее отвечать на запросы общества. Вследствие этого музей становится более ориентированным на посетителя и получает возможность развивать те направления своей деятельности, которые в большей мере помогают ему выполнять свою миссию и приближают к учреждению, соответствующему идеям включающего общества.
Методология и методы исследования. Исследуемый вопрос анализируется на основе междисциплинарного
подхода, дающего возможность рассмотреть обозначенную проблему через призму исторической, культурологической, музеологической, философской, социологической наук.
Для проведения исследования применены следующие методы:
системный метод позволил сформулировать понятие «культурная инклюзия», рассмотрев его как многосоставное явление, и определить компоненты доступной среды, выявить составляющие социального аспекта феномена и установить его место по отношению к инклюзии в целом;
терминологический анализ помог автору раскрыть содержание и связи в опорных понятиях исследования: «доступность», «культура», «субкультура», «инклюзия», «мобильность», «маломобильный посетитель»;
контент-анализ был применен при изучении литературы для составления историко-психологического портрета маломобильной аудитории и при выявлении особенностей информационной доступности музеев на основе изучения музейных сайтов;
структурный анализ позволил сформировать комплексные представления об уровнях доступности и о культурной инклюзии как о социальном явлении;
сравнительный анализ использовался при определении сходств между инклюзией в культуре и образовании, а также при дифференциации способов обеспечения доступности в музеях разного масштаба;
метод наблюдения стал основой для определения проблемных практических ситуаций в сфере работы с маломобильными людьми, характерных для музея;
описательный метод дал возможность автору характеризовать предлагаемые различными музеями программы, ориентированные на посетителя с ограниченной подвижностью, и детализировать использование технико- технологических элементов в музейном пространстве.
Положения, выносимые на защиту: 1. В процессе формирования инклюзивного общества музеямотводится
роль центров культурной инклюзии, которая способствует инкультурации человека, его самоидентификации, самореализации, расширению круга общения, социализации и формированию уважительного отношения к представителям разных субкультурных групп.
2. Для многих музеев, в том числе расположенных в исторических зданиях, существует практическое решение создания безбарьерной среды. Оно основывается на органичной трансформации пространства или использовании дополнительного оборудования. Внедрение ассистивных технологий и организация зон отдыха в музейной среде становятся существенным элементом физической доступности и повышают уровень комфорта посетителя.
3. Субкультурное своеобразие маломобильной аудитории определяет необходимость пространственно-временных корректив музейных программ и экскурсионных маршрутов, к которым относятся выбор места, регуляция продолжительности и скорости движения, перераспределение излагаемой информации. Адаптированные мероприятия в лучшей мере способствуют удовлетворению специфических культурных потребностей посетителей.
4. Развитие информационной доступности музея не зависит от его физических параметров и является важным направлением осуществления культурной инклюзии. Использование цифровых технологий обеспечивает виртуальный доступ к коллекциям, экскурсиям и мероприятиям с возможностью «эффекта присутствия» в недалеком будущем, служит альтернативным способом посещения музея и положительно влияет на качество планирования и организации визита.
5. Формирование у посетителя устойчивого положительного мнения о музее как об инклюзивном социальном институте составляет суть психологической доступности. За ее обеспечение преимущественно отвечают следующие факторы:
 популяризация доступности музея с использованием широкого спектра информационных ресурсов, через участие в социально значимых акциях,
путем установления партнерских отношений с социальными структурами и учреждениями;
 профессиональноеобучениесотрудниковпрактическимнавыкам,основам этики и психологии работы с разными категориями посетителей;
 организация концертов, театральных постановок, фестивалей, показов и других мероприятийв музее.
6. Разработка специальных программ, в том числе с применением
технологии edutainment, привлечение к участию в партиципаторных практиках и волонтерской деятельности музея позволяет посетителям со сниженной мобильностью стать активными участниками процесса культурной коммуникации.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Достоверность полученных выводов гарантирует построение теоретической доказательной базы исследования на основе концепций и положений современной науки, включая отечественное музейное дело, культурологию, социологию, философию, а также подтверждается обращением автора к реальному практическому опыту широкого круга музеев.
Основные положения и результаты диссертации были изложены на научно- практических конференциях всероссийского и международного уровня: III Всероссийская научно-практическая конференция «Культурное пространство России: генезис и трансформации» (2018, Санкт-Петербург); Научно-практическая конференция молодых исследователей (студентов, магистрантов и аспирантов) «Культурная среда и культурные практики» (2018, Санкт-Петербург); Всероссийская ежегодная конференция «Актуальные направления деятельности музеев» (2018, Москва); XXI Всероссийская научно-практическая конференция «Словцовские чтения – 2018» (2018, Тюмень); Всероссийская конференция «Литературные музеи-заповедники и музеи в контексте истории и культуры России»; ХХII-е Февральские музейные чтения памяти С. С. Гейченко (2019, Пушкинские горы); VII международная научно-практическая конференция молодых учёных «Инновационные технологии в гуманитарной сфере» (2019, Барнаул); IV Всероссийская научно-практическая конференция «Культурное пространство России: генезис и трансформации» (2019, Санкт-Петербург); XVII
Круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма» (2019, Санкт-Петербург); VIII Международная конференция студентов и молодых ученых «Смольные чтения– 2019»(2019, Санкт-Петербург); Всероссийская научно-теоретическая конференция «Музей в интеллектуальном контексте эпохи» (2019, Санкт- Петербург); Всероссийская научно-практическая конференция «Культура в годы Великой Отечественной войны» (2020, Санкт-Петербург); Всероссийская научно- практическая заочная онлайн-конференция с международным участием «Культура и искусство: поиски и открытия» (2020, Кемерово).
Задачи работы определили структуру диссертационного исследования: введение, три главы, поделенные на параграфы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения, включающие сравнительные таблицы и авторские схемы. Список литературы и источников включает в себя 232 наименования, из которых 23 на английском языке. Общий объем текста составляет 217 страниц.
В первой главе ставится проблема культурной инклюзии и раскрывается роль музея в становлении инклюзивного общества, дается феноменологический анализ понятия «культурная инклюзия» на основе многосоставных терминов «культура» и «инклюзия». Проводятся параллели между инклюзией в образовании и культуре, в частности музейной сфере, определяются условия, необходимые и достаточные для достижения инклюзии. Доказывается правомерность применения термина «субкультура» в отношении группы людей, выделенных на основе какого-либо признака. Изучается состав группы маломобильных посетителей, определяется культурообразующая база данной субкультуры и освещается представление о специфике исторического отношения в России к пожилым и людям с инвалидностью.
Вторая глава посвящена анализу и систематизации средств по созданию разных видов доступности в музее: физической, психологической, информационной в соответствии с данным в первой главе определением «культурной инклюзии». Исследуется опыт отечественных и зарубежных музеев разного профиля с широким географическим охватом. Затронуты проблемы
архитектурного вмешательства, адаптации и оснащения внутреннего пространства музея, рассмотрены вопросы индивидуального и группового перемещения по музею. Анализируются факторы, влияющие на преодоление психологических барьеров ментального и отношенческого свойства у маломобильных посетителей. Изучается роль доступности информации, необходимой для организации визита, дистанционного знакомства и участия в жизни музея путем задействования цифровых технологий.
В третьей главе определяются социальные стратегии музея, способствующие активизации взаимодействия с людьми с ограничением подвижности. На основе изучения разрабатываемых в последние годы направлений музейной деятельности в качестве основополагающих были выбраны партиципация, коммуникация и коммеморация. Был осуществлен анализ современных музейных практик, отвечающих данным тенденциям и разработаны теоретические принципы тиражирования этого опыта. На примере музеев-заповедников Санкт-Петербурга и Ленинградской области была предложена модель взаимодействия с маломобильными посетителями с учетом имеющихся достижений в разных видах доступности. Для разработки рекомендаций по реализации культурной инклюзии в музее была составлена схема, учитывающая специфику доступности и ее связь с социальными стратегиями.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Музеи как центры культурной инклюзии для маломобильных лиц»

    Публикации автора в научных журналах

    А. А. Шевлягин // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2– № 1 (38). – С. 145–149(0,63 п. л.).
    А. А. Шевлягин // Вестник Кемеровского государственного университета культуры иискусств. – 2– № – С. 108–113 (0,75 п. л.).
    А. А. Шевлягин // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. –2– № 4 (45). – С. 119–124 (0,63 п. л.).
    Современные музейные практики: опыт работы с ветеранами Великой Отечественной войны
    А. А. Шевлягин // Известия Уральского федеральногоуниверситета. Серия Проблемы образования, науки и культуры. – 2– Т. 26, № 3 (199). –С. 130–137 (0,5 п. л.).
    Взаимодействие музея с маломобильными посетителями: практические задачи и способы решения
    А. А. Шевлягин, Л. М. Шляхтина // Культура иискусство: поиски и открытия : сб. науч. статей. – Кемерово : Кемеровский гос. ин-т культуры,2– Т. – С. 43–48 (0,38 п. л.).
    О целесообразности и способах привлечения маломобильных посетителей в музей
    А. А. Шевлягин // Инновационные технологии в гуманитарной сфере :материалыVIIМеждународнойнаучно-практическойконференциимолодыхучёных,аспирантов и соискателей, 28 февраля 2019 г. – Барнаул : Из-во Алтайского гос. ин-та культуры,2– С. 222–230 (0,56 п. л.).
    Профессиональные компетенции музейных работников в культурной инклюзии маломобильных лиц
    А. А. Шевлягин // Материалы семнадцатогоКруглого стола 4 –5 апреля 2019 года. – Санкт-Петербург : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2–С. 246–249 (0,25 п. л.).
    Роль литературных музеев в культурной инклюзии
    А. А. Шевлягин // Невидимый камертон : материалы Февральских музейных чтений памятиС. С. Гейченко. – Сельцо Михайловское : Пушкинский Заповедник, 2– С. 106–111(0,38 п. л.).
    Технология «edutainment» как средство реализации инклюзии в музее
    А. А. Шевлягин // Студенческие смольные чтения 2018–2019 : сб. работ студенческихнауч. конф. – Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2– С. 291–293 (0,19 п. л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы