Общеобразовательная школа на Урале в 1945–1958 гг.: обеспечение и организация образовательного процесса : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук : 07.00.02

📅 2020 год
Шитов, А. К.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛЬНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА УРАЛЕ……………………………… 27
1.1. Совершенствование сети школьных учреждений и реализация политики
«всеобуча» ………………………………………………………………………………………………………. 27
1.2. Формирование кадрового состава общеобразовательных учреждений и работа
с учительством ………………………………………………………………………………………………… 75
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛ …………………………………………………………………………………………………………… 126
2.1. Перестройка учебно-воспитательной работы с учащимися ………………………. 126
2.2. Развитие системы внеклассной и внешкольной работы с обучающимися и их
родителями ……………………………………………………………………………………………………. 169
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 213
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. 222
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………….. 265

Актуальность исследования заключается в особой роли народного про-
свещения в духовном развитии общества. Растущие потребности российского го-
сударства в повышении уровня образованности населения в условиях информа-
ционного, постиндустриального общества определили в качестве цели государст-
венной образовательной политики страны во втором десятилетии XXI в. обеспе-
чение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение
Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего обра-
зования1.
В 2019 г. Президентом РФ в послании Федеральному Собранию Российской
Федерации была отмечена необходимость изменения содержания общего образо-
вания в сторону приоритетов научно-технологического развития страны2. Стоит
отметить, что несмотря на всю свою значимость заданный вектор реформирова-
ния школьного образования не является принципиально новым в истории россий-
ской школы. Вопросы обновления содержания учебно-воспитательной работы в
ответ на требования индустриального развития страны в XX в. ставило и совет-
ское руководство. В самых общих чертах эти установки нашли свое отражение в
концепции «политехнического обучения».
Как показывает современный опыт, «политехнизация» образования не явля-
ется единичным примером заимствования школьных практик прошлых лет. Так
возрождение института «шефства» над школами, инвестирование школьного
строительства негосударственными организациями, привлечение родительских
коллективов к управлению делами общеобразовательного учреждения, все чаще
встречаются в современном общественно-политическом дискурсе.
Процесс заимствования опыта советской школы требует принятия взвешен-
ных политических шагов в отношении общеобразовательных учреждений, педа-
Паспорт национального проекта «Образование» (утв. 24 декабря 2018 г. N 16). // Система
ГАРАНТ. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/72192486 (дата обращения: 10.12.2019).
2
Послание Президента Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года. // Президент России.
URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 10.12.2019).
гогического сообщества и содержания школьного образования. В связи с этим,
глубокий ретроспективный анализ политики советского государства в сфере обра-
зования видится как одно из актуальных направлений исторических исследова-
ний. При этом вполне обоснованным является освещение не только проблем ста-
новления советской системы народного образования в 1920–30-е гг. или же ее ре-
формирования в 1958 г. или 1974 г., которые к настоящему времени нашли свое
отражение в значительном числе публикации ученых-историков, но и исследова-
ние пореформенных периодов в истории советской школы.
Один из таких этапов приходится на вторую половину 1940-х – конец 1950-
х гг. Тогда, в условиях тяжелейшей работы по восстановлению народного хозяй-
ства, бурного развития новых технологии и связанным с этим освоением новых
сфер производства, на школу была возложена огромная ответственность, связан-
ная не только с необходимостью обеспечить выполнение государственного заказа
по обучению и воспитанию подрастающего поколения, но и с подготовкой
школьников к решению новых профессиональных задач в условиях расширения
так называемой «связи школы с жизнью».
Особую актуальность в исследовании истории советской школы приобрета-
ет выявление результатов государственной политики в отдельных субъектах
страны. Изучение форм и методов взаимодействия государства и общества при
решении единых для всей страны задач развития общего образования сквозь
призму «специфических условий того или региона», которые, по мнению истори-
ка Е.В. Сартиковой, не только влияли на становление и развитие школьного обра-
зования, но и до сих пор остаются вне поля зрения ученых1, позволит обеспечить
выстраивание конструктивного диалога между всеми субъектами образователь-
ных отношений на современном этапе.
Объектом исследования выступает общеобразовательная школа, понимае-
мая в настоящей работе как совокупность учреждений народного образования
Сартикова Е. В. Государственная политика в сфере школьного образования в Калмыкии в ХХ
веке: компаративный анализ и оценка история: автореф. дис. … д-ра. ист. наук. Волгоград,
2012. С. 3.
(начальных, семилетних и средних школ), функционировавших на территории
Урала во второй половине 1940-х – конце 1950-х гг., и их ученические и педаго-
гические коллективы.
Предметом исследования выступает государственная политика, направлен-
ная на совершенствование материального и кадрового обеспечения общеобразо-
вательных школ Уральского региона и организацию образовательного процесса.
Последний понимается автором как целенаправленный процесс обучения и вос-
питания, проводимый в интересах человека, семьи, общества и государства.
Хронологические рамки исследования главным образом определяются
особенностями функционирования общеобразовательных учреждений, в связи с
этим нижней временной границей исследования является 1 сентября 1945 г. как
начало первого послевоенного учебного года. В то же время, с целью определения
детерминант послевоенной модернизации системы общего образования, автор об-
ращался к предшествующим периодам истории школы. В частности, обращено
внимание на директивные указания высшего советско-партийного руководства по
вопросам развития общего образования, принятые в годы Великой Отечественной
войны и ставшие основой государственной политики в первые послевоенные го-
ды. Верхняя граница исследования условно определяется 12 ноября 1958 г. – да-
той принятия постановления Пленума ЦК КПСС «Проект тезисов по вопросу об
укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного
образования в стране». Именно с этого момента в стране начинается процесс ин-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Всесоюзное добровольное общество любителей книги (1974-1992): «организованное чтение» в контексте позднего советского общества
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
    Динамика коммемораций Н. М. Ядринцева в 1894 – 1994 гг.
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
    Польские военнопленные в лагерях Центральной России, 1919-1922 годы
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»