Научно-техническая библиотека как посредник в формировании научных коммуникаций организации

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Крулев Андрей Александрович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Оглавление
Введение
Глава 1. Научная коммуникация
как информационный процесс
1.1. Роль коммуникации в науке
1.2. Эволюция научных коммуникаций
1.3. Структура и виды современных научных коммуникаций
Выводы к главе 1
Глава 2. Научные коммуникации в прикладной науке
2.1. Особенности формирования и развития научных коммуникаций в прикладной науке
2.2. Информационное сопровождение научно-технических проектов с использованием технологий «встроенного обслуживания»
2.3. Выявление «переднего края» научных исследований
2.4. Возможности научно-технической библиотеки
в области оценки качества научного труда
2.5. Роль научно-технической библиотеки в идентификации
научных школ
2.6. Роль научно-технической библиотеки в формировании интеллектуального капитала организации
Выводы к главе 2
Глава 3. Формирование научных коммуникаций в организации прикладной науки на примере Крыловского государственного научного центра
3.1 Научно-техническая библиотека Крыловского
государственного научного центра как база исследования
3.2. Продвижение публикаций сотрудников Крыловского государственного научного центра
3.3. Выявление «переднего края» научных исследований в области состояния мирового судостроения
3
3.4. Оценка научной деятельности специалистов Крыловского
государственного научного центра и его подразделений
3.5. Идентификация научной школы «Гидроаэродинамика морской техники», сформированной на базе Крыловского государственного научного центра
3.6. Поддержка формирования интеллектуального капитала
организации
3.7. Модель деятельности научно-технической библиотеки Крыловского государственного научного центра как посредника в формировании и развитии научных коммуникаций
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
А. Информационная система слежения за развитием проблемы проектирования и строительства судов обслуживающего флота
Б. Патентное исследование с целью формирования инновационного капитала предприятия
В. Экспертная оценка апробации результатов исследования
Г. Досье на научную школу
«Гидроаэродинамика морской техники»

Во введении обосновывается актуальность темы исследования; раскрыва-
ется степень ее разработанности; определяются объект и предмет, цель и задачи
исследования, методологический инструментарий и используемые методы; ха-
рактеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость ра-
боты. Сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Научная коммуникация как информационный про-
цесс» представлены результаты анализа каналов и форм научной коммуника-
ции, показаны особенности развития электронной коммуникации.
Установлено, что формирование и развитие научных коммуникаций тесно
связано с особенностями развития научной деятельности. Каждому этапу раз-
вития науки соответствуют свои специфические формы и каналы научной ком-
муникации. При этом коммуникационные каналы, возникшие на предшеству-
ющих этапах, сохраняются и в последующем. Одновременно формируются но-
вые каналы, появление которых связано, как правило, с изменением обще-
ственных коммуникационных систем (табл. 1)
Таблица 1. Соотношение этапов развития науки и развития форм и каналов
научной коммуникации
Этап развития наукиХарактеристика этапаХарактеристика системы науч-
ных коммуникаций
Эмбриональный пе-Период коммуникации в древ- Осмысление понятия авторства.
риод (преднаука)ней и средневековой науке. Формирование норм коммуника-
(Античность, СредниеУстные формы общения между ции.
века)учителем и учениками.Создание предпосылок для глас-
Отрабатываются формы иности научных обсуждений.
способы научной дискуссии.
Классическая наукаПериод становления совре-Объединение европейских интел-
(XVII−XVIII в.)менных коммуникационных лектуалов Нового времени на основе
систем – коммуникации впринципов свободы, гуманности и
академических формах. Воз- рационального критицизма.
никновение «РеспубликиКоординация научной информации,
ученых». Переписка междуеё трансляция с помощью переписки
учеными. Появление науч-и периодических изданий, её внед-
ной книги.рение в образовательный процесс.
Неклассическая наукаПериод научно-технических Статья – основной вид научной
(конец XIX− ХХ вв.)революций. Рост интересакоммуникации.
широких масс к научным до- Самоорганизующиеся коммуника-
стижениям и науке, выходтивные объединения исследовате-
науки за рамки традицион-лей, работающих над новой пер-
ных научных центров.спективной проблематикой («Не-
Интеграция наук.видимый колледж»).
Появление научных журна-Консолидация ученых кратковре-
лов.менная – на период решения кон-
кретной научной задачи.
Повышения уровня ответственно-
сти исследователей-ученых перед
обществом.
ПостнеклассическаяСистемная интеграция: появ-Создание системы научных журна-
наука (современныйление смежных дисциплин;лов. Их утверждение как легитим-
этап)междисциплинарных иссле-ного источника знаний. Возникно-
дований; проблем–вение новых (динамических) форм
ориентиров исследования;экспертной оценки – комментарии.
объектов, носящих междис-Неограниченное и оперативное
циплинарный характер.общение ученых по всему миру.
Ассоциация гуманитарных,Социальные научные сети как
естественнонаучных, матема-форма самопрезентации.
тических, технических отрас-Асинхронность, глобализация, ак-
лей, а также дисциплинарныхтуальность, ускорение диффузии
и междисциплинарных иссле-научного знания.
дований, прикладных и фун-Развитие системы открытого до-
даментальных знаний.ступа.
Анализ широкого круга источников показал, что изменения касаются,
прежде всего, формы (инструментов) научных коммуникаций, что позволяет
увеличить интенсивность взаимодействия ученых, связанную как с постоянным
ростом числа исследователей по всему миру, так и с увеличением доступности
и распространения информационно-коммуникационных технологий. В связи с
этим можно говорить о появлении новых инструментов осуществления как
формальных, так и неформальных коммуникаций.
Сформулированы основные достоинства и недостатки электронной научной
коммуникации. К достоинствам можно отнести то, что преодолевается физическая
дистанция за счет возможности регулярного поддержания старых и образования
новых связей; менее значимым становится официальное положение ученого в ин-
ституциональной иерархии; преодолевается необходимость не только соприсут-
ствия для совместной работы, но и синхронного взаимодействия. Однако, при
этом надо учитывать и негативные последствия формирования научной коммуни-
кации в электронной среде, связанные с неравномерностью вовлечения разных
научных обществ в глобальную систему научной коммуникации, что связано,
прежде всего, с экономическим и цифровым неравенством, а также с тем, что воз-
можностями электронных научных коммуникаций в большей мере пользуются
хорошо организованные и обеспеченные инфраструктурой ученые из крупных
университетов, образующие «невидимые колледжи».
Выявлены особенности формирования и виды коммуникационных барье-
ров в современной научной коммуникации, которые в общем виде можно раз-
делить на технические (стремительный рост объема сетевой информации и ее
рассеяние; развитие цифрового неравенства; проблема идентификации участ-
ников коммуникаций, защиты их прав) и социально-психологические (искаже-
ние восприятия информации, связанное с разницей мышления представителей
различных научных областей, которое обостряется в связи с ростом числа ком-
муникантов); массовое распространение побочной информации (информацион-
ного шума) в электронной среде, которое приводит к бесцельным временным
затратам; риск психологического дискомфорта коммуникантов, обусловленный
практически беспрепятственным включением неограниченного числа лиц в
коммуникационные процессы.
Во второй главе «Научные коммуникации в прикладной науке» рас-
смотрены особенности формирования и развития научных коммуникаций в
прикладной науке, их специфика тесно связана с особенностями самой при-
кладной наук и сводится к следующему:
• Более четко обозначенная цель научной коммуникации, которая, в от-
личие от коммуникации в фундаментальной науке, всегда связана с необходи-
мостью получения конкретного результата.
• Ограничение внешних коммуникаций, связанное засекречиванием
промежуточных результатов и необходимостью охраны интеллектуальной соб-
ственности.
• Более тесная связь с практикой и производством означает, что в си-
стему научной коммуникации организаций прикладной науки включаются не
только исследователи, но и проектировщики, конструкторы, технологи и дру-
гие представители производства, осуществляющие внедрение результатов при-
кладных исследований.
• Формальная научная коммуникация в прикладной науке осуществля-
ется по более широкому кругу коммуникационных каналов, включающих более
широкий спектр видов документов, используемых в коммуникации как соб-
ственно текстовых (патенты, отчеты о НИОКР, чертежи, регламенты, норма-
тивные, методики, программы и т. д.), так и символьных (трехмерных) доку-
ментов в виде экспериментальных и опытных образцов.
• В качестве самостоятельного канала можно выделить научно-
технические и опытно-конструкторские услуги, включающие участие в пуско-
наладочных работах, авторский надзор, а также сопровождение научно-
технического объекта в течение всего жизненного цикла.
• Наличие в коммуникации, наряду с традиционными коммуникацион-
ными барьерами, специфических барьеров, сдерживающих свободное развитие
научной коммуникации, т. е. барьеров, связанных с необходимостью учитывать
при осуществлении коммуникации требования, относящиеся к государственной
и коммерческой тайнам.
• Более значимой становится роль библиотечно-информационных
служб, деятельность которых должна быть нацелена на предоставление иссле-
дователям сведений как о достижениях в различных областях фундаментальной
науки, так и о новейших прикладных разработках, уже достигших лицензион-
ного уровня.
Усиление посреднической роли НТБ организации прикладной науки в
формировании и развитии научной коммуникации может основываться на раз-
работке новых, не традиционных для НТБ, услуг, связанных с информационной
поддержкой различных направлений коммуникации. В качестве таких услуг в
главе рассматриваются:
• Информационное сопровождение научно-технических проектов с ис-
пользованием технологий «встроенного обслуживания». Предлагаемая методи-
ка «встроенного обслуживания» включает 7 этапов: 1. Ознакомление с проек-
том и основными этапами его осуществления; 2. Выявление информационных
потребностей специалистов, работающих над проектом. 3. Создание рубрика-
тора информационных потребностей. 4.Определение круга информационных
источников, пригодных для выявления информации на каждом из этапов про-
ектирования. 5. Формирование необходимых исследователям информационных
продуктов и услуг. 6. Подготовка отельных частей отчета о НИОКР. Продви-
жение полученных в ходе проектирования результатов.
• Выявление «переднего края» научных исследований. Разработанная
нами методика выявления «переднего края» основана на возможности получения
нового научного знания с использованием различных методов анализа информа-
ционных ресурсов включает 9 этапов: определение цели исследования; опреде-
ление методов исследования (библиографический поиск, библиометрический
анализ, сравнительный анализ и прочее); разработка индикаторов информацион-
ного исследования (количество публикаций, динамика публикационной активно-
сти, данные о цитируемости и прочее); формирование информационной базы ис-
следования; формирование документального массива по ключевым словам к
публикациям; определение направлений анализа сформированного докумен-
тального массива; определение индикаторов информационного исследования;
визуализация информации (разработка форм аналитических таблиц, диаграмм и
графиков); подготовка отчета о проведенном информационном исследовании.
• Оценка результативности научных исследований и эффективности
труда ученых. Оценка научного труда может осуществляться НТБ по следую-
щим направлениям: Учет количества публикаций и выявление их взаимосвязей
на основе цитирования; анализ электронных идентификаторов авторов; анализ
документов, не включаемых в библиографические и полнотекстовые базы: (от-
четы по НИОКР, диссертации и прочее); анализ патентной статистики; альт-
метрический анализ; выявление в метаданных и полных текстах публикаций
сведений о результатах, процессе или технологиях эксперимента; анализ объе-
мов финансирования описываемых в публикациях исследований.
• Идентификация научных школ. Как и в области оценки результатов
научной деятельности, обращаясь не только к внешним данным, но и к внут-
ренним ресурсам организации, информационные специалисты обладают уни-
кальными преимуществами и для непосредственного выявления неформально-
го коллектива, и для оценки его деятельности. Услуги по выявлению и иденти-
фикации научных школ, сложившиеся на базе организации прикладной науки, а
также по составлению досье на научную школу являются одним из перспектив-
ных направлений информационного обслуживания в НТБ.
Информационные работники также вносят существенный вклад в оценку,
а также в формирование конкурентных преимуществ организации на базе ин-
теллектуального капитала. В область развития человеческого капитала входят:
создание персональных баз знаний, организация обучения сотрудников в части
обеспечения библиотечно-информационного обслуживания научной и иннова-
ционной деятельности, развитие компетенций в части информационного само-
обслуживания и прочее. Для развития и повышения организационного капитала
НТБ может стать универсальным подразделением, отвечающим за прием, реги-
страцию, систематизацию, хранение и использование не только научных произ-
ведений, но и всех типов активов интеллектуального капитала. В их числе:
охранные документы, организационно-распорядительная документация, внут-
ренняя нормативная документация, отчетная документация по НИОКР и про-
чее. Основным вкладом НТБ в развитие клиентского капитала представляется
максимально полное оповещение клиентов об имеющихся продуктах и услугах,
а также активное использование зарегистрированных в организации товарных
знаков во время участия в профильных мероприятиях (библиотечных конфе-
ренциях, конгрессах, выставках и т. д.).
Практическая реализация описанных во второй главе работы информаци-
онных услуг представлена в третьей главе «Формирование научных коммуни-
каций в организации прикладной науки на примере Крыловского государ-
ственного научного центра». Представлены внедренные и перспективные
Услуги специалистов НТБ, направленные на продвижение научных публикаций.
Данные услуги востребованы и имеют серьезные перспективы развития.
С одной стороны качественное оказание этих услуг требует наличия традици-
онных профессиональных компетенций: создание библиографических записей,
предметизация научных произведений и прочих, с другой требуют освоения
новых компетенций, например для продвижения публикаций в социальных се-
тях или организации виртуальных выставок.
Также в главе описана методика «встроенного» обслуживания специали-
стов, выполняющих научно-технический проект, которая позволяет наиболее
эффективно обеспечить их информационное обслуживание. «Встроенное» об-
служивание, предполагает включение информационного работника в качестве
полноправного члена в группу специалистов. Предлагаемая методика включает
7 этапов, заключительным из которых является продвижение полученных в хо-
де проектирования результатов, то есть предполагает дальнейшее сотрудниче-
ство информационных специалистов с проектантами.
Информационное исследование по выявлению «переднего края» прове-
дено в ходе выполнения первого этапа НИР «Комплексный анализ развития су-
достроения, финансово-экономического состояния, производственной деятель-
ности и кадрового потенциала интегрированных структур и предприятий судо-
строительной отрасли. Разработка материалов и предложений по уточнению
основных параметров, указанных в документах стратегического планирования
в области судостроительной промышленности». НТБ проведен информацион-
ный анализ ряда перспективных сегментов развития и состояния гражданского
специализированного флота.
Исследователям представлены следующие данные:
‒ сведения о ведущих странах по общему количеству построенных су-
дов обслуживающего флота и по их действующему составу;
‒ перечень научных организаций, сотрудники которых опубликовали
наибольшее число документов соответствующей тематики за исследуемый период;
‒ научные издания, в которых опубликовано наибольшее число доку-
ментов по исследуемой проблеме;
‒ наиболее цитируемые документы, опубликованные за исследуемый
период;
‒ авторы, имеющие наибольшее количество публикации.
Анализ выявленного документального массива также позволил получить:
• определенное внетекстовое знание, связанное с представлением в
библиографических описаниях и рефератах выявленных документов сведений о
конкретных характеристиках судов обслуживающего флота;
• выявление организаций прикладной науки, занимающихся исследова-
нием конкретных видов судов обслуживающего флота;
• выявление исследователей, занимающихся конкретными проблемами
судов обслуживающего флота.
Также для дальнейшей эффективной подготовки информационных про-
дуктов и услуг разработан проект информационно-следящей системы на при-
мере судов обслуживающего флота, которая сочетает в себе как фактографиче-
ские, так и библиографические данные, выявляемые путем анализа документов.
Предлагаемая система основана на создании комплекса аналитических таблиц и
может стать эффективным дополнением к информационным материалам, ис-
пользуемым специалистами предприятия при выполнении научно-технических
проектов. Примеры таблиц приведены ниже (табл. 2, 3, 4)
Таблица 2. Ведущие страны в области создания и проектирования СОФ
Стра-Орга-КлассТипНазвГлав-Дед-Ско-Пло-ТягаЧислен-
наниза-суднасуднааниеныевейтростьщадьнален-
циясуднаразме-ходапалубывинтахность
ренияэкипажа
Таблица 3. Классы СОФ
КлассОргани-ТипГлавныеДед-Ско-ПлощадьТяга наЧислен-
судназациясуднаразмерениявейтростьпалубывинтахлен-
ходаность
экипажа

Таблица 4. Характеристика СОФ по показателям дедвейта
ДедвейтОрга-КлассТипГлавныеСко-Пло-Тяга наЧислен-
низа-суднасуднаразмере-ростьщадьвинтахность
циянияходапалубыэкипажа

Полученные в ходе исследования результаты были представлены на экспер-
тизу специалистам в рассматриваемой области. Эксперты в своих отзывах подтвер-
дили точность выбранных характеристик и достоверность полученных данных.
В соответствии с описанными в теоретической части работы блоками
(библиометрический и наукометрический анализ) проведена оценка результа-
тивности научной деятельности сотрудников Крыловского центра, включающая:
‒ анализ публикационной активности сотрудников предприятия, в том
числе оценку цитируемости опубликованных за отчетный период научных про-
изведений, включенных международные базы научного цитирования;
– анализ тематики опубликованных за отчетный период научных произ-
ведений;
‒ оценку количества сотрудников Крыловского центра в составе редак-
ционных советов профильных научных журналов.
Полученные данные представлены в виде аналитических таблиц графи-
ков и диаграмм.
В качестве практической реализации услуги по выявлению научной школы
в работе представлена идентификация научной школы «Гидроаэродинамика
морской техники», сформированной на базе Крыловского государственного
научного центра. В сформированном досье содержится следующая информация:
‒ общие сведения о научной школе, включающие данные о составе трех
поколений;
‒ краткая справка о деятельности научной школы;
‒ биографическая справка лидера научной школы;
‒ публикации представителей научной школы и показатели их цитируе-
мости в наукометрических БД;
‒ патенты, полученные представителями научной школы;
‒ список публикаций, содержащих сведения о научной школе.
Также в третьей главе представлены результаты исследования по выявле-
нию основных элементов структуры интеллектуального капитала организации,
адаптированной для организации прикладной науки, а также приводятся дей-
ствия научно-технической библиотеки, способствующие повышению всех со-
ставляющих интеллектуального капитала (человеческого, организационного,
потребительского).
По итогам исследования была сформирована модель деятельности науч-
но-технической библиотеки организации, выполняющей прикладные исследо-
вания, как посредника в формировании и развитии научных коммуникаций
(рис. 1). На рисунке шрифтом выделены информационные услуги, методики со-
здания которых предложены в данной работе.
Все направления деятельности НТБ по поддержке научных коммуника-
ций разделены внешние и внутренние. Предлагаемые в работе новые информа-
ционные услуги направлены, прежде всего, на повышение эффективности
внутренних научных коммуникаций.
В частности, пользователям библиотеки представляется возможным
предложит услуги по идентификации научных школ (как сложившихся на базе
организации, так и конкурирующих), мониторингу переднего края научных ис-
следований, разработке информационных систем слежения; помощь в продви-
жении публикаций в соответствии с разработанным в исследовании алгорит-
мом. Важным направлением может стать организация «встроенного» информа-
ционного сопровождения научно-технического проекта, методика осуществле-
ния которого также разработана в данном исследовании.
Для информационной поддержки научных коммуникаций также может
быть расширен круг услуг, предоставляемых руководству организации за счет
помощи в систематизации сведений о состоянии интеллектуального капитала
организации, услуг по оценке деятельности специалистов организации и ее
структурных подразделений, услуги по идентификации научных школ органи-
зации, услуги по созданию информационно-следящих систем за развитием
научных проблем, разрабатываемым в организации.
Для отдела патентоведения может быть предложена услуга по системати-
зации интеллектуального капитала организации, прежде всего в части органи-
зационного капитала, осуществление патентных исследований, формирование
патентных ландшафтов.
Для издательства организации возможен анализ потока цитируемой литера-
туры, что дает возможность выявлять авторов с высокой цитируемостью (а, значит,
известностью) для заказа монографий по тематике исследований организации.
В области внешних научных коммуникаций имеется возможность сов-
местной работы по идентификации научных школ и продвижению научных
публикаций.
Приведенная модель научных коммуникаций, эффективным посредником
в которой является НТБ организации прикладной науки, является открытой,
демонстрирует широкие возможности, а также перспективные участки работы.
В заключении сформулированы основные результаты исследования и
намечены дальнейшие направления исследований.
Библиотеки профильных вузовАссоциация научных редакторовВысшая аттестационная комиссия приАссоциация научных редакторов
Участие в конференциях.и издателей (АНРИ)Министерстве науки и высшегои издателей (АНРИ)
Участие в подготовке заявок для проведе-образования РФ (ВАК)
ния информационно-экспертной оценкиУчастие в подготовке отчетов о публикацион-Участие в подготовке заявок для прове-
научного периодического издания. Уча-ной активности сотрудников предприятия.дения информационно-экспертной оцен-
НТБ и информационные службы от-ки научного периодического издания.
раслевых предприятийстие в конференциях, вебинарах.Участие в подготовке заявок для включения
выпускаемого журнала в перечень ВАК. Уча-Участие в конференциях, вебинарах.
Обмен информационными продуктами.
Оказание информационных услуг.стие в подаче заявок на регистрацию новых
Участие в конференциях.рубрик для расширения перечня научных спе-
Консорциум НЭИКОНциальностей выпускаемого журнала.
Выявление и идентификация конкури-Подключение к международной журналь-
рующих научных школ.ООО «Научная электронная
ной системе библиографических ссылок
библиотека» eLIBRARY.RU
Crossref, регистрация идентификаторов DOI.
Размещение научных произведений в
Участие в конференциях, вебинарах, ма-
Внешние специалисты, клиенты НТБРИНЦ.
Документное и библиографическое об-стер-классах, повышение квалификации.
Работа в информационно-аналитической
служивание.системе ScienceSpace, добавление новых
Предоставление данных о ведущих спе-публикаций, изменение публикаций,

НТБ
циалистах организации в исследуемойпривязка ссылок из других публикаций
области (информационная оценка).в РИНЦ и прочее.

Специалисты научно-исследовательскихРуководство предприятияОтдел патентоведения и защитыИздательство
подразделений предприятияУчастие в подготовке заявок на включениеинтеллектуальной собственностиБиблиографическое обслуживание.
Встроенное обслуживание, информационное со-научных школ предприятия в реестр науч-Создание реестра патентной документа-Продвижение публикаций.
провождение научно-технических проектов. Про-ных школ Санкт-Петербурга: библиографи-ции на базе АИБС.Организация презентаций.
движение публикаций, в том числе в общих ическое обслуживание.Сбор и систематизация сведений в обла-Сопровождение передачи метаданных и
профессиональных социальных сетях. РазработкаДОР – создание обзорно-аналитическойсти организационного капитала. Прове-полных текстов произведений в между-
рекомендаций по публикации научных произве-информационной продукции.дение патентных исследованийнародные базы данных, включая науко-
дений. Оценка публикационной активности спе-Информационное исследование фронтаметрические.
циалистов и подразделений.научных исследованийСоздание сообществ издательства в
Проведение обучения по информационному само-Сбор и систематизация сведений о состо-Отдел качества и стандартизацииобщих и профессиональных социальных
обслуживанию.янии интеллектуального капитала органи-Документное, библиографическое обслу-сетях. Присвоение идентификационных
зации.живание. Совместная разработка внутрен-
Помощь в создании идентификаторов.номеров DOI ранее опубликованным
Идентификация научных школ организации.ней нормативной документации по инфор-
Альтметрический анализ размещенных в сети пол-Оценка научной деятельности структур-статьям.
ных текстов и метаданных научных произведений.мационному обслуживанию сотрудников.Оценка научной деятельности специ-
ных подразделений и организации в целом.
Организация виртуальных выставок и вебинаровСоздание ИСС.Создание реестра нормативной докумен-алистов с целью выявления наиболее
по тематике деятельности организации.тации на базе АИБС.продуктивных авторов и авторов, об-
Ведение общего реестра опубликованных научныхладающих высокой репутацией в про-
Ученый и диссертационный совет
произведений и регистров индивидуального учетафессиональном сообществе.
Оценка публикационной активности специа-Совет молодых ученых
Организация встроенного информационноголистов и подразделений, библиографическоеи специалистов
обслуживания исследовательских коллективов.обслуживание.Подготовка рекомендаций по публикацииУчебно-образовательный центр
Идентификация «научных школ».Помощь в оформлении списков литературынаучных произведений молодых специали-Документное и библиографическое об-
Определение переднего края научных исследо-к диссертациям.стов, продвижение публикаций. Помощь вслуживание, помощь в организации
ваний.Предоставление сведений об оригинальностиорганизации конференций. Участие в ин-обучения.
Создание ИСС. Продвижение публикаций спе-защищаемых диссертаций (антиплагиат).формационном наполнении сообщества вСовместная организация занятий, в
циалистов организации.
социальной сети VK.том числе вебинаров по тематике дея-
Архив предприятиятельности организации
Создание реестра управленческой доку-Организация занятий по формированию
ментации на базе АИБС.информационной культуры специалистов.

Рисунок 1. Модель деятельности НТБ Крыловского центра как посредника в формировании научных коммуникаций

Актуальность темы исследования. В современной социокультурной ситуации, связанной со становлением глобального информационного обще- ства, коммуникация выступает в качестве универсальной характеристики че- ловеческого бытия и его отдельных феноменов. Особое место в этих услови- ях занимают научные коммуникации, представляющие собой совокупность видов профессионального общения в научном сообществе. Научные комму- никации – один из главных механизмов развития науки, способ осуществле- ния взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов.
Существенной особенностью современного этапа является значительная динамика научных коммуникаций и значительное увеличение объема ин- формации, что во многом обусловлено цифровизацией коммуникаций в це- лом и научных коммуникаций в частности. Эти процессы заставляют по- новому взглянуть на проблему оценки научного вклада организаций и от- дельных ученых и специалистов в мировую науку, что, в свою очередь, сти- мулирует интерес исследователей и практиков к поиску адекватных методов и критериев оценки результатов научной деятельности.
Существует необходимость теоретического осмысления целого ряда проблем, среди которых: развитие инструментов анализа информационных потоков, появление новых форм научных коммуникаций, цифровых плат- форм и сервисов, способствующих информационному взаимодействию в процессе научной деятельности предприятий и организаций, отбор, оцен- ка, систематизация и обеспечение доступа к научным данным, пути сни- жения коммуникационных барьеров. Данный перечень не является исчер- пывающим.
Следует отметить, что если коммуникации в академической среде изу- чены достаточно полно, то вопросы организации системы научных коммуни- каций применительно к прикладной науке, их особенности исследованы не- достаточно. Мы убеждены, что в организацию данной системы должны быть вовлечены сотрудники библиотечно-информационных служб предприятий и организаций прикладной науки. Безусловно, роль информационных специа-
листов как полноправных участников системы научных коммуникаций со- временного предприятия, их готовность к работе этой системе нуждается в теоретической разработке.
Проблемная ситуация во многом связана с изменением информацион- ных потребностей специалиста, которые на сегодняшний день включают не только потребление информации. Спектр информационных потребностей расширяется: оформление результатов научной деятельности, их оценка и продвижение, формирование интеллектуального капитала организации – да- леко не полный перечень направлений, отвечающих современным ожидани- ям потребителей от информационных подразделений, в том числе научно- технических библиотек.
При этом до сих пор не проведена комплексная оценка их роли в систе- ме научных коммуникаций, не предложены методики включения, отсутству- ют схемы и модели научных коммуникаций с участием научно-технической библиотеки.
Степень разработанности научной проблемы. До последнего времени в научной литературе в основном упоминались исследования научных ком- муникаций, опубликованные и получившие широкую известность в 1960−1980 гг. Среди них – концепция этоса науки Р. Мертона [120, 219], концепция «невидимого колледжа» Д. Прайса [222] и ее верификация в ис- следованиях Д. Крейн [205], серия социологических исследований сетей лич- ных коммуникаций в среде ученых Б. Гриффита, Н. Маллинза и Т. Аллена, детальные исследования повседневной профессиональной коммуникации Б. Латура, С. Вулгара, М. Малкея, К. Кнорр-Цетины [214, 215]. В России в 1976 г. был выпущен сборник переводов под редакцией Э. М. Мирского и В. Н. Садовского [77], которые в своей вступительной статье к нему привели обширный систематизированный материал, обобщающий накопленный опыт как российских, так и зарубежных исследований научной коммуникации. До настоящего времени данный сборник является самым систематизированным и полным источником информации по теории и практике исследований ком-
муникаций в научной среде.
Среди российских исследований коммуникаций в науке особый интерес
представляют работы Г. Г. Дюментона. Они основываются на беспрецедент- ном по своему масштабу 25-летнем лонгитюдном исследовании, которое проводилось в ряде московских НИИ. Работы Г. Г. Дюментона были посвя- щены изучению коммуникаций в науке и характеристикам ученого в зависи- мости от его положения в системе научных коммуникаций. Основным ито- гом научных разработок Г. Г. Дюментона стало формирование представления о том, что на основе изучения коммуникаций в науке социолог получает воз- можность дать объективную оценку многих явлений научной жизни, напри- мер, выделить реальных научных лидеров различного ранга, на которых за- мыкается наибольшее количество научных связей, определить результатив- ность ученых и их коллективов, значимость формальных и неформальных аспектов организации научной деятельности и т. д. Также большой интерес представляет лонгитюдное исследование интернетизации научных коммуни- каций в России и ее влияния на продуктивность научной деятельности, про- веденное Е. З. Мирской в 1995−2002 гг. [118–120]. Большинство исследова- ний влияния компьютеризации на профессиональную научную деятельность носит исключительно инструментальный характер, выявляя лишь технологи- ческий аспект изменений. Рассматриваемое же исследование, являясь мас- штабным социологическим проектом, выявило реальные изменения в про- фессиональной деятельности ученых, которые были вызваны технологиче- ским совершенствованием процесса коммуникации.
В начале 2000-х гг. в работах по исследованию коммуникаций в науке главным предметом стала трансформация научного сообщества в эпоху гло- бализации и формирующиеся сетевые сообщества ученых. Появляются со- циологические исследования, посвященные анализу интернет-активности российских ученых, форм организации сетевого общения (работы И. Ф. Бог- дановой [11], М. В. Сафроновой и др.). В последнее десятилетие научная коммуникация стала объектом исследо-
вания специалистов библиотечно-информационной сферы, которые рассмат- ривают научное общение, с одной стороны, как традиционную часть своей профессиональной деятельности, а, с другой, − как один из элементов профес- сиональных коммуникаций в целом. В настоящее время говорить о значитель- ной изученности этих проблем в части деятельности информационных работ- ников и библиотекарей нельзя. Однако уже имеется ряд работ, посвященных теории и практике формирования и развития научного общения.
Частично проблемы формирования научной коммуникации рассматри- ваются А. В. Соколовым [171], который «встраивает» научную коммуника- цию в общую структуру социальных коммуникаций.
Научная коммуникация, как область профессиональных коммуникаций, а также проблемы преодоления коммуникационных барьеров в научно- технической коммуникации, проблемы формирования научных школ и оцен- ки научной деятельности рассматриваются в работах Т. В. Захарчук [54, 60] и А. А. Грузовой [34].
Т. В. Захарчук также обосновывает возможность формирования новой услуги, связанной с выявлением и характеристикой научных школ в рамках краеведческой работы центральных библиотек субъектов федерации.
Авторами фундаментальных исследований по проблемам знаниевой экономики Э. Брукинга, Л. Эдвинссона, К. Тейлора, Т. Стюарта [177] и др. рассматриваются проблемы формирования структуры интеллектуального ка- питала, возможности управления им в организации. Приложение разработан- ных ими концепций в библиотечно-информационной сфере представлено в работах Ш. Корал [203, 204] и П. Костагиоласа [216, 217], которые рассмат- ривают структуру и отдельные составляющие интеллектуального капитала библиотеки, а также возможности стратегического управления информаци- онными услугами. Различные аспекты информационного обслуживания ученых в библио-
теках отраслевых НИУ РАН рассмотрены в публикациях специалистов ака- демических библиотек – О. Л. Лаврик, О. И. Левченко [97, 102–104] и др.
В работах А. И. Земскова [63, 64] и И. Е. Парамоновой [138–141] рас- смотрены основные аспекты деятельности современной научно-технической библиотеки.
А. И. Земсков также обосновывает в своих работах роль современной библиотеки в формировании научных коммуникаций, основывая ее на разви- тии современных коммуникационных технологий, принципов «открытой науки» и открытого доступа.
И. Е. Парамонова предлагает новый подход к организации деятельности НТБ – ситуационную модель, позволяющую предложить поведенческую (коммуникационную) стратегию. Модель учитывает основные факторы и условия функционирования конкретной библиотеки, позволяет выявить ак- тивных акторов и их компетенции, оценить существующие каналы взаимо- действия, сформировать ключевые услуги и определить оптимальные каналы их доведения до специалистов предприятия.
Таким образом, несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных формированию научных коммуникаций, с одной стороны, и деятельности современной научно-технической библиотеки, − с другой, обобщающие исследования, обосновывающие роль и место научно- технической библиотеки организации прикладной науки в структуре науч- ных коммуникаций в настоящее время отсутствуют.
Объект исследования – научная коммуникация в организации, выпол- няющей прикладные научные исследования
Предмет – роль научно-технической библиотеки в формировании си- стемы научных коммуникаций в организации, осуществляющей прикладные исследования. Цель работы – обоснование роли и места научно-технической библио-
теки в формировании системы научных коммуникаций в организации при- кладной науки.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Рассмотреть эволюцию и теоретические подходы к формированию научных коммуникаций.
2. Выявить и сформулировать особенности современных научных ком- муникаций.
3. Сформулировать особенности научных коммуникаций в прикладной науке.
4. Разработать модель формирования научных коммуникаций в при- кладной науке, основанную на идее создания новой информационной про- дукции, способствующей усилению эффективности научного общения.
5. Предложить и методически обосновать разработку информационных продуктов и услуг научно-технической библиотеки организации прикладной науки, направленных на формирование и развитие научных коммуникаций организации.
6. Апробировать разработанную модель формирования научных ком- муникаций в организации научно-технического профиля на деятельности информационно-издательского центра Крыловского государственного науч- ного центра.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что научно- техническая библиотека является уникальным и наиболее эффективным по- средником в формировании системы научных коммуникаций в организации прикладной науки.
Методология и методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования стали:
Методологические положения А. В. Соколова о формировании и совре- менном состоянии социальной коммуникации, важным сегментом которой является научная коммуникация. Интерпретивная концепция (Е. З. Мирская, В. Ж. Келле) в развитии
науки, где на первый план в научном познании выдвигается не процесс полу- чения нового знания, а субъект-субъектные отношения, языковой дискурс, конфликт по поводу принятия-неприятия нового знания.
Методологические положения Ю. Гарфилда [32, 210], Д. Прайса, Р. С. Гиляревского [25–27] о библиометрии как методе изучения научной де- ятельности.
Методология информационных исследований науки, разработанная О. М. Зусьманом и основанная на том, что современные информационные технологии открывают широкие возможности изучения документальных по- токов и получения из них в результате анализа внетекстового знания.
Методологические подходы Т. В. Захарчук к представлениям о совре- менной научной школе и особенностям ее идентификации.
Концепция Т. Стюарта, рассматривающая интеллектуальный капитал как развивающуюся отрасль экономического знания, а также методологиче- ские подходы Ш. Корал и П. Костагиоласа к применению положений знание- вой экономики в библиотечно-информационной сфере.
Труды О. М. Зусьмана и Т. В. Захарчук, обосновывающие возможность выявления «фронта» научных исследований информационными методами.
Концепция сервисного развития В. В. Брежневой и В. А. Минкиной [57], предполагающая расширение возможностей и стратегическое развитие ин- формационного обслуживания, а также его ориентацию на качественные по- казали, оценку которых производит потребитель.
Методы исследования.
Терминологический анализ − для выявления сущности, взаимосвязей и упорядочивания основных понятий, раскрывающих предметную область ис- следования.
Поаспектный анализ профессиональной литературы – для определения степени изученности темы, выявления подходов к структуре и функциям и
формам научной коммуникации, характеристики эволюции научных комму- никаций и их современного состояния.
Сравнительный анализ − для сравнения структуры научных коммуника- ций на разных этапах их развития.
Структурно-функциональный метод − для описания основных состав- ляющих системы научной коммуникации, разработки новых форм коммуни- кационной системы организации.
Метод моделирования − для разработки модели деятельности научно- технической библиотеки организации прикладной науки в области формиро- вания и развития системы научных коммуникаций.
Библиометрические методы − для апробации разработанных методик идентификации научных школ, оценки научной деятельности, выявления «фронта» научных исследований.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Обоснована роль научно-технической библиотеки как посредника в формировании научных коммуникаций организации.
2. Сформулированы и обоснованы особенности формирования и разви- тия научных коммуникаций в организации прикладной науки.
3. Предложены пути совершенствования методик наукометрического анализа публикаций путем введения в описание документа меток, связанных с указанием на характер исследования (описание процесса, объекта, техноло- гии и т. д.), а также наличие в публикации сведений об объеме финансирова- ния исследования.
4. Предложены и обоснованы идентифицирующие признаки научных школ, специфические для школ, сформировавшихся в прикладной науке: наличие совместных патентов на объекты интеллектуальной собственности, а также участие представителей школы в совместных проектах как внутри ор- ганизации, так и вне ее.
5. Разработан алгоритм продвижения публикаций сотрудников органи- зации прикладной науки, опирающийся на использование новых отечествен- ных и зарубежных информационных ресурсов.
6. Обоснована эффективность использования внутреннего системного рубрикатора и тезауруса научно-технической библиотеки организации при- кладной науки для упорядочивания массива информации.
7. Обосновано создание новых информационных продуктов и услуг научно-технической библиотеки как посредника в формировании и развитии научной коммуникации организации:
● выявление и идентификация научных школ как сформированных на базе организации, так и конкурирующих научных школ;
● выявление фронта научных исследований в различных направлениях деятельности организации, а также в смежных областях;
● разработка и создание системы слежения за развитием научно- прикладных объектов и технологий, позволяющая выявить тенденции в этом направлении, степень вовлеченности научных организаций в процессы их со- здания и эксплуатации;
8. Предложены и обоснованы новые способы оценки научной деятель- ности ученого и научного коллектива в организации прикладной науки, ос- нованные на создании новых информационных ресурсов и разработке нетра- диционных информационных услуг научно-технической библиотеки.
9. Предложена модель деятельности научно-технической библиотеки организации прикладной науки в области формирования и развития системы научных коммуникаций, включающая внешних и внутренних партнеров по коммуникации, с одной стороны, и предоставляемые им традиционные и но- вые информационные услуги, способствующие усилению посреднической роли библиотеки.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
1. Впервые обоснована роль научно-технической библиотеки как по- средника в формировании научных коммуникаций в организации приклад- ной науки.
2. Впервые сформулирована специфика научных коммуникаций в прикладной науке.
3. Выявлены и теоретически обоснованы основные элементы структу- ры интеллектуального капитала научно-технической организации.
4. Теоретически обоснована модель научных коммуникаций органи- зации, включающая определение значимости различных форм научных ком- муникаций в организации, определение статуса и роли всех групп коммуни- кантов организации.
Практическая значимость диссертационного исследования связана с формированием научно обоснованных представлений о научно-технической библиотеке организации как базовом подразделении для формирования и развития научных коммуникаций.
Для внедрения предлагается:
1. Методика формирования и идентификации научных школ, адаптиро- ванная для научных школ в прикладной науке.
2. Методика выявления фронта научных исследований как нового ин- формационного продукта научно-технической библиотеки.
3. Структура интеллектуального капитала организации, адаптированная для организации прикладной науки.
4. Методика создания информационных систем слежения за развитием проблем прикладной науки.
5. Алгоритм продвижения публикаций научно-технической организа- ции прикладной науке.
6. Методика «встроенного» информационного сопровождения научно- технического проекта, основанная на научной коммуникации специалистов (пользователей) и сотрудников научно-технической библиотеки.
Педагогическая направленность. Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах бакалавров и магистрантов по органи- зации профессиональных коммуникаций в научно-технических организаци- ях, таких как: «Организация работы научно-технической библиотеки и служ- бы информации предприятия», «Профессиональные коммуникации в биб- лиотечно-информационной сфере», «Информационные исследования науки и научной деятельности», «Аналитические технологии в научно-технической сфере», «Информационное обеспечение профессиональных коммуникаций».
Личный вклад автора состоит в:
● обосновании эффективности посреднической деятельности научно- технической библиотеки организации прикладной науки в формировании и развитии научных коммуникаций;
● теоретическом обосновании специфических форм и направлений научной коммуникации в организации прикладной науки;
● разработке алгоритма продвижения публикаций сотрудников органи- зации прикладной науки;
● разработке модели структуры современной научной коммуникации в организации прикладной науки;
● адаптации методики формирования и идентификации научных школ к научным школам в области прикладной науки и апробация работоспособ- ности методики на научных школах Крыловского научного центра;
● разработке и апробации информационно-следящей системы для вы- явления «переднего края» исследований по профилю деятельности научно- исследовательского подразделения научного центра;
● разработке модели деятельности научно-технической библиотеки ор- ганизации прикладной науки в области формирования и развития научных коммуникаций организации.
Соответствие паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки), включающей исследования и раз-
работки в области теории, методологии и организации библиотечной и биб- лиографической деятельности, представленная диссертационная работа явля- ется исследованием роли научно-технической библиотеки в организации научных коммуникаций организации.
Соответствие диссертации области исследования специальности. В соответствии с областью исследования специальности 05.25.03 «Библиотеко- ведение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки), по- лученные результаты соответствуют п. 3 «Библиотечно-информационная де- ятельность, использование современных информационно- коммуникационных технологий. Библиотечное обслуживание»; п. 8 «Ис- пользование электронных сетей в целях библиотечно-информационного об- служивания».
Положения, выносимые на защиту:
1. Научно-техническая библиотека является основным посредником и организатором научных коммуникаций организации, осуществляющей при- кладные исследования.
2. Система научной коммуникации в организации прикладной науки имеет свои специфические черты, тесно связана с особенностями формиро- вания и развития прикладного научного знания, а также с особенностями проведения прикладных научных исследований, в том числе с коммерческим сдерживанием (финансовый барьер) и необходимостью учета требований за- конодательства о государственной тайне.
3. Расширение спектра информационных продуктов и услуг, предо- ставляемых научно-техническая библиотекой, позволит ей более эффективно выполнять роль посредника в формировании научных коммуникаций органи- зации прикладной науки. К такой информационной продукции можно отне- сти: оценку научного труда информационными методами, идентификацию научных школ как самой организации, так и конкурирующих научных школ, создание информационных систем слежения за развитием научно- технического объекта, осуществление «включенного» информационного об-
служивания, направленного на информационное сопровождение научно- технического проекта.
4. Модель деятельности научно-технической библиотеки в организаци- ях прикладной науки в области формирования научных коммуникаций вклю- чает, с одной стороны, партнеров по научной коммуникации, а, с другой, традиционные и новые информационные услуги, увеличивающие эффектив- ность научного общения.
5. Модель научной коммуникации организации прикладной науки, важнейшим элементом которой выступает научно-техническая библиотека, является открытой и может быть модифицирована с появлением новых ин- формационных ресурсов, позволяющих формировать новые информацион- ные продуты и услуги.
Степень достоверности результатов, изложенных в диссертации. До- стоверность и обоснованность результатов обеспечивается представлением результатов в научных публикациях, а также апробацией основных результа- тов исследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения и резуль- таты диссертационного исследования докладывались на международных конференциях. По теме диссертации опубликовано 11 работ, из них 6 в жур- налах, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований и отраженных в международных базах данных научного цити- рования
Основные положения и итоги исследования докладывались на междуна- родных и всероссийских научно-практических конференциях:
XVI Всероссийская научно-практическая конференция «Информацион- ное обслуживание в век электронных коммуникаций – 2021». Тема «Онлай- новые качества офлайновых учреждений: практики дистанционного доступа к ресурсам и сервисам библиотек, музеев, архивов», 3–4 ноября 2021 г., оnline-формат. 9-я Международная научно-практическая конференция «Научное изда-
ние международного уровня – 2021: Мировые тенденции и национальные приоритеты», г. Москва, 24–27 мая 2021 г.
III Международный библиографический конгресс, 27−29 апреля 2021 г.
XV Всероссийская научно-практическая конференция «Информацион- ное обслуживание в век электронных коммуникаций — 2020», г. Санкт- Петербург, 30 октября 2020 г.
XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов»: «Информационное обслуживание в век электронных коммуникаций – 2019», Санкт-Петербург, 30 октября – 1 ноября 2019 г.
8-я Международная научно-практическая конференция «Научное изда- ние международного уровня – 2019: стратегия и тактика управления и разви- тия», г. Москва, 23–26 апреля 2019 г.
XVII международная научно-практическая конференция «Корпоратив- ные библиотечные системы: технологии и инновации», Санкт-Петербург, 24– 29 сентября 2018 г.
7-я Международная научно-практическая конференция «Научное изда- ние международного уровня – 2018: редакционная политика, открытый до- ступ, научные коммуникации», г. Москва, 24–27 апреля 2018 г.
Структура и объем диссертации. Цели, задачи и методы исследова- ния обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Объем диссертации 288 страниц. В диссертации содержится 15 рисунков, 21 таблица. Список ис- пользованной литературы включает 228 названий.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Научно-техническая библиотека как посредник в формировании научных коммуникаций организации»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы