Объективизация технической ценности перебросок предметов в оценке исполнительского мастерства спортсменок групповых упражнений художественной гимнастики

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Давыдова Татьяна Юрьевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ…………………………………………6
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………7
ГЛАВА 1 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ СЛОЖНОСТИ ПЕРЕБРОСОК ПРЕДМЕТОВ В ГРУПОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ……………………………………………………………………………………..19
1.1 Тенденции развития групповых упражнений художественной гимнастики………………………………………………………………………………..19
1.2 Переброски предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики ……………………………………………………………………………………………………………………25
1.2.1 Основы техники бросков предметов в художественной гимнастике ……….28
1.3 Проблемы экспертной оценки в технико-эстетических видах спорта…………35
1.4 Пути объективизации экспертной оценки перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики………………………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………….44 ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………47 2.1 Методы исследования …………………………………………………………………………………..47
2.1.1 Теоретический анализ и обобщение специальной литературы и программных документов FIG……………………………………………………………………………………..47
2.1.3 Опрос (анкетирование) ………………………………………………………………………………49 2.1.4 Экспертная оценка……………………………………………………………………………………..49 2.1.5 Метод бесконтактного исследования видеоряда движений ……………………..50 2.1.6 Электромиография……………………………………………………………………………………..52 2.1.7 Стабилография……………………………………………………………………………………………54 2.1.8 Проектирование………………………………………………………………………………………….55 2.1.9 Педагогический эксперимент …………………………………………………………………….56 2.1.10 Методы математической статистики……………………………………………………….57
2.2 Организация исследования …………………………………………………………………………..58
ГЛАВА 3 ФАКТОРЫ, ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СЛОЖНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРЕБРОСОК ПРЕДМЕТОВ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ……………………………………………….60
3.1 Состояние и тенденции развития сложности перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики……………………………………………….60
3.1.1 Тенденции развития содержания и технической ценности перебросок предметов в соревновательных программах групповых упражнений художественной гимнастики ……………………………………………………………………………………………………………………68
3.1.2 Современные подходы к оценке сложности перебросок в соревновательной и тренировочной деятельности …………………………………………………………………………………….73
3.2 Физические свойства предметов художественной гимнастики, как фактор сложности перебросок в групповых упражнениях………………………………………………………76
3.2.1 Кинематические характеристики техники перебросок посредством различных предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики………..81
3.2.2 Стабилографические характеристики техники перебросок различными предметами в групповых упражнениях художественной гимнастики………………………..87
3.2.3 Характеристика электрической активности мышц при выполнении перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики……….92
3.3 Биомеханические факторы техники выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях в художественной гимнастике …………………………………………….99
3.3.1 Кинематические особенности техники выполнения перебросок предмета в групповых упражнениях ………………………………………………………………………………………………99
3.3.2 Равновесие, как фактор сложности выполнения перебросок предметов различной сложности спортсменками в групповых упражнениях художественной гимнастики ………………………………………………………………………………………………………………….110
3.3.3 Особенности межмышечной координации спортсменок как фактор сложности перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики……………………………………………………………………………….115
3.4 Сложность перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики, как производная взаимосвязей кинематических, стабилографических и электромиографических характеристик техники движений…………………………………………………………………………………125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ГЛАВЕ 3…………………………………………………..139
ГЛАВА 4 РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ТАБЛИЦ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ПЕРЕБРОСОК ПРЕДМЕТОВ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ НА ОСНОВЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ СЛОЖНОСТИ…142
4.1 Теоретические аспекты проектирования технической ценности перебросок предметов в групповых упражнениях ………………………………………………………………………..142
4.2 Разработка базовых алгоритмов и матрицы сложности перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики…………………………………………..145
4.3 Проектирование таблиц технической ценности на основе матрицы технической ценности перебросок предметов в соревновательных программах групповых упражнений художественной гимнастики ………………………………………………154
4.4 Эффективность применения научно-обоснованных алгоритмов, матриц и таблиц технической ценности перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики ………………………………………………………………………………………159
4.4.1 Оценка эффективности применения таблиц технической ценности перебросок предметов в судейской практике …………………………………………………………….159
4.4.2 Объективность оценки как фактор совершенствования процесса освоения перебросок …………………………………………………………………………………………………………………..168
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….177 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………….181 ОПРЕДЕЛЕНИЯ…………………………………………………………………184

5
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………185
ПРИЛОЖЕНИЕ А Акты внедрения результатов научно-исследовательской работы в практику………………………………………………………………………208 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета………………………………………………………212
ПРИЛОЖЕНИЕ В Программа предварительного исследования по выявлению факторов сложности броска и ловли при переброске предметов……………………………..215 ПРИЛОЖЕНИЕ Г Статистический материал биомеханического и
электромиографического анализа перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики…………………………………………………………………………………….217 ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты корреляционного анализа взаимосвязей
кинематических, физиологических и стабилографических характеристик техники перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики……220
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Матрицы технической ценности перебросок однородных предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики………………………..230 ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Фрагменты таблиц технической ценности перебросок
однородных предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики…..246

Результаты анализа исследуемой проблемы, выполненного в рамках
первой главы диссертации «Состояние проблемы оценки сложности
перебросок предметов в групповых упражнениях художественной
гимнастики» позволили установить, что вопросы технической ценности
перебросок предметов в аспекте совершенствования экспертизы
исполнительского мастерства в групповых упражнениях художественной
гимнастики в научно-методической литературе не рассматривались.
Описанные механизмы броска и ловли предметов не раскрывают биомеханику
переброски в целом, не учитывают специфики взаимодействий в группе и не
позволяют точно определить техническую ценность перебросок. В связи с
этим процесс конкретизации характеристик сложности перебросок предметов
является фундаментальным условием научного обоснования технической
ценности перебросок предметов и критериев судейства в групповых
упражнениях художественной гимнастики.
В рамках второй главы диссертации «Методы и организация
исследования» раскрыта процедура решения задач, связанных с научным
обоснованием технической ценности перебросок предметов в художественной
гимнастике на основе учета биомеханических факторов их сложности.
В третьей главе диссертации «Факторы, предопределяющие сложность
выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях
художественной гимнастике» была подтверждена необходимость и
возможность объективизации технической ценности перебросок в групповых
упражнениях художественной гимнастики.
Анализ правил соревнований показал, что, несмотря на наличие в их
содержании установок на стимулирование сложности соревновательных
программ групповых упражнений, в данных документах отсутствуют таблицы
технической ценности перебросок предметов, а существующие подходы к
определению их «стоимости» являются не корректными. На это указывали:
– условный учет сложности и оригинальности перебросок предметов,
приводящий к единообразию в их применении, снижению динамизма и
зрелищности композиций;
– нивелирование ценности перебросок предметов посредством их
объединения в группу сложности по обобщенному критерию;
– отсутствие в правилах соревнований научно обоснованных таблиц
технической ценности перебросок предметов, основанных на объективных
биомеханических и физиологических характеристиках сложности их техники.
Это не позволяет метрологически точно оценить подготовленность команд,
дифференцировать и ранжировать их по уровню исполнительского мастерства.
Ретроспективный анализ соревновательных композиций групповых
упражнений художественной гимнастики позволил выявить следующие
тенденции развития сложности перебросок предметов:
– увеличение вариативности взаимодействий гимнасток с обменом
предметами посредством броска (с 2000 г. по 2019 г. на 40%);
– изменение вариативности сочетания предметов в соревновательных
комбинациях групповых упражнений;
– низкая динамика разнообразия сложности перебросок предметов,
применяемых в соревновательных композициях;
– наличие высокой конкуренции в групповых упражнениях на мировой
арене, предъявляющей повышенные требования к надежности выполнения
бросковых элементов независимо от сложности;
– высокая плотность оценок за техническую ценность соревновательных
композиций групповых упражнений, в том числе, за переброски предметов.
Исходя из тенденций, лидерство в современных групповых упражнениях
художественной гимнастики обеспечивается не только высоким качеством
исполнения композиций, но и сложностью, риском взаимодействий посредством
предмета, а именно перебросок предметов.
Опрос судей (n=30) и тренеров (n=30) высокой квалификации показал, что
«трудность» и надёжность выполнения перебросок предметов в групповых
упражнениях художественной гимнастики являются одними из наиболее
значимых компонентов мастерства спортсменок, определяющих достижение
высоких результатов на соревнованиях (100%). Они зависят от способностей
гимнасток воспроизводить двигательную программу по заданным модельным
биомеханическим характеристикам, обусловленных различными факторами
сложности. Большинство экспертов (65%) считало, что существующий подход к
определению технической ценности перебросок не учитывает в полной мере их
реальную сложность и требует научно-обоснованного ранжирования.
Системный подход к анализу техники перебросок предметов, основанный
на синхронизированном применении стабилографии, электромиографии и метода
бесконтактного исследования видеоряда движений, позволил выявить
биомеханические характеристики, ранее не учитываемые в практике оценки их
сложности.
Учитывая, что сложность перебросок предметов (их динамика, условия
броска и ловли и т.д.), предопределена законами механики гимнастических
предметов, прежде всего, был осуществлен анализ их физико-механических
свойств. Установлено, что наиболее сложной для броска является лента, а для
ловли – скакалка. Исходя из этого, наиболее сложной является переброска
однородных предметов – скакалок, смешанных предметов – скакалок с лентами, а
наиболее простой – переброска мяча.
Корреляционный анализ биомеханических характеристик техники
различных перебросок предметов, позволил оценить их сложность с учетом
исходных положений и направлений полета предмета при выполнении броска и
ловли, как одной, так и другой рукой. Так в ходе корреляционного анализа
показателей кинематики и электромиографии, было выявлено, что активация
мышц в различной степени определяет движение руки в каждом из исследуемых
бросков: от 10% до 90% (таблица 1).
Выполнение броска мяча «назад в стойке» и «из-за спины вперед в
стойке» на 93,8% зависело от активируемых мышц. В большей степени
движение руки определяла активация прямой мышцы живота правой стороны
тела (на 60%) и широчайшей мышцы спины одноименной стороны тела (на
50%). Бросок из положения «лежа на животе» обеспечивало 87,5%
активируемых мышц: в основном прямые мышцы живота (по 30%) и
широчайшая мышца спины правой стороны туловища (на 40%). Выполнение
же броска из положения «лежа на спине» было возможно при активации 48,8%
мышц и движение в большей степени определяла активация левой
дельтовидной мышцы (на 40%), двуглавой мышцы плеча бросковой руки и
трехглавой мышцы плеча свободной руки (на 30%).
При ловле мяча наибольшее количество активируемых мышц,
обеспечивающих качество приема предмета, фиксировалось в положениях «лежа
на животе в наклоне назад» (81,25%) и «стойке боком» (75%). Но активация мышц
по сравнению с другими положениями не превышала 30-50%. Установлено, что
выполнение ловли сидя спереди на 68,75% зависело от активности локтевого
сгибателя запястья (на 70%) и широчайшей мышцы спины правой стороны тела
(на 60%). Для выполнения ловли в стойке за спиной была необходима активация
всего 37,5% мышц, но точность движения в данном положении на 80% определяла
активация правой трапециевидной мышцы.
Таблица 1 – Степень зависимости межзвенных углов от средней амплитуды
турнов электрической активности мышц при выполнении броска мяча (n=10; %)
мышцы
12345678910111213141516
Бросок вперед правой рукой в стойке
0000050504004002030206040
Бросок вперед левой рукой в стойке
005010300001000000200
Бросок вперед двумя руками в стойке
00100020100003004005040
Бросок в сторону правой рукой в стойке
40100102000001000001030
Бросок назад правой рукой в стойке
1010020203010102020202060105020
Бросок из-за спины вперед правой рукой в стойке
1010020203010102020202060105020
Бросок вперед правой рукой в стойке на коленях
10002000090200002010050
Бросок вперед правой рукой в седе
102005000002010400010100
Бросок, лежа на спине
0100100303002040101000200
Бросок, лежа на животе
10101020201010010101003030400
Примечание. Мышцы: 1-локтевой разгибатель запястья пр.; 2-локтевой разгибатель запястья лв.; 3-локтевой сгибатель
запястья пр.; 4-локтевой сгибатель запястья лв.; 5-трехглавая плеча пр.; 6-трехглавая плеча лв.; 7-двуглавая плеча пр.;
8-двуглавая плеча лв.; 9-дельтовидная пр.; 10-дельтовидная лв.; 11-трапециевидная пр.; 12-трапециевидная лв.; 13-пр.
мышца живота пр.; 14-пр. мышца живота лв.; 15-широчайшая спины пр.; 16-широчайшая спины лв.

В процессе анализа особенностей влияния направления полета предмета и
исходного положения в перебросках на сохранение равновесия было выявлено,
что изменение данных характеристик в соответствии техникой работы предметом
приводило к дополнительным колебаниям и, следовательно, динамике
устойчивости равновесия (таблица 2).
Таблица 2 – Взаимосвязь показателей оценки движения в равновесии и
межзвенных углов при выполнении бросков мяча (N=10, r)
Межзвенные углы
бросок

плечевойлоктевойтазобедренныйколенныйголеностопный
прлвпрлвпрлвпрлвпрлв
10,00-0,09-0,38-0,35-0,45-0,37-0,75-0,600,45-0,22
20,360,07-0,110,110,31-0,400,540,780,670,15
30,020,020,170,000,300,340,13-0,18-0,190,25
40,020,160,10-0,23-0,25-0,01-0,100,250,100,21
50,440,250,480,410,03-0,11-0,180,230,41-0,10
60,09-0,15-0,020,310,120,060,21-0,01-0,070,05
70,100,050,380,07-0,29-0,19-0,02-0,23-0,08-0,08
80,300,390,330,45-0,11-0,13-0,16-0,12-0,24-0,09
Примечание. Броски: 1 – вперед пр.р. в ст.; 2-вперед лв.р. в ст.; 3-вперед двумя р. в ст.; 4-в сторону р. в ст.; 5-назад
р. в ст.; 6-из-за спины р. в ст.; 7-вперед р. в ст. на коленях; 8-переброска р. вперед

Наиболее сложным, независимо от положения тела, являлось сохранение
равновесия при броске назад. Об этом свидетельствовали наименьшие показатели
«оценки движения» и «качества функции равновесия» в положении «стойка
спиной».
При выполнении ловли наименьшие показатели «оценки движения» и
«качества функции равновесия» фиксировались в положении «стойка боком», а
также в «стойке» за спиной лицом к направлению движения предмета (таблица 3).
Исходя из полученных данных, было установлено, что особенности
положений, занимаемых гимнастками в переброске, предопределяют степень
устойчивости предбросковых поз, и, как следствие, точность переброски
предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики. Сложность
переброски обусловлена исходным положением гимнасток в броске или ловле
предмета, а также направлением броска-ловли, что предопределяет трудность ее
выполнения, возможные отклонения от техники, приводящие к потере предмета.
Таблица 3 – Взаимосвязь коэффициентов качества функции равновесия и
показателей межзвенных углов при выполнении ловли мяча (N=11, r)
Межзвенные углы
ловля

плечевойлоктевойтазобедренныйколенныйголеностопный
прлвпрлвпрлвпрлвпрлв
1-0,63-0,17-0,210,05-0,10-0,08-0,470,100,16-0,08
2-0,24-0,25-0,290,20-0,070,01-0,22-0,10-0,23-0,45
3-0,020,06-0,030,60-0,28-0,43-0,26-0,340,010,11
4-0,37-0,080,17-0,050,210,10-0,09-0,080,07-0,10
50,060,000,280,19-0,28-0,39-0,53-0,06-0,430,57
60,280,57-0,070,05-0,40-0,32-0,45-0,38-0,36-0,37
70,530,48-0,240,46-0,40-0,33-0,22-0,15-0,080,07
80,090,110,250,770,430,310,230,300,410,07
90,160,030,660,190,190,240,300,370,180,16
Примечание. Ловли: 1-спереди пр.р. в ст., 2-спереди лв.р. в ст., 3-спереди двумя р. в ст., 4-сбоку р. в ст., 5-спереди-назад
двумя р. в ст., 6- сзади в ст., 7- переброска спереди, 8-спереди в ст. на коленях, 9-спереди в ст. на коленях без помощи рук.

Математическийанализкинематических,стабилографических
характеристик, особенностей электрической активности мышц при выполнении
перебросок предметов с последующим корреляционным анализом позволили
выявить объективные факторы сложности перебросок предметов в групповых
упражнениях художественной гимнастики, к которым относятся:
– физические свойства предметов, определяющие активность мышц при
реализации двигательных программ броска и ловли в переброске;
– положение тел гимнасток в броске и ловле предмета, его устойчивость или
динамизм;
– «приоритетность» рабочей руки, выполняющей бросок или ловлю
предмета в переброске;
– направление и плоскость броска и ловли предмета в переброске;
– амплитуда движений рабочего звена тела, осуществляющего переброску
предмета;
– способ броска или ловли в переброске предмета;
– межмышечная координация для реализации движений предметом,
– отсутствие контроля предмета при выполнении переброска,
– наличие асимметрии движений тела и предметом в переброске.
В заключительной четвертой главе «Разработка и экспериментальная
проверка таблиц технической ценности перебросок предметов в групповых
упражнениях на основе объективных факторов сложности» представлены
теоретические и практические аспекты авторского подхода к объективизации
технической ценности перебросок предметов в групповых упражнениях
художественной гимнастики.
Для разработки базовых алгоритмов сложности переброски предметов в
художественной гимнастике, с учетом биомеханических факторов были
рассмотрены ее основные составляющие фазы – бросок и ловля. Прежде всего
учитывалась сложность исходного положения, направление броскового движения
и приоритетность работающей руки, так как именно они определяли
кинематические (показатели межзвенных углов, ускорения точек звеньев тела),
физиологические (показатели средней амплитуды турнов электрической
активности мышц, реципрокность мышц) и стабилографические характеристик
движений. В схеме алгоритма наиболее простые броски были локализованы в
левом верхнем углу, а наиболее сложные – в правом нижнем углу (рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура базового алгоритма формирования сложности
броска предмета при выполнении переброски в групповых упражнениях
художественной гимнастики
Перемещение по горизонтали позволяло изменить направление броска,
снизить визуальный контроль и, следовательно, повысить требования к точности
мышечных дифференцировок и реципрокности мышц, амплитуде замаха из-за
уменьшения степеней свободы в суставах рабочей руки и усложнению сохранения
равновесия во время броска.
Структура базового алгоритма сложности ловли в переброске предмета
определялась по такому же принципу, как и в броске. При этом учитывалось, что
наиболее просто осуществлять контакт и амортизацию перемещающегося по
определенной траектории предмета при наличии зрительного контроля (то есть,
спереди) и в стойке, позволяющей «гасить» скорость и корректировать
направление движения посредством всех звеньев тела гимнастки.
Чем меньше было степенней свободы у звеньев тела спортсменки и меньше
возможностей осуществлять контроль пространственного положения, тем
сложнее было выполнить ловлю предмета.
На основе выявленных факторов и их логической взаимосвязи были
спроектированы базовые алгоритмы для определения условной технической
ценности бросков и ловли в перебросках однородных и разных предметов
групповых упражнений художественной гимнастики, сочетание которых
определяло более высокую исходную сложность, как броска, так и ловли и,
следовательно, – техническую ценность (рисунок 2).

Рисунок 2 – Алгоритм определения условной технической ценности
ловли при выполнении переброски разных предметов в художественной
гимнастике
Перемещение по каждой из траекторий алгоритма позволяло получить
суммарную условную техническую ценность двигательных действий в каждой
фазе переброски, с учетом, представленных биомеханических факторов
сложности. При этом в связи с различиями в физических свойствах каждого
предмета и различий в их сочетаниях алгоритмы броска и ловли отличались по
своей структуре и максимально возможной сложности. Разработанные
алгоритмы позволили осуществить последующее проектирование базовой
матрицы технической ценности броска и ловли предмета, которая послужила
основой для определения ценности перебросок в целом (таблица 4).
Для конкретизации технической ценности каждой переброски
предметов с учетом выявленных объективных факторов сложности и
спроектированных алгоритмов ее определения для отдельных фаз движения
применялись специально разработанные формулы.
Таблица 4 – Матрица технической ценности бросков и ловли в перебросках предметов в групповых упражнениях
художественной гимнастики
УровеньБросокЛовля
ценностивпередв сторонуназадиз-за спиныспередисбокусзадиспереди
назад
1стоя—стоя—
2в пассе; стоя настоя–в пассе; стоя на-стоястоя
коленях; сидяколенях
3лежа на спине; стояпассе; стоя настоястоясидя; стоя лв. рукой- стояв пассе; стоя нав пассе;
лв. рукойколенях; сидяколеняхстоя на
коленях
4в пассе лв. рукой;лежа на спине; стояв пассе; стоя нав пассе; стояпассе лв. рука; лежав пассе,сидя; стоя лв. рукойидя
ст. на коленях лв.лв. рукойколенях; сидяна коленях;на спине; ст.настоя на коленях
рукой;сидяколенях лв. рука
сидя лв. рукой;
лежа на животе
5лежа на спине лв.в пассе лв. рукой;стоя лв. рукойстоя лв. рукойлежа на животесидя; стоя лв.лежа на животележа на
рукойлежа на животе; в ст.двумя руками; сидярукой; лежа надвумя руками; вживоте
на коленях лв. рукой;лв. рукойспинепассе лв. рукой
сидя лв. рукойв ст.на коленях лв.
рукой;
6лежа на животе влежа на спине лв.в пассе лв. рукой;в пассе лв.лежа на животе вв пассе лв.сидя лв. рукой;-
наклоне назад;рукойв ст.на коленяхрукой; в ст.нанаклоне назад; лежарукой; лежа належа на животе пр.
лежа на животе лв.лв. рукой; сидяколенях лв.на животе пр. рукой;животе пр.рукой;рукой
рукойлв. рукой;рукой; сидялежа на спине лв.ст.на коленях лв.
лв. рукойрукойрукой;
7-лежа на животе влежа на животе в-лежа на животе всидя лев. рука;лежа на животе в-
наклоне назад; лежанаклоне назад;наклоне назад пр.лежа на спиненаклоне назад двумя
на животе лв. рукойлежа на животерука;лв. рукойруками; лежа на
лв. рукойлежа на животе лв.животе лв. рукой
рукой
8лежа на животе в—лежа на животе влежа на животележа на животе в-
наклоне назад лв.наклоне назад лв.лв. рукойнаклоне назад пр.
рукойрукойрукой
9-лежа на животе влежа на животе в—лежа на животе в-
наклоне назад лв.наклоне назаднаклоне назад лв.
рукойлв. рукойрукой
Для расчета ценности броска предмета: ТЦБ= (ТЦб1+ ТЦб2) / 2 , где
ТЦБ – техническая ценность броска, выполненного двумя гимнастками
одновременно;
ТЦб1 – техническая ценность броска, выполненного 1-ой гимнасткой;
ТЦб2 – техническая ценность броска, выполненного 2-ой гимнасткой.
Для расчета ценности ловли предмета: ТЦЛ= (ТЦл1+ ТЦл2) / 2 , где
ТЦЛ – техническая ценность ловли, выполненной двумя гимнастками
одновременно;
ТЦл1 – техническая ценность ловли, выполненной 1-ой гимнасткой;
ТЦл2 – техническая ценность ловли, выполненной 2-ой гимнасткой.
Таким образом, техническая ценность переброски (ТЦП) предметов
являлась суммарным показателем ценности броска и ловли, при выполнении
переброски двумя гимнастками одновременно:
ТЦП = (ТЦб1+ТЦл1) + (ТЦб2+ТЦл2)
Полученные в процессе математических расчетов данные легли в основу
разработки матрицы технической ценности перебросок предметов в
групповых упражнениях художественной гимнастики. Матрица предполагала
распределение бросков и ловлей в порядке возрастания технической ценности,
конкретизированной с помощью разработанных алгоритмов сложности.
Перемещение по вертикали или горизонтали позволяло получить более
высокую техническую ценность переброски с учетом изменяющихся условий
ее выполнения. Так для конкретного предмета (например, мяча) в матрице
было предложено 2162 расцененных переброски (таблица 6). Всего было
предложено 10810 расцененных перебросок с каждым из 5 предметов
художественной гимнастики.
Применение базовых алгоритмов определения сложности броска и
ловли предмета, а также специально разработанной формула расчета
технической ценности переброски позволило спроектировать матрицы
технической ценности для таблиц «трудности» правил соревнований по
групповым упражнениям художественной гимнастики (таблицы 5 и 6).
Таблицы имели две разновидности: для перебросок однородных
предметов и разнородных предметов. Первая разновидность включала в себя
5 таблиц, вторая разновидность – 10 таблиц, в каждой из которых была
зафиксирована конкретная техническая ценность 10810 перебросок.
Оценка эффективности применения таблиц технической ценности
перебросок предметов, разработанных для правил соревнований по
групповым упражнениям художественной гимнастики, предполагала анализ
результативности дифференцировки команд высококвалифицированных
спортсменок групповых упражнений по «стоимости» перебросок и уровню
исполнительского мастерства в целом, относительно действующих правил
соревнований.
Таблица 5 – Фрагмент матрицы технической ценности перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики
Бросок мяча
0,10,20,30,4

ст. на коленях из-за спины
ст. на коленях спиной

лежа на спине боком
ст. на коленях лев.р.
в пассе боком лев.р.
ценность

пассе из-за спины
стоя, из-за спины

сед из-за спины

лежа на животе
ст. боком лев.р.
лежа на спине
ст. на коленях

пассе спиной
пассе, лев.р.
Ловля мяча

сед спиной
ст. наколенях боком
ст. спиной
в ст. лев.р.

сед боком

сед, лев.р.
ст.боком
стойка

пассе

сед
0,2стойка (ст.)0,30,40,40,40,40,50,50,50,50,50,50,50,60,60,60,60,60,60,60,60,60,60,60,6
пассе0,40,50,50,50,50,60,60,60,60,60,60,60,70,70,70,70,70,70,70,70,70,70,70,7
ст. спиной0,40,50,50,50,50,60,60,60,60,60,60,60,70,70,70,70,70,70,70,70,70,70,70,7
0,3в ст. спереди-назад двумя р.0,40,50,50,50,50,60,60,60,60,60,60,60,70,70,70,70,70,70,70,70,70,70,70,7
в ст. на коленях0,40,50,50,50,50,60,60,60,60,60,60,60,70,70,70,70,70,70,70,70,70,70,70,7
в ст. лев.р.0,50,60,60,60,60,70,70,70,70,70,70,70,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,8
ст. боком0,50,60,60,60,60,70,70,70,70,70,70,70,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,8
пассе спиной0,50,60,60,60,60,70,70,70,70,70,70,70,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,8
0,4пассе спереди назад0,50,60,60,60,60,70,70,70,70,70,70,70,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,8
ст. на коленях спиной0,50,60,60,60,60,70,70,70,70,70,70,70,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,8
ст. на коленях спереди назад двумя р.
0,50,60,60,60,60,70,70,70,70,70,70,70,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,8
сед0,50,60,60,60,60,70,70,70,70,70,70,70,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,80,8
пассе, лев.р.0,60,70,70,70,70,80,80,80,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,90,90,90,90,90,9
пассе боком0,60,70,70,70,70,80,80,80,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,90,90,90,90,90,9
ст. спиной, лев.р.0,60,70,70,70,70,80,80,80,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,90,90,90,90,90,9
ст. на коленях лев.р.0,60,70,70,70,70,80,80,80,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,90,90,90,90,90,9
0,5
ст. на коленях боком0,60,70,70,70,70,80,80,80,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,90,90,90,90,90,9
сед спиной0,60,70,70,70,70,80,80,80,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,90,90,90,90,90,9
сед, спереди-назад, двумя р.0,60,70,70,70,70,80,80,80,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,90,90,90,90,90,9
лежа на спине0,60,70,70,70,70,80,80,80,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,90,90,90,90,90,9
ст. боком лев.р.0,70,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,91,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,0
пассе спиной, лев.р.0,70,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,91,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,0
ст.на коленях, спиной лев.р.0,70,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,91,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,0
сед, лев.р.0,70,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,91,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,0
0,6сед боком0,70,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,91,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,0
лежа на спине боком0,70,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,91,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,0
лежа на животе двумя р.0,70,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,91,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,0
лежа на животе спиной двумя р.0,70,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,91,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,0
лежа на животе спереди-назад двумя р.0,70,80,80,80,80,90,90,90,90,90,90,91,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,01,0
Таблица 6 – Фрагмент таблицы технической ценности перебросок однородных предметов (мячей) для правил соревнований
по групповым упражнениям художественной гимнастики
№Запись переброскитехническая ценность
п/п0,10,20,30,40,50,60,70,80,9
1Вперед из стойки в различные в стойке,в ст. на в п. «сед», в п. «лежа в п. «лежа в п. «лежав п. «лежа
положения;впередиколенях, впередина спине», на боку», нана животе,
Тоже неприоритетной рукой +впередивпередивпередиживоте»,вверху в
0,1вперединаклоне
назад»,
2Вперед из стойки на коленяхв стойке, в ст. на в п. «сед», в п. «лежа в п.в п. «лежатожев
Тоже неприоритетной рукой +впередиколенях, впередина спине», «лежа нананаклоне
0,1впередивпередибоку»,животе»,назад
впередивверху
3Вперед из положения «сед»в стойке, в ст. на в п. «сед», в п. «лежа в п. «лежав п. «лежатожев
Тоже неприоритетной рукой +впередиколенях, впередина спине», на боку»,нанаклоне
0,1впередивпередивпередиживоте»,назад
вверху
4Вперед из положения «лежа нав стойке, в ст. на в п. «сед»,в п. «лежав п. «лежа
в п. «лежатожев
спине»впередиколенях, впередина спине»,на
на боку»,наклоне
Тоже неприоритетной рукой +впередивпередиживоте»,
вперединазад
0,1вверху
5Вперед из положения «лежа нав стойке в ст. на в п. «сед» в п. «лежа в п. «лежа в п. «лежатожев
боку»впереди коленях впередина спине» на боку», на животе»наклоне
Тоже неприоритетной рукой +впередивпередивпередивверхуназад
0,1
6Вперед из положения «лежа нав стойке, в ст. на в п. «сед», в п. «лежа в п. «лежа
животе»впередиколенях, впередина спине», на боку»,
Тоже неприоритетной рукой +впередивпередивпереди
0,1
Она проводилась в два этапа и включала в себя квалиметрию технической
ценности перебросок предметов на соревнованиях по художественной
гимнастике Grand Prix Moscow 2020 в соответствии: 1) с действующими
правилами соревнований; 2) с научно-обоснованными и разработанными
таблицами технической ценности перебросок предметов (таблица 7).
Таблица 7 – Результаты экспериментальной проверки эффективности экспертизы
технической ценности перебросок предметов в программах команд-финалисток на
соревнованиях Grand Prix Moscow 2020 (баллы)
СтранаценностьценностьРазницаценностьценностьРазница
перебросок вперебросок св ценностиперебросок вперебросок св ценности
композицииучетомперебросоккомпозиции с 3учетомперебросок
с 5 мячамифакторовобручами 2факторов
сложностипарами булавсложности
1. Россия3,85,11,33,03,40,4
2. Белоруссия3,54,51,03,13,20,1
3. Израиль3,55,01,53,64,50,9
4. Узбекистан3,33,60,33,74,00,3
5. Бразилия3,23,60,43,64,20,6
6. Турция3,13,20,12,72,80,1
7. Финляндия3,33,60,33,53,90,4
M±m3,38±0,084,08±0,280,70±0,213,31±0,143,71±0,220,4±0,1
V (%)6,918,779,511,516,270,7
Стат. выводp <0,05p <0,05 Установлено, что в соответствии с действующими правилами ценность перебросок предметов в финале многоборья находилась в пределах 3,04±0,09 балла (с мячами) – 2,9±0,1 балла (с 3 обручами и 2 парами булав) при низкой вариативности показателей (7-12%). Перерасчет ценности перебросок предметов с учетом объективных факторов их сложности показал, что в среднем их «стоимость» в комбинации с 5 мячами увеличилась на 0,6 балла, с разными предметами на 0,9 балла. Наибольшая разница была зафиксирована в соревновательных композициях сборной команды России (+1,6 балла в мячах) и сборной команды Израиля (+1,3 балла в обручах-булавах). При этом коэффициент вариации ценности перебросок в упражнениях с 5 мячами увеличился на 11,8% и в упражнениях с 3 обручами и 2 парами булав на 4,7%. В процессе пересчета ценности перебросок в упражнении с 5 мячами у сборной команды Турции, было установлено снижение данного показателя, а в финалах со смешанным видом предметов у сборной команды Финляндии увеличение ценности перебросок повлияло на общую оценку и распределение мест в турнирной таблице. Произошедшие изменения в технической ценности перебросок предметов в соревновательных композициях финалисток были достоверны (p <0,05), к тому же оценки призеров в каждом виде многоборья стали иметь большие различия (на 1,5%) с остальными командами. Это свидетельствовало об улучшении дифференцировки команд по сложности выполняемых перебросок предметов, а также повышении возможностей в определении рейтинга команд, выступавших в финале многоборья. Универсальность применения разработанных таблиц была подтверждена, не только в соревновательной деятельности, но и при усложнении выполняемых в композициях перебросок предметов в процессе спортивной подготовки сборной команды НГУ им П.Ф. Лесгафта по групповым упражнениям (рисунок 3). 1,2 0,90,90,9 0,70,80,8 0,7 0,70,60,60,7 0,60,60,5 0,50,5 0,2 1 ED2 ED3 ED4 ED5 ED 1 Контрольная тренировка2 Контрольная тренировка Ценность с учетом факторов сложности Рисунок 3 – Динамика технической ценности перебросок предметов, выполняемых испытуемыми в процессе педагогического эксперимента (баллы) Предложенные алгоритм и матрицы позволили в кратчайшие сроки повысить техническую ценность перебросок и программы в целом, а сложность каждой переброски в среднем была увеличена на 0,2 балла. Таким образом, полученные в процессе педагогического эксперимента результаты свидетельствовали, что спроектированные таблицы технической ценности перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики позволяют не только оптимизировать процесс экспертизы и ранжирования команд по исполнительскому мастерству, но и управлять процессом его формирования. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы: 1. Тенденциями развития групповых упражнений художественной гимнастики, указывающим на необходимость применения научно-обоснованного подхода к определению технической ценности перебросок являются: - увеличение вариативности сотрудничеств гимнасток с обменом предметами посредством броска (с 2000 г. по 2020 г. на 40%); - изменение вариативности сочетания предметов в соревновательных комбинациях групповых упражнений; - высокая плотность оценок за техническую ценность соревновательных композиций групповых упражнений, в том числе, за переброски предметов; - наличие высокой конкуренции в групповых упражнениях на мировой арене, предъявляющего повышенные требования к надежности выполнения бросковых элементов и сотрудничеств независимо от сложности; - низкая динамика разнообразия применяемой в соревновательных композициях сложности перебросок предметов. 2. Несмотря на стимулирование правилами соревнований ФИЖ последние пять олимпийских циклов сложности соревновательных программ групповых упражнений посредством выполнения элементов сотрудничества, данные документы не позволяли метрологически точно оценить техническую ценность композиций, а также дифференцировать и ранжировать команды по уровню исполнительского мастерства. На это указывают: - условный учет сложности и оригинальности перебросок предметов, приводящий к единообразию в их применении, снижению динамизма и зрелищности композиций; - нивелирование ценности перебросок предметов посредством их объединения в группу сложности по обобщенному критерию; - отсутствие в правилах соревнований научно обоснованных таблиц технической ценности перебросок предметов, основанных на объективных биомеханических и физиологических характеристиках сложности их техники. 3. Учитывая установленные в процессе проведенных исследований информативные механические и биомеханические характеристики техники перебросок предмета, определена локализация факторов сложности в общей структуре движения: - в положении тела спортсменки при выполнении броска; - в способе и направлении броска; - в характере движений спортсменки после броска предмета и до ловли; - в положении тела спортсменки при выполнении ловли; - в способе и направлении ловли. 4. Объективными факторами сложности техники перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастике являются: - физические свойства предметов, определяющие активность мышц при реализации двигательных программ броска и ловли в переброске; - положение тел гимнасток в броске и ловле предмета, его устойчивость или динамизм; - «приоритетность» рабочей руки, выполняющей бросок или ловлю предмета в переброске; - направление и плоскость броска и ловли предмета в переброске; - амплитуда движений рабочего звена тела, осуществляющего переброску предмета; - способ броска или ловли в переброске предмета; - межмышечная координация для реализации движений предметом, - отсутствие контроля предмета при выполнении переброска, - наличие асимметрии движений тела и предметом в переброске. 5. Базовой основой для определения технической ценности перебросок предметов является алгоритм ее формирования, который спроектирован с учетом системных связей между: - кинематикой движений при выполнении броска и ловли предмета из различныхисходныхположенийисоответствующимиим электромиографическими характеристиками; - кинематическими характеристиками движений предметом при броске и ловле и стабилометрическими характеристиками сохраняемого равновесия; - электромиографическими характеристиками движений предметом при выполнении броска и ловли и стабилометрическими характеристиками сохраняемого при этом равновесия; 6. Базовые алгоритмы определения сложности броска и ловли предмета, а также формулы расчета технической ценности переброски являются основой проектирования матриц технической ценности для таблиц «трудности» правил соревнований по групповым упражнениям художественной гимнастики. Спроектированные таблицы технической ценности («трудности») имеют 2 разновидности: для однородных предметов и разнородных предметов групповых упражнений художественной гимнастики. Первая разновидность включает в себя 5 таблиц, вторая разновидность – 10 таблиц, в каждой из которых зафиксирована техническая ценность более 10810 вариантов перебросок предметов. 7. Апробация разработанных таблиц «трудности» в процессе экспертной оценки технической ценности перебросок предметов в соревновательных композициях групповых упражнений высококвалифицированных спортсменок показала повышение метрологической точности определения их сложности (от 12% до 20,7%) и возможности большей дифференцировки команд по исполнительскому мастерству (от 4,7 до 11,8%). 8. Разработанные таблицы технической ценности перебросок предметов, учитывающие биомеханические и физиологические особенности техники движений, позволяют целенаправленно и последовательно повышать сложность соревновательных программ групповых упражнений. Оценка эффективности их применения в тренировочном процессе высококвалифицированных спортсменок показала возможность уменьшения количества грубых ошибок в перебросках предметов и увеличение технической ценности на 1,5 балла. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Для создания высокохудожественных композиций групповых упражнений, отвечающих современным требованиям художественной гимнастики, необходимо использовать широкий арсенал «элементов трудности», разнообразных движений предметами, в том числе, специфических, к которым относятся переброски предметов. Такой подход к конструированию соревновательных композиций предоставляет большие возможности в демонстрации двигательной индивидуальности групп и дифференцировки судьями по уровню их исполнительского мастерства. 2. Приступая к оценке исполнительского мастерства, судьям и тренерам очень важно различать понятия «сложность» и «трудность» элементов художественной гимнастики, так как именно точность формулировок предопределяет предмет, направленность и качество экспертизы. Учитывая, что «сложность» – это независимая биомеханическая характеристика элемента, которая объективно отражает его принципиальные свойства, независящие от исполнителя, «трудность», как субъективная, относительная характеристика, определяющая отношение сложности элемента к уровню готовности исполнителя, не может влиять и определять техническую ценность отдельных элементов и соревновательной композиции в целом. 3. Применяемая в процессе экспертизы исполнительского мастерства судейская оценка сложности переброски предмета, базирующаяся на визуальном восприятии внешних параметров движения, должна быть дополнена виртуальной моделью, имеющей соответствующую научно-обоснованную техническую ценность. При этом проблему объективности оценки можно решить не столько за счет оптимизации процедуры переработки получаемой информации, сколько предоставлением экспертам возможности производить адекватную оценку сложности перебросок, имеющих научно-обоснованную техническую ценность, обозначенную в таблицах правил соревнований по художественной гимнастике. 4. В качестве ориентира при определении технической ценности существующих и создаваемых перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики рекомендуется использовать объективные биомеханические закономерности, обуславливающие факторы сложности реализации двигательных программ перебросок. Это позволит скорректировать основной фонд оценочных средств правил соревнований по групповым упражнениям художественной гимнастики, а также обеспечит тренеров и судей инструментарием, стимулирующим процесс развития сложности, оригинальности и зрелищности композиций в данном виде спорта. 5. Правила соревнований по групповым упражнениям художественной гимнастики необходимо дополнить таблицами технической ценности перебросок однородных и разнородных предметов. 6. Экспертиза ценности переброски однородных и разных предметов должна учитывать суммарно или каждый в отдельности следующие факторы сложности: физические свойства предметов, определяющие неравнозначную активность мышц гимнасток при реализации одной и той же двигательной программы броска и ловли в переброске; положение тела при выполнении броска и ловли, его устойчивость или динамизм; «приоритетность» руки, выполняющей бросок или ловлю; направление и плоскость выполняемого броска и ловли; амплитуда движений звеньями тела при выполнении броска и ловли; способ выполнения броска или ловли в переброске; межмышечная координация для реализации двигательной программы броска или ловли; отсутствие контроля предмета при выполнении броска или ловли в переброске; степень асимметрии движений тела и предмета при выполнении переброски. 7. Разработанные алгоритмы определения сложности перебросок предметов в групповых упражнениях должны быть положены в основу проектирования содержания многолетней технической подготовки спортсменок. 8. Системный подход к анализу сложности перебросок предметов художественной гимнастики с применением современных аппаратурных методик, может быть рекомендован не только с целью определения технической ценности применяемых соревновательных упражнений, но и для проверки эффективности двигательных действий спортсменов.

Актуальность исследования. В настоящее время в программе Олимпийских игр художественная гимнастика представлена двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях. Групповые упражнения представлены двумя видами многоборья: с однородными предметами и двумя различными типами предметов.
Групповые упражнения очень зрелищны и сложны, так как каждая гимнастка должна не только одновременно демонстрировать индивидуальную технику исполнения элементов, но и решать командную задачу, связанную с созданием целостной, запоминающейся композиции. Согласованность, четкость, единообразие и слитность действий всей команды делают упражнение более зрелищным, технически и артистически ценным.
Уникальность группового упражнения в значительной степени связана с его содержанием, определяемым подбором «элементов трудности», разнообразных движений предметами, в том числе, специфических, к которым относятся переброски предметов. Очевидно, что при постановке комбинации группового упражнения необходимо руководствоваться тенденциями развития вида спорта, правилами соревнований, предусматривающими включение элементов определенной технической ценности и специальными требованиями к композиции, а также уровнем мастерства гимнасток. В настоящее время в правилах соревнований отсутствуют таблицы для определения технической ценности перебросок предметов, что затрудняет объективную оценку соревновательных комбинаций и уровня исполнительского мастерства спортсменок. Только при объективизации экспертной оценки, соревновательные комбинации могут решать задачу демонстрации двигательных возможностей гимнасток, и предоставлять возможность ранжирования групп спортсменок по уровню их исполнительского мастерства.
Степень научной разработанности проблемы. На данный момент в соответствии правилами соревнований FIG существует приблизительная оценка сложности сотрудничеств в групповых упражнениях художественной гимнастики, а при выполнении перебросок предметов она и вовсе не учитывается. Это является одной из причин неадекватного определения достижений спортсменок и негативно сказывается на развитии вида спорта в целом.
Проблема повышения качества судейской экспертизы двигательного
мастерства в гимнастических дисциплинах рассматривалась многими
специалистами (Терехина Р.Н., Титов Ю.В., Турищева Л.И. Методы экспертной оценки исполнительского мастерства гимнастов. СПб., 1991. 32 с.; Бакулина Е.Д. Взаимосвязь
изменений правил соревнований и исполнения элементов в композициях художественной гимнастики : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 22 с.; Ким Н.В. Подготовка высококвалифицированных судей по спортивной гимнастике. СПб., 2011. 125с.; Медведева Е.Н. Объективизация технической ценности элементов структурных групп художественной гимнастики : дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2017. 321 с. и др.), и в теории и методике
спортивной тренировки накоплен большой методологический опыт изучения двигательных действий (Овчинникова Н.А. Комплексный подход к устранению ошибок в
технике движений при выполнении упражнений с предметами у гимнасток высших разрядов: автореф. дис…. канд. пед. наук. Киев. 1983. 24 с.; Коновалова Л.А. Средства и методы тренировки точности двигательных действий в художественной гимнастике: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 1993. С. 24; Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Двигательная задача в спортивных действиях // Теория и практика физической культуры. 1994. No 11. С. 40–43.; Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. М., 2002. 512 с.; Чикалова Г.А., Мамзин В.И. Техника и методика обучения базовым бросковым упражнениям с обручем в художественной гимнастике: учеб.-метод. пособ. Волгоград, 2002. С. 25; Сучилин Н.Г., Родионенко А.Ф., Шевчук Ю.В. Биомеханические основы спортивной техники // Гимнастика: теория и практика: метод. прил. к журналу «Гимнастика». Москва, 2011. Вып.2. С. 5–28; Ботяев В.Л. Взаимосвязь координационных способностей с показателями технического мастерства в гимнастике на различных этапах спортивной тренировки (на примере спортивной и художественной гимнастики) // Теория и практика физ. культуры. 2011. No11. С. 71–75; Лисицкая Т.С., Кокошвили Р.Н.., Сосина В.Ю. Пути совершенствования технической подготовки в упражнениях с предметами // Гимнастика [Сборник].1982. Вып.2. С. 67-71 и др.). Проведено достаточное количество исследований, посвященных достижению
технически точного и стабильного выполнения сотрудничеств в групповых упражнениях художественной гимнастики (Нестерова Т.В. Техника двигательных взаимодействий в групповых упражнениях художественной гимнастики // Наука в олимпийском спорте. 2000. No 2. С.31-39; Cемибратова И.С. Надежность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики : дисс. … канд. пед. наук. СПб., 2007. 24 с.; Краева Е.С. Совершенствование выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики на основе развития специально – двигательных способностей у
высококвалифицированных гимнасток : дис. … канд. пед. наук. СПб., 2018. 167 с. и др.). Однако на данный момент отсутствует конкретизация объективных факторов сложности перебросок предметов, обусловливающих не только результативность спортивной подготовки в данном виде спорта, но и метрологическую точность экспертизы технической ценности соревновательных программ, качество ранжирования групп по уровню их исполнительского мастерства. При этом возможности современных технологий позволяют всесторонне, комплексно и системных позиций решать подобные проблемы (Шалманов А.А. Методологические основы изучения двигательных
действий в спортивной биомеханике. М., 2002. 47 с.; Городничев Р.М. Спортивная электронейромиография. Вел. Луки, 2005. 230 с.; Бучацкая И.Н. Особенности регуляции биоэлектрической активности мышц при выполнении движений разной координационной сложности : автореф. дис. … канд. биол. наук. Ярославль, 2005.18 с.; Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход). М., 2011. 384 с.; Самсонова А.В., Комиссарова Е.Н. Биомеханика мышц. СПб., 2008. 126 с.; Биленко А.Г. Биомеханика вертикальной устойчивости и оценка ее в спорте : автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2008. 24 с.; Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений : избранные психологические труды. 2-е изд. Москва ; Воронеж, 2004. 687 с.; Доценко В.И. Об актуальности и ведущих аспектах исследования позной регуляции методом компьютерной статокинезиметрии (стабилометрии) в клинической практике // Поликлиника. 2008 No 2 С. 37 и др.).
Таким образом, проблемная ситуация диссертационной работы выражается следующими противоречиями:
– между направленностью вида спорта художественная гимнастика на достижение спортсменками рекордных результатов и отсутствием объективных критериев их оценки;
– между направленностью вида спорта художественная гимнастика на повышение технической сложности и уровня исполнительского мастерства спортсменок и ограничением этой сложности посредством отсутствующих таблиц технической ценности перебросок предметов в правилах соревнований;
– между ростом количества спортсменок, имеющих не достоверные различия в экспертных оценках исполнительского мастерства, и отсутствием приемов, способствующих повышению уровня качества квалиметрии;
– между стремлением Технического Комитета FIG к объективизации экспертизы исполнительского мастерства гимнасток и отсутствием документа, позволяющего осуществлять дифференцировку гимнасток по уровню исполнительского мастерства с максимально возможной степенью точности;
– между стремлением к созданию высокохудожественного двигательного образа и рационализацией данного процесса за счет сокращения разнообразия элементов различной технической ценности.
В связи с этим необходимо научное обоснование технической ценности перебросок предметов и критериев судейства, соответствующих их сложности, основанной на объективных биомеханических характеристиках.
Исследование выполнено в соответствии тематическим планом НИР ФГБОУ ВО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» на 2015-2020 год по теме «Подготовка высококвалифицированных спортсменов (в гимнастических дисциплинах)», согласно номенклатуре ВАК РФ по специальности: 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. И теме научно- исследовательской работы в рамках Государственного контракта для Министерства спорта Российской Федерации (No01731000144250000028 (от 25.05.2020 г.).
Объект исследования – процесс экспертизы технической ценности перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики.
Предмет исследования – биомеханические факторы сложности, предопределяющие техническую ценность перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики. Цель работы: Разработать научно-обоснованные таблицы технической ценности перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики на основе учета биомеханических факторов сложности движений спортсменок высокой квалификации.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что конкретизация объективных факторов сложности перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики, основанная на системном биомеханическом анализе их техники, позволит:
– определить техническую ценность перебросок предметов, соответствующую их сложности;
– повысить качество экспертизы исполнительского мастерства спортсменок, с учетом специфики двигательной деятельности в групповых упражнениях художественной гимнастики;
– адекватно дифференцировать спортсменок в процессе соревновательной деятельности по уровню их исполнительского мастерства;
– прогнозировать и конструировать новые переброски предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики различной сложности.
Задачи исследования:
1. Обосновать необходимость повышения качества экспертизы исполнительского мастерства спортсменок в групповых упражнениях на основе разработки таблиц технической ценности перебросок, учитывающих объективные биомеханические факторы сложности.
2. Конкретизировать биомеханические факторы сложности перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики.
3. Разработать алгоритмы формирования сложности перебросок предметов, спроектировать матрицы и таблицы технической ценности правил соревнований групповых упражнений художественной гимнастики.
4. Экспериментально подтвердить эффективность применения таблиц технической ценности перебросок предметов в групповых упражнениях
художественной гимнастики в процессе экспертной оценки соревновательных программ высококвалифицированных гимнасток.
Методологическая основа работы:
– основополагающие работы по методологии системного подхода (Жмарев Н.В. Системный подход и целевое управление в спорте. Киев : Здоров’я, 1984. 143 с.; Пономарев Н.И. О системном подходе в использовании проблем физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры. 1976. No7. С. 5–8; Садовский В.М. Обоснование общей теории систем. М., 1974. 277 с.; Таймазов В.А., Бакулев С.Е. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2007. Вып. 1 (23). С. 68–75; Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. 392 с.);
– положения теории и методологии педагогических исследований (Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М., 1978. 223 с.; Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы. СПб., 2001. 512 с.; Скаткин M.H. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986. 150 с.; Яхонтов Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований : курс лекций. СПб., 2006. 187 с.).
Теоретическую основу работы составили:
– концепции общей теории физической культуры (Выдрин В.М. Теория физической культуры: (Культуроведческий аспект). Л., 1988. 43 с.; Курамшин Ю.Ф.Высшие спортивные достижения как объект системного анализа : моногр. СПб., 2002. 147 с.; Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник. М., 1991. 542 с.; Николаев Ю.М. Теория физической культуры: современные подходы : учеб.-методич. пособие. СПб., 2010. 120 с.; Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб., 1996. 281 с.; Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.,
2000. 476 с.);
– основные положения теории спорта и спортивной подготовки (Васильков А.А.
Теория и методика спорта : учебник. Ростов н/Д., 2008. 379 с.; Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М., 1988. 331 с.; Двейрина О.А. Концепция и программирование координационной подготовки спортсмена в соответствии со спецификой вида спорта : дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2020. 500 с.; Курамшин Д.Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика. М., 2005. 408 с.; Матвеев Л.П. Общая теория спорта. М., 1997. 304 с.; Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М., 2002. 864 с.; Платонов В.Н. Теория спорта. Киев, 1987. 490 с.; Его же. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения. Киев., 2004. 808 с.; Шустин Б.Н. Моделирование в спорте: (теоретические основы и практическая реализация) : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1995. 82 с.);
– учение о функциональной системе (Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. С. 17–59);
– теория построения и управления движениями (Батуев А.С. Центральные механизмы сенсорной организации движений // Сенсорная организация движений. Л., 1975. С. 23–31; Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947.254 с.; Его же Физиология движений и активности. Москва, 1990. 396 с.; Никитин С.Н. Управление двигательными действиями в спорте с учетом функционирования анализаторных систем (на примере спортивной борьбы) : автореф.дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2006. 52 с.);
– основные положения физиологии физических упражнений (Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. Москва, 1966. 349 с.;Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М., 1951. 532 с.; Солодков А.С., Сологуб Е.Б.
Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М., 2001. 520 с.);
– основные положения теории и методики гимнастики (Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г.
Методологические основы современной подготовки гимнастов высшего класса // Теория и практика физ. культуры. 1997. No 11. С. 17–26; Гавердовский Ю.К. Сложные гимнастические упражнения и обучение им : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1986. 33 с.; Карпенко Л.А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике. СПб., 2000. 40 с.; Коренберг В.Б. Двигательные задачи в гимнастике и их решение. Малаховка, 1983. 55 с.; Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития : учеб. пособие / И.А. Винер-Усманова
и др., М., 2014.198 с.);
– концепция спортивной подготовки в гимнастике (Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г.
Методологические основы современной подготовки гимнастов высшего класса // Теория и практика физ. культуры. 1997. No 11. С. 17–26; Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике : автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2013. 205 с.);
– теоретические аспекты экспертной оценки в гимнастике (Ким Н.В. Подготовка высококвалифицированных судей по спортивной гимнастике. СПб., 2011. 125с.; Коренберг В.Б. Объективизация оценок: реальность и иллюзии // Гимнастика. 1981. Вып. 1. С. 61–64; Медведева Е.Н. Объективизация технической ценности элементов структурных групп художественной гимнастики : дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2017. 321 с.; Терехина Р.Н., Титов Ю.В., Турищева Л.И. Методы экспертной оценки исполнительского мастерства гимнастов. СПб., 1991. 32 с.; Турищева Л.И. Компоненты исполнительского мастерства гимнасток и методы их оценки : автореф. дис. … канд. пед. наук. Л., 1986. 18 с.; Шишковская М. Оценка компонентов исполнительского мастерства в художественной гимнастике : дис. … канд. пед. наук. СПб.,
2011. 160 с. и др.).
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение специальной
литературы и программных документов ФИЖ, опрос, экспертная оценка, метод бесконтактного исследования видеоряда движений при выполнении перебросок предметов художественной гимнастики; электромиография, стабилография, проектирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в прогностическом подходе к объективизации экспертной оценки исполнительского мастерства гимнасток групповых упражнений посредством проектирования матриц по технической ценности перебросок предметов художественной гимнастики, основу которых составляют алгоритмы формирования сложности, факторы которой предопределены объективными биомеханическими характеристиками техники двигательных действий. В процессе применения данного подхода впервые:
– выявлены кинематические, стабилографические и электромиографические характеристики техники перебросок предметов разной сложности в групповых упражнениях художественной гимнастики;
– рассчитана техническая ценность перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики на основе объективных факторов сложности движений;
– предложена систематизация перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики в таблицах трудности правил соревнований согласно их научно-обоснованной технической ценности;
– на примере экспертизы перебросок предметов предложены пути повышения качества экспертизы исполнительского мастерства в групповых упражнениях художественной гимнастики;
– предложены научно-обоснованные алгоритмы технической ценности перебросок предметов, позволяющие оптимизировать процесс технической
подготовки спортивного резерва и создать объективные предпосылки для реализации перспективно-прогностического подхода в системе подготовки высококвалифицированных спортсменок групповых упражнений;
– предложена траектория позитивного развития художественной гимнастики как олимпийского вида спорта, основанного на стимулировании естественного роста сложности соревновательных программ и объективизации оценки спортивных достижений гимнасток.
Теоретическая значимость работы. Предложенный в исследовании подход к экспертизе технической ценности перебросок предметов в групповых упражнениях позволил дополнить теорию и методику художественной гимнастики новыми научными данными:
– о специфике двигательной деятельности спортсменок групповых упражнений художественной гимнастики;
– о путях повышения качества экспертизы исполнительского мастерства в групповых упражнениях художественной гимнастики;
– о системном походе к проектированию процесса обучения переброскам предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики;
– о способах прогнозирования сложности перебросок предметов и конструирования перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики;
– о путях совершенствования технической подготовки спортивного резерва и повышения исполнительского мастерства высококвалифицированных спортсменок групповых упражнений художественной гимнастики.
Практическая значимость работы. Предложенный в исследовании подход к экспертизе технической ценности перебросок предметов в групповых упражнениях позволил дополнить теорию и методику художественной гимнастики новыми научными данными, являющимися:
– условием для объективизации экспертизы исполнительского мастерства спортсменок, с учетом специфики двигательной деятельности в групповых упражнениях художественной гимнастики; – системообразующими в проектировании процесса обучения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики;
-условиемдлядальнейшегопрогнозированияиконструирования перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики различной сложности;
– предпосылкой для дальнейшего композиционного совершенствования соревновательных программ групповых упражнений художественной гимнастики;
– условием совершенствования технической подготовки спортивного резерва и повышения исполнительского мастерства высококвалифицированных спортсменок групповых упражнений художественной гимнастики.
В результате применения комплекса научных методов исследования и конкретизации объективных биомеханических факторов сложности перебросок предметов были разработаны научно-обоснованные матрицы технической ценности, позволившие спроектировать таблицы «трудности» для правил соревнований по групповым упражнениям художественной гимнастики и сформулировать рекомендации, направленные на повышение эффективности процесса экспертизы данных элементов в соревновательных композициях групповых упражнений, а также предложения по оптимизации процесса освоения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики.
На основе данных выполненного исследования подготовлены и экспериментально проверены предложения по оптимизации процесса освоения перебросок предметов, а также в целом исполнительского мастерства и результативности соревновательной деятельности спортсменок высокой квалификации в групповых упражнениях художественной гимнастики.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Объективизация технической ценности перебросок предметов осуществляется на основе учета биомеханических характеристик их техники: межзвенных углов, количества степеней свободы звеньев тела, ускорения точек звеньев тела; площади эллипса и качества функции равновесия; средней амплитуды турнов электрической активности мышц. 2. Сложность перебросок предметов художественной гимнастики обусловлена комплексом взаимосвязанных биомеханических факторов:
– физические свойства предметов, определяющие активность мышц при реализации двигательных программ броска и ловли в переброске;
– положение тел гимнасток в броске и ловле предмета, его устойчивость или динамизм;
– «приоритетность» рабочей руки, выполняющей бросок или ловлю предмета в переброске;
– направление и плоскость броска и ловли предмета в переброске;
– амплитуда движений рабочего звена тела, осуществляющего переброску предмета;
– способ броска или ловли в переброске предмета;
– межмышечная координация для реализации движений предметом,
– отсутствие контроля предмета при выполнении переброска,
– наличие асимметрии движений тела и предметом в переброске.
3. Техническая ценность переброски предметов является суммарным
показателем ценности броска и ловли, учитывающей биомеханические факторы сложности, при выполнении переброски двумя гимнастками одновременно.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена:
надежностью методологической базы исследования; применением сертифицированного оборудования, комплекса корректных взаимодополняющих и информативных методов исследования, соответствующих проблеме, цели и задачам работы; репрезентативностью эмпирической базы исследования; корректностью статистической и математической обработки экспериментальных исследований.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.
Результаты исследования апробированы и внедрены в систему многолетней подготовки спортсменов Санкт-Петербургского ГБОУ ДОД СДЮСШОР «Центр художественной гимнастики «Жемчужина»; в систему многолетней подготовки гимнасток ГБУ РМ «СШОР «Академия И. Винер по художественной гимнастике» города Саранск; в систему высшего профессионального образования тренеров по художественной гимнастике Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»; процесс разработки рекомендаций ВФХГ для технического комитета FIG по совершенствованию международных правил соревнований.
Внедрение в учебный процесс представлено лекционным курсом «Технология технической подготовки высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастики на основе учета объективных факторов сложности перебросок предметов в групповых упражнениях» по дисциплине «Технология спортивной тренировки в избранном виде спорта (художественная гимнастика)» направление подготовки 49.03.01 «Физическая культура». Результаты исследований были представлены на 4 авторитетных Российских и международных научно-практических конференциях, а также в 10-ти публикациях, из которых 6 статей в журналах, рекомендованных ВАК.
Соответствие работы паспорту научной специальности. Полученные результаты соответствуют пункту 3 п.п. 3.2.2; 3.2.3; 3.2.9 паспорта специальности 13.00.04 – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 249 страницах и состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы, приложений. Работа содержит 40 таблиц и 42 рисунка, 7 приложений. Список литературы содержит 199 источников, в том числе 10 зарубежных и 5 интернет-ресурсов.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Объективизация технической ценности перебросок предметов в оценке исполнительского мастерства спортсменок групповых упражнений художественной гимнастики»

    Публикации автора в научных журналах

    Е. Н. Медведева, Р. Н.Терехина, Е. С. Крючек, Т. Ю. Давыдова, А. Ю. Давыдова, Т. И. Колесникова// Вестник спортивной науки. – 2– № – С. 16
    Совершенствование синхронизации движений в групповых упражнениях художественной гимнастики
    Е. Н. Медведева, А. Ю.Давыдова, Т. Ю. Давыдова // Университетский спорт: здоровье и процветаниенации : материалы VIII Международной научной конференции студентов имолодых ученых. – Улан-Батор, 2– С. 47
    Конкретизация биомеханических критериев сложности перебросок предметов в художественной гимнастике
    Е. Н. Медведева, Т. Ю.Давыдова // II Европейские игры – 2019: психолого-педагогические и медико-биологические аспекты подготовки спортсменов : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 4–5 апр. 2019 г. : в 4 ч. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры ;редкол. : С. Б. Репкин (гл. ред.), Т. А. Морозевич-Шилюк (зам. гл. ред.) [и др.]. –Минск, 2– Ч. – С. 86
    Особенности активации мышц при выполнении перебросок предметов из различных исходных положений в художественной гимнастике
    Е. Н. Медведева, Т. Ю. Давыдова, Т. И. Колесникова // Теория ипрактика физической культуры. – 2– № – С. 90
    Оптимизация процесса тренировки студенток в групповых упражнениях художественной гимнастики на основе объективных факторов сложности выполнения перебросок предметов
    Т. Ю. Давыдова, Е. Н.Медведева // Университетский спорт: здоровье и процветание нации : материалыXI Международной научной конференции студентов и молодых ученых. 10-13октября 2019 г. / Казахская академия спорта и туризма. – Алматы, 2– С. 152
    Особенности подготовки гимнасток в групповых упражнениях художественной гимнастики
    Е. Н. Медведева, А. Ю. Давыдова, Т.Ю. Давыдова // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы иих решения : сборник материалов Всероссийской с международным участиемнаучно-практической конференции (онлайн-формат, 21-22 октября 2020 года).Том 1 / под общей ред. Горбачевой В. В., Борисенко Е. Г. – Волгоград, 2– С.120

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету