Общеобразовательная школа на Урале в 1945–1958 гг.: обеспечение и организация образовательного процесса : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук : 07.00.02

📅 2020 год
Шитов, А. К.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛЬНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА УРАЛЕ……………………………… 27
1.1. Совершенствование сети школьных учреждений и реализация политики
«всеобуча» ………………………………………………………………………………………………………. 27
1.2. Формирование кадрового состава общеобразовательных учреждений и работа
с учительством ………………………………………………………………………………………………… 75
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛ …………………………………………………………………………………………………………… 126
2.1. Перестройка учебно-воспитательной работы с учащимися ………………………. 126
2.2. Развитие системы внеклассной и внешкольной работы с обучающимися и их
родителями ……………………………………………………………………………………………………. 169
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 213
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. 222
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………….. 265

Актуальность исследования заключается в особой роли народного про-
свещения в духовном развитии общества. Растущие потребности российского го-
сударства в повышении уровня образованности населения в условиях информа-
ционного, постиндустриального общества определили в качестве цели государст-
венной образовательной политики страны во втором десятилетии XXI в. обеспе-
чение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение
Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего обра-
зования1.
В 2019 г. Президентом РФ в послании Федеральному Собранию Российской
Федерации была отмечена необходимость изменения содержания общего образо-
вания в сторону приоритетов научно-технологического развития страны2. Стоит
отметить, что несмотря на всю свою значимость заданный вектор реформирова-
ния школьного образования не является принципиально новым в истории россий-
ской школы. Вопросы обновления содержания учебно-воспитательной работы в
ответ на требования индустриального развития страны в XX в. ставило и совет-
ское руководство. В самых общих чертах эти установки нашли свое отражение в
концепции «политехнического обучения».
Как показывает современный опыт, «политехнизация» образования не явля-
ется единичным примером заимствования школьных практик прошлых лет. Так
возрождение института «шефства» над школами, инвестирование школьного
строительства негосударственными организациями, привлечение родительских
коллективов к управлению делами общеобразовательного учреждения, все чаще
встречаются в современном общественно-политическом дискурсе.
Процесс заимствования опыта советской школы требует принятия взвешен-
ных политических шагов в отношении общеобразовательных учреждений, педа-
Паспорт национального проекта «Образование» (утв. 24 декабря 2018 г. N 16). // Система
ГАРАНТ. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/72192486 (дата обращения: 10.12.2019).
2
Послание Президента Федеральному Собранию 20 февраля 2019 года. // Президент России.
URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 10.12.2019).
гогического сообщества и содержания школьного образования. В связи с этим,
глубокий ретроспективный анализ политики советского государства в сфере обра-
зования видится как одно из актуальных направлений исторических исследова-
ний. При этом вполне обоснованным является освещение не только проблем ста-
новления советской системы народного образования в 1920–30-е гг. или же ее ре-
формирования в 1958 г. или 1974 г., которые к настоящему времени нашли свое
отражение в значительном числе публикации ученых-историков, но и исследова-
ние пореформенных периодов в истории советской школы.
Один из таких этапов приходится на вторую половину 1940-х – конец 1950-
х гг. Тогда, в условиях тяжелейшей работы по восстановлению народного хозяй-
ства, бурного развития новых технологии и связанным с этим освоением новых
сфер производства, на школу была возложена огромная ответственность, связан-
ная не только с необходимостью обеспечить выполнение государственного заказа
по обучению и воспитанию подрастающего поколения, но и с подготовкой
школьников к решению новых профессиональных задач в условиях расширения
так называемой «связи школы с жизнью».
Особую актуальность в исследовании истории советской школы приобрета-
ет выявление результатов государственной политики в отдельных субъектах
страны. Изучение форм и методов взаимодействия государства и общества при
решении единых для всей страны задач развития общего образования сквозь
призму «специфических условий того или региона», которые, по мнению истори-
ка Е.В. Сартиковой, не только влияли на становление и развитие школьного обра-
зования, но и до сих пор остаются вне поля зрения ученых1, позволит обеспечить
выстраивание конструктивного диалога между всеми субъектами образователь-
ных отношений на современном этапе.
Объектом исследования выступает общеобразовательная школа, понимае-
мая в настоящей работе как совокупность учреждений народного образования
Сартикова Е. В. Государственная политика в сфере школьного образования в Калмыкии в ХХ
веке: компаративный анализ и оценка история: автореф. дис. … д-ра. ист. наук. Волгоград,
2012. С. 3.
(начальных, семилетних и средних школ), функционировавших на территории
Урала во второй половине 1940-х – конце 1950-х гг., и их ученические и педаго-
гические коллективы.
Предметом исследования выступает государственная политика, направлен-
ная на совершенствование материального и кадрового обеспечения общеобразо-
вательных школ Уральского региона и организацию образовательного процесса.
Последний понимается автором как целенаправленный процесс обучения и вос-
питания, проводимый в интересах человека, семьи, общества и государства.
Хронологические рамки исследования главным образом определяются
особенностями функционирования общеобразовательных учреждений, в связи с
этим нижней временной границей исследования является 1 сентября 1945 г. как
начало первого послевоенного учебного года. В то же время, с целью определения
детерминант послевоенной модернизации системы общего образования, автор об-
ращался к предшествующим периодам истории школы. В частности, обращено
внимание на директивные указания высшего советско-партийного руководства по
вопросам развития общего образования, принятые в годы Великой Отечественной
войны и ставшие основой государственной политики в первые послевоенные го-
ды. Верхняя граница исследования условно определяется 12 ноября 1958 г. – да-
той принятия постановления Пленума ЦК КПСС «Проект тезисов по вопросу об
укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного
образования в стране». Именно с этого момента в стране начинается процесс ин-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Всесоюзное добровольное общество любителей книги (1974-1992): «организованное чтение» в контексте позднего советского общества
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
    Динамика коммемораций Н. М. Ядринцева в 1894 – 1994 гг.
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
    Польские военнопленные в лагерях Центральной России, 1919-1922 годы
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»