Оценка интеллектуального потенциала высшего учебного заведения с позиций формирования возможностей его инновационного развития

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Хабибуллина Лилия Рашитовна
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 11
1.1 Сущность и структура интеллектуального потенциала
образовательного учреждения как ключевого элемента
инновационного потенциала 11
1.2 Объективная необходимость и принципы оценки
интеллектуального потенциала образовательного учреждения 25
1.3 Анализ методик оценки интеллектуального потенциала
образовательных учреждений 39
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 55
2.1 Анализ интеллектуального потенциала высших учебных заведений
Приволжского федерального округа 55
2.2 Оценка интеллектуального потенциала высших учебных заведений
Приволжского федерального округа 74
2.3 Анализ управления интеллектуальным потенциалом высших
учебных заведений Приволжского федерального округа 89
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ 107
3.1 Обоснование основных факторов развития интеллектуального
потенциала высшего учебного заведения как ключевого элемента
инновационного потенциала 107
3.2 Подход к оценке интеллектуального потенциала высшего учебного
заведения с позиций формирования возможностей его
инновационного развития 114
3.3 Формирование системы мониторинга интеллектуального
потенциала высшего учебного заведения с позиций возможностей
его инновационного развития 138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 152
ПРИЛОЖЕНИЕ 178

Инновационное развитие любой экономической системы строится на ключевой
роли знаний, поэтому состояние интеллектуального потенциала вуза является
определяющим условием функционирования не только образовательной среды, но и
экономического пространства в целом.
По результатам проведенного исследования сущности и структуры
интеллектуального потенциала можно сделать вывод, что трактовка понятия
«интеллектуальный потенциал», представленная в различных исследовательских
работах, во многом совпадает, так как большинство авторов определяет
интеллектуальный потенциал как совокупность знаний, умений, навыков работников,
являющихся его носителями. Но такая трактовка является неполной и требует
углубления и дополнения. Для определения данного понятия необходимо исходить не
только из ресурсного или результативного подхода, а использовать комплексный
подход. И при этом нужно учитывать то, что интеллектуальный потенциал является
структурным элементом инновационного потенциала организации. В связи с этим в
ходе диссертационного исследования под инновационным потенциалом предлагается
понимать способность работников организации производить инновационные
продукты или инновационные технологии на основе имеющихся у них знаний,
умений, навыков, информации и находящихся в их распоряжении материальных,
финансовых и организационных ресурсов.
Вышеизложенный подход определяет интеллектуальный потенциал высшего
учебного заведения как совокупность способностей персонала и студентов высшего
учебного заведения, на основе имеющихся в их распоряжении материальных,
финансовых, информационных, организационных ресурсов, создавать и внедрять
новые разработки, технологии и информацию, превращая их в новые знания и
компетенции. В ходе исследования были выделены следующие особенности
интеллектуального потенциала вуза как ключевого элемента его инновационного
потенциала:
1) двойственная роль студентов, которая проявляется в том, что студенты, с
одной стороны, принимают участие в создании интеллектуального
потенциала вуза, а, с другой стороны, потребляют и используют его в
процессе обучения в вузе;
2) взаимосвязь и комплексное использование ресурсов и интеллектуальных
способностей сотрудников и студентов вуза в процессе формирования
интеллектуального потенциала с точки зрения комплексного подхода.
Исходя из предложенного определения, можно выделить следующую
структуру интеллектуального потенциала вуза как ключевого элемента его
инновационного потенциала, которая представлена на рисунке 1.

Интеллектуальный
потенциал

человеческийинформационныйресурсныйорганизационный
потенциалпотенциалпотенциалпотенциал

научно-
кадровый
технический
потенциал
потенциал
Рисунок 1 – Структура интеллектуального потенциала как ключевого элемента его
инновационного потенциала
При этом наиболее важными элементами интеллектуального потенциала вуза
являются организационная и информационная составляющие, которые отличают
интеллектуальный потенциал от человеческого потенциала.
Для учета выделенных особенностей и влияния внутренних и внешних
факторов систематизированы и дополнены принципы оценки интеллектуального
потенциала вуза как ключевого элемента его инновационного потенциала,
сгруппированные в таблице 1.
Сформированная система принципов учитывает особенности образовательных
учреждений, связанные с некоммерческим характером их деятельности,
осуществлением основных и дополнительных видов деятельности, необходимостью
их разграничения и обязательного осуществления научной деятельности в контексте
формирования возможностей инновационного развития не только вуза, но и
экономики в целом.
Таблица 1 – Принципы оценки интеллектуального потенциала вуза как ключевого
элемента его инновационного потенциала
ГруппаНаименование принципаХарактеристика принципа
принципов
Общиепринцип достоверностииспользование обоснованных данных при оценке потенциала
принципыпринципреальностиииспользование реальной и объективной информации
оценкиобъективности
принцип комплексностирасчетобобщающегопоказателяинтеллектуального
потенциала на основе частных показателей отдельных
элементов потенциала
принцип системностииспользование системы финансовых и нефинансовых
показателей
принцип научностиразработка методов оценки интеллектуального потенциала
на основе научных достижений и разработок в данной
области
принцип сопоставимостивозможность сравнения и сопоставления показателей оценки
интеллектуального потенциала за разные периоды и по
разным субъектам оценки
принцип оптимальностииприменение рациональных методов оценки потенциала с
экономичноститочки зрения минимизации затрат на проведение оценки
Принципыпринцип вкладаучет каждой составляющей интеллектуального потенциала
оценки,при оценке его общего уровня
отражающиепринцип предельной отдачиинтеллектуальныйпотенциалорганизацииимеет
компонентыпредельную точку максимум, до достижения которой
потенциалазатраты на его увеличение будут иметь отдачу
принцип сбалансированностивсе составляющие интеллектуального потенциала должны
быть сбалансированы так, чтобы уровень потенциала был
наивысшим
Принципыпринцип зависимости отинтеллектуальный потенциал предприятия зависит от
оценки,внешней и внутренней средыразличных внешних и внутренних факторов, влияющих на
связанныесдеятельность организации
внутреннейипринцип измененияинтеллектуальный потенциал предприятия изменяется с
внешнейтечением времени
средойпринципэффективногодля максимального использования интеллектуального
использованияпотенциала организации необходимо рассмотреть все
возможные варианты его использования

Опираясь на результаты анализа интеллектуального потенциала высших
учебных заведений Приволжского федерального округа и особенностей управления
им, были выделены основные факторы, определяющие состояние интеллектуального
потенциала вуза в контексте формирования возможностей инновационного развития,
раскрывающие влияние внутренней среды: ресурсные, информационные,
организационные, научно-технические, кадровые; а также внешней среды:
политические, правовые, культурные, социальные, природные, технологические,
экономические.
На основании проведенного анализа зависимости интеллектуального
потенциала вузов от факторов внешней и внутренней среды становятся возможными
определение показателей, характеризующих величину интеллектуального потенциала
организации, и разработка рекомендаций по оценке интеллектуального потенциала с
учетом устойчивости тех или иных составляющих потенциала к влиянию внешних
условий.
Аналитический обзор имеющихся подходов к оценке инновационного и
интеллектуального потенциалов показал, что методик, применяемых для анализа и
оценкинепосредственноинтеллектуальногопотенциалаобразовательных
учреждений, явно недостаточно. Во многих изученных методиках применяются
преимущественно балльные, экспертные методы, которые обладают значительной
субъективностью оценки. Также в данных методиках используются разноразмерные
показатели, существенная часть из которых является абсолютными. В связи с этим
для оценки интеллектуального потенциала вуза более рациональным и обоснованным
является использование относительных показателей, которые легко можно рассчитать
на основе доступных данных.
Соблюдение принципа объективности оценки интеллектуального потенциала
образовательного учреждения возможно при обоснованном формировании системы
показателей, обеспечивающих оценку интеллектуального потенциала в разрезе
выделенных составляющих и в контексте воздействия выявленных факторов. Для
осуществления сбора информации, необходимой для оценки интеллектуального
потенциала, в организации необходим систематический учет и анализ ее
деятельности. Основным источником получения данных для оценки является
внутренняя документация учреждения, а также доступные источники статистических
данных.
С учетом вышеизложенного для оценки интеллектуального потенциала с
позиций обеспечения возможностей инновационного развития предлагается
следующая система показателей (таблица 2), сформированная на основе принципов
доступности, системности, минимальной и существенной достаточности.
Таблица 2 – Система показателей интеллектуального потенциала вуза с позиций
обеспечения возможностей инновационного развития
ФакторЭлементПоказателиОбозна-
микросредыинтеллектуаль-чение
ного
потенциала
1234
РесурсныеРесурсныйДоля доходов вуза от деятельности, приносящей доход, в общемРП 1
факторыпотенциалобъеме финансирования, %
Доля площади учебно-лабораторных зданий в общей площадиРП 2
зданий (помещений), %
Доля площади, предназначенной для научно-исследовательскихРП 3
подразделений, в общей площади зданий (помещений), %
Количество персональных компьютеров на 100 НПР, ед.РП 4
Удельный вес стоимости машин и оборудования, срокРП 5
использования которых не превышает 5 лет, в общей их
стоимости, %
Количество центров коллективного пользования научнымРП 6
оборудованием, ед.
КадровыеКадровыйУдельный вес работников научной сферы, без учета внешнихКП 1
факторыпотенциалсовместителей и работающих по договорам ГПХ, в общей
численности работников, %
Удельный вес кандидатов наук, в общей численности НПР, %КП 2
Удельный вес докторов наук, в общей численности НПР, %КП 3
Удельный вес численности НПР без ученой степени (до 30 лет),КП 4
кандидатов наук (до 35 лет), докторов наук (до 40 лет), в общей
численности НПР, %
Удельный вес НПР, защитивших кандидатские и докторскиеКП 5
диссертации за отчетный период в общей численности НПР, %
Доля штатных работников ППС в общей численности ППС, %КП 6
Продолжение таблицы 2
1234
Научно-НаучныйДоля публикаций организации, индексируемых в Web of Science,НП 1
техническиепотенциалв общем количестве публикаций в расчете на 100 НПР, %
факторыДоля публикаций организации, индексируемых в Scopus, вНП 2
общем количестве публикаций в расчете на 100 НПР, %
Доля публикаций организации, индексируемых в РИНЦ, вНП 3
общем количестве публикаций в расчете на 100 НПР, %
Доля доходов от НИОКР в общем объеме доходов вуза, %НП 4
Количество выигранных грантов за отчетный год в расчете наНП 5
100 НПР, ед.
Количество лицензионных соглашений, ед.НП 6
Количество зарегистрированных патентов, ед.НП 7
Информацион-Информацион-Количество научных журналов, в том числе электронных,ИП 1
ные факторыный потенциализдаваемых вузом, ед.
Наличие ЭБСИП 2
Наличие системы дистанционного обученияИП 3
Количество зарегистрированных свидетельств на программыИП 4
ЭВМ и БД
Доля персональных компьютеров, имеющих доступ кИП 5
Интернету, %
Использование вузом цифровых технологийИП 6
Организацион-Организацион-Число диссертационных советов в вузе, ед.ОП 1
ные факторыный потенциалСоотношение средней заработной платы ППСк среднейОП 2
заработной плате ППС по региону, %
Соотношение средней заработной платы научных работников кОП 3
средней заработной плате научных работников по региону, %
Наличие бизнес-инкубаторов вузаОП 4
Наличие технопарков вузаОП 5
Количество малых предприятий, созданных на базе вуза, ед.ОП 6

Предлагаемая система показателей, во-первых, дает возможность определить
состояние интеллектуального потенциала учреждения с позиций обеспечения
возможностей инновационного развития, а во-вторых, отражает наиболее важные
показатели по структурным элементам интеллектуального потенциала, что
гарантирует полноту и комплексность оценки.
Кроме того, выбранные показатели оценки интеллектуального потенциала вуза
напрямую связаны с факторами, влияющими на его формирование как на ключевой
элемент инновационного потенциала. Практически каждый показатель определенного
элемента интеллектуального потенциала отражает соответствующий фактор. Также
нужно отметить, что многие из предложенных показателей имеют относительный
характер, за счет чего обеспечивается их сопоставимость и возможность
интегрирования в единый показатель, отражающийуровень развития
интеллектуального потенциала вуза в контексте формирования возможностей
инновационного развития.
Таким образом, выбор показателей оценки интеллектуального потенциала
обусловленнеобходимостьюопределениявлияниянаформирование
интеллектуального потенциала вуза существующих в вузе условий и факторов,
зависящих от деятельности самой организации, и выявления реального уровня явной
части интеллектуального потенциала вуза как ключевого элемента его
инновационного потенциала.
Опираясь на сформированную систему показателей, предлагается проводить
оценку интеллектуального потенциала вуза следующим образом:
1 этап. Расчет частных показателей, характеризующих отдельные элементы
интеллектуального потенциала. Частные показатели интеллектуального потенциала
вузов определяются на основе данных отчетов о самообследовании вузов и
информации мониторинга вузов Министерством науки и высшего образования РФ.
2 этап. Пересчет частных показателей в сопоставимый вид. Для трансформации
частных показателей необходимо использовать метод «максимум-минимум». С
помощью метода попарного сравнения альтернатив (алгоритм Саати) предлагается
рассчитать коэффициенты (веса) значимости, характеризующие существенность
влияния частного показателя на соответствующий элемент интеллектуального
потенциала вуза.
3 этап. Агрегирование трансформированных частных показателей путем их
суммирования. В рамках данного исследования было допущено равнозначное участие
каждой составляющей в формировании интеллектуального потенциала вуза.
4 этап. Объединение агрегированных значений трансформированных частных
показателей, на основе которых осуществляется построение графических моделей.
Графическая модель интеллектуального потенциала представляет собой
многоугольник, состоящий из пяти треугольников.
5 этап. Расчет площади построенной модели интеллектуального потенциала.
Исходя из построенной графической модели интеллектуального потенциала каждого
вуза, его величина определяется как площадь многоугольника, состоящего из пяти
треугольников.
Площадь ( ) каждого треугольника рассчитывается по следующей формуле:

где– площадь треугольника;
, – стороны треугольника.
Расчет площади каждого треугольника производится на основе длин его
сторон,значениякоторыххарактеризуютсоответствующийэлемент
интеллектуального потенциала каждого вуза.
Величина интеллектуального потенциала вузов ( ) рассчитывается как сумма
площадей полученных треугольников:
,
где– площадь многоугольника.
Для принятия обоснованных управленческих решений как внутренними, так и
внешними пользователями результатов оценки интеллектуального потенциала вузов
целесообразно использование относительных показателей. Для этого предлагается
использовать сравнение расчетной величины интеллектуального потенциала с
пороговым значением.
На основе порогового значения величины интеллектуального потенциала и
фактической величины интеллектуального потенциала каждого вуза можно
определить уровень развития интеллектуального потенциала вуза () по
следующей формуле:
,
где– уровень развития интеллектуального потенциала;
– фактическая величина интеллектуального потенциала i-того вуза;
– пороговая величина интеллектуального потенциала.
Для выявления соответствия интеллектуального потенциала вузов
определенным уровням можно составить следующую их градацию на основе
принципа равномерного шкалирования:
1) от 0 до 0,20 – низкий уровень интеллектуального потенциала;
2) от 0,21 до 0,40 – ниже среднего уровень интеллектуального потенциала;
3) от 0,41 до 0,60 – средний уровень интеллектуального потенциала;
4) от 0,61 до 0,80 – выше среднего интеллектуального потенциала;
5) от 0,81 до 1 – высокий уровень интеллектуального потенциала.
Апробация предложенного подхода осуществлена по данным классических и
технических вузов Приволжского федерального округа. В таблицах 3, 4 представлены
значения показателей, характеризующие состояние и структуру интеллектуального
потенциала каждого вуза в контексте формирования возможностей инновационного
развития.
Таблица 3 – Результаты поэлементной оценки интеллектуального потенциала
классических вузов в контексте формирования возможностей инновационного
развития
ВузыКадровыйНаучныйИнформационныйРесурсныйОрганизационный
потенциалпотенциалпотенциалпотенциалпотенциал
123456
ВятГУ0,46550,31450,58800,27410,2379
ОГУ0,38890,36540,53650,27380,2932
ПГУ0,34530,28980,83560,44340,3705
БашГУ0,81410,61990,73100,46090,5545
МарГУ0,30350,23240,70860,52180,4261
КФУ0,62810,84160,74280,78480,7490
ТГУ0,26610,43920,59050,46750,4083
УдГУ0,19730,04140,56840,40800,0653
УлГУ0,34310,55680,65960,51110,4409
ЧувГУ0,13210,24800,58610,58080,3861

Таблица 4 – Результаты поэлементной оценки интеллектуального потенциала
технических вузов в контексте формирования возможностей инновационного
развития
ВузыКадровыйНаучныйИнформационныйРесурсныйОрганизационный
потенциалпотенциалпотенциалпотенциалпотенциал
НГТУ0,31290,63040,65150,15090,8225
УГНТУ0,27430,39870,77070,58790,4722
УГАТУ0,56040,41490,93230,22310,3573
СамГТУ0,17330,48010,66500,39310,5192
СГТУ0,68190,60990,89630,42920,3639
УлГТУ0,25710,77660,49460,28630,3375
ИжГТУ0,19410,03890,61600,47850,2099

На основе рассчитанных агрегированных показателей по элементам
интеллектуального потенциала осуществлена оценка величины интеллектуального
потенциала вузов ПФО как суммы площадей треугольников, полученных в данной
модели. Результаты проведенных расчетов представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Интеллектуальный потенциал вузов ПФО в контексте формирования
возможностей инновационного развития
ВузыКП-НПНП-ИПИП-РПРП-ОПОП-КПИнтеллектуальный
потенциал
Классические вузы
ВятГУ0,01860,02350,02050,00830,01410,0848
ОГУ0,01800,02490,01860,01020,01450,0862
ПГУ0,01270,03070,04700,02080,01620,1275
БашГУ0,06410,05750,04280,03240,05730,2541
МарГУ0,00900,02090,04690,02820,01640,1214
КФУ0,06710,07930,07400,07460,05970,3547
ТГУ0,01480,03290,03500,02420,01380,1208
УдГУ0,00100,00300,02940,00340,00160,0385
УлГУ0,02420,04660,04280,02860,01920,1614
ЧувГУ0,00420,01840,04320,02850,00650,1007
Технические вузы
НГТУ0,02500,05210,01250,01570,03270,1380
УГНТУ0,01390,03900,05750,03520,01640,1621
УГАТУ0,02950,04910,02640,01010,02540,1405
СамГТУ0,01060,04050,03320,02590,01140,1216
СГТУ0,05280,06940,04880,01980,03150,2223
УлГТУ0,02530,04870,01800,01230,01100,1153
ИжГТУ0,00100,00300,03740,01270,00520,0593

По результатам оценки интеллектуального потенциала классических и
технических вузов ПФО получены следующие выводы. В целом, по величине
интеллектуального потенциала среди классических вузов на первом месте находится
Казанский (Приволжский) федеральный университет (0,3547), второе место занимает
Башкирский государственный университет (0,2541), на третьем месте находится
Ульяновский государственный университет (0,1614). В рейтинге технических вузов
на первом месте находится Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю.А. (0,2223), на втором месте – Уфимский государственный
нефтяной технический университет (0,1621), на третьем – Уфимский
государственный авиационный технический университет (0,1405).
В качестве порогового значения величины интеллектуального потенциала
может быть принят эталонный показатель, сформированный при его идеальном
состоянии. Такое состояние будет достигнуто при максимальных значениях частных
показателей, при которых величина структурных элементов потенциала, будет равна
единице.
Результат расчета эталонной величины интеллектуального потенциала
представлен в таблице 6.
Таблица 6 – Эталонная величина интеллектуального потенциала вуза в контексте
формирования возможностей инновационного развития
ПоказателиЭталон
КП – НП0,1269
НП – ИП0,1269
ИП – РП0,1269
РП – ОП0,1269
ОП – КП0,1269
Интеллектуальный потенциал (пороговое значение)0,6346
В таблице 7 представлен расчет уровня интеллектуального потенциала
классических вузов ПФО.
Таблица 7 – Уровень интеллектуального потенциала классических вузов ПФО в
контексте формирования возможностей инновационного развития
№ п/пНаименование вузаУровень интеллектуального
потенциала
1Вятский государственный университет0,13
2Оренбургский государственный университет0,14
3Пензенский государственный университет0,20
4Башкирский государственный университет0,40
5Марийский государственный университет0,19
6Казанский (Приволжский) федеральный университет0,56
7Тольяттинский государственный университет0,19
8Удмуртский государственный университет0,06
9Ульяновский государственный университет0,25
10Чувашский государственный университет0,16

По результатам расчета уровня интеллектуального потенциала классических
вузов ПФО можно составить их типологизацию в зависимости от полученного
значения (таблица 8).
Таблица 8 – Типологизация классических вузов ПФО по уровню интеллектуального
потенциала в контексте формирования возможностей инновационного развития
Уровни интеллектуаль-Значение уровняНаименование вуза
ного потенциалаинтеллектуального
потенциала
0–0,20НизкийУдмуртский государственный университет
Вятский государственный университет
Оренбургский государственный университет
Чувашский государственный университет
Тольяттинский государственный университет
Марийский государственный университет
Пензенский государственный университет
0,21–0,40Ниже среднегоУльяновский государственный университет
Башкирский государственный университет
0,41–0,60СреднийКазанский (Приволжский) федеральный университет
0,61–0,8Выше среднего-
0,81–1,0Высокий-

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что в Приволжском
федеральном округе отсутствуют классические вузы с высоким и выше среднего
уровнем интеллектуального потенциала. Казанский (Приволжский) федеральный
университет, имеющий наибольший интеллектуальный потенциал, имеет средний
уровень потенциала, Башкирский государственный университет и Ульяновский
государственный университет, находящиеся на втором и третьем местах в рейтинге
классических вузов по величине интеллектуального потенциала, имеют ниже
среднего уровень интеллектуального потенциала.
Все остальные классические университеты ПФО, по которым проведена
оценка, имеют низкий уровень потенциала. Данные результаты подтверждают, что
университетам, имеющим ниже среднего и низкий уровень потенциала, необходимо
осуществлять мероприятия по его наращиванию в целях формирования возможностей
инновационного развития.
В таблице 9 представлен расчет уровня интеллектуального потенциала
технических вузов ПФО.
Таблица 9 – Уровень интеллектуального потенциала технических вузов ПФО в
контексте формирования возможностей инновационного развития
№Наименование вузаУровень
п/пинтеллектуального
потенциала
1Нижегородский государственный технический университет0,22
2Уфимский государственный нефтяной технический университет0,26
3Уфимский государственный авиационный технический университет0,22
4Самарский государственный технический университет0,19
5Саратовский государственный технический университет0,35
6Ульяновский государственный технический университет0,18
7Ижевский государственный технический университет0,09

По результатам расчета уровня интеллектуального потенциала технических
вузов ПФО также можно составить их типологизацию в зависимости от полученного
значения (таблица 10).
По результатам проведенных расчетов можно отметить, что среди технических
вузов не определились вузы с высоким, выше среднего и средним уровнем
интеллектуального потенциала.
Таблица 10 – Типологизация технических вузов ПФО по уровню интеллектуального
потенциала в контексте формирования возможностей инновационного развития
УровниЗначение уровняНаименование вуза
интеллектуальногоинтеллектуального
потенциалапотенциала
0–0,20НизкийИжевский государственный технический университет
Ульяновский государственный технический университет
Самарский государственный технический университет
0,21–0,40Ниже среднегоНижегородский государственный технический
университет
Уфимский государственный авиационный технический
университет
Уфимский государственный нефтяной технический
университет
Саратовский государственный технический университет
0,41–0,60Средний-
0,61–0,8Выше среднего-
0,81–1,0Высокий-

По данной типологизации выявлено, что Саратовский государственный
технический университет, имеющий наибольший интеллектуальный потенциал среди
технических вузов ПФО, имеет ниже среднего уровень потенциала. Уфимский
государственный нефтяной технический университет, Уфимский государственный
авиационный технический университет, находящиеся на втором и третьем месте в
рейтинге технических вузов, а также Нижегородский государственный технический
университет, имеют ниже среднего уровень интеллектуального потенциала.
Остальные технические вузы имеют низкий уровень интеллектуального потенциала.
Учитывая, что результаты оценки основаны на доступных данных из
официальных источников, можно сделать вывод о состоянии явного потенциала
рассматриваемых вузов. При этом, учитывая описательную характеристику
структурных элементов интеллектуального потенциала вузов, можно заключить, что
полученныерезультатыпоказываютнедоиспользованностьимеющегося
интеллектуального потенциала технических вузов и наличие в них резервов
повышения потенциала, что требует выполнения ими мероприятий по наращиванию
интеллектуального потенциала в целях формирования возможностей инновационного
развития.
Предлагаемый подход к оценке уровня интеллектуального потенциала высших
учебных заведений позволяет получить реальные и объективные данные о величине
имеющегося у каждого вуза интеллектуального потенциала как ключевого элемента
инновационного потенциала с позиций формирования возможностей инновационного
развития.
Кроме того, данная методика обладает следующими преимуществами:
1) позволяет отдельно выявить уровень кадрового, научного, ресурсного,
информационного и организационного потенциалов вузов;
2) показывает взаимосвязь всех факторов формирования и развития
интеллектуального потенциала как ключевого элемента инновационного потенциала;
3) позволяет определять и сравнивать уровни интеллектуального потенциала
разных вузов, что дает возможность определять меры по их повышению;
4) отличается от существующих методик оценки потенциала объективностью,
реальностью оценки и сопоставимостью показателей;
5) может рассматриваться как инструмент разработки управленческих решений
в контексте формирования возможностей инновационного развития.
В рамках настоящего исследования на основе динамической оценки уровня
интеллектуального потенциала вузов за 2015–2019 гг. в разрезе классических и
технических вузов определены перспективы развития интеллектуального потенциала
образовательных учреждений. Построенные на основе трендовых моделей прогнозы
свидетельствуют, что по большинству рассматриваемых классических вузов
наблюдается положительная тенденция, характеризующаяся ростом уровня
интеллектуального потенциала. По техническим вузам отмечается общий тренд к
стагнации и снижению уровня интеллектуального потенциала.
Учитывая результаты проведенного анализа, следует отметить, что ключевой
задачей развития современного университета является не только наращивание
интеллектуального потенциала, но и его эффективное использование. В этой связи
одним из ключевых инструментов управления интеллектуальным потенциалом вуза
может стать мониторинг его уровня.
Алгоритм мониторинга интеллектуального потенциала вуза можно представить
в виде следующей схемы (рисунок 2).
Согласно предложенному алгоритму для повышения интеллектуального
потенциала вуза с позиций формирования возможностей инновационного развития
необходимо установить целевые показатели элементов интеллектуального
потенциала, для достижения которых предлагается использовать определенные
методы и инструменты стимулирования. При этом для разных групп объектов
управления предлагается использовать разные инструменты.
Анализ структуры ИП вуза как ключевого
элемента инновационного потенциала

1. Определение элементов интеллектуального
потенциала вуза;
2. Определение показателей по каждому элементу
интеллектуального потенциала вуза.

Оценка ИП вуза по предложенной методике

1.Расчетпоказателей интеллектуального
потенциала вуза;
2. Оценка величины и уровня интеллектуального
потенциала вуза с позиций формирования
возможностей инновационного развития.

Определение инструментов развития ИП вуза с позиций
формирования возможностей инновационного развития

Выбор инструментов развития ИП вуза в
зависимости от уровня достигнутого
(см. табл. 11)

ИнструментыИнструменты
Реализация мероприятий по развитию
развития ИПстимулирования
ИП вуза и активизации инновационных
администрации истудентов
процессов
преподавателей

Рисунок 2 – Алгоритм мониторинга интеллектуального потенциала вуза с позиций
формирования возможностей инновационного развития
В контексте формирования возможностей инновационного развития для
повышения интеллектуального потенциала административных и научно-
педагогических работников наиболее эффективными являются следующие методы
стимулирования: система эффективного контракта, система грантов, система
возмещения расходов на публикации, рейтинговая система как система оценки
трудовых достижений, программы по обучению персонала, создание творческих
коллективов, система планирования карьеры, корпоративная культура.
Основными инструментами развития интеллектуального потенциала студентов
вуза являются научно-исследовательские мероприятия, проводимые вузами,
рейтинговая система учета научных и учебных достижений, система вознаграждения
за достигнутые научные результаты, участие в различных внешних мероприятиях,
стартапах и др.
Контроль достижения целевых показателей должен осуществляться со стороны
субъектов управления на постоянной основе. При этом могут быть использованы все
формы контроля: предварительный, текущий и последующий. Наряду с
контрольными мероприятиями также необходим постоянный мониторинг
достигнутых показателей в целях еще более эффективного использования
интеллектуального потенциала вуза как ключевого элемента его инновационного
потенциала.
Таким образом, разработанный алгоритм мониторинга интеллектуального
потенциала вузов можно предложить в качестве инструмента управления
интеллектуальным потенциалом и, как следствие, активизации инновационных
процессов не только в образовательном пространстве, но и в экономике в целом за
счет повышения вклада университетов в реализацию модели «тройной спирали». На
основе представленной градации уровней интеллектуального потенциала вузов
необходимо конкретизировать применение определенных инструментов его развития
при разных уровнях (таблица 11).
Таблица 11 – Взаимосвязь уровня интеллектуального потенциала вуза и применяемых
инструментов развития
УровеньИнструменты стимулирования интеллектуального потенциала в целях
интеллектуальногоформирования возможностей инновационного развития
потенциалаадминистрации вуза и научно-студентов вуза
педагогических работников
Низкийсистема возмещения расходов на рейтинговая система учета научных и
публикации, система эффективного учебных достижений
контракта
Ниже среднегоучастие в грантовой деятельности, в участиевгрантовой,проектной
проектной деятельностидеятельности, в различных внешних
мероприятиях, стартапах
Среднийпрограммы по обучению персонала, программы по привлечению студентов
повышению квалификациикнаучнойиинновационной
деятельности
Выше среднегостажировки в ведущих российских и стажировки на ведущих российских
зарубежных вузах, научных центрахпредприятиях и организациях
Высокийсистемапланированиякарьеры, система планирования карьеры, система
корпоративная культуравознаграждениязадостигнутые
научные результаты

Информация, представленная в данной таблице, позволит выбрать
необходимыеинструментыстимулированияэффективногоиспользования
интеллектуального потенциала вузов и его развития в зависимости от того, на каком
уровне развития находится интеллектуальный потенциал того или иного высшего
учебного заведения.
При этом инструменты стимулирования интеллектуального потенциала
разбиты на две группы, в целях повышения интеллектуального потенциала как
персонала вуза, так и его студентов, что дает более широкие возможности их
применения для увеличения конкурентоспособности вуза и расширения
возможностей инновационного развития.
Апробация предложенных инструментов стимулирования интеллектуального
потенциала высших учебных заведений была осуществлена на базе Стерлитамакского
филиала Башкирского государственного университета в рамках выполнения научно-
исследовательской работы «Оценка интеллектуального потенциала образовательных
учреждений высшего образования» по внутреннему гранту СФ БашГУ. В результате
применения предложенных методов стимулирования было выявлено значительное
повышение интеллектуального потенциала СФ БашГУ.
Полученные результаты наглядно демонстрируют положительное влияние
предложенных инструментов на стимулирование интеллектуального потенциала
вузов в контексте формирования возможностей инновационного развития.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что
предложенный подход к оценке интеллектуального потенциала вуза и использование
полученных результатов в процессе управления им позволит активизировать
инновационные процессы в образовательном пространстве и повысить
результативность вовлечения университетов в реализацию модели инновационного
развития экономики по принципу «тройной спирали».
Выводы. По результатам проведенного исследования получены следующие
научные выводы:
1. В ходе проведенного исследования уточнена сущность интеллектуального
потенциала вуза как ключевого элемента его инновационного потенциала, выделены
его основные элементы и раскрыты отличительные особенности. Систематизированы
принципы оценки интеллектуального потенциала высшего учебного заведения как
основного элемента инновационного потенциала, основанные на общей системе
принципов оценки и дополненные, во-первых, принципами, учитывающими
ключевые характеристики структурных компонентов интеллектуального потенциала,
во-вторых, принципами, раскрывающими влияние внутренней и внешней среды вузов
на состояние интеллектуального потенциала вузов.
2. Критический анализ методик оценки интеллектуального потенциала высшего
учебного заведения позволил выявить особенности их практического использования и
определить возможности их применения в практике принятия управленческих
решений с позиций формирования возможностей инновационного развития.
3. Обоснованы основные факторы макросреды и микросреды, влияющие на
развитие интеллектуального потенциала вузов, от которых в большей степени зависят
повышение возможности и способности вузов создавать новые знания, умения и
навыки, инновационные технологии и услуги. На основании проведенного анализа
зависимости интеллектуального потенциала вузов от факторов внешней и внутренней
среды становится возможным разработка подхода к оценке интеллектуального
потенциала как ключевого элемента его инновационного потенциала с учетом
устойчивости тех или иных составляющих потенциала к влиянию внешних условий.
4. Разработан подход к оценке интеллектуального потенциала вузов,
позволяющий, во-первых, осуществлять покомпонентный анализ в разрезе
структурных элементов интеллектуального потенциала вузов, во-вторых,
идентифицировать состояние интеллектуального потенциала вуза как в статике для
сравнения и определения позиции учебного заведения в конкурентной среде, так и в
динамике для стратегирования инновационного развития. Проведена апробация
предложенного подхода к оценке интеллектуального потенциала вузов, основанная на
характеристике его структурных элементов и учитывающая их взаимозависимость.
Основным достоинством предлагаемого подхода является простота применяемых
расчетов, сопоставимость полученных данных и возможность использования их для
управленческих целей в контексте формирования возможностей инновационного
развития. Недостатком можно считать невозможность определения скрытой части
потенциала. Предложена шкала идентификации состояния интеллектуального
потенциала вузов, позволяющая рассматривать вузы в рамках определенных групп со
сходными условиями формирования и использования интеллектуального потенциала.
Типологизация вузов по уровню их интеллектуального потенциала обеспечивает не
только выявление особенностей и тенденций их развития, но и результативную
реализацию управленческих воздействий.
5. Сформирована система мониторинга интеллектуального потенциала вуза с
позиций формирования возможностей инновационного развития, который
представляет собой непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров
интеллектуального потенциала, в сравнении с заданными критериями с целью
определения его соответствия желаемому результату. Разработанный алгоритм
мониторинга интеллектуального потенциала вузов можно предложить не только в
качестве инструмента управления интеллектуальным потенциалом вуза, но и в
качестве инструмента активизации инновационных процессов.
Основные выводы по результатам выполнения работы могут быть применены
при оценке состояния интеллектуального потенциала вузов, формировании
инновационного потенциала и составлении национальных или региональных
рейтингов, а также при разработке стратегических и программных документов как на
уровне вузов, так и на региональном и федеральном уровне в процессе активизации
инновационных процессов за счет расширения возможностей инновационного
развития (например, в рамках реализации программы «Приоритет-2030») и
обеспечения целей социально-экономического развития. Кроме того, предложенные
рекомендации могут стать основой внутреннего аудита возможностей активизации
инновационной деятельности вуза, а также могут быть включены в учебные
программы по соответствующим дисциплинам и применены в дальнейших
исследовательских работах по рассматриваемой проблематике.

Актуальность темы исследования. В условиях инновационной экономики
основным ресурсом развития становится человеческий капитал, а именно его
интеллектуальная составляющая. Знаниевая компонента определяет возможности
ускоренного развития, модернизации реального сектора экономики,
формирование продукции с высокой добавленной стоимостью. Человеческий
капитал образуется под воздействием социальных, образовательных,
демографических, экономических и других факторов. При этом ключевым
источником его формирования выступают высшие учебные заведения,
обеспечивающие не только приумножение, но и воспроизводство знаний.
Общемировой тренд на инновационное развитие и выстраивание
национальных инновационных систем по принципу «тройной спирали» повышает
роль и значимость системы высшего образования в условиях современной
экономики. При этом инновационный потенциал, определяющий возможности
инновационного развития экономики, развивается за счет существенного вклада
знаниевой компоненты, генерируемой не только в секторе науки, но и в системе
высшего образования. При этом интеллектуальный потенциал вуза, как источник
развития инновационного потенциала, является объективной предпосылкой
обеспечения конкурентоспособности и перехода на инновационный тип развития
не только отдельного вуза, но и страны в целом.
Поэтому в настоящее время возрастает необходимость разработки методики
оценки интеллектуального потенциала вуза, позволяющего оперативно
диагностировать особенности его формирования и использования как с позиций
развития инновационного потенциала и реализации инновационной деятельности
вуза, так и в контексте обеспечения воспроизводства интеллектуального капитала
в интересах инновационного развития экономики в целом.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы оценки
интеллектуального потенциала как базового элемента инновационного
потенциала социально-экономических систем различного уровня рассматривались
зарубежными и российскими экономистами. К концу ХХ века степень
изученности данной проблемы стала более масштабной в связи с развитием
инновационной экономики и повышением в ней роли человеческого капитала и
его интеллектуальной составляющей.
Изучению сущности и структуры интеллектуального потенциала
посвящены труды отечественных ученых Рахлина К. М., Серовой О. Ю.,
Шакировой Д. М., Леонидовой Г. В., Лаврентьева В. А., Шариной А. В.,
Максименко И. И., Бердниковой Л. Ф., Антоновой О. А., Макарченко М. А.,
Антонова А. А. и др. Сущность и структура интеллектуального капитала раскрыта
в работах Лапшина В. А., Тимирясовой А. В, Крамина Т. В., Хакимовой Е. Р.,
Казаковой О. Б., Кузьминых Н. А., Исхаковой Э. И. и др.
Методы оценки инновационного потенциала рассмотрены в работах
А. А. Трифиловой, И. В. Шляхто, С. М. Ибатуллиной, О. У. Ибатуллина,
В. Д. Артерчук, М. Ю. Гузняевой, Е. А. Лаптевой, О. Г. Беляева, Д. А. Корнилова,
Б. А. Варламова, Д. И. Галахова, И. В. Дзакоевой, З. Л. Дзакоева, Э. А. Диваевой,
В. Е. Командровской, С. В. Кочетковой, Я. С. Солдатова, С. В. Теребовой,
Н. В. Шубиной и др.
Проблему измерения интеллектуального капитала и интеллектуального
потенциала изучали зарубежные ученые Л. Эдвинсон, М. Мэлоун, Дж. Тобин,
К.-Э. Свейби, Р. Каплан, Д. Нортон, Э. Брукинг, Т. Стюарт, отечественные ученые
Ю. В. Козырь, В. Г. Зинов, А. Н. Козырев, В. В. Платонов, С. Ю. Богатырев,
И. В. Андросова, Д. Н. Улыбышев, Л. В. Постаногова, А. Б. Докторович,
Х. А. Фасхиев, Е. В. Блинова, М. А. Галкина, В. А. Дресвянников, Н. В. Идченко,
С. Е. Елкин, Е. Д. Катульский, Н. А. Беспалова, Е. В. Клюшникова, О. Н. Иванов,
Н. М. Любушкина, О. В. Лосева, Л. И. Лукичева, Л. О. Сердюкова,
Т. И. Третьякова, Т. Н. Тугускина, Д. М. Шакирова и др.
Исследованию подходов к оценке интеллектуального потенциала вуза
посвящены работы Гарафиевой Г. И., Иванова В. В., Недолужко О. В.,
Стукаловой И. Б., Бронниковой Т. С., Зунтовой И. С., Цурикова С. В.,
Тимирясовой А. В., Крамина Т. В., Ваганян О. Г., Власовой М. С., Ильиной О. В.,
Морохиной В. И., Сундуковой Г. М., Барсуковой Н. Е., Клюшниковой Е. В.,
Безукладова Д. А., Гуськовой Е. А., Шавыриной И. В, Куликовой О. В. и др.
Несмотря на многоплановость исследований в рассматриваемой области
отдельные вопросы, связанные с оценкой интеллектуального потенциала как
ключевого элемента инновационного потенциала вуза, представляются
недостаточно проработанными, что определяет тему и круг рассматриваемых
вопросов.
Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования
является интеллектуальный потенциал высшего учебного заведения с позиций
формирования возможностей инновационного развития.
Предмет исследования – совокупность организационно-управленческих и
экономических отношений, определяющих состояние интеллектуального
потенциала вуза с позиций формирования возможностей инновационного
развития и учитываемых в процессе его оценки.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы состоит в исследовании
особенностей интеллектуального потенциала вуза с позиций формирования
возможностей инновационного развития и разработке методических и
практических рекомендаций по его оценке.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и
решены следующие задачи:
 уточнить сущность и структуру интеллектуального потенциала высшего
учебного заведения, обосновать необходимость и принципы оценки
интеллектуального потенциала высшего учебного заведения как ключевого
элемента его инновационного потенциала;
 систематизировать и провести критический анализ методик оценки
интеллектуального потенциала высшего учебного заведения, определить
особенности их использования при принятии управленческих решений в
контексте формирования возможностей инновационного развития;
 определить основные факторы развития интеллектуального потенциала
высшего учебного заведения как ключевого элемента его инновационного
потенциала;
 разработать подход к оценке интеллектуального потенциала вуза с позиций
формирования возможностей инновационного развития;
 предложить алгоритм мониторинга состояния интеллектуального потенциала
вуза с позиций формирования возможностей инновационного развития.
Теоретической и методологической основой исследования являются
труды зарубежных и отечественных ученых, раскрывающие сущность, структуру
и особенности формирования инновационного и интеллектуального потенциалов,
а также заложивших основу системы оценки и управления интеллектуальным
потенциалом социально-экономических систем различного уровня.
В процессе выполнения данного исследования были использованы методы
эволюционного, ресурсно-результативного, системного подходов, методы анализа
и синтеза, статистические и графические методы.
Информационная база исследования включает официальные данные
мониторинга вузов Министерством науки и высшего образования Российской
Федерации, законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения в
образовательной среде, официальную информацию с сайтов высших учебных
заведений Республики Башкортостан. Была использована информация
монографий и публикаций, представленная периодическими печатными и
электронными изданиями.
Научная новизна исследования состоит в разработке методических и
практических рекомендаций по оценке интеллектуального потенциала вуза,
отличающихся системой принципов, моделью и критериями оценки и
обеспечивающих идентификацию его уровня и конкретизацию инструментов
управления интеллектуальным потенциалом в целях формирования возможностей
инновационного развития.
К числу наиболее существенных результатов, полученных лично
соискателем, обладающих научной новизной и выносимых на защиту, относятся
следующие:
1. Уточнено понятие интеллектуального потенциала как ключевого
элемента инновационного потенциала в части конкретизации его структуры и
таких особенностей формирования как частичная и отсроченная ликвидность,
отложенная и условная ценность, личностная зависимость, структурная
специфичность, условность стоимостной оценки, многократность использования
и способность накопления, что позволяет выделить компоненты
интеллектуального потенциала, отличающие его от человеческого или трудового
потенциала любой экономической системы.
2. Систематизированы и дополнены принципы оценки интеллектуального
потенциала как ключевого элемента инновационного потенциала, заключающиеся
в достоверности, реальности, объективности, системности, научности,
сопоставимости, оптимальности и экономичности оценки и отличающиеся
отражением в системе оценке интеллектуального потенциала его компонентов
путем учета их вклада, предельной отдачи и сбалансированности, а также
взаимосвязи интеллектуального потенциала с внутренней и внешней средой, его
изменчивости и эффективности использования.
3. Определена система показателей для оценки интеллектуального
потенциала высшего учебного заведения с позиций обеспечения возможностей
инновационного развития, отличающаяся, во-первых, доступностью и
сопоставимостью используемых показателей, во-вторых, учетом особенностей его
формирования, позволяющая оценить интеллектуальный потенциал учреждения и
границы его эффективного использования.
4. Предложена модель оценки интеллектуального потенциала с позиций
обеспечения возможностей инновационного развития, отличающаяся, во-первых,
графической визуализацией структуры интеллектуального потенциала вуза, во-
вторых, отражением вклада каждого элемента в формирование интеллектуального
капитала, в-третьих, использованием пороговой характеристики и вербальной
шкалы для интерпретации полученных результатов и позволяющая определить
уровень интеллектуального потенциала и дифференцировать инструменты его
развития в зависимости от достигнутого уровня.
5. Сформирован алгоритм мониторинга интеллектуального потенциала
вузов с позиций развития возможностей инновационного развития, основанный
на оценке состояния и уровня интеллектуального потенциала вузов,
отличающийся дифференциацией регулирующих воздействий в зависимости от
категории носителей потенциала и позволяющий активизировать инновационные
процессы не только в образовательном пространстве, но и в экономике в целом за
счет повышения вклада университета в реализацию модели «тройной спирали».
Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные
результаты расширяют теоретическую базу управления инновациями в контексте
формирования, развития и использования с позиций формирования возможностей
инновационного развития интеллектуального потенциала вуза на основе его
оценки.
Практическая значимость состоит в том, что основные выводы работы
могут быть применены при оценке состояния интеллектуального потенциала,
активизации инновационных процессов в вузах и составлении национальных или
региональных рейтингов. Предложенные рекомендации могут стать основой
внутреннего аудита возможностей активизации инновационной деятельности
вуза.
Апробация выводов и результатов работы. Основные выводы и
результаты исследования, полученные автором, представлены на научно-
практических конференциях следующих уровней:
1) международный: «Инновационное развитие экономики: российский и
зарубежный опыт» (Уфа, 2015 г.), «Инновационное развитие АПК» (Оренбург,
2015 г.), «Факторы развития экономики» (Тверь, 2016 г.), «Устойчивое развитие
территорий: теория и практика» (Сибай, 2020 г.);
2) всероссийский: «Актуальные проблемы социально-экономического
развития и социального управления в современной России» (Стерлитамак,
2014 г.), «Инновационный менеджмент и технологическое предпринимательство»
(Новосибирск, 2015 г.), «Экономика и управление: теория, методология,
практика» (Уфа, 2016 г.), «Актуальные проблемы социально-экономического
развития и социального управления в современной России» (Стерлитамак,
2016 г.), «Актуальные проблемы социально-экономического развития и
социального управления в современной России» (Стерлитамак, 2017 г.),
«Актуальные вопросы формирования культуры предпринимательства»
(Стерлитамак, 2019 г.), «Актуальные вопросы формирования культуры
предпринимательства» (Стерлитамак, 2020 г.);
3) республиканский: «Актуальные вопросы экономики и управления»
(Стерлитамак, 2019 г.).
Результаты данного исследования были использованы при организации
форсайт-сессии «Высшее образование как один из драйверов развития Южно-
Башкортостанской агломерации в контексте Стратегии развития Республики
Башкортостан – 2030».
Выводы диссертационного исследования опубликованы в 19 работах общим
объемом 7,14 п. л. (авторский вклад – 7,14 п. л.), в том числе в 6 научных
журналах, включенных в перечень ВАК при Министерстве науки и высшего
образования РФ, общим объемом 3,55 п. л. (авторский вклад – 3,55 п. л.).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на 177 страницах
машинописного текста. Цифровой и графический материалы представлены в
26 таблицах и на 38 рисунках. Список использованных источников содержит
217 наименований.

По результатам проведенного исследования получены следующие научные
выводы:
1. В ходе проведенного исследования уточнена трактовка
интеллектуального потенциала вузов как ключевого элемента его инновационного
потенциала, основанная на участии как сотрудников, так и обучающихся в его
формировании и раскрывающая цикличность трансформации ресурсов в знания и
компетенции. Анализ различных подходов к исследованию интеллектуального
потенциала вузов позволил определить его структуру и выявить отличительные
особенности.
Систематизированы принципы оценки интеллектуального потенциала
высшего учебного заведения как основного элемента инновационного
потенциала, основанные на общей системе принципов оценки и дополненные, во-
первых, принципами, учитывающими ключевые характеристики структурных
компонентов интеллектуального потенциала, во-вторых, принципами,
раскрывающими влияние внутренней и внешней среды вузов на состояние
интеллектуального потенциала вузов.
2. Критический анализ методик оценки интеллектуального потенциала
высшего учебного заведения позволил выявить особенности их практического
использования и определить возможности их применения в практике принятия
управленческих решений с позиций формирования возможностей
инновационного развития.
3. Обоснованы основные факторы макросреды и микросреды, влияющие на
развитие интеллектуального потенциала вузов, от которых в большей степени
зависят возможности и способности вузов создавать новые знания, умения и
навыки, инновационные технологии и услуги. На основании проведенного
анализа зависимости интеллектуального потенциала вузов от факторов внешней и
внутренней среды становится возможным разработка подхода к оценке
интеллектуального потенциала как ключевого элемента его инновационного
потенциала с учетом устойчивости тех или иных составляющих потенциала к
влиянию внешних условий.
4. Разработан подход к оценке интеллектуального потенциала вузов,
позволяющий, во-первых, осуществлять покомпонентный анализ в разрезе
структурных элементов интеллектуального потенциала вузов, во-вторых,
идентифицировать состояние интеллектуального потенциала вуза как в статике
для сравнения и определения позиции учебного заведения в конкурентной среде,
так и в динамике для стратегирования инновационного развития.
Проведена апробация предложенного подхода к оценке интеллектуального
потенциала вузов, основанная на характеристике его структурных элементов и
учитывающая их взаимозависимость. Основным достоинством предлагаемого
подхода является простота применяемых расчетов, сопоставимость полученных
данных и возможность использования их для управленческих целей в контексте
формирования возможностей инновационного развития. Недостатком можно
считать невозможность определения скрытой части потенциала. Предложена
шкала идентификации состояния интеллектуального потенциала вузов,
позволяющая рассматривать вузы в рамках определенных групп со сходными
условиями формирования и использования интеллектуального потенциала.
Типологизация вузов по уровню их интеллектуального потенциала обеспечивает
не только выявление особенностей и тенденций их развития, но и результативную
реализацию управленческих воздействий.
5. Сформирована система мониторинга интеллектуального потенциала вуза
с позиций формирования возможностей инновационного развития, который
представляет собой непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров
интеллектуального потенциала, в сравнении с заданными критериями с целью
определения его соответствия желаемому результату. Разработанный алгоритм
мониторинга интеллектуального потенциала вузов можно предложить не только в
качестве инструмента управления интеллектуальным потенциалом вуза, но и в
качестве инструмента активизации инновационных процессов.
Основные выводы по результатам выполнения работы могут быть
применены при оценке состояния интеллектуального потенциала вузов, оценке
эффективности их деятельности и составлении национальных или региональных
рейтингов, а также при разработке стратегических и программных документов
как на уровне вузов, так и на региональном и федеральном уровне в процессе
активизации инновационных процессов за счет расширения возможностей
инновационного развития (например, в рамках реализации программы
«Приоритет – 2030») и обеспечения целей социально-экономического
развития. Кроме того, предложенные рекомендации могут стать основой
внутреннего аудита возможностей активизации инновационной деятельности
вуза, а также могут быть включены в учебные программы по соответствующим
дисциплинам и применены в дальнейших исследовательских работах по
рассматриваемой проблематике.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Оценка интеллектуального потенциала высшего учебного заведения с позиций формирования возможностей его инновационного развития»

    Публикации автора в научных журналах

    Принципы оценки интеллектуального потенциала вуза
    Л. Р. Хабибуллина // Экономика и предпринимательство. – 2– No – С.782– – 0,63 п. л.Хабибуллина, Л. Р. Оценка и анализ интеллектуального потенциала вузов РБ / Л. Р. Хабибуллина // Статистика и экономика. – 2– No – Т. – С. 90–– 1,05 п. л.
    ✍️ Журнал
    Л. Р. Хабибуллина // Финансовые рынки и банки. – 2– No – С. 11–– 0,58 п. л.
    Л. Р. Хабибуллина // Инновационный менеджмент и технологическое предпринимательство: материалы Всероссийского молодежного научного форума, Новосибирск, 12–14 ноября 2015 года / Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2– 391 с. – С. 296–– 0,41 п. л.
    Анализ методических подходов к оценке интеллектуального потенциала вуза
    Л. Р. Хабибуллина // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2– No – С. 29–– 0,47 п. л.Хабибуллина, Л. Р. Проблемы оценки интеллектуального потенциала вуза / Л. Р. Хабибуллина // Экономика управления: научно-практический журнал. – 2– No 3 (141). – С. 44–– 0,47 п. л.
    Система мониторинга интеллектуального потенциала высших учебных заведений
    Л. Р. Хабибуллина // Глобальный научный потенциал. – 2– No 12 (117). – С. 332–– 0,35 п. л.21
    Подходы к изучению сущности инновационного потенциала
    Л. Р. Хабибуллина // Актуальные проблемы социально-экономического развития и социального управления в современной России: Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 17–20 декабря 2014 года / Отв. ред. А.М. Акчурина. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ. – 2– 180 с. – С. 195–– 0,23 п. л.
    Интеллектуальный потенциал – ключевой элемент инновационного потенциала экономической системы
    Л. Р. Хабибуллина // Факторы развития экономики России: сборник трудов VIII Международной научно- практической конференции, Тверь, 20–21 апреля 2016 года / под ред. В. А. Петрищева (отв. редактор), Л. А. Карасевой, А. В. Романюка. – Тверь: Тверской государственный университет, 2– Ч. – 272 с. – С. 79–– 0,29 п. л.
    Проблемы эффективного управления и использования интеллектуального потенциала вузов
    Л. Р. Хабибуллина // Доклады Башкирского университета. – No – Том No – 2– 258 с. – С. 194–– 0,69 п. л.
    Методические аспекты оценки интеллектуального потенциала вузов
    Л. Р. Хабибуллина // Актуальные проблемы социально- экономического развития и социального управления в современной России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 21–26 ноября 2017 года / Отв. ред. Г. М. Мурзагалина. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2017 – 103 с. – С. 79–– 0,12 п. л.
    Факторы микро- и макросреды организации
    Л. Р. Хабибуллина // Актуальные вопросы экономики и управления: сб. материалов Республиканской науч.-практ. конф., Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 18–20 декабря 2019 года: сборник статей / кол. авторов; отв. ред. А. Р. Ягудина. – М.: Русайнс, 2– 368 с. – С. 335–– 0,25 п. л.
    Характерные особенности интеллектуального потенциала и их влияние на оценку
    Л. Р. Хабибуллина // Актуальные вопросы формирования культуры предпринимательства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 21–26 ноября 2020 года: сборник статей / кол. авторов; отв. ред. Г. М. Мурзагалина. – М.: Русайнс, 2– 362 с. – С. 317–– 0,25 п. л.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Разработка механизма совершенствования оплаты труда нефтегазовых компаний в условиях цифровой экономики
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина».
    Совершенствование системы социальной защиты населения на основе повышения эффективности взаимодействия органов публичной власти и бизнеса
    📅 2022 год
    🏢 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации