«Одежда в свадебной обрядности марийцев (конец XIX – начало XXI вв.)»

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Песецкая Александра Александровна
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ……………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Знаковые функции традиционной свадебной
марийской одежды
1.1. Типология одежды: будничная, праздничная, обрядовая………. 23
1.2. Основные обрядовые чины ………………………………………………….. 28
1.3. Специфические особенности свадебной одежды ………………….. 49
Глава 2. Одежда как обрядовый предмет на традиционной
марийской свадьбе ……………………………………………………………………………… 98
2.1. Структура марийской свадьбы ………………………………………….. 101
2.2. Одежда как предмет свадебного обмена …………………………….. 109
2.3. Использование предметов одежды в свадебном обряде ………. 125
Глава 3. Одежда в современном свадебном обряде…………………………….. 148
3.1. Социокультурные изменения
свадебной обрядности в советский период ……………………………….. 149
3.2. Современная свадебная обрядность……………………………………. 160
3.3. Одежда в современной свадебной обрядности ……………………. 182
Заключение ………………………………………………………………………………………. 201
Список сокращений ………………………………………………………………………….. 208
Список источников и литературы ……………………………………………………… 209

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет, цель и
задачи, хронологические и территориальные рамки, представлены историография
проблемы, методологическая и источниковая база исследования, его научная новизна,
теоретическая и практическая значимость.
Первая глава «Знаковые функции традиционной свадебной марийской
одежды» раскрывает особенности свадебной одежды, входившей в состав костюмных
комплексов основных участников ритуала.
В первом параграфе «Типология одежды: будничная, праздничная, обрядовая»
подробно рассмотрены разные типы одежды, а также критерии, по которым проходила
граница между праздничной и будничной одеждой. К ним относятся различия в материале,
форме, способах надевания и декорирования.
Второй параграф «Основные обрядовые чины» посвящен подробному разбору
состава участников традиционного свадебного обряда марийцев. Здесь дается перечень
свадебных чинов различных этнографических групп марийцев, выделяются наиболее
значимые по степени их участия в обряде. Каждый из перечисленных участников
рассматривается с точки зрения наличия определенных предметов-маркеров в его костюме,
которые подчеркивают своеобразие конкретной обрядовой роли. Очерчены параллели
между наличием дополнительных предметов-знаков в костюме действующих лиц и
степенью их участия в свадебном обряде.
В третьем параграфе «Специфические особенности свадебной одежды» подробно
рассмотрены отдельные типы одежды, имеющей в своем наименовании или визуальном
образе определенные знаки принадлежности к категории «свадебная». Его основой стали
вещественные источники. Здесь рассмотрены нательная, а также верхняя одежда, женские
головные уборы, имевшие большое значение как для костюма в целом, так и для сценария
свадебного обряда. Отдельно рассмотрены полотенчатые головные уборы, имевшие
специфическое значение для марийской свадьбы: покрывало невесты и свадебные
полотенца. Завершает обзор отдельных частей свадебного костюма разбор свадебных
украшений. В параграфе для каждого из предметов там, где это возможно, выявляются
признаки, позволяющие считать одежду свадебной.
Во второй главе «Одежда как обрядовый предмет на традиционной марийской
свадьбе» свадебная марийская одежда рассматривается в качестве предмета обрядовых
действий и инструмента для различных манипуляций.
Первый параграф «Структура марийской свадьбы» содержит совокупную
характеристику марийского свадебного обряда. Здесь выделяется трехчастная
последовательность: предсвадебных, свадебных и послесвадебных циклов обряда.
Предсвадебный цикл включает в себя комплекс следующих действий: выбор невесты,
смотрины, сватовство, обмен кольцами, сговор, предбрачный пир восточных марийцев.
Свадебный цикл имеет наиболее насыщенную структуру и включает обряды в домах
жениха и невесты, ритуалы, сопровождавшие передвижение свадебного поезда, а также
непосредственно свадебный пир, куда входил обряд одаривания родственников жениха и –
вариативно – обряд смены головного убора невесты.Послесвадебный цикл
характеризуется перечнем взаимных посещений молодоженами родителей молодой, а
также набором запретов, которые сопутствуют ее новому статусу.
Второй параграф «Одежда как предмет свадебного обмена» посвящен
использованию одежды в качестве предмета одаривания. Здесь выделены основные
эпизоды марийской свадьбы, в которых обмен одеждой играет ключевую роль. К ним
относится первичное закрепление согласия на брак, которое осуществляется тайным
образом между женихом и невестой. Вторым этапом является обряд сватовства, в
некоторой степени дублирующий первичный обмен, однако направленный на
общественное санкционирование. Третьим, особенно крупным, событием может считаться
практика дарения одежды родственникам жениха, выделенная в самостоятельный ритуал.
В рамках данного параграфа по степени завершенности выделяются две категории
одежды, которая могла становиться предметом обмена на разных этапах свадьбы, а также
рассматривается корреляция между типами одежды, приготовленными в качестве
подарков, и родственной близостью одариваемых.
В третьем параграфе «Использование предметов одежды в свадебном обряде»
анализируются те свадебные ритуалы, в которых одежда выполняла ведущую роль. К ним
относятся обряды переодевания, которые были характерны для жениха и невесты. Здесь
рассмотрены различные манипуляции с одеждой, когда она становится предметом
демонстрации благочестия, умений и навыков невесты, ее благосостояния. Отдельный
раздел посвящен использованию предметов текстильного происхождения в качестве
иллюстрации концепта соединения при помощи процедур связывания и пришивания.
Показано использование одежды в обрядах развода через процедуру разрывания. В
заключительной части параграфа прослежено, как предметы одежды используются в
качестве покрытия для людей, предметов или поверхностей, выполняя при этом защитные
функции.
Третья глава «Одежда в современном свадебном обряде» посвящена
современным формам использования одежды на марийской свадьбе: каким образом она в
ней участвует и какую роль играет.
Первый параграф «Социокультурные изменения свадебной обрядности в
советский период» показывает особенности развития свадебной обрядности на протяжении
ХХ века. Здесь раскрываются причины изменения брачного поведения марийского
населения и выделены этапы наиболее значимых периодов трансформации обряда. В
параграфе показаны поэтапное внедрение нововведений в фабулу марийской свадьбы, а
также утраты ею отдельных значимых элементов.
Второй параграф «Современная свадебная обрядность» посвящен современному
состоянию свадебного обряда марийцев разных этнографических групп: восточных, горных
и луговых. Здесь обозначены характерные для всех групп марийцев изменения в свадебном
обряде: смещение временных рамок, трансформации свадебных ролей, широкое
использование унифицированных элементов, модернизация атрибутики, при этом
сохранение ряда устойчивых компонентов, а также локальных обрядов.
В третьем параграфе «Одежда в современной свадебной обрядности»
представлены два раздела. Первый из них посвящен костюмам действующих лиц на
марийской свадьбе. Описана одежда жениха и невесты, для которых в ряде местностей (у
восточных марийцев и отчасти луговых) характерно использование костюма, сшитого на
заказ и декорированного национальной символикой. Подробно рассмотрены учреждения,
которые занимаются изготовлением такой одежды. Отмечена устойчивость к
трансформациям отдельных частей костюмов у конкретных свадебных чинов, а также
полная утрата некоторых частей костюма, наряду с актуализацией ранее забытых форм.
Второй раздел параграфа посвящен современным вариантам свадебного
одаривания – на сегодняшний день единственной формой использования одежды в качестве
инструмента обрядовых действий.
Итоги исследования подведены в Заключении. Результаты показывают, что одежда
является важной частью свадебной марийской обрядности. Разнообразие функций
свадебной одежды обусловило сохранение некоторых ее форм в современных условиях.
В основе свадебного костюма лежала праздничная одежда, которая приобретала
обрядовый статус за счет наличия предметов-маркеров, характерных для участников,
игравших в обряде ведущие роли. Наиболее сложным комплексом обладала невеста,
неоднократно менявшая костюм на протяжении обряда, а также дружка, не имевший четких
гендерных и социальных маркеров.
Вещи-знаки считывались как символ обрядовой роли, отличая участников друг от
друга разными способами: манерой ношения, цветовой гаммой, наличием либо отсутствием
ритуальных предметов одежды. Степень вовлеченности в свадебное действо определяла
количество дополнительных знаков в костюме персонажа, а их появление было связано с
активными передвижениями в пространстве.
Ритуальные предметы одежды имели особые наименования. Внешние признаки,
которые отличали свадебную одежду от повседневной и праздничной, связаны в основном
с ее декоративными особенностями. Использование дополнительного декора носило
эстетический и защитный характер, максимально актуализированный в костюме невесты.
В свадебном контексте одежда выполняла не только маркирующие, но и
коммуникативные функции, будучи частью свадебного обмена, который выстраивал
социальные взаимоотношения на групповом (родовом) уровне, а вещи выступали в роли
медиаторов коммуникации.
Предметом обмена могла становиться готовая одежда, либо материал, заготовка для
ее изготовления. Между этапами свадьбы и предметами обмена существует связь: для
подготовительного этапа (сватовство, рукобитие) характерно использование заготовок или
парных предметов, в то время как в кульминационный момент свадьбы обмен
осуществляется готовыми изделиями. Предметы обмена различались в зависимости от
родственной близости одариваемого.
Изменение статуса основных действующих лиц (жениха и невесты) сопровождалось
и телесными практиками ̶ сменой одежды. Жених переодевался в одежду, которую сшила
ему невеста. Невеста проходила больше этапов смены одежды, кульминация этого
приходилась на обряд формирования женской прически и головного убора.
В ходе свадебного обряда предметы одежды становились объектом демонстрации.
Публичная презентация изделий невесты, ее умений и навыков была ориентирована на
общественную оценку, закрепление нового статуса и формирование новых социальных
связей. В свадебном контексте предметы одежды также становились инструментами
символических действий, отражающих мотивы соединения и выраженных посредством
связывания и сшивания различных частей одежды. Текстильные предметы нередко
использовались в качестве покрытия для различных объектов, а также людей, находящихся
в переходном статусе.
Глобализационные процессы, коснувшиеся традиционной обрядности в ХХ веке,
повлекли за собой существенные трансформации структуры марийской свадьбы,
результатом чего стало изменение и предметного наполнения обряда. Как и раньше,
марийская свадьба не представляет собой однородного явления и разнится по
степени консерватизма. Так, близость к административному центру привела к сильной
трансформации обрядности центрального свадебного комплекса луговых марийцев. В то
же время восточномарийская свадьба сохраняет ряд устойчивых аутентичных элементов.
В целом для современной ситуации характерны изменения временных границ и
пространственной локализации, а также неравномерная трансформация свадебных ролей.
Современная марийская свадьба вобрала в себя унифицированные элементы советской
обрядности, а также нашла современные аналоги традиционным вещам. Для
исследованных свадебных комплексов характерно сохранение отдельных локальных
обычаев.
Даже в случаях, когда свадебный сценарий практически полностью унифицирован,
по-прежнему повсеместно сохраняется обряд одаривания, который выносится на
свадебный банкет и включает в себя обмен подарками. Формы изделий, которые
преподносят марийцы в дар на современных свадьбах, изменились, хотя сохраняют свое
статусное и символическое значение.
Современная свадебная одежда, в прошлом маркировавшая свадебные роли, также
частично утратила свои функции и видоизменилась. Несмотря на это, ее современные
формы сохраняют прежние знаковые свойства. Материалы подбираются по колориту,
блеску, фактуре, в соответствии с историческим прототипом.
Для современной свадебной обрядности характерна тенденция к реанимации ранее
утраченных форм головных уборов. Подобное явление вызвано всплеском интереса к
народной культуре.
В последние годы наметилась тенденция проведения свадьбы-реконструкции,
восстановленной по письменным источникам и рассказам старожилов. Как правило, такого
рода обряд проводится молодежью, ориентированной на возрождение традиционных
ценностей. Это, а также увеличивающийся интерес к историческим формам марийской
одежды открывает новые перспективы ее дальнейшего культурологического изучения.

Одежду можно считать одним из самых сложных и одновременно
информативных атрибутов человека, тесно связанных с телесностью.
Обладая осязаемыми свойствами материального предмета, она также
становится «визуальной метаформой идентичности»1 и отражает
социокультурные особенности носителя: половозрастные, локальные,
групповые и статусные. Одежда может выступать в качестве знака,
обозначения намерений, а также отражать эмоциональное состояние
владельца. В костюме гармоничным образом сочетаются как утилитарно-
практические, так и эстетические функции. Поскольку формирование
традиционного костюма – длительный и сложный процесс, конструктивные и
декоративные свойства одежды напрямую связаны с хозяйственным укладом,
географическими условиями и межэтническими контактами.
В обрядовом контексте одежда получает дополнительное значение
символа. В свадебном ритуале, который является смысловым центром
обрядов жизненного цикла, одежда выполняет разнообразные функции как
во взаимодействии с человеческим телом, так и в качестве самостоятельного
предмета.
Актуальность темы. Свадебный марийский обряд продолжает
сохранять свою востребованность в обществе. Несмотря на значительные
преобразования в сценарии и атрибутике свадьбы, вызванные процессами
глобализации, обращение к региональной традиции по-прежнему актуально
и принимает различные формы, в которых аутентичные компоненты
марийской свадьбы и унифицированные элементы взаимно переплетены.
Материальное наполнение традиционной марийской свадьбы
отличается разнообразием. Одежда становится одним из наиболее
выразительных и информативных предметов марийской свадьбы. Будучи
сложным, многофункциональным предметом, она сочетает в себе

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать ««Одежда в свадебной обрядности марийцев (конец XIX – начало XXI вв.)»»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы