Обоснование эксплуатационных параметров трактора с применением двухступенчатой системы наддува при первой управляемой ступени
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Состояние изученности вопроса и задачи исследования
1.1. Совершенствование работы автотракторных двигателей за счёт применения наддува
1.2 Основные направления повышения мощности форсированных автотракторных двигателей
1.3 Анализ систем регулирования турбонаддува в автотракторных двигателях21
1.3.1 Регулирование наддува со стороны компрессора
1.3.2 Поворот лопаток во входном направляющем аппарате
1.3.3 Поворот лопаток диффузора
1.3.4 Перепуск газа минуя турбину
1.3.5 Нерегулируемый перепуск газов
1.3.6 Регулируемый перепуск газов
1.3.7 Изменение парциальности подвода газа к колесу турбины
1.3.8 Поворот лопаток соплового аппарата на входе в турбину
1.3.9 Сопловой аппарат со скользящими лопатками на входе в турбину
1.3.10 Исполнительные механизмы регулирования наддува со стороны турбины
1.3.11. Двухступенчатый газотурбинный наддув
1.4 Система наддува с электроприводным центробежным компрессором
1.5 Взаимосвязь режимов эксплуатации МТА с показателями работоспособности ТКР
1.6 Направление технологической адаптации энергонасыщенных тракторов
1.7 Выводы по первой главе
3
Глава 2. Обоснование применения двухступенчатой системы наддува с первой управляемой ступенью
2.1 Улучшение характеристик двигателя при помощи турбокомпрессора с дополнительным управляемым электронаддувом
2.2 Методика расчета параметров системы наддува, включающей турбокомпрессор с дополнительным управляемым электро-наддувом
2.2.1 Исходные данные
2.3 Схема двухступенчатой системы наддува с электроприводом 1-й ступени
2.4 Расчет параметров двухступенчатой системы наддува
2.4.1 Расчет параметра давления
2.4.2 Определение мощности второй ступени наддува
2.4.3 Исследование параметра коэффициента воздуха
2.4.4 Исследования параметра удельного расхода топлива
2.5 Анализ полученных результатов
2.6 Выводы по второй главе
Глава 3. Оценка тяговых характеристик трактора МТЗ Беларусь 1221.2 при модернизации двигателя
3.1 Постановка задачи и цели исследований
3.2 Определение основных условий работы трактора
3.3 Определение основных характеристик двигателя для трактора
3.3.1 Расчёт энергонасыщенности трактора
3.3.2 Построение характеристики двигателя
3.4 Определение характеристик трансмиссии и ходовой части трактора
3.4.1 Передаточные числа трансмиссии трактора
3.4.2 Механический КПД трансмиссии трактора
3.5 Тяговый расчёт трактора
3.5.1 Определение касательной силы тяги
3.5.2 Определение действительной скорости трактора
3.5.3 Буксование
3.6 Сила сопротивления качению трактора
3.7 Сила тяги на крюке трактора
3.8 Крюковая мощность
3.9 Удельный крюковой расход топлива
3.10 Расчет тяговой характеристики на 1-й передаче
3.11 Тяговая характеристика
3.12 Аналитика полученных результатов
3.13 Определение потерь производительности при ступенчатой трансмиссии
3.14 Выводы по третьей главе
Глава 4. Экспериментальныеисследования турбокомпрессора с дополнительным управляемым электронагнетателем
4.1 Определение параметров дополнительного управляемого электронагнетателя
4.1.1 Исходные данные
4.1.2 Определение термодинамический рабочий процесса первой ступени
4.1.3 Определение показателя расхода воздуха при первой ступени
4.1.4 Определение мощности ДУЭН при первой ступени
4.2 Технологические системы стенда исследовательских испытаний и принцип его работы
4.2.1 Общий принцип работы
4.3 Определение параметров
электронагнетателя
4.4 Характеристика испытываемого образца
4.4.1 Назначение и краткое техническое описание трактора БЕЛАРУС МТЗ 1221.2 с двигателем Д-260.2
4.4.2 Методика испытаний и порядок проведения испытаний
4.4.3 Обработка результатов испытаний
4.4.4 Оформление результатов испытаний
4.5 Испытание на тракторе
4.6 Выводы по четвертой главе
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Во введении содержится общая характеристика работы, представлена
актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы цели и задачи научного исследования, отражена научная новизна работы, а также достоверность результатов и их практическая значимость.
Публикации. По материалам исследований опубликовано 8 работ, в том числе 3 статьи в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 171 странице. Состоит из введения, основной части, содержащей 36 рисунков, 19 таблиц, заключения, списка литературы (включает 141 наименование) и 5 приложений.
В первой главе проведен анализ имеющихся разновидностей регулируемых систем турбокомпрессоров. Улучшение подачи воздуха путем
гибридизации систем воздухоподачи имеет несколько концепций развития систем наддува ДВС. Представлена тенденция развития двигателестроения которая показывает, что модернизация двигателей с одноступенчатой неуправляемой системой наддува достигли своего предела и не позволяет получить максимальный эффект. Управляемый наддув может быть получен двухступенчатой системой наддува с электрическим приводом первой ступени.
На основании условий эксплуатации сельскохозяйственных тракторов достаточно хорошим решением видится создание двухступенчатой системы наддува с первой электроуправляемой ступенью, позволяющей обеспечить высокий крутящий момент и более плавную работу двигателя при выполнении технологических процессов.
Во второй главе для обеспечения управления турбонаддувом и возможности повышения коэффициента приспособляемости двигателя Д-260 может быть использован двухступенчатый наддув с управляемой первой
ступенью, имеющей электропривод. Схема такой системы наддува будет иметь вид, показанный на рисунке 1.
Воздух с давлением р0 поступает в первую ступень к1 и его давление повышается до pk1 и затем он поступает во вторую ступень к2 турбокомпрессора ТКР после которой давление повышается до давления pk и поступает в ДВС. Первая ступень к1 приводится от электромотора ЭМ, который управляется блоком управления.
Рисунок 1 – Схема Расчетные исследования показали, что
двухступенчатой системы наддува с электроприводом 1-й ступени
давления наддува при использовании штатногонеуправляемогоТКРописываетсяфункциейpk fk(pk1,n,pe):
pk –0,029751,286 pk1 1,282106 n–0,04353 pe 0,3158 pk1 pe 2,284109 n2 4,906105 n p 0,02533 p 2,МПа
(1) Максимальное давление сгорания pz(функция pz fz (pk1,n, pe ) ) имеет вид:
ee
pz –3,83 50,28pk1 1,421103 n 2,502pe 0,002158npe (2)
pk1’(9,63,83–1,421103 n–2,502pe –0,002158npe)/50,28,МПа (3) 8
Для случая управления первой ступенью двухступенчатого наддува изменение давления наддува первой ступени pk1 при ограничении максимального давления сгорания pz = 9,6 МПа (как для штатного двигателя) в зоне его превышения выше 9,6 МПа может быть получено из уравнения:
Таким образом изменение давления во всей исследованной зоне описываться следующей системой уравнений:
pk1 0,125МПаприpz 9,6МПа
p fz(p 0,125,n,p)всоответствиисуравнением 2приp 9,6МПа (4)
z k1 e z pk1’(9,63,83–1,421103n–2,502pe –0,002158npe)/50,28приpz 9,6МПа
В соответствии с системой уравнений (4) получаем графики изменения давления наддува 1-ой ступени pk1’за счет электроуправления и получаемого максимального давления сгорания pz, представленные на рисунке 2.
а); б);
Рисунок 2 – Изменение давления наддува 1-ой ступени pk1’ (а) и максимального давления
сгорания pz (б) от частоты вращения n и среднего эффективного давления pe при управлении давлением наддува первой ступенью.
Область рабочих режимов двигателя Д-260 ограничена его внешней скоростной характеристикой, поэтому представленные на рисунке 2 зависимости удобнее рассмотреть на максимальной нагрузке двигателя в виде их изменения на корректорной ветви этой характеристики. На рисунке 3 показано изменение этих показателей. Сплошными линиями показаны параметры базового двигателя с одноступенчатым турбонаддувом. При работе двигателя с 2-х ступенчатым наддувом и электроуправляемой 1-й ступенью по ограничению максимального давления сгорания изменение параметров двигателя показано пунктирными линиями и отмечено показателями с апострофом.
Уменьшение наддува в 1-й ступени pk1’ происходит при частоте вращения
выше 1500 мин-1, что приводит к прекращению роста давления наддува pk’и к
незначительному его снижению до номинальной частоты вращения. Такое поведение давления наддува pk’ позволяет ограничить максимальное давление сгорания на уровне 9,6 МПа и не допустить перегрузку деталей КШМ.
Рисунок 3 – Изменение показателей двигателя Д-260.2 по внешней скоростной характеристике при использовании 2-х ступенчатого наддува
Как следует из представленных данных, при снижении частоты вращения ниже номинальной n = 2100 мин-1, давление при 2-х ступенчатом наддуве pk’превышает давление наддува только с ТКР pk и это превышение увеличивается со снижением частоты вращения. Такое превышение давления наддува позволяет увеличить количество подаваемого воздуха которое может быть использовано для увеличения подачи топлива и, соответственно, крутящего момента двигателя.
Принимая процесс повышения давления адиабатным и сохраняя значение
коэффициента воздуха на корректорной ветви внешней скоростной
характеристики как и в базовом двигателе, получаем возможный характер
изменения крутящего момента М’ показанный пунктирной линией на рисунке 3. В результате на режиме максимального крутящего момента (n = 1400 мин-1) возможно увеличение крутящего момента с 500 Нм до 578 Нм. Такое увеличение крутящего момента позволяет увеличить коэффициент приспособляемости двигателя с 1,17 до 1,32 или на 15% и приблизить характеристику к характеристике двигателя постоянной мощности.
В третьей главе для оценки эффективности работы трактора на рабочих диапазонах скоростей проведены расчетные исследования тяговых показателей трактора в серийной и модернизированной комплектациях (рисунок 4).
а) Серийный б) Модернизированный Рисунок 4 – Тяговые характеристики тракторов
Получить количественную оценку эффекта отклонения от потенциальной тяговой характеристики (зона серого цвета) можно определив площади и значения мощности Nкр от тягового усилия Ркр на выделенном отрезке, например для работы трактора на третьей передаче (рисунок 4.) полученной тяговой характеристики. Как следует из представленного рисунка точка касания кривой крюковой мощности с потенциальной тяговой характеристикой происходит в точке соответствующей перехода корректорной ветви характеристики двигателя в регуляторную ветвь (номинальная мощность).
Обозначены изменения мощности по потенциальной тяговой характеристике NкрП, а мощность на участке от (P1) до (P2)Nкр1,2, то относительная величина потерянной мощности К будет составлять:
11
К P1 2
P
N1,2 dx
кр P
(5)
КP P (6) PP
NП dp кр
P1
Р3
NП N1,2dxNП N1,2dx
Отсюда получим:
По изложенной методике были обработаны данные полученного тягового расчёта на третьей передаче с серийным и модернизированным двигателями, которые представлены ниже.
Значение силы тяги на крюке Pкр получили при проектировании из составных частей которые представлены на рисунках 5 и 6 по соответствующим значениям коэффициента приспособляемости двигателя Км.
а – Км=1,17 б – Км=1,32
Рисунок 5 – Характеристики рассматриваемого участка в сборе с коэффициентом приспособляемости двигателя
По результатам полученных графиков представленных на рисунке 5 сделана оценка относительных величин потерянной мощности К для двух вариантов.
По формуле (6) рассчитаем значения потенциальной характеристики (Пх), участок 1 на Nкр(У1), и участок 2 на Nкр(У2) при значениях коэффициентов приспособляемости двигателя при Км=1,17 и Км=1,32.
Коэффициент потери производительности ступенчатой трансмиссии К
для коэффициента приспособляемости двигателя Км=1,17 равен: К1,17 0,12 12
Р2
кр кр кр кр
23
NП dx NП dx кр кр
PP
Коэффициент потери производительности ступенчатой трансмиссии К для коэффициента приспособляемости двигателя Км=1,32 равен: К1,32 0, 03
В четвертой главе определены требуемые характеристики ДУЭН на «Установке для исследования характеристик дополнительного наддува с электроприводом» представленный на рисунке 6.
а – общий вид
б – схема
Рисунок 6 – Стенд для исследования характеристик дополнительного наддува Стенд представляет собой совокупность агрегатов первой управляемой
ступени наддува с электроприводом, источником питания, электронных устройств управления, измерительных устройств, средств связи и пакета программного обеспечения, которые объединены в единую систему с целью создания условий для проведения испытаний.
Важной задачей при проведении испытаний являлось получение характеристик нагнетателя с электроприводом для определения расчётных и экспериментальных характеристик. Технология испытания предполагала задание различных режимов и условий:
– изменение аэродинамического сопротивления нагнетателя (использование специальных диафрагм на выходе воздуха);
– изменение энергии электропривода и частоты вращения нагнетателя;
– создание требуемого рабочего давления в камере нагнетания.
Воздух нагнетаемый импеллером с электродвигателем 2 поступает в
технологическую трубу 1, где поток стабилизируется, затем по измерительной системе воздух подается на пьезометры 6,7 для измерения напора.
С помощью съёмных диафрагм 3, установленных на конце технологической трубы 1, выбирается режим работы электронагнетателя с помощью пульта 9 через регулятор напряжения 8 и регулируется расход сжатого воздуха, подаваемого по соединительному трубопроводу на входе 4 и выходе 5. Пьезометр позволяет измерять напор на разных участках технологической трубы 1, а давление которое получается – анализируется и определяются характеристики на заданном режиме работы нагнетателя.
Осциллографом 12 замеряется сила тока и напряжение, подаваемое от аккумуляторной батареи 10. Завершающим этапом является построение расходной характеристики нагнетателя с электродвигателем на персональном компьютере 12 и оценивается их энергетическая эффективность.
При испытании ДУЭН производилась фиксация параметров давления воздуха, скорость потока, расход воздуха, и других выше представленных параметров, значения которых регистрируются и сохраняются для последующей обработки и анализа.
По данной методике определена расходная характеристика ДУЭН, представленная на рисунке 7.
Рисунок 7 – Расходная характеристика нагнетателя с электродвигателем Полученные экспериментальные и аппроксимированные данные подтверждают правильность выбора модели ДУЭН, обеспечивающие
требуемые показатели давления наддува, расхода и скорости потока воздуха для двигателя Д-260.2
Для подтверждения расчётно–аналитических исследований и использования предлагаемой системы наддува было принято решение провести испытание непосредственно на тракторе. Экспериментальное исследование представляло собой сравнительный анализ и статистический набор показателей, которые отражают основные аспекты технологических процессов и содержат общие выводы о результатах работы внедряемого оборудования на основе нормативных документов, регламентирующих этапы проведения эксперимента.
В качестве объекта испытаний был определён трактор МТЗ Беларус 1221.2 с дизельным двигателем Д-260.2 имеющий непосредственный впрыск топлива, рабочий объем 7.12 литров.
Стендовые испытания трактора МТЗ Беларус 1221.2 в серийном исполнении и с установленным «Дополнительным управляемым электронагнетателем» были проведены по ГОСТ 30747-2001. На стендовых испытаний определялись мощностные и топливно-экономические показатели трактора. Загрузка двигателя осуществлялась через ВОМ трактора.
Скоростная характеристика двигателя с регуляторной ветвью представлена на рисунке 8.
а – Характеристика двигателя Д-260.2. по б – Характеристика двигателя Д-260.2 по
оборотам двигателя
удельному расходу топлива.
в – Характеристика двигателя Д-260.2 по крутящему моменту Рисунок – 8 Результаты стендовых испытаний
Дополнительные регулировки на топливном насосе высокого давления не проводились.
Результатами проведенных испытаний установлено:
– применение дополнительного наддува с электродвигателем мощностью 3 кВт позволяет снизить удельный расход топлива двигателя Д-260.2 трактора МТЗ Беларус 1221.2 в среднем на 3%;
– корректорный запас крутящего момента равен 15%;
– эксплуатационная мощность модернизированного двигателя повысилась на 0.7 кВт.
Таким образом, резюмируя выше изложенное, разработанная установка для исследования характеристик дополнительного наддува с электроприводом, расчеты, симулирующие работу двигателя с ТКР с использованием созданной модели «Дополнительного управляемого электронагнетателя», позволили подтвердить правильность выбранного направления исследований, установить двухступенчатую систему наддува с первой управляемой ступенью на трактор тягового класса 2 и получить положительные результаты на скоростной характеристике при проведении стендовых испытаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенных исследований можно сделать следующее заключение:
1. На основании полученных данных, созданной схемы двухступенчатой системы наддува с электроприводом первой ступени, проведённых расчетов параметра давления с определением мощности второй ступени наддува, удельного расхода топлива можно сделать следующие выводы:
а) Использование в первой управляемой ступени с электроприводом давления наддува до 0,125 МПа позволяет управлять давлением наддува практически по всей внешней скоростной характеристике двигателя Д-260 по условию ограничения максимального давления сгорания на уровне давления при номинальном режиме в базовой комплектации.
б) Использование двухступенчатого наддува позволяет повысить коэффициент приспособляемости двигателя с 1,17 до 1,32 за счет увеличения подачи топлива для сохранения коэффициента избытка воздуха, как у базового варианта.
2. Проведенные расчётные исследования работы двигателя Д-260.2 с двухступенчатой системой наддува с первой управляемой ступенью показали: а) На режиме работы при номинальном значении крюковой силы максимальная крюковая мощность у серийного Nкр = 57,2 кВт; у модернизированного Nкр = 58,8 кВт. При этом значение удельного крюкового расхода топлива у серийного gкр = 384 г/кВтч а у модернизированного gкр = 364 г/кВтч, но при этом незначительно снижается скорость движения у серийного v = 2,7 м/с; у модернизированного v = 2,4 м/с. Следует отметить что в обоих комплектациях сохраняется значение тягового КПД ηти составляет 0,59.
б) На режиме работы при максимальной крюковой мощности, которая достигается на третьей передаче, значения крюковой силы у серийного Ркр = 20,9 кН а у модернизированного Ркр = 24,3 кН., т.е. заметно увеличивается.
в) На режиме работы при котором достигается минимальное значение
удельного крюкового расхода топлива gкр – у серийного достигается на третьей
передачи, а у модернизированного на 4. Для справедливой оценки рассмотрены показатели на 3 передаче, у серийного значение крюковой силы Ркр = 24,9 кН а у модернизированного Ркр = 29 кН, значение крюковой мощности Nкр = 45,3 кВт; у модернизированного Nкр = 49,8 кВт., Однако имеются отрицательные показатели, а именно значения тягового КПД ηт незначительно ниже – у серийного 0,59, а у модернизированного 0,577, а также значения коэффициентов буксования δ у серийного 0,14, а у модернизированного 0,18. Это связано с тем что рассматриваются показатели на 3 передаче, а не на 4. Непосредственно минимальные значения удельного крюкового расхода топлива gкр составляют у серийного gкр = 356 г/кВтч, а у модернизированного gкр = 351 г/кВтч, тем самым выигрыш перекрывает потери.
3. Разработана количественная оценка потери производительности при ступенчатой трансмиссии К, по результатам введенного коэффициента потерь производительности ступенчатой трансмиссии К. Проведенная по разработанной методике оценка показала снижение относительных потерь мощности модернизированного трактора (К=0,03) в сравнении с базовым (К=0,12), т.е. в 4 раза, что свидетельствует о целесообразности применения управляемой системой наддува электроприводом первой ступени двухступенчатой системы.
4. Спроектированы и изготовлены прототипы стенд «Установка для исследования характеристик дополнительного наддува с электроприводом» и дополнительный управляемый электронагнетатель (ДУЭН). На стенде проведены экспериментальные исследования по определению характеристик ДУЭН и проверке его эффективности работы для турбокомпрессора.
5. Результаты стендовых испытаний трактора МТЗ Беларус 1221.2 подтвердили применение дополнительного наддува с электродвигателем мощностью 3 кВт позволяющее снизить удельный расход топлива двигателя Д- 260.2 трактора МТЗ Беларус 1221.2 в среднем на 3%; сохранить корректорный запас крутящего момента равный 15%; а эксплуатационная мощность
модернизированного двигателя повысилась на 0.7 кВт.
Актуальность исследований. Наращивание техникой сельхозпроизводителей усугубляется разнообразием природно-климатических и производственно-экономических условий ведения хозяйственной деятельности не только по количественным, но и качественным параметрам. Самый высокий пик в сельскохозяйственном машиностроении приходился на конец 1980-х гг. где разработкой новых машин занимались 6 научно- исследовательских институтов. Россия – огромная страна, и для освоения территорий требуется большое количество тракторной техники. Согласно статистике Росстата, тракторы для фермеров являются одними из наиболее востребованных позиций производимой сельхозтехники, и текущее состояние отечественной тракторной отрасли по динамике изменения объемов производства тракторов обычно оставляет желать лучшего [32].
Существующие еще с времён СССР отечественные тракторные заводы все еще отстают в создании сельскохозяйственных тракторов, что не позволяет обеспечить внутренний рынок отечественным потребителям. Отметим, что Россия покупает (ввозит трактора из 25 стран мира)[6].
Специфика приоритетного направления тракторостроителей заключается в повышении производительности выпускаемых силовых агрегатов за счет оснащения электронными системами и автоматикой. Для этого необходимо вводить в их конструкцию элементы, активно использующие гидравлику, пневмоустройства. Повышение эффективности – еще один приоритет. Мы
привыкли к тому, что в мощных тракторах бак с топливом мгновенно расходуется, и мы готовы это терпеть, поэтому мы оправдываем высокий расход топлива теми важными возможностями, которые может предоставить имеющаяся техника. В то же время на Западе мобильные энергетические средства показывает большую эффективность. Импортная техника, равная по мощности, потребляет в разы меньше топлива. Эффективность работы тягово-транспортных средств зависит от рационального использования энергетических характеристик, которые зависят от мощности установленной на двигателе и продуктивности работы машины в процессе эксплуатации. Для эффективной эксплуатации машины необходимо совершенствование и контроль над происходящих в ней процессов для получения механической энергии использования машинной работы при выполнении различных технологических задач. В Российской Федерации находятся в эксплуатации около 70 % тракторного парка традиционной
компоновочной схемы тягового класса от1,4 до 3. Самыми популярными в России двигателями считаются Д-260, Д-245, Д-242, Д-243 и Д-240, которые устанавливают на трактора для аграрного сектора [43].
В условиях эксплуатации энергетические показатели машинотракторных агрегатов (далее МТА) сопровождаются непрерывными изменениями внешней характеристики. Основы этих исследований, проведены В.Н. Болтинским, Г.М. Кутьковым, Л.Е. Агеевым, С.А. Иофиновым В.Н. Поповым, Ю.К. Киртбаем и другими учеными [3,48,49, 63, 75], показали, что после введения в эксплуатацию тракторов мощностные и технико-экономические показатели ДВС снижаются до 20 % и более по сравнению паспортными показателями полученными при их испытании. Это явление связано с тем что продолжительная работа двигателя приводит к фазовым сдвигам между цикловыми подачами топлива и воздуха, сопровождающееся снижением коэффициента использования установленной мощности, ухудшения топливной
экономичности и роста тепловой напряженности тракторных турбированных дизелей.
Неустановившиеся процессы в работе системы наддува и двигателя трактора приводит к потере полезной мощности. При этом увеличение мощностных показателей тракторного двигателя оснащенного серийного производства газотурбинного наддува (ГТН) не дает пропорционального увеличения мощности тяговых тракторных двигателей класса 1,4 – 3. Из-за этих явлений нагрузку на двигатель трактора необходимо рассчитывать до 80-90% от номинальной мощности. Как следствие народное хозяйство страны несет большие убытки из-за недостаточного потребления установленной мощности двигателей.
Так, в последние годы парк машин и тракторов всех тракторов в сельском хозяйстве РФ постепенно нормализуется. Однако потери из-за недостаточного расхода даже 1% установленной мощности двигателя при постоянно растущих ценах на ГСМ способствуют удорожанию конечного сельскохозяйственного продукта [36].
На основе этого возникает проблема обеспечения энергоэффективности форсированного двигателя на тракторах малого и среднего тягового класса, решение которой позволит значительно повысить производительность МТА.
Был проведен анализ исследований ведущих отечественных и зарубежных ученных, занимающихся вопросами турбонаддува, который показал, что исследования по принудительной подаче воздуха в цилиндры двигателя в основном проводились на двигателях тракторов 5-7тяг.класса[30]. Отметим, что на тракторах тягового класса от 5 до 7 устанавливаются специальные нагнетатели, позволяющие многолитровому двигателю получить необходимое количество газо-воздушной смести в цилиндры двигателя, что позволяет улучшить показатели полноты сгораемости топлива и соответственно улучшить мощностные показатели двигателя. Работы по установке нагнетателей на форсированные трактора тяг.кл.1,4-3 не проводились считая экономически нецелеобразными.
В настоящее время форсирование двигателей осуществляется применением одноступенчатой системы наддува, которая не в полной мере оправдывает дальнейшее повышение эффективности работы МТА. Технический прогресс настоятельно требует совершенствования существующей техники. Научный и технический потенциал отечественной системы машиностроения позволяет это сделать.
В связи с тем, что доступные варианты дальнейшего нагнетания воздуха в двигатель внутреннего сгорания традиционными методами без использования принудительного давления крайне ограничены, и принимая во внимание, что вопрос обоснования применения такой управляемой системы наддува на сельскохозяйственном тракторе малого класса с обеспечением требуемой нагрузки на двигатель и возможности стабилизации взаимосвязи параметров системы “ДВС – агрегаты топливо- и воздухоподачи” [135] остается малоизученным, возникла необходимость в создании установки по принудительному наддуву двухступенчатой системы наддува с первой управляемой ступенью имеющей электропривод, которая позволяет управлять системой “двигатель – агрегаты топливо- и воздухоподачи” на режимах повышенной двигателя- так называемый «Дополнительный управляемый электронаддув» (ДУЭН) установленный на тракторе МТЗ 1221.2 тяг.кл. 2, а именно на двигателе Д-260.2, учитывая систему очистки воздуха и способ подачи выхлопных газов в турбину, а также количество и расположение цилиндров, что позволило наиболее эффективно использовать энергию выхлопных газов для привода турбокомпрессора.
Степень разработанности темы. Фундаментальный вклад в изучение закономерностей и принципов обеспечения связанных с вопросами, посвященными работе тракторного двигателя при неустановившейся нагрузке, внес академик Болтинский В.Н [19]. В дальнейшем эти исследования развивали его ученики и последователи: Кутьков Г.М., Богатырев А.В., Гуревич А. М., Слотин Е.И., Кипшакбаев И. К., Лопатин О.П., Олейник М.А., Сахаров А. Г., Бурцев А.Ю., Софронов В. С., Леонов И.В.., Тургиев А. К., Беляев Б. М., Титов
Ю. А., Кувшинов А.Н. и др. Ими было выявлено, что работа тракторных двигателей сельскохозяйственного назначения до 20% от общей времени смены в эксплуатации работают на неустановившихся режимах. Работа дизелей с турбонаддувом на этих режимах характеризуется значительными отличиями параметров теплового состояния двигателя и давления наддувочного воздуха от соответствующих значений этих параметров на установившихся режимах.
В учебнике для вузов “Теория трактора” написанным профессором Е.Д. Львовым, даётся анализ характеристик тракторных двигателей, определение ведущих моментов, приложенных к движениям трактора. Его учеником Г. М. Кутьковым разработан новый раздел «Тяговая динамика трактора», которая имеет строгую методическую структуру и включает: анализ колебательных процессов в тракторе; анализ внешних воздействий на трактор как на динамическую систему; взаимосвязь динамических процессов в тракторе; влияние колебаний нагрузки на показатели работы трактора; разгон трактора; тягово-динамические испытания трактора.
Процесс работы турбокомпрессора с двигателем подробно описали В.В. Синявский, И.Е. Иванов в учебном пособии «Форсирование двигателей. Системы и агрегаты наддува». В пособии детально рассмотрены различные виды систем наддува, способы регулирования наддува, характеристики компрессоров и турбин и способы их экспериментального определения, приводятся методики расчета компрессоров и турбин, охладителя надувочного воздуха, совместной работы дизеля с турбокомпрессором. Однако не достаточно рассматриваются электронагнетатели и системы двухступенчатого наддува с их применением, а также не достаточно полно проработана методика определения дополнительного управляемого наддува.
В связи с вышеизложенным, в отличии от обычных систем наддува с механическим управлением, либо перепуском, или с управляемым сопловым аппаратом на турбине, возникла необходимость в создании двухступенчатой системы наддува двигателя с электроуправляемой первой ступенью. Исследования проводились в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева» (ФГБОУ ВО “РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева”), и на базах ФГБУ “Владимирской и Кубанской МИС”, так как получение объективной и достоверной информации о свойствах испытываемых объектов является базовой основой деятельности МИС, потому что методический и технический инструментарий испытаний включает в себя всё самое передовое, что дают современная наука и техника. Научная гипотеза. В данной работе выдвигается обоснование возможности повышения энергоэффективности форсированного двигателя на тракторах малого и среднего тягового класса в условиях сельскохозяйственной эксплуатации за счёт взаимосвязанной работы первой управляемой ступенью наддува с электроприводом.
Объектом исследования является двухступенчатая система наддува, где первой ступенью является дополнительный управляемый электронагнетатель (ДУЭН), а второй – газотурбинный нагнетатель.
Научная новизна заключается в подтверждении эффективности использования первой управляемой ступени наддува для тракторного двигателя, определения технических параметров первой ступени с электроприводом на разработанном стенде «Установка для исследования характеристик дополнительного наддува с электроприводом» (Пат. На полезную модель заяв. No 2021100787), а также в предложенной методике оценки потерь производительности механической трансмиссии при тяговом расчёте.
Теоретическая и практическая значимость. Изучены особенности режимов работы форсированных двигателей, позволяющие обосновать принципиальную схему двухступенчатой системы наддува с первой управляемой ступенью, определен критерий требуемых параметров ДУЭН на разработанной математической модели.
Разработана методика и создан измерительный комплекс, позволяющий определять показатели форсированного двигателя на тракторе с ДУЭН в составе сельскохозяйственного МТА. Проведено комплексное экспериментальное исследование двигателя Д -260.2 с ДУЭН на тракторе МТЗ 1221.2 с определением мощностных показателей на стендовых испытаниях.
Предметом исследования в научном аспекте являются установление закономерностей процесса воздухоподачи и стабилизация взаимосвязи его с топливоподачей дизеля с газотурбинным наддувом в составе сельскохозяйственного МТА.
Цель и задачи исследования. Повышение эффективности использования трактора МТЗ-1221.2 с двигателем Д-260.2 путем работы на режиме повышенной нагрузки на двигатель за счет применения двухступенчатой системы наддува с первой управляемой ступенью.
Задачами исследования являются:
1. Оценить работу дизельного двигателя с дополнительным управляемым электронагнетателем (ДУЭН).
2. Разработать конструктивно-технологическую схему устройства
электронагнетателя со схемой соединения электрической части и на ее основе изготовить опытный образец.
3. Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность применения ДУЭН с двигателем Д-260.2, выявить оптимальное сочетание показателей воздухоподачи для максимального коэффициента приспособляемости двигателя. Синтезировать скоростные и силовые показатели двигателя с электронагнетателем как единую модель.
Методология и методы исследования. Теоретические исследования выполнены с использованием основных положений теории тракторов и автомобилей, эксплуатации машинно-тракторного парка, теоретической механики. Экспериментальные исследования выполнены с использованием стандартных методик, изложенных в ГОСТ, математической статистики, программ Microsoft Excel 2013, оборудования и измерительных приборов прошедших поверку, а также разработанных частных методик исследований. За
метод исследования принят метод определения требуемых параметров дополнительного управляемого электронагнетателя на установке для исследования характеристик дополнительного наддува с электроприводом.
Основные положения выносимые на защиту:
– предложения по компоновочной схеме двухступенчатой системы наддува с первой управляемой ступенью для повышения эффективности работы двигателя; – теоретически обоснованые конструктивные и технологические параметры дополнительного управляемого электронагнетателя;
– методика обоснования рациональных параметров дополнительного управляемого электронагнетателя;
-результаты теоретических и экспериментальных данных полученных в ходе исследования.
Степень достоверности. Достоверность результатов подтверждена предварительными государственными сравнительными мощностными
испытаниями колесного трактора МТЗ БЕЛАРУС 1221.2 с двигателем Д-260.2 (ФГБУ «Владимирская МИС», г. Покров и ФГБУ «Кубанская МИС» г. Новокубанск).
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях и форуме:
1. Научном семинаре «Чтения академика В.Н. Болтинского 23 января 2021 ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.
2. XIV Международной научно-практической конференции «Прогрессивные технологии в транспортных системах: Евразийское сообщество» г. Оренбург, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» Транспортный факультет. 09 – 10.12.2020 г.
3. Международной научной конференции профессорско- преподавательского состава, посвященной 175-летию со дне рождения К.А.
Тимирязева 4-6 декабря 2020 г. Москва, ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.
4. XIV Международной научно-практической конференции «Перспективные направления развития автотранспортного комплекса» г.Пенза, 26–27 ноября 2020 г.
5. IXМеждународном молодёжным промышленным форуме «Инженеры будущего – 2020». 6. Техническом совете ФГБУ «Владимирская МИС». г. Покров, 10 июня 2020 г.
7. Международной научной конференции молодых учёных и специалистов, посвящённой 160-летию В.А. Михельсона. 2020г.г. Москва, ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.
8. Научном семинаре «Чтения академика В.Н. Болтинского» 22 января 2020г.ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.
Результаты работы экспонировались на инновационных конкурсах и выставках:
1. Работа награждена золотой медалью в конкурсе «За производство высокоэффективной сельскохозяйственной техники и внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий» в рамках Российской агропромышленной выставки «Золотая осень-2020» г. Москва, 9-12 октября 2020 «Номинация: «Энергетические средства и двигатели».
2. Работа выставлялась на Международной специализированной выставке сельскохозяйственной техники АГРОСАЛОН-2020.
3. Работа выставлялась на Ежегодной национальной межотраслевой выставке достижений ВУЗПРОМЭКСПО-2020.
Публикации. По материалам исследований опубликовано 8 работ, в том числе 3 статьи в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов научных исследований, 5 статей в других изданиях.
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 171 странице. Состоит из введения, основной части, содержащей 36 рисунков, 19 таблиц, заключения, списка литературы (включает 141 наименование) и 5 приложений.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!