«Обеспечение эксплуатационных характеристик гидравлических амортизаторов автомобилей, используемых в сельском хозяйстве при низких температурах»
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………… 4
1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
……………………………………………………………………………………………………………………….. 10
1.1 Характеристика транспортного процесса в сельском хозяйстве Сибири …… 10
1.2 Влияние низких температур на эксплуатацию подвески грузовых
автомобилей …………………………………………………………………………………………………. 16
1.3 Параметры функционирования гидравлических амортизаторов. Методы
обеспечения функционирования гидравлических амортизаторов грузовых
автомобилей в сельском хозяйстве в условиях низких температур. ……………….. 22
1.7 Выводы по главе, цель и задачи исследования …………………………………………. 27
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЗНАЧЕНИЙ СИЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ
ГИДРАВЛИЧЕСКИХ АМОРТИЗАТОРОВ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЯ
ТЕМПЕРАТУРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ……………………………………………… 30
2.1 Расчет значений сил сопротивления на отбой и сжатии в зависимости от
температуры окружающей среды. …………………………………………………………………. 30
2.2 Расчет теплового баланса гидравлического амортизатора грузового
автомобиля …………………………………………………………………………………………………… 37
2.4 Выводы по главе……………………………………………………………………………………… 45
3. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ИЗМЕНЕНИЯ СИЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ
ГИДРАВЛИЧЕСКИХ АМОРТИЗАТОРОВ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В
УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР ………………………………………………………… 47
3.1 Общая программа экспериментальных исследований ………………………………. 47
3.3 Методика стендовых и эксплуатационных испытаний. ……………………………. 53
3.3.1 Исследование теплообразования гидравлического амортизатора
грузового автомобиля при низких температурах эксплуатации …………………. 53
3.3.2 Исследования влияния выбранных факторов на параметры
функционирования амортизаторов грузового автомобиля при низких
температурах эксплуатации …………………………………………………………………….. 54
3.3.3 Исследование выбранного способа обеспечения функционирования
гидравлических амортизаторов за счет модифицированного состава
амортизаторной жидкости. …………………………………………………………………….. 56
3.4. Методика планирования экспериментов. ……………………………………………….. 57
Выбор отклика, числа факторов и уровней варьирования ……………………………… 57
3.5 Погрешность измерений и обработка экспериментальных данных …………… 62
4 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ……………… 73
4.1 Исследование равновесной температуры гидравлического амортизатора …. 73
4.2 Результаты стендовых испытаний гидравлических амортизаторов в условиях
низких температур ……………………………………………………………………………………….. 75
4.3 Экспериментальная проверка способа обеспечения функционирования
гидравлических амортизаторов …………………………………………………………………….. 85
4.4 Технология обеспечения функционирования гидравлических амортизаторов
в условиях низких температур ………………………………………………………………………. 89
4.5. Оценка технико-экономической эффективности выполненных
исследований. ………………………………………………………………………………………………. 92
4.6. Выводы по главе…………………………………………………………………………………….. 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………………… 100
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………………….. 114
Во введении обоснована актуальность выполненной работы, сформули-
рованы цель, объект и предмет диссертационного исследования, научная но-
визна, практическая значимость, основные положения, выносимые на за-
щиту.
В первой главе «Состояние вопроса. Цель и задачи исследований»
рассмотрены особенности эксплуатации и использования грузовых автомо-
билей в условиях низких температур, влияние внешних условий эксплуата-
ции на процесс функционирования гидравлических амортизаторов подвески,
процесс изменения технического состояния амортизаторов при низких тем-
пературах окружающей среды, определены применяемые в гидравлических
амортизаторах рабочие жидкости и их характеристики, а также процесс из-
менения сил сопротивления под влиянием различных факторов, подробный
анализ способов обеспечения функционирования гидравлических амортиза-
торов. Отмечено, что для перевозки различных грузов, в том числе сельско-
хозяйственного назначения, используется преимущественно автомобильный
транспорт при продолжительном влиянии низких температур.
Вопросами эксплуатации в сельском хозяйстве транспорта при низких
температурах, а также исследованием эффективности его использования за-
нимались К.С. Алексахина, Н.В. Аникин, Ю.И., Ив.В. Денисов, А.А. Долгу-
шин, А.П. Картошкин, Г.М. Крохта, Д.Ю. Левицкий, С.С. Молотов, Я.В. Про-
зоров, М.М. Разяпов, А.И. Савлук, Н.Е. Сергиенко, Ю.Н. Храпов и др. Авто-
рами отмечено, при перевозке различных грузов, в том числе и в сельском
хозяйстве, используются преимущественно грузовые автомобили семейства
КамАЗ. При работе автомобилей в условиях низких температур эксплуатации
происходит ухудшение работоспособности большинства его агрегатов,
вследствие чего увеличивается динамическая нагруженность, ухудшаются
показатели плавности хода, падает средняя эффективная скорость движения,
возрастает количество неисправностей и снижается сохранность перевози-
мых грузов. Установлено также, что работа элементов подвески с наруше-
нием параметров функционирования снижает долговечность узлов и агрега-
тов всего автомобиля более чем в 1,5 раза и ухудшает сохранность перевози-
мых грузов при их транспортировке. Так как большая часть энергии колеба-
ний поглощается именно за счет гидравлических амортизаторов, эффектив-
ность их функционирования зависит от теплового режима и эксплуатацион-
ных характеристик рабочей жидкости.
Обеспечением функционирования амортизаторов с использованием раз-
личных технических решений занимались Н.В. Брусянцев, П.С. Казорин,
Ю.Г. Морошкин, Н.П. Мустафаев, Ф.Н. Хламцов и др. Описанные способы
позволили определить, что одним из перспективных и наиболее технологич-
ных, на наш взгляд, является способ управления вязкостно-температурными
характеристиками амортизаторной жидкости при добавлении маловязких
компонентов. Однако данная тематика изучена мало и требуются дополни-
тельные исследования.
Во второй главе «Теоретический расчет значений сил сопротивления
гидравлических амортизаторов с учетом изменения температуры окру-
жающей среды» проведён теоретический анализ функционирования гидрав-
лического амортизатора в зависимости от внешних условий.
1. Расчет значений сил сопротивления на отбой и сжатие в зависимо-
сти от температуры окружающей среды. При движении транспортных
средств по неровностям дорог возникают колебания, большая часть которых
l2l1передаются на
кузов. Через ко-
R3лесо возмущаю-
R2d штR 1щие силы, возни-
кающие в ре-
Lшт
зультате переме-
vп(ср)щения направля-
dпющих элемен-
тов, в которых
создается проти-
Оvавтводействующая
F∑сопр.сила,воздей-
Fвнеш.ствуют на эле-
менты подвески.
А
Рисунок 1 – Схема действующих сил в результате наезда колеса на пре-
пятствие
Действующая на колеса автомобиля вертикальная нагрузка Fвнеш с ампли-
тудой А, воздействует на точку приложения сил О. Заданный ход подвески
обеспечивается за счет суммарных противодействующих сил F∑сопр , возника-
ющих в упругом элементе и гидравлическом амортизаторе со скоростью пе-
ремещения поршня vп.
При этом большая часть энергии колебаний не должна передаваться на
вертикальные реакции опор R1, R2 и R3, а преобразовываться из механической
энергии в тепловую (рисунок 1).
На основе приведенной схемы разработана математическая модель рас-
хода жидкости гидравлического амортизатора с несимметричной нагрузкой
работы клапанного механизма, представленная формулами
Qi Q1i Q2i Q3i Q4i , м3/c;(1)
Qi Q1i Q3i Q4i , м3/c.(2)
где Qi – суммарный расход амортизаторной жидкости, м /c;3
Q1i – расход амортизаторной жидкости через радиальный зазор шток –
направляющая, м3/c;
Q2i – расход амортизаторной жидкости через радиальный зазор поршень–
цилиндр, м3/c;
Q3i –расход амортизаторной жидкости через дроссельные отверстия, м 3/c;
Q4i –расход амортизаторной жидкости через клапанные отверстия, м 3/c.
Для расчёта действительного расхода амортизаторной жидкости предло-
жено выражение вида
Qi ky Sвi vп , м3/c,(3)
где ky – коэффициент утечек амортизаторной жидкости, характеризующий
герметичность прилегания уплотнительного кольца к стенкам цилиндра;
Sвi – площадь вытеснителя, м2;
vп – скорость относительного перемещения поршня, м/с;
Выражения (4) и (5) позволяют рассчитать площади вытеснителя в раз-
личных режимах работы амортизатора:
(d 2 d шт 2 ) , мм2;
Sв i п(4)
d 2 , мм2;
Sв i п(5)
где dп – диаметр поршня, м;
dш – диаметр штока, м;
При расчетах расхода жидкости через радиальные зазоры шток–направ-
ляющая и поршень–цилиндр в режиме работы амортизатора на отбой и сжа-
тие используется уравнение Хагена-Пуазейля, за основу которого взято урав-
нение течения жидкости через кольцевые зазоры и параллельные пластины
клапанов:
dш 3
Qo1,2 Рi , м3/с;(6)
12 l1
dп 3
Qс1 Рi , м3/с,(7)
12 l2
где δ – радиальный зазор между элементами, м;
μ – кинематическая вязкость жидкости, м2/с;
ρ – плотность амортизаторной жидкости, кг/м3;
l1 – активная длина штока, м;
l2 – активная длина поршня, м;
Рi – перепад давления жидкости на отбой (сжатие), МПа.
Перепад давления в надпоршневом и подпоршневом пространстве нахо-
дим по выражениям
Ротб Р1 Р2 , мПа;(8)
Рсж Р2 Р1 , мПа,(9)
где Р1 – давление в надпоршневом пространстве, МПа;
Р2 – давление в подпоршневом пространстве, МПа;
Значения давления в надпоршневом и подпоршневом пространствах
находим по формуле
Fi , Н/м2,
Рi (10)
Sвi
где Fi – сила сопротивления на отбой или на сжатие, Н.
Установлено, что в зависимости от температуры амортизаторной жидко-
сти происходит изменение ее динамической вязкости и незначительное изме-
нение значений плотности, которые возможно определить с использованием
выражения
20 1 (Tнач T ) , кг/м3, (11)
где ζ – коэффициент теплового объемного расширения технических жидко-
стей на основе нефти, 1/К;
ρ20 – плотность амортизаторной жидкости при температуре окружающей
среды, равной 20 °С, кг/м3;
Tнач – температура амортизаторной жидкости, равная значению плотно-
сти при 293 К;
T – температура амортизаторной жидкости, °С.
Значение коэффициента объемного теплового объемного расширения
технических жидкостей на основе нефти приведено в справочнике и выбира-
ется из таблицы при температуре 293 К.
Расход жидкости через дроссельные и клапанные отверстия рассчиты-
ваем исходя из выражений
2 Fi
Qo 3 д S до, м3 /c; 12
( 20 1 (Tнач T ) ) Sв.i
Qo 4 кл Sкл
2 Fi
м 3 /c;13
( 20 1 (Tнач T ) ) Sв.i
где ψд – коэффициент расхода жидкости через дроссельные отверстия;
ψкл – коэффициент расхода жидкости через клапанные отверстия;
Sдо – площадь проходного сечения дроссельного отверстия, м 2;
Sкл – площадь проходного сечения клапанного отверстия, м 2;
ρ – плотность амортизаторной жидкости АЖ-12Т (при 20° С), кг/м3.
Fi – сила сопротивления гидравлического амортизатора в режиме его ра-
боты на отбой либо сжатие, Н.
Объединив при расчетах все выражения зависимостей расхода жидкости
через элементы дроссельной системы гидравлического амортизатора в ре-
жиме «отбой», получим
4 ky vп dп 3
6 ky l1 vп dп Sв(отб) 3 18
3( l1 Sв(отб) ( 20 1 (Tнач T )) ( д Sдо кл Sкл )
Fотб
436 Sв(отб) 2 l12 д 2 Sдо 2 Sкл 2 кл 2
2 l12 д 2 Sвi 2 Sдо 2 кл 2 Sкл 2
( Sвi ( 20 1 (Tнач T )))2( 20 1 (Tнач T ))
, Н. 14
2 dп 6
Аналогично расход жидкости через элементы дроссельной системы гид-
равлического амортизатора в режиме «сжатие» рассчитываем исходя из того,
что расход жидкости через радиальный зазор поршень – цилиндр исключен:
k y 2 vп 2 Sв(сж) 2
Fсж , Н.15
k y vп d ш 32 д 2 S до 2 Sкл 2 кл 2
3 l2
Sв(сж) ( 20 1 (Tнач T ) )
На основании анализа
Силы сопротивления F, кН
FпредFотб
F(max)отбвыражений (13) и (14) по-
строена теоретическая за-
висимость изменения сил
3F(min)отбсопротивления гидравли-
ческого амортизатора от
2Fсжусловий внешнего нагру-
F(max)cжжения и температуры окру-
1F(min)сжжающей среды (рисунок 2).
243(-30) 246(-27) 253(-20)263(-10)
Температура амортизаторной жидкости, К(С)
Рисунок 2 – Теоретическая зависимость изменения сил сопротивления
гидравлического амортизатора от температуры эксплуатации
Установлено, что значения сил сопротивления гидравлического аморти-
затора выходят за пределы значений, установленных заводом изготовителем,
с отметки 246 К (-27 °С) и достигают 4022 и 1226 Н на отбой и сжатие соот-
ветственно, следовательно, в этих точках амортизатор становится неработо-
способным. Зоной со штрихованием отмечено, что гидравлический аморти-
затор работоспособен в диапазоне температур от 263 К (-10 °С) до указанной
линии, далее силы сопротивления превышают заданные значения в несколько
раз.
2. Расчет теплового баланса гидравлического амортизатора грузо-
вого автомобиля. За основу рабочего процесса гидравлических амортизато-
ров взят процесс преобразования механической энергии и энергии гидравли-
ческого трения в узлах в тепловую энергию. Образование тепловой энергии
внутри гидравлических амортизаторов зависит в большей степени от про-
цесса дросселирования амортизаторной жидкости через специальные кла-
паны. Однако эффективность работы гидравлических амортизаторов также
напрямую зависит и от их свойства поддерживать эффективную температуру
– поддержания теплового баланса, а именно, отведения избыточной теплоты
в атмосферу через наружные поверхности. Соответственно, уравнение теп-
лового баланса гидравлического амортизатора будет иметь следующий вид:
Qs Qпов Qнаг , Дж,(16)
где Qs – количество теплоты, выделившееся в амортизаторе за счет дроссели-
рования амортизаторной жидкости через систему клапанов при перемещении
поршня относительно стенок внутреннего резервуара, Дж;
Qпов – количество теплоты, отведенное с поверхности гидравлического
амортизатора, Дж;
Qнаг – количество теплоты, использованное для нагрева деталей гидрав-
лического амортизатора, Дж.
Количество теплоты, выделившееся в амортизаторе за счет дросселиро-
вания амортизаторной жидкости, определялось по выражению
Qs kср vп 2 , Дж,(17)
где kср – средний коэффициент сопротивления амортизатора, Н·с/м2;
vп – скорость перемещения штока гидравлического амортизатора, м/с;
Преобразовав уравнение (17), получим:
k k
Qs отб сж vпор , Дж,(18)
где kотб – коэффициент сопротивления амортизатора на ходе отбоя, Н·с/м;
kсж – коэффициент сопротивления амортизатора на ходе сжатия, Н·с/м;
Потери теплоты с поверхности гидравлического амортизатора описыва-
ются как
Qпов ( D L) (Tам.ж Tобд.п ) t , Дж, (19)
где α – коэффициент теплоотдачи, характеризующий интенсивность конвек-
тивного теплообмена Дж / (м2·К·с);
D – диаметр наружной стенки цилиндра гидравлического амортизатора,
мм;
L – длина цилиндра гидравлического амортизатора, мм;
Tам.ж – среднединамическая температура амортизаторной жидкости, К;
Tоб.п – среднединамическая температура обдувающего потока воздуха, К;
t – время работы гидравлического амортизатора, с.
Значения коэффициента теплоотдачи α, характеризующего интенсив-
ность конвективного теплообмена, получены в результате расчетов в пакете
программ SOLIDWORKS Simulation на основании рекомендаций.
Количество теплоты, потраченное на нагрев деталей гидравлического
амортизатора:
Qнаг c M (Tам.ж. Tобд.п ) , Дж,(20)
где с – удельные теплоемкости амортизаторной жидкости и деталей аморти-
затора, участвующих в теплообмене, Дж / (кг·К);
M – масса амортизаторной жидкости и деталей амортизатора, участвую-
щих в теплообмене.
Однако существующие модели расчета параметров гидравлических
амортизаторов не позволяют определить температуру амортизаторной жид-
кости при установившемся режиме движения автомобиля. При совместном
решении выражений (19), (20) и (21) получаем уравнение теплообмена гид-
равлического амортизатора при его работе на установившемся режиме, ко-
торое позволит определить среднединамическую температуру амортизатор-
ной жидкости:
(kотб kсж ) vпор
Tам.ж Tобд.п ,К(21)
2( Fпов t c M )
На основании представленной модели, описанной выражением (20), по-
строена теоретическая зависимость установившейся температуры амортиза-
торной жидкости от
температуры окружаю-
щей среды (рисунок 3).
Изменение темпера-
туры амортизаторной
жидкости происходит
несущественно, при
начальных температу-
рах Тнач =243 К (-30 ºС)
она увеличивается на 4
К, а при Тнач =253 К (-20
ºС) и Тнач =263К(-10ºС)
всего на 5 К.
Рисунок 3 – Зависимость установившейся температуры амортизаторной
жидкости от температуры окружающей среды
При понижении внешней температуры до 243 К (-30 ºС) температура
амортизаторной жидкости снижается практически до начальных температур,
что свидетельствует о значительном теплообмене поверхностей амортиза-
тора с окружающей средой.
3. Модель функционирования гидравлического амортизатора.
Для определения параметров функционирования амортизатора, а также
для проверки адекватности предложенной математической модели, произве-
ден комбинированный расчет гидравлического амортизатора с использова-
нием пакета программ SOLIDWORKS Simulation. Моделирование процессов
функционирования проводили
методом конечных элементов и
виртуальноготестирования
CAD-модели. При моделирова-
нии гидравлических и теплооб-
менных процессов программ-
ный комплекс использует стан-
дартный алгоритм расчета, до-
полненный частными производ-
ными. Функциональная модель
гидравлического амортизатора,
обработанного в программном комплексе представлена на рисунке 4.При
исследовании процесса прогнозирования поведения модели гидравлического
амортизатора в условиях силового нагружения и низких температур эксплуа-
тации установлено, что наиболее значимыми факторами являются темпера-
тура окружающей среды, а также скорость и величина перемещения штока.
Рисунок 4 – Графическое изображение моделирования температуры ра-
бочей жидкости в амортизаторе при его функционировании.
Другие факторы оказывали наименьшее влияние либо не соответствовали
предъявляемым требованиям.
В третьей главе «Методика экспериментальных исследований зако-
номерностей изменения сил сопротивления гидравлических амортизато-
ров грузовых автомобилей в условиях низких температур» изложена про-
грамма и методика их проведения. Программа исследований предусматри-
вает решение следующих вопросов: выявить зависимости изменения сил со-
противления гидравлических амортизаторов при эксплуатации в условиях
низких температур; собрать необходимые данные для расчета теоретической
модели функционирования гидравлического амортизатора и подтвердить ее
адекватность; используя теоретические предпосылки, разработать способ
обеспечения функционирования гидравлического амортизатора при низких
температурах эксплуатации; найти уравнение связи между выбранным пара-
метром функционирования и температурой амортизаторной жидкости. Ис-
ходя из поставленных задач, разработана и реализована следующая про-
грамма экспериментальных исследований:
1. Эксплуатационные испытания на грузовом автомобиле: установление
зависимости установившейся температуры амортизаторов от скорости пере-
движения автомобиля; эксплуатационные испытания амортизаторов с моди-
фицированной амортизаторной жидкостью.
Для проведения эксплуатационных испытания функционирования гид-
равлических автомобилей смонтирован измерительный комплекс (рисунок
4).
7Рисунок 4 – Структура
измерительного комплекса
для регистрации темпера-
турыэкспериментальной
1установки №1: 1 – устрой-
2ство контроля температуры
УКТ 38 Щ 4-ТП; 2 – преоб-
3разовательинтерфейсов
4ОВЕН АС-2М; 3 – преобра-
5зовательинтерфейсов
ОВЕН АС-4; 4 – персональный компьютер; 5 – гидравлический амортизатор;
6 – термопреобразователи различных модификаций.
2. Стендовые испытания гидравлических амортизаторов на лабораторной
установке: определение установившейся температуры амортизаторной жид-
кости в зависимости от температуры окружающей среды, от скорости и вели-
чины перемещения штока; измерение значений сил сопротивления от различ-
ных факторов; предварительные испытания модифицированной жидкости.
Структураизмерительного
комплекса лабораторной уста-
новки №2 представлена на ри-
сунке 5. В качестве физиче-
ского объекта исследований
был выбран гидравлический
амортизатортипа
П40.3.2905005. Выбор автомо-
биля КамАЗ обусловлен боль-
шой представленностью этой
марки в общей структуре парка
грузовых автомобилей и пер-
спективностью ее для страны.
Рисунок 5 – Экспериментальная установка №2
В результате исследований параметров функционирования амортизато-
ров и проведения анализа литературы были определены основные значимые
факторы, влияющие на функцию отклика – силу сопротивления на отбой и
сжатие (таблица).
Уровни и интервалы варьирования факторов
УсловныеУровни факторовИнтервал
Факторыобозначе-Кодварьирова-
ния-10+1ния
Температура окружающегоТX1-30-20-1010
воздуха, °C
Скорость перемещенияVштX20,260,390,520,13
штока, м/с
Величина перемещенияLштX320508030
штока, мм
Выбран композиционный симметричный трехуровневый план № 34, пла-
ном предусмотрено проведение 14 опытов с варьированием выбранных фак-
торов. Обработка опытных данных, полученных в результате эксперимента,
проводилась посредством регрессионного анализа.
В четвертой главе «Результаты экспериментальных исследований»
приведены результаты выполненных экспериментальных исследований и
проведен их анализ. Установлено, что температура амортизаторной жидкости
в режиме реальной эксплуатации при низких температурах изменяется в диа-
пазоне от 1 до 4 К. Увеличение скорости движения грузового автомобиля с
20 до 60 км/ч сопровождалось снижением установившейся температуры
амортизаторной жидкости, и она не превышала значений температуры окру-
жающей среды в исследуемом диапазоне низких температур (рисунок 6).
Аналогично при скорости движения автомобиля до 20 км/ч и температуре
окружающей среды 243 К (-30° С) нагрева амортизаторной жидкости также
не происходило в связи с низкой эффективностью перемещения элементов
подвески. При начальных температурах окружающей среды 243 и 253 К ве-
личины нагрева (∆3, ∆2 и ∆1) температуры амортизаторной жидкости соста-
вили 3, 3,5 и 4 К за промежуток в среднем около 30 мин, что является показа-
телем низкой эффективности функционирования амортизаторов.
Для подтверждения теоретических положений и обоснования значимости
факторов, влияющих на процесс функционирования амортизаторов, был про-
веден ряд экспериментов с использованием лабораторной установки №2.
Температура
амортизаторной жидкости, К
∆1Т =263К н ач
260∆2
Т =2 5 3 К
нач
250∆3Т =243К
н ач
204060
Скорость движения автомобиля, км/ч.
Рисунок 6 – Зависимость установившейся температуры амортизаторной
жидкости от скорости передвижения автомобиля.
Результаты экспериментальных исследований позволили установить, что
при увеличении скорости перемещения штока от 0,26 до 0,52 м/с происходит
наиболее интенсивное возрастание температуры амортизаторной жидкости
(рисунок 7).
ТемператураТемпература
амортизаторной жидкости, К(С)амортизаторной жидкости, К(С)
280(7)278(5)
275(2)273(0)∆1
Т нач=263К(-10С)
270(-3)∆1268(-5)
Т нач =263К(-10С)
265)-8)
263(-10)
260(-13)∆2∆2
Т нач =253К(-20С)258(-15)Тнач=253К(-20С)
255(-18)
253(-20)
250(-23)∆3
Т нач =243К(-30С)∆3248(-25)Тнач=243К(-30С)
245(-28)
243(-30)
240(-33)
205080
0,260,390,52
Скорость перемещения штока, м/с.Величина перемещения штока, мм.
Рисунок 7 – ЗависимостьРисунок 8 – Зависимость
установившейся температурыустановившейся температуры
амортизаторной жидкости отамортизаторной жидкости
скорости перемещения штокаот величины перемещения штока
Определено, что при Тнач = 243; 253 и 263 К изменение температуры со-
ставило 10, 14 и 15 К соответственно. При этом дросселирование жидкости
проходило в режиме непрерывного функционирования, без блокирования по-
движных элементов. Изменение величины перемещения штока в диапазоне
20; 50 и 80 мм при аналогичных начальных температурах испытаний 243 К(-
30°С); 253 К(-20°С) и 263 К(-10°С) приводит к нагреву амортизаторной жид-
кости на 7, 8 и 10 К соответственно (рисунок 8). Следовательно, оба этих фак-
тора оказывают значительное влияние на процесс функционирования гидрав-
лических амортизаторов.
Анализ данных по определению влияния низких температур на измене-
ние сил сопротивления на отбой и сжатие позволил установить, что темпера-
тура амортизаторной жидкости, при которой достигаются предельные значе-
ния сил сопротивления на отбой Fотб = 4022 Н и на сжатие Fсж = 1226 Н, со-
ставляет 246 К (-27 °C).
Значения сил сопротивления на отбой изменяются в диапазоне от 3230 до
4550 Н при максимальном допустимом значении 4022 Н. Силы сопротивле-
ния на сжатие находятся в диапазоне от 830 до 1410 Н при допустимом зна-
чении 1226 Н. Точкой Fпред также отмечено предельное состояние гидравли-
ческих амортизаторов, при котором происходит нарушение установленных
пределов функционирования. Так как между силами сопротивления аморти-
заторов на отбой и сжатие и основными факторами, такими как скорость и
величина перемещения штока, а также температурой окружающей среды су-
ществует функциональная связь, был реализован композиционный симмет-
ричный трехуровневый план для трех факторов. В результате исследований и
регрессионного анализа получено уравнение регрессии, представленное в
раскодированном виде выражением
Fi 3283,5 975,9Т 142,3vам 19,1Lшт 1,8T 2
(22)
25, 2vам 2 0,13Lшт 2 151, 2Tvам 0, 03TLшт 25,8vам Lшт ,
где Т – температура окружающей среды, К;
vам – скорость перемещения штока гидравлических амортизаторов, м/с;
Lшт – величина перемещения штока, мм.
Анализ представленных на рисунке 10 зависимостей доказывает, что
наибольшее влияние на силу сопротивления оказывают температура окружа-
ющей среды и скорость перемещения штока.
Рисунок 10 – Зависимость установившейся температуры амортизатор-
ной жидкости от скорости передвижения автомобиля
Для обеспечения функционирования амортизаторов при саморазогреве
разработан способ, обоснованы состав и условия применения модифициро-
ванной жидкости, обеспечивающие функционирование амортизатора при
низких температурах в пределах, установленных конструкторской докумен-
тацией. В основе модифицированной жидкости используется амортизаторная
жидкость АЖ-12Т с добавлением модификатора ДТ-З-К5 от 5% и более от
общего объёма рабочей жидкости (рисунок 11). Анализ зависимости позво-
лил установить, что добавление модификатора в диапазоне от 5 до 20 % поз-
воляет значительно снизить силы сопротивления на отбой и сжатие.
5Однако для достижения
F о тб
Силы сопротивления, кН
4030Нтребуемых результатов тре-
буется увеличение содержа-
ния дизельного топлива до
25%. Использование модифи-
3на отбой Fдоп = 4022 Нцированной жидкости в про-
на сжатие Fдоп = 1226 Нпорции 75% АЖ-12 и 25%
F сжДТ-З-К5 позволяет умень-
21343Ншить силы сопротивления на
отбой и сжатие практически
1до предельных допустимых
0510152025значений, составляющих Fотб
= 4030 и Fсж = 1343 Н.
Содержание модификатора ДТ-З-К5, %
Рисунок 11 – Зависимость изменения сил сопротивления на отбой (Fотб)
и сжатие (Fсж) гидравлических амортизаторов при различном содержании
модификатора ДТ-З-К5 при температуре эксплуатации 243 К (-30 °С)
5Как показано на ри-
FпредFотб
сунке 12, при использова-
Силы сопротивления F, кН
F(max)отб
4нии модифицированной
рабочей жидкости в срав-
3F(min)отбнении со стандартной АЖ-
12Т удалось сохранить па-
Fсж
2раметры функционирова-
F(max)сжния гидравлических амор-
1тизаторов в указанном диа-
АЖ-12Т
F(min)сжпазоне низких температур.
0АЖ-12Т+ 25% ДТ-З-К5
246(-27)
243(-30)253(-20)263(-10)
Температура амортизаторной жидкости, К(С)
Рисунок 12 – Зависимость изменения сил сопротивления на отбой (Fотб)
и сжатие (Fсж) гидравлических амортизаторов при использовании рабочей
жидкости АЖ–12Т и с добавлением 25% модификатора ДТ-З-К5 при низ-
ких температурах эксплуатации.
Исследования предложенной жидкости с добавлением 25% модифика-
тора ДТ-З-К5 в соответствии с ресурсными испытаниями, регламентируемы-
мими разделом 5.9 ГОСТ 34339-2017, показали, что отклонения значений сил
сопротивления от эталонных не превышали 4% за 2 млн циклов, что свиде-
тельствовало о нормальном функционировании амортизаторов.
Для реализация выполненных исследований по обеспечению функциони-
рования гидравлических амортизаторов грузовых автомобилей, используе-
мых в сельском хозяйстве при низких температурах, разработана и внедрена
технологическая карта технического обслуживания гидравлических аморти-
заторов, приведенная в диссертационной работе. Целесообразным решением
также является внедрение дополнительных операций при проведении сезон-
ного технического обслуживания, выполняемых по регламенту с такими аг-
регатами, как ходовая часть, подвеска, рама и т.д.
Результаты полученных данных по обоснованию состава и условий при-
менения амортизаторной жидкости для автомобилей, используемых в сель-
ском хозяйстве при низких температурах, позволили увеличить среднюю тех-
ническую скорость на 21% и производительность на 18%. Годовой экономи-
ческий эффект от внедрения результатов выполненных исследований в усло-
виях сельскохозяйственных предприятий может составить до 23000 руб. на
один автомобиль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Эффективность функционирования гидравлических амортизаторов
при эксплуатации грузовых автомобилей в условиях низких температур опре-
деляется тепловым режимом их работы. Нарушение теплового режима гид-
равлических амортизаторов приводит к существенному увеличению вязкости
рабочей жидкости и ухудшению эксплуатационных свойств. Адаптация
амортизаторов для условий низких температур окружающей среды возможна
за счет обоснования состава и условий применения рабочей жидкости гидрав-
лических амортизаторов.
2. В качестве технического критерия функционирования гидравлических
амортизаторов в условиях низких температур использовались силы сопротив-
ления на отбой и сжатие. Получены зависимости изменения сил сопротивле-
ния при температурах окружающей среды от 243 К (-30º С) до 263 К (-10º С),
которые изменяются на отбой от 3900 до 4800 Н и на сжатие от 800 до 1420
Н. Установлено, что значения сил сопротивления гидравлических амортиза-
торов на отбой и сжатие превышают нормативные значения при температу-
рах ниже 246 К (-27°С).
3. Разработана математическая модель процесса функционирования гид-
равлического амортизатора, учитывающая температуру окружающей среды.
В качестве значимых факторов также выбраны величина и скорость переме-
щения штока гидравлического амортизатора. Установлено, что в зависимости
от выбранных факторов в рассматриваемых условиях температура амортиза-
торной жидкости может изменяться на 4…14 К.
4. Разработаны и обоснованы состав и условия применения модифициро-
ванной жидкости гидравлических амортизаторов для низких температур
окружающей среды. Для условий Новосибирской области при низких темпе-
ратурах обоснован состав модифицированной жидкости в соотношении 25%
модификатора ДТ-З-К5 и 75 % АЖ-12Т. Максимальные значения сил сопро-
тивления при испытании амортизаторов с модифицированной жидкостью не
превышали 4030 Н на отбой и 1343 Н на сжатие. Проведены ресурсные испы-
тания гидравлического амортизатора с модифицированной жидкостью, по ре-
зультатам которых установлено, что отклонения значений сил сопротивления
от эталонных не превышали 4%;
5. Обоснованы и реализованы технология и техническое средство для се-
зонного технического обслуживания подвески автомобилей. Производствен-
ная проверка результатов исследований гидравлических амортизаторов вы-
полнялась в условиях предприятий ЗАО «Крутишинское», ООО «Соколово»
и ООО «Сибирская Нива», по результатам которых дана их технико-эконо-
мическая оценка. Внедрение результатов выполненных исследований позво-
лит увеличить среднюю техническую скорость транспортировки грузов на
21%, а также производительность на 18%. Годовой экономический эффект от
внедрения может составить до 23000 руб. на один автомобиль.
Рекомендации производству
Результаты выполненных исследований рекомендуется использовать
предприятиям при эксплуатации автомобилей в условиях низких температур
в АПК и других сферах, при разработке технических средств и мероприятий
по обеспечению эффективности эксплуатации автомобильного транспорта,
научно-исследовательским институтам, занимающимся вопросами подго-
товки и адаптации транспортных средств к суровым условиям эксплуатации,
а также в учебном процессе при подготовке и повышении квалификации тех-
нических специалистов в сфере АПК.
Перспективы дальнейшей разработки темы
Перспективным направлением дальнейших научных исследований явля-
ется использование модифицированной рабочей жидкости с добавлением со-
временных стабилизирующих вязкость присадок. Требуется также изучение
изменения функционирования гидравлических амортизаторов с примене-
нием модифицированной жидкости при высоких температурах эксплуатации.
Актуальность темы исследования. Для перевозок различных грузов, в том
числе сельскохозяйственного назначения, на территории России используется
преимущественно автомобильный транспорт [3,4]. Как показывает практика,
выполнение более чем 70% объема работ приходится на период с низкой
температурой от -7 до -34 °С продолжительностью практически в 7 месяцев [9]. Эта
проблема является актуальной для грузовых автомобилей различных марок,
используемых для перевозок, соответствующих особым критериям [39]. Однако в
силу высоких требований по усовершенствованию транспортного процесса, по
мнению А. Ю. Измайлова и Н. Е. Евтюшенкова, а также других ученых [25,37],
одним из наиболее многочисленных (около 21% от всех грузовых автомобилей) и
перспективным транспортным средством для транспортировки грузов в сельском
хозяйстве являются грузовые автомобили семейства КамАЗ.
Эксплуатация неподготовленных автомобилей в условиях низких температур
[31,32,34] влечет за собой увеличение нагрузок [35,36], что приводит к возрастанию
количества отказов систем и агрегатов. По исследованиям А. А. Наумова и Ю. Н.
Храпова [60,99], происходит рост количества отказов агрегатов и систем до 40% от
общего их числа, в том числе до 9% приходится на подвеску. По результатам Е. В.
Агеева и С. В. Щербакова, количество отказов подвески автомобилей в зимние
месяцы увеличивается почти в 2,5 раза, большую долю которых составляют
гидравлические амортизаторы (до 40%). Анализ неисправностей показал, что
наиболее значимой является вытекание рабочей жидкости из амортизатора – до
55%.
Низкие температуры эксплуатации влияют не только на увеличение
количества неисправностей элементов подвески, но и на ухудшение
эксплуатационных характеристик автомобилей, таких как снижение средней
эффективной скорости, увеличение тормозного пути, ухудшение условий труда,
снижение производительности и увеличение эксплуатационных затрат
[45,48,49,78]. Одним из основных элементов подвески, влияющих на активную
безопасность и наиболее подверженным влиянию низких температур и, как
следствие, износу, является гидравлический амортизатор [26].
В соответствии с требованиями нормативного документа ГОСТ 34339-2017,
одним из показателей, определяющих условия функционирования гидравлических
амортизаторов подвески являются силы сопротивления. Значения сил
сопротивления на отбой и сжатие должны соответствовать конструкторской
документацией при максимальных скоростях поршня до 0,52 м/с, и не превышать
допустимых пределов. В качестве рабочей в гидравлических амортизаторах
используются специальные жидкости на нефтяной основе, увеличение вязкости
при низких температурах которых приводит к существенно ухудшению
функционирования амортизаторов. трансмиссии в комплексе. Таким образом, для
функционирования гидравлических амортизаторов при низких температурах с
параметрами, обусловленными конструкторской документацией, необходимо
обеспечить свойства рабочей жидкости. Существующие способы решения данной
проблемы не нашли широкого применения в силу низкой эффективности и
значительных затрат для массового применения, а также малой изученности
данного направления. Предполагается, что обеспечение эксплуатационных
характеристик гидравлических амортизаторов, работающих условиях низких
температур возможно путем адаптации состава рабочей жидкости к условиям
нагружения и температурам окружающей среды.
Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом НИР ФГБОУ
ВО Новосибирский ГАУ в рамках государственной темы № 01201177760
«Энергосберегающее использование транспортных машин в суровых
климатических условиях».
Цель исследования – повышение эксплуатационных характеристик
гидравлических амортизаторов автомобилей, работающих в условиях низких
температур, за счет применения модифицированной рабочей жидкости.
Объект исследования – процесс изменения эксплуатационных
характеристик гидравлических амортизаторов автомобилей в условиях низких
температур.
Предмет исследования – зависимости изменения эксплуатационных
характеристик гидравлических амортизаторов автомобилей в условиях низких
температур от изменения свойств рабочей жидкости.
Задачи исследования:
1. Установить зависимости изменения эксплуатационных характеристик
гидравлических амортизаторов автомобилей, работающих в условиях низких
температур.
2. Разработать математическую модель процесса функционирования
гидравлических амортизаторов автомобилей в условиях низких температур
окружающей среды.
3. Обосновать и разработать состав рабочей жидкости для амортизаторов
автомобилей, используемых в сельском хозяйстве при низких температурах.
4. Провести производственную проверку и оценить экономическую
эффективность полученных результатов исследования.
Научная новизна работы:
– установлены зависимости изменения эксплуатационных характеристик
гидравлических амортизаторов автомобилей работающих в условиях низких
температур;
– разработана математическая модель процесса функционирования
гидравлических амортизаторов автомобилей в условиях низких температур
окружающей среды;
– обоснован модифицированный состав рабочей жидкости для
амортизаторов автомобилей, используемых в сельском хозяйстве при низких
температурах.
Новизна технических решений, используемых при проведении
исследований, подтверждена патентами РФ № 142785 и №.167373.
Теоретическая и практическая значимость.
1. Зависимости сил сопротивления на отбой и сжатие от температуры
окружающей среды и состава амортизаторной жидкости.
2. Рекомендации по составу и условиям применения модифицированной
жидкости для автомобилей, используемых при низких температурах.
3. Технология и техническое средство (патент № 167373 РФ) для сезонного
технического обслуживания подвески.
4. Повышение средней технической скорости перевозки грузов на 21% и
повышение производительности на 18%.
Методология и методы исследования: Основой для проведения
теоретических и экспериментальных являлся системный подход, обеспечивающий
анализ взаимодействия элементов подвески автомобилей, используемых при
низких температурах для перевозок грузов, в том числе сельскохозяйственного
назначения с учетом изменения режимов функционирования. В процессе
исследований использованы положения гидростатики и гидродинамики,
термодинамики, численные методы математического анализа и методы
математического моделирования, современные программные комплексы систем
автоматизированного проектирования и анализа. Экспериментальные и стендовые
исследования были выполнены на лабораторных установках с использованием
современных приборов и аппаратуры. Методы проведения и обработки
полученных результатов экспериментальных данных соответствовали
государственным методикам и стандартам.
Положения, выносимые на защиту:
1. Математическая модель описывающая процесс функционирования
гидравлических амортизаторов автомобилей с учетом температуры окружающей
среды, состава и свойств рабочей жидкости.
2. Зависимости изменения силового нагружения гидравлических
амортизаторов при изменении температуры окружающей среды, скорости и
величине перемещения штока амортизатора.
3. Результаты теоретических и экспериментальных исследований по
обоснованию состав и условий применения рабочей жидкости гидравлических
амортизаторов автомобилей, работающих при низких температурах окружающей
среды.
Степень достоверности и апробация работы. Достоверность
подтверждается высоким объемом теоретических и экспериментальных
исследований; использованием современных нормативных документов, ГОСТов,
приборов и оборудования; сопоставлением результатов, полученных
теоретическими и экспериментальными исследованиями; совпадением
полученных результатов исследований с данными других ученых по
соответствующей тематике; внедрением полученных результатов в
производственные сферы; выступлениями с докладами на международных
конференциях и семинарах с результатами исследований; публикацией и
одобрением полученных материалов в ведущих журналах.
Результаты диссертационной работы обсуждались и докладывались на
заседаниях кафедры эксплуатации машинно-тракторного парка и на ученом совете
Инженерного института Новосибирского ГАУ (2013 – 2020 гг.); на региональных
научно-практических конференциях «Состояние и инновации технического
сервиса машин и оборудования» в Новосибирском ГАУ (Новосибирск, 2011 и 2016
гг.); на II этапе Всероссийского конкурса на лучшую научную работу среди
студентов, аспирантов и молодых ученых Минсельхоза России в Красноярском
ГАУ (Красноярск, 2016 г.); на III этапе Всероссийского конкурса на лучшую
научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых Минсельхоза
России в РГАУ МСХА им. К.А. Тимирязева (Москва, 2016 г.).
Реализация работы. Внедрение результатов исследований осуществлялась
в период с 2018 по 2019 г. в ООО «Сибирская Нива» Маслянинского района НСО,
в ООО «Соколово» Колыванского района НСО и ЗАО «Крутишинское»
Черепановского района НСО. Обоснован и внедрен разработанный
технологический процесс обеспечения сил сопротивления гидравлических
амортизаторов. Результаты исследования используются в учебном и научно-
исследовательском процессах ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ.
Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 13 печатных
работ, в том числе 4 публикаций в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 1 статья в
зарубежном журнале, получено 2 патента РФ.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!