Оптимизация параметров карьерных экскаваторно-автомобильных комплексов с учетом внеплановых простоев

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Кузнецов Игорь Сергеевич
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………… 4
1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛИ И
ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………………………………………………………….. 10
1.1 Проблемы выбора рациональных параметров карьерных ЭАК ………….. 10
1.2 Обзор, анализ состояния и тенденций развития методов математического
моделирования и оптимизации параметров карьерных ЭАК…………………… 22
1.3 Выводы по главе……………………………………………………………………………….. 30
2 РАЗРАБОТКА АНАЛИТИКО-ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭАК С УЧЕТОМ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОСТОЕВ . 31
2.1 Анализ и систематизация простоев экскаваторов и автосамосвалов …… 31
2.2.1 Идентификация законов распределения периодичности и
продолжительности внеплановых простоев ………………………………………… 36
2.2 Разработка аналитико-имитационной модели функционирования ЭАК55
2.2.1 Программная реализация концептуальной аналитико-имитационной
модели функционирования ЭАК …………………………………………………………. 72
2.2.2 Оценка адекватности аналитико-имитационной модели
функционирования ЭАК …………………………………………………………………….. 85
2.3 Оценка степени влияния внеплановых простоев на добычу забоя
угольного разреза …………………………………………………………………………………… 96
2.4 Выводы по главе……………………………………………………………………………….. 98
3 ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОСТОЕВ НА
ЭКСПЛУАТАЦИОННУЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ЭАК ……………………….. 99
3.1 Оценка степени влияния предложений по минимизации внеплановых
простоев экскаваторов и автосамосвалов на эксплуатационную
производительность ЭАК ……………………………………………………………………….. 99
3.2 Исследование характера влияния периодичности и продолжительности
внеплановых простоев на эксплуатационную производительность ЭАК .. 102
3.3 Разработка критерия оценки влияния периодичности и
продолжительности внеплановых простоев на эксплуатационную
производительность ЭАК ……………………………………………………………………… 105
3.4 Ранжирование степени влияния внеплановых простоев на
эксплуатационную производительность ЭАК ……………………………………….. 107
3.5 Выводы по главе……………………………………………………………………………… 111
4 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНО–МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЭАК С УЧЕТОМ
ДИНАМИКИ И ВЕРОЯТНОСТНОЙ ПРИРОДЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ, ПРИЧИН И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОСТОЕВ ………….. 113
4.1 Определение целевых функций и ограничений при оптимизации
параметров ЭАК с учетом внеплановых простоев …………………………………. 113
4.2 Разработка программно-методического обеспечения для определения
оптимальных параметров ЭАК с учетом внеплановых простоев …………… 121
4.3 Оптимизация параметров ЭАК с учетом внеплановых простоев на
примере вскрышных забоев угольного разреза ООО «СП Барзасское
товарищество» ……………………………………………………………………………………… 137
4.4 Выводы по главе……………………………………………………………………………… 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………. 148
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………… 151
ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………………………………………… 164
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………………………………………. 165
ПРИЛОЖЕНИЕ В ……………………………………………………………………………………… 166
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ………………………………………………………………………………………. 167
ПРИЛОЖЕНИЕ Д ……………………………………………………………………………………… 168
ПРИЛОЖЕНИЕ Е………………………………………………………………………………………. 169

Во введении обоснована актуальность выбранной темы диссертационно- го исследования, посвященного оптимизации параметров ЭАК с учетом ВП, определены цель и задачи для её достижения, сформулированы защищаемые положения, научная новизна работы и личный вклад автора, описаны теоре-
тическая и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе определено множество основных параметров ЭАК, ис- пользуемых для определения эффективности его работы. С использованием элемента комбинаторики «сочетание» доказано, что количество возможных вариантов комплектации параметров ЭАК может достигать сотен тысяч, что
значительно усложняет задачу выбора оптимального решения.
Проведен анализ состояния и тенденций развития методов математического моделирования и оптимизации параметров карьерных ЭАК. Выявлены недостатки, которые приводят к ис-
можный пропуск рационального варианта приводит к необоснованной трате
ресурсов при ведении открытых горных работ.
каженным оценкам при выборе оптимальных параметров ЭАК
.
При этом воз-
Во второй главе решена первая задача. Для ее решения выполнена си-
стематизация простоев экскаваторов и автосамосвалов в виде много- уровневой схемы. Часть схемы, отображающая причины простоев автосамо- свалов, представлена на рис. 1. Полная схема включает 151 причину просто- ев.
Рисунок 1– Причины простоев карьерных автосамосвалов
Идентифицированы законы распределения периодичности и продол- жительности ВП с использованием методов статистического анализа. На рис. 2 в качестве примера представлена гистограмма и полигон наблюдаемых частот при идентификации закона распределения продолжительности веро- ятностного простоя по причине ремонта гидравлического оборудования ав- тосамосвалов марки БелАЗ-7513, работающих на разрезе ООО СП «Барзас- ское товарищество».
Разработана концептуальная аналитико-имитационная модель функционирования ЭАК с учетом ВП. Разработаны математические модели основных процессов в виде систем массового обслуживания (СМО). Процес- сы «прибытие и установка автосамосвалов под погрузку/разгрузку» отобра- жены СМО вида g/g/m/N, процесс «загрузка автосамосвалов экскаватором» – СМО вида g/g/1/0, а процесс «разгрузка автосамосвалов» – СМО вида g/g/m/0. Модели процессов объединены в единую сеть массового обслужива- ния (СеМО) вида (g/g/m/N) ∪(g/g/1/0)∪ (g/g/m/N), структурная схема которой представлена на рис. 3.
В СеМО заявки представляют собой автосамосвалы различных типораз- меров. Приборами, обслуживающими эти заявки, являются забои, экскавато- ры и пункты разгрузки. Продолжительность обслуживания заявок в каждом приборе зависит от горнотехнических условий эксплуатации, физико- механических свойств горных пород и параметров экскаваторов и автосамо- свалов.

торы, представлена в виде функции:
tпогр.  f(Eэкс.,dфр.,kнк,qmax,kqAC,kр,Nk,Ck,,)
(2)
Рисунок 2 – Гистограмма и полигон наблюдаемых частот при идентификации закона распределения продолжительности ВП по причине ремонта гидравлического оборудования автосамосвалов
Продолжительность задержки заявок в забое отображена в виде функции:
tман.заб.  f (ni )
где ni– тип принятой схемы выполнения маневровых работ (тупиковая,
сквозная, петлевая с разворотом).
Продолжительность задержки заявок в приборах, отображающих экскава-
где Eэкс– вместимость ковша экскаватора, [м3]; dфр.– средний размер взорван- ной горной породы, [м]; kнк– коэффициент наполнения ковша экскаватора; qmax– грузоподъемность автосамосвала, [тонн]; kqAC– коэффициент использо- вания грузоподъемности автосамосвала; kр– коэффициент разрыхления гор- ных пород; Nk– число ковшей, разгружаемых экскаватором в кузов автосамо- свала, [шт.]; Сk– соотношение линейных размеров ковша и наибольшего раз- мера самого крупного куска взорванной горной породы; β – угол поворота экскаватора, [град.]; ρ – плотность горных пород, [т/м3].
Продолжительность задержки заявок в пунктах разгрузки представлена в виде функций:
(3)
tман.разг.  f(rAC,Rман.разг.,Lман.,lac,Lос.дор.,Vср.разг.)
где rAC– минимальный радиус поворота автосамосвала, [м]; Rман.разг.– радиус поворота автосамосвала при выполнении маневровых операций на разгрузку, [м]; Lман.– длина маневрового пути при выполнении маневровых операций на разгрузку, [м]; lас -– длина автосамосвала, [м]; Lос.дор.– расстояние между осе- выми линиями дорог, [м]; Vср.разг. – скорость маневрирования карьерных авто-
самосвалов в пунктах разгрузки, [м/с],
(1)
tразг.  f (tпод.куз.,tопуск.куз.)
где tпод.куз.– время подъема кузова автосамосвала, [сек]; tопуск.куз.– время опус-
кания кузова автосамосвала, [сек].
Для учета ВП экскаваторов и автосамосвалов в СеМО веден дополни-
тельный источник, генерирующий заявки через вероятностные интервалы времени. При генерации эти заявки задерживают заявки-автосамосвалы на
время их простоя, а также закрывают своеобразные клапаны ( ) и ограни- чивают доступ заявок-автосамосвалов к обслуживающим устройствам. Усло- вия открытия (K = 1) и закрытия (K= 0) клапанов:
{mсв.m
K1, при
K0,при{mсв.0 , (6)
Дэкс. 0
где Дэкс. – доступность экскаватора (1 – доступен; 0 – не доступен);
mсв.- количество свободных мест у экскаватора до и после погрузки автосамо- свалов, находящиеся в интервале 0 ≤ mсв. ≤ m, m – количество каналов много- канального устройства «Забой», [шт.].
Эксплуатационная производительность ЭАК определяется интенсивно- стью выходного потока в СеМО, а удельные затраты на погрузку и транспор- тирование горных пород – количеством и типом заявок во входном потоке, а также количеством и типом приборов обслуживания. СеМО является замкну- той с ограниченным количеством заявок, соответствующим количеству авто- самосвалов.
Путем программной реализации СеМО посредством языка имитационно- го моделирования GPSS World, разработана аналитико-имитационная модель с учетом ВП, состоящая из 7 сегментов: 1. Прибытие автосамосвалов и при- своение им значений параметров; 2. Работа экскаваторов и автосамосвалов в забое; 3. Транспортирование горных пород в пункт разгрузки и возвращение автосамосвалов к экскаватору; 4. Работа автосамосвалов в пунктах разгрузки; 5. Простои экскаваторов и их продолжительность; 6. Простои автосамосвалов и их продолжительность; 7. Расчет объема взорванных горных пород. В та- кой модели заявки СеМО соответствуют динамическим элементам – транзак- там имитационной модели, которые двигаются от блока к блоку и задержива- ясь в них, отображают технологические процессы ЭАК.
Продолжительность задержки транзактов в блоках, устанавливается пу- тем ввода гамма распределения с соответствующими параметрами, получен- ными по хронометражным данным. В случае отсутствия хронометража про- должительность определяется по известным аналитическим формулам. Для примера, на рис.4 представлена часть аналитико-имитационной модели, отображающая работу автосамосвалов в пунктах разгрузки.
(4)
Дэкс.1
, (5)
Рисунок 3 – Структурная схема модели взаимодействия экскаваторов и автосамосвалов в виде СеМО
Рисунок 4 – Сегмент 4. Работа автосамосвалов в пунктах разгрузки
Математическое ожидание интервалов поступления автосамосвалов в
пункт разгрузки (μтранс.) определяется как среднее время транспортирования
, (7)
j1 U
горных пород от забоя в пункт разгрузки (tтранс.) по формуле: U
S L транс. ~ U ~
j t  j1
Vср. V ср.j
где S – дальность транспортирования, [м]; Lj– длина j-ого участка трассы, [м]; ~~
Vср. – средняя техническая скорость движения автосамосвалов, [м/c]; Vср. j –
средняя техническая скорость движения автосамосвалов, на j-ом участке трассы, [м/c]; U – количество участков трассы (забойный, карьерный, тран- шейный, отвальный).
Математическое ожидание продолжительности выполнения маневровых операций автосамосвалами перед разгрузкой (μман.разг.) определяется по фор-
муле:
а продолжительность разгрузки (μразг.)
t
ман.разг.
4lac.(1,45rac)Lос.дор. , (8) Vср.разг.
tразг. 1,5(tпод.куз. tопуск.куз.), (9) где rAC– минимальный радиус поворота автосамосвала, [м]; Lман. – длина ма- неврового пути при выполнении маневровых операций на разгрузку, [м]; lас– длина автосамосвала, [м]; Lос.дор. – расстояние между осевыми линиями дорог, [м]; Vср.разг.– скорость маневрирования карьерных автосамосвалов в пунктах разгрузки, [м/с]; tпод.куз.– время подъема кузова автосамосвала, [сек];
tопуск.куз.– время опускания кузова автосамосвала, [сек].
Значение среднеквадратического отклонения интервалов поступления ав-
тосамосвалов в пункт разгрузки, а также продолжительность маневровых операций перед разгрузкой и сама разгрузка (σi.) определяются согласно пра- вилу 3-х сигм по формуле:
i ti , (10) 3
где i – тип операции (транспортирование, маневрирование).
Оценена адекватность аналитико-имитационной модели, которая проводилась путем сравнения данных диспетчерских отчетов автоколонн по прошлому периоду с результатами моделирования для одних и тех же усло-
вий эксплуатации. В результате расхождение не превысило 10,0%.
Проведена оценка степени влияния ВП на добычу из забоя угольного разреза. Для примера, на рис.5 представлены результаты одного из вычисли- тельных экспериментов по оценке суточного объема добычи забоя с учетом различных видов простоев. Имитировалась работа одного ЭАК, действующе- го в условиях угольного разреза ООО «СП Барзасское товарищество».
Рисунок 5 – Динамика суточной добычи забоя с учетом простоев
Пунктирная линия отображает плановую добычу забоя, сплошная – добы- чу с учетом ВП технического и организационного характера. Видно, что пла- новая добыча отличается от добычи с учетом ВП, где возникают «периоды провалов добычи». Так, в период (А), в течение 44-46 суток происходили простои, связанные с заменой гидроцилиндра подъема стрелы и гидромотора экскаватора, протяжкой колес автосамосвалов, ремонтом их пневмогидро- подвески (ПГП), охлаждением и ремонтом гидросистемы у автосамосвалов. В период (Б), 98-100 сутки проводились ремонт двигателя внутреннего сго- рания (ДВС), замена рукава высокого давления (РВД), ремонт гидравличе- ской части экскаватора, подкачка колеса, ремонт гидросистемы, ходовой ча-

сти и системы управления автосамосвалов и т.д. Аналогичным образом про-
ведены вычислительные эксперименты по пяти разрезам Кузбасса.
В третьей главе представлено решение второй задачи. Выполнена оцен- ка степени влияния предложений по минимизации ВП горных машин на эксплуатационную производительность ЭАК. В качестве примера исполь- зования аналитико-имитационной модели для минимизации простоев экска- ватора и автосамосвалов в условиях угольного разреза ООО «СП Барзасское товарищество» организована работа экскаватора в подготовленных забоях на два подъезда с удовлетворительным состоянием подъездных и забойных ав-
тодорог (рис.6).
Рисунок 6 – Динамика добычи забоя с учетом различных видов простоев (организация работы экскаватора на два подъезда)
Установлено, что организация работы экскаватора на два подъезда не только уменьшит отклонение плановой добычи забоя от добычи с учетом ВП на 11,7%, но и увеличит добычу забоя в среднем на 5,4%.
Исследован характер влияния периодичности и продолжительности ВП на эксплуатационную производительность ЭАК. На примере условий ООО СП «Барзасское товарищество» с ЭАК, включающим экскаватор Hita- chiEX-1900 с ковшом вместимостью11 м3 и четыре автосамосвала марки Бе- лАЗ-7513 грузоподъемностью 130 тонн, установлен ряд зависимостей. Например, на рис. 7 видно, что увеличение периодичности ВП экскаватора по причине ремонта гидравлического оборудования в интервале от 340 до 936 часов, увеличивает эксплуатационную производительность ЭАК на 1,61- 4,36%, при постоянных продолжительностях между 7,86 и 25,94 часов соот- ветственно.
Разработан критерий оценки влияния периодичности и продолжи- тельности ВП на эксплуатационную производительность ЭАК. Одним из наиболее распространенных и проработанных формализмов выявления сте- пени влияния факторов на отклик в моделях, учитывающих вероятностные процессы, является дисперсионный анализ. Так как ВП характеризуется пе- риодичностью его возникновения и продолжительностью, применен двух- факторный дисперсионный анализ.

Рисунок 7 – Ремонт гидравлического оборудования экскаватора Hitachi EX-1900 (периодичность)
При этом принято, что фактор Ai – математическое ожидание продолжи- тельности i-го вероятностного простоя, [сек]; фактор Bj – математическое ожидание периодичности возникновения j-го вероятностного простоя; отклик Yij – суточная эксплуатационная производительность ЭАК [т/сут.]. Выбороч- ный коэффициент детерминации каждого из факторов, показывающий сте- пень его влияния, определялся по формуле:
(11)
~2
где k – дисперсия групповых средних по k-ому фактору;Y – общая выбо-
рочная дисперсия. Для расчета значимости влияния вероятностного простоя на эксплуатационную производительность ЭАК предложен критерий:
~2 где  А
~2
k  ~2 , Y
~2 ~2 k
~2 ~2
Ki  А B , (12) 2
– выборочный коэффициент детерминации фактора – продолжитель- ~2
ность простоя, B – выборочный коэффициент детерминации фактора – пери- ~2 ~2
одичность простоя при следующих ограничениях:  А  0 ;  B  0 .
Выполнено ранжирование степени влияния ВП на эксплуатационную производительность ЭАК для условий угольного разреза ООО СП «Барзас- ское товарищество». С использованием разработанного критерия (формула (12)) установлено, что наибольшее влияние оказывают ВП по причине отсут- ствия автосамосвалов (Ki = 47,22%), а наименьшее – ожидания погрузки (Ki = 28,20%). Учет только наиболее значимых ВП на основе критерия, определяе- мого посредством двухфакторного дисперсионного анализа с повторениями, позволит упростить процесс оптимизации параметров горных машин за счет исключения множества простоев, оказывающих меньшее влияние на эксплу- атационную производительность ЭАК.
В четвертой главе представлено решение третьей задачи. Для этого
определены целевые функции и ограничения оптимизации параметров ЭАК с учетом ВП. При выборе параметров ЭАК с одновременным учетом технологического (эксплуатационная производительность) и экономического (удельные затраты на транспортирование и погрузку горных пород) показа- телей эффективности, возникает противоречие: производительность необхо- димо максимизировать, а затраты минимизировать. При этом необходимо учитывать весомость каждого из показателей эффективности в зависимости от требований исследователя. Таким образом, возникает задача многокрите- риальной оптимизации.
Для решения данной задачи предложен комплексный критерий оптимиза- ции показателей эффективности ЭАК, основанный на методе свертки, а именно – мультипликативной в агрегированном виде
Q
F эак max (13)
где Qэак – суточная эксплуатационная производительность ЭАК, [т/сут.]; C – удельные затраты на погрузку и транспортирование горных пород, [руб./т.]; α – весовой коэффициент эксплуатационной производительности; β – весовой коэффициент удельных затрат на погрузку и транспортирование горных пород. При следующих ограничениях: α+β = 1; α(0;1); β(0;1); C≠ 0; hргп. ≤ 1,5 Hч.max; Vmax≤ 30; hргп. – высота уступа, [м]; Hч.max – максималь- ная высота черпания экскаватора, [м]; Vmax –- максимально допустимая сред- няя техническая скорость движения автосамосвалов на участках трассы, [км/ч]; (в соответствии с требованиями техники безопасности); 3 ≤ Nk≤ 10; Nk – число ковшей, разгружаемых экскаватором в кузов автосамосвала, [шт.]; 45 ≤ qmax≤ 130 (добыча); 30 ≤ qmax≤ 450 (вскрыша); 1 ≤ Nac≤ 20; Nac– количе- ство автосамосвалов, закрепленных за экскаватором, [шт.]; 5 ≤ Eэкс ≤ 11 (до- быча); 5 ≤ Eэкс ≤ 35 (вскрыша); Eэкс – вместимость ковша экскаватора, [м3].
Эксплуатационная производительность ЭАК определяется с использова- нием аналитико-имитационной модели. Удельные затраты на погрузку и транспортирование горных пород:
С
ССпогр. 
i1


трасп. , (14) N
где: Спогр. – удельные затраты на погрузку горных пород экскаватором в авто- самосвалы, [руб./т]; Странсп. – удельные затраты на транспортирование горных пород автосамосвалами, [руб./т], N – количество автосамосвалов, [шт].
Целевые функции (15), (16) включают в себя 38 параметров, из которых 9 параметров являются факторами оптимизации:
QЭАК = f1(Rgt, Rfm, Rgm, REAK) → max, (15) C = f2 (Rgm , Rgt , REAK ) → min, (16) где Rgt – множество параметров горнотехнических условий эксплуатации; Rfm – множество параметров физико-механических свойств горных пород;
Rgm – множество параметров горных машин; REAK – множество параметров
ЭАК.
Характер целевой функции в сложной аналитико-имитационной модели
ЭАК, в которой есть обратные связи и разнородные заявки, позволяет гово- рить о неприменимости точных методов решения оптимизационных задач. Численные методы на основе алгоритмов эвристического класса позволяют найти оптимальные параметры систем за кратчайшее время с высокой точно- стью, при этом нет необходимости в полном исследовании области допусти- мых значений и аналитическом описании целевой функции. Произведена адаптация генетического алгоритма оптимизации, который включает в себя пять шагов (рис. 8).
Рисунок 8 – Оптимизация параметров ЭАК посредством эволюционного алгоритма
На первом шаге, создаётся крупное число так называемых кортежей, т.е. сочетаний параметров ЭАК. Затем происходит рекомбинация параметров. Число кортежей увеличивается в 2 раза, при этом новые кортежи генериру- ются как сочетание параметров уже существующих. На третьем шаге для каждого сочетания параметров происходит оценка производительности с использованием аналитико-имитационной модели и удельных затрат. На четвёртом шаге все кортежи сортируются по значению комплексного муль- типликативного критерия оптимизации в агрегированном виде. Половина из них, обладающих наименьшими значениями критерия, удаляется. На пятом шаге в некоторых кортежах происходит рекомбинация параметров: некото- рым параметрам случайным образом присваиваются новые значения. Затем шаги 2-5 повторяются до тех пор, пока среднее значение критерия оптимиза- ции всех сочетаний параметров не перестанет расти.

Разработано программно-методическое обеспечение для определения оптимальных параметров ЭАК с учетом ВП на основе аналитико- имитационной модели, структурная схема которого представлена на рис. 9.
Рисунок 9 – Структурная схема программно-методического обеспечения оптимизации параметров ЭАК
Программно-методическое обеспечение включает в себя модули: диспер- сионного анализа для оценки степени влияния вероятностных простоев на производительность; имитационного моделирования и оптимизации для оценки вариантов сочетаний параметров и выбора эффективного решения; визуализации для вывода результатов моделирования вместе с анимацией работы ЭАК, а также интерфейс пользователя для интерактивного взаимо- действия.
Определены оптимальные параметры ЭАК на примере условий уголь- ного разреза ООО СП «Барзасское товарищество» и сформулированы реко- мендации по использованию экскаватора и автосамосвалов (табл. 2).
Согласно данным, полученным с диспетчерских отчетов автоколонн раз- реза ООО СП «Барзасское товарищество», при использовании на вскрышном забое No44 девяти автосамосвалов грузоподъемностью 130 тонн, закреплен- ных за экскаватором ЭКГ-10, а также двенадцати автосамосвалов грузоподъ- емностью 130 тонн во вскрышном забое No32, закрепленных за экскаватором Hitachi EX-1900, суммарная суточная производительность с двух забоев со- ставит 96,09 тыс.т/сут. при удельных затратах на погрузку и транспортирова- ние горной породы 10,88 руб./т. Значение критерия эффективности составля- ет 2,97.
Применение рекомендуемых значений параметров позволит увеличить суточную эксплуатационную производительность на 41,8%, при этом сокра- тив удельные затраты на погрузку и транспортирование горных пород на 10,7%. Значение критерия эффективности ЭАК повыситься на 39,1%.

Таблица 2 – Результаты экспериментов поиска оптимальных параметров с
учетом ВП горных машин Параметр
Вместимость ковша, [м3] Максимальный радиус черпания, [м] Максимальная высота черпания, [м] Максимальная высота разгрузки, [м] Пример модели
экскаватора
Вес тары, [тонн] Минимальный радиус поворота автосамосвала, [м]
Значение
Вскрышной забой No44
20,9
20,6
13,1 Hitachi-EX-5500
70 – 113 10 – 16,6
Вскрышной забой No32
21,78 15,56
9,2 Caterpillar 7295
100 – 164 12 – 15,1
Грузоподъёмность автосамосвала, [тонн] (количество, [шт.])
90 – 91 (5), 130 – 136 (3)
130 – 156,9 (5), 180 – 181 (2), 221 – 240 (3)
Габаритные размеры автосамосвала, [м] (длина/ширина/высота)
9,78 / 5,89 / 5,12 – 11,5 / 7 / 5,90
11,37 / 6,89 / 5,85 – 14,15 / 8,45 / 6,88
Пример модели автосамосвала
БелАЗ-7557,
БелАЗ-7513, Caterpillar 777D, Hitachi EH 1600,
Hitachi EH 3000, БелАЗ-7518, БелАЗ-7531, БелАЗ-7513
Qэак, [тыс.т./сут.] C, [руб./т.]
F
Показатели эффективности 165,49
9,72 4,13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диссертация является научно-квалификационной работой, в которой со- держится решение научной задачи выбора оптимальных параметров экскава- торно-автомобильных комплексов с учетом внеплановых простоев горных машин, обеспечивающее повышение эффективности открытых горных работ, что имеет существенное значение для развития угольной отрасли Российской Федерации.
В диссертации решены взаимосвязанные задачи:
1) Результатом решения задачи – «Разработать аналитико-имитационную модель функционирования ЭАК с учетом внеплановых простоев» является:
– Произведена систематизация простоев экскаваторов и автосамосвалов на плановые и внеплановые. Установлено, что периодичность и продолжитель-
ность ВП экскаваторов и автосамосвалов соответствует гамма-
распределению с ограниченной правосторонней областью.
– Разработана концептуальная модель функционирования ЭАК с приме-
нением теории массового обслуживания и выполнена ее программная реали- зация с помощью языка имитационного моделирования GPSS World, что поз- воляет оценивать суточную производительность ЭАК и удельные затраты на погрузку и транспортирование горной массы с учетом ВП экскаваторов и автосамосвалов. Максимальная погрешность выходных модельных данных по сравнению с данными диспетчерских отчетов не превышает критического значения в 10%.
– Установлено, что расхождение суточной плановой добычи с добычей при учете ВП составляет в среднем 17,2% при доверительной вероятности 95,0%.
2) Результатом решения задачи – «Определить степень влияния внеплано- вых простоев на эксплуатационную производительность ЭАК» на примере условий угольного разреза ООО «СП Барзасское товарищество» является:
– Установлено, что организация работы экскаватора на два подъезда с учетом ВП позволит повысить добычу из забоя на 5,43%.
– Установлено, что увеличение продолжительности ВП экскаватора по причине ремонта гидравлического оборудования в интервале от 7 до 26 ча- сов, линейно снижает эксплуатационную производительность ЭАК на 2,36- 5,08%, при постоянных периодичностях между 346 и 931 часов соответ- ственно. Увеличение периодичности ВП экскаватора по причине ремонта гидравлического оборудования в интервале от 340 до 936 часов, увеличивает эксплуатационную производительность ЭАК на 1,61-4,36%, при постоянных продолжительностях между 7,86 и 25,94 часов соответственно. Увеличение продолжительности ВП автосамосвалов по причине ремонта ДВС в интерва- ле от 3 до 392 часов, линейно снижает эксплуатационную производитель- ность ЭАК на 0,79-25,61%, при постоянных периодичностях между 1623,3 и 19265,6 часов соответственно. Увеличение периодичности ВП автосамосва- лов по причине ремонта ДВС в интервале от 1623 до 19295 часов, увеличива- ет эксплуатационную производительность ЭАК на 0,24-19,95%, при постоян- ных продолжительностях между 3,4 и 392,4 часов соответственно.
– Разработан критерий оценки влияния ВП на эксплуатационную произво- дительность ЭАК (Ki), который определяется как среднее арифметическое между коэффициентами детерминации факторов периодичности и продол- жительности внепланового простоя.
– Произведено ранжирование внеплановых простоев экскаваторов и авто- самосвалов с использованием разработанного критерия Ki для условий угольного разреза ООО СП «Барзасское товарищество»: отсутствие автоса- мосвалов (Ki ≈ 47,22%); ремонт рабочего оборудования экскаватора (Ki ≈ 46,23%); ремонт гидравлического оборудования экскаватора (Ki ≈ 45,80%); ремонт ходового и механического оборудования экскаватора (Ki ≈ 43,98%); ремонт электрооборудования экскаватора (Ki ≈ 41,91%); ремонт/замена ав- тошин (Ki ≈ 39,23%); ремонт системы управления автосамосвала (Ki ≈
38,66%); ремонт электрооборудования автосамосвала (Ki ≈ 34,48%); ремонт двигателя внутреннего сгорания (Ki ≈ 30,58%); ремонт гидросистемы автоса-
мосвала (Ki ≈ 29,90%); ожидание погрузки (Ki ≈ 28,20%).
3) Результатом решения задачи – «Разработать программно-методическое
обеспечение для определения оптимальных параметров ЭАК с учетом вне- плановых простоев» является:
– Определены целевые функции оптимизации параметров ЭАК, которые устанавливают связь между входными параметрами: 27 параметров горно- технических условий (множество Rgt), 2 параметра физико-механических свойств горных пород (множество Rfm), 8 параметров горных машин (множе- ство Rgm), 1 параметр ЭАК (множество REAK) и откликом: эксплуатационной производительностью (QЭАК), удельными затратами на погрузку и транспор- тирование горной массы (С).
– Разработано программно-методическое обеспечение, позволяющее оце- нивать эксплуатационную производительность ЭАК, а также удельные затра- ты на погрузку и транспортирование горной массы и выбирать оптимальные параметры ЭАК посредством имитационного моделирования совместной работы горных машин с учетом их ВП.
– Определены оптимальные параметры ЭАК для условий угольного разре- за ООО «СП Барзасское товарищество», позволяющие повысить суточную эксплуатационную производительность ЭАК на 41,8%, а также сократить затраты на погрузку и транспортирование горных пород на 10,7%, и повы- сить значение критерия оптимизации на 39,1%. Сформированы рекоменда- ции по использованию горных машин для забоя No44: экскаватор Hitachi EX- 5500, автосамосвалы БелАЗ-7557 или Caterpillar-777D и БелАЗ-7513 или Cat- erpillar-785D; для забоя No32: экскаватор Caterpillar 7295, автосамосвалы Бе- лАЗ-7513 или Hitachi EH 3000, БелАЗ-7518 и БелАЗ-7531 или Komatsu HD- 830E.
Направление дальнейших исследований заключается в:
1) Расширении функционала программно-методического обеспечения для повышения эффективности выбора оптимальных параметров ЭАК за счет учета параметров буровзрывных работ, а также показателей надежности гор- ных машин, изменяющихся в зависимости от условий их эксплуатации и сро- ка службы.
2) Исследовании и оптимизации параметров ЭАК при автоматизации и роботизации горных машин, в том числе при совместной работе ЭАК и ком- плекса глубокой разработки пластов (КГРП) при добыче угля открыто- подземным способом.

Актуальность работы. Объем угля, извлекаемый открытым способом, со-
ставляет 74% от всей добычи в Российской Федерации [1]. Важной остается про-
блема повышения эксплуатационной производительности экскаваторно-автомо-
бильных комплексов (ЭАК), на которую влияют параметры горных машин, вза-
имодействующих во времени и пространстве, а также внеплановые простои, ко-
торые могут занимать до 57% рабочего времени, что приводит к временному пре-
кращению работ и как следствие снижению производительности [2-6].
Степень разработанности. Обоснованию, моделированию и оптимизации
ЭАК посвящены работы многих ученых, таких как: К.Н. Трубецкой,
А.А. Кулешов, К.Ю. Анистратов, В.И. Суханов, В.В. Ржевский, А.А. Хорешок,
А.С. Морин, Г.Д. Буялич, А.П. Комиссаров, Ю.А. Лагунова, Б.Л. Герике,
Ю.Е. Воронов, В.С. Квагинидзе, А.Ю. Захаров, А.С. Фурман, А.Г. Журавлев,
Д.А. Кузиев, О.Н. Вуейкова, А.Ю. Воронов, Д.В. Стенин,
В.В. Макаров, Ю.В. Стенин, а также A. Krause, С. Н. Ta,
S. Alarie, C. Burt, М. М. Vemba, W. Cox, T. French, M. Reynolds, L. While и других.
Анализ исследований и разработок этих авторов позволил выявить следу-
ющее:
– недостаточно детально учитывается влияние причин и продолжительно-
сти простоев на эффективность работы ЭАК, что приводит к искаженным оцен-
кам при выборе оптимальных параметров ЭАК;
– не в полной мере учитывается вероятностное взаимодействие экскавато-
ров и автосамосвалов во времени и пространстве, что не позволяет избежать
ошибок в планировании организации работ и приводит к несоответствию расчет-
ной (плановой) и фактической величин производительности ЭАК;
– отсутствует учет влияния на эксплуатационную производительность
ЭАК возможных альтернативных вариантов комбинирования параметров гор-
ных машин, при этом возможный пропуск рационального варианта приводит к
необоснованной трате ресурсов при ведении открытых горных работ;
– не решена задача многофакторной многокритериальной оптимизации па-
раметров ЭАК с одновременным повышением производительности при миними-
зации стоимости работ.
В связи с этим работа, направленная на оптимизацию параметров карьер-
ных экскаваторно-автомобильных комплексов с учетом внеплановых простоев,
исключающая вышеприведенные недостатки, является актуальной.
Диссертация выполнена при финансовой поддержке РФФИ №19-37-90031
(2019-2021).
Целью работы является оптимизация параметров карьерных экскава-
торно-автомобильных комплексов с учетом внеплановых простоев для повыше-
ния эффективности открытых горных работ.
Идея работы заключается в совместном использовании эволюционного
алгоритма и аналитико-имитационного моделирования технологических процес-
сов для оптимизации параметров экскаваторно-автомобильного комплекса.
Объект исследования: экскаваторно-автомобильный комплекс для от-
крытых горных работ.
Предмет исследования: параметры работы экскаваторно-автомобильного
комплекса, зависящие от горнотехнических условий эксплуатации.
Для достижения поставленной цели в диссертации необходимо решить
взаимосвязанные задачи:

Диссертация является научно-квалификационной работой, в которой содер-
жится решение научной задачи выбора оптимальных параметров экскаваторно-ав-
томобильных комплексов с учетом внеплановых простоев горных машин, обеспе-
чивающее повышение эффективности открытых горных работ, что имеет суще-
ственное значение для развития угольной отрасли Российской Федерации.
В диссертации решены взаимосвязанные задачи:
1) Результатом решения задачи – «Разработать аналитико-имитационную мо-
дель функционирования ЭАК с учетом внеплановых простоев» является:
– Произведена систематизация простоев экскаваторов и автосамосвалов на
плановые и внеплановые. Установлено, что периодичность и продолжительность
ВП экскаваторов и автосамосвалов соответствует гамма-распределению с ограни-
ченной правосторонней областью.
– Разработана концептуальная модель функционирования ЭАК с примене-
нием теории массового обслуживания и выполнена ее программная реализация с
помощью языка имитационного моделирования GPSS World, что позволяет оцени-
вать суточную производительность ЭАК и удельные затраты на погрузку и транс-
портирование горной массы с учетом ВП экскаваторов и автосамосвалов. Макси-
мальная погрешность выходных модельных данных по сравнению с данными дис-
петчерских отчетов не превышает критического значения в 10%.
– Установлено, что расхождение суточной плановой добычи с добычей при
учете ВП составляет в среднем 17,2% при доверительной вероятности 95,0%.
2) Результатом решения задачи – «Определить степень влияния внеплановых
простоев на эксплуатационную производительность ЭАК» на примере условий
угольного разреза ООО «СП Барзасское товарищество» является:
– Установлено, что организация работы экскаватора на два подъезда с учетом
ВП позволит повысить добычу из забоя на 5,43%.
– Установлено, что увеличение продолжительности ВП экскаватора по при-
чине ремонта гидравлического оборудования в интервале от 7 до 26 часов, линейно
снижает эксплуатационную производительность ЭАК на 2,36-5,08%, при
постоянных периодичностях между 346 и 931 часов соответственно. Увеличение
периодичности ВП экскаватора по причине ремонта гидравлического оборудования
в интервале от 340 до 936 часов, увеличивает эксплуатационную производитель-
ность ЭАК на 1,61-4,36%, при постоянных продолжительностях между 7,86 и 25,94
часов соответственно. Увеличение продолжительности ВП автосамосвалов по при-
чине ремонта ДВС в интервале от 3 до 392 часов, линейно снижает эксплуатацион-
ную производительность ЭАК на 0,79-25,61%, при постоянных периодичностях
между 1623,3 и 19265,6 часов соответственно. Увеличение периодичности ВП авто-
самосвалов по причине ремонта ДВС в интервале от 1623 до 19295 часов, увеличи-
вает эксплуатационную производительность ЭАК на 0,24-19,95%, при постоянных
продолжительностях между 3,4 и 392,4 часов соответственно.
– Разработан критерий оценки влияния ВП на эксплуатационную производи-
тельность ЭАК (K i ), который определяется как среднее арифметическое между ко-
эффициентами детерминации факторов периодичности и продолжительности вне-
планового простоя.
– Произведено ранжирование внеплановых простоев экскаваторов и автоса-
мосвалов с использованием разработанного критерия K i для условий угольного раз-
реза ООО СП «Барзасское товарищество»: отсутствие автосамосвалов (K i ≈
47,22%); ремонт рабочего оборудования экскаватора (K i ≈ 46,23%); ремонт гидрав-
лического оборудования экскаватора (K i ≈ 45,80%); ремонт ходового и механиче-
ского оборудования экскаватора (K i ≈ 43,98%); ремонт электрооборудования экска-
ватора (K i ≈ 41,91%); ремонт/замена автошин (K i ≈ 39,23%); ремонт системы управ-
ления автосамосвала (K i ≈ 38,66%); ремонт электрооборудования автосамосвала (K i
≈ 34,48%); ремонт двигателя внутреннего сгорания (K i ≈ 30,58%); ремонт гидроси-
стемы автосамосвала (K i ≈ 29,90%); ожидание погрузки (K i ≈ 28,20%).
3) Результатом решения задачи – «Разработать программно-методическое
обеспечение для определения оптимальных параметров ЭАК с учетом внеплановых
простоев» является:
– Определены целевые функции оптимизации параметров ЭАК, которые уста-
навливают связь между входными параметрами: 27 параметров горнотехнических
условий (множество R gt ), 2 параметра физико-механических свойств горных пород
(множество R fm ), 8 параметров горных машин (множество R gm ), 1 параметр ЭАК
(множество R EAK ) и откликом: эксплуатационной производительностью (Q ЭАК ),
удельными затратами на погрузку и транспортирование горной массы (С).
– Разработано программно-методическое обеспечение, позволяющее оцени-
вать эксплуатационную производительность ЭАК, а также удельные затраты на по-
грузку и транспортирование горной массы и выбирать оптимальные параметры
ЭАК посредством имитационного моделирования совместной работы горных ма-
шин с учетом их ВП.
– Определены оптимальные параметры ЭАК для условий угольного разреза
ООО «СП Барзасское товарищество», позволяющие повысить суточную эксплуата-
ционную производительность ЭАК на 41,8%, а также сократить затраты на погрузку
и транспортирование горных пород на 10,7%, и повысить значение критерия опти-
мизации на 39,1%. Сформированы рекомендации по использованию горных машин
для забоя №44: экскаватор Hitachi EX-5500, автосамосвалы БелАЗ-7557 или Cater-
pillar-777D и БелАЗ-7513 или Caterpillar-785D; для забоя №32: экскаватор Caterpillar
7295, автосамосвалы БелАЗ-7513 или Hitachi EH 3000, БелАЗ-7518 и БелАЗ-7531
или Komatsu HD-830E.
Направление дальнейших исследований заключается в:
1) Расширении функционала программно-методического обеспечения для по-
вышения эффективности выбора оптимальных параметров ЭАК за счет учета пара-
метров буровзрывных работ, а также показателей надежности горных машин, изме-
няющихся в зависимости от условий их эксплуатации и срока службы.
2) Исследовании и оптимизации параметров ЭАК при автоматизации и робо-
тизации горных машин, в том числе при совместной работе ЭАК и комплекса глу-
бокой разработки пластов (КГРП) при добыче угля открыто-подземным способом.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Оптимизация параметров карьерных экскаваторно-автомобильных комплексов с учетом внеплановых простоев»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Обоснование структуры и основных параметров переносного перфоратора с винтовой траекторией рабочего хода
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
    Обоснование параметров реечной буровой установки для бурения наклонных и горизонтальных скважин большого диаметра с изменяющимся профилем
    📅 2021 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»